Содержание

Психический инфантилизм — причины, симптомы, диагностика и лечение

Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

Общие сведения

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Психический инфантилизм

Причины психического инфантилизма

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
  • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Патогенез

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Классификация

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

  • Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
  • Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

www.krasotaimedicina.ru

что это, кто такой инфант, причины инфантильности и способы борьбы.

Часто говорят, что счастливы люди, умеющие радоваться жизни, как дети, сохранившие юношеский взгляд на мир. Хуже, когда незрелость проявляется во всех сферах жизни. Такого человека считают инфантильным и не спешат строить с ним отношения.

Что такое инфантильность

Как отличить непосредственность от безответственности, понять, что незрелость мешает нормальной жизни? Будем разбираться.

Понятие инфантильности

Инфантильность — это отсутствие зрелости, наличие в суждениях и поступках человека признаков, характерных для ребенка или подростка.

В детстве мы нуждаемся во всех видах поддержки со стороны родителей или других людей, их заменяющих. О нас заботятся материально, кормят, одевают, покупают необходимые вещи для игр и обучения. Эти же люди принимают за нас важные (и не очень) решения.

Чем старше мы становимся, тем сильнее желание самостоятельных действий. По закону с 14 лет подросток уже обладает частичной правоспособностью и может совершать некоторые виды гражданско-правовых сделок, к примеру, осуществлять покупки в магазине.

Но любой поступок требует двух вещей:

  • взвешенности: мы понимаем, что несем за него ответственность;
  • осознания процессов, происходящих во внешнем мире, на уровне достаточном для осуществления элементарных действий.

Инфантильный человек консервируется в психологическом развитии на уровне предшествующих возрастных этапов, его характерными чертами являются:

  • полное отсутствие желания принятия ответственности за свои поступки;
  • восприятие действительности через розовые очки;
  • наивность, не присущая физиологическому возрасту;
  • отсутствие навыков целеполагания и решения задач (достижения целей).

Инфантильность предполагает объяснение всех ошибок и неудач сложившимися обстоятельствами или виной других людей, застревание в младенческих обидах и переживаниях.

Инфантилизм в психологии

Наука определяет инфантильность, как задержку психологического развития индивида, обуславливающую несоответствие поступков и поведенческих реакций возрастным требованиям. Страдает эмоционально-волевая сфера человека, отвечающая за принятие решений, высказывания человека отличается поверхностностью.

В раннем детстве определить состояние невозможно, оно проявляется в подростковом возрасте. Ребенок не может сосредоточиться на получении знаний и навыков, он отвлекается на игры и общение с другими учениками. Дисциплинарные требования для него мучительны, превалируют шалости и непослушание.

Помимо психологического инфантилизма в теории существуют и другие его формы.

  • Социальный. Выражается в отсутствии социализации, нежелании жить как взрослому человеку. Индивид не способен принять реальную жизнь, приспособиться к ней. У него минимизировано чувство ответственности, потребность в обязательствах. Инфантилы сами боятся и не хотят взрослеть, им так выгоднее жить.
  • Правовой. Проявляется низким уровнем правовых установок и знаний. Человек полагает, что нормы права, это не объективные условия для существования жизнедеятельности, а неоправданные ограничители. Чисто детское понятие «если нельзя, но очень хочется, то можно» переносится во взрослую жизнь. Любой правовой запрет воспринимается инфантильным человеком как посягательство на его личную свободу.
  • Физиологический инфантилизм существует в форме задержки физиологического развития. Его причиной чаще всего являются незначительные патологии во время беременности (охлаждение, отравление) и родов (кислородное голодание).
Важно: необходимо различать инфантильность и серьезные психические нарушения у детей (умственная отсталость, аутизм). В первом случае страдает эмоционально-волевая сфера при сохраненном интеллекте. Интеллектуальная недостаточность связана с нежеланием учиться и безответственностью. В случае с патологией задействована именно способность к абстрактному или логическому мышлению.

Кто такой инфантильный человек (инфант)

Встреча с инфантами не редкость в нашей жизни. Возможно вы знаете их немало, вместе работаете или живете. Опишем такого человека, чтобы распознать проблему и постараться ее решить.

Незрелое эмоциональное поведение

Индивид не умеет грамотно и логично коммуницировать, вести диалоги. Констатация фактов и приведение аргументов – не сильная сторона инфантов. Они могут начать обзывать собеседника, переходят на личности, а то и полезть в драку.

Выводы их поспешны, действия не обдуманы. Естественно в глазах других людей инфанты смотрятся глупо и проигрышно, тем самым преумножая численность врагов и недоброжелателей.

Обвинение в неприятностях других людей или обстоятельств

Нежелание принять ответственность за свою жизнь вынуждает таких людей считать виноватыми в бедах всех вокруг, только не себя любимых. Это касается и надежды, уверенности в том, что кто-то придет и все за них сделает. А если сделает неправильно, то будет и отвечать за это. О таких говорят «как с гуся вода», человек всегда «ни при чем».

Человек убежден, что должны претерпеть изменения внешние условия, окружающие люди, но только не он сам. Поэтому с инфантами очень сложно прорабатывать и решать проблемы, они надеются, что за них это сделают другие, подстроятся под их капризный характер.

Наивность

Когда взрослый человек подобно малышу не берет на себя ответственность, он утрачивает власть над своей жизнью. Гипертрофированное доверие к окружающим, свойственное для детей, совсем не подходит взрослому человеку.

Инфант не понимает, что есть непорядочные личности, которые готовы поживиться на чужих проблемах. С одной стороны, незрелый человек рад отдать решение проблемы в посторонние руки, с другой — получает неприятности из-за своей излишней наивности и доверчивости.

Сложности в профессиональной сфере

Инфантильному человеку практически невозможно достичь успехов в карьере и даже просто удержаться на одном месте длительный период. Он безответственный, может забросить любое дело, если оно надоело, не интересно или не получается.

В команде такой индивид работать не может, способен всех подвести и оставить с хвостами нерешенных проблем. Как только легкое решение не находится, инфант уходит от проблемы, трудности ему ни к чему, пусть ими занимаются другие.

И наказать человека сложно, он свою вину никогда не признает. Поэтому работодатель стремится от такого сотрудника избавиться под любым благовидным предлогом.

Нуждаемость в руководстве, сильной руке

Инфантильный человек настолько не приспособлен к решению проблем и элементарных задач, что всегда требует придания вектора действий со стороны. Их систематически следует правильно мотивировать и принуждать. С близким инфантом необходимо нянчиться, уговаривать или заставлять.

Отсутствие должного контроля над собственной жизнью делает инфантов абсолютно к ней неприспособленными, требует стимуляции, призыва к действиям от членов семьи.

Внушаемость, следование чужим советам

Человек не любит досконально разбираться в каких-то вещах, его взгляды отличаются легкомыслием, мнения и суждения поверхностны. Инфанты падки на рекламные обещания, часто становится членами сект и религиозных сообществ. Ведь дети так верят в чудеса! Они надеются, что блага земные появятся сами собой, а поэтому прикладывать усилий к этому не нужно.

Зрелые личности придают своим мечтам вектор развития, деятельности. Инфанты просто мечтают, не предпринимая усилий для реализации желаний, надеются на чудо.

Неприспобленность в быту, бесхозяйственность

Человек не заморачивается наведением порядка, это скучно и не интересно. Сойдет и так. Вспомните, как тяжело заставить ребенка убрать за собой игрушки. Окружающий их хаос становиться прямым отражением хаоса в голове. Беспорядок – это следствие отсутствия дисциплины и организованности. Инфант поступает как ему хочется в данный момент, а не так, как нужно и правильно.

Отношение к деньгам также продиктовано желанием получения сиюминутного удовольствия. Человек в состоянии потратить всю зарплату за несколько дней, а потом не иметь возможности удовлетворения элементарных потребностей.

Хвастливость

Незрелый человек нуждается в постоянном одобрении и восхвалении его достоинств. Он крайне зависим от мнения окружающих. Своим трудом добиться успеха и признания инфант не в состоянии в силу описанных причин. Он привлекает внимание дурачась, выпендриваясь, а иногда унижая других людей, чтобы выглядеть на их фоне достойно.

Неумение проявлять заботу

Если мы не умеем принимать ответственность за себя, то не можем ничего дать другим. В семейной жизни инфантильная личность только требует, потребляет. Даже если такой человек заводит домашнее животное, то через некоторое время может его выбросить на улицу или отдать. Ладно питомец, гораздо хуже когда инфант становиться матерью или отцом.

Незрелый человек, застрявший в детском возрасте может иметь огромное количество хороших, положительных характеристик. Но те качества, которые делают его инфантильным, перечеркивают их полностью, не давая возможности социализироваться и построить нормальную жизнь.

Как проявляется инфантильность

Основные проявления инфантильности мы перечислили в предыдущей главе, они проявляются независимо от половой принадлежности. Но мужчины и женщины демонстрируют незрелость по-разному.

Инфантильность у мужчин

Представителей сильного пола с признаками инфантильности часто называют «маменькими сыночками», как правило, они вырастают в неполных семьях. Мама растворяется в мальчике, забывая о своих потребностях и потакая ему во всем.

Став взрослым, мужчина живет с оглядкой на маму, которая является для него лучшим советчиком. На самостоятельные решения сын не способен. Жены таких мальчиков постоянно вынуждены слушать сравнения с матерью, и всегда не в свою пользу.

Более того, свекровь считает возможным поучать невестку, давать ей советы по содержанию дома, хозяйству, воспитанию ребенка, и, конечно, уходу за дорогим сыночком. Долго такие браки, если только женщина не находится в позиции вечной жертвы, не выдерживают.

Инфантильный мужчина не в состоянии зарабатывать и обеспечивать семью. Это связано с отсутствием навыков в профессиональной сфере и частой сменой рабочих мест. Если доход имеется, то инфант, поддавшись эмоциям, потратит его на свои прихоти, не задумываясь о содержании семьи.

В отношениях с противоположным полом, такой парень всегда будет потребителем. Он требует к себе внимания, нуждается в выслушивании его бесед о душевных терзаниях, постоянном обожании. Заботиться о женщине, ухаживать за ней он не станет.

Инфанты традиционно не торопятся вступать в длительные серьезные отношения, несмотря на то, что внешне они всегда веселы, балагуристы, привлекают к себе внимание. Он долго выглядит молодо, смотрит на мир широко распахнутыми глазами, чем может привлекать женщин. Но в браке с ним не просто.

Незрелые индивиды рутинной мужской работе по хозяйству предпочтут компьютерную игру или посиделки с друзьями. Убегание из дома, а значит от ответственности — их обычная линия поведения. При этом на критику они реагирует очень болезненно, обижаясь как дети.

Инфантильность у женщин

Женский инфантилизм не так осуждается обществом, как мужской. Этому способствуют распространенные сексистские взгляды, которые поощряют некоторую недалекость и глуповатость женщин, их нерешительность и послушность.

Не повзрослевшие женщины часто растут как «папины дочки», принцессы. Отец очень любит дочь, оберегает ее, и, вырастая, та ищет мужчину похожего на папу.

Девушка искренне уверена, что супруг обязан взять на себя все заботы о ней: обеспечивать все материальные запросы, содержать семью. Женщина недоумевает, когда слышит, что одной внешности мало, для того, чтобы удержать мужчину. Установки «маленькой принцессы» перенесены во взрослую жизнь.

Понимания того, что необходимо получить образование, заняться карьерой — необходимых понятий для жизни у такой девочки нет. Зато есть желание искать мужчину, который даст ей все необходимые блага без приложения собственных усилий.

Такая позиция часто приводит к печальному финалу: мужчин, желающих в полном объеме взять на себя ответственность за жизнь женщины с каждым годом все меньше и меньше, родители стареют (умирают), а навыков для самообеспечения у нее нет. Жизнь заходит в тупик, а опыта решать проблемы путем продуманных запланированных действий не нажито.

Инфантильные женщины часто говорят одинаковую фразу при рождении детей: «Ну все, личная жизнь закончилась». Возникает вопрос: решение забеременеть и родить было спонтанным? И разве ребенок не является тем самым личным и ценным для любой матери. Но инфант паталогически не готов принять на себя заботу о малыше, жертвуя своими интересами.

Причины инфантильности

Все психологи сходятся во мнении, что неумение становиться взрослым уходит корнями в детство.

Среди главных причин инфантильности выделяются:

  • Гиперопека матери и (или) отца. Родители контролируют любое действие ребенка, лишая инициативы и личного пространства. Малыш привыкает, что все решения за него уже оформлены и продуманы. Навыки самостоятельных поступков не привиты.
  • Обратная ситуация — недостаток любви, заботы и поддержки в детстве. Ребенок воспитывался в спартанском стиле, не видел ласки родителей или те постоянно были заняты своими делами. Отчуждение от тепла вынуждает уже взрослого человека искать его во вне во взрослом возрасте, наверстать упущенное.
  • Неоправданный жесткий контроль. У ребенка нет права на личное мнение, его телефон проверяется, сообщения в социальных сетях просматриваются. Подросток может бунтовать, а может смириться и стать полностью подчиненной личностью.
  • Нежелательное ранее взросление. Человек слишком рано становится взрослым, к примеру, бурно переживает развод родителей или загружен многочисленными кружками дополнительного образования. Он не имеет возможности расслабиться, дурачиться, играть как большинство детей. Возникает сильная обида за отобранное детство, а вместе с ней появляется месть в форме инфантильности.

Приведем для примера несколько фраз, говоря которые, родители дают детям установку на инфантильное поведение:

  • «Я лучше знаю, как надо».
  • «Это не обсуждается, делай, как я говорю».
  • «От тебя ничего не зависит, тебя никто не спрашивает».
  • «Без тебя разберемся».
  • «Ты ничего не можешь нормально сделать».

В сознательном возрасте инфантильность развивается реже. Это случаи, когда супруг (супруга) берет полностью на себя все обязанности. Действуя из лучших побуждений, он (она) пытается минимизировать участие второй половины в любых делах, оградить ее от волнений. Человек к этому привыкает очень быстро, возродить навыки самостоятельности бывает не легко.

Способы борьбы с инфантилизмом

Рассматриваемое психологическое состояние действительно мешает человеку жить, делая его несчастным.

Как можно уйти от инфантильности:

  • Лечение любой психологической проблемы начинается с ее признания. Сначала следует понять, что она есть. Человеку нужно помочь ее осознать, стараясь не задеть самооценку. С инфантами сложно разговаривать, поскольку они не воспринимают критику, но попробовать необходимо. Иначе позже в обидное положение их поставит сама жизнь.
  • Целесообразно вытащить инфантильную личность из привычной, комфортной обстановки. Если совершеннолетний человек проживает с родителями, то правильным будет переезд в отдельное жилье, пусть даже в арендованное. Необходимость обеспечить минимальные потребности самостоятельно вынудят человек к взрослению. Экстремальным способом является смена города или даже страны проживания, где нет знакомых и родных.
  • Сам человек может начать с малых шагов — организовать свою жизнь в быту, навести порядок на рабочем месте. Хвататься сразу за трансформацию всех сфер жизни будет тяжело, можно начать с одной.
  • Инфанту очень полезно заняться рефлексией и поразмышлять о причинах своих детских, незрелых реакций на события. «Почему я так обиделась, разозлилась?». Умение управлять эмоциями и не следовать сиюминутным порывам — важная часть на пути к выздоровлению.
  • Целесообразно найти мотиваторы и поставить цели – стратегические и на ближайший период. Далее следует распланировать шаги по их достижению, которым четко следовать. Самоорганизация и положительный настрой позволят привить навыки взрослых людей.

Не надо рассчитывать, что повзрослеть удастся за одну ночь, расстаться с детством одним махом не получится. Но постараться стоит, ведь права могут быть только у тех, у кого есть обязанности.

psylogik.ru

Инфантилизм, инфантильность — что это? Как избавиться от инфантильности?

Инфантилизм называют пороком современности и связывают с ошибками воспитания. Почему инфантильных людей становится все больше, что делать родителям, чада которых не желают расставаться с детством и почему все циники — инфантилы. Об этом мы беседуем с ректором Института христианской психологии священником Андреем Лоргусом.

– Отец Андрей, как бы вы определили главную проблему инфантильного отношения к жизни?

– Инфантильность – это нежелание искать свой смысл, развиваться. Поиски смысла трудный и болезненный процесс. Инфантильный человек предпочитает закрыть глаза на стоящие перед ним проблемы. Инфантилизм – неукротимая жажда детства.

— Есть мнение, что именно в наши дни инфантилизм расцвел. Можно сказать, что двадцать лет назад инфантильных людей было меньше?

– Нет, двадцать лет назад таких людей не было меньше. Коммунистическая идеология инфантилизировала наше общество. Не было необходимости самостоятельно мыслить, брать ответственность за свою жизнь. Советское государство боялось хозяина, лидера, самостоятельного мужчину, ответственного за свой двор, улицу, город. Ему нужны были послушные, инфантильные граждане, которым не надо принимать самостоятельные решения, которым все подадут.

К сожалению, и сегодня инфантильность остается негласной добродетелью. Главное, чтобы человек брал кредиты, дрожал за работу, соцпакет, боялся пришельцев. Таким человеком проще управлять. Продолжается вырождение хозяина, самостоятельной фигуры, прежде всего мужской.

– За инфантильность своих детей часто расплачиваются родители. Как не упустить момент, когда дитя превращается в инфантильного взрослого?


– Вспомните как в русских сказках. Призвал отец трех сыновей, одному дал железный посох, другому – железные сапоги, третьему – железные хлебы. Идите и ищите свое счастье в жизни. Сюжеты некоторых русских сказок основаны на отделении детей от родителей. Нередко в сказках отец делает это насильно. Он буквально выставляет детей из дома — искать счастье за тридевять земель. И делает это из любви к ним. Так человек взрослеет. Но это в сказках…

– Ну, а если дитя так привыкло к опеке, что прозябает в родительском доме на диване и никуда не собирается. Родителям страшно предоставить ему самостоятельность. Вдруг пропадет?

– Вероятность, что человек пропадет, оставаясь в родительском доме, не меньше. Если родители боятся предоставить ему самостоятельность, он останется таким же ребенком. Самое лучшее в этой ситуации – забрать у него ключи или поменять замки в доме. Конечно, это шутка, но родители могут поспособствовать взрослению детей, если желают им развития.

– Можно ли помочь тридцатилетнему человеку, у которого детство явно затянулось?

– Есть две возможности оказать помощь. Первая — создать условия для развития этого человека. Создать условия – это значит уважать его, высказывая надежду на то, что он сам взрослый, разберется, найдет выход, верить в него, признавать его право на ошибки.

Ни в коем случае не критиковать: «Ну вот, видишь, что с тобой опять произошло. Это потому, что ты дурак». Только поддерживать: «Да ты этого не знал, ты ошибся. Но ничего, зато ты приобрел новые знания, опыт. Я знаю, как тебе трудно, но ты всегда можешь рассчитывать на мою поддержку». Поддержка — это просто присутствие рядом, со-бытие.

Вторая возможность – показать личный пример, самому развиваться, взрослеть. Если я взрослею, развиваюсь, переживаю кризисы, я оказываю неоценимую услугу тем людям, которые меня знают. Они могут что-то из моего опыта привнести в свою жизнь.

– В чем истоки материнской гиперопеки? Как избавится от желания оградить своего ребенка от всех проблем?

– Склонность к гиперопеке означает инфантильность самой женщины. Значит, у нее есть надежда на то, что муж ей станет мамочкой, а иногда и на то, что ребенок станет мамочкой.

– Нужно учиться дозировать помощь?

– Нет, маме надо учиться быть взрослой. Тогда само сложится представление о том, что входит в сферу личной ответственности.

– Инфантильным людям свойственны нереалистичные представления о мире?

– Инфантильным людям свойственны циничные или романтические представления. Романтики отрицают все плохое. Циники – все хорошее.

В детстве и раннем подростковом возрасте романтический взгляд на жизнь – идеализация себя самого и мира – нормальное явление. Когда человек в результате встречи с реальностью убеждается, что все не так прекрасно, как ему представлялось, он переживает страшный кризис разочарования.

Тогда на место романтизму приходит цинизм, оборотная сторона романтизма. В норме это подростковый кризис. Подросток циничен, нигилистичен, все опровергает, все кумиры у него падают в грязь и он их топчет. Циник — это разочаровавшийся подросток, не повзрослевший человек.

– Циники, как правило, очень убежденные люди, закрытые для идей, не совпадающих с их мнением.

– Не обязательно. Есть циники, которые хотят, чтобы их разуверили: «Убедите меня, что я неправ». Но это детская позиция, потому что только на собственном опыте можно понять и принять реальное положение вещей.

Взрослый человек вместо идеализации и нигилизма приходит к реализму. Чтобы повзрослеть, нужно самому сделать шаг к тому, чтобы принять мир таким, какой он есть.

Читайте также:

Инфантилизм: жизнь как магазин игрушек

Современному мужчине негде себя проявить

Почему инфантилен современный человек?

www.pravmir.ru

Инфантилизм — это… Что такое Инфантилизм?

(от лат. infantilis — детский, младенческий)

   — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием «И.» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых детей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания (асфиксии) при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и других факторов. У таких детей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма. Это отклонение в большинстве случаев успешно компенсируется при соответствующих медицинских мероприятиях, правильном питании, уходе и т.п.

   Особую проблему составляет т.н. психический И. — незрелость ребёнка, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение ребёнка не соответствует возрастным требованиям к нему. Нередко в основе И. лежит задержка развития лобных долей головного мозга, вызванная уже упомянутыми неблагоприятными факторами. При этом, однако, не наступает общей задержки умственного развития, но бросается в глаза их неприспособленность к реальности, наивность, несоответствие поведения их возрасту. Если такие дети совершают необдуманные поступки, это не означает, что они не способны обдумать свои поступки, — они, скорее, над ними просто не задумываются. У них задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «надо» и «нельзя», созревание способности верно оценивать ситуацию. Не освоив умения ориентироваться в многообразных меняющихся условиях, ребёнок не способен подстраивать к ним свои действия. Ему неведома дистанция в общении со взрослыми, он бывает развязным и бесцеремонным. Воспринимая это как милую детскую непосредственность, родители невольно закрепляют такой стиль общения и бывают со временем неприятно поражены, когда окружающие ожидают и требуют от ребёнка соблюдения известных приличий. Родители подчас не замечают, что ребёнок уже вырос из поры младенческой наивности, а сами они просто искусственно затянули данный период. Естественно, что инфантильные дети несамостоятельны. Они привыкли к тому, что взрослые всё решают за них. В среде сверстников такие дети оказываются изгоями, что порой приводит к тяжёлым психическим травмам.

   Дополнительным неблагоприятным, а в ряде случаев и единственным решающим фактором становится неправильная позиция родителей. Т.е. в И. ребёнка, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители. Умиляясь непосредственности своего малыша, они безотчётно желают задержать его в таком состоянии и, бывает, преуспевают в этом. Развитие лобных долей искусственно задерживается, и в конце концов можно сказать, что ребёнка сделали незрелым. Если ребёнок избалован и изнежен, то не исключено, что к школьному возрасту он окажется столь инфантилен, как если бы ему повредили мозг.

   Ребёнок, чей психический И. врождён или приобретён в первые месяцы жизни, нуждается в квалифицированной помощи специалиста-психоневролога. Если ребёнок здоров, но инфантилен по вине родителей, то роль правильного воспитания становится решающей.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108-109)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

pedagogical_dictionary.academic.ru

Инфантилизм Википедия

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам[1].

Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений. В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения[2].

Психический инфантилизм[ | ]

Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке психического развития, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности[3]. Суждения инфантильных лиц закономерно отличаются незрелостью, поверхностностью, конкретностью[3].

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание развлечений и игровых интересов над учебными, неадекватная привязанность к матери, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований[3]. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Дезадаптация (как в школьной сфере, так и в других) обусловлена главным образом незрелостью эмоционально-волевой сферы[3]. Характерные черты индивидуумов с психическим инфантилизмом: эгоцентризм, мечтательность, капризность, шаловство, впечатлительность и пренебрежение коллективными интересами[3].

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных детей. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к расстройствам личности (психопатиям)[4]. В МКБ-10 в разделе «другие специфические расстройства личности» (

ru-wiki.ru

Что такое инфантильность – признаки, виды, что такое инфантилизм у мужчин, женщин?

Что такое инфантильность? Это феномен характеризующийся детским восприятием мира и окружающих, и все бы ничего, но взрослый человек, ведущий себя как ребенок, воспринимается другими очень критично. Инфантильные мужчины и женщины не способны на полноценные семейные отношения, плохо социализированы.

Что такое инфантилизм?

Что значит «инфантильный»? Это качество личности противоположное зрелости. Для любого человека является нормой изредка испытывать регресс, например в тревожных ситуациях, но зрелая личность тем и отличается от инфантильной, что умеет отследить это состояние и выйти на уровень поиска решения для выхода из сложившейся ситуации. Иногда инфантилизм — это проявление болезни, но чаще — это позиция взрослого человека, выраженная в избегании взросления, для инфантильных личностей характерны следующие проявления:

  • боязнь ответственности;
  • застревание в детских переживаниях обидах;
  • склонность обвинять весь мир в своих неудачах;
  • не стремятся к развитию и новым знаниям;
  • неумение ставить цели и реализовывать их;
  • сложно воспринимается чей-либо отказ в чем-то, инфантилы считают, что им все должны, а они никому;
  • сильная привязанность к родителям;
  • в работе стремятся переложить свои обязанности на других.

Виды инфантилизма

Инфантильная личность – это незрелая личность, сам инфантилизм многогранен и подразделяется на несколько видов:

  1. Физиологический – проявляется телесным недоразвитием вследствие тяжелой беременности или родов.
  2. Психический – врожденные психопатологии и расстройства.
  3. Психологический – формируется в процессе воспитания в семье.
  4. Социальный – нарушение механизмов социализации.
  5. Правовой – связан с пробелами знаний в системе прав и нежелание исследовать свои права.

Инфантилизм в психологии

Что такое инфантильность – психологи характеризуют этот феномен как незрелость индивида, проявляющаяся в мышлении, действиях, как несоответствующих возрастному критерию. Психический инфантилизм может явиться симптомом других расстройств: неврозов, фобий, задержкой развития нервной системы, тяжелых психопатологий (шизофрении, расстройств аутистического спектра).

Причины психологического инфантилизма:

  • активное вторжение родителей в пространство ребенка и пресечение его самостоятельности;
  • ребенок успешно манипулирует родителями, они выполняют все его прихоти, закрепляя в нем паттерн поведения, что всего можно добиться в жизни умело манипулируя на чувствах других.

Инфантильная сексуальность

Инфантильное поведение маленького ребенка направлено на удовлетворение им потребностей. Инфантильная сексуальность это аутоэротизм, когда ребенок сосредотачивается на ощущениях своего тела, получая от этого удовольствие и успокоение, например, в отсутствии материнской груди он заменяет ее сосанием своего пальца, или испытывает удовольствие от мочеиспускания и опорожнения. З. Фрейд в своих «Очерках о сексуальности» подробно рассматривал становление сексуальности человека через начальное проявление – инфантильную сексуальность.

Правовой инфантилизм

Инфантилизм бывает разным. Что такое правовой инфантилизм? Это явление, присущее современному обществу и выражается в том, что люди не стремятся к познанию правовой системы, не знают своих прав и отрицательно относятся ко многим законам, попросту игнорируя их. Правовой инфантилизм считается мягкой формой искажения правового сознания граждан, но может грозить тем, что ценностные установки постепенно разрушаются.

Инфантильное расстройство личности

Что такое инфантильность в психиатрии? Инфантилизм проявляется незрелостью психофизиологических функций, внешне это выглядит как недоразвитие физическое, ребенок отстает в росте, мышечная и костная система недоразвиты, интеллектуальное развитие также страдает. Если провести медикаментозную и психологическую коррекцию – дети часто выправляются. Серьезным проявлением считается инфантильный психоз, являющийся признаком тяжелых расстройств аутистического спектра.

Проявляет себя инфантильный психоз следующим образом:

  • гиперкинестезия (попытка карабкаться на стены, высокий мышечный тонус вплоть до судорог, бег по кругу;
  • речь бессвязная;
  • агрессия;
  • нарушения внимания;
  • навязчивые однотипные телодвижения.

Социальный инфантилизм

Незрелость человека как личности в сочетании с эмоционально-волевой незрелостью порождает явление – социальный инфантилизм, и он связан с таким понятием, как виктимность. Выученная беспомощность, позиционирование себя как жертвы обстоятельств, не в состоянии решать что-то по-взрослому и брать на себя ответственность за действия, исходя из социальной роли.

Инфантильный гедонизм одно из ярких проявлений социального инфантилизма. Чтобы что-то получить нужно отдать: свое время, труд, преодоление себя, но в современном обществе процветает потребительство и получение сначала удовольствия. Например, человек загорелся купить новый дорогой телефон, денег не накопил, но взял кредит под большие проценты, и с предвкушением счастья покупает телефон, он становится причастным к толпе, как все вокруг. Приходит время платы по счетам и столкновение с реальностью: на жизнь не хватает, а платить нужно.

Инфантильность – признаки

Что значит инфантильный человек ? Для мужчин и женщин характерны следующие признаки инфантильности:

  • эгоцентризм – все должно вращаться вокруг него, без усилий с его стороны;
  • иждивенчество – социальная позиция;
  • совершает поступки, не задумываясь о последствиях, а лишь ориентируясь на свои потребности;
  • нет цели в жизни, кроме собственного комфорта;
  • нет адекватной оценки себя;
  • не стремится к самопознанию и саморазвитию;
  • не умеет решать проблемы, ждет когда кто-то решит за него.

Инфантильность у мужчин

Что такое мужская инфантильность? Психологический инфантилизм у мужчин может возникнуть, если он воспитывался в неполной семье, где мать заменяла обоих родителей была и мамой и папой, посвятила ребенку всю себя без остатка. Часто такое «залипание» на ребенке происходит, если женщина решает родить «для себя», в позднем возрасте. Мальчикам в этом плане везет меньше чем девочкам, потому что женщина не может дать отцовской любви и воспитания. Инфантильный мужчина, признаки:

  • тесная симбиотическая связь с матерью, слушает ее во всем, постоянно советуется;
  • не умеет обращаться с деньгами, у него их всегда нет;
  • часто это весельчаки и балагуры, любящие празднества и вечеринки за чужой счет;
  • избегает серьезных отношений с женщинами, а если женится приводит жену в дом родителей;
  • выглядит моложаво даже в зрелом возрасте взгляд ребенка;
  • предпочитает уход в иллюзорный мир фантазии, компьютерные игры;
  • капризничает и часто обижается как ребенок на любую критику в его сторону.

Инфантильность у женщин

Что такое женская инфантильность, отличается ли она от мужской? И да, и нет. Инфантильная женщина в некоторых обществах даже поощряется. Много семей, где решает все мужчина, а от женщины требуется только содержать дом в чистоте и рожать детей, она привыкает почти во всем полагаться на мужа. На часто проблемы женской инфантильности начинаются в родительской семье, девочек часто балуют: «Кто у нас тут папина девочка?», что взращивает в ней чувство того, что все должны о ней всегда заботиться. Сначала папа, потом она ищет мужчину «отца».

Женская инфантильность, признаки:

  • она выросла, но по сути осталась девочкой;
  • ищет в партнере решение всех своих проблем;
  • другой вариант, когда связь с мужчиной длится ровно до завершения романтики, на длительные глубокие отношения она не способна.

Как избавиться от инфантильности?

Личность сталкиваясь с последствиями реальности, или винит других в своих проблемах или, наконец раскрывает глаза и начинает задаваться вопросом: «Как перестать быть инфантильным?» Дорогу осилит идущий – это значит, что нужно признать свою инфантильность как реально существующую проблему и начать двигаться в направлении избавления от нее, на это уйдет какое то время, но большим бонусом будет то, что личность становится самостоятельной и жизнь начинает налаживаться. Шаги по избавлению от инфантильности:

  1. Если до сих пор взрослый человек живет со своими родителями, нужно «уйти» в самостоятельное плавание, например, снять квартиру.
  2. Научиться располагать теми денежными средствами, которые есть в наличии, перестать брать у родителей. Они уже ничего не должны взрослому сыну или дочери, и у них тоже есть свои потребности, не надо об этом забывать.
  3. Завести домашнее животное – о нем нужно заботиться, и это помогает взрослеть и быть ответственным.
  4. Найти работу и стать востребованным специалистом.
  5. Научиться иметь свое мнение и отстаивать его.
  6. Перестать перекладывать ответственность за принятие решений на близких, должна быть четкая позиция «Я так решил!», и четкое понимание, почему такое решение было принято со всеми вытекающими из него последствиями.

 

kak-bog.ru

Инфантильность — это… Что такое Инфантильность?

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д.

Физиологический инфантилизм

  • В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желёз внутренней секреции (половых желёз, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

Существует генетически сцепленные варианты инфантилизма.

Психологический инфантилизм

Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Естественно, что инфантильные люди не самостоятельны, т.е. они привыкли к тому, что другие всё решают за них.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчетливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны и самостоятельны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *