Содержание

Как выявить психическое заболевание у ребенка?

Очень часто начало психического заболевания можно заметить уже в детском или подростковом возрасте. Чем раньше обратить на это внимание, тем больше вероятность предотвратить потенциальную проблему. Как заметить, что с ребенком что-то не так и вовремя помочь?


Существуют факторы риска, которые приводят к развитию психических заболеваний. Прежде всего, это стресс. Причинами могут стать семейные конфликты, травля в школе, переезд в другой город или страну или, например, дтп. Нужно следить за тем, как ребенок себя ведет, и чем он занимается. Дети, у которых начинает развиваться психическое расстройство, могут вести себя либо очень активно, либо, наоборот, закрываться и неохотно идти на контакт.

Когда ребенок замыкается в себе, своем внутреннем мире и стремится проводить большую часть времени в мире виртуальном, это говорит о том, что он скорее всего не способен сформировать социальные связи со сверстниками.


Читайте также

Мифы о диагностике психических заболеваний  

В первом случае ребенок может слишком много времени проводить на улице, смеяться, громко разговаривать, а во втором – постоянно сидеть за компьютером и не выходить из комнаты. Это два полярных симптома, которые в критическом проявлении должны насторожить родителей. Дети, склонные к такому поведению, могут иметь предрасположенность к депрессии, социальному тревожному расстройству, расстройству поведения и пограничному расстройству личности.  

Когда ребенок замыкается в себе, своем внутреннем мире и стремится проводить большую часть времени в мире виртуальном, это говорит о том, что он скорее всего не способен сформировать социальные связи со сверстниками. Крайние проявления подобного поведения происходят редко, но если они становятся заметны, желательно обратиться к психологу.

В России выросло число детских психических расстройств — Российская газета

На 20 процентов за пять лет, по данным минздрава, выросло число детских психических расстройств и на 70 процентов — ЧП в школах.

— Школа перестала быть местом психологической безопасности, — говорит главный внештатный детский психиатр Минздрава России, заместитель гендиректора НЦ психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Алексей Макушкин. — С одной стороны, это результат того, что за 20 лет она давала образовательные услуги и не занималась воспитанием, с другой, это реакция отставания детской психики на перемены в обществе.

Как итог три проблемы — рост инвалидизации, рост патологий и агрессии в школе — определяют главную проблему — сбережения психического здоровья детей.

— Наша стратегия — работать не «пожарниками», — заметил Макушкин, — а заниматься профилактикой.

На этом пути экспертиза минздрава настояла на возвращении обязательного психиатрического обследования школьников, но инициатива родила две проблемы. Кадровую — в стране на 25 000 человек приходится один психиатр. И «человеческий фактор» — отношение к психиатрии как к «карательной медицине». В ряде регионов родители не разрешают детям проходить психиатрическое обследование в школах. Есть прецеденты, когда подростки, достигшие 15 лет — порог добровольного согласия на обследование, согласия не дают, зная, что у них есть наркотический «след».

Первая проблема решаема. Растет число выпускников медицинских вузов, выбравших специальность «детский психиатр», хотя они нередко остаются без работы — нет штата. За 2019 год около 600 тысяч детей из отдаленных регионов, благодаря цифровой медицине и дистанционному обследованию, прошли осмотр, а 150 человек получили необходимое лечение. Вторая проблема — «человеческого фактора» — обретает комплексные черты. Инициатива экспертов депутатов и сенаторов ввести должность школьного психиатра и включить его услуги в систему ОМС остается подвешенной. Минздрав не против, но должность включать в ОМС отказывается. Родители просят повысить возраст согласия на психиатрическое обследование с 15 до 18 лет, но часто против должности психиатра в школах.

На 25000 человек в стране приходится один психиатр

— Нужно работать с общественным сознанием, — убежден ведущий научный сотрудник Центра наркологии департамента здравоохранения Москвы Алексей Надеждин. — Получилось же добиться снижения на 77 процентов потребления психотропных веществ подростками? Это результат и школьного тестирования, и антиалкогольной пропаганды, и в целом оздоровления общества. Другое дело, что появляются новые вызовы. Например, «дизайнерские» наркотики, красиво названные «конфетой» или «жевательной резинкой». Определить их вред нетрудно, но нужно согласие общества на затратные исследования.

Оба эксперта убеждены, что если не заниматься профилактикой, нас ждет «синдром зависимостей», когда психику будут расшатывать компьютерное переутомление, нервные стрессы и меняющаяся мода на «дизайнерские» допинги.

В России может стать больше детских психиатров

По данным уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ Анны Кузнецовой, сегодня в России насчитывается около 900 тысяч несовершеннолетних с психическими расстройствами. Поэтому важную роль в профилактике проблем психического здоровья детей могут сыграть медицинские работники в школах.

Соответствующий законопроект планируется внести на рассмотрение Госдумы весной, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» зампред думского Комитета по охране здоровья Николай Говорин.

Эмоциональное здоровье детей оказалось под угрозой

Сегодня проблемы ментального здоровья у россиян в возрасте до 18 лет стоят не менее остро, чем вопросы физического состояния: специалисты отмечают увеличение числа психических расстройств среди детей и подростков, отметил

Николай Говорин. «Психические расстройства выходят на первое место в структуре детской инвалидности, этот показатель вырос на 20 процентов за последние пять лет», — констатировал депутат.

Причин тому множество, но в первую очередь эксперты указывают на новые угрозы цифровизации жизни для детской психики. По словам законодателя, большая часть пограничных нервно-психических невыраженных расстройств выявляется только с начала школьного обучения — именно такие состояния, а не ярко выраженные расстройства лежат в основе школьной дезадаптации.

Как ранее отмечала
Анна Кузнецова
, в стране насчитывается около 900 тысяч несовершеннолетних с психическими расстройствами, а диагноз «умственная отсталость» поставлен 3,5 тысячи подросткам в возрасте от 15 до 17 лет. В этой связи омбудсмен предлагает вернуть специальность «детская психиатрия» в медицинские вузы. «Сегодня она у нас в составе взрослой и даёт единый диплом, но очень важно, чтобы эта практика и специфика детской психиатрии в том числе преподавалась нашим будущим специалистам», — говорила она в начале декабря прошлого года на «круглом столе» в Госдуме, посвящённом вопросам психического здоровья детей.

По словам Говорина, эта проблема вызвана в том числе отсутствием конструктивного межведомственного взаимодействия. «К примеру, подготовка психологов зачастую идёт в отрыве от клинической практики», — объяснил депутат. По его мнению, изменение нормативного регулирования — в рамках федерального законодательства и отраслевых приказов — поможет сделать систему межведомственного взаимодействия более эффективной.

Задача школьного врача — не лечить, а выявлять

Подготовка кадров действительно является одной из ключевых проблем, уверен заместитель генерального директора по научной работе в ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России Евгений Макушкин.

«Состояние психического здоровья подростков оценивается уровнем подготовки специалистов. Важно, что профессионалы, занимающиеся заботой о психологическом здоровье в системе образования, нацелены на выявляемость заболеваний», — сказал он. Для повышения эффективности этой системы эксперты предлагают выделять отдельное финансирование на детскую психиатрию — это поможет развитию соответствующих региональных и федеральных служб, уточнил Макушкин.

Сегодня примерно четверть детей заканчивают начальную школу, уже имея невротические заболевания, поэтому необходимо обсуждать участие психиатров в образовательном процессе, уверен первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре 
Виктор Смирнов
.

По его словам, психиатры должны подключаться к ситуации в критических случаях, а главный акцент необходимо сделать на сбережении психического здоровья и своевременном выявлении признаков того или иного расстройства у школьника.

«В этой связи мы должны подумать о медицинском наблюдении — в средних образовательных учреждениях должен быть врач. Сейчас даже не во всех школах есть медсёстры», — пояснил сенатор.

Решить эту проблему может законопроект о школьной медицине, который как раз сейчас готовится к первому чтению. Документ, по словам Николая Говорина, требует серьёзного обсуждения, уже в эту сессию он может быть представлен на рассмотрение Госдумы.

Новосибирск стал одним из антилидеров страны по числу психических расстройств у детей

В России различные психические патологии официально диагностированы более чем у 16,5 тысячи детей. По данным Росстата, большинство из них живет в крупных мегаполисах.

Из этого правила есть и исключения – подростковый алкоголизм и наркомания – удел небольших периферийных городков и сел. А вот депрессии и стрессовые расстройства – результат взросления в «каменных джунглях». В Росстате журналистам издания NEWS.ru рассказали, где в России живёт больше всего душевнобольных детей. На первом месте со значительным отрывом оказалась Москва, на втором — Подмосковье, на третьем — Алтайский край. В первую пятерку вошли Санкт-Петербург и Красноярский край, Новосибирск – в первой десятке.

Самые психически здоровые дети живут на Чукотке, в Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области, Магаданской области и Карачаево-Черкесии.

Интересно, что данные за 2020-й, достаточно стрессовый год существенно отличается от предыдущего, 2019-го. Тогда психические заболевания чаще выявляли в Тверской области, Алтайском и Красноярском краях. Мало работы было у детских психиатров в Чечне, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.

Самые распространенные в России детские психические расстройства – умственная отсталость, психозы и слабоумие.

Детский врач-психотерапевт, руководитель отделения национального центра психиатрии и наркологии им. Сербского Лев Пережогин напомнил, что психическое здоровье определяется не только благоприятной (или неблагоприятной) окружающей средой. В числе негативных факторов – близкородственные браки (эта проблема есть на Северном Кавказе), алкоголизм родителей и особенности рациона питания – дефицит йода, характерный для большинства континентальных регионов России, вызывает кретинизм, избыток фтора – различные психические патологии.

Однако главный внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова считает, что статистика в детской психиатрии – вещь лукавая. Фактически она показывает не уровень заболеваемости, который, скорее всего, близок в различных регионах, а уровень детской психиатрической помощи.

«В одних субъектах Федерации больше врачей и детей обследуют лучше — например, в Москве, на Урале, в крупных городах Сибири. На Дальнем Востоке и Северном Кавказе, наоборот, детская психиатрическая помощь находится в кризисе. Врачей и специализированных учреждений не хватает, многие больные остаются недиагностированными», ‒ прокомментировала данные Росстата Анна Портнова.

Центр психического здоровья детей и подростков | Наша деятельность

Центр психического здоровья детей и подростков

C января 2021 г. в КОГБУЗ КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева начал работу Центр психического здоровья детей и подростков.

Центр психического здоровья детей и подростков (далее Центр) является функциональным подразделением, объединяющим участковую детскую и подростковую психиатрическую, логопедическую службы детского диспансерного отделения, детское психиатрическое отделение, дневной стационар №3 детский.

Цель организации Центра: оказание комплексной специализированной психиатрической, психотерапевтической, психологической амбулаторно-поликлинической, полустационарной и стационарной помощи детям и подросткам с психическими расстройствами.

Показаниями для прохождения лечения в Центре являются психические расстройства и расстройства поведения у детей. На лечение принимаются дети с их личного согласия (после достижения 15-летнего возраста) или с согласия родителей либо официальных опекунов (до 15-летнего возраста).

Руководство Центром осуществляется заведующей — врачом психиатром высшей категории, к.м.н., главным детским психиатром МЗ КО Бочаровой Ириной Алексеевной.
Контактный телефон отделения 8(8332) 55-70-89.

Сотрудники Центра:

1. Оказывают психиатрическую помощь: консультативно-диагностическую, лечебную, профилактическую, реабилитационную, социально-психологическую во внебольничных и стационарных условиях,
2. Проводят санитарно-просветительскую и профилактическую работу: гигиеническое просвещение, пропаганду здорового образа жизни.
3. Оказывают логопедическую помощь.

В состав Центра входят следующие подразделения КОГБУЗ КОКПБ им. академика В.М.Бехтерева:

1. Кабинеты приема детских и подросткового психиатров, логопедов детского диспансерного психиатрического отделения.
В детском диспансерном психиатрическом отделении осуществляется консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, логопедическая, реабилитационная и социальная помощь детям и подросткам с психическими расстройствами, в том числе речевыми, во внебольничных условиях по территориальному принципу. Организовано 5 приемов участковых детских психиатров и 1 прием подросткового психиатра для детей из г.Кирова и консультативные приемы областного детского и подросткового психиатров для несовершеннолетних, проживающих в области.
Родители несовершеннолетних пациентов и сами пациенты могут получить психотерапевтическую помощь у специалистов Психотерапевтического центра.
В детском диспансерном психиатрическом отделении ведут прием логопеды несовершеннолетних с речевой патологией.
Записаться на прием к вышеперечисленным специалистам можно через электронную регистратуру учреждения или по телефону 8(8332)557793.

2. Детское психиатрическое отделение

Отделение предназначено для обеспечения диагностики, оказания комплексной медицинской, медико-педагогической, медико-психологической помощи, направленной на восстановительное лечение несовершеннолетних пациентов с психическими, поведенческими расстройствами, тяжелыми нарушениями речи. В детском психиатрическом отделении получают медицинскую помощь дети в возрасте от 3 до 15 лет включительно, проживающие в городе Кирове и Кировской области.
Госпитализация может быть осуществлена в плановом порядке по направлению участкового врача психиатра из психоневрологического диспансерного отделения, психиатрического кабинета поликлиники общесоматической сети с предварительным проведением пациенту определенного набора анализов. При необходимости может быть осуществлена экстренная госпитализация по направлению участкового врача психиатра из детского диспансерного психиатрического отделения, поликлиник центральных районных больниц или по направлению врача психиатра скорой медицинской помощи. Экстренная госпитализация проводится без предварительных анализов. Госпитализируются дети только до 15 летнего возраста. Дети старше 15 лет госпитализируются в общие отделения.
В отделении организованы пост для пациентов, нуждающихся в круглосуточном наблюдении и лечении, и логопедический пост, специалисты которого оказывают квалифицированную лечебную психотерапевтическую, психологическую, логопедическую помощь детям с речевыми расстройствами в условиях круглосуточного стационара и дневного стационара. В течение года на логопедическом посту проводятся 9 курсов лечения (в период учебного года — для дошкольников, летом — для школьников с речевыми проблемами). На логопедическом посту оборудовано 5 логопедических кабинетов, зал для проведения музыкально-ритмических занятий. Работа логопедов отделения предусматривает проведение занятий по формированию всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Заведующая отделением — врач-психиатр детский высшей категории Митягина Ольга Витальевна. Контактный телефон — 8 (8832)557770.

3. Дневной стационар №3 детский расположен на базе общеобразовательных учреждений (школы №9, 18, 21, 32, 60, 61 и детский сад №159), которые расположены в отдаленных от центра города микрорайонах г.Кирова. Специалисты отделения проводят психотерапевтическую и психокоррекционную работу с детьми, страдающими психическими расстройствами и патологическими нарушениями поведения, за которыми не требуется круглосуточное медицинское наблюдение. Основные психотерапевтические методики, применяемые специалистами в дневном стационаре: диалоги, игровая терапия, арттерапия, семейная психотерапия.
По предварительному согласованию с главным врачом КОГБУЗ КОКПБ им. академика В.М.Бехтерева, Министерством здравоохранения Кировской области в установленном порядке сотрудниками отделения проводится работа со средствами массовой информации, они активно участвуют в семинарах, посвященных вопросам психического здоровья детей и подростков.
Основная задача дневного стационара — адаптация пациента к условиям образовательной среды и успешной интеграции в социум детей с психическими расстройствами.
Заведующая отделением — врач-психиатр детский высшей категории Баранова Оксана Владимировна. Контактный телефон 8(8332)621298.

4. Кабинеты приема детских психологов патопсихологической лаборатории.
Медицинские психологи лаборатории проводят различные виды психологического исследования и коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками по рекомендациям участковых психиатров детского диспансерного психиатрического отделения.

Порядок получения медицинской помощи в Центре осуществляется согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 566н г. Москва Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения.

Слайд 1Реализация национальных проектов Здравоохранение и Демография на территории Кировской области. Презентация Министерства здравоохранения Кировской области. Июль 2019

Слайд 2Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Цель — снижение смертности от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения с 698,4 до 550,0

Слайд 3Борьба с онкологическими заболеваниями. Цель — снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, на 100 тыс. населения с 236,5 до 220,0

Слайд 4Программа развития детского здравоохранения. Цель — снижение младенческой смертности, на 1 тыс. родившихся детей с 4,2 до 3,8

Слайд 5Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Кировской области квалифицированными кадрами. Цель — укомплектованность кадрами подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачами — до 95%, средним медперсоналом — до 95%

Слайд 6Экспорт медицинских услуг

Слайд 7Развитие первичной медико-санитарной помощи. Цель — обеспечение оптимальной доступности для населения, оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, охват проектом создания Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь — на 100%

Слайд 8Создание единого цифрового контура на основе единой государственной информационной системы здравоохранения

Слайд 9Национальный проект Демография. Старшее поколение. Цель — увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни граждан старше трудоспособного возраста в 2024 году до 67 лет

Слайд 10Национальный проект Демография. Укрепление общественного здоровья

Главный психиатр РФ: около 70% школьников России имеют расстройства и аномалии развития — Общество

МОСКВА, 9 октября. /ТАСС/. В России около 70% школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. 

На эту тему

Об этом, накануне Всемирного дня психического здоровья, рассказал главный психиатр Минздрава России, директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Зураб Кекелидзе.

«На сегодняшний день среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития — 60% от общего числа детей. Среди школьников расстройства и аномалии развития — 70-80% от общего числа учащихся», — сказал он.

При этом, по его данным, у 40% учеников начальных классов имеется «школьная дезадаптация» — нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению.

На эту тему

Главный психиатр уточнил, что школьные врачи должны изучать программы по психиатрическому образованию, быть в курсе особенностей развития детей и подростков. «Врачи школьные не должны заниматься тем, чтобы отправлять детей в психоневрологические диспансеры, а делать все, чтобы дети туда не попадали», — подчеркнул Кекелидзе.

В беседе с корр. ТАСС после конференции Кекелидзе уточнил, что такие высокие цифры связаны с тем, что родители не знают и не понимают, как правильно воспитывать своих детей. Он считает, что родителей нужно обучать основам воспитания, а детям ввести в школах уроки психологии.

Мединский: дети должны быть заняты в школе до вечера, но речь идет о внеклассных занятиях

Министр культуры РФ Владимир Мединский считает, что в школе дети должны быть заняты до семи вечера, но речь идет о внеклассных занятиях. Об этом ТАСС в сентябре сообщили в пресс-службе Минкультуры.

«На открытии первого Музыкального кадетского корпуса при Московском государственном институте культуры Владимир Мединский заявил, что в школе «дети должны быть заняты до семи вечера», — отметили в пресс-службе. — При этом речь шла не об уроках общеобразовательной школьной программы, а о дополнительных и внеклассных занятиях, кружках, спортивных секциях».

Как подчеркивают в пресс-службе, министр отметил, что именно такую возможность получат воспитанники Музыкального кадетского корпуса при МГИК. «Институт располагает всей необходимой инфраструктурой и предлагает ученикам современный спортивный зал и стадион, занятия конным спортом, плаванием, шахматами, а также художественные кружки», — добавили в ведомстве.

Спецпроект на тему

Воля и разум: почему в России не хватает детских психиатров | Статьи

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова призвала вернуть в медицинские вузы обучение по специальности «детский психиатр». По статистике, которую привела омбудсмен, в России около 900 тыс. несовершеннолетних с психическими расстройствами, из них 20 тыс. человек — в возрасте от 15 до 17 лет. В проблемах детской психиатрии разбирались «Известия».

Серьезность проблемы

«Надо вернуть специальность «детская психиатрия». Сегодня она у нас в составе взрослой и дает единый диплом, но очень важно, чтобы эта практика и специфика детской психиатрии в том числе преподавалась нашим будущим специалистам», — отметила детский омбудсмен Анна Кузнецова в ходе круглого стола в Госдуме, посвященного проблемам психического здоровья детей.

Кузнецова привела данные, что в стране около 900 тыс. несовершеннолетних с психическими расстройствами, а диагноз «умственная отсталость» поставлен порядка 3,5 тыс. подросткам в возрасте от 15 до 17 лет. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николая Говорина, сейчас «явно не хватает конструктивного межведомственного взаимодействия» и правового регулирования.

Детский омбудсмен Анна Кузнецова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

«Дефицит детских психиатров в стране приводит к тому, что проблемами психического здоровья детей занимаются «взрослые» психиатры, неврологи, психологи, даже педиатры. Но насколько профессионально сегодня готовы эти специалисты решать сложные вопросы детской психиатрии, насколько они мотивированы этим заниматься — большой вопрос», — заметил депутат.

«В 2001 году по инициативе нашей ассоциации была проведена первая и, по-моему, единственная специальная коллегия Минздрава, посвященная организации детской психиатрии. В решении этой коллегии было несколько пунктов, в том числе по восстановлению специальности «детский психиатр». За 18 лет ничего не сделали, — отмечает в беседе с «Известиями» президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный. — Самое важное — готовить специалистов, потому что сейчас подготовка деградировала до невозможно низкого уровня».

Патовая ситуация

«Системы на всю страну пока еще нет. Она обсуждается, проходят большие конференции, все работают, но пока ничего нет. Тут действительно нужно структурно что-то менять. Правильная фраза: «Все мы родом из детства» — что выросло, то выросло», — говорит «Известиям» нарколог, психиатр, эксперт сервиса «НаПоправку» Евгений Рысин.

В Москве и Санкт-Петербурге с детской психиатрией дела обстоят неплохо, хотя и здесь, признаются эксперты, первоклассный специалист всё равно на вес золота: придется поискать, но найти можно. В Орловской области, к примеру, нет ни одного детского психиатра — констатировал на заседании профильного комитета областного совета главный врач психоневрологического диспансера. При этом психические расстройства вошли в тройку заболеваний, из-за которых жители области чаще всего получают инвалидность. Большинство пациентов — дети.

Фото: Depositphotos

Психиатр, профессор кафедры психиатрии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, ведущий научный сотрудник Института мозга человека РАН называет три причины нынешних проблем в детской психиатрии.

«Детская психиатрия — с точки зрения перспективы лечения пациента отрасль, мягко говоря, не очень благодарная. К сожалению, если дети вынуждены обращаться к психиатру с детства, то часто это означает проблему, которая плохо решается — не то что мы не можем помочь совсем, но помочь довольно трудно, — говорит специалист. — Если ребенок с функциональным расстройством, то лечение с большой степенью вероятности пройдет успешно, но если это выраженная грубая органическая патология, то помочь бывает сложно. Лечи не лечи, а эффект не тот, который ждут родители, их ожидания всегда больше».

Как замечает Евгений Рысин, «в хирургии — отрезал аппендикс и в тазик выбросил, новый не вырастет. В психиатрии постоянный риск».

Завышенные ожидания родителей — это вторая причина. Всем хочется, чтобы после лечения их ребенок не отставал от сверстников, но добиться этого бывает трудно. Родители принимать этого не хотят, негодуют. Возникает конфликт, к врачу предъявляют претензии.

«Не каждый врач хочет постоянно находиться в этом конфликте и разочаровывать родителей. А если лечение не дай бог еще и платное, то получается, что родители платят деньги, а быстрого ожидаемого результата не видят, — говорит Юрий Поляков. — В итоге у меня даже среди знакомых-психиатров нет людей, которые хотели бы переквалифицироваться из взрослого психиатра в детского».

Осторожно: психиатр

Третья и едва ли не самая опасная причина — страх и предрассудки родителей. Будто на двери в кабинет не табличка с указанием специализации врача, а что-то вроде «осторожно, злая собака».

Фото: Depositphotos

«Когда я пришел на работу в институт, на моей двери повесили табличку «психиатр». И ко мне стало существенно меньше заходить сотрудников! Один рассказывал как анекдот: если он стоял у моей двери, то мимо проходящие начинали удивляться — что он там делает? Когда я снял табличку, ко мне свободно стали заходить и пациенты, и сотрудники, — говорит Юрий Поляков. — Такие представления в обществе: идти к психиатру позорно, неприлично, стыдно, хотя это глупости. Психиатр такой же врач, как и другие. Так и получается, что детский психиатр — это пугало для родителей. Вместо того чтобы искать помощи, от него пытаются защититься, скрывают детали болезни, чтобы «не опорочить» собственного ребенка».

Кто в итоге страдает? Дети. Пока родители находятся в плену предрассудков, детям никто не помогает. Обращаются к психиатру зачастую тогда, когда помочь уже трудно.

Взрослый врач детского не заменит

Получается, что если сейчас резко взяться за обучение детских психиатров, то работы у них будет немного, потому что родителям не хватает образования и культуры. В конце концов, есть «взрослые» психиатры — и с детьми как-нибудь разберутся. «Не разберутся», — уточняет эксперт.

Фото: Depositphotos

«Те критерии, которые мы используем у взрослых, очень часто и рядом не стояли с теми критериями, которые мы используем для диагностики в детской практике. Шизофрения у ребенка — это несколько иная шизофрения, чем у взрослого, — отмечает Юрий Поляков. — Простой пример. Я «взрослый» психиатр, и я примерно знаю, что у людей происходит после 18, 20, 30 лет. Взрослая симптоматика особо меняться не будет, она схожа во всех взрослых возрастных группах. А ребенок меняется каждый год. В детской практике надо понимать, что он должен уметь и знать в 2, 3, 4 года. Это отдельные критерии, которые для «взрослого» психиатра не актуальны».

Сложность работы детского психиатра заключается еще и в том, что маленький пациент вряд ли сможет рассказать, что именно его беспокоит — в два года такой диалог не выстроить. Приходится судить о состоянии ребенка по рассказам родителей.

Принцип гипердиагностики

Гипердиагностика, то есть ошибочное заключение о наличии болезни или ее осложнений, которых на самом деле нет или они слабее, — угроза для здоровья, если такое заключение сделал врач. Но родителям, считает Евгений Рысин, иногда просто необходимо стать гипердиагностами.

«Одно из самых старинных названий шизофрении было dementia praecox, то есть ранняя деменция, ранняя умственная отсталость. Человек меняется вплоть до anaesthesia dolorosa — болезненной бесчувственности. Это сложно диагностировать, и я за то, чтобы родители были в этом плане гипердиагностами, — рекомендует специалист. — Они должны быть взволнованы, обеспокоены. Пусть лучше врач потом скажет: «Ну что вы, у вашего ребенка всё в рамках разумного, вы можете вполне обойтись педагогическими методами».

«Когда у родителей есть сомнения и нет предрассудков, то самое лучшее, если они сразу пойдут к психиатру и будут придерживаться намеченного им пути, — советует Юрий Поляков. — И если психиатр скажет, что здесь надо обратиться к психологу, психотерапевту, то уже идти к этим специалистам. Но для этого и родители должны понимать специфику состояния ребенка, а не требовать «таблетку от плохого поведения».

Фото: Depositphotos

Что касается заболеваний, то Евгений Рысин приводит статистику: примерно у 5% детского населения диагностируют синдром дефицита внимания и гиперактивности — базовая проблема, которую важно выявлять на дошкольном, школьном уровне.

«Дальше идут солидные, как мы, психиатры, называем «процессуальные заболевания»: шизофрения — это где-то 0,5%; 2% — дети с умственной отсталостью; дети-невротики — цифры крайне расплывчатые, «гуляют», по разным данным, от 3 до 20%. Безусловно, в детской когорте это значимые величины», — отмечает специалист.

Отдельно врач отмечает «тлеющий конфликт» по теме аутизма.

«Дело в том, что все общественные организации, направленные на борьбу с аутизмом, слабо подкованы теоретически, бросаются на непроверенные методики, кричат, что врачи не хотят заниматься этими детьми. Врачи объясняют, что здесь с клинической точки зрения мало что можно изменить и речь идет только об адаптации этих детей к нормальной жизни, где как раз в большей степени могут работать парамедицинские организации, как это происходит во всем мире», — говорит Евгений Рысин.

Сито с большими дырками

На круглом столе в Госдуме говорили о многом: о том, что психическое здоровье в первую очередь формирует семья, о влиянии интернета и СМИ, о том, что и образовательная среда не гарантирует психологической безопасности. По словам председателя комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрия Морозова, «важную роль в профилактике психических расстройств могли бы сыграть и медработники в школах». Как раз сейчас к первому чтению готовится законопроект о школьной медицине.

«Первичную диагностику могут и должны проводить клинические детские психологи, которые есть в школах. К сожалению, это переученные педагоги, по большому счету, не знающие правильных подходов. Это довольно расплывчатая категория специалистов», — отмечает Евгений Рысин.

Фото: Depositphotos

«Медработники в школах — это, как правило, медсестры с соответствующим образованием. В силу характера их профессиональной подготовки они принципиально не могут диагностировать психические расстройства и даже не всегда чувствуют необходимость рекомендовать обратиться к психиатру. Это сито с большими дырками», — считает психиатр Юрий Поляков.

Школьному психологу, по мнению эксперта, сложно заметить серьезное заболевание — нет опыта в области психиатрии. В результате всё сводится к гаданию: то ли дома плохо воспитывают, то ли ребенок просто ленится… А время идет.

«Школьный психолог может быть и не виноват, но к психиатру родители идти не хотят, — говорит эксперт. — В других случаях психолог невольно тянет время, потому что искренне не понимает, что с ребенком, пытается его как-то увещевать, что-то ему советовать. Но тот в силу своего состояния не выполняет рекомендации. Да и родители не соглашаются на предложенные способы лечения, потому что это тоже само по себе признание в том, что их ребенок психически нездоров».

Посадить в каждой школе по детскому психиатру, считает Юрий Поляков, — конечно, перебор, но в детской поликлинике связки «детский психиатр – психолог – психотерапевт» точно не хватает.

«Может, стоит спокойнее и чаще консультироваться у детского психиатра, не боясь «клейма» и понимая, что чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем лучше вы сможете помочь своему ребенку», — резюмирует Юрий Поляков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что такое психическое здоровье детей?

Узнайте больше о психическом здоровье, психических расстройствах, лечении, профилактике и исследованиях общественного здравоохранения в отношении психического здоровья детей.

Быть психически здоровым в детстве означает достичь определенных этапов развития и эмоционального развития, а также научиться здоровым социальным навыкам и способам справляться с проблемами. Психически здоровые дети имеют позитивное качество жизни и могут хорошо функционировать дома, в школе и в своих общинах.

Психические расстройства у детей описываются как серьезные изменения в том, как дети обычно учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, которые вызывают стресс и проблемы в повседневной жизни. Многие дети иногда испытывают страх и беспокойство или проявляют деструктивное поведение. Если симптомы серьезные и стойкие и мешают занятиям в школе, дома или играм, у ребенка может быть диагностировано психическое расстройство.

Новые, простые в использовании интерактивные веб-инструменты для детей и подростков, позволяющие здоровым образом справляться с мыслями и чувствами.

Психическое здоровье — это не просто отсутствие психического расстройства. Дети, не страдающие психическим расстройством, могут отличаться по своей успеваемости, а дети с таким же диагнозом психического расстройства могут отличаться по своим сильным и слабым сторонам в том, как они развиваются и справляются с ситуацией, а также по качеству жизни. Психическое здоровье как континуум и выявление конкретных психических расстройств — оба способа понять, насколько хорошо у детей дела.

Какие психические расстройства у детей распространены?

К наиболее распространенным психическим расстройствам, которые можно диагностировать в детстве, относятся синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), тревога (страхи или беспокойства) и расстройства поведения.

Узнайте больше о детских психических расстройствах, симптомах и лечении.

Другие детские расстройства и проблемы, влияющие на то, как дети учатся, ведут себя или справляются со своими эмоциями, могут включать нарушения обучения и развития, аутизм и факторы риска, такие как употребление психоактивных веществ и членовредительство.

Подробнее о связанных условиях.

Каковы симптомы психических расстройств у детей?

Симптомы психических расстройств со временем меняются по мере роста ребенка и могут включать трудности с тем, как ребенок играет, учится, говорит и действует, или как ребенок справляется со своими эмоциями. Симптомы часто начинаются в раннем детстве, хотя некоторые расстройства могут развиться в подростковом возрасте. Диагноз часто ставится в школьные годы, а иногда и раньше; однако некоторые дети с психическим расстройством не могут быть распознаны или диагностированы как имеющие его.

Можно ли вылечить детские психические расстройства?

Детские психические расстройства поддаются лечению и контролю. Существует множество вариантов лечения, основанных на самых лучших и последних медицинских данных. Родители и врачи должны тесно сотрудничать со всеми, кто занимается лечением ребенка — учителями, тренерами, терапевтами и другими членами семьи.Использование всех доступных ресурсов поможет родителям, медицинским работникам и педагогам привести ребенка к успеху. Ранняя диагностика и соответствующие услуги для детей и их семей могут изменить жизнь детей с психическими расстройствами.

Получить помощь в поиске лечения

Если у вас есть опасения по поводу ребенка, вы можете использовать эти ресурсы, чтобы найти поставщика медицинских услуг, знакомого с вариантами лечения.

Кто пострадал?

Детские психические расстройства затрагивают многих детей и семьи.Мальчики и девочки всех возрастов и этнической / расовой принадлежности, проживающие во всех регионах США, страдают психическими расстройствами. По данным Национального исследовательского совета и Института медицины , , которые собрали результаты предыдущих исследований, согласно оценкам, в 2007 г. 13–20% детей, живущих в Соединенных Штатах (до 1 из 5 детей), испытывали психическое расстройство в конкретном году, которое обходится отдельным людям, семьям и обществу примерно в 247 миллиардов долларов в год.

Каковы последствия психических расстройств у детей?

Психическое здоровье важно для здоровья в целом. Психические расстройства — это хронические состояния здоровья — состояния, которые длятся долгое время и часто не проходят полностью, — которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. Без ранней диагностики и лечения у детей с психическими расстройствами могут быть проблемы дома, в школе и в установлении дружеских отношений. Психические расстройства также могут мешать здоровому развитию ребенка, вызывая проблемы, которые могут сохраняться и во взрослой жизни.

Общественное здравоохранение включает психическое здоровье

Поддержка психического здоровья детей также включает в себя обеспечение того, чтобы дети соответствовали основным этапам развития, понимание того, что делать в случае возникновения проблем, поддержка позитивных стратегий воспитания и улучшение доступа к уходу.

CDC работает с партнерскими агентствами, чтобы лучше понять психическое здоровье и психические расстройства и их влияние на детей.

Подробнее об исследованиях психического здоровья детей.

Что вы можете сделать

Родители: Вы лучше всех знаете своего ребенка.Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка, если вас беспокоит, как ваш ребенок ведет себя дома, в школе или с друзьями.

Молодежь: Заботиться о своем психическом здоровье так же важно, как и о своем физическом здоровье. Если вы злитесь, беспокоитесь или грустите, не бойтесь говорить о своих чувствах и обратитесь к другу или взрослому, которому вы доверяете.

Медицинские работники: Ранняя диагностика и соответствующее лечение на основе обновленных рекомендаций очень важны.Существуют ресурсы, помогающие диагностировать и лечить психические расстройства у детей.

Учителя / школьные администраторы: Раннее выявление важно, чтобы дети могли получить необходимую им помощь. Работайте с семьями и медицинскими работниками, если вас беспокоит психическое здоровье ребенка в вашей школе.

Ресурсы

Это только этап?

Психическое здоровье в детстве

Воспитание ребенка может быть сложной задачей. Даже в самых лучших обстоятельствах их поведение и эмоции могут часто и быстро меняться.Все дети грустны, тревожны, раздражительны или временами агрессивны, а иногда им сложно сидеть на месте, уделять внимание или взаимодействовать с другими. В большинстве случаев это просто типичные фазы развития. Однако такое поведение может указывать на более серьезную проблему у некоторых детей.

Психические расстройства могут начаться в детстве. Примеры включают тревожные расстройства, синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), расстройство аутистического спектра, депрессию и другие расстройства настроения, расстройства пищевого поведения и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).Без лечения эти психические расстройства могут помешать детям полностью раскрыть свой потенциал. Многие взрослые, обращающиеся за психиатрической помощью, задумываются о влиянии психических расстройств на свое детство и желают, чтобы им была оказана помощь раньше.

Когда обращаться за помощью

Как отличить вызывающее поведение и эмоции, которые являются нормальной частью взросления, от тех, которые вызывают беспокойство? В общем, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью, если поведение вашего ребенка сохраняется в течение нескольких недель или дольше; причиняет страдания вашему ребенку или вашей семье; или мешает вашему ребенку функционировать в школе, дома или с друзьями. Если ваш ребенок ведет себя небезопасно, или если ваш ребенок говорит о желании причинить вред себе или кому-то еще, немедленно обратитесь за помощью.

Маленькие дети могут пройти обследование и лечение, если они:

  • Частые истерики или большую часть времени сильно раздражительны
  • Часто говорят о страхах или тревогах
  • Жалобы на частые боли в животе или головные боли без известной медицинской причины
  • Находятся в постоянном движении и не могут спокойно сидеть (кроме случаев, когда они смотрят видео или играют в видеоигры)
  • Слишком много или слишком мало сна, частые кошмары или сонливость днем ​​
  • Не заинтересованы в играх с другими детьми или испытывают трудности с поиском друзей
  • Проблемы в учебе или недавнее снижение успеваемости
  • Повторять действия или проверять много раз из страха, что может случиться что-то плохое

Дети старшего возраста и подростки могут получить пользу от обследования и лечения, если они:

  • Потеряли интерес к вещам, которые раньше им нравились
  • Имеют низкую энергию
  • Вы спите слишком много или слишком мало, или кажетесь сонным в течение дня
  • Проводят все больше и больше времени в одиночестве и избегают общественной деятельности с друзьями или семьей
  • Диета или чрезмерные физические нагрузки, или страх набрать вес
  • Участвовать в самоповреждении (например, резать или сжигать кожу)
  • Курить, пить или употреблять наркотики
  • Совершать рискованное или деструктивное поведение в одиночку или с друзьями
  • Есть мысли о самоубийстве
  • Имеют периоды повышенного уровня энергии и активности и требуют гораздо меньше сна, чем обычно
  • Скажите, что они думают, что кто-то пытается контролировать их разум, или что они слышат то, что другие люди не могут слышать

Узнайте больше о предупреждающих знаках на веб-странице Национального института психического здоровья (NIMH) по психическому здоровью детей и подростков.

Первые шаги для родителей

Если вас беспокоит психическое здоровье вашего ребенка, вы можете начать с разговора с другими людьми, которые часто общаются с вашим ребенком. Например, спросите учителя о поведении вашего ребенка в школе, в детском саду или на игровой площадке.

Вы можете поговорить с педиатром или поставщиком медицинских услуг вашего ребенка и описать его поведение, а также то, что вы наблюдали и чему научились, разговаривая с другими.Вы также можете попросить поставщика медицинских услуг направить вас к специалисту в области психического здоровья, который имеет опыт и знания в лечении детей. (Для получения дополнительной информации см. Выбор специалиста по психическому здоровью.)

Выбор специалиста по психическому здоровью

При поиске специалиста по психическому здоровью для своего ребенка, возможно, вы захотите начать с того, что попросите направление у педиатра вашего ребенка. Если вам нужна помощь в выборе поставщика услуг в вашем районе, вы можете позвонить в Справочную службу по вопросам лечения наркозависимости и психического здоровья (SAMHSA) по номеру 1-800-662-HELP (4357).Вы также можете выполнить поиск в системе поиска служб психического здоровья SAMHSA, в которой перечислены учреждения и программы, предоставляющие психиатрические услуги. Особенно важно искать специалиста по психическому здоровью, имеющего подготовку и опыт лечения детей, особенно с конкретными проблемами вашего ребенка.

Задавая вопросы и предоставляя информацию лечащему врачу вашего ребенка, вы можете улучшить уход за ним. Разговор с врачом укрепляет доверие и приводит к лучшим результатам, качеству, безопасности и удовлетворенности.Вот несколько вопросов, которые вы можете задать при встрече с потенциальными поставщиками лечения:

  • Используете ли вы подходы к лечению, подтвержденные исследованиями?
  • Привлекаете ли вы к лечению родителей? Если да, то как в этом участвуют родители?
  • Будет ли выполняться «домашнее задание» между занятиями?
  • Как будет оцениваться прогресс?
  • Как скоро мы можем ожидать прогресса?
  • Как долго должно длиться лечение?

Чтобы найти идеи для начала разговора с вашим поставщиком медицинских услуг, посетите веб-сайт Агентства медицинских исследований и качества и прочтите Советы NIMH по разговору с вашим поставщиком медицинских услуг.Дополнительная информация о поиске квалифицированного специалиста по психическому здоровью доступна на веб-странице NIMH Help for Mental Illities и в других организациях, перечисленных в разделе «Дополнительная информация и ресурсы».

Оценка поведения вашего ребенка

Оценка специалиста по психическому здоровью может помочь прояснить проблемы, лежащие в основе поведения вашего ребенка, и подбодрить или порекомендовать дальнейшие действия. Оценка дает возможность узнать о сильных и слабых сторонах вашего ребенка и определить, какие меры могут быть наиболее полезными.

Комплексная оценка психического здоровья ребенка включает следующее:

  • Интервью с родителями для обсуждения истории развития ребенка, темперамента, отношений с друзьями и семьей, истории болезни, интересов, способностей и любого предшествующего лечения. Специалисту в области психического здоровья важно получить представление о текущей ситуации ребенка, например о недавнем изменении в школе, болезни в семье или другом изменении, которое влияет на повседневную жизнь ребенка.
  • Сбор информации из школы ребенка, такой как стандартные тесты и отчеты о поведении, способностях и трудностях.
  • Если необходимо, интервью с ребенком, тестирование и поведенческие наблюдения специалиста по психическому здоровью.

Варианты лечения

Специалист в области психического здоровья рассмотрит результаты оценки, чтобы определить, связано ли поведение ребенка с изменениями или стрессами дома или в школе или же оно является результатом расстройства, от которого он порекомендовал бы лечение.Рекомендации по лечению могут включать:

  • Психотерапия («разговорная терапия»). Существует множество различных подходов к психотерапии, включая структурированные психотерапевтические методы, направленные на конкретные состояния. Для получения дополнительной информации о типах психотерапии посетите веб-страницу NIMH, посвященную психотерапии. Эффективная психотерапия для детей всегда включает в себя:
    • Участие родителей в лечении
    • Обучение ребенка навыкам на практике дома или в школе (межсессионные «домашние задания»)
    • Показатели успеваемости (например, шкалы оценок и улучшения в «домашних заданиях»), которые отслеживаются с течением времени.
  • Лекарства. Как и в случае со взрослыми, тип лекарств, используемых для детей, зависит от диагноза и может включать антидепрессанты, стимуляторы, стабилизаторы настроения или другие лекарства. Для получения общей информации о конкретных классах лекарств посетите веб-страницу NIMH, посвященную лекарствам для психического здоровья. Лекарства часто используются в сочетании с психотерапией. Если задействовано несколько поставщиков медицинских услуг или специалистов, для достижения наилучших результатов необходимо обмениваться информацией о лечении и координировать ее.
  • Семейное консультирование. Включение членов семьи в лечение может помочь им понять, как проблемы ребенка могут повлиять на отношения с родителями, братьями и сестрами.
  • Поддержка родителей. Индивидуальные или групповые занятия для родителей, которые включают обучение и возможность поговорить с другими родителями, могут предоставить новые стратегии поддержки ребенка и позитивного управления трудным поведением. Терапевт также может научить родителей тому, как общаться и работать со школами по адаптации.

Чтобы найти информацию о вариантах лечения конкретных расстройств, посетите веб-страницу NIMH с информацией о психическом здоровье. Исследователи продолжают изучать новые варианты лечения детских психических расстройств: участие в научном исследовании для детей предоставляет информацию об участии в клинических исследованиях.

Работа со школой

Дети, у которых есть поведенческие или эмоциональные проблемы, мешающие успешной учебе в школе, могут воспользоваться планами или приспособлениями, предусмотренными в соответствии с законами, предотвращающими дискриминацию в отношении детей с ограниченными возможностями.Медицинские работники вашего ребенка могут помочь вам связаться со школой.

Первый шаг может заключаться в том, чтобы спросить школу, подходят ли вашему ребенку такие приспособления, как индивидуальная программа обучения. Адаптация может включать такие меры, как предоставление ребенку магнитофона для заметок, выделение большего количества времени для тестов или регулировка сидений в классе, чтобы не отвлекаться. Существует множество источников информации о том, какие школы могут и в некоторых случаях должны обеспечивать детей, которым будет выгодно проживание, и как родители могут запросить оценку и услуги для своего ребенка:

  • Есть центры обучения и информации для родителей, а также общественные центры ресурсов для родителей, расположенные по всей территории Соединенных Штатов.Центр информации и ресурсов для родителей перечисляет центры в каждом штате.
  • Министерство образования США располагает подробной информацией о законах, которые устанавливают механизмы предоставления детям приспособлений, адаптированных к их индивидуальным потребностям и направленных на помощь им в учебе в школе. У Департамента также есть веб-сайт, посвященный Закону об образовании лиц с ограниченными возможностями, а его Управление по гражданским правам располагает информацией о других федеральных законах, запрещающих дискриминацию по признаку инвалидности в государственных программах, например в школах.
  • Многие организации в разделе «Дополнительная информация и ресурсы» также предлагают информацию о работе со школами, а также более общую информацию о расстройствах, поражающих детей.

Дополнительная информация и ресурсы

Информация о конкретных расстройствах доступна на веб-странице NIMH, посвященной психическому здоровью.

Следующие организации и агентства имеют информацию о симптомах, лечении и поддержке детских психических расстройств. Некоторые предлагают рекомендации по работе со школами и поиску специалистов в области психического здоровья.Участие в волонтерских группах может дать возможность общаться с другими родителями, которые сталкиваются с подобными проблемами.

Обратите внимание: Этот список ресурсов предоставляется только для информационных целей. Он не является исчерпывающим и не означает одобрения со стороны NIMH, Национальных институтов здравоохранения (NIH), Министерства здравоохранения и социальных служб США или правительства США.

Исследования заболеваний, поражающих детей

NIMH проводит и поддерживает исследования, чтобы помочь найти новые и улучшенные способы диагностики и лечения психических расстройств, возникающих в детстве.Это исследование включает в себя изучение факторов риска, в том числе связанных с генетикой, опытом и окружающей средой, которые могут дать ключ к пониманию того, как развиваются эти расстройства и как их идентифицировать на ранней стадии.

NIMH также поддерживает усилия по разработке и тестированию новых вмешательств, включая поведенческие, психотерапевтические и медикаментозные методы лечения. Исследователи также стремятся определить, сохраняются ли положительные эффекты лечения в детстве в подростковом и взрослом возрасте.

Участие в исследовании для детей

Дети — это не маленькие взрослые, но им часто дают лекарства и методы лечения, которые были протестированы только на взрослых.Исследования показывают, что по сравнению со взрослыми дети по-разному реагируют на лекарства и лечение как физически, так и психологически. Лучший способ лечения детей — это исследования, разработанные специально для них.

Исследователи из NIMH и по всей стране проводят клинические испытания с пациентами и здоровыми добровольцами. Поговорите со своим врачом о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходит ли оно для вашего ребенка. Для получения дополнительной информации о клинических исследованиях и о том, как найти клинические испытания, проводимые по всей стране, посетите веб-страницу клинических испытаний NIMH.

Репринты

Эта публикация находится в общественном достоянии и может воспроизводиться или копироваться без разрешения NIMH. Цитируется цитирование НИПЗ как источника. Чтобы узнать больше об использовании публикаций NIMH, свяжитесь с Центром информационных ресурсов NIMH по телефону 1-866-615-6464, напишите по адресу [email protected] или ознакомьтесь с инструкциями NIMH по перепечатке.

Для получения дополнительной информации

MedlinePlus (Национальная медицинская библиотека) (en español)

ClinicalTrials.gov (en español)

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЛЮДСКИХ УСЛУГ США
Национальные институты здравоохранения
Публикация NIH № 21-MH-8085
Пересмотрено 2021 г.

Психическое здоровье в раннем детстве

Серьезные проблемы с психическим здоровьем могут возникать и возникают у маленьких детей. Дети могут проявлять четкие характеристики тревожных расстройств, синдрома дефицита внимания / гиперактивности, расстройства поведения, депрессии, посттравматического стрессового расстройства и нарушений развития нервной системы, таких как аутизм, в очень раннем возрасте.Тем не менее, маленькие дети реагируют на эмоциональные переживания и травмирующие события и обрабатывают их совершенно иначе, чем взрослые и дети старшего возраста. Следовательно, диагностика в раннем детстве может быть намного сложнее, чем у взрослых.

Опыт оставляет химическую «подпись» на генах, которая определяет, экспрессируются ли гены и как. Узнать больше

Взаимодействие генов и опыта влияет на психическое здоровье детей. Гены не судьба. Наши гены содержат инструкции, которые говорят нашему телу, как работать, но химическая «подпись» нашей окружающей среды может санкционировать или препятствовать выполнению этих инструкций.Взаимодействие между генетической предрасположенностью и устойчивым стрессовым опытом в раннем возрасте может заложить нестабильный фундамент психического здоровья, который сохранится и во взрослом возрасте.

Токсический стресс может повредить архитектуру мозга и повысить вероятность возникновения серьезных проблем с психическим здоровьем либо быстро, либо спустя годы. Из-за длительного воздействия на развитие мозга и других систем органов токсический стресс может ухудшить готовность к школе, успеваемость, а также физическое и психическое здоровье на протяжении всей жизни.Обстоятельства, связанные с семейным стрессом, такие как постоянная бедность, могут повысить риск серьезных проблем с психическим здоровьем. Особенно уязвимы маленькие дети, которые периодически подвергаются жестокому обращению или хроническому пренебрежению, насилию в семье, психическому здоровью родителей или злоупотреблению психоактивными веществами.

Никогда не поздно, но лучше раньше. Некоторые люди демонстрируют замечательные способности преодолевать серьезные проблемы, связанные с постоянным жестоким обращением в раннем возрасте, травмами и эмоциональными травмами, однако есть пределы способности маленьких детей психологически оправиться от невзгод.

Даже когда детей вытаскивают из травмирующих обстоятельств и помещают в дома с исключительно заботой, улучшения в развитии часто сопровождаются постоянными проблемами в саморегулировании, эмоциональной адаптации, отношениях с другими и самопонимании. Когда дети преодолевают это бремя, они обычно получают выгоду от исключительных усилий со стороны поддерживающих их взрослых. Эти результаты подчеркивают важность профилактики и своевременного вмешательства в обстоятельствах, которые подвергают маленьких детей серьезному психологическому риску.

Очень важно лечить проблемы психического здоровья маленьких детей в их семьях, домах и общинах. Эмоциональное благополучие маленьких детей напрямую связано с функционированием их опекунов и семей, в которых они живут. Когда эти отношения являются оскорбительными, угрожающими, хронически пренебрежительными или психологически вредными по другим причинам, они являются мощным фактором риска для развития ранних проблем психического здоровья. Напротив, когда отношения надежно реагируют и поддерживают, они могут фактически защитить маленьких детей от неблагоприятного воздействия других факторов стресса.Таким образом, снижение стрессовых факторов, влияющих на детей, требует устранения стресса, испытываемого их семьями.

Психическое здоровье детей и молодежи

Проблемы с психическим здоровьем затрагивают примерно каждого шестого ребенка. Они включают депрессию, тревогу и расстройство поведения (тип поведенческой проблемы) и часто являются прямой реакцией на то, что происходит в их жизни.

* Последнее обновление: 12 августа 2021 г.

Однако вызывает тревогу то, что 75% детей и молодых людей, испытывающих проблемы с психическим здоровьем, не получают необходимой помощи.

Эмоциональное благополучие детей так же важно, как и их физическое здоровье. Хорошее психическое здоровье помогает им развить сопротивляемость, чтобы справляться со всем, что им бросает жизнь, и вырасти в разносторонних и здоровых взрослых.

Вещи, которые могут помочь сохранить психическое здоровье детей и подростков, включают:

  • хорошее физическое здоровье, сбалансированное питание и регулярные физические упражнения
  • имея время и свободу играть в помещении и на улице
  • Быть частью семьи, которая большую часть времени хорошо ладит
  • ходить в школу, заботящуюся о благополучии всех своих учеников
  • принимает участие в местных мероприятиях.

Другие факторы также важны, в том числе чувство любви, доверия, понимания и безопасности. Оптимистичные, стойкие дети, которые в некоторой степени контролируют свою жизнь и чувствуют себя принадлежащими к ней, с большей вероятностью будут иметь хорошее психическое благополучие.

Большинство детей растут психически здоровыми, но исследования показывают, что сегодня больше детей и молодых людей имеют проблемы с психическим здоровьем, чем 30 лет назад.

Что может повлиять на психическое здоровье детей и молодежи?

Травматические события могут вызвать проблемы с психическим здоровьем у детей и молодых людей, которые уже находятся в уязвимом положении.

Изменения часто действуют как триггеры: например, переезд домой, смена школы или рождение нового брата или сестры. Некоторые дети, которые пойдут в школу, рады завести новых друзей и заняться новыми делами, но могут быть и такие, кто испытывает беспокойство.

Подростки часто испытывают эмоциональные потрясения по мере развития своего разума и тела. Важная часть взросления — это работа над собой и принятие того, кто вы есть. Некоторым молодым людям трудно осуществить этот переход во взрослую жизнь, и они могут экспериментировать с алкоголем, наркотиками или другими веществами, которые могут повлиять на психическое здоровье.

Есть ли у некоторых детей и молодых людей больше шансов столкнуться с проблемами психического здоровья?

Определенные факторы риска могут повышать вероятность возникновения проблем с психическим здоровьем у одних детей и молодых людей по сравнению с другими. Однако их наличие не означает, что у ребенка обязательно — или даже вероятно — возникнут проблемы с психическим здоровьем.

Эти факторы включают:

  • длительное время страдающие соматическим заболеванием
  • родитель, у которого были проблемы с психическим здоровьем, проблемы с алкоголем или были проблемы с законом
  • смерть близкого человека
  • родители, которые разводятся или разводятся
  • подверглись жестокому издевательству, физическому или сексуальному насилию
  • бедность или бездомность
  • подвергаются дискриминации
  • Уход за родственником, взятие на себя взрослых обязанностей
  • испытывает длительные трудности в школе.

Какие проблемы психического здоровья обычно возникают у детей?
  • Депрессия сегодня затрагивает больше детей и молодых людей, чем в последние несколько десятилетий. Подростки более склонны к депрессии, чем маленькие дети.
  • Самоповреждение — очень распространенная проблема среди молодежи. Некоторые люди, испытывающие сильную эмоциональную боль, могут попытаться справиться с ней, причинив себе боль.
  • Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) может вызывать у молодых людей сильное беспокойство.Очень маленькие дети или дети, поступающие в школу или переезжающие в школу, могут испытывать тревогу разлуки.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может быть следствием физического или сексуального насилия, свидетелем чего-то чрезвычайно пугающего или травмирующего, жертвой насилия или жестокого издевательства или переживанием стихийного бедствия.
  • Дети, которые постоянно гиперактивны, импульсивны и испытывают трудности с вниманием, могут иметь синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Расстройства пищевого поведения обычно начинаются в подростковом возрасте и чаще встречаются у девочек, чем у мальчиков.Число молодых людей, у которых развивается расстройство пищевого поведения, невелико, но такие расстройства пищевого поведения, как нервная анорексия и нервная булимия, могут иметь серьезные последствия для их физического здоровья и развития.

Я молодой человек. Какую помощь можно получить?

Если вы молодой человек и беспокоитесь о своем психическом здоровье, вам доступна помощь. Вы можете попробовать следующее.

  • Поговорите с кем-нибудь о своих чувствах, например с родителем, другом или взрослым, которому вы доверяете.На нашей странице о дружбе есть идеи, как открыться другу.
  • Посетите своего терапевта. Они могут ответить на любые ваши вопросы о том, как вы себя чувствуете, расскажут о различных вариантах поддержки и порекомендуют вам другие службы, которые могут оказать вам дополнительную помощь.
  • Свяжитесь со службами и организациями, которые помогают людям с проблемами психического здоровья. Посетите нашу страницу получения помощи или просмотрите «организации, которые могут помочь» ниже, чтобы получить поддержку, специально предназначенную для молодежи.

Если вам нужна поддержка, вы можете написать сообщение «Young Minds Crisis Messenger».Обученный волонтер напишет вам текстовое сообщение, чтобы помочь вам осмыслить свои чувства и указать вам на другую поддержку.

Mind содержит много информации для молодых людей о том, как понять свои чувства, как получить помощь и поддержку, что происходит, когда вы посещаете терапевта, о том, как заботиться о себе и многом другом.

Я беспокоюсь о своем ребенке — что мне делать?

Один из самых важных способов помочь родителям или опекунам — это выслушать своих детей и серьезно отнестись к их чувствам.Они могут хотеть объятий, они могут попросить вас помочь им что-то изменить или им может потребоваться практическая помощь.

Негативные чувства детей и молодежи обычно проходят. Тем не менее, это хорошая идея — получить помощь, если ваш ребенок находится в состоянии стресса в течение длительного времени, если его чувства мешают ему продолжать свою жизнь, если его страдание разрушает семейную жизнь или если он постоянно ведет себя так, как вы этого не сделаете. не ожидал в их возрасте.

Если у вашего ребенка проблемы в школе, ему могут помочь учитель, школьная медсестра, школьный консультант или педагог-психолог.В противном случае обратитесь к своему терапевту или поговорите с патронажной сестрой. При необходимости они могут направить ребенка за дополнительной помощью. В Службе охраны психического здоровья детей и подростков (CAMHS) часто работают вместе разные специалисты.

Большая часть поддержки в области психического здоровья детей и молодых людей предоставляется бесплатно NHS, школой, где учится ваш ребенок, или отделом социальных служб вашего местного совета.

В

Young Minds есть телефон доверия для родителей, по которому вы можете позвонить, если беспокоитесь о ребенке в возрасте до 25 лет. Они предоставляют советы, эмоциональную поддержку и указывают на другие службы.

Какое лечение можно предложить молодым людям?

Лечение детей и молодых людей часто включает обсуждение проблемы, чтобы найти наилучший способ ее решения. Для маленьких детей это можно сделать в игре. Их можно направить к специалисту, например к консультанту, который обучен помогать им исследовать свои чувства и поведение.

Существует множество доказательств того, что разговорная терапия может быть эффективной для детей и молодых людей, но в некоторых случаях могут помочь и лекарства.Детям необходимо пройти обследование у специалиста, прежде чем им будут прописаны какие-либо лекарства.

Специалисты, оказывающие помощь ребенку, сохранят конфиденциальность информации о нем и их семье. Молодые люди могут обратиться за помощью самостоятельно, позвонив по телефону доверия или обратившись напрямую к специалисту, но обычно им требуется согласие родителей на медицинское обслуживание, если они моложе 16 лет.

Молодые люди имеют право на неприкосновенность частной жизни, если они не хотят рассказывать своей семье о своих разговорах с профессионалами.

Организации, которые могут помочь

Barnardo’s защищает и поддерживает наиболее уязвимых детей Великобритании. Они предоставляют ряд услуг по помощи и поддержке детей, молодежи, родителей и опекунов.

CALM (Кампания против несчастного образа жизни) имеет бесплатную конфиденциальную службу поддержки и веб-чат, предлагающую помощь и советы всем, кто чувствует себя подавленным или нуждается в поддержке.

ChildLine — это бесплатная конфиденциальная служба, где дети могут обсудить любые проблемы, с которыми они сталкиваются.Вы можете позвонить в их службу поддержки или использовать их веб-чат, чтобы поговорить с квалифицированным консультантом.

Детское общество поддерживает детей, переживающих серьезные жизненные испытания. Они проводят службы и проводят кампании, чтобы улучшить жизнь детей.

Контакт предлагает консультации и поддержку семьям с детьми-инвалидами. Если вы являетесь родителем и ухаживаете за ребенком-инвалидом, вы можете поговорить с консультантом для получения практической и эмоциональной поддержки.

Family Lives предлагает информацию и поддержку по всем аспектам семейной жизни, включая стадии развития ребенка, проблемы со школой, поддержку родителей, издевательства и проблемы психического здоровья.

Papyrus поддерживает людей младше 35 лет, которые думают о самоубийстве, и других, кто их беспокоит. Вы можете связаться с ними по телефону, тексту или электронной почте.

Penumbra поддерживает взрослых и молодых людей в Шотландии с проблемами психического здоровья. Они предлагают услуги, обеспечивающие практическую и эмоциональную поддержку.

Вы можете отправить текстовое сообщение Shout на номер 85258, чтобы получить конфиденциальную поддержку по тексту.

The Mix предлагает бесплатную эмоциональную поддержку людям моложе 25 лет по телефону, веб-чату или электронной почте.Они также предлагают краткосрочные консультационные услуги.

YoungMinds предлагает молодым людям информацию и поддержку об их психическом здоровье и помогает взрослым поддерживать молодых людей в их жизни. Если вы являетесь родителем, который беспокоится о психическом здоровье ребенка, вы можете позвонить в его службу поддержки.

Заболевания детского возраста

Расстройства детского возраста, часто обозначаемые как нарушения развития или нарушения обучения, чаще всего возникают и диагностируются, когда ребенок находится в школьном возрасте.Хотя некоторые взрослые также могут иметь отношение к некоторым симптомам этих расстройств, обычно симптомы расстройства должны впервые проявиться в какой-то момент детства человека. У ребенка нередко бывает более одного расстройства.

По данным Главного хирурга США, около 20% американских детей в течение года страдают от диагностируемых психических заболеваний. Кроме того, почти 5 миллионов американских детей и подростков страдают серьезным психическим заболеванием (которое существенно мешает их повседневной жизни).

В CHI Health мы практикуем медицину, ориентированную на пациентов и семью. Мы никогда не упускаем из виду тот факт, что ваш ребенок — это, прежде всего, личность, а не просто пациент, и мы включаем вашу семью на каждом этапе процесса лечения.

Симптомы

Симптомы у детей различаются в зависимости от типа психического заболевания, но некоторые из общих симптомов включают:

  • Изменения в успеваемости, например, плохие оценки, несмотря на хорошие усилия
  • Злоупотребление наркотиками и / или алкоголем
  • Неспособность справляться с повседневными проблемами и делами
  • Изменения в привычках сна и / или питания
  • Чрезмерные жалобы на физические недомогания
  • Нападение властям, пропуск школы, кража или повреждение имущества
  • Сильный страх поправиться
  • Продолжительное плохое настроение, часто сопровождающееся плохим аппетитом и мыслями о смерти
  • Частые вспышки гнева
  • Потеря интереса к друзьям и занятиям, которые им обычно нравятся
  • Значительное увеличение времени, проведенного в одиночестве
  • Чрезмерное беспокойство или беспокойство
  • Гиперактивность
  • Постоянные кошмары или ночные кошмары
  • Постоянное неповиновение или агрессивное поведение
  • Частые истерики
  • Слышать голоса или видеть вещи, которых нет (галлюцинации)

Детские болезни, которые мы лечим

  • Тревожные расстройства
    • Тревожные расстройства разлуки
    • Паническое расстройство
    • Генерализованное тревожное расстройство
    • Обсессивно-компульсивное расстройство
    • Фобии
    • Избирательный мутизм
  • Расстройства всестороннего развития
    • Расстройство дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ)
    • Аутизм
    • Болезнь Ретта
    • Аспергерс
  • Расстройства деструктивного поведения
    • Расстройство поведения
    • Оппозиционно-вызывающее расстройство
    • Расстройство экспрессивной речи
  • Расстройства элиминации
  • Расстройства обучения и общения
    • Заикание
    • Дизартрия
    • Нарушения обучения на основе языка
    • Избирательный мутизм
    • Расстройства чтения / дислексия
    • Расстройства письменной экспрессии
    • Математические расстройства
  • Аффективные расстройства (расстройства настроения)
  • Шизофрения
    • Параноик
    • Неорганизованный
    • Кататонический
  • Тиковые расстройства
    • Синдром Туретта
    • Обсессивно-компульсивное расстройство
    • Преходящее тиковое расстройство
    • Расстройство стереотипных движений

Лечение

Специалисты в области психического здоровья CHI Health предлагают широкий спектр эффективных методов лечения и лечения, опираясь на значительные достижения в области процедур и технологий.Как и психические заболевания у взрослых, детские расстройства обычно требуют сочетания лекарств и поддерживающей психологической терапии либо в больнице, либо в амбулаторных условиях. Конечно, мы рекомендуем проконсультироваться со специалистом в области психического здоровья для точного диагноза и обсуждения различных вариантов лечения. Когда вы встречаетесь со специалистом, обязательно работайте вместе, чтобы установить четкие цели лечения для вашего ребенка и отслеживать прогресс в их достижении.

One in Six U.С. У детей психическое заболевание

Согласно разделу «Методы» отчета об исследовании, «Родители ответили на запрос:« Говорил ли вам врач или другой поставщик медицинских услуг КОГДА-ЛИБО, что у этого ребенка «психическое расстройство»?

Если ответ на эту первоначальную подсказку был положительным, родителей затем просили ответить на второй вопрос: «’Если да, то есть ли у этого ребенка ТЕКУЩЕЕ условие?’

«Психическое расстройство рассматривалось, если респондент ответил утвердительно на второй запрос о депрессии, тревожных проблемах или синдроме дефицита внимания / гиперактивности, по сравнению с отрицательным ответом на первый или второй запрос для этих состояний», — пояснили исследователи.

Наконец, родителей спросили, получал ли их ребенок какое-либо лечение или консультацию у специалиста по психическому здоровью (то есть психиатра, психолога, психиатрической медсестры или клинического социального работника) за последние 12 месяцев.

Исследователи рассчитали оценки распространенности после внесения поправок в план обследования и выбрали ковариаты на основе их значимости для детей и результатов. После исключения детей, не имеющих действующей медицинской страховки, и детей младше 6 лет, по их оценке, их было 16.5 процентов американских детей в возрасте от 6 до 17 лет — около 7,7 миллиона — имеют по крайней мере одно излечимое психическое расстройство (например, депрессию, тревожность или СДВГ).

Непрерывное страхование было единственным фактором , а не , связанным с психическим расстройством. Дети в возрасте от 12 до 17 лет имели на 65 процентов больше шансов иметь психическое расстройство, чем дети от 6 до 11 лет, а белые дети неиспаноязычного происхождения почти в два раза чаще страдали психическим расстройством, чем нелатиноамериканские черные дети.

На уровне штата распространенность психических расстройств варьировалась от 7,6% на Гавайях до 27,2% в штате Мэн. Другие штаты с распространенностью 20 процентов и выше: Алабама, Индиана, Кентукки, Массачусетс, Миссисипи, Нью-Гэмпшир, Оклахома, Род-Айленд, Южная Каролина, Юта и Западная Вирджиния.

По всей стране 49,4 процента детей с психическими расстройствами не получали необходимого лечения или консультаций со стороны специалиста по психическому здоровью.Показатели распространенности значительно различались по стране: от 29,5 процента детей в Вашингтоне, округ Колумбия, до 72,2 процента детей в Северной Каролине.

Примечательно, что среди штатов, входящих в верхний квартиль по распространенности детей с хотя бы одним психическим расстройством, Алабама, Миссисипи, Оклахома и Юта также входили в верхний квартиль по распространенности детей с психическим расстройством, которые не получали необходимого лечения. .

Авторы объясняют широкий разброс процентных значений распространенности от штата к штату с использованием различных практик и политик.Они предложили приложить больше усилий для создания программ, которые работают в разных штатах, чтобы облегчить детям (и их родителям) доступ к необходимым им психиатрическим услугам.

Перспектива семейного врача

Джули Вуд, доктор медицины, магистр здравоохранения, старший вице-президент AAFP по вопросам здравоохранения, науки и межпрофессиональной деятельности, рассказала AAFP News , что семейные врачи находятся в отличном положении для решения проблем психического здоровья своих пациентов.

«Укрепление психического здоровья, диагностика и лечение психических заболеваний в индивидуальном и семейном контексте являются неотъемлемыми компонентами семейной медицины», — сказал Вуд.«Благодаря обучению и непрерывному медицинскому образованию семейные врачи готовы решать проблемы психического здоровья у детей, подростков и взрослых всех возрастов».

Вуд указал на то, что AAFP имеет ряд ресурсов для оказания помощи FP в этой области.

«Семейные врачи должны знать рекомендации по скринингу для детей и подростков», — сказала она. «Расширение прав и возможностей команды практикующих, включая специалистов по поведенческому здоровью и психическому здоровью, когда это возможно, может обеспечить наилучший уход за своими пациентами.«

Wood также рекомендовал инструмент Neighborhood Navigator от AAFP. Семейные врачи могут использовать навигатор, неотъемлемый компонент проекта EveryONE Академии, чтобы связывать пациентов с ресурсами и программами в их сообществах.

«Независимо от места расположения практики, врачи должны знать о местных ресурсах психического здоровья», — сказал Вуд. «Этот инструмент перечисляет более 40 000 социальных услуг по почтовому индексу, включая услуги по охране психического здоровья».

Подробнее от AAFP
Американский семейный врач: Практические рекомендации: Депрессия у подростков: AAP обновляет рекомендации по диагностике и лечению
(01.10.2018)

Услуги семейных врачей по охране психического здоровья (меморандум)

Психическое здоровье, ответственность врача

Дополнительные ресурсы
Центр контроля заболеваний: Психическое здоровье детей

Психическое здоровье детей

Психическое здоровье — неотъемлемая часть общего здоровья детей — имеет сложную интерактивную связь с их физическим здоровьем и их способностью добиваться успехов в школе, на работе и в обществе.Как физическое, так и психическое здоровье влияют на то, как мы думаем, чувствуем и действуем как внутри, так и снаружи.

Например, мальчик с избыточным весом, которого дразнят по поводу его веса, может замкнуться в обществе и впасть в депрессию и может неохотно играть с другими или заниматься физическими упражнениями, что еще больше ухудшает его физическое здоровье и, как следствие, ухудшает психическое здоровье. Эти проблемы имеют долгосрочные последствия для способности детей и молодежи реализовать свой потенциал, а также для систем здравоохранения, образования, труда и уголовного правосудия в нашем обществе.

Например, мальчик по имени Бобби подвергается физическому насилию со стороны своего отца и часто ведет себя агрессивно в школе. Его поведение — естественная реакция на жестокое обращение, но его поведение также может означать начало невыявленного расстройства поведения. Его учителя просто считают его нарушителем спокойствия и постоянно наказывают его за поведение. Позже, будучи подростком, Бобби бросает школу, потому что считает ее суровой и неприветливой средой, и очень хочет покинуть свой дом, который подвергается жестокому обращению, и позаботиться о себе.Однако удержаться на работе сложно, потому что Бобби часто конфликтует со своими коллегами и руководителями из-за своей агрессии. Бобби также начал заниматься самолечением, злоупотребляя алкоголем, и его несколько раз арестовывали за пьянство. К тому времени, когда Бобби, наконец, поставят правильный диагноз расстройства поведения и злоупотребления психоактивными веществами, ему уже за тридцать, и его проблемы с психическим здоровьем глубоко укоренились. Им потребуется обширная терапия, которую Бобби, вероятно, не может себе позволить без работы, обеспечивающей адекватную медицинскую страховку.Все могло бы быть совсем иначе, если бы Бобби в детстве направили к психологу, который мог бы поставить ему диагноз, предложить эффективное лечение и предупредить власти о насилии.

Все дети и молодежь имеют право на счастливую и здоровую жизнь и заслуживают доступа к эффективной помощи для предотвращения или лечения любых проблем с психическим здоровьем, которые могут у них возникнуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.