Содержание

Синдром Аспергера у детей | Autizm.net

Синдром Аспергера у детей

Длительное время СА признавали как одну из форм аутизма. Только тридцать лет назад специалисты начали выделять это заболевание отдельно. Имея достаточно похожие признаки, дети, имеющие СА, по своему состоянию отличаются от детей с ранним аутизмом.

Симптомы

Характеризуется скрытой дисфункцией, поскольку внешний вид ребенка не позволяет с первого взгляда определить, что у него есть какие-то отклонения в поведении. Синдром Аспергера у детей не сказывается на утрате интеллектуальных способностей, напротив, нередко аспи, как называют таких детей, могут добиваться больших успехов в творчестве и точных науках. Как правило, сложности возникают в межличностной коммуникации и сфере социализации. Характеризуется, так называемой триадой социальных нарушений, присущей этому состоянию:

 

  • Взаимодействие. Дети с трудом налаживают контакты не только с взрослыми, но и со сверстниками. Случаются нечастые зрительные контакты, но в большинстве случаев  детям-аспи не присущи такие формы отношений, как дружба, ими редко воспринимаются социальные правила, которые признаны обществом, что выражается, например, в бестактности, назойливости. При этом их характеризует отстраненность от людей, которые их окружают, они могут стремиться к уединению.

 

  • Коммуникации. Характерным признаком является отсутствие эмоций, дети не понимают мимику, жесты, которые сопровождают речь собеседника. Все ими воспринимается буквально. В их арсенале не встретишь сарказма, анекдотов и метафор. Помимо этого для них бывает нелегко начать разговор и способность закончить его своевременно.

 

  • Воображение. Такое чувство у них не исключается, напротив, они способны проявить таланты живописца и писателя. Вместе с тем, недоступной является эмпатия. Они не в состоянии предполагать альтернативные варианты разрешения ситуации, складывать мнении о ком-либо, основываясь на его эмоциональных переживаниях, не вербально выраженных.

Некоторые другие признаки:

 

  • Соблюдение расписания, традиций, стремление к упорядоченности.

 

  • Увлечение определенной тематикой, имеющее ярко выраженный характер.

 

  • Наличие чрезмерно высокой или напротив низкой сенсорной чувствительности.

Многие дети с данным состоянием, испытывая сложности в общении, начинают страдать от СДВ – так обозначают синдром дефицита внимания. Синдром Аспергера у детей вызывает чувство тревоги, малыши впадают в депрессию, испытывают страх. Нередко на этой почве появляются и другие психические нарушения. Здесь обязательно нужна помощь родителей.

Диагностика

Может проявляться с раннего возраста. Однако диагноз, как правило, ставится позже – в школьном возрасте, когда наступает пик проблем, связанный с социальными навыками.

В раннем детстве, как правило, нет возможностей выявить аномалии в развитии, так как ребенок может развиваться в срок и иметь спокойный темперамент, не доставляя родителям беспокойства. Он играет сам по себе, не требуя к себе лишнего внимания.

Синдром Аспергера у детей не влияет на интеллектуальные способности ребенка и не должен вызывать тревоги – они на среднем уровне или даже выше. С развитием речи в большинстве случаев тоже нет никаких проблем – она на уровне возрастных норм или даже выше.

Для установления диагноза применяется тестирование, неврологические обследования и другие методы.

При обнаружении характерных признаков учителями или воспитателями, родителями, нужно обратиться за консультацией к специалистам – педиатру, неврологу, детскому психологу и логопеду.

Чтобы своевременно выявить Синдром Аспергера у детей, родителям следует забить тревогу, если у ребенка наблюдается:

 

  • Негативная реакция на незнакомых людей, он начинает плакать, не хочет общения.

 

 

  • Нежелание слушать веселые сказки и смотреть мультфильмы, их непонимание.

 

  • Нервозность при тактильном взаимодействии и прикосновениях.

 

  • Огромное стремление заняться чем-то одним, он с трудом от него отвлекается и может на протяжении нескольких часов делать это в одиночку.

 

  • Выраженное предпочтение в еде, причем ограниченное.

 

  • Если в новой обстановке, он полностью становится сам не свой.

Лечение

Еще не придумано действенного способа излечения синдрома. Чтобы скорректировать тяжелые симптомы, может быть назначена медикаментозная терапия, для остальных проявлений этого состояния рекомендуется лечение у психологов, педагогов, логопедов.

На ранних стадиях при своевременном выявлении симптомов и проведении диагностики, удается добиться значительных результатов, хотя полного выздоровления не наступает. Психологами и педагогами проводится работа, которая способствует аспи-детям выработке правильных поведенческих стереотипов, учит поведению в обществе.

 

При этом нужно сказать, что каких-либо последствий для полноценной жизни у взрослых пациентов с синдромом Аспергера не наступает. Они могут заводить семьи, работать и достигать высоких результатов. Безусловно, этого в основном добиваются люди, прошедшие коррекцию для успешной адаптации в социуме.

Советы родителям

Ребенок должен развиваться в атмосфере добра, понимания и любви.

 

  • Сдерживайте излишнюю одержимость малыша. Установите ребенку время для увлечений и не нарушайте распорядка.

 

  • Исключите сложные обороты речи, общаясь с ним –  слова должны быть простыми и понятными.

 

  • С ранних лет учите малыша правилам поведения в кругу друзей и обществе.

 

  • Никаких угроз и обещаний, которых вы не в состоянии выполнить. Ими все воспринимается буквально.

 

  • Одобряйте любые правильные поступки и общение с другими.

А главное –  верьте, что нет причин для расстройства о том, что ваш малыш не такой как все. Прекрасно развитая логика мышления и способность предельно концентрироваться на поставленных задачах часто приводит людей с синдромом к потрясающим успехам, особенно в областях интересных для них. Здесь все зависит не от вашего ребенка, а от того насколько сильно вы его любите и хотите помочь ему. Как можно раньше начните заниматься с ним, составьте распорядок дня, чтобы малыш четко понимал, когда он будет кушать, а когда смотреть мультики или гулять на улице. Прочтите несколько книг для общего развития по взаимодействию с такими детками и поймите простое и главное правило. Никто не заинтересован в успехе адаптации вашего ребенка так сильно как его родители!

После Аспергера чаще всего ставят РАС, РДА и прочее неприятные аббревиатуры для наших детей.

 

autizm.net

Синдром Аспергера | Аутизм ФРЦ

Синдром Аспергера- относится, как и синдром Каннера, к непроцессуальным, дизонтогенетическим формам РДА. В последнее время его относят к конституциональной патологии характера аутистического типа.

1) Как и при других видах аутизма, состояние при синдроие Аспергера определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, что отличает таких детей от сверстников.

2) Нарушение социального взаимодействия может проявляться в следующих формах:

  • экстремальный эгоцентризм – невозможность взаимодействовать со сверстниками;
  • взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко;
  • социальная и эмоциональная неадекватность общения.

3) Ребенок производит впечатление старомодности, “маленький старичок”, воспринимается другими детьми, как эксцентричный профессор. Живет в своем мире с узкими, необычными интересами. Демонстрирует необычные склонности (коллекционирование). Собирает факты, касающиеся определенных событий, но не всегда понимает смысл (читает энциклопедии о динозаврах – все запоминает (у них нередко хорошая механическая память), но что такое эра может не понимать).

4) У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.

5) Ребенок может быть на удивление успешен в чем-то одном и неуспешен в другом. Например, свободно владеет языком, но затрудняется приспосабливаться к социальному контексту и различным слушаниям (ему трудно вести диалог). Отмечаются трудности понимания переносного смысла метафор (что не связано с уровнем интеллекта).

6). Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

7) Наблюдается отклоняющийся, необычный стиль коммуникации:

  • ослаблена коммуникативная функция речи. Речь — формальная, педантичная, скучная, бедная интонационно, необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу (роботоподобный, маломодулированный язык, ребенок говорит как бы разными голосами), голос звучит то тихо, то режет слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, что иногда сохраняется и после пубертата. Ребенок часто непроизвольно издает различные звуки “прочищает горло”, смеется;
  • выявляются проблемы невербальной коммуникации: неумение использовать жесты, неуклюжесть, ограниченность мимической экспрессии,
  • отмечается необычный стиль глазного контакта (очень пристальный взгляд или избегание взгляда).

 

8) У детей с синдромом Аспергера снижена эмпатия (снижена способность понимать чувства других людей и подстраиваться под них). Характерна привязанность к дому, а не к близким.

9) У них нет близких друзей. Их часто обижают. При этом ребенок хочет общаться, быть социализированным, но сделать это ему крайне трудно. Он может находиться с другими детьми, но только если эти дети подстраиваются под него. Отмечается влечение к аутистическим играм. Командные игры затруднены, так как ребенка-аутиста интересует только собственный счет, а не счет команды.

10) Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное выражение лица, что придает ему “красивость”, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало (минимальная экспрессия), жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен “внутрь себя”.

11) Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления (нередко поведению недостает внутренней логики).

12) Моторная сфера развита плохо:

  • отмечается неуклюжесть, неловкость;
  • моторика угловатая, движения неритмичные с тенденцией к стереотипиям.

13) Интеллект. В отличие от других случаев аутизма при синдроме Аспергера нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Интеллект чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70, при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже) или выше нормы.
                                                                                      

Письменная Н.В.

Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.

autism-frc.ru

«Я живу с синдромом Аспергера» — The Village

В такие моменты человек становится агрессивным, говорит какие-то вещи, которых на самом деле не думает, лишь бы отогнать от себя людей, провоцирующих стресс. Мы всеми силами пытаемся покинуть место, в котором нам плохо, чтобы добраться до точки, где можно уединиться и успокоиться.

При этом случаются вспышки физической агрессии по отношению к людям, которые, например, стараются тебя удержать. Впрочем, чаще мы причиняем физический вред себе, стараясь хотя бы через эти ощущения выключить себя из реальности. В этот момент восприятие боли снижено и можно серьезно себя поранить. Часто человек при мелтдауне разговаривает сам с собой, использует самостимулирующее поведение, или стимминг. Это всем известное раскачивание из стороны в сторону, например, хотя форм у него может быть много. Я кинестетик, то есть воспринимаю мир в первую очередь на ощупь, поэтому многие мои стимминговые привычки связаны скорее с этой областью. Например, даже в спокойном состоянии я делаю одни и те же определенные движения пальцами.

Приступы с истериками регулярно происходили со мной, когда я была подростком, но тогда это связывали с проблемами переходного возраста и случалось такое чаще всего дома. Когда истерики несколько раз повторились на людях, я впервые задумалась, что, возможно, дело не в моем характере и что-то со мной действительно не так. Это была очень страшная мысль, которую я всячески от себя прогоняла. Я даже искала в интернете признаки шизофрении и немного успокоилась, поняв, что ее у меня точно нет.

Существует стереотип, что все люди с аутизмом — интроверты, но это миф. Лично мне нужно периодически куда-то выбираться, нужно взаимодействие с людьми. Другой вопрос, что мне это не во всех формах доступно.

Во время учебы в универе у меня появилась компания, с которой я достаточно часто проводила время. Обычно речь шла о квартирниках или барах — клубы и концерты для меня практически запретная тема. Тогда у меня возникла схема, которая позволяла ходить на вечеринки, получать свою дозу общения, но более или менее избегать связанного с этим дискомфорта.

Во-первых, на почти всех встречах я употребляла алкоголь. Для меня в состоянии опьянения все приглушается, откатывает ступенью ниже в личной шкале стресса. Знаю, звучит так себе, но это до сих пор мой мостик в общении с людьми, и я продолжаю пользоваться этим способом на людных мероприятиях. Речь, конечно, не идет о том, чтобы напиться до невменяемого состояния, а именно о легкой степени опьянения. Во-вторых, даже во время общения я научилась организовывать периоды одиночества — уходить на 15 минут в ванную, выходить прогуляться на полчаса — обычно я шла на пустую детскую площадку кататься на качелях, это моя любимая форма стимминга. Вечеринки часто затягивались до ночи, и человек, с которым я тогда встречалась, беспокоился, что я хожу в темноте одна по улицам. У нас появилась договоренность, что он может выходить со мной и гулять где-то на отдалении, чтобы видеть меня, но не мешать.

Все эти вещи происходили на глазах у моих друзей, которые также обращали внимание на то, что я буквально понимаю шутки, остро реагирую на некоторые вещи, начинаю очень неуклюже вести себя при стрессе, не воспринимаю каких-то общепринятых норм. В какой-то момент друзья начали задавать вопросы. Мне предлагали помощь: сходить со мной к врачу, разобраться вместе.

В какой-то момент я приняла тот факт, что что-то не так, и впервые загуглила свои симптомы, и все они сводились к синдрому Аспергера. С этого момента я стала читать все статьи по теме, рассказы людей с СА, смотреть фильмы с такими героями. Пазл складывался, все вставало на свои места. Было абсолютно непонятно, что с этим знанием делать, но от него становилось на удивление спокойно. Можно было хоть немного расслабиться и не стараться так отчаянно казаться нормальной. Хотя, это, конечно, тоже ловушка. Постановка диагноза не должна становиться поводом отказаться от работы над собой. Я прошла все имевшиеся официальные тесты для самодиагностики — результат по всем был средним или ниже среднего для взрослого с высокофункциональным аутизмом. Например, в том пресловутом тесте на эмпатию, который недавно активно шерили в фейсбуке, у меня 13 баллов против средних 20 для людей с СА.

На этапе самодиагностики я на некоторое время остановилась, занимаясь тем, что с новыми знаниями старалась построить свою жизнь более эффективно. Тогда я работала в месте с достаточно строгой корпоративной культурой. Мне давались очень тяжело огромное количество социальных условностей и всяческих обязательных встреч для поддержания командного духа. Через пару месяцев после трудоустройства я регулярно плакала в туалете, пережидая момент, когда смогу вернуться к коллегам, чтобы не устраивать истерик прямо при них. В какой-то момент я поняла, что не справляюсь сама со всеми сложностями, и решила обратиться к специалисту. В государственную поликлинику идти смысла не было, а в частную было дорого, но я решила, что вопрос денег наименее важен, и пошла к платному психиатру. За несколько встреч мы заново вместе прошли все тесты, обсудили мои сложности, восприятие мира, и он подтвердил мой диагноз.

К сожалению, он не смог помочь мне в решении проблем, и несколько специалистов после него тоже не смогли. Все сходились во мнении, что я достаточно неплохо научилась организовывать свое пространство и занятия так, чтобы мне было более комфортно, поэтому количество мелтдаунов сократилось до нескольких в год — вместо нескольких раз в неделю, как бывало в худшие периоды жизни. Для какого-то более глубокого изменения ситуации уже необходимы медикаменты. Они не могут вылечить аутизм, но могут существенно упростить жизнь человеку с таким диагнозом. Впрочем, на какие-то серьезные препараты я не решилась до сих пор — боюсь потерять за ними себя.

www.the-village.ru

Cиндром Аспергера: о самодиагностике | Синдром Аспергера

Аннотация

В статье разобраны ключевые вопросы, связанные с корректным проведением самодиагностики расстройств аутистического спектра, в частности синдрома Аспергера: правильным использованием скрининговых тестов, интерпретацией уже имеющихся диагнозов, выявлением ключевых симптомов расстройства спектра аутизма во взрослом возрасте, а также тому, как не перепутать аутистические расстройства с другими особенностями психики. Материал может быть полезен в условиях отсутствия возможностей официальной диагностики, а также для прочтения перед обращением к психотерапевту или походу в группу поддержки для людей с синдромом Аспергера и расстройствами аутистического спектра (РАС).

Содержание

Введение

Анализ имеющихся диагнозов

Прохождение скрининговых тестов и их интерпретация

На что обращать внимание?

Что можно ошибочно принять за синдром Аспергера и расстройства аутистического спектра?

Заключение

Введение

Идея написания статьи о самодиагностике синдрома Аспергера (СА) возникла у нас, ведущих московской группы поддержки для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в ходе бесед с потенциальными участниками группы и вновь приходящими пользователями форума aspergers.ru. Оказалось, что из-за малодоступности в России официальной диагностики СА у взрослых в сочетании с незнанием многими людьми симптоматики РАС, мы столкнулись с необходимостью отвечать на ряд достаточно однотипных и повторяющихся вопросов. Вместе с тем, формат FAQ не позволил бы отразить многих важных вещей, и поэтому было решено написать полноценную статью, посвящённую советам по корректной самодиагностике РАС у взрослых людей.

  • существенно облегчить поиск психотерапевта, который специализируется именно на Вашей проблеме
  • способствовать лучшему пониманию самого себя и ускорять решение ряда проблем (коммуникативных, сенсорных и т.п.)

Внимание! Данная статья не является научной, а информация в ней не может рассматриваться как медицинские советы и не заменяет консультацию специалиста!

Анализ имеющихся диагнозов

Хотя подавляющее большинство людей, родившихся в СССР, не могло получить диагноза «синдром Аспергера», может иметь смысл узнать о том, были ли Вы в детстве объектом внимания психиатра, невропатолога или логопеда.
Если оказалось, что да, то обратите внимание на следующее:

  1. Если у Вас есть диагноз «ранний детский аутизм», то Вы на самом деле являетесь официально диагностированным, т.к. синдром Аспергера является разновидностью аутизма.
  2. Диагнозы «черты аутичной личности», «черты аутизма», «аутоподобное поведение», «аутистическая психопатия», «шизоидное расстройство детского возраста» приблизительно соответствуют синдрому Аспергера.
  3. Записи в медицинской карте о:
    • бурной реакции на громкие, резкие, «металлические» звуки
    • неадекватных ответах на вопросы врача, в частности, повторения вопроса вместо ответа (т.е. эхолалии)
    • навязчивых движениях (иногда они могут быть отражены как тики или повышенная моторная возбудимость)
    • навязчивых интересах
    • повышенной нервной возбудимости, невротических реакциях и т.п.

    могут косвенно указывать на наличие РАС.

Прохождение скрининговых тестов и их интерпретация

Прохождение скрининговых тестов на аутичные черты является важной частью самодиагностики, т.к. позволяет более объективно (по сравнению с простым самостоятельным сопоставлением себя с критериями МКБ-10) оценить их наличие или отсутствие. Опыт общения на очной группе поддержки и форумах aspergers.ru позволяет условно разделить их на несколько групп:

1. Тесты на аутичные черты

К этой группе относятся тесты
AQ, Aspie Quiz, RAADS-R; они предназначены для предварительной оценки наличия аутичных черт и степени их выраженности. Практика ведения группы поддержки показала, что наиболее предпочтительным является тест AQ, т.к.:

  • самый короткий и простой из них
  • изначально предназначен для самостоятельного использования в качестве скринингового теста
  • опубликован в рецензируемом научном журнале и его чувствительность и селективность подтверждены статистически

Тест Aspie Quiz во многом похож на AQ, но содержит в три раза больше вопросов и при этом сопоставим с ним по чувствительности и селективности (The AQ test vs Aspie Quiz).
Тест RAADS-R предназначен для применения в условиях клиники и может давать завышенные результаты при самостоятельном использовании (Ritvo R.A., Ritvo E.R., et al. // J. Autism Dev. Disorders. 2011 V.41. N.8. P.1076-1089).

Повышенные (>=26) и особенно высокие (>=32) баллы по тесту AQ свидетельствуют о наличии выраженных аутичных черт, но не говорят об их природе (т.е. обусловлены ли они РАС), а в случае наличия РАС, как правило, не отражают степень его тяжести или легкости.

2. Тесты на алекситимию

К этой группе тестов относится Торонтская шкала алекситимии (TAS), существующая в двух вариантах на 20 и 26 вопросов.
По возможности следует использовать более новый и короткий вариант TAS-20 из 20 вопросов.
Алекситимия (трудности с идентификацией и словесным описанием своих эмоций) встречается у 85% людей с аутистическими расстройствами (Berthoz S., Hill E.L. // European Psychiatry. 2005. V. 20, P. 291-298., Hill E., Berthoz S., Frith U. // J. Aut. Dev. Disorders. 2004. V.34(2). P. 229-235.)

Для синдрома Аспергера характерен повышенный или высокий результат в тесте TAS. Если же результат свидетельствует об отсутствии алекситимии, то с высокой вероятностью Вы столкнулись не с РАС, а с чем-то иным.

3. Тест SPQ (на шизотипические черты)

Прохождение теста SPQ при самодиагностике необходимо, т.к. симптомы синдрома Аспергера и шизотипического расстройства
(в СНГ — вялотекущей шизофрении) могут быть внешне схожи, хотя это — разные и взаимоисключающие диагнозы, требующие разного подхода и терапии. Если результат SPQ повышен, то вероятность шизотипического расстройства — 55%. Если у Вас повышен результат SPQ, но Вы всё же считаете, что у Вас синдром Аспергера, обратите внимание на следующее:

  • для СА не характерна психотическая симптоматика: галлюцинации, бред, «голоса в голове» и т.п.
  • для СА не типичны высокие баллы по подшкалам «необычный опыт восприятия», «странные убеждения или магическое мышление», «идеи отношения», «подозрительность».
  • для СА не характерны развитая метафоричность мышления, склонность к поиску скрытых смыслов, «метафизическая интоксикация» и т.п.

Если Вы подозреваете у себя шизотипическое расстройство, обратитесь к врачу-психотерапевту, т.к. его самодиагностика и тем более самолечение недопустимы.

4. Видеотест Heider-Simmel Demonstration (HS1944)

Данный тест представляет собой видеоролик.
Внимание! Если Вы его ещё не смотрели, то не читайте дальше, а посмотрите его и запишите впечатления перед дальнейшим чтением статьи!

Тест HS1944 основан на том, что почти все нейротипичные люди при просмотре ролика видят в геометрических фигурах персонажей, разыгрывающих сценку (например, семейный скандал, драку парней из-за девушки и т.п.). Можно выделить два крайних варианта интерпретации ролика:

  • восприятие видеоролика как чисто механического движения фигур, полное отсутствие их спонтанного «очеловечивания». Такая интерпретация указывает на высокую вероятность наличия РАС.
  • видение с первых секунд ролика сложной социальной ситуации с детальным описанием эмоциональных состояний
    и характеров персонажей. Такая интерпретация указывает на высокую вероятность отсутствия РАС (т.е. нейротипичности)

Многие люди (как нейротипичные, так и аутичные) могут давать ответы, занимающие промежуточное положение между упомянутыми выше двумя крайними вариантами. При этом аутичные люди будут, как правило, тяготеть к первому варианту, а нейротипичные — ко второму.

5. Тесты на когнитивные особенности

К тестам для оценки на когнитивные особенности относятся тесты EQ и SQ, служащие для оценки способностей к эмпатии и систематизации соответственно. Для синдрома Аспергера характерны низкие значения суммарного балла по EQ (около 20 баллов, при этом для нейротипичных людей средний результат — около 40 баллов) и слегка повышенный результат SQ. Более подробную информацию можно получить на страницах с онлайн-версиями тестов (см. выше). Наиболее существенным из них для самодиагностики является тест EQ.

6. Тесты на особенности поведения в детстве

При самодиагностике синдрома Аспергера необходимо уделить внимание тому, как Вы вели себя в детстве: многие его симптомы особенно ярко и специфично проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте, что позволяет отличить его от ряда других проблем (прежде всего социофобии, особенностей характера и расстройств шизофренического спектра).

Для оценки степени выраженности аутичных черт в детстве можно использовать тест ASSQ и шкалу оценки детского аутизма. Преимуществами теста ASSQ являются его простота и краткость, проверенность на реальных выборках детей, а также наличие публикации в рецензируемом журнале. Сильной стороной теста «шкала оценки детского аутизма» является подробное описание разных степеней выраженности симптомов РАС в детстве, что может быть полезным при самодиагностике.
Эти тесты следует заполнять на основании воспоминаний о Вашем поведении в младшем школьном возрасте (7-10 лет). Настоятельно рекомендуется дать заполнить их одному из Ваших родителей (или иному человеку, который хорошо помнит Ваше поведение в детстве) и учесть полученные результаты при самодиагностике.

Настоятельно рекомендуется совместить заполнение этих тестов с беседой с одним из родителей о Вашем поведении в детстве и его сходстве с синдромом Аспергера. «Взгляд со стороны» делает самодиагностику более объективной. Если родитель не знает, что такое синдром Аспергера, то можно дать почитать ему(ей) статьи:
«что такое синдром Аспергера?»,
«диагностические критерии синдрома Аспергера,
«дети с синдромом Аспергера. Что такое синдром Аспергера?, «ответы на некоторые часто задаваемые вопросы о РАС.

Резюме

Для качественной самодиагностики необходимо прохождение тестов AQ, TAS, SPQ и HS1944. Также желательно пройти тест EQ и один из тестов на особенности поведения в детстве («шкала оценки детского аутизма» или тест ASSQ).
Характерные в случае наличия РАС результаты:

На что обращать внимание?

Итак, Вы прошли скрининговые тесты и они показали положительный результат. Возможно даже, что Ваши родители заполнили тесты «шкала оценки детского аутизма и тест ASSQ, а также признали сходство Вашего поведения в детстве с критериями синдрома Аспергера, а в медицинских картах остались какие-то косвенные доказательства наличия РАС. На что же теперь следует обратить внимание при попытках разобраться в происхождении Ваших аутичных черт? Далее мы рассмотрим несколько групп симптомов, которые характерны для синдрома Аспергера во взрослом возрасте.

1. Врождённость синдрома Аспергера

В случае РАС симптомы проявляются в 2-3 года и очевидны к 6-7 годам.
С возрастом они не проходят, но их выраженность зачастую постепенно снижается.

2. Специфические проблемы с общением с раннего детства:

Основными проблемами в общении при синдроме Аспергера являются не застенчивость или замкнутость, а сложности с интуитивным и быстрым пониманием чужих эмоций, состояний, неписаных правил поведения в социальных ситуациях.
Характерные примеры таких сложностей во взрослом возрасте:

  • интуитивное понимание по взгляду и мимике только базовых и достаточно выраженных эмоций вроде радости, страха или гнева. Проблемы с «чтением» слабых и сложных эмоций: например, может быть трудно понять, спокоен ли человек, устал ли, расстроен, раздражён или обижен.
  • использование «контакта глазами» скорее как навыка для соблюдения правил приличия, чем для лучшего понимания собеседника; напротив, аутичного человека необходимость смотреть в глаза может отвлечь от восприятия речи и мешать пониманию предмета разговора
  • ориентирование в социальных ситуациях скорее за счёт жизненного опыта и запоминания готовых и детальных шаблонов поведения. Тревога в ситуациях, где уже имеющийся опыт неприемлем и нужна интуиция.
  • слабое «заражение» чужими эмоциями и пониженная спонтанная чувствительность к чужой физической боли
  • алекситимия и проблемы с регулированием собственного эмоционального состояния (например, склонность к повышенной тревожности и/или вспышкам плохо контролируемой ярости (т.н. «мелтдауны»).
  • склонность к репликам, «воспринимаемым окружающими как излишняя прямолинейность, категоричность, грубость или хамство, причём не из-за каких-то сознательных побуждений, а из-за непонимания тонкостей людских взаимоотношений и неформальной иерархии

3. Сенсорные трудности

При синдроме Аспергера очень часто можно встретить повышенную чувствительность к каким-либо сенсорным раздражителям: звукам, прикосновениям, свету. Примеры:

  • звуки: резкие, высокие, «металлические», а также шум сложного характера в торговых центрах, шумных компаниях, гулкой аудитории и т.п. Часто ведёт к невозможности разобрать чужую речь даже на фоне довольно тихих шумов, в отдельных случаях — к дезориентации, фрагментации восприятия, дереализации, дурноте и даже обморокам.
  • визуальные стимулы: мерцание ламп дневного света, старых мониторов, большое количество предметов в поле зрения, особенно движущихся и/или мерцающих.
  • тактильные стимулы: повышенная чувствительность к прикосновениям, очень неприятные ощущения от некоторых тканей (например, грубой шерсти), бирок на одежде, некоторых видов пищи из-за её консистенции
  • повышенная или пониженная чувствительность к боли. Необычное восприятие некоторых видов боли

В ходе самодиагностики рекомендуется посмотреть следующие ролики, в которых показана резко выраженная сенсорная перегрузка (т.е. попытки воссоздать ощущения аутичного человека).

Помните о том, что человек не всегда может осознавать наличие сенсорных перегрузок и «списывать» их проявления на дурноту, переутомление, тревожность, вегето-сосудистую дистонию и т.п. Но при этом не следует путать сенсорные перегрузки с паническими атаками.

4. Специнтересы

Навязчивые интересы — очень частое проявление РАС. От обычных хобби их отличает навязчивость (отчасти напоминающая влюблённость), природная склонность сводить разговор к ним, часто — узкая направленность, необычность, отсутствие прикладного значения. Особенно ярко специнтересы проявляются в детстве, по мере взросления они могут становиться более абстрактными и практичными, и напоминать хобби и/или увлеченность профессией.

5. Стимминг, т.е. моторные стереотипии, навязчивые движения

Стереотипии нередко сохраняются и во взрослом возрасте. Часто они представляют собой повторяющиеся движения кистями рук, раскачивание, качание ногой и т.п. От похожих движений нейротипичных людей их отличает большая степень навязчивости, нередко — их неосознанность.

6. Неуклюжесть (проблемы с координацией движений)

Моторная неловкость — частое, но не обязательное проявление синдрома Аспергера.
Обычно проявляется с раннего детства и может создавать проблемы с обучением чистописанию, пользованием столовыми приборами, завязыванию шнурков, застегиванию пуговиц, вдеванию нитки в иголку, катанию на велосипеде, роликах, бегу, гимнастическим упражнениям, танцам и т.п.

7. Бедная и/или своеобразная мимика, а также просодия (интонация) речи, а также «язык тела» в целом.

Со стороны невербальное общение аутичного человека может производить впечатление «чудаковатости» и/или отстранённости.
Интонация может восприниматься окружающими как «роботоподобная» или «скандирующая». Выраженность этого признака сильно варьируется от человека к человеку. Также без опыта общения с заведомо аутичными людьми может быть сложно оценить, о каких именно особенностях невербальной коммуникации идёт речь

Что можно ошибочно принять за синдром Аспергера и расстройства аутистического спектра?

При самодиагностике расстройств аутистического спектра некоторую проблему представляет их внешнее сходство с другими психическими и неврологическими расстройствами и/или особенностями характера, особенно для человека, мало изучившего их симптоматику и не имеющего опыта общения с аутичными людьми «в реале». Далее будут рассмотрены некоторые особенности психики, наиболее часто принимаемые за РАС.

1. Социофобия

Социофобия представляет собой сильный и плохо контролируемый страх каких-либо конкретных социальных ситуаций (публичных выступлений, романтических знакомств, разговора с продавцом в магазине и т.п.) или же страх перед общением в целом. Нередко её появление связано с каким-то прошлым негативным опытом общения и/или страхом произвести негативное впечатление на окружающих. Может приводить (не всегда) к повышенным баллам в тесте AQ и иногда — TAS.

Социофобия нередко встречается среди аутичных людей, но сама по себе аутичностью не является, т.к. в её симптоматику не входят нарушения эмпатии и социального интеллекта, сенсорные перегрузки, специнтересы, склонность к рутине, характерные для РАС особенности мимики и просодии и т.п.

2. Интроверсия, шизоидная акцентуация характера, шизоидное расстройство личности

Нередко с РАС путают варианты нормального характера или расстройства личности, которые проявляются замкнутостью, желанием пребывать в своём внутреннем мире, избирательностью в общении, обострённым восприятием нарушения личностных границ и т.п. На первый взгляд, глубокий интроверт очень похож на аутичного человека (и даже скрининговое тестирование может дать ложноположительный результат), но на самом деле существует несколько важных различий:

  • РАС проявляется с 2-3 лет и очень заметен к моменту поступления в школу, характер же формируется скорее в подростковом возрасте
  • социальный интеллект и эмпатия при обычной интроверсии или шизоидности, как правило, нормальны, хотя коммуникативные навыки могут быть слабо развиты из-за малого опыта общения
  • для интроверсии и шизоидности не характерны стимминг (стереотипные движения), сенсорные перегрузки, специнтересы
  • интроверсия — склонность к замкнутости вне зависимости от коммуникативных способностей, синдром Аспергера — серьёзные проблемы с интуитивным пониманием других людей вне зависимости от желания общаться (более того, аутичный человек может быть экстравертом)
  • для синдрома Аспергера не характерна склонность к сильно метафорическому мышлению, сложным аллегориям, «метафизической интоксикации» и т.п.

Хотя многие аутичные люди — интроверты, часть из них всё же являются экстравертами (так называемая «активная группа по Гиллбергу»).
Более подробно о разнице между аутичностью и интроверсией/шизоидностью можно прочитать в заметке
Даниэлы Тейт: «Дифференциальная диагностика: шизоидное расстройство личности vs. аутизм»).

3. Вторичная аутизация

Причины вторичной аутизации заключаются не в расстройстве аутистического спектра, а в неблагоприятных условиях в детстве:
— недостаток общения (из-за физической инвалидности, например, ДЦП, и/или частого нахождения в больницах, замкнутом образе жизни семьи, исключительно надомном обучении ребёнка),
— психологические травмы (насилие в семье, воспитание в детском доме, смерть близких людей, травля со стороны сверстников и т.п.).
Иногда она может появиться также из-за транссексуальности или гомосексуальности по причине необходимости скрывать свою подлинную природу в обществе, не очень терпимо относящемся к подобным особенностям психики.

Внешне вторичная аутизация может выглядеть похоже на синдром Аспергера из-за низких коммуникативных навыков, замкнутости, алекситимии, недоверчивости. Но, как и в случае интроверсии, при ней не будет столь явных нарушений эмпатии, «модели психического», социального интеллекта, как при синдроме Аспергера, и специфического для аутистических расстройств набора симптомов вроде сенсорных перегрузок, стимминга, специнтересов, приверженности рутине и ритуалам.

4. Шизотипическое расстройство и шизофрения

Хотя эта группа расстройств характеризуется замкнутостью, она имеет мало общего с синдромом Аспергера. На скрининговом тестировании могут проявляться высокими показателями в тестах AQ и TAS, а также SPQ. Важные различия:

  • Синдром Аспергера всегда начинает проявляться в раннем детстве, а шизофрения — как правило, начинается в подростковом или юношеском возрасте
  • для синдрома Аспергера не характерна психотическая симптоматика (галлюцинации, бред, «голоса»), а также негативная симптоматика (нарушения мышления и т.п.)
  • СА не прогрессирует, но при этом не поддаётся лечению психотропными препаратами и у него не бывает обострений и ремиссий
  • про шизотипическое расстройство — см. выше подробнее описание теста SPQ.

Внимание! При подозрении на шизофрению или шизотипическое расстройство необходимо обращение к врачу-психотерапевту! Самодиагностика и тем более самолечение недопустимы: опасно!

5. Иные психические расстройства

Иногда с РАС путают генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, биполярное аффективное расстройство, депрессию и т.п. Следует помнить, что

  • ни одно из этих расстройств не даёт всего набора симптомов РАС, а их картина в целом существенно иная
  • как правило, они не начинаются в раннем детстве
  • любое из них может быть как у нейротипичного, так и аутичного человека

6. Расширенный фенотип аутизма (РФА)

РФА представляет собой вариант нормальной психики, с качественной точки зрения крайне сходной с синдромом Аспергера, но по выраженности проблем «не дотягивающей» до психиатрического или неврологического диагноза. Во взрослом возрасте РФА может быть сложно отличить от лёгких вариантов СА даже специалистам.
При самодиагностике помните о том, что синдром Аспергера — скорее лёгкая форма аутизма (но во многом пограничная с нормой), чем особенности характера.

Заключение

Таким образом, корректная самодиагностика синдрома Аспергера (и вообще расстройств аутистического спектра)
включает в себя следующие шаги:

  1. Сбор информации об уже поставленных в раннем детстве диагнозах, прямо или косвенно связанных с РАС
  2. Прохождение скрининговых тестов AQ, TAS, SPQ, HS1944 в обязательном порядке, а также по возможности тестов EQ и «Шкала оценки детского аутизма».
  3. По возможности беседа с родителями (или иными людьми, хорошо знавшими Вас в раннем детстве) о детстве и показ информации о синдроме Аспергера; заполнение одним из них «шкалы оценки детского аутизма»
  4. Поиск у себя ключевых симптомов РАС (см. выше).
  5. Сопоставление своих проблем с другими особенностями психики, внешне похожими на РАС, для снижения вероятности ошибочной самодиагностики

Авторы статьи выражают благодарность всем участниками и посетителям группы поддержки в Москве, а также пользователям форума asdforum.ru за приобретенный нами ценный опыт общения и выявления аутичных черт у других людей.

aspergers.ru

Есть ли разница между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом

Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма). Основное различие между ними, предположительно, пролегает в области языка: как правило, у людей с синдромом Аспергера в детстве не было задержки развития речи.

Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера

Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.

Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования

Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65—70.

Двигательные умения и навыки

В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностей с моторикой. Аспергер был хорошо осведомлён о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой. Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.

Речевое развитие

Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдрома Аспергера нормальное речевое развитие. А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния. Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.

Возраст обнаружения

Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера. Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу. Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.

Резюмируя:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует «триада нарушений», являющаяся общей для всех людей с аутизмом.
  • Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего.
  • Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.
  • Тем не менее у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.

Хотя постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи. Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время, все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности. И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.

Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера», то стоит узнать, какие критерии использует диагност.

aspergers.ru

Психическое здоровье и синдром Аспергера

Люди с аутизмом или синдромом Аспергера особенно уязвимы перед проблемами психического здоровья, такими как тревожные расстройства и депрессия, особенно в позднем подростковом возрасте и начале взрослой жизни (Tantam & Prestwood, 1999). Гажуддин и коллеги (1998) установили, что 65% из их выборки пациентов с синдромом Аспергера имели симптомы того или иного психиатрического расстройства. 

Тем не менее, как отмечает Хоулин (1997), «неспособность людей с аутизмом сообщить о своих негативных переживаниях, тревожности или сильном стрессе также приводит к тому, что зачастую у них трудно диагностировать депрессивные или тревожные состояния, особенно если врачи плохо знают или понимают нарушения развития». Точно так же из-за своих нарушений невербальной экспрессии такие пациенты могут не выглядеть депрессивными, даже если это не так (Tantam, 1991). Это приводит к тому, что заболевание распознается только по мере сильного прогресса, когда появляются такие симптомы как полный отказ от социальных контактов; увеличение навязчивого поведения; отказ выходить из дома, идти на работу или в ВУЗ; угрозы или попытки суицида. Также могут развиться агрессия, паранойя или алкоголизм.

При лечении психического заболевания у пациента с аутизмом или синдромом Аспергера очень важно, чтобы психиатр или другой специалист в области психического здоровья знал, что у пациента выявлен аутизм. Как отмечает Хоулин (1997): «Критически важно, чтобы лечащий врач обладал полной информацией об обычном стиле общения данного человека, как вербальном, так и невербальном». Если это возможно, то врачу рекомендуется поговорить с родителями или иными людьми, предоставляющими уход, чтобы убедиться в надежности полученной информации, например, узнать о недавних изменениях нормальных поведенческих схем, но при этом важно уважать право на личную жизнь человека с аутизмом.

Уинг (1996) отдельно подчеркивает, что все психиатры должны быть информированы о расстройствах аутистического спектра и их проявлениях в подростковом и взрослом возрасте, в первую очередь, о наиболее легких проявлениях таких расстройств. Только это позволит избежать ошибок при диагностике. Эттвуд (1998) также подчеркивает важность знаний о синдроме Аспергера для всех психиатров. Тем не менее, Тантам и Прествуд (1999) утверждают, что при лечении тревожности и депрессии для людей с аутизмом эффективны те же подходы, что и для людей без аутизма. По их словам, врачи и психиатры смогут оказать помощь в лечении этих расстройств, даже не обладая особыми знаниями об аутизме или синдроме Аспергера. Впрочем, как правило, если психиатр имеет опыт работы с аутизмом/синдромом Аспергера, то это огромное преимущество.

В данной статье мы рассмотрим вопросы психического здоровья среди людей с высокофункционирующим аутизмом или синдромом Аспергера, хотя многое в этой статье можно отнести и к аутизму в целом. В первую очередь статья рассматривает вопросы депрессии, тревожности и обсессивно-компульсивного расстройства, но важно понять, что люди с синдромом Аспергера могут страдать и от других проблем, например, от импульсивного поведения и резких перепадов настроения. На настоящий момент научных исследований в этой области очень мало, но, как обнаружил Карпентер (2001), подобные проблемы могут приводить к очень серьезным ограничениям. Лечение может включать традиционные препараты для стабилизации настроения, но не менее важно помочь человеку лучше понять свое состояние.

Депрессия

Депрессия – это очень распространенное расстройство среди людей с синдромом Аспергера, подобные симптомы испытывает примерно 1 из 15 таких людей (Tantam, 1991). Когда люди с синдромом Аспергера покидают дом и поступают в высшее учебное заведение, то они часто сообщают о депрессии, что отражено и в личных автобиографиях.

Как говорит один молодой человек: «Начиная со старших классов школы я постоянно пытался справиться со злостью, разочарованием и депрессией, которые копились внутри меня». Исследование Ким и коллег (2000) также показало, что депрессия гораздо чаще встречается среди детей в возрасте 10-12 лет с аутизмом/синдромом Аспергера, чем среди детей этого же возраста в целом.

Среди людей с синдромом Аспергера депрессия может быть связана с растущим осознанием своей инвалидности, с ощущением своих отличий от ровесников и/или неспособностью сформировать отношения или успешно участвовать в социальных занятиях. В историях людей с синдромом Аспергера о своей жизни часто упоминаются попытки завести друзей, но «я просто не знал, каковы здесь правила, что можно, а чего нельзя делать».

В самом деле, нередко таких людей обвиняют в оскорблениях или преследованиях, когда они просто пытаются общаться, что усугубляет их депрессию и тревожность. «Я не понимал, как подойти к девушке и пригласить ее на свидание. Я просто подходил и говорил с ними, хотели они этого или нет. Некоторые обвиняли меня в домогательствах, но я искренне думал, что именно так это и делается».

Трудности с личным пространством у людей с синдромом Аспергера часто способствуют этой проблеме. Например, они часто стоят слишком близко или слишком далеко от человека, с которым они разговаривают.

Другие факторы, способствующие развитию депрессии, в том числе и у людей без аутизма, включают: одиночество, горе в случае чужой смерти или другой утраты, сексуальную фрустрацию, постоянные неудачи, крайние степени тревожности и т. д.

Травматичный детский опыт, такой как травля со стороны сверстников или пережитое насилие, также приводит к депрессии, то же самое можно сказать и о случаях неверных диагнозов. Также существует вероятность, что у человека есть биологическая предрасположенность к депрессии (Attwood, 1998). Тем не менее, разумеется, есть и другие факторы, которые могут привести к депрессии, и этот список никак нельзя считать исчерпывающим.

Тандам и Прествуд (1999) описывают депрессию при синдроме Аспергера как состояние, полностью аналогичное депрессии у людей без этого расстройства, однако сам контекст заболевания может быть при этом иным. Например, депрессия может проявляться в обострении навязчивостей и специальных интересов данного человека. В этом случае необходимо проследить, что человеку не будет ошибочно поставлен диагноз «шизофрения» или другое психотическое расстройство, а также что состояние не будет «списано» на еще одно проявление аутизма. Очень важно оценивать депрессию отдельного человека в контексте его аутизма, то есть, его социальной инвалидности, постепенных или внезапных перемен в поведении, изменения режима сна, приступов злости или самоизоляции – ко всем этим явлениям необходимо относиться с предельной серьезностью.

Симптомы депрессии могут быть как психологическими (ухудшение внимания/памяти, мысли о смерти или самоубийстве, плаксивость), так и физическими (замедление движений или двигательная гиперактивность, постоянная усталость/нехватка энергии, проблемы со сном, нарушения аппетита (увеличение или снижение веса)).

Кроме того, депрессия может влиять на настроение и мотивацию (например, сниженное настроение, потеря интереса и способности получать удовольствие, чувства безнадежности, беспомощности и никчемности, самоизоляция, появление странных идей и убеждений). Люди, страдающие от депрессии, также могут испытывать периоды мании.

Лейнхарт и Фальстейн (1994) цитируют три этапа диагностики депрессии у человека с аутизмом. Во-первых, нужно обратить внимание на ухудшение когнитивных функций, речи, поведения и повседневной деятельности. Такие пациенты крайне редко жалуются на проблемы с настроением. Во-вторых, нужно рассмотреть историю жизни пациента, чтобы установить его изначальные схемы поведения и интересы. Нужно сравнить его прежнее поведение с тем поведением, которое наличествует сейчас. В-третьих, нужно попытаться оценить психическое состояние пациента, как напрямую, так и с помощью бесед с родителем или другим человеком, предоставляющим уход, если это возможно. Например, в случае депрессии могут встречаться сообщения о сильном плаче, нежелании разлучаться с родителем/другим близким человеком во время встречи с психиатром, резком повышении/или снижении двигательной активности, состоянии перевозбуждения или агрессии. Также могут присутствовать признаки увеличения случаев самоповреждений или ухудшения аутистических черт, например, рост случаев эхолалии или возобновление размахивания руками, которое ранее исчезло.

Эттвуд (1998) также упоминает неспособность некоторых людей с синдромом Аспергера выражать уместные и тонкие эмоции. Например, они могут смеяться или хихикать в ситуации, в которой остальные люди проявляют стыд, дискомфорт, боль или грусть. Он подчеркивает, что такая необычная реакция, например, после потери близкого человека, не говорит о цинизме или психической болезни. Необходимо проявлять понимание и терпимость к тем способам выразить горе, которые естественны для данного человека.

Для лечения депрессии при синдроме Аспергера, как правило, используются те же препараты, что и в общей практике (Carpenter, 1999). Однако очень важно понять, что эти вещества не могут повлиять на те социальные нарушения, которые непосредственно связаны с аутизмом. Гринграс (2000) подробно обсуждает фармакологическое лечение детей с аутизмом, а Сантош и Бейрд (1999) составили подробный анализ фармакотерапии детей и взрослых с интеллектуальной инвалидностью (включая аутизм).

Как и в других случаях лечения депрессии, необходимо тщательно подбирать препарат и дозировку, которые подойдут данному конкретному человеку. Необходимо отслеживать возможные побочные эффекты, и гарантировать, что преимущества лечения перевешивают его негативные стороны (Carpenter, 1999). Не менее важно определить причину депрессии, что может потребовать психологического консультирования, обучения социальным навыкам и встреч с людьми с похожими интересами и ценностями.

Тревожность

Тревожность – это распространенная проблема людей с аутизмом и синдромом Аспергера. Грандин (2000) пишет, что в период полового созревания ее основной эмоцией был страх. Любые изменения в ее школьном расписании вызывали крайнюю тревожность и страх, близкий к панической атаке. Приступы тревожности начались вскоре после ее первой менструации.

Мурис и коллеги (1998) обнаружили, что 84,1% детей с первазивными нарушениями развития полностью соответствуют диагностическим критериям хотя бы одного тревожного расстройства (фобия, паническое расстройство, избегающее расстройство, сверхтревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство). И далеко не всегда эти расстройства проходят по мере взросления ребенка.

Эттвуд (1998) утверждает, что многие молодые люди с синдромом Аспергера сообщают о чувстве крайней тревожности, которая достигает такого уровня, что становится необходимо медикаментозное лечение. Многим людям диагноз «синдром Аспергера» был поставлен именно во время лечения тревожного расстройства.

Как правило, тревожные расстройства у людей с синдромом Аспергера развиваются в ответ на социальные требования, которые предъявляются к ним. Как объясняет Эттвуд (1998), любой социальный контакт может вызвать у них очень сильную тревожность, поскольку они не знают, как инициировать, поддерживать и завершить разговор или совместное занятие. Изменения в повседневном распорядке также могут усиливать тревожность, как и некоторый сенсорный опыт.

Один из способов уменьшить уровень тревожности, к которому могут прибегать люди с синдромом Аспергера – это бегство в специальный интерес. Степень одержимости специальным интересом можно использовать как показатель уровня тревожности. Чем больше человек страдает от тревожности, тем более интенсивным становится интерес (Attwood, 1998). Тревожность также может увеличить ригидность мыслительного процесса и приверженность рутине. Таким образом, чем большую тревожность испытывает человек, тем очевиднее будет проявляться его синдром Аспергера. С другой стороны, в период счастья и расслабления у человека может не наблюдаться никаких симптомов.

Один потенциально хороший способ справляться с тревожностью – это поведенческие техники. Если речь идет о ребенке, то учителя или родители могут отслеживать симптомы, например, раскачивание или махание руками, которые говорят о тревожности данного ребенка. Взрослых и старших детей можно научить распознавать такие симптомы самостоятельно, хотя в некоторых случаях все равно нужны подсказки извне. Можно составить список ситуаций, про которые известно, что они провоцируют сильную тревожность, например, если в комнату входит незнакомый человек. Когда некие внешние или внутренние события говорят о грядущей или растущей тревожности, нужно предпринять действия, направленные на снижение тревожности – релаксацию, переключение внимания или физические упражнения.

Выбор метода релаксации зависит от индивидуальных особенностей человека. Многие товары для релаксации, которые продаются на рынке, могут быть адаптированы для людей с аутизмом/синдромом Аспергера. Маленькие дети могут успокоиться с помощью просмотра своего любимого видео. Дети старшего возраста и взрослые могут предпочитать прослушивание успокаивающей музыки. На рынке есть много такой музыки, как в специализированных, так и в музыкальных магазинах. Очень важно, чтобы метод релаксации не требовал никакой социализации, даже самой незначительной. Также важно, чтобы в состоянии тревожности у человека был доступ к тихой комнате, где можно побыть в одиночестве.

Другие техники включают массаж (следует проводить его очень осторожно, избегая сенсорных защитных реакций), ароматерапию, глубокое дыхание и использование позитивных мыслей. Хоулин (1997) предлагает использовать фотографии, открытки или рисунки приятных или хорошо знакомых мест. Такие изображения должны быть достаточно маленькими, чтобы человек мог всегда носить их с собой, и их следует заламинировать для защиты. Хоулин также подчеркивает, что нужно часто и регулярно практиковать выбранный метод релаксации, иначе от него не будет практической пользы в ситуации реального приступа тревожности.

Альтернативный вариант, особенно если человек очень перевозбужден – это физические упражнения (Attwood, 1998). Они могут включать качели или батут, длительные прогулки, возможно, прогулки с собакой, либо работу по дому, которая требует физических усилий.

Против тревожности может быть эффективно и медикаментозное лечение. Люди с синдромом Аспергера могут хорошо реагировать на буспирон, пропранилол или клоназепам (Santosh and Baird, 1999), хотя Карпентер (2001) считает более эффективными экстракт зверобоя, бензодиазепины и антидепрессанты из класса селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Как и в случае с любыми препаратами, может потребоваться длительное время, чтобы подобрать эффективный препарат и дозировку для конкретного человека. Подобное лечение может проводиться только квалифицированным врачом.

Какой бы метод борьбы с тревожностью ни использовался, критически важно выявить причину тревожности. Это можно сделать, если тщательно отслеживать, после каких событий у человека повышается тревожность, и с чем она обычно связана.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – это состояние, для которого характерны повторяющиеся, навязчивые мысли (обсессии) или навязчивые действия (компульсии) (Thomsen, 1999). Томсен описывает обсессивные мысли как идеи, визуальные образы или импульсы, которые постоянно и неоднократно появляются в сознании, в то время как компульсивные действия и ритуалы – это поведение, которое повторяется снова, снова и снова.

Барон-Коэн (1989) утверждает, что стереотипное навязчивое поведение, которое наблюдается у детей с аутизмом, отличается от поведения ребенка с ОКР. Как объясняет Томсен (1999), ребенок с аутизмом не в состоянии посмотреть на ситуацию со стороны. Хотя поведение при аутизме и ОКР зачастую описывается одинаковыми терминами, при аутизме подобное поведение не соответствует диагностическим критериям ОКР. Эти виды поведения не воспринимаются человеком как нежелательные, навязанные извне и вызывающие раздражение, что является обязательным для ОКР. Тем не менее, похоже, что ОКР часто развивается на фоне синдрома Аспергера, хотя связь между двумя этими расстройствами изучалась очень мало (Thomsen, 1999).

Сзатмари и коллеги (1989) провели исследование в группе 24 детей. Они обнаружили, что 8% детей с синдромом Аспергера, и 10% детей с высокофункционирующим аутизмом имели диагноз ОКР по сравнению с 5% в контрольной группе детей без аутизма, но с социальными проблемами. Томсен и коллеги (1994) обнаружили, что у детей, которых они изучали, ОКР сохранилось и во взрослом возрасте.

Люди с синдромом Аспергера иногда хорошо реагируют на стандартное поведенческое лечение симптомов ОКР. Тем не менее, как и в других случаях, это эффективно только если сам человек хочет прекратить свои навязчивости. Альтернативой могут стать препараты для уменьшения тревожности, связанной с симптомами ОКР, что позволит человеку лучше справляться с неопределенностью, без возобновления навязчивости (Carpenter, 2001).

Шизофрения

Нет никаких доказательств, что у людей с расстройствами спектра аутизма шизофрения развивается чаще, чем у кого-либо еще (Wing, 1996).

Однако важно понять, что было очень много случаев, когда у людей диагностировали шизофрению, хотя на самом деле у них был синдром Аспергера. Причиной тому могли быть «странное» поведение и речь, а также необычные рассказы о событиях своей жизни или их интерпретация. Эти проявления синдрома Аспергера могли ошибочно приниматься за психическую болезнь, например, шизофрению.

Навязчивые мысли при синдроме Аспергера во время перепадов настроения могут приобретать странный характер, что можно ошибочно принять за проявление шизофрении, в то время как в действительности речь идет об эмоциональном расстройстве.

Тем не менее, если человек с синдромом Аспергера страдает от галлюцинаций или бредовых идей, что вызывает сильный стресс, то рекомендуется стандартное лечение нейролептиками. Однако в этом случае желательно назначать атипичные нейролептики, поскольку синдром Аспергера часто сопровождается небольшими двигательными расстройствами (Carpenter, 2001).

Психологическое лечение

Первичное психологическое лечение эмоциональных расстройств – это когнитивно-бихевиоральная терапия, поскольку она эффективно меняет то, как человек думает и реагирует в ответ на чувства тревожности, грусти и злости, решая проблемы искажений в мышлении (Attwood, 1999).

Гэр и Пейн (1997) перечисляют способы адаптации этой психотерапии для людей с синдромом Аспергера:

— терапевтические сессии должны иметь очень четкую структуру, например, очередь в разговоре терапевта и пациента должна определяться специальным протоколом;

— терапию нужно адаптировать таким образом, чтобы максимально сократить продолжительность сессий, до 10-15 минут;

— психотерапевт должен избегать любых интерпретаций;

— сессии не должны провоцировать тревожность и вызывать какие-либо сильные эмоции: это сделает психотерапию контрпродуктивной;

— не должна применяться групповая психотерапия.

Не менее важно, чтобы психотерапевт обладал обширными знаниями и пониманием синдрома Аспергера, например, осознавал, что пациенту легче анализировать ситуации на интеллектуальном, а не на эмоциональном уровне. Психотерапевт и
клиент должны вместе разработать однозначные операциональные цели, сосредоточиться на конкретных и специфических симптомах.

Эттвуд (1999) очень подробно описывает необходимые компоненты такого психологического консультирования. Гер и Пейн (1997) подчеркивают, что подобная психотерапия – это не лечение и даже не смягчение особенностей самого синдрома Аспергера. Психотерапия лишь открывает новую дверь для людей с подобным диагнозом.

Кататония

Кататония – это комплексное расстройство, которое включает различные аномалии в осанке, движениях, речи и поведении, и которое характеризуется как чрезмерными, так и недостаточными движениями (Rogers, 1992; Bush et al, 1996; Lishman, 1998).

Все больше исследований и клинических наблюдений говорят о том, что у некоторых людей с расстройствами спектра аутизма, включая синдром Аспергера, развиваются осложнения, напоминающие кататонию или проявления болезни Паркинсона (Shah and Wing, 2006; Wing and Shah, 2000; Realmuto and August, 1991).

У людей с расстройствами спектра аутизма кататония начинает проявляться с одного из нижеперечисленных симптомов:

— растущая медлительность движений и/или вербальных ответов;

— трудности с инициацией, завершением или подавлением действий;

— растущая зависимость от физических и вербальных подсказок других людей для регуляции действий;

— растущая пассивность и видимое отсутствие мотивации.

Другие проявления и сопутствующие виды поведения включают симптомы, напоминающие болезнь Паркинсона: замирание в одной позе, перевозбуждение и двигательная гиперактивность, значительное увеличение повторяющегося и ритуалистичного поведения.

Среди людей с расстройствами спектра аутизма часто встречается резкое поведенческое и функциональное ухудшение в подростковом возрасте (Gillberg and Steffenburg, 1987). Если наблюдается ухудшение или появляются новые виды поведения, очень важно рассмотреть в качестве возможной причины кататонию. Ранняя диагностика и признание проблем необходимы для купирования кататонии на ранних стадиях. Кататония причиняет огромные страдания, которые только усиливают трудности с целенаправленными движениями и вызывают новые проблемы в поведении.

Существует очень мало информации о причинах или эффективном лечении кататонии. В одном исследовании пациентов с расстройствами спектра аутизма было обнаружено, что у 17% из тех, кто был старше 15 лет, были проявления кататонии или симптомы, напоминающие болезнь Паркинсона, которые сильно ограничивали их подвижность, речь и выполнение повседневных обязанностей. Эти симптомы чаще встречались среди людей с легкими или тяжелыми нарушениями интеллекта, но в некоторых случаях они наблюдались и у высокофункционирующих людей. В некоторых случаях было похоже, что развитие кататонии было связано с сильным стрессом из-за постоянного нахождения в неблагоприятном окружении и неадекватных методов лечения и ухода. В большинстве случаев пациенты, страдающие от кататонии, принимали различные нейролептики.

Существует очень мало данных насчет эффективного лечения кататонии. Ни одно медицинское лечение не оказалось эффективным для пациентов в данном исследовании (Wing and Shah, 2000). Есть изолированные сообщения о людях, которые проходили лечение антидепрессантами и электросудорожной терапией (Realmuto and August, 1991; Zaw et al, 1999).

Учитывая нехватку информации в научной литературе и возможные побочные эффекты медицинских видов лечения, очень важно признать и диагностировать кататонию на самых ранних стадиях и начать воздействовать на ее симптомы и их причины с помощью изменений в окружающей среде, когнитивных и поведенческих методов. Необходима детальная психологическая оценка человека, его окружения, образа жизни, обстоятельств, паттерна ухудшения и кататонии, после чего разрабатывается индивидуальная программа лечения. Общие подходы к индивидуальной программе лечения кататонии обсуждаются в работе Шаха и Уинг (2001).

Заключение

Люди с синдромом Аспергера могут страдать от различных проблем психического здоровья, особенно тревожности и депрессии, а также импульсивности и перепадов настроения. У них могут ошибочно диагностировать психотические расстройства, поэтому очень важно, чтобы их лечащие психиатры были хорошо осведомлены об аутизме и синдроме Аспергера. Стандартное медикаментозное лечение может применяться для лечения депрессии, тревожности и других расстройств. Также могут быть эффективны поведенческие методы психотерапии. Однако любой метод должен тщательно подбираться в соответствии с индивидуальными потребностями и практиковаться под наблюдением квалифицированного специалиста. Нейролептики должны назначаться с крайней осторожностью, и их применение среди людей с аутизмом должно очень тщательно контролироваться из-за повышенного риска двигательных расстройств, включая кататонию.

Представленный выше материал — перевод текста «Mental health and Asperger syndrome».

aspergers.ru

Что такое синдром Аспергера — autizmy-net.ru

Синдром Аспергера является одним из нескольких подтипов аутизма, которые были сложены в единый диагноз — расстройство аутистического спектра (РАС).

Синдром Аспергера считается самым «высоко функциональным» из всего спектра. Дети и взрослые с этим синдромом испытывают сложности с коммуникацией и неспособностью понять невербальные сигналы. Они не понимают намеков и юмора, воспринимают всё буквально или начинают теряться в гипотезах, что означает то или иное высказывание.

Аспергеры имеют ограниченный круг интересов или повторяющееся поведение, однако у них нет существенной задержки речевого и психоречевого развития.

Наоборот, в интеллектуальном развитии часто опережают своих сверстников, некоторые «аспергеры» демонстрируют преждевременный словарный запас — часто в узкоспециализированной области.

Как диагностируется синдром Аспергера

Следующие модели поведения часто связаны с синдромом Аспергера.

Тем не менее, они редко все присутствуют в одном человеке и сильно различаются по степени:

  • Непонимание правил коммуникации, ведет к отсутствию или неадекватному социальному взаимодействию;.
  • «Роботизированная» или повторяющаяся речь.
  • Проблемы с невербальным общением (жесты, выражение лица и т.д.). «Аспи» не понимают мимики и эмоций других людей.
  • Неспособность понять социальные, эмоциональные проблемы или логические фразы.
  • Отсутствие контакта глаз.
  • Отсутствие взаимного разговора. Они не понимают, интересен ли собеседнику разговор.
  • Могут впадать в ступор, когда с ними кто-то здоровается, т.к. «аспи» трудно определиться с вариантом ответа.
  • Одержимость конкретных, часто необычных тем.
  • Односторонние разговоры, тенденция обсуждать себя, а не других. Разговор у людей с синдромом Аспергера часто идет только в узкой области, говорить они могут часами и переключить их на другую тему зачастую невозможно.
  • Монотонные, повторяющиеся движения — стереотипии. Например: раскачивания, странные движения руками, прыжки, излишняя подвижность, моргания и т.д.
  • Социальный дальтонизм. Аспергеры могут слишком громко разговаривать, не соблюдать дистанцию при разговоре с собеседником, подходить к нему вплотную.
  • Излишняя прямолинейность, отсутствие лжи. Они могут сказать обидные вещи, не подразумевая, что человек может обидеться. Например, что вы поправились и нужно похудеть или что суп не вкусный и другие вещи, которые никто не говорит вслух. Сами же аспергеры никогда не затаивают обиду, это чувство им просто не свойственно.
  • Неспособность инстинктивно реагировать на такие «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, ухмылка, грусть, злость и др.

Симптомы детей в возрасте 2-4 лет с синдромом Аспергера часто путают с другими поведенческими проблемами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).  Действительно, у маленьких детей многие симптомы схожи – излишняя подвижность, плохая обучаемость, непослушание и т.д.

Пребывание в «своем мире» можно спутать с плохой концентрацией внимания и рассеянностью. Когда ребенку исполняется 5-6 лет становится ясно, что их трудности в развитии обусловлены в большей мере неспособностью общаться, чем неспособностью сосредоточить свое внимание.

Статьи в тему: 1. Что такое классификация МКБ 10 и как идентифицировать аутизм; 2. Классификация, виды аутизма по DSM-V

Отличие синдрома Аспергера от раннего детского аутизма

В отличие от РДА при синдроме Аспергера не наблюдается существенного отставания в речевом развитии. Наоборот, маленькие аспергеры, как правило, начинают говорить очень рано (1-1,5 года), или же молчат до 3-3,5 лет, а потом начинаю говорить даже лучше своих сверстников, более сложными оборотами и демонстрируют достаточно высокий уровень интеллекта.

Особенно для синдрома Аспергера хараткерно то, что их узконаправленный интеллект при хорошей сохранной памяти позволяет в определенном направлении очень высоко демонстрировать свои знания.

Поэтому складывается впечатление, что Аспергеры имеют более высокий уровень развития, интеллект, чем другие люди. На самом же деле, в большинстве случаев общий уровень интеллекта – ниже нормы, но в узконаправленной тематике (математика, программирование, история и т.д.) человек с этим синдромом может стать гением.

Статья в тему: Аутизм и синдром Дауна — в чем разница

Мозг

Человеческий мозг состоит из левого и правого полушария. Левая часть отвечает за логическое мышление, за язык, за математические операции, правая за музыку и творческие способности. Наш мозг постоянно использует оба полушария, которые соединены через так называемый «мостик» – мозолистое тело, через которое происходит обмен информацией. Если отключить этот «мостик», каждое полушарие начнет работать отдельно, человек будет видеть правым глазом одно, левым – другое. Картинка не будет целостной, изображение получится как в разбитом зеркале. То же самое примерно произойдет и со слухом.

На этом примере можно понять, почему люди с синдромом Аспергера отличаются от нормотипичных людей, почему они реагируют на этот мир иначе, не так как все мы.

Известные люди с синдромом Аспергера

Хотя люди с синдромом Аспергера и испытывают трудности в общении, но это совсем не мешает им добиваться значимых позиций в обществе.

Как, например:

Дон Принц-Хьюз – антрополог, занимается лечением обезьян, приматов. Она пишет, что когда в детстве в зоопарке увидела обезьян, то впервые в жизни смогла «отдохнуть душой». Работники зоопарка заметили, что Дон Принц-Хьюз уделяет много времени приматам, и даже какую-то роль сыграли в том, чтобы она получила школьный аттестат, поступила в колледж и соответственно, потом уже занялась антропологией.

Клей Марзо – серфер, он тоже является Аспергером. В детстве ему просто нравилось заниматься серфингом, хотя окружающие считали это не серьезным занятием. Тем не менее, Клей Марсо начал заниматься этим профессионально и достиг больших успехов – в 10 лет он выиграл первое соревнование по плаванию, в 15 победил на чемпионе по серфингу.

Дэрил Ханна – как ни странно является актрисой, хотя Аспергерам не свойственны профессии, что связаны с общением и перевоплощением.

Сотоси Тадзири – создатель серии «Покемонов», в детстве увлекался коллекционированием и изучением различных насекомых. Даже создавал ловушки для них. В подростковом возрасте у Сатоси появилось новое увлечение – видеоигры. Он забросил учебу, и вошел в игровой бизнес. Далее он начал создавать видеоигры.

И это только маленькая часть успешных людей, которым не помешал диагноз, на самом деле известных Аспергеров намного больше. Главное не опускать руки родителям, педагогам, родным, верить в своих детей, любить их, гордиться и найти в них сильную сторону, чтобы учить и развивать в нужном направлении.

autizmy-net.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *