Содержание

Специфика межличностной коммуникации

Поделись с друзьями

Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального).

Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию — реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь — это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи — помочь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.

Любое общение начинается с того, что у одного из участников коммуникации появляется желание выразить какую-либо мысль или какое-то чувство. Так возникает смысл посылаемого другому человеку сообщения. При том, что этот смысл может быть вполне определенным, существует множество способов передать его, пользуясь разнообразными средствами общения. Придание смыслу сообщения определенной формы называется кодированием сообщения. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Американским исследователем Г. Лассуэллом предложена простейшая модель речевого коммуникативного процесса для изучения убеждающего воздействия, включающая пять элементов:

1. Кто? (передаёт сообщение)      —    Коммуникатор.

2. Что? (передаётся)              —    Сообщение (текст).

3. Как? (осуществляется передача) —    Канал.

4. Кому? (направлено сообщение) —   Аудитория.

5. С каким эффектом?           —    Эффективность.

Существуют характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстранённая — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её.

students-library.com

Лекция на тему «Межличностная коммуникация»

Вопросы

1. Понятие, сущность
и особенности межличностной
коммуникации.

2. Особенности
межличностной коммуникации в малых
группах.

3. Вопросы
эффективности межличностной коммуникации.

4. Модели
коммуникативной личности.

***

1. Понятие, сущность и особенности межличностной коммуникации

Межличностная
коммуникация (МЛК) – это коммуникация
между двумя
индивидами
,
вступившими в непосредственный
контакт, который осуществляется
на межличностном субъект-субъектном
уровне. Иногда межличностной называют
коммуникацию не только между двумя, но
и между несколькими
людьми
одновременно.
Но
это, строго говоря, неправильно. Такую
коммуникацию надо квалифицировать как
внутригрупповую.
Она
осуществляется в пределах конкретных
социальных групп — больших (организации)
или малых (семья, спортивная команда,
учебная группа и т.п.).

МЛК
свойственны все те признаки, свойства,
закономерности социальной коммуникации
(обмен информацией, знаковый характер,
необратимость, обратная связь, процессы
кодирования и декодирования и др.) как
и всякой другой разновидности социальной
коммуникации – групповой, массовой,
институциональной. Обязательным
признаком и свойством МЛК является
непосредственный обмен знаками
(символами),

непосредственный информационный обмен,
непосредственное информационно-смысловое

взаимодействие.
Но что значит «непосредственный»
контакт, взаимодействие? Обязательно
личное, лицом к лицу взаимодействие?
Или непосредственное общение по телефону,
смартфону, компьютеру и т.п.? Здесь нет
единства мнений. Некоторые авторы
относят к МЛК общение между партнерами
как лицом к лицу, так и посредством
технических устройств. Но, пожалуй,
большая часть специалистов считает,
что межличностная коммуникация — это
обязательно контакт людей лицом к лицу,
«тет-а-тет» без какого-либо физического
посредника или технического устройства,
взаимодействие, осуществляемое напрямую
с использованием вербальных и невербальных
средств (знаков) в пределах визуального
восприятия. Это, к примеру, беседа двух
человек в одном помещении или в ином
локальном физическом пространстве
(где-то вне помещения).

Будем
считать, что МЛК – это общение двух
людей, которые имеют возможность видеть,
слышать, касаться друг друга, легко
осуществлять обратную связь. В определении
и характеристике межличностной
коммуникаций важны следующие моменты:

  • непосредственная
    направленность информации, чувств друг
    к другу;

  • создание участниками
    МЛК «общей
    социальной действительности»
    ,
    общего «здесь-и-сейчас».

Характерной чертой
межличностной коммуникации является
многоканальность, сочетание вербального
и невербального компонентов, что
проявляется в самых различных формах
МЛК — интервью, дебаты, публичные слушания,
учебные занятия, тренировки и т.п.

Как
и всякая коммуникация, МЛК
выполняет как общие для всех видов
коммуникации основные функции
(информационная, экспрессивная и др.),
так и специфические. C
точки зрения В. Конецкой, этими функциями
межличностной коммуникации являются
функции взаимодействия и воздействия,
которые актуализируются в речевых актах
в целом ряде частных функций. В основе
этих функций, как можно было убедиться,
лежит главный принцип — мотивационный. Поэтому
неудивительно, что исследователи
социальной коммуникации обращаются
прежде всего к мотивационным теориям,
объясняющим сущность и функции
межличностного взаимодействия, в рамках
которого осуществляется и межличностная
коммуникация.

Межличностная
коммуникация является средством
удовлетворения одной из ведущих
потребностей человека – потребности
в общении, в признании, уважении, любви,
безопасности и т.п. Результатом МЛК в
социально-психологическом плане всегда
будет какое-то взаимопереживание,
взаимовлияние и взаимопонимание
субъектов, различных по своему возрасту,
полу, национальности, образованию,
социальному статусу. Поэтому в
меж-личностной коммуникации, как,
впрочем, и в др. разновидностях социальной
коммуникации, можно выделить три
взаимосвязанные стороны, три аспекта,
соответствующие трем основным функциям
коммуникации:

  1. коммуникативный
    аспект

    – это обмен информацией, передача и
    прием мнений и чувств между партнерами
    по общению,

  2. перцептивный
    аспект

    это процесс восприятия и понимания
    людьми друг друга, формирование
    определенных межличностных отношений.

  3. интерактивный
    аспект

    – это обмен действиями между
    коммуникантами, взаимодействующими
    сторонами (например, вопрос – ответ,
    просьба – отказ или согласие).

МЛК во всех этих
аспектах предполагают прагматические
цели и конструктивность решений, плюс
готовность каждого партнера к адекватному
поведению.

МЛК преимущественно
основана на связях, существующих между
членами общества благодаря разным видам
общения: визуальному (или невербальным
связям, которые включают в себя как
внешний вид, так и телодвижения, жесты),
лингвистическому (устная речь),
аффективному, а также языкам, построенным
в результате развития сложных обществ
(экономических, политических и т. д.).
Для неформальной беседы двух коммуникантов
характерны: частая смена тематики,
доминирование одной стороны как более
активной в плане инициативы и аргументации,
смена коммуникативной установки
(осознанная и неосознанная), нечеткость
самой структуры дискурса, позволяющая
возвращаться к прежней тематике и
аргументации, необязательность
заключительного этапа, так как беседа
может быть прервана случайными
обстоятельствами.

Конкретные
проявления межличностной коммуникации
различаются степенью личностной
вовлеченности и способами
организации социального поведения.
 На
этом основании условно можно выделить три
уровня межличностных взаимодействий.

  1. На
    социально-ролевом уровне реализуются
    нормы и требования, принятые в данной
    социальной среде и ее социальных
    институтах.

  2. На
    деловом уровне осуществляется реализация
    межличностных взаимодействий в интересах
    эффективности совместной деятельности.

  3. На
    интимно-личностном уровне ведущим
    мотивом коммуникации выступает
    достижение психологической близости,
    интимности, эмпатии, понимания и принятия
    другого.

Межличностная
коммуникация осуществляется в различных
формах, которые имеют свою специфику,
определяемую ситуацией временного и
пространственного характера, особенностями
участников, их социоролевым статусом
и коммуникативной установкой. Например,
для неформальной беседы двух коммуникантов
характерны частая смена тематики,
доминирование одной стороны как более
активной в плане инициативы и аргументации,
смена коммуникативной установки
(осознанная и неосознанная), нечеткость
самой структуры дискурса, позволяющая
возвращаться к прежней тематике и
аргументации, необязательность
заключительного этапа, так как беседа
может быть прервана случайными
обстоятельствами.

Межличностное
взаимодействие, по Э. Берну, может
осуществляться в следующих формах
социального поведения:

1)
замкнутость и уход от общения;

2)
ритуалы, позволяющие проводить время
совместно, но не сближаясь;

3)
времяпровождение (структурирование
времени) как отбор новых и полезных
знакомств;

4)
социальные игры, где каждая сторона
пытается получить вознаграждение;

5)
близость как форма общения, исключающая
извлечение выгоды;

6)
совместная деятельность как межличностное
взаимодействие.

studfiles.net

5. Характеристика коммуникации в межличностном общении

Коммуникация
это
связь, в ходе которой осуществляется
обмен информацией между системами в
живой и неживой природе.
Коммуникации
между людьми имеют ряд специфических
особенностей:

1)
Наличные отношения двух индивидов,
каждый из которых является активным
субъектом. При этом взаимное их
информирование предполагает налаживание
совместной деятельности. Специфика
человеческого обмена информацией
заключается в особой роли для каждого
участника общения разной информации,
ее значимости.

2)
Возможность взаимовлияния партнеров
друг на друга через систему знаков.

3)
Коммуникативное влияние лишь при наличии
единой или схожей системы кодификации
и декодификации у коммуникатора
(человека, направляющего информацию) и
реципиента (человека, принимающего ее).

4) Возможность
возникновения коммуникативных барьеров.
В этом случае четко выступает связь,
существующая между общением и отношением.

Средства
распространения
.
Распространение
информации в обществе проходит через
своеобразный «фильтр доверия–недоверия».
Подобный фильтр действует так, что
истинная информация может оказаться
не принятой, а ложная – принятой. Кроме
того, существуют средства, способствующие
принятию информации и ослабляющие
действие фильтров. Совокупность этих
средств называют фасцинацией.
Примером фасцинации может быть
музыкальное, пространственное или
цветовое сопровождение речи.

Содержание
и тип информации
.
В процессе
коммуникации перед участниками общения
стоит задача не только обменяться
информацией, но и добиться ее адекватного
понимания партнерами. То есть в
межличностной коммуникации как особая
проблема выделяется интерпретация
сообщения, поступающего от коммуникатора
к реципиенту. В ходе коммуникации могут
возникать барьеры.

Коммуникативный
барьер

– это
психологическое препятствие на пути
адекватной передачи информации между
партерами по общению.

Модель
коммуникативного процесса обычно
включает пять элементов:
коммуникатор
– сообщение (текст) – канал – аудитория
(реципиент) – обратная связь.

Основная
цель

информационного
обмена в общении – выработка общего
смысла, единой точки зрения и согласия
по поводу различных ситуаций или проблем.
Для него характерен механизм
обратной связи
.
Содержание
данного механизма состоит в том, что в
межличностной коммуникации процесс
обмена информацией как бы удваивается
и помимо содержательных аспектов
информация, приходящей от реципиента
к коммуникатору, содержит сведения о
том, как реципиент воспринимает, оценивает
самого коммуникатора.

6. Сущность, функции и механизмы социальной перцепции

Социальная
перцепция

это
процесс восприятия социальных объектов,
под которыми обычно подразумеваются
люди и социальные группы.
По
мнению Крысько
В.Г. особенностями
социальной
перцепции являются (см.
рис. 7.1.
):

1.
Активность субъекта социальной перцепции
,
означающая,
что он (индивид, группа) не пассивен и
не безразличен по отношению к
воспринимаемому, как это имеет место
при восприятии неодушевленных предметов.
И объект, и субъект социального восприятия
воздействуют друг на друга, стремятся
трансформировать представления о себе
в благоприятную сторону.

Рис.
7.1
. Особенности
процесса и видов социальной
перцепции

2.
Активность субъекта социальной перцепции
,
означающая,
что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен
и не безразличен по отношению к
воспринимаемому, как это имеет место
при восприятии неодушевленных предметов.
И объект и субъект социального восприятия
воздействуют друг на друга, стремятся
трансформировать представления о себе
в благоприятную сторону.

3.
Целостность воспринимаемого,

показывающая,
что внимание субъекта социальной
перцепции сосредоточено прежде всего
не на моментах порождения образа как
результата отражения воспринимаемой
реальности, а на смысловых и оценочных
интерпретациях объекта восприятия.

4.
Мотивированность
субъекта
социальной перцепции,
которая
свидетельствует, что восприятие
социальных объектов характеризуется
большой слитностью его познавательных
интересов с эмоциональными отношениями
к воспринимаемому, явной зависимостью
социальной перцепции от мотивационно-смысловой
ориентированности воспринимающего.
Социальная
перцепция обычно проявляется как
:

1)
Восприятие
членами группы:
а)
друг друга; б) членов другой группы.

2)
Восприятие
человеком:
а)
самого себя; б) своей группы; в) «чужой
группы».

3)
Восприятие
группой:
а)
своего человека; б) членов другой группы.

studfiles.net

Глава IX. ТИПЫ КОММУНИКАЦИИ. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

13Знаете, — заметил инженер равнодушно, — у него, видите ли, имя еще такое необычное — Савватий.

14Мне это ничего не говорит>.

Вэтом дискурсе, приближаясь к своей основной цели — шантажировать декана, инженер использует прием контраста — от доверительного тона переходит к грубовато-поучительному с соответствующими эмоциями и затем, совершенно неожиданно, сообщает самую главную информацию, основной мотив нарочито равнодушным тоном.

3. Открытое наступление.

<- Бросьте, Артем Михалыч, ну, ей-богу, скучно. 15 Это вы бросьте. Вы забываетесь, кажется.

16 Ну хорошо, — сказал инженер насмешливо, — и вы, разумеется, станете утверждать, что взяли этого парня с полу проходным баллом, потому что у него, ну, например, подходящее социальное происхождение. Так?

— Это не ваша забота, — отрезал Смородин и встал. Но инженер и не думал уходить. 17 А кстати, как так получилось, что ему последнюю — тройку поставили? Недоглядели, Аотем Михалыч?

18 Идите вы знаете куда!

19 Н-да, — проговорил инженер после некоторого молчания, — я вас, кажется,

недооценил. Эдак вы, мил человек, далеко пойдете. Надо ж, глазом не моргнул. Да отчислят его, поймите вы, отчислят. А может быть, еще похуже сделают>.

Вэтом дискурсе инженер отбрасывает все условности своей коммуникативной роли

исвоим уничижительно-насмешливым тоном провоцирует декана на неадекватное речевое поведение.

4. Последний удар.

<- Послушайте, вы что хотите сказать, вы, может быть, ничего не знаете? 20 Чего я еще не знаю?

21 И она вам ничего не писала? Просто отправила его сюда,и все? — произнес он с издевкой.

22 Да кто — она? Что за идиотская манера загадками изъясняться?.. Не морочьте мне голову!

23 Охота была, — усмехнулся инженер, к которому вернулась прежняя самоуверенность и безмятежность, — я только хочу поставить вас в известность, как частное лицо, заметьте, что студент, о котором мы так мило потолковали, — это ваш сын, Артем Михалыч>.

Итак, мотивы и конечная цель инициатора разговора совпали, но сколько раз на протяжении всей беседы менялась интерпретация мотива коммуникации, скрытого для непосвященного (декана), как видоизменялась (то постепенно, то резко)

коммуникативная установка другого персонажа. Все это нашло отражение в ситуативном варьировании вербальных и невербальных средств, в

последовательности высказываний, в которых актуализируются социально значимые частные функции — установление контакта, самопрезентация, побуждение,

убеждение и др.

Межличностная коммуникация выполняет еще одну специфическую функцию, называемую <конверсионной> — изменяющей мнение индивида и его социальные установки. Эта функция была выявлена опытным путем. Рекламодатели в области

экономики и политики обнаружили, что иногда социологические прогнозы, которые распространяются при помощи средств массовой информации, не сбываются. Оказалось, что некоторые индивиды предпочитают <проверить> свое восприятие информации на межличностном уровне общения и в результате в корне изменить свое мнение и отношение к рекламируемому товару или политическому <имиджу>.

studfiles.net

1.2 Особенности межличностного общения

Рассматривая
образ жизни различных высших животных
и человека, мы замечаем, что в нем
выделяются две стороны: контакты с
природой и контакты с живыми существами.
Первый тип контактов называется
деятельностью. Второй тип контактов
характеризуется тем, что взаимодействующими
друг с другом сторонами являются живые
существа, организм с организмом,
обменивающиеся информацией. Этот тип
внутривидовых и межвидовых контактов
называется общением [8,с. 12].

Необходимость
общения людей обусловлена: во-первых,
обязанностью совместного участия в
деятельности, овладение своей
специальностью, усвоения норм поведения
в коллективах; во-вторых, целями личности
в приобретении социального опыта,
приобщении к культурным ценностям;
в-третьих, потребностью человека в
удовлетворении контактных потребностей.

Общение
— одно из важнейших понятий в психологии.
Вне его нельзя понять и проанализировать
процесс развития человека как личности,
нельзя проследить закономерности всего
общественного развития.

Поведение
человека во многом определяется той
социальной ролью, которую он исполняет.
Но многое зависит от понимания своей
роли и ролей других участников общения,
от отношения самого человека и его
окружения к данной роли, от сложившихся
традиций [19,с. 23].

Специфика
общественных отношений состоит в том,
что человек представляет в них определённые
общественные группы (классы, профессии
и т.п.). Такие отношения несут безличный
характер. Их сущность во взаимодействии
конкретных социальных ролей, а не во
взаимодействии конкретных личностей
[8,с. 54].

Однако
внутри системы безличностных общественных
отношений люди неизбежно вступают во
взаимодействие, в общение, где проявляются
их индивидуальные характеристики.

Межличностные
отношения возникают и функционируют
внутри каждого из видов общественных
отношений и позволяют конкретным людям
проявить себя как личность в актах
общения и взаимодействия [3,с. 38].

Общественные
и межличностные отношения — это единое
целое, второе существует внутри первых.
Поэтому во всех групповых действиях их
участники выступают, с одной стороны,
как исполнители безличной роли, а с
другой — как неповторимые человеческие
личности, проявляющие свои индивидуальные
психологические особенности [7,с. 8].

В
соответствии с установившейся традицией,
в отечественной социальной психологии
выделяют три различных по своей ориентации
типа межличностного общения: императив,
манипуляцию и диалог.

Императивное
общение — это авторитарная, директивная
форма воздействия на партнера по общению
с целью достижения контроля над его
поведением и внутренними установками,
принуждения к определенным действиям
или решениям. В данном случае партнер
по общению рассматривается как объект
воздействия, выступает пассивной,
«страдательной» стороной. Особенность
императива в том, что конечная цель —
принуждение партнера — не замаскирована.
В качестве средств оказания влияния
используются приказ, указания, требования,
предписания.

Манипуляция
— это распространенная форма межличностного
общения, предполагающая воздействие
на партнера с целью достижения своих
скрытых намерений. Общим между императивом
и манипуляцией является цель добиться
контроля над поведением и мыслями
другого человека. Основное отличие: при
манипуляции партнер не информируется
об истинных целях общения, они либо
просто скрываются от него, либо подменяются
другими.

Диалог
— это равноправное субъект-субъектное
общение, цель которого взаимное познание,
самопознание и самораскрытие партнеров
по общению.

Особенности
межличностного взаимодействия в любой
общности в значительной степени
обусловлены тем, как её члены воспринимают
и понимают друг друга, какой эмоциональный
отклик преимущественно вызывают друг
в друге и какой стиль поведения избирают
[29,с. 138].

Принадлежность
человека к той или иной профессии
проявляется в особенностях его
деятельности и образе мышления. По
классификации, предложенной Е.А. Климовым,
педагогическая профессия относится к
группе профессий, предметом которых
является другой человек. Но педагогическую
профессию из ряда других выделяют,
прежде всего, по образу мыслей ее
представителей, повышенному чувству
долга и ответственности. В связи с этим
педагогическая профессия стоит особняком,
выделяясь в отдельную группу. Главное
ее отличие от других профессий типа
«человек-человек» заключается в
том, что она относится как к классу
преобразующих, так и к классу управляющих
профессий одновременно. Имея в качестве
цели своей деятельности становление и
преобразование личности, педагог призван
управлять процессом ее интеллектуального,
эмоционального и физического развития,
формирования ее духовного мира [18,с.
68].

Основное
содержание педагогической профессии
составляют взаимоотношения с людьми.
Деятельность других представителей
профессий типа «человек-человек»
также требует взаимодействия с людьми,
но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим
образом понять и удовлетворить запросы
человека. В профессии же педагога,
ведущая задача — понять общественные
цели и направить усилия других людей
на их достижение [8,с. 16].

Особенность
обучения и воспитания как деятельности
по социальному управлению состоит в
том, что она имеет как бы двойной предмет
труда. С одной стороны, главное ее
содержание составляют взаимоотношения
с людьми: если у руководителя (а учитель
таковым и является) не складываются
должные отношения с теми людьми, которыми
он руководит или которых он убеждает,
значит, нет самого важного в его
деятельности. С другой стороны, профессии
этого типа всегда требуют от человека
специальных знаний, умений и навыков в
какой-либо области (в зависимости от
того, кем или чем он руководит). Педагог,
как любой другой руководитель, должен
хорошо знать и представлять деятельность
учащихся, процессом развития которых
он руководит. Таким образом, педагогическая
профессия требует двойной подготовки
— человековедческой и специальной [35,с.
45].

Большое
значение формированию педагогического
коллектива придавал А.С. Макаренко. Он
писал: «Должен быть коллектив
воспитателей, и там, где воспитатели не
соединены в коллектив и коллектив не
имеет единого плана работы, единого
топа, единого точного подхода к ребенку,
там не может быть никакого воспитательного
процесса».

Те
или иные черты коллектива проявляются,
прежде всего, в настроении его членов,
их работоспособности, психическом и
физическом самочувствии. Такое явление
получило название психологического
климата коллектива [8,с. 38].

А.С.
Макаренко вскрыл закономерность,
согласно которой педагогическое
мастерство учителя обусловлено уровнем
сформированное им педагогического
коллектива. «Единство педагогического
коллектива, — считал он, — совершенно
определяющая вещь, и самый молодой,
самый неопытный педагог в едином,
спаянном коллективе, возглавляемом
хорошим мастером-руководителем, больше
сделает, чем какой угодно опытный и
талантливый педагог, который идет
вразрез с педагогическим коллективом.
Нет ничего опаснее индивидуализма и
склоки в педагогическом коллективе,
нет ничего отвратительнее, нет ничего
вреднее». А.С. Макаренко утверждал, что
нельзя ставить вопрос о воспитании в
зависимости от качества или таланта
отдельно взятого учителя, хорошим
мастером можно стать только в педагогическом
коллективе.

Неоценимый
вклад в развитие теории и практики
формирования педагогического коллектива
внес В.А. Сухомлинский. Исследуя влияние
педагогического коллектива на коллектив
воспитанников, В.А. Сухомлинский установил
следующую закономерность: чем богаче
духовные ценности, накопленные и
заботливо охраняемые в педагогическом
коллективе, тем отчетливее коллектив
воспитанников выступает как активная,
действенная сила, как участник
воспитательного процесса, как воспитатель.
В.А. Сухомлинскому принадлежит мысль,
которая, надо полагать, и в настоящее
время еще не до конца осознана
руководителями школ и органов образования:
если нет педагогического коллектива,
то нет и коллектива ученическою. На
вопрос, как же и благодаря чему создается
педагогический коллектив, В.А. Сухомлинский
отвечал однозначно — его творят
коллективная мысль, идея, творчество
[44,с. 29].

studfiles.net

2.1 Характеристика межличностного общения. Психологические особенности межличностного общения

Похожие главы из других работ:

Анализ зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус

— Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения.

— Соотношение социометрического статуса дошкольника и самооценки

Во второй главе исследуем взаимосвязь самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников.

— цель и задачи эмпирического исследования, характеристика выборки…

Анализ зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус

1.2 Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения.

Данная часть диплома посвящена крайне важной, но малоисследованной проблеме межличностных отношений ребенка с другими детьми.

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна…

Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса в группе сверстников у старших дошкольников

1.3 Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека…

Гендерные особенности межличностного общения у людей с разным уровнем субъективного контроля

1.2 Понятие межличностного общения в психологии

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». Межличностное общение — это процесс взаимодействия двух и более лиц…

Конфликты в организации

1.3 Сущность культуры межличностного общения

Культура межличностных отношений является праксеологичний отраслью этического знания, исследующая мораль с точки зрения реализации Она рассматривает определенную систему морально-этических ценностей: моральные и этические принципы…

Некоторые аспекты изучения взаимоотношения между детьми с нарушениями речи

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ

Некоторые аспекты изучения взаимоотношения между детьми с нарушениями речи

1.2 Особенности межличностного общения детей-логопатов

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве, что во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития…

Некоторые аспекты изучения взаимоотношения между детьми с нарушениями речи

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ -ЛОГОПАТОВ

Некоторые аспекты изучения взаимоотношения между детьми с нарушениями речи

2.1 Методики исследования особенностей межличностного общения детей-логопатов

Констатирующий эксперимент включал диагностику школьников по методике Рене Жиля «Особенности характера вашего ребенка и его поведения в семье, школе (детском саду)»…

Особенности активных групповых методов обучения и их проявление

2.3 Обратная связь как элемент межличностного общения

«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том…

Процессы межличностного взаимодействия

4 .Психплогия межличностного общения

Исследование психологии масс, дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние…

Психологические особенности межличностного общения

1. Теоретические аспекты межличностного общения

1.1 Сущность общения

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия…

Специфика взаимодействия детей младшего школьного возраста в коллективе в школе интернатного типа

1.2.1.3 Особенности межличностного общения детей со сверстниками младшего школьного возраста

«Не обучая общению и сотрудничеству,

мы не научим детей учиться»

Г.А. Цукерман

Отношения со сверстниками при поступлении в школу требуют перестройки многих паттернов поведения, при этом обладают своими специфическими особенностями…

Специфика взаимодействия детей младшего школьного возраста в коллективе в школе интернатного типа

1.3.3 Особенности межличностного общения детей со сверстниками младшего школьного возраста в школе интернатного типа

Трудности межличностного общения

Определение затруднения межличностного общения

Затруднение в общении (в деятельности) — это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения)…

psy.bobrodobro.ru

Межличностная коммуникация и ее особенности

Межкультурная коммуникация проявляется в форме межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для нее характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от других видов коммуникации. Межличностная коммуникация может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации. Идеальным образцом межличностной коммуникации является неформальная беседа двух человек. Характерными чертами этого вида коммуникации являются частая смена тематики, доминирование одной стороны в силу ее большей активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможность вернуться к прежней тематике, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами. При возникновении формальных ситуаций, как правило, используются только общепринятые нормы коммуникации (нельзя, например, подойти к незнакомому человеку и хлопнуть его по плечу в знак приветствия) и определенная последовательность высказываний.[2, с.35]

Межличностная коммуникация протекает как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействие друг на друга. Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации.

Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия – человек, как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.

Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное (“слово не воробей”).

Непосредственная обратная связь является непременным условием осуществления межличностной коммуникации.

Межличностные отношения – определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в процессе деловых и творческих контактов – официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга – эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.

В свою очередь, на характер межличностных отношений оказывают влияние условия, в которых происходит общение – взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое общение, личное и интимное общение.

Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации – можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.

Попытки смоделировать процесс межличностной коммуникации предпринимались не раз на основе различных подходов к пониманию ее сущности и функций. Сложность моделирования объясняется и тем, что межличностная коммуникация актуализируется в различных формах. Это может быть беседа – непосредственная коммуникация (с глазу на глаз или в присутствии других лиц) или опосредованная (через компьютерную или телефонную связь).

Межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, дебатов, публичных или судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуацией.

В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие: кто передает информацию (отправитель), что передается (содержание информации), кому передается информация (получатель), каким способом передается информация (канал), обратная связь (непосредственная или опосредованная). В описательных моделях выделяются еще два компонента – результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.) Первый компонент не всегда поддается объективному определению, поскольку результативность для каждого коммуниканта может иметь свою оценку. [3, с 180]

Межличностная коммуникация выполняет еще одну специфическую функцию, называемую «конверсионной» — изменяющей мнение индивида и его социальные установки.

Эта функция была выявлена опытным путем. Рекламодатели в области экономики и политики обнаружили, что иногда социологические прогнозы, которые распространяются при помощи средств массовой информации, не сбываются. Оказалось, что некоторые индивиды предпочитают «проверить» свое восприятие информации на межличностном уровне общения и в результате в корне изменить свое мнение и отношение к рекламируемому товару или политическому «имиджу».

Социальная значимость некоторых частных функций межличностной коммуникации во многом определяется социологическими доминантами — основными категориями социальной коммуникации. Так, например, категории социального статуса и коммуникативных ролей актуализируются в функции социальной ориентации — предвидения социоречевого поведения партнера, что чрезвычайно важно для правильной интерпретации смысловой и оценочной информации. Категория оценочной информации актуализируется в частных функциях побуждения, убеждения за счет варьирования функционально-стилистических средств коммуникации. В реальной коммуникации социологические доминанты взаимодействуют друг с другом, но это взаимодействие не является стабильным, оно может видоизменяться убеждения за счет варьирования функционально-стилистических средств коммуникации. В реальной коммуникации социологические доминанты взаимодействуют друг с другом, но это взаимодействие не является стабильным, оно может видоизменяться.

Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации

Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения: а) типа коммуникативных личностей, б) восприятия смысловой и оценочной информации и в) целенаправленного воздействия друг на друга. Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются следующие: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей, б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, в) воздействие через убеждение.

Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуникативных установок, способствует установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для контакта могут служить как вербальные, так и невербальные средства. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответствовала принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие. Наибольшую роль тут играет совместимость когнитивных параметров, которые организованы в определенном когнитивном пространстве в виде блоков идентификации, рефлексии, знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации и др. Несмотря на то, что у каждого индивида объем этих блоков и их структура различны, поскольку они формируются на основе не только общественного познавательного опыта, но и личного, несмотря на то. что они зависят от особенностей работы полушарий головного мозга, отличающихся асимметрией, наличие готовых блоков позволяет оперировать ими с достаточной эффективностью, чтобы воспринять и оценить информацию и сформулировать свою реакцию.

Отмечено, что уже на начальном этапе межличностной коммуникации оба партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько задач: 1) Что я думаю о себе — кто я такой? 2) Что я думаю о партнере — кто он такой? 3) Что я думаю о том, как партнер думает обо мне? 4) Что думает партнер о себе? 5) Что думает партнер обо мне? 6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю. Здесь задействованы блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования развития образ

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о