Содержание

1. 2 Мотивы альтруизма. Социальный обмен (оказание помощи как замаскированный эгоизм).

Главный вопросисследования
альтруизма – это вопрос омотивах,
лежащих в основе таких реакций. Ученые,
которые провели исследование на тему
вмешательства очевидцев в чрезвычайные
ситуации,не смогли обнаружитьличностных детерминант оказания
помощи
, т.е. прямое влияние личностных
черт на склонность к оказанию помощи
не обнаружено. Нет такой личностной
черты – альтруизм.

Одно из объяснений альтруизма дает
теория социального обмена: человеческое
взаимодействие направляется «социальной
экономикой». Мы обмениваемся не только
материальными благами и деньгами, но и
социальными товарами – любовью, услугами,
информацией, статусом. Согласно теории
соц. Обменалюдьми движет желание
достичь
максимально положительногодля себярезультатаприминимуме
расходов
, в крайнем случае достичьравновесия цены и награды. Онивзвешивают затраты и пользу. (В
данном случаепредпосылкой к
просоци­альному поведению
становитсявычисление помогающим субъектом
соотно­шения затрат и пользы
действий
в случае оказания и
неоказания им помощи и сопоставлению
между собой полученных знаний)
.

Люди, вступая в меновые отношения,
стремятся получить вознаграждение.
Этивознаграждениямогут бытьвнешними и внутренними. * Когда
какой-нибудь человек, предлагает свои
услуги, чтобы получить признание или
добиться дружбы, выгода являетсявнешней.
Мы даем, чтобы получить. (*Например, поп-
звезды — Пол Маккартни – получают
некоторые преимущества, жертвуя деньги
и время нуждающимся, т.к. своими
альтруистическими действиями способствуют
популярности своих записей).

Выгоды от оказания помощи могут включать
внутренниесамовознаграждения.*Если мы помогаем страдающему человеку,
мы можем добиться не только общественного
одобрения, но иуменьшить собственные
страдания
(избавиться от дискомфорта)
илиподняться в собственных глазах(повышениеСО).

Д. Майерс приводит доводы Авраама
Линкольна в пользу того, что эгоизм
толкает на совершение всех хороших
поступков. (Эгоизм– мотивация к
тому, чтобы улучшитьсвое собственное
благополучие
.) Линкольн, увидев, что
в пруд, мимо которого проезжала в это
время его карета, упали поросята и
тонут, а свинья производит ужасный шум,
бросился в воду и вытащил поросят.
Объяснил он свой поступок тем, что не
смог бы целый день успокоиться, если бы
проехал мимо и заставил бедную свинью
волноваться за своих крошек.

Альтруистические поступки усиливают
наше чувство собственного достоинства.
Опросы доноров в исследовании Дж.
Пильявин показали, что сдача крови
заставляет их думать о себе лучше, дает
чувство самоудовлетворения.

Но являются ли такие поступки истинно
альтруистическими
? Мы называем их
истинно альтруистичными только потому,
что выгоды от них не бросаются в глаза.
Б.Ф.Скинер (1971), проведя анализ альтруизма,
сделал вывод, что мы уважаем людей за
хорошие поступки только тогда, когда
мы не можем объяснить эти поступки. Мы
объясняем поведение этих людей их
внутренними диспозициями только тогда,
когда нам не хватает внешних объяснений.
Когда же внешние причины очевидны, мы
исходим из них, а не из особенностей
личности.

Таким образом, альтруистическое
поведение
не обязательно бескорыстно.
Во многих случаях оно –явно или неявно
– вознаграждается
.

Анализ затрат и выгодобъясняет,
почему свидетели, наблюдавшие за
хулиганствующими подростками, казались
пассивными. Они отнюдь не были апатичными,
даже наверняка испытывали сильное
потрясение, но были парализованы страхом
возможных потерь в случае их вмешательства.

1.3 Просоциальное поведение, мотивированное
сопереживанием.
Альтруизм, основанный
на сочувствии.

Помимо внешнего и внутреннего подкрепления
существует еще один мотивационный
принцип — подкреп­ление сопереживанием.
Психолог Дэниэл Батсон (1991, 1995) утверждает,
чтопросоциальное поведение мотивируетсякакэгоистически, так и бескорыстно(альтруистически). Так, огорченные
чем-либо, мы стремимся облегчить наши
страдания, либо уклоняясь от неприятных
ситуаций (как священник и левит в притче),
либо оказывая помощь (как самаритянин).

В тех же случаях, когда мы чувствуем
привязанность к кому-либо, мы испытываем
эмпатию (сочувствие), считает Батсон.
Так, любящие родители страдают, когда
страдают их дети, и радуются вместе с
ними.Испытывая эмпатию, мы обращаем
свое внимание не столько на собственный
дискомфорт, сколько на страдания других
.
Подлинноесочувствие мотивирует наспомогать другому в его собственных
интересах
. Такая эмпатия возникает
естественным путем. Даже младенцы одного
дня от роду начинают плакать сильнее,
когда слышат, как плачет другой ребенок.
В родильных домах плач одного ребенка
иногда вызывает целый хор плачущих
голосов. Возможно, мы появляемся на свет
с врожденным чувством эмпатии.

Таким образом, под альтруистической
мотивацией понимается сочувствие,
которое заставляет волноваться о
благополучии другого.
Эмпирические
данные подтверждают, что сочувствие(эмпатия) и просоциальное поведение
прямо связаны друг с другом
.

Чтобы отделить эгоистическое стремление
к уменьшению собственного дистресса
от альтруистической эмпатии,
исследовательская группа Батсона
провела изучение того, что вызывает
эмпатию. *Идея эксперимента состояла в
том, чтобы столкнуть испытуемых и жертву,
оставив первым путь к отступлению. Если
испытуемый руководствуется эгоистическими
мотивами, он предпочтет уход, чтобы
уменьшить собственный дискомфорт
(дистресс) (огорченные чем-либо, мы
стремимся облегчить наши страдания
уклоняясь от неприятных ситуаций).
Наоборот, испытуемые с альтруистической
мотивацией, вероятно, не уйдут, т.к.
желание облегчить страдания жертвы не
исчезнет с уходом.

В эксперименте Батсона студентки
наблюдали за Элайн, доверенным
лицом экспериментатора, которая якобы
подвергалась воздействию электрошока.
Во втором опыте она сделала вид, что
очень страдает, поэтому экспериментатор
спросил, может ли она продолжать
участвовать в эксперименте. Получив
отрицательный ответ, он предложил
наблюдательнице (истинной испытуемой)
продолжить эксперимент, взяв на себя
роль жертвы, подвергавшейся воздействию
тока. В одном случае испытуемым внушили,
что страдающая женщина разделяет многие
их мировоззренческие установки (тем
самым увеличив их эмпатию). В другом
случае испытуемые считали, что Элайн
придерживается противоположных установок
(повышали эгоистическую мотивацию).
Кроме того, регулировалась затрудненность
ухода. В одном случае испытуемые верили,
что после второго опыта можно покинуть
комнату наблюдения и им не придется
наблюдать за страданиями Элайн. В другом
случае им говорили, что они должны
наблюдать эксперимент до конца.

Гипотетически предполагалось, что
испытуемые в условиях возможности легко
уйти и несходства установок будут
помогать неохотно, а при остальных
условиях будут демонстрировать высокую
готовность помочь. Результаты подтвердили
это предположение «один к трем»: только
18% испытуемых готовы были помочь в
условиях легкости/несходства, при трех
остальных условиях количество помощников
оказалось гораздо выше.

Эксперимент показал, что субъекты,
которые
признались, что в ответ на
опасностьощущалив первую очередьличный дискомфорт, действовали
строго в соответствии с ситуацией
,
тогда каксубъекты,признавшиеся,
что в первую очередьсочувствовали
жертве, действовали альтруистически
,
внезависимости от условий,
конструирующих ситуацию.

Таким образом, утверждает Батсон,
альтруизм мотивируется именно
сочувствием
.Сочувственное участие
как характеристика личности может
считаться постоянной альтруистической
мотивацией,
а всегдашнее преобладание
личного дискомфорта – как прочная
эгоистическая ориентация.

Если
суммировать
сказанное, каждый согласится с тем, что
некоторые дей­ствия
по оказанию помощи

являются явно
эгоистическими

(чтобы заслужить
одобрение или избежать наказания
)
или почти
эгоисти­ческими

(стремлением облегчить
внутренний дистресс
).
А существует ли третий тип оказания
помощи — альтру­изм,
просто нацеленный на увеличение
чьего-либо блага
(когда
создание благосостояния для самого
себя выступа­ет лишь в качестве
побочного продукта)? Является
ли оказание помощи, вызванное эмпатией,
источником такого альтруизма
?
Чиальдини (1991) и его коллеги Марк Шал­лер
и Джим Фультц (1988) сомневаются в этом.
Чувство эмпатии к пострадавшему просто
ухудшает настроение, считают они. В
одном из своих экспериментов они убеждали
людей, что их печаль уменьшится, если
попытаться вызвать у себя другое
настроение, например слушая пленку с
запи­сью комедии. При таких условиях
люди, испытывающие эмпатию, не особенно
были склонны к оказанию помощи. Шаллер
и Чиальдини пришли к заключе­нию, что,
если мы ощущаем эмпатию, но знаем, что
что-то еще может улучшить наше настроение,
мы вряд ли будем оказывать помощь. Они
считают, что ни один
эксперимент не может исключить всех
возможных эгоистических мотивов

оказания помощи.

Однако,
после проведения 25 экспериментов по
изучению соотношения
эгоизма и эмпатии

Батсон и другие пришли к выводу, что
некоторые
люди действительно заботятся о
благосостоянии других
,
а не о своем собственном.

Данные выводы могут быть подтверждены
исследованиями мотивов просоциального
поведения в рамках межличностного
подхода. Миллз и Кларк (1982, 1993)
противопоставляли меновые и близкие
взаимоотношения
.Меновые отношения
– это отношениямежду людьми
незнакомыми
или едва знакомыми;близкие – между друзьями,членами
семьи или возлюбленными
. Применовыхвзаимоотношениях человекстремиться
к максимальной награде
, тогда как приблизких –принимает в расчетблагополучие другого. Следовательно,
напрашивается предположение, что применовыхвзаимоотношениях человек
руководствуетсяэгоистическими
мотивами
, а приблизких сочувствием. Человек более склонен
помогать тому, с кем его связывают
близкие взаимоотношения, чем тому, с
кем он вступает в отношения обмена, если
только не предполагается ответной
услуги.

studfiles.net

это человек который действует бескорыстно

Здравствуйте, дорогие друзья и гости моего блога! Сегодня я затрону тему — альтруизма, расскажу о значении этого слова и приведу примеры. Альтруист — это человек который действует бескорыстно, не ожидая ничего в замен.  Мне кажется, что сейчас это очень актуально, и нашему обществу необходимо разбудить в себе эти прекрасные качества. Надеюсь моя статья поможет вам в этом.

Содержание статьи

Значение слова альтруист

Слово альтруист по значению полностью противоположно слову эгоист. То есть это человек, который заботится о других, совершает дела и поступки, приносящие пользу обществу, даже в ущерб самому себе. Это понятие ввел французский социолог Огюст Конт. По его мнению главный принцип альтруизма — жить для других. Конечно слово ущерб мне не очень нравится, так как бескорыстие, это все же действовать не из ущербности, а из изобилия скорей всего. Не обязательно это изобилие проявляется в каких то материальных достояниях человека, скорее это изобилие души и сердца. В статье о сострадании я уже затрагивал немного эту тему.

Существует схожее понятие филонтропия (от греч. человеколюбие). Филонтропы — это люди, которые занимаются благотворительностью. Самая простая форма филонтропии — подать милостыню нуждающимся.

Характерные качества альтруистической личности — доброта, отзывчивость, эмпатия, активность, сострадание. У людей, склонных к альтруизму хорошо работает сердечная чакра. Внешне их можно узнать по глазам, которые излучают теплую лучистость. Как правило, альтруистические личности — оптимисты. Вместо того чтобы тратить время на депрессии и жалобы на этот мир, они просто делают его лучше.

Примеры альтруистической деятельности

Свойства альтруистических поступков у разных полов могут отличаться. Как правило, у женщин они имеют более продолжительный характер. Например, они часто ставят крест на карьере во благо своей семьи. А мужчинам, наоборот, свойственны сиюминутные героические порывы: вытащить человека из пожара, броситься грудью на амбразуру. Как во время Великой Отечественной войны это сделал Александр Матросов и многие другие неизвестные герои.

Желание помогать другим по природе своей заложено во всех живых существах. Это свойственно даже животным. Например, дельфины помогают раненым собратьям держаться на плаву, они могут плавать долгими часами под больным, подталкивая того к поверхности, чтобы он мог дышать. Кошки, собаки, лисы, моржи выхаживают осиротевших детенышей как своих собственных.

Также к альтруизму можно отнести волонтерскую деятельность, донорство, наставничество (только при условии, что учитель не берет за это фиксированную плату).

Известные люди альтруисты

Некоторые альтруистические поступки настолько сильны по своей глубине, что надолго входят в историю. Так, во время Второй мировой войны немецкий промышленник Оскар Шиндлер прославился на весь мир тем, что спас от смерти около 1000 евреев, работавших на его заводе. Шиндлер не был праведным человеком, но спасая своих рабочих, он шел на многие жертвы: тратил уймы денег на откуп чиновникам, рисковал попасть в тюрьму. В честь него написали книгу и сняли фильм «Список Шиндрера». Конечно он не мог знать, что это прославит его, поэтому этот поступок можно считать действительно альтруистическим.

К настоящим альтруистам можно отнести русского врача Федора Петровича Гааза. Он посвятил свою жизнь служению человечеству, за что его стали называть «святой доктор». Федор Петрович помогал бедным людям лекарствами, смягчал участь узникам и ссыльным. Его любимые слова, которые можно сделать девизом для альтруистов, звучат так: «Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное».

К известным альтруистам можно отнести любых духовных учителей и наставников (Христос, Будда, Прабхупада и т.д.), которые помогают людям стать лучше. Они отдают свое время, силы, а порой и жизнь, не требуя ничего взамен.

Лучшей наградой для них может стать то, что ученики приняли знания и стали на путь духовного развития.

Скрытые мотивы

Как я уже говорил, в наших душах природой заложено стремление заботиться об окружающем мире и о людях, ведь все мы взаимосвязаны. Но порой разум берет верх над сердечными порывами. В таких случаях в человеке просыпается эгоизм и забота только о собственном благе.

Приведу пример. Молодая девушка ухаживает за больным престарелым человеком, только лишь потому, что после этого он отпишет на нее свой дом. Можно ли это назвать альтруистическим поступком? Конечно нет, потому что изначальная цель, которую преследует эта девушка, не помощь человеку, а непосредственная выгода после этого.

Но иногда на добрые дела людей толкают такие мотивы, которые могут быть не ясны даже самому альтруисту. Рассмотрим более детально эти скрытые мотивы.

Самореклама

Все чаще благие поступки (бескорыстные на первый взгляд), совершаются с целью повысить свою репутацию. Мировые звезды поголовно занялись благотворительностью и прочей филонтропской деятельностью. Этот мотив называют — «эффект потлача», в честь индейской церемонии демонстративного обмена дарами. Когда между племенами возникали острые распри, то начиналась борьба за авторитет, но это была необычная битва. Каждый вождь племени устраивал пир, на который звал своих недругов. Щедро угощал их и преподносил дорогие дары. Тем самым они показывали свою власть и богатство.

Личная симпатия

Наиболее распространенным мотивом альтруистических поступков является симпатия. Людям приятнее помогать тем, кто им нравится, своим друзьям и любимым. В чем то этот мотив пересекается с саморекламой, потому что одна из его целей — вызвать уважение дорогих нам людей. Но все же есть и существенная разница, потому что здесь присутствует любовь к ближним.

Внутренняя опустошенность

Некоторые люди посвящают всю свою жизнь альтруистическим поступкам и служению обществу, при этом не испытывая внутреннего удовлетворения и гармонии. Причина этому — внутренняя опустошенность, поэтому человек бросает все силы на спасению чужих душ, чтобы не слышать крик о помощи своей собственной.

Истинное бескорыстие

У истинного альтруизма есть два важных принципа — это бескорыстие и душевное удовлетворение от содеянного благого поступка.

Рассмотрим такую ситуацию. Рядом с вами проходит мужчина на костылях и роняет очки. Что вы сделаете? Я уверен, что вы поднимите их и отдадите ему, при этом у вас не возникнет мысли, что он должен сделать что-то хорошее для вас в ответ. Но представьте, что он молча возьмет свои очки и не сказав ни слова благодарности развернется и уйдет. Что Вы почувствуете?  Что Вас не оценили и все люди неблагодарные? Если это так, то истинным альтруизмом не пахнет. Но если не взирая ни на что, от этого поступка на душе у вас потеплеет, то это и есть искренний альтруизм, а не проявление банальной вежливости.

Настоящий альтруист не ищет материальной выгоды (славы,почета,уважения), его цель гораздо выше. Оказывая бескорыстную помощь другим, наша душа становится чище и светлее, а соответственно и весь мир становится чуточку лучше, потому что все в нем взаимосвязано.

И в самом высоком проявление, настоящий альтруизм это служение Богу, и служение другим живым существам, через призму понимания, что они частички Господа, не ожидая при этом ничего взамен.

Для того, чтобы корыстные, эгоистичные люди не “сели на голову” альтруисту, необходимо развивать в себе осознанность. Тогда вы сможете различать тех кто действительно нуждается в помощи, от тех, кто просто пытается вас использовать.

Видео

В завершении хочу рассказать вам историю из древних Ведических писаний, которая иллюстрирует проявление настоящего альтруизма и бескорыстия. Смотрите видео.

Для вас писал Руслан Цвиркун. Желаю вам духовно расти и развиваться. Помогайте в этом своим друзьям и делитесь с ними полезной информацией. Если у вас возникли какие-то уточняющие вопросы, не стесняйтесь спрашивать, я с удовольствием на них отвечу.

 

veda108.ru

Альтруистическое поведение. Мотивы альтруизма. Сопереживание как мотив альтруизма

Альтруизм.

Альтруистическое
поведение
– поступки, направленные на благо другого человека. У «донора»
всегда есть выбор совершать их или нет. (Два события побудившие к изучению
альтруизма: суд над нацистами и убийство Катрин Деневьев).

Под
альтруистическим (просоциальным) поведением понимаются  любые действия,
направленные на благополучие других людей. Такое поведение может быть оценено
по количеству затраченного времени, труда, денежных расходов.

И.
Берковитц (социальный психолог) определяет альтруизм как поведение
осуществляемое ради блага другого человека без ожидания кокой-то внешней
награды. Действия человека не должны быть по профессиональной обязанности (как
врач, воспитатель и т. д.). Примером альтруизма может быть притча о добром самаритянине
(Евангелие).

Мотивы
альтруизма.

Ученые не
смогли выявить личностный детерминант альтруизма. Одно из объяснений альтруизма
дает теория социального обмена:  человеческое взаимодействие направляется 
«социально экономикой», мы обмениваемся не только материальными товарами, но и
социальными (внимание, забота, информация, статус). Согласно этой теории людьми
движет желание достичь максимального положительного для себя результата при
минимуме расходов (в крайнем случае, уравновесить цену и награду). Люди, вступая
в меновые отношения, стремятся получить вознаграждения. Вознаграждение может
быть внешнее и внутреннее. Внешние – благотворительные концерты, отсюда следует
популярность, реклама. Внутреннее – поднятие собственной самооценки.

Таким образом альтруистическое
поведение не обязательно бескорыстно – оно так или иначе вознаграждается (внутренне
или внешне).

Сопереживание
как мотив альтруизма
.  

Помимо внешнего и внутреннего
подкрепления существует сопереживание.

Батсон утверждает, что
альтруизм мотивируется как эгоистически, так и бескорыстно. Когда мы любим
кого-то, мы испытываем эмпатию, сочувствие (радуемся и страдаем со своими
детьми). Эмпатия и альтруизм прямо связаны друг другом.

Эксперимент:
Батсон решил столкнуть испытуемых и жертву и оставить при этом испытуемым путь
к отступлению. Помощница его якобы  подвергалась воздействию электрошока. Следовательно,
она после второй попытки «отказалась » продолжить эксперимент. В двух случаях
оговаривались установки помощницы. Эмпатия увеличивает оказание помощи
(помогали те кто был «близок» ей(ее убеждения)). Батсон пришел к выводу, что
некоторые люди действительно заботятся о благосостоянии других, а не
собственном. Этот вывод подтверждает и исследования альтруизма в рамках
межличностного подхода.

Милс и Кларк
противопоставляли меновые отношения (между незнакомыми) и близкие (между
друзьями, возлюбленными). При меновых отношениях люди стремятся к максимуму
вознаграждения. При меновых отношениях руководствуются эгоистичными
отношениями, а при близких – эмпатией.

Альтруизм
как нормативное поведение.

Иногда мы
помогаем, так как чувствуем что так нужно.

Норма – общественное
ожидание. Оказание помощи – соответствие нормам. Чем меньше общественные нормы
присвоена человеку, тем меньше они оказывают влияние на поведение человека (тем
меньше будет мотивировано получением награды поощрение).

Выделяют 2-е социальные нормы,
которые мотивируют альтруизм:

· 
норма ответственности;

· 
норма взаимности.

Нормы
социальной ответственности
предписывают, что надо помогать людям, которые 
зависят от твоей помощи (старые, больные, бедные), и нет другого социального
института, который мог бы заботится о них. Ответственность зависит от различных
факторов, особенно от каузальной атрибуции. Чем больше человек попавший в затруднительное
положение является виновником своего положения, тем меньше окружающие считают
себя ответственными  за оказание ему помощи. Если мы считаем, что человек попал
в затруднительное положение не по своей вине, тогда мы помогаем.    Но
просоциальные поступки требуют жертв, которые можно было бы избежать, переложив
ответственность на других, в присутствии другого ответственность «размывается».
Вот почему, чем больше людей, тем меньше надежды на помощь. Акцентировать норму
ответственности и желание помочь может влияние образца.

Норма 
взаимности
– универсальный принцип взаимодействия. Если помощь оказывается
с расчетом, на взаимность, то это нельзя назвать альтруизмом. Было подтверждено
экспериментально, что люди помогают другому человеку, если он до этого не
отказывал ему. Признательность оказывается особо сильной, если человек пришел
по доброй воле. Помощь может вызывать даже враждебность, если  человек чувствует
себя чрезмерно обязанным за помощь — эффект реактивности.

Эволюционистический
подход.

Мотивом альтруизма является
защита рода. Наши гены заставляют нас действовать так, чтобы максимально
сохранить или увеличить возможность их выживания. Гены, которые побуждают
отдельных людей действовать бескорыстно, не выживают в ходе эволюционного
созревания. Наши гены заставляют нас заботиться о тех, с кем у нас  кровное
родство. Одна из форм  самопожертвования: самозабвенная любовь к своим детям.
Дети имеют меньшую заинтересованность в выживании своих родителей. Мы
запрограммированы помогать своим близким. Мы в первую очередь оказываем помощь
тем, кто похож на нас.

В первую очередь:

  • молодым (дети), старикам;
  • членам семьи, а потом друзьям;
  • соседям, а потом незнакомым.

Этический групповой 
фаворитизм (по отношению, по признаку групповой принадлежности к тем, с кем у
нас общие черты (такие же гены)).

Взаимность
с точки зрения эволюционизма
.

Дающий
надеется, что потом будет получающим.Индивидуальный эгоизм побеждает в
генетическом соревновании.

Почему
тогда люди помогают другим?

Самопожертвование может возникнуть при групповом отборе, т. к. они защищаются
от других групп, поэтому группа, которая состоит из альтруистов скорее всего
выживет.

Все эти теории дают объяснение
альтруизма. Все они дополняют друг друга. Они объясняют 2 вида:

kursoviki.org

что это такое, виды, плюсы и минусы

Альтруизм – это стремление помочь другим людям не задумываясь о собственной выгоде, иногда в ущерб своим собственным интересам. Этим термином можно назвать желание заботиться об окружающих не ожидая ответной благодарности.

Альтруистом можно назвать человека, который в первую очередь думает о других и всегда готов прийти на помощь.

Альтруизм может быть мнимым и истинным. За мнимым альтруизмом стоит стремление к благодарности или к повышению собственного статуса, когда человек помогает другому, чтобы прослыть добрым и отзывчивым, возвысится в глазах окружающих.

Истинный альтруист готов помочь не только родными и близким, но и незнакомым людям. И главное такой человек не ищет благодарностей взамен или восхвалений. Он не ставит себе целью поставить другого человека в зависимость от себя своей помощью. Альтруист не манипулирует окружающими, оказывая им услуги, проявляя видимость заботы.

Теории альтруизма

Природа альтруизма и мотивы поведения альтруистов активно исследуются как социологами, так и психологами.

В социологии

В социологии выделяют три основных теории природы альтруизма:

  • теория социального обмена,
  • теория социальных норм,
  • эволюционная теория.

Это взаимодополняющие теории и ни одна из них не дает полного ответа на вопрос, почему люди готовы бескорыстно помогать окружающим.

Теория социального обмена базируется на понятии глубинного (латентного) эгоизма. Ее сторонники считают, что подсознательно человек всегда просчитывает свою выгоду, совершая бескорыстный поступок.

Теория социальных норм рассматривает альтруизм как социальную ответственность. То есть подобное поведение часть естественного поведения в рамках социальных норм, принятых в обществе.

Эволюционная теория определяет альтруизм как часть развития, как попытку сохранить генофонд. В рамках этой теории альтруизм можно рассматривать как движущую силу эволюции.

Конечно, сложно определить понятие альтруизм базируясь только на социальных исследованиях для полного понимания его природы необходимо помнить о так называемых «духовных» качествах личности.

В психологии

С точки зрения психологии в основе альтруистического поведения может лежать нежелание (невозможность) видеть страдания других людей. Это может быть подсознательным ощущением.

По другой теории альтруизм может быть следствием чувства вины, помогая нуждающимся человек будто «замаливает грехи».

Виды альтруизма

В психологии выделяют следующие виды альтруизма:

  • моральный,
  • родительский,
  • социумный,
  • демонстративный,
  • сочувственный,
  • рациональный.

Моральный

Основу морального альтруизма составляет нравственные установки, совесть, духовные потребности человека. Поступки и действия согласуются с личными убеждениями, представлениями о справедливости. Реализуя духовные потребности через помощь окружающим, человек испытывает удовлетворение, обретает гармонию с собой и миром. Он не испытывает угрызений совести, так как остается честным по отношению к самому себе. Примером может служить нормативный альтруизм, как вид морального. В его основе лежит стремление к справедливости, желанию отстоять правду.

Родительский

Под родительским альтруизмом понимается жертвенное отношение к ребенку, когда взрослые, не задумываясь о выгоде, и не рассматривая свои действия как вклад в будущее готовы отдать все самое лучшее. Важно, что такие родители действуют с учетом личных интересов ребенка, а не реализуют свои несбывшиеся мечты или амбиции. Родительский альтруизм бескорыстен, мать никогда не скажет ребенку, что потратила лучшие годы на его воспитание, а взамен не получила благодарности.

Социумный

Социумный альтруизм – это безвозмездная помощь родным, друзьям, хорошим знакомым, коллегам, то есть тем людям, которых можно назвать ближним окружением. Отчасти этот вид альтруизма является социальным механизмом, благодаря, которому устанавливаются более комфортные отношения в группе. Но помощь, оказанная с целью последующих манипуляций, не является альтруизмом как таковым.

Демонстративный

Основой такого понятия как демонстративный альтруизм являются социальные нормы. Человек делает «доброе» дело, а на подсознательном уровне ориентируется на «правила приличия». Например, уступить место старики или маленькому ребенку в общественном транспорте.

Сочувственный

В основе сочувственного альтруизма лежит эмпатия. Человек ставит себя на место другого и «прочувствовав» его проблему помогает решить ее. Это всегда действия, направленные на определённый результат. Чаще всего он проявляется по отношению к близким людям и этот вид можно назвать формой социумного альтруизма.

Рациональный

Под рациональным альтруизмом понимается совершение благородных поступков не в ущерб себе, когда человек обдумывает, последствия своих действия. В этом случае соблюдается баланс между потребностями самого индивида и потребностями окружающих.

В основе рационального альтруизма лежит отстаивание собственных границ и доля здорового эгоизма, когда человек не позволяет своему окружению «сесть на шею», манипулировать или использовать себя. Часто добрые и отзывчивые люди не в состоянии сказать нет и вместо того, чтобы решать свои проблемы помогают другим.

Разумный альтруизм залог здоровых отношений между людьми, в которых нет места эксплуатации.

Отличительные черты альтруиста

По мнению психологов, альтруистичными можно назвать поступки, которые характеризуются следующими чертами:

  • Безвозмездность. Совершая тот или иной поступок, человек не ищет личной выгоды или благодарности;
  • Ответственность. Альтруист полностью понимает последствия своих действий и готов нести за них ответственность;
  • Приоритетность. Собственные интересы отходят на второй план, потребности окружающих выходят на первое место;
  • Свобода выбора. Альтруист готов помогать другим по собственному желанию, это его личный выбор;
  • Жертвенность. Человек готов тратить личное время, моральные и физические силы или материальные ресурсы ради поддержки другого;
  • Удовлетворение. Отказываясь от части личных потребностей ради помощи окружающим, альтруист чувствует удовлетворение, не считает себя обделенным.


Часто благодаря альтруистическим поступкам легче раскрыть свой личный потенциал. Помогая нуждающимся, человек может сделать больше, чем для самого себя, почувствовать себя увереннее, поверить в свои силы.

По результатам исследований психологи определили, что совершая альтруистические поступки человек, чувствует себя счастливее.

Какие же личностные качества характерны для альтруистов?
Психологи выделяют следующие особенности характера альтруистов:

  • доброта,
  • щедрость,
  • милосердие,
  • бескорыстие,
  • уважение и любовь к другим людям,
  • жертвенность,
  • благородство.

Общее этих черт личности – их направленность «от себя». Люди, которым они присуще с большей охотой отдают, чем берут.

Альтруизм и эгоизм

С первого взгляда альтруизм и эгоизм кажутся полярными проявлениями личностных качеств. Общепринято считать альтруизм добродетелью, а эгоизм – недостойным поведением. Самопожертвование и бескорыстная помощь окружающим вызывает восхищение, а стремление добиться личной выгоды, пренебрежительное отношение к интересам других людей – осуждение и порицание.

Но если рассматривать не крайние проявления эгоизма, а так называемый разумный эгоизм, то можно увидеть, что в его основе так же как и в альтруизме лежат принципы морали и нравственности. Заботу о себе и желание достичь цели, при этом, не причиняя вреда окружающим, не предавая, нельзя назвать недостойным.

Также и рациональный альтруизм, о котором говорилось выше, является проявлением не только доброты, но и здорового эгоизма.

К крайним проявлениям и эгоизма и альтруизма в обществе негативное отношение. Эгоистов считают бездушными и расчетливыми, зацикленными на самих себе, но и альтруистов забывших о собственных нуждах и отказавшихся от собственной жизни ради окружающих, считают безумными и относятся к ним с недоверием.

В каждом человеке сочетается и эгоистичные черты и альтруизм. Важно развивать последнее, при этом, полностью не отказываясь от собственных интересов и потребностей.

Как развить в себе это качество

Стать добрее и отзывчивее, можно помогая, не задумываясь о благодарности, не стремясь повысить свой общественный статус, прослыть «хорошим» человеком.

Идеально для развития альтруистических черт в себе подойдет волонтерская деятельность. Ухаживая за тяжелобольными в хосписах или брошенными стариками, или навещая постояльцев детских домов, или помогая в приютах для животных, можно проявить свои наилучшие качества доброту, милосердие, щедрость. Можно участвовать в работе правозащитных организациях, помогая людям оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, столкнувшихся с несправедливостью.

Гармония с миром и собой поможет проявить альтруистические качества. При этом бескорыстная забота о нуждающихся может помочь обрести душевный покой.

Плюсы и минусы

Навряд ли кто-то сомневается в том, что альтруизм – это достоинство. Каждое бескорыстное доброе дело или самоотверженный поступок делают наш мир лучшее и добрее. Альтруизм – это то к чему каждый должен стремится. Но в своем крайнем проявлении, когда человек растворяется в помощи другим, забывая о собственных потребностях, позволяя окружающим паразитировать на своей доброте и милосердии можно назвать минусом.

Важно не забывать о себе со всем, позволяя другим использовать себя. Способность поступится собственными интересами ради помощи попавшему в беду или трудную ситуацию, несомненно, заслуживает уважения.

psihter.ru

Альтруизм — что это такое?

Альтруизм – это принцип поведения, согласно которому человек делает добрые поступки, связанные с бескорыстной опекой и благополучием других. Альтруизм значение слова и главный его принцип определяются, как «жить ради других». Термин альтруизм ввёл Огюст Конт основатель социологической науки. Под этим понятием он лично понимал бескорыстные побуждения личности, которые влекут действия, предоставляющие пользу только для других.

К определению альтруизма О. Контом было выдвинуто оппозиционное мнение психологами, которые с помощью своих исследований определили, что альтруизм в длительной перспективе образовывает больше преимуществ, нежели на него было затрачено усилий. Они признали, что в каждом альтруистическом действии есть доля эгоизма.

Как противоположность альтруизму рассматривается эгоизм. Эгоизм – жизненная позиция, согласно которой удовлетворение собственного интереса воспринимается, как наивысшее достижение. Отдельные теории твердят, что альтруизм это в психологии определенная форма эгоизма. Человек получает высшее удовольствие от достижения успехов другими, в которых он принимал непосредственную участь. Ведь в детстве всех учат, что добрые дела делают людей значимыми в обществе.

Но если все же рассматривать альтруизм значение слова, которое переводится, как «другой», тогда оно понимается, как помощь другому, которая проявляется в актах милосердия, заботе и самоотречении ради другого человека. Необходимо, чтобы эгоизм, как противоположность альтруизму присутствовал в человеке в меньшей мере и уступал место доброте и благородству.

Альтруизм может соотноситься с разнообразными социальными переживаниями, например, симпатией, милосердием, сочувствием и доброжелательностью. Альтруистические поступки, которые распространяются за границы родственных, дружеских, соседских, или любых отношений по знакомству, называются филантропией. Люди, которые занимаются альтруистической деятельностью, за пределами знакомств, называются – филантропами.

Примеры альтруизма различаются зависимо от пола. Мужчины склонны к кратковременным порывам альтруизма: вытащить тонущего из воды; помочь человеку, попавшему в сложную ситуацию. Женщины готовы к более долговременным поступкам, они могут забыть о своей карьере, чтобы воспитать детей. Примеры альтруизма отображаются в волонтерской деятельности, помощи нуждающимся, наставничестве, милосердии, бескорыстии, филантропии, донорстве и другом.

Альтруизм, что это такое

Альтруистичное поведение приобретается с воспитанием и вследствие индивидуального самовоспитания.

Альтруизм это в психологии понятие, которым описывается активность человека, ориентированная на заботу об интересах других. Эгоизм, как противоположность альтруизму по-разному толкуется в бытовом использовании, от этого смысл этих двух понятий путается. Так, альтруизм понимается, как качество характера, намерение или общая характеристика поведения человека.

Альтруист может пожелать проявить заботу и потерпеть неудачу в самой реализации плана. Альтруистическое поведение иногда понимается, как проявление искренней заботы о благополучии других больше, нежели о собственном. Иногда, это как проявление одинакового внимания к своим потребностям и к нуждам других людей. Если «других» много, тогда данное истолкование не будет иметь практического смысла, если же относится к двум индивидам, тогда оно может стать крайне важным.

Существует различие между альтруистами, они разделяются на «универсальных» и «взаимных».

«Взаимные» альтруисты – это люди, которые согласны на жертву только ради тех людей, от кого они ожидают аналогичных поступков. «Универсальные» – считают альтруизм этическим законом, и следуют ему, совершая добрые поступки с благими намерениями ко всем.

Альтруизм бывает нескольких видов, которые сразу можно трактовать, как примеры альтруизма. Родительский альтруизм выражается в бескорыстном саможертвенном отношении, когда родители полностью готовы, что должны будут отдать материальные блага и вообще собственную жизнь ребенку.

Нравственный альтруизм это в психологии реализация нравственных потребностей ради достижения внутреннего комфорта. Это люди, имеющие повышенное чувство долга, которые предоставляют бескорыстную поддержку и получают моральное удовлетворение.

Социумный альтруизм распространяется лишь на людей из ближайшего круга – друзей, соседей, коллег. Такие альтруисты предоставляют бесплатные услуги этим людям, что делает их более успешными. Поэтому ними часто манипулируют.

Сочувственный альтруизм – люди испытывают эмпатию, понимают потребности другого, искренне переживают и могут помочь ему.

Демонстративный тип альтруистического поведения проявляется в поведении, что поддается контролю общепринятым нормам поведения. Такие альтруисты руководствуются правилом «так положено». Они проявляют свой альтруизм в безвозмездных, жертвенных поступках, используя личное время и собственные средства (духовные, интеллектуальные и материальные).

Альтруизм это в психологии стиль поведения и качество характера индивида. Альтруист ответственный человек, он способен индивидуально принять ответственность за поступки. Он ставит интересы других выше, чем собственные. Альтруист всегда владеет свободой выбора, ведь все альтруистические поступки совершаются им самим только по собственному желанию. Альтруист одинаково остается удовлетворенным и не ущемленным, даже когда поступается личными интересами.

Происхождение альтруистического поведения представлено в трех главных теориях. Эволюционная теория объясняет альтруизм через определение: сохранение рода есть движущей развивающей силой эволюции. В каждом индивиде заложена биологическая программа, согласно которой он склонен совершать добрые поступки, которые ему лично не приносят пользу, но он сам понимает, что делает все это для всеобщего блага, сохранения генотипа.

По теории социального обмена – в разнообразных социальных ситуациях совершается подсознательный учет основных ценностей в социальной динамике – информации, взаимных услуг, статуса, эмоций, чувств. Оказавшись перед выбором – помочь человеку или мимо пройти, индивид инстинктивно сначала просчитывает возможные последствия своего решения, он соотносит затраченные силы и полученную личную выгоду. Данная теория демонстрирует здесь, что альтруизм является глубинным проявлением эгоизма.

По теории социальных норм законы социума твердят, что совершение безвозмездной помощи является естественной необходимостью человека. Данная теория основывается на принципах обоюдной поддержки равных, и на социальной ответственности, помощи людям, что не располагают возможностью ответить взаимностью, то есть маленькие дети, больные люди, пожилые или малоимущие. Здесь мотивацией альтруистических поступков считаются социальные нормы.

Каждая теория анализирует альтруизм разносторонне, не дает единственного и полного объяснения его происхождения. Вероятно, это качество стоит рассматривать в духовной плоскости, поскольку вышеописанные теории социологического характера и ограничивают изучение альтруизма, как личностного качества и выявления мотивов, что побуждают человека действовать бескорыстно.

Если происходит ситуация, где другие являются свидетелями поступка, тогда индивид, который его совершает, будет готов к альтруистическому действию больше, нежели в ситуации, когда никто не наблюдает за ним. Это происходит через стремление человека выглядеть хорошо перед окружающими. Особенно, если наблюдателями являются значимые люди, чье расположение к себе он принимает, как очень ценное или эти люди также ценят альтруистические поступки, человек будет стараться придать своему поступку еще большего благородства и демонстрировать свою бескорыстность, не ожидая, что его отблагодарят.

Если возникает ситуация, в какой вероятна опасность того, что отказ в помощи конкретному человеку значит то, что индивиду придется нести за неё персональную ответственность, по закону, например, тогда он, конечно, будет более расположен действовать альтруистически, даже когда лично этого не хочет делать.

Дети, в основном, проявляют альтруистические поступки через подражание взрослым или другим детям. Это совершается до того, как они понимают необходимость такого поведения, даже если другие поступают по-другому.

Альтруистическое поведение, как результат простого подражания может случаться в группе и подгруппе, в какой другие люди, что окружают данного индивида, делают альтруистические поступки.

Также как человек проявляет симпатию к людям, которые на него похожи, также он тянется помогать таким людям. Здесь альтруистические действия управляются сходством и отличием от человека тех, кому он помогает.

Принято думать, что поскольку женщины слабый пол, значит, мужчины должны помогать им, особенно, когда ситуация требует физического усилия. Поэтому за нормами культуры мужчины должны действовать альтруистически, но если случается, что мужчина нуждается в женской помощи, тогда себя альтруистически должны вести женщины. Это является мотивацией альтруизма, образованной на гендерных различиях.

Так происходит в ситуациях, когда требуется помочь индивиду определенного возраста. Так, дети, пожилые люди намного больше нуждаются в помощи, нежели индивиды среднего возраста. К этим возрастным категориям люди должны проявлять альтруизма больше, чем к взрослым, которые еще могут сами помочь себе.

Такие аспекты, как актуальное психологическое состояние, особенности характера, религиозные наклонности, относятся к персональным особенностям альтруиста, влияющие на его поступки. Поэтому, объясняя альтруистические действия, нужно учитывать текущее состояние альтруиста, и принимающего его помощь. Также в психологии определяют личностные качества, что содействуют, либо препятствуют альтруистическому поведению. Содействуют: доброта, эмпатия, порядочность, надежность, а препятствуют: черствость, агрессивность, безразличие.

psihomed.com

Понятие об альтруистической мотивации

Понятие об альтруистической мотивации

Теоретическое введение

Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологи наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманаый характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности. Например, субъект может оказывать помощь и поддержку незнакомому человеку или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является. Принцип альтруизма играет существенную роль в формировании нравственного облика личности.

Альтруистическая ориентация является довольно распространенней формой человеческой активности, играющей роль в межличностных контактах, внутригрупповом взаимодействии, общении и совместной деятельности людей.

Это относится как к разработке теоретических схем анализа, так и к созданию соответствующих диагностических методик. Один из авторитетных исследователей мотивации Х. Хекхаузен констатирует, что, несмотря на изобретательность в организации ситуационных обстоятельств и их варьировании, до сих пор не удалось создать диагностическую методику измерения «мотива помощи».’

Недостаточная экспериментальная изученность альтруистического поведения со сторона его мотивационно-смысловых детерминант, особенно в отношении контингента взрослых испытуемых, определяет важность и актуальность предпринятого исследования альтруистической мотивации.

Остановимся сначала на некоторых существенных аспектах, связанных с представлениями о личностных детерминантах альтруистического поведения.

Если. используя понятия просоциального и помогающего, поведения исследователи нередко абстрагируются от их мотивационной основы, фиксируя лишь внешние (процессуальные и результативные аспекты), то понятие альтруистического поведения неотделимо от внутренней мотивации этой формы активности, ибо под альтруистическими понимаются только бескорыстные помогающие действия, не сулящие субъекту никаких внешних наград и поощрений, иными словами, альтруистическое поведение является непрагматическим по своей сути. За пределами альтруизма оказываются формы помогающего поведения, основанные на корыстном расчете и действия, связанные с соображениями затрат и пользы от совершаемых благодеяний. В сферу собственно альтруистических проявлений не включаются также акты помощи, осуществляемые на уровне регуляции социально-нормативного типа.

К ним относятся:

Во-первых, шаблонно-стереотипные проявления помощи (культурные привычки, правила этикета), составляющие как бы операциональный состав просоциального стиля поведения.

Во-вторых, к социально-нормативным просоциальным действиям, не являющимся собственно альтруистическими, относятся акты помощи, осуществляемые в соответствии с внешними социальными требованиями ж ожиданиями, а не на уровне внутренних личностных детерминант. Примерами такого внешнего выполнения социальных норм при поддерживающем влиянии окружения могут служить: помогающие действия в ответ на демонстрацию модели помощи, следование норме взаимности (расплата за услугу услугой), выполнение нормы ответственности в соответствии с ожидаемым от человека поведением, временное повышение просоциальности членов группы, живущей по принципу «здесь и теперь».

Альтруистическая мотивация — это всегда внутренняя личностно-смысловая мотивация, описываемая понятием смыслообразупцего мотива. Среда внутренних мотивацинных механизмов собственно альтруистического содержания следует различать два мотива, являющихся смысловыми детерминантами альтруизма — мотив морального долга и мотив сочувствия.

Анализ теоретических работ и данных экспериментальных исследований отечественных и зарубежных психологов по проблематике альтруистического поведения подтверждает реальность существования альтруистических мотивов как самостоятельных психических образований. Однако, раскрывая содержание мотива бескорыстной помощи, или мотива блага для другого, одни исследователи интерпретируют этот мотив как интериоризованную альтруистическую норму, а другие — как проявление действенного сопереживания или сочувствия. Таким образом, выделяются два основных подхода к пониманию мотиаационной природы альтруистического поведения:

www.wikidocs.ru

Альтруизм — антипод эгоизма. Стоит ли связываться с альтруистами?

Фильм «Просто так»

Альтруизм бывает просто из-за хорошего настроения. Ну и отлично!
скачать видео

​​​​​​​

Альтруизм (от лат. alter — другой) — бескорыстная забота о другом человеке (других людях). Противоположность альтруизму — эгоизм. Близко — позиция Творца и позиция Ангела.

Альтруист — человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на сверхсознательном, ни на подсознательном уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде. Если альтруисту важна нравственная чистота его намерений, полная свобода от корысти, он стремится оказать помощь не близкому, а совершенно постороннему человеку.

Помогая друзьям, близким и любимым, мы, бывает, рассчитываем на взаимность. Есть матери, которые много вкладывают в своих детей, но обычно за этим есть понимание, что это «мои дети», есть желание воплотить в этих детях «свои идеалы», есть надежда на то, что они позаботятся о матери в старости или хотя бы скажут матери «Спасибо!».

Альтруист избегает всего этого. Альтруист просто дает, в этом вся суть. Никакого завтра у альтруиста нет, он не считает, сколько он вложил, и у него нет ожидания, что ему что-то вернется из того, что он вложил.

Альтруист — обычно мягкий, спокойный человек. Альтруист может часто предлагать кому-то помощь и надолго увлекаться деланием чужих дел, мало вспоминая о своих. Для альтруиста трудно сесть кушать, не позвав кого-то разделить с ним еду. Когда альтруисту удается кому-то помочь или выполнить чью-то просьбу, он внутри искренне рад. Он радуется чужим успехам и искренне сопереживает чужим трудностям.

Альтруизм бывает разный. Часто встречается недалекий альтруизм с торопливым желанием быстрее отдать первым попавшимся людям все, что у человека есть, просто потому, что они сильно нуждаются. Негативной стороной многих альтруистов является как раз то их качество, что они иногда слишком сильно забывают о себе. Человек, который считает, что о себе заботиться не нужно — не ценит и не уважает себя. Кроме того, это недальновидно. Если бы человек действительно заботился об окружающих, он бы задумался о том, за счет каких ресурсов он собирается о ком-либо заботиться. Он обязан был бы вначале обязательно позаботился о себе, чтобы он был хотя бы здоровый, умытый, еще чтобы имел машину, чтобы развозить свои подарки окружающим, чтобы у него на эти подарки были деньги… Мудрый альтруизм предполагает разум и осмотрительно разбирается, кому сколько чего дать, учитывая последствия этого, и предпочитает «не рыбкой накормить, а научить пользоваться удочкой», чтобы человек мог уже кормить себя сам.

Впрочем, в реальности таких чистых альтруистов мало, чаще альтруистами называют тех людей, которые склонны помнить о том, что кроме их интересов есть окружающие люди и о других заботится тоже. Впрочем, уже не совсем альтруизм. В Синтоне для этого есть специальное название — Творцы. Творец в своей жизненной стратегии разумнее альтруиста. Творец действительно хочет заботиться не только о себе, а еще о людях и жизни, но для того, чтобы делать это разумно, грамотно, долго и т. д., он заботится о том, чтобы у него было что-то, чтобы он сам был достаточно здоровый, богатый человек, тогда его помощь будет реальной. А так же нужно заботиться о том, чтобы его помощь была действительно нужна, чтобы ему не приходилось никого догонять после того, как он о ком-то позаботился, а от него все разбегаются.

Альтруизм стал отдельной темой экспериментальной социальной психологии и изучается под общей рубрикой просоциального поведения. Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения. Особенно много усилий было потрачено на изучение помогающего поведения и вмешательства случайных свидетелей.

В академической психологии известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение. «Теория социальных норм» исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил, например, «норма взаимности» побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь, а норма «социальной ответственности» заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас. «Эволюционная теория альтруизма» исходит из того, что альтруизм нужен для «защиты собственного рода» (из книги Д. Майерс «Социальная психология​»).

Читайте статьи на тему: «Эгоистичны ли мы по своей природе?»: Биологически мы эгоистичны и оппонирующая ей статья Почему мы не рождаемся эгоистами.

www.psychologos.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о