Содержание

Эгоизм — Википедия

Эгои́зм (др.-греч. Εγώ, лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде. В настоящее время (начало XXI века) в психологии различают две степени эгоизма. Сильной формой эгоизма считается преследование и отстаивание исключительно собственной выгоды, при этом человек может помогать другому, если это приносит пользу лично ему[1].

На преступность эгоистической любви к себе, при том, что в человеке нет ничего, чем можно было бы гордиться, указывали Кальвин и Лютер. Подобная точка зрения оказала значительное воздействие на формирование отношения в западной культуре к стремлению к собственному счастью, которое не должно быть главной целью. И. Кант считал нацеленность на собственное благополучие естественным для человеческой природы, следовательно, не имеющим, в отличие от любви к другим, «этической ценности». Тем не менее, по мысли Канта, человек не должен отказываться от личного счастья, так как его благополучие может быть полезным для исполнения общественного долга

[2]. По Гоббсу эгоизм есть врождённое свойство индивидуума, которое может ограничить лишь суверен[3]. Гельвеций защищал право индивидуума на личное счастье. В его понимании, если, стремясь к личному счастью, человек причиняет другим вред, то он становится источником зла. Тот же, чьи собственные интересы увязываются с интересом общественным, творит добро. Эта согласованность личного с общественным есть «разумный эгоизм»[4].

Впоследствии Штирнер, ещё позднее Ницше отстаивали право личности на счастье, при этом эгоизм представляли противоположностью любви к другим, альтруизму, считая последнее проявлением слабости

[5]. Современными психологами такое противопоставление считается некорректным. В настоящее время допускается, что альтруистический образ действия может быть основан на эгоистических устремлениях, возможно, не осознаваемых человеком[6].

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII


Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин «эгоизм» появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций)[7].

Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчёт выгоды?

— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники), С. 68.

Советский генетик В. П. Эфроимсон полагал, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за существование и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью

[8]:

Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени.

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.

[источник не указан 1433 дня]

  • Этический эгоизм — доктрина, которая утверждает, что люди должны делать то, что находится в их собственных интересах.

Термины «эгоизм» и «эготизм» также могут означать:

Эготизм — чрезмерное или преувеличенное чувство собственной важности.

Солипсизм (иногда называемый эгоизмом) — вера в то, что существует только собственное «я», или что только свои переживания можно проверить.

Эгоистический анархизм (англ.)русск. — форма анархизма, о которой чаще всего говорит Макс Штирнер.

Эгоцентризм — отсутствие эмоциональной потребности «войти в положение другого человека».

Зигмунд Фрейд полагал, что эгоизм заложен в человеке природой. При этом он расширял понятие эгоизма, подразумевая под ним абсолютно обыденное стремление каждого индивида удовлетворить свои естественные потребности, присущее любому животному. Психоаналитик утверждал, что наиболее эгоистичными являются маленькие дети, ибо практически вся их жизнь посвящена их собственному «Я» и удовлетворению его потребностей. Дети отчаянно желают, чтобы их интенсивные желания были непременно удовлетворены, а кроме того, по мнению Фрейда, первоначально у детей формируется привязанность к близким людям только из-за эгоистических побуждений, потому что именно они наиболее полно удовлетворяют его потребности. [9]

Философы, изучавшие устройство эгоизма[править | править код]

  1. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб: Питер, 2013. — С. 150. — ISBN 978-5-496-00234-9.
  2. Фромм Э. Человек для себя. — С. 157—158.
  3. Уэст Д. Континентальная философия. Введение. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — С. 55.
  4. ↑ История философии / Под редакцией Ч. Кривеля|место=Минск|издательство=Новое знание|год=2001.
  5. Фромм Э. Человек для себя. — С. 158—159.
  6. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб: Питер, 2013. — С. 135, 139—140. — ISBN 978-5-496-00234-9.
  7. ↑ Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 787.
  8. Эфроимсон, В. П. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики человека) : [арх. 21 декабря 2015] / Предисловие Б. Л. Астаурова // Новый мир : Журнал. — 1971. — № 10. — С. 194. — ISSN 0130-7673.
  9. Московский Государственный Социально-гуманитарный Институт. Проблема эгоизма в работах З. Фрейда. Е. В. Омельчанко // Практическая психология образования XXI века: развитие личности в образовании. Сборник научных статей и материалов XII — ой Всероссийской научно-практической конференции. — Коломна, 2014. — С. 91-99.

ru.wikipedia.org

Разумный эгоизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 октября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 октября 2018; проверки требует 1 правка.

Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм». Если под эгоистом (без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека, думающего только о себе и/или пренебрегающего интересами других людей, то сторонники «разумного эгоизма» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление жадности или даже завышением собственного Я. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других

.

Несмотря на то, что разумный эгоизм — наиболее выгодная стратегия для каждого индивида, этот же индивид может проиграть от её распространения в обществе, что доказывается в математической теории игр на примере Дилеммы заключённого.

Концепция разумного эгоизма начала формироваться в Новое время, первые рассуждения на эту тему встречаются уже в трудах Спинозы и Гельвеция, но в полном объёме была представлена только в романе Чернышевского «Что делать?». В XX веке идеи разумного эгоизма возрождает Айн Рэнд в сборнике эссе «Добродетель эгоизма», повести «Гимн» и романах «Источник» и «Атлант расправил плечи». В философии Айн Рэнд разумный эгоизм неотделим от рационализма в мышлении и объективизма в этике. Также разумным эгоизмом занимался психотерапевт Натаниэль Бранден.

ru.wikipedia.org

кто это такой, как его распознать и хорошо ли им быть

Люди делятся на две большие группы. Одни думают о благополучии окружающих. Другие заботятся только о себе. Именно им эта статья и посвящается. Речь идет об эгоистах. Кто они такие? Почему именно так себя ведут? Хорошо или плохо пренебрегать чужими интересами? Что делать, если собеседник ведет себя, как эгоист? Как строить с ним диалог? Можно ли его перевоспитать? Легко ли начать отношения? На что можно рассчитывать, общаясь с эгоистом? Предлагаем разобраться в этих вопросах вместе.

Кто такой эгоист?

Эгоист — это человек, который думает только о себе, ставя собственные интересы выше окружающих. Справедливо отметить, что в эгоизме нет ничего плохого, если он не приобретает гиперболизированных форм. Дело в том, что каждый человек – индивидуальный организм. Ему необходимо поддерживать в себе все физиологические процессы. Для этого следует правильно питаться, восстанавливать силы, заботиться о своем здоровье. Умеренный эгоизм в этом и помогает. Даже самый бескорыстный человек должен думать о себе, иначе у него закончится запас жизненной энергии, которую он направляет на помощь другим.

Пройти тест на эгоизм

Противоположность к слову эгоист, антоним его – это альтруист. Такой человек, наоборот, всего себя посвящает служению людям. Традиционно альтруизм противопоставляется эгоизму, но не все так однозначно. Известно понятие рационального альтруизма, когда люди помогают другим, логически осознавая необходимость этого. Безусловно, они ведут себя, как альтруисты,  при этом усматривая и определенные «бонусы» для себя, что уже отдаленно смахивает на эгоизм. Кроме этого, помощь другим может повышать социальную значимость человека, тем самым «искушая» отдельных эгоистов напоказ вести себя, словно альтруисты. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно включить любое политическое шоу.

Можно даже провести эволюцию эгоистичного поведения по мере взросления человека, как личности. Сперва, у каждого доминирует детский эгоизм, который постепенно приобретает взрослые очертания. Со временем, человек понимает, что помощь другим имеет преимущества, поскольку повышает авторитет в обществе, позволяет рассчитывать на благосклонность и поддержку. Это превращает эгоиста в рационального альтруиста, постепенно укрепляя такую модель поведения. Этот вектор развития справедлив только для зрелых личностей. Инфантильные люди, либо те, кто не отличаются развитым интеллектом, всю жизнь могут оставаться законченными эгоистами.

Синонимами эгоизма считаются такие слова: самолюбие, эгоцентризм, себялюбие, себякорыстие, корыстливость. Они отражают разные степени проявления этого признака, а также его направленность. Например, на получение выгоды, восхваление себя или достижение собственных целей. Если главным мотивом можно назвать личное удовольствие, то принято говорить о гедонизме – жизненном принципе, который базируется на стремлении к наслаждению. А вообще, эгоисты бывают разных видов, некоторые из которых сложно отличить от других типов личности.

Пройти тест на тип личности

Виды эгоистов.

Это понятие включает обширную классификацию, которая раскрывает различные стороны эгоизма. Их делят на виды согласно выраженности, рациональности поведения, активности, масштаба, радикальности, самодостаточности, возраста.

С учетом выраженности эгоисты бывают:

  • скрытые – маскируются под альтруистов;
  • явные – могут спокойно признать, что «я эгоист».

В зависимости от рациональности поведения:

  • рациональные – проявляют свою натуру, когда это уместно;
  • иррациональные – «гребут под себя» всегда, даже если это может им навредить в будущем.

По активности выделяются:

  • активные – проявляют напористость в реализации своих нужд;
  • пассивные – просто равнодушны к чужим интересам.

Согласно масштабности проявления эгоизм бывает:

  • одиночный – единоличное потребительство;
  • семейный – отстаивание интересов своих родственников;
  • общинный – приоритет на групповые интересы;
  • корпоративный – абсолютизирование корпоративных ценностей;
  • националистический – гиперболизированный патриотизм.

И.С. Тургенев разделил эгоистов на три группы по их радикальносности:

  • живут сами и другим не мешают;
  • сами живут, но другим мешают жить;
  • мешают и себе, и другим.

В зависимости от самодостаточности бывает два этических типажа:

  • «Потребитель» – проявляет равнодушие к окружающим, обеспечивая себя сам;
  • «Паразит» – не заботится о чужих интересах, пытаясь жить за счет других.

Если этикотип «Потребитель» вызывает уважение со стороны окружающих, зачастую добиваясь успеха в жизни, то «Паразит» никогда не становится популярным, занимая «экологическую нишу» иждивенца.

С учетом возраста, эгоизм бывает:

  • Детский – возникает от неумения контролировать свои эмоции;
  • Взрослый – стойкая психологическая модель поведения, которая выбрана осознанно.

Несмотря на разноплановость проявлений, эгоизм имеет ряд общих признаков, которые достаточно отчетливо проявляются у его владельцев. Это позволяет распознать себялюбивого человека и вовремя понять, как себя вести с ним.

Как распознать эгоиста?

Любой эгоист, независимо от его манеры поведения, стремится удовлетворить свои личные амбиции и потребности. Это значит, что скрытые мотивы имеются всегда. Лучше всего спросить об этом циника или скептика. Именно эти типы личности быстрее всего способны «раскусить» натуру эгоиста. Безусловно, подозревать всех неправильно, но проявлять чуть больше скепсиса в общении вполне нормально.

Кто такой эгоист становится понятным, как только пересекаются интересы. Если альтруист может отступить, либо согласиться на сотрудничество, то эгоист приложит все усилия, чтобы извлечь максимальную пользу. Даже прячась под обличием альтруиста, он будет оказывать помощь только в тех случаях, когда это принесет ему «бонусы». Например, рекламу, поддержу общества, ответную помощь. Поэтому верить в альтруизм эгоиста, так же глупо, как и в слезы изменницы.

Пройти тест на самооценку

Хорошо или плохо быть эгоистом?

Разбирая плюсы и минусы эгоизма, отметим, что любой тип личности укрепляется в социуме, если он имеет преимущества. В противном случае, такая жизненная установка давно бы исчезла под влиянием социального отбора.

Негативное отношение людей к эгоистам во многом надумано. Пытаясь ответить на вопрос, «что из себя представляет эгоист», авторы все равно указывают в большинстве случаев негативные стороны этого типа личности. Но справедливо ли это? Возможно, люди зачастую становятся эгоистами, потому что так им подсказывает жизненный опыт? Есть ли разумное объяснение этому?

Преимущества эгоистов.

Эгоистичное поведение имеет преимущества, особенно в краткосрочной перспективе. Ярким примером служит Дилемма заключенного (бандита). Согласно ее трактовке, если будут пойманы преступники, каждый из них, скорее всего, выберет путь предательства, а не сотрудничества. Допустим, на месте преступления полиция смогла задержать двоих подозреваемых. Есть четыре варианта развития событий. Если оба будут молчать, то получат максимум по полгода. Если один сознается и сдаст другого, то будет освобожден, как свидетель, а его напарник «загремит» по полной – на 10 лет. Аналогично может поступить и второй, если его опередит. Когда сознаются оба, то получат по два года тюрьмы.

Безусловно, сотрудничество более выгодно, но эгоизм тоже обладает преимуществами. Он, либо гарантирует моментальную выгоду, либо незначительные неудобства. Если же один из бандитов проявит альтруизм и возьмет всю вину на себя, то спасет напарника, но перечеркнет собственное будущее. Таким образом, эгоизм вполне оправдан, поскольку, помогая другим, особенно во вред себе, человек растрачивает собственное время и ресурсы. Благодарности за это может и не быть, более того – распространены случаи, когда на добро отвечают злом.

Недостатки эгоистов.

Все же эгоизм не лишен недостатков, особенно, если говорить о долгосрочной перспективе. Дело в том, что альтруисты пользуются большим авторитетом в обществе. Им везде рады. С такими людьми проще сотрудничать, дружить, создавать семью. Да и вообще, по принципу обратной связи, добрые люди получают больше позитива, чем злые и эгоистичные. Поэтому эгоизм  усложняет социализацию человека.

Опят же, эгоисты бывают разные. Те, кто живут по принципу потребителя, наоборот даже поощряются современным меркантильным обществом. Если же речь идет об эгоистах паразитического типа, то всевозможные нахлебники и «динамщицы» никогда не станут популярными. Они могут втираться в доверие, но постепенно будут разоблачены и получат дурную славу, что усложнит дальнейшие попытки найти нового «спонсора» и источник дохода.

Как себя вести с эгоистом?

Все зависит от ситуации. Дело в том, что под словом «эгоист» порой скрываются разные типажи. Кто-то просто не хочет за свой счет решать чужие проблемы. Другой же пытается получить «бонусы» ценой усилий другого человека. В первом случае можно спокойно строить общение, но на принципах взаимной выгоды. Во втором, лучше сократить контакты к минимуму, поскольку склонный к паразитизму эгоист только усложняет жизнь другим.

Пытаясь завоевать расположение эгоиста, следует изначально продумать, какую пользу ему принесет это общение. Ведь такой тип личности отличается меркантильностью и прагматизмом. От него можно получить помощь и поддержку, только если аргументировано объяснить, зачем это нужно. Эгоист способен на сотрудничество и даже альтруизм, если осознает все перспективы от взаимодействия. Тогда он включит в систему своих ценностей еще и потребности другого человека (друга, коллеги или полового партнера). Но такой альтруизм быстро пройдет, если эгоисту это надоест.

Как воспитывать эгоиста?

Все дети по своей природе эгоистичны. Это связано с их неумением бороться со своими желаниями и эмоциями. Тем более что с момента рождения, им посвящено все внимание окружающих, что усиливает их эгоцентризм.

Переоценка жизненных принципов начинается, когда они осознают, что в мире есть и другие дети. Начинается борьба за игрушки, сладости, внимание взрослых. На этом этапе очень важно прививать ребенку навыки сотрудничества. Объяснять ему, что совместными усилиями можно добиться большего, если поддерживать и помогать друг другу. Маленький эгоист достаточно быстро переймет альтернативную манеру поведения, когда поймет все ее перспективы. Главное, чтобы ребенок не наткнулся на суровые реалии жизни, которые ему быстро подскажут насколько «благодарными» бывают окружающие.

Эгоист, на самом деле, не такой и плохой. В конце концов, где написано, что человек должен жить для других, а не для себя. Если он никого не обманывает, не мешает жить другим, то почему бы и нет. Главное во всем соблюдать меру, не выходя за рамки приличия. Конечно, жить можно как угодно, но если не хочется остаться одному, лучше не забывать и об окружающих.

Пройти тест: Шкала самоуважения

wikigrowth.ru

Эгоизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, в том числе когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».

Философия. Принцип эгоизма

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций)[1].

Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчёт выгоды?

— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

— Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники), С. 68.

Советский генетик В. П. Эфроимсон полагал, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за существование и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью[2]:

Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени.

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.[источник не указан 1048 дней]

Формы

  • Этический эгоизм (англ.)русск. — доктрина, которая утверждает, что люди должны делать то, что находится в их собственных интересах.

Термины «эгоизм» и «эготизм» также могут означать:

Эготизм — чрезмерное или преувеличенное чувство собственной важности.

Солипсизм (иногда называемый эгоизмом) — вера в то, что существует только собственное «я», или что только свои переживания можно проверить.

Эгоистический анархизм (англ.)русск. — форма анархизма, о которой чаще всего говорит Макс Штирнер.

Эгоцентризм — отсутствие эмоциональной потребности «войти в положение другого человека».

Философы, изучавшие устройство эгоизма

См. также

Примечания

Литература

Жить так, как вы хотите — это не эгоизм. Эгоизм — это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. Оскар Уайльд

wikipedia.green

эгоист — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.эгои́стэгои́сты
Р.эгои́стаэгои́стов
Д.эгои́стуэгои́стам
В.эгои́стаэгои́стов
Тв.эгои́стомэгои́стами
Пр.эгои́стеэгои́стах

э·го-и́ст

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -эго-; суффикс: -ист [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ɛɡɐˈist]  мн. ч. [ɛɡɐˈistɨ]

Семантические свойства

Значение
  1. человек, проникнутый эгоизмом, то есть чрезмерно заботящийся о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. себялюбец
Антонимы
  1. альтруист
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от франц. egoisme, egoiste из лат. ego «я» (восходит к праиндоевр. *ego). Франц. термины введены в XVIII веке.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

ru.wiktionary.org

Эгоизм — Википедия. Что такое Эгоизм

Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, в том числе когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».

Философия. Принцип эгоизма

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций)[1].

Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчёт выгоды?

— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

— Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники), С. 68.

Советский генетик В. П. Эфроимсон полагал, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за существование и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью[2]:

Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени.

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.[источник не указан 1024 дня]

Формы

  • Этический эгоизм (англ.)русск. — доктрина, которая утверждает, что люди должны делать то, что находится в их собственных интересах.

Термины «эгоизм» и «эготизм» также могут означать:

Эготизм — чрезмерное или преувеличенное чувство собственной важности.

Солипсизм (иногда называемый эгоизмом) — вера в то, что существует только собственное «я», или что только свои переживания можно проверить.

Эгоистический анархизм (англ.)русск. — форма анархизма, о которой чаще всего говорит Макс Штирнер.

Эгоцентризм — отсутствие эмоциональной потребности «войти в положение другого человека».

Философы, изучавшие устройство эгоизма

См. также

Примечания

Литература

Жить так, как вы хотите — это не эгоизм. Эгоизм — это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите. Оскар Уайльд

wiki.sc

Эгоизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, в том числе когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».

Философия. Принцип эгоизма

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций)[1].

Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчёт выгоды?

— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

— Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники), С. 68.

Советский генетик В. П. Эфроимсон полагал, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за существование и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью[2]:

Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самос

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *