т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 160-161. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

160

Издательство ГРАМОТА

www. gramota.net

УДК 140.8

Философские науки

Тема человеческой индивидуальности всегда была актуальна в европейской философии. Античные натурфилософы, изучая природу и Космос, пришли к выводу о необходимости определения места и роли человека во Вселенной. По их мнению, человек, конечно, подчиняется единым законам Космоса, но в то же время он обладает уникальными и неповторимыми качествами, которые выделяют его из остального мира. Если натурфилософия представляла человеческую индивидуальность в контексте природных свойств индивида, то классическая Античность на первое место ставит проблемы моральных оснований его жизни.

Ключевые слова и фразы: человек; философия; индивид; общество; Античность; материализм; идеализм.

Серова Наталья Степановна, к. филос. н.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул [email protected]

ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Понятие индивида предполагает наличие границ, определяющих личное пространство человека, возможность рассматривать себя в качестве целостности. Стремление быть индивидом заложено в самой культуре человечества, но реализуется только в определенную историческую эпоху. В период господства родовых отношений индивид всегда подчинен общим целям, его статус определяется только через выполнение тех или иных социальных функций. Известно, что в мифах границы между различными мирами весьма условны, при желании их можно перейти. Существует одна Вселенная, внутри которой разворачиваются события, а Боги, герои и люди тесно взаимосвязаны. В социальном отношении в архаическую эпоху наблюдается нечто подобное: имеется единое социальное пространство, которое еще не разделено на отдельные фрагменты, пока отсутствуют границы личной неотчуждаемой свободы и воли человека.

«Необходимо сказать, — пишет А. Ф. Лосев, — что мифологическое понимание времени и пространства всецело определяется только особенностями той социально-экономической формации, которая обычно называется общинно-родовой или первобытнообщинной формацией. Личный субъект в ней еще не отделяет себя от своей общины, которая для него и ближе всего, и понятнее всего. Это неразличение общинно-родового индивидуума и самой родовой общины ведет к общинно-родовому пониманию и всего космоса. Пространственно-временная область выступает здесь поэтому как тождество общей идеи пространства и времени с единичным живым существом» [3, с. 24].

Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает свою уникальность, неповторимость и планирует свое будущее так, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. Это требует понимания своего потенциала, активного отношения к жизни, а также наличия в обществе возможностей для реализации планов. Факты человеческой жизни всегда осмысливаются человеком в разных контекстах, но вполне материальные обстоятельства человеческой жизни могут иметь для человека различный смысл.

Существует, по меньшей мере, два материальных факта, которые связаны с идеей индивидуальности, -это то, что люди физически отделены друг от друга, и то, что они отличаются друг от друга. Смысл этих обстоятельств для людей может быть разным, и в каждую историческую эпоху по-особому определяется набор возможных для человека пониманий данных обстоятельств. Поэтому важно, что и как обсуждается в связи с индивидуальным существованием человека в ту или иную историческую эпоху, как представлена связь человека с другими людьми и общественными институтами в наследии философской мысли. Этим объясняется наше обращение к истории развития идеи индивидуализации.

Теоретическое осмысление идеи индивидуализации начинается еще у древних греков, прежде всего у атомистов Левкиппа и Демокрита, которые понимали индивидуализацию как принцип, лежащий в основе философского объяснения бытия. Слово «индивидуальность» восходит к латинскому слову «individuum» (отдельный, особь), которое соотнесено с греческим понятием «átomos» (неделимый, целостный), таким образом, введенное данными мыслителями понятие «атом» явилось отправным пунктом формирования понятия индивидуальности.

Развивая идею индивидуализации, атомисты выдвинули новый взгляд на соотношение единого и многого, общего и единичного, создав тем самым новую картину мира. Отдельные неделимые атомы, по их мнению, образуют все качественное многообразие мира и являются пределом делимости материи, что позволяет последней сохранять свою устойчивость и качественную определенность. На основе данных представлений атомисты обосновали мысль о прерывно-дискретной природе бытия, о бесконечном многообразии форм материи, но атомы в их учении были лишены внутренней активности, что ограничивало методологические возможности принципа индивидуализации. Эпикур и Лукреций наделили атомы внутренней способностью отклоняться от прямолинейного движения, что существенно дополнило понимание индивидуализации и связало ее сущность с автономизацией индивидов. Но в целом атомисты сводили индивидуальное к абстрактно-единичному, к замкнутому в себе атому, а принцип индивидуализации в их учении указывал лишь на дифференциацию общего и отдельного, упуская из виду их диалектику.
Это подтверждается толкованием атомистами индивидуализации человека, которая заключается в абстрагировании его от всего внешнего, в достижении им безмятежного существования. Тем самым индивидуальное бытие приобретает пассивный характер, а индивидуальная свобода означает свободу от окружающего мира, а не свободу действия в этом мире.

ISSN 1997-292X

№ 10 (84) 2017, часть 1

161

Особую роль в осмыслении темы индивидуальности в античной философии сыграл Сократ, который своим примером показал важность индивидуальных качеств человека для судьбы всего народа. «В самом деле, — пишет А. Боннар, — без активного личного воздействия Сократа и его учения на улицах Афин в течение полувека, а главное, без того влияния, которое оказала смерть Сократа в 399 году, ничего из того, что за ними последовало, нельзя объяснить» [1, с.

299]. Великий философ оставил после себя учеников, которые во многом реализовали его планы относительно воспитания индивидуальных качеств человека.

Платон, ученик Сократа, стремился раскрыть взаимосвязь единого и многого, но у него вещи приобретают свое бытие не в силу их единичности, а посредством общего, которое предшествует их единичному эмпирическому существованию, откуда следует, что индивидуальность — это реальность общего, форма его конкретного бытия. Единое у Платона — это особый «мир идей», идеальных сущностей, которые лишены телесности и для своего реального существования нуждаются в индивидуализации, посредством которой и происходит процесс превращения единого во многое, в мир конкретных вещей. Если атомисты преувеличивали значение единичного в принципе индивидуализации, то Платон, напротив, абсолютизировал роль общего, что, возможно, ограничивало методологическую ценность его подхода к пониманию природы индивидуального бытия человека.

Все, что создано и подвержено изменению, согласно Платону, вырождается и погибает, но «любому роду обыкновенных деградирующих сущностей соответствует совершенная сущность, не знающая упадка. Эта вера в совершенные и неизменные сущности, которую обычно называют теорией форм или идей, стала центральной темой его философии» [4, с. 53]. Государство по отношению к индивиду — это идея, которая способна направлять его эволюцию в нужное для общества русло. Но государство само подвержено изменению и упадку, следовательно, нужно постоянно обращаться к неизменным идеям, одной из которых и является идея государства. Платон, осознавая трагичность для отдельно взятого индивида состояния политической нестабильности, предлагает свое философское решение проблемы. Идеализм Платона связан с реальными социально-политическими задачами общества, требующими своего разрешения.

Ученик Платона — Аристотель утверждал, что принцип индивидуализации коренится не в идеях, а в самой материи, которая является аморфной и пассивной и может обрести свою конкретную реальность только в индивидуальных вещах. По мнению Стагирита, именно материя, обладая лишь возможностью бытия, для своего превращения в действительность нуждается в форме как активном начале, что и обусловливает необходимость индивидуализации. Поэтому каждое индивидуальное бытие у Аристотеля представляет единство формы и материи. Тем самым Аристотель акцентирует внимание на внешней, количественной стороне индивидуализации, сводя индивидуальное к части общего. Требующим внимания является тезис Аристотеля о разделении труда в обществе: свободный индивид может увлекаться лишь искусством, охотой, но не заниматься определенным ремеслом профессионально. Забота о деньгах и ремесле — это удел рабов и варваров. Настоящий гражданин проявляет свои индивидуальные качества в свободном стиле, в творчестве, в том числе в искусстве управления государством. Заметим, что современный образ успешного человека связан именно с его профессиональной деятельностью; «если в философском смысле формой существования материи является движение, то формой существования человека, видимо, следует признать его профессиональную деятельность» [2, с. 5].

Проблема индивидуализации решалась в античной философии главным образом применительно к предметному миру, государству, к Космосу, поэтому человеческий индивид представлял интерес не сам по себе, а как составная часть целого. Проблема человеческой индивидуальности была актуальной и в позднеантичной философии, в эпоху эллинизма, когда разрушались старые общественные отношения, а индивид обособился от полиса и стал осознавать свое существование как автономное по отношению к окружающему миру. Стоики, эпикурейцы, скептики стали связывать индивидуальность с идеей самоценности индивида. Понимание индивидуальности здесь наполняется внутренним смыслом, в отличие от прежнего ее абстрактного толкования. Суть индивидуального усматривается в особой форме бытия человека, в его внутренней духовной потенции.

Список источников

1. Боннар А. Греческая цивилизация: в 3-х т. М.: Искусство, 1991. Т. 2. 334 с.

2. Кениспаев Ж. К. О профессиональном самосознании человека // Вестник Алтайской академии экономики и права.

2007. № 11. С. 5-7.

3. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 155 с.

4. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. Т. 1. 448 с.

THE NOTION OF INDIVIDUALITY IN ANCIENT PHILOSOPHY

Serova Natal’ya Stepanovna, Ph. D. in Philosophy Altai State Pedagogical University, Barnaul [email protected]

The theme of human individuality was always relevant in European philosophy. Ancient natural philosophers, studying nature and the cosmos, came to the conclusion about the need to determine the place and role of a human being in the universe. In their opinion, a human being, of course, is subjected to the same laws of the cosmos, but at the same time, he/she has unique qualities that distinguish him/her from the rest of the world. If natural philosophy represented the human individuality in the context of the natural properties of the individual, then classical antiquity stated the problems of the moral bases of his/her life in the first place.

Key words and phrases: human being; philosophy; individual; society; antiquity; materialism; idealism.

Содержание

Индивид, индивидуальность, личность. — 23.10.2013: ақпараттық-танымдық сайт

Термин «индивид» в переводе с латинского означает неделимый, то есть единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. Применительно к человеку он употребляется прежде всего для обозначения отдельно взятого человека как единичного представителя человеческого рода безотносительно к его антропологическим и социальным особенностям. Понятие «индивид» есть первое условие обозначения предметной области исследования человека. В дальнейших исследованиях данный термин конкретизируется в понятиях индивидуальности и личности.
Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, выступает синонимом понятия индивидуальности. Из этого вытекает, что в понятии индивидуальности фиксируется особенное, специфическое и своеобразное, то есть все то, что отличает данного конкретного человека от других людей.
Индивидуальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа сохраняет в человеке не только его родовую сущность, но и то, что составляет его уникальность, его биологическую неповторимость. Данная неповторимость отличает и животных, но в человеке она связана не только с внешними проявлениями, но и с его внутренним духовным ветром. Уникальность человека объясняется многими факторами: природными способностями, которые представляют некую целостность, наследственными особенностями, неповторимыми условиями микросреды, в которых находится человек, неповторимостью его опыта. При этом следует иметь в виду, что индивидуальность не есть некий абсолют, нечто раз и навсегда данное, обладавшее полкой и окончательной завершенностью. Она постоянно изменяется, являясь в то де время самым устойчивым инвариантом личностной структуры человека. Разнообразие индивидуальностей — это величайшая общественная ценность, настоятельная потребность разумно организованного общества и существенное условие его успешного функционирования.
Понятие индивидуальности выступает и как биосоциальная данность, и как характеристика личности. Индивидуальность как характеристика личности – это неповторимый, самобытный способ бытия каждой личности, индивидуальная форма общественной жизни чело-века. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется как социальными условиями, так и собственным жизнетворчеством. Знать то, что дано человеку от природы, и быть готовым к долгому и мучительному труду по реализации и развитию этого дара, по констатированию собственной уникальности, — таков путь становления и развития индивидуальности личности.
Каждый человек как индивидуальность есть неповторимое, незаменимое событие. В то же время степень развития этой индивидуальности выражена у людей по-разному. Именно этот факт привел В.З.Зеньковского к выводу, что есть немало серых, неразвитых людей, у которых индивидуальность как бы не дана, поэтому у них нет ничего, что следовало бы развивать, воспитывать как индивидуальную силу. /В.З.Зеньковский «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике» ж. «Вопросы философии и психологии», 1911, кн. 108, с. 373/. В действительности все люди обладают индивидуальностью, но разной степенью ее проявления. Человека с непроявленной, «стертой» индивидуальностью в какой-то мере модно считать «не нашедшим себя», «не сделавшим» свою индивидуальность.
Таким образом, понятие индивидуальности характеризует личность с точки зрения ее своеобразия и неповторимости. В самом понятии личности фиксируется ее самостоятельность, сознательное — волевое и нравственное начало. Оно характеризует индивида с точки зрения социальных качеств, не просто продукта, но и субъекта общественных отношений и исторического процесса.
Человек не рождается личностью. Личностью человек становится в процессе продолжающейся всю жизнь работы над своим самоформированием и саморазвитием. Личность складывается под воздействием биологических факторов, социальной среды, воспитания и самовоспитания. Поэтому личность может рассматриваться как интегральная целостность биогенных, психогенных и социогенных элементов. Ядром этой целостности выступает психосоциальное «Я». «Я» — сущностный элемент структуры личности, в которую входят интересы, потребности, цели, знания, навыки, умения, способности, убеждения, эмоции, чувства, желания, мотивы и т.п. Все это в единстве и составляет личность как целостную, устойчивую и динамичную систему.
Личность формируется в процессе деятельности и общения. Формирование личности есть процесс двуединый: социализации и индивидуализации. В процессе социализации, то есть в процессе усвоения накопленного людьми опыта в течение социальной жизни, происходит становление уникально-неповторимого облика человека. При этом внутреннее содержание личности нельзя рассматривать как результат механического внедрения в ее сознание внешних воздействий. Это итог работы самой личности, в процессе которой внешнее, проходя через ее индивидуальность, перерабатывается, осваивается и применяется. в практической жизнедеятельности. Только благодаря собственным усилиям происходит самоутвердение и самореализация личности, без которых личности нет и не может быть.
Самореализация человека, как считает А.М.Бекарев, складывается из сочетания трех основных моментов: «Мне нужно», «Я могу», «Я нужен» /А.М.Бекарев. Свобода человека в социальном пространстве», Ниж.Новгород, 1992, с. 95/. Позиция «Мне нужно» связана с реальными потребностями личности в осуществлении самореализации в определенной социальной сфере. Без наличия такой внутренней потребности все разговоры о самореализации оказываются абстракцией. Эта потребность должна соотноситься с реальными возможностями /»Я могу»/. Человек может реализовать только имеющиеся у него способности. Оба момента зависят от самого человека и раскрывают реальную взаимосвязь способностей и потребностей. Их единство необходимо для самореализации, ко еще не гарантирует успешности этого процесса. Он может осуществиться только при наличии условий, воплощающихся в формуле «Я нужен». Эту общественную потребность обычно называют «востребованностью» личности с определенными способностями к конкретным видам деятельности. Чело-век должен осознавать свою необходимость для общества /»Я нужен»/.
Итак, процесс социализации и индивидуализации требует от человека продуктивной активности, без которой невозможно было бы самоосуществление личности, поскольку личность — это «субъект поступания» /’М.Бахтин/. Самореализация и самоутверждение непосредственно связаны с постоянной корректировкой человеком своих действий и поступков, которую он осуществляет посредством самооценок. Самооценка — это такое рефлективное отношение человека к себе, когда его «Я» выступает одновременно в виде субъекта и объекта самоанализа, который может быть и в чувственной форме. В моральном сознании она выражается посредством целого ряда понятий — стыда и гордости собой, чести, личного достоинства, совести, которые фиксируют способность человека становиться на точку зрения общества, «всечеловеческого закона жизни».
Простейшими формами самооценки являются стыд и гордости. Более высокими в этом ряду — личное достоинство и совесть. Как регулятор поведения достоинство выступает в качестве личного интереса индивида, не позволявшего ему совершать поступки «ниже своего достоинства». инея мотивом свое достоинство, человек ориентируется не на достигнутое игл нравственное состояние, а на идеал, каким вообще должен быть с его точки зрения человек, предъявляя к себе требования более высокого порядка. Хотя человек может и обольщаться на свой счет: он может оценивать себя не по действительным деяниям, а по непроявленным «внутренним возможностям». Совесть составляет самую высокоразвитую в рамках морали способность личности контролировать свое поведение, отражать в своем самосознании наиболее высокие требования, которые могут быть предъявлены к человеку.
Таким образом, личность есть процесс, требующий непрестанной душевной рабств над собой. Личностное бытие — это непрекращающееся усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является свободное подчинение необходимым нравственным запретам и нормам, которые выработало человечество. Зрелой и развитой формой является работа по определения смысла жизни и прежде всего поиска ответа на вопрос «ради чего жить». Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и делает ее предметом размышления. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И, следовательно, собственный ответ на вопрос «ради чего стоит жить». В целом, поиска смысла жизни можно определить как процесс расширяющейся морально-практической ориентации человека, как свободное самопринуждение и добровольное возложение на себя известных обязательств, которые нагляднее всего демонстрируются в актах сознательного социально-нравственного выбора, непременно предполагающего ответственность за свой выбор.
Таким образом, личность — это динамичная и в то же время относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой. единство общего /социально-типического/, особенного /национального, профессионального, религиозного и т.п./ и отдельного /индивидуального/.
Историческое становление личности и ее самосознания имело целый ряд познавательных, социально-структурных и культурно-исторических предпосылок. Процесс этот не был линейным и даже самые общие его черты нужно рассматривать в строго определенном конкретно-историческом контексте. Историко-эволюционный подход к личности подчеркивает стадиальность этого процесса становления: особь — социальный индивид — личность. Высшая стадия при этом не отменяет предыдущих, а включает их в новую, более сложную систему.
В Древней Греции еще не существовало понятия «личность». Древнегреческое слово «просопон», этимологически родственное латинскому «персона», сначала обозначало ритуальную маску, роль, которую исполнял актер в театре. Только впоследствии оно стало обозначать социальный аспект индивида и его самого как индивидуальность. Латинская «персо-на» тоже вначале не имела специфического значения и обозначала театральную маску, а за-тем и конкретного индивида.
В понимании человека в древнегреческой литературе тон задавал космоцентризм, ис-ходя из которого человек рассматривался как часть природы, как ее маленькая песчинка.. В то же время постоянно подчеркивалась зависимость человека не только от космоса, но и от полиса /Платон/, социум ставится выше индивида /Аристотель/. Вое это позволило А.Лосеву утверждать, что в Древней Греции личностей не существовало, что человеческое выступало скорее не как личностно-человеческое, а как телесно-человеческое. По мере повышения ценности индивидуальной жизни и роста к внутреннему миру «человека, индивидуальное «я» начинало занимать весьма важное место. «Смотри внутрь себя», — говорил римский император Марк Аврелий.
Дальнейшее возрастание интереса к внутренней жизни человека связано с христианством. Личность приобретает религиозную ценность, происходит индивидуализация ее взаимоотношений с Богом. В то же время индивид не отделяется от среды и является частью целого, частью общества, освященного христианской идеей призвания. Каждый человек в этом социальном целом должен выполнять определенные задачи. Слово «персона» употребляется здесь как синоним отдельного человека, обладавшего идентичностью и разумом. Без этого была бы невозможна ответственность за совершаемые грехи. Подтверждением является известное классическое определение персоны у Боэция /У-УI вв./ как рациональной по своей природе индивидуальной субстанции.
Европейское средневековье не было мирок обезличенности,. Оно открыло новые грани проблемы «Я» и понятия личности. В духовной сфере появляется потребность согласования в понимании человека как венца творения Божьего и как раба Божьего. В сфере практического богословия возникают споры о соотношении души и тела; в светско -политической — об обязанностях человека и гражданина. Но несмотря на возрастание ценности индивидуальности и личности, человек рассматривается как часть и уменьшенная копия мира. Мир был организо¬ван иерархически, таковой представлялась и личность. Индивидуальное «Я» не являлось и не могло быть центром картины мира.
В эпоху Возрождения отношение к человеку по сравнению с его христианским пони-манием в значительной степени изменяется. «Человек есть модель мира», — заявлял Леонардо да Винчи. Образ человека как творца самого себя является идеологической программой данного времени. Происходит рост самосознания, осознание конечности своего существования, его быстротечности, необходимости развивать свои способности и их реализовывать. Чело-век постоянно должен доказывать другим и самому себе право на уважение и самоуважение. В этот период возникает неизвестная ни античности, ни средневековья проблема формирования личности. Человек становится чем-то в результате собственных усилий. Он может воз-выситься до уровня ангелов или пасть до животного состояния. У него много выходов в жизнь. Главный спор внутри себя: какую из собственных возможностей, личностей выпустить в свет. Поэтому глазное — познание самого себя и своих возможностей. Самопознание есть предпосылка для самоопределения. В понимании человека акцентируется индивидуальность, непохожесть, оригинальность. Самого понятия индивидуальности еще нет, оно появится лишь в ХУIII в., есть понятие «варьета», понимаемое как разнообразие. Возрожденческая индивидуальность заключалась в стихийном самоутверждении,. человека, мыслящего и действующего артистически и понимающего окружавшую его природную и историческую среду не субстанционально /чего он должен был бы бояться/, но самодовлеюще-созерцательно, чем он мог только наслаждаться и чему мог только мастерски подражать. Отрицание индивидуально-природного начала /внешность/ социальным /статус/ было необходимой предпосылкой становления личностного подхода к человеку.
В Новое время в понимании личности все больше акцентируется ее рационализм, автономность и изолированность, ее внутреннее «Я». Это явилось основой новоевропейского индивидуализма с его утверждением самоценности человеческой индивидуальности как творческого качала мира /Декарт с его самосознанием. Кант с самоценностью человека, Фихте с деятельным «Я» и т.д./.
Рост интереса к внутреннему миру личности находит свое выражение в языках. Напри-мер, французское слово, обозначающее «личность», появилось в эпоху Возрождения, но вплоть до ХУIII века употреблялось редко. Слово «индивид» в средние века был просто ученым термином схоластики, обозначавшим нечто неделимое, слово «индивидуализация» поя-вилось в начале XIX века, а «индивидуализм» — в середине XIX в. В Англии, особенно после Реформации, резко возрастает количество слов с приставкой «сам» /самоконтроль, самоуважение и т.д./. По появлению в языке новых терминов, характеризующих индивидуальность, можно говорить об утверждении «внутренних» начал личности, ее «интимизации», о выдвижении на первый план проблемы самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности практически начинает- сливаться с понятием «Я».
Так складывался европейский индивидуализм, который был положен в основу запад-ной культуры. Она развивалась таким образок, что заложила фундамент для осуществления полного опыта индивидуальности посредством предоставления индивиду политической и экономической свободы, посредством его воспитания в духе самостоятельного мышления и освобождения от любой формы авторитарного давления. Свое полное воплощение европейский индивидуализм получил в эпоху Просвещения с ее пониманием личности как изолированного, разумного, эгоистического индивида, носителя правового начала, которому противопоставляется не общество, а юридическая всеобщность.
Эскалацию субъективности, начатую просветителями, продолжили романтики, создавшие культ эгоцентризма и интроспекции /смотреть внутрь/. Романтический канон личности был завершением новоевропейского индивидуализма: человеческое «Я» есть нечто автономное, отличное от всякого другого; личность и общество находятся в постоянном и неустранимого конфликте друг с другом; индивид может спасти свое «Я» только поддерживая отчуждение между собой и миром; наибольшую экзистенциальную ценность тлеет внутреннее, духовное пространство, уход в себя. Все чаще звучат мысли о сложности реализации самого себя, об отчуждающем влиянии общества, об обезличивании человека.
Конкретно-исторический подход к личности позволяет проследить не только становление личности и ее самосознания, но и выделить типы взаимодействия личности с обществом. И хотя жесткой и однозначной связи между личностными качествами конкретного человека и условиями его бытия нет и быть не может, тем не менее в каждую историческую эпоху формируется совокупность условий /материальных, социальных, духовных/, которые, определяют социальный тип человека и характер его взаимодействия с обществом: это может быть их «слияние», их единство или противоположность.
Характеристика основных исторических типов социальности была сделана К.Марксом на основе формационного членения мировой истории и понимания им личности как совокупности общественных отношений. Он выделил три основных типа социальности: отношения личной зависимости, личная независимость, основанная на вещной зависимости, отношения свободных индивидуальностей.
Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ. На ранних этапах личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость чело-века от первобытного коллектива. Ни в реальности, ни в своем сознании он не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим роду. Становление личности Маркс связывает с развитием и усложнением трудовой деятельности, с разделением труда и формированием частной собственности. Как только у человека появляются частные интересы, он начинает обособляться от других. Вторым условием обособления человека является общение, без которого невозможно существование человека и осознание самого себя. Отношения личной зависимости характерны также для рабства и крепостничества, основанных на внеэкономическом принуждении. Личная зависимость связана не только с отношениями господства и подчинения, но также с принадлежностью человека к той или иной социальной общности.
С развитием капиталистического общества ликвидируется система внеэкономического принуждения к труду, что означает- освобождение человека от личной зависимости. Формируется новый тип социальности — вещная зависимость и личная независимость. Отношения ладей в своей основе становятся отношениями товаропроизводителе, частных собственников, то есть вещными отношениями. Происходит своеобразная атомизация общества, его разделение на множество индивидов — частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Одновременно развивается индивидуализм и автономия человека в обществе, нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.

studentik.net

Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.

На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.

Индивид как представитель человеческого вида

Человеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе.

В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление.

Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие:

  • генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма;
  • фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой;
  • целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды.

Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума.

Поэтому к категории «индивид» мы можем отнести и новорожденных младенцев, которые ни говорить, ни ходить не умеют, и умственно неполноценных, и глухонемых, и даже находящихся в коме. Человек индивидом рождается и остается им до самой смерти, вне зависимости от условий существования.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Что такое индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

«Счастье — это понятие абсолютно индивидуальное» – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ

Австралийские ученые вывели формулу счастья человека: определенная сумма денег и наличие близких людей. Однако собеседники радио новостей считают, что каждый сам определяет для себя то, что может помочь получить максимум от жизни.

$100 тыс. в год, любимый человек и социальная активность — вот три составляющих счастья. К такому выводу пришли австралийские ученые. Их исследование также показало, что отсутствие детей, лишний вес и проблемы со здоровьем никак не мешают человеку быть счастливым. Радио новостей опросило известных россиян и выяснило, согласны ли они с выведенной формулой.

Александр Анатольевич, телеведущий: «Вот если ты делаешь то, что нравится другим, и от тебя этого ждут, и у тебя это хорошо получается — это формула счастья. Здесь просто нужны люди, которых ты любишь и которые любят тебя. Нужна хорошая компания. Друзья важнее, чем просто социальная активность, важнее, чем любимый человек, который повстречался, а потом ушел, а потом не угодил, а потом вы снова встретились и так далее».

Семен Альтов, юморист: «Счастье — это понятие абсолютно индивидуальное. Счастье — это миф, НЛО. Кто-то говорит, что вроде его видел, а остальные знают, что оно есть, но не видели. Когда была собака, иногда я понимал, что я с ним счастлив. Не знаю, что он думал по этому поводу, но мне было очень хорошо. Надо радоваться тому, что есть, вместо того чтобы мучиться из-за того, чего нет».

Валентина Петренко, сенатор: «Счастье — это когда ты любим, ты можешь любить. И вокруг те люди, которыми ты дорожишь, и тобой дорожат. Потому что на острове человек не может существовать. Второе, я считаю, это свобода. И, безусловно, еще для меня очень важно, чтобы близкие, друзья, знакомые не болели, были живы и здоровы».

Австралийские ученые также выяснили, что с возрастом ощущение счастья у людей только растет. С этим не согласен психолог Анатолий Добин. Он также отметил, что наличие любви и материальных благ не может сделать человека счастливым.

«Счастье связано с ощущением принятия себя, своей жизни, с ощущением удовлетворенности от того, что у тебя есть. А если нет этого ощущения принятия, то всегда есть иллюзия того, что если эта девушка меня полюбит, например, или если у меня будет эта машина или квартира, тогда я буду доволен. Само это ощущение нехватки уже свидетельствует о глубоком ощущении несчастья и ощущении неудовлетворенности от того, что у тебя есть. А в России вообще все впереди. Вся наша страна устроена так, что она все время живет некоторым будущим, великим, грандиозным будущим, когда будут выделены миллионы на здравоохранение, на бог знает что еще, при этом, не обращая внимания на то, что происходит в действительности», — уверен Добин.

Ранее ученые из Института Земли составили рейтинг стран с самым счастливым населением. Россия в нем оказалось лишь на 76-м месте. Большая часть россиян действительно чувствует себя несчастными, отметил старший научный сотрудник института социологии РАН Леонтий Бызов.

«Людей выматывает гонка, когда надо постоянно из последних сил зарабатывать, чтобы не отстать, так скажем, от уходящего вперед паровоза, неуверенность в завтрашнем дне. Это общее отсутствие духовных ценностей в современном обществе, отсутствие взаимоподдержки, дружбы, каких-то человеческих отношений дефицит. Все это делает людей менее счастливыми, несмотря на все внешние признаки благополучия», — полагает Бызов.

По мнению ученых, сделать человека особенно счастливым могут клубы или кружки по интересам, а также работа волонтером.

Анастасия Ройзман


ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ • Большая российская энциклопедия

ИНДИВИДУА́ЛЬНОСТЬ (от лат. indi­vi­du­um – не­де­ли­мое), не­по­вто­ри­мое свое­об­ра­зие к.-л. яв­ле­ния, отд. су­ще­ст­ва, че­ло­ве­ка. В са­мом об­щем пла­не И. в ка­че­ст­ве осо­бен­но­го, ха­рак­те­ри­зую­ще­го дан­ную еди­нич­ность в её спе­ци­фич. от­ли­чи­ях, про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся ти­пич­но­му как об­ще­му, при­су­ще­му всем эле­мен­там дан­но­го клас­са или зна­чит. час­ти их. В ис­то­рии фи­ло­со­фии пред­став­ле­ния об И. бы­ли тес­но свя­за­ны с раз­ра­бот­кой по­ня­тия ин­ди­ви­да.

В пси­хо­ло­гии И. как уни­каль­ная со­во­куп­ность при­зна­ков (мыс­лей, чувств, стрем­ле­ний, же­ла­ний, по­треб­но­стей, ин­те­ре­сов, на­строе­ний, пе­ре­жи­ва­ний, со­стоя­ний, по­ступ­ков, при­вы­чек, склон­но­стей, спо­соб­но­стей), от­ли­чаю­щая дан­но­го че­ло­ве­ка от др. лю­дей, рас­смат­ри­ва­ет­ся не про­сто как на­бор ин­ди­ви­ду­аль­ных от­ли­чий, а как еди­ная ие­рар­хич. струк­ту­ра, раз­ны­ми уров­ня­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся лич­ность, ха­рак­тер, тем­пе­ра­мент. Пред­по­сыл­кой фор­ми­ро­ва­ния И. слу­жат био­ло­гич. за­дат­ки, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся в осо­бен­но­сти И. по ме­ре раз­ви­тия, обу­че­ния и со­циа­ли­за­ции че­ло­ве­ка, его при­об­ще­ния к ми­ру куль­ту­ры. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния це­ло­ст­ной И. свя­зан с осо­з­на­ни­ем се­бя, реф­лек­сив­ным обо­соб­ле­ни­ем че­ло­ве­ком сво­его Я от ис­пол­няе­мых им ро­лей со­ци­аль­ных, лич­но­ст­ным са­мо­оп­ре­де­ле­ни­ем и са­мо­ак­туа­ли­за­цией. На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния в ев­роп. куль­ту­ре И. че­ло­ве­ка при­да­ёт­ся осо­бая зна­чи­мость в про­ти­во­вес тра­диц. об­ществ. свя­зям и ус­та­нов­ле­ни­ям. Гу­ма­ни­сти­че­ская пе­да­го­ги­ка ста­вит сво­ей важ­ней­шей це­лью соз­да­ние оп­ти­маль­ных ус­ло­вий для ста­нов­ле­ния и рас­кры­тия И. че­ло­ве­ка.

Идио­гра­фич. ме­тод как спе­ци­фич. спо­соб ис­сле­до­ва­ния И., раз­ра­ба­ты­вав­ший­ся в пси­хо­ло­гии В. Штер­ном и Г. Ол­пор­том и до­ми­ни­рую­щий в кли­нич. и кон­суль­та­тив­ной прак­ти­ке пси­хо­ло­гов, ори­ен­ти­ро­ван на ис­сле­до­ва­ние отд. лю­дей (а не ус­ред­нён­ных по груп­пе по­ка­за­те­лей) и име­ет сво­ей це­лью изо­бра­же­ние И. как уни­каль­но­го це­ло­го. В диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, за­ни­маю­щей­ся ана­ли­зом ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий, И. изу­ча­ет­ся на ос­но­ве срав­не­ния ин­ди­ви­ду­аль­ных черт со сред­не­груп­по­вы­ми тен­ден­ция­ми (ме­то­ди­ки ко­ли­че­ст­вен­но­го и ка­че­ст­вен­но­го из­ме­ре­ния этих черт раз­ра­бо­та­ны в пси­хо­ди­аг­но­сти­ке).

В био­ло­гич. нау­ках по­ня­тие «И.» ха­рак­те­ри­зу­ет спе­ци­фич. чер­ты дан­но­го ор­га­низ­ма, ус­той­чи­во от­ли­чаю­щие его от ана­ло­гич­ных осо­бен­но­стей др. осо­бей (напр., го­во­рят о «био­хи­мич.» И.).

Пермская психологическая школа — Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

 Центральная идея Пермской психологической школы – теория интегральной индивидуальности

Создание Пермской психологической школы связано с именем видного представителя отечественной психологической науки профессора Вольфа Соломоновича Мерлина, длительное время возглавлявшего кафедру психологии Пермского государственного педагогического института. С именем В. С. Мерлина связано возникновение и развитие на первых этапах учения об интегральной индивидуальности человека. В русле этого учения активно осуществляют научные исследования ученики В. С. Мерлина и ученики его учеников во многих городах России и СНГ. 

Мерлин В.С. 

Биография 

Родился 22 января 1898 года в семье учителя. Научная деятельность началась в Ленинградском Губполитпросвете по борьбе с неграмотностью (1923-1924 гг.), где он знакомится с М.Я. Басовым. В 1925 — ассистент, 1929 — доцент кафедры психологии Петроградского института им. А. И. Герцена.

В 1930-1931 гг. в Ленинградском институте научной педагогики, руководит научной группой по изучению мировоззрения ребенка и связи целевой установки и условного рефлекса. С 1932 по 1938 гг. работает в Саратовском педагогическом институте, с 1932 по 1936 годы возглавляет кафедру психологии. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». С 1938 по 1948 гг. работает в Свердловском педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны являлся (с 1942 г.) научным консультантом в клинике Института психологии МГУ на базе эвакогоспиталя в Свердловской области.

С 1948 по 1954 г. работает в Казанском университете, где подготовил докторскую диссертацию на тему «Психофизиологиеское своеобразие условных реакций в структуре волевого акта».

С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем — профессор кафедры психологии. Основные сферы интересов в Пермский период: психология личности (1956-1971), затем системное исследование индивидуальности человека (1972-1982). Скончался в Перми в 1982 году на восемьдесят четвертом году жизни.

 

Интегральная индивидуальность и исследование темперамента

Интегральная индивидуальность — это целостная, самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, организованная иерархически, между уровнями которой много-многозначные взаимосвязи (полиморфные, телеологические, гибкие), а внутри каждого из уровней более жесткие одно-однозначные или одно-многозначные взаимосвязи (каузальные, однозначные, жесткие).  В теории В.С. Мерлина объем понятия «индивидуальность» шире понятия «личность», поскольку понятие «индивидуальность» описывает и объясняет не только личностные, но также социально-психологические и биологические особенности человека. Интегральная индивидуальность состоит из индивидуальных свойств, которые возникли на разных ступенях филогенеза и онтогенеза, начиная от биохимических свойств и кончая социальным статусом человека в группе и обществе. На каждом иерархическом уровне действуют специфические законы связей.

 

Интегральная индивидуальность (ИИ) — не просто совокупность систем и подсистем, а особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека. По этой причине теорию интегральной индивидуальности иногда называют теорией связей.

 Существуют два типа связей (детерминаций) интегральной индивидуальности:

— Каузальная детерминация обнаруживается применительно к отдельным уровням ИИ. Существуют и сосуществуют законы физические, химические, биологические, психологические, социальные. Связи одноуровневых индивидуальных свойств подчиняются действию каузальных законов «своего», а не «чужого» уровня. Между свойствами одного и того же уровня ИИ есть однозначные (или одно-многозначные) связи. Этот тип связей более жесткий и плохо поддается коррекции в психологической практике.

— Телеологическая детерминация выражается в особом характере связей свойств разных уровней ИИ (полиморфизм, много-многозначность). Если каузальный тип детерминации дифференцирует индивидуальность на отдельные уровни, то телеологический тип детерминации обеспечивает их интеграцию. Благодаря телеологической детерминации ИИ остается единой, несмотря на поуровневую дифференциацию. Благодаря полиморфизму каждый уровень ИИ обладает относительной автономностью и в то же время открыт для взаимодействий с другими уровнями ИИ.

 Много-многозначные связи являются изменчивыми и гибкими, поэтому их можно подвергать преобразованиям в психологической практике, и они отражают своеобразие каждого отдельно взятого человека.

Как отмечал В. С. Мерлин, понятие много-многозначных связей позволяет обобщить проблемы, которые раньше рассматривались разрозненно: биосоциальную и психофизиологическую закономерности, соотношение социально-психологических и общепсихологических закономерностей, соотношение социологических и социально-психологических закономерностей.

Проблема темперамента являлась предметом научного интереса В.С.Мерлина более 30 лет. За это время Вольф Соломонович внес большой вклад в изучение этого феномена, наполнил понятие темперамента конкретным содержанием и дал развернутую характеристику его основным свойствам. Считал, что нельзя рассматривать темперамент и личность как один феномен, что они относятся к разным уровням индивидуальности. Были подробно эмпирически изучены такие свойства темперамента как сенситивность, реактивность, пластичность,  ригидность установок, тревожность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, экспрессивность, активность произвольной целенаправленной деятельности.

 

Продолжение научной школы в трудах Б.А.Вяткина и его коллег

Наиболее существенный вклад в развитие этого учения вносят пермские психологи. В настоящее время научное и организационное руководство исследовательской деятельности Пермской психологической школы, осуществляет ученик B.C. Мерлина профессор Б.А. Вяткин.

Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, автор более 300 работ в области психологии стресса, спорта, личности и индивидуальности, подготовки психолого-педагогических кадров. Родился 11 января 1935 г. в Удмуртии в семье журналиста и учительницы. С 1961 по 1964 гг. учился в аспирантуре по специальности «Психология» под руководством В. С. Мерлина. В 1964-1967 гг. работал в должности старшего преподавателя кафедры психологии Пермского пединститута. С 1967 по 1978 гг. – заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания ПГПИ. С 1978 по 1985 гг. работал в Пермском государственном институте искусств и культуры, где был инициатором создания, а позже и заведующим, кафедры психологии и педагогики, а также лаборатории экспериментальной психологии. В 1981 г. защитил докторскую диссертацию и в 1984 г. получил звание профессора. В 1985 году вернулся в Пермский государственный педагогический институт, где получил должность заведующего кафедрой психологии. В 1993 году на базе педагогического университета открыл и возглавил отделение психологии, которое вскоре было преобразовано в факультет психологии (1994), а затем в Институт психологии (2003). После смерти В.С. Мерлина и возвращения в ПГПИ в 1985 году возглавил Пермскую психологическую школу. Научный руководитель докторантов и аспирантов, подготовил 8 докторов и 55 кандидатов наук.

Л.Я.Дорфман. Профессор, доктор психологических наук. Автор более 300 трудов в области теоретической и эмпирической психологии, психологии индивидуальности, стилей активности, эмоций, креативности, искусства и литературы. Лауреат премии имени В.С. Мерлина I степени Пермской области, лауреат конкурса «Лучшая научная книга 2005 года» среди преподавателей высших учебных заведений.

А.А.Волочков. Профессор, доктор психологических наук. Автор более 150 трудов в области психологии активности, психодиагностики и педагогической психологии. Победитель Всероссийского конкурса психодиагностических методик в системе образования РФ. Победитель конкурса «Лучшая научная книга 2007».

В.Ю.Хотинец. Профессор, доктор психологических наук. Заслуженный деятель науки Удмуртской республики. Исследователь этнического самосознания, автор множества работ по теме кросс-культурной психологии.

Н.В.Коптева. Профессор, доктор психологических наук. Автор оригинальной концепции онтологической уверенности и множества трудов на тему гуманистической и экзистенциальной психологии.

М.Р.Щукин. Профессор, доктор психологических наук. Многолетние исследования профессора М.Р. Щукина и его учеников углубили представления об индивидуальном стиле деятельности, профессиональном и производственном обучении.

 

 

https://pspu.ru/nauka-i-innovacii/vedushhie-nauchnye-shkoly/integralnaja-individualnost-cheloveka-i-jeje-razvitije

Соотношение понятий индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность

Определение 1

Личность (ставшая индивидуальностью) – это своеобразный и неповторимый человек, который активно и творчески проявил себя в жизни. Категория «субъект» имеет несколько толкований, в частности, это индивид или группа индивидов, выступающих в качестве источника познания и преобразования действительности.

Сущность понятий «человек» и «индивид»

В российской науке понятие «человек» обладает двумя значениями: широким и узким. В первом из них «человек» — это категория, которая относится ко всему человеческому роду. Понятие характеризует совокупность людей в их разнообразных отличиях от животного мира. В этой ситуации можно говорить, что оно родовое, то есть относится ко всему человеческому роду.

В первом значении понятие характеризует человека и в качестве биологического вида, и в качестве социального существа, которое отличается от животных. В узком понимании понятие также обозначает каждого отдельно взятого человека, но выступает при этом в качестве термина, отделяющего любого человека от остальных.

В последнем значении слово состоит из свойств, обнаруживающихся у отдельного человека, а не из всех признаков людей. Психология выделяет несколько понятий, которые отражают духовный мир человека, включая его ценности, самосознание и мировоззрение.

Индивид является единичным представителем человеческого вида. Индивиды могут отличаться друг от друга морфологическими особенностями (например, по росту, телосложению, цвету глаз), а также психологическими свойствами (например, по способностям, темпераменту, эмоциональности).

Индивид в соотношении с понятиями личность и индивидуальность определяется как:

  • Единичное природное существо, являющееся продуктом филогенетического и онтогенетического развития в единстве врожденного и приобретенного начала;
  • Носитель личных, индивидуальных, своеобразных черт и сторон;
  • Отдельный представитель общественной жизни, социальное существо, которое выходит за рамки природной (биологически обусловленной) ограниченности.

Готовые работы на аналогичную тему

Важная и особенная характеристика индивида представлена его способностью преодолевать заложенные биологические ограничения, осознанно управляя собственной поведенческой активностью с контролем всех важнейших психологических процессов.

Соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность»

К самым общим характеристикам, которые дают возможность назвать человека индивидом, можно отнести целостность его психофизиологической организации, устойчивость в процессе взаимодействия с окружающими и активность.

Категория «индивид» употребляется, как правило, в содержательной связке со словом «личность». Соотношение индивидуальности и личности можно определить тем, что они являются двумя вариантами бытия человека, двумя его различными определениями.

Замечание 1

Становление личности представляет собой процесс социализации человека, освоения им родовой и общественной сути. Становление личности также относится к принятию индивидом социальных ролей и функций, норм и правил поведения, выработанных в обществе и социуме.

По мнению исследователя А. Н. Леонтьева, личность нельзя считать генотипически обусловленным целостным образованием. Это связано с тем, что она создается через общественные отношения, в которые индивид начинает вступать в своей деятельности. То обстоятельство, что происходит трансформация, изменение некоторых особенностей как индивида, представляет собой не причину, а следствие формирования его личности.

Категория «индивидуальность» включает единство неповторимых личностных свойств конкретных людей. Она состоит из своеобразия его психофизиологической структуры:

  • Темперамента человека,
  • Физических и психических особенностей,
  • Интеллекта,
  • Мировоззрения,
  • Жизненного опыта.

Формирование индивидуальности осуществляется при прохождении процесса индивидуализации объекта. Она представляет собой самоопределение и обособление личности, когда оформляется ее «выделенность», уникальность и неповторимость. Личность, которая смогла стать индивидуальностью, представлена своеобразным, неповторимым, активно и творчески проявившим себя в жизни человеком.

Понятие «субъект» и его особенности

Субъект (от латинского subjectum – подлежащее) – это индивид (группа индивидов) в качестве источника познания и преобразования действительности. Как правило, субъект представляет собой носителя активности. Субъект является организмом (человеческим или другим), который признается участником (добровольным или нет) эксперимента.

Взаимозаменяемым синонимом понятию «другие» является категория «наблюдатель» (использовалась раньше и иногда продолжает использоваться для того, чтобы обозначить субъекта в эксперименте интроспекции или в рамках психофизического исследования).

В целом термин «субъект» применяется для определения участника любого исследования в психологии. Использование же других понятий ограничено определенным форматом. Если взять за основу такое обобщенное и вместе с тем детализированное представление о субъекте, то можно определенным образом уточнять соотношение между объемом и содержанием категорий «личность» и «субъект»

Данные понятия чаще всего используют как синонимы, если брать за основу все приведенные выше определения субъекта. Это доказывает тот факт, что в текстах, где часто применяют понятие «субъект», практически нельзя встретить термин «личность», и наоборот.

Субъект представляет собой также личность, но она достигла высокого уровня зрелости. По этой причине можно предположить, что объем и содержание категории «субъект» более узкий, чем объем и содержание термина «личность».

Категория «субъект» способна включать в себя только лишь часть человека в качестве личности. Чаще всего она относится к активному и творческому началу. В связи с вышесказанным понятия личность, субъект, индивидуальность необходимо разграничить определенным образом.

Определение индивидуальности Merriam-Webster

in · di · vid · u · al · i · ty | \ In-də-ˌvi-jə-ˈwa-lə-tē \ 1а : общий характер, свойственный человеку и отличающий его от других.

2 : отдельное или отдельное существование

Перейти к основному содержанию Поиск