Содержание

Что такое конструктивная критика и почему она так редко встречается — Wonderzine

Что делает критику конструктивной? 

Важно оговориться, что далеко не всё, что мы привыкли считать конструктивной критикой, на самом деле ею является. Конструктивная критика — это в первую очередь дружелюбный, уместный и уважительный отзыв о работе или действиях другого человека. Она не подразумевает перехода на личности, выплёскивания негативных эмоций и самоутверждения за счёт другого, а также не должна задевать самооценку другого человека — всё это не имеет к критике никакого отношения.

«Конструктивной критику делает позиция „плечом к плечу“. Фокус здесь не на том, чтобы ранить, продемонстрировать превосходство, высмеять — а на реальной помощи, — говорит Екатерина Сигитова. — В России этот подход непопулярен, во-первых, из-за жёстких условий, в которых выросли не только мы, но и целые поколения наших родителей. Много лет считалось, что исправление недостатков первостепенно и в воспитании детей, и в жизни взрослых. Похвала и поддержка не считались важными, ими пренебрегали все, от семей до государства. Неудивительно, что критика оказывает на нас такое влияние и мы усвоили подобное положение вещей как норму. Во-вторых, у нас очень нарциссичная, агрессивная и конкурентная культура, поэтому критика чаще всего используется как способ доминирования, демонстрации силы и почёсывания эго».

Татьяна Вайзер отмечает, что конструктивной критику делает следование минимальным этическим требованиям: «Во-первых, следует критиковать там, где это уместно, то есть предполагая, что адресат критики воспримет вас адекватно и сможет поддержать разговор на достойном уровне. Сам факт обнаружения некоего недостатка в другом — ещё не повод для критики». Она также говорит, что нужно хорошо знать и понимать предмет критики: для этого нужно попытаться разобраться, как устроено то, что вам не нравится, показать оппоненту, что вы понимаете его. По её мнению, перед тем как начинать критиковать, нужно отметить все достоинства, а лучший вид критики — вопросы, открытые для дискутирования. Критиковать нужно, тщательно продумывая свои аргументы, а не эмоционально реагируя на слова или личные качества оппонента. «Наконец, критиковать нужно с максимальным уважением к оппоненту. Не переносить недостаток на самого человека в целом, использовать принятые в обществах с развитой культурой критики риторические формулы. Вы имеете право отказаться выслушивать критику от человека, указав ему на использование недопустимого в ваш адрес языка», — подытоживает Татьяна Вайзер.

www.wonderzine.com

Конструктивная критика — Психологос

Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Например, «Отлично! А вот это, мне кажется, можно сделать так, будет надежнее!» — или: «Да, спасибо, это было красиво и эффективно. Кажется, будет еще лучше, если вот на будущее ты обратишь внимание на это и то. Что думаешь?» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так…»

То есть: «Что хорошо, что изменить или добавить, чтобы получить требуемый результат».

Если вы не знаете, что подсказать и как помочь человеку, которого вы собираетесь критиковать — не делайте этого.

Как-то моя маленькая дочка подралась с другой девочкой на улице, когда та не отдавала ей ее игрушки. Ну, всяко бывает! Но я, как папа, конечно же начал строго говорить Маше справедливые вещи: «Маша, это плохо. Нельзя драться! Нельзя давать сдачи, это неправильно!» Далее я помню то, что меня впечатлило надолго. Маша поднимает свои ангельские глазки и спрашивает, прямо глядя на меня: «Я поняла, сдачу давать нельзя, это неправильно. А как правильно?» — Тут я понял, что у меня трудный день, потому что высшего психологического образования и диссертации по воспитанию молодежи мне не хватает для того, чтобы дать простой и ясный ответ на этот вопрос.

А действительно, как поступать маленькой девочке, когда другая маленькая девочка грубо отнимает у нее ее игрушку, на слова не реагирует, а когда она стукает ее слабо, в ответ стукает ее сильно?

Тогда я сказал себе: «Может быть, мне сильно не нравится чье-то поведение. Но если мне нечего человеку предложить, как простое решение, я не имею права его критиковать!» Нет конструктива — критика запрещена.

С тех пор в нашей семье это имеет силу закона. Если кто-то что-то делает плохо, ругаться, кричать или обижаться нельзя: можно попросить или предложить то, что тебя устроит больше.

