Индивидуальные особенности памяти

Память – один из основных познавательных процессов человека. Она включает в себя целый комплекс познавательных способностей и высших психических функций, помогающих человеку накапливать навыки и знания, сохранять их и воспроизводить.

Мы часто говорим о своей или чужой памяти, характеризуя её одним словом – «хорошая» или «плохая». Больше узнать о своей (и не только) памяти можно, поближе познакомившись с индивидуальными особенностями памяти человека.

То, насколько выражены те или иные свойства памяти у того или иного человека, зависит от множества факторов. Среди них, например, нейродинамические особенности; потребности, мотивы и направленность личности; специфика профессии; степень тренированности психической деятельности; особенности и состояние сенсорных систем.

Как правило, индивидуальные особенности памяти в психологии группируются на основании таких свойств:

1. Каковы ведущие характеристики памяти.

2. Каков преобладающей тип памяти человека (это зависит от преобладающего вида психической активности).

3. Каковы интересы человека и его предпочтения.

Ведущие характеристики памяти

Говоря о ведущих характеристиках памяти, мы подразумеваем следующие компоненты:

• Объем (людей с высоким показателем этой характеристики мы называем эрудитами. Если, конечно, высока точность воспроизведения).

• Скорость запоминания (если она высока, то мы говорим, что такой человек «всё схватывает на лету». Этот параметр учитывает, сколько времени или сколько повторений нужно человеку для запоминания).

• Длительности хранения информации (как долго человек помнит усвоенный материал. Выражения «память коротка» и «злой и с хорошей памятью» – об этом).

• Точность запоминания (сколько ошибок допущено при воспроизведении? Насколько точно передан смысл?).

• Устойчивость к помехам.

• Готовность к воспроизведению – быстрота реагирования (например, умение быстро сообразить, находчиво ответить. Это показатель того, насколько быстро и легко человек может вспомнить то, что ему необходимо).

Эффективность памяти определяют её объём, точность передачи информации и длительность её хранения, а значит, улучшить память — означает улучшить эти её отдельные составляющие.

Типы памяти человека

Вы, конечно, замечали, что все мы разные: одни прекрасно помнят и различают лица, но «не дружат» с цифрами, другие легко удерживают в памяти имена, но лицо вспомнить никак не могут. Кто-то затрудняется удержать в голове формулы, а вот рифмованные строки запоминает легко и помнит всю жизнь.

Такие индивидуальные особенности памяти в психологии тоже учитываются и позволяют разделить её на несколько типов. Прежде всего, различают словесно-логический и образный (одна из его форм — эмоциональный) типы памяти.

Попробуйте ответить на вопрос: прочитывая книгу, Вы представляете себе героев и события, пейзажи и обстановку (образный тип памяти), или Вам приходят на ум основные мысли, заложенные в содержании и наиболее удачные высказывания (словесно-логический тип памяти)?

Для кого-то ведущую роль при запоминании играют его непосредственные формы через наглядные, чувственные образы, а для кого-то запоминание происходит через суждения, то есть через обобщенные с помощью речи логические схемы.

Образный и словесно-логический типы памяти основываются на работе разных сигнальных систем: образный опирается на работу первой сигнальной системы, а словесно-логический — на работу второй.  Большинство людей относится к среднему типу памяти, гармонично сочетающему работу обеих сигнальных систем.

Как правило, образный тип памяти чаще встречается у людей искусства, а словесно-логический – у учёных. Хорошая образная память — признак хорошо развитого воображения, что уместно не только в искусстве, но и в самых разных проявлениях нашей жизни. Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память (её также называют фотографической). Её особенность заключается в том, что человек способен удерживать в памяти и детально воспроизводить воспринятое (предметы, звуки, изображения) уже после того, как воздействие на органы чувств закончено.

Запоминая и воспроизводя мысли, выраженные при помощи слов, мы задействуем словесно-логическую память. Школа также развивает прежде всего именно этот тип памяти.

Однако индивидуальные особенности памяти человека обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой из анализаторов человек задействует более активно и результативно. В этой связи типы памяти делятся на слуховой, зрительный и двигательный.

Как это выяснить? Если запоминать легче при зрительном восприятии – это признак задействования зрительного анализатора и проявления зрительного типа памяти. Если запоминать легче на слух – слухового. Если запоминание происходит с участием движений – двигательного. Как вариант этого типа, можно рассматривать и речедвигательный тип (запоминание сопровождается речевыми движениями: например, шевелением губами).

Двигательная память помогает легко осваивать танцевальные упражнения, правильные движения при занятиях спортом, осваивать музыкальные инструменты. Она — основа для выработки человеком двигательных навыков. И все же чаще всего люди, запоминая предметы, используют зрительный тип памяти, а воспринимая информацию на слух – речедвигательный. Чистые типы памяти можно встретить редко, большинство людей имеет смешанный тип памяти.

Учитывая индивидуальные особенности памяти, психологами экспериментально были получены результаты, доказывающие, что если задействовать одновременно несколько модальностей, то эффективность запоминания значительно повышается. Так, если одновременно использовать слуховую и зрительную память и сочетать их с компонентами рассуждения, то материал запоминается гораздо легче. Учась чему-то новому, мы подключаем мышечное напряжение, помогающее запоминанию. Вспомните, как осваивающий письмо малыш помогает себе с помощью движений: наклоняет голову, шевелит губами, высовывает кончик языка.

Индивидуальной особенностью памяти человека является и величина оперативной единицы запоминания. У малыша, который учится читать, такой единицей является слог, по мере взросления – слово, фраза, предложение, абзац. Способность укрупнять единицы, выделяющиеся в структуре информации, является одним из показателей тренированности памяти, наряду со свободным умением выстраивать ассоциации, выделять главное, использовать средства запоминания.

Сфера интересов и склонностей личности

Разделение индивидуальных особенностей памяти в психологии по этому признаку опирается на факты избирательности восприятия, а следовательно, и памяти. Если информация интересна и необходима человеку, то она и лучше запоминается, укладываясь в систему уже усвоенных знаний. Информация, не входящая в сферу интересов человека, иногда вообще им игнорируется.

Индивидуальные особенности памяти человека находятся в зависимости от уровня развития её отдельных процессов, от особенностей высшей нервной деятельности, от воспитания, от окружения и обучения, от привычек, от характера профессиональных требований, от предмета и способа запоминания. Тип памяти можно развивать и совершенствовать, применяя специальные упражнения. Чем больше граней восприятия мы задействуем, чем полнее воспринимаем — тем лучше будут результаты запоминания.

Индивидуальные особенности памяти могут проявляться по-разному. Иногда они выражаются в необычайном развитии памяти в целом, а иногда – в феноменальной, невероятной продуктивности её отдельных видов. История хранит множество примеров необычайной памяти, среди них:

• Никола Тесла, выдающийся физик, изобретатель, инженер, обладал уникальной фотографической памятью. Он редко ввёл записи, держа всё «в голове». Говорят, что когда в конце 19-го века от пожара погибла его лаборатория, то многие из своих изобретений он восстановил по памяти.

• Сергей Рахманинов, пианист, композитор и дирижёр, легко запоминал отрывки из сложных музыкальных произведений. Впрочем, с такой же лёгкостью он запоминал и ноты.

• Иван Айвазовский, выдающийся художник-маринист, большую часть своих полотен написал по памяти (а всего им было написано около 6000 работ).

• Уилтшир Стивен, архитектурный художник из Британии, способен, единожды увидев архитектурные пейзажи, безошибочно воспроизводить их по памяти.

Этот список может быть очень длинным…

Что же влияет на запоминание?

—  Учитывание и использование при запоминании индивидуальных склонностей и привычек.

—  То, насколько часто мы повторяем материал («повторение – мать учения»).

—  Наличие эмоциональной окраски (оно улучшает запоминание материала, и даже отрицательный эмоциональный фон предпочтительнее, чем нейтральный. Но эмоция не должна быть чересчур сильной).

—  Объем материала, его структурированность, осмысленность.

—  Возрастные нюансы.

—  Наличие условий для запоминания (обстановка, отвлекающие факторы и т.д.).

—  Внутреннее состояние (мотивация, целенаправленность, состояние психики и т.д.).

—  Технологии, использующиеся при запоминании (приемы мнемотехники, темп ввода информации и т.д.).

Несколько советов, которые помогут повысить продуктивность памяти:

• правильно формулируйте задачу запоминания: она должна отвечать требованиям к воспроизведению.

• Выбирайте в материале самое главное, а всё несущественное отсекайте.

• Определитесь с тем, как следует организовать материал и что выступит в роли оперативной единицы и кода запоминания.

• Как можно более полно задействуйте все органы чувств.

Чтобы улучшить память, нужно также научиться, прорабатывая новый материал, вводить его в систему уже существующих знаний, а значит – быть внимательным, уметь наблюдать, концентрироваться, повторять усвоенный материал и пользоваться вспомогательными средствами (например, приемами мнемотехники). Важна также достаточная мотивированность к запоминанию и воспроизведению и соответствие целям, которых человек хочет достичь.

Память неразрывно связана с другими психическими процессами. Так, не достигнув стабильного внимания, или психологически будучи не в состоянии сконцентрироваться, или не имея времени на упорядочивание информации, мы не можем ожидать хорошего запоминания.

Тренируя память, внимание, мышление, восприятие, мы расширяем свои познавательные возможности, развиваем когнитивные функции мозга. Регулярно тренировать память и другие познавательные способности можно с помощью увлекательных развивающих игр, на тренажерах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: Shamsul arifeen

b-trainika.com

Индивидуальные особенности памяти

В ходе жизни и
деятельности, в зависимости от особенности
нервной системы, у человека складываются
индивидуальные и типологические
особенности памяти.

Во-первых,
индивиду­альные особенности памяти
связаны с особенностями личности. Даже
люди с хорошей памятью запоминают не
вес, а люди с пло­хой памятью не все
забывают. Это объясняется тем, что память
носит избирательный характер
.
То, что соответствует
интересам и потребностям человека,
запоминается быстро и прочно
.
Во-вто­рых, индивидуальные различия
обнаруживаются в качествах памяти.
Можно характеризовать память человека
в зависи­мости от того, насколько
развиты у него отдельные процессы
памяти. Мы говорим, что у человека хорошая
память
,
если он отличается:

  1. быстротой
    запоминания,

  2. прочностью
    сохране­ния,

  3. точностью
    воспроизведения

  4. так называемой
    готов­ностью памяти.

Но память может
быть хорошей в одном отношении и пло­хой
— в другом. Отдельные качества памяти
могут сочетаться по-разному.

  1. Наилучшим является
    сочетание быстрого запоминания с
    медленным забыванием.

  2. Медленное
    запоминание сочетается с медленным
    забыва­нием.

  3. Быстрое запоминание
    сочетается с быстрым забыванием.

  4. Наиболее низкой
    продуктивностью отличается память,
    ха­рактеризующаяся медленным
    запоминанием и быстрым забыва­нием.

Типологические особенности памяти

С
особенностями лично­сти, с особенностями
деятельности человека связано
преиму­щественное формирование одного
из видов памяти. Так, у арти­стов хорошо
развита эмоциональная память, у
композиторов — слуховая, у художников
— зрительная память, у философов —
словесно-логическая. Преимущественное
развитие образной или словесной памяти
находится в связи с соотношением первой
и второй сигнальных систем, с типологическими
особенностями высшей нервной дея­тельности.
Художественный тип отличается
преимущественным развитием образной
памяти, мыслительный тип — преобладанием
словесной памяти.
Развитие
памяти зависит также от профессиональной
дея­тельности человека, так как в
деятельности психика не только
проявляется, но и формируется: композитор
или пианист лучше всего запоминает
мелодии, художник — цвет предметов,
матема­тик — типы задач, спортсмен —
движения.

Тип
памяти определяет
то, как человек запоминает материал,—
зрительно, на слух или пользуясь
движением. Некоторые люди, для того
чтобы запомнить, нуждаются в зрительном
восприятии того, что они запоминают.
Это люди так называемого зрительного
типа

памяти.
Другим
для запоминания нужны слуховые образы.
Данная категория людей обладает слуховым
типом памяти
.
Кроме
того, существуют люди, которые, для того
чтобы запомнить, нуждаются в движениях
и особенно в речевых движениях. Это
люди, обладающие двигательным
типом памяти


частности, рече-двигательным).

Необходимо
обратить внимание на то, что типы памяти
следует отличать от видов памяти. Виды
памяти определяются тем, что мы запоминаем.
А так как любой человек запоминает все:
и движения, и образы, и чувства, и мысли,
— то разные виды памяти присущи всем
людям и не составляют их индивидуальной
особенности.
В
то же время тип памяти характеризует
то, как мы запоминаем: зрительно, на слух
или двигательно. Поэтому тип памяти
представляет собой индивидуальную
особенность данного человека. У всех
людей есть все виды памяти, но каждому
человеку присущ какой-либо определенный
тип памяти.

Принадлежность к
тому или иному типу в значительной мере
определяется практикой заучивания, т.
е. тем, что именно приходится запоминать
данному человеку и как он приучается
запоминать. Поэтому память определенного
типа может быть развита с помощью
соответствующих упражнений.

Само по себе
развитие памяти не происходит. Для этого
необходима целая система воспитания
памяти. Воспитанию положительных свойств
памяти в значительной степени содействует
рационализация умственной и практической
работы человека: порядок на рабочем
месте, планирование, самоконтроль,
исполь­зование разумных способов
запоминания, соединение умственной
работы с практи­ческой, критическое
отношение к своей деятельности, умение
отказаться от неэф­фективных приемов
работы и заимствовать у других людей
эффективные приемы. Некоторые
индивидуальные различия в памяти тесно
связаны со специальными механизмами,
защищающими мозг от лишней информации.
Степень активности указанных механизмов
у разных людей различна. Защитой мозга
от ненужной информации объясняется, в
частности, явление гипнопедии, т. е.
обучение во сне. В состоянии сна некоторые
механизмы, защищающие мозг от избыточной
инфор­мации, выключаются, поэтому
запоминание происходит быстрее.

studfiles.net

виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

Память
– психический познавательный процесс,
направленный на запечатление, сохранение,
воспроизведение и забывание той или
иной информации.

Память
является очень важным познавательным
процессом, обеспечивающим переход от
сенсорных процессов к интеллектуальным.
С одной стороны, она непосредственно
связана с сенсорными процессами, так
как оттуда поступает к ней информация
о внешнем мире, а, с другой стороны, она
является внутренним интеллектуальным
процессом, закрепляющим и систематизирующим
полученную информацию, которая потом
перерабатывается и преобразуется
воображением и мышлением в новые более
сложные формы психики. Память дает
возможность индивиду накапливать опыт
и использовать его в своей жизни.
Благодаря памяти человек становится
сознательной личностью и может дать
отчет о том, кто он такой, что он знает
и умеет делать и как должен вести себя
в той или иной обстановке.

Функции
памяти
:
отбирает и закрепляет необходимую для
субъекта информацию, поступающую через
органы чувств; накапливает и сохраняет
полученную информацию в сознании
человека; воспроизводит информацию.

В
структуре памяти можно выделить четыре
относительно самостоятельных процесса:
запоминание,
воспроизведение, сохранение и забывание
усвоенной ранее информации.

Различают:
образную память, смысловую
(словесно-логическую), двигательную,
эмоциональную, кратковременную и
долговременную.

Содержание
образной памяти определяется существующими
в сознании представлениями, которые
отражают ранее воспринятые предметы и
явления. Представления являются
обобщенными образами объектов реальной
действительности. Они могут быть:
зрительными, слуховыми, обонятельными,
осязательными, вкусовыми и двигательными.
Наибольшее значение в жизни человека
имеют зрительные, слуховые и двигательные
представления, так как на их основе
происходит ориентация в пространстве
и осуществляется предметно-практическая
деятельность.

Образная
память существует не только в форме
представлений, но и в виде эйдетических
образов. Эти образы похожи на представления,
так как возникают при отсутствии
воспринятого объекта, но отличаются
тем, что им присуща такая же четкость и
наглядность, которая характерна для
образов восприятия. Человек с эйдетической
памятью как бы видит ранее воспринятый
объект во всех его деталях и может
последовательно «рассматривать» его
деталь за деталью.

Смысловая
память направлена на усвоение смыслового
содержания слов. На деятельность этой
памяти большое влияние оказывает
мышление, которое позволяет человеку
осуществлять логическую обработку
усваиваемой информации, анализировать
ее элементы, устанавливать связи между
частями, обобщать и синтезировать
приобретенные знания. Наряду со смысловой
существует так называемая механическая
память, которая имеет место в том случае,
когда ученик не в состоянии понять
учебный материал и запоминает его
дословно.

В
зависимости от преобладания у человека
образной или смысловой памяти его
относят или к образному или к
словесно-логическому типу памяти.
Образный тип может быть: зрительным,
слуховым и двигательным. Существуют и
смешанные типы памяти: зрительно-слуховая,
зрительно-двигательная и двигательно-слуховая.

Эмоциональная
память основана на способности человека
помнить те эмоции и чувства, которые им
раньше переживались. Она оказывает
большое влияние на все психические
процессы и свойства личности, на ее
поведение и деятельность. Закрепившиеся
в памяти чувства долга, ответственности,
совести и стыда – являются основными
стимулами высоконравственных поступков
личности.

Двигательная
память обеспечивает усвоение и применение
разнообразных движений, являющихся
составной частью двигательных навыков
и умений. От нее зависит успешное
выполнение трудовой, спортивной, игровой
и учебной деятельности. Признаком
хорошей двигательной памяти является
точность, меткость и ловкость движений
человека.

Кратковременная
и долговременная память является
показателем периода времени, в течение
которого может функционировать любой
вид памяти. Кроме этих двух основных
видов памяти выделяют также иконическую,
оперативную и буферную память.

Память
у людей обнаруживает ряд более или менее
выраженных типологических особенностей.

Память
различается: по быстроте запоминания;
по его прочности или длительности; по
количеству или объему запоминаемого;
по точности.

В
отношении каждого из этих качеств память
одного человека может отличаться от
памяти другого.

В
памяти людей наблюдаются большие
индивидуальные различия. Это обнаруживается:

в
различной скорости запоминания;

в
прочности сохранения;

в
легкости воспроизведения.

Индивидуальные
различия памяти могут быть обусловлены
и врожденными особенностями высшей
нервной деятельности и воспитанием.
Индивидуальные особенности обуславливают
различные типы памяти.

Индивидуальные
различия в памяти могут быть двух видов,
с одной стороны, память разных людей
отличается преобладанием той или иной
модальности – зрительной, слуховой,
двигательной; с другой стороны, память
различных людей может отличаться и по
уровню своей организации.

Человек
с наглядно-образным типом памяти особенно
хорошо запоминает наглядные образы,
цвет предметов, звуки, лица и т.п.

При
словесно-логическом типе памяти лучше
запоминается словесный, нередко
абстрактный материал: понятия, формулы
и т.п.

При
эмоциональном типе памяти прежде всего
сохраняются и воспроизводятся пережитые
человеком чувства.

Встречаются
люди, обладающие так называемой
феноменальной памятью. Феноменальная
память характеризуется исключительно
сильной образностью. Человек, например,
«видит» отсутствующий предмет до
мельчайших подробностей.

Индивидуальные
особенности памяти иногда приводят к
изменениям в структуре всей личности
человека. А.Р. Лурия описал один из таких
случаев с известным мнемонистом
Шерешевским. Этот человек отличался
исключительно развитой образной памятью.
Он без особого труда удерживал огромные
таблицы чисел, слов, легко вспоминая
задание шестнадцатилетней давности,
обстановку, в которой производился
опыт, и т.д. Механизм его запоминания
сводился к тому, что он либо продолжал
«видеть» предлагаемые ему ряды слов и
цифр, либо превращал диктуемые ему слова
или цифры в свои, хорошо знакомые ему
образы.

studfiles.net

5. Индивидуальные особенности памяти

Процессы
памяти у разных людей протекают
неодинаково. В настоящее время принято
выделять две основные группы индивидуальных
различий в памяти: в первую группу входят
различия в продуктивности заучивания,
во вторую — различия так называемых
типов памяти.

Различия
в продуктивности заучивания выражаются
в скорости, прочности и точности
запоминания, а также в готовности к
воспроизведению материала. Общеизвестно,
что одни люди запоминают быстро, другие
медленно, одни помнят долго, другие
скоро забывают, одни воспроизводят
точно, другие допускают много ошибок,
одни могут запомнить большой объем
информации, другие запоминают всего
несколько строк.

Так,
для людей с сильной памятью характерно
быстрое запоминание и длительное
сохранение информации. Известны люди
с исключительной силой памяти.

Например,
А.С.Пушкин мог прочесть наизусть длинное
стихотворение, написанное другим
автором, после двукратного его прочтения.
Другим примером является В.А.Моцарт,
который запоминал сложнейшие музыкальные
произведения после одного прослушивания.

Отечественной
науке известны примеры феноменальной
памяти. Так, А.Л.Лурия обнаружил выдающуюся
память у некого Ш., который с одинаковой
быстротой запоминал различный материал,
включая бессмысленный, и притом в
чрезвычайно большом объеме Ш. мог быстро
запомнить и точно воспроизвести
сложнейшие математические формулы,
лишенные смысла, бессмысленные слова,
геометрические фигуры. Его память
отличалась притом и изумительной
прочностью: через 20 лет он точно припомнил
содержание экспериментального материала,
место эксперимента, в котором он
участвовал, а также то, во что был одет
экспериментатор, и другие мельчайшие
подробности обстановки и своих действий.

Существует
ли связь между тем, как быстро человек
запоминает и как долго помнит?
Экспериментальные исследования показали,
что строгой закономерности здесь нет.
Чаще встречается положительная связь
между прочностью и скоростью запоминания,
т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше
и помнит, но наряду с этим наблюдается
и обратное соотношение. Нет также никакой
определенной взаимосвязи между скоростью
и точностью запоминания.

Далеко
не часто встречаются люди, которые и
быстро запо­минают, и длительно помнят,
и точно воспроизводят, и вспоми­нают
в тот самый момент, когда это нужно. Да
и проявляется это различно по отношению
к различному материалу, в зависимости
от интересов человека, его профессии.
Одни быстро и хорошо запоминают лица,
но плохо— математический материал,других
характеризует, хорошая музыкальная,
но плохая
«бытовая»
память и т. д. А.С.Пушкин отличался
исключительной памятью на литературные
текты: страницу стихотворного текста
он проч­но и надолго запоминал после
двух -трех прочтений. И. П. Павлов часто
помнил точные материалы опытов лучше,
чем сотрудники, проводившие опыты.

Наиболее
распространенная типология памяти
связана с оцен­кой быстроты запоминания
и прочности сохранения. Оптимально
сочетание быстрого запоминания и
прочного сохранения.

Среди
школьников встречаются дети, которым
для запоминания материала достаточно
один раз прочитать раздел учебника или
внимательно
прослушать
объяснение учителя. При­чем эти дети
не только быстро запоминают, но и
длительно сохраняют заученное, легко
и полно его воспроизводят. Школь­ники,
быстро запоминающие и длительно
сохраняющие заученное, выделяются среди
других учащихся успехами в усвоении
знании.

Учителю
приходится
иметь дело
с школьниками, медленно запоминающими
учебный материал, но зато длительное
время сохраняющих заученное. Таких
школьников надо побуждать заучивать
учебный материал путем активных
повторений, при­менять различные
приемы:
слушать,
читать, записывать, зари­совывать,
опираться на наглядные пособия и т. д.
Закреплен­ный в результате многократных
повторений материал сохраняется в
памяти у этих школьников также длительно
и прочно, как и у учащихся, запоминающих
быстро.

Среди
учащихся встречаются и такие дети,
которые быстро запоминают учебный
материал, но также быстро забывают
выученное. Обычно на второй — третий
день они уже плохо, неполно и неточно
воспроизводят закрепленный материал.
У таких школь­ников необходимо прежде
всего воспитывать установку на дли­тельное
запоминание и привычку самостоятельно
повторять прой­денное через определенное
время, их нужно постоянно проверять,
контролировать. При усвоении нового
материала учащимся надо давать
индивидуальные задания — повторять
то, что из прошлых знаний связано с новым
материалом.

Наиболее
трудный случай — медленное запоминание
и быст­рое забывание учебного материала.
Отдельные дети, затрачивая много
времени и сил на заучивание материала,
воспроизводят его неточно и быстро
забывают. Слабая продуктивность их
памя­ти объясняется разными
причинами.
Как правило, плохое запо­минание
наблюдается школьников, которые часто
пропускают занятия, несистематически
выполняют учебные задания, не владеют
приемами запоминания.
Этим детям надо регулярно помогать,
терпеливо учить их приемам рационального
заучивания. При соответствующей работе
процессы запоминания и воспроиз­ведения
у них значительно улучшаются.

Слабая
продуктивность памяти иногда является
следствием заболеваний, сильного
переутомления. Для таких детей, кроме
индивидуального обучения и непосредственной
помощи в заучивании, необходим специальный
режим: чередование учебной деятельности
и отдыха, разумная дозировка учебных
заданий и т. д.

Очень
часто незначительные результаты
запоминания зависят не от плохой памяти,
а от плохого внимания учащихся Если
ученик рассеян на уроке или не привык
сосредоточенно рабо­тать, он плохо
воспринимает учебный материал, а,
следовательно, ему нечего запоминать.
Отсутствие внимания или недостаточное
внимание учащегося на уроке — одна из
важнейших причин пло­хого запоминания.

Другая
группа индивидуальных различий касается
типов памяти. Тип памяти определяет то,
как человек запоминает материал, —
зрительно, на слух или пользуясь
движением. Некоторые люди, для того
чтобы запомнить, нуждаются в зрительном
восприятии того, что они запоминают.
Это люди так называемого зрительного
типа памяти
.
Другим для запоминания нужны слуховые
образы. Данная категория людей обладает
слуховым
типом памяти
.
Кроме того, существуют люди, которые,
для того чтобы запомнить, нуждаются в
движениях и особенно в речевых движениях.
Это люди, обладающие двигательным
типом памяти

(в частности, речедвигательным).

Однако
чистые типы памяти встречаются не так
часто. Как правило, большинство людей
обладает смешанными типами. Так, чаще
всего встречаются смешанные типы памяти
— слухо-моторный, зрительно-двигательный,
зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти
повышает вероятность быстрого и
долговременного заучивания. Кроме того,
участие в процессах памяти нескольких
анализаторов ведет к большей подвижности
в использовании образованных систем
нервных связей: например, человек не
вспомнил что-то на слух — вспомнит
зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы
человек запоминал информацию разными
способами: путем прослушивания, чтения,
рассматривая иллюстрации, делая
зарисовки, наблюдая и т.д.

Тип
памяти зависит не только от природных
особенностей нервной системы, но и от
воспитания. Учитель, активизируя на
уроке деятельность разнообразных
анализаторов учащихся, тем самым
воспитывает смешанный тип памяти у
детей. У взрослых людей тип памяти может
зависеть от характера их профессиональной
деятельности.

Необходимо
обратить внимание на то, что типы памяти
следует отличать от видов памяти. Виды
памяти определяются тем, что мы запоминаем.
А так как любой человек запоминает все:
и движения, и образы, и чувства, и мысли,
— то разные виды памяти присущи всем
людям и не составляют их индивидуальной
особенности. В то же время тип памяти
характеризует то, как мы запоминаем:
зрительно, на слух или двигательно.
Поэтому тип памяти представляет собой
индивидуальную особенность данного
человека. У всех людей есть все виды
памяти, но каждому человеку присущ
какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность
к тому или иному типу в значительной
мере определяется практикой заучивания,
т. е. тем, что именно приходится запоминать
данному человеку и как он приучается
запоминать. Поэтому память определенного
типа может быть развита с помощью
соответствующих упражнений.

studfiles.net

6.4. Индивидуальные особенности памяти

В
процессах памяти индивидуальные отличия
проявляются в скорости, точности,
качестве
запоминания и готовности к воспроизведению.

Скорость
запоминания

определяется
количеством
повторений, необходимых для
запоминания
нового материала.

Точность
запоминания

характеризуется
соответствием
воспроизведенного тому, что запомнилось,
и количеством возможных ошибок.

Прочность
запоминания

проявляется
в

продолжительности
сохранения заученного материала
(или в
медленности
его забывания).

Готовность
к воспроизведению

проявляется
в

том,
как быстро и легко в нужный момент
человек
может припомнить необходимую информацию.

Индивидуальные
отличия памяти могут быть обусловлены
типом
высшей
нервной
деятельности.

В
связи с этим в
психологии
различают наглядно-образный,
словесно-абстрактный, смешанный, или
промежуточный типы
памяти.

Эти
типы обусловлены отчасти соотношением
первой и второй сигнальных систем в
высшей нервной деятельности человека,
но главным образом условиями жизни и
требованиями
профессиональной деятельности.

наглядно-образный

чаще встречается
у художников, писателей, музыкантов

словесно-абстрактный

у ученых, философов.

смешанный

имеет
место у людей, в деятельности которых
не наблюдаются
заметные преимущества наглядно-образного
или словесно-абстрактного типа.

Все
мнемическне процессы тесно связаны

с
направленностью
и
мотивацией
личности.
(Мнемотехника
— это совокупность приёмов, обеспечивающих
запоминание).

6.5.Нарушения памяти (амнезии):

Ретроградная

забывание прошлых
событий

Антероградная

невозможность
запоминания на будущее

Ретардированная

вид
изменения памяти, связанный с сохранением
в памяти событий, пережитых во время
болезни и последующим их забыванием.

  1. Внимание

7.1.
Понятие о внимании

Внимание

особая
форма
психической активности, которая
проявляется в
направленности
и сосредоточенности сознания на
значимых для человека
предметах,
явлениях окружающей действительности
или собственных

п
ереживаниях.

Что
важного

нужно знать о внимании:

1.

Не
является самостоятельным психическим
процессом.

2.
Внимание
не
отражает
ни свойств предметов, ни связей, ни
отношении

между
ними.

3.
Содержанием
внимания является содержание
той психической

деятельности,
в
которую
оно включается.

Внимание развивается
в онтогенезе.

Значение
внимания:

1. Всегда
включается в практическую деятельность
и в познавательные
психические
процессы, являясь необходимым условием
успешного усвоения знаний, качества
и продуктивности трудовой деятельности,
самовыражения личности.

2. При
помощи внимания проявляются,
выражаются интересы,
направленность
личности.

3. Выступает
как сторона психической деятельности,
обеспечивающая
единственный
путь проникновения информации в сознание
человека. «Внимание – это
единственные
двери, через которые знания проходят
в сознание человека». (К.Д.
Ушинский)

studfiles.net

Индивидуальные особенности памяти | PSYERA

Индивидуальные особенности памяти определяются как врожденными особенностями психики человека, так и приобретенными им в процессе жизненного опыта. Приведенные в предыдущем разделе примеры феноменальной памяти есть результат врожденных задатков и, конечно, систематических тренировок памяти.

Люди различаются по тому, каким образом они запоминают, сохраняют и воспроизводят информацию. Это проявляется в объеме и скорости запоминания, готовности к извлечению сведений из памяти, точности воспроизведения. Люди обладают различной памятью относительно того, что они запоминают (цифры, даты, фамилии, лица и др.). В значительной степени это зависит от их профессиональной деятельности.

У человека могут доминировать различные виды памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная и т.д. Иногда наблюдаются парные эффекты доминирования. Это определяется типом ведущей сенсорной системы индивида. Так, при подготовке ответа на экзамене у одного студента из памяти извлекаются целые страницы текста (ведущая — зрительная память), у другого звучит голос преподавателя или свой собственный голос, озвучивавший только что прочитанный текст (ведущая — слуховая память).

Иногда наблюдаются случаи, которые в обиходе называют фонографической памятью: человек может точно воспроизвести целые страницы незнакомого текста без осмысления его содержания.

Примерно у 5% детей и крайне редко у взрослых встречаются эйдетические способности: после зрительного восприятия объекта его яркий и устойчивый визуальный образ сохраняется некоторое время которое превышает время сохранения образов в иконической памяти.

Величина объема кратковременной памяти индивида позволяет с достаточной для практики достоверностью прогнозировать успешность его обучения: Э = 0,5 (V к.п.) +1, где Э — успешность обучения в баллах (2, 3, 4, 5)- V к.п. — объем кратковременной памяти данного человека, определяемый по результатам тестирования.

Преобладание пессемизма над оптимизмом как чертой характера предопределяет склонность индивида лучше запоминать неприятную информацию Оптимист же, наоборот, лучше сохраняет приятную информацию, теряя неприятные факты. Это о нем нередко говорят: «Он незлопамятен и не помнит зла которое принес другим».

Пожилые люди лучше воспроизводят события прошлых лет, чем текущие. Дети, наоборот плохо удерживают в памяти отдаленные во времени события. Более того, впечатлительность, живость воображения и низкая самокритичность делает их жертвами непроизвольного самовнушения, преувеличения в искажении фактов.

psyera.ru

25. Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей.

Большинство
психологов признают существование 
трех уровней памяти, различающихся 
по тому, как долго на каждом из них может
сохраняться информация. В соответствии
с этим различают непосредственную, или
сенсорную, память, кратковременную
память и долговременную память.

  Сенсорная
память. Кратковременная и долговременная
память. Как следует из ее названия,
сенсорная память — это примитивный
процесс, осуществляемый на уровне
рецепторов. Сперлинг показал, что следы
в ней сохраняются лишь очень короткое
время — порядка 1/4 секунды, и за это время
решается вопрос о том, привлечет ли
ретикулярная формация внимание высших
отделов мозга к поступившим сигналам.
Если этого не происходит, то менее чем
за секунду следы стираются и сенсорная
память заполняется новыми сигналами.

  Частный
случай сенсорной памяти составляют
последовательные образы. Они возникают
при воздействии на сетчатку сильного
или длительного раздражителя.

  Кратковременная
память характеризуется не только
определенной длительностью удержания информации,
но также емкостью, т. е. способностью
одновременно сохранять определенное
число разнородных элементов информации.

  Было 
установлено, что кратковременная 
память действует в течение примерно
20 секунд; за это время сохраняется 
очень немного информации — например,
какое-то число или несколько 
слогов из трех-четырех букв.

  Сохранение 
в памяти какой-то информации включает
три процесса. Первый из них — это
кодирование, в ходе которого выделяется
та информация, которая будет храниться.
Второй — это собственно хранение
информации и ее связывание с той, которая
уже есть в памяти. И наконец, третий этап
— это извлечение (воспроизведение)
хранящейся информации; без него мы
никогда не могли бы знать, что именно
мы действительно запомнили.

  Процесс
кодирования начинается уже на
стадии сенсорной памяти, когда распознаются
физические характеристики стимула.
Архивизация — это накопление материала
в памяти. В зависимости от того, вовлекается
ли при этом эпизодическая или семантическая
память, архивизация происходит по-разному.
Это важное подразделение двух форм
памяти ввел Тульвинг.

  Эффективность
извлечения информации тесно связана с
тем, насколько хорошо организован
материал в памяти. Действительно,
информация всегда воспроизводится на
основе той структуры, в составе которой
она запоминалась. 

Процессы
памяти у разных людей протекают
неодинаково. Общеизвестно, что одни
люди запоминают быстро, другие медленно,
одни помнят долго, другие скоро забывают,
одни воспроизводят точно, другие
допускают много ошибок, одни могут
запомнить большой объем информации,
другие запоминают всего несколько
строк.

Первая
дифференциация типов памяти связана с
тем, как сенсорная область служит
наилучшей основой для воспроизведения.
Одни люди лучше запоминают зрительные,
другие — слуховые, третьи — двигательные
данные. Один человек, для того чтобы
запомнить, должен сам прочесть текст,
и в воспоминании у него восстанавливается
преимущественно зрительный образ; у
другого — такую же преобладающую роль
играют слуховые восприятия и представления;
у третьего — двигательные: текст
закрепляется у него лучше всего
посредством записи. Чистые типы
встречаются редко, а обычно наблюдаются
смешанные: зрительно-двигательный,
двигательно-слуховой и зрительно-слуховой
типы памяти. У большинства людей
господствующим является зрительный
тип запоминания предметов и
словесно-двигательный — при запоминании
словесного материала. Встречаются,
однако, люди с ярко выраженным зрительным
типом запоминания словесного материала,
который иногда приближается к
«эйдетическому» типу памяти.

Память
дифференцируется и по характеру наилучше
запоминаемого материала. Хорошая память
на цвет может соединяться с плохой
памятью на числа, и наоборот. Память на
наглядно-образные и абстрактные
содержания, на математические формулы
и на эмоциональные переживания может
быть различна. Все особенности восприятия
и мышления, сенсорной и эмоциональной
сферы проявляются внутри памяти.

Далее,
память у людей различается:

1) по
быстроте запоминания;

2) по
его прочности или длительности;

3) по
количеству или объему запоминаемого и

4) по
точности.

В
отношении каждого из этих качеств память
одного человека может отличаться от
памяти другого.

Наконец,
нужно различать более непосредственный,
иногда приближающийся к эйдетическому,
тип памяти (как, например, у З. Фрейда) и
более опосредованный, основанный на
хорошей организации навыков умственной
работы. Первый по большей части ярче,
второй — прочнее. Первый по преимуществу
образный, второй — речевой.

Говоря
о типах памяти, необходимо иметь в виду,
что особенности процессов запоминания
(быстрота, прочность его и т. д.) зависят
от того, кто и что запоминает, от
конкретного отношения данной личности
к тому, что подлежит запоминанию.

Особое
место в исследованиях памяти занимают
расстройства памяти. Исследования
патологии памяти важны в теоретическом
отношении, так как они позволяют выяснить,
какие структуры или факторы участвуют
в протекании мнемической деятельности,
а также сопоставить данные о нарушенных
звеньях мнемической деятельности с
разработанной отечественными психологами
системой взглядов на формирование
процессов памяти.

В
основе нарушений памяти могут лежать
самые разнообразные факторы, порождающие
различные виды расстройств, большинство
из которых относится к разряду амнезий.
Амнезия— это нарушение памяти в
виде утраты способности сохранять и
воспроизводить ранее приобретенные
знания. Так, одним из наиболее исследованных
расстройств непосредственной
(непроизвольной) памяти является
нарушение памяти на текущие события
при сохранении относительно хорошей
памяти на события прошлого. Данный вид
нарушения памяти называется фиксационной
амнезией. Ряд экспериментальных данных
свидетельствует о том, что в этом случае
речь идет о нарушении воспроизведения.

Расстройства
памяти распространяются часто не только
на текущие события, но и на прошедшие:
больные не помнят прошлого, путают его
с настоящим, смещают хронологию событий,
т. е. они дезориентированы во времени и
пространстве. У таких больных нарушения
памяти часто носят прогрессирующий
характер. В этом случае речь идет о
прогрессирующей амнезии. Наряду с этим
сохранившееся в памяти отдаленное
прошлое приобретает особую актуальность
в сознании больного. Нарушения такого
рода развиваются по «закону обратного
хода памяти», предложенного и обоснованного
французским психологом Тэодюлем Рибо
(1839-1916).

Больные
с поражением лобных долей мозга, как
правило, не теряют памяти, но их мнемическая
деятельность может существенно
затрудняться патологической инертностью
однажды возникших стереотипов и трудным
переключением с одного звена запоминающей
системы на другое.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о