Содержание

Что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен

  • Алина Исаченко
  • для bbcrussian.com

Автор фото, London Psychometric Laboratory

Подпись к фото,

Человек может проверить свой эмоциональный интеллект, оценив себя по ряду факторов теста «черты эмоционального интеллекта», включая способность сопереживать и испытывать счастье

Эмоциональный интеллект — понятие, вызывающее споры. Одни называют его недостаточно научным, другие видят в эмоциональном интеллекте ключ к успеху во всех сферах жизни: от повышения зарплаты до счастливых отношений Так ли это?

О том, что такое эмоциональный интеллект и почему он важен, Русская служба Би-би-си поговорила с Константином Петридесом — профессором психологии и психометрии Университетского колледжа Лондона.

Способность объединить ум, логику и эмоции

Би-би-си: Что такое эмоциональный интеллект? Когда впервые о нем стало известно?

Константин Петридес: Эмоциональным интеллектом называют способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач.

Интерес к эмоциональному интеллекту возник в начале XX-го века из-за неспособности классических IQ-тестов (коэффициент интеллекта) объяснить особенности мотивации и поведения людей.

Однако еще древние греки задумывались над эмоциональным интеллектом, полагая, что мудрый человек — это тот, который способен объединить ум, логику и эмоции. Несмотря на то, что это было две с половиной тысячи лет назад, вопрос человеческих эмоций остался тем же.

Еще в 1870-м году в книге «О выражении эмоций у человека и животных» Чарльз Дарвин сделал попытку изучения человеческих эмоций через внешние проявления. Концепция эмоционального интеллекта (или сокращенно EQ) в современном его понимании возникла в начале

XX-го века.

В 1920 году американский психолог Эдвард Торндайк впервые ввел понятие социального интеллекта как способности человека разумно действовать в отношениях с людьми.

В 1983 году Говард Гарденер предложил теорию множественного интеллекта, разделив интеллект на внутренний (свои эмоции) и межличностный (эмоции окружающих).

Журналист Дэниэл Гоулман популяризировал понятие, издав книгу «Эмоциональный интеллект» в 1995 году.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Исследователи считают, что занятия медитацией необходимы для развития эмоционального интеллекта

Как показывают исследования, существует несколько диагностик эмоционального интеллекта.

К примеру, модель способностей (Ability model), которая рассматривает эмоции как генетически заложенное качество или талант, который можно объективно измерить, как способность к математике или языкам.

Модель «черты эмоционального интеллекта,» исследованием которой занимается наша лаборатория, считает, что эмоциям невозможно дать количественную оценку.

Программа изучает восприятие человеком собственных эмоций, позволяя тестируемому дать оценку своим чувствам, пройдя тест.

Дать оценку эмоциям

Би-би-си: В чем смысл теста? В чем его практическое применение?

К.

П.: Тест состоит из 15 компонентов, или «черт» эмоционального интеллекта, включая способность адаптироваться к обстоятельствам, умение эффективно принимать решения, сопереживать и испытывать счастье.

Человек оценивает каждый параметр и получает картину своего эмоционального состояния, что позволяет ему обратить внимание на личностные недостатки, о которых он раньше и не задумывался.

Недавно к нам обратились из подразделения Лондонской полиции. Один из сотрудников, талантливый служащий, который при этом совершенно не умел ладить с коллегами, отличался прямолинейностью и авторитарным характером.

На работе не знали, что с этим делать.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

По результатам исследования, женщины с высоким эмоциональным интеллектом более довольны своей внешностью

Полицейский прошел тест, фокусируясь на мотивации, умении принимать решения и взаимоотношениях. Это помогло ему осознать собственное поведение и улучшить отношения с коллегами по работе.

Эмоциональный интеллект может измерить не только тестируемый, но и близкие ему люди. К примеру, мужчина считает себя оптимистом и вполне счастливым. Но, если попросить пройти тест его супругу, может оказаться, что она видит его пессимистом, неспособным контролировать эмоции.

Часто люди воспринимают себя не так, как о них думают другие.

Осмысление эмоций — первый шаг к переоценке поведения.

В отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно повысить

Би-би-си: В чем отличие эмоционального интеллекта от IQ (коэффициента интеллекта)?

К.П.: Известно, что уровень IQ — объективный показатель умственных способностей, который нельзя изменить. Коэффициент интеллекта предопределяет успех в школе, на работе.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Исследователи отмечают, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на способность работать в коллективе

Эмоциональный интеллект — это умение человека воспринимать собственные эмоции, которое в том числе влияет на способность работать в коллективе и улавливать настроения коллег.

В отличие от IQ, который заложен генетически, человек может регулировать и повышать свой эмоциональный интеллект на протяжении жизни.

Важно понимать, что показатель социальных навыков не менее важен для личного успеха, чем способность логически мыслить или решать математические задачи.

Би-би-си: Какую роль играет эмоциональный интеллект для бизнеса и компаний?

К.П.: Работодатели обращают внимание на то, что высокие умственные способности не всегда являются критерием, определяющим успех человека на работе.

Например, нанимают человека с широким послужным списком и высоким показателем IQ, а он оказывается тираном, не способным ладить с командой.

Именно поэтому все больше крупных компаний обращается к специалистам эмоционального интеллекта за помощью: достаточно поискать в интернете «эмоциональный интеллект для бизнеса», чтобы убедиться в этом.

Би-би-си: Какой эмоциональный интеллект у политиков?

К. П.: Есть большая вероятность того, что большинство современных политиков получат высокий балл в тесте «черты эмоционального интеллекта».

Это связано с завышенным эго и нарциссизмом, которые позволяют лидерам высоко оценивать себя и свои личностные способности.

Однако это вовсе не указывает на высокий эмоциональный интеллект.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Несмотря на президентский пост, многие считают, что у Трампа отсутствует эмоциональный интеллект

Можно достичь вершин власти, пользоваться авторитетом и при этом быть неспособным наладить отношения в семье.

Если обратиться к историческим примерам, образцом мудрого правителя был индийский император Ашока, который обладал сильным эмоциональным интеллектом. Махатма Ганди — другой пример лидера, способного к эмпатии (одной из главных составляющих эмоционального интеллекта).

Вопрос политики — в мотивации людей у власти. В политической верхушке должны стоять мудрые правители, способные к сопереживанию, а не те, кто стремится реализовать себя за счет управления другими.

Би-би-си: Как понять, что у меня низкий эмоциональный интеллект?

К.П.: Чтобы понять, есть ли основания говорить о низком эмоциональном интеллекте, следует обратить внимание на повседневные мысли, поcтупки и эмоции.

Главные моменты, которые могут быть индикаторами низкого EQ:

  • Неуверенность в себе и cвоих действиях
  • Склонность к чрезмерной самокритике
  • Неспособность находить общий язык с окружающими

То есть, у людей с низким эмоциональным интеллектом периодически возникают проблемы с самооценкой и общением с другими, однако в то же время они более скромны и непредвзято относятся к окружающим.

Как быть счастливым и не перегореть?

Би-би-си: Как повысить эмоциональный интеллект? Существуют ли обучающие материалы, программы для этого? С чего следует начать?

К.

П.: У меня часто спрашивают: как достичь успеха на работе и наладить отношения в семье? Задать такой вопрос, все равно что прийти к доктору за рецептом, не интересуясь причиной болезни.

Прежде всего необходимо задать вопрос «Кто я есть?», и только затем «Что я чувствую?» Человек должен научиться понимать себя, распознавать свои эмоции и только после этого — анализировать чувства окружающих.

Подпись к фото,

Профессор Петридес считает, что начинать изучать эмоциональный интеллект следует с вопроса «Кто я есть?», и только затем — «Что я чувствую?»

Сделать это непросто. Всю жизнь люди пытаются найти счастье извне. Так заложено системой, в которой внешние достижения — визитная карточка успеха.

Человек заканчивает школу, поступает в престижный университет, ищет высокооплачиваемую работу.

Выбирает лучшего спутника жизни, лучший дом, машину. Он постоянно пытается взобраться на стену, которую сам строит. Но это невозможно, потому что достигнув верхушки, кладет сверху еще пару кирпичей.

В определенный момент человек «перегорает», понимает, что несчастен. Бывает, это случается слишком поздно. В Лондоне много таких людей — внешне успешных и позитивных, которые на самом деле годами сидят на антидепрессантах.

Задача программы «черты эмоционального интеллекта» — дать человеку возможность перестать искать смысл извне, а вместо этого попытаться заглянуть внутрь себя и понять свою сущность. Захотеть измениться. Главное — искренне.

Следующий естественный шаг — медитация. Если внутренне человек готов к изменениям, приход в медитацию покажется ему вполне естественным.

Константин В. Петридес — руководитель психометрической лаборатории, профессор психологии и психометрии в Университетском колледже Лондона. Профессор Петридес — автор и разработчик тестов программы «Черты эмоционального интеллекта», которые применяются для мировых исследований в этой области.

Что такое эмоциональный интеллект и как его развить

О том, что помимо интеллекта обычного, существует еще и эмоциональный, сегодня знают более-менее все, хотя этому понятию немногим больше полувека. Отношение к эмоциональному интеллекту в обществе очень разное, и есть те, кто считает его выдумками, и те, кто покупает настольные игры, призванные повысить его уровень. Этот текст — про то, зачем эмоциональный интеллект все-таки нужен и как его развить.

Истоки

Первое появление термина «эмоциональный интеллект» датируется 1964 годом: профессор психологии Колумбийского университета Майкл Белдок написал в своем исследовании, что интеллект бывает не только аналитическим, но и чувственным. Гарвардский профессор Говард Гарднер пошел дальше. В 1983 году он опубликовал книгу под названием «Склад ума», в которой предложил идею, что известные нам традиционные виды интеллекта не способны полностью объяснить когнитивные способности. Его теория о множественных интеллектах включала в себя межличностный интеллект и внутриличностный интеллект

Межличностный интеллект — это способность понимать других людей: умение осознать, что движет их решениями и действиями, как они работают и как работать в сотрудничестве с ними. Высокий уровень межличностного интеллекта можно с большой вероятностью обнаружить у успешных политиков, преподавателей, бизнесменов и религиозных лидеров, ведь вся их деятельность завязана на взаимодействии с другими людьми. Внутриличностный интеллект — это обращенная внутрь способность создавать точную, соответствующую действительности модель самого себя и пользоваться этой моделью, чтобы реализоваться в жизни. Гарднер писал о том, что существует множество других интеллектов, но именно эти два лежат в основе того, что мы знаем сегодня как «эмоциональный интеллект». 

В 1990 году ученые Питер Саловей (действующий президент Йельского университета) и Джон Майер предложили понимать под эмоциональным интеллектом способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания как других людей, так и свои собственные. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта подразумевает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решениях практических задач.  

Однако по-настоящему понятие «эмоциональный интеллект» завоевало популярность после публикации в 1995 году книги американского научного журналиста и психолога Дэниела Гоулмана под названием «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Как признает сам Гоулман, ставший с тех пор всемирно известным экспертом, книга была вдохновлена именно статьей Саловея и Майера.

Эмоциональный интеллект в жизни

Многочисленные исследования показывают, что высокие показатели IQ, которыми за последние 100 с лишним лет мы привыкли измерять умственные способности людей, совершенно необязательно означают, что человек будет успешен в жизни, как в профессиональном смысле, так и с точки зрения личного благополучия и психологического комфорта. Для их достижения требуется множество других характеристик, которые относятся к области эмоционального интеллекта. Вот некоторые из них.

  • Умение сдерживать причиняющие страдание эмоции.

  • Способность отказывать себе в сиюминутных удовольствиях.

  • Умение настойчиво стремиться к достижению цели.

  • Способность надеяться и верить в себя.

  • Сопереживание другим людям.

Как именно эмоциональный интеллект помогает нам добиться успеха в работе и личной жизни и каковы подтверждения подобного рода утверждений? 

Ученые из Университета Майями и Канзасского университета на протяжении 10–12 лет следили за судьбой 126 выпускников американских колледжей. Они проанализировали успеваемость во время учебы, интеллект и черты личности. В результате ученые обнаружили корреляцию: люди с развитым эмоциональным интеллектом имели более высокую зарплату; особенно заметной эта тенденция была на более высоких уровнях организации. Кроме того, есть десятки исследований, подтверждающих, что эмоциональный интеллект влияет на чувство удовлетворенности своей работой и помогает избегать выгорания (несколько примеров: 1, 2, 3, 4).  

И еще одна цифра: согласно опросу американских работодателей, 71% из них ценят эмоциональный интеллект больше, чем уровень IQ. Вот так они это объясняли:

  • Сотрудники с высоким уровнем эмоционального интеллекта с большей вероятностью сохраняют спокойствие в стрессовой ситуации.

  • Такие сотрудники знают, как эффективно разрешать конфликты.

  • Сотрудники с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны испытывать эмпатию к членам своей команды и вести себя соответствующим образом.

  • Они вдохновляют собственным примером.

  • Они принимают более вдумчивые решения.

В основу своей книги Гоулман взял характеристики из работы Говарда Гарднера, которые считаются ключевыми для развития эмоционального интеллекта. Вот некоторые из них. 

1. Осознание своих эмоций. Неспособность замечать и осознавать свои чувства оставляет нас на их произвол. Будучи уверенными в своих чувствах и эмоциях, мы меньше сомневаемся в правильности принятых решений. 

2. Управление эмоциями. Умение справляться со своими чувствами — невероятно важная способность, позволяющая быстрее приходить в норму после неудач и огорчений. Те же, кому ее недостает, постоянно сражаются с беспокойством.

3. Распознавание эмоций других людей, также известное как эмпатия. Люди, способные сопереживать, лучше улавливают тонкие сигналы, указывающие на то, чего хотят или в чем нуждаются другие. Это качество полезно как в личной, так и в профессиональной жизни.

4. Поддержание взаимоотношений. Эта способность заключается по большей части в умелом обращении с чужими эмоциями и укрепляет нашу популярность, лидерство и эффективность общения.

Уровень развития эмоционального интеллекта закладывается родителями в детстве, это подтверждают сотни исследований. Но лишь недавно психологи стали привлекать внимание к другой проблеме: по сей день эмоциональное воспитание мальчиков и девочек сильно различается. Это связано с тем, что, за исключением гнева, остальные темы, связанные с эмоциями, гораздо чаще и глубже обсуждаются с дочерьми, а не с сыновьями. Исследования также показывают, что при чтении сказок девочкам родители используют более эмоционально нагруженные слова. При обсуждении грустных событий с девочками родители выражают больше эмоций, чем с мальчиками. То же самое касается и игр в целом — играя с девочками, матери выражают более широкий спектр эмоций. В результате мальчики недополучают информацию об эмоциях. 

Более того, в играх девочек поощряется сотрудничество, а враждебность сводится к минимуму, в то время как в играх мальчиков зачастую царит дух соперничества. Получается, что мальчикам с детства внушают необходимость свести проявление эмоций к минимуму, в то время как девочек учат как выражать свои чувства, так и считывать их у других. Часто это приводит к значительному дисбалансу в отношениях, когда подросшие мальчики не способны осознать и выразить свои эмоции — и тем более понять эмоции своих партнеров. 

Однако отсутствие эмоционального образования/воспитания в детстве не означает, что все потеряно. Мы можем развить в себе необходимые эмоциональные компетенции, которые профессор Гоулман разделяет на четыре основные группы: самоосознание, самоконтроль, социальное осознание и управление отношениями. Об этом мы поговорим в заключительной части, а сейчас пришло время обсудить, что такое эмоциональный труд.

Эмоциональный труд

Словосочетание «эмоциональный труд» было введено социологом Арли Хохшильд в ее книге «Регулируемое сердце: коммерциализация человеческих чувств» (1983). Этими словами она описала «ситуацию, в которой человек управляет своими эмоциями […] с целью формирования настроения другого человека, например, покупателя». Другими словами, от работников ожидают, что они будут регулировать свои эмоции в процессе взаимодействия с клиентами, коллегами и начальством.  

Однако за прошедшие почти четыре десятка лет этот термин обрел и другое значение, которое получило гораздо большее распространение. Сегодня термин «эмоциональный труд» чаще применяется к неоплачиваемой работе в межличностных отношениях — такой, например, как организация семейных праздников или роль «жилетки» для жалоб друга или подруги, которые любят поговорить о своих проблемах. 

Эта работа, как правило, незаметна, но она очень важна. Как емко сформулировал мужской журнал Mel Magazine, эмоциональный труд незаметен, но выполняет «роль клея, удерживающего от распада семьи, а если говорить более обобщенно, то и все общество».

Моя собственная встреча с концепцией эмоционального труда произошла в 2015 году при чтении сайта MetaFilter, где пользователи составили огромный тред, перечисляющий различные виды эмоционального труда, которые им приходится выполнять. В англоязычном интернете этот тред сам по себе стал важной вехой, и нашлись люди, которые не поленились свести всю информацию, представленную в нем, воедино, и опубликовать 70-страничную версию, которая объясняет про эмоциональный труд примерно все. Вот ключевые моменты оттуда.  

По сей день общество продолжает внушать женщинам, что они более интуитивны и эмпатичны, что у них есть врожденная способность утешать и советовать. Но если у вас нет диплома психотерапевта, раздача советов, утешение в горестях и просто выслушивание рассказов о проблемах (которые являются частью эмоционального труда) не подразумевают никакой компенсации. И, конечно, зачастую мы действительно готовы давать друзьям совет и утешение совершенно бесплатно, но не всегда делаем это с удовольствием. Однако негласные правила эмоционального труда запрещают нам даже озвучивать подобные вещи. Если вы знаете мужчин, которые берут на себя честную долю эмоционального труда в своих отношениях с друзьями и близкими, или если вы сами являетесь таким мужчиной — поздравляю, вы знакомы с единорогами или сами единорог — но это не отменяет того, что в подавляющем большинстве своем все бремя межличностного эмоционального труда несут женщины.

Итак, что же входит в понятие межличностного эмоционального труда?

В отношениях с друзьями это понятие включает в себя, среди прочего, следующие действия.

С друзьями
  • Интересоваться тем, что происходит в их жизни, а не использовать их исключительно как «сливной бачок» для негатива.

  • Предпринимать активные действия, чтобы оставаться на связи.

  • Принимать во внимание изменившиеся обстоятельства в жизни друзей.

  • Принимать во внимание возможные межличностные конфликты среди друзей и знакомых при планировании совместных мероприятий.

  • Проявлять внимание, когда друзья рассказывают о чем-то важном для них, запоминать полученную информацию.

  • Помнить о важных датах в жизни друзей.

  • Слушать, не перебивая.

  • Поддерживать друзей, когда они сталкиваются с проблемами, болезнями, депрессией.

С партнером
  • Брать на себя заботы по дому без напоминаний и просьб, не скидывать их на партнера просто потому, что у него/нее «лучше получается».

  • Четко и ясно выражать свои желания, не заставляя партнера гадать и тащить их из вас клещами.

  • Поддерживать решения партнера.

  • Относиться к эмоциональным реакциям партнера с уважением, не принижая их значимость.

  • Высказывать благодарность, когда партнер что-то делает для вас.

  • Выполнять свои обещания без дополнительных напоминаний.

  • Заботиться о своем здоровье, чтобы не доводить ситуацию до предела (госпитализация, дополнительные врачебные расходы, стрессовая ситуация для партнера).

  • Быть главным защитником партнера в отношениях с собственной семьей, защищать его/ее от критики и вмешательства.

  • Признаваться партнеру в любви.

Эмоциональные компетенции 

Эмоциональные компетенции подразделяются на четыре основные группы, каждая из которых подразумевает ряд эмоциональных навыков. Вот эти группы и навыки.

Эмоциональное самосознание и самоконтроль

Если вы осознаете свои эмоции и то, как они влияют на ваши мысли и поведение, знаете свои сильные стороны и ограничения и понимаете, когда нужно обратиться за помощью, это значит, что у вас развитое эмоциональное самосознание. Вы четко представляете свои ценности и понимаете свои жизненные цели, что позволяет вам действовать с необходимой решительностью при выборе плана действий.

Развитые навыки эмоционального самоконтроля означают, что вы умеете сохранять спокойствие в напряженной ситуации и быстро приходите в себя, пережив крушение планов.  

Как развить? Для начала важно научиться дифференцировать свои эмоции во всем их разнообразии — вот таблица, с которой можно сверяться. Эта способность называется «эмоциональная дробность». Ее можно развить с помощью изучения новых слов, связанных с эмоциями. Таким образом мы создаем в мозгу новые нейронные связи, что предоставляет ему инструменты для создания этих эмоциональных переживаний в будущем. В этом смысле очень полезно изучать не только слова родного языка, связанные с эмоциями, но и термины из иностранных языков, описывающие очень конкретные эмоциональные ощущения одним емким словом, типа iktsuarpok (инуитский язык, предчувствие в ожидании кого-то, заставляющее тебя время от времени выходить из дома в надежде увидеть гостя) или gigil (тагальский язык, зубовный скрежет в попытке подавить всепоглощающую эмоцию, будь то удовольствие или злость).

Кроме того, может помочь практика осознанности и «когнитивный» подход к ситуации, когда вы стараетесь рационально посмотреть на нее, например описав на бумаге. Можно воспользоваться и практиками глубокого дыхания.

Адаптивность

Она подразумевает способность быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, но это больше, чем психологическая гибкость. Адаптивность означает, что вы открыты новым вещам, способны выйти из пресловутой зоны комфорта и избегаете предвзятых суждений типа «Я никогда не смогу этого сделать» или «Это для меня будет слишком сложно». 

Как развить? Каждый раз, сталкиваясь с грядущими переменами, которые вызывают у вас беспокойство или страх, практикуйте три шага. Слушайте себя, используя навык эмоционального самосознания, чтобы определить, какую именно эмоцию вы испытываете, как она влияет на ваше поведение и не действуете ли вы по привычке. Смотрите вовне в поисках новых источников информации и данных, противоречащих вашим тревожным мыслям. Выходите из зоны комфорта в поисках новых ощущений, мнений и окружения.

Нацеленность на достижения

Нацеленность на достижения означает, что вы ставите себе сложные цели и усердно работаете для их достижения и идете при этом на обдуманные риски. Это навык постоянного самоулучшения, и для него в одинаковой мере важны мотивация и настойчивость. 

Как развить? Невозможно развить в себе нацеленность на достижения, не ставя перед собой целей, поэтому первым шагом должна стать постановка целей. Они должны быть записанными, трудными, но достижимыми, конкретными. Кроме того, у вас должен быть график, которого вы будете придерживаться. Цели должны быть совместимы друг с другом, и если вы единовременно ставите себе несколько целей, необходимо определить их приоритетность. Нужно регулярно проверять, как движется процесс, и в случае необходимости что-то менять. 

Положительный настрой

Он позволяет видеть хорошее в окружающих людях и происходящих событиях. Сложно переоценить важность этой компетенции, которая дарит нам жизнестойкость и создает условия для использования любых возможностей, которые нам перепадают.

Как развить? Развитию позитивного отношения к жизни посвящены десятки тысяч статей — вероятно, это самая популярная эмоциональная компетенция, развить которую стремится если не каждый, то очень многие. Достаточно простым советом на первом этапе кажется ведение дневника благодарности, который позволяет научиться находить поводы для радости в повседневной жизни и справляться с негативными последствиями гедонистической адаптации. 

Эмпатия 

Эмпатия невероятно важна для межличностных отношений, потому что она позволяет осознать или почувствовать то, что ощущает другой человек (и это два разных вида эмпатии — когнитивная, когда мы понимаем чувства другого на интеллектуальном уровне, и эмоциональная, когда мы и сами проникаемся этими чувствами). Это помогает нам надлежащим образом отреагировать на ситуацию. Зачастую высокий уровень эмпатии коррелирует с помогающим поведением, хотя бывает и так, что эмпатия мешает людям действовать и помогать, так как они слишком потрясены. 

Как развить? Отличный способ развития эмпатии — активно слушать других. Подобная практика требует полного внимания к собеседнику (никаких гаджетов в руках!), чтобы не только услышать слова, но и отметить тон голоса, то, с каким выражением лица он это делает, какие слова подчеркивает, ведь зачастую важнее даже не то, что именно человек говорит, а то, как он это делает. Еще один способ — проявлять интерес к незнакомым людям. В детстве все мы испытываем повышенный интерес к каждому новому человеку, который появляется в нашем поле зрения, но со временем эта любознательность пропадает. Любознательность расширяет границы эмпатии, сталкивая нас с людьми вне привычного круга и знакомя с другим жизненным опытом.

Фото на обложке: Priscilla Du Preez / Unsplash

Что такое эмоциональный интеллект | Сильные кадры Удмуртская республика

К. э. н., к. психол. н., научный руководитель программы развития эмоционального интеллекта МЦ КТК, зав. лаб. поведенческой экономики и аналитического консалтинга РЭУ им. Г. В. Плеханова

Для успешной адаптации к стремительно изменяющимся условиям современной бизнес-среды, когда на смену старым традиционным моделям управления приходят новые, современные и прогрессивные, бизнесу необходим инструмент, который позволит компании достигать наибольшего результата наименьшими усилиями, кратно увеличивая прибыль. Именно поэтому крупнейшие мировые школы бизнеса все чаще внедряют в обучение программы развития Эмоционального интеллекта.

Долгие годы существовало мнение, что эмоции мешают в принятии рациональных решений, снижают эффективность работы, являются причиной профессиональных ошибок. Исследования последнего десятилетия доказали, что вопреки сложившимся представлениям, эмоции не вредят бизнес-процессам, а выступают в роли «советников», т. к. несут в себе сигналы, помогающие сделать оптимальный выбор. Нужно только научиться вовремя их распознавать и грамотно использовать.

В 2002 году впервые за всю историю Нобелевских премий самая престижная награда экономического мира – премия по экономике – была присуждена за исследования в области психологии. Д. Канеман и В. Смит были удостоены Нобелевской премии за применение психологической методики в экономической науке. В своих работах Д. Канеман доказал, что принимаемые людьми решения существенно отклоняются от стандартной экономической модели. То есть, принимая решение, люди редко руководствуются своим логическим интеллектом.

Логика не играет «первую скрипку», когда человек оценивает величины ожидаемых выгод и потерь и их вероятности. Степень удовлетворения человека от приобретения, например, 100 долларов гораздо ниже степени расстройства от потери той же суммы! Поэтому многие готовы рисковать, чтобы избежать потерь, но не склонны к риску, чтобы получить выгоду.

Оценив перемены последних десятилетий два профессора из Йельского университета П. Саловей (в настоящее время является ректором Йельского университета) и Д. Карузо совместно с Д. Майером, коллегой из Нью-Гемпшира, сформулировали концепцию Эмоционального интеллекта. Развитый Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения и эффективно управлять на основе рационального использования иррациональных, внешне неупорядоченных, сигналов эмоциональной среды.

Что же представляет собой эмоциональный интеллект?

 Согласно определению создателей теории, эмоциональный интеллект (ЭИ) –это способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений1.

При этом у ЭИ выделили четыре компонента, которые были названы «ветвями»:

идентификация эмоций – распознавание эмоциональных сигналов с помощью выражения лица, поз, жестов и других коммуникативных каналов;

  • управление эмоциями – сознательное вхождение в нужную эмоцию, вызов эмоции у себя и/или окружающих людей;
  • понимание эмоций – анализ эмоции, способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем, и оценить влияние эмоций на результат, понимание, откуда и почему возникла та или иная эмоция;
  • использование эмоций для решения задач – регулирование реакций в ответ на эмоциональные стимулы в рамках конкретной ситуации или задачи.

Важно: на первое место выступают не эмоции, а интеллект, который понимает и управляет эмоциями и чувствами. Если упростить до одной фразы, то суть ЭИ – сознательная интеллектуальная регуляция эмоций.

Эмоциональный интеллект – это соединение интеллекта и эмоций, или интеллектуальная обработка и использование информации, которую дают нам эмоции. В русскоязычной версии Эмоциональный интеллект обозначают ЭИ, в англоязычной – EI (emotional intelligence). Если встретится обозначение EQ (emotion quotient) – то это уже о чем-то другом (фактор эмоций, коэффициент эмоциональности и т.д.).

О «ветвях» – подробнее

Ветвь 1. Восприятие, оценка и выражение эмоций (собственных и других людей).

Узнать эмоцию можно по мимике, жестам, позам, голосу. Мимика сопровождает нашу речь, способствует ее выразительности. Выразительные движения мышц лица помогают выразить те или иные чувства человека – радость, грусть, разочарование, удовлетворение и т. п. Различают непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику, а также произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, способность передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Учиться узнавать, идентифицировать эмоцию мы начнем с изучения мимики. Есть некие общие «правила» узнавания. Например, те, которые приводит в своей книге Пол Экман «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь»2.

Книга Пола Экмана для изучения проявления эмоций в лице и теле человека очень полезна. Но даже такие источники не заменят собственного наблюдения и опыта. Как говорят,  сколько не читай «Камасутру», сыт не будешь… Поэтому, переходите к делу. Уже через несколько недель наблюдения вы начнете читать эмоции.

Ветвь 2. Сознательное управление эмоциями, вызывание определенной эмоции.

Управление эмоциями помогает разрешать любую ситуацию, «обрабатывать» эмоции, не будучи напуганным ими. Этот важный навык можно применять при работе или в отношениях с другими людьми, а также при управлении своими собственными эмоциями. Управление эмоциями означает, что вы используете ваши чувства в разумной форме, а не действуете по принципу «хотел как лучше, получилось как всегда». Управление эмоциями еще и надежный щит перед манипуляциями. Развитый Эмоциональный интеллект помогает вычислить манипуляцию за несколько секунд и, самое главное, эффективно отреагировать. Управление эмоциями сделает сам процесс руководства и управления эффективным без лишних нервных затрат.

Ветвь 3. Понимание и анализ эмоций.

Понимание эмоций – способность классифицировать эмоции; интерпретировать значения эмоций; понимать сложные чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

Традиционно человек понимает эмоцию как реакцию на внешнее событие. Видим угрозу – «каменеем» на месте, агрессивно бросаемся в битву или спасаемся бегством. Но эмоция может возникать изнутри – под влиянием нашей собственной физиологии или нашего прошлого опыта. И тут важно понять: от чего она появилась? В самом деле есть какой-то импульс от внешней среды или «фонит» наше прошлое? И вы, как в старом анекдоте про несчастную одинокую женщину, в каждом новом мужчине (даже истинном джентльмене) снова видите уже знакомую вам «сволочь»? И соответственно строите отношения? Или как тот неуверенный в себе мужчина, в каждой более-менее уверенной в себе женщине видите стерву?

Понимание и анализ помогает не «застревать» в привычных эмоциональных состояниях и успешно исправлять «эмоциональные магниты» внутри себя.

Ветвь 4. Использование эмоций для решения задач и повышения эффективности деятельности.

Эмоции направляют внимание на важную информацию, помогают в рассуждениях. Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций. Причем, разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем. Проверять работу над ошибками лучше всего в раздраженном, слегка «заведенном» состоянии. Тогда все – даже самые мелкие неточности – видны, как под увеличительным стеклом. А если нужно найти новое, оригинальное решение – нужно создавать энтузиазм, заряжать энергией, вдохновлять. То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Если грустим, видим мир одним образом, если счастливы – воспринимаем те же самые события в ином ключе.

Радость, скука, интерес, страх и другие эмоции – все это оттенки эмоциональной палитры, которыми вы ежедневно раскрашиваете собственную жизнь и жизнь вашего окружения.

«Встал не с той ноги», и весь день наперекосяк, все раздражает, ничего не радует. Один неприятный разговор – и все валится из рук, сосредоточиться невозможно, дела откладываются. А ведь бывают дни, когда «как на крыльях летаешь», все делается само, мир вокруг – яркий и сочный.

Для человека с высокоразвитым эмоциональным интеллектом настроение – это  всего лишь инерция прошедших эмоций, ее можно остановить, а потом направить в желательном направлении. И тогда новое, хорошее настроение будет поддерживать само себя.

Кстати, мне приходилось не раз выступать перед самыми разными аудиториями с презентацией темы «Эмоциональный интеллект», писать статьи, принимать участие в радиопрограммах. Практически ни одной встречи не обходилось без схожих вопросов: «А где у Эмоционального интеллекта кнопка, спусковой крючок? Нажав на который, мы получим лояльных сотрудников, новую корпоративную культуру, проведем успешные переговоры…».

В качестве ответа обычно рассказываю метафору про уроки письма:

Когда-то было время, когда ты учился писать. И нужно было выводить палочки, кружочки, крючочки. Соединять их, чтобы получились буквы. Нужно было научиться различать буквы прописные и строчные, письменные и печатные. Теперь это смешно и забавно. И мы уже не помним, как старались запомнить, в какую сторону повернут хвостик у Б, куда смотрят петельки у В и у Д. И постепенно управление письмом перешло на другой уровень – наше бессознательное взяло управление на себя. И все стало получаться легко, естественно, автоматически. Само собой.

Так как же с кнопкой? У нас ее нет. Но! Мы можем обучаться, осваивать и развивать навыки, в том числе навык интеллектуального управления эмоциями.

Сегодня Эмоциональный интеллект – это почти не используемый ресурс повышения личной эффективности, это новая волна в мире, переполненном шаблонами.

Искать и находить гениальные бизнес-идеи, соединять логическое мышление и креативность, видеть неочевидный для всех потенциал позволяет крепкий дружеский союз эмоций и интеллекта. И если нужно что-то менять в своей жизни и бизнесе или просто пришло время перехода на новый уровень – значит, пора развивать эмоциональный интеллект.

____________________________________________________________________________

1 Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.).

New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422.

2 http://lib.rus.ec/b/166029/read

Предложить тему статьи

Что такое эмоциональный интеллект? | Фонд GMT Wings

«Главный навык XXI века – умение быть счастливым. 
И мы МОЖЕМ сделать так, чтобы наши дети им владели!»

Виктория Шиманская, Доктор психологии. Ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта. Преподаватель МГИМО, Бизнес-школы Сколково, Московского Института Психоанализа, EQ МВА Международной Бизнес-Школы МТПП.

 

 

80 % информации человек усваивает через невербальную речь, в том числе распознавая эмоции и чувства других людей. Отвечает за распознавание эмоциональный интеллект – способность, которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей». Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие мышления. Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека. Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет. Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и мотивацию людей.

В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют. Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями. Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в общении.

Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект обычно состоит из пяти составляющих:

  • Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
  • Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
  • Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
  • Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.

Почему эмоциональный интеллект так важен

Жизнь показывает, что далеко не всегда умные люди добиваются успеха и высокого социального статуса. Наверняка и вы припомните парочку людей, которые имеют блестящие академические знания, но вместе с тем являются социально некомпетентными как на работе, так и в личной жизни.

Высокий IQ не даёт гарантии на успех в карьере и семье. Да, он поможет поступить в престижное учебное заведение, но только эмоциональный интеллект выручит, когда нужно будет унять эмоции перед выпускными экзаменами. В тандеме IQ и EQ усиливают друг друга.

Таким образом, эмоциональный интеллект влияет на:

Успеваемость в школе и продуктивность на работе. Эмоциональный интеллект поможет вам сориентироваться в сложных социальных связях на рабочем месте, стать лидером и мотивировать других, преуспеть в карьере. Многие компании оценивают эмоциональный интеллект кандидатов на собеседовании, считая его не менее важной характеристикой, чем профессиональные компетенции.

Физическое здоровье. Если вы не в состоянии управлять своими эмоциями, вы, вероятно, не умеете контролировать стресс. Это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Неконтролируемый стресс повышает давление, подавляет иммунную систему, повышает риск сердечного приступа, способствует бесплодию и ускоряет старение.

Психическое состояние. Неконтролируемые эмоции и стресс влияют на психическое здоровье, что делает нас уязвимыми перед тревогой и депрессией. Если вы не управляете собственными эмоциями, вы не сможете выстроить прочные отношения. В итоге придёт чувство одиночества и изоляции.

Отношения. Понимая и управляя собственными эмоциями, вы научитесь выражать своё отношение к близким, ощущать окружающих. Это позволит более эффективно общаться и налаживать доверительные отношения.

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.

Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен?

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected]

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу