Содержание

Исследование избирательности внимания, влияния прошлого опыта на особенности мышления, акцентуац (стр. 1 из 2)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛИАЛ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГУМАНИТЕРНОГО ИНСТИТУТА

в г. Дмитрове

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету Практикум по общей психологии

Студента Наумова С. А. Курс II

Факультет психология

Специальность психология

Преподаватель Коныжева Лариса Вячеславовна

Тема: « Исследование избирательности внимания, влияния прошлого опыта на особенности мышления, акцентуации характера »

Деканат ________________ __________________

ПОДПИСЬДАТА

Кафедра _______________ ___________________

ПОДПИСЬ ДАТА

г. Дмитров

2011г.

Содержание.

Введение. 3

1. Избирательность внимания 3

2. Влияние прошлого опыта на особенности мышления 5

3. Исследование акцентуаций характера 8

Практическая часть. 10

Заключение. 15

Список литературы. 16

Введение.

В данной работе проведены исследования на уровень избирательности внимания; влияния прошлого опыта на особенности мышления; выявление типологии (акцентуации) характера. Исследования проводились методом тестирования при использовании теста – задания и теста – опросника. Все исследования проводились в группе. Количество испытуемых – 4 человека.

1.Избирательность внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида, процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации.

Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов. Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания. Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение. Под

избирательностью внимания понимают способность к сосредоточению на наиболее важных объектах. В данной работе для диагностики избирательности внимания применяется методика Мюнстенберга.

Методика рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

Порядок проведения тестирования : испытуемым предлагается бланк с написанными построчно буквами. Среди букв необходимо отыскать слова и подчеркнуть их. Время работы — 2 минуты.

Инструкция испытуемым : «Среди буквенного текста имеются слова – существительные в именительном падеже единственного числа. Необходимо посмотреть текст и подчеркнуть найденные слова. Работать следует быстро, так как время фиксируется»

бсолнцеюьвлаоугкщрайонндлсмшклаьбкновостьщшзщшцимфакт

кгнэкзаменфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщс

уахоккейтроицалодоиэвшкщетелевизорлэзнпппвавапавгнгнящш

памятьдвщкшенгшгьфтетшщщйшгцчлдвосприбюерадостьжыдвй

шкгнщсчмнародлжфлыждвлшйгцшугдцлудлждлрепортажшзш

вшггншфщвшнеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшгнгвнцерп

пуофгфышнвшфнышгэрплаваниеодыловдоадыолдсчьсюябкоал

медиявлжалжывдавотчаяниеедылжвгораждвлащцшгукетмдлыий

влабораторияждалждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфлрш

лвжыдфлаэжидлважпсихиатриялвжвдлжджфылдвждлажыопро

Обработка результатов:

1.Подсчитать общее количество подчеркнутых слов (N)

2.Подсчитать количество пропущенных слов (p)

3.Подсчитать количество неправильно подчеркнутых слов (r)

4.Подсчитать количество правильно подчеркнутых слов (m)

5.Вычислить коэффициент точности

N-r

избирательности внимания (A) A= ——-

N+p

m

6.Вычислить скорость выбора (S) S= —-

t

7.Проанализировать данные по группе.

2.Влияние прошлого опыта на особенности мышления.

Мышление – это психический познавательный процесс отражения сущности и отношений предметов и явлений объективного мира, который включает ряд операций, с помощью которых осуществляется решение задач, стоящих перед человеком в сложившейся ситуации.

В свое время М.Вертгеймер, представитель гештальтпсихологии полагал, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое может расцениваться и как истинное мышление. Особенно это касается детей. Это объясняется тем, что в определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по сложности задач, у него можно обнаружить очень нежелательное качество мышления — ригидность . Под ригидностью понимается затрудненность переключения мышления на новые способы и правила, как «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности, тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения. Из трех видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной — для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность. В данной работе для исследования вышеуказанного качества мышления применяется методика А. Лачинса.

Эксперимент с помощью методики, предложенной А. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в способе решения однотипных задач группой испытуемых. Задачи на переливание воды разными по емкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть — двумя: предыдущим и другим, более рациональным.

Порядок проведения тестирования : Испытуемым выдаются бланки с десятью арифметическими задачами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная. Важнейшим условием проведения опыта является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми испытуемыми предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами.

Инструкция испытуемым : «На предложенном бланке имеется 10 задач, для решения которых необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Прямо на бланке следует записать последовательность арифметических действий, которые используются для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решать задачи последовательно от первой до последней. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать, списывать или консультироваться друг у друга запрещается».

Материал методики:

Бланк для группы:

1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра.

Как отмерить ровно 10 литров воды?

2. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра.

Как отмерить ровно 9 литров воды?

3. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра.

Как отмерить ровно 13 литров воды?

4. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра.

Как отмерить ровно 9 литров воды?

5. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра.

Как отмерить ровно 11 литров воды?

6. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра.

Как отмерить ровно 10 литров воды?

7. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра.

Как отмерить ровно 9 литров воды?

8. Даны три сосуда, емкость которых 30. 12 и 3 литра.

Как отмерить ровно 15 литров воды?

9. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров.

Как отмерить ровно 12 литров воды?

10. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра.

Как отмерить ровно 10 литров воды?

Обработка результатов :

1. Каждый испытуемый у себя проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1-5 имеют только одно решение, т. е. их решение всегда рационально. Критерием же нерациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий — двух, одного или никакого, т. е. немедленно следует ответ.

2. Подсчитать, сколько испытуемых пользовалось нерациональным способом решения.

3. Проанализировать данные по группе.

При соблюдении процедурных особенностей проведения опыта в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых под влиянием усвоенного способа решения задач 1 -5 с обязательным использованием всех трех сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10. При использовании этой методики большинство испытуемых (около 80 %) совершают перенос на тестовые задачи тех процедур, которые использовались при решении пяти предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых, рациональных способов решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

3.Исследование акцентуаций характера.

Характер ( от греч. сharacter – черта, признак, примета, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Любая черта характера человека, являя собой некоторый устойчивый стереотип поведения, имеет разную количественную степень выраженности. «Когда количественная выраженность той или иной черты характера оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая

акцентуация характера. «Это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» — так считает один из ведущих исследователей данной проблемы А.Е. Личко. Поэтому акцентуация всегда предполагает усиление степени выраженности определенной черты характера субъекта, которая и становится акцентуированной, на фоне других особенностей и свойств его характера.

mirznanii.com

Избирательное внимание — это… Что такое Избирательное внимание?


Избирательное внимание
— 1. характеристика активного внимания; 2. чрезмерная сосредоточенность внимания на чём-либо, препятствующая адаптивному поведению. Например, сосредоточенность внимания ипохондрика на своём самочувствии. Синоним: патологическая рефлексия.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  • Избирательное невнимание

Смотреть что такое «Избирательное внимание» в других словарях:

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — Процесс, возникающий в ситуациях, когда человек сталкивается с действием множественных стимулов и должен выбрать только один их аспект и сосредоточить внимание на нем. В некотором смысле этот термин избыточен, так как простой термин внимание… …   Толковый словарь по психологии

  • Избирательное внимание (selective attention) — В экспериментах по научению животных часто обнаруживается, что поведение организма контролируется к. л. одним элементом сложного раздражителя, состоящего из множества элементов. Такая демонстрация рассматривается как свидетельство существования И …   Психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • Внимание (attention) — В. можно определить как готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие В. заняло центральное место в области психологии. В к. XIX нач. XX вв. представители функционалистских и… …   Психологическая энциклопедия

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — (старославян. имати брать) избирательность восприятия определённых аспектов действительности или сосредоточенность на определённой деятельности, которые индивид почему либо считает для себя более значимыми. * * * Психическая деятельность, в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ — 1. Отсутствие осознаваемого внимание к некоторым аспектам стимула. 2. Синоним перцептивной защиты …   Толковый словарь по психологии

  • Женское избирательное право — Американские суфражистки на демонстрации. Февраль 1913 года Женское избирательное право  право женщи …   Википедия

  • Детское избирательное право — или Принцип Демени – идея принципа заключается в предоставлении избирательного права детям, а осуществление этого права возлагается на родителей или опекунов. Эту идею исследователь Уоррен С. Сандерсон в соавторстве с демографом Сергеем Щербовым… …   Википедия

  • Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально психологический феномен[1], представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики[2][3]. Поскольку такие… …   Википедия


psychology_pedagogy.academic.ru

значение и её роль в повседневной жизни

Внимание называют «сквозным» психическим процессом. Он не существует как отдельное явление, но «сопровождает» память, восприятие, мышление. Без него эти психические процессы не работают. Мы чувствуем, запоминаем и воспринимаем только то, на что обратили внимание. Обращаем же внимание на важное и необходимое. Получается, этот психический процесс связан с нашими интересами, установками, потребностями, целями, т.е. принимает участие в развитии личности человека. Значение внимания в нашей жизни выражается его направленностью, ибо от того, на что оно направлено, зависят наши действия, жизненные выборы и итоги деятельности.

Какие функции внимания важны в нашей повседневной жизни? Какие факторы их обуславливают? Как и для чего нужно развивать свою внимательность? Об этом сегодня поговорим.

Как работает наше внимание?

Окружающий мир наполнен информацией. Психика человека устроена таким образом, что ей важно отбирать только актуальную в данный момент информацию и структурировать ее, иначе нам грозит полная дезориентация. Внимание выполняет функции «фильтра» для корректной работы памяти и мышления. Нам, также, необходимо, удерживать свое внимание на текущей деятельности, конструктивно общаться с окружающими людьми, быть успешными в выполнении работы.

Функции внимания помогают нашему сознанию и подсознанию справиться с этими задачами. О каких же функциях идет речь?

Избирательность

Другими словами — отбор необходимой в данный момент информации и удержания на ней внимания.

Ни для кого не секрет, что у человека есть различные органы чувств. Мы видим, слышим, ощущаем вкус, чувствуем свое тело. У каждого из нас есть ведущая репрезентативная система, при помощи которой легче всего получать информацию. Аудиалам проще воспринять речевое сообщение, визуалам — то, что они могут прочитать, кинестетикам — то, что чувствуют. Это одна сторона избирательности внимания. Мы предпочитаем получать значительную часть важной информации удобным для нас способом.

Другая сторона избирательности — способность «отсеивать» помехи, умение сосредоточиться на самом актуальном в данный момент. Это произвольный процесс. Зачастую нужно заставить себя длительное время удерживать внимание на неинтересной, незнакомой или трудной работе.

Избирательность связана с концентрацией внимания. Существует понятия «глубина сосредоточенности».

Вам знакомо состояние, когда занимаясь какой-то деятельностью, вы «не слышали и не видели» ничего вокруг? Например, что вас окликают или что-то вам говорят. Это означает, что вы глубоко «нырнули» в выполняемую задачу.

При «поверхностной» сосредоточенности, наоборот, мы все время отвлекаемся на другие объекты.

Факторы, влияющие на избирательность:

  1. Интерес, необходимость.

    Всегда непроизвольно привлекает внимание то, что нам интересно. Необходимость выполнения определенных задач заставляет выделять главное и сосредотачиваться на нем.

  2. Целеполагание.

    Школьник ради получения высокой отметки тщательно выполняет скучный урок, ищет дополнительную информацию по изучаемому предмету.

  3. Структурность.

    Сложно работать с «хаотичной» информацией, намного проще воспринимается структурированная.

Развитие избирательности

Избирательность внимания можно и нужно улучшать, развивая работу репрезентативных систем. В сложной жизненной ситуации всегда существует множество выходов, но часто они не видны «благодаря» избирательности.

Расширить свою «картину мира», открыть в себе дремлющие таланты и повысить свой энергетический потенциал можно, выполняя простое упражнение «Слышу-вижу-чувствую». 5 минут отслеживайте только то, что вы видите, 5 — то, что слышите, 5 — то, что чувствуете. Последние 5 минут побудьте в состоянии, когда вы видите-слышите-чувствуете одновременно. Упражнение прекрасно снимает тревогу и помогает вашему подсознанию увидеть самый лучший способ решения жизненных задач.

Направленность

Существуют следующие виды направленности:

  • «на себя»;
  • на внешний мир;
  • на один или множество объектов.

Внимание направлено «вовнутрь», когда человек медитирует, решает жизненную проблему, ведет внутренний диалог, концентрируется на ощущениях в теле.

Направленность на внешний мир связана со способностями, стремлениями и установками человека. Продавец направляет свое внимание на общение с клиентами, люди технических профессий — на различные механизмы. Направленность внимания влияет на выбор профессии и успешность в ней.

Эта функция внимания связана, также, с эмоциями и чувствами. Интересное дело будет «подпитывать» внимание. Установки тоже, независимо от того, какие эмоции с ними связаны. Для справки: установки — это значимость, придаваемая сигналам внешнего мира, т.е. информация, которая «задевает вас за живое».

Направленность на один объект связана с устойчивостью и высокой концентрацией внимания, на несколько объектов — с переключаемостью и распределением. Учителя, водители, летчики вынуждены делать несколько дел одновременно, т.е. распределяют внимание на несколько объектов. Ученые сосредотачиваются на решении единственной актуальной задачи. Распределение возможно только при условии, что одна из деятельностей выполняется машинально.

Факторы, влияющие на направленность:

  1. сила (интенсивность) раздражителя;
  2. новизна, яркость;
  3. состояние человека;
  4. эмоции, установки, способности (относятся к субъективным факторам).

Значительную роль играют личностные факторы (характер, воспитание).

Контроль и регуляция

По отношению к собственному поведению

Роль внимания, как контролирующей функции, задействована вместе с процессами:

  1. Памяти.

    Мы можем сосредоточиться на выполнении текущих задач, на прошлых событиях или наших планах на будущее. Работаем, соответственно, с оперативной, краткосрочной и долгосрочной памятью, извлекая из нее нужные факты и события.

  2. Мышления.

    В пределах одной интеллектуальной деятельности возникает необходимость распределять внимание и удерживать его до окончания работы. Например, студент, выполняя курсовую работу должен делать расчеты, рисовать схемы, писать теоретическую часть. Распределение внимания облегчает выполнение деятельности.

  3. Управления ежедневными действиями (ничего не забыть, быть внимательным/настороженным).

    Фактор волевого усилия является превалирующим.

По отношению к другим людям

Выражается в коммуникативных способностях человека.

Когда мы общаемся, то сосредотачиваемся на том, чтобы формулировать свои мысли, следить за интонациями, усваивать информацию, сообщаемую собеседником и адекватно на нее реагировать.

Одновременно мы отслеживаем невербальные сигналы и реагируем на них.

Факторы эффективного общения:

  • концентрация внимания на собеседнике;
  • умение «отключиться» от собственного внутреннего диалога;
  • реагировать не только на слова, но и на эмоции.

Научившись быть внимательным собеседником, можно поднять свой уровень жизни и изменить ее качество.

Заключение

В современной психологии существует множество теорий внимания. Изучаются его свойства и «сбои», вырабатываются рекомендации «как стать внимательным», проводятся различные эксперименты.

Психологи рекомендуют множество упражнений на развитие этого психического процесса и к ним нужно прислушаться.

Развитие внимания обеспечит улучшения функционирования памяти, восприятия, мышления и сделает вашу жизнь интересной, наполненной и многообразной.

Автор статьи: Лапинская Людмила

pamyatplus.ru

что такое избирательное или селективное внимание?

В этой статье мы расскажем вам о том, что такое избирательное или селективное внимание, как его можно проверить с помощью нейропсихологических тестов, а также о том, какую роль оно играет в нашей повседневной жизни. Кроме того, вы узнаете, какие отделы мозга отвечают за этот когнитивный процесс. 

Избирательное внимание

Что такое внимание?

Внимание — это когнитивный процесс, состоящий из сложной системы находящихся в постоянном и непрерывном взаимодействии компонентов, который позволяет фильтровать релевантную информацию в зависимости от целей, намерений и мотивации, а также управлять мысленными представлениями и формировать ответы на стимулы.

Цель внимания — это поддержание необходимого уровня бдительности, а также обнаружение незначительных изменений в стимулах, отбор релевантной информации и отсев нерелевантной, сохранение данной информации во время выполнения действия, оценка уровня бдительности в каждый момент времени, в том числе оценка ресурсов, которые необходимо активировать, задействовать и оптимально распределить между активированными мысленными представлениями и операциями.

В связи с тем, что внимание — это сложный комплексный процесс, на протяжении многих лет были предложены различные модели для объяснения субкомпонентов внимания. Наиболее известна Иерархическая модель Солберга и Матеера, подразделяющая внимание на: Возбуждение, Фокусированное внимание, Поддерживаемое внимание, Селективное или избирательное внимание, Чередующееся или альтернирующее внимание и Распределённое внимание. В этой статье мы сконцентрируемся на избирательном внимании и его важности для нашей повседневной жизни.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

Что такое избирательное внимание?

Давайте представим. Что происходит, когда мы читаем книгу и вдруг слышим звук сирены скорой помощи? Или когда хотим найти брюки в нашем шкафу. В обеих ситуациях наш мозг задействует механизм, посредством которого он сможет выделить целевой стимул, игнорируя все остальные окружающие стимулы. Этот механизм, являющийся частью когнитивной способности, это и есть то, что называется селективное или избирательное внимание.

Избирательное внимание — это способность выбрать нужный стимул несмотря на отвлекающие факторы. Для этого наш мозг реализует процесс привыкания, благодаря которому мы не обращаем внимание на уже известные стимулы, фокусируясь на одной единственной задаче.

Области мозга, задействованные при избирательном внимании

За селективное внимание в нашем мозге отвечает так называемая Задняя (пространственно-зрительная) система внимания. К ней относятся области передней поясной коры, префронтальная дорсолатеральная область и хвостатое ядро. Эти области мозга сообщаются между собой с помощью нейротрансмиттера норадреналина. С помощью данного механизма мы можем фильтровать стимулы и расставлять приоритеты, классифицируя их по степени важности как мета-цели либо внешние стимулы (релевантные и отвлекающие). Всё это возможно благодаря ингибиции ненужных стимулов.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему, если, например, вы мечтаете купить автомобиль определённой марки, вы замечаете на улице только эти модели авто? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, как действует наш мозг в подобных ситуациях. Мозг реализует упорядоченную схему, где в приоритете находится то, что нужно человеку в данный момент. В нашем примере — это определённая модель автомобиля. В результате вы обращаете внимание на стимулы, соответствующие вашей схеме, в которую не включена ненужная вам информация, в данном случае — машины других моделей, которые находятся на улице. Мозг выборочно обрабатывает целевой стимул, ингибируя все появляющиеся отвлекающие стимулы, в результате чего у нас появляется ощущение, что всё, что окружает нас так или иначе связано с тем стимулом, о котором мы думаем. Все процессы ингибиторного контроля в ответ на стимулы происходят автоматически посредством процесса привыкания.

Объяснительные модели селективного внимания

В психологии существует несколько моделей, объясняющих как работает избирательное внимание. Эти модели являются замечательным практическим инструментом применения теории для интерпретации имеющейся информации. Все модели, объясняющие функционирование селективного внимания называются моделями фильтра. Одна из наиболее известных — это модель фильтра Бродбента. Согласно Бродбенту, информация от всех представленных стимулов входит в сенсорный буфер (который также известен как кратковременное хранилище). Из всей доступной информации выбирается стимул, соответствующий искомым характеристикам, а остальная информация отфильтровывается в целях предотвращения перегрузок системы обработки информации.

Самый известный тест, разработанный Бродбентом для оценки способности к селективному вниманию, — это Метод (задача) дихотического прослушивания. Метод заключается в том, что Бродбент одновременно отправлял различные цифровые сообщения (трёхзначные номера) в правое и левое ухо человека. Затем участникам было предложено повторить то, что они услышали в правом и левом ухе. По результатам данного исследования был сделан вывод о том, что мы способны единовременно воспринимать только один канал информации. Вся отсеиваемая информация зависит от характеристик стимула. Кроме того, Бродбент предположил, что отбор информации, на которую мы обращаем внимание, происходит до её семантического анализа, другими словами, до анализа содержания сообщения.

Как работает избирательное внимание

Важно определить механизмы, которые использует наш мозг для контроля интерференций и развития селективного внимания.

Отвлекающие стимулы могут иметь различные характеристики, согласно которым легко определить, нужно ли проигнорировать данный стимул или нет:

  • Сходство между релевантным и отвлекающим стимулом: характеристика, благодаря которой отвлекающий стимул может привлечь наше внимание.
  • Пространственная близость обоих стимулов: важно, когда они представлены в общем фокусе внимания, поскольку роль отвлекающего стимула более определяющая.
  • Сенсорная модальность, в которой представлены отвлекающие стимулы: важно, что, как правило, отвлекающие стимулы представлены акустически, в том время как релевантный стимул мы воспринимаем визуально.
  • Согласованность характеристик релевантных и отвлекающих стимулов: те стимулы, которые ранее считались целью, привлекают больше внимания.
  • Природа отвлекающего стимула: неспецифические отвлекающие стимулы могут повысить уровень концентрации человека на релевантном стимуле при низкой физиологической активации. И наоборот, когда отвлекающие стимулы специфичны, помехи возникают из-за несовместимости контекстуальных стимулов.

Нарушение селективного внимания может привести к снижению академической успеваемости

Оценка селективного внимания с помощью нейропсихологических тестов

Очень часто селективное внимание нарушается при различных расстройствах. Поэтому крайне важно провести тестирование внимания и других когнитивных способностей с целью обнаружить проблему и начать вмешательство. В клинической нейропсихологии используются различные задания на оценку и реабилитацию избирательного внимания. Самое известное — это тест Струпа. Этот тест часто включается в онлайн программы когнитивной стимуляции, поэтому он известен пользователям.

Тест или задача Струпа основан на способности мозга ингибировать автоматический ответ на стимулы. Тест представляет собой названия цветов (чёрный, зелёный, красный и т.д.), которые написаны буквами другого цвета, не совпадающими с названием. Например, слово «красный» написано синими буквами. Тестируемому предлагается назвать цвет, которым написано слово. Для успешного прохождения этого задания нам нужно селективное внимание, чтобы выделить нужный стимул среди отвлекающих стимулов, в данном случае, семантического типа. То есть, с учётом указанного выше примера, нужно назвать слово «синий». Это не так просто, потому что, как правило, первым приходит на ум именно прочитанное слово.

Аналогом теста Струпа, используемым для дальтоников или людей, которые не умеют читать, является Тест 5 чисел, в котором вместо слов и цветов используются цифры или числа.

Ещё один тест, вошедший во множество батарей нейропсихологических и скрининговых тестов — это задачи «go-no-go» («выполняй или тормози»). Это задание заключается в выполнении определённого порядка действий в ответ на конкретный стимул. При этом необходимо избегать отвлекающие стимулы. Например, нужно ударять по столу каждый раз, когда в показанном вам списке слов будет присутствовать буква А. Кроме избирательного внимания, этот тест также оценивает время реакции или отклика тестируемого.

Также широко используется Краткий тест на внимание (Brief Test of Attention). При прохождении этого теста тестируемый читает списки букв и цифр различной длины, и затем ему нужно определить количество цифр в списке, игнорируя при этом буквы. После прочтения 10 строк правила меняются и тестируемому предлагается посчитать буквы, игнорируя числа.

Ещё одна вербальная задача на оценку ингибирования автоматических ответов — это тест Хейлинга. Тест состоит из двух частей: в первой части тестируемому нужно закончить предложение подходящим по смыслу словом; а во второй части — наоборот, словом, не имеющим отношения к данной фразе. Этот тест позволяет оценить способность контролировать очевидные по смыслу автоматические ответы, которые возникают в голове у тестируемого, и способность заменить слово другим, не имеющим отношения к контексту.

Все перечисленные тесты могут быть адаптированы для различных слоёв населения. Также они могут быть модифицированы для использования в качестве превентивной меры для применения в группах по тренировке памяти.

Такое расстройство, как синдром дефицита внимания, СДВГ, очень распространено среди детей. Из-за сбоев в системах контроля, ингибиции и внимания таким детям очень сложно определить целевой стимул и отсеять отвлекающие стимулы. Это может отразиться на школьной успеваемости. Поэтому при проблемах с вниманием очень важно пройти тест на СДВГ.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

С другой стороны, при поражении орбитофронтальной зоны префронтальной коры человек становится импульсивным, неспособным к ингибиции. Импульсивность таких людей не позволяет им должным образом выполнять задачи, требующие селективного внимания.

В психотерапии, особенно при лечении депрессии или обучении самопомощи, используются стратегии для управления селективным вниманием, основанные на контроле мыслей с помощью самонаблюдения и саморегистрации и нацеленные на выборе нужного и ингибиции вредных стимулов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть важность избирательного внимания в нашей повседневной жизни. Оно помогает нам повысить свою когнитивную продуктивность и снизить усталость. Кроме того, для нашего жизненного опыта также очень полезно фильтровать ненужную и негативную информацию. Представьте, что произойдёт, если за рулём или на улице мы начнём отвлекаться на всё подряд, не уделяя должное внимание самому главному!

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, буду признательна за вопросы и комментарии.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Neuropsicóloga clínica y psicóloga sanitaria. Apasionada de mi profesión y de poder aprender cosas nuevas a cada instante. En continua formación.

This post is also available in: Испанский Французский

blog.cognifit.com

ГЛАВА 7 ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Улучшаем память

Предмет, на который мы обращаем внимание, останется

в нашей памяти, а то, что мы в рассеянности

игнорируем, не оставит в ней никакого следа.

Уильям Джеймс

Термин «избирательное (селективное) внимание» означает, что мы сами выбираем предмет своей сосредоточенности. Этот процесс отбора очень важен для развития хорошей памяти. В школе или на работе выбор того, что нам нужно запомнить, часто делают за нас другие. Нам предлагают изучить определенный материал, и мы это делаем с легкостью, даже не отдавая себе отчета в том, что именно этот выбор позволяет нам автоматически сосредоточить внимание на самом существенном. Когда мы предоставлены самим себе, мы должны принимать решение сами. Подсознательно мы выбираем из поступающей информации необходимое для наших целей, а остальное предоставляем случаю. Тщательно отбирая то, что с вашей точки зрения достойно запоминания, вы можете усилить контроль над своей памятью.

Рассматривая предмет своего внимания, вы делаете еще более узкий выбор: что именно в нем существенно? Не нужно ли особо сосредоточиться на какой-то детали? Лишь постоянно задаваясь вопросом, что именно стоит запомнить, вы приучитесь концентрировать внимание на самом важном для вас. Например, если вы хотите запомнить разных людей из какой-нибудь однородной группы (люди одного возраста, коллеги по работе), не обращайте внимания на черты сходства между ними – не уподобляйтесь той растерянной женщине, которая жаловалась: «Я не могу запомнить людей в этом доме для престарелых; они все одинаковые, седые и в морщинах». На самом деле не бывает двух идентичных шевелюр (всегда найдутся различия в оттенках седины, количестве волос, их густоте, стрижке) и существует поразительное разнообразие морщин. Вы добьетесь большего успеха в запоминании, если будете уделять внимание прежде всего не сходствам, а различиям, т е. отличительным особенностям каждого. Далее, должно быть желание их запомнить. Исследования показали, что запоминание не происходит автоматически. Желание запомнить должно быть выражено сознательно. Например, один испытуемый никак не запоминал набора цифр, который ему предъявляли много раз. И вдруг до психолога дошло, что он забыл дать испытуемому такое задание – запоминать цифры. Как только оплошность была исправлена, испытуемый сразу же эти цифры запомнил. Чтобы сконцентрироваться на акте запоминания, наш ум должен получить специальные указания. Сознательная запись информации в памяти облегчает ее извлечение.

Что делать, если вы сами не знаете, на каких именно деталях сосредоточить внимание? В этом случае выбирайте их произвольно – рассматривайте то одно, то другое, уделяя наибольшее внимание тому, что покажется самым интересным. Если вам трудно что-нибудь выделить, выберите любую подмеченную вами деталь и приступайте к ее мысленному анализу. Главное, действуйте и отбрасывайте любые сомнения, мешающие вам сосредоточиться.

С возрастом становится все труднее это реализовать из-за потери способности к выделению наиболее существенного и яркого в своих ощущениях. Мы начинаем уделять одинаковое внимание каждой детали или вещи и поэтому легче становимся рассеянными. Если к этому добавляется неспособность к расслаблению при стрессе, а также трудности в выработке четких и ясных чувственных впечатлений, тогда весьма вероятными становятся нарушения внимания и его концентрации. Внимание бывает нарушено больше чем в половине случаев затруднений с памятью. Тут вам могут помочь упражнения на концентрацию внимания и на селективное внимание. Делая их, вы разовьете свою наблюдательность: как заметил Фрэнсис Робинсон, «способность к концентрации внимания – черта не врожденная, а приобретенная».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Избирательность внимания — Энциклопедия по экономике

Ключевое слово в определении понятия восприятие — индивид . Линда Браун воспринимает разговорчивого продавца компьютеров как неискреннего и агрессивного. Другому покупателю тот же продавец покажется умным, всегда готовым прийти на помощь человеком. Почему люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию Это объясняется тем, что процессы восприятия происходят в форме избирательного внимания, избирательного искажения и избирательного запоминания. В результате потребитель далеко не всегда видит или слышит сигналы, которые направляют ему производители. Поэтому при разработке маркетинговой компании необходимо учитывать все три процесса восприятия.  [c.247]
Избирательное внимание. Ежедневно люди подвергаются воздействию громадного количества раздражителей. К примеру, обыкновенный человек в день может так или иначе столкнуться с 1,5 тыс. рекламных объявлений. Поскольку он не в состоянии отреагировать на все эти раздражители, большинство из них отсеивается. Этот процесс получил название избирательного внимания. Возникает проблема — как определить, какие именно раздражители замечаются людьми. Вот лишь некоторые из них  [c.247]

Избирательное внимание только 80 из примерно 1,6 тыс. рекламных обращений, обрушивающихся на каждого из нас ежедневно, замечаются нами, но лишь 12 из них вызывают некоторую реакцию. Фактор избирательного внимания объясняет, почему объявления с броскими многообещающими заголовками, например Заработай миллион , сопровождаемые привлекательной иллюстрацией и малым объемом текста, почти наверняка завладеют вниманием аудитории.  [c.675]

Процесс коммуникации состоит из девяти элементов отправителя, получателя, обращения, средства, шифровки, декодирования, ответной реакции, обратной связи и помех. Чтобы передать свои обращения, маркетологи должны шифровать свои обращения с расчетом на то, как контактная аудитория обычно расшифровывает обращения. Они также должны передавать обращения через эффективные средства, которые достигнут контактной аудитории, и разрабатывать каналы обратной связи для исследования ответной реакции на обращение. Аудитория может не получить обращения из-за факторов избирательного внимания, избирательного искажения или избирательной памяти.  [c.694]

Избирательное внимание 247 Избирательное запоминание 248 Избирательное искажение 248  [c.880]

Избирательное внимание. Воспринимается информация только из определенных источников.  [c.96]

Избирательное внимание, 79 96 Избирательное запоминание, 79 96 Избирательное искажение, 79 96 Изобретение, 256 Ингибиторы потребностей, 71 Индивидуализированный  [c.673]

От чего зависит избирательное внимание человека Исследования показывают, что прежде всего — от особенностей аудитории и силы воздействия на нее обращения. Основными факторами избирательного внимания являются  [c.314]

Ключевое слово в определении понятия восприятие — индивид . Один покупатель воспринимает разговорчивого продавца компьютеров как неискреннего и агрессивного. Другому посетителю тот же сотрудник магазина покажется умным, всегда готовым прийти на помощь человеком. Почему люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию Это объясняется тем, что процессы восприятия происходят в форме избирательного внимания, избирательного искажения и избирательного запоминания.  [c.194]

Избирательность внимания. Ежедневно на среднего американского потребителя обрушивается не менее 1,6 тыс. рекламных обращений, из которых объект внимания замечает лишь 80, из которых только 12 вызывают определенные реакции. Избирательность внимания объясняет, почему объявления с броскими многообещающими заголовками, например Заработай миллион , сопровождаемые  [c.559]

Процесс коммуникации состоит из девяти элементов отправителя, получателя, сообщения, медиа, кодирования, декодирования, ответной реакции, обратной связи и помех. Чтобы передать обращение, маркетологи должны зашифровать его с расчетом на реакцию целевой аудитории, использовать эффективные медиа и разрабатывать каналы обратной связи для исследования ответной реакции на сообщение. Прохождение обращения затрудняют факторы избирательного внимания, избирательного искажения или избирательной памяти.  [c.581]

Следовательно, эта обработка выступает связующим звеном между внешними воздействиями, включая маркетинговую деятельность, и процессом принятия решения потребителем. Люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Это объясняется тем, что процессы восприятия происходят в форме избирательного внимания, избирательного искажения и избирательного запоминания. В результате потребитель далеко не всегда видит или слышит сигналы, которые направляют ему производители.  [c.93]

Стратегию и тактику маркетинга было бы намного проще осуществлять, если бы потребители уделяли внимание всем рекламным объявлениям и продуктам, которые они встречают на рынке, но в реальной жизни все наоборот. Учитывая избирательность внимания,  [c.95]

Реализация позиционирования требует преодоления трех эшелонов обороны в сознании потребителя избирательности внимания, восприятия и запоминания. В Великобритании, например, до достижения 18-летия ребенок просматривает около 140 тыс. телевизионных рекламных роликов. Если к этому добавить радиорекламы, рекламу в прессе и наружную рекламу, учесть, что в течение 24 часов забывается до 80 % информации, то становится очевидным, что сделать это крайне нелегко. Для этого при разработке позиционирования компании требуется определиться, как будет осуществляться прорыв в семантическое пространство человека, к какой составляющей мышления (предметно-действенной, наглядно-образной или логической)  [c.172]

Избирательное внимание. Произвольная сосредоточенность человека на раздражителе (собеседнике, книге, фильме, картине на стене). Осмысленный контакт с внешним миром. (Пример человек читает рекламный текст.)  [c.25]

В телевизионной рекламе (и только в ней) при демонстрации некоторых жестов, мимики или же других коммуникативных явлений сразу у двух персонажей вам следует помнить, что некоторые (или все) действия левого персонажа могут элементарно выпасть из поля зрения (по принципу избирательного внимания и невозможности его сосредоточить сразу на двух объектах). То есть если левый персонаж подмигивает, ухмыляется, показывает фигу, то зрители этого не замечают, так как их взгляд заваливается на правый персонаж.  [c.76]

Люди более склонны замечать раздражители, резко отличающиеся какими-то своими значениями от обычных. И Бетти Смит скорее всего заметит объявление, предлагающее фотоаппарат Никон со скидкой в 100 долл. с прейскурантной цены, чем объявление, предлагающее скидку в 5 долл.16 Избирательный характер восприятия означает, что деятели рынка должны прилагать особые усилия для привлечения внимания потребителей. Ведь их обращение пройдет мимо большинства из тех, кто в данный момент не ищет на рынке данного предмета рекламы. Но даже ищущие могут не заметить обращения, если оно не выделяется из окружающего его моря раздражителей. Рекламные объявления замечают скорее, если они крупнее по своим размерам, если они в цвете, тогда как большинство остальных черно-белые, если они поданы как-то по-новому и контрастируют с остальными.  [c.201]

Следует обратить внимание на то, что неяпонским компаниям следует тщательно анализировать и избирательно использовать японские управленческие системы. И если это вызывается собственными потребностями и условиями,— изменять воспринимаемые системы, как это сделали японцы с методами и системами управления, заимствованными ими у других стран.  [c.33]

Необходимость устранения имеющихся рассогласований в хозяйственном законодательстве отмечена, в частности, Л.И. Брежневым в речи на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа г. Москвы 14 июня 1974 г. «К сожалению, длительное время этим вопросам (регулирования хозяйственной деятельности — авт.) не уделялось должного внимания и в результате тут накопилось много нерешенных проблем. В каждой отрасли народного хозяйст-  [c.106]

Приведенный пример иллюстрирует избирательное применение анализа чувствительности к ключевым факторам, влияющим на наиболее уязвимые аспекты деятельности компании. Анализ чувствительности помогает сконцентрировать внимание и определить последствия различных аналитических предположений.  [c.400]

Избирательное искажение. Но даже замеченный раздражитель не всегда воспринимается так, как хотелось бы его создателю. Избирательным искажением называется склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личное значение, и интерпретировать ее таким образом, чтобы она не опровергала, а поддерживала ранее сформированные убеждения. Допустим, что продавец рассказывает Линде Браун о достоинствах и недостатках компьютеров IBM. Если Линде давно нравятся компьютеры этой марки, она, скорее всего, не обратит внимания на упомянутые недостатки и купит желанный ноутбук. К сожалению, производители практически не могут повлиять на избирательное искажение.  [c.248]

Избирательное запоминание. Люди забывают многое из того, что узнают, тем не менее они склонны запоминать информацию, которая поддерживает их отношения и убеждения. Именно в силу избирательного запоминания в памяти Линды, возможно, надолго останутся слова продавца о достоинствах компьютеров IBM, а на благоприятные отзывы о конкурирующей компании она не обратит внимания. Линда запомнила положительный отзыв о компании IBM потому, что она убеждала себя в ее несомненных достоинствах, размышляя о покупке. Избирательное запоминание объясняет, почему производители включают в рекламу театрализованные эффекты и повторы.  [c.248]

Следует также обратить внимание на непрерывное появление новых средств информации. Например, в течение последнего десятилетия значительно возросла популярность наружных средств рекламы. Наружная реклама — это превосходный способ охвата важных потребительских участков города. Другим недавно появившимся средством информации является кабельное телевидение. В США его смотрят большинство семей, и доходы кабельного ТВ от рекламы исчисляются миллиардами долларов в год. Системы кабельного телевидения позволяют достичь высокой степени избирательности в обращении к потенциальным потребителям — с помощью узкоспециализированных каналов только спортивные состязания, только программы новостей, только передачи о питании, только программы по искусству и т. д.  [c.712]

Практика показывает, что обучаемые часто не в состоянии толковать текст даже на уровне фактического материала. Чтение текста без предварительной целевой установки не дает полного и верного отображения его содержания, так как оно связано с непроизвольным вниманием и всегда избирательно. А то, что избирается и запоминается непроизвольно, не-всегда достаточно для последующего проникновения в смысловую ткань текста. — -. …. -..-,-.  [c.188]

Мы живем в окружающей обстановке, или на нашей территории, избирательно воспринимая информацию с помощью своих чувств зрения, слуха, обоняния, вкуса, и осязания. На наши чувства, или приемники, каждое мгновение поступает больше двух миллионов единиц информации, и чтобы в этом всем разобраться, нам приходиться решать, на какие единицы информации мы будем обращать внимание. Чтобы решать, что важно и что неважно, мы используем фильтры—ценности, убеждения, воспоминания, речь, восприятие времени и так называемые  [c.52]

На что обращать внимание в таком количестве информации Что вам нужно знать—так это что все новые идеи основаны на концепции совершенствования, а совершенствование происходит с помощью обучения на своем собственном опыте и на опыте других. Обязательно вступите в профессиональные ассоциации, которые предоставляют информацию о старых и новых идеях. Читайте профессиональные журналы, например «Гарвард бизнес ревю», который наверное, сегодня лучший из имеющихся, хотя есть еще много других специализированных журналов. Имея столько материалов, вам нужно быть избирательным и выбирать те материалы, которые дадут вам всесторонний, сбалансированный обзор современных взглядов на бизнес, личностное развитие, и вашу конкретную профессию.  [c.116]

Предполагается, что население при голосовании на выборах принимает во внимание экономические условия. Власть предержащие будут наказаны на избирательных участках, если экономика находится в депрессивном состоянии если же экономика процветает, они будут вознаграждены. Следовательно, по мере приближения срока выборов правящая администрация (поддерживаемая Конгрессом, который тоже настроен на предстоящие выборы) прибегнет к снижению налогов и увеличению государственных расходов. Эти шаги не только будут весьма популярны сами по себе, но и высвободят такие силы в экономике, которые в конечном итоге подтолкнут все ключевые экономические показатели в нужном направлении. Увеличатся объем производства и реальный доход, снизится уровень безработицы, а уровень цен останется относительно ста-  [c.262]

Четвертый тип конкурента может реагировать избирательно. В силу сложившихся традиций или представлений об относительной эффективности маркетинговых инструментов такой конкурент может реагировать на определенные конкурентные ходы, оставляя без внимания другие. Например, увеличение затрат на стимулирование сбыта может вызвать ответные шаги, в то время как рост рекламы (в определенных границах) останется без внимания. Другая причина избирательной реакции — различная степень видимости маркетинговых действий. Например, предоставление дополнительных скидок может быть хорошо заметно, в то время как предоставление дистрибьюторам дополнительной поддержки (такой как обучение, литература по сбыту, займы) может оказаться значительно менее различимым.  [c.488]

Наличие эффекта избирательного восприятия учитывается в работе по привлечению внимания покупателей, например, при осуществлении рекламной деятельности. Тот факт, что ситуация воспринимается избирательно, важен для маркетинга и по другим причинам. Например, необходимо осознавать, что с течением времени человек привыкает к изменениям в окружающей обстановке. Это является одной из причин того, что фирмы время от времени изменяют свои рекламные девизы. То, что задевает наши чувства и привлекает внимание сегодня, завтра может оказаться неэффективным. Но когда стимулирующее воздействие меняется на такое, которое в достаточной степени отличается от прежнего, оно вновь может привлечь внимание.  [c.149]

Распространение информации с предложениями льгот и скидок агентами по сбыту Высокая избирательность, нацеленность на заранее выбранный круг потребителей. Высокая степень восприимчивости потребителей и их внимания к продукту Очень трудоемкий процесс, требующий много времени для достижения ощутимого эффекта. Нуждается в тщательном контроле  [c.279]

Избирательное запоминание. Человек забывает многое из того, что он узнает, при этом мы склонны лучше запоминать информацию, которая поддерживает наши установки и убеждения. Именно в силу избирательного запоминания в памяти покупателя надолго остается информация о достоинствах его любимой марки, в то время как на благоприятные отзывы о товарах конкурирующей компании он не обращает внимания. Избирательное запоминание объясняет, почему производители используют в ориентированной на свою целевую аудиторию рекламе театрализованные эффекты и повторы.  [c.195]

В этом резюме возможности бизнеса в деле создания или стимулирования потребностей, вероятно, преувеличены. В нормальных социальных условиях люди сталкиваются с рядом противоречащих один другому образов жизни и выбирают какой-то из них для себя. Кроме того, люди обладают естественными защитными реакциями против воздействия на них средств массовой информации-избирательностью внимания, восприятия, искажения и запо-  [c.667]

Восприятие. Это сложный процесс, с помощью которого люди отбирают, организуют и интерпретируют сигналы, поступающие от органов чувств, в виде осмысленной картины мира [28]. Объем информации, поступающий от огромной массы раздражителей, который поддается дальнейшему осмыслению, ограничен. Поэтому эта информация подвергается отбору с использованием трех типов фильтрации избирательного внимания, избирательного искажения и избирательного запоминания. Избирательное внимание — это процесс, в результате которого отфильтровываются те раздражители, которые не представляют интереса. Отбор осуществляется на основании опыта и мнений. При посещении супермаркета приходится сталкиваться с тысячами раздражителей (марки товаров, ценники, кассовые аппараты и. т.п.), на которые можно обращать внимание. Однако это потребовало бы слишком много времени и невероятных усилий. Как следствие, мы обращаем внимание на все эти «сообщения» избирательно. Избирательное внимание имеет большое значение для рекламы, поскольку следует учитывать, что потребители воспринимают всего лишь от 5 до 25% увиденной рекламы [11]. Множество факторов могут привлечь внимание покупателей. Мы уделяем больше внимания тем раздражителям, которые выделяются на общем фоне, чем тем, которые сливаются с ним. Название компании Apple omputers можно рассматривать как торговую марку, которая привлекает внимание, потому что выделяется на фоне ориентирующихся на технологии названий, обычно ассоциирующихся с компьютерами. Размеры, цвет и движение объекта также могут привлечь внимание. Большое значение имеет расположение объектов. Вполне вероятно, что объекты, расположенные ближе к центру поля зрения, имеют больше шансов быть замеченными. Поэтому компании жестко конкурируют между собой за право размещать свои товары в супермаркетах на уровне глаз человека. Кроме того, мы, как правило, отмечаем те сообщения, которые связаны с нашими потребностями, а также те, которые заключают в себе неожиданность (например, большая скидка в цене).  [c.79]

Методика Мюнстерберга Для определения избирательности внимания  [c.147]

Человек сознательно культивирует в себе ряд барьеров, которые ставят заслон на введении в него информационных потоков. Шиффман и Канюк называют такие три барьера избирательное внимание, избирательное восприятие, избирательность призыва. В случае избирательного внимания потребитель отбирает только те сообщения, которые соответствуют его интересам и отбрасывает иные. Он как бы хочет услышать только то, что он хочет. Ему и просто физически  [c.193]

Методика Мюнстенберга определяет избирательность внимания, которая относится к числу основных характеристик внимания. Количественным параметром избирательности внимания можно считать в данном случае скорость выбора стимула из множества других, а качественным — точность, т. е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу.  [c.238]

Унифицирующее понятие информации способно обеспечить анализ разнообразных проблем, возникающих по мере удаления от координации посредством чистой и совершенной конкуренции. С формулировки гипотезы о совершенной информации начинается движение, побуждающее исследователя заинтересоваться в том, что индивид знает и как он предвосхищает действия других. Именно на этом этапе исследовательская программа включает проблему интерпретации, которая является центральной для герменевтики, но игнорировалась ранее экономической теорией. Саймон озабочен проблемой построения индивидом рамок осуществления выбора и его избирательным вниманием к различным элементам ситуации, отраженном в суждениях (Simon, 1981/1962, pp. 206-207). Данная избирательность связана с потребностью в уместности и связности действий, эти требования трудно описать с помощью понятия информации, играющей роль всеобщего эквивалента. Понятие информации стирает различия в формах знаний, необходимых для интерпретации и вынесения суждений.  [c.106]

Он четко прослеживается в программе «Национальные цели просвещения», принятой в США в 1990 г. «Образование, — утверждается в этом документе, — служит основным показателем качества нашей жизни. Оно является сердцевиной экономического могущества и безопасности, творческого потенциала, науки, культуры, искусства. Образование — это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века». Американская программа рассчитана до 2000г. и успешно выполняется. В ходе своей второй избирательной кампании президент США Б. Клинтон много внимания уделял проблемам образования, поставив, между прочим, задачу в ближайшее время подключить каждый школьный класс к системе «Интернет», что невиданно раздвинет познавательные горизонты и информационные ресурсы учащихся. Программа ставит своей целью не только техническое переоснащение всех образовательных структур, но и  [c.42]

Подумайте о том, как этот процесс осуществляется в условиях демократического принятия решений. Законодательные органы должны утвердить расходы. Различные группы, представляющие интересы бизнеса и труда, объединенного профсоюзами, будут лоббировать в целях получения инвестиционных ресурсов и субсидий. Законодатели будут обращать особое внимание на те группы, которые в состоянии сделать определенный вклад в избирательную кампанию и обеспечить создание ключевых блоков избирателей. Старые фирмы, имеющие более прочные, по сравнению с фирмами молодыми, позиции на рынке, в активе будут иметь весомый список вкладов, лучшее знание техники лоббирования и более близкий контакт с могущественными политическими деятелями. Как сказал бывший сенатор США Уильям Проксмайр, «деньги  [c.52]

Выраженные особенности внимания а) распределение б)концентрация в)объем г) переключаемость д) селективность(избирательность) е) устойчивость Тест КОТ + + + + + + + + + + + + + + + + + +  [c.271]

economy-ru.info

Про избирательность внимания — Психология Дома Солнца

Про избирательность внимания

Это может превратиться в навязчивый страх преследования и даже заставить сомневаться в своей адекватности, что чуть не произошло с одним из моих клиентов.

Было это так. Придя на очередную сессию, клиент рассказал: его всю неделю мучает то, что он в разных предметах видит лица. Например, две круглые кнопки у кофеварки — это глаза, а краник — это нос. И видел он такие лица повсеместно: дома, в торговом центре, на улице. Лица эти были разные: грустные, злые, спокойные, веселые.

Не нравился клиенту сам факт того, что он их постоянно замечает вокруг, так как раньше этого не было. И чем больше он о них думал, тем чаще в разных предметах эти рожицы находил. Его это тревожило, так как превратилось в навязчивость. Получалось, что выборочность внимания сыграла с ним злую шутку: он думал о том, чего видеть не хочет, поэтому замечал это вокруг себя постоянно.

Так уж случилось, что у меня в кабинете два окна, сверху имеющие форму арки, а между ними внизу батарея. Выходит замечательная рожица. Я обращаю внимание клиента на стену с окнами и спрашиваю, что он там видит. Он отвечает, что лицо: два окна — это глаза, а батарея — это рот. Я спрашиваю о том, какое это лицо. На что клиент отвечает: «Оно злое. Батарея — это словно зубы. Похоже на оскал».

Далее мы продолжаем работать с основной темой. Мы проработали некоторые проблемы и к концу сессии у клиента заметно улучшилось настроение. Он стал спокоен и даже оптимистичен. И перед тем, как закончить сессию, я говорю: «Посмотрите ещё раз на эту стену и скажите, что Вы видите?».

Клиент взглянул на два окна и, улыбнувшись, ответил: «Это похоже на лицо из мультиков: глаза большие и веселые, потому что сверху окна закругленной формы. Это лицо весело смеется». На что я спросила: «А как Вы сейчас себя чувствуете?». И был ответ: «У меня хорошее настроение. Мне легко».

После чего я предложила ему подумать над тем, почему еще недавно эти два окна и батарея были злой рожицей, а теперь стали смеющимся лицом. Он вспомнил, что в начале сессии у него было плохое настроение, он думал о своей проблеме и был расстроен. А сейчас у него хорошее настроение. Получилось так, что его собственное внутреннее состояние отражается в лицах, которые он замечает в разных предметах окружающего мира.

Это стало для моего клиента открытием. Он начал вспоминать разные моменты, когда видел те или иные выражения в этих «лицах», и сравнивать со своим эмоциональным состоянием в это время. «Получается, что когда мне грустно, то эти лица тоже грустные, когда я спокоен — они улыбаются или просто обычные» — сказал клиент.

Я ответила, что он может использовать эти лица, чтоб лучше понимать своё внутреннее эмоциональное состояние в разных ситуациях. Его перестали пугать лица, которые он замечал вокруг. Ему даже стало интересно в будущем за ними наблюдать.

Про избирательность внимания

Распознавание своих эмоций, понимание себя — это как раз была одна из тем, над которой мы работали. Ему понравилась идея наблюдения за лицами, тем более, что он и так уже старался к себе прислушиваться и осознавать свои чувства. Это помогало ему лучше понимать свои реакции в тех или иных жизненных ситуациях. А значит, вовремя остановить свою злость или обиду и решить для себя, действительно ли тут есть, на что злиться или обижаться.

Обсудив эту тему, мы закончили сессию. Мне было важно знать, как в течение недели изменится ситуация с этими лицами.

Через неделю следующую сессию мы начали с обсуждения событий, которые происходили за последние дни в жизни клиента. Я спросила его про лица. На что он ответил, что почти перестал обращать на них внимание. Они его больше не беспокоили, он о них не думал и практически не видел нигде. Получается, что после предыдущей сессии его внимание ушло с этой темы. Там не осталось тревожности и, соответственно, интереса.

Это яркий пример, как работает избирательность внимания под действием внутренних эмоциональных состояний. И как эта избирательность может мешать человеку жить.

* Мы убрали напряжение из волнующей области.

* Клиенту пришло понимание происходящего, и он перестал об этом беспокоиться.

* И эта тема перестала занимать его внимание.

* А вместе с этим пропали и побочные эффекты — лица, которые он невольно находил в разных предметах.

Кроме того, эта ситуация демонстрирует то, как мы проецируем собственные чувства и эмоции на окружающий мир.

Если нам хорошо, то и мир вполне себе хорош. Если мы опечалены, то всё вокруг становится грустным.

Мы оцениваем мир через призму собственного внутреннего состояния, как будто смотрим из окна через цветное стекло. Оттенок стекла окрашивает все предметы, за которыми мы наблюдаем. Понимая это, человек может регулировать свое внутреннее состояние и через это менять своё отношение к миру.

www.sunhome.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о