Содержание

Что такое конструктивная критика и зачем она нужна?

Нас часто спрашивают в жизни, счастливы ли мы? И мы задумаемся над ответом на этот вопрос. А вот спроси любого, обижен ли он? И абсолютное большинство скажет, что обижен. Чаще всего обиду в человеческой душе можно вызвать посредством критики.

Абсолютное большинство сталкивалось с критикой в своей жизни очень часто. В детстве мы слышим критику от родителей, школьных учителей, позже нас критикуют члены семьи и друзья, а также коллеги по работе и руководящие сотрудники. Но неужели без критики нельзя обойтись? Почему она так важна и распространена в жизни человека? И как правильно критиковать человека, чтобы добиться продуктивного труда и активных действий?

Как правило, даже незначительный упрек вызывает в человеке клубок отрицательных эмоций: обиду, печаль, злость. Если упрек заслуженный, его следует принять не как обиду, а как урок. Можно даже поблагодарить своего обидчика – не вслух, а мысленно. Если же упрек не заслуженный, его просто не следует воспринимать всерьез. Прежде чем реагировать на упреки обидчика, следует разобраться, к какому виду критики относятся его слова?

Основные виды критики

  1. Конструктивная критика – это разумный и уважительный анализ действий человека.
  2. Деструктивная критика – негативный, часто не подкрепляемый объективными фактами отзыв о человеке.

Конструктивная критика подразумевает сплочение коллектива и совершенствование межличностных отношений. Данный вид анализа человеческих действий не подразумевает снижения самооценки человека и продуктивности его труда.

Критикующий старается преподнести информацию максимально просто и доступно для понимания, анализа и изменения сложившейся ситуации. Основной целью конструктивной критики является сплочение и усиление отношений между людьми, а также повышение уровня компетенций критикуемого человека. Данный вид критики не несет в себе задачи превосходства над критикуемым, его унижения и обиды.

Основные правила конструктивной критики

Если вы решили высказать несколько упреков близкому человеку или коллеге, следует придерживаться основных правил. Дабы не навредить отношениям и способствовать положительным изменениям в жизни человека:

  • Уважительный тон. Принимая решение критиковать человека, не забывайте об уважении к каждому как к личности. Важно сохранить ровный тон разговора, и подбирать аргументы с крайней осторожностью.
  •  Конкретность. Критикуя чьи-то действия или ситуацию следует отмечать не общую плачевность сложившейся ситуации и её безвыходность, а конкретные моменты, подлежащие исправлению.
  • Обладание знаниями. Для критики необходимы объективные знания дела, наличие образования или жизненного опыта.
  • Положительные моменты. Любая работа не может быть выполнена абсолютно плохо. Всегда найдутся положительные моменты, которые необходимо отметить во время диалога. Следует начать разговор с выделения достоинств выполненной работы. Особенно важным данный момент является для детей. Поскольку взрослый человек, родитель выглядит в глазах маленького ребенка эталоном и примером, необходимо подчеркнуть даже незначительные положительные моменты в выполненном деле.
  • Совершенствование результата. Аргументы и комментарии следует выстроить так, чтобы напомнить о цели данной работы и способах ее достижения. Следует предложить поискать способы изменения сложившейся ситуации, проговорить этапы выполнения действия для исправления.
  • Критикуем результат, а не самого человека. Это является одним из важнейших принципов конструктивного порицания, ведь критика человеческой личности и его поведения говорят о стремлении задеть человека, а не попытаться ему помочь.

В современном деловом общении подчеркивается важность конструктивной критики, так как она помогает обсуждению и решению насущных проблем. Критика может быть полезна, если человек готов правильно её воспринимать. Если критикующий объективно прав, то необходимо выполнить некоторые условия для исправления ситуации.

Первый этап – это признание критики, второй этап – размышление над способами решения проблемы, третий – исправление ошибки, четвертый – умозаключение, исключающее повторение ошибки в будущем.

Лучшей реакцией на критику будет обещание исправления ситуации. Важное правило конструктивной критики – равенство сторон критикующего и критикуемого, а также достижение совместной цели.

Деструктивная критика – это выражение своих негативных мыслей, отрицательного мнения по поводу ситуации или дела. Деструктивная критика не имеет под собой цели в виде исправления ситуации. Здесь критикующий старается задеть чувства оппонента, вывести его из стабильного состояния.

В большинстве случаев деструктивная критика применяется в случаях личной неприязни и не связана с результатом работы или конкретной ситуацией. Чаще люди прибегают к данному виду критики, преследуя низкие цели. Для деструктивной критики характерны: субъективность фактов, переход на личности, отсутствие стремления к исправлению, желание обидеть и досадить.

Независимо от вида критики любому человеку необходимо научится правильно на нее реагировать, иначе не избежать череды поражений, как в семейной жизни, так и на работе. Необходимо научиться использовать критику себе во благо, делая определенные выводы для самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.

Устраниться от критики не получится, любое столкновение с внешним миром несет для человека способы изменения, также посредством критики. Главное здесь – научиться правильно на нее реагировать, делая выводы для будущей жизни.

Чаще всего критика задевает людей с завышенными требованиями к себе и миру, так называемых перфекционистов. Эта категория людей стремится быть лучшими во всем и всегда, не допуская промаха и ошибки. Как правило, данная категория людей склонна прибегать к деструктивной критике окружающих людей, с целью возвышения своей личности и самоутверждения.

Также подвергаются критике и тяжело ее переносят люди с заниженной самооценкой. Любая критика, будь то конструктивная или деструктивная обидит и расстроит этих людей. Переживая из-за критики, эти люди перестают стремиться к дальнейшему самосовершенствованию.

Если вы столкнулись с ярким проявлением деструктивной критики, и упреки не объективны и скупо аргументированы, в ваших силах не воспринимать его. Следует с достоинством отстаивать право на свободу своей личности неприкосновенность к ней. Необходимо потребовать аргументирования данной критики с точки зрения оценки деятельности, а не вашей личности.

К примеру, вам сказали гадость. Поразмышляйте: зачем обижаться? Есть ли достоверность в сказанных словах? Имеют ли они отношение к вам? Вероятнее всего, это лишь выплеск отрицательных эмоций. Ведь данные эмоции были следствием чувств обиды, зависти или злости.

Если в оскорблении нет ни малейшей правды, то следует сохранять спокойствие и постараться побыстрее забыть о случившемся. Необходимо помнить, что в ваших силах не придавать значения тому, чему не так важно для вашего развития в данный момент.

Конструктивная критика очень ценна. Но необходимо правильно на нее среагировать. Именно она помогает нам расти личностным и профессиональным качествам. Важно запомнить, как нельзя реагировать на все виды критики будь то конструктивная или деструктивная критика. Первое, нельзя все отрицать, проявлять агрессию, или прибегать к игнорированию. Также не будет верным извиняться и оправдываться.

Начиная критиковать, окружающие нас люди, как правило, стремятся выказать недовольство нашими действиями. Чаще всего мы воспринимаем со страхом, так как критика грозит падением нашей независимости в глазах окружающих. Не стоит глубоко уходить в обиду. Само наличие обиды свидетельствует о заниженной самооценке и невозможности саморазвития человека.

Важно научиться самому правильно реагировать на критику и также воспитывать детей. Ребенок, неспособный к адекватной реакции, ожидающий постоянной похвалы будет пребывать в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Также важно научиться определять конструктивную и деструктивную критику, чтобы понимать необходимость эмоционального отклика и дальнейших действий.

Советы для родителей, как научить ребенка правильно реагировать на критику

1. Посоветуйте ребенку сохранять спокойствие, в случаях критики со стороны взрослого человека: учителя, воспитателя. Но, следует объяснить ребенку, что никто не в праве унижать его, портить личные вещи и оскорблять прикрываясь конструктивной критикой.
2. Наладьте доброжелательный контакт с ребенком, чтобы всегда знать о случаях критики со стороны других взрослых. Ребенок должен быть с вами откровенен.
3. Научите ребенка правильно отвечать обидчику, не зависимо от возраста, не оскорбляя в ответ и не опускаясь до грубостей.
4. Не следует вменять ребенку чувство вины или воспитывать перфекциониста, нацеленного на идеальный результат. Объясните, что каждый имеет право ошибиться.

Многие из этих советов вполне подходят и для взрослых людей, так как некоторые не всегда могут правильно среагировать на критику. Помните, что критика – залог вашего духовного и профессионального роста, без которого семейная и трудовая жизнь не возможна. Постарайтесь сформировать устойчивое поведение против деструктивной критики и прибегать к советам по части конструктивных упреков и ваши успехи не заставят себя ждать!

Проблема «конструктивной критики»

motivacii-net.ru

польза и вред, отличие конструктивной и деструктивной критики

Как часто вам приходится слышать критику в свой адрес? Помогает ли она развиваться или вгоняет в депрессию? Считаете ли, что критикуют заслуженно?

В нашей статье будут рассмотрены эти вопросы и даны рекомендации, как правильно критиковать и как реагировать на критику.

Что такое критика, ее польза и вред

Критика указывает на наши недочеты и недостатки

Критикой называется указание на какие-либо недочеты и несоответствия.

Это привычная часть нашей жизни, и порой мы даже не замечаем, как используем ее. Ей можно подвергнуть все что угодно: от явлений природы до поведения конкретного человека.

Существует множество разных направлений критики.

Профессиональные критики занимаются оценкой картин, литературных произведений, фильмов, событий. Они пишут рецензии и отзывы, выпускают статьи.

Психологи и психоаналитики изучают влияние критики на наше состояние и пишут рекомендации, способные сделать ее не такой болезненной, учат воспринимать критику беспристрастно и извлекать из нее пользу.

Критикующие всегда преследуют цель добиться результата, который они планируют увидеть.

Главная особенность критики в том, что критикующий разбирается в предмете и может привести аргументы в свою пользу, объяснить и указать на слабые места.

Среди полезных функций критики можно перечислить такие как:

  • возможность увидеть свои слабые стороны или ошибки с чьей-то помощью;
  • побуждающий мотив к саморазвитию, даже если это просто стремление показать критикующим, что они не правы;
  • выяснить интересы и потребности критикующего;
  • выяснение негласных правил группы

Критика может принести не только пользу, но и нанести огромный вред человеку

Но у критики есть довольно много отрицательных сторон:

  • она может ранить;
  • может понизить уверенность в себе, повлечь отказ от того, что послужило основой для критики;
  • ведет к конфликтам;
  • может быть необъективной;
  • может очернить критикуемого в глазах окружающих.

Все положительные моменты относятся к конструктивной критике, практически все отрицательные – к деструктивной.

Давайте поподробнее разберемся, что представляют из себя оба этих вида.

Отличия конструктивной и деструктивной критики

Конструктивная критика подталкивает к саморазвитию, деструктивная ранит и разрушает.

Главные черты конструктивной критики в том, что она, в отличие от простых обвинений в том, что что-то сделано неправильно, дает советы, как это исправить и улучшить.

Критикующий готов помочь в решении проблемы.

Не критикуйте, если вы не знаете, как это делать и не готовы взять на себя ответственность за свои слова.

Деструктивная критика построена на оскорблениях, объективации и пренебрежении, она агрессивна и не несет в себе ничего положительного. Она болезненна и убивает самооценку.

Стоит ограничивать или вовсе прекращать общение с людьми, которые относятся к вам подобным образом, они уж никак не помогут вам стать лучше и сильнее.

Конструктивной критикой не являются:

  1. Угрозы. Неправильно: «Если не помоешь посуду, то никакого тебе кино». Правильно: «Давай договоримся: если ты моешь посуду, то мы идем в кино».
  2. Оскорбления и сарказм. Ошибка: «Ты сегодня выглядишь ужасно. Опять не накрасилась?». Правильно: вообще не оценивать человека с такой точки зрения.
  3. Субъективное мнение, а также его навязывание. Неправильно: «Мне кажется, тебе не идет синий цвет. Носи-ка лучше красный». Правильно: опять промолчать.

Лучше ограждать себя от общения с людьми, критика которых деструктивна

Для того, чтобы критиковать конструктивно, стоит следовать нескольким правилам:

  1. Подготовиться к разговору, не рубить сгоряча.
  2. Выбрать подходящий момент. Высказывать критику лучше в спокойной обстановке, когда ничто не мешает. Желательно обойтись без третьих лиц.
  3. Убедиться, что собеседник готов слушать и идти на контакт. Не нужно лезть человеку под руку, если он занят, чем-то расстроен или просто не хочет разговаривать.
  4. Прежде чем критиковать – нужно похвалить. Через похвалу критика воспринимается не так болезненно. Пример: «Ты молодец, ты уже сделал большую часть работы, хоть ты и не успел закончить в срок. Придется еще поработать».
  5. Быть искренним, но мягким и вежливым. Пример: «Мне было неприятно, когда ты начал шутить обо мне при друзьях. Пожалуйста, можешь больше этого не делать?»
  6. Сдерживать эмоции. Критику лучше высказывать доброжелательным, ровным тоном.
  7. Критиковать нужно не человека, а поступок. Не «ты плохой», а «твой поступок огорчил меня».
  8. Мотивировать собственным опытом. Пример: «У меня тоже раньше не получалось хорошо рисовать. Но я научился».
  9. Не критиковать личность. Вообще никогда не стоит осуждать личностные качества человека. Внешность, одежду, увлечения, привычки, которые никому не мешают, потому что это то, что является индивидуальным делом каждого. Многие могут воспринять такую критику в штыки. Подобная критика наносит урон самооценке. Это может послужить поводом того, что человек потеряет свою личность, стремясь следовать чужим советам.
  10. Говорить конкретно, четко формулировать то, что хочется сказать. Пример: «Я хочу, чтобы ты перестал разговаривать на уроке, потому что таковы правила школы, и потому что ты мешаешь вести занятие.»
  11. Быть готовым к тому, что собеседник может начать возражать, защищаться и отвечать тоже критикой, причем, далеко не всегда конструктивной. Уходить от диалога, если собеседник не готов слушать. Пример: «Да, я понял, что тебе не нравится то, что я говорю. Продолжим тогда, когда ты будешь готов».
  12. Закончить разговор стоит позитивно или хотя бы нейтрально. Пример: «Да, я знаю, что алгебра – сложный предмет, но ты умный и способный человек и со всем обязательно справишься».

Нужно помнить, что человек перед вами – живая личность, такая же как и вы, со своими достоинствами и недостатками. И также как у вас, у него может что-то не получаться, он может обижаться на замечания.

Но общий язык, при желании, найти не так уж сложно.

Как можно и как нельзя реагировать на критику в свой адрес

При восприятии критики лучше придерживаться золотой середины

Критика помогает нам развиваться. Если научиться прислушиваться к советам других людей, можно извлечь для себя много полезного.

Главное не воспринимать любую помощь и совет в штыки, но и не принимать безоговорочно на веру все, что говорится в ваш адрес.

Не стоит оправдываться. Лучше просто молча выслушать и поблагодарить.

Для разных возрастных категорий существуют свои установки, которым нужно следовать, чтобы правильно реагировать на критику.

Как реагировать, когда критикуют взрослые

То, как ребенок будет воспринимать критику, зависит от его родителей.

Они должны рассказать, что не стоит принимать критические замечания близко к сердцу. Объяснить, чем субъективное мнение отличается от объективной критики.

Например, если ученик при решении задачи допустил много ошибок, замечание учителя вполне уместно.

А если он нарисовал траву красной, а не зеленой – то это его творческий взгляд. Творчество – эта та сфера, которую критиковать бессмысленно.

Необходимо научить ребенка спокойно воспринимать критику, но уметь отвечать на нее.

Признавать ошибки, если он понимает, что не прав, или отстаивать свою точку зрения.

Взрослые тоже ошибаются, поэтому нужно учиться отстаивать свою точку зрению, если ты прав

Отвечать стоит вежливо, но твердо.

Взрослые чаще бывают опытнее детей и замечают больше ошибок, поэтому их критика может быть вполне уместна, это тоже стоит учитывать.

Но если взрослый явно не прав, нужно не бояться высказываться и приводить аргументы в свою пользу.

Если есть возможность, родители сами могут вступить в диалог с тем, кто критикует их ребенка, чтобы лучше понять ситуацию и разобраться в проблеме самостоятельно.

Чтобы ребенок на практике понял, как реагировать на критику, можно проиграть это с ним в ролевой игре. Игра помогает закрепить знания и является просто хорошим развлечением.

Как реагировать, когда критикуют сверстники

Нужно научить ребенка не бояться прислушиваться к мнению тех друзей, которые преуспевают в тех областях, где он отстает.

Но стоит помнить, что дети и подростки часто бывают агрессивны и могут задеть из зависти, лишь для того, чтобы повысить свою самооценку.

В случае, если критикуют сверстники, работают все те же советы, что и для взрослых, и самый главный: не принимать критику близко к сердцу.

Родители должны научить ребенка уметь защищать себя и отстаивать свое мнение. Не отвечать агрессией на критику (за исключением случаев, когда сверстники сами проявляют агрессию).

Несмотря на то, какая критика была использована, из этого можно вынести урок. Критика помогает выстроить социальные взаимодействия, наладить контакты, понять чьи-то потребности и интересы, и, конечно же, развивает и делает сильнее.

Главное, уметь применять критику и правильно реагировать на нее.

В этом видео вы узнаете, что думают о критике психологи:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyuchit.work

Конструктивная и деструктивная критика. Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика — если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.

Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая. О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая
    . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая. Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная. О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная. О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая. О полезном эффекте.
  7. Теоретическая. О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много — она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– конструктивная и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем — недостатки, и в конце — повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на личности человека.
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность. Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность. Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность. Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение. Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность. Без примеров и обоснований.
  6. Огульность. Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный «эмоционально» критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться — «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле». В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения.
    Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

 

womanadvice.ru

КРИТИКА — это… Что такое КРИТИКА?

в научном познании (от греч. κριτική – искусство судить) – активное выражение отношения данной теории к другим, их оценка либо переосмысление самой данной теории с т. зр. ее собств. выводов. К. и позитивное исследование взаимопроникают друг друга. Для античного филос. мышления постижение естеств. начал космоса делало К. необходимой стороной постепенного освобождения от пут мифологич. и обыденного сознания. Вместе с тем суммирование рационального содержания различных учений стало формой выработки знания, и поэтому в критич. сопоставлении взглядов философов был усмотрен положит. путь познания истины. Одновременно в др.-греч. философии значит. роль сыграла догадка о том, что К. – не только средство на пути к истине, но что сама истина «полемична» по своей природе. С этим связаны сократич. смысл первонач. понятия «диалектика» и распространение диалогич. формы изложения. В ср.-век. философии К. утратила значение пути к истине и стала идеологич. орудием, т.к. сама философия была превращена в прислужницу авторитарной теологич. «истины». Эпоха Возрождения выдвинула проблему отношения к культурному наследию как проблему К. Как теоретич. К. философов, так и текстология. К. гуманистов была направлена на восстановление «естественности» против авторитарности ср. веков. Однако эта К. имела (даже у Ф. Бэкона) еще гл. обр. отрицат. характер. Так, Монтень оценил всю прежнюю философию как «грезы и безумные фантазии», а Ф. Бэкон – как «блуждание»; прогресс осуществим не путем «прививки нового к старому», а путем «обновления до последних основ» (см. Ф. Бэкон, Новый органон, Л., 1935, с. 148, 114). Теоретич. обоснование понятия естественного было дано механицизмом. Универсальное понятие науч. теории, выработанное в 17–18 вв. на основе механики, придало понятию истины методологич. характер. Критерием истинности знания считался механико-математич. метод его получения, к-рый в плане общефилос. метода предстал как метафизика. Соответственно этой филос. позиции понятие «естественного» было определено в рамках механики. В теории познания ему соответствовала теория разума как «естеств. света». Она легла в основу концепции истины как у рационалистов (Декарт, Лейбниц), так и у сенсуалистов (Локк, Кондильяк, франц. материалисты 18 в.). Согласно этой теории, истина есть отображение абс. объекта в интеллектуальном или чувств. созерцании. С этой т. зр., истина абсолютна и как таковая противопоставляется абсолютному же заблуждению. Негативизм в К. был подкреплен теорией гносеологич. «робинзонады», согласно к-рой познающим субъектом является изолированный от общества индивид. Метафизич. абсолютизирование истины и заблуждения влекло за собой толкование К. как посторонней для процесса познания истины. Задачи К. сводились к расчистке пути достижения истины от заблуждений, к-рые лишь засоряют этот путь. Из числа собств. орудий исследования К. тем самым исключалась. С этой т. зр., К. предполагает готовую истину и заключается в приложении ее (прикладная К.). Такое понимание К. было связано с исключением историзма. Так, по Гоббсу, исчисляющая истину философия «…исключает историю, как естественную, так и политическую…» (см. Избр. соч., М.–Л., 1926, с. 11). Поэтому «вместо книг следует читать наши собственные представления…» (там же, с. 236). История познания рисовалась как цепь «абстрактных систем», лишь удаляющих от истины (см. Э. Кондильяк, Трактат о системах…, М., 1938, с. 162; ср. П. Гольбах, Здравый смысл, М., 1924, с. 4; ср. Д. Юм, Исследование человеческого разумения, СПБ, 1902, с. 193). Роль Канта в разработке проблемы К. двойственна. Его заслуга – в различении формальных ошибок и содержат. заблуждений, или «неизбежных иллюзий» (см. «Критика чистого разума», СПБ, 1915, с. 202–03). Однако вся его идея «критицизма», т.е. К. как «орудия» познания, основана на дуализме субъекта и объекта. Начав с того, что К. имеет дело лишь со «спецификой» познания, он отделил от подлинной предметности все познание. Баденская школа неокантианства окончательно оторвала способность к критич. оценивающим суждениям от способности к положит. познанию. Первая была истолкована как якобы имеющая совершенно иную природу – не категориальную, а ценностную. Аксиологич. концепция (см. Аксиология) настолько лишает К. предметности, что саму истину объявляет лишь одной из ценностей. Отношение к К. в совр. бурж. философии, развивающейся в обстановке кризиса бурж. культуры, характеризуется антиисторич. тенденциями в различной форме. Для нек-рых направлений, выступающих против концепции прогрессивности историч. развития, характерна тенденция к отречению от классич. культурного наследия. Так, иррационалисты отказываются видеть прогресс в науке и культуре вообще, спекулируя на факте отчуждения (напр., Хейдеггер). С др. стороны, ряд филос. школ относится к истории философии апологетически, принимая как абс. истину нек-рые крайние формы идеализма. Таков, напр., неотомизм. Неопозитивизм выступает с апологией антиисторизма и тем самым культурного нигилизма, порожденных антагонистич. разделением труда в совр. науке. С этой т. зр., «…традиционные метафизические учения следует отбросить как бессмысленные и псевдорациональные…, не вникая глубоко в их структуру и происхождение» (Topitsch E., Vom Ursprung und Ende der Metaphysik, Wien, 1958, S. 2; cр. R. Carnap, Die Überwindung der Metaphysik durch logische Analyse der Sprache, см. «Erkenntnis», 1931, Вd 2, H. 4, S. 219–42). В то же время неопозитивисты столь же неисторично отбирают из истории логики идеи, созвучные теоретич. конструкциям совр. математич. логики. В домарксистской философии диалектич. понимание сущности и роли К. вырабатывалось вместе с проникновением в диалектику истины и заблуждения. В классич. нем. философии складывалось представление о том, что «наука и ее критика взаимно поддерживают и объясняют друг друга» (Фихте И. Г., Избр. соч., т. 1, 1916, с. 7). Гегель систематически развил диалектич. понимание К. «Снимающая» К. – принцип построения его «Феноменологии духа». Решающим явилось осмысление им истины не как результата, получаемого вопреки истории заблуждений, а как процесса, к-рый и есть история познания или «прогрессирующее развитие истины» (см. Соч., т. 4, Μ., 1959, с. 2; ср. т. 10, М.–Л., 1932, с. 426). Поэтому «мы в истории философии имеем дело с самой философией», и ее этапы суть «моменты одного целого», а не «галлерея мнений» (см. тамже, т. 9, Л., 1932, с. 25, 40, 19). Заблуждение «составляет момент истины уже не в качестве ложного» (там же, т. 4, с. 21), а в снятой форме – снятой не чем иным, как К. При этом «истинное опровержение должно вникнуть в сильную сторону противника…» (там же, т. 6, М., 1939, с. 10). Это делает К. способом положит. преодоления предмета К. Проникая в противоречия достигнутой культуры, такая К. обретает и эвристич. функции. Это позволило Гегелю провозгласить истинной задачей К. «…не чисто негативное разрушение… ограниченностей, но подготовку ею пути для истинной философии» («Über das Wesen der philosophischen Kritik…», в кн.: Sämtl. Werke, Bd 1, Lpz., 1928, S. 129). Однако для Гегеля, как идеалиста, критичность теории в отношении к др. теории не была производной от действит. критичности человеч. практики. Только Маркс поставил проблему К. на ее действит. почву. Для Маркса теоретич. К. есть лишь идеальное выражение реальной, практич. критичности человека как обществ. субъекта всей и в т.ч. научно-теоретич. культуры. В этой ориентации на практич. изменение действительности – ключ к преодолению всякого «некритического позитивизма». Марксистские принципы науч. К. таковы: 1) принцип совпадения партийности с объективностью, к-рый состоит прежде всего в том, что марксист науч. путем определяет свою точку зрения (см. В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 380) и, никогда не превращая ее в абсолют, в догму, непрестанно подвергает ее самокритике. Этот принцип исключает всякое субъективистское извращение партийности и не только дает науке право, но и обязывает ее получать путем исследования и только этим путем все без изъятия практич. выводы и оценки. Это является лишь выражением того, что диалектика «…ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 20). В таком свете проясняется и действит. смысл названий гл. трудов Маркса – «К критике политической экономии» и подзаголовок «Капитала» – «Критика политической экономии». 2) К. должна быть объясняющей. Предмет К. надо понять как исторически необходимый и найти ему место в истории. К. заблуждения всегда должна найти его предметное содержание (см. В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 216). Негативная К., отвергая критикуемую концепцию, «…поворачивается к ней спиной и… бормочет по её адресу несколько сердитых и банальных фраз» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 420). Она требует от предмета К., чтобы он не был тем, чем он является. Но «…объявить данную философию ошибочной еще не значит покончить с ней» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 281; ср. с. 300). Обращаясь к вопросу о К. совр. кантианства, махизма и т.п., Ленин констатировал в 1914, что к тому времени марксисты еще не овладели принципами диалектич. позитивной К.: «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (Соч., т. 38, с. 170), т.к. отвергали эти концепции «с порога» и не исправляли, не углубляли их проблематику (см. тамже). Чем последовательнее негативизм в К., тем больше он ведет к догматизации собств. «позиции», к сектантской узости и нигилизму. Будучи неспособна объяснить определ. заблуждения, такая К. вынуждена почерпывать «основания» для критич. оценок за пределами науки. Из негативизма в К. проистекают две питающие друг друга тенденции. Одна – к отказу от всякой К. якобы во имя строгой «научности», в результате разочарования в ней, т.е. к объективизму. Другая – к субъективистской идеологизации, к вырождению К. в морализирование, к открытому вмешательству вненауч. соображений (см. К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. 2, 1957, с. 112). Путь критич. преодоления предшеств. научного развития лежит только через полное освоение предмета К. «…Первая критика всякой науки необходимо находится во власти предпосылок той самой науки, против которой она ведёт борьбу…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 33). Этой «власти» приходит конец только тогда, когда К. продвигается вперед в реальной проблематике и становится выше предмета К. Поэтому «… вообще опровергнуть философскую систему не значит отбросить ее, а развить дальше, не заменить другой, односторонней противоположностью, а включить ее в нечто более высокое» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 157–58). 3) К. – это лишь особая форма разработки теории. Научная К. позитивна: она «снимает» критикуемую концепцию и формирует свою собственную. Это – «конструктивная», «поисковая» К. Только такая К. в состоянии не только проникнуть в «рациональное ядро» критикуемой концепции, но и увидеть еще не реализованные последней возможности, еще не решенные ею проблемы (пусть даже неверно поставленные). «Истинная критика анализирует не ответы, а вопросы» (MEGA, I, Bd 1, Halbbd 1, S. 230). Тем самым К. обретает принципиально важную гносеологич. функцию: она помогает в решении таких проблем, к-рые неразрешимы с помощью одного только позитивного исследования. Марксизм включает в требование научности К. также и требование ее социальности. Социальный характер К. вытекает из социальной природы познания. Гносеологич. и социальные «корни» критикуемой концепции вовсе не образуют двух самостоят. основ ее. Анализ гносеологич. «корней» должен быть доведен до социальных проблем, и единая социально-гносеологич. основа всей критикуемой концепции должна быть понята как объясняющая и то, что в ней есть ложного, и то, что в ней истинно. Значение К. в науке возрастает вместе с ростом социальной потребности в целостном теоретич. исследовании объектов и построении не фрагментарных, а синтетич. теорий. Последние предполагают высокую методологич. культуру ученого и его критич. самосознание, непримиримое ни с каким догматизмом. Любая попытка ученого просто избавиться от социальных факторов К. и замкнуться в своей узкой специальности утопична и иллюзорна. Она лишь предоставляет этим факторам действовать стихийно и слепо. Положит. свобода, т.е. господство над ними, достижима только путем их преобразования и освоения также и внутри науки. Надо справиться с ними и придать сознат. социально-направленный характер всей научной К. Субъективистское извращение партийности в К. преодолевается не «беспартийностью», а лишь активной партийностью, питаемой реальным практически-критич. отношением и совпадающей с объективностью. Марксистские принципы К. предъявляют к ученому высокие требования, нацеленные против «научной» обывательщины, и возлагают на него ответственность как за судьбы науки, так и за ход всех обществ. процессов. Нормы, выступающие как нравств. требования: добросовестность в К., деловитость, недопустимость пустого критиканства, принципиальность и т.п. – для ученого-марксиста вытекают из понимания сущности самой К. Ученый должен быть не пассивным поставщиком требуемой от него науч. «информации», а активным критиком-борцом. Марксистская науч. К. призвана довести до полной победы борьбу против бурж. идеологии. Использование в качестве «средств» К. апелляции к «силе» и догматич. брань всегда были показателем слабости К. Свидетельством силы марксизма является его способность и решимость одолеть идейного противника идейным оружием К. – на основе практич. развития и экономич. соревнования двух систем. Для марксиста нет таких областей или проблем, к-рые бы он отдавал «на откуп» противникам. Ведя наступательную К. капитализма во всех областях обществ. жизни, марксизм победит, ибо его победа есть лишь выражение всемирной самокритики Истории.
Лит.:
Marx К., Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie [Rohentwurf ].. 1857–1858, Moskau, 1939; В., 1953; его же, К критике политической экономии, Соч., 2 изд., т. 13; его же, Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Соч., 4 изд., т. 33; Ильенков Э., Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса, [М. ], 1960, гл. 4.

Г. Батищев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

10 основных правил конструктивной критики — Wonderzine

Мы уже рассказывали, почему так важно критиковать аргументированно и корректно (потому что иначе коммуникация на всех уровнях и проектах превратится в ад, мрак и копоть). Сегодня разбираем практическую сторону вопроса, а именно рассказываем, какими правилами стоит руководствоваться в общении с коллегами, друзьями, партнёрами и незнакомыми людьми в интернете.

Помните, зачем вы критикуете

 

правильно:

Смотри, мне кажется, я знаю,
как сделать ещё лучше

 

 

 

Критика нужна для того, чтобы устранить проблему, которая мешает вам или другим людям, или помочь человеку стать в чём-то лучше. Например, научиться варить классный кофе. То есть не для того, чтобы продемонстрировать всем, какой классный кофе вы умеете варить и насколько другие не умеют его варить и почему они не имеют права этим заниматься. Или напомнить, как тяжело вам было научиться варить кофе, но вы всё равно справились. В общем, не для самоутверждения или выпуска пара, а чтобы поменять ситуацию к лучшему. Поэтому перед тем, как приступить к критике, важно сформулировать для себя цели конкретного разговора и убедиться, что вы поняли намерения и методы критикуемого, — потому что иначе не получится составить объективное мнение о его работе и критика будет бесполезной, а то и вредной.

 

Используйте
«принцип гамбургера»

 

правильно:

Интересный текст! Не хватает ссылок, добавишь? И спасибо, что так быстро

 

 

 

Критика должна быть нейтральной или положительно заряженной. Саркастичный или ироничный тон, в который часто облекают замечания, контрпродуктивен — потому что он нужен для самоутверждения говорящего, а не решения проблемы. Часто конструктивные замечания перемежают с насмешливыми комментариями, и при таком подходе для критикуемого весь отзыв целиком может обесцениться, потому что его чувства задеты. Так что, если вас высмеивают, прикрываясь благими намерениями, с конструктивной критикой такая коммуникация имеет мало общего. 

Для продуктивного диалога проще всего использовать так называемый сэндвичный подход или принцип гамбургера. Суть его в том, что любой критический отзыв строится по простой схеме: похвала, критика, похвала. Для российской культуры, в которой всё время боятся перехвалить (ребёнка, студента, работника), он может показаться приторным или даже лицемерным, но он действительно помогает избежать фрустрации, которая возникает при постоянной критике. Говорить человеку время от времени, что вы в него верите, тоже полезно — это подбадривает и помогает работать лучше. Тут стоит отметить, что похвалу стоит кастомизировать: повторённое в десятый раз «всё класс, но…» может звучать фальшиво, так что потрудитесь отметить действительные достоинства конкретной работы — так адресат поймёт, что вы на самом деле их увидели и оценили.

 

Разбирайте одну
проблему за раз

 

неправильно:

Опять ты посуду
грязной оставила

 

 

 

Очень частая ошибка и в рабочих, и в личных отношениях — накапливать претензии. Чаще всего это происходит из-за того, что одна сторона не хочет высказывать правки или предложения по мере их поступления, но в конце концов не выдерживает их наплыва и выдаёт все сразу — ещё и с естественными для такого ситуации негативными эмоциями. Нужно запомнить, что терпеть, полагаясь на понимание другого человека, вредно — потому что, пока ему не дать фидбэк, он и не поймёт, что что-то не так, и будет действовать по-прежнему.

Правило же решения одной проблемы за раз позволяет не только обнулить возможное напряжение (конструктивный диалог подбадривает обе стороны), но и двигаться дальше с максимальной скоростью и комфортом. Ну, и то, что больше пригодится в личных отношениях: не вспоминайте прошлые ошибки, как исправленные, так и не исправленные. Это переносит разговор с рационального уровня на эмоциональный, вызывает чувство безысходности (изменить прошлое-то уже нельзя) и просто злит.

 

Будьте конкретны и не переходите на личности

 

неправильно:

Зачем тебе вообще этот конкурс,
это же смехотворно

 

 

 

Каждый может оставить отзыв формата «пост ниочём» или зацепиться за одну ошибку и на основании этого обесценить работу целиком. Помните, что такая реакция совсем не требует усилий, бесполезна и лишь показывает, что «критик» хочет высказаться и быть замеченным даже ценой унижения другого человека. Конструктивной критикой являешься лишь конкретизированный отзыв по одному или нескольким аспектам работы, показывающий, что именно не так и почему. Да, составить его сложнее, чем бросить пустое «лол, что за говно», но вспомните, зачем вообще нужна критика.

Отзывы вроде «хотелось бы узнать ваше личное мнение по этому вопросу» дают понять, что именно вы считаете возможным для усовершенствования и позволяют уважительно уведомить об этом. Кроме того, никогда не следует из-за одной ошибки (которая может быть и не искажением фактов, а просто мнением, не совпадающим с вашим) обвинять человека в непрофессионализме. И даже то, что перед вами очевидная ошибка или другие бесспорные недочёты, не повод ставить под сомнение сразу всю работу и вовсе не значит, что работник — бездарь и профан.

 

Вспомните, что никто
не идеален

 

правильно:

Я тоже не всегда
всё делаю вовремя

 

 

 

Всегда нужно помнить, что сторона, которой вы готовитесь передать критику, не функция или робот, а человек, к чувствам которого хорошо бы относиться уважительно. Да, и работник, и партнёр в тех или иных отношениях должны быть готовы к тому, чтобы адекватно воспринимать критику, но и подаваться она должна так, чтобы не унижать адресата.

Человечность в сочетании с действительно ценными правками и замечаниями даёт замечательный результат: кроме идей, как сделать работу лучше, человек понимает, что к нему относятся не как к механизму, а действительно ценят (вспомните принцип гамбургера). Признание своих ошибок позволит привнести даже в тяжёлый разговор эту самую человечность: так вы покажете, что не считаете себя единственным правым и стоящим в белом пальто и что ошибки — естественная часть рабочего процесса и случаются они со всеми.

 

Покажите, что вы
понимаете чувства другого

 

правильно:

Понимаю, что это
было непросто

 

 

 

Это правило хорошо подойдёт для соблюдения принципа гамбургера. Важно помнить, что любое, даже на ваш взгляд несложное задание каждому может даться по-разному. Простой пример: человек, который никогда не составлял деловое письмо, может напортачить или задать кучу вопросов, которые профессионалу могут показаться смешными или наивными. Но это не значит, что новичок не способен справиться с таким заданием априори, — надо просто дать ему время на обучение. Показывая, что вы представляете, из-за чего работник или партнёр мог нервничать в новом или трудном для него деле, вы завоёвываете его доверие и демонстрируете, что ваша цель — не оскорбить или уязвить, а помочь.

 

Не критикуйте на публике

 

неправильно:

Чат, смотрите, какую тупую ошибку
сделал М., и не делайте так

 

 

 

Большой страх современного человека — облажаться на публике. Ещё неприятнее, когда перед другими людьми стыдит человек, которому нельзя возразить (например, босс). В таком случае возникает подавленная агрессия, которая мешает воспринимать даже полезные правки. Велик шанс, что работник или партнёр стерпит такой способ критики и не возмутится им в приемлемой форме, но доверие будет подорвано.

Помните, что для качественной работы (в том числе над отношениями) важно поддержать так называемый здоровый эмоциональный климат, так что между скоростью и качеством выбирайте качество. Не надо в общем чате объяснять, кто что сделал не так, если вы разбираете действия конкретного человека и даже хотите, чтобы остальные не повторяли его ошибок. Правильнее будет поговорить отдельно с человеком, всё прояснить и снова поставить его на рельсы, а потом максимально отстранённо от данного случая дать общую инструкцию всем работникам. Если такой способ кажется вам слишком нежным, вспомните, что критика нужна только для совершенствования процесса, а хорошие отношения позволяют делать это быстрее.

 

Не требуйте
немедленной реакции

 

правильно:

Я не настаиваю.
Давай обсудим ещё раз завтра?

 

 

 

Наш организм эволюционно ненавидит всякие перемены, потому что они могут представлять опасность (инстинкт самосохранения, все дела). И даже в таком рациональном деле, как работа и построение отношений, боязнь нового имеет место и мешает становиться быстрее, выше, сильнее. В плане восприятия критики это выражается в том, что любому человеку нужно не столько подробнейшее обсуждение, а время на восприятие новой информации и встраивание её в свою операционную систему. Поэтому злиться на то, что собеседник не с полпинка воспринимает вашу идеально выстроенную «бургерную» критику, бессмысленно и вредно для отношений. А чтобы узнать, сколько времени требуется для такого осознания, не домысливайте, а просто задайте вопрос — простые решения иногда самые лучшие.

 

Давайте отзыв,
а не инструкцию

 

неправильно:

Просто ешь меньше
и больше двигайся

 

 

 

Этот совет больше подойдёт для личных отношений. Все мы заботимся о близких, но иногда забота может принимать неуважительные и бесполезные формы. То, что вы просто акцентируете важность какого-либо момента в отношениях, как критика сработает лучше, чем если вы сразу дадите инструкцию по тому, как этот момент исправить.

Во-первых, готовая инструкция может не сработать. Никогда не стоит забывать, что даже самый здравомыслящий человек не может знать и предугадать всё на свете и не владеет ситуацией в той же степени, что и адресат совета, а значит, не может предложить безупречный сценарий продуктивного поведения. Во-вторых, само предъявление готовой инструкции косвенно даёт понять, что вы не уважаете право другого человека на собственный осознанный выбор, а ваш рецепт кажется вам единственно верным. Первый шаг в подобных случаях — выразить своё отношение к ситуации. Это может показаться телячьими нежностями, но если человеку важны вы и ваши чувства, он прислушается к тому, какое влияние на вас оказывают его действия. Так что выразить свои сомнения и аргументы в пользу какой-то стратегии куда полезнее, чем просто безапелляционно настаивать на ней.

 

Критикуйте то,
что можно исправить

 

неправильно:

С таким голосом, как у тебя,
только в караоке и ходить

 

 

На всякий случай повторим, что критика нужна для того, чтобы решать проблемы и двигаться дальше. Её часто смешивают с потребностью снять напряжение или показать, что отношения не приносят ожидаемого комфорта или результата. В таких случаях критика часто превращается в «переход на личности» и не оставляет шансов для дальнейшего разрешения конфликта. Сравните, например, высказывания «Как ты достал опаздывать» и «Ты обычно пунктуален, но второй день опаздываешь на полчаса. Что-то случилось?». В первом случае посыл ясен, но вызывает у визави только раздражение, в последнем — тоже считывается, но негатива не порождает. 

Критика вещей, которые исправить нельзя, тоже не вызывает ничего, кроме обиды или раздражения, в зависимости от того, как человек привык реагировать на неприятности. Важно, что есть вещи, которые исправить объективно невозможно (свой рост, например), есть те, что исправить не может конкретный человек («перестать расстраиваться», если он болен депрессией). Если вы хотите избежать фрустрации и не обострять конфликт, воспринимайте эти черты как данность и постарайтесь изменить не их, а своё отношение к ним.

Иллюстрации: Катя Дорохина

www.wonderzine.com

Что такое конструктивная критика, ее уместность и необходимость

Приветствую вас, мои дорогие читатели! «Критика — доброжелательна, критиканство — злонамеренно». Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое конструктивная критика, почему мы не умеем правильно критиковать и что нам мешает, а так же о том, как научиться давать правильную оценку на чужое поведение, понимать когда это будет уместно и не обижать человека своими излишними советами. Правильная критика несет в себе пользу для человека, а вот критиканство может сильно повлиять на самооценку и поставить человека в ужасно неловкое положение.

Критика, к которой мы привыкли

Сегодня со всех сторон можно услышать: ты не так это делаешь; опять ты сломал это; откуда у тебя руки растут; ты слишком много ему позволяешь и так далее. Все это может говориться людьми с добрыми намерениями, но не достигает своей цели «помочь человеку», потому что не имеет никакого отношения к конструктивной критике и доброму совету.

Мы привыкли к осуждению, высказыванию резкого и негативного мнения. В связи с этим я хочу предложить вашему вниманию отличную книгу Татьяны Кузьминой «Психологическая защита при критике», которая поможет вам бороться с такими вот «добрыми советчиками».

Деструктивная критика сегодня встречается не только в личных отношениях, но и в деловом общении. А это значит, что люди умеют искать только минусы в работе или поступках других, рассказывают об их ошибках и проблемах, но не предлагают никакого решения.

Происходит это по нескольким причинам.

  • Человек просто любит критиковать других, делает это с удовольствием и наслаждением.
  • Иногда так говорят, чтобы сделать больно или отомстить другому.
  • Порой к подобной критике прибегают чтобы защитить себя от чрезмерных требований.
  • И последний вариант, чтобы доказать себе свою значимость за счет другого человека.

Конечно, с таким подходом у нас складывается отрицательное отношение к самому понятию «критики». Ведь родители постоянно осуждают, потом в школе учителя, преподаватели в институте, начальник на работе, да еще и супруг сыпет упреками. Как в таких условиях можно положительно относиться к критике?

И мы в ответ начинаем поступать схожим образом. Оцениваем поступки окружающих, осуждаем и высказываем свое нелестное мнение. Давайте посмотрим, какие необходимо соблюдать правила, чтобы ваша критика была конструктивной и помогала человеку.

Условия конструктивности

Цель конструктивной критики — помочь человеку в будущем сделать что-то лучше, развить свой навык, стать более профессиональным. Это не просто разбор ошибок человека, а мнение специалиста о том, что нужно исправить и в следующий раз получить более высокий и успешный результат.

Критика необходима в случае, если вы занимаете должность руководителя. Ваша задача обучать подчиненных. То же самое касается учителей и наставников. Критика должна быть обоснованной с профессиональной точки зрения, нести в себе положительный заряд и ободрение для следующих свершений.

Давайте рассмотрим правила, следуя которым вы научитесь делать правильные замечания и научитесь проверять уместность ваших оценок и суждений.

Необходимость

Здесь речь пойдет о профессиональных отношениях. Когда вы руководитель, учитель или воспитатель и критика является неотъемлемой частью ваших отношений. Для начала запомните, что начинать нужно всегда с похвалы, позитивной оценки и анализа того, чтобы было сделано правильно. Это позволит вашему собеседнику приобрести уверенность в себе и настроиться на позитивный тон дальнейшего разговора.

Далее, вы анализируете нарушения, ошибки и промахи. Никогда не приравнивайте ошибку человека к его личностным качествам. Вы не имеете права критиковать личность, ваша задача проанализировать его поступок.

И в конце разговора опять вернитесь к похвале и положительным моментам человека. Акцентируйте внимание на достоинствах. Подобная техника ведения разговора поможет вам не убить мотивацию человека и не понизит его самооценку.

Внимательно слушайте человека. Чтобы дать справедливую оценку, вам обязательно нужно понять суть всего дела целиком. Часто мы пропускаем мимо ушей детали, который в итоге оказываются основополагающими. Вам поможет моя статья «Избирательное слушание».

Если вы видите и свой промах, то сразу признайте его. Давайте рассмотрим пример: начальник ставит задачу перед сотрудником. Он объясняет суть задачи и обозначает сроки. Сотрудник, будучи ответственным, выполняет все в срок, но, оказывается, что за это время цифры уже изменились и конечный результат получается неактуальным.

В этой ситуации начальник может поступить двумя способами. Первый — отругать сотрудника за невнимательность, несообразительность и так далее. Второй — признать свою ошибку в предоставлении недостоверных данных и помочь сотруднику понять, как избежать подобной ошибки в будущем.

Кроме того, следует помнить, что указывать на ошибки лучше с глазу на глаз, а не публично. Всегда стоит помнить про индивидуальные особенности критикуемого и никогда не стоит упоминать прошлые ошибки, ведь сейчас вы рассматриваете конкретную ситуацию.

Уместность

Теперь давайте поговорим о тех случаях, когда ваша оценка или суждения не предполагаются по профессиональному статусу. Например, вы хотите высказать свое мнение любимому человеку, брату, родителям или подруге. Здесь очень важно понять, будет ли ваше замечание уместным, своевременным и полезным.

Первый момент — все ли вы знаете о своих бревнах? Как гласит пословица: в чужом глазу и соринку заметит, а в своем… Для того чтобы давать уместные и конструктивные советы и оценки, вам необходимо понимать, что вы не имеете права критиковать человека за поступки, которыми сами грешите. Что это значит?

Например, ваша мама купила дорогую, но совершенно бесполезную вещь. Конечно, у вас сразу появляется желание высказать свое мнение, сказать, как бездумно она поступила и так далее. Остановитесь и задайте себе вопрос: делала ли я в жизни подобные покупки? Если ответ «да», то вы не имеете никакого морального права осуждать мать в ее поступке.

Второй момент — как вас лично касается поступок человека, по поводу которого вы хотите высказать замечание? Здесь крайне важно научиться отличать вещи, которые вам просто не нравятся и вы можете спокойно высказать это своему близкому человеку и поступки, которые заходят за ваши личные границы.

Например, ваша сестра решила на деньги с наследства купить машину. Дорогую, красивую, но совершенно непрактичную. Вас конкретно эта ситуация не касается никоим образом, это ее личный выбор, ее решение и ее ответственность. Вы можете просто выразить свои сомнения, в очень мягкой и тактичной форме. Но критиковать в подобной ситуации вы не имеете права.

Третий момент — вы точно знаете, что по-другому будет лучше? Если вы не являетесь профессионалом в области, в которой собрались давать советы, то лучше вообще промолчать. Помните, что ваш опыт хорошо сработает для вас, но не всегда хорошо сработает для другого человека. У вас могут быть разные цели, мечты, желания и причины.

Если вы научитесь таким образом анализировать свои оценки окружающих перед тем, как высказывать их, то вы с легкостью сможете превратить деструктивное осуждение поступков в здоровую и полезную оценку, и помощь в совершенствовании.

Никому не нравится слушать критиканство в свой адрес. Если у вас случаются постоянные конфликты с близкими именно на этой почве, вы всегда из добрых побуждений стараетесь дать полезный совет, но он оказывается ненужным, а вы не в силах сдерживать свои чувства, то вам в обязательном порядке нужно прочитать статью «Как стать эмоционально устойчивым».

Сделать это правильно. Если вы понимаете, что критика будет уместной, то вам необходимо придерживаться следующих правил: замечание должно быть уважительным и доброжелательным; целью вашей оценки должна быть помощь человеку; всегда нужно хвалить человека, прежде чем переходить непосредственно к разбору ошибок.

Помните, что человек тяжело воспринимает критику в свой адрес.

Если критикуют вас

Что же делать, когда вы слышите обвинения, осуждения и претензии в свой адрес? Если это уже стало нормой вашей жизни и окружающие постоянно позволяют себе высказывать негативные оценки в ваш адрес, то первое что вам следует выяснить — не сами ли вы даете им карт-бланш в этом. Статья «Как перестать быть жертвой» поможет вам изменить линию своего поведения.

Кроме того, вам нужно научиться отстаивать свои действия, решения и выбор. Запомните, многие люди критикуют не потому, что действительно хотят вам помочь, а просто высказывают свое отрицательное мнение, завидуют, хотят за что-то отомстить или сделать больно. Статья «Как отстаивать свое мнение» расскажет вам, как не тушеваться и смело действовать по своему усмотрению.

Важно научиться отличать реальную обратную связь и критиканство. Когда человек действительно хочет вам помочь, то он обязательно похвалит и укажет на ваши сильные стороны, подскажет несколько вариантов, как можно в будущем исправить ситуацию и не допустить подобных промахов.

Как часто вы позволяете себе оценивать других людей? Как часто вы слышите осуждение в свой адрес?

Учитесь делать конструктивные замечания, которые отвечают трем критериям: уместность, полезность, своевременность.
Удачи вам!

Интересные статьи по теме:

ezy-life.ru

Конструктивная и деструктивная критика – как реагировать на них?

Бывает ли критика конструктивной? «Могу ли я конструктивно вас покритиковать?» Это шесть самых страшных слов, которые вы можете услышать за всю жизнь. Частично оттого, что у каждого из нас свое представление о конструктивности, а частично потому, что какой бы благожелательной ни была критика, очень немногие способны хорошо ее подать.

И еще потому, что некоторые люди используют ее как удобный повод, чтобы, прикидываясь милым, понизить ваш статус на ступеньку-другую.

По той или иной причине критика обычно выглядит куда конструктивнее с точки зрения критикующего, а не критикуемого.

Так является ли выражение «конструктивная критика» внутренне противоречивым?

Выложу карты на стол: я верю, что критика может быть конструктивной. На самом деле она необходима, если вы хотите стать выдающимся. Однако, поскольку под критикой подразумевают много разного, начну с пояснения, что я понимаю под разными ее видами:

Конструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение о вашей работе или результатах, и он выражает его так, что оно приносит пользу. Критика может принимать форму полезного совета (вам говорят, что надо сделать) или просто вдумчивой оценки (что делать дальше, в данном случае решаете вы сами).

Конструктивная критика может быть как позитивной, так и негативной (критикующему может нравиться или не нравиться ваша работа), и содержать как похвалу, так и рекомендации по улучшению.

Вот несколько черт конструктивной критики:

  • Объективность — критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
  • Конкретность — достаточно подробная, чтобы понять, о чем именно говорит критик и какие критерии оценки он использует.
  • Наличие примеров — критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
  • Относится к делу — критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
  • Учитывает нюансы — критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
  • Уважение — критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, и подразумевает, что вы способны сделать необходимые улучшения.

Воодушевляет конструктивная критика или нет — решать вам. Конечно, если кто-то вас хвалит, вы, скорее всего, почувствуете прилив сил. Но даже если критик обнажает множество ошибок и недочетов, я бы посоветовал не унывать, даже если вы не на седьмом небе от счастья.

Если критика по-настоящему конструктивна, она дает возможность исправить ошибки и совершенствоваться. Я могу вспомнить несколько случаев, когда критик уважительно, но беспощадно «порвал мою работу в клочья», но, когда я выходил из комнаты, мне не терпелось двинуться к открывшимся передо мной перспективам.

Одной из целей вашей карьеры должен быть поиск хороших источников конструктивной критики. Как и обратная связь, она дает вам преимущество, особенно над теми, кто слишком себялюбив, чтобы принять хоть какие-то замечания.

Деструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение, но он либо не знает, как правильно его выразить, либо не понимает, о чем говорит, либо и то и другое сразу.

Я называю такую критику деструктивной из-за ее эффекта: если вы не будете осторожны, она может серьезно повредить вашей мотивации, креативности и способности учиться. Таким же точным определением была бы «некомпетентная критика»: она больше говорит об ошибках критикующего, а не критикуемого. Если критика — искусство, некомпетентный критик — художник, который едва способен нарисовать человечка из палочек.

Вот типичные черты деструктивной критики:

  • Необъективность — критик говорит так, как будто он носитель истины в последней инстанции, а не человек, которому свойственно ошибаться.
  • Туманность — работу отвергают туманными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
  • Голословность — критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
  • Не относится к делу — критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
  • Огульность — общие черно-белые суждения, непризнание градации качества и альтернативных точек зрения.
  • Неуважение — критик груб, агрессивен или не проявляет уважения к чувствам исполнителя.

Если некомпетентный критик — рецензент, критикан в аудитории или интернет-тролль, его можно проигнорировать. Однако если это начальник или клиент, у вас проблема. В главе 37 описано, что тогда делать.

Личные оскорбления

Личное оскорбление — это когда некто со злым умыслом делает негативные или оскорбительные замечания в ваш адрес. Их не следует путать с критикой.

Люди обычно прибегают к личным оскорблениям от невежества, из-за предубеждений или когда у них не осталось аргументов и они поняли, что иначе вас не пронять. Но подобное понимание обычно плохо помогает.


Ваши следующие шаги

В следующий раз, услышав критику, спросите себя, к какой из четырех категорий она относится:

  • обратная связь;
  • конструктивная критика;
  • деструктивная критика;
  • личные выпады.

Затем перейдите к соответствующему пункту ниже и посмотрите, что с ней делать.

Обратная связь

Примите ее с радостью. Более того, вы должны активно искать источник надежной обратной связи.

Конструктивная критика
  • Как и в предыдущем случае, вы должны активно искать людей, которые станут источником компетентной и конструктивной критики.
  • Научитесь узнавать черты конструктивной критики. Сталкиваясь с истинно конструктивной (как позитивной, так и негативной), спрашивайте себя, чему она может научить вас.
  • Когда вас критикуют в лицо, взаимодействуйте с критикующим: попросите прокомментировать все неясности и дайте понять, как вы цените его мнение и какие шаги предпримете (если предпримете).
Деструктивная критика
  • Если деструктивная критика исходит от человека, не связанного непосредственно с вашей работой, — проигнорируйте ее.
  • Если человек связан с вами по работе (учитель, клиент, начальник), поговорите с ним и дайте ему прояснить свою позицию. В главе 37 я объясню, как это сделать.
Личные оскорбления

В главах 35 и 36 я дам совет, как вести себя в этом случае.

Несмотря ни на что. Как преодолеть страх, неприятие и критику на пути к своей мечте / Марк Макгиннесс; пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Публикуется с разрешения издательства.

psixologiya.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *