Содержание

5. Память

Психическое
развитие человека возможно потому, что
он сохраняет приобретенный опыт и
знания.

Память

это
психический процесс получения, хранения
и воспроизведения человеком жизненного
опыта.

Память
– это одновременно психофизиологический
и культурный процесс. Перед психологической
наукой стоит ряд вопросов, связанных с
изучением процессов памяти:

– каковы
физиологические механизмы этого
процесса;

– какие
условия содействуют запечатлению
информации;

– какие
приемы могут позволить расширить объем
запечатленного материала.

Существует
несколько подходов к классификации
памяти

(схема 6)

Схема
6

I.
Классификация
памяти по времени сохранения материала:

1.
Мгновенная
(иконическая, эхоическая) память –
это
вид памяти, связаный с удержанием
информации, воспринятой органами чувств,
без какой бы то ни было ее переработки;
ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды.
Мгновенная память представляет собой
остаточное впечатление, которое возникает
от непосредственного восприятия
стимулов.

2.
Кратковременная
память

это вид памяти, характеризующийся
сохранением воспринимаемой информации
без ее повторения в течение (в среднем)
20 секунд. Кратковременная память
сохраняет обобщенный образ воспринятого
и работает без предварительной
сознательной установки на запоминание.
Кратковременная память связана с таким
понятием, как объем кратковременной
памяти.
Объем кратковременной памяти

– показатель, характеризующий способность
механически (т.е. без использования
специальных приемов) запоминать и
воспроизводить определенное количество
единиц информации после ее однократного
предъявления. Объем кратковременной
памяти описывается законом Дж. Миллера
и равен 7±2. В случае, если человеку
предъявляют цифры, то он запоминает из
них 8, если буквы – 7, если слоги – 6, если
слова – 5, если предложения, состоящие
из 2 слов, – 4. Объем кратковременной
памяти индивидуален, зависит от природной
памяти человека и сохраняется, как
правило, в течение всей жизни.

Кратковременная
память связана с актуальным сознанием
человека: сохраняется та информация,
которая осознается и соотносится с
актуальными потребностями и интересами
человека. С особенностями кратковременной
памяти, обусловленными ограниченностью
ее объема, связано такое свойство памяти,
как замещение
способность
вытеснять вновь поступающей информацией
хранящуюся там при переполнении
индивидуального ограниченного объема
кратковременной памяти. При этом, как
правило, остается информация, поступившая
в начале и в конце, т.е. наблюдается так
называемый эффект
края.

3.
Оперативная
память

вид памяти, обслуживающий непосредственно
осуществляемые человеком актуальные
действия и рассчитанный на хранение
информации в течение заранее заданного
определенного срока в диапазоне от
нескольких секунд до нескольких дней
или месяцев. Срок хранения информации
определяется задачей, вставшей перед
человеком, и рассчитан только на ее
решение.

4.
Долговременная
память

это вид памяти, обеспечивающий хранение
информации в течение практически
неограниченного срока. Информация,
попавшая в хранилище долговременной
памяти, может воспроизводиться человеком
сколько угодно раз без утраты. Многократное
и систематическое воспроизведение
информации упрочивает ее следы в
долговременной памяти. Долговременная
память хранит фактическую информацию
(всевозможные законы, понятия, определения)
и эпизодическую (историческую, ситуации,
происходившие в данном промежутке
времени с конкретным человеком).

В
долговременную память может проникнуть
и надолго сохраниться лишь та информация,
которая была в кратковременной памяти.
Для этого необходимо, чтобы с ней была
произведена работа по ее перекодированию,
т.е. переводу на язык, понятный и доступный
мозгу человека. Одна из концепций,
описывающая совместную взаимосвязанную
деятельность кратковременной и
долговременной памяти, разработана
американскими учеными Р. Аткинсоном и
Р. Шифриным (схема 7).

информация

кратковременная
память

перекодирован-ная
информация

долговременная
память

повторение

вытеснение

повторение

Схема
7

Долговременная
память обычно начинает функционировать
не сразу после того как человек воспринял
и запомнил данный материал, а спустя
некоторое время, необходимое для того,
чтобы человек внутренне смог переключиться
с процесса запоминания на процесс
воспроизведения. Это свойство
долговременной памяти называется
реминисценцией
– улучшением со временем воспроизведения
заученного материала без дополнительных
повторений. Обычно реминисценция
происходит на второй, третий день после
заучивания материала.

Забывание
(невозможно восстановить ранее вопринятую
информацию) протекает во времени
неправомерно. Опыты Г. Эббингауза
показали, что наибольшая потеря информации
происходит сразу же после ее получения,
а в дальнейшем забывание идет медленнее
(схема 8).

100

%

42

20


1ч 9ч
24ч 48ч

Схема
8

Мотивация
влияет на избирательность памяти,
сохраняя в ней следы незавершенных
заданий. Это явление носит название
эффект
Зейгарник –
способность
человека непроизвольно удерживать в
своей памяти и в первую очередь
воспроизводить то, что отвечает его
наиболее актуальным, но не вполне
удовлетворенным потребностям. Если
людям предложить серию заданий и одни
из них позволить довести до конца, а
другие прервать незавершенными, то
оказывается, что впоследствии испытуемые
почти в два раза чаще вспоминают
незавершенные задания, чем завершенные
к моменту прерывания.

5.
Генетическая
память –
вид
памяти, позволяющий хранить информацию
в генотипе, передавая и воспроизводя
ее по наследству. У человека данный вид
памяти слабо выражен. Генетическая
память человека – единственный вид
памяти, на который невозможно оказывать
влияние через обучение.

II.
Классификация памяти по преобладающему
в процессах запоминания, сохранения и
воспроизведения анализатору:

1.
Зрительная
память

– память, связанная с сохранением и
воспроизведением зрительных образов.
Хорошей зрительной памятью обладают
люди с развитым воображением. То, что
человек зрительно может себе представить,
как правило, легче запоминается и
воспроизводится.

2.
Слуховая
память

это память, связанная с запоминанием и
точным воспроизведением различных
звуков (музыкальных, речевых). Особую
разновидность слуховой памяти составляет
словесно-логическая память, которая
выражается в запоминании и воспроизведении
мыслей. При этом словесно-логическая
память проявляется в двух случаях: а)
запоминается и воспроизводится только
смысл данного материала, а точное
сохранение подлинных выражений не
требуется; б) запоминается не только
смысл, но и буквальное словесное выражение
мыслей.

3.
Двигательная
память –

это память, связанная с запоминанием и
сохранением, а при необходимости и
воспроизведением с достаточной точностью
многообразных сложных движений. Данный
вид памяти участвует в формировании
спортивных, художественных, трудовых
умений и навыков.

4.
Эмоциональная
память –
память,
заключающаяся в способности запоминать
и воспроизводить чувства и переживания.
Эмоциональная память участвует в работе
всех видов памяти, особенно проявляясь
в человеческих отношениях. На эмоциональной
памяти непосредственно основана
прочность запоминания информации: то,
что у человека вызывает эмоциональное
переживание, запоминается им без труда
и на длительный срок.

В
соответствии с тем, какие сенсорные
области доминируют у человека в процессах
запоминания и воспроизведения информации,
выделяют индивидуальный
тип памяти
:
зрительную, слуховую, двигательную,
эмоциональную и разнообразные их
сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле
безусловного доминирования одного из
перечисленных, крайне редки. Наибольшего
развития у человека достигают те типы
памяти, которые чаще всего им используются
в профессиональной деятельности.

III.
Классификация памяти по характеру
участия воли в процессах запоминания,
сохранения и воспроизведения материала:

1.
Произвольная
память –
память,
предполагающая постановку задачи на
запоминание, узнавание, сохранение или
воспроизведение, а сам процесс запоминания
или воспроизведения требует волевых
усилий.

2.
Непроизвольная
память – память, предполагающая
запоминание и воспроизведение,
осуществляемое автоматически без
волевых усилий, без постановки специальных
мнемических задач. Непроизвольное
запоминание во многих случаях превосходит
произвольное. Лучше непроизвольно
запоминается информация, выступающая
в качестве цели осуществления деятельности,
связанная с умственной или практической
работой человека, и имеющая для него
большое значение.

IV.
Классификация
памяти по способу запоминания:

1.
Произвольная
память

память, связанная с волевым контролем
запоминания.

2.
Логическая
память

память, связанная с использованием
логики, смысловых значений и связей.

3.
Опосредованная
память

память, связанная с использованием
разнообразных средств запоминания (в
т.ч. мнемонические приемы).

С
раннего детства процесс развития памяти
идет по следующим этапам:

1)
механическая память постепенно
дополняется и замещается логической;

2)
непосредственное запоминание со временем
превращается в опосредованное, связанное
с активными и осознанными приемами для
запоминания и воспроизведения различной
информации;

3)
непроизвольное запоминание, доминирующее
в детстве, у взрослого человека
превращается в произвольное.

Мнемотехника
(мнемоника)

(греч. mneme
– память, techne
– искусство, mnemonikon
– искусство запоминания; Мнемосина
(Мнемозина) – богиня памяти в греческой
мифологии) – система различных приемов,
облегчающих запоминание и увеличивающих
объем воспроизводимого материала путем
образования искусственных ассоциаций.

При
запоминании информации следует помнить,
что:

1)
сравнительно простые события в жизни,
произведшие сильные впечатления на
человека, запоминаются прочно и надолго;

2)
чем больше умственных усилий прилагает
человек для запоминания чего-либо, тем
легче оно затем воспроизводится;

3)
положительные эмоции, как правило,
способствуют запоминанию и воспроизведению,
а отрицательные – препятствуют;

4)
привычка к осмысленному воспроизведению
способствует запоминанию и воспроизведению;

5)
большую роль в запоминании и воспроизведении
играет повторение, которое лучше
распределить во времени таким образом,
чтобы на начало и конец приходилось
больше повторений, чем на середину;

6)
для лучшего запоминания материала
рекомендуют повторять его перед сном.

studfiles.net

Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память :: SYL.ru

Каждый человек в течение всей своей жизни накапливает определенную информацию, опыт и знания, необходимые ему в различных сферах его деятельности. Все это возможно благодаря памяти. Без нее человечество никогда не достигло бы прогресса и до сих пор оставалось бы на уровне первобытнообщинного строя. Память – это одна из важнейших функций нашего сознания. Что же означает это понятие? Каковы основные виды памяти в психологии? С какими ее нарушениями может столкнуться человек, и как их исправить?

Понятие и функции памяти

Память – это способность сознания человека накапливать, сохранять, а также воспроизводить полученные некогда знания, навыки, информацию о нашем мире. В различных формах она присуща всем живым организмам. Однако у людей, по сравнению с остальными существами, память находится на самом высшем уровне развития.

Различные типы памяти способствуют тому, что человек может не только овладевать некими сведениями, но и повторять и воспроизводить всевозможные действия. Память позволяет нам переноситься мыслями в прошлое, заново переживать эмоции и волнения, которые мы когда-то испытали. Эта функция человеческой психики обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, делает возможным обучение и личностное развитие.

Память способствует координации работы различных подсистем нашей психики. С ее помощью человек способен добиваться цели, поставленной перед собой, благодаря запоминанию и воспроизведению в нужный момент необходимой информации.

К основным функциям памяти относится способность накапливать и сохранять полученные знания в течение длительного промежутка времени. Также она необходима для воспроизведения информации с максимальной точностью.

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации. Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу. В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время. Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла.

Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

Понятие и особенности зрительной памяти

Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.

Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные. При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти.

Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.

Особенности слуховой памяти

Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память – это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее. Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен. Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

Кратковременная память

Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

Долговременная память

Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.

Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.

Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.

У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.

Способность забывать как функция памяти

Многими людьми способность забывать рассматривается, как недостаток, и даже нарушение памяти, от которого хотелось бы избавиться. Действительно, мало кому понравится в нужный момент не суметь вспомнить важную информацию. Однако на самом деле способность забывать нам крайне необходима.

Если на секунду представить, что человек хранил бы в своей голове абсолютно все, и ни одна даже самая малейшая деталь не ускользала бы из нашего сознания, насколько перегруженной оказалась бы в итоге наша память? Помимо этого, есть множество неприятных и страшных событий, которые хочется поскорее забыть. Наше сознание устроено таким образом, что пытается стереть из памяти весь негатив. Люди стараются помнить только хорошее и поменьше думать о плохом.

Способность забывать позволяет человеку концентрироваться на самых важных вещах и сохранять в своем сознании только действительно необходимую информацию. Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представление людей о нужных сведениях совпадают с выбором таковых нашим мозгом. Подобные ситуации создают для нас проблемы и неудобства, и человек жалуется, что у него плохая память.

Необходимо помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную, лишнюю информацию. Без этой способности мозг работал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. При этом у человека часто возникали бы нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

Нарушение памяти: виды и причины

Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.

Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.

Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию – заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.

Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.

Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.

Как развить память?

У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

Упражнения для улучшения памяти

Существует множество упражнений для развития и тренировки нашей памяти. Многие из них можно применять в повседневной жизни, они не требуют специальной подготовки и наличия определенных книг и пособий.

Очень большого внимания заслуживает тренировка зрительной памяти. Приведем несколько примеров упражнений на ее развитие. Можете открыть любую картинку, посмотреть на нее несколько секунд, затем закрыть глаза и мысленно постараться вспомнить все, что вам удастся. Затем откройте глаза и проверьте себя.

Еще одним вариантом упражнений развития зрительной памяти является игра в карандаши. Вы можете взять несколько карандашей, бросить их на стол в случайном порядке, посмотреть на них пару секунд, а затем, не подглядывая, воспроизвести увиденное на другом конце стола. Если у вас все получается слишком легко, можно увеличить количество карандашей.

Для развития слуховой памяти будет очень полезным читать книги вслух. Однако делать это нужно с выражением, избегая монотонного чтения. Разучивание стихотворений также поспособствует улучшению слуховой памяти. Даже пара выученных четверостиший в день существенно повысят возможности вашей памяти. Можно попробовать запомнить и через некоторое время воспроизвести про себя разговор незнакомцев или услышанную в маршрутке новую для вас песню.

Для развития памяти постарайтесь каждый вечер вспоминать события прожитого дня в мельчайших деталях. Причем делать это нужно в обратной последовательности, то есть, начиная с вечера и заканчивая пробуждением.

Для того чтобы ваша память как можно дольше вас не подводила, необходимо полноценно питаться, отдыхать, избегать стрессов и негативных эмоций. Помнить все невозможно, поэтому даже если вы что-то забыли, постарайтесь отнестись к этому с юмором и не зацикливаться на проблемах.

www.syl.ru

Кратковременная и долговременная память человека

Собственная внутренняя память является важнейшим психическим процессом. На протяжении всей жизни мозг человека воспринимает, перерабатывает, хранит и воспроизводит различную информацию, некоторая часть которой сохраняется в воспоминаниях недолго, другая часть может быть воспроизведена даже через несколько лет. С чем связаны такие особенности процесса запоминания? Это, в первую очередь, обусловлено тем, что у человека есть 2 совершенно разных вида памяти:

  1. долговременная;
  2. кратковременная.

Именно от этих видов зависит, какая информация будет храниться в коре головного мозга всего лишь несколько минут, а какая будет «запечатлена» там на долгие годы.

В психологии бытует мнение, что на процесс запоминания и усвоения, а также на объёмы, которые способны удерживать кратковременная и долговременная память, во многом влияет генетическая предрасположенность.

Характеристика кратковременной памяти

Данный вид памяти представляет собой один из психических процессов, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Информация поступает на кратковременное хранение с помощью сенсорных ощущений. Важным моментом, способствующим «отбору» материала, является направленность внимания человека на те или иные объекты.

При этом хранятся только актуальные на данный момент времени знания. После того, как эти знания утрачивают актуальность для человека, они, как правило, забываются или переходят в долговременную память.

Данный вид памяти особенно чувствителен к внешним воздействиям. Так, при любых отвлечениях человек может быстро забыть информацию, которую хотел запомнить.

Особенности кратковременного запоминания

Несмотря на то, что кратковременная память хранит данные относительно небольшой промежуток времени, она включает в себя важные процессы переработки получаемого материала:

  • кодирование. Чтобы определённый информационный блок попал в краткосрочное хранилище, он должен представлять непосредственную значимость для человека. Только значимая информация осознанно воспринимается и запоминается, пусть и на довольно короткий срок. К примеру, многие и не вспомнят дословно весь разговор с начальником, а воспроизведут лишь ту его часть, которая представляла ценность и смысл.
  • хранение. Единственная особенность хранения воспоминаний — ограничение удерживаемых в памяти объектов. Так, кратковременная память у детей способна одновременно хранить не более 5-6 элементов (цифр, слов, образов) одновременно. У взрослых же объём запоминаемых элементов составляет 7-9. Однако нужно принимать во внимание индивидуальные особенности запоминания.

В психологии одной из разновидностей кратковременной памяти считается оперативная память. Данный вид рассчитан на хранение конкретного материала в заранее известном временном диапазоне.

Оперативное запоминание во многом определяется значимыми для человека на тот или иной момент задачами. К примеру, оперативная память помогает школьникам запомнить материал к завтрашнему уроку, после чего информация может перейти на более длительное хранение или же вовсе вытесниться.

Что собой представляет долговременная память?

Данный вид памяти считается более надёжным хранилищем различной информации. В большинстве случаев она хранит сведения, имеющие для человека личный смысл или нашедшие в его душе эмоциональный отклик. Объём запомненного материала и время его хранения могут быть совершенно разными у всех людей.

Немного о генетике

Психология выделяет ещё один вид памяти, который принято относить к долговременной, — генетическая память. Она призвана хранить информацию о наших предках на подсознательном уровне. Учёные считают, что именно генетическая память определяет поведение человека, его характер и даже судьбу.

Некоторые специалисты считают, что данный вид запоминания ограничен возрастом до 2-3 лет. Однако другие исследователи полагают, что генетическая память хранит информацию в течение всей жизни человека. Более того, такой «след запоминания», пусть и подсознательный, является первоосновой понятия «долговременная память», которая заключается в длительном хранении ценной информации.

Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Между этими понятиями существует тесная взаимосвязь. Те знания, которые представляют для человека особый интерес, переходят в долговременную память. А уже из неё затем периодически извлекаются необходимые информационные блоки, которые попадают в кратковременную память.

Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.

Таким образом, долговременное и кратковременное хранение информации выполняют важные функции при запоминании и воспроизведении материала. Кратковременная хорошо поддаётся тренировке и развитию при выполнении специальных упражнений. Долговременная тоже может быть развита, но для этого требуется гораздо больше времени и усилий.

Независимо от того, с какой целью человек запоминает ту или иную информацию, она обязательно будет изначально храниться в кратковременной памяти. В дальнейшем данные либо утрачивают свою актуальность и вытесняются, либо переходят на долговременное хранение для того, чтобы в необходимый момент можно было их воспроизвести. Тем, кто желает развивать свою память, нужно постоянно упражняться в запоминании материала, способности воспроизводить его через некоторое время.

Автор статьи: Лапинская Людмила

pamyatplus.ru

Виды памяти и их особенности (Немов Р. С.)


Краткое содержание: Основания для классификации видов памя­ти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную, генетическую.

Классификация ви­дов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образ­ная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и не­произвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредство­ванная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения — замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в час­тности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговремен­ной памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по време­ни сохранения материала, другое — по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Эта память — непосредственное отражение инфор­мации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгно­венная память представляет собой полное остаточное впечатле­ние, которое возникает от непосредственного восприятия сти­мулов. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли­тельность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе­ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель­ной установки на запоминание, но зато с установкой на после­дующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизве­сти спустя несколько десятков секунд после однократного предъ­явления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуаль­ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попада­ет только та информация, которая сознается, соотносится с ак­туальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения ин­формации и своим свойствам занимает промежуточное поло­жение между кратковременной и долговременной.

Долговременная это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор­мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По­следняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания неред­ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро­вание на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хо­рошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетиче­ским восприятием, способные в течение достаточно продолжи­тельного времени «видеть» воспринятую картину в своем вооб­ражении после того, как она перестала воздействовать на орга­ны чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней осно­ван, в частности, процесс запоминания и воспроизведения ма­териала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас­суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс­та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче­ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движе­ний человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную и произ­вольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без осо­бых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая за­дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превос­ходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно за­поминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществле­ния деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также ма­териал, с которым связана интересная и сложная умственная ра­бота и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, клас­сификации, установлению в нем определенных внутренних (струк­тура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по­вседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характе­ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь оп­ределяется механическая память, ее возможности. С особенно­стями кратковременной памяти, обусловленными ограничен­ностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально огра­ниченного объема кратковременной памяти человека вновь по­ступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тог­да, когда человеку приходится иметь дело с такой информа­цией, которую он не в состоянии полностью запомнить и кото­рая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Почему, например, мы так часто испытываем серьезные труд­ности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что позна­комили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая ин­формация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его име­нем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.

Кратковременная память играет большую роль в жизни че­ловека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенци­ально полезная. Вследствие этого не происходит информаци­онной перегрузки долговременной памяти излишними сведе­ниями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материа­лом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характе­ристикам оперативной памяти.

Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впер­вые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатле­ниях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, ко­торые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, кото­рое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормаль­ное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковремен­ная память выступает в роли обязательного промежуточного хра­нилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобран­ную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из крат­ковременной в долговременную память такого количества ин­формации, которое превышает индивидуальный объем кратко­временной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказы­вается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Дан­ную особенность кратковременной памяти иллюстрирует сле­дующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интер­вале между первичным восприятием этих букв и их припоми­нанием испытуемым не дают возможности повторять эти бук­вы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет трой­ками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их восп­роизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначаль­но воспринятой ими информации.

Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому ма­териалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий ма­териал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраня­ется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цве­та, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно прохо­дил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, не­смотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, рим­ской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следова­тельно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запо­минания является временное кодирование, т.е. отражение запо­минаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что мож­но обозначить словом, то мы этим словом, как правило, поль­зуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, при­чем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закры­ваем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обяза­тельно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, предста­вить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запомина­ния и воспроизведения.

Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зри­тельно предъявить значительное количество слов, заведомо пре­вышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характер­но только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

В случаях болезненных нарушений долговременная и крат­ковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезнен­ном нарушении памяти, которое именуется ретроградной ам­незией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событи­ях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, — антероградной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способ­ность ввода новой информации в долговременную память.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совмест­ную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически пред­ставлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных ав­торов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возмож­ностями произвольного припоминания хранящейся в ней ин­формации. Кроме того, для того чтобы информация из кратко­временного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то вре­мя, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и до­ступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электрон­но-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.

Во многих жизненных ситуациях процессы кратковремен­ной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и па­раллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возмож­ности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысло­вой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает ис­пользование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышаю­щих объема кратковременной памяти.

Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повто­рение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти

Перевод информации из кратковременной в долговремен­ную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала ос­мыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за не­достаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.

Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы ра­боты долговременной памяти. Эта память обычно начинает фун­кционировать не сразу после того, как человеком был воспри­нят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходи­мое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противо­положно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспро­извести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковре­менная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большин­стве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы исполь­зуем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудно­сти при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же осо­бенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс уз­навания когда-то виденного или слышанного.

Литература

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологиче­ские сочинения. — Т. II. — М., 1979. (Память и мышление: 118— 341. Память. Припоминание: 341—366.)

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. (Виды памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.)

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психо­логии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141— 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравне­ние непроизвольного и произвольного запоминания: 245—425. Раз­витие памяти: 425—514.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28—45.)

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. (Кратковременная память: 83—159. Долговременная память:

160—215. Запоминание: 216—236. Припоминание (воспроизведение):

237—271. Память и зрение: 272—291.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:

В 2 т. — М., 1983. — Т. I. (Развитие высших форм запоминания:

31-64.)

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976. (Разви­тие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138—219. Раз­витие памяти в процессе обучения: 220—246.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция па­мяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памя­ти: 374-388.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Механизмы памяти: 67—83.)

Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь позна­вательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.)

Развитие памяти. — Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 31—42. Можно ли тренировать па­мять: 43—47. Какая у меня память: 48—53.)

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5—294. О неко­торых корреляциях в области памяти: 316—327.)

––

Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. С. 219-228.

< Предыдущая   Следующая >

psixologiya.org

📌 кратковременная память — это… 🎓 Что такое кратковременная память?



кратковременная память
Категория.

Элемент трехкомпонентной модели памяти.

Специфика.

Характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально-специфической форме.

Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
(англ. short-term memory) — один из видов памяти (см. Памяти виды), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (см.


Кратковременной памяти объем, Памяти объем, Память буферная, Сенсорный регистр). Информация поступает в К. п. из сенсорной или долговременной памяти. Необходимым условием перевода информации в К. п. является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция К. п. — первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизирует старые мнемические следы — с др.

Механизм К. п. — реверберация нервных импульсов в коре головного мозга (см. Памяти физиологические механизмы). Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.). Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, К. п. служит основой более сложных функциональных образований. В то же время в самой К. п. могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

Основной механизм удержания (сохранения) в К. п. — повторение. Посредством кодирования с укрупнением единиц, находящихся в К. п. (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней м. б. увеличено. Элементы, удерживаемые в К. п., либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (см. Забывание).
Предложен ряд моделей К. п. (Д. Бродбент; Н. Во и Д. Норман; Р. Аткинсон и Р. Шиффрин; Дж. Сперлинг). Специфика модели Сперлинга (1967) состоит в микроструктурном подходе к проблеме кратковременного запоминания. Элементами его, модели являются зрительная (иконическая) память (см. Память тоническая), блок сканирования, буферная память опознания (см. Память буферная), блок повторения и слуховая память. Зрительная память — такой этап обработки информации, который предшествует этапу кратковременного запоминания и отличается большим объемом запоминания, чем это характерно для К. п. Длительность хранения информации в зрительной памяти колеблется в пределах 0,3-1 с. Скорость сканирования и считывания информации в зрительной памяти — 100 символов в секунду. Скорость обработки информации в буферной памяти опознания составляет 10-15 мс на символ. Информация, сканируемая из зрительной памяти, повторяется во внутренней речи со скоростью 3-6 слогов в секунду и поступает в слуховую память, длительность хранения в которой 0,25-2 с.

Некоторые исследователи отождествляют К. п. и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым К. п. рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин).

Термин «К. п.» часто употребляется также для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминаемого материала. Некоторые психологи в качестве аналога (формы) К. п. предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности. См. Память оперативная. (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

  • краниограф
  • Краффт-Эбинг (Krafft-Ebing) Рихард Фрайхерр фон

Смотреть что такое «кратковременная память» в других словарях:

  • Кратковременная Память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация …   Психологический словарь

  • кратковременная память — оперативная память — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы оперативная память EN short term memory …   Справочник технического переводчика

  • КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ — КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. То же, что оперативная память. Подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Эта подсистема проявляется как сложное действие,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ — один из видов памяти, характеризующийся, во первых, немедленным запоминанием, запоминанием после одного и очень кратковременного предъявления информации и, во вторых, немедленным воспроизведением и очень кратким (до 30 с) сохранением. Можно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • кратковременная память — см. память …   Толковый переводоведческий словарь

  • Кратковременная память — (short term memory (STM)). Временная или оперативная память; информация, содержащаяся в ней, сознательно обрабатывается …   Психология развития. Словарь по книге

  • КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации …   Психология человека: словарь терминов

  • Кратковременная память (short-term memory) — В конце 1950 х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема,… …   Психологическая энциклопедия

  • Память (биологическая) — Память  одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно… …   Википедия

Книги

  • Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям, Джон Медина, Дмитрий Креминский, Знаете ли вы, что 26 минут сна могут повысить вашу производительность на 34%? Что мозг во сне не прекращает свою деятельность и бывает даже активнее, чем в периоды бодрствования? Что мужчины… Категория: Самосовершенствование Издатель: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), Подробнее  Купить за 399 руб аудиокнига
  • Чистоговорки для правописания. Запоминаем словарные слова, Османова Гурия Абдулбарисовна, Пособие поможет ребенку уже в дошкольном возрасте, на начальном этапе овладения грамотой, познакомиться с наиболее трудными словарными словами, которые ему придется заучивать в школе. Веселые… Категория: Развитие речи, логопедия для дошкольников Серия: Подготовка к школе Издатель: Каро, Подробнее  Купить за 322 руб
  • Раннее развитие. Логика и память (CDpc), Османова Гурия Абдулбарисовна, На диске представлены развивающие игры для детей 4-8 лет, направленные на расширение кругозора, тренировку памяти, логики, мышления и освоение основ работы с компьютером.
    Шаг за шагом… Категория: Игры для детей младшего возраста Серия: Образовательная коллекция Издатель: 1С, Подробнее  Купить за 315 руб

Другие книги по запросу «кратковременная память» >>

psychology.academic.ru

3. Виды памяти

Существуют различные
классификации памяти.

1. По критерию
длительности
сохранения материала

память подразделяют на оперативную,
кратковременную, долговременную,
промежуточную.

Любая информация
сначала попадает в кратковременную
память, которая обеспечивает запоминание
однократно предъявленной информации
на короткое время (5-7 мин), после чего
информация может забыться полностью
либо перейти в долговременную память,
но при условии 1–2-кратного повторения.

Кратковременной
называют память, которая характеризуется
быстрым запоминанием материала, его
воспроизведением и непродолжительным
хранением. Кратковременная
память (КП)
ограничена по объему, при однократном
предъявлении в КП помещается в среднем
7 ± 2 единицы информации. Это магическая
формула памяти человека, т.е. в среднем
с одного раза человек может запомнить
от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок
и т.п. Главное – добиться, чтобы эти
«элементы» были более информационно
насыщены за счет группировки, объединения
цифр, слов в единый целостный «образ».
Объем кратковременной памяти у каждого
человека индивидуален. По нему можно
прогнозировать успешность обучения,
прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый
учебный балл успеваемости.

Долговременная
память

является наиболее важной и сложной
системой памяти человека, она обеспечивает
длительное сохранение информации, ее
емкость практически неограничена. Все
знания человека, его опыт хранятся в
долговременной памяти.Долговременная
память (ДП)
бывает двух типов:

1. ДП с сознательным
доступом (т.е. человек может по своей
воле извлечь, вспомнить нужную информацию).

2. ДП закрытая
(человек в естественных условиях не
имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе,
при раздражении участков мозга может
получить к ней доступ и актуализировать
во всех деталях образы, переживания,
картины всей жизни).

Долговременной
памяти с сознательным доступом свойственна
закономерность забывания: забывается
все ненужное, второстепенное, а также
определенный процент и нужной информации.
Чтобы уменьшить забывание, необходимо
выполнить ряд операций.

Во-первых, понять,
осмыслить информацию (механически
выученная, но не понятая до конца, она
забывается быстро и почти полностью).

Во-вторых, повторять
информацию (первое повторение нужно
через 40 мин после заучивания, так как
через час в памяти остается только 50%
механически заученной информации).
Нужно чаще повторять в первые дни после
заучивания, потому что тогда потери от
забывания максимальны. Нужно помнить,
что 30 повторений в течение месяца
эффективнее, чем 100 повторений за день.
Поэтому систематическая, без перегрузки
учеба, заучивание маленькими порциями
в течение семестра с периодическими
повторениями через 10 дней намного
эффективнее, чем концентрированное
заучивание большого объема информации
в сжатые сроки сессии, вызывающее
умственную и психическую перегрузку и
приводящее к почти полному забыванию
информации через неделю после сессии.

Оперативная
память
проявляется в ходе выполнения
и обслуживания определенной деятельности.
Она обеспечивает запоминание и
воспроизведение оперативной информации,
благодаря сохранению информации,
поступающей как из КП, так и из ДП,
необходимой для выполнения действий.
Например, при покупке продуктов в
супермаркете мы держим в уме общую
стоимость покупки до тех пор, пока не
расплатимся в кассе; выполнив свою
функцию, такая информация может
забываться.

Промежуточная
память

обеспечивает сохранение информации в
течение нескольких часов. Она накапливается
в течение дня, а время ночного сна
отводится организмом для очищения
промежуточной памяти, категоризации
информации, полученной за прошедший
день, и перевода ее в долговременную
память. После сна промежуточная память
опять готова к приему новой информации.
У человека, который спит менее 3 часов
в сутки, промежуточная память не успевает
очищаться, в результате нарушается
выполнение мыслительных, вычислительных
операций, снижаются внимание,
кратковременная память, появляются
ошибки в речи, в действиях.

2. По характеру
приобретения информации
память
делят на генетическую и прижизненную.
Вгенетической памятихранится
видовая информация, а вприжизненной– индивидуальный опыт человека.

3. По характеру
психической активности
память
подразделяют надвигательную,
эмоциональную, словесно-логическую,
образную
(зрительную, слуховую,
осязательную, обонятельную, вкусовую).

Под двигательной
памятью
понимают способность
запоминать и воспроизводить систему
двигательных операций (водить машину,
играть на пианино, вязать и т.д.). Вэмоциональной памятизапечатлены
пережитые нами чувства и эмоциональные
состояния. Если вас испугало какое-нибудь
событие, то неприятное чувство будет
возникать при упоминании предметов или
явлений, связанных с этим событий.Словесно-логический вид памяти(вербальная или семантическая память)
является продуктом культуры, включает
в себя формы мышления, способы познания
и анализа, основные грамматические
правила языка.Образная памятьобеспечивает возможность сохранять и
использовать образы восприятия.

4. По критерию
произвольности(по степени
участии воли в процессе запоминания и
воспроизведения) различаютнепроизвольнуюипроизвольнуюпамять.

Непроизвольная
память

(человек не ставит перед собой задачу
что-либо запомнить, информация запоминается
сама собой – без специального заучивания,
в ходе выполнения деятельности, работы
над информацией). Сильно развита в
детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная
память

(человек ставит перед собой задачу
что-либо запомнить и прикладывает к
этому определенные усилия, т.е. информация
запоминается целенаправленно с помощью
специальных приемов).

Эффективность
произвольной памяти зависит от ряда
условий; к ним относятся:

1. Цели запоминания
(насколько прочно, как надолго человек
хочет запомнить). Если цель – выучить,
чтобы сдать экзамен, то вскоре после
него многое забудется. Если цель –
выучить надолго, для будущей профессиональной
деятельности, то информация мало
забывается.

2. Приемы заучивания.
Они бывают такими:

– Механическое
дословное многократное повторение.
Работает механическая
память
,
тратится много сил, времени, а результаты
низкие.

– Логический
пересказ, который включает: логическое
осмысление материала, систематизацию,
выделение главных логических компонентов
информации, пересказ своими словами.
Работает логическая
память

(смысловая).

– Образные приемы
запоминания (перевод информации в
образы, графики, схемы, картинки). В этом
случае задействуется образная
память
.

– Мнемотехнические
приемы запоминания (для облегчения
запоминания).

5. По способу
запоминания

память подразделяется на механическую
и смысловую.

Механическая
память

основана на повторении материала без
его осмысливания.

Смысловым
называют такой вид памяти, который
опирается на установление и запоминание
смысловых связей. Продуктивность
смысловой памяти выше механической
примерно в 25 раз. Она основана на
установлении в запоминаемом материале
смысловых связей.

studfiles.net

Виды памяти

Существует
несколько классификаций видов памяти.
По длительности сохранения информации
выделяют следующие уровни памяти:
мгновенная (сенсорная), кратковременная,
оперативная, буферная, долговременная.

Мгновеннаяпамять осуществляет
сохранение информации на уровне
рецепторов, такая инерционность органов
чувств обеспечивает непрерывность
восприятия (при моргании, движениях
глаз). Следы в сенсорной памяти сохраняются
очень короткое время – от 0,1 до 1,0 сек и
характеризуются полнотой сохраняемой
информации. В связи с раздельным хранением
следов в мгновенной памяти разной
модальности, некоторые формы получили
особое название: иконическая память
(зрительная), эконическая память
(слуховая). У некоторых людей полное
сохранение зрительной картины в
иконической памяти длится до 10 минут.
Это во многом объясняет явление эйдетизма.
Мгновенная память не поддается
произвольному управлению.

Кратковременнаяпамять сохраняет
ту информацию, к которой было привлечено
внимание на уровне сенсорной памяти
или поступившей из долговременной
памяти. Кратковременная память связана
с так называемым актуальным сознанием,
т.е. в неё попадает только та информация,
которая отвечает актуальным интересам
и потребностям человека.

Время хранения информации в кратковременной
памяти составляет примерно 20 секунд.
Объем сохраняемой информации ограничен
5-9 структурными единицами информации
– в среднем 7 единиц (правило Миллера).
Особенностью этого уровня памяти
является то, что вновь поступившая
информация при переполнении индивидуально
ограниченного объема кратковременной
памяти частично вытесняет хранящуюся
там информацию, что приводит к безвозвратной
потере последней. Такое свойство
кратковременной памяти называется
замещением.

Оперативная память рассчитана на
хранение информации в течение
определенного, заранее заданного срока,
в диапазоне от нескольких секунд до
нескольких дней. Срок хранения определяется
задачей, вставшей перед человеком, и
рассчитан только на решение данной
задачи. Оперативная память непосредственно
включена в процесс деятельности для
удержания её промежуточных результатов.
Она предполагает восприятие объектов
в момент совершения действий, краткосрочного
удержания в памяти образа и всей ситуации,
а также их изменений. При этом данные
памяти, идущие от восприятия, в соответствии
с решаемой задачей дополняются данными,
хранящимися в долговременной памяти.
После использования информация может
исчезать из оперативной памяти.

Буфернаяпамять (промежуточная)
обеспечивает сохранение информации в
течение нескольких часов, является
промежуточным звеном на пути перевода
информации из кратковременной памяти
в долговременную. Считается, что за
время сна происходит переработка
накопленной за день информации и очистка
буферной памяти для приема новой
информации. Известно, что сон менее 3
часов в сутки или лишение сна приводит
к отчетливым нарушениям внимания и
кратковременной памяти.

Долговременнаяпамять обеспечивает
длительное сохранение информации
(месяцы, годы), т.е. практически не
ограничивается объемом и временем
хранения информации. Она бывает двух
типов: долговременная память с сознательным
произвольным доступом (где информация
непрерывно преобразуется) и «закрытая»
долговременная память (в обычных условиях
к ней нет произвольного доступа,
информация хранится в неизменном виде).
В долговременную память с произвольным
доступом информация поступает из
буферной памяти через преобразование
её в кратковременной памяти. Для переноса
следов в долговременную память требуется
от 15 минут до часа – период консолидации.
В этом процессе важна роль мышления:
информация при преобразовании обобщается,
группируется, классифицируется.

Долговременная память «закрытого» типа
сохраняет все события жизни человека.
Актуализировать во всех деталях
зрительные, слуховые образы, запахи,
переживания различных картин жизни
человека можно во время гипноза или
при операции на открытом мозге. Информация,
попавшая в хранилище долговременной
памяти, может воспроизводиться человеком
сколько угодно раз без утраты. Это только
упрочивает её следы в долговременной
памяти. К факторам, определяющим
сохранение информации в долговременной
памяти, относятся: привычность материала,
контекст, мотивация, углубление в
изучаемый материал.

В различных видах деятельности могут
преобладать различные виды психической
активности: моторная, эмоциональная,
сенсорная, интеллектуальная. Обслуживающие
их специфические виды памяти получили
в психологии соответствующие названия:
двигательной, эмоциональной, образной
и словесно-логической памяти.

Двигательная
память

возобновляющееся воспроизведение схем
и алгоритмов движения. Двигательная
память служит основой для формирования
различных практических и трудовых
навыков, навыков ходьбы, письма. Физическая
ловкость человека является признаком
хорошей двигательной памяти. Двигательная
память имеет особенно важное значение
в профессиональной деятельности
танцовщицы, спортсмена, пианиста и т.д.

Эмоциональная
память

память на чувства. Способность
сочувствовать другому человеку,
сопереживать герою книги основана на
эмоциональной памяти. «Раз вы способны
бледнеть, краснеть при одном воспоминании
об испытанном, раз вы боитесь думать о
давно пережитом несчастье, — писал К.С.
Станиславский, — у вас есть память на
чувствования или эмоциональная память.

Образная
память

память на представления, на картины
природы, на звуки, запахи, вкусы. Она
бывает зрительной, слуховой, каких-либо
явных закономерностей автором не
устанавливается, осязательной,
обонятельной, вкусовой. Особенно развита
образная память у людей «художественных»
профессий.

Содержанием
словесно-логической памяти являются
наши мысли. Мысли не существуют без
языка, поэтому память на них и называется
не просто логической, а словесно-логической.
В словесно-логической памяти главная
роль принадлежит второй сигнальной
системе. Это специфический человеческий
вид памяти в отличие от двигательной,
эмоциональной и образной, которые, в
своих простейших формах, свойственны
и животным. Опираясь на развитие других
видов памяти, словесно-логическая память
становится ведущей по отношению к ним
и от ее развития зависит состояние всех
других видов памяти.

Такова классификация
видов памяти по содержанию той информации,
которая в ней запоминается, хранится и
воспроизводится.

В соответствии с целями деятельности
и характером участия воли в процессах
запоминания память делят на непроизвольнуюипроизвольную. В первом случае
имеется в виду такое запоминание, которое
происходит как бы автоматически без
каких-либо усилий со стороны человека
и в отсутствии постановки специальной
мнемической задачи. Во втором случае
такая задача обязательно присутствует,
а сам процесс усвоения требует волевых
усилий.

В соответствии с применяемыми приемами
запоминания различают память механическую
и смысловую.

Механическаяпамять – это память,
основанная на повторении материала без
его осмысления. Основной прием
механического запоминания – многократное
повторение. Целью является абсолютно
точное и неизменное воспроизведение
заучиваемой информации. Этот вид памяти
обусловлен возникновением нервных
связей преимущественно первой сигнальной
системы, которые закрепляются в результате
повторения информации. Хорошая
механическая память присуща актерам,
дикторам.

Смысловаяпамять – вид памяти,
основанный на установлении в запоминаемом
материале смысловых связей. Эта память
предполагает предварительную работу
мышления: материал подвергается анализу,
расчленяется на составляющие части,
среди которых выделяются наиболее
важные; выясняется, в какой связи эти
части находятся друг с другом, и таким
образом познается суть изучаемого
материала.

Смысловая память имеет своей физиологической
основой нервные связи преимущественно
второй сигнальной системы. Она является
более продуктивной, чем механическая,
так как опирается на более многочисленные
и многообразные связи. Заученное с
помощью смысловой памяти сохраняется
долгое время, тогда как механически
заученное имеет тенденцию быстро
забываться.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о