45 Внимание Физиологические основы внимания

Внимание
— направленность и сосредоточенность
сознания на каком-нибудь предмете,
явлении или деятельности. Внимание
можно представить как когнитивный
процесс, который обеспечивает
упорядочивание поступающей извне
информации в зависимости от первичности
и важности стоящих перед человеком
задач.

Уже
из определения внимания следует, что
оно характеризуется, с одной стороны,
направленностью на то, чем занято
сознание, а с другой стороны
сосредоточенностью сознания на чем-то,
требующим особой осознанности.

В
жизни каждого человека могут быть
случаи, когда что-то лучше выполнять
при рассредоточенном внимании, а иногда
от человека требуется четкая концентрация
внимания на каком-то предмете.

Внимание,
как действие концентрации умственных
усилий, возможно лишь в отношении
сознательного внимания, когда оно
направляется на объект под влиянием
необходимости и поставленной цели, в
этом проявляется избирательность
внимания, когда выбирается раздражитель,
на котором человек и должен сосредоточиться.

Рассредоточенное
внимание также необходимо человеку в
том случае, если он должен выполнять
одновременно несколько действий. Большие
трудности при выполнении сложных заданий
уменьшаются в случае постоянных
тренировок внимания, и выполнение этих
заданий становится привычным. Человек
достигает автоматизма, т.е. происходит
автоматическая обработка информации,
следовательно требуется меньше
когнитивных ресурсов для выполнения
этих заданий.

Одни
считают, что внимание — это по­знавательный
психический процесс. Другие связывают
внимание с волей и дея­тельностью
человека, основываясь на том, что любая
деятельность, в том числе и познавательная,
невозможна без внимания, а само внимание
требует проявления определенных волевых
усилий.

физиологическая
основа внимания — механизм взаимодействия
нервных процессов возбуждения и
торможения, протекающих в коре головного
мозга. Это взаимодействие происходит
как вам уже известно, на основе
установленного И. П. Павловым закона
индукции нервных процессов, согласно
которому процессы возбуждения, возникающие
в одних участках коры головного мозга,
вызывают (индуцируют) тормозные процессы
в других участках мозга. Если человек
сосредоточил внимание на каком-либо
предмете, то это и означает, что данный
предмет вызвал возбуждение в соответствующем
участке коры полушарий, остальные же
участки коры оказались заторможенными,
вследствие чего человек ничего не
замечает, кроме данного предмета. Так
как то один, то другой объект действительности
вызывает возбуждение в мозгу человека,
то возникает впечатление что возбужденный
очаг в коре полушарий как бы перемещается
по ней, чем и обусловливается переключение
внимания с одного предмета на другой.

И.
П. Павлов прибегал к образному сравнению
для того, чтобы объяснить это явление:
«Если бы можно было видеть сквозь
черепную крышку и если бы место больших
полушарий с оптимальной возбудимостью
светилось, то мы увидали бы на думающем
сознательном человеке как по его большим
полушариям передвигается постоянно
изменяющееся в форме и величине причудливо
неправильных очертаний светлое пятно,
окруженное на всем остальном пространстве
полушарий более или менее значительной
тенью» 1.

Это
«светлое пятно» соответствует оптимальному
очагу возбуждения, а «тень» — участкам,
находящимся в заторможенном состоянии.

Заметим,
что Павлов часто употреблял выражение
«оптимальный очаг (участок) возбуждения».
Что это значит?

Дело
в том, что в каждый момент в коре обычно
существует несколько очагов возбуждения,
причем один из них преобладающий, но не
в том смысле, что он самый сильный, а в
том смысле, что он наиболее благоприятен
(слово «оптимальный» и означает
«наилучший», «.наиболее благоприятный»)
для протекания психических процессов,
для познавательной и творческой
деятельности. В нем создаются наиболее
благоприятные условия для образования
новых временных связей, с ним связано
отчетливое восприятие, ясная работа
мысли, продуктивное запоминание. Часто
очаг оптимального возбуждения является
и самым сильным очагом возбуждения, но
так бывает не всегда. Например, спльнейший
очаг возбуждения, возникший в результате
нервного потрясения или обилия
впечатлений, отнюдь не оптимальный.

Итак,
физиологическая основа внимания —
наличие в коре области оптимального
возбуждения и торможения других участков
(по закону индукции нервных процессов).
Этим создаются такие условия, при которых
устраняется или ослабляется влияние
посторонних раздражителей, так как их
сигналы попадают на заторможенные
участки коры головного мозга.

Иногда
под влиянием ярко выраженной
целеустремленности человека, наличия
у него твердых жизненных установок и
захватывающих интересов в коре головного
мозга возникает сильный оптимальный
центр возбуждения, названный доминантой
(от латинского слова «доминанс» —
господствующий). Этот центр возбуждения
доминирует, господствует над всеми
другими центрами возбуждения не только
в том смысле, что он подавляет, тормозит
их. Доминантный очаг способен усиливаться
за счет других, второстепенных центров
возбуждения, словно «притягивая» к себе
их процесс возбуждения. Доминанта
отличается от очага оптимального
возбуждения большей силой и, главное,
повышенной устойчивостью, длительностью,
стойкостью. Известно, например, что
композитор Бетховен, изобретатель
Эдисон, писатель Бальзак сутками могли
обходиться без сна и еды, захваченные
процессом творчества. Наличие доминанты
можно наблюдать и у некоторых подростков
или

46.
По активности человека в организации
внимания различают три вида внимания:
непроизвольное, произвольное и
послепро-извольное.

Непроизвольное
внимание. В психологической литературе
употребляется несколько синонимов для
обозначения непроизвольного внимания.
В некоторых исследованиях его называют
пассивным, в других — эмоциональным.
Оба синонима помогают раскрыть особенности
непроизвольного внимания. Когда говорят
о пассивном внимании к объекту, то
подчеркивают отсутствие усилий со
стороны человека, направленных на
сосредоточение на объекте. Когда
непроизвольное внимание называют
эмоциональным, то выделяют связь между
объектом внимания и переживаниями,
интересами, потребностями личности,
связываемыми с этим объектом.

Итак,
непроизвольное внимание — это
сосредоточение сознания на объекте в
силу его особенности как раздражителя.Более
сильный раздражитель на фоне действующих
привлекает внимание человека.

Излагая
учебный материал, учитель может повысить,
замедлить темп речи, изменить интонацию
и этим вызвать непроизвольное внимание
к важному отрывку материала. Монотонная,
невыразительная речь неспособна внешней
стороной привлечь и поддержать внимание.
Выразительная речь приковывает внимание
своей формой.

Вызывает
непроизвольное внимание новизна
раздражителя. Машина новой марки,
появившаяся на улице, свежий номер
стенгазеты всегда будут замечены.
Вызывает внимание начало и прекращение
действия раздражителя. Помня это,
выгоднее иногда приостановить рассказ,
сделать длительную паузу, чтобы привлечь
внимание учеников, чем делать Произвольное
внимание. Синонимами слов произвольное
внимание являются слова активное и
волевое. Все термины подчеркивают, что
в сосредоточении внимания на объекте
инициатива принадлежит субъекту.

Произвольное
внимание — это сознательно регулируемое
сосредоточение на объекте, направляемое
требованиями деятельности. При
произвольном внимании сосредоточение
происходит не только на том, что
эмоционально приятно, а в большей мере
на том, что должно делать. Поэтому
психологическое содержание произвольного
внимания связано с постановкой цели
деятельности и волевым усилием. им
замечания.

Включаясь
в трудовую деятельность, человек
независимо от его отношения к работе
имеет цель, которую необходимо осуществить.
Когда шофер ведет машину, бухгалтер
подсчитывает колонки цифр, ученый
продумывает результаты эксперимента,
то ни один из них не может быть
несосредоточенным, если он хочет получить
положительные результаты.

Произвольное
сосредоточение на объекте предполагает
волевое усилие, которое и поддерживает
внимание. Произвольное внимание, как
свойство личности, не может быть
сформировано независимо от самой
личности. Поэтому при организации
внимания педагог должен учесть ряд
условий, облегчающих произвольное
сосредоточение.

Сосредоточение
внимания на умственной деятельности
облегчается, если в познание включено
практическое действие. Например, легче
удержать внимание на содержании научной
книги, когда чтение сопровождается
конспектированием. К условиям, облегчающим
поддержание произвольного внимания,
относятся особенности обстановки
рабочего места. В помещении не должно
быть отвлекающих раздражителей. Например,
разговоры между учащимися во время
урока затрудняют сосредоточение внимания
тех, которые активно работают. Поддерживает
произвольное внимание словесное
напоминание самому себе о целях
деятельности, при выполнении которой
необходимо быть особенно внимательным.

Важным
условием поддержания внимания является
психическое состояние человека.
Утомленному человеку очень трудно
сосредоточиться.

Послепроизвольное
внимание
.
Третий вид внимания — после-произвольное.
Сам термин подсказывает, что этот вид
внимания возникает после того, как было
вызвано произвольное внимание. В
послепроизвольном внимании снижается
волевое напряжение, необходимое при
сосредоточении в произвольном внимании.
Послепроизвольное внимание —
сосредоточение на объекте в силу его
ценности для личности.

Внешнее
и внутреннее внимание. По тому, находится
ли объект внимания во внешнем мире или
им являются ощущения, мысли, переживания
личности, выделяют внешненаправленное,перцептивное,
и внутреннее внимание. Различение
перцеп-«\'»»юго и внутреннего
внимания важно в управлении вниманием
^\’позволяет понять некоторые особенности
личности. Внешне-И правленное внимание
включено в перцептивную деятельность
НЗтовека и регулирование предметной
деятельности. Внутреннее внимание
связано с осознанием личностью своей
деятельности, своего внутреннего мира,
с самосознанием. Оно не имеет места в
животном мире, где нет осознания своей
психической жизни. Внешнее и внутреннее
внимание тормозят друг друга; трудно
быть одновременно сосредоточенным на
внешних и внутренних явлениях. Объектами
внутреннего внимания являются чувства,
воспоминания, мысли. Поддерживанию
внутреннего внимания способствуют
редуцированные внешние действия:
шевеление губами, проговаривание
отдельных слов, жестикуляция, непроизвольное
рисование и др. Внутреннее внимание
способствует моделированию будущего
действия и его последствий, является
необходимым условием развития сознания
и самосознания.

В
зависимости от форм учебной деятельности,
организуемых педагогом, можно выделить
коллективное, групповое и индивидуальное
внимание.

Коллективное
внимание — сосредоточение всех учеников
на одном предмете.

Групповое
внимание — сосредоточение внимания
группами в условиях работы в коллективе.

Индивидуальное
внимание — сосредоточение внимания на
своем задании.

47

Свойства
внимания —направленность, объем,
распределенность, сосредоточенность,
интенсивность, устойчивость и
переключаемость —связаны со структурой
деятельности человека.

Концентрация
внимания (сосредоточенность
)
— выделение сознанием объекта и
направление на него внимания. Роль
концентрированного внимания может быть
различна.

Устойчивость
внимания

— продолжительность времени, в течение
которого человек может поддерживать
свое внимание на объекте. Она особенно
нужна в условиях однообразной и монотонной
работы, когда длительное время выполняются
сложные, но однотипные действия.

Объем
внимания

— это количество объектов, которое
человек может строго одновременно
осознать при восприятии в связи с
какой-нибудь одной задачей. Одновременно
можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты
бывают разные.

Распределение

это способность одновременно выполнять
несколько действий. Оно зависит от
индивидуальных особенностей личности
и от профессиональных навыков. Никто
не сможет одновременно делать два дела,
не умея делать каждое в отдельности.

Переключение
— это перемещение внимания с одного
объекта на другой или с одной деятельности
на другую в связи с постановкой новой
задачи

Недостаток
внимания, который называют рассеянностью
.
Первый
вид

рассеянности — это частая непроизвольная
отвлекаемость от основной деятельности.
Человек ни на чем не может сосредоточиться,
все время отвлекается, даже интересная
деятельность иногда прерывается из-за
неустойчивости внимания. Подобная
рассеянность — результат плохого
воспитания. Второй
вид рассеянности

— следствие чрезмерной сосредоточенности
человека на работе, когда он, кроме своей
работы, ничего не замечает и порой не
отдает себе отчета в окружающих событиях.
Такой вид рассеянности наблюдается у
людей, увлеченных работой, охваченных
сильными переживаниями, — у ученых,
творческих работников в области
искусства.

Историю
развития внимания, как и многих других
психических функций, пытался проследить
Л.С. Выготский в русле своей
культурно-исторической концепции их
формирования. По его мнению, история
внимания ребенка есть история развития
организованности его поведения, что
ключ к генетическому пониманию внимания
следует искать не внутри, а вне личности
ребенка.

Произвольное
внимание возникает, когда окружающие
малыша люди направляют его внимание,
руководят им, подчиняют его и таким
образом дают в руки ребенка те средства,
с которыми он в дальнейшей жизни сам
овладевает своим вниманием.

Культурное
развитие внимания заключается в том,
что при помощи взрослого малыш усваивает
ряд искусственных стимулов-средств
(знаков), посредством которых он дальше
направляет свое собственное поведение
и внимание.

Возрастное
развития вниманияПроцесс возрастного
развития внимания по идеям Л.С. Выготского
представил А.Н. Леонтьев. С возрастом
внимание ребенка улучшается, однако
развитие внешне опосредствованного
внимания идет гораздо быстрее, чем его
развитие в целом, тем более натурального
внимания.

studfiles.net

Внимание и его физиологические основы


На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты.

Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — пред­метов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Вниманием называют направленность и сосредоточенность соз­нания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выде­ление чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Учительница ведет школьников за город (в поле и лес) соби­рать лекарственные растения. Дети весело переговариваются, рассматривают окружающую местность, холмы и овраги, расти­тельность, обращают внимание на пролетающих птиц, бабочек, на причудливую форму облаков, обмениваются впечатлениями. Но вот учительница напоминает детям о конкретной цели экскур­сии. Круг внимания детей сужается. Они уже не отвлекаются на другие объекты, целеустремленно осматривают цветы и травы, пытаясь отыскать среди них лекарственные растения, о которых рассказывала учительница и изображения которых они видели в книге. «Нашел!»—вдруг кричит один из мальчиков. Все броса­ются к нему и тщательно рассматривают найденное растение — его корни, стебель, листочки, цветы. Круг внимания детей еще более сузился. Направленность и сосредоточенность на опреде­ленном объекте (растении) дали ученикам возможность изучить его и определить, что это и есть нужное растение.

Как менялась организация психической деятельности школь­ников? Вначале психическая деятельность была направлена и сосредоточена на дороге, на окружающей местности, именно их отчетливо воспринимали путешественники — все внимание было занято только восприятием этого. Но затем внимание переключи­лось на растительность вообще, затем на травянистые растения.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизве­стное. На уроке ученики с интересом слушают учителя. Дверь скрипит и приотворяется. Все невольно поворачиваются к двери:

«Что такое?» Подростки входят в мастерскую, где стоит новый для них прибор. Все подходят к столу и с интересом рассмат­ривают: «Что за машина?»

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание — это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Играет ли ребенок, учится ли ученик, мыслит ли ученый, трудятся ли рабочий и колхозник, творят ли композитор, художник, писатель, непременное условие их успешной деятельности — хорошо развитое внимание. Каждый учитель знает, что без специальной организации внимания уча­щихся на уроке, без повседневной, систематической работы по развитию внимания у школьников невозможно полноценное усво­ение учебного материала. Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян.

Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления. Вни­мание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание — внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание — внимание, на­правленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием какого-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про­никнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует» устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его. Приспособительные движения очень целесообразны — все, что мешает быть внимательным, за­тормаживается, создаются условия для лучшего выполнения той деятельности, которой занят человек.

С первого года обучения учитель приучает школьника быть внимательным, тренирует детей во внешнем проявлении внима­ния. «Смотрите все на меня»; «Сядьте как следует» — подобные обращения целесообразны, но особенно увлекаться такой трени­ровкой не следует, так как отдельные ученики невольно привы­кают только к внешнему выражению внимания. В этих случаях поза, сосредоточенное выражение лица ученика не соответствуют действительному состоянию его внимания — мысли ученика могут быть далеки от того, что происходит в классе. Ученик попросту симулирует внимание. «Примешь внимательный вид, а сам в это время «сбегаешь» на стадиончик, припомнишь вчерашний футбольный матч»,— откровенно заявил один из семиклассников. Заученная поза и выражение лица школьника нередко вводят в заблуждение учителя, который и сам привыкает судить о вни­мании учеников по внешним признакам.

Реже наблюдаются обратные случаи — за кажущейся невни­мательностью ученика (отсутствующий взгляд, импульсивные движения, вольная поза) скрывается глубокое, устойчивое вни­мание. Поэтому нужно не столько ориентироваться на внешнее выражение внимания, сколько осуществлять постоянный и неос­лабный контроль за деятельностью учащихся. Для этого полезно (как делают иногда опытные учителя) вызвать иного внешне внимательного ученика и попросить его повторить только что сказанное учителем.

Сущность внимания, как уже говорилось, в направленности и сосредоточенности сознания на одних объектах при отвлечении от других. С физиологической стороны это значит, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Иначе говоря, физио­логическая основа внимания — механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре голов­ного мозга. Это взаимодействие происходит как вам уже извест­но, на основе установленного И. П. Павловым закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета. Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление что возбужденный очаг в коре полу­шарий как бы перемещается по ней, чем и обусловливается пере­ключение внимания с одного предмета на другой.

И. П. Павлов прибегал к образному сравнению для того, чтобы объяснить это явление: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке как по его большим полуша­риям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью» 1.

Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу воз­буждения, а «тень» — участкам, находящимся в заторможенном состоянии.

Заметим, что Павлов часто употреблял выражение «оптималь­ный очаг (участок) возбуждения». Что это значит?

——————-

1 Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нерв­ной деятельности (поведения) животных.— Поли. собр. соч. 2-е изд. доп. М.— Л., Изд-во АН СССР 1951 т. III кн. 1 с. 248.

Дело в том, что в каждый момент в коре обычно существует несколько очагов возбуждения, причем один из них преобладаю­щий, но не в том смысле, что он самый сильный, а в том смыс­ле, что он наиболее благоприятен (слово «оптимальный» и озна­чает «наилучший», «.наиболее благоприятный») для протекания психических процессов, для познавательной и творческой деятель­ности. В нем создаются наиболее благоприятные условия для образования новых временных связей, с ним связано отчетливое восприятие, ясная работа мысли, продуктивное запоминание. Часто очаг оптимального возбуждения является и самым сильным очагом возбуждения, но так бывает не всегда. Напри­мер, спльнейший очаг возбуждения, возникший в результате нервного потрясения или обилия впечатлений, отнюдь не опти­мальный.

Итак, физиологическая основа внимания — наличие в коре области оптимального возбуждения и торможения других участ­ков (по закону индукции нервных процессов). Этим создаются такие условия, при которых устраняется или ослабляется влия­ние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга.

Иногда под влиянием ярко выраженной целеустремленности человека, наличия у него твердых жизненных установок и захватывающих интересов в коре головного мозга возникает сильный оптимальный центр возбуждения, названный доминантой (от латинского слова «доминанс» — господствующий). Этот центр возбуждения доминирует, господствует над всеми другими центра­ми возбуждения не только в том смысле, что он подавляет, тор­мозит их. Доминантный очаг способен усиливаться за счет других, второстепенных центров возбуждения, словно «притягивая» к себе их процесс возбуждения. Доминанта отличается от очага оптимального возбуждения большей силой и, главное, повышен­ной устойчивостью, длительностью, стойкостью. Известно, напри­мер, что композитор Бетховен, изобретатель Эдисон, писатель Бальзак сутками могли обходиться без сна и еды, захваченные процессом творчества. Наличие доминанты можно наблюдать и у некоторых подростков или старших школьников, когда они, безмерно увлеченные каким-нибудь делом (техническим конст­руированием, шахматами и т. д.), длительное время поглощены этим занятием, забывая все остальные и реагируя на различного рода раздражители (например, призывы и требования родителей) еще большим напряжением и активным противодействием (т. е. доминанта усиливается за счет возникающих других очагов воз­буждения).

Если у человека сформировалась при­вычка быть всегда внимательным, то внимание становится закреп­ленной, постоянной его особенностью, которая называется внима­тельностью. Внимательность — важное качество личности. Внима­тельный человек отличается наблюдательностью, он полнее и точнее воспринимает окружающее, обучается и трудится гораздо успеш­нее, чем человек, не обладающий этим свойством личности.

Внимание связано с другими чертами личности. Идейная нап­равленность, мировоззрение, убеждения — эти свойства личности определяют, что надо сделать основным и поставить в центр внимания человека, определяют, почему человек так много уде­ляет внимания данной деятельности, дают возможность понять мотивы направленности и сосредоточенности его деятельности.

Внимательность человека проявляется и как моральная черта личности, как выражение привычных форм поведения в отноше­нии к другим людям — чуткости, отзывчивости. Прошел человек мимо страданий и горя другого человека, не заметил, не обратил внимания и один и другой раз на то, что товарищ нуждается в помощи,— вот и формируется постепенно сухой и безучастный к другим людям эгоист. Проявив внимание к окружающим один, другой раз, человек не сможет быть равнодушным и в следую­щий раз — так формируется чуткость, отзывчивость, проявляется интерес к жизни других людей. Подобную внимательность по отношению к людям учитель должен постоянно воспитывать у школьников. Старый учитель рассказывал, как он учит детей по глазам, речи, движениям, по мельчайшим, деталям поведения почувствовать горе, смятение, отчаяние другого человека.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
— М.: Просвещение, 1980. — 352 с. С. 86-91.

< Предыдущая   Следующая >

psixologiya.org

Физиологическая основа внимания

Говоря, о физиологических механизмах
активного внимания, следует заметить,
что отбор значимых воздействий возможен
только на фоне общего бодрствования
организма, связанного с активной мозговой
деятельностью. Выявление Уровней
бодрствования возможно как по внешним
признакам, так и с помощью прибора
электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего
по слабым токам мозга его электроактивность.
Обычно выделяют 5 стадий бодрствования:
глубокий сон, дремотное состояние,
спокойное бодрствование, активное
(настороженное) бодрствование, чрезмерное
бодрствование. Эффективное внимание
возможно лишь на стадии активного и
спокойного бодрствования, в то время
как на других стадиях -сновные
характеристики внимания изменяются и
могут выполнять лишь отдельные функции.
Например, в дремотном состоянии возможна
реакция лишь на 1+2 наиболее важных
раздражителя, в то время как на остальные
реакции полностью отсутствует. Поэтому,
например, уставшая мать может крепко
спать при различных шумах, но просыпаться
от легкого

движения ребенка в кроватке. Активизация
мозга осуществляется его неспецифической
системой, включая ретикулярную формацию,
диффузную таламическую систему,
гипоталамические структуры, гиппокамп
и т.д. Так, раздражение восходящей
ретикулярной формации вызывает появление
быстрых электроколебаний в коре головного
мозга (явление десинхронизации), повышает
подвижность нервных процессов, снижает
пороги чувствительности, что очень
сходно с общим состоянием внимания
организма.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной
формации следует прежде всего отметить
ориентировочный рефлекс. Он
представляет собой врожденную реакцию
организма на всякое изменение окружающей
среды у людей и животных. В комнате
раздался шорох, и котенок встрепенулся,
насторожился, как говорят, навострил
уши и устремил глаза в сторону звука.
На уроке все ученики сосредоточенно
пишут сочинение. Но вот дверь в классе
слегка приоткрылась; несмотря на
поглощенность работой, все школьники
и сам учитель повернули голову к двери.
Этот рефлекс И.П.Павлов очень метко
назвал рефлексом «что такое?».

Однако всего вышесказанного явно
недостаточно для объяснения избирательного
характера внимания и, следовательно,
необходимо более глубоко ознакомиться
со сложными процессами, происходящими
в организме. Обычно выделяют две основные
группы механизмов, осуществляющих
фильтрацию раздражений из среды:
периферические и центральные. К
периферическим
механизмам можно
отнести настройку органов чувств.
Прислушиваясь к слабому звуку, человек
поворачивает голову в сторону звука и,
одновременно, соответствующая мышца
натягивает барабанную перепонку, повышая
ее чувствительность. При очень сильном
звуке натяжение барабанной перепонки
ослабевает, что ухудшает передачу
колебаний во внутреннее ухо. Остановка
или задержка дыхания в моменты наивысшего
внимания также способствуют обострению
слуха. По мнению Д.Е.Бродбента, внимание
— это фильтр, отбирающий информацию
именно на входах, т.е. на периферии. Он
установил, что если человеку подавали
информацию одновременно в оба уха, но,
согласно инструкции, он должен был
воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся
при этом в правое ухо другая информация
полностью игнорировалась. В дальнейшем
было показано, что периферические
механизмы отбирают информацию пофизическим
характеристикам. У.Нейсер назвал эти
механизмы предвниманием, связывая их
с относительно грубой обработкой
информации (выделение фигуры из фона,
слежение

за внезапными изменениями во внешнем
поле).

Центральныемеханизмы внимания
связаны с возбуждением одних нервных
центров и торможением других. Выделение
внешних раздражений и течение процессов
в данном направлении определяется
прежде всего силой нервных возбуждений,
которая в первую очередь зависит от
силы внешнего раздражения. Более сильные
возбуждения подавляют возникающие
одновременные с ними слабые возбуждения
и определяют течение психической
деятельности в соответствующем
направлении. Возможно, однако, и слияние
действий двух или нескольких одновременных
раздражителей, усиливающих друг друга.
Этот вид взаимодействия возбуждений
также является одной из основ выделения
раздражений и течения процессов в
определенном направлении.

Существенно важен для понимания
физиологической картины динамики
внимания установленный Ч.Шеррингтоном
и широко использованный И.П.Павловым
закон индукции нервных процессов,согласно которому, возбуждение,
возникающее в одной области коры
головного мозга, вызывает торможение
в других ее областях (так называемаяодновременная индукция) или сменяется
торможением данного участка мозга
(последовательная индукция). При
этом данный участок характеризуется
благоприятными оптимальными условиями
для возбуждения, поэтому здесь легко
вырабатываются дифференцировки, успешно
образуются новые условные связи, это в
данный момент –«творческий отдел
больших полушарий». Деятельность же
других участков мозга связана в это
время с тем, что обычно называется
неосознанной, автоматической деятельностью
человека.

Возбуждение в коре полушарий не закреплено
в одном пункте, а постоянно перемещается.
Этот процесс Павлов образно описал так:
«Если бы можно было видеть сквозь
черепную крышу и если бы место больших
полушарий с оптимальной возбудимостью
светилось, то мы бы увидели на думающем
сознательном человеке, как по его большим
полушариям передвигается постоянно
изменяющееся по форме и величине
причудливое неправильных очертаний
светлое пятно, окруженное на всем
остальном пространстве полушарий более
или менее значительной тенью» [И.П.Павлов.
Поли. собр. соч. Т. 3, кн. 1. С. 248]. Именно
этому «светлому пятну» и соответствует
более ясное осознание нами того, что
воздействует на нас и вызывает это
повышенное возбуждение.

Большое значение для выяснения
физиологических основ внимания имеет
также принцип доминанты, выдвинутый
академиком АА.Ухтомским. Понятие
«доминанта» обозначает временно
господствующий очаг возбуждения,
обусловливающий работу нервных центров
в данный момент и придающий тем самым
поведению определенную направленность.
Благодаря особенностям доминанты
суммируются и накапливаются импульсы,
текущие в нервную систему, одновременно
подавляя активность других центров, за
счет чего очаг возбуждения еще больше
усиливается. Благодаря этим свойствам,
доминанта является устойчивым очагом
возбуждения, что, в свою очередь, позволяет
объяснить нервный механизм длительной
интенсивности внимания. Основой
возникновения господствующего очага
является не только сила данного
раздражения, но и внутреннее состояние
нервной системы, обусловленное
предшествующими воздействиями и уже
закрепленными в предшествующем опыте
нервными связями. Ни закон индукции
нервных процессов, ни учение о доминанте
не вскрывают до конца механизмы внимания,
особенно его произвольный характер. В
отличие от животных люди целенаправленно
управляют своим вниманием. Именно
постановка и уточнение целей деятельности
вызывает, поддерживает и переключает
внимание. Объяснить механизм возникновения
доминирующего очага возбуждения можно
через заимодействие первой и второй
сигнальной систем, осуществляемое путем
избирательной иррадиации возбуждения
из речевой (второй) сигнальной системы
в первую. В свою очередь, первоначальные
раздражители, отражаясь в речи,
способствуют уточнению цели и усилению
очага оптимальной возбудимости.

В последнее время исследователи
физиологических механизмов внимания
отмечают большую роль в его динамике
нейрофизиологических процессов. В
частности, выявлено, что у здоровых
людей в условиях напряженного внимания
возникают изменения биоэлектрической
активности в лобных долях мозга. Данную
активность связывают с работой особого
типа нейронов, располагающихся в лобных
отделах. Первый тип нейронов – «детекторы
новизны» — активизируются при действии
новых стимулов и снижают активность по
мере привыкания к ним. В отличие от них
нейроны «ожидания» возбуждаются только
при встрече организма с предметом,
способным удовлетворить актуальную
потребность. По сути дела, в этих клетках
закодирована информация о различных
свойствах предметов и, в зависимости
от возникающих потребностей организм,
сосредоточивается на той или иной их
стороне. Так, сытая кошка не воспринимает
мышь как пищу, но с удовольствием будет
играть с ней.

Таким образом, внимание обусловлено
деятельностью целой системы иерархически
зависимых между собой мозговых структур,
но их роль в регуляции разных видов
внимания неравноценна.

studfiles.net

Физиологические основы внимания

Физиология и нейропсихология внимания

Введение

Если хорошо поразмыслить, то любое живое существо станет внимательнее к тому, что может грозить опасностью или неожиданностью. Затем оно оценит важность поступившей информации, и стоит ли прервать свою деятельность, и уделить внимание настораживающему явлению, прислушаться, присмотреться. Далее, оценив, либо возвращается к прерванной деятельности, либо тревожный сигнал будет передан в соответствующие мозговые центры и последует соответствующая реакция. Особенно хорошо это прослеживается на животных.

У нас нет возможности в повседневной жизни наблюдать за дикими животными, но вот домашние собаки и кошки в нашем распоряжении. Обратите внимание, как, например собака, даже глодая вкусную косточку, вдруг услышит посторонний шум, мгновенно оставляет свое приятное занятие. Она поднимает мордочку, настораживается, прислушивается, и, если не происходит ничего опасного, продолжает свое занятие. Но, вдруг раздастся стук в дверь или другой резкий звук, и она, бросив свою кость, бросится на шум, бурно реагируя громким лаем.

Внимание — физиологический многоуровневый фильтр

Получается, что внимание — это физиологический многоуровневый фильтр, который что-то пропускает, а что-то задерживает.

Вообще вопрос о физиологических основах внимания вызывал много споров. На протяжении долгого времени больше всего привлекала исследователей органическая интерпретация процессов внимания. Делались попытки представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилием, возникающим в процессе припоминания.

Теории внимания

Т. Рибо предложил так называемую моторную теорию внимания, согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения. Благодаря их избирательной и целенаправленной активизации концентрируется и усиливается внимание на предмете, а также поддерживается внимание на данном предмете в течение определенного времени.

Аналогично о физиологическом механизме внимания высказывался А. А. Ухтомский, считающий физиологической основой внимания доминантный очаг возбуждения, и представление И.П. Павлова тоже неплохо сочетается с этими представлениями.

Нервные процессы возбуждения и торможения

Психическая деятельность концентрируется в нужном направлении и одновременно отвлекается от всего остального, что достигается вследствие закона взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Очаг возбуждения в коре больших полушарий, появившийся при воздействии внешнего сигнала, вызывает торможение в других участках коры. Так создаются наилучшие условия для восприятия того, на что направлено внимание. И. П. Павлов описывал этот процесс так:

«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».

По мнению физиолога А.А. Ухтомского в нервной системе человека под влиянием внешних или внутренних причин появляется очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними, управляет поведением. В этом проявляется диалектика психической жизни человека, его увлеченности, вдохновения, интуиции, неожиданных открытий.

Нейропсихология внимания

Благодаря развитию нейронауки мы можем изучать процессы, происходящие в головном мозге во время его работы. На животных, например, на кошках, проводят эксперименты, вживляя им в мозг электроды, в ту часть, которую собираются исследовать, наблюдая затем за их поведением. Человеческий мозг исследуют при помощи снятия электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга в разных состояниях организма (сон, бодрствование).

Но если говорить именно о физиологических механизмах активного внимания, то естественно, отбор информации возможен только при общем бодрствовании организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

Уровни бодрствования определяются и по внешним признакам, и с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Можно выделить 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование.

Самое эффективное внимание будет происходить на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь какие либо отдельные функции.

Так, в состоянии дремоты может произойти реакция лишь на 1-2 раздражителя, а на другие реакции может не быть. Приведу классический пример, мать спокойно спит при любом шуме, но мгновенно проснется при малейшем движении ребенка.

Физиологические основы внимания

Физиологическими основами внимания занимались В.М Бехтерев, Л.А. Орбели, П.К. Анохин. Ведущая роль корковых механизмов в регуляции внимания установлена благодаря нейрофизиологическим исследованиям.

Установлено, что избирательное внимание основано на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер. При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание. Если же человек невнимателен в своей деятельности, значит, его внимание в это время отвлечено или направлено на что-то постороннее, не связанное с родом его деятельности.

Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации. С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия «нейронов внимания». Это клетки-детекторы новизны, которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.

Установлено, что в глубоких отделах мозга имеется скопление нервных клеток и волокон, идущих в различных направлениях и тесно переплетающихся между собой. Это вроде сети нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга.

Скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга, получило название ретикулярной формации. Нервные импульсы, идущие от этой части мозга, возникают в результате воздействия на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей, которые и возбуждают кору больших полушарий.

Мозг активизируется неспецифической системой, которая включает ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д.

Ретикулярная формация

При раздражении восходящей ретикулярной формации появляются быстрые электроколебания в коре головного мозга (происходит десинхронизация), растет подвижность нервных процессов, снижаются пороги чувствительности, что имеет сходство с общим состоянием внимания организма.

Благодаря ретикулярной формации, связанной с явлениями внимания, находящейся на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов, человек способен настораживаться, реагировать на незначительные изменения в окружающей среде, то есть это нервное образование является механизмом, лежащим в основе возникновения ориентировочного рефлекса.

Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

А одним из механизмов запускающих ретикулярную формацию можно считать ориентировочный рефлекс. Это врожденная реакция организма на любое изменение окружающей среды у людей и животных. Например, кто-то входит в комнату, вы, несмотря на занятость, мгновенно поворачиваетесь к двери. И. П. Павлов назвал этот рефлекс — «что такое?».

Периферические механизмы внимания

Для того чтобы объяснить избирательный характер внимания необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процесса

mirznanii.com

Физиологические основы внимания. Основы общей психологии

Физиологические основы внимания

Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой внимания в соответствии с этим является тот характер процессов в нервной системе, который получил свое наиболее развернутое выражение в принципе доминанты Ухтомского. 153 Павлов для обозначения этого явления говорит о центре оптимальной возбудимости.

«В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, — пишет Ухтомский, — является физиологической основой акта внимания и предметного мышления».

Предшествующие попытки объяснения внимания, господствовавшие в психологической литературе, могут быть, по классификации Дюрра, разделены на теории проторения путей (Эббингауз), теории торможения, или задержки(Вундт), и теории поддержки(Мюллер).

Принцип доминанты, по Ухтомскому, является «общим рабочим принципом нервных центров». Термином «доминанта» Ухтомский обозначает «господствующий очаг возбуждения». В нормальной деятельности центральной нервной системы текущие переменные задачи ее в непрестанно меняющейся среде вызывают в ней переменные «главенствующие очаги возбуждения». Эти очаги возбуждения, привлекая к себе вновь возникающие волны возбуждения и тормозя другие нейтральные участки, могут существенно разнообразить работу центров. «Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма». При этом доминанта является не топографически единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определенной констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе. Она поэтому проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме — и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. При наличии доминантного возбуждения побочные, субдоминантные, раздражения могут подкреплять доминанту, потому что влияние доминанты выражается прежде всего в стремлении возникающих возбуждений направляться к господствующему центру возбуждения, усиливать его возбужденное состояние и переключаться на связанный с ним выносящий путь (правило подкрепления доминанты). Но это соотношение между доминантой и субдоминантами не является постоянным. Если бы оно было таковым, раз установившаяся доминанта оставалась бы неизменной. Между тем доминанта передвигается с одной констелляции центров на другую. Господствующий в течение некоторого времени очаг возбуждения становится субдоминантным, и в результате борьбы субдоминанты с доминантой господствующее значение приобретает новый очаг. Каждая смена доминанты влечет за собой и смену установок, являющихся внешним выражением смены доминантных процессов в высших этажах центральной нервной системы. В психологическом плане смена доминанты выявляется в переключении внимания. Психологические исследования показали, что разнообразные слабые раздражения при процессе внимания способствуют его концентрации. Ухтомский ссылается на эти психологические данные в подтверждение своего принципа доминанты и ее отношение к субдоминантам. В частности, Мейман экспериментально установил, что процесс интеллектуальной работы протекает более эффективно в обычной обстановке, чем при абсолютной, мертвенной тишине. Некоторые дополнительные раздражения, нарушающие монотонность, повышают общий тонус организма; не слишком сильные дополнительные раздражения усиливают основные, которые переключают их на свои пути. В этом педагогически чрезвычайно важном положении для рациональной организации работы убеждает и повседневный опыт.

Учение Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение Ухтомского о доминанте дают опорные точки для выяснения физиологического субстрата внимания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Физиологические основы внимания — Мегаобучалка

Содержание

1. Понятие о внимании.

2. Физиологические основы внимания.

3. Виды внимания.

4. Основные свойства внимания.

5. Отвлекаемость и рассеянность внимания.

6. Список литературы.

 

 

Понятие о внимании.

Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состояниях и т. д. Почему же наша психическая деятельность все же не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы “жертвует собой” ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.

Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием “феномен вечеринки”. Представьте, что вы находитесь на каком-нибудь празднестве и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым упуская нить прежнего разговора. Вы настроились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что о вас думают другие гости, определили изменение направления вашего внимания.

Под направленностью следует понимать прежде всего избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов.

В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. В педагогическом процессе, например, сравнительно легко направить внимание учащихся на тот или иной предмет или действие. Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

В то же время, как было показано, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо.

Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию — контроль и регуляцию деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствуете том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность. Н. Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания.

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: “Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же”.

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения его концепции можно свести к следующим:

— внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

— по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;

— в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;

— с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.

Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время общепринято следующее определение.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, по и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Физиологические основы внимания.

Из курса анатомии и физиологии вы знаете, что, как указывал И. П. Павлов, раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс “что такое?”. Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой поведения. Говоря психологическим языком, животное или человек становится внимательным к тому, от чего можно ждать каких-то “сюрпризов”. Потом придет оценка важности наступившего события, станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но пока необходимо на мгновение оставить все дела, присмотреться, насторожиться, прислушаться. Тревожный сигнал в нашем мозгу загорелся… Дальше, в зависимости от оценки, сигнальная лампочка либо погаснет, либо включатся более мощные системы, одни шлюзы закроются, другие откроются, и поток психической жизни ринется по новому руслу.

Говоря о физиологических механизмах активного внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствует. Поэтому, например, уставшая мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкого движения ребенка в кроватке. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма.

Среди “пусковых” механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. В комнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят, навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке все ученики сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на поглощенность работой, все школьники и сам учитель повернули голову к двери. Этот рефлекс И. П. Павлов очень метко назвал рефлексом “что такое?”.

Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объяснения избирательного характера внимания и, следовательно, необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражении из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств.

Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха. По мнению Д. Е. Бродбента, внимание — это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

Концентрация психической деятельности в определенном направлении и одновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, с которыми вы знакомились в курсе анатомии и физиологии. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Так обеспечиваются оптимальные, т. е. наилучшие, условия для восприятия или обдумывания того, на что направлено внимание. И. П. Павлов в работе “Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных” очень образно описывал этот процесс:

“Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью.

С этими павловскими представлениями о физиологических механизмах внимания хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательным русским физиологом А. Л. Ухтомским.

В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними, управляет поведением. “Пока доминанта в душе ярка и жива, — писал А. А. Ухтомский, — она держит в своей власти поле душевной жизни”.

Вы, наверное, уже заметили, что в этих словах Ухтомского дано прекрасное описание диалектики всей психической жизни личности, здесь разгадка увлеченности, “одной, но пламенной страсти”, вдохновения, интуиции, неожиданных для самого человека открытий. И все это богатство так или иначе связано с вниманием. (Кстати, не забыли ли вы, уважаемые читатели, что психика целостна и в ней все со всем сцеплено и все от всего зависит?)

Для того чтобы направить психическую жизнь человека по определенному руслу и удерживать ее в заданном направлении, необходимы не только внутренние психофизиологические условия, но и внешние. Опытный учитель, да и любой более или менее наблюдательный человек (наблюдательность зависит именно от особенностей внимания; об этом мы поговорим чуть дальше), всегда по внешнему виду определит, внимателен ли субъект к тому, что ему говорят или показывают, или к тому, чем он в данный момент занят. Когда человек во что-то внимательно всматривается, он весь как бы подается к объекту восприятия, глаза широко раскрываются, остальные движения затормаживаются. Когда человека что-то изумляет, это опять-таки четко выражается в мимике внимания. Здесь внимание, как говорил Ч. Дарвин, обнаруживается “легким приподнятием бровей. Когда внимание переходит в чувство неожиданности, то поднятие бровей становится энергичнее, глаза и рот сильно раскрываются… Степень раскрытия этих двух органов соответствует интенсивности чувства неожиданности”.

Вы, наверное, уже вспомнили в связи с этим известное выражение: “Слушает открыв рот от удивления”,

Совсем иначе выражается внимание, направленное на собственные мысли и переживания: брови чуть сдвинуты, веки опущены — человек как бы всматривается внутрь себя, как говорят, “погружен в себя”.

Напряженно размышляющий, внимательно слушающий или разглядывающий человек не делает лишних движений, все должно быть подчинено главному.

Недаром время от времени учителю приходится напоминать: “Иванов, не вертись!” Все ясно: лишние, хаотические движения означают, что внимание переключилось с главного дела на что-то побочное. В то же время только деятельный человек по-настоящему внимателен.

Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С. Станиславский, который в книге “Работа актера над собой” целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.

Виды внимания.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Впрочем, есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Итак, в одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет “сам” обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т. д. Фактически здесь речь идет о двух различающихся видах внимания — произвольном и непроизвольном.

С таким делением психики человека мы уже сталкивались, когда речь шла о процессах памяти: одно “само запоминается”, другое “надо запомнить и выучить”, одно “само вспомнилось”, другое требует активного припоминания. Тогда же мы указывали и на связь памяти с вниманием. А теперь уточним: “само” запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

При непроизвольном внимании поток психической жизни психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Недаром этот вид внимания иногда называют непреднамеренным и пассивным.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних — особенностей предметов и явлений — и внутренних — отношения личности к тем или иным фактам. явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они и становятся привлекательными.

Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет сила, интенсивность раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах — все это невольно заставляет обратить внимание на предмет, обладающий соответствующим качеством. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителей и особенно контраст между ними. Звук шагов следующего вслед за вами человека едва ли привлечет к себе внимание днем на людном перекрестке, зато окажется весьма сильным раздражителем ночью.

Привлекает внимание все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средства наглядной пропаганды.

Но почему тихий голос дорогого человека привлекает внимание значительно сильнее, чем могучий бас известного певца, почему любопытный из басни Крылова разглядел в кунсткамере крошечных букашек, мошек, таракашек, зато “не приметил” слона?.. Почему?.. Впрочем, вы уже, конечно, поняли, что мы перешли к другой группе факторов, обусловливающих непроизвольное внимание, к причинам, зависящим от самого субъекта, от его интересов, чувств, потребностей, профессии и т. д. Привлекает к себе внимание то, что имеет для личности постоянную или временную значимость. Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления. Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый солнечный закат привлекает внимание художника, действуя на его эстетическую жилку, тогда как поселянин в том же закате видит лишь приближение ночи; простые камни вызывают любознательность геолога, между тем как для профана это только булыжники и ничего более.

Иными словами, скажи мне, что обращает па себя твое внимание, и я скажу, кто ты…

Пожалуй, с еще большим основанием можно утверждать другое: скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном. Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности.

Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. “Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, — писал К. Маркс, — в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил”.

Произвольное внимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: “Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что”.

Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания. Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучше всего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражители устранены.

Едва ли удастся сосредоточиться, если на всю мощность включен магнитофон или рядом товарищи обсуждают какую-то животрепещущую, но совершенно постороннюю по отношению к вашей работе проблему. В то же время не стоит требовать полной, “стерильной” тишины или терроризировать окружающих истерическими возгласами: “Тише! Мешаете!” А ведь люди с таким изнеженным вниманием встречаются. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным. Французский писатель М. Пруст приказал обить стены своего кабинета пробкой, но даже в такой тщательной изоляции он не мог работать днем, опасаясь шумов.

С другой стороны, известно немало примеров, свидетельствующих о том, что даже сложная творческая деятельность может протекать в совсем, казалось бы, неподходящих условиях.

Исследователь психологии творчества польский писатель Я. Парандовский в очень интересной книге “Алхимия слова” рассказывает о писателях и поэтах, которые обладали способностью абстрагироваться от любого окружения. Такие умудряются писать среди шума. гама, суеты — в казармах, в канцеляриях, на вокзале, в редакции. К ним принадлежал Сенкевич, который за столиком кондитерской в Закопане набрасывал на бумагу приключения Кмицица (речь идет о замечательном польском писателе Генрике Сенксвиче (1846—1916), авторе романов “Огнем и мечом”, “Крестоносцы”, “Пан Володысвский” и др.).

Здесь многое зависит и от состояния здоровья, и от привычного стиля деятельности. Очень важно найти свой, т. е. наиболее благоприятный именно для тебя, режим, ритм и внешние условия работы. Чаще всего соответствующий стиль вырабатывается как бы сам по себе. Но иногда его приходится искать методом проб и ошибок. Один мой знакомый — молодой талантливый научный работник — удивляет окружающих, например, такими резкими переходами: был период, когда он плотно заклеил окна в комнате и, добившись полного затемнения, писал только при искусственном освещении в абсолютной тишине. На следующем этапе он работал за столиком в людном кафе на одной из центральных московских улиц. Думается, что в конце концов победит традиционный письменный стол в собственной квартире…

Дополнительные раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже способствовать концентрации внимания. Дело в том, что, когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, посторонние (не слишком сильные, конечно!) раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Именно поэтому тихая музыка, рабочий шумок, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться. Этот закон, кстати сказать, используют инженерные психологи, разрабатывая программы функциональной музыки, которую транслируют в цехах промышленных предприятий. В зависимости от характера труда музыка, конечно, должна быть разной по жанру и силе звучания.

Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное — тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Наверное, каждый испытывал эти взаимные переходы на себе. По телевидению идет любимая передача — “Клуб путешественников”. Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее сочинение.

Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете тетрадь, с напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки… “Нет, не то… А что если попробовать так… А ведь на самом деле — эти “лишние люди” напоминают некоторых наших современников — говорят красиво, а толку от них никакого…”. И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в усилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новое состояние? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, — непроизвольное внимание. Советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.

В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценные качества. Обращаясь к учителям, К. Д. Ушинский советовал использовать и непроизвольное, и произвольное внимание. Его советы, как мы дальше увидим, полезны для каждого: “Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность”

Замените слова “приучите же ребенка” (они понадобятся вам позже, на следующем этапе вашей жизни) словами “самого себя” и получите прекрасную программу самовоспитания внимания.

megaobuchalka.ru

Физиологические основы внимания — Мегаобучалка

Физиологической основой внимания является деятельность определенных участков коры больших полушарий головного мозга, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Функционирование внимания обеспечивается сочетанной деятельностью первого и третьего блоков мозга (см. 1.3).

Для понимания физиологических механизмов внимания определенное значение имеее выдвинутый А. А. Ухтомским принцип доми-

 

* Энгельс Ф. Диалектика природы, с. 135.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189.

 

нанты, согласно которому в мозгу всегда имеется участок с повышенной возбудимостью, доминирующий (господствующий) над остальными участками. Наличие этого очага позволяет понять сосредоточенность внимания на каком-либо объекте или явлении, когда другие раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания, поэтому они остаются «незамеченными».

Виды внимания

В зависимости от активности человека в организации внимания и от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное внимание возникает непосредственно под влиянием внешних раздражителей, действующих в данный момент, которые вызывают оптимальное возбуждение в определенных участках коры большого мозга. По своим физиологическим механизмам непроизвольное внимание является ориентировочным рефлексом. Оно не требует волевых усилий.

Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием пред-варительней готовности человека к данному восприятию или действию, внезапностью (возникает сразу после раздражения), непродолжительностью (длится, пока действуют соответствующие раздражители).

Произвольное внимание — результат сознательных (волевых) усилий человека, оно направляется требованиями деятельности и характеризуется целенаправленностью (определяется задачами, которые ставит человек перед собой в той или иной деятельности), организованностью (человек заранее готовится быть внимательным, сознательно организует и направляет свое внимание на выполнение той или иной деятельности), устойчивостью (внимание сохраняется более или менее долгое время, в зависимости от выполнения той или иной деятельности или плана работы).

Произвольное внимание вызывают следующие основные причины:

1. Сознание долга и обязанностей, способствующее выполнению
данного вида деятельности.

2. Интересы человека, его мотивы,, побуждения к занятию.

3. Привычка работать, выполнять ту или иную деятельность
как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях.

Зная психологические и физиологические особенности процесса внимания, можно развивать его, управлять им и, значит, эффективно организовывать деятельность человека. Поэтому педагог, воспитатель должен всегда учитывать условия, облегчающие произвольное и непроизвольное внимание, обстановку, организацию рабочего места (спортивный зал, станок, письменный стол и т. п.), психическое и физическое состояние человека (напряжение, утомление). Важно также напоминать о целях деятельности, развивать волевые качества, вводить новые приемы в методику тренировочного занятия и многое другое.

Бесспорно, основное значение в жизни и деятельности человека играет произвольное внимание.

Произвольное внимание основывается на сознательно волевом отношении человека к выполняемой им деятельности. Воспитание произвольного внимания связывается поэтому с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и необходимости данной деятельности. По существу преднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.

Свойства внимания

Внимание характеризуется объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, подвижностью и распределением.

Объем внимания определяется числом объектов или их элементов, которое может быть одновременно воспринято с одинаково высокой степенью ясности и отчетливости. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно 5±2 объекта. Объем внимания может быть значительно расширен путем специальной тренировки, тщательного изучения объектов и тех ситуаций, в которых их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания довольно широк и человек воспринимает больше элементов, чем тогда, когда приходится действовать в незнакомой,, мало понятной ситуации. Увеличение объема внимания достигается также путем осмысления данной деятельности, накопления опыта, специальных знаний. Например, объем внимания у высококвалифицированного футболиста значительно больше, чем у новичка.

Концентрация внимания характеризуется затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в ней психические процессы протекают с большей или меньшей ясностью, четкостью и быстротой. Показателем концентрации внимания является помехоустойчивость, т. е. отвлечение от второстепенных, посторонних раздражителей.

Внимание в процессе выполнения тех или иных действий может проявляться с разной силой, что определяется видом деятельности. Например, во время футбольного поединка у спортсмена бывают моменты очень высокой концентрации внимания и моменты ослабленного внимания. Наибольшей концентрации внимание достигает тогда, когда оно направлено на один объект. Высокая степень концентрации внимания — необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности. Однако такая концентрация внимания может сохраняться в течение незначительных промежутков времени.

Физиологически концентрация внимания обусловливается возникновением оптимального очага возбуждения в одних участках коры при одновременном торможении в других.

Устойчивость внимания проявляется в сохранении требуемой концентрации в течение длительного времени. Это

свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, характера и вида деятельности, отношения к делу, сложившихся привычек, уровня развития волевых качеств и др.

Устойчивость внимания важна в различных видах деятельности (в учении, труде, спорте и др.). Например, от футболистов требуется не только большой объем внимания, высокая степень его интенсивности, но и умение сохранять эту интенсивность в течение всей игры.

Для поддержания высокой устойчивости внимания необходимо соблюдать ряд требований — обеспечить оптимальный темп работы (при слишком замедленном или чрезмерно высоком темпе устойчивость внимания снижается), оптимальный объем работы (при очень большом объеме заданной работы внимание становится неустойчивым), разнообразие действий и операций (однообразный и особенно монотонный характер работы значительно ухудшает устойчивость внимания).

Переключение внимания — это способность быстро и точно переходить от одних действий к другим, от одной деятельности к другой.

Не нужно смешивать сознательное, целенаправленное переключение внимания с отвлекаемостью, а также переключение внимания с непроизвольным вниманием. Легкая отвлекаемость характеризует недостаточную устойчивость внимания. При переключении внимания мы всегда ставим определенные задачи или же оно диктуется видом действий или деятельности.

Физиологической основой переключения внимания является торможение существующего очага возбуждения и формирование нового. Это позволяет сделать вывод, что переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов — быстроты смены возбуждения и торможения, а также от особенностей объектов и характера деятельности.

Способность легко, своевременно,, точно переключить внимание имеет большое значение в ряде профессий, особенно в спортивной деятельности у представителей таких видов спорта, как игры и единоборства.

Подвижность внимания выражается в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращено. Внимание чрезвычайно динамично и подвижно. Даже тогда, когда человек поглощен выполнением какой-либо деятельности, его внимание все время переходит от одного объекта к другому, оно не может долго задерживаться на каком-либо одном объекте.

Подвижность (динамичность) внимания хорошо иллюстрируется так называемыми двойственными изображениями. Если с напряженным вниманием смотреть на рис. 2, последовательно, через определенные промежутки времени (1—4 с), можно видеть в одном случае то вазу, то профиль, в другом—то лестницу, то карниз. Эта смена объектов и есть колебание внимания.

Колебание внимания следует отличать от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости внимания характеризуется Периодическим повышением или понижением его концентраций,

в то время как колебание внимания возможно при самой высокой его устойчивости.

Распределением внимания называется направленность внимания одновременно на несколько объектов или на выполнение двух или более действий. Например, студент слушает и одновременно записывает лекцию; вратарь во время футбольного матча следит одновременно за многими находящимися в поле его зрения игроками, подмечает их действия и т. п. Распределение внимания является необходимым условием успеха во многих видах деятельности, по самой своей структуре требующих одновременного выполнения разнородных операций, действий (диспетчер, летчик, шофер, токарь, хоккеист, боксер и т. п.).

Физиологической основой распределения внимания являются нервные процессы, одновременно протекающие в функционально различных участках коры большого мозга. Например, когда студент слушает и записывает лекцию, одновременно функционируют его слуховые, ассоциативные и моторные центры (движение руки при записи). Распределение внимания требует от человека значительно больших усилий и затрат нервной энергии, чем другие свойства внимания. Для развития способности к распределению внимания необходимо в совершенстве владеть приемами, действиями, операциями (навыками), на которые распределяется внимание.

megaobuchalka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о