Содержание

Психологическая дезадаптация. Как с ней бороться?

Сегодня, сталкиваясь с трудностями, человек часто замыкается в себе, предпочитая придуманный мир реальному.

Что такое психологическая дезадаптация

Так психологам приходится сталкиваться с термином «психологическая дезадаптация». Этот термин означает снижение или утрата способности приспосабливаться к окружающей среде.

При развитии психологической дезадаптации поведение человека перестает соответствовать ситуациям жизнедеятельности. Особенность этого состояния в том, что его проявление может быть ситуативным или зависимым от определенных обстоятельств. К примеру, на работе в коллективе человек чувствует себя дискомфортно. Но дома с его психоэмоциональным фоном все в порядке. Либо ему хорошо только там, где нет людей

Психологическая дезадаптация встречается не только у взрослых. Так же часто она наблюдается у подростков и детей. Обилие гаджетов побуждает ребенка уходить от общения в тот момент, когда ему необходимо решать какие-либо вопросы.

Для детского сознания это может быть опасно тем, что асоциальное поведение закрепляется достаточно быстро.

Опасность нарушения

Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.

Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная. Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно. А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.

Виды психологической дезадаптации

Дезадаптация проявляется у человека прежде всего в общении с другими людьми. Он перестает проявлять эмпатию, становится равнодушным к окружающему миру. Выделяют следующие виды данного нарушения.

Социальная дезадаптация

Эта форма выражается в нарушении установления связей с обществом. Ей свойственно асоциальное поведение, невозможность индивида проявлять адекватную реакцию на какое-либо происшествие. Подобный вид нарушения часто проявляется у школьников. Родители могут заметить излишнюю депрессивность малыша тревожность, плаксивость. Может возникнуть нервный тик у ребенка. На эти признаки обязательно нужно обратить внимание.

Патогенная дезадаптация

Связана с изменениями в психике. Также она встречается, когда у человека имеются нервные или психические заболевания, разного рода отклонения. При коррекции состояния в этом случае целесообразно работать с заболеванием, явившимся причиной дезадаптации.

Психосоциальная дезадаптация

Проблемы с возможностью приспособиться к той или иной ситуации в этом случае связаны с индивидуальными социальными особенностями личности.

Например, при переходе из детского сада в школу ребенок может стать более замкнутым. Часто этот вид нарушения является временным. Однако родителям нужно быть внимательным. Затянувшееся отчуждение от общества может содействовать изменениям в психике ребенка, и дезадаптация перейдет в патогенную форму.

Между социальной и психосоциальной дезадаптацией существует тонкая грань. Вид нарушения определяется исходя из особенностей проявления.

Дезадаптация делится также на частичную и полную:

  1. При частичной человек только начинает выпадать из общественной жизни. Например, он может не интересоваться окружающим миром из-за болезни, или ограничить общение. Часто это временное явление.
  2. При полной дезадаптации происходят глубинные личностные изменения. Человек теряет веру в себя и людей, замыкается, утрачивает вкус к жизни. Это очень опасная форма, часто проявляющаяся у людей с какой-либо пагубной зависимостью.

Особенности психологической дезадаптации

Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?

Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:

  1. При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
  2. Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
  3. Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества. Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
  4. Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания. Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
  5. Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так , лучший путь — оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
  6. Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.

Причины дезадаптации

Как и любые расстройства, дезадаптация любого вида имеет свои причины. Самые часто встречающиеся из них приведены далее.

Педагогическая запущенность

Эта причина асоциального поведения у детей. Суть проблемы в том, что с детьми мало занимаются, в итоге они чувствуют себя ненужными. Когда такой ребенок взрослеет, он замыкается в себе больше, а впустить кого-то в свой внутренний мир становится труднее.

Часто человеку, который так себя чувствовал в детстве, очень трудно найти свое место в жизни.

Отсутствие взаимопонимания в семье

Ребенок очень тонко чувствует атмосферу семьи. Когда все неблагополучно, между родителями отсутствует доверие, школьник или подросток начинает замыкаться. Со временем проблема также усугубляется.м

Смена привычного образа жизни

Эта причина относится к внешним. Иногда человек из-за болезни, увольнения, какого-либо стресса теряет привычный круг общения. Дезадаптация начинается спустя некоторое время после происшествия. А началом служит элементарное нежелание лишний раз выходить из дому или общаться с людьми. Вследствие человек столкнется с трудностями вступления в социум в дальнейшем.

Конфликт с окружением

Когда человек находится в конфронтации с миром, считая, что все кругом не правы, взаимодействовать с людьми ему становится крайне не просто. Как следствие, он замыкается в себе.

Неправильное отношение к миру, основанное на ложных убеждениях, не позволяет человеку выстроить комфортные доверительные отношения в социуме. Он становится беспомощным, подозрительным.

  • внутренние конфликты. Не сумев понять себя, разрешить внутренние противоречия, личность часто закрывается от мира. Ведь очень сложно гармонично взаимодействовать с людьми, когда нет согласия с самим собой;
  • чрезмерное пребывание в сети интернет.

Интернет-пространство делает возможным получать эмоции от общения, не сталкиваясь с человеком в реальности. В небольшом количестве такое общение не приносит вреда. Но когда при каких-либо проблемах люди все больше уходят в интернет, это становится причиной развития асоциального поведения.

Коррекция

Чтобы победить социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненную позитивным общением с окружающими, нужно проработать внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку осознать, что его тревожит. Так основными методами борьбы с нарушением становятся:

  • работа с психологом и психотерапевтом;
  • социальные контакты.

Выходить в общество и делать то, что боишься – действенный способ преодолеть страх людей. Легче это осуществить, если искать позитив. Можно, к примеру, записаться на интересный тренинг, найти хобби, работа в коллективе поможет найти друзей и поддержку.

Конечно, выработка оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной социальной жизнью, поможет сформировать новые коммуникативные навыки.

Профилактика нарушения

Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.

Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.

Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.

дезадаптация — это… Что такое дезадаптация?

  • Дезадаптация — (лат. dis отсутствие; adaptatio – приспособление) нарушение способности приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии дезадаптация понимается в первую очередь, как утрата приспособляемости к условиям социальной среды,… …   Википедия

  • Дезадаптация — Какое либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дезадаптация — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. С.А.Беличева в зависимости от природы, характера и степени нарушений социальной… …   Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

  • Дезадаптация — (дез + новолат. adaptatio – приспособление). Нарушение приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии под Д. понимается в первую очередь утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • дезадаптация — дезадапт ация, и …   Русский орфографический словарь

  • дезадаптация — дезадапта/ция, и …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Дезадаптация — (лат. de(s) adaptatio приспособление) 1. нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах; 2. в психиатрии утрата или снижение способности… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дезадаптация — это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ДЕЗАДАПТАЦИЯ — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную,… …   Педагогический словарь

  • дезадаптация — см. дезадаптировать; и; ж …   Словарь многих выражений

  • Дезадаптация — это… Что такое Дезадаптация?

  • Дезадаптация — (лат. dis отсутствие; adaptatio – приспособление) нарушение способности приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии дезадаптация понимается в первую очередь, как утрата приспособляемости к условиям социальной среды,… …   Википедия

  • дезадаптация — и, ж. désadaptation f. Неприспособленность. Переселение крестьянина в город классический пример маргинализации человека, источник множества синдромов социальной дезадаптации. Знамя 1993 3 178. Он <эесперимент> поставил тех, кому досталась… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Дезадаптация — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. С.А.Беличева в зависимости от природы, характера и степени нарушений социальной… …   Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

  • Дезадаптация — (дез + новолат. adaptatio – приспособление). Нарушение приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии под Д. понимается в первую очередь утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • дезадаптация — дезадапт ация, и …   Русский орфографический словарь

  • дезадаптация — дезадапта/ция, и …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Дезадаптация — (лат. de(s) adaptatio приспособление) 1. нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах; 2. в психиатрии утрата или снижение способности… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дезадаптация — это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ДЕЗАДАПТАЦИЯ — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную,… …   Педагогический словарь

  • дезадаптация — см. дезадаптировать; и; ж …   Словарь многих выражений

  • Школьная дезадаптация


    ПОЛЧАСА ЗДОРОВЬЯ.
    Так мы решили назвать образовательно-просветительский проект для родителей и педагогов. В рамках проекта будем размещать на сайте Областной детской клинической больницы Ростовской области информацию, которую в идеале должен знать каждый взрослый человек; особенно она важна для родителей и педагогов.
    Сегодня о школьной дезадаптации рассказывает Елена Николаевна Бочкова,
    директор Центра по восстановительному лечению и реабилитации Областной детской клинической больницы Ростовской области, заведующая психоневрологическим отделением ОДКБ РО, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения Ростовской области.

    Школьная дезадаптация:
    когда ребенка надо не ругать, а вести к врачу

    И родители, и педагоги (да и практически любые взрослые люди) сталкивались с проблемой школьной дезадаптацией детей. Вроде бы ребенок абсолютно нормальный, веселый, развитый, но в то же время у него, прежде хорошо успевавшего в школе, одна за одной появляются неудовлетворительные оценки, удлиняется время, затрачиваемое на подготовку домашних заданий, утрачивается интерес к учебе, появляется неадекватный страх перед экзаменами, зачетами, ребенок без причины отказывается отвечать у доски, прогуливает занятия, отгораживается, совершает антидисциплинарные поступки. Родители реагируют по-разному: начинают «воспитывать», наказывать, проявлять чрезмерную жесткость, либо грешат на якобы не сложившиеся отношения с педагогами (мол, они во всем виноваты, не могут найти общего языка с ребенком) или с одноклассниками. Бывает и такое, что родители просто не обращают внимания на изменившееся поведение ребенка, считая, что его причина совершенно естественна: ребенок же, перерастёт. По-разному реагируют и учителя. И, как правило, никто из них не знает и даже не догадывается, что всё вышеперечисленное – классические ранние признаки школьной дезадаптации (ШД). Именно период проявления её ранних признаков – самое подходящее и самое правильное время для визита к врачу, неврологу ли, детскому ли психологу. К врачу идти надо обязательно, но бояться этого не надо. Зачастую курс или несколько курсов несложного амбулаторного лечения корректируют состояние ребенка, помогают социально адаптировать его.
    Что же такое ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ? Нервное расстройство? Болезнь, которую надо лечить? Бывает по-разному, и без помощи врача здесь не обойтись. Вообще, школьную дезадаптацию определяют так: нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами.
    Надо сказать, что проявления школьной дезадаптации в той или иной степени встречаются у достаточно большого количества детей. Различные трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников. Среди учеников 1-2 классов порядка 30% проявляют признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования. Надо понимать: если речь идет о школьной дезадаптации, неуспеваемость НЕ ЯВЛЯЕТСЯ приметой бесталанности ребенка, его слабого развития. Просто мы столкнулись со школьной дезадаптацией, которую доктор легко откорректирует. В то же время «само по себе» это не проходит; наоборот, признаки ШД могут усиливаться, усугубляться.

    ЧТО НАДО ЗНАТЬ ВЗРОСЛЫМ?

    Как правило, синдром школьной дезадаптации максимально проявляется в начале обучения в школе (1-й класс), в период перехода из младшей школы в среднюю (примерно 5-й класс), а также во время обучения в 7-9-х классах. ШД может являться как следствием нервно-психических заболеваний, так и причиной их возникновения.
    * Компоненты школьной дезадаптации:
    — когнитивный (неуспеваемость, недостаточность знаний и навыков),
    — личностный (отношение к обучению),
    — поведенческий (нарушения поведения в школе),
    — по мнению специалистов, к компонентам ШД может быть добавлен психоневрологический, к проявлениям которого относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), тики, головные боли, астенические расстройства и т. д. Основанием для формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности является минимальная дисфункция мозга.
    * Диагностические критерии синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):
    особенности поведения
    1) появляются до 12 лет,
     2) обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх),
    3) не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями,
    4) вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

    * Клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:
    1.невнимательность, 2. гиперактивность, 3. импульсивность.

    Что именно понимается в данном случае под невнимательностью? Неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях, неспособность вслушиваться в обращенную речь, неспособность доводить выполняемую работу до конца, неспособность организовать свою деятельность, избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости, потеря предметов, необходимых для выполнения задания (письменные принадлежности, книги и т.д.), забывчивость в повседневной деятельности, отвлекаемость на посторонние стимулы.
    Под гиперактивностью у детей с СДВГ понимают повышенную двигательную (моторную) активность. В отличие от просто энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер, что иногда приводит к травмам у ребенка.
    Гиперактивность и импульсивность: ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях, не может играть в тихие игры, отдыхать.
    Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (поспешное мышление), поведенческую импульсивность (трудности при подавлении реакций), которая часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением; импульсивность: ребенок выкрикивает ответ, не дослушав вопрос, не может дождаться своей очереди.
    В разные возрастные периоды проявления СДВГ имеют свои особенности. Например, в дошкольном возрасте это гиперактивность, минимальная статико-моторная недостаточность, речевые нарушения. В младшем школьном возрасте видны проблемы с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания, пока оно не будет сделано. С началом обучения в школе появляются такие признаки: ребенок утрачивает непосредственность, возникает дифференциация внутренней и внешней жизни, проявляются школьная дезадаптация и низкая успеваемость, несмотря на достаточно высокий интеллект. Таким образом, дети находятся в состоянии «хронической неуспешности». Формируются паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которые часто сопровождаются агрессивностью и лживостью.
    Если не заниматься ребенком, не лечить его, можно говорить о том, что в 50-80% случаев клинические проявления переходят в подростковый возраст. Второй «всплеск» симптомов заболевания отмечается в 14 лет. Вот клинические проявления СДВГ в подростковом возрасте: гиперактивность сменяется чувством внутреннего беспокойства, ребенок не может выполнять работу самостоятельно, возникает низкая самооценка, плохие взаимоотношения со сверстниками, часто эти дети вовлечены в экстремальные варианты поведения (превышение скорости при вождении, незащищенный секс, аддиктивное поведение), что приводит к пренебрежению мерами безопасности и, соответственно, к повышенному травматизму; нарушаются взаимоотношения с учителями и родителями.
    В заключение скажу: от того, вовремя ли взрослые обратили внимание на нарушения поведения ребенка дома и в школе, зависит не только его успеваемость и психологическое здоровье. От этого, без преувеличения, зависит будущее ребенка. Ведь из неадаптированных детей вырастают неадаптированные взрослые.

    Возврат к списку

    Школьная дезадаптация. Причины и пути коррекции

    Адаптация к школе

    Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:

    а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;

    б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.

    Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.

    Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.

    Причины школьной дезадаптации

    Они могут быть субъективного и объективного характера.

    Субъективные причины дезадаптации:

    Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе , первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т . д.

    Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.

    Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педзапущенность.

    Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.

    Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

    Причины школьной дезадаптации, имеющие объективный характер:

    Неправильное отношение учителя к ученику.

    Неправильная организация учебного процесса.

    В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания различают следующие формы адаптации — дезадаптации

    Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабойвыраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.

    «Скрытые» формы ДА:

    1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. Повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.

    2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточится, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать — молчит, равнодушен к неудачам.

    Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.

    «Открытые» формы дезадаптации

    3-я степень — начальная форма «открытой» ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию.

    4-я степень — прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность.

    Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю.

     

    Психолог УЗ «ГКДПД» Станчик Г.А.

    Социальная дезадаптация и ее причины

    Понятие «социальная дезадаптация»

    Социальная дезадаптация является термином, который используется сразу в нескольких научных областях:

    • психологии,
    • социологии ,
    • педагогике.

    Определение 1

    Под социальной дезадаптацией исследователи понимают частичную или полную неприспособленность человека к окружающим его социальным условиям.

    Данный термин очень прочно вошел в жизни современного человека. Даже несмотря на то, что в обществе созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и функционирования, не каждый человек способен адекватно оценивать себя, окружающий мир, воспринимать нормы и правила поведения, а также вести полноценный образ жизни в связи с различными отклонениями как в физиологическом, так и психическом плане.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Конечно, факт одиночества и неприспособленности человека сегодня достаточно прозаичен. Многие говорят о том, что дезадаптация происходит из-за недостатка возможностей к приспособлению к новым условиям, а некоторые утверждают, что основной причиной дезадаптации и одиночества как раз и является развитие информационных технологий. Некоторые люди теряют ориентиры и не могут разрешить элементарные проблемы, с которыми сталкиваются. Это ведет к увеличению уровня асоциальности, апатичности, человек впадает в депрессию даже в достаточно молодом возрасте. Поэтому выходит так, что уже взрослой и состоятельной личности приходится смотреть на жизнь по-новому, учиться радоваться ей, потому что из-за дезадаптивных процессов она утрачивает этот навык.

    Таким образом, как мы отметили ранее, социальная дезадаптация – это утрата приспособленности личности к социальным и культурным условиям окружающей среды. Утрата может быть полная (полная, фатальная дезадаптация) или частичная, что, соответственно вызывает частичную дезадаптацию.

    Замечание 1

    Человек, который страдает от данного явления, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми, которые окружают его. Он может проявлять агрессивное поведение в отношении них, избегать прямых контактов. Также социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого человека и принять его точку зрения.

    Педагогическая запущенность как причина социальной дезадаптации

    Как и у любого явления, у социальной дезадаптации также есть свои предпосылки и причины, по которым человек впадает в данное состояние. Когда психологическое состояние человека ничем не нарушено, то он вряд ли станет избегать прямых контактов с окружающими. Таким образом, социальная дезадаптация в определенной мере является свидетельством того, что личность испытывает серьезные проблемы, а условия, в которых она находится, вряд ли можно назвать благополучными.

    Среди основных причин, которые чаще всего встречаются и определяют социальную дезадаптацию, выделяют педагогическую запущенность личности. Зачастую все проблемы личности исходят из его детского возраста. Социальная дезадаптация также проявляется чаще всего там, где к ребенку имеет место быть невнимательное отношение, пренебрежение к его интересам и потребностям. Если за ребенком плохо ухаживали в детстве, часто оставляли одного, то это вызывает у человека чувство незащищенности, не нужности уже в более сознательном возрасте. Не умея принимать чужую любовь и поддержку, человек и сам не умеет проявлять ее. К тому же, детская социальная дезадаптация приводит к трудностям с самоопределением и тем, чтобы найти свое место в жизни;

    Утрата привычного коллектива и конфликт как причина социальной дезадаптации

    Зачастую человек попадает в сложную ситуацию, при которой как бы «выпадает из общества» на продолжительный срок. Например, это может быть болезнь или смена собственной деятельности и интересов. Социальная дезадаптация при этом начинается не стихийно, а формируется постепенно. Лишь через некоторое время человек сам начинает замечать, что ему гораздо сложнее общаться с людьми, высказывать свою точку зрения в новом коллективе. Он испытывает внутреннюю зажатость и дискомфорт, поскольку боится, что его не примут. Поэтому он лишний раз избегает ситуаций, когда нужно покидать дом и свою зону комфорта, а также перестает следить за собой, выполняет рутинную деятельность, которая не удовлетворяет его потребностей и интересов.

    Привычка действовать в одиночку приводит к тому, что человек становится более раздражительным в присутствии других людей. Дезадаптация нарастает, увеличивается уровень страхов, которые связаны как раз с общением с другими людьми. Человек вступает в конфликт с самим собой, а также с окружающими. Он бросает вызов обществу, становится уязвимым и незащищенным. Из-за утраты способности к общению в конфликте человек не может привести достаточно аргументов, чтобы отстоять свою точку зрения. по этой причине на психику ложатся дополнительные переживания. Конфликт очень выматывает, держит человека в напряжении и на заметном расстоянии от всех других людей. Формируются такие чувства, как подозрительность, недоверие, ухудшается характер, а вместе с ним и физическое состояние человека.

    По сути, социальная дезадаптация тут становится следствием неправильного отношения человека к окружающему его миру, к людям, неумение выстроить правильные отношения к человеку, основанные на доверие. Отсутствует гармония с миром и с самим собой. Для разрешения данной проблемы человек обращается к психологу, который выясняет, какая из причин дезадаптации является самой главной: или это следствие проблемного и болезненного детского состояния, психологическая травма, или дезадаптация вследствие отсутствия контактов с окружающим миром. Не следует также забывать о том, что у каждого из нас есть свой собственный, личный выбор. Кто-то специально взял на себя роль отшельника, чтобы максимально уединиться с самим собой. но подобное решение чаще приводит не к гармонии с самим собой, а к внутренним противоречиям, страхам и конфликтам, которые самостоятельно разрешить практически невозможно.

    Стресс и дезадаптация | Ковров Г.В., Палатов С.Ю., Лебедев М.А.

    Сущность психофизиологической стрессовой реакции заключается в «подготовительном возбуждении, активизации, необходимой для готовности к физическому напряжению, которая, исходя из эволюционных представлений, на ранних этапах развития дала возможность человеку выжить в первобытных условиях». У современного же человека, в условиях преимущественно психо–социальной стимуляции, стрессовая активация расценивается, как примитивный защитный механизм, и после активизации организма для физической деятельности такая деятельность редко следует, так как бывает мало оправдана, а «задействованные» функциональные механизмы могут создавать дополнительные условия для быстрого истощения организма.

    Следует отметить, что с точки зрения физиологических механизмов восприятие стрессора, его интерпретация, «эмоциональная окрашенность», равно как и последующая перестройка деятельности важнейших систем организма для обеспечения адаптивного поведения – осуществляются на уровне лимбико–ретикулярного комплекса неспецифическими интегративными аппаратами мозга, которые регулируют вегетативные, эндокринные, гуморальные сдвиги и функциональные состояния мозга – т.е. практически все звенья и «оси» стрессовой реакции.
    В рамках общего понятия «стресс» выделяется понятие «эмоциональный стресс», под которым традиционно понимается комплекс психических проявлений стресса. Еще не так давно в работах, посвященных исследованию эмоционального стресса, подразумевалось, что этот термин обозначает адаптационные эмоциональные реакции, сопровождающие вредные для организма физиологические и психологические сдвиги. Однако накопленные в результате многочисленных исследований данные показали, что и при отрицательных, и при положительных эмоциональных переживаниях наблюдаются сходные психологические и физиологические реакции. Поэтому считается, что эмоциональный стресс правильнее определять, как широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса.
    Несмотря на теоретическую корректность, приведенное определение выглядит чрезмерно обобщенным, чтобы рассматриваться в качестве методологической основы научного исследования. Возможно, более перспективным является выделение внутри комплекса проявлений эмоционального стресса отдельных звеньев. При таком подходе на первый план выступает роль психологического стрессора – фактора, порождающего стресс–реакцию, в которой эмоциональный компонент доминирует. Но психологический стрессор лишь тогда обретает «стрессогенность», когда становится значимым для индивида, другими словами, когда происходит его столкновение с человеческой личностью. При этом определяющим становится весь комплекс психологических, мотивационных, социальных установок индивидуума, а применительно к повседневным событиям – его особенности личности и требования, предъявляемые социальным окружением.
    Для клиницистов важную роль в диагностике последствий стрессовых ситуаций играют проявления психической дезадаптации, проявляющейся в тех или иных психических расстройствах, расстройстве деятельности вегетативной нервной системы и нарушении сомногенных механизмов (нарушении сна).
    В психиатрии выделяются в отдельный пункт расстройства адаптации (F43.2), иногда определяемые как невротическая или адаптационная реакция, которые проявляются состоянием субъективного дистресса и эмоционального беспокойства, препятствуют социальному функционированию и продуктивной деятельности и возникают в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому жизненному событию. Развитие симптомов происходит в течение одного месяца после воздействия психо–социального стрессора, который не является необычным или связанным с катастрофой. Симптомы не продолжаются более шести месяцев после прекращения действия стресса или его последствий, за исключением F43.21 (пролонгированная депрессивная реакция). Симптомы могут быть вариабельными по форме и тяжести.
    Известно, что существенные социальные и экономические изменения последнего времени предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям индивида, создают условия длительного эмоционального напряжения, что, в свою очередь, является одной из ведущих причин возникновения пограничных психических расстройств [5]. Совокупность биологических, психологических особенностей лиц молодого возраста создает ситуацию «повышенного риска» возникновения пограничных расстройств [2–4]. Именно степень психической зрелости определяет степень перенапряжения биосоциальных механизмов психической адаптации, повышенную восприимчивость к различным патогенным воздействиям [7,8] и стрессодоступность в целом.
    Современная система психиатрической помощи амбулаторного, и тем более стационарного уровня направлена прежде всего на оказание помощи пациентам с выраженной синдромальной симптоматикой. В то же время предболезненные состояния при весьма существенной распространенности в населении, практически выпадают из поля зрения врачей–психиатров и наблюдаются у терапевтов, неврологов и других специалистов соматического профиля. Поэтому существенно возрастает значение сбора максимума информации, позволяющей более полно определять и состояние пациента. Ведущим признаком «предболезни» является дезадаптация, проявляющаяся в структурах семейных, учебных, межличностных отношений. По­нятие «предболезнь» сегодня широко изучается разными силовыми ведомствами, оно включает не только клиническое значение, но и вероятностное. Эти обстоятельства создают условия как для выделения «групп повышенного риска» возникновения пограничных психических расстройств, что, в свою очередь, обусловливает необходимость профилактических и коррекционных мероприятий. Необходимость обращения к специалисту–психиатру, как правило, вызывает достаточно отрицательные психологические переживания как пациента, так и его родственников, в связи с традиционно негативным отношением к психиатрическому консультированию.
    Степень отрицательного воздействия на процесс адаптации и роль социальных факторов в возникновении пограничных расстройств зависит от характерологических особенностей личности, ее запросов, установок и отношения к личным и общественным интересам. Следует учитывать значительное усиление психотравмирующего фактора на фоне ослабленности физического состояния у лиц с неблагополучным соматическим состоянием. Довольно резкое изменение жизненного стереотипа, возрастание физических и психологических нагрузок создает ситуации эмоционального напряжения, что может приводить к нарушениям адаптации в коллективе, создавая ситуации «замкнутого круга», усиливая риск развития пограничных расстройств, а в ряде случаев – к усилению имевшейся скрытой патологии головного мозга.
    Настоятельная необходимость перестройки поведенческого стереотипа может вести и ведет к видоизменению временных ритмов деятельности головного мозга, что, в свою очередь, способствует проявлению компенсированных в обычных условиях психопатологических радикалов, нарушению сна, вегетативным расстройствам.
    При оценке факторов риска для развития невротических и соматоформных расстройств следует учитывать, что невроз является результатом взаимодействия психотравмирующих факторов и особенностей личности, поэтому при оценке состояния пациента следует учитывать оба момента. Психогения, приводящая к развитию невроза, должна быть прежде всего индивидуально значимой. Установлено, что к стрессогенному эффекту могут приводить как тяжелые и драматические ситуации, так и относительно большое количество разнообразных менее тяжелых событий, но происходящих в течение достаточно длительного времени. При наличии длительного конфликта (как подходящей почвы для развития заболевания) внешнее стрессовое событие может обусловить кульминацию конфликта и привести к манифестации заболевания. В то же время, оценивая индивидуальную значимость психогении, необходимо принимать во внимание не только особенности личности молодого человека и способность его к формированию адекватных механизмов психологической защиты, но и комплекс других факторов: возраст и соматическое состояние, интеллектуальный уровень, моральный качества, социальный статус, экономическое положение.
    Практически обязательным компонентом дезадаптации является нарушение в работе вегетативной нервной системы, обеспечивающей условия для нормальной работы всего организма. Проявления «вегетативной дезадаптации» весьма разнообразны и могут затрагивать работу сердечно–сосудистой и дыхательной систем, желудочно–кишечного тракта, мочеполовой системы, терморегуляции, потоотделения и других важных функций организма [9]. В самом начале патологических проявлений в вегетативной сфере имеющиеся симптомы являются компенсаторными по своей сути, но по мере их сохранения могут существенно усиливать имеющуюся психическую дезадаптацию, а также вызывать ее.
    Другим проявлением дезадаптации является развитие соматических расстройств, которые, как правило, относят к психосоматическим (язвенная болезнь, гастрит, бронхиальная астма и др.).
    В результате всего вышесказанного на фоне нарушения адаптации появляются расстройства с преобладанием либо психического, либо вегетативного, либо соматического компонента.
    Важно отметить, что лечение болезней соматического профиля, в основе которых лежит острая или хроническая стрессовая ситуация, невозможна только «терапевтическими» препаратами, влияющими на конкретный орган или систему, так как нарушения в работе организма, как правило, в данной ситуации затрагивают практически все системы, участвующие в запуске и поддержании патологического процесса. При любых проявлениях дезадаптации организма и вне зависимости от соматического диагноза необходимо уделять внимание коррекции психической и вегетативной составляющей плохого самочувствия.
    Различные психопатологические синдромы часто сопряжены с основой нарушения адаптации, представляют собой большое многообразие и могут быть проявлением как пограничных психических состояний, так и более серьезных. Потому каждый синдром требует специализированного психиатрического подхода, но не всегда в практике интерниста возможно воспользоваться консультацией психиатра. Поэтому хотелось бы остановиться на коррекции наиболее распространенного проявления дезадаптации – повышенной тревожности, которая имеет широкое распространение.
    Тревога – это свойство человека, отражающее состояние беспокойства, способное проявляться на психическом и соматическом уровнях и изменять свою выраженность в зависимости от обстоятельств (в обычной жизни, в условиях стресса и т.д.). Клинически тревога проявляется психическими (беспокойством, ощущением «опасности», раздражительностью, ощущением напряженности, нарушением ночного сна, ухудшением памяти) и вегетосоматическими (тахикардия, алгии в груди, иногда в мышцах, гипергидроз, гипосаливация, приступы жара или холода, увеличение или уменьшение аппетита дискомфорт в эпигастральной области,.дизурия и др.) симптомами. Тревога при нарушении адаптации часто является ключевым фактором, способная вызвать психовегетосоматическую дезадаптацию, развивать ее, модифицировать и усиливать.
    Подходя к вопросу лечения «болезней адаптации», необходимо несколько слов сказать об одном «эффективном» методе самолечения – употреблении алкоголя. Известно, что алкоголь повышает активность гамма­аминомасляной кислоты (ГАМК), основного ингибиторного нейротрансмиттера мозга. Благодаря этому свойству алкоголь обладает высоким противотревожным эффектом. Лица, страдающие от симптомов тревоги, часто не понимают, что это симптомы болезни и интуитивно начинают прибегать к алкоголю для купирования неприятных ощущений. Подобная тактика самолечения дает быстрый, но кратковременный эффект и в конечном итоге к бесконтрольному употреблению алкоголя и последующему усилению тревоги и депрессии. Говоря об алкоголизме вообще, важно отметить, что сегодня в лечении алкоголизма и его профилактике основная роль отводится коррекции психопатологических синдромов и прежде всего тревож­но–депрессивного круга. Поэтому очень актуально при лечении проблем дезадаптации активно уточнять практику употребления пациентами алкоголя как средства «снятия проблем».
    Лечение болезней дезадаптации необходимо начинать с влияния именно на тревогу. Сегодня существует большой спектр подходов, способных ее уменьшать и одновременно оказывать положительное влияние на течение вегетативных и соматических расстройств. Прежде всего это нефармакологические методы: релаксационный тренинг, биологическая обратная связь, когнитивная психотерапия, поведенческая психотерапия и другие виды психотерапии.
    Фармакологический подход к лечению тревоги предполагает использование разнообразных психотропных препаратов: бензодиазепиновые анксиолитики, небензодиазепиновые анксиолитики, трициклические антидепрессанты, ингибиторы моноаминооксидазы, ингибиторы обратного захвата серотонина, β–адре­ноблокаторы и другие.
    Традиционным и достаточно эффективным купированием тревожных переживаний являются транквилизаторы, прежде всего бензодиазепины (диазепам и его производные), обладающие выраженным анксилитическим, противосудорожным, миелорелаксирующим действием. К препаратам преимущественно анксиолитическго действия относят алпразолам, диазепам, медазепам, тофизопам. Сравнительно быстрый эффект и умеренно выраженные побочные эффекты обусловливают широкое применение бендиазепинов во врачебной практике как врачей–психиатров, так и врачей общей практики, прежде всего терапевтов. Следует отметить и достаточно частый самостоятельный прием анксиолитиков пациентами, встречающийся у молодых людей, как средство преодоления ситуаций значительного эмоционального напряжения, пожилые пациенты используют бензодиазепины, как седативное, снотворное средство. Анксиолитики достаточно эффективны при всех вариантах состояний, сопровождающихся тревожными переживаниями. В то же время у данной группы препаратов отмечаются серьезные побочные эффекты, прежде всего реакции гиперчувствительности, эффект угнетения ЦНС приводит к сонливости, на­ру­шениям концентрации внимания, снижению быстроты реакции и целенаправленности действий, что, в свою очередь, сказывается на успешности профессиональной деятельности человека.
    Фармакотерапия проявлений нарушения психовегетосоматической адаптации хотя и предполагает использование разных препаратов, но правила их назначения должны быть следующими:
    1. Начинать лечение нужно с минимальных доз (необходимо для оценки индивидуальной переносимости).
    2. Использовать монотерапевтический подход.
    3. Контролировать наступление клинически значимого эффекта, при отсутствии которого необходимо производить замену препарата на более эффективный.
    4. По возможности использовать короткие курсы лечения 2–4 недели. Рекомендация более продолжительно лечения требует особой осторожности и контроля в отношении вероятности привыкания.
    5. Отмену препарата проводить постепенно.
    Одним из наиболее безопасных препаратов из группы анксиолитиков является гидроксизин (Атаракс®). Несмотря на то, что этому препарату уже более 50 лет, он до настоящего времени остается востребованным благодаря своей безопасности и эффективности. Он разрешен к применению у детей от одного года. Побочные эффекты слабо выражены и преходящи, как правило, исчезают через несколько дней от начала лечения или после уменьшения дозы.
    Данный препарат является производным пиперазина, обладает умеренной анксиолитической активностью; оказывает также седативное, противорвотное, антигистаминное и м–холиноблокирующее действие. Блокирует центральные м–холино– и h2–гистаминовые рецепторы и угнетает активность определенных субкортикальных зон. Не вызывает психической зависимости и привыкания. Клинический эффект наступает через 15–30 мин после приема внутрь. Оказывает положительное влияние на конгитивные способности, улучшает память и внимание. Расслабляет скелетную и гладкую мускулатуру, обладает бронходилатирующим и аналгезирующим эффектами, умеренным ингибирующим влиянием на желудочную секрецию.
    Помимо этого, он опосредованно уменьшает проявления вегетативной дисфункции, способен улучшить сон, прежде всего процесс засыпания, а его применение в психосоматической медицине также показывает его достаточную клиническую эффективность.
    Атаракс® принимают внутрь, во время еды, не разжевывая. Взрослым – 25–100 мг/сут. в 1–4 приема, для премедикации – 50–200 мг за 1 ч до операции; в психиатрии – 100–300 мг/сут. В анестезиологии назначают 1 мг/кг на ночь перед операцией и за 1 ч до операции. Для кратковременного эффекта применяют половинную дозу; при необходимости получения быстрого терапевтического эффекта назначают в/м (в область крупных мышц), с последующим переходом на пероральный прием. У пожилых больных лечение начинают с половинной дозы. При почечной и/или печеночной недостаточности дозы должны быть уменьшены.
    Побочные эффекты в основном связаны с угнетением ЦНС или парадоксальным стимулирующим эффектом на ЦНС, антихолинергической активностью или реакцией гиперчувствительности.
    Необходимо отметить, что гидроксизин (Атаракс®) при лечении генерализованного тревожного расстройства, как наиболее яркого расстройства «тревожного» круга, показал себя с лучшей стороны перед бензодиазепиновыми анксиолитиками как в монотерапии, так и в сочетании с антидепрессантами при сопутствующей депрессии. Будучи столь же терапевтически эффективным, как и бензодиазепиновые анксиолитики, он в отличие от них не ослабляет антидепрессивное действие селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), не дает явлений “рикошета”, не угнетает когнитивную функцию и не вызывает патологической зависимости [10].
    В другой работе [11], выполненное исследование указывает на то, что терапевтические эффекты Атаракса® существенно отличают его от других транквилизаторов и седатиков. Причем специфика действия этого препарата связана с позитивными изменениями динамики когнитивных процессов. Это выражается в улучшении внимания, мышления, кратковременной памяти, а также нормализации важных аспектов восприятия и оценки реальности. Полученные данные говорят также о том, что терапевтические эффекты Ата­ракса® проявляются неодинаково в зависимости от особенностей когнитивного стиля больного, что, в частности, обусловливает селективность его анксиолитического действия.
    Результаты собственных исследований, проводимых в лаборатории проблем медико–психологической экспертизы призывников 1 МГМУ имени И.М. Сеченова показали, что Атаракс® имеет выраженный эффект при терапии расстройства адаптации. Препарат обладает преимущественно анксиолитическим и, в определенной степени, тимолептическим действием. Особенностью терапевтического действия препарата является то, что в ряде случаев пациенты отмечают субъективное улучшение (в силу выраженного анксиолитического эффекта), тогда как объективные положительные сдвиги отмечаются только к концу 3–й недели, что необходимо учитывать при поведении лечения. Побочные эффекты при терапии препаратом Атаракс® (гидроксизин) встречаются относительно редко, носят кратковременный характер и, как правило, не требуют дополнительных мер коррекции.
    Таким образом, нарушение адаптации в медицинской практике, развивающееся под влиянием острого или хронического стресса и приводящее к нарушению в психической и соматической сферах, дисфункции вегетативной нервной системы и расстройствам сна, требует всесторонней оценки и назначения адекватной состоянию схемы лечения.

    Литература
    1. Кисилев А.С., Жариков Н.М., Иванова А.Е., Яцков Л.П. Психическое здоровье населения. Владивосток. 1993., 324 с.
    2. Коробчанский В.А. Саногенетические мезанизмы адаптации подростков.// Мат.конф. Современный подросток.М.,2001. С.274–176.
    3. Дмитриева Т.Б. Социальная психиатрия в детско– подростковом возрасте – клиническая реальность нашего времени // Рос. психиатр. журн. – 1999. – № 3. – С. 9–14.
    4. Дмитриева Т.Б., Макушкин Е.В. Современное состояние и проблемы службы охраны психического здоровья детей.//Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития Российского государства. Наука, М., 2007, С.164.
    5. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М. Издательство Московского Университета., 1976, 112 с.
    6. Стоялова Т.В., ИвановаТ.И., Крахмалева О.Е. Динамика структуры психической заболеваемости допризывников. //Мат XV съезда психиатров России. М.,2010., С.169.
    7. Helsen M., Vollebergh W. Social Support from Parents and Friends and Emotional Problems in Adolescence // Journal of Youth & Adolescence. – 2000. – Vol. 29. – Issue 3. – P. 319.
    8. Lohman B.J., Jarvis P.A. Adolescent Stressors, Coping Strategies, and Psychological Health Studied in the Family Context // Journal of Youth & Adolescence. – 2000. – Vol. 29. – Issue 1. – P. 15–29.
    9. Вейн А.М. Вегетативные расстройства М. 2000 С.748
    10. Никитин З.А. Атаракс и генерализованное тревожное расстройство: новая перспектива старого лекарства? Психиатрия и психофармакология. Том 11/N 2/2006
    11. Бобров А.Е., Кулыгина М.А., Белянчикова М.А., Ржезников М.В., Гладышев О.А. Влияние препарата Атаракс на когнитивные функции при лечении тревожных расстройств Атмосфера. Нервные болезни. 2005 / N 3

    .

    Определение дезадаптации по Merriam-Webster

    мала · реклама · справедливость · мент | \ ˌMa-lə-ˈjəs (t) -mənt \

    : плохая, неисправная или несоответствующая регулировка

    Определение неисправности по Merriam-Webster

    mal · ad · только · ed | \ ˌMa-lə-ˈjə-stəd \

    : плохо или неправильно настроен конкретно : отсутствие гармонии с окружающей средой из-за неспособности приспособить свои желания к условиям своей жизни.

    определение дезадаптации по The Free Dictionary

    Говоря далее, Юл-Ифоде в пресс-релизе университета по СМИ и рекламе Ибрагима Схема, который был доступен для журналистов в Интернете, сказал, что последствия нарушения коммуникации выходят за рамки коммуникационной активности, «из-за взаимосвязи между людьми. развивающийся ребенок и его язык, средство общения, которое является показателем нормального / здорового развития, дезадаптации, а также некоторых нарушений развития.Надежда Гладырь, руководитель кризисного центра «Подруги», сказала: «В ходе семинара обсуждались вопросы доступа жертв домашнего насилия к специальным социальным услугам, а также критерии оценки наличия жестокого обращения, ведущего к социальной дезадаптации и депривации. «И это особенно ханжественно по сравнению с подлинными круглогодичными социальными недугами, такими как женоненавистничество и гендерное насилие (противоядие от которого не является дальнейшая дезадаптация), которые удобно игнорируются теми, кто стремится запретить все межгендерные взаимодействия.[США], 30 декабря (ANI): Проблемы с высокой физической агрессией в подростковом возрасте могут подвергнуть детей повышенному риску насильственных преступлений, социальной дезадаптации, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Это связано с тем, что эти жертвы демонстрировали более низкую самооценку по сравнению с хулиганами, которая позже превратилась в депрессия и психосоциальная дезадаптация. Предыдущая литература также показала, что эта виктимизация беспокоит академиков студентов8,16,19. Они легко теряют иллюзии, и риск дезадаптации высок. Escala de Inadaptacion ([Шкала дезадаптации] EI; Echeburua, Corral, & Fernandez-Montalvo, 2000) отражает, как дезадаптация влияет на работу и / или учебу, социальную жизнь, свободное время, отношения в паре, семейную жизнь и степень глобальной дезадаптации.Предыдущие исследователи показали, что на психологическую адаптацию негативно влияет культурная дистанция (Furukawa, 1997), тогда как культурные конфликты являются основной причиной социальной дезадаптации при адаптации к другому культурному стандарту или норме (Center, 1990; Freedman, Kaplan, & Sadock, 1976). Несмотря на выводы JC Report, политика Белуджистана стала символом фальсификации и дезадаптации. Если недавнее изменение в ассамблее Белуджистана является каким-либо признаком того, что кандидат, который едва выиграл из своего избирательного округа Аварн с 544 голосами в 2013 году, оказался на посту главного министра, вряд ли можно сомневаться в чистых выборах в Белуджистане.После замужества ее охватило разочарование, поскольку отношения со свекровью ухудшились из-за неприспособленности. В то время ее муж, мелкий бизнесмен, сумел убедить ее, что все ее напряжение исчезнет, ​​и она будет рада, если она примет контрабандный наркотик яба. связано с эмоциональной дезадаптацией (в форме депрессии, низкой самооценки или низкой уверенности в себе) (Garber, Robinson, & Valentiner, 1997).

    Перейти к основному содержанию Поиск