Деспотизм — Википедия

Я хочу представить себе, в каких новых формах в нашем мире будет развиваться деспотизм:

Я вижу неисчислимые толпы равных и похожих друг на друга людей, которые тратят свою жизнь в неустанных поисках маленьких и пошлых радостей, заполняющих их души. Каждый из них, взятый в отдельности, безразличен к судьбе всех прочих, его дети и наиболее близкие из друзей и составляют для него весь род людской. Что же касается других сограждан, то он находится рядом с ними, но не видит их; он задевает их, но не ощущает; он существует лишь сам по себе и только для себя. И если у него ещё сохраняется семья, то уже можно по крайней мере сказать, что отечества у него нет.

Над всеми этими толпами возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе. Власть эта абсолютна, дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Её можно было бы сравнить с родительским влиянием, если бы её задачей, подобно родительской, была подготовка человека к взрослой жизни. Между тем власть эта, напротив, стремится к тому, чтобы сохранить людей в их младенческом состоянии. Она желала бы, чтобы граждане получали удовольствия и чтобы не думали ни о чём другом. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром. Она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берёт на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства. Отчего бы ей совсем не лишить их беспокойной необходимости мыслить и жить на этом свете?

Именно таким образом эта власть делает всё менее полезным и редким обращение к свободе выбора, она постоянно сужает сферу действия человеческой воли, постепенно лишая каждого отдельного гражданина возможности пользоваться всеми своими способностями. Равенство полностью подготовило людей к подобному положению вещей: оно научило мириться с ним, а иногда даже воспринимать его как некое благо.

После того как все граждане поочередно пройдут через крепкие объятия правителя и он вылепит из них то, что ему необходимо, он простирает свои могучие длани на общество в целом. Он покрывает его сетью мелких, витиеватых, единообразных законов, которые мешают наиболее оригинальным умам и крепким душам вознестись над толпой. Он не сокрушает волю людей, но размягчает её, сгибает и направляет; он редко побуждает к действию, но постоянно сопротивляется тому, чтобы кто-то действовал по своей инициативе. Он ничего не разрушает, но препятствует рождению нового. Он не тиранит, но мешает, подавляет, нервирует, гасит, оглупляет и превращает в конце концов весь народ в стадо пугливых и трудолюбивых животных, пастырем которых выступает правительство.

Я всегда был уверен, что подобная форма рабства, тихая, размеренная и мирная, картину которой я только что изобразил, могла бы сочетаться, хоть это и трудно себе представить, с некоторыми внешними атрибутами свободы и что она вполне может установиться даже в тени народной власти.

Наших современников постоянно преследуют два враждующих между собой чувства. Они испытывают необходимость в том, чтобы ими руководили, и одновременно желание остаться свободными. Будучи не в состоянии побороть ни один из этих противоречивых инстинктов, граждане пытаются удовлетворить их оба сразу. Они хотели бы иметь власть единую, охранительную и всемогущую, но избранную ими самими. Они хотели бы сочетать централизацию с властью народа, это бы их как-то умиротворило. Находясь под опекой, они успокаивают себя тем, что опекунов своих они избрали сами.
Демократия в Америке

ru.wikipedia.org

ДЕСПОТИЗМ — это… Что такое ДЕСПОТИЗМ?

(despotism) Самодержавное правление одного человека. Греки называли «деспотом» «владыку» или «правителя» несвободного государства. Так же обычно называли византийского императора и христианских властелинов в провинциях турецкой империи. Аристотель (Aristotle) положил начало западной традиции мышления, различая персидский «деспотизм» и греческую «тиранию». Тирания, по Аристотелю, – это узурпированная нестабильная власть, насаждаемая силой, в то время как деспотизм устойчив и стабилен. Он основан на согласии людей, которые зачастую не знают никакой иной формы правления, и, следовательно, по сути своей является легальным. Таким образом, деспотизм – явление сугубо восточное, поскольку свободные народы Греции долгое время такое правление терпеть бы не стали. Особенно четкое определение восточному деспотизму дал Монтескье в книге «Дух законов» («L`Esprit des Lois», 1978). Даже самые абсолютические западные монархии, утверждал он, нельзя считать деспотическими, поскольку монарх связан законом, правомерность которого подтверждается теми же самыми аргументами, что и его собственная власть. Впрочем, он, как и некоторые другие его современники, отмечал у французской монархии тенденцию к перерождению в деспотизм, а после революции 1789 г. вообще стало обычным называть ancien règime (старый режим) деспотизмом. Западные теоретики используют слово «деспотизм» в качестве «reductio ad absurdum» – сведения к нелепости идеи сосредоточения власти. Для Берка это «простейшая форма правления», господство воли одного человека. Для Бентама – форма зла, обратная сторона зла анархии. Их общие исходные посылки, основанные на примерах османской, китайской, персидской и могольской империях, слишком упрощены, если вообще не ошибочны, а в современном языке термин превратился просто в ругательное слово из политического жаргона, мало чем отличающееся от таких слов, как «тирания», «диктатура» или «абсолютизм».


Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

dic.academic.ru

Значение слова ДЕСПОТИЗМ. Что такое ДЕСПОТИЗМ?

  • ДЕСПОТИ́ЗМ, -а, м. Неограниченная власть, произвол. Деспотизм самодержавия.[Старик] держал семью в вечном страхе и этим снискал себе глубокую неприязнь детей и глубокую ненависть жены, все двадцать пять лет боровшейся против его деспотизма. Н. Островский, Как закалялась сталь.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • деспотизм

    1. полит., истор. самовластное правление

    2. перен. проявления властного самодурства

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное

весенний в отрывке:

Но ты, который назвал меня весенней почкой на дереве жизни, наверно, сумеешь лучше разгадать этот знак.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

kartaslov.ru

Деспотизм — это… Что такое Деспотизм?

(греч.), как понятие государственного права — форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью. Определение десп. формы государственного устройства дано Аристотелем под именем тирании (см. соотв. статью). По Аристотелю, тирания есть извращенная форма монархии (см. соотв. статью), причем для противоположения их Аристотель выдвигал момент психологический — стремление монарха к общему благу или к удовлетворению личных интересов и капризов; момент юридический (наличность принципа законности) отсутствовал. В настоящее время деспотическими являются самодержавные монархии Востока — Китай, Персия, Турция и другие.

Для различения монархии самодержавной от монархии деспотической теперь выдвигается либо смешение законодательной, исполнительной и судебной властей в руках одних и тех же органов в деспотиях и их разделение в монархиях (Кант), либо принцип законности, господствующий в монархиях, которые, как гласит ст. 47 Основных законов Российской Империи, «управляются на твердых основаниях законов, учреждений и установлений, от самодержавной власти исходящих» (Градовский, Коркунов). Этот принцип законности, однако, ни в одной неограниченной монархии вполне не проводится и не может проводиться, ибо ни одна в мире власть не может добровольно ограничить себя своими собственными более ранними предписаниями, если только ими не созданы учреждения, ее фактически сдерживающие: это противоречит и принципу неограниченности, и естественным психологическим свойствам всякого человека. — Всего чаще Д. есть форма монархического государства, но деспотически при благоприятствующих тому условиях, т. е. при отсутствии необходимой сдержки, может себя вести всякая власть, даже республиканская; деспотически может себя вести один народ по отношению к покоренному или другому народу, или в пределах одного государства один класс по отношению к другому, или большинство по отношению к меньшинству. В этом случае Д. определяется и признаком аристотелевским, и признаком отсутствия законности, а всего более — признаком отрицания тех прав человеческой личности на свободу мысли, слова и т. д., которые признаются в данное время неотъемлемыми. — В психологическом смысле словом Д. определяется склонность ставить свою личную волю, свой произвол выше интересов и воли других людей. «Sic volo, sic iubeo, sit pro ratione voluntas», — такой ювеналовской формулой может быть охарактеризован Д., как психологическое явление.

В. В—в.

dic.academic.ru

Значение слова «деспотизм» в 10 словарях

(от греч. despotes — повелитель) — формасамодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.

Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными («отклоняющимися») формами политической организации, выделил седь­мую форму-деспотизм, которая внешне напоминает уже известную фор­му — тиранию. Если тирания является одной из переходных форм полити­ческой организации, то деспотизм за пределами цивилизационного со­общества или варварского мира – перманентен (постоянен).

Представитель французского Просвещения Монтескье дополнил Аристотеля другим теоретическим выводом о природе деспотизма — его тотальной неэффективности. Американский по­литолог А.Янов, опираясь на фундаментальную работу К.Виттфогеля «Восточный деспотизм», а также на работы других авторов, формули­рует ряд важнейших теоретических заключений:

1. Деспотизм основан на непосредственном бюрократическом уп­равлении хозяйственным процессом или на тотальном распоряжении его результатами государством.

2. Отсутствие экономических ограничений ведет к более или менее перманентному хозяйственному застою.

3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрес­сом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного про­цесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики.

4. Для того чтобы существовать тысячелетия в условиях эконо­мической и политической неподвижности, деспотизм должен был выра­ботать и особую социальную структуру, сведенную до двух полярных классов: «управляющих» и «управляемых».

5. Экономической неподвижности системы соответствуют не­подвижность (иммобильность) управляемого класса. Равенство их перед лицом деспота постулируется.

6. Оборотной стороной этой абсолютной однородности и ста­бильности управляемого класса является абсолютная атомизация и нестабильность класса управляющих. Деспотизм не знает того, что мож­но назвать категорией «политическая смерть». Ошибка равнялась смерти физической.

7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические.

8. Это объясняет также чудовищную стабильность деспотических систем, ибо исключает возникновение политической оппозиции (или реформистского потенциала системы).

9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ог­раничений ведет к невозможности для деспотических структур сопро­тивляться подчинению частным целям деспота.

10. Деспотизм оказывается мертвым политическим телом. Ему неизвестна политическая альтернатива, это закрытая система. Мир, который органически не способен сам из себя произвести политичес­кую цивилизацию.

Естественно, многие исследователи отмечали «генетическое» родство социалистического общества с его классической системой централи­зованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огром­ным административно — бюрократическим аппаратом и т.д.

Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географичес­ком смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую оче­редь, в искусственной заданности созданного общества.

Деспотии на Востоке сложились естественноисторическим обра­зом, при этом частная собственность и рынок никогда не уничтожа­лись, пусть в урезанном и подконтрольном властям виде, они су­ществовали. Частная собственность и рынок обеспечивали как мини­мум простое воспроизводство и подобно кровеносной системе поддер­живали жизнь в восточном обществе.

Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, наси­лием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.

Коновалов В.Н.

znachenie-slova.ru

ДЕСПОТИЗМ — это… Что такое ДЕСПОТИЗМ?

    ДЕСПОТИЗМ — одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства (деспота, вождя, царя и т. п.) и приближенной к нему элиты, отсутствием разделения властей, подавлением инакомыслия любыми, включая насильственные, средствами, использованием армии для подкрепления действий государственного аппарата в целях осуществления монополии на власть. При деспотизме какие-либо юридические ограничения политической власти отсутствуют, что делает невозможным смещение деспота, опираясь на закон. Несуществующие гражданские свободы заменены строгим выполнением норм принудительного труда. Принятие решений носит непредсказуемый, импульсивный характер, объясняемый обычно желанием трансформировать или дисциплинировать общество. Деспотические методы контроля над обществом преследуют одну главную цель—укрепление единоличной власти. Исторически эта форма правления сложилась в восточных деспотиях—древнейших государствах Азии (Китай, Индия, государства Ближнего Востока и др.). Для управления обширным хозяйством создавалась широкая бюрократическая сеть (см. Бюрократия), которая организовывала и планировала принудительный труд земледельцев, распределение воды и т. д. На этой основе возникал деспотизм абсолютистских бюрократических государств. Главные экономические, административные и политические функции находились в руках правящего класса, состоящего из землевладельцев и управляющих землей, офицеров армии, влиятельного духовенства. Личность верховного правителя наделялась высоким светским и отчасти духовным авторитетом. Для обеспечения внутреннего порядка привлекалась армия. Правитель требовал полного подчинения и покорности от своих подданных, подавляя социальные конфликты обычными способами террора.

    Отдельные черты деспотического правления характерны для современных диктаторских режимов.

    Е. В. Осшова

dic.academic.ru

что это такое, причины и признаки

Деспотизм – это приобретенное качество личности, проявляющееся в стремлении к неограниченной власти, достигается которая, не считаясь с мнением и потребностями других путем требования постоянного и полного повиновения. Деспотизм это в психологии проявление крайне неблагоприятных особенностей эго, его непомерное разрастание, что в итоге приводит к потере разумного контроля над своими жизненными проявлениями, а все действия подчиняются исключительно аффективной сфере.

Деспотизм в семье проявляется в качестве психологического и физического насилия, когда все методы становятся актуальны для достижения собственной власти. У деспотичного человека отсутствует понимание личных границ и свобод других, а те, кто считается его семьей, воспринимается им как собственность. Естественно при подобном восприятии от окружающих требуется постоянное исполнение воли деспота, а также полное соответствие его представлениям о жизни не только собственной и совместной, но и том, как должен себя вести и чувствовать другой человек. Среди обычных требований, могут быть такие, как запрет на слезы и необходимость постоянной радости. Такие посягания на чувственную сферу, не подлежащую контролю, указывают на отсутствие адекватного восприятия.

Подобное поведение неминуемо вызывает конфликты на самых различных уровнях. Жертвы деспота могут пытаться объяснять или ругаться, в ход может идти разбитая посуда и физические побои. Те, кто окончательно ощущает свое бессилие, оказывают молчаливое сопротивление молчанием, подстраиванием, чем необратимо нарушается психика не только жертвы, но и самого тирана.

Деспотичное поведение не может остановиться само по себе, и чем меньше сопротивления будет оказано, тем больше человек почувствует себя полубогом и начнет требовать невозможного, как должного. Нельзя сказать, что существуют люди, ни разу не превращавшиеся в деспотов, в попытках добиться от окружающих желаемого, но те, у кого данная линия поведения приобретает критические формы, нуждаются в помощи специалистов. Неконтролируемое насилие над окружающими, неадекватные требования и оценка ситуация являются главными признаками наличия психических отклонений. В лучшем случае, поможет исправить ситуацию длительная психотерапия, в худшем, потребуется специализированная медикаментозная терапия.

Что такое деспотизм

Деспотизм это в психологии поведение, включающее в себя такие проявления, как навязывание своей воли не аргументацией, а силой, проявление агрессии, использование мести, унижения, физического и сексуального насилия, газлайтинга. Обычно причинами подобного поведения становятся детские травмы, комплексы и страхи, которые человек пытается преодолеть подобным деструктивным путем, и обрести уверенность и цельность. Проблема заключается в том, что эта стратегия поведения не способствует установлению гармоничных отношений, где возможно исцеление личности на глубоких уровнях.

Чем большее количество страхов спрятано внутри психики деспота, тем изощренными становятся его способы управления и больше стремление к контролю чужой свободы. Неуверенность и сомнения в собственной привлекательности прикрываются агрессивностью, которая даже не дает возможности выбора другим.

Деспотизм в семье не дает ее членам выбора даже в собственном отношении, их буквально заставляют любить. Деспотизм часто соседствует с унижением и мстительностью, причем, если унижение окружающих имеет более-менее очевидные тенденции, поскольку, таким образом, человек начинает в собственных глазах выглядеть лучше, то месть рождается глобальная и беспричинная, направленная на всех и без повода. Глубокий смысл подобного мщения кроется в восстановлении подорванного самомнения и уважения.

Не смотря на силовую позицию и стремление к уважению и возвеличиванию себя, деспотичность исключает сотрудничество и уважение других. Со временем подобное отношение, провоцируя постоянные ссоры и конфликты, разрушает любые значимые и прочные отношения, а также психику участников контакта. Вместо недостающей любви и принятия, деспот получает страх, ненависть, месть, непонимание, враждебность и в итоге одиночество.

Проявляется деспотичность, как личностная черта у мужчин и женщин, только имеет небольшие внешние различия в выборе методов. Первоначально может показаться, что деспотизм является исключительно мужской чертой, точно так же, как когда речь заходит об изнасиловании все в роли жертвы сразу видят женщину. Однако, деспотичны во многом и женщины, просто это реже приобретает форму физического насилия. Женщины способны уничтожить мужчину морально ревностью, шантажом, постоянными истериками, угрозами суицида, упреками и унижением его достоинства. Арсенал моральных пыток более широк, чем физических, и самое страшное в том, что деспотичная женщина не будет раскаиваться в совершенном, т.к. ее действиями и словами руководит не только аффект, но и разум.

Также деспотичность свойственна пожилым людям и даже детям (первые проявления подобных тенденций возможны в возрасте трех лет и провоцируются началом кризисного периода).

Причины деспотизма

Деспотичность не является врожденной чертой и никак не зависит от особенностей нервной системы и других физиологических факторов, однако предпосылки ее формирования закладываются довольно рано. Мнение о том, что деспотизм передается по наследству, обусловлено тем, что воспитываясь властными родителями, которые не слышали потребностей ребенка, а лишь требовали беспрекословного повиновения, человек усваивает данную модель поведения, как норму. В детстве этому качеству особо негде проявиться, поскольку дети слабы, но по мере взросления, обретения физической силы и овладения моральными способами насилия, манипулирования и принуждения, человек начинает реализовывать деспотичную форму взаимодействия на всех уровнях.

Подсознательно формирует деспотизм желание мести окружающим за нанесенные обиды. Для этого не достаточно одного случая, обычно это пребывание в токсических отношениях или воспитание подобными методами. Оскорбления, унижения, жестокие наказания ребенка могут повлечь за собой стремление наказать не только родителей, но и весь мир, за то, что тот остался глух и слеп к его горю. Но не только плохое обращение может служить предпосылкой развития деспотизма, а также и излишнее внушении об уникальности, неповторимости личности ребенка, его превосходства над другими. Мнение родителей является очень важным и формирует самоотношение, выйдя в реальный мир, такой человек испытывает стресс от того, что не все ему поклоняются, а кто-то откровенно высмеивает недостатки. В таких ситуациях выбирается путь принуждения окружающего социума думать и воспринимать собственную личность в привычных рамках.

Подтверждение своего могущества для деспота становится навязчивой невротической идеей, не напитываемой потребностью, поскольку способы ее удовлетворения выбираются неадекватные. Психологические травмы необходимо бережно открывать в безопасных условиях, учиться смотреть на них без ужаса и боли, вырабатывать новые способы реагирования, признавая такую историю своей жизни. Попытки же деспота получить любовь и признание напоминают вбивание выпавших волос молотком – больно, бесполезно и требует колоссальных усилий.

Признаки деспотизма

В обществе, где нарушено восприятие насилия и границ личности, деспотизм может восприниматься, как проявление характера или даже уважаться. Люди, получившие травматизацию по зависимому типу в детстве, во взрослом возрасте влюбляются именно в деспотов и тиранов, опять же не замечая грубого нарушения своей свободы.

Одним из характерных признаков деспотизма является восприятие физического и психологического насилия, как нормы поведения и способа регулировки отношений. Подобные механизмы являются основными во взаимодействии с деспотом, он практически не умеет спрашивать, договариваться, искать компромиссы.

Применяется любой вид насилия при несоответствии поведения партнера желаниям деспота, причем вначале он может продемонстрировать свое недовольство и дать возможность другому исправиться, если это не происходит в кратчайшие сроки, то другого ждет наказание (удар по лицу или недельное молчание – не важно). Стоит отметить, что требования к поведению партнера часто бывают довольно странными, а недовольство будет вызывать то, что окружающими воспринимается, как норма. Все дело в том, что злость вызывает любое поведение или мнение, содержащее индивидуальность другого, а не его личную.

Часто проявляется такое поведение, как газлайтинг, когда деспот убеждает другого в том, что все плохое является плодом его фантазии. Могут долго рассказывать о том, что жестокое обращение было придумано. А грубость воспринята так из-за нестабильного психического состояния самой жертвы деспота. Свое влияние и вина никогда не признается, наоборот другой может обвиняться в манипулятивных истериках, когда на самом деле это слезы от боли. Унижения и оскорбления при других становятся нормой, а при попытке прояснить отношения, человека могут обвинить в отсутствии чувства юмора, объяснив подобные высказывания шуткой. Чтобы у человека не появилось сомнений в неадекватности партнера, его круг общения ограничивается, постепенно исчезают родственники и друзья, которые могли поделиться своим мнением.

Обычно деспоты пытаются полностью уничтожить самооценку другого человека, чтобы иметь еще больше рычагов для управления. Хотя на первых этапах отношений они наоборот будут вас воспевать. Механизм примерно такой: человек привыкает получать огромные дозы комплиментов, поэтому при первой критике сделает все, чтобы исправиться, потом критики становится больше, а желание исправить ситуацию сильнее. В итоге можно обнаружить идею, из которой очень просто манипулировать сознанием другого: «на самом деле я ужасен, просто остальные этого не замечают, а это великий человек все обо мне знает и продолжает оставаться рядом».

Важно, что все победы деспот присвоит себе, а все поражения повесит на партнера, при этом другого могут обвинить даже в собственных неприятностях на работе, испорченном настроении и том, что застрял в пробке. Попытки взывать к адекватному восприятию реальности, бесполезны.

psihomed.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *