Содержание

Life and Art Искусство Жизни

Тема эмоций уже неоднократно затрагивалась в моих статьях, но все равно остается много вопросов. Все чаще встречаю людей, которые характеризуют свое состояние, как гиеперэмоциональное. Проще говоря, много эмоций, с ними сложно справиться, они возникают практически в любой ситуации и сильно мешают жить полноценной и нормальной жизнью.
Я сама прошла через это. Когда-то я не знала что делать со своими эмоциями, резко реагировала на происходящее вокруг. Но мне очень помогла работа с осознанием эмоций.
Дело в том, что эмоции не даны нам просто так. Это очень мудрая и ценная система в нашей психике. Эмоции — это сигналы, которые приходят намного раньше, чем мы успеваем понять ситуацию в целом.
Когда нами манипулируют, мы тут же ощущаем чувство вины. Когда человек обманывает или не сдерживает обещание — обида. Когда кто-то посягнул на наше личное пространство — злость, агрессия. Потому и бывает так сложно сразу справиться с эмоциями, ведь они должны донести сигнал, а если мы его не понимаем? Тогда эмоции усиливаются и захлестывают, накрывают человека. А если ситуация неоднозначная, с несколькими стрессовыми факторами, если человек не успевает сообразить что делать или адаптироваться? Вот тогда и проявляется гиперэмоциональность.

Бояться этого не надо. Вопрос решается достаточно просто, главное уделить этому время.
Что важно знать?
Каждая эмоция несет с собой сигнал, послание. Его нужно научиться считывать. Для этого заведите дневник или возьмите за правило в каждой ситуации спрашивать себя «Что я сейчас чувствую?» Этот вопрос не только поможет вам научиться отслеживать свои эмоции, но и отвлечет от сильного реагирования на ситуацию. Иногда бывает для успокоения достаточно просто осознать и назвать эмоцию, услышать ее сигнал.

Важно знать и интерпретацию сигнала, который несет эмоция. Это можно понять в процессе. Есть уже готовые расшифровки. Но все равно лучше все пропустить через себя, осознать в полной мере.
Для этого потребуется немного анализа.
Рассмотрите ситуации, в которых у вас возникает одна и та же эмоция. Подумайте, что общего между ними? Какой процесс происходит? Что хочет показать эмоция?
Если сразу будет трудно, тогда пропишите диалог с самой эмоцией.
Попросите ее рассказать вам о сигнале. Зачем она пришла?

Через какое-то время вы будете понимать, что происходит, быстрее реагировать, быстрее интерпретировать.

Что еще важно научиться делать?
Реагировать на ту или иную ситуацию адекватно ей.
Если у вас всего один механизм реагирования на стрессовую ситуацию, то вы всегда будете делать одно и тоже. Например, тушеваться и горбиться, ждать пока все пройдет, не защищая себя. Или наоборот, кричать, волноваться, реагировать не думая о последствиях.
Чтобы выработать новые схемы поведения, достаточно после каждой неординарной или эмоциональной ситуации прописать или продумать по 10 альтернативных форм реагирования.
Например, не бояться, а задать вопрос (какой?). Или попросить 10 минут и выйти из ситуации.
Чем больше вариантов вы соберете, тем лучше.

Первый шаг по работе с гиперэмоциональностью — это, конечно, осознание и интерпретация сигналов. Только это уже через некоторое время даст свои результаты. Вы заметите, что стали намного спокойнее.

Автор: Анна Баранова (психолог, консультант, тренер, писательница)

Поделиться «Гиперэмоциональность»

Читайте еще статьи на нашем сайте:

lifeandart.ru

Как и зачем справляться с повышенной эмоциональностью

Рассказываем, так ли это плохо, как нам кажется на первый взгляд, и делимся советами о том, как научиться контролировать свои эмоции.

Приходилось ли вам когда-нибудь плакать без особых на то причин? Или, напротив, смеяться практически до истерического припадка? Вас легко вывести из себя? Любой разговор на повышенных тонах вы готовы трансформировать в скандал с битьём посуды и любых других предметов, которые попадаются вам под руку? Вы разучились говорить тихо? В таком случае вы являетесь «счастливой» обладательницей повышенной эмоциональности, которая вполне может привести как минимум к постоянным головным болям. А как максимум – к нервному срыву. Эмоции помогают нам выражать собственные чувства, но порой их сила настолько мощная, что начинает выходить из-под контроля. Именно в таких недостатках чаще всего обвиняют женщин. Способность переживать по каждому поводу, нервничать, «раздувать из мухи слона», долго приходить в стабильное состояние. Сюда же относятся постоянная болтливость, страхи, глобальная неуверенность в себе. Конечно, мужчины тоже порой страдают от неразрешимых противоречий, однако писхологи отмечают, что женщинам такие состояния свойственны намного чаще.

Когда эмоциональность полезна

Использовать довольно конкретное слово «полезна» было бы не совсем уместно, так как всё-таки тонкая душевная организация, риск вот-вот сорваться в бездну неконтролируемой печали или, наоборот, радости нашему здоровью ничего хорошего точно не сулят. Однако, согласитесь, что если вы – представитель творческой профессии, прожить всю жизнь эдакой глыбой льда практически невозможно. Неинтересно смотреть на актера, который не может выразить всю силу чувств своего героя. Картины художников, лишенные эмоциональной окраски, скучны и не привлекают к себе внимания. Сценарист никогда не напишет гениальный текст, если он совсем ничего не чувствует. 

К тому же не стоит забывать, что нередко эмоциональные люди вовсю пользуются своим недостатком. Вы никогда не задумывались, как просто манипулировать людьми с помощью эмоций? Ваш муж ненавидит, когда вы плачете? Теряется, страдает, забивается в угол? Так почему бы в таком случае не добиваться всего желаемого с помощью слёз? (

читайте также: Не реви: почему мужчины боятся женских слез)

Ещё одно свойство эмоциональности, которое можно обернуть в плюс, правда, уже для общества: люди с повышенной эмоциональностью нередко предсказуемы в своих поступках. Поэтому окружающим проще общаться с ними, чем с хладнокровными людьми, реакцию и действия которых сложно предугадать.

Побочные эффекты эмоциональности

Конкретный вред не только нашей нервной системе, но и всему организму в целом могут нанести негативные эмоции. Дело в том, что неприятные ощущения имеют свойство накапливаться быстрее, нежели приятные. Так уж устроен наш организм. Наслаиваясь друг на друга, они отравляют жизнь, и, кстати, делают её невыносимой в первую очередь для нас самих, а не только для окружающих, которым приходится терпеть ваши перманентные истерики. Зависимость от своих эмоций предполагает отсутствие у человека ответственности за совершённые поступки и сказанные в порыве гнева слова, а восстанавливать баланс и мир, между прочим, придётся потом вам. Импульсивность мешает в делах, где рассудительность и рационализм играют большую роль.

Конечно, мера нужна во всём, неумение контролировать свои эмоции не только лишает вас возможности объективно оценивать реальность, но и может служить толчком для развития букета сопутствующих проблем: депрессии, апатии, развитии психосоматических заболеваний (

читайте также: Семь признаков подступающей депрессии).

Научиться себя контролировать

Конечно, можно каждый раз пытаться успокаивать себя, говоря себе «всё хорошо» или, на крайний случай, «всё будет хорошо», пачками заглатывать успокоительные, можно визуализировать мечты, улыбаться, излучать «свет и любовь» или даже обратиться за помощью к психотерапевту. Однако только тщательная работа над собой может привести к ожидаемым результатам.

Как ни странно, чаще всего проблемой излишней эмоциональности становится обычная неуверенность в себе. Подумайте о своих плюсах и минусах. С плюсами все понятно, вспоминайте о них почаще. А над минусами нужно немного потрудиться: постарайтесь из недостатков вырастить достоинства. Хвалите себя ежедневно за все те мелочи, что совершаете, и вы увидите, насколько быстро начнет повышаться ваша самооценка. Развивайте чувство собственного достоинства и юмора – смейтесь над собой, своими недостатками и тем, как глупо и смешно выглядите со стороны, когда выходите из себя.

Важно уяснить для себя, как проявляется эмоциональный срыв именно у вас. Один человек срывается на агрессию, второй вдруг начинает плакать, третий – теряет дар речи. В зависимости от этого и нужно строить свою «линию защиты», чтобы обезопасить и себя и окружающих. Поэтому всякий раз, когда вы почувствуете, что эмоции начинают выходить из-под контроля, постарайтесь позаботиться о том, чтобы последствия эмоционального всплеска не отразились на вашей карьере, не испортили вам публичное выступление, не разрушили личные отношения и не ввели вас в чувство стыда или неловкости перед свидетелями вашей слабости.

Также необходимо освоить простейшую, но в то же время очень действенную технику дыхания, которая помогает быстро вернуться в состояние равновесия. Если вы почувствовали, что эмоции переполняют вас, остановитесь, займите наиболее комфортное для вас положение. Глубоко вдохните и медленно выпустите воздух обратно. Когда ваше дыхание придёт в норму, проанализируйте, что именно вывело вас из привычного состояния. Разложите всё по полочкам в голове и уже скоро вы удивитесь. как быстро всё встало на свои места, а от беспричинного гнева или огорчения не осталось и следа. Ясные мысли – залог того, что эмоции не захлестнут вас неожиданно.

Фото: Getty Images

www.marieclaire.ru

Эмоциональность, как свойство личности

Эмоциональность – это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Эмоциональность можно и стоит рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир проявлением эмоций и влияние их на поведение человека. Эмоциональность свойственна людям, ведь, проявляя эмоции, мы познаем жизнь, окрашиваем ее разными красками, пусть даже не самых приятных оттенков.

Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere» – выдвигать, волновать, колебать. Эмоция процесс в равной степени психологический и биохимический, возникающий как реакция в ответ на происходящие с человеком события. Эмоции не зависят от объектов, на которые направлены. Одна и та же эмоция может быть проявлена в разное время по разному поводу и совершенно к разным людям и ситуациям, чего нельзя сказать о чувствах. Чувства более комплексны и всегда имеют адресата. С точки зрения эволюции эмоциональность более давняя форма проявления отношения человека к окружающему миру, посему эмоции присущи и животному, и человеку. Чувства же – прерогатива человека.

Как развить эмоциональность

Эмоция – это реакция на происходящее, которую можно назвать «здесь и сейчас». Эмоции проявляются в конкретный момент и отражают отношение проявляющего переживания к происходящему. Чувства, напротив, обладают относительной устойчивостью и постоянством и всегда имеют адрес – тот объект, на который направлены. Психологи выделяют эмоции, которые называют базовыми или врожденными. Названы они так потому, что присущи всем здоровым людям и проявляются одинаково на всех континентах и в разных национальностях. Базовые эмоции – эмоции общие для всех. На сегодняшний день выделено семь базовых: радость (счастье, довольство), гнев (злость, ярость), страх, печаль (грусть), интерес, отвращение и удивление.

Способность выражать силу и энергию своих эмоций характеризует эмоциональность как качество личности. Многие психологи рассматривают эмоциональность как одну из основных составляющих темперамента. У холериков эмоциональность характеризуется молниеносной сменой эмоций, которые к тому же проявляются ярко. Эмоциональность меланхоликов внутри, там бурлят страсти, быстрота движений переживаний, но выплеск наружу еле заметный, незначительный. Сангвиники более медлительны и уравновешены, эмоции проявляют не столь бурно. Эмоциональность флегматиков в полном равновесии, рождение и проявление переживаний не яркое.

Думаю, всем известны выражения «ничем не пронять», «толстокожий как слон», «холодный» и подобные. Все эти выражения говорят про низкий уровень эмоционального реагирования. Эмоциональность можно развивать.

Чтобы успешно развить эмоциональность необходимо познакомиться с эмоциями и чувствами, выделить для себя те, которые человек испытывает наиболее часто, а также понаблюдать за поведением и проявлением эмоций, как у себя, так и у других людей.

Далее важно ответить себе на вопрос «что я могу изменить в своем поведении?» Эмоциональность – это открытость миру. Психологи советуют больше общаться, ведь малообщительные люди, как правило, закрытые люди. Необходимо пробовать проявлять эмоции жестами, словами, говорить о чувствах, стать более открытым, чаще улыбаться. Это облегчает общение и понимание.

Замечено, что не всегда отсутствие внешнего проявления эмоциональности говорит об отсутствии самих эмоций. Бывают случаи, когда из-за невозможности проявить свои переживания (не уместно, не вовремя, не воспитано и прочее) человек сдерживает их или иными словами подавляет, возникает внутреннее накопление эмоционального напряжения.

Периодическое подавление собственных переживаний отрицательно сказывается на здоровье человека как физическом, так и психическом. Не выраженные эмоции грозят взрывом чувств, что может вылиться в истерику или в приступ агрессии и, несомненно, проявиться в теле повышением давления вследствие прилива крови к головному мозгу, тремором в конечностях, скажется также и на дыхательном аппарате.

Эмоциональность без разрядки, похожа на спящий вулкан, готовый в любой момент к извержению и что станет отправной точкой остается только догадываться. В любой момент обязательно произойдет эффект последней капли и каковы будут последствия никому не известно. Стоит ли доводить до этого? Опасность взрыва связана не только с подавлением переживаний, но и с повышенной эмоциональностью человека.

Высокая эмоциональность характеризуется быстрым возникновением раздражения и повышенной ответной реакцией. Если игнорировать накопление эмоций, то наступит точка не возврата и при таких условиях они возьмут верх.

Высокая эмоциональность личности имеет свои плюсы и минусы. Можно считать, что это утверждение очень относительно, ведь сколько людей, столько и мнений. Давайте разбираться. Плюс состоит в том, что, проявляясь, эмоции выплескиваются наружу, не подавляются, не вытесняются, не заталкиваются поглубже, а выдаются в мир. Однако, высокая эмоциональность в основном разрушительна. Возможно, вам знакома ситуация, когда, потеряв контроль над собой, люди позволяют себе лишнее в отношении других людей (повышение голоса, оскорбление, стук дверью и т.п.). Какой потом осадок от смущений и переживаний по этому поводу остается зачастую у обеих сторон ситуации. Высокая эмоциональность негативно сказывается на отношениях и также негативно влияет и на самого человека, вгоняя его в чувство вины, заставляя оправдываться перед собой и окружающими, накапливая обиды.

Как справиться с повышенной эмоциональностью

Осознайте, что повышенная эмоциональность – это ваша черта характера. Проведите самоанализ. Определите для себя уровень своей эмоциональности, насколько вы вспыльчивы и нетерпимы. Можно пройти тесты, чтобы определить свой темперамент и эмоциональность.

Заведите дневник эмоций, где будете описывать свой день и свои переживания. А лучше сразу после того как произошел всплеск эмоциональный записать что вы чувствовали, как переживали, как реагировало ваше тело, где отзывались и как происходило затихание эмоций. Перечитав написанное, оцените свое отношение к нему. Какая из ваших реакций была обоснованной. А какие переживания вы испытываете теперь?

Познакомьтесь со своими триггерами – ситуациями, которые запускают ваш организм снова и снова активизировать все системы и выдать эмоциональную реакцию, взбодрить вашу эмоциональность. Возможно, намного ранее в вашей голове образовалась модель поведения в ответ на стрессовую ситуацию. И, возможно, эту модель поведения вы постоянно повторяете. В такой момент спросите себя «Что конкретно сейчас я чувствую? Когда я проявлял подобные эмоции? Что является пусковым механизмом?» Сделать это также можно благодаря дневнику переживаний. Вы можете изменить свою модель поведения и свою эмоциональность. Не спешите. Знакомство с собой, своей эмоциональностью и проявляемыми эмоциями это не легкий труд. Не заставляйте себя делать все и сразу, слишком поспешные действия ведут к сопротивлению. Рост личности это всегда выход из зоны комфорта, а подобный выход дается не просто и требует затрат душевных, эмоциональных и физических. Но не унывайте «съесть слона» целиком сложно, но по частям очень даже можно. Если вам тяжело собраться с силами и встретиться со своей эмоциональностью, установите для себя более простые цели, более достижимые.

Познакомьтесь с понятием персонализации, распознайте ее и боритесь с нею. Это понятие, которое способно вызвать повышенную эмоциональность. Оно может означать, что вы чувствуете себя ответственным за вещи, которые могут не иметь лично к вам никакого отношения или которые вы не можете контролировать.

Боритесь с долженствованием. Заявления о том, что вы кому-то что-то должны причиняют вред и заставляют придерживаться стандартов, которые могут быть завышены. Нарушая очередное «должен», вы вполне можете испытывать отчаяние, вину, гнев. Вы можете избежать подобных ситуаций, изучив, что именно находится под этим «должен» и только потом решать так ли это на самом деле. Как следствие, вы не будете испытывать негативных эмоций. А слова «должен» и «надо» при необходимости можно заменить на слово «хочу» и дело пойдет намного проще.

Действуйте только после того, как успокоитесь. Ваша эмоциональность порой не самый хороший советчик и действия под влиянием эмоций может привести к последствиям, о которых в дальнейшем вы можете глубоко сожалеть. Попробуйте успокоиться, прежде чем реагировать на ситуацию, которая вызвала сильную эмоциональную реакцию.

Позвольте себе чувствовать свои эмоции. Корректируя свою эмоциональность, работая над повышенной эмоциональностью, не стоит становиться совершенно безэмоциональным, мы уже говорили о вреде подавления эмоциональных всплесков. Необходимо познакомиться и осознать эмоции, осознать также и то, что отрицательные эмоциональные всплески также необходимы как и положительные и стараться соблюдать их баланс.

В середине прошлого века ученые заговорили о понятии эмоциональный интеллект. Понятие было введено тогда, когда было замечено, что высокий уровень интеллекта не всегда способствовал успешности человека в карьере и личной жизни. По мнению ученых, эмоциональный интеллект в отличие от интеллекта представляет собой способность правильно истолковывать эмоциональность, чувства и поведения других людей, интуитивно улавливать, в чем нуждается другой человек, а также иметь высокую стрессоустойчивость. Вся теория эмоционального интеллекта основана на предположении, что человек способен точно определять эмоции другого человека, а также на том, что эмоциональностью можно научиться управлять. Не только лицо, но и тело способно передавать эмоции и если наблюдать за этими проявлениями и научиться их замечать, можно прочесть все эмоции другого человека как открытую книгу.

Но достаточно лишь наблюдений? Если ваша эмоциональность высока, за собственной бушующей эмоциональностью вы не увидите чужой. При низкой эмоциональности, вы не способны увидеть изменения в эмоциональном состоянии другого человека. Если ваши эмоции стереотипны, вы никогда не заметите тонкости настроения и окраску эмоциональности другого человека. В других вы будете ощущать и видеть лишь те эмоции, на которые способны сами. Ваш мозг выдаст вам реакцию, которая когда-то была наиболее эффективна. Необходимо научиться различать тона и полутона эмоциональных всплесков. И если ваш мозг способен от радости кричать и плакать, смеяться и хмуриться, тихо улыбаться, говорить о своем счастье или уходить внутрь, тогда ваш мозг сможет подстроить ваши эмоции к любой ситуации. Ваш диапазон проявления и восприятия эмоций расширится, а ваша собственная эмоциональность сбалансируется.

Изучайте эмоции, новые слова для описания эмоциональных всплесков. Не просто «счастлив», а «безмерно счастлив», «тихо счастлив», «удовлетворен и счастлив», «благостен». Примеряйте эмоции на себя перед зеркалом. Эмоциональный рост, как и физический, требует времени и не всегда приятен. И будьте терпеливы.

psihomed.com

Нарушение контроля эмоций у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Нарушение эмоциональной саморегуляции является одной нейропсихологических характеристик детей с СДВГ.

Среди ровесников они отличаются силой и скоростью развития эмоций. Ребенок в один момент из спокойного состояния может перейти в крайне озлобленное, или же наоборот — безмерно приподнятое.

Обусловливает такую гиперэмоциональность детей с с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в частности слабое регулирующее влияние лобной коры на те отделы головного мозга, которые связаны с эмоциональной сферой (лимбическая система и подкорковые образования). Эта эмоциональность во многих аспектах жизни может иметь положительное значение — дети и взрослые с СДВГ могут быть «эмоциональными донорами», заражающими других своими положительными эмоциями, энтузиазмом, жизнелюбием. Но когда ребенок застревает на отрицательных эмоциях, то наоборот, его жизнь и жизнь окружающих осложняется…

Гиперэмоциональность становится наиболее проблемной при таких отрицательных чувствах, как злость, раздраженность, неудовлетворенность и т.п.

Слабость регуляции эмоций, неразвитость способности иначе посмотреть на ситуацию, настроить себя на успокоение и более адекватную эмоциональную, когнитивную и поведенческую реакцию может осложнять выход из состояния отрицательного аффекта. Находясь под властью сильных, неуправляемых эмоций, например, злости, ребенок может совершить немало плохих поступков, наговорить несправедливых слов, прибегнуть к насилию…

На протяжении всей жизни многие дети и взрослые с СДВГ испытывают проблемы с контролем над своими агрессивными эмоциями и их деструктивными последствиями как в социальных отношениях, так и других сферах жизни.

А сильная, неуправляемая злость имеет свойство «помрачать» сознание, заставляет необъективно воспринимать ситуацию как чрезмерно враждебную — и соответственно импульсивно действовать. В состоянии такой сильной злости люди с СДВГ могут прибегать к физической агрессии, направленной на других, на вещи, а порой и на себя самих. Последствия агрессивного поведения — как немедленные, так и отдаленные — весьма ощутимы для самого человека.

Наличие такого поведения является одним из отрицательных прогностических факторов относительно будущего ребенка с СДВГ. В частности, причиной исключения ребенка из школы нередко становится агрессивное поведение; действия, подпадающие под уголовную ответственность, могут быть также совершены под влиянием гнева, в аффективном состоянии. Причем склонность к вспышкам гнева и агрессивного поведения во многих случаях отнюдь не говорит об озлобленности ребенка как состоянии его души.

Один из наших пациентов, 10-летний Андрей, сменил за время учебы пять школ, несмотря на хорошую успеваемость. Главной причиной исключения были агрессивные действия. В целом он добрый, искренний мальчик, но, по словам родителей, его очень легко «завести» и спровоцировать — и тогда он становится просто неуправляемым в своей злости.

Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.

doshkolniki.org

Эмоциональность — это… Что такое Эмоциональность?

Эмо́ции (от фр. emotion — волнение, возбуждение) — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).

Смысл термина и границы понятия

Под эмоциями понимают либо внутреннее чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринной нервной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т.п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных — приматов, собак, кошек и других мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ,представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Основные эмоции

К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:

По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть (страсть считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют «хроническим» эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

Список эмоций и чувств

Более полный список эмоций и чувств включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние

Всего в списке 75 названий. Некоторые из названий скорее являются пограничными состояниями, чем эмоциями, другие же содержат несколько синонимов. Поэтому список этот достаточно условен. При составлении списка эмоций нужно стараться не включать в него психические явления, заведомо эмоциями не являющиеся. Например, в предыдущем списке голод и жажда это субъективные ощущения, сопровождающие недостаток в организме пищи и воды. Эти ощущения возникают в результате сигналов от рецепторов в желудке, гортани и т.п. Они не связаны с когнитивной оценкой ситуации и эмоциями не являются. В связи с этим, возможно, имеет смысл составлять список не только эмоций, но и не эмоций. Выпишем слова из предыдущего списка, не связанные с когнитивной оценкой ситуации, и потому эмоциями не являющиеся: голод, жажда, похоть, сексуальность, усталость.

При составлении списка эмоций имеет смысл сразу разбивать их на противоположные по знаку пары. Например, в книге A. Ortony, G.L. Clore, and A. Collins, The Cognitive Structure of Emotions, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1988 выписаны 11 пар слов, претендующих на противоположные эмоции. gratification — remorse, gratitude — anger, pride — shame, admiration — reproach, joy — distress, happy-for — resentment, gloating — pity, hope — fear, satisfaction — disappointment, relief — fears-confirmed, love- hate.

В статье Леонтьев В.О.Формулы эмоций. Одиннадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту КИИ -2008. Труды конференции. Т.1 приведено теоретическое обоснование разбиения на противоположные пары восьмерки эмоций: интерес — пренебрежение, надежда — страх, удовлетворение — гнев, радость — горе.

Формальные модели эмоций

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются KARO, EMA, CogAff, Affective Computing и модель Фоминых-Леонтьева.

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша — не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами. Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки — это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью — чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть — это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

Эстетические и интеллектуальные эмоции

В статье Scherer, K. (2005).What are emotions and how can they be measured? Social Science Information Vol. 44, No. 4: 695-729 различаются понятия утилитарных и эстетических эмоций. Утилитарные эмоции, такие как страх, гнев, радость и т.д. оценивают степень достижения цели или удовлетворения потребности. Эстетические эмоции ( гармония — дисгармония, красота — уродство, благоговение — кощунство…) не связаны с достижением цели или удовлетворением потребностей и возникают, в частности, при оценке предметов искусства.

Есть еще одна группа эмоций, не связанная с потребностями и целями. Это интеллектуальные эмоции, см. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности, Психологический ж-л, 4,1998. Эти эмоции оценивают информацию, вне ее связи с утилитарными целями.Например, новая информация может подтверждать или не подтверждать старую. Четыре интеллектуальных эмоции (догадка, уверенность, сомнение, удивление) можно проклассифицировать с помощью двух бинарных признаков: предшествующие — констатирующие и подтверждающие — неподтверждающие эмоции, см. Леонтьев В.О.Что такое эмоция. Вестник биологической психиатрии №5,2004.

Стенические и астенические эмоции

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения, заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения — это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то — к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация

Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.

Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.

Конфликтные эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация)

Аффект — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте — стремление устранить травмирующий раздражитель.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т. п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

  1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
  2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
  3. Спадает нервное напряжение, снижается двигательная активность, возникает состояние депрессии, слабости.

На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик. Бегство, гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т. п.

Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект — ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности — фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т. п.)

Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация — конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.

Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Эмоции и стресс

Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.

В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

  1. Стадия нарастания тревоги — при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т. п.
  2. Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.
  3. Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности:

  1. Интерналы — люди, рассчитывающие только на свои силы.
  2. Экстерналы — люди, рассчитывающие на помощь других людей в трудной ситуации.

Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы … интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.

Экстернальный тип поведения характерен для незрелых, неуверенных в себе личностей. Крайне интернальный тип поведения — присущ людям, не склонным к общению, это замкнутые, самодостаточные личности. Иногда такая чрезмерная закрытость мешает прибегнуть к помощи других людей и наиболее результативно решить проблему.

Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для неё.

Выделяют так называемый австресс («хороший» стресс). Австресс способствует выработке адаптационных механизмов индивида, мобилизует его силы. Другой вид стресса — дистресс — оказывает угнетающее влияние на человеческий организм. Например, рождение ребенка и дальнейшее его пребывание в семье — для большинства молодых родителей является австрессом, но для некоторых это событие может быть воспринято, как дистресс.

Компоненты эмоций

  1. Субъективный набор эмоций.
  2. Особенности биологической реакции, в особенности вегетативной нервной системы.
  3. Индивидуальное знание о проявлении эмоций и связанных с ними состояний.
  4. Мимическая эмоциональная реакция.
  5. Реакция на проявление эмоций.
  6. Особенности к активному реагированию.

Ни один из этих компонентов ни есть эмоция, но сочетание их формирует эмоцию.

Физиология эмоций

Качество эмоции определяется триединым действием темперамента, ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события.

Возбуждение и эмоции

Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы.

  1. Повышение артериального давления и учащение пульса
  2. Учащение дыхания.
  3. Расширение зрачков.
  4. Повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи.
  5. Повышение уровня глюкозы в крови.
  6. Ускорение свертываемости крови.
  7. Перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.
  8. Элевация волос кожи — «Гусиная кожа».

Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции — парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.

В результате таких эмоций как «Страх» и «Злость» организм подготавливается к борьбе или бегству. Некоторые из этих проявлений наблюдаются при «Удовольствии» и «Сексуальном возбуждении». Такие эмоции как «Скорбь» или «Тоска» могут выражаться, однако, в депрессии и замедлении реакций.

Качества эмоций

Интенсивность эмоций

Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга.

Дифференциация эмоций

Теория Джеймса-Ланга (James-Lange, 1884) предполагает наличие определенного Паттерн (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. Это утверждение получило подтверждение работами Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1990)

Когнитивная оценка

Заключается в анализе ситуации, которая приводит к проявлению эмоций. Такой оценке подвергается как интенсивность, так и качество эмоций. Если человек находится в состоянии неопределенной эмоции, когнитивная оценка позволяет ему оценить ситуацию. Существуют, однако, ситуации когда эмоциональное состояние не может быть оценено ни сознательно, ни преднамеренно. К таким состояниям относятся «детские страхи». В этих случаях развитие эмоционального состояния происходит по специализированным нейрональным путям в головном мозге.

Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Коммуникация и эмоции

Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis)

Настроение как эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние — настроение — оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. Так, человек в «плохом» настроении склонен оценивать риск более часто, чем в «хорошем».

Поведение и эмоции

Типичная тенденция активности определяется определенной эмоцией. Агрессивность — типичная тенденция в ответ на злобу. Агрессивная реакция у животных регулируется определенными нейрональными структурами головного мозга (гипоталамусе), У человека эта активность регулируется корой головного мозга и может быть частью приобретенного опыта. Согласно теории социального обучения (social-learning theory) агрессивное поведение может быть приобретено детьми в результате имитации поведения в сценах насилия демонстрируемых по телевидению.

Взаимозависимости эмоций

Кроме того, основные эмоции могут кооперироваться с реакцией на сложные социальные задачи, приобретая характер когнитивных эмоций. Так «чувство отвращения» может возникнуть у вас при наблюдении испражнений — это основная эмоция, но чувство отвращения может возникнуть у вас и в ответ на аморальное поведение в обществе и тогда эта эмоция проявляется как высокая, когнитивная эмоция.

Свойства эмоций и чувств

  1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
  2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
  3. Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.
  4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
  5. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
  6. Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

Коллективные эмоции

Помимо биологических, у человека проявляются коллективные эмоции (страх смерти, страх потери своего социального «я», страх сойти с ума и др.)

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны. Продолжительность эмоций зависит от продолжительности воздействий, их вызывающих, и поэтому, не может служить основанием для их классификации. Вместо продолжительности лучше взять время возникновения эмоции относительно события. Эмоции возникшие до события называются предшествующими, после события констатирующими, см. Вилюнас В.К Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

Интенсивность эмоции

  • слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)
  • средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.
  • сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

ЗНАК эмоции

  • Положительный — человек стремится к объекту эмоции.
  • Отрицательный — человек стремится от объекта эмоции.

Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.

Направленность эмоции

Улыбка

Или зависимость эмоции:

См. также

Ссылки

Литература

  • Hilgard’s Introduction to Psychology (13 Edition) 2000, (Публикуется с 1953)
  • Emotion (The science of sentiment). Dylan Evans. Oxford University press. 2001
  • Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Гипотимия,эмоциональное расстройство,эмоциональная лабильность

Многие серьёзные физические заболевания возникают из-за нарушений психического здоровья человека. Однако сами психические отклонения могут очень длительное время маскироваться под особенности характера, восприниматься как яркая индивидуальность или небольшая «чудинка» потенциального пациента психиатра. Одним из таких расстройств является гипотимия.

Содержание статьи:

Особенности нарушений эмоциональной сферы

Любой человек ежедневно испытывает целую гамму разнообразных эмоций. В зависимости от темперамента, характера и привычек у одних чувства проявляются ярче, у других более приглушенно. Это нормально и естественно.

О нарушениях в эмоциональной сфере говорят в тех случаях, когда эмоции, испытываемые человеком, являются неадекватными по силе проявления (слишком сильные или слабые), частоте появления, не соответствующими обстановке (смех на похоронах) или ситуации (бурная реакция на незначительный раздражитель). Так же подобные патологии характеризуются проявлениями эмоций, ненормальных, несвойственных для конкретного индивида. Например, появление эмоциональной лабильности у спокойного, сдержанного человека. Что такое эмоциональная лабильность? Это резкие перепады настроения, скачки эмоционального фона.

Гипертимии свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, необоснованная и неадекватная радость, эйфория. Гипотимия, наоборот, характеризуется хроническим сниженным настроением.

Любое эмоциональное расстройство может быть самостоятельным отклонением от нормы, симптомом другого психического расстройства или следствием длительной фрустрации (т.е. невозможности получить желаемое).

Гипотимия. Что это такое?

Гипотимия – аффективное нарушение, характеризующееся хронически сниженным настроением, апатией, тоской, сниженной двигательной активностью и отсутствием мотивации к деятельности, безразличием к внешним и внутренним стимулам.

Отмечают также физиологические симптомы (так называемая витальная тоска): чувство тяжести и сдавленности в области сердца, в груди или во всем теле, дискомфорт, чувство стеснения.

При данном нарушении подавленность и тоска выходят на первый план. Если к этим двум признакам добавляется злоба и агрессивность, то ставят диагноз дисфория.

Когда симптомы минимально выражены, говорят про дистимию (т.н. невротическая депрессия). Она часто возникает у людей, живущих долгое время в стрессе или переживших неожиданное серьёзное потрясение. При дистимии настроение постепенно ухудшается в течение дня.

Предельным проявлением гипотимии становится депрессия. Сами по себе гипотимия и депрессия не являются заболеваниями опасными для жизни. Однако апофеозом такого состояния является меланхолическое неистовство, которое приводит к навязчивому стремлению нанести себе увечья и суицидальным мыслям.

Если вы наблюдаете у себя постоянную апатию на протяжении 2х недель, то следует обязательно проконсультироваться с врачом.

Гипотимный тип личности

Прежде изменчивый и лабильный человек, становится всегда угрюмым, подавленным.

Положительные эмоции в таком состоянии, как правило, поверхностны, очень слабо выражены, быстро истощаемы или вовсе отсутствуют.

Гипотимы в любом событии видят только негативные аспекты. Они воспринимают мир в серых и черных тонах, не ждут от жизни ничего хорошего. Такие личности склонны к самобичеванию и самоуничижению по самому незначительному поводу. Гипотимы винят себя абсолютно во всём, малейшую неприятность раздувают до невообразимых масштабов.

У таких людей занижена самооценка. Гипотимы всегда ждут подвоха и неприятностей. Это заставляет их перестраховываться, выполнять работу с особой тщательностью, придавать много значения мелочам. Подобная тактика позволяет гипотимным личностям стать очень ответственными работниками, но инициативу они никогда не проявляют, не применяют новаторские методы работы. Они стараются избегать всеобщего внимания.

Так как гипотимные люди тяжело переживают любые мельчайшие неприятности, справиться с настоящим горем им бывает не по плечу. В таких ситуациях очень важно, чтоб близкие люди окружили гипотима заботой, поддержкой и пониманием.

Причины гипотимии

Чаще всего гипотимию вызывают следующие причины:

  • Интоксикации;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Соматические заболевания;
  • Проблемы в семье;
  • Безответная любовь, сильные эмоциональные переживания;
  • Низкая успеваемость, обесценивание успехов и достижений окружающими людьми;
  • Неуверенность в себе;
  • Стрессы;
  • Тяжелые жизненные ситуации;
  • Нарушение сна.

Нарушение настроения может быть симптомом некоторых психических заболеваний: депрессивного синдрома, хронической шизофрении, циклотимии. Угнетённое состояние появляется во время синдрома отмены у наркоманов.

Методы диагностики

От верно поставленного диагноза будет зависеть правильное планирование лечебных мероприятий и результаты лечения.

Гипотимия чаще всего ставится на основе устного опроса человека или на основании результатов следующих тестов:

  1. Тест Спилберга-Ханина, определяющий уровень личностной и ситуационной тревожности;
  2. Шкала самооценки уровня апатии;
  3. Гериатрическая шкала уровня депрессии, состоящая из 15 вопросов (используется для работы с людьми старшего поколения).

Эти тесты позволяют выявить также эмоциональную неустойчивость.

Лечение гипотимии

При минимальных проявлениях гипотимии медикаментозное лечение не требуется.

Больному следует прибегнуть к методам самопомощи:

  • Начинать утро с улыбки самому себе;
  • Можно записывать в блокнот радостные события, и перечитывать эти записи, когда настроение начинает ухудшаться;
  • «через силу» фиксировать внимание на положительных моментах;
  • Воспитывать в себе стрессоустойчивость, не поддаваться плохому настроению.

Если не получается справиться с этим состоянием самостоятельно, то можно записаться на психологический тренинг. Существует множество тренингов, помогающих научиться справляться с унынием. Можно воспользоваться услугами психотерапевта или психолога, которые помогут справиться с психологическими проблемами. В некоторых случаях для лечения гипотимии успешно используют гипнотерапию.

Если симптомы гипотимии ярко выражены, то психиатры назначают лечение антидепрессантами. Однако следует помнить, что это серьёзные препараты, которые не следует принимать без необходимости и назначать себе самостоятельно.

Знание симптомов поможет вовремя заметить начинающееся заболевание и обратиться за помощью. Помните, что безобидное на первый взгляд состояние способно привести к серьёзным последствиям. Берегите себя и не затягивайте визит к врачу.

opsihoze.ru

Мужские качества, разрушающие отношения и семьи

Бесплатный видеокурс «11 золотых правил общения с мужчиной»

11 проверенных способов общения с мужчиной для улучшения отношений.

Истинно женский подход к достижению целей.

Простые и понятные рекомендации.

Готовые фразы и предложения на каждый день.

Скачать бесплатно->

Видеолекция «Уныние и депрессия»

Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

Уныние и депрессия в отношениях.

Способы преодоления уныния и депрессии.

Неэффективные способы борьбы с депрессией.

Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое…

Подробнее->

«На тренинг Дмитрия Науменко «Путь Женственности» попала случайно…»

Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.

Дальше->

Запись онлайн-семинара «39 ответов на горячие вопросы об отношениях»

Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Подробнее->

«Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась…»

Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.

И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.

Дальше->

Видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.

Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.

Подробнее->

«Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось…»

Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.

Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.

Дальше->

Онлайн-тренинг «Путь Женственности»

Тренинг для тех, кто намерен улучшить отношения с любимым мужчиной.

Вы раскроете вашу женскую природу и измените свой подход к отношениям.

2 месяца практики + Скайп-консультации в подарок.

Подробнее->

«До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника…»

Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.

Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.

Дальше->

www.psychologov.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *