Перечислите основные факторы психического развития. Подскажите их роль и место в развитии ребёнка

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

СРЕДА

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?»» {Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию… пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.


agespsyh.ru

4.Понятие факторов психического развития

какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид

все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается со все более широкой сферой действительности» (Рубинштейн С. А., 1940, с. 77).

Сходные идеи высказывал и Б. Г. Ананьев: «Общим эффектом… интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является

индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и «Я» – ядро личности с определенной взаимосвязью опреде-

ленных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью – все это самые поздние продукты развития человека» (Ананьев Б. Г.,

1977, с. 274).

Действительно, рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по

сути своей есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей – это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом

ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Наконец, моменты первого открытия «Я», приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты вы-

деления ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более

или менее осознанных.

Этот процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и

есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого

себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.

Ключевые термины и понятия

•Целевая детерминация

•Концепция активной саморегуляции

•Личность

•Субъект деятельности

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития че-

ловека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности– во

взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сход-

ные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность но-

ворожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших

возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца – в 9-10 лет.

В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равен.

М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, вовторых, связанную с этим программу его индивидуального развития» (Егорова М. С, Марютина Т. Н., 1992).

Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивиду-

альные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 1047, а количество живших на Земле людей всего7 х

1010. Каждый человек – это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Среда

Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики,

обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое разви-

тие – это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве

нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать:

«Что в нем происходит извне? Что изнутри?» (Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок – это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он

становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура

к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем

дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и

сильнее воздействие среды. Заметно, что влияние генотипа всегда положительно,

при этом его воздействие становится меньше по мере«удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть – отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия

влияния последней.

Активность

Активность – деятельное состояние организма как условие его существова-

ния и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявля-

ется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной

цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма – это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности – это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в актива-

ции, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

«Активность,– писал Н. А. Бернштейн,– важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»

studfiles.net

Факторы психического развития личности.

25

Условия
и движущие силы психического развития

Развитие
— постоянный процесс количественных и
качественных изменений природных и
социальных сторон личности, трансформация
строения и функций организма, появление
новых качеств в сознании, совершенствование
различных видов деятельности.

Психическое
развитие личности обусловлено разными
факторами, предпосылками и движущими
силами. От того, насколько мы их знаем
и учитываем специфику их проявления,
зависит эффективность правильного
понимания всех индивидуальных и
социальных действий и поступков человека.

Это
то объективно существующее, что с
необходимостью определяет ее
жизнедеятельность в самом широком
смысле этого слова. Факторы психического
развития личности могут быть внешними
и внутренними.

  1. Внешними
    факторами выступают природно-географическая
    среда, макросреда, микросреда и
    общественно-полезная деятельность.

Природно-географическая
среда

оказывает большое влияние на развитие
личности. Известно, например, что выросшие
на Крайнем Севере люди более выдержанны,
более организованны, умеют ценить время
и правильно относиться к тому, чему их
обучают.

Макросреда,
т. е. общество в совокупности всех его
проявлений, также оказывает большое
влияние на формирование личности. Так,
человек, выросший в тоталитарном
обществе, как правило, развит и воспитан
не так, как представитель демократического
государства.

Микросреда,
т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д.,
также является важной детерминантой
формирования личности. Именно в микросреде
закладываются важнейшие нравственные
и морально-психологические характеристики
человека, которые, с одной стороны,
необходимо принимать во внимание, а с
другой — совершенствовать или
трансформировать в процессе обучения
и воспитания.

Общественно-полезная
деятельность

— это труд, в условиях которого развивается
человек и формируются его важнейшие
качества.

  1. Внутренними
    факторами развития личности выступают
    биогенетические особенности личности
    и ее психики (анатомо-физиологические
    и задатки).

Анатомо-физиологические
особенности

личности — это: •специфика функционирования
ее нервной системы, выражающаяся в самых
разнообразных характеристиках:
своеобразии работы всей нервной системы,
соотношении процессов возбуждения и
торможения в коре головного мозга,
проявлении темперамента, эмоций и
чувств, поведения и поступков и т. д.; •
Задатки

это врожденные анатомо-физиологические
особенности организма, которые облегчают
развитие способностей. Такой, например,
задаток, как подвижная нервная система,
может способствовать развитию многих
способностей в любом виде деятельности,
связанной с необходимостью адекватно
реагировать на смену ситуаций, быстро
перестраиваться на новые действия,
менять темп и ритм работы, устанавливать
взаимоотношения с другими людьми.

Закономерности

В
психологии отмечаются общие тенденции,
закономерности
психического развития
,
но они вторичны
по отношению к воздействию среды (в
широком смысле слова), так как их
своеобразие зависит от условий жизни,
деятельности и воспитания.

  1. Неравномерность
    — о при любых даже самых благоприятных
    условиях обучения и воспитания различные
    психические функции, психические
    проявления и свойства личности не
    находятся на одном и том же уровне
    развития. По-видимому, существуют
    оптимальные сроки для становления и
    роста отдельных видов психической
    деятельности. Такие возрастные периоды,
    когда условия для развития тех или иных
    психических свойств и качеств будут
    оптимальными, называют сензитивными
    (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).Причиной
    такой сензитивности являются и
    закономерности
    органического созревания мозга
    ,
    и то обстоятельство, что некоторые
    психические процессы и свойства могут
    формироваться лишь на основе других

    сформировавшихся психических процессов
    и свойств (например, математическое
    мышление может формироваться на основе
    сформировавшейся до известной степени
    способности к абстрактному мышлению),
    и жизненного
    опыта
    .

  2. Интеграция
    психики.

    По мере развития психика человека
    приобретает все большую ценность,
    единство, устойчивость, постоянство.
    Маленький ребенок, по мнению Н. Д.
    Левитова, в психическом отношении
    представляет собой малосистематизированное
    сочетание психических состояний.
    Психическое развитие представляет
    собой постепенное перерастание
    психических состояний в черты личности.

  3. Пластичность
    и возможность компенсации.

    На величайшую пластичность нервной
    системы указывал И. П. Павлов, отмечая,
    что все можно изменить к лучшему, лишь
    бы были осуществлены соответствующие
    воздействия. На этой пластичности
    основаны возможности целенаправленного
    изменения психики ребенка, школьника
    в условиях обучения и воспитания.
    Пластичность открывает возможности и
    компенсации:
    при слабости или дефектности развития
    одной психической функции усиленно
    развиваются другие. Например, слабую
    память можно компенсировать
    организованностью и четкостью
    деятельности, дефекты зрения отчасти
    компенсируются обостренным развитием
    слухового анализатора и др.

Итак,
развитие ребенка – сложный диалектический
процесс.

studfiles.net

Основные факторы психического развития — Мегаобучалка

Сущность биологического фактора развития. Включают наследственность и врожденность (особенности, которые ребенок принимает внутри утробно). Врожденные и наследственные черты составляют возможное будущее развитие личности.
Наследуются, например, темперамент, задатки способностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека генетически обусловлено, нет.
Наследственные и врожденные свойства организма создающие анотомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности. Особенности человеческого мозга являются преобладание в его структуре высших отделов коры больших полушарий, поэтому ребенок рождается с гораздо меньшим, чем у детенышей животных количеством врожденных форм поведения, но со значительно большими возможностями научения. Мозг новорожденного как по своим размерам так и по строению существенно отличается от мозга взрослого человека. И лишь постепенно завершается процесс его созревания при этом в детстве созревание идет наиболее интенсивно. Вместе с морфологическими изменениями происходят значительные изменения функций нервной системы.
Нормальное созревание мозга ребенка является первым из важнейших биологических условий психического развития.

Социальный фактор развития. Для формирования специфически человеческих психических качеств(логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Известны многочисленные данные о том , что «госпитализм», дефицит общения с окружающими, различные виды изоляции от социальной среды (напр., в случаях с детьми, попавшими в раннем возрасте в окружение животных) приводят к резкому нарушению детского развития, возникновению глубоких психологических дефектов, которые с большим трудом преодолеваются на последующих генетических стадиях. Включение ребенка в социальную среду, обеспечение обучающих воздействий взрослых, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, являются важнейшим условием развития его личности, высших форм познания.

· Природная среда – действует опосредованно через социальную среду

· Социальная среда – дифференцируется на семейную и общественную среду. Влияние достаточно стихийное.

Воспитание и обучение – характерна целенаправленность и планомерность.

Фактор активности в психическом развитии.

Активность человека – многообразие формы его взаимодействия с окружающим миром.

Представляет собой многоуровневое образование:

— биологическая или физическая активность. Выражена в наборе естественных потребностей ребенка. Ребенок рождается на свет – дышит самостоятельно. Этот вид активности обеспечивает взаимосвязь ребенка с окружающим миром и его выживание в этом мире.

— познавательная психическая активность. Проявляется в потребности познания окружающего мира. У ребенка формируются познавательные психические процессы, ему хочется освоить взрослый познавательный (окружающий) мир. Позднее эта активность проявляется в детских вопросах, в элементарном экспериментировании.

— социальная активность. Проявляется на первом году жизни. Ребенок сосредотачивается на лице родителей. К 3м годам у ребенка появляется интерес к сверстнику.

Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды обучения и воспитания будет мало эффективен. С другой стороны в развитии активности ребенка ведущую роль играют социальные условия, в которых живет ребенок.

18. Диалектическая взаимосвязь развития, обучения и воспитания. Понятие о зоне ближайшего развития.

Обучение должно подстраиваться под психическое развитие и обучение следует за развитием (Пиаже и др.). Пиаже: развитие ребенка – это процесс, который имеет свои собственные закономерности, который не зависит от воли людей и педагог должен считаться с тем уровнем, который достиг ребенок в процессе своего естественного развития и строить обучение в соответствии с этим уровнем. Т.е. циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.

Бихевиористы: отождествляли обучение и развитие. Считают, что развитие – это есть результат научения. Оба эти процесса совершаются равномерно и параллельно. Так что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Одновременность, синхронность этих процессов – основная идея данной группы теорий.

С.Л. Рубинштейн: Обучение и развитие есть стороны единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, а развивается обучаясь.

Л.С. Выготский: Обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой.

Выготский обращал внимание на то, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Мы должны определить по меньшей мере 2 уровня развития ребенка, без которых не сумеем в каждом конкретном случае найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения.

Первый уровень Выготский назвал уровнем актуального развития. Это уровень психического развития, который уже сложился, те возможности ребенка, которые он реализовал самостоятельно, т.е. тот уровень развития, который достиг ребенок в настоящий период.

Второй уровень Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка. Она определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время.

Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает целый ряд внутренних процессов развития, которые сегодня могут быть возможными только благодаря сотрудничеству со взрослыми, т.е. обучение ведет за собой развитие. Иными словами обучение – есть форма осуществления развития.

Механизмы развития.

Основные механизмы развития:

— Интериоризация

— Идентификация

— Отчуждение

— Компенсация

1. Прежде всего, речь идет об интериоризации знаков. Т.е. искусственно созданных человеком стимулов средств. Они предназначены для управления своими и чужими (…)

Ребенок усваивает знаки в процессе общения и использует их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря этому у ребенка формируется знаковая функция сознания, происходит становление логического мышления, речи и других высших психических функций.

2. З. Фрейд. Отождествление помогает эффективно присвоить черты объекта идентификации и направить развитие ребенка.

3. Маслоу. Описывал самоактуализирующую личность. Ей присущи открытость, контактность, принятие других, но так же и стремление к уединению, независимости от окружающей среды и культуры. Общество стремится сделать человека шаблонным, лишенным индивидуальности. Нужно сохранить равновесие. Оптимальной является идентификация в общении с окружающими и отчуждение во внутреннем плане, в плане личностного развития.

4. Адле. Четыре вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая (уход в болезгь). Компенсация позволяет выработать индивидуальный стиль жизни, дает возможность для любого человека найти свой стиль социализации и свою социальную группу.

Важно знать:

— роль этих механизмов в развитии психики разных людей не одинакова.

— в течение жизни человека значение каждого из механизмов меняется:

× ранние годы жизни – интериоризация (присвоение культурных знаний, норм общества) и идентификация;

× зрелый возраст – отчуждение (человек осознает свою уникальность, стремится оградить свой внутренний мир от чужих вмешательств), роль интериоризации снижается, отсюда с трудом формируются новые знания, плохо привыкает к новым ценностям, существенно снижается идентификация, группа общения семья/друзья сформирована и почти не пересматривается.

× в пожилом возрасте активность отчуждения снижается, в ходе онтогенеза увеличивается значение компенсации. Её возможности возрастают и в зрелости. Этот механизм обеспечивает личностный и творческий рост человека. В пожилом возрасте идет компенсация не только своих индивидуальных слабостей, но и потерь: сил, здоровья, статуса.

20. Понятие возраста: абсолютный и психологический возраст. Возрастная периодизация Л.С. Выготского.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, которые не взаимосвязаны с индивидуальными различиями, они являются общими (типологическими для всех людей)

Возраст – понятий общественно-историческое.

Возраст абсолютный (календарный, паспортный) – длительностьсуществования объекта, его локализация во времени. Выражается количеством временных единиц. Возрастные изменения личности не прямо пропорциональны числу прожитых человеком лет, между ними очень сложное опосредованное отношение. Хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу психологического возраста взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Периодизация Выготского. Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал возрастные новообразования, характерные для каждого этапа развития. Возрастные новообразования – те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь и весь ход его развития в данный период.

megaobuchalka.ru

Факторы психического развития

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермский государственный технический университет

Лысьвенский филиал

Реферат на тему:

Факторы психического развития

Выполнил студент гр.

Проверил преподаватель

Лысьва 2008

Содержание.

Введение

1. Средовые и генетические факторы развития человека

2.Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности

Заключение

Список использованной литературы

Современная психология развития отказалась от рассмотрения вопроса о природе развития психики в терминах: или биологическое, или средовое (социальное, культурное) в пользу понимания важности и того и другого факторов в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.

1. Средовые и генетические факторы развития.

Я бы выделил, два вопроса психологии развития адресованных генетическим исследованиям. Первый вопрос состоит в том, изменяется ли наследуемость в процессе развития? Второй вопрос: как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках. Когда оцениваются эффекты наследуемости, то важным является представление о том, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла, либо она становится, менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что роль наследственности становится менее важной в жизни человека с возрастом. Мне кажется, что жизненные события, образование, работа и другой опыт аккумулируются в течение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенности образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость большинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными от начала жизни до ее конца. Также я хотел бы отметить, что генетические факторы становятся возрастающе важными, особенно для общей когнитивной способности в течение жизни. Другим важнейшим фактом, для понимания природы психического развития являются данные об уменьшении эффектов общей среды в развитии. Примером этого служит мировая литература по близнецам, в которой говорится, что общая среда для интеллекта становиться незначительной во взрослом возрасте, тогда как ее вклад в индивидуальные различия в детстве оценивается на уровне 25%.

Ответ на второй вопрос: постоянна ли величина генетических эффектов в процессе развития, анализируется в области психогенетики при помощи лонгитюдных исследований. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученные современными учеными, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта. Первый — это переход от младенчества к раннему детству и второй — от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы, тогда как незначительный вклад генетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения, и родители, и общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики да

mirznanii.com

Понятие психического развития. Факторы психического развития — Студопедия.Нет

 

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…». Влияние этой теории, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди.

Главная идея психологии развития состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Вине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию… как целостную систему знаний».


Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития.

БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Сравнительная психология — изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.

Психогенетика — изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.



Акмеология — изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности..

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост».

СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ

Рост — это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост»,— уточняет Д. Б. Эльконин (Элько-нинД. В., 1989).

Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост — изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития (курсив наш.— В.А.): он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя»

Понятие факторов психического развития :

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития.

Генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализируетразвитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 1047, а количество живших на Земле людей всего 7 х 1010. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

СРЕДА

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

Степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

 

Вопрос № 6

studopedia.net

Тема 20. Психическое развитие человека

Понятие
о развитии психики

Развитие
психики

это процесс
накопления количественных и качественных
изменений психики, обусловливающих
формирование и функционирование
личности. Исследователями выработано
две основных подхода к пониманию данного
процесса.
Представители первого
утверждают, что психическое развитие
носит непрерывный характер, т.е. не
останавливается, не ускоряется и не
замедляется. поэтому
каких-либо четких границ, отделяющих
один его этап от другого, не существует.
Однако
большинство исследователей являются
сторонниками второго
подхода: они убеждены, что развитие
дискретно (носит прерывистый характер).
начавшись
еще до рождения ребенка, оно разворачивается
и продолжается неравномерно (то
ускоряется, то замедляется). Это даёт
основания для выделения стадий или
этапов развития, качественно отличающихся
друг от друга. Все люди независимо от
индивидуальных особенностей проходят
каждую стадию развития.

Источники
и механизмы психического развития

Источниками
психического
развития
личности являются ведущая деятельность,
ведущий тип общения и кризис развития.
Ведущая
деятельность

– это, деятельность,
которая преимущественно определяет
психическое развитие ребенка в
определенный период его жизни.
Каждый возрастной период характеризуется
особым видом деятельности. При переходе
из одного периода в другой меняется и
ведущая
деятельность
.
Ведущими в разные периоды могут быть
игра
(дошкольное детство), учеба
(младший школьный возраст), общение
(подростковый возраст), труд
(юношеский возраст). Определенному
возрасту могут быть присущи и две ведущих
деятельности. Пример. Младший школьный
возраст: учебная и игровая деятельность.

Благодаря
ведущей деятельности достигаются
наибольшие результаты в развитии
познавательных процессов, происходит
формирование психологических (психических)
новообразований. психологические
новообразования

– качественные особенности психики,
которые впервые появляются в определенный
возрастной период и определяют сознание
человека, его отношение к среде, к
внутренней и внешней жизни.
Пример. дошкольный
возраст: формируются общие (вербальные,
креативные и т.п.) и специальные
(музыкальные, художественные, танцевальные
и т.п.) способности.

Ведущий
тип общения

– это общение, в результате которого
формируются и закрепляются основные
положительные черты личности. К типам
общения

относятся межличностный,
межгрупповой, личностно-групповой
и
т.п. Пример.

Противоречия,
возникающие в процессе психического
развития, могут приводить к кризисам
развития

(возрастным
кризисам). Кризисы
развития

это относительно непродолжительные
периоды, которые характеризуются резкими
психическими изменениями. Они необходимы
для нормального, поступательного
развития личности. Форма, длительность
и острота протекания кризисов существенно
отличаются в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка, условий его
воспитания, типа семьи, общества и пр.
Примеры. кризис
трех лет; кризис младшего школьного
возраста, кризис подросткового возраста.

Механизмы
развития

Главные
механизмы
развития

– это интериоризация
и екстериоризация.
Процесс
превращения
внешних, практических действий во
внутренние, умственные, называется
интериоризацией
(лат. interior
— внутренний).
Благодаря
интериоризации психика человека
приобретает способность оперировать
образами предметов, которые в данный
момент не воздействуют на органы чувств.

Важнейшим
средством интериоризации является
слово,
которое выделяет и закрепляет в себе
существенные свойства вещей. Овладение
правильным употреблением слов есть
одновременно усвоение существенных
свойств вещей и способов оперирования
информацией. Усваивая слова, человек
фактически усваивает опыт человечества.
Таким образом, внутреннюю, психическую
деятельность можно рассматривать как
результат интериоризации внешней,
предметной деятельности. С другой
стороны, внешнюю, предметную деятельность
можно рассматривать как экстериоризацию
внутренней,
психической деятельности.
Примеры.

Закономерности
психического развития

К
основным закономерностям
психического развития
человека
относятся:

1.Неравномерность
развития
.
Данная закономерность проявляется в
следующем.

А.
Развитие отдельных психических процессов
и функций происходит неравномерно.
Пример. у
одних людей в детском возрасте музыкальные
и хореографические способности
развиваются значительно быстрее, чем
у других (явление «вундеркиндов»). Однако
нет никаких гарантий, что и в дальнейшем
эта тенденция сохранится. по
данным психологов, примерно 75%
«вундеркиндов» во взрослой жизни не
становятся выдающимися мастерами своего
дела.

Б.
На разных этапах возрастного развития
одни свойства личности
выступают
как ведущие, другие развиваются менее
интенсивно. Пример. в
юношеском
возрасте наиболее активно развивается
память, что позволяет человеку именно
в этот период успешно овладевать знаниями
и навыками в различных областях науки,
искусства, техники и пр.

В.
Существуют наиболее благоприятные
возрастные периоды для развития
определенных психических функций. Их
называют сензитивними
периодами

или периодами
повышенной возрастной чувствительности
.
Пример. для
развития музыкальных способностей это
дошкольное детство, речи – возраст от
1 года до 8-9 лет. Если сензитивный период
не использовать должным образом, развитие
соответствующего свойства либо
замедляется, либо становится невозможным.
Пример. «дети-маугли»,
у которых пропущен ряд сензитивних
периодов, не могут приспособиться к
человеческому обществу.

2.
Интеграция
психики
.
В основе развития психики лежит
повторяемость определенных ситуативных
состояний (тревога, агрессия, радость).
Закрепляясь в памяти, они постепенно
переходят в устойчивые свойства личности.
Пример. повторяемость
переживания радости приводит к
формированию оптимизма как черты
характера.

3.
Пластичность
психики и возможность компенсации одних
свойств другими.

Если определенные психические функции
и свойства развиты недостаточно или
отсутствуют, они могут компенсироваться
развитием других. Пример. на
фоне ослабленного зрения может развиваться
повышенная чувствительность к музыкальным
звукам.

Факторы
психического развития

Развитие
психики предполагает наличие биологических
предпосылок

(задатков),
лежащих в основе возникновения, развития
и функционирования психических свойств.
Развитие личности происходит под
воздействием двух основных факторов:
природного
и
социального.

Природный
фактор психического развития

(наследственность).
В качестве источника насле́дственности
(способности
организмов передавать свои признаки и
особенности развития потомству) выступает
генетический аппарат человека. В свою
очередь, характер общения, учебы,
воспитания и трудовой деятельности
детерминированы принадлежностью
человека к определенной нации, обществу,
культуре.

Становление
человеческого организма происходит по
определенной программе, заданной в
генотипе
(совокупности
генов). Генотип
определяет
тип анатомо-физиологической структуры
человеческого организма, его морфологические
и физиологические признаки, строение
нервной системы, принадлежность к
определенному полу, характер физического
созревания и пр.

Однако,
конечный результат, достигаемый на
каждом этапе индивидуального развития
человека, изначально в генотипе не
заложен. Существенное
влияние на него оказывают
различные
условия психического развития
:
развитие
и функционирование
мозга
,
общение
со взрослыми
как носителями социального опыта,
активность
самого индивида и пр.

Социальный
фактор психического развития

– это совокупность элементов социальной
среды, с которыми индивид взаимодействует
в ходе становления личности. в
зависимости от степени контакта с
индивидом социальная среда делится на
микросоциум
— близкое окружение ребенка (семья,
друзья, школьные и внешкольные малые
группы, педагоги) и макросоциум
— широкое общественное окружение, которое
влияет на развитие личности через СМИ,
Интернет и т.п.

Влияние
социального
фактора на развитие личности происходит
не прямо, непосредственно, а через
внутренние условия. Особое
сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, которое является
типичным для каждого возрастного этапа
и обусловливает как динамику психического
развития на протяжении соответствующего
возрастного периода, так и новые
психологические образования, возникающие
к его концу, получило название социальной
ситуации развития.

Это специфическая для каждого возраста,
система отношений ребенка с окружающим
миром, которая изменяется при переходе
от одного возрастного этапа к другому.

единица
анализа социальной ситуации развития
переживание.
Переживание показывает, как в данный
момент среда влияет на развитие личности
ребенка. Из-за различия переживаний у
разных детей одна и та же жизненная
ситуация может по-разному сказываться
на их развитиии. пример.
Отношение разных детей к школьным
отметкам.

Развитие
и обучение

Развитие
ребенка тесно связано с процессом его
обучения. Обучением
называется деятельность учителя по
передаче учащимся знаний и жизненного
опыта, формированию у них умений и
навыков.
В психологической науке сложились два
основных подхода к проблеме соотношения
развития и обучения
.
Первый
разработал Ж.Пиаже. Этот ученый считал,
что развитие происходит как бы «само
по себе», а учеба лишь «приспосабливается»
к нему.

Автором
второго
был Л.С.Выготский. Он утверждал, что
ведущая роль принадлежит обучению,
которое «ведет за собой» развитие.
Психическое развитие ребенка, по
Выготскому, осуществляется в сотрудничестве
со взрослыми, которые передают ребенку
знания о предметах и способах их
примененения
в обществе, то есть обучают его.

Выготский
выдвинул идею об «уровне актуального
и зоне
ближайшего
развития ребенка». Он считал, что
состояние умственного развития можно
определить по двум уровням. Первый –
уровень
актуального развития

(умственные задания, которые ребенок
может выполнить самостоятельно), второй
зона
ближайшего развития

(задания, которые он может выполнить с
помощью взрослого).

Выготский
установил, что развитие ребенка, проходит
через зону ближайшего развития и только
потом переходит на уровень актуального.
В школе ребенок учится тому, что может
сделать в сотрудничестве с учителем,
под его руководством, при этом главной
формой обучения является подражание.
Поэтому зона ближайшего развития
является определяющей: то, что ребенок
сегодня может сделать сотрудничая со
взрослыми, завтра сумеет сделать и
самостоятельно, а следовательно, перейдет
на уровень актуального развития. Пример.

Выготский
обосновал возможность и необходимость
развивающего
обучения,

главная цель которого – не передача
знаний в готовом виде, а психическое
развитие ребенка в процессе их
приобретения. Пример.

Движущие
силы психического развития

Под
движущими
силами
развития
личности понимают собственные
потребности
ребенка, его мотивацию, внешние стимулы
его деятельности и общения, цели и
задачи, которые ставят взрослые перед
ребенком в процессе обучения и воспитания,
а также противоречия
между
внешними условиями психического развития
личности и ее потребностями, интересами,
целями.

в
разном возрасте эти противоречия могут
иметь разное содержание, формы проявления
и способы преодоления. На начальных
этапах жизни они могут не осознаваться,
но в последующем фиксируются самосознанием
и переживаются личностью как недовольство
собой, стремление к самоусовершенствованию.

Виды
противоречий
,
возникающих в процессе психического
развития ребенка:

1.
Между психологическими потребностями
ребенка и возможностями их удовлетворения.
Пример.

2.
Между новыми физическими и духовными
возможностями ребенка и существующим
отношением к ней со стороны взрослых.
Пример.

3.
Между требованиями со стороны общества,
взрослых и уровнем психического развития
ребенка. Пример.

4.
Между требованиями взрослых и желаниями
ребенка. Пример.

5.
Между знаниями и поступками, сознанием
и поведением ребенка. Пример.

Противоречия
возникают при переходе человека от
одного возрастного периода к другому
и проявляются в форме негативизма,
конфликтов со взрослыми и сверстниками,
противодействия их требованиям и пр.
Успешное преодоление противоречий
помогает личности подняться на новый
уровень развития, если же этого не
происходит, в личностном развитии могут
возникать серьезные трудности и проблемы.

Возрастные
изменения психики

Психическое
развитие человека проявляется в
возрастных изменениях психики и
поведения. Данные изменения могут быть:

1.
Эволюционными
(сравнительно медленными и постепенными).
Пример. развитие
интеллекта в школьные годы.

2.
Революционными
(быстрыми, занимающими короткий промежуток
времени). Пример. Изменения в периоды
психологических кризисов.

3.
Ситуационными
(связанными с изменяющимися
обстоятельствами). Пример. развитие
музыкального или хореографического
мастерства под воздействием интенсивной
тренировки. Если человек перестает
тренироваться, уровень мастерства
падает.

Эволюционные
и революционные изменения являются
постоянными и необратимыми, ситуативные
– нуждаются в закреплении.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о