Паника. Лекция Яковлева В.А.

Паника

Прежде чем попытаться определить сущность паники и объяснить это явление, следует описать и точно установить само явление. Необходимо знать, какое явление в жизни индивида или массы называется паникой, каковы его чисто описательные черты, каковы изменения в психической жизни массы или индивида, имеющие место при панике. 

Паника (от греческого panikon – безотчетный ужас), психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий, и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или группу людей, неудержимого и неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

Паника – крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей.

Панические состояния очень часто бывают вызваны невротическими страхами, т. е. такими, которые неадекватны объективной опасности и являются, скорее, признаками внутреннего неблагополучия.

Индивидуальная паника. Этот термин не употребляется по отношению к конкретно определенным случаям. В одном случае, согласно старому мифу, им обозначается безотчетный страх в предчувствии неизвестной опасности, который охватывает, скажем, заблудившегося в горах или лесу путника. В другом случае этим термином обозначается страх, вызванный воображаемой причиной; напримёр, когда в ожидании опасности человек принимает шуршание листьев за шум шагов и убегает, т. е. в таких случаях сила страха не оправдывается причиной, вызвавшей его. Этим термином обозначается также сильный ужас — безграничный страх, который овладевает индивидом.

Массовая паника. Под массовой паникой подразумевают панику, которая овладевает большой массой людей (толпой, войсковой частью и т.д.).

Паника массовая — один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового, страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки ситуации, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.

Удалось выявить четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями, или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

Факторы, способствующие возникновению паники 

Возникновению паники способствуют следующие факторы:  

1. Социальные факторы — общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный код войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.   

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального напряжения, жары или холода и т. д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.

3. Общепсихологические факторы — неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

 Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, например, «подогревающих» предстоящую опасность или степень ее негативных последствий (так нередко бывало на радиоактивно загрязненных территориях после чернобыльской катастрофы).

Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения паники становится доля таких людей в большой группе. Известно, что иногда достаточна и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей.

Структура и динамика человеческих потребностей таковы, что люди могут, потеряв волю и достоинство, впасть в животное состояние. И те же люди, при появлении высокозначимых целей, способны в буквальном смысле стоять насмерть, ложиться под танки и бросаться в огонь. При этом внешняя оценка их поступков в экстремальной ситуации как героических, преступных или просто глупых сильно зависит от того, насколько собственные ценности наблюдателя согласуются с ценностными координатами наблюдаемого поступка.

Развитие паники

Механизмы развития паники. Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили вычленить некий «усредненный« сценарий. Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети, а в боевой ситуации — молодые и неопытные, не закаленные в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками — односложными фразами («Пожар!» «Танки!») или междометиями, — выражением лиц и суетливыми телодвижениями.    

Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.

 Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже никто не думает) плохо еще и потому, что звук высокой частоты — женские или детские крики — в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. По той же причине, кстати, для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский. Напротив, провокации панического настроения среди неприятеля, вероятно, больше способствует визг атакующей калмыцкой конницы, чем мужественное «Ура! «.

Приведу еще ряд дополнительных замечаний, которые вносят коррективы в «усредненный» сценарий.

В очень редких случаях, когда шокирующий стимул необыкновенно силен, массовая паника может возникнуть сразу, без промежуточных, стадий. Т. е. толпа, как бы становится простой суммой насмерть перепуганных индивидов, но здесь уже срабатывает совсем другой механизм. В этих, повторю, редчайших случаях, паника перестает быть «вторичным» явлением и становится непосредственной, почти механической реакцией на стимул. Судя по описаниям, именно так произошло в Хиросиме среди тех, кто находились неподалеку от места ядерного взрыва, но не были сразу накрыты его волной.       

Гораздо типичнее и практически важнее обратная ситуация. Когда люди ожидают какого-то страшного события, средства, избежание которого неизвестны, стимулом паники может стать словесное обозначение ожидаемого события. Или какой-либо другой знак, дорисованный воображением до ожидаемого источника страха.

Сразу после шокирующего стимула обычно наступает так называемый психологический момент. Люди оказываются как бы во взвешенном состоянии («оторопь») и готовы следовать первой реакции. Иногда она оказывается парадоксальной. Например, по Фрейдовскому механизму противоположной реакции, человек может от испуга броситься навстречу опасности, и за ним следуют остальные. 

Развиваясь, паника проходит несколько фаз. žПаника начинается с появления шокирующего стимула. Он вызывает потрясение и восприятиё ситуации как кризисной. žВозникает состояние замешательства, т.е. индивидуальные и неупорядоченные попытки интерпретировать событие в рамках личного опыта или путем припоминания аналогичных ситуаций из косвенного опыта. Острая необходимость быстрой интерпретации стимула и немедленных действий часто мешает логическому осмыслению кризисной ситуации и вызывает страх. Начинается циркулярная реакция: страх одних отражается другими и в свою очередь усиливает страх первых.  Страх ведет к уменьшению уверенности в способности присутствующих коллективно противодействовать кризисной ситуации и создает ощущение обреченности. Неверие в возможность коллективного организованного спасения вызывает желание спастись индивидуально. 

Психологические особенности людей  в условиях паники

Вопросам психологических особенностей людей в условиях паники была посвящена одна из задач классического исследования посвященного изучению массовой паники в США в 1938 году, вызванной радио-спектаклем «Вторжением с Марса». Около 1 млн. американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий. В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике. Первую группу составляли те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан. Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страх не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации, поэтому попытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращались к соседям, знакомым, на радио и т.п., и только после этого приходили к отрицательному заключению). В третью группу вошли те кто испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панического состояния оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важным среди которых являются социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированности о космических явлениях тормозили развитие панических событий. Обратные характеристики, т.е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий.    Важным были также пол и возрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх намного легче поддавались панике. Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие как: не критичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

Меры по предотвращению массовой паники

Меры по предупреждению массовой паники связаны с учетом ее предпосылок (факторов).  Если речь идет о сформировавшейся группе, нацеленной на работу в стрессовых ситуациях (политической партии или боевом подразделении, научной экспедиции или отряде спасателей и т. д.), то, прежде всего, следует уделять внимание идейной и организационной подготовке к возможным опасностям, обеспечению эффективного руководства и воспитанию лидеров, пользующихся высоким доверием. Повторю, что при отсутствии духовно-психологических предпосылок паники коллектив способен достойно встретить самые суровые испытания. Но не всегда такая подготовка в принципе возможна, например, при массовых уличных мероприятиях, где участвует множество более или менее случайных людей. В таких ситуациях уже особое значение приобретает учет физиологических и общепсихологических факторов. Ранее указывалось на типичные ошибки, состоящие в затягивании мероприятий и безразличии к физическому состоянию участников (усталость, алкогольное опьянение и проч.).   При высокой социальной напряженности, некомфортных климатических условиях или неоднозначном прогнозе синоптиков надо подумать о динамизме митинга или демонстрации, чтобы свести к минимуму утомление людей и связанные с ним неожиданности. Службе охраны рекомендуется препятствовать проникновению в ряды демонстрантов нетрезвых людей и алкогольных напитков, предвидя возможность иррациональных реакций, особенно при вероятных провокациях. Как отмечалось, желательно избегать совпадения по времени с другими зрелищными событиями в городе (футбольный матч, карнавал и т. д.). В противном случае возможно, с одной стороны, переключение внимания, «перетягивание» значительной части толпы и превращение ее в окказиональную или экспрессивную (но не тогда, когда это запланировано организаторами). С другой стороны, вероятное столкновение толп (например, политическая демонстрация столкнется с возбужденными болельщиками, вышедшими со стадиона) чревато трудно предсказуемыми последствиями. Чрезвычайно важен учет общепсихологического фактора паники: прежде всего, своевременное информирование людей о возможных опасностях и имеющихся способах противодействия. Последнее касается предупреждения как коллективной, так и индивидуальной паники. Часто организаторы избегают предупреждать о возможных опасностях, ссылаясь на то, что часть участников демонстрации (митинга и т. д.) покинет ее ряды. Но, во-первых, здесь многое зависит от формы подачи информации — с акцентом на угрозах или на способах противодействия. Во-вторых, вопрос в том, стоит ли в погоне за массовостью повышать вероятность последующей паники, подвергая риску психическое состояние, здоровье, а иногда и жизни людей.

Как правило, реальная опасность обратно пропорциональна осведомленности, а точнее, оперативной готовности к ней. В 1970 году, когда в Чили проходила очень острая и драматичная избирательная кампания, правые боевики придумали эффективный способ разгрома левых демонстраций. Представьте, многотысячная колонна сторонников С. Альенде шествует во главе с популярными политическими лидерами. Когда голова колонны минует очередной перекресток, из-за угла выскакивает группа парней, вооруженных дубинками и кастетами, численностью около сорока человек. Они отсекают руководителей («голову») от остальной массы и энергично врезаются в толпу, нанося удары. Охрана демонстрации не успевает сориентироваться и своевременно вступить в бой, задние ряды не видят и не понимают; что произошло, но им передается испуг первых рядов — и через пять минут тысячи людей, опрокидывая друг друга, бегут врассыпную. (Обходится без жертв благодаря тому, что, слава богу, улица широка и из нее много выходов). Но не век коту масленица. После двух или трек провалов левые нашли контригру, и она оказалась на удивление простой. С приближением колонны к каждому перекрестку по бокам выстраивались, сцепившись локтями, ребята из охраны. Или параллельно демонстрантам, рядом с передними рядами, двигались два длинных грузовика. Можно было придумать и другие приемы, главное обстоятельство состояло в том, что демонстранты были теперь вооружены знанием о возможной опасности и психологически готовы ей противостоять. 

Но не век коту масленица. После двух или трек провалов левые нашли контригру, и она оказалась на удивление простой. С приближением колонны к каждому перекрестку по бокам выстраивались, сцепившись локтями, ребята из охраны. Или параллельно демонстрантам, рядом с передними рядами, двигались два длинных грузовика. Можно было придумать и другие приемы, главное обстоятельство состояло в том, что демонстранты были теперь вооружены знанием о возможной опасности и психологически готовы ей противостоять.

Еще один многократно апробированный прием — коллективное пение хорошо всем известной ритмической песни. Ранее говорилось о том, что действующая толпа аритмична и поэтому ритмический звук стимулирует превращение ее в экспрессивную или, в данном случае, препятствует превращению экспрессивной толпы в действующую (паническую). Но если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна. Такой ритм может сыграть позитивную роль и после того, как паника уже началась. Во всех случаях, конечно, желательно наличие соответствующей музыки и динамиков, но и при отсутствии таковых не следует терять голову. 

Вот хрестоматийный случай из предвоенной жизни Европы. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей с чрезмерной энергичностью двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной. По счастливой случайности в толпе оказались двое психологов, которые смогли вовремя сориентироваться и принялись громко скандировать: «Ne-pousse-pas!» (Не-пус-па — Не-тол-кай). Ритм подхватили окружающие, он волной прошел по толпе. Через несколько минут тысячи людей дружно скандировали эту фразу. Толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сменились общим задором, и все благополучно покинули трибуны.

В преддверье и на ранней стадии развития паники может быть очень продуктивно использован юмор. Мне известны яркие случаи в разных странах, когда своевременная шутка снимала паническое напряжение, а выступление популярного юмориста решающим образом изменяло настрой массы. Часто это бывает связано с игрой слов и прочими языковыми двусмысленностями, которые трудно пересказывать на другом языке. Поэтому приведу только один пример из недавней российской истории. 20 августа 1991 года, в самый напряженный момент у Белого Дома, когда ожидали штурма, чуть ли не с участием танков, перед собравшимися «живьем» предстал популярнейший сатирик Геннадий Хазанов. Имитируя голос М. С. Горбачева, еще находившегося в Форосе, он медленно произнес: «Политику нельзя делать грязными трясущимися руками… «. Это был парафраз известного мотива, который часто звучал в выступлениях Президента СССР (про грязные руки в политике) — он был дополнен упоминанием о трясущихся руках самозваного председателя ГКЧГI, показанного по телевидению днем ранее. Речь Хазанова — «Горбачева» была встречена общим смехом облегчения и бурными аплодисментами. Многие из участников события считают тот момент психологически переломным в эпопее неудавшегося переворота…

Обсуждая способы ликвидации возникшей паники, полезно вспомнить о том, что ранее говорилось про психологический момент. Известны приемы возвращения этого момента, который, повторю, является наиболее подходящим для начала эффективного руководства.

Например, используется привычное стимулирование. Люди привыкли неподвижно застывать при исполнении национального гимна, и этот условный рефлекс может актуализоваться при громком включении первых же актов.

Другой прием — применение более сильного шокового воздействия. Например, выстрел в закрытом помещении способен произвести новую «оторопь», люди на секунду застывают – и становятся доступны для организующего воздействия.

Во время боя, в шуме канонады, выстрел едва ли произведет желаемый эффект. Его могла бы заменить внезапная стрельба в упор по своим убегающим солдатам. Из литературы, правда, известны удивительные случаи прекращения паники на поле боя неожиданным приказом. Командир дивизии увидел, что один из его полков в ужасе побежал от несуществующего противника. Встав на пути убегающих, он громко крикнул: «Стойте! Снимайте сапоги!». Окрик и вправду возымел действие. Солдаты принялись снимать сапоги, их внимание было переключено с мифической опасности на конкретное действие, после чего удалось привести полк в боеспособное состояние.

Еще более остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике побежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно 10 километров. По получении такого приказа войска пробежали еще примерно 3 километра, затем остановились, пришли в себя, и восстановил состояние боеспособности.

Последний случай чрезвычайно поучителен, психологически интересен и заслуживает специального анализа. Здесь ограничимся коротким комментарием. Анти-волевым действиям солдат было умело, возвращено субъективное качество произвольной планомерности, и это оказалось фактором отрезвления. Такой прием хорошо применим и во «внештатных» ситуациях мирной жизни.

Разумеется, все эти приемы предполагают наличие людей, не поддавшихся общему состоянию и готовых взять руководство на себя, а если таковых нет, то не о чем и говорить. Поэтому при правильной организации массовых мероприятий, кроме службы охраны, работает специально подготовленная команда. Она находится поодаль от массы, не принимая участия в общих действиях, чтобы избежать эмоционального кружения, и вооружена не дубинками, кастетами и прочими орудиями уличного боя, а музыкальными записями, динамиками и мегафонами. И главное, — знаниями, опытом и интуицией, которая есть дочь информации.

Средства борьбы с паникой

Противодействовать панике чрезвычайно трудно, справиться с этим может человек очень известный и уважаемый, придерживающийся твердой линии поведения, умеющий разговаривать с толпой и внушать уважение. Средства борьбы с паникой разнообразны. Убеждение (если есть время), категорический приказ, объяснение несущественности опасности или же использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров. Остановить толпу, которая впадает в панику, значительно легче, начиная с последних, уменьшая группу насколько это возможно; перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как сзади давят на идущих впереди. Когда страх становится постоянным состоянием, он превращается в подлость. Как преодолеть эти трудности? Человек должен верить во что-то высшее, или в себя самого, или в правоту того, что он делает. Мотивация собственных поступков должна быть сильным импульсом, который помогает преодолевать трудности. Опыт, предыдущие испытания, прожитая жизнь могут придать силы человеку. Для выживания необходимо быть всегда психологически подготовленным. Такой человек находится в лучших условиях, и с ним не случиться ничего плохого. 

В чрезвычайной обстановке важно, чтобы вы были в состоянии:

žпринимать быстрые решения;

уметь импровизировать;

постоянно и непрерывно контролировать самого себя;

žуметь различать опасность;

žуметь распознавать людей;

žбыть независимым и самостоятельным;

быть твердым и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если необходимо;

žопределять и знать свои возможности и не падать духом;

в любой ситуации пытаться найти выход.

Необходимо помнить, что обязательными условиями благополучного преодоления всех трудностей при автономной ситуации являются проявление воли, настойчивость, грамотное действия. Паника и страх резко снижают твои шансы на спасение.

personpsy.ru

Формы и стадии панических атак

Состояние тревоги в тот или иной момент жизни, вероятнее всего, испытывал каждый. Разлука с близкими людьми, неудачи, стрессы и т.д., факторов, вызывающих сильное беспокойство, может быть множество. Однако, если переживание тревоги сопровождается рядом вегетативных симптомов, периодически появляется в виде беспричинных, на первый взгляд, приступов, тогда уже говорят о присутствии панического расстройства. Как и многие другие нарушения, панические атаки могут проявляться в различных формах.


Формы панических атак

Классификации большинства психологических нарушений достаточно условны, т.к., чаще всего, наблюдаются смешанные виды расстройств. Вместе с тем, можно выделить 3 формы панических атак:

1) спонтанные панические расстройства;

2) ситуационные панические расстройства;

3) условно – ситуационные панические расстройства.


Спонтанные панические расстройства

Возникают неожиданно для больного. Человек может находиться дома, на работе, в транспорте — в привычной для себя обстановке. Приступы спонтанных панических атак переживаются больными очень тяжело, т.к. появляются внезапно, без видимых, на первый взгляд, причин.

Ситуационные панические расстройства

Данные состояния в большинстве случаев являются реакцией на те или иные психотравмирующие факторы. Например, человек попал в серьезную автомобильную аварию. Впоследствии приступы панической атаки могут возникать при виде определённой марки машины, участников события, наблюдении места произошедшей аварии, самостоятельном управлении автомобилем и т.д. Данная форма панических расстройств обычно быстро и успешно диагностируется, т.к. внутренние причины ее возникновения нередко осознаются самим больным.


Условно – ситуационные панические расстройства

Панические атаки этой разновидности диагностируются сложнее, т.к. чаще всего они провоцируются внутренними физиологическими процессами (например, гормональными нарушениями). Также данные расстройства могут появляться под действием различных лекарственных препаратов, алкоголя, наркотиков и т.д.


Видеоролики и передачи в СМИ с участием наших специалистов

Испытав один раз приступ панической атаки, больной начинает бояться всего, что было связано с ситуацией пережитой тревоги. Например, если первые симптомы панического расстройства возникли у человека, когда он находился в общественном транспорте, впоследствии может появиться патологический страх такого способа передвижения или большого скопления людей. Повсеместное ожидание повторения приступа, страх сойти с ума провоцируют учащение эпизодов панических атак, усиление интенсивности проявления симптомов. Именно поэтому необходимо вовремя обратиться за помощью к специалисту и начать необходимое лечение.

Стадии приступа панической атаки

Приступы панических расстройств в своем течении неоднородны. В связи с этим, можно выделить три основные фазы эпизода панической атаки:

1) начальная стадия приступа панической атаки;

2) основная стадия приступа панической атаки;

3) завершающая стадия приступа панической атаки.

1. Начальная стадия приступа панической атаки

В ходе первой фазы приступа панической атаки наблюдается постепенное появление его основных физиологических и психологических симптомов. Чаще всего это: легкое беспокойство, головокружение, покалывание в груди, «нехватка воздуха».



Записаться на консультацию
+7 (495) 765-02-04

2. Основная стадия приступа панической атаки

Основная фаза или стадия острого течения приступа панического расстройства характеризуется интенсивным проявлением всех симптомов (тошнота, рвота, сильные боли, удушье и т.д.).

3. Завершающая стадия приступа панической атаки

В ходе последней фазы эпизода панической атаки происходит постепенное ослабление физиологических и психологических проявлений. Человек приходит в себя, начинает отчетливо осознавать реальность. Большинство больных на последней стадии приступа отмечают сильную усталость, апатию, сонливость, безразличие ко всему окружающему миру.

Одним словом, паническая атака – это не просто состояние временного беспокойства, а серьезное нарушение, требующее своевременного и квалифицированного вмешательства специалиста. Для того чтобы избавиться от панических расстройств, необходимо, в первую очередь, выявить причины возникновения приступов. Сделать это самостоятельно, чаще всего, человеку не под силу. За видимыми физиологическими симптомами большинство больных не замечают психологических истоков их появления. Кто может помочь? Квалифицированный психотерапевт. К специалистам нашего Центра по вопросам данных нарушений обращаются очень часто. Профессионализм наших сотрудников, значительный опыт работы, ответственность и внимательность к каждому пациенту позволяют всегда достигать успеха в психологической помощи при панических расстройствах.

Отзывы о работе наших специалистов

www.cps06.ru

Паника — Википедия

Па́ника, Панический страх[1] — внезапный, безотчётный страх[2], состояние интенсивной тревоги перед реальной или предполагаемой угрозой, овладевающей отдельными лицами, чаще всего толпой и так далее.

Паника является сильной стрессовой реакцией организма на часто неожиданные и пугающие ситуации и идет вместе с совокупностью разнообразных вегетативных и соматических симптомов.[3] При этом, при известных обстоятельствах, могут ограничиваться базовые человеческие навыки. Слово паника (греч. πανικός [panikós]), происходит от имени греческого бога пастухов Пана[2][4] (Πάν), о котором была сложена легенда, будто в полуденной тишине своим жутким криком мог вызывать безумный страх и бегство у целых стад овец (греч. πανικόν δεῖμα [panikón deima] «панический ужас»).[5]

Паника может возникать в различных жизненных ситуациях, чаще всего бывает вызвана конкретным, часто ужасным событием.

Личная паника[править | править код]

На угрожающую ситуацию человек может реагировать по-разному в зависимости от своих личностных особенностей, соответствующего социального статуса и субъективно воспринимаемой степени опасности. Эффективность головного мозга наиболее велика в области средней активации, и это содействует функциональным и целенаправленным действиям. С увеличением степени нагрузки спектр поведения человека может ограничиваться, и страх становится руководящим мотивом. При увеличении страха реакции человека могут стать нерациональными и антисоциальными, например такими, как нервный паралич или безрассудное бегство. Это необоснованное и неуместное поведение и следует называть паническим.[6] Эмпирические исследования (осень 1996 года) показали, что даже при смертельной опасности лишь небольшая доля людей впадает в панику.

Многие исследователи паники соглашаются с тем, что термин паника используется преимущественно для драматизации ситуации, особенно в СМИ. В действительности так называемая паника — крайняя реакция на стрессовые ситуации, которая непричастному и стороннему наблюдателю просто не видится логичной и является неожиданной.[7]

Психология понимает панику как психическое и физическое средство выражения личности для привлечения внимания других людей к ситуации, угрожающей собственной жизни, с целью получения их помощи.[8] Панксепп (1999) различает на основании результатов исследования животных систему паники и систему страха. Дополнительные результаты исследования показывают, что и у людей, и у животных в случае опасности оба состояния будут активированы. Страх, сфокусированный на битве или побеге, возникает, когда активируется система страха, которая ассоциируется с симпатической нервной системой. Паническая система, однако, связана с парасимпатической нервной системой и приводит к плачу, крику или воплю или мышечному спазму в полноценном вегетативном возбуждении. Другая реакция, которая выходит за пределы выше описанных реакций паники возникает, по-видимому, только у людей, — это диссоциация (нарушение интегративных функций сознания или памяти). Паническая система особенно активируется тогда, когда побег кажется невозможным и безнадежным.

Коллективная паника[править | править код]

В тесно стоящей группе люди могут наблюдать взаимные действия, реагировать на них и следствие этого общаться друг с другом. Это привело в соответствии с подходом психологии толпы ле Бона к мысли, что из-за этого взаимодействия масса людей приобретает единую психологию.[9] Толпа теряет чувство ответственности, а также склонна к антиобщественному и иррациональному поведению. Это подтверждает предположение, что в случае опасной ситуации масса может заразиться страхом отдельно взятого человека и усиливать эффект толпы. Кроме того, люди в массе из-за взаимного психологического влияния относительно связаны друг с другом. Для внезапного и неконтролируемого движения толпы достаточно внезапного повода. Начинается массовая паника.

Массовые паники особенно опасны, например, при пожаре, так как в закрытом помещении многие люди одновременно теряют самоконтроль. Срабатывание рефлекса самосохранения у всех приводит к тому, что слабые гибнут, будучи затоптанными. Двери усугубляют ситуацию, так как из-за напора толпы образуется пробка, которую невозможно разгрузить. Понятие массовой паники как главной проблемы при катастрофах, однако, с научной точки зрения оспаривается.

Паника и панические состояния — симптом многих соматических и психических заболеваний. Паника является ведущим симптомом панического расстройства.[10]Паническая атака определяется как внезапный приступ с экстремальным чувством страха, который случается при полном здравии без видимых на то причин. Сопровождается физической симптоматикой (например, учащенное сердцебиение, головокружение, слабость, одышка и т. д.)[11] Как правило, симптомы ярче всего в первые минуты и проходят за 10 — 30 минут. Только в редких случаях симптомы сохраняются дольше.

Симптомы часто оказывают сильное влияние на повседневную жизнь. Многие люди пытаются избежать определённых ситуаций, в которых они подозревают причину панической атаки. В результате этого может доходить до так называемой боязни пространства (агорафобия). Паническое расстройство относится к повторному возникновению панических атак. Страх перед следующей атакой из-за стресса и напряжения может способствовать повторению атаки.

  1. ↑ Панический страх // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. 1 2 Паника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Horst Berzewski: Der psychiatrische Notfall. Springer-Verlag, S. 146.
  4. ↑ Паника // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. ↑ Agata Maria Schabowska: Prädiktion von Panikstörungen, Agoraphobien und somatoformen Störungen nach akutem einseitigen Ausfall des Gleichgewichtsorgans. (Dissertation) Klinik für Psychiatrie und Psychotherapie Carite, Universitätsmedizin Berlin.
  6. ↑ Bernhard Schneider: Die Simulation menschlichen Panikverhaltens. Springer, S. 48.
  7. ↑ Bernhard Schneider: Die Simulation menschlichen Panikverhaltens. Springer, S. 23.
  8. ↑ Manuel Rupp: Notfall Seele: Ambulante Notfall- und Krisenintervention in der Psychiatrie. S. 42.
  9. ↑ Christian Zacherle: Crowd Management — Möglichkeiten der Prävention und Intervention. GRIN Verlag, S. 16.
  10. ↑ Jürgen Margraf, Silvia Schneider: Lehrbuch der Verhaltenstherapie: Band 1. Grundlagen, Diagnostik, Verfahren, Rahmenbedingungen. 3. Auflage. Springer Verlag. Heidelberg, 2009. Kapitel 26.3, Seite 453
  11. ↑ Fabian Andor: Panik ist nicht gleich Panik. (Dissertation) Philosophische Fakultät der Westfälischen Wilhelms-Universität Münster, Offenburg 2008, S. 10-14.
  • Панический страх // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Паника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Паника // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Паника // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Борис Сидис (Сайдис), «Психология внушения»;
  • В. М. Бехтерев, «Внушение и его роль в общественной жизни», СПб., изд. К. Л. Риккера, 1908 год;
  • Шрамм А. Н., Лексико-семантическая характеристика существительных, выражающих чувство страха // Учёные записки Калининградского государственнного университета. 1969. Вып. 4. Калининград: Калининградский государственный университет, 1969.
  • Иорданская Л. Н., Попытка лексикографического толкования группы русских слов со значением чувства // Розенцвейг В. Ю. (отв. ред.) Машинный перевод и прикладная лингвистика. Вып. 13. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1970, с. 3 — 26.
  • Иорданская Л. Н., Страх1 // Мельчук И. А., Жолковский А. К. Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 14. Wien, 1984, с. 806—814.
  • Урысон Е. В., Страх, боязнь, испуг, ужас, паника // Апресян Ю. Д. (рук.). Новый объяснительный словарь синонимов русского языка: Проспект. М.: Русские словари, 1995, с. 472—486.
  • Jürgen Margraf: Panik: Angstanfälle und Ihre Behandlung, Springer Verlag, Berlin 2013, ISBN 978-3-540-52211-9
  • Hans Morschitzky: Endlich leben ohne Panik, Fischer & Gann Verlag, Munderfing 2015, ISBN 978-3-903072-05-3

ru.wikipedia.org

2. Факторы возникновения паники

Удалось выявить четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями, или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паниче-скую толпу.

Социальные факторы напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это мо-гут быть землетрясение, наводнение, эпидемия, реальный или мнимый недостаток про-довольствия, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д. Иногда напряженность обусловлена памятью о траге-дии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкоголь-ное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Так, ти-пичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ ста-новятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фак-там продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального

50

напряжения, жары или холода и т.д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.

3. Общепсихологические факторы – неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

разгар партизанской войны в Никарагуа (середина 70-х годов) правительственные войска впервые начали применять трассирующие пули. Это было настолько неожидан-но и необычно, что в нескольких столкновениях закаленные отряды партизан обраща-лись в паническое бегство. Только после того, как бойцам растолковали механизм дей-ствия этого оружия, его достоинства и недостатки, первоначальный психический шок сошел на нет.

Известны случаи, когда паника среди манифестантов возникала из-за того, что мно-гие неверно представляли себе политическую обстановку и статус мероприятия. Например, люди думали, что оно санкционировано властями, и появление полицейских

дубинками оказывалось шокирующей неожиданностью. Или, наоборот, некоторые участники не знали, что акция согласована, и неадекватно реагировали на полицейских. Были эпизоды (далее я об этом расскажу), когда непредвиденные действия малочис-ленной, но хорошо организованной группы политических врагов вносили смятение и панику в многотысячную демонстрацию.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и вы-

сокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно низкий уровень групповой сплоченности.

Исследователи массовой паники единодушно подчеркивают преимущественное зна-чение именно этого фактора по сравнению с предыдущими. Любопытной иллюстраци-ей к сказанному может служить лабораторный эксперимент, в котором использован модифицированный метод гомеостата, хорошо известный социальным психологам.

большую прозрачную бутыль были на веревках опущены одинаковые конусооб-разные предметы; другой конец каждой из веревок держали в руках испытуемые. По размеру каждый конус легко проходил через горлышко, но два одновременно пройти не могли. У днища бутыли находилось еще одно отверстие, через которое поступала вода, и уровень ее, естественно, повышался.

Задача испытуемых – вынуть из бутыли сухие конусы, за что они получали по 20 долларов. Но тот, чей конус намокнет, был обязан сам уплатить 10 долларов. Таким об-разом, «опасность» измерялась 30 долларами (получить 20 или уплатить 10). Испытуе-мые имели возможность заранее договориться о согласованных действиях.

Когда в лабораторию приглашалась сплоченная группа с устоявшейся структурой, взаимным доверием и эффективным руководством, все легко справлялись с задачей. В случайно же собранных группах (если не находилось умелого лидера) и во внутренне конфликтных коллективах возникали трудности.

Те, кому предстояло действовать последними, нервничали, дергались и непроиз-вольно мешали первым (психологи называют это идеомоторным рефлексом). Их нервозность передавалась остальным, все суетились, обвиняли друг друга, и вместе с уровнем воды в бутыли рос страх (потерять 30 долларов!). Признаки наступающей па-ники фиксировались визуально – по возбужденному поведению, возгласам, выражению лиц – и по объективным показателям: у испытуемых повышалось кровяное давление, снижался кожно-гальванический рефлекс…

Этот эксперимент, авторам которого не откажешь в чувстве юмора, демонстрирует, что для возникновения панической дезорганизации в слабо интегрированной группе довольно даже смехотворной опасности.

Психологические механизмы развития паники

51

Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили вычленить некий «усредненный» сценарий.

Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети, а в боевой ситуации – молодые и неопытные, не закаленные в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками – односложными фразами («По-жар!» «Танки!») или междометиями – выражением лиц и суетливыми телодвижениями.

Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Проис-ходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончатель-но деградирует, люди теряют самоконтроль и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.

Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массо-вой панике уже никто не думает) плохо еще и потому, что звук высокой частоты – жен-ские или детские крики – в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. По той же причине, кстати, для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский. Напро-тив, провокации панического настроения среди неприятеля, вероятно, больше способ-ствует визг атакующей калмыцкой конницы, чем мужественное «Ура!».

Приведем еще ряд дополнительных замечаний, которые вносят коррективы в «усредненный» сценарий.

очень редких случаях, когда шокирующий стимул необыкновенно силен, массовая паника может возникнуть сразу, без промежуточных стадий. То есть толпа опять-таки, подобно калифорнийскому эпизоду, как бы становится простой суммой насмерть пере-пуганных индивидов, но здесь уже срабатывает совсем другой механизм. В этих, по-вторю, редчайших случаях, вопреки определению Прангишвили, паника перестает быть «вторичным» явлением и становится непосредственной, почти механической ре-акцией на стимул. Судя по описаниям, именно так произошло в Хиросиме среди тех, кто находился неподалеку от места ядерного взрыва, но не были сразу накрыты его волной.

Гораздо типичнее и практически важнее обратная ситуация. Когда люди ожидают какого-то страшного события, средства избежания которого неизвестны, стимулом па-ники может стать словесное обозначение ожидаемого события. Или какой-либо другой знак, дорисованный воображением до ожидаемого источника страха.

Первой мировой войне немцы начали применять на западном фронте газы – страшное оружие, против которого оказался бесполезен опыт бывалых солдат и пред-смертные мучения от которого превзошли все виденное ранее. Это вызвало чрезвычай-ную напряженность в англо-французских войсках. Описан ряд фронтовых эпизодов, когда газы не применяли, но кому-то что-то казалось, и испуганный крик: «Газы!» – обращал в бегство целые батальоны.

П.Н. Симанский рассказывает о панике, возникшей из-за того, что один испуганный солдат закричал: «Обозы!», и о том, как истощенная в боях бригада турок подверглась страшной панике, приняв за греческую кавалерию лошадей собственной же артилле-рии, возвращавшихся с водопоя.

Один немецкий генерал признался в своих мемуарах, что сам вместе с войсковыми частями и населением, пережил панику, вызванную видом пленных русских солдат и распространившуюся глубоко в тыл (это произошло после ожесточенных сражений у Мюленского озера во время Первой мировой войны). А на похоронах жертв бомбежки во французском городе Бреше сильная паника охватила участников процессии, при-нявших пролетавшую птицу за вражеский самолет.

В.М. Бехтерев, ссылаясь на конкретные ситуации, отмечал, что «в театрах или дру-гих многолюдных собраниях достаточно кому-нибудь произнести слово ―пожар‖, что-

52

бы возникла целая эпидемия страха и паники, которая молниеносно охватит все собра-ние и вызовет тяжелые последствия».

Столь же трагическими, сколь наглядными иллюстрациями ко многим приведенным выше положениям изобилует начало Великой Отечественной войны. Лейтмотивом предвоенной пропаганды служил тезис о том, что Красная Армия будет вести войну только на чужой территории, так как капиталистические государства не посмеют на нас напасть: буржуазные правительства понимают, что их солдаты, дети рабочих и кресть-ян, повернут оружие против своих классовых врагов. На этом фоне мощное наступле-ние фашистских войск в первые недели произвело настоящий шок.

Весьма эффективными были действия танковой армии немецкого генерала X. Гуде-риана. Тактика «гудериановского мешка» состояла в том, что траншеи противника бра-лись в кольцо с последующим полным уничтожением живой силы, и такая перспектива психологически подавляла обороняющихся бойцов. Немцы умело пользовались этим обстоятельством. Были эпизоды, когда они, сняв с мотоциклов глушители, имитирова-ли звук приближающихся танков, что становилось стимулом паники. Это и послужило поводом для создания на фронте так называемых заградотрядов из войск НКВД, кото-рые стреляли с тыла по отступающим без приказа.

(Так мне рассказывали отец и его однополчане. Я умышленно не проверял, насколь-ко их рассказ соответствует официальной историографии: то, как запомнили события их участники, само по себе важно и для психолога, и для историка…)

И последнее замечание, чрезвычайно важное в практическом плане. Сразу после шокирующего стимула обычно наступает так называемый

психологический момент. Люди оказываются как бы во взвешенном состоянии («ото-ропь») и готовы следовать первой реакции. Иногда она оказывается парадоксальной. Например, по фрейдовскому механизму противоположной реакции, человек может от испуга броситься навстречу опасности, и за ним следуют остальные.

Это очень ярко описано в романе А.С. Серафимовича. Казачья конница с саблями наголо неожиданно пошла в ночную атаку на беззащитный обоз, в котором – только женщины, дети, старики и раненые; всех их ждала неминуемая гибель. Люди застыли в оцепенении. Вдруг «великое молчание, полное глухого топота, пронзил крик матери. Она схватила ребенка, единственное оставшееся дитя, и, зажав его у груди, кинулась навстречу нарастающей в топоте лавине.

– Сме-ерть!.. сме-ерть!.. сме-ерть идет!

Как зараза, это полетело, охватывая десятки тысяч людей:

– Сме-ерть!.. сме-ерть!..

Все, сколько их тут ни было, схватив, что попалось под руку, – кто палку, кто охап-ку сена, кто дугу, кто кафтан, хворостину, раненые – свои костыли, все в исступлении ужаса, мотая этим в воздухе, бросились навстречу своей смерти». Казаки, не поняв в темноте, что происходит, сами перепугались и бросились наутек.

Такие случаи, конечно, редки и «не делают погоды» в общем массиве ситуаций кол-лективного страха. Тем не менее, я не случайно подчеркнул особую практическую важность последнего замечания. Дело в том, что психологический момент – самый подходящий момент для перелома ситуации человеком или небольшой, но организо-ванной группой лиц, готовых взять на себя руководство. К этому мы далее вернемся…

studfile.net

Факторы риска развития паники в экстремальных ситуациях


Паника – особое эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то путающей или непонятной ситуации, либо ее избытка и проявляющееся в стихийных импульсивных действиях. Паника – сложный, промежуточный поведенческий феномен. На основе паники как эмоционально-поведенческого состояния возникают массовые панические толпы со специфическим поведением. В общепринятом смысле, под паникой понимают массовое паническое поведение, обусловленное страхом (ужасом).

Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Выявлены два основных механизма образования толпы: слухи и циркулярная реакция (синоним – эмоциональнее кружение). Циркулярная реакция – это взаимное заражение, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

В практическом плане наиболее важное свойство толпы – превращаемость: если толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.

В экстремальных ситуациях наибольшую опасность представляет паническая толпа. Согласно приведенной выше классификации паническая толпа – это подвид действующей толпы (наряду с другими подвидами: агрессивной, стяжательной и повстанческой).

Паника – временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.

В основе паники лежит страх – опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.

В. М. Бехтерев считал, что паника – это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня. Внушение в толпе распространяется подобно пожару; оно иногда возникает от случайно сказанного слова, отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела, внезапного движения. В исступленной толпе каждый индивид влияет на окружающих и сам подвергается постороннему влиянию.

Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности. В итоге наблюдается неадекватность мышления, неадекватная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности («у страха глаза велики»), резкое повышение внушаемости.

Биологическое толкование паники заключается в сравнении ее с гипобулическими реакциями у животных (бессмысленной активностью), как, например, в тех случаях, когда птица бьется о прутья клетки.

Психология паники, помимо взаимной индукции «психического заражения», «эмоционального отравления», во многом определяется резким повышением внушаемости из-за перевозбуждения психики.

Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и деструктивным последствиям.

По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая – от 2–3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая – тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.

Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости.

Легкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легким удивлением, озабоченностью, напряжением.

Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Паника средней глубины часто проявляется при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях.

Полная паника – паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью – наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники – события на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах.

По длительности паника может быть кратковременной (секунды, несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель). Кратковременная паника – это, например, паника в автобусе, потерявшем управление. Достаточно длительной бывает паника при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных. Пролонгированная паника – это паника во время длительных боевых операций, например блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на ЧАЭС.

По механизмам формирования выделяют два вида паники:

  1. После непосредственного экстремального устрашающего воздействия, воспринимаемого как смертельная опасность.

  2. После длительного пребывания в состоянии тревоги в ситуации неопределенности и ожидания, напряжения, ведущего со временем к нервному истощению и фиксации внимания на предмете тревоги.

Выделяют четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями, или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы – общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

3. Общепсихологические факторы – неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Есть два основных момента, определяющих возникновение паники. Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при взрыве, аварии, пожаре. Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле» определенного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды – все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может быть все что угодно.

Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь: включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение), воссоздание образа опасности, активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания и инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение. Проявление паники колеблется от случаев истерического поведения до подавленного, апатичного, отрешенного; имеются случаи игнорирования, иногда показного, опасностей.

Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, возвещающая начало воздушной тревоги). Частым поводом для паники являются пугающие слухи.

Для того чтобы привести к настоящей панике, действующий на людей стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся (например, взрыв, сирена, автомобильный клаксон, серия гудков и т. п.). Он должен привлекать к себе внимание и вызывать эмоциональное состояние подчас неосознанного, животного страха.

Первый этап реакции на такой стимул – как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.

Второй этап – обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.

Третий этап – усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у большинства смутное ощущение обреченности. Завершается все это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчеркнуто агрессивное поведение: известно, насколько опасен бывает зверь, загнанный в угол, даже если он обычно убегает от опасности.

Четвертый этап – массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится заметной, проявляясь в наблюдаемых феноменах – прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) – естественная реакция. Безоглядное бегство – как правило, апофеоз паники.

Пятый этап – завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в «здравый ум». Обычные следствия паники – либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Реже встречаются вторичные проявления паники.

Оценивая весь цикл панического поведения, надо иметь в виду следующие три момента. Во-первых, если интенсивность первоначального стимула очень велика, то все предыдущие, до бегства, этапы могут «свертываться». Для наблюдателя предшествующие этапы как бы невидимы – и тогда только бегство становится непосредственной индивидуальной реакцией на панический стимул. Индивидуальной, но одинаковой для многих людей – соответственно, массовой.

Во-вторых, словесное обозначение пугающего стимула в условиях его ожидания может само непосредственно вызвать реакцию страха и панику даже до появления стимула.

В-третьих, всегда надо принимать во внимание ряд специфических факторов: общую социально-политическую атмосферу, в которой происходят события, характер и степень угрозы, глубину и объективность информации об этой угрозе и т. д. Это имеет значение для прекращения или даже предотвращения паники.

По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов: 1) паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических нарушений; 2) паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время; 3) паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, с последствиями в виде длительной утраты трудоспособности и инвалидности.

Средства борьбы с паникой разнообразны. Убеждение (если позволяет время), категорический приказ, информация о несущественности опасности или же использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров. Остановить толпу, которая впадает в панику, значительно легче, начиная с последних, уменьшая группу насколько это возможно; перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как на идущих впереди давят сзади.

Воздействие на паническое поведение в конечном счете представляет собой всего лишь частный случай психологического воздействия на любое стихийное поведение – прежде всего, на поведение толпы. Здесь действует общее по отношению к любой толпе правило: прежде всего необходимо снизить общую интенсивность эмоционального заражения, вывести людей из-под гипнотического воздействия состояния и рационализировать, индивидуализировать психику. В толпе любой человек лишен индивидуальности – он представляет собой всего лишь часть массы, разделяющую единое эмоциональное состояние, подчиняющую ей все свое поведение.

В панике, как особом состоянии психики толпы, есть и некоторые специфические моменты. Во-первых, это вопрос о том, кто станет образцом для подражания для толпы. После появления угрожающего стимула (звук сирены, клубы дыма, первый толчок землетрясения, первые выстрелы или разрыв бомбы) всегда остается несколько секунд, когда люди «переживают» (точнее, «пережевывают») произошедшее и готовятся к действию. Здесь им необходим пример для подражания. Жесткое, директивное управление людьми в панические моменты – один из наиболее эффективных способов прекращения паники.

Такие методы бывают особенно эффективными в сочетании с экстренным предъявлением нового, причем достаточно привычного, знакомого людям, стимула, вызывающего привычное, спокойное и размеренное поведение.

Во-вторых, в случаях паники, как и стихийного поведения вообще, особую роль играет ритм. Стихийное поведение – это поведение неорганизованное, лишенное внутреннего ритма. Если такого «водителя ритма» нет в толпе, он должен быть вадан извне.

Роль ритмической, в частности хоровой, музыки имеет огромное значение для регуляции массового стихийного поведения. Например, она может за секунды сделать его организованным.

Сцепление локтями – одна из хорошо известных мер противодействия паническим настроениям. С одной стороны, ощущение физической близости товарищей повышает психологическую устойчивость. С другой стороны, такая позиция мешает провокаторам или индукторам паники расчленить ряды, после чего растерянность, ощущение беспомощности и паника станут намного вероятнее.

Известны приемы управляющего воздействия извне и изнутри, что зависит от такого специфического феномена, как география толпы.

Ранее отмечалось, что толпа как таковая не обладает позиционно-ролевой структурой и что в процессе эмоционального кружения она гомогенизируется. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект циркулярной реакции, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние.

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне обычно рекомендуется нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам следует проникнуть в ядро, где внушаемость и реактивность гипертрофированы.

shpargalum.ru

Факторы и механизмы развития паники — КиберПедия

 

Выделяют четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями, или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы – общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии.

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение, которые снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

3. Общепсихологические факторы – неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, возвещающая о начале воздушной тревоги). Частым поводом для развития паники является распространение пугающих слухов. Для того чтобы привести к настоящей панике, действующий на людей стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся (например, взрыв, сирена, автомобильный клаксон, серия гудков и т. п.). Он должен привлекать к себе внимание и вызывать эмоциональное состояние подчас неосознанного, животного страха (Ольшанский Д. В., 2002).

Первый этап реакции на такой стимул, как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной (Малкина-Пых И. Г., 2002).

Второй этап – обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, интерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.



Третий этап – усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у большинства смутное ощущение обреченности. Завершается все это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. На самом деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчеркнуто агрессивное поведение.

Четвертый этап – массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится заметной, проявляясь в наблюдаемых феноменах – прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позже именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) – естественная реакция. Безоглядное бегство, как правило, является апофеозом паники.

Пятый этап – завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в «здравый ум». Обычные следствия паники – усталость и оцепенение или состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Реже встречаются вторичные проявления паники.



Оценивая весь цикл панического поведения, необходимо иметь в виду следующие три момента.

Во-первых, если интенсивность первоначального стимула очень велика, то все предыдущие до бегства этапы могут «свертываться». Для наблюдателя предшествующие этапы как бы невидимы – и тогда только бегство становится непосредственной индивидуальной реакцией на панический стимул. Индивидуальной, но одинаковой для многих людей и, соответственно, массовой.

Во-вторых, словесное обозначение пугающего стимула в условиях его ожидания может само непосредственно вызвать реакцию страха и панику даже до появления стимула.

В-третьих, всегда следует принимать во внимание ряд специфических факторов: общую социально-политическую атмосферу, в которой происходят события, характер и степень угрозы, глубину и объективность информации об этой угрозе и т. д. Это имеет значение для прекращения или даже предотвращения паники.

Предотвращение паники в условиях ЧС как в мирное, так и в военное время состоит в предварительном обучении и подготовке людей к целенаправленной деятельности на случай возможной катастрофы, в полной и достоверной информации на всех этапах развития экстремальной ситуации и в специальной подготовке потенциальных лидеров, которые должны быть способны возглавить в критический момент растерявшихся людей и направить их действия на самоспасение и спасение пострадавших.

 

 

cyberpedia.su

Паника — это… Определение, виды, причины и признаки проявления в психологии

В психологии паника — это инстинктивное чувство ужаса и аффекта с негативной окраской, спровоцированное настоящей либо воображаемой опасностью. Состояние характеризуется непреодолимым стремлением избежать опасной ситуации и чувством сильного страха. Состояние может охватывать как одного, так и нескольких людей одновременно.

Состояние паники нередко становится причиной различных проблем и осложнений, которые могут привести к нелепой смерти человека. Опасностью панического расстройства (ПР) является то, что испытывающий безотчетный страх индивид действует необдуманно, что только усугубляет ситуацию. К тому же состояние паники распространяется как цепная реакция, что в результате может привести к формированию неуправляемой толпы, не способной отдавать отчет собственным действиям. Испуганная бездумная толпа, по мнению многих ученых, является самым страшным оружием.

Причины возникновения

Точные причины, провоцирующие приступы паники, до сих не определены в психологии. Паника — это, по мнению большинства исследователей, состояние, истоки которого лежат в воспитании и семейных отношениях. Помимо этого, приступы могут возникать по следующим причинам:

  • Стрессовые ситуации, волнения, спрятанные в сфере подсознательного.
  • Конфликты в семье и на работе.
  • Нервное и физическое переутомление.
  • Психологические травмы, подавленные силой воли.
  • Ожидание стрессовой ситуации.
  • Умственное и эмоциональное перенапряжение.
  • Нарушения выработки гормонов.
  • Злоупотребление алкогольными напитками.
  • Психические расстройства.
  • Дискомфорт и боль в теле, что провоцирует страх смерти и общую тревожность.

Причинами паники, кроме того, могут быть физические причины и болезни. Чаще всего панические атаки (ПА) наблюдаются при гипертиреозе, гипогликемии, пролапсе митрального клапана. Стимулирующие вещества также могут вызывать приступ.

Повышенная активность бета-адренергических рецепторов считается одним из физических факторов, провоцирующих панические атаки. Отклонения в функционировании рецепторов приводят к выбросу избыточного количества адреналина в кровь, что сужает кровеносные сосуды, увеличивает пульс и артериальное давление, расширяя дыхательные пути.

Согласно психоаналитической теории, внутренние причины зарождают безотчетное чувство беспокойства. Исследователи, придерживающиеся поведенческой терапии, убеждены, что беспокойство во многом спровоцировано связью с внешними условиями, к примеру когда человек не способен преодолеть определенные проблемы.

Панические атаки у ребенка

Признаки паники у ребенка могут проявляться из-за проблем с адаптацией в социуме. В раннем возрасте дети начинают сталкиваться с конкуренцией, что вынуждает их быть более привлекательными в попытках занять определенное место под солнцем. Помимо прочего причиной детской паники может быть страх быть осмеянным.

Взрослым необходимо учитывать то, что страхи ребенка усиливаются при его попытках скрыть от окружающих собственное состояние и эмоции.

Со стороны вегетативной системы ребенка могут фиксироваться различные проявления в случае паники — это ранимость, незащищенность, необходимость в поддержке взрослых, особенно родителей.

Психология ПР

Паника характеризуется следующими критериями:

  • Формируется в больших группах и в массовых скоплениях людей.
  • Может быть спровоцирована чувством неконтролируемого страха, причиной которого является мнимая либо реальная угроза, к примеру ПА при полетах на самолете.
  • Паника — это, как правило, стихийное явление. Оно характеризуется неорганизованными и необдуманными действиями других людей.
  • Для человека в состоянии паники свойственна неопределенность в поведении, проявляющаяся в хаотичных действиях, растерянности и неадекватности реакций.

Таким образом, паника — это стихийное явление, зарождающееся в большом скоплении людей, пребывающих в состоянии эмоционального возбуждения в связи с бесконтрольным чувством ужаса и страха.

Не во всяком крупном скоплении людей может возникнуть паника. Для зарождения подобного состояния требуется совокупность определенных условий и факторов:

  • Предпаническая атмосфера. Предшествует ПА и характеризуется неуверенностью и повышенным беспокойством индивидов, спровоцированных переживанием негативных эмоций на протяжении длительного времени.
  • Наличие слухов, стимулирующих паническое состояние.
  • Личностные характеристики индивида и его склонность к ПА.

Виды

Паника классифицируется по характеру и степени охвата людей. По охвату она делится на две категории: массовая — захватывает большое количество индивидов и индивидуальная — характерна для одного человека.

По характеру делится на два вида: поведенческая паника и аффективное паническое состояние.

Под первым типом подразумевают реакцию группы, управляющуюся чувством страха и ужаса, мгновенно охватившим индивидов. Начало такому состоянию обычно дают отдельные индивиды с высокой внушаемостью — истерические лица, паникеры, заражающие своим настроем окружающих. Такой вид характеризуется состоянием острого психоза и массовой истерии, некорректным восприятием окружающей ситуации и неуправляемым поведением.

Второй тип представляет собой обдуманные и продиктованные эмоциями поступки и решения, не соответствующие уровню опасности. Образуется и проходит постепенно. Появляется среди небольших групп населения, а не в массовом скоплении людей.

Формы

Выделяют различные формы паники:

  • Массовое бегство, подразумевающее под собой неосознанную попытки избежать реальной или выдуманной угрозы.
  • Панические настроения. Психологическое состояние целого класса или отдельных людей, при которых меняется баланс между разумным и эмоциональным, регулирующими и направляющими составляющими.
  • Экономическая паника. Характерна для банковских бирж и проявляется либо в виде кризиса в результате смены экономического режима, скачка цен или инфляции, либо в виде резкого наплыва вкладчиков.

Симптомы

Паническая атака развивается внезапно и достигает своего пика за десять минут. Приступ обычно длится не более 20-30 минут.

В большинстве случаев атаки выглядят следующим образом: человек может заниматься будничными делами и внезапно сталкивается с волной беспричинного, сильного страха.

Для паники характерны следующие симптомы: гипервентиляция либо одышка, высокий пульс, удушье, повышение артериального давления, боль либо дискомфорт в области грудной клетки, ощущение изолированности от окружения или нереальности происходящего, тремор, тошнота или кишечное расстройство, головокружение, потоотделение, обморок, онемение или покалывание конечностей, наплывы жара или холода, страх смерти, сумасшествия, потери контроля, спутанность мыслей.

Выделяют нетипичные симптомы паники помимо перечисленных: нарушения слуха или зрения, мышечные судороги, неуверенность походки, ощущение комка в горле, мочеиспускание, потеря сознания.

Последствия приступа

После внезапной панической атаки в организме увеличивается количество адреналина, выброшенного в кровь, который посылает нервной системе сигнал о необходимости спасаться бегством. В результате ускоряется пульс, происходит обильное потоотделение, сопровождающееся ознобом. Гипервентиляция легких приводит к онемению конечностей и головокружению. Организм основывается на инстинктах самовыживания и старается избежать опасной ситуации, которой может не существовать в реальности.

Индивид не испытывает облегчения после окончания приступа, поскольку у него формируется страх повторения подобной ситуации. Испуг и страх только повышают частоту появления аналогичных приступов.

Степени

Выделяют три основные степени приступов паники: легкая, средняя и крайняя. На протяжении жизни каждому человеку приходилось испытывать легкие приступы паники, к примеру при резком звуке индивид вздрагивает, однако сохраняет самообладание. Средняя форма провоцируется ситуациями, требующими полной переоценки происходящего.

Крайняя степень считается наиболее опасной формой панической атаки, поскольку сопровождается состоянием аффекта и потерей контроля. Причинами такого состояния могут быть катастрофа, стихийное бедствие или землетрясение.

Лечение ПР

Психотерапевты широко применяют медикаментозную терапию для лечения панических приступов. Довольно часто назначаются транквилизаторы, быстро купирующие приступ, антидепрессанты для понижения уровня тревожности и нейролептики, устраняющие клинические вегетативные симптомы.

Пациент может сталкиваться с рецидивами даже после прохождения курса терапии. Повторы провоцируются неспособностью больных управлять собственными эмоциями и мыслями. Грамотный психотерапевт помогает пациенту контролировать чувства.

Лечение с использованием психотерапевтических техник делится на несколько этапов: поведенческий, дидактический и когнитивный.

Дидактический этап подразумевает осознание больным механизма паники, его клинических проявлений и нахождение способов его преодоления.

Когнитивный этап лечения паники — это поиск совместно с психотерапевтом «автоматических» мыслей, поддерживающих состояние тревожности и подавленности.

Поведенческий этап подразумевает вырабатывание стратегии, формирующей позитивное мышление у пациента. Во время лечения больной учится самостоятельно справляться с приступами паники методами медитации, релаксации и дыхательных техник.

Многие люди не понимают, что такое паника, несмотря на то что сталкивались с ее приступами в течение жизни. Своевременное и грамотное определение ПА и их купирование позволяют вернуть человеку контроль над ситуацией.

psychbook.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *