Содержание

Дизартрия — это… Что такое Дизартрия?

расстройство артикуляции, нарушение произношения звуков речи, обусловленное парезом, спазмом, гиперкинезом речевой мускулатуры, атаксией или апраксией. Степень нарушения произношения звуков при Д. зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях могут наблюдаться лишь отдельные нарушения произношения с искажением звуков, смазанность речи, в более тяжелых — искажения, пропуски звуков, изменение темпа речи, ее выразительности, модуляции, в результате чего речь становится невнятной. В наиболее тяжелых случаях развивается анартрия — невозможность произношения звуков речи. Классификация Д. основывается на принципе преимущественной локализации поражений нервной системы, вызывающих Д. Бульбарная Д. входит в симптомокомплекс бульбарного паралича (Бульбарный паралич). Псевдобульбарная Д. проявляется в симптомокомплексе псевдобульбарного паралича (Псевдобульбарный паралич). Подкорковая Д. — одна из составляющих симптомокомплекса двигательных экстрапирамидных или мозжечковых расстройств; в этом случае артикуляционные нарушения сочетаются с выраженным изменением темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и тембра речи (Речь)
.
Корковая Д. обнаруживается в составе симптомокомплекса нарушений целенаправленных движений, характерных для апраксии (Апраксия). Выявление Д. в сочетании с другими неврологическими симптомами имеет важное значение для топической и нозологической диагностики очаговых поражений головного мозга. У детей Д. часто наблюдается при детском церебральном параличе (см. Детские параличи). Проводится лечение основного заболевания. Больного следует направить к логопеду.

Библиогр.: Винарская Е.Н. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга, Ташкент, 1973, библиогр.; Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики, с. 104, М., 1975; Мастюкова Е.М. и Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом, с. 135, М., 1985.

расстройство артикуляции, проявляющееся неясностью произношения (особенно согласных звуков), замедленностью или прерывистостью речи и т.п.

Дизартри́я бульба́рная (d. bulbaris) — Д., обусловленная периферическим параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер; часто сочетается с расстройствами глотания.

Дизартри́я ко́рковая (d. corticalis) — Д. обусловленная поражением областей коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова.

Дизартри́я мозжечко́вая (d. cerebellaris) — Д., обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.

Дизартри́я паркинсони́ческая (d. parkinsonica) — вид экстрапирамидной Д., наблюдаемый при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса.

Дизартри́я псевдобульба́рная (d. pseudobulbaris) — Д., обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи.

Дизартри́я экстрапирами́дная (d. extrapyramidalis) — Д., обусловленная поражением стриопаллидарной системы.

Мозжечковая дизартрия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Мозжечковая дизартрия

— это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное поражением мозжечка. Проявляется потерей плавности, ритмичности экспрессивной речи, её замедленностью и прерывистостью. Наблюдается на фоне симптомов мозжечковой атаксии. В диагностике используются данные логопедического обследования, неврологического статуса, нейровизуализационных исследований (МСКТ, МРТ мозга), при необходимости — генетического анализа. Логопедическая коррекция осуществляется на фоне этиопатогенетического лечения причинной патологии, нейрометаболической медикаментозной поддержки и общих реабилитационных мероприятий (ЛФК, массаж, работа с психологом).

Общие сведения

Мозжечок оказывает регулирующее воздействие на двигательную сферу, поддерживает мышечный тонус, обеспечивает удержание равновесия, координацию и синхронизацию движений. Регулирующие воздействия распространяются на мимические мышцы, артикуляционную мускулатуру и голосовые связки. Мозжечковая дизартрия возникает при нарушении регулирующей функции мозжечка, сопровождается другими симптомами его поражения, объединёнными в клинической неврологии понятием «мозжечковая атаксия». Изолированная мозжечковая дизартрия наблюдается редко, чаще она сочетается с иными формами дизартрии, другими неврологическими симптомами.

Мозжечковая дизартрия

Причины

Основу патологии составляет поражение полушарий, червя мозжечка, нарушение его связей с другими отделами ЦНС. Этиофакторами выступают сосудистые расстройства, токсические воздействия, атрофические, инфекционные и опухолевые процессы. Все этиологические факторы подразделяют на следующие основные группы:

  • Сосудистые. Окклюзия мозжечковых артерий ведёт к развитию ишемического инсульта церебеллярных тканей. Геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозжечковые ткани) возможен при нарушении целостности одной из указанных артерий. В ишемической зоне возникает гипоксия и недостаточное поступление питательных веществ, в области кровоизлияния — сдавление клеток излившейся кровью с вторичными дисметаболическими изменениями.
  • Травматические. Дисфункция мозжечка становится следствием непосредственного повреждения его тканей при черепно-мозговой травме, нейрохирургическом вмешательстве, вторично — при сдавлении мозжечковых структур и проводящих трактов образовавшейся посттравматической гематомой. У детей церебеллярное повреждение возможно при внутричерепной родовой травме.
  • Инфекционные. Поражение мозжечка может наблюдаться при формировании в нём абсцесса, воспалительных очагов при энцефалите, менингоэнцефалите. Вирусный церебеллит может выступать осложнением ветряной оспы, энтеровирусной инфекции, эпидемического паротита. Инфекционно-воспалительные изменения приводят к дисфункции церебеллярных нейронов с развитием дизартрии.
  • Токсические. Причиной поражения тканей мозжечка являются острые интоксикации, отравления. Прогрессирующая мозжечковая дисфункция отмечается при хронических токсических воздействиях в случае алкоголизма, полинаркомании, токсикомании.
  • Неопластические. Опухоли мозжечка (гемангиобластома, ганглиоцитома, медуллобластома) разрушают и сдавливают его нейроны, приводя к их дисфункции. Экстрацеребеллярные новообразования задней черепной ямки вызывают компрессию или прорастают мозжечковые ткани. Кроме того, мозжечковая дизартрия может становиться следствием паранеопластического процесса при внецеребральной злокачественной опухоли.
  • Дегенеративные. Дистрофические и атрофические процессы в мозжечке характерны для рассеянного склероза. Генетически детерминированные дегенеративные изменения определяются при оливопонтоцеребеллярной дегенерации, атаксии Фридрейха, атаксии Пьера-Мари.

Патогенез

Поражения мозжечка приводят к снижению его регулирующей функции, дискоординации и десинхронизации мышечных сокращений, обеспечивающих выполнение двигательных актов. Расстройство согласованной работы мышц артикуляционного аппарата ведёт к замедленному, прерывистому (скандированному) характеру речи. Речевые нарушения усугубляются толчкообразным дыханием, обусловленным атаксией дыхательных мышц. Из-за потери соразмерности двигательных актов (дисметрия) снижается точность, скорость и амплитуда артикуляционных движений, возникают затруднения при осуществлении необходимого артикуляционного уклада.

Сопутствующая гипотония мышц языка и губ является причиной твёрдого произношения мягких согласных. Следствием гипотонии мышц голосовых становится их неполное смыкание, что проявляется оглушением звонких звуков, снижением силы фонации к концу фразы. Гипотония мягкого нёба сопровождается его провисанием, вызывающим назализацию голоса. Мозжечковая дизартрия развивается на фоне аналогичных дискоординаторных расстройств скелетной мускулатуры, обуславливающих нарушение произвольных движений конечностей.

Симптомы мозжечковой дизартрии

Базовым проявлением выступает диспросодия речи — расстройство ритмичности, плавности проговаривания, отсутствие речевых акцентов (ударений). Мозжечковая дизартрия характеризуется толчкообразным типом речевого потока, непостоянством силы голоса, что формирует так называемую скандированную речь. Типично оглушение звонких и твёрдое произношение мягких звуков. Большинство фонем произносятся назализированно. Из-за мышечной гипотонии речь смазанная, невнятная. Возможно дрожание голоса при фонации протяжных гласных.

Речь замедлена, затруднительна для больного, требует постоянного поиска артикуляционных укладов. В процессе разговора пациент напряжён, говорит с усилием, речевая продукция сопровождается повышенным потоотделением, вазомоторными реакциями (бледность или гиперемия лица). Экспрессивная речь утомляет больного, трудности фонации заставляют его воздерживаться от активных высказываний.

Пониженный тонус мимической мускулатуры обуславливает отсутствие мимики, гипотония жевательной мускулатуры приводит к сложностям пережёвывания твёрдой пищи. Больные жалуются на неустойчивость при ходьбе, нарушение координации, изменение почерка. Объём произвольных и пассивных движений сохранён.

Осложнения

Мозжечковая дизартрия затрудняет экспрессивную речь, делает её непонятной окружающим. Ограничение коммуникативных возможностей, осознание речевого дефекта неблагоприятно отражается на психоэмоциональном состоянии пациента. Развиваются невротические расстройства: ипохондрия, депрессивный невроз. Гипотония и дискоординация мышц глотки сопровождается нарушением глотания — дисфагией. При попёрхивании возможно попадание пищи в дыхательные пути с угрозой асфиксии, аспирационной пневмонии.

Диагностика

Первостепенное диагностическое значение имеет установление мозжечкового характера дизартрии и определение её этиологии. При необходимости проводятся консультации смежных специалистов: нейрохирурга, онколога, инфекциониста, травматолога. Основное диагностическое значение имеют:

  • Консультация невролога. В неврологическом статусе определяются симптомы мозжечковой атаксии: шаткая походка с широкой постановкой ног, дисметрия, дисдиадохокинез, интенционный тремор, дизартрия, макрография. Отсутствует характерное для вестибулярной атаксии улучшение координации при зрительном контроле. Обнаруживается гипотония мышц конечностей и лица при сохранности объёма движений.
  • Консультация логопеда.
    Диагностика устной речи выявляет её замедленность, нечленораздельность, прерывистость с расстройством ритма, типичную скандированность. Отмечается гипотония участвующих в артикуляции мышц. Внутренняя речь, слухоречевая память сохранны. В ходе диагностики письменной речи определяется макрография.
  • МРТ, МСКТ головного мозга. Нейровизуализация необходима для установления характера органического поражения, вследствие которого возникла мозжечковая дизартрия. Позволяет диагностировать зоны ишемии, гематомы, опухоли мозжечка и прилежащих структур, дегенеративные изменения, воспалительные очаги.
  • Исследование цереброспинальной жидкости. Производится при предположении об инфекционно-воспалительной этиологии поражения.
    Анализ осуществляется после получения образца методом люмбальной пункции. Изучение клеточного состава дает возможность обнаружить воспалительные изменения, проведение ИФА, ПЦР-диагностики — выявить возбудителя.
  • Консультация генетика. Необходима при подозрении на генетически детерминированное заболевание. С целью определения характера наследования выполняется генеалогическое исследование. В отношении отдельных болезней возможна ДНК-диагностика.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика проводится с иными расстройствами речи: моторной афазией, бульбарной и корковой дизартрией. Афферентная моторная афазия отличается расстройством артикуляции отдельных звуков, мозжечковая дизартрия — дисритмичностью речевого потока в целом. Корковая дизартрия характеризуется расстройством праксиса с сохранностью координации движений, чаще протекает с гипертрофией артикуляционных мышц. Бульбарная дизартрия сопровождается упрощением артикуляции, атрофическими изменениями языка, дисфонией.

Лечение мозжечковой дизартрии

Успешная коррекция речевого дефекта неразрывно связана с эффективной терапией основной патологии и активным проведением комплексной реабилитации. Подбор методов лечения определяется этиологией заболевания, обширностью и локализацией поражения, общесоматическим статусом пациента. Основными составляющими терапии являются:

  • Этиопатогенетическое лечение. Направлено на ликвидацию причинной патологии и её последствий. Может включать нейрохирургическую операцию по удалению опухоли или гематомы, тромболитическую или антикоагулянтную терапию инсульта, антибактериальное, противовирусное лечение инфекционных поражений, дезинтоксикацию. В случае наследственных мозжечковых дегенераций этиопатогенетическая терапия затруднительна.
  • Логопедическая коррекция. Занятия с логопедом назначаются для восстановления плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включён логопедический массаж. По мере восстановления речи переходят к работе над её выразительностью.
  • Реабилитационные мероприятия. Производятся комплексно под наблюдением реабилитолога, невролога. Включают лечебную физкультуру с упражнениями на восстановление координации, массаж, психологическое консультирование. Параллельно проводится медикаментозная поддержка нейропротекторными, нейрометаболическими фармпрепаратам.

Прогноз и профилактика

При успешном лечении причинного заболевания и корректной логопедической работе мозжечковая дизартрия может полностью регрессировать. Выраженность остаточной дисфункции зависит от степени поражения мозжечковых тканей. Наиболее неблагоприятен прогноз при прогрессирующих наследственных заболеваниях, злокачественных опухолевых процессах.

К профилактическим мероприятиям относятся предупреждение травм и инфекций, ведение здорового образа жизни без употребления алкоголя, наркотических веществ, своевременная коррекция цереброваскулярных нарушений, генетическое консультирование планирующих беременность пар. В педиатрической практике важной профилактической мерой выступает адекватный выбор способа родоразрешения.

Консультация для родителей и воспитателей «Дизартрия. Что это такое?»

Консультация для родителей и воспитателей «Дизартрия. Что это такое?»

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Сам термин латинского происхождения от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить.

Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез мышц артикуляционного аппарата. (греч. paresis – уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации).

Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности.

 

При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая (звучание речи) организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи.

Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данного речевого нарушения. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи.

Наиболее часто дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет).

К проявлениями расстройств при дизартрии относятся:

  • псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;
  • нарушения тонуса мышц; (спастичность, когда мышцы языка сильно напряжены и движения ограничены; гипотония, мышцы языка расслаблены и движения, так же ограничены; и дистания, когда тонус мышц постоянно меняется, особенно при речевой нагрузке. )
  • синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности.
  • Гипперсаливация (повышеное слюнотечение при нагрузке на артикуляционный аппарат).

При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих:

1-я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист;

2-я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения;

3-я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим).

Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаметозное лечение назначается психоневрологом. Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства.
  • Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
  • Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. Лечение сопутствующих заболеваний.
  • Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Во всех видах лечения и обучения ребенка – с дизартрией чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.

Логопедическое воздействие при дизартрии включает два основных этапа:

Первый этап, подготовительный основные его цели: подготовка

артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа.

Работа направлена на разработку органов артикуляции, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Логопедическая помошь включает:

  • массаж органов артикуляции;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

Для осуществления полноценной коррекции дизартрии необходимо своевременное выявление формы и степени проявления нарушения.

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений с родителями.

На практике в дошкольных учреждениях чаще всего встречается дизартрия стертой формы с не ярко выраженными проявлениями.

В настоящее время стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших

корковых функций. Стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней.

Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений: нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности просодических характеристик речи), фонации, дыхания и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы, что и говорит о стертой форме дизартрии.

Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального (до родов), натального (роды) и раннего постнатального (после родов) периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

  • токсикоз беременности
  • хроническую гипоксию плода
  • острые и хронические заболевания матери в период беременности
  • минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях — матери и плода
  • легкую асфиксию
  • родовые травмы

— острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач.

Кормление таких детей носит ряд особенностей: за обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Родители детей с легкими формами дизартрических расстройств отмечают, что в дошкольном возрасте они предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой.

В раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено.

  • Первые слова появляются позже года,
  • фразовая речь формируется к 2 — 3 годам.

При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 — 4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микро симптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны со дружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.

Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики.

Такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества всех педагогов с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.

Список литературы

1. Винарская Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. М.: ACT: Астрель, Транзиткнига,

2005. — 141 с.

2. Волкова Л. С Логопедия: Учебник для студентов дефектол. ф-тов пед. вузов.

5-е изд. –М., ВЛАДОС, 2009-704 с.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. — М., Эксмо, 2011-288 с.

4. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии — М., Альянс-2014-368 с.

5. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.

Пособие для логопедов. М.: Школьная пресса, 2007. — 48 с.

< Предыдущая   Следующая >

Что такое дизартрия.

Новости. О клинике Клиника биоакустической коррекции в Москве. Лечение аутизма, ЗПРР, ЗРР, ЗПР, СДВГ, ДЦП, тиков, алалии

Что такое дизартрия?

https://bioakustika.ru/o-klinike/novosti/novost/

2017-02-06 22:01:00

Дизартрия — это нарушение произносительной функции речи, обусловленное поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и центрального отделения артикуляционных мышц. Проблема заключается в патологии моторики речевого аппарата, нарушение дыхания при речи, проблемы с произношение звуков.

ООО «Клиника биоакустической коррекции»

107078, Россия, Москва, 1-й Басманный переулок, д. 5/20, строение 2

+7 (499) 261-83-55

Дизартрия — это нарушение произносительной функции речи, обусловленное поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и центрального отделения артикуляционных мышц. Проблема заключается в патологии моторики речевого аппарата, нарушение дыхания при речи, проблемы с произношение звуков. Если есть хоть малый намек на наличие болезни, выполняется обязательная диагностика по средствам ЭЭГ или МРТ головного мозга, обследование у логопеда в устной и письменной формах. Коррекционные работы включают в себя объединение медикаментозного лечения, лечебной физкультуры и массажа, занятия с логопедами и дефектологами, артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
Дизартрия является патологией речи с сопутствующими проблемами, такими как аномалии речевого дыхания и нарушением фонации, вследствие чего речь становится не внятной. Это заболевание в детском возрасте не распространено, но несмотря на это с каждым годом дизартрия все чаще диагностируется именно у детей.

Причины

В половине всех диагностируемых случаях дизартрия обладает сопутствующими заболеваниями, такими как ДЦП, это означает, что нарушения в центральной нервной системе произошли еще внутриутробно или на этапе раннего развития ребенка, как правило, в возрасте до двух лет. Выраженность болезни взаимосвязана с тяжестью нарушений двигательного аппарата ребенка.
Самые распространенные проблемы провоцирующие развитие еще у не рожденных детей являются токсикоз беременных, патологии родов, травмы приобретенные во время родов, гипоксия, преждевременные роды и так далее.
В дошкольном возрасте дизартрия может стать последствием после перенесенной инфекционной болезни, такого как энцефалит или менингит, гнойного отита среднего уха и перенесенной черепно-мозговой травмы.
Во взрослой жизни дизартрия развивается после пережитого инсульта, травм, оперативных вмешательства на головном мозге, кроме того, дизартрия может сопутствовать рассеянному склерозу, болезни Паркинсона и нейросифилису.

Дизартрия делится на несколько видов:
• бульбарная дизартрия;
• псевдобульбарная дизартрия;
• экстрапирамидная дизартрия;
• мозжечковая дизартрия.

 

Так же выделяется несколько форм тяжести течения этой болезни:
1. стертая дизартрия, аномалии могут быть диагностированы исключительно логопедом при специальном осмотре;
2. патологическое произношение звуков заметно не только врачу, но и окружающим людям, но несмотря на это речь разборчива;
3. речь могут разобрать только близкие люди и редкие посторонние;
4. речи нет либо она не понятна доже людям близкого окружения.

Лечение

Коррекция проводится по средствам систематических занятий с логопедом совместно с принятием медикаментов, а также массажа и прочих методов назначаемых невропатологом. Положительную динамику можно достичь прибегая к различным способам реабилитации зарекомендовавших себя в последние десятилетия, например, биоакустической коррекцией.
Только своевременно начатая систематическая коррекция способна дать стойкие положительные результаты.

С логопедом работают годами — про дизартрию. | Изучаю людей

Не буду вас «грузить» разнообразием форм дизартрии, упомяну лишь о ее степенях.

Есть анартрия — самая тяжёлая степень дизартрии, при которой речь фактически отсутствует. А есть дизартрия, которую принято называть стёртой — самая лёгкая степень. То есть все признаки дизартрии имеются, но очень слабо выражены, стёрты. Если мы говорим не о ребенке с церебральным параличом — то именно с такой степенью дизартрии чаще всего приходят дети к обычному рядовому логопеду.

Детей со стёртой дизартрией часто очень сложно отличить от детей с дислалией, их речь достаточно понятна для окружающих,нарушения звукопроизношения минимальны.

Но специалист при осмотре всегда увидит микропризнаки нарушения иннервации — небольшое слюнотечение, лёгкая асимметрия артикуляционных органов и лица, дрожание и посинение языка и тп.

Зачем нам надо это все высматривать — для определения прогноза работы.

Даже в случае самой сложной дислалии срок работы логопеда с ребенком измеряется месяцами, а в случае с ребенком с самой лёгкой степенью дизартрии — скорее всего, к сожалению, годами .

Причем звуки могут быть довольно быстро поставлены. Но вот вводиться в речь будут очень долго и тяжело, и даже спустя много лет при волнении, эмоциональном рассказывании — во рту снова будет каша. Меньшая, чем была бы без коррекционной работы — но будет. А родитель будет недоумевать — почему соседскому Пете Р поставили за месяц, а мы уже второй год мучаемся… Потому что разные диагнозы и разный прогноз.

Преодолевается этот недостаток речи уже долгой, кропотливой работой взрослого человека с дизартрией над своей речью, и постоянным контролем за ней. К сожалению, дизартрия — это на всю жизнь. И логопед услышит человека с дизартрией и в 20 лет, и в 50.

Каковы же симптомы дизартрии.

Во-первых, нарушение звукопроизношения. Оно отличается от нарушений звукопроизношения при дислалии, это стойкие и специфические искажения звуков. Межзубное и боковое произношение, замены переднеязычных звуков на смешанный заднеязычный г-х. В целом речь нечеткая, создаётся ощущение «набитого рта», «заплетающегося языка».

Собственно, он и заплетается у ребенка с дизартрией — не может найти точную позицию, не успевает переключиться со звука на звук, тонус уводит язык в одну сторону, губы смыкаются не полностью и прочее, и прочее…

Сопутствующие симптомы — слюнотечение, асимметрия улыбки, отклонение языка в сторону, ограничение его подвижности, в тяжелых случаях язык комом оттянут назад и совершенно неподвижен. Голос часто с носовым оттенком, слабый, истощающийся, плохо интонированный. Речь монотонная, голос или тихий, или, наоборот, пронзительный. Дыхание прерывистое, его не хватает до конца фразы, или даже до конца слова.

Основное направление работы с логопедом при дизартрии, в общем, то же, что и при дислалии — постановка и автоматизация звуков. Плюс работа над дыханием, голосом, интонационной выразительностью, дополнительно — работа с общей и мелкой моторикой. Но приемы работы будут иными .

Во-первых, при дислалии логопедический массаж не нужен, а при дизартрии — необходим. Незаменима и комплексная артикуляционная гимнастика.

Постановка звуков при дизартрии происходит стандартными способами, но чаще всего по показу и словесной инструкции ребенок произнести звук не в состоянии, поэтому требуется механическая помощь, и часто длительная. Буквально руками ставим органы артикуляции в правильную позицию, фиксируем позу в зеркале, проговариваем ее.

Научившись произносить звук изолированно, ребенок часто не может вовремя переключиться на него в речевом потоке — поэтому длительно работаем над автоматизацией. И это длительно — это, как я уже писала, годами .

Если при дислалии мы ждём чистой речи, и только потом встм ребенка читать и писать, то при дизартрии не ждём ничего. Чистой речи можно при дизартрии вообще всю жизнь не дождаться, а опора на знак-букву может нам помочь в коррекции.

Но и это ещё не всё… Мы поговорили о нарушениях только звукопроизношения, впереди же — нарушения развития речи как системы… То есть когда звуки произносить ребенок может, а скомпановать их в речь — нет. Об этом — в следующих статьях.

Дизартрия

Дислалия

Дизартрия и стертая дизартрия | Детская Академия Речи


Весьма часто нарушение звукопроизношения сопровождается дизартрией или стертой дизартрией.

Основной признак неврологической дизартрии — поражение мышечного тонуса речевой мускулатуры, ограничивающее возможность артикуляционных движений.

В большинстве случае дизартрия является органическим поражением центральной нервной системы в перинатальный или неонатальный период.

В отличие от стертой дизартрии, которая скорее последствие поражения ЦНС, не имеющее на момент обследования очага поражения.

Пассивный словарь детей с дизартрией шире активного, но они не могут употреблять многие известные им слова, поскольку это буквально сложно для них физически.

В данном случае занятия с логопедом обязательно нужно дополнить:

  • Курсом логопедического массажа. Можно делать как зондовый, так и ручной логопедический массаж.  Некоторые дети категорически не приемлют работу с железными зондами, поэтому заставлять ребенка нецелесообразно, можно использовать либо пластиковые зондозаменители, либо ручной массаж. Рекомендуется курс из 10-12 сеансов, далее перерыв. Массажем можно устранить также проблему короткой уздечки у ребенка без операции, то есть в буквальном смысле растянуть уздечку.
  • Занятиями с нейропсихологом для восстановления межполушарного взаимодействия, которое обязательно сопутствует дизартрии.
  • Занятиями по программе мозжечковой стимуляции с использованием американской разработки Learning Breakthrough — Balametrics 

После прохождения курса логомассажа нужно обязательно продолжать заниматься дома, даже если вы регулярно посещаете занятия в центре. Делать это правильно вам поможет наша рубрика «Материалы для родителей». Посмотрите видео, где наш логопед-дефектолог Елена Алексеевна Губицкая показывает, как правильно делать основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Очень важно и полезно делать его дома ежедневно — результаты ваших усилий не заставят себя ждать.

Диагноз «дизартрия»: определение.

Сегодня мы попытаемся понять суть явления, называемого «дизартрия». Что это такое? По каким причинам возникает патология? Это особенно важно, так как у детей с нормальным умственным развитием данное заболевание составляет до 6% случаев, и наблюдается тенденция к росту этого показателя.

Дизартрия – это нарушение произношения звуков, вызванное поражением участков головного мозга и, соответственно, расстройством иннервации мышц, задействованных во время речи.

Тяжелая дизартрия – что это такое?

Наблюдается дизартрия в легкой и тяжелой форме. Последняя рассматривается как одно из проявлений детского церебрального паралича. Такие дети получают как логопедическую, так и врачебную помощь в комплексе. Ее обеспечивают специализированные детские учреждения (сады и школы для детей с проблемами речи или нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Стертая дизартрия – что это такое?

Дети, имеющие легкую степень дизартрии (по-другому ее называют «стертой»), обучаются, как правило, в общих детских заведениях. 

Она проявляется в легком нарушении функций органов артикуляции, а также мелкой моторики. Речь таких детей нечеткая, но понятна окружающим, так как в основе заболевания лежат лишь точечные поражения коры мозга. Это приводит к парезам только некоторых мышц, используемых для артикуляции, например, только одной стороны языка или его кончика.

При сравнении с дислалией (нарушением произношения звуков при нормальной иннервации артикуляционного аппарата) рассматриваемые нарушения имеют совсем иную причину и внешние проявления.

Симптомы дизартрии

Диагностика дизартрии, несмотря на то что дети, пораженные нею, чаще всего не сильно выделяются среди сверстников, происходит по некоторым общим признакам:

  • кроме нечеткого произношения, они плохо едят, особенно мясные блюда и твердую пищу из-за проблем с жеванием;
  • недоразвитые мышцы щек и языка затрудняют процесс полоскания рта: дети либо сразу выплевывают воду, либо проглатывают ее;
  • плохо развитая мелкая моторика рук мешает застегивать пуговицы и шнуровать ботинки;
  • явные проблемы у данных детей наблюдаются и во время рисования или письма – им трудно держать карандаш, регулировать нажим и т. п.;
  • дети с дизартрией считаются неуклюжими, так как им трудно научиться, например, танцевать, то есть соотносить собственные движения с музыкальной фразой, ее началом и концом;
  • дизартрикам, стоя на одной ноге, тяжело удерживать равновесие.

Кроме перечисленных проблем, дети даже при легкой степени дизартрии страдают повышенной возбудимостью и истощаемостью нервной системы. Уже с первого года жизни это проявляется плаксивостью и постоянным требованием внимания от близких, нарушениями сна, предрасположенностью к частой рвоте, желудочным расстройствам. Состояние таких деток нередко зависит от метеорологических изменений.

Лечение дизартрии

Лечится дизартрия комплексно, при участии как психоневролога, так и логопеда. Но значительная роль в этом отводится родителям, поэтому им крайне важно знать: диагноз «дизартрия» – что это такое, для чего проводятся те или иные процедуры и упражнения, а также четко представлять себе возможные результаты.

В процессе лечения используются как терапевтические процедуры (лекарственные препараты, физио- и иглотерапия для нормализации мышечного тонуса, лечебная физкультура), так и логопедическое воздействие (артикуляционная гимнастика, исправление голоса и речевого дыхания, исправление произношения и т. п.).

Дизартрия и дисфазия. Медицинская информация. Пациент

Дизартрия — нарушение речи, а дисфазия — нарушение речи.

  • Речь — это процесс артикуляции и произношения. В нем задействованы бульбарные мышцы и физическая способность формировать слова.
  • Язык — это процесс, в котором высказываются мысли и идеи. Он включает в себя выбор слов для произнесения, называемых семантикой, и формулирование соответствующих предложений или фраз, называемых синтаксисом.

Определения

Дизартрия — это нарушение речи, вызванное нарушением мышечного контроля. Дисфазия (также называемая афазией) — это нарушение речи. Они часто сосуществуют.

Строго говоря, слова анартрия и афазия означают полное отсутствие способности формировать речь или язык, но они часто используются, когда дизартрия и дисфазия были бы более правильными. В частности, дисфазия и афазия являются взаимозаменяемыми, а афазия — более распространенным.

Дисфазия может быть рецептивной или выразительной.Рецептивная дисфазия — это трудности в понимании, в то время как выразительная дисфазия — это трудности в соединении слов для получения смысла. В действительности эти состояния обычно в значительной степени частично совпадают, но человек с чистой дизартрией без дисфазии сможет нормально читать и писать и делать значимые жесты при условии, что необходимые двигательные пути не повреждены.

Апраксия речи отличается как от дисфазии, так и от дизартрии и представляет собой потерю способности планировать и выполнять оральные моторные задачи, необходимые для того, чтобы говорить.

Неспособность писать — это аграфия или дисграфия, если она неполная. Неспособность манипулировать числами — это акалькулия или дискалькулия, если она неполная. Проблемы с чтением — это дислексия.

Доминантное полушарие

Область речи находится в левой, доминантной части мозга примерно у 99% правшей. Остающийся 1% может представлять левшей, которые были вынуждены писать правой рукой. У левшей правое полушарие является доминирующей стороной только у 30%.Таким образом, поражение речевой зоны инсультом, вызывающее левостороннюю слабость, встречается редко. Это произойдет практически ни у одного правши и только у 30% левшей.

Как правило, поражение левого полушария вызывает дисфазию, в то время как в правом полушарии оно вызывает пренебрежение, зрительно-пространственные и когнитивные проблемы.

Эпидемиология

Этиология — повреждение или заболевание головного мозга, поэтому чаще всего встречается в пожилом возрасте. Заболевание обычно бывает сосудистым, опухолевым или дегенеративным.Около 85% случаев возникает в результате инсультов, и около трети людей, перенесших инсульт, страдают дисфазией [1] . У молодых людей это обычно результат травмы головы.

Дизартрия

Причины дизартрии

Дизартрия вызывается поражением верхних мотонейронов полушарий головного мозга или поражениями нижних мотонейронов ствола головного мозга. Это также является результатом нарушения целостного действия верхних мотонейронов, базальных ганглиев и мозжечка.

Признаки дизартрии

Могут быть некоторые различия в зависимости от места поражения.

  • Невнятная и слабая артикуляция со слабым голосом типична для псевдобульбарного паралича от инсульта. Другие неврологические признаки обычно односторонние с правосторонней гемиплегией (левое полушарие головного мозга). Он может быть левым в меньшинстве левшей. Инсульт ствола головного мозга может привести к двусторонним симптомам дизартрии или анартрии.
  • Невнятная, сканирующая и отрывистая речь, вызванная поражением мозжечка, типична для рассеянного склероза.
  • Аритмичный, дисфонический и монотонный голос вызван заболеванием экстрапирамидной системы при болезни Паркинсона.При болезни Паркинсона движения жесткие и жесткие, в том числе и фонация.
  • Нечеткое сочленение, гиперназальность и двусторонняя слабость, вызванные нарушениями нижних двигательных нейронов, могут возникать при заболевании двигательных нейронов.

Лечение дизартрии

Речевая и языковая терапия необходима для оценки и лечения бульбарных и лицевых мышц. Программа упражнений разработана для улучшения мышечного тонуса и движений в соответствии с индивидуальными потребностями. Кокрановский обзор показал недостаток качественных исследований в этой области, а эффективность остается недоказанной. [2] .Текущие руководящие принципы рекомендуют людям с дизартрией пройти обследование логопедом и языковым терапевтом, обучить методам улучшения четкости речи и получить рекомендации по альтернативным методам общения [3] .

Дисфазия

Причины дисфазии

Дисфазия — это нарушение способности понимать или использовать устное слово. Это связано с поражением доминантного полушария и может включать нарушение способности читать, писать и использовать жесты. Наиболее частой причиной является цереброваскулярное заболевание, но оно может возникнуть в результате объемного поражения, травмы головы или слабоумия.

Признаки дисфазии

Дисфазию можно рассматривать как нарушение связи между мышлением и языком. Диагноз ставится только после исключения сенсорного нарушения зрения или слуха, нарушения восприятия (агнозия), когнитивного нарушения (памяти), нарушения движения (апраксия) или нарушения мышления, как при деменции или шизофрении. При тестировании на дизартрию и дисфазию показательной может быть способность пациента повторять или произносить сложные фразы или скороговорки.

  • Люди с рецептивной дисфазией часто говорят свободно, с нормальным ритмом и артикуляцией, но это бессмысленно, поскольку они не понимают, что говорят.
  • Люди с экспрессивной дисфазией плохо владеют языком и испытывают трудности с формированием слов и предложений. Есть грамматические ошибки и трудности с поиском нужного слова. В тяжелых случаях они не говорят спонтанно, но обычно понимают то, что им говорят.

Определенные типы дисфазии связаны с повреждением определенных областей коры, но на практике различия не всегда ясны.Язык — это сложная деятельность, в которой задействованы многие корковые и подкорковые области, и поражения не рассекают четко разграниченные анатомические области. Как правило, выраженная дисфазия предполагает переднее поражение, тогда как рецептивная дисфазия предполагает заднее поражение. Есть несколько подтипов. Это:

  • Сенсорная дисфазия / афазия (Вернике) — поражения расположены в левой задней перисильвийской области, и первичными симптомами являются нарушения понимания, дефицит словесного поиска и семантические парафазии.Поражения в этой области нарушают семантическое содержание языка, оставляя функцию языкового производства нетронутой. Следствием этого является беглая или восприимчивая афазия, при которой речь беглая, но не содержательная. Пациенты не осознают свои проблемы с речью. Семантика — это значение слов. Семантическая парафразия — это замена семантически связанного, но неверного слова.
  • Производственная (Брока) дисфазия / афазия — поражения расположены в левых предцентральных областях.Это негрубая или экспрессивная афазия, так как наблюдается дефицит речи, просодии и синтаксического понимания. Пациенты обычно демонстрируют медленную и прерывистую речь, но с хорошим смысловым содержанием. Понимание обычно хорошее. В отличие от афазии Вернике, пациенты Брока осознают свои языковые трудности. Просодия — это исследование метра стиха. Здесь это означает ритм речи.
  • Дисфазия / афазия проводимости — поражения вокруг дугообразного пучка, задней теменной и височной областей.Симптомы — это дефицит именования, неспособность повторять бессмысленные слова и словосочетания, хотя, по всей видимости, наблюдается нормальное понимание и воспроизведение речи. Пациенты осознают свои трудности.
  • Глубокая дисфазия / афазия — поражения в височной доле, особенно те, которые опосредуют фонологическую обработку. Симптомами являются проблемы с повторением слов и семантическая парафазия (заменяется семантически связанное слово, когда его просят повторить целевое слово).
  • Транскортикальная сенсорная дисфазия / афазия — поражения находятся в областях стыка височной, теменной и затылочной областей левого полушария.Симптомы — нарушение понимания, наименования, чтения, письма и семантические несоответствия в речи.
  • Транскортикальная моторная дисфазия / афазия — поражения расположены между зоной Брока и дополнительной моторной зоной. Симптомы — преходящий мутизм, телеграмматическая речь и диспрозодическая речь. Телеграмматика означает пропуск неважных слов, как это было при отправке телеграммы. Дисперсодическая речь монотонна.
  • Глобальная дисфазия / афазия — возникает при обширном поражении левой перисильвиевой области, белого вещества, базальных ганглиев и таламуса.Симптомы — это обширные и обобщенные нарушения понимания, повторения, наименования и произношения речи.

Обследование пациентов с дисфазией

Тесты на рецептивную дисфазию могут включать в себя просьбу к пациентам прочитать слова или отрывок. Затем их просят объяснить слова или отрывок. Понимание устного материала оценивается, если пациента просят послушать отрывок и объяснить его или, в качестве альтернативы, попросить его выполнить определенные инструкции, такие как: «Укажите на дверь.«Тесты на экспрессивную дисфазию включают:

  • Попросить пациента назвать серию предметов и некоторые из их частей. Например, спросите пациента:« Что это? », Указывая на ручку, свой галстук и часы по очереди Затем спросите: «Что это за часть часов?», Указывая на ремешок, а затем на лицо или руки.
  • Если язык ограничен, то дисфазию можно проверить, подняв ручку и спросив: «Это ручка? ? »Если пациент говорит« Да », укажите на часы и спросите:« Это ручка? »Это требует другого ответа.Обратите внимание на трудности с поиском нужного слова и настойчивость. Это неуместное повторение одного и того же слова или фразы.
  • Может ли пациент спонтанно говорить на знакомую тему? «Расскажи мне о своей семье.» «Расскажи мне о работе, которую ты делал раньше».
  • Может ли пациент сосчитать числа или назвать дни недели? Написать короткий продиктованный отрывок? Напишите краткий спонтанный отрывок? Скопировать короткий отрывок?

Все тесты на грамотность и умение считать должны интерпретироваться в свете преморбидной функции. Например, ухудшение навыков счета у бывшего бухгалтера, вероятно, представляет собой существенное снижение.

Ведение дисфазии

Направление к речевой и языковой терапии (SLT) является обычной практикой при дисфазии, когда тщательная оценка характера проблемы сопровождается упражнениями, способствующими восстановлению беглой речи и понимания. Терапия, как правило, адаптируется к индивидуальным потребностям пациента. Кокрановские обзоры предоставляют доказательства эффективности СЛТ для людей с афазией после инсульта с точки зрения улучшения функционального общения, чтения, письма и выразительной речи по сравнению с отсутствием терапии.Есть также некоторые указания на то, что терапия с высокой интенсивностью, высокими дозами или в течение более длительного периода может быть полезной [4] .

Терапия афазии, вызванной ограничениями (CIAT), широко используется в реабилитации после инсультной афазии, и все большее количество клинических контролируемых исследований изучали эффективность CIAT при постинсультной афазии. В настоящее время имеется ограниченное количество данных, подтверждающих его превосходство над другими методами лечения афазии, но терапия, встроенная в социальное взаимодействие, может принести больше преимуществ [5] .

Прогноз

Примерно 40-60% выживших после инсульта могут сохранять некоторую степень дисфазии, которая связана с меньшей независимостью, меньшим социальным участием, более низкими результатами реабилитации и ухудшением качества жизни [5] . Тяжелая дисфазия, вероятно, мало улучшится, но другие формы могут показать быстрое улучшение. Вероятность выздоровления после травмы выше, чем после инсульта.

Прогнозы восстановления языковой функции сильно различаются, и их трудно предсказать, так как на это влияет множество факторов.Существует вероятность того, что некоторые лекарства могут улучшить способность к обучению и, следовательно, к восстановлению речи после инсульта, но это все еще находится на стадии экспериментов, и крупных испытаний или обзоров нет.

дизартрия | патология | Britannica

дизартрия , двигательное расстройство речи, при котором неврологическое повреждение нарушает способность нервов посылать сообщения мышцам, участвующим в производстве речи. Дизартрия может поражать людей любого возраста и различается по типу и степени тяжести.

Дизартрия может поражать любые мышцы, участвующие в речевом процессе, включая мышцы, используемые для артикуляции или произношения (например, мышцы губ, языка или челюсти), а также мышцы, контролирующие носовые ходы, фонацию и дыхание. Результатом может быть слабое или нескоординированное движение, медленное движение или потеря движения.

Британская викторина

Болезни, расстройства и многое другое: медицинская викторина

Какое состояние вызвано отложением солей мочевой кислоты? Как еще называют перелом костей? Узнайте, что вы знаете о болезнях, расстройствах и многом другом.

Проявления дизартрии могут включать ограничение движения губ, языка и челюсти; невнятная речь; медленная речь; быстрое бормотание; тихая или неслышная речь; одышка; охриплость; слюнотечение и затрудненное глотание. Людей с дизартрией иногда ошибочно принимают за умственно отсталых или глухих.

Различные проявления расстройства зависят от степени и места повреждения. Когда повреждение изолировано в одной небольшой области, может быть затронута только одна мышца или группа мышц (например, только мышцы, участвующие в дыхании).Когда повреждение более диффузное, могут быть затронуты многие компоненты, например, те, которые участвуют в дыхании, назальности, фонации и артикуляции.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Дизартрия может присутствовать при рождении (врожденная дизартрия) или может развиться в более позднем возрасте. Врожденная дизартрия может возникать в сочетании с любым наследственным или приобретенным заболеванием, которое влияет на мускулатуру речи. Дизартрия, приобретенная в более позднем возрасте, может быть результатом инсульта, травмы головного мозга, опухоли, инфекции или прогрессирующего неврологического заболевания, такого как боковой амиотрофический склероз, рассеянный склероз или болезнь Паркинсона.

Некоторым пациентам полезна терапия для изучения стратегий улучшения глотания, мышечной силы и разборчивости речи или для изучения дополнительных и альтернативных методов общения. Чтобы улучшить разборчивость речи, пациент может научиться говорить медленнее и осознанно. Партнеры по общению, такие как учителя и члены семьи, могут разработать стратегии, которые помогут людям с дизартрией узнать, какие части их сообщений понятны, а какие требуют уточнения.Некоторые люди предпочитают использовать средства коммуникации. Например, человеку, которому трудно обеспечить достаточную громкость речи, может пригодиться речевой усилитель. Чтобы прояснить речь, люди с дизартрией могут научиться использовать доску букв или слов, чтобы представить тему, о которой они хотят поговорить, или указать на начальную букву каждого слова, которое они произносят во время разговора. Те, кто не может произносить речь, могут также рассмотреть возможность использования электронных усиливающих устройств связи с речевым выводом, чтобы они могли общаться по телефону и разговаривать с незнакомыми людьми.

В чем разница между афазией и дизартрией?

Пожалуйста, выберите свою страховую компанию, чтобы продолжить.

Страхование Выберите страховку Моего поставщика нет в спискеAdvantekAetnaAffinityAllegiance Benefit Plan ManagementAlohaCareAmerigroupAmeriHealth CaritasAnthem Blue CrossAnthem Blue Cross и Blue ShieldAPWU Health PlanAscendantASR Health BenefitsAvera Health PlanBASDBayCarePlusBCBSM Medicare Advantage Network of Blue Синий Щит КолорадоСиний Крест Синий Щит КоннектикутаСиний Крест Синий Щит ДжорджииСиний Крест Синий Щит ИндианыСиний Крест Синий Щит КанзасаСиний Крест Синий Щит КентуккиСиний Крест Синий Щит ЛуизианыСиний Крест Синий Щит МэнСиний Крест Синий Щит МассачусетсаСиний Крест Синий Щит Мичигана Синий Щит МиннесотыСиний Крест Синий Щит МиссисипиСиний Крест Синий Щит МиссуриСиний Крест Синий Щит НебраскиСиний Крест Синий Щит Нью-ЙоркаСиний Крест Синий Щит Северной Калифорнии rolinaСиний Крест Синий Щит Северной ДакотыСиний Крест Синий Щит ОгайоСиний Крест Синий Щит Род-АйлендаСиний Крест Синий Щит Южной Каролины PlanCarefirst BlueCross BlueShieldCentura AssociatesColorado доктора PlanColumbia Пользовательские NetworkConsociateCoreSourceDAKOTACAREDeseret взаимной выгоды AdministratorsDuke здоровья PlansEmpire BCBS Новый YorkEmpire BlueCrossEnhancedCareMDFidelisFlorida BlueFlorida здравоохранения PlansGenesis Здоровье PlansGuthrie Здоровье PlanHawaii медицинская ассоциация (HMSA) Здоровье Альянс план (НАР) HealthFirstHealth Партнеры MNHealth Партнеры Северного CaliforniaHealth План NevadaHealthScopeHealth TraditionHealthy BlueHighmark синий ShieldHorizon Blue Cross Blue Shield of New JerseyHorizon New Jersey HealthHumanaIBC PlanIndependence Blue C rossIU Здоровье PlanLeggett & Platt Partners Здоровье PlanMedicaMedical Mutual (MMO) MedStarMemorial Здоровье PlansMercyCareMeritainMetroPlusMissionary MedicalMolina HealthcareMSSEHIPMVP Здоровье CareMy Преимущество HomeNorman Здоровье PlansOptum Медицинского NetworkOscar HealthParamount здравоохранение CarePEHP (План здоровья государственного служащего) Pekin Жизнь InsurancePeoples HealthPhysicians Здоровье PlanPhysicians PlusPiedmontPiedmont Community Health PlansPublix BCBS PPOQuartzQuestRural Carrier Benefit PlanRWJ Варнав Планы медицинского обслуживанияSalvation Army Health PlanSecurity Health PlanSelectHealthSierra Health and LifeSimplySmarthealthStaywellTelehealth OptionsTexas Children’s Health PlanTricareTriple-S SaludUMRUnitedHealthcareUnitedЗдоровье НевадаUnited PlanHealthcare ОксфордUniversity

Что такое дизартрия?

Дизартрия — это нарушение моторной речи, вызванное повреждением центральной или периферической нервной системы, а иногда и того и другого, в результате инсульта или травмы головного мозга.У людей с дизартрией могут быть проблемы с дыханием (дыханием), фонацией (голосом), артикуляцией (речью), просодией (паттернами напряжения и интонации) и резонансом (например, назальностью).

Люди, пережившие инсульт, также могут испытывать невнятную речь и трудности при жевании и глотании, поскольку те же мышцы, которые необходимы для речи, также используются для еды и питья. Скорее всего, вы также заметите, что одна сторона их лица и тела ослаблены в результате удара.

Существует семь типов дизартрии: вялый, спастический, атаксический, гипокинетический, гиперкинетический, односторонний верхний двигательный нейрон и смешанный.У каждого есть свои причины и особенности, которые приводят к разному типу нарушения мышечного контроля во время разговора. Например, гипокинетическая дизартрия часто является результатом болезни Паркинсона из-за поражения в области черной субстанции головного мозга. Однако это также может быть результатом приема антипсихотических препаратов или частых ударов по голове. Другие причины дизартрии включают черепно-мозговую травму, опухоли головного мозга, боковой амиотрофический склероз (или БАС), болезнь Хантингтона, рассеянный склероз, церебральный паралич и мышечную дистрофию.

Психолог может помочь людям с дизартрией общаться более четко. Некоторые методы, которые могут быть полезны, включают использование более медленной речи и преувеличение движений губ и языка. Некоторым людям могут потребоваться другие формы общения, такие как жесты, письмо или использование телефонов или компьютеров с функциями преобразования текста в речь.

Северо-восточный Огайо, общающиеся вместе взрослых (NEO-ACT) — это единственная в своем роде программа, разработанная Кливлендским центром слуха и речи для взрослых с коммуникативными расстройствами, связанными с инсультом, травмой или болезнью.Программа предназначена для того, чтобы предоставить людям, испытывающим трудности в общении (и их опекунам), возможность улучшить качество жизни за счет участия в мероприятиях, которые улучшают умение слушать, говорить, читать, писать и общаться.

Если у вас или вашего знакомого внезапно возникла невнятная речь, это может быть признаком инсульта, и очень важно как можно скорее обратиться за медицинской помощью.

Запомните аббревиатуру FAST:

Ф.A.S.T. — это простой способ запомнить и определить наиболее распространенных симптомов инсульта. Распознавание инсульта и быстрое обращение в больницу с большей вероятностью приведет к лучшему выздоровлению.

  • Лицо — Попросите человека улыбнуться; если одна сторона лица искривлена ​​или опущена, у человека может быть инсульт.
  • Руки — Попросите человека поднять обе руки; если человеку трудно поднять одну руку, у него может быть инсульт.
  • Речь — Попросите человека поговорить; если речь невнятная или человек не может говорить, у него может быть инсульт.
  • Время — Если у человека наблюдается какой-либо из признаков, указанных выше, немедленно звоните 9-1-1. Время имеет решающее значение в лечении и восстановлении после инсульта.

Если вы ухаживаете за пережившим инсульт, посетите наш блог Daily Victories , чтобы получать материалы и идеи для тех, кто дома восстанавливается после инсульта.

Логопед для детей с дизартрией

Последнее обновление: 9.06.2016

► Логопедия может улучшить способность детей с церебральным параличом более четко общаться и взаимодействовать с другими. ограниченная речь, альтернативы, такие как устройства генерации речи, могут дополнять и даже заменять речь.

Для кого это?

Логопед подходит как взрослым, так и детям с церебральным параличом, имеющим следующие характеристики:

Мобильность