Содержание

ⓘ Когнитивная этология. Современные научные данные об интеллекте в разных концепциях трактуются принципиально по-разному. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиа ..

                                     

4.4. Методика исследований Инсайт и орудийная деятельность

Понятие инсайт англ. insight — понимание введено гештальтпсихологией. Этот термин, предложенный Вольфгангом Кёлером, противопоставляется бихевиористскому понятию научения путём «пробы и ошибки».

Научение путём инсайта открыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях. Исследования проводилось во 2-й пол. 1910-х годов на антропоидной станции, созданной Прусской академией наук на острове Тенерифе. Кёлер смоделировал несколько типов задач, достаточно разнообразных, но построенных по одному принципу: животное могло достичь цели, только если «выявляло объективные отношения между элементами ситуации, существенные для успешного решения».

В результате своих опытов Кёлер пришёл к выводу, что шимпанзе способны к решению только таких задач, где все относящиеся к задаче предметы находились в поле зрения одновременно. Таким образом, животное имело возможность решить задачу не путём проб и ошибок, за счёт улавливания структуры задачи — «инсайта» «проникновения» или «озарения», то есть за счёт понимания связей между стимулами и событиями. В этом состояло принципиальное отличие опытов Кёлера от «проблемных ящиков» Торндайка, где животное заведомо не могло «понять», как действует замок, открывающий дверцу клетки, хотя бы потому, что он находился снаружи и был скрыт от его глаз.

Эксперименты В. Кёлера позволили выяснить, что человекообразные обезьяны обладают интеллектом, который позволяет им решать некоторые проблемные ситуации не методом «проб и ошибок», за счёт особого механизма — «инсайта», то есть за счёт понимания связей между стимулами и событиями.

Благодаря В. Кeлеру началось изучение орудийной деятельности, которая и до сих пор остаётся одной из важнейших экспериментальных моделей.

Чтобы спровоцировать обезьян на употребление а иногда и изготовление орудий — посторонних предметов для достижения видимой, но физически недоступной приманки — исследователи подвешивали её на большой высоте, или размещали за пределами досягаемости, предлагая для преодоления расстояния ящики, палки, тесемки и т. п., помещали её в разного рода узкие трубки Роберт Йеркс Yerkes, 1929; 1943; Ладыгина-Котс, 1957; Visalberghi, 1997), создавали специальные устройства, для проникновения в которые также требовались какие-то приспособления Фирсов, 1977; 1987.

Первая реакция И. П. Павлова на работы В. Кeлера о способности шимпанзе к «инсайту» как проявлению разумного решения была резко отрицательной. Чтобы опровергнуть выводы В. Кeлера и доказать, что в поведении даже высших обезьян нет ничего, выходящего за рамки условно рефлекторных механизмов, Павлов приступил к собственным экспериментам. В этих целях в лаборатории учёного появились шимпанзе Роза и Рафаэль 1933. Обезьянам в лаборатории И. П. Павлова для получения приманки требовалось потушить огонь спиртовки, добывая воду разными способами. Анализируя поведение обезьян, Павлов отмечал, что «…когда обезьяна пробует и то, и другое, это и есть мышление в действии, которое вы видите собственными глазами.» Однако из идеологических соображений научного материализма эти поздние высказывания И. П. Павлова не принимались в научных кругах страны того времени.

Использование и в особенности изготовление орудий tool manufacture, tool using является одним из самых сложных проявлений когнитивной деятельности животных и многие виды успешно владеют ей.

Наблюдения за орудийной деятельностью даёт возможность интегрально оценить интеллектуальные способности животных. По сведениям исследователей африканские слоны лат. Loxidonta africana и индийские слоны лат. Elephas maximus используют ветки и палки, чтобы почесать труднодоступные части тела; затыкают раны травой; отгоняют ветками мух.

По данным Fisher, 1939, морские выдры лат. Enhydra lutris, демонстрируют сложные и многообразные приемы, обматывают туловище морскими водорослями, чтобы без усилий удерживаться на месте, используют камни, чтобы отколоть от скал моллюсков. Один и тот же камень используется до 12 раз подряд, калан плавает с ним, держа под мышкой или в складках кожи. Взрослые выдры иногда играют, стуча камнями по скалам.

Бек Beck, 1980 наблюдал как медведи в зоопарке палками сбивали плоды с деревьев. Осы при уплотнение грунта при закрывании норки используют кусочки коры и веточки.

Наиболее изучена орудийная деятельность в естественных условиях у приматов.

Первые систематические знания об орудийной деятельности в естественной жизни, были почерпнуты Ниссеном Nissen, 1931. Дж. Гудолл 1992, и У. Мак-Грю McGrew, 1992, 2004 на основании многолетних исследований они создали настоящую энциклопедию орудийной деятельности антропоидов.

Использование камней для разбивания орехов, фруктов с твердой кожурой, яиц, раковин зафиксировано у капуцинов Cebus apella и C. capucinus, макак-крабоедов и южно-африканских бабуинов, использование обезьянами пар камней наковальня и молот наблюдалось в популяции C. apella национальных парков Сан-Пауло, у японских макак.

Развитыми навыками орудийной деятельности обладают новокаледонские галки Corvus moneduloides, добывающие насекомых из отверстий и трещин в коре деревьев с помощью преобразованных частей растений артефактов.

Хант Hunt, 1996, 2000 изучил около полутора тысяч птичьих орудий разделив их на две группы: 1) «грабли», изготовленные из прочных листьев Pandanus sp., у которых часть листовой пластинки срезана, а часть разъята на полоски; 2) «крючки», или «лопатки», сделанные из хвоинок, у которых конусовидно срезана часть листовой пластинки. Если орудие оказалось эффективным и сохранило свои ловчие качества после первого использования, птицы также как и морские выдры используют повторно, нося с собой в клюве.

Виды животных, которые используют орудия в естественной среде обитания демонстрируют сложные формы поведения, включающие элементы индивидуального опыта, способность к принятию решений, понимание причинно-следственных связей, понимание свойств предметов.

Визальбери Visalberghi, 2002 замечает, что приматы часто пытаются совершить полезное, действуя совершенно бессмысленно. Она наблюдала как в зоопарке капуцин пытался расколоть земляной орех который легко раскусить зубами колотя по нему варёной картофелиной.

В целом же применение различных методик по изучению интеллекта обезьян показывает, что представители различных семейств успешно манипулируют предметами и имеют некоторые хотя и ограниченные представления о связи форм, размеров и свойств предметов.

Глава 10. Когнитивная этология. Поведение: эволюционный подход

Читайте также

Этология[3]

Этология[3] Основы этологии были заложены в XIX в. После первых экспериментов Сполдинга по изучению поведения животных Уитмен, тщательно наблюдая за поведением животных разных видов, указал, что многие инстинкты как врожденные реакции поведения являются настолько

Глава I

Глава I Восемь лет назад я написал небольшую книгу «Аксиомы биологии»[1], в конце которой высказал предположение, что возможно создание общей теории эволюции последовательно реплицирующихся систем. Завершил я книгу словами: «Под эту категорию попадают не только объекты

3.5. Этология человека

3.5. Этология человека Становление этологии человека проходило в русле идей общей этологии. Сразу отметим, что концепция инстинктивного поведения не встретила понимания общества первой половины XX в. Не только теоретические разногласия породили конфронтацию с этологией.

11.4. Когнитивная психология

11.4. Когнитивная психология Другое направление с полным правом получило название «третьей силы», а затем стало ведущим направлением психологии. Это когнитивная психология. Ее становление и развитие обусловили революционные открытия в нейрофизиологии, развитие

9.1. Этология

9.1. Этология Этология возникла в середине 1930-х гг. как наука, изучающая поведение животных в естественной среде обитания. Она дала миру целую плеяду талантливых ученых. Однако даже на таком фоне выделяются имена «отцов-основателей» науки – К. Лоренца (1903–1989) и Н.

Глава 3

Глава 3 Описание метода лечебной кинологии и результатов исследования В предыдущих главах описывались теоретические аспекты метода лечебной кинологии. Постараемся схематически описать практический аспект методологии. Как уже отмечалось, данный метод находится на

Экология и когнитивная этология

Экология и когнитивная этология Необходимо отметить, что теоретические модели, разработанные в экологии, не всегда находят подтверждение в полевых исследованиях. Одной из причин этого является традиционная недооценка когнитивных способностей животных, которым только

Марина Бутовская. Этология любви (стенограмма передачи А. Гордона)

Марина Бутовская. Этология любви (стенограмма передачи А. Гордона) Участник: Бутовская Марина Львовна – доктор исторических наукАлександр Гордон: …те же вопросы, которые волнуют аудиторию. Но давайте все-таки начнем сначала. Почему вы этим занимаетесь?Марина Бутовская:

Введение. Этология как наука о любви.

Введение. Этология как наука о любви. Эта книга — о любви. Казалось бы, «о любви немало песен сложено», и добавить что-либо вроде уже нечего — однако не спешите, мой уважаемый читатель. И даже то, что мы рассмотрим здесь любовь через призму биологической сущности человека,

Этология знает, какой у запретного плода был привкус

Этология знает, какой у запретного плода был привкус Великие религии, запрещающие до определенного возраста знать, откуда дети берутся, были бы правы, если бы человек родился tabula rasa («чистой доской»), на которой воспитатели пишут, как следует жить. Но человек родится с

Этология

Этология В отличие от бихевиористов, этологи (этос – нрав) исходят из того, что основу поведения животных составляют его врожденные формы. Этологический подход был сформирован в исследованиях зоологов. Поэтому ортодоксальное течение в этологии отрицает возможность

Глава 8 Он и она

Глава 8 Он и она Равенство не означает одинаковость Мужчины и женщины ведут себя по-разному во многих ситуациях. В этом нет сомнения. Основной вопрос, который вызывает споры уже много тысяч лет: предопределены ли различия в их поведении природой или же они – результат

Ряд исследователей утверждает, что богатым мужчинам нравятся стройные женщины, а бедным – полные. Как это объясняет этология?

Ряд исследователей утверждает, что богатым мужчинам нравятся стройные женщины, а бедным – полные. Как это объясняет этология? Обычно такая зависимость объясняется с инстинктивной уверенностью, что полную женщину легче прокормить. Это само по себе сомнительно, кроме

Глава 1. Вид

Глава 1. Вид ТЕМЫ• История эволюционных идей• Современное эволюционное учение• Происхождение жизни на Земле• Происхождение человекаВ настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по своему уникален. Каким

Этология[35]

Этология[35] Основы этологии были заложены в XIX в. После первых экспериментов Сполдинга по изучению поведения животных Уитмен, тщательно наблюдая за поведением животных разных видов, указал, что многие инстинкты как врожденные реакции поведения являются настолько

ЭТОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 498

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Е. Н. Панов

ЭТОЛО́ГИЯ (от греч. ἔϑος – при­выч­ка, ха­рак­тер, нрав и… ло­гия), нау­ка о био­ло­гич. ос­но­вах по­ве­де­ния жи­вот­ных; за­ни­ма­ет­ся гл. обр. ана­ли­зом ге­не­ти­че­ски обу­слов­лен­ных (ин­стинк­тив­ных) ком­по­нен­тов по­ве­де­ния и про­бле­ма­ми их эво­лю­ции. Э. – са­мо­сто­ят. на­уч. на­прав­ле­ние, пер­во­на­чаль­но про­ти­во­пос­та­вив­шее се­бя фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. шко­лам ис­сле­до­ва­ния по­ве­де­ния (зоо­пси­хо­ло­гия, би­хе­вио­ризм и др.). Офор­ми­лась в 1930-х гг. Её ста­нов­ле­ние свя­зы­ва­ют гл. обр. с ра­бо­та­ми К. Ло­рен­ца и Н. Тин­бер­ге­на, за­ло­жив­ши­ми ос­но­вы тео­рии ин­стинк­тив­но­го по­ве­де­ния. Это­ло­ги от­ка­за­лись от пред­ла­гае­мо­го би­хе­вио­риз­мом по­ни­ма­ния по­ве­де­ния как со­во­куп­но­сти ре­ак­ций ор­га­низ­ма на сти­му­лы внеш­ней сре­ды (прин­цип «сти­мул – ре­ак­ция»). Со­глас­но осн. прин­ци­пам Э. ор­га­низм в ка­ж­дый мо­мент ак­тив­но осу­ще­ст­в­ля­ет фильт­ра­цию внеш­них сти­му­лов в со­от­вет­ст­вии со сво­им внутр. со­стоя­ни­ем. Важ­ней­шие по­ло­же­ния Э., под­кре­п­лён­ные боль­шим фак­тич. ма­те­риа­лом, вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в пред­став­ле­ния о важ­ной ро­ли эн­до­ген­ной рит­ми­ки в ор­га­ни­за­ции ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ве­де­ния. Кон­цеп­ция Э. о «вро­ж­дён­ных мо­тор­ных ко­ор­ди­на­ци­ях» (т. н. ком­плек­сы фик­си­ро­ван­ных дви­же­ний), сте­рео­тип­ность ко­то­рых у ка­ж­до­го ви­да да­ёт воз­мож­ность ис­поль­зо­вать их в ка­че­ст­ве на­дёж­но­го так­со­но­мич. при­зна­ка, сде­ла­ла Э. срав­ни­тель­ной нау­кой и по­зво­ли­ла ей пе­рей­ти к изу­че­нию эво­лю­ции по­ве­де­ния. Ус­та­но­вив, что вро­ж­дён­ные ко­ор­ди­на­ции мо­гут ис­поль­зо­вать­ся жи­вот­ны­ми в ка­че­ст­ве сте­рео­тип­ных сиг­на­лов об­ще­ния, Э. по­ло­жи­ла на­ча­ло ис­сле­до­ва­ни­ям ме­ха­низ­мов био­ком­му­ни­ка­ции. Уси­ле­ние кон­так­тов Э. с по­пу­ля­ци­он­ной эко­ло­ги­ей в 1960-х гг. да­ло мощ­ный тол­чок к изу­че­нию со­ци­аль­но­го по­ве­дения и это­ло­гич. струк­ту­ры по­пу­ля­ций жи­вот­ных (см. Ие­рар­хия у жи­вот­ных). Важ­ное на­прав­ле­ние совр. Э. – изу­че­ние по­ве­де­ния че­ло­ве­ка в тра­ди­ци­ях ра­бо­ты Ч. Дар­ви­на «О вы­ра­же­нии ощу­ще­ний у жи­вот­ных и че­ло­ве­ка». Осн. ме­тод Э. – на­блю­де­ния за жи­вот­ны­ми в ес­теств. сре­де с по­сле­дую­щей про­вер­кой но­вых ги­по­тез в по­ле­вом или ла­бо­ра­тор­ном экс­пе­ри­мен­те. Осн. по­ло­же­ния клас­сич. Э. 1920–40-х гг. – о ро­ли центр. про­грамм, ви­до­вом сте­рео­ти­пе, о ге­не­тич. де­тер­мини­ро­ван­но­сти мн. эле­мен­тов по­ве­де­ния и др. под­твер­жде­ны дан­ны­ми фи­зио­ло­гии и ней­ро­фи­зио­ло­гии, не­ко­то­рые ус­та­ре­ли или су­ще­ст­вен­но из­ме­не­ны. Срав­нит. Э. – важ­ный ин­ст­ру­мент изу­че­ния мик­ро­эво­лю­ции. Э. тес­но свя­за­на с фи­зио­ло­ги­ей, эко­ло­ги­ей, по­пу­ля­ци­он­ной ге­не­ти­кой и ге­не­ти­кой по­ве­де­ния, а так­же с экс­пе­рим. пси­хо­ло­ги­ей; ны­не ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся т. н. ког­ни­тив­ная это­ло­гия (в дей­ст­ви­тель­но­сти – раз­дел зоо­пси­хо­ло­гии). Дан­ные Э. ис­поль­зу­ют­ся в прак­ти­ке с. х-ва, при ре­ше­нии за­дач по ох­ра­не жи­вот­но­го ми­ра. См. так­же По­ве­де­ние жи­вот­ных, Зоо­пси­хо­ло­гия, Со­цио­био­ло­гия.

от индивидуума до социума – тема научной статьи по ветеринарным наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ИНТЕЛЛЕКТ ЖИВОТНЫХ:

ОТ индивидуума

I 1

1 1

Animai

intelligence

ANIMAL INTELLIGENCE

From Individual to Social Cognition

by Zhanna Reznikova

Cambridge University Press, 2007. — 488 p.

ISBN978-0-521-82504-7 hardback

ISBN9978-0-521-53202-0paperback

Product Dimensions: 9.7 x 7.5 x 1.1 inches (hardback)

Product Dimensions: 9.5 x 7.4 .r 0.9 inches (paperback)

ДО социума

Книга «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition» («Интеллект животных: от индивидуума до социума») новосибирского этолога Ж. И. Резниковой вышла в свет в августе 2007 г. в издательстве Cambridge University Press (Кембридж). Она позиционируется издательством как учебник для аспирантов и в то же время как книга для широкого круга читателей.

Это — первый случай когда книга российского автора для данной области знаний (этология, экология, эволюция) издана в Кембридже. Предисловие написал известный приматолог, профессор Кембриджского университета Уильям Мак-Грю. Он отметил, что российскому автору, стоящему «над схваткой» европейской и американской научных школ, занимающихся проблемами теории обучения, и который к тому же привлекает пионерные результаты российских исследователей (включая и множество собственных), впервые удалось найти взвешенный и плодотворный подход к исследованию интеллекта животных. Кроме того, при описании интеллектуальных достижений животных наконец удалось«уравнять в правах» позвоночные и беспозвоночные организмы

Жизнь животных — от муравья до кита — заполнена непрерывным потоком принятия жизненно важных решений, как сиюминутных, так и нацеленных в будущее. Съесть или выплюнуть, драться или скрыться, подчиниться или подчинить, поделиться или отнять… Годится ли партнер для создания пары, а еще лучше —для совместного выращивания потомства… Воспитывать этих потомков или родить новых, а, может, вообще не размножаться и посвятить свою жизнь помощи близким родственникам? Какую роль в принятии этих решений играет интеллект, и вообще — что такое интеллект животных?

Метод как точка опоры

Огромная доля поведенческих реакций животных основана на врожденных поведенческих стереотипах и не требует приобретения опыта. Способность животных к обучению, делает их поведение более гибким и адаптивным. За счет этого осуществляется доводка генетически запрограммированного поведения до требований изменчивой среды обитания. Интеллект же помогает животным применять полученные навыки в незнакомых, а часто и в принципиально новых ситуациях. На основе этих представлений автор предлагает новую, оп-

тимизированную классификацию форм обучения у животных.

Большим достоинством новой книги является то, что в ней представлены не только современные представления об интеллектуальных возможностях животных, но и новые методы их исследования. Это очень важно, поскольку все революционные изменения в представлениях об интеллектуальных возможностях животных происходили тогда, когда появлялся новый метод экспериментальных исследований.

Яркий тому пример — развитие подходов к исследованию коммуникации животных. Так, Карл фон Фриш описал «язык танцев» пчел

РЕЗНИКОВА Жанна Ильинична — доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой сравнительной психологии Новосибирского государственного университета, заведующая тематической группой этологических основ интеграции сообществ животных Института систематики и экологии животных СО РАН (Новосибирск). Специалист в области экспериментальной этологии и экологии, член международного консулата общества по изучению поведения животных. Автор более 200 научных публикаций, нескольких учебников и монографий

Профессор Сью Сэвидж-Румбо общается с шимпанзе с помощью набора лексиграмм. Фото Д. Румбо. Copyright © 2006 Great Аре Trust

лЖ

Социальное обучение у австралийских попугаев кеа: внимательно наблюдая за действиями сородича, птица учится манипулировать рычагами, чтобы достать приманку. Фото предоставлено Л. Губером (Институт зоологии, Вена)

еще в начале 20-х гг. Он получил Нобелевскую премию после бурных полувековых дискуссий лишь в 1973 г., но окончательно мир признал наличие символического языка за такими скромными созданиями, как пчелы, лишь в 1990-е гг. Это произошло после того, как датский ученый А. Михельсен создал пчелу-робота, передающую живым пчелам в улье сигналы о том, куда лететь за нектаром.

Огромные изменения в наших представлениях о коммуникативных и тесно связанных с ними когнитивных (познавательных) способностях животных произвели исследования, связанные с использованием языков-посред-ников, изобретенных (или адаптированных) людьми для общения с животными. Эксперименты Улановой, Гарднеров, Премака, Пеп-перберг, Сэвидж-Румбо, Хермана с обезьянами, серыми попугаями, дельфинами показали, что животные способны формировать новые понятия, комбинируя освоенные ими слова, сообщать о прошедших и ожидаемых событиях, и более того — обманывать, шутить и ругаться! Однако эти результаты не дают представления о степени сложности естественных коммуникативных систем животных.

Для решения этой проблемы автором книги совместно с известным специалистом по теории информации Б.Я. Рябко предложен принципиально новый подход к изучению «языка» животных. Исследователи не стали пытаться расшифровать сигналы животных и использовать язык-посредник, а начали «просить» соих подопытных передавать заранее заданную ин-

Эта галка — обитатель затерянного в океане о. Новая Каледония к востоку от Австралии —достает корзинку с приманкой,используя проволочный крючок собственного изготовления.

Фото предоставлено А. Вей ром (Оксфорд, Великобритания)

Этот мудрый кролик — иллюстрация к главе, посвященной альтруистическому поведению животных

формацию, измеряемую в битах. Применение идей и методов теории информации позволило выявить у нескольких видов муравьев систему коммуникации, не уступающую по сложности языку танцев пчел.

Оказалось, что при передаче сообщений муравьи способны проявлять чудеса интеллекта, сравнимые с достижениями высших позвоночных животных: улавливать закономерности и использовать их для кодирования информации, оценивать число объектов и даже прибавлять и отнимать небольшие числа.

На следующем этапе исследований этологи научились использовать механизмы коммуникации муравьев для изучения общих свойств интеллекта. Выяснилось, что муравьи становятся настоящими «гениями общения» и могут решать сложнейшие пространственные задачи, но только в ситуациях, связанных с добычей пищи.

Качество Cambridge

Приведенные выше примеры касаются лишь небольшой части захватывающе интересных открытий, связанных с интеллектом животных.

В книге также освещаются новейшие достижения и дискуссионные проблемы в области экспериментального исследования таких сложных форм поведения животных, как орудийная деятельность, подражание, новаторство, способность к сопереживанию, умению «лгать» и «плести интриги» («макиавеллизм»).

Новая, прекрасно изданная книга достаточно весома (она включает 488 стр.) и замечательно иллюстрирована многочисленными фотографиями этологических экспериментов, предоставленными ведущими исследователями из разных стран. А несколько забавных иллюстраций, выполненных новосибирским дизайнером П. Рябко, заставляют читателя улыбнуться в самых неожиданных местах.

Книга написана живым языком, с большим количеством примеров и адресована всем, кто интересуется проблемами поведения животных, поведенческой и эволюционной экологии, эволюционными истоками поведения человека, биологическими основами психологии.

Немало полезного найдут в ней и специалисты в области физиологии высшей нервной деятельности, теории обучения и «машинного интеллекта», робото-

The will — «завещание» (анг.)

техники, теории информации и криптографии. Лингвисты найдут в ней новые подходы к исследованию языка и новые данные об эволюционных истоках языка человека, а социологов наверняка заинтересует биологическое обоснование сложных форм взаимодействия в сообществах.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать: англоязычным читателям новой книги по этологии скучать не придется! Тем же, кто хочет ознакомиться с другими книгами автора, изданными на русском языке можем порекомендовать следующие издания:

Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека: введение в когнитивную этологию. Учебное пособие для вузов (Гриф Минобразования РФ). М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. — 588 с.

Резникова Ж.И. Между драконом и яростью. Этологи-ческие и эволюционные аспекты межвидовых отношений животных ( гипотезы и теории, хищники и жертвы). М.: Научный мир, 2000. — 208 с.

Резникова Ж.И. Популяции и виды на весах войны и мира. Этологические и эволюционные аспекты межвидовых отношений животных. М.: Логос, 2001. — 270 с.

Новосибирский государственный университет и Институт систематики и экологии животных СО РАН 8—16 сентября 2008 г. проводят международную ШКОЛУ-КОНФЕРЕНЦИЮ «ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭВОЛЮЦИОННЫЕ И ГЕНЕТИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ», Цель Школы — привлечение внимания преподавателей и исследователей к современным направлениям этологии человека и сравнительной психологии.

Основные направления работы Школы-кон-ференции:

1. Общие вопросы этологии человека и животных.

2. Генетико-эволюционные аспекты этологии человека и животных.

3. Социальное обучение и эволюция культуры у животных и человека.

4. Физиологические и этологические аспекты эмоционального поведения и социальной активности людей и животных

Лекции прочтут известные специалисты в области этологии человека и животных из европейских стран и разных городов России, среди которых: Карл Граммер (Институт Людвига Больцмана, Австрия), Людвиг Губер (Центр Конрада Лоренца, Австрия), Уильям Мак-Грю (Кембридж, Англия), Вульф Шефенхофель (институт Макса Планка, Андехс, Германия), Ким Бард (Центр изучения эмоций, Портсмунт, Англия), М. Ванчатова (Университет Чарльза, Прага, Чехия), Ж. И. Резникова (ИСиЭЖ СО РАН и НГУ), Н.К Янковский (ИОГен РАН), С.А. Боринская (ИОГен

РАН), М.Л. Бутовская (РГГУ), Т. В. Черниговская (СПГУ), 3. А. Зорина (МГУ), Е.И. Николаева (РПГУ им. А. Н. Герцена), Н. Н. Кудрявцева (ИЦиГ СО РАН), М.П. Мошкин (ИЦиГ СО РАН).

В рамках Школы-конференции предусмотрена молодежная сессия. Приглашаем молодых исследователей и преподавателей, работающих в соответствующих областях науки, представить доклады и стендовые сообщения. По материалам Школы будет подготовлен тематический номер журнала «Вестник НГУ» (серия «Психология»).

Участникам, прослушавшим курс лекций, будут выданы сертификаты Международного общества этологии человека. Кроме того, участникам, зарегистрировавшимся для повышения квалификации, будут выданы свидетельства о повышении квалификации государственного образца.

Для участия в конференции необходимо НЕ ПОЗДНЕЕ 20 ИЮЛЯ зарегистрироваться по адресу: [email protected] и выслать заполненную анкету по прилагаемому образцу.

Школа-конференция организована в рамках инновационной программы повышения квалификации, проводимой в НГУ по разделу «Современные проблемы, технологии и методы преподавания этологии человека и сравнительной психологии». Школа проходит при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований Президиума СО РАН, Международного общества этологии человека (International Society for Human Ethology)

а*емас!Ьный научно’информационный журнал

в мире на;

N=07 200Й

ЮК1

Квантовая информатика

Воскрешение Аральского моря

Учиться у солампн др: как отрастить заново конечности человека

Углеродная страна чудес

А 1

www.sclam.ru

Читайте в журнале «В мире науки» №7 2008

■с- Цвет растений на других планетах

Какого цвета могут быть внеземные растения? С научной точки зрения это отнюдь не праздный вопрос, так как цвет поверхности планеты может указать нам. есть ли на ней жизнь, а точнее — живые организмы, усваивающие энергию света своей звезды путем фотосинтеза. Прогнозом цвета внеземных растений заняты многие специалисты — от физиологов растений до астрономов и биохимиков

Восстановление Аральского моря Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. Можно ли как-то замедлить происходящие процессы и хотя бы частично восстановить Аральское море? •е- Углеродный мир чудес

Кто бы мог подумать, что привычный инструмент для письма. скромный простой карандаш, однажды возглавит список важнейших высокотехнологичных достижений? Но еще более неожиданной новостью оказалось то. что в каждом штрихе, нанесенном карандашом, содержатся частички интереснейшего нового материала, очень важного для физики и нанотехнологий, — графена.

■с- Возможности регенерации

Успешные исследования в области регенерации тела человека могут совершить переворот в лечении серьезных повреждений. в том числе связанных с ампутацией конечностей

■с- Борьба с контрабандой радиоактивных материалов

Радиационный контроль грузов в морских портах США не всегда может выявить высокообогащенный уран, пригодный для изготовления ядерной бомбы

Читайте в журнале «В мире науки» №8 2008

■с- Происхождение планет

Еще лет десять назад ученые, изучающие формирование планет, основывали свои теории на единственном примере — нашей Солнечной системе. Но теперь обнаружены десятки рождающихся и десятки уже сложившихся планетных систем, причем среди них нет двух одинаковых. Формирование планет, издавна считавшееся спокойным и стационарным процессом, в действительности оказалось весьма хаотическим Наука 2.0

Наука 2.0—так в последнее время принято называть практику выкладывания учеными в Интернет промежуточных результатов. тезисов новых теорий, черновиков и прочих незавершенных материалов. Сторонники такого подхода к исследованиям подчеркивают, что возможность «свободного доступа» к данным и. следовательно, коллективного творчества способствует научному прогрессу. Противники предупреждают об опасности присвоения интеллектуальной собственности

Утилизация отходов В отработанном ядерном топливе содержится плутоний, который можно извлечь и использовать повторно. Это должно помочь и сократить количество радиоактивных отходов, и сэкономить. Однако достоинства нового метода меркнут в сравнении с его очевидными недостатками и возможными угрозами

■с- Зависимость с первой сигареты

Новые научные данные опровергли догму о том. что для развития зависимости от сигарет требуются годы. Исследования курящих подростков показывают, что уже с первых недель мотут появиться такие признаки привыкания, как синдром отмены (абстинентный синдром), влечение и неспособность прекратить курение. Однако, возможно, благодаря этим исследованиям удастся создать новые методы, помогающие бросить курить

ежемесячный ¡юуч но-информационный журнал

I

\ШШ

N-□6 200в

ПЛАНЕТА РОЖДАЕТСЯ ИЗ ХАОСА

Процесс сложен,

и результат непредсказуем

НАУКА В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

Риски и преимущество

^ . —

НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Привыкание с первой Сигареты

ЧЕРВИ-УБИЙЦЫ

Как победить беспощадного паразита

* ч

WWW.SClOfn.nj

для студентов | site of Zhanna Reznikova

Книги

Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека: Введение в когнитивную этологию. М.: Академкнига, 2005. Второе издание: Юрайт (Москва), 2016. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2-х частях. Учебник для вузов

Резникова Ж.И. 2018. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2-х частях.  Учебник для вузов  М.:Юрайт.

Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. 2013 (4-е издание). Основы этологии и генетики поведения. МГУ. Учебник для вузов.

Статьи и лекции

Статья «Зачем нужны умные»  (2021)

Лекция «Коммуникация, язык и речь » (2021)

Лекция «Введение в поведенческую экологию» (2021)

Лекция «Теория обучения020» (2021)

видео Лекция в АРХЭ «Животное в человеке, человеческое в животных» (2020)

Выступление на форуме (2019) «Ученые против мифов» с лекцией «Муравьи — винтики государственной машины или свободные и умные общественные животные?»  видео: Резникова УПМ -11 Мифы о муравьях  

Выступление на форуме (2019) «Ученые против мифов» с лекцией «Муравьи — винтики государственной машины или свободные и умные общественные животные?»  стенограмма: Резникова УПМ — 11 Мифы о муравьях

Статья «Полевые мыши отличают восемь от девяти». Сайт Элементы большой науки (2019)

Статья «Муравьи считают лучше британских пятиклассников». Коммерсант Наука (2019)

Статья «Муравьи и люди города Глупова». Статья в журнале «Кот Шрёдингера»  (2018).

Лекция по этологии человека (методы и «человеческое разнообразие» (2017)

Лекция «Жизнь в сообществах: формула счастья» (2017)

Лекция «Биологические основы эмоций» (2017)

Любовь: рассуждать не обязательно (статья в журнале «Кот Шредингера», № 19-21, 2016)

видео лекция «Животное в человеке, человеческое в животных» (кафе «Эврика», 2012)

Вопросы по спецкурсу «Экология-этология-эволюция»

видео  Когнитивная этология (лекция, Постнаука)

У истоков сравнительной психологии и этологии человека (Зорина З.А. о Ладыгиной — Коттс)

Теория обучения_019

видео лекция «что мы думаем об интеллекте животных» (2014)

Язык животных (статья)

Язык муравьев (статья)

видео Язык муравьев (лекция, Постнаука)

Зачем нужны умные (статья Григория Тарасевича о нас и наших муравьях в журнале «Кот Шредингера»)

Когнитивное поведение животных (статья)

видео  Животные считают иначе (лекция в кафе Эврика)

Формирование когнитивного поведения животных в онтогенезе (статья)

Культура у животных. Факторы наследственности. (статья)

Есть ли у животных культура? (лекция на ПолитРу, 2013, стенограмма)

видео Есть ли у животных культура? (лекция на ПолитРу, 2013, видеозапись)

Социальное обучение у животных (статья)

Жизнь в сообществах: формула счастья (статья, «Природа», 2008)

Орудийная деятельность (статья)

Животные личности (в передаче «В мире животных» с Н. Дроздовым)

Диалоги с Гордоном (2002 г.). Интеллект муравьев

Зорина З.А. 2008. У истоков сравнительной психологии и этологии человека. Труды Н.Н. Ладыгиной-Котс.

 

★ Когнитивная этология — Вики .. | Информация

                                     

4.4. Методология исследования. Прозрение и орудие деятельности. (The enlightenment and the instrument)

Понятие инсайта англ. insight (понимание) — понимание введенных gestaltpsychologie. этот термин, предложенный Вольфганг Келер, противопоставляется понятию бихевиорист обучения «пробы и ошибки».

Обучение через понимание открытия В. Келером в исследовании поведения шимпанзе в различных ситуациях. исследование проводилось в 2-й пол. 1910-х лет за человекообразными станции Прусской академии наук на острове Тенерифе. Келер смоделировали несколько типов задач, достаточно разнообразных, но построенных по одному принципу: животное могло достичь цели, только если «указать объективные отношения между элементами ситуации, существенные для успешного решения».

В результате своих опытов Келер пришел к выводу, что шимпанзе способны к решению только таких задач, где все соответствующие задачи, объекты были в поле зрения одновременно. таким образом, животное имело возможность решить проблему не путем проб и ошибок, путем захвата структуре задачи «инсайта» «проникновения» или «озарения», то есть за счет понимания связей между стимулами и событиями. Это было принципиальной разницы между опытом Келер «проблемных ящиков» Торндайк, где животное явно не могло «понять» работу замка, хотя открыв дверцу клетки, потому что он находился снаружи и был скрыт от его глаз.

Эксперименты В. Келер позволило выяснить, что у обезьян интеллект, который позволяет им решать некоторые проблемные ситуации не методом «проб и ошибок», благодаря специальному механизму «инсайта», то есть за счет понимания связей между стимулами и событиями.

Спасибо В. колер начал изучать орудия деятельности, которая до сих пор остается одной из важнейших экспериментальных моделей.

Чтобы спровоцировать обезьян есть и иногда изготовления орудий — посторонних предметов для достижения видимой, но физически недоступной приманки — исследователи подвешивали ее на большой высоте, или размещали за пределами досягаемости, предлагая для преодоления разрыва ящики, палки, тесемки и т. п., положите ее во всякие узкие трубки Роберта Йеркса Yerkes (Йеркса), 1929, 1943, Ладыгина-Котс, 1957, Visalberghi, 1997), создано специальное устройство для проникновения в которые также необходимы некоторые приспособления Фирсов, 1977, 1987.

Первая реакция И. П. на Павлова работа В. Келер о способности шимпанзе к «инсайту» как проявление разумной решение было резко отрицательным, опровергающих выводы В. Келера и доказать, что в поведении даже высших обезьян нет ничего, выходящего за рамки условно рефлекторных механизмов, Павлов начал свои собственные эксперименты. С этой целью в лаборатории ученого появились шимпанзе роза и Рафаэль 1933. обезьяны в лаборатории И. П. Павлова для получения приманки требовалось потушить пламя спиртовки, вода производящ по-разному. анализируя поведение обезьян, Павлов отмечал, что «.когда обезьяна пробует оба, это мышление в действии, которое вы видите собственными глазами.» Однако, по идеологическим причинам, научного материализма эти поздние высказывания И. П. Павлова не принято в научных кругах страны в то время.

Применение и особенно производство орудий tool manufacture (производство инструмента), tool using (инструмент, используя) является одним из самых сложных проявлений познавательной активности животных и многих видов успешно владеть ее.

Мониторинг пистолет операция дает возможность интегрально оценить интеллектуальные способности животных. по мнению исследователей африканские слоны лат. Loxidonta africana (Loxidonta Африкана) и индийские слоны лат. Elephas maximus (Elephas Максимус) используйте ветки и палки, чтобы почесать труднодоступные части тела, затыкают рану с травы, веток, чтобы отгонять мух.

По данным Fisher (Фишер), 1939, каланы лат. Enhydra lutris, демонстрируют сложные и разнообразные приемы, ствол обернут водорослями, вы с легкостью удерживается на месте, используя камни, чтобы отколоть от скалы моллюска. один и тот же камень используется до 12 раз в подряд, морская выдра плавает с ним, держа под мышкой или в складках кожи. взрослые выдры иногда играют, стук камней о камни.

Бек Beck (Бек), 1980 наблюдал, как медведи в зоопарке палками сбивали плоды с деревьев. осы при уплотнение грунта при закрывании норки используют кусочки коры и веток.

Наиболее изученным из пистолета активности в естественных условиях у приматов.

Первые систематические знания о ружье деятельности в естественной жизни, было принято Ниссен Nissen (Ниссен), 1931. Дж. Гудолл 1992, и У. МакГрю McGrew (МакГрю), 1992, 2004 на основе многолетних исследований они создали настоящую энциклопедию пушка деятельности антропоидов.

Использование камней для разбивания орехов, фруктов с твердой коркой, яйца, снарядов зафиксированы в Капуцинов Cebus apella (По состоянию Апелла) и C. capucinus, макак Грибоедов и южно-африканские бабуины, обезьяны использовать пары камней, наковальня и молот наблюдались в популяции C. apella (Апелла) национальные парки Сан-Паулу и японские макаки.

Развитые навыки в деятельности комендор обладают новокаледонских ворон Corvus moneduloides извлечение насекомых из отверстий и трещин в коре деревьев, используя разные части артефактов растений.

Охота Hunt (Охота), 1996, 2000 изучили около тысячи орудий птиц и разделили их на две группы: 1) «грабли», изготовлен из прочного листа Pandanus sp (Панданус СП)., какая часть листовой пластинки вырезать, а часть разделяется на полоски, 2) «крючки», или «лопатки» сделаны из игл, которые имеют коническую срезать часть листовой пластинки. если пистолет был эффективным и сохранил свои охотничьи качества после первого использования птицы, а также морские выдры использовать повторно, имея клюв.

Типы животных, которые используют средства в их естественной среде обитания демонстрируют сложные формы поведения, включая элементы индивидуального опыта, умение принимать решения, понимание причинно-следственных связей, понимание свойств объектов.

Vitalari Visalberghi, 2002 замечает, что обезьяны часто пытаются сделать полезное, действуя совершенно бессмысленно. она смотрела как в зоопарке обезьяна пытался расколоть орех, который легко раскусывается зубами стучать по нему с отварным картофелем.

В целом, использование различных методик исследования интеллекта человекообразных обезьян показывает, что представители различных семейств успешно манипулировать объектами и имеют некоторые, хотя и ограниченные знания в контексте форм, размеров и свойств объектов.

Как устроен интеллект животных — Wonderzine

Примерно тогда же, когда европоцентризм перестал казаться единственным возможным взглядом на мир, живых существ, относящихся к другим видам, начали рассматривать по-новому. Стали больше обращать внимания на то, как виды приспосабливаются к окружающей среде. Голландский этолог Франс де Вааль отмечает, что животные знают только то, что им нужно знать — при этом многие вещи, которые важны для человека, они не учитывают. «Мы узнаём, что крысы могут сожалеть о принятых ими решениях, вороны изготавливают инструменты, осьминоги узнают человеческие лица, а специальные нейроны позволяют обезьянам учиться на ошибках друг друга. Мы открыто говорим о культуре животных, их способности к сопереживанию и дружбе. Запретных тем больше не существует, в том числе и в области разума, который раньше считался исключительной принадлежностью человека», — пишет де Вааль.

Традиционным способом определить интеллект животных всегда были тесты: например, на то, чтобы найти решение задачи, воспользоваться орудием, выбраться из помещения и так далее. Считалось, что животное заслуживает статуса «умного», если решает задачи именно так, как их решил бы человек — различия в анатомии и органах чувств в расчёт не брали. Например, какое-то время учёные полагали, что слоны не способны к орудийной деятельности, то есть не умеют использовать инструменты для решения задач. Когда им предлагали достать банан с помощью палки, они не справлялись. Но это происходит потому, что слон, зажимая палку в хоботе, закрывает себе ноздри — не имея возможности почувствовать запах пищи, он вынужден действовать вслепую. При этом когда в эксперименте фрукты подвешивают высоко, а слону предлагают ящик, он может подвинуть его, куда требуется, подняться на помост и дотянуться до цели. Палка в качестве орудия просто не подходит анатомии слона — приматы тоже вряд ли стали бы пользоваться руками, если бы нюхали с помощью ладоней.

К тому же многие тесты на интеллект ставят животных в заведомо стрессовые ситуации. По-мнению Вааля, они утомительно однообразны, а ещё откровенно жестоки. Например, в тесте на запоминание «водный лабиринт Морриса» крыс помещают в ёмкость с водой, где им приходится плыть в поисках выхода. В других опытах их бьют током, а для поддержания пищевой мотивации недокармливают. Дело не только в этике: результаты таких экспериментов можно поставить под сомнение — животные не могут действовать как автоматы в стрессовых условиях.

Интеллект и эмоции животных сегодня изучают когнитивная этология и зоопсихология. Провести границу между ними трудно: интеллектуальность тесно связана с тем, как животное воспринимает окружающую действительность. Более современные тесты показывают: часто дело не в том, что животные «недотягивают» до нашего уровня, а в том, что люди экспериментируют в меру своего понимания, как ставить эксперименты.

Когнитивная этология, дубль третий: увлекательные и разочаровывающие вопросы о сознании животных | Бионаука

Умы животных: от познания к сознанию. Griffin Donald R. University of Chicago Press, Чикаго, 2001. 355 стр., 27,50 долл. США (ткань ISBN 0226308650).

Дональд Гриффин был очень уважаемым биологом-экспериментатором, когда, к большому удивлению многих своих коллег, он обратился к изучению разума животных в 1970-х годах. Результатом его ранних исследований стала новаторская и смелая книга The Question of Animal Awareness: Evolutionary Continuity of Mental Experience .Гриффина называли «отцом когнитивной этологии», и он несет бремя коронации. В Animal Minds и других местах Гриффин апеллирует к взглядам Чарльза Дарвина о том, что различия в сознании животных — это различия в степени, а не в роде. В душе историк-естествоиспытатель, Дарвин подчеркивал важность эволюционной преемственности мышления животных.

На Гриффина большое влияние оказал его коллега по Рокфеллеровскому университету, философ Томас Нагель, чья статья «Каково быть летучей мышью?» (1974) стимулировали Гриффина и многих других к изучению разума животных, используя этот вопрос в рамках своих исследований.На протяжении многих лет основной задачей Гриффина было узнать больше о сознании животных. Он подчеркивает, что именно гибкость и универсальность поведения убедительно свидетельствуют о сознании животных. Когда окружающая среда меняется и животным необходимо приспособить свое поведение к новым ситуациям, или когда необходима некоторая тонкая настройка, используются сознательное мышление и планирование. Гриффин также утверждает, что мы не должны объединять трудность примирения с сознанием животных с невозможностью сделать это.

Это издание Animal Minds обновляет и расширяет аргументы Гриффина об эволюции сознания. Он предоставляет анекдоты и данные в таких областях, как социальное и символическое общение, использование инструментов, хищническое поведение, добыча пищи, а также обман и манипуляции. Он также обсуждает новые исследования нейробиологии сознания. Гриффин считает, что по мере того, как физическая или материальная основа сознания животных станет более известной, скептики, отвергающие сознание животных или считающие его меньшим, чем человеческое сознание, станут обращенными.Я не уверен в этом, но я тоже не скептик, даже в отсутствие нейробиологических подробностей. Любой, кто наблюдает за животными, не может не заметить, что особи некоторых видов ведут себя так, как если бы они (как и люди) были в сознании, по крайней мере, некоторое время, и наиболее экономным объяснением их поведения является то, что они думают, обдумывают альтернативы и строят будущее. планы, используя информацию из прошлого опыта и текущую ситуацию.

Гриффин также просит скептиков нести бремя доказывания.Почему не может быть так, что мы предполагаем, что по крайней мере некоторые животные являются сознательными существами и имеют богатую эмоциональную жизнь, и должны доказывать обратное, а не наоборот? Почему бы не дать животным право сомневаться? Большой скептицизм в отношении познания животных устарел (и откровенно скучен): животные ведут себя «как будто» они в сознании или чувствуют боль, но «как будто» недостаточно. Верно, неопровержимые доказательства природы разума животных и того, что в них, невозможно собрать, как и абсолютное доказательство или истину о многих биологических явлениях, но это не означает, что у животных нет разума или чего-то подобного — даже если мы заключают, что они делают — в них мало.Гриффин призывает нас отказаться от двойных стандартов, согласно которым в когнитивной этологии требуется больше доказательств, чем в других науках, и прекратить ссоры и провести исследования, которые могут быть использованы для как можно более окончательного решения поставленных проблем. У нас есть инструменты для проведения такого рода исследований, но исследование должно быть этически оправданным (Bekoff 2002). Наблюдательные и описательные исследования, наряду с экспериментальными исследованиями в области поведения, нейробиологии и эндокринологии, очень помогают нам в этом, что подчеркивали Гриффин и многие другие.

За последние два десятилетия когнитивная этология превратилась в науку, которая представляет собой значительно больше, чем просто изучение сознания животных (Hauser 2000, Matsuzawa 2001, Bekoff et al. 2002). Когнитивные этологи занимаются не только сознанием и самосознанием животных, но также сравнительным, эволюционным и экологическим изучением разума и психического опыта животных, включая то, как они думают, о чем думают, свои убеждения, как обрабатывается информация и природа животных эмоций.

Гриффин относительно умалчивает об этических последствиях исследований познания животных, особенно о том, как открытия когнитивных и эмоциональных способностей животных будут информировать и направлять нас в том, что мы можем и не можем делать с животными, когда мы используем их для исследований, обучения, развлечений. , или для еды или одежды. Некоторое сопротивление когнитивной этологии исходит от тех, кто, кажется, обеспокоен тем, что изучение когнитивных и эмоциональных способностей животных может помешать использованию животных, поскольку совершенно очевидно, что многие животные испытывают сильную боль и страдания.Дейл Джеймисон (2002) утверждает, что из-за «уроков морали» когнитивная этология может стать подрывной наукой. На встрече в середине 1990-х я фактически столкнулся с кем-то, кто утверждал, что я просто проводил собственное исследование познания и эмоций, чтобы «вывести его и его коллег из бизнеса». Конечно, ничто не может быть дальше от истины, но Джеймисон и другие правы, отмечая, что такое серьезное беспокойство, выраженное в виде сильного и унизительного скептицизма, может расти по мере того, как мы узнаем больше о познании и эмоциях животных.Но это не обязательно, потому что знания о мышлении и эмоциях животных могут помочь в разработке более качественных и этичных исследований. (Именно по этой причине мы с Джейн Гудолл основали «Этологи по этическому обращению с животными», www.ethologicalethics.org ). Кроме того, очень важно и полезно для когнитивных этологов, что редакторы журнала Nature недавно пришли к выводу, что «учитывая страсти, порождаемые экспериментами на животных… науке о страданиях и познании животных следует уделять более высокий приоритет» (Anonymous 2002, стр. .351).

Было бы ошибкой утверждать, что Animal Minds дает единственные надежные ответы на бесчисленное множество вопросов, связанных с познанием животных и сознанием животных. Animal Minds — это не строгий аналитический труд по философии разума, и он не должен был им быть. Сам Гриффин знает, что его книга — не последнее слово. Но Animal Minds действительно излагает большинство основных проблем, представляет их в доступной форме и служит ценным трамплином для будущего чтения, обсуждения и исследования.Чего еще можно желать? Я считаю, что студентам очень нравится книга, и большинство действительно выходит за рамки текста, когда что-то вызывает у них интерес.

В целом, Animal Minds — это очень полезный обзор литературы и хороший выбор для курсов по познанию животных. Я использую его в своем курсе по познанию животных. Хотя я не единственный, кто занимает эту позицию, есть некоторые, кто не столь оптимистичен, а некоторые прямо критикуют и пренебрежительно относятся к Гриффину и области когнитивной этологии в целом (обзоры см. В Allen and Bekoff 1997, Bekoff and Allen 1997, Hauser 2000, Matsuzawa 2001, Bekoff 2002, Bekoff et al.2002). Однако я боюсь, что скептиков по поводу разума и сознания животных все равно не убедить, потому что они утверждают, что «точных данных» по-прежнему не хватает. Тем не менее, это не умаляет важности этой информативной и хорошо написанной книги. Чтение «Гриффина» в сочетании с другими книгами очень помогло мне и моим ученикам, поскольку заставляет задуматься над увлекательными и разочаровывающими вопросами, которыми изобилует захватывающая, сложная и процветающая область когнитивной этологии.

Цитированная литература

1

.

1997

.

Виды разума: философия и биология когнитивной этологии

. Кембридж (Массачусетс): MIT Press.2

Аноним

.

2002

. Правое, заблуждение и невежество.

Природа

.

416

:

351

3

.

2002

.

Внимательные животные: осведомленность, эмоции и сердце

. Нью-Йорк: Oxford University Press, 4

.

1997

. Когнитивная этология: убийцы, скептики и сторонники. Страницы.

313

334

. in Mitchell RW, Thompson N, Miles L, eds.

Антропоморфизм, анекдоты и животные: новая одежда императора?

. Олбани (Нью-Йорк): SUNY Press.5

.ред.

2002

.

Познавательное животное: эмпирические и теоретические взгляды на познание животных

. Кембридж (Массачусетс): MIT Press.6

.

1976

.

Вопрос о сознании животных: эволюционная непрерывность психического опыта

. Нью-Йорк: Издательство Рокфеллерского университета, 7

.

2002

.

Дикие умы

. Нью-Йорк: Генри Холт.8

.

2002

. Когнитивная этология в конце нейробиологии. Страницы.

69

75

. в Bekoff M, Allen C, Burghardt GM, eds.

Познавательное животное: эмпирические и теоретические взгляды на познание животных

. Кембридж (Массачусетс): MIT Press 9

. изд.

2001

.

Приматы: происхождение человеческого познания и поведения

. Нью-Йорк: Спрингер.10

.

1974

. Каково быть летучей мышью ?.

Философское обозрение

.

83

:

435

450

.

© 2002 Американский институт биологических наук

2017: КАКИЕ НАУЧНЫЕ СРОКИ ИЛИ КОНЦЕПЦИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИЗВЕСТНЫ БОЛЬШЕ?


Термин «когнитивная этология» был придуман и использован Дональдом Гриффином в конце 1970-х — начале 1980-х годов для описания области, которую он одним из первых начал отстаивать, — исследования разностороннего мышления у людей, не являющихся людьми, и, что важно, того, как данные Полученное может быть использовано для изучения эволюции и происхождения человеческого познания.Его дальнейший акцент на изучении сознания животных, однако, заставил многих его коллег избегать всех его идей, по поговорке «выбросив младенца вместе с водой из ванны». Тем не менее, термин Гриффина «когнитивная этология» заслуживает более пристального внимания и возрождения влияния. Дело подкрепляется историческим исследованием предмета.

В 1970-х и 1980-х годах исследователи, изучающие нечеловеческие способности, медленно отходили от двух идеологий, которые доминировали в психологии и большей части поведенческой биологии на протяжении десятилетий — соответственно, бихевиоризма и паттернов фиксированного действия, — но прогресс был медленным.Сторонники бихевиоризма могли утверждать, что существует небольшая разница между реакциями людей и не-людей на внешние стимулы, но пытались объяснить все реакции на такие стимулы с точки зрения их формирования вознаграждением и наказанием, избегая любого обсуждения ментальных представлений, манипулирования информацией. , преднамеренность и т.п. Студентов-биологов учили, что животные, по сути, были инстинктивными созданиями, которые при воздействии определенных стимулов или контекстов участвовали в инвариантных последовательностях действий, специфичных для видов, которые, будучи инициированными, выполнялись до завершения, даже если происходили изменения окружающей среды; считалось, что эти паттерны контролируются жестко запрограммированными нейронными механизмами и, что интересно, также избегали включения ссылок на любой вид обработки информации, ментальное представление и т. д.

Затем произошли два основных сдвига парадигм, один в психологии, другой в биологии, но ученые не так хорошо поняли общие темы, лежащие в их основе. Один сдвиг, так называемая «когнитивная революция» в психологии, с ее акцентом на все вопросы, игнорируемые бихевиористами, изначально задумывался как относящийся только к изучению человеческого поведения. Тем не менее дальновидные исследователи, такие как Халс, Фаулер и Хониг, увидели, как эксперименты на людях могут быть адаптированы для изучения аналогичных процессов у животных.Другой сдвиг, появление долгосрочных наблюдательных исследований групп нечеловеческих существ в природе исследователями (наиболее известной из которых была Джейн Гудолл), которые собирали обширные примеры разностороннего поведения, показало, что нечеловеческие существа реагируют на непредсказуемые обстоятельства в их окружающей среде способами, часто предполагая человеческий интеллект. Когнитивная этология должна была стать синтезом того, что в то время считалось инновационными психологическими и биологическими подходами.

Как отмечалось выше, недовольство аргументами Гриффина о сознании животных, к сожалению, не позволило термину — и области — когнитивной этологии закрепиться; как следствие, вероятность проведения междисциплинарных исследований не так велика, как предполагалось.Психологи часто остаются в лаборатории и предпочитают называть свои исследования «сравнительными». Этот термин предполагает открытость к изучению множества видов и проверке сходства и различий в поведении при выполнении многочисленных задач, которые требуют, по крайней мере, продвинутого уровня обучения. К сожалению, такие исследования обычно проводятся в условиях, далеких от естественных. Более того, относительно немногие из их исследований на самом деле изучают когнитивные процессы, лежащие в основе проявленных моделей поведения.Точно так же когнитивные биологи (термин, более распространенный в Европе, чем в Соединенных Штатах) склонны быть редукционистами, с большей вероятностью сравнивая нейроанатомию и нейрофизиологию различных видов и, даже сравнивая модели поведения в полевых условиях, часто просто отстаивают либо гомологию, либо аналогия, когда сходства обнаружены или просто подчеркивают любые наблюдаемые различия. Связь не всегда устанавливается между нейросходствами и различиями и тем, как они выражаются в конкретных типах поведения.Исследования в этих областях близки к целям когнитивной этологии, но в целом (хотя и не исключительно) по-прежнему уделяют меньше внимания изучению когнитивных процессов в отношении всего животного, чем «когнитивная этология».

Например: Психологи могут проверить, может ли певчая птица в лаборатории отличить вокализацию птицы на соседней территории от голоса незнакомца и определить, какие фрагменты песни имеют отношение к этой дискриминации. Лабораторные биологи могут определить, какие участки мозга ответственны за эти различия.Полевые биологи могут собирать информацию, проверяющую, коррелирует ли размер репертуара птицы данного вида с качеством ее территории или ее репродуктивным успехом.

Когнитивный этолог, однако, будет не только интересоваться этими данными (обычно полученными в результате какого-то сотрудничества), но также изучит, как и почему птица выбирает разучивать определенную песню или набор песен, почему она решает петь. конкретная песня из всего ее репертуара, чтобы защитить свою территорию от соседа против незнакомца, как этот выбор зависит от окружающего контекста (например,g., расстояние от злоумышленника, тип разделяющей их листвы, песня, которую поет злоумышленник), как другие самцы реагируют на взаимодействие, и , как самки в этом районе могут сделать свой выбор партнера на основе результат таких взаимоотношений между мужчинами. Именно такого рода инклюзивное исследование дает реальные знания об использовании песенной системы.

Таким образом, я утверждаю, что пришло время сосредоточить внимание на преимуществах рассмотрения нечеловеческих существ через призму когнитивной этологии.Когнитивную этологию следует снова рассматривать как средство привлечения новых взглядов и методологий к изучению поведения животных и поощрения совместных проектов. Независимо от того, идет ли речь о коммуникации, числовой компетенции, умозаключениях или вероятностных рассуждениях или о любой другой возможности, исследования с использованием подхода, основанного на когнитивной этологии, обеспечат как более глубокое, так и более широкое понимание данных. Более того, возобновление интереса к нечеловеческому познанию и интеллекту, а также к тому, как этот интеллект используется в повседневной жизни нечеловеческих существ, даст захватывающие эволюционные идеи, как предложил Гриффин: исследуя и сравнивая умственные способности большого числа видов, мы можем предположить много о происхождении человеческих способностей.

Когнитивная этология

Когнитивная этология в А. Монтефиоре и Д. Ноубл, ред., голов, нет голов и собственные голы: дебаты о Целенаправленное и преднамеренное поведение, , Лондон: Анвин Хайман, 1989. Когнитивная этология: охота за сделками или погоня за диким гусем
Дэниел К. Деннет
Центр когнитивных исследований
Университет Тафтса

I. Стратегии упрощения

В области искусственного интеллекта появилось так много новых концепций — или, по крайней мере, ярких и ярких. более структурированные версии старых концепций — было бы удивительно, если бы ни одна из них не оказалась быть ценным для изучающих поведение животных.Что будет наиболее ценным? Я буду сопротивляться искушение заняться пророчеством или торговлей; вместо того, чтобы пытаться ответить на вопрос: «Как искусственный интеллект может помочь в изучении поведения животных?» я буду сконцентрируйтесь на лицевой стороне: «Как изучение поведения животных может помочь исследованиям в Искусственный интеллект? »

Насколько я понимаю, мы все согласны с тем, что в конечном итоге мы хотим иметь возможность описать и объяснить дизайн и функционирование нервной системы животных на самых разных уровнях, от нейрохимического до психологический и даже феноменологический (где это уместно!), и мы хотим понять как и почему эти конструкции развивались, и как и почему они изменяются в индивидуальном организмы.Исследования искусственного интеллекта, как и все другие виды исследований по этой огромной теме, должны привести к радикальным изменениям. чрезмерное упрощение, чтобы добиться даже видимого прогресса. Есть много стратегий упрощение, из которых эти пять, будучи повсеместными во всех областях исследования разума / мозга, являются особенно популярен в AI:

(1) игнорировать обучение и развитие; сначала попытаться смоделировать «зрелую компетенцию», откладывая вопросы о том, как это могло возникнуть.

(2) Изолируйте определенный субкомпонент или субкомпонент, игнорируя почти все проблемы, связанные с как он может быть присоединен к более крупной системе.

(3) Ограничьте область действия моделируемой системы или подсистемы крошечным уголком реальной домен — попробуйте решить «игрушечную задачу», надеясь, что последующее масштабирование будет несложным экстраполяция.

(4) Устранение различных пробелов в своей модели откровенно нереалистичным или даже намеренно «чудесным» пробелы — «оракулы», или то, что я назвал «когнитивными колесами» (Dennett, 1984). (В нейробиологии, один постулирует то, что я назвал «чудесной тканью», чтобы заполнить эти пробелы.)

(5) Избегайте сложностей, связанных с координацией в реальном времени, в реальном мире, игнорируя робототехнику и специализирующихся на том, что я называю «прикованными к постели» системами: системами, которые решают проблемы, которые могут быть представлены через узкий «словесный» канал, и решения которого могут быть аналогичным образом узко передан миру. (Деннет, 1980)

(Вся статья теперь доступна в Daniel Dennett, Brainchildren, Эссе о конструировании разума, MIT Press and Penguin, 1998.)

Перейти к основному содержанию Поиск