Когда вы привыкнете, для вас это также станет очень простым. Смотрите, «Почему ты не сходил в магазин, я же тебя просила?» — это неправильно, тут содержится упрек, человек в ответ начнет бухтеть (вслух или про себя) Проще и правильнее попросить внятным образом еще раз: «Пожалуйста, сходи в магазин, мне нужно приготовить обед». Аналогично, вместо «Что ты на меня кричишь?» удачнее сказать так: «Пожалуйста, давай это обсудим в другом, более спокойном тоне».

Кстати, конструктив может предложить и другая сторона, если сама знает, чем и как другой человек может ей помочь. Например,

— Меня злит, когда я тебя прошу, а ты не обращаешь на это внимания!

— Прости, пожалуйста. Но ты на меня не ругайся, а другой раз просто напомни еще раз. Мне всегда приятно, когда ты ко мне лишний раз подойдешь. Я же действительно просто отвлекаюсь и забываю. Да? Поможешь мне?

Понятно, что и это не решает всех вопросов, но договариваться мы с тех пор стали быстрее и чаще.

www.psychologos.ru

польза и вред, отличие конструктивной и деструктивной критики

Как часто вам приходится слышать критику в свой адрес? Помогает ли она развиваться или вгоняет в депрессию? Считаете ли, что критикуют заслуженно?

В нашей статье будут рассмотрены эти вопросы и даны рекомендации, как правильно критиковать и как реагировать на критику.

Что такое критика, ее польза и вред

Критика указывает на наши недочеты и недостатки

Критикой называется указание на какие-либо недочеты и несоответствия.

Это привычная часть нашей жизни, и порой мы даже не замечаем, как используем ее. Ей можно подвергнуть все что угодно: от явлений природы до поведения конкретного человека.

Существует множество разных направлений критики.

Профессиональные критики занимаются оценкой картин, литературных произведений, фильмов, событий. Они пишут рецензии и отзывы, выпускают статьи.

Психологи и психоаналитики изучают влияние критики на наше состояние и пишут рекомендации, способные сделать ее не такой болезненной, учат воспринимать критику беспристрастно и извлекать из нее пользу.

Критикующие всегда преследуют цель добиться результата, который они планируют увидеть.

Главная особенность критики в том, что критикующий разбирается в предмете и может привести аргументы в свою пользу, объяснить и указать на слабые места.

Среди полезных функций критики можно перечислить такие как:

  • возможность увидеть свои слабые стороны или ошибки с чьей-то помощью;
  • побуждающий мотив к саморазвитию, даже если это просто стремление показать критикующим, что они не правы;
  • выяснить интересы и потребности критикующего;
  • выяснение негласных правил группы

Критика может принести не только пользу, но и нанести огромный вред человеку

Но у критики есть довольно много отрицательных сторон:

  • она может ранить;
  • может понизить уверенность в себе, повлечь отказ от того, что послужило основой для критики;
  • ведет к конфликтам;
  • может быть необъективной;
  • может очернить критикуемого в глазах окружающих.

Все положительные моменты относятся к конструктивной критике, практически все отрицательные – к деструктивной.

Давайте поподробнее разберемся, что представляют из себя оба этих вида.

Отличия конструктивной и деструктивной критики

Конструктивная критика подталкивает к саморазвитию, деструктивная ранит и разрушает.

Главные черты конструктивной критики в том, что она, в отличие от простых обвинений в том, что что-то сделано неправильно, дает советы, как это исправить и улучшить.

Критикующий готов помочь в решении проблемы.

Не критикуйте, если вы не знаете, как это делать и не готовы взять на себя ответственность за свои слова.

Деструктивная критика построена на оскорблениях, объективации и пренебрежении, она агрессивна и не несет в себе ничего положительного. Она болезненна и убивает самооценку.

Стоит ограничивать или вовсе прекращать общение с людьми, которые относятся к вам подобным образом, они уж никак не помогут вам стать лучше и сильнее.

Конструктивной критикой не являются:

  1. Угрозы. Неправильно: «Если не помоешь посуду, то никакого тебе кино». Правильно: «Давай договоримся: если ты моешь посуду, то мы идем в кино».
  2. Оскорбления и сарказм. Ошибка: «Ты сегодня выглядишь ужасно. Опять не накрасилась?». Правильно: вообще не оценивать человека с такой точки зрения.
  3. Субъективное мнение, а также его навязывание. Неправильно: «Мне кажется, тебе не идет синий цвет. Носи-ка лучше красный». Правильно: опять промолчать.

Лучше ограждать себя от общения с людьми, критика которых деструктивна

Для того, чтобы критиковать конструктивно, стоит следовать нескольким правилам:

  1. Подготовиться к разговору, не рубить сгоряча.
  2. Выбрать подходящий момент. Высказывать критику лучше в спокойной обстановке, когда ничто не мешает. Желательно обойтись без третьих лиц.
  3. Убедиться, что собеседник готов слушать и идти на контакт. Не нужно лезть человеку под руку, если он занят, чем-то расстроен или просто не хочет разговаривать.
  4. Прежде чем критиковать – нужно похвалить. Через похвалу критика воспринимается не так болезненно. Пример: «Ты молодец, ты уже сделал большую часть работы, хоть ты и не успел закончить в срок. Придется еще поработать».
  5. Быть искренним, но мягким и вежливым. Пример: «Мне было неприятно, когда ты начал шутить обо мне при друзьях. Пожалуйста, можешь больше этого не делать?»
  6. Сдерживать эмоции. Критику лучше высказывать доброжелательным, ровным тоном.
  7. Критиковать нужно не человека, а поступок. Не «ты плохой», а «твой поступок огорчил меня».
  8. Мотивировать собственным опытом. Пример: «У меня тоже раньше не получалось хорошо рисовать. Но я научился».
  9. Не критиковать личность. Вообще никогда не стоит осуждать личностные качества человека. Внешность, одежду, увлечения, привычки, которые никому не мешают, потому что это то, что является индивидуальным делом каждого. Многие могут воспринять такую критику в штыки. Подобная критика наносит урон самооценке. Это может послужить поводом того, что человек потеряет свою личность, стремясь следовать чужим советам.
  10. Говорить конкретно, четко формулировать то, что хочется сказать. Пример: «Я хочу, чтобы ты перестал разговаривать на уроке, потому что таковы правила школы, и потому что ты мешаешь вести занятие.»
  11. Быть готовым к тому, что собеседник может начать возражать, защищаться и отвечать тоже критикой, причем, далеко не всегда конструктивной. Уходить от диалога, если собеседник не готов слушать. Пример: «Да, я понял, что тебе не нравится то, что я говорю. Продолжим тогда, когда ты будешь готов».
  12. Закончить разговор стоит позитивно или хотя бы нейтрально. Пример: «Да, я знаю, что алгебра – сложный предмет, но ты умный и способный человек и со всем обязательно справишься».

Нужно помнить, что человек перед вами – живая личность, такая же как и вы, со своими достоинствами и недостатками. И также как у вас, у него может что-то не получаться, он может обижаться на замечания.

Но общий язык, при желании, найти не так уж сложно.

Как можно и как нельзя реагировать на критику в свой адрес

При восприятии критики лучше придерживаться золотой середины

Критика помогает нам развиваться. Если научиться прислушиваться к советам других людей, можно извлечь для себя много полезного.

Главное не воспринимать любую помощь и совет в штыки, но и не принимать безоговорочно на веру все, что говорится в ваш адрес.

Не стоит оправдываться. Лучше просто молча выслушать и поблагодарить.

Для разных возрастных категорий существуют свои установки, которым нужно следовать, чтобы правильно реагировать на критику.

Как реагировать, когда критикуют взрослые

То, как ребенок будет воспринимать критику, зависит от его родителей.

Они должны рассказать, что не стоит принимать критические замечания близко к сердцу. Объяснить, чем субъективное мнение отличается от объективной критики.

Например, если ученик при решении задачи допустил много ошибок, замечание учителя вполне уместно.

А если он нарисовал траву красной, а не зеленой – то это его творческий взгляд. Творчество – эта та сфера, которую критиковать бессмысленно.

Необходимо научить ребенка спокойно воспринимать критику, но уметь отвечать на нее.

Признавать ошибки, если он понимает, что не прав, или отстаивать свою точку зрения.

Взрослые тоже ошибаются, поэтому нужно учиться отстаивать свою точку зрению, если ты прав

Отвечать стоит вежливо, но твердо.

Взрослые чаще бывают опытнее детей и замечают больше ошибок, поэтому их критика может быть вполне уместна, это тоже стоит учитывать.

Но если взрослый явно не прав, нужно не бояться высказываться и приводить аргументы в свою пользу.

Если есть возможность, родители сами могут вступить в диалог с тем, кто критикует их ребенка, чтобы лучше понять ситуацию и разобраться в проблеме самостоятельно.

Чтобы ребенок на практике понял, как реагировать на критику, можно проиграть это с ним в ролевой игре. Игра помогает закрепить знания и является просто хорошим развлечением.

Как реагировать, когда критикуют сверстники

Нужно научить ребенка не бояться прислушиваться к мнению тех друзей, которые преуспевают в тех областях, где он отстает.

Но стоит помнить, что дети и подростки часто бывают агрессивны и могут задеть из зависти, лишь для того, чтобы повысить свою самооценку.

В случае, если критикуют сверстники, работают все те же советы, что и для взрослых, и самый главный: не принимать критику близко к сердцу.

Родители должны научить ребенка уметь защищать себя и отстаивать свое мнение. Не отвечать агрессией на критику (за исключением случаев, когда сверстники сами проявляют агрессию).

Несмотря на то, какая критика была использована, из этого можно вынести урок. Критика помогает выстроить социальные взаимодействия, наладить контакты, понять чьи-то потребности и интересы, и, конечно же, развивает и делает сильнее.

Главное, уметь применять критику и правильно реагировать на нее.

В этом видео вы узнаете, что думают о критике психологи:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyuchit.work

Конструктивная и деструктивная критика. Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика — если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.

Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая. О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая. Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая. Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная. О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная
    . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая. О полезном эффекте.
  7. Теоретическая. О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много — она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– конструктивная и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем — недостатки, и в конце — повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на личности человека.
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность. Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность. Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность. Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение. Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность. Без примеров и обоснований.
  6. Огульность. Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный «эмоционально» критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться — «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле». В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

 

womanadvice.ru

Конструктивная критика — зачем она нам? Что такое конструктивная критика?

Никто из нас не любит, когда кто-то осуждает его действия, а тем более, называет неправильными или плохими. Но критика не всегда бывает беспощадной. К примеру, в бизнес среде известно такое понятие, как конструктивная критика.

Ее главной задачей является не унижение человека, а, наоборот, признание его достоинств и указание на недостатки.

Впервые этот вид критики начали использовать очень давно, и теперь он высоко востребован в развивающихся компаниях.

Зачем нужна конструктивная критика?

Многие специалисты уже научились относиться к подобному с доброй душой, но некоторые до сих пор не понимают, зачем нужна конструктивная критика и в чем ее польза.

Первое, на что она направлена – это объективно оценить поступок или труд человека и, если в нем есть изъяны, указать на них. Это делается для того, чтобы он мог исправить какие-то свои ошибки, а, возможно, по-новому взглянуть на свою работу.

Второе, что приносит такой анализ – это самосовершенствование. Иногда мы настолько погружаемся в работу, что не замечаем каких-то проблем. В конце концов, нам начинает казаться, что мы все сделали как нельзя лучше. Тут вовсе не лишним будет взгляд со стороны, а особенно, дружеского лица. Незаинтересованный наблюдатель сможет сразу же выявит то, что мы пропустили или не увидели, подаст новую идею.

Как реагировать на конструктивную критику?

Самое сложное в этом вопросе не то, как выслушать чужие замечания, а то, как на них отреагировать. Далеко не каждый способен со спокойной душой согласиться с тем, что он не прав или может сделать столь грубую ошибку и не заметить ее.

Читайте также: Позитивная психология – это самообман или реальный путь к успеху?

Поэтому сразу же уясните себе первое правило – никогда не воспринимайте критику слишком близко к сердцу, особенно если она касается работы. Тот, кто не желает вам зла просто пытается предостеречь вас от ошибки, а потому вы должны спокойно его выслушать.

Не думайте, что если вы сделали что-то не так, значит, все, вы неудачник. Нет. Ошибки учат нас, позволяют приобрести новые знания и стать лучше.

Постарайтесь выслушать все претензии спокойно, а еще лучше запомните их (или запишите) и проанализируйте каждую из них.

Поменяйте свое мнение о критике и не бойтесь ее. Наоборот, начните воспринимать ее как что-то необходимое для вашего карьерного роста. Иногда очень полезно выслушать критические замечания, чтобы оценить свою работу по-настоящему (а не только с сугубо личной стороны).

Сохраняйте хорошие отношения с тем, кто осмелился вас критиковать. Человек, который смело заявил вам о каких-то проблемах, хочет вам помочь. И это у него может получиться, ведь он трезво подходит к оценке ситуации, в отличие от вас.

Во время подобного разговора, заставьте себя улыбаться и видеть что-то хорошее во всем этом. Улыбка сразу же улучшает настроение и позволяет расположить к себе недружелюбно настроенных людей.

Примите к сведению все претензии и постарайтесь предложить компромиссные способы выхода из сложившейся ситуации.

Умение правильно воспринимать критику позволит вам научиться чувствовать себя спокойно во время подобных разговоров. К тому же, исправив ошибки, вы повысите эффективность своего труда.

А вообще, такая практика позволит вам научиться: честно выделять свои проблемные зоны, работать со своими недостатками и развиваться на пути к успеху.

Конечно, критика бывает разной, а потому нужно уметь выделять конструктивную критику среди той, что направлена на унижения личных качеств. Те персоны, которые только тем и заняты, что обсуждают всех и каждого, вообще не знают, что такое конструктивная критика, а потому их замечания должны волновать вас в самую последнюю очередь.

Читайте также

dolio.ru

Что такое конструктивная критика? | Вдохновение перемен

 

Эта статья является продолжением статьи «Что такое поддерживающее окружение», которая вызвала большой резонанс и обсуждения. Прежде чем читать данную статью, рекомендую прочитать предыдущую и комментарии к ней, чтобы понимать контекст нашего сегодняшнего обсуждения.

По итогам обсуждений прошлой статьи некоторые читатели высказали тезис: «что и покритиковать нельзя, а если конструктивно? Кто, как не близкий человек скажет нам правду и поможет измениться?».

Давайте разберемся, что же такое конструктивная критика.

Смотрим определения:

«Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм».

Какие нужно соблюдать этические нормы и правила, чтобы критика была конструктивной:

  • найти повод для похвалы («метод бутерброда» — похвала в начале и в конце критического замечания),
  • критиковать поступки/поведение человека, а не его личностные качества и свойства,
  • предлагать собственные решения,
  • выслушивать критикуемую сторону (объяснения, дать возможность реабилитироваться),
  • сохранять ровный тон общения (не кричать, не язвить),
  • признать собственные ошибки в рассматриваемой  ситуации, рассказать о своем опыте.

Обращаясь к близкому человеку, желая ему помочь в чем-то, подсказать и научить, вы, казалось бы, могли бы соблюдать эти правила, чтобы ваша критика стала конструктивной. То же самое можно сказать о людях, желающих помочь нам.

Но все не так просто.

Потому что не учтен самый важный критерий конструктивной критики, который приведен повсеместно в описаниях этого приема. А именно: имеете ли вы право критиковать человека? Да — продолжайте, нет — откажитесь от критики (держите свое мнение при себе!).

И это — самый главный вопрос.

Потому что не имея права на критику, даже используя все вышеприведенные методы ее смягчения, вы оказываетесь в роли агрессора и разрушающего окружения для человека (или он для вас, если критикуют вас).

Итак, право на критику.

У меня есть собственные критерии, по которым я проверяю себя — имею ли я право на критику?

Первый критерий  «Существует ли бревно в вашем собственном глазу».

Если поведение другого человека меня не устраивает, и мне хочется ему об этом сказать, прежде всего я обращаюсь к себе с вопросом: а веду ли я себя аналогичным образом? Если ответ  — да, то критиковать я права не имею.

Например, ваш муж сидит целый день за компьютером, в то  время как ему нужно идти пылесосить ковры. Спросите себя, прежде чем критиковать: бывают ли в моей жизни такие ситуации, когда мне нужно делать домашние дела, а я сижу за компьютером/перед телевизором. Ответ «да», значит, вы поступаете также, как и ваш муж, и критика тут будет неуместна. Можно в этой ситуации спокойно спросить, когда он будет пылесосить? Но раздраженно ворчать (даже тихо, про себя) что, мол вечно он за компьютером, лентяй и тунеядец будет неправомерно, ведь и вы поступаете также иногда.

Второй критерий «Влияет ли непосредственно на вас «неправильное» поведение другого человека»?

Первый пример: ваш взрослый сын собирается сделать на свои деньги, своими силами в своей собственной квартире странный, на ваш взгляд, ремонт в стиле хай-тек (стекло и металл). На самом деле, напрямую это вас не касается. Ну и что, что вас коробит от такого стиля, вы такое не понимаете, и вам это не нравится. Дизайн его помещения — его личное дело.

Второй  пример: ваш взрослый родной брат на собственные деньги открыл свой бизнес, постоянно берет кредиты и у него ничего не получается. Вы в ужасе — как он не видит своих ошибок? Почему не пойдет работать «как все нормальные люди» в фирму?

Но это его жизнь и его выбор, его жизненные уроки. Он сам решает, как зарабатывать деньги и, наверняка, видит свои ошибки. На вас, кроме ваших переживаний и опасений за его судьбу, его поведение никак не влияет (он не берет у вас денег, не вкладывает в бизнес ваше общее имущество или наследство). Вы можете помочь ему, если хотите — давая деньги просто так или находя ему клиентов или выгодные поставки, вот и все. Пытаться его вразумить и наставить на путь истинный (если он не просит совета) — бесполезная затея, разрушающая отношения.

Третий  пример: ваш муж/жена слушает ужасную музыку и играет в глупые компьютерные игры, вместо того, чтоб слушать лекции по саморазвитию или читать полезную литературу как вы. Как проводить свой досуг — личное дело каждого человека.

Здесь есть подправило: «О вкусах не спорят». Первый и третий  пример — как раз об этом. Есть целый ряд вещей, которые вам могут не нравиться, а другому человеку нравиться, и вы не имеете права навязывать ему свое мнение. Да, если вы живете в комнате вместе, вы имеете право обсудить предполагаемый дизайн, но если человек живет в комнате без вас, то навязывать ему свои вкусы не стоит. Если вы едете в автомобиле вместе, то можно обсудить, какую музыку вы будет слушать, но если человек слушает свою музыку сам, в наушниках — его право выбирать, что слушать, а что нет.

Третий критерий: «Если человек уже взрослый (старше 14 лет) — дать ему возможность пройти свои уроки».

Очень большое наше заблуждение думать, что другой человек не знает о своих слабостях и не отдает себе в них отчет. Ваш близкий человек много курит, пьет, имеет лишний вес, проблемы со здоровьем, долги? И вы постоянно твердите ему об этом. Думаете, он сам не знает? Думаете, не хочет избавиться от своих плохих привычек и проблем? Но люди слабы. Разве у вас нет проблем — лишнего веса, плохих привычек, долгов (или не было в прошлом)? Разве вы не откладываете постоянно на завтра их решение и свое начало новой жизни? Мы все проходим свои уроки. Нужно дать человеку возможность осознать трудные ситуации своей жизни, свои неверные выборы и неправильные привычки, дать возможность собраться с духом и попробовать все исправить. И да, он будет сто раз начинать и сто раз бросать свои начинания, останавливаться, спотыкаться и ошибаться снова и снова. А разве у вас в жизни не так? В общем, смотри пункт 1 — «бревно в собственном глазу».

Четвертый критерий: «Знаю ли я все предпосылки поведения, цели, планы другого человека (точно ли я знаю, ЧТО для него будет лучше?»

В НЛП (нейролингвистическое программирование) есть такой постулат — каждый человек всегда делает наилучший выбор из имеющихся в его распоряжении в данный момент. Даже тот, кто совершает преступление, на данный момент видит внутри себя это лучшим выбором из имеющихся. Вам никогда до конца не понять картины мира другого человека. Его мечтаний, целей, убеждений. Но знайте, он действует так, потому что делает лучший из имеющихся выборов у него. Чтобы сделать другой выбор, он должен вырасти, осознать свои ошибки — значит, дайте ему в конце-концов пройти свои уроки.

Все это можно подытожить как правило соблюдения «прайвиси» — уважение к личному жизненному пространству другого человека. Потому что на самом деле есть очень мало ситуаций, когда мы имеем право в это жизненное пространство другого человека лезть со своей критикой и советами. Нужно разобраться прежде всего с собственными бревнами в глазах и со своей жизнью.

Давайте рассмотрим в итоге ситуацию, когда критика к близким все же уместна.

Ну во-первых, это когда у вас просят высказать ваше мнение и просят совета, помощи в разрешении ситуации. Тут будет хороша конструктивная критика по всем правилам, потому что прямую критику даже в этой ситуации мало кто может выдержать (включаются подсознательные защитные реакции Эго, и человек просто пропускает суть вашей критики мимо ушей).

И также это ситуации, когда поведение вашего близкого человека напрямую влияет на вас. Он тратит бездумно ваши общие деньги, портит ваше общее имущество, разводит беспорядок, грубо обращается с вами, не выполняет договоренности, опаздывает на встречи.

Но та коммуникация, которая должна происходить в данных ситуациях — это не критика, потому что критика (даже конструктивная) и здесь будет неуместна и будет разрушать отношения. Если речь идет о близких людях, о семье — здесь нужно уметь договариваться, просить. «Мне не нравится то-то и то-то в твоем поведении, так как это влияет и на мою жизнь тоже, мы могли бы договориться, чтобы ты в будущем поступал вот так?». Если договориться не получается, есть два выхода — быть снисходительным к этим слабостям и несовершенствам человека или ставить ультиматумы и прерывать отношения. Решать вам.

Итак, вернемся к конструктивной критике.

Существуют лишь три сферы, где вышеприведенные критерии анализировать не нужно, и вы обязаны научиться приемам конструктивной критики и давать ее при необходимости. Это когда вы являетесь руководителем/воспитателем/учителем другого человека. То есть это производственные отношения и отношения с детьми. А также любые ситуации, когда вы по взаимной договоренности обучаете человека чему-либо.

В производственных отношениях вы обязаны направлять поведение ваших подчиненных, потому что вы ответственны за результаты подчиненных и за результаты компании в целом. Если ваш сотрудник будет вести себя неправильно, то его деятельность будет не результативна и его придется уволить, также он не принесет результатов компании. Поэтому ваша обязанность — конструктивно критиковать. В отношении детей — то же самое. Ваша обязанность как родителя: направлять поведение ребенка в нужное русло, чтобы вырастить из него хорошую, сильную личность. Правда с детьми нужно все же ориентироваться на приведенные в данной статье критерии, чтобы ограничивать свое критиканство до конструктивных пределов и давать критику именно в тех ситуациях, которые напрямую влияют на формирование личности ребенка. Также психологи придерживаются мнения, что воспитывать напрямую своих детей (как воспитатель) возможно лишь до 12 (в некоторых источниках до 14 ) лет, дальше самый лучший вариант — стать вашему ребенку добрым другом. А вот в дружбе важна поддерживающая составляющая (смотри прошлую статью), а излишняя безудержная критика разрушает отношения и снижает самооценку ребенка.

В ситуации обучения все понятно, чтобы научить человека чему-то, нужно постоянно направлять его действия в правильное русло, конструктивно критикуя.

Конечно, эта тема обширна, и в одной статье я не могла учесть все нюансы и аспекты, но постаралась рассказать о своем видении основных моментов, связанных с критикой.

Давайте обсудим ваше видение в комментариях!

eharitonova.ru

Критика деструктивная и конструктивная — Психологос

Фильм «Ликвидация»

​​​​​​​ Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

Разрушительность такой критики — в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны. «Вы критикуйте свободно, я за вас все додумаю и сделаю конструктивным и осмысленным!»

Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив.

Конструктивность критики — необходимый элемент психологической грамотности. Смотри Грамотная критика.

Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно.

Сказать детям: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» — несложно, а если в ответ умный ребенок спросит: «А как правильно? Как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

Если не знаете, как критиковать конструктивно — как правило, лучше не критиковать. На крайний случай можно пресечь недопустимое, но без критических стрел и обвинений.



www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *