Глава 1. Агрессия в подростковом возрасте

1.1 Понятие агрессии и подходы к её изучению

Одна
из главных проблем в определении агрессии
в том, что этот термин подразумевает
большое разнообразие действий. Когда
люди характеризуют кого-то как
агрессивного, они могут сказать, что он
обычно оскорбляет других, или что он
часто недружелюбен, или же что он, будучи
достаточно сильным, пытается делать
все по-своему, или, может быть, что он
твердо отстаивает свои убеждения, или,
возможно, без страха бросается в омут
неразрешимых проблем. Таким образом,
при изучении агрессивного поведения
человека мы сразу же сталкиваемся с
серьёзной и противоречивой задачей:
как найти выразительное и пригодное
определение основного понятия.

Согласно
одному из определений, предложенному
Бассом, агрессия – это любое поведение,
содержащее угрозу или наносящее ущерб
другим.

Второе
определение, предложенное, несколькими
известными исследователям, содержит
следующее положение: чтобы те или иные
действия были квалифицированы как
агрессия, они должны включать в себя
намерение обиды или оскорбления, а не
просто приводить к таким последствиям.
И, наконец, третья точка зрения, высказанная
Зильманом, ограничивает употребление
термина агрессия попыткой нанесения
другим телесных или физических
повреждений.1

Несмотря
на значительные разногласия, относительно
определений агрессии, многие специалисты
в области социальных наук склоняются
к принятию определения, близкого ко
второму. В это определение входит как
категория намерения, так и актуальное
причинение оскорбления или вреда другим.
Таким образом, в настоящее время
большинством принимается следующее
определение: Агрессия – это любая форма
поведения, нацеленного на оскорбление
или причинение вреда другому живому
существу, не желающему подобного
обращения.

Это
определение предполагает, что агрессию
следует рассматривать как модель
поведения, а не как эмоцию, мотив или
установку. Это важное утверждение
породило большую путаницу. Термин
агрессия часто ассоциируется с негативными
эмоциями, – такими как злость; с мотивами,
– такими как стремление оскорбить или
навредить; и даже с негативными
установками, – такими как расовые или
этнические предрассудки. Несмотря на
то, что все эти факторы, несомненно,
играют важную роль в поведении, результатом
которого становится причинение ущерба,
их наличие не является необходимым
условием для подобных действий. Злость
вовсе не является необходимым условием
нападения на других; агрессия
разворачивается как в состоянии
полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно
эмоционального возбуждения. Также
совершенно не обязательно чтобы агрессоры
ненавидели или даже не симпатизировали
тем, на кого направлены их действия.
Многие причиняют страдания людям, к
которым относятся скорее положительно,
чем отрицательно.

1.2 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков

Подростковый
возраст – один из наиболее сложных
периодов развития человека. Несмотря
на относительную кратковременность (с
14 до 18 лет), он практически во многом
определяет всю дальнейшую жизнь
индивидуума. Именно в подростковом
возрасте преимущественно происходит
формирование характера и других основ
личности. Эти обстоятельства: переход
от опекаемого взрослыми детства к
самостоятельности, смена привычного
школьного обучения на другие виды
социальной деятельности, а также бурная
гормональная перестройка организма –
делают подростка особенно уязвимым и
податливым к отрицательным влияниям
среды.

Современный
подросток живёт в мире, сложном по своему
содержанию и тенденциям социализации.
Это связано, во-первых, с темпом и ритмом
технико-технологических преобразований,
предъявляющих к растущим людям новые
требования. Во-вторых, с насыщенным
характером информации, которая создаёт
массу «шумов», глубинно воздействующих
на подростка, у которого ещё не выработано
чёткой жизненной позиции. В-третьих, с
экологическими и экономическими
кризисами, поразившими наше общество,
что вызывает у детей чувство безнадёжности
и раздражения. При этом у молодых людей
развивается чувство протеста, часто
неосознанного, и вместе с тем растёт их
индивидуализация, которая при потере
общесоциальной заинтересованности
ведёт к эгоизму. Подростки больше других
возрастных групп страдают от нестабильности
социальной, экономической и моральной
обстановки в стране, потеряв сегодня
необходимую ориентацию в ценностях и
идеалах, – старые разрушены, новые не
созданы.1

Личность
ребёнка и подростка формируется не сама
по себе, а в окружающей его среде. Особенно
важна роль малых групп, в которых
подросток взаимодействует с другими
людьми.

Сочетание
неблагоприятных биологических,
психологических, семейных и других
социально-психологических факторов
искажает весь образ жизни подростков.
Характерным для них становится нарушение
эмоциональных отношений с окружающими
людьми. Подростки попадают под сильное
влияние подростковой группы, нередко
формирующей асоциальную шкалу жизненных
ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль
и круг общения способствуют развитию
и закреплению девиантного поведения.
Таким образом, имеющий место отрицательный
микроклимат во многих семьях обуславливает
возникновение отчуждённости, грубости,
неприязни определённой части подростков,
стремления делать всё назло, вопреки
воли окружающих, что создаёт объективные
предпосылки для появления демонстративного
неповиновения, агрессивности и
разрушительных действий.

Интенсивное
развитие самосознания и самокритичности
приводит к тому, что ребёнок в подростковом
возрасте обнаруживает противоречия не
только в окружающем мире, но и собственного
представления о себе.

Стихийно
складывающиеся компании сверстников
объединяют подростков, близких по уровню
развития, интересам. Группа закрепляет
и даже культивирует девиантные ценности
и способы поведения, оказывает сильное
влияние на личностное развитие подростков,
становясь регулятором их поведения.
Утрачиваемое подростками чувство
дистанции, ощущение допустимого и
недопустимого приводит к непредсказуемым
событиям. Существуют особые группы, для
которых характерна установка на
немедленное удовлетворение желаний,
на пассивную защиту от трудностей,
стремление перекладывать ответственность
на других. Подростков в этих группах
отличает пренебрежительное отношение
к обучению, плохая успеваемость, бравада
невыполнением обязанностей: всячески
избегая выполнять какие-либо обязанности
и поручения по дому, готовить домашние
задания, а то и посещать занятия, подобные
подростки оказываются перед лицом
большого количества «лишнего времени».
Но для этих подростков характерно именно
неумение содержательно проводить досуг.
У подавляющего большинства таких
подростков отсутствуют какие-либо
индивидуальные увлечения, они не
занимаются в секциях и кружках. Они не
посещают выставки и театры, крайне мало
читают, а содержание прочитанных книг
обычно не выходит за рамки
приключенческо-детективного жанра.
Бессодержательно проводимое время
толкает подростков на поиск новых
«острых ощущений «. Алкоголизация
и наркотизация теснейшим образом
вплетаются в структуру девиантного
образа жизни подростков. Часто подростки
распитием спиртного как бы отмечают
свои «заслуги»: удачные похождения,
хулиганские поступки, драки, мелкие
кражи.1Объясняя
свои плохие поступки, подростки имеют
неправильное представление о
нравственности, справедливости, смелости,
храбрости.2

Дети
подросткового возраста особенно зависимы
от микросреды и конкретной ситуации.
Одним из определяющих элементов
микросреды в отношениях формирующих
личность, является семья. При этом
решающим является не её состав – полная,
неполная, распавшаяся, – а нравственная
атмосфера, взаимоотношения, которые
складываются между взрослыми членами
семьи, между взрослыми и детьми.
Установлено, что уровень физической
формы агрессивного поведения наиболее
выражен у детей из рабочей среды, а
наиболее агрессивными являются дети
из среды сельских механизаторов. Вместе
с тем у подростков этой группы отмечается
минимальный уровень негативизма.
Вербальные формы агрессивного поведения
типичны для большинства подростков из
семьи служащих среднего звена. В то же
время эти подростки отличаются
сравнительно невысоким уровнем физической
формы агрессивного поведения. По уровню
косвенной агрессии на первом месте
подростки из семей подсобных работников
и семей руководящих служащих. Повышенным
негативизмом отличаются подростки из
среды руководящих работников и семей
интеллигенции (врачи, учителя, инженеры).
Менее всего выражено агрессивное
поведение у подростков из среды торговых
работников. Видимо в этом случае
сказывается не только материальное
благосостояние, но и выработанное в
этой среде стремление избегать конфликтов,
сглаживать возникающие противоречия,
не обострять ситуацию.

studfiles.net

кто виноват, и что делать?

Недавно моя знакомая пожаловалась, что ее дочь-подросток стала просто неуправляемой, агрессивной и совершенно отказывается идти на контакт. Никакие уловки не помогают, девочка одинаково агрессивно реагирует и на кнут, и на пряник.

И я задумалась: а, действительно, в наше время подростки изменились очень сильно. Понятное дело, во все времена отличительной чертой подрастающего поколения был протест. Именно молодежь является движущей силой любой революции, протестных настроений, изменений. Но все-таки раньше это был именно протест против старшего поколения, а не акт агрессии. И сам по себе протест – это нормально, он помогает подростку «отпочковаться» от родительской опеки, понять, кто ты есть на самом деле, и научиться стоять на собственных ногах.

Также это было свойственно мальчикам больше, чем девочкам. Да, никто не отменяет суфражисток и феминисток, исторические факты женского протеста, которые привели к кардинальным изменениями в мире. Но все-таки протест девочки-подростка раньше был выходом за пределы нормы, потому что сама женская природа мягкая, податливая, восприимчивая, эмоциональная. В прежние годы протест девочки-подростка выражался в излишней восприимчивости, трагедизации обстоятельств, повышенной эмоциональности, слезливости. Всегда считалось, что девочки намного ранимее мальчиков, эмоционально уязвимее, и именно поэтому их нужно беречь, а не из-за физической слабости.

Так откуда же взялись нынешние изменения? В какой исторический момент времени эмоциональная ранимость девочки переросла в агрессию? Есть ли этому обоснование и с точки зрения биологии, и с точки зрения социологии?

Причины агрессии девочек-подростков

На самом деле причин такого поведения может быть много. Конечно же, в первую очередь следует рассматривать агрессию, как способ самозащиты. Девочка может защищаться от психологического давления в школе или дома, от какой-то психологической травмы, а, может, даже и от физической, о которой родители ничего не знают. В любом случае это связано с тем, что девочка не чувствует себя в безопасности, не чувствует, что близкие люди защищают ее. Поэтому вынуждена защищаться сама. Как умеет. И заодно она очень злится на родителей за то, что они лишили ее чувства защищенности.

На втором месте по распространенности стоит неудовлетворенность взаимоотношениями с родителями. Отсутствие понимания со стороны родителей по вопросам, которые чрезвычайно важны для девочки-подростка, вызывает у последней агрессию. И в этом случае агрессия – это уже наказание родителей за неправильное поведение.

Такой тип агрессии бывает также в тех случаях, когда девочка сильно разочаровывается в близких людях. Допустим, она узнает какой-либо нелицеприятный факт о родителях, который полностью опрокидывает сложившиеся у девочки представление о маме и папе, как о святых людях. Какой-то грязный секретик, что-то, что умаляет достоинства родителей, низвергает их с пьедестала (например, измена), неминуемо вызовет очень агрессивную реакцию девочки-подростка.

Внутренняя причина агрессии

Но все это — внешние причины агрессии, которые связаны с воздействием на девочку других людей. А существуют еще и внутренние, субъективные причины. Во-первых, гормональная перестройка проходит у всех подростков по-разному.

Продолжение следует…

www.wild-mistress.ru

Причины агрессивности у подростка. Что нужно знать родителям?



Нередко родители и педагоги сталкиваются с агрессивным поведением подростков. Тому можно придумать различные объяснения: изменения в гормональном фоне, психологическая перестройка, агрессивность — вариант нормы для переходного возраста. Однако, не всё так просто, как кажется. Родители должны знать основные причины агрессивности у подростка. Это позволит предпринять меры для их устранения. Только взрослые способны помочь ребенку избежать множества проблем в жизни.

Что такое агрессивность?

Агрессивность -это склонность человека к проявлению насилия для достижения своих целей. Проявляться агрессивность может по-разному. У агрессивного подростка преобладают чувства обиды, раздражительности, тревожности, злости, подозрительности. Также могут возникать чувство вины и угрызения совести. Подросток убеждает себя, что поступает правильно, проявляя насилие.

Причины агрессивности у подростка

  • Ошибки в воспитании родителей и педагогов — самая частая причина агрессивности у подростков. Подросток станет (или уже стал) агрессивным, если родители или педагоги привыкли использовать суровые физические наказания и постоянно словесно унижать ребенка. Особенно болезненно для детской психики — прилюдное унижение. Такое воспитание приводит к появлению желания у подростка отомстить за обиды. Наиболее простой способ — выплеснуть гнев на слабых, т.е. причинить боль и страдание птицам, животным, детям, пожилым людям.
  • Низкая самооценка подростка, застенчивость. Соответственно для него характерным становится отсутствие собственного мнения и неумение отказывать. Если такой подросток попадает в плохую компанию, то ему трудно из нее вырваться. В этом случае начинает срабатывать принцип “куда все-туда и я”. Подросток выполняет приказы “вожака”.
  • Чтобы остаться в среде своих подросток должен участвовать в «махачах» (драках). Например, компания подходит к подростку, который неправильно по их мнению одет с вопросом: “Поясни за шмот?”. Что бы ни ответил тот, его начинают избивать. На одного нападает вся “стая” подростков. Девушки сопровождают парней на такие “мероприятия” и также участвуют в драках. Таким способом подростки зарабатывают себе авторитет.
  • Некоторые подростки выкладывают сцены насилия и издевательств с их участием в соцсетях и таким образом пытаются поднять самооценку. Также подросток с низкой самооценкой по приказу “вожака” будет пробовать алкоголь, сигареты, наркотики.
  • Следует отметить, что формирование низкой самооценки у подростка имеет корни в детстве. Это может быть следствием неправильной критики ребенка родителями, отсутствие или недостаток их внимания, неприятие родителями индивидуальных особенностей ребенка. Также низкой самооценке подвержены дети, чьи родители склонны недооценивать себя и ощущать зависимость от других.
  • Огромное количество сцен насилия и агрессии в фильмах, компьютерных играх, которые регулярно смотрит подросток или в которые играет. В таких сценах никто из героев не выражает ни капли сострадания к избитым или убитым. Подросток видит единственной способ решения всех проблем — силовой. Для его психики это становится нормой.
  • Различные страхи, среди которых преобладают социальные (относятся к общественной жизни). Например, страх быть отвергнутым среди одноклассников. У многих подростков существует страх смерти. На этой почве возникает “брезгливое” отношение к пожилым людям, которые являются олицетворением конца жизни. Такие подростки проявляют агрессию к представителям старшего поколения. Помимо этого, подросткам из-за чувства страха свойственно кучковаться и доказывать, что время отцов ушло. На смену идет более смелое, дерзкое поколение.
  • “Хайпиться” перед парнем или девушкой. Подросток выпендривается, делает что-то напоказ, лишь бы завоевать симпатию, вызвать восхищение у представителя противоположного пола.

Зная основные причины подростковой агрессивности, родители должны предпринять меры для ее устранения. Не нужно надеяться на “авось” и думать, что с возрастом само пройдет. Потом может быть слишком поздно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

kinderboo.ru

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

В настоящее время проблема агрессивного поведения у подростков приобретает острую социальную направленность. Этот вопрос притягивает заинтересованность юристконсультов, социологов, преподавателей, специалистов по психологии, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и «снижения» агрессивности, в особенности подростковой. Сегодняшняя действительность вынуждает специалистов по психологии по-новому посмотреть на проблему агрессии подростков в мире.

Термин «агрессия» применяется достаточно обширно как в повседневной речи, так и в научной литературе. Данная проблема включает в себя большое число нюансов. Существуют различные точки зрения относительно проблемы агрессивного поведения, но анализ работ, посвященных этому вопросу, показывает, что в основу большинства определений данного понятия заложена мысль о том, что агрессия связана с причинением вреда другому.

Согласно словарю психологических терминов А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, «агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные негативные в физиологическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния» [1]. Агрессивное поведение выступает одним из главных методов разрешения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве: средства достижения какой-либо значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [3, с. 15].

В процессе формирования социального поведения у подростка агрессия выполняет ряд немаловажных функций:

  • освобождает от боязни;
  •  защищает от внешней угрозы;
  •  помогает адаптироваться в обществе старших.

На настоящий период времени большое число трудов посвящено обсуждению природы и специфики агрессивного поведения в подростковом возрасте. Данной проблемой занимались такие авторы как А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Л.Ю. Соловьева, И.А. Фурманов, ведь именно подростковый возраст причисляется специалистами-психологами к уровню наиболее проблематичных.

Подростки живут в период быстрого изменения социально-экономических условий и политической напряженности, что приводит к усугублению проявлений агрессии с их стороны. Агрессия оказывает губительное влияние для подростка, так как именно агрессия отрицательно сказывается и на учебной деятельности, ина взаимоотношениях с родителями, друзьями, сверстниками, на индивидуальном развитии и на успешности будущей реализации в социуме.

Форма агрессивного поведения индивидуальна для каждого человека. Существуют факторы, которые влияют на характер и способы выражения агрессивности. К ним относятся биологические, половые факторы, возраст, образование, расово-этническая принадлежность, состояние человека, социальный аспект, влияние СМИ, личностные особенности [2, с. 46].

Можно отметить несколько факторов проявления агрессивного поведения у подростков.

В первую очередь агрессивное поведение подростков связано с тем, что в промежуток с 11-ти до 15-ти лет человек переживает биологические изменения — половое созревание и психологические — появление большого количества новообразований, касающихся самосознания и эмоциональной сферы. Под воздействием отмеченных изменений подросток начинает ощущать себя взрослым, полноправным членом общества, семьи, класса. Вследствие этого наблюдается появление внутреннего конфликта между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой.

В виду эмоциональных отличительных черт данного периода подросток стремится к реализации себя, как личности, однако из-за недостатка знаний и жизненного опыта иногда встречаются с трудностями и преградами реальной жизни. На пути к достижению целей, которые еще содержат в себе детскую наивность и мечтательность, хотя и воспринимаются вполне серьёзно, подросток сталкивается с препятствиями, от которых требуется принятие взрослых решений, ответственность и уверенность, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития. В последующим эта причина и влияет на возникновение проблем агрессивного поведения подростков в современном мире.

Следует заметить, что личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Определяющую значимость в становлении личности подростка играет семья – та социальная сфера, в которой он живёт и воспитывается. Семьи, ведущие антиобщественный стиль жизни, прививают соответствующим способом новую личность – ребёнка. Нуждаясь в родительской ласке и понимании, испытывая предвзятое отношение со стороны «благополучных» сверстников, такой ребёнок неизбежно придёт к пониманию того, что он окружён противниками. Равно как, достигнув подросткового возраста, почувствовав силу, он направит свою агрессию на ровесников из благоприятных семей, видя во всех без исключения своих былых обидчиков. И, по сути, причина в проявлении подобного поведения находится в социальной среде, в каковой вырос ребенок.

Агрессивное поведение у подростков может быть спровоцировано продолжительной напряженной обстановкой, вызванной дефицитом любви, заботы и общения со старшими членами семьи или непониманием и отверженностью в социуме.

Кроме этого, в становлении агрессивного поведения подростка оказывает влияние уровень сплоченности семьи, взаимоотношения между братьями и сестрами, стиль семейного воспитания.

Особая значимость отводится семейному насилию, которая также является одной из причин возникновения агрессии. Подростки, которые сталкиваются с насилием у себя дома или становятся жертвами насилия, в наибольшей степени расположены к агрессивному поведению.

Домашнее насилие встречается абсолютно в разных по материальному и социальному положению семьях, в том числе оно может применяться и в качестве контроля одного члена семьи над остальными, но, тем не менее, причиняет пагубное воздействие на психику ребенка.

Существует несколько типов домашнего насилия:

  • Физическое — применение силы с целью нанесения физических повреждений различной тяжести;
  • вербальное – ссора, оскорбления и угрозы;
  • психическое – использование эмоций, оскорблений, срыв злобы на более слабых членах семьи, что больше всего отражается на подростках;
  • сексуальное – принуждение человека к половым взаимоотношениям помимо его воли;
  • экономическое – потеря экономической независимости.

В будущем родители, семья становятся для ребенка образцом агрессивного поведения, и в дальнейшем он будет стремиться избегать их, оказывать сопротивление в виде агрессии.

Особая значимость в развитии агрессивного поведения у подростков отводится небольшим группам, в каковых подросток взаимодействует с остальными людьми. Подросток приобретает пример агрессивного поведения не только в семье, но и при взаимодействии со сверстниками. Группы сверстников закрепляют и активизируют девиантные ценности и способы поведения, оказывают сильное влияние на развитие каждого ребенка.

Кроме того необходимо выделить, что в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и расширяются социальные контакты ребенка. И в то же время малыш сталкивается с целой системой, новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно, попадая в конфликтную ситуацию между любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским «нельзя», ребенок испытывает сильнейшую депривацию — ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции [5].

Сочетание негативных биологических, психологических, домашних и других социально-психологических факторов искажает восприятие жизни подростков, отношения с окружающими людьми, они попадают под мощное воздействие подростковой группы, что нередко формирует асоциальную шкалу жизненных ценностей.

Степень проявления и подверженности зависит, в том числе, от половой принадлежности подростка, так как мальчики и девочки по-разному проявляют агрессивность. Большей агрессивностью отличаются 12-15-летние подростки-мальчики. У них доминирует физиологическая агрессия, с возрастом она затухает, а у девочек, наоборот, с возрастом прослеживается рост данной формы агрессии. К 15-18 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. Девочки в основном предрасположены к косвенной и вербальной агрессии в виде насмешек, дразнилок, или, напротив, выражают свое негативное отношение через молчание и полное игнорирование[4, с.32].

Таким образом, агрессивное поведение представляет собой ярко выраженную форму проявления агрессии. Характерными признаками агрессивного поведения являются выраженная мотивация, направленность на причинение вреда другому человеку, несоответствие социальным нормам. Агрессивное поведение представляет собой двустороннее явлением и может использоваться как средство нападения и как средство обороны. Особую опасность представляет собой подростковый возраст, так как из-за возрастных, биологических и психологических особенностей подростки подвержены влиянию окружающих, они впечатлительны и тревожны, в результате чего наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.

Основными факторами, определяющими формирование агрессивного поведения, являются: семейное неблагополучие, взаимодействие с ровесниками, средства глобальной информации, окружающая социум, социальная обстановка, психологическое состояние подростка.

На сегодняшний день общество, «больное» агрессией и тревожностью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения «болезнь» агрессивного поведения может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.

 

Список литературы:

  1. Конюхов Н.И. Справочник практического психолога //Прикладные аспекты современной психологии, термины, законы, концепции, методы // Справочное издание.-М., 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: http://refdb.ru/look/1751712-p7.html (дата обращения 12.05.2016)
  2. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности / Л. Н. Кузнецова // Начальная школа. — 1999. — № 3. – С. 25-28
  3. Ратинов А.Р. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально-психологического исследования / А.Р. Ратинов, О.Д. Ситковская // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. — М.: Б.И., 1990.-С. 4-15.
  4. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка / Л. М. Семенюк. — М.: Наука, 2006. – 320 с.
  5. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. [Электронный ресурс]. URL: http://www.klex.ru/ea4 (дата обращения 12.05.2016)

sibac.info

Агрессия у подростков что и как

В жизни каждого родителя наступает момент, когда маленький и любимый всеми ребенок начинает проявлять агрессивное поведение в отношениях с окружающими. Заботливым матерям кажется вполне нормальной агрессия среди подростков, но если взглянуть на подростковую проблему с научной точки зрения – это обусловленное деструктивное поведение человека, которое сопровождается неприемлемым поведением и противоречит устоявшимся эстетическим нормам. Порой раздражительный подросток может принести не только моральный, но и физический вред окружающим, влиться в плохую компанию или увлечься употреблением наркотиков и спиртного.

Какие же основные причины агрессии у подростков?

  • период полового созревания, который сопровождается физическими изменениями в организме юного школьника. Нередко на данном этапе происходят психологические сдвиги, что вызывает раздражительность у подростков;
  • внутрисемейные отношения играют немаловажную роль на мировосприятие ребенка переходного возраста. Если родители не могут найти общий язык, часто конфликтуют и мало внимания уделяют ребенку, то вполне возможно, что такое поведение близких людей вызовет ответную негативную реакцию, что может спровоцировать уход подростка из дома;
  • отношение со сверстниками в момент подросткового возраста могут быть слегка натянутыми. Дети меняются, стремятся проявить себя как личности, влюбляются, ссорятся, мирятся и очень бурно переживают все изменения в своей жизни. В последнее время распространение получила агрессия девочек подростков, поскольку женщины по природе эмоциональны, а при увеличении числа гормонов чувства удваиваются.
  • вредные привычки, под которыми скрываются употребление алкоголя в раннем возрасте, курение и склонность к наркомании прямое объяснение тому, что агрессия у детей и подростков более ярко выражена, чем у остальных. Миф о том, что табак успокаивает, развеян медиками и учеными.
  • Игры, передачи, СМИ, фильмы кажется сняты специально с целью навредить подрастающему поколению и лишить страну светлого будущего. В ходе просмотра современной молодежной кинематографии не раз наблюдалось проявление агрессии у подростков, а порой даже имитация образа киноактера. Известная масса случаев, когда подростки насиловали, убивали как главные герои психологических ужастиков.

Медики, ученые и психологи мирового уровня крайне озабочены состоянием современной молодежи, проводя исследования агрессии у подростков. На данном этапе выделены основные виды агрессии подростков:

  • физическая агрессия, которая предусматривает использование силы во вред окружающим;
  • косвенная агрессия, адресованная человеку не в конкретном случае, а через кого-либо;
  • раздражительность, которая нередко может вызвать приступы агрессии подростка, стать следствием конфликтной ситуации;
  • обида, как ни странно, преследует человека на протяжении всей жизни, но самые яркие краски приобретает в юном, школьном возрасте, когда даже мелкие обиды могут привести к депрессии, стрессу и понадобится психологическая помощь подростку;
  • подозрительность как один из видов агрессии преследует Ваших детей. В период полового созревания человеку кажется, что окружающим нельзя доверять, вокруг лжецы и предатели, а мир не так идеален, каким он казался в детстве.
  • чувство вины можно назвать одним из самых «мягких» проявлений неприемлемого поведения школьников, в некоторых случаях даже полезным. Неуверенность в своих силах, временная слабость могут повлечь за собой снижение агрессии у подростков.

Вопреки всем устрашающим описаниям родителям не стоит поднимать панику. Сегодня есть масса методик, с помощью которых проводится диагностика агрессии у подростков:

  1. Социологический опросник, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые подросток раскрывает все свои страхи, переживания и беспокойства. Методика помогает определить направление, в котором необходимо действовать психологам и педагогам. Зачастую коррекция агрессии у подростков проводиться в стенах школы с образованным психотерапевтом. В отдельных случаях, когда ситуации выходят из-под контроля, за работу берутся социальные службы и спецучреждения. На данном этапе это воспринимается как патологическая агрессия подростков. Как помощь родителям можно привести в пример «Оренбургскую анкету агрессивности» или тест Склонности к риску Левитина.
  2. Общепсихологическая типология личности по К. Юнгу предполагает выявление у ребенка определенной типологии личности. Отвечая на вопросы теста, опрашиваемый сам рисует свой тип и свое мировосприятие.
  3. Методика диагностики темперамента Айзенка рассматривает принадлежность ребенка к типу темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Скомпоновав все тестовые материалы, изучив подростковый возраст особенности поведения, опытный психолог может приниматься к работе. Нельзя указывать юным дарованиям, что у них проблемы и они не совсем адекватно себя ведут, в ответ можно получить только негодования и массу отрицательных эмоций. Профилактика агрессии у подростков проводиться незаметно, с использованием отвлекающих маневров: походы в театр и филармонию, посещение выставок и культурных центров, вовлечение учащихся в жизнь школы с помощью организации концертов и праздников, туризм и походы на природу. Познавательными станут экскурсии в наркологию, где дети смогут увидеть вред от употребления наркотиков, алкоголя своими глазами. Люди, которые в свое время были под влиянием других, теперь расплачиваются своим здоровьем, а может и жизнью. Все дети в подростковом возрасте стремятся быть самостоятельными, но как правильно добиться поставленной цели, еще не осведомлены. Незнание приводит к конфликтам с родителями, педагогами и окружающими. Благодаря грамотности, пониманию и любви родителей, вмешательству психологов и правильной организации дня подобных моментов в жизни можно избежать. Главное, выявить внешние и внутренние причины, способные повлиять на поведение подростка.

Автор: Степанова Елена

Fraui » Подростковый Период

fraui.ru

Агрессия в подростковом возрасте

Cчитается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.
Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.
Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает.
В случае, когда речь идет о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.







Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно останется неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». А кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении — отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.
Активное наказание, как уже было отмечено ранее, также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещенной агрессии Миллера, в основе которой лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человека, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещенной агрессии (Miller) утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:
1) силой побуждения к агрессии;
2) силой факторов, тормозящих данное поведение;
3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом.
Кроме того, между строгостью наказания, как было показано экспериментально (Eron at al.), и уровнем агрессивности детей существует, положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка. То есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка. В результате изучения сначала маленьких детей (третьеклассников), а затем и подростков было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию. Более того, в результате лонгитюдного исследования (Eron at al.) было установлено, что суровость наказания, применявшегося к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения в 18- и 30-летнем возрасте. В другом исследовании (Lefkowitz et al.) было показано, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8-летнем возрасте родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод этих авторов состоял в том, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.

Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии

Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R.) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю.
Последний факт, по нашему мнению, может быть проинтерпретирован как еще одно проявление особого значения матери в системе привязанностей и социальных отношений подростка. Очевидно, нарушения идентификации с матерью могут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности. Так, в одном исследовании (Реан А. А., Санникова М.Ю.) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определялось и отношение к отцу, а также к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негати-визации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.
Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

Половые различия развития агрессии у подростков

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.
Так, установлено (Ковалев П. А.), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная—физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид).

Развитие различных форм агрессии

В исследовании (Семенюк Л. М., 1996) было показано, что если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.
Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10—11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14—15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.
Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.
Однако, как показывают исследования (Семенюк Л. М.), уже в возрасте 12—13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.
Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная.
В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в
этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

Агрессивность и конфликтность

Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.).
Однако наличие таких корреляционных связей на самом деле еще не дает оснований для отождествления понятий. Необоснованность такой логики видна хотя бы из следующей простой аналогии. Рост и вес человека коррелируют между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это не дает нам оснований считать, что рост и вес — это одно и то же, что эти понятия синонимичны.
С содержательно-психологической точки зрения понятия «агрессивность» и «конфликтность» обозначают различные психологические феномены, что находит отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности.








Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности.
В одном исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.
Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности.
В том же исследовании (Реан А. А.) было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.
Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А.), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%.
Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории агрессии сказали бы в этом случае более категорично: такая ситуация не просто может, но явно будет приводить к агрессии.
Специальные исследования, проведенные по этому поводу (ДандароваЖ. К., Реан А. А.), показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

Источник: Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»

Как вести себя с агрессивным подростком?

 

www.vashpsixolog.ru

Агрессия у подростков — Семья и дети

В научной литературе описано много значений слова «агрессия». Одним из определений этого психологического термина является следующее: «это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и приносит вред окружающим объектам и субъектам».

Данный феномен плохо влияет на психическое здоровье подростков. Но почему подростки ведут себя агрессивно? Причинами агрессии у подростков считаются всяческие заболевания головного мозга, нервной системы и соматическими заболеваниями. Самой главной причиной является воспитание ребёнка в семье. Когда его постоянно наказывают, ругают, издеваются и даже избивают, то вполне логично ожидать таких реакций, как агрессия и негативные эмоции. Большинство взрослых считают, что такое поведение является недопустимым, что нужно учиться контролировать себя, держать всё внутри. Таким родителям, мы вынуждены сообщить, что негативная энергия – это холодное оружие не только для психического здоровья подростка, но и для нормального функционирования внутренних органов. Если ребёнок будет постоянно переживать все беды внутри себя, то рано или поздно можно ожидать взрыва не только вулкана агрессии, а более серьёзных форм.

Очень сложно найти компромисс с таким школьником. Если родители перестают всячески реагировать на плохое поведение своего ребёнка, то он перестаёт бороться и агрессия станет для него нормой. Чтобы не призвать новой волны всплеска агрессии нельзя наказывать или унижать ребёнка.

Многие думают, что агрессия и агрессивность это тождественные понятия. Давайте попробуем вместе с этим разобраться. Агрессия – это защитная реакция, которая может проявляться у подростков с низкой самооценкой. Главной чертой состояния агрессии является нежелание причинить кому-то какой-нибудь вред. Что касается агрессивности, то в этом случаи всё наоборот. Чтобы различить эти два состояния нужно знать признаки хотя бы одного из них. Об агрессивности могут сигнализировать: частые потери контроля ребёнка над своим поведением, споры и ссоры с взрослыми и сверстниками. Подросток всячески старается мстить и винить всех в своих неудачах, все люди вокруг него – это враги и недоброжелатели, которые его постоянно раздражают. С помощью агрессии ребёнок пытается стать авторитетом.

В психологии различают несколько видов проявления агрессии:

  1. Физическая агрессия – выражается проявлением физического насилия по отношению к другому человеку.
  2. Вербальная агрессия – ребёнок показывает свою агрессию с помощью слов, криков, визга.
  3. Раздражение – подросток по любой причине делается грубым и резким.
  4. Подозрительность – в каждом человеке ребёнок видит недруга.
  5. Косвенная агрессия – подросток пытается «насолить» своему обидчику с помощью сплетен.
  6. Обида проявляется в следствии завести.
  7. «Спрятанная» агрессия – одной и единственной целью в этом случае для подростка является месть.

Как же помочь подростку справиться с такой серьёзной проблемой, как агрессия?

Помните, что любая агрессия таи в себе какую-то причину. Возможно, это может быть как метод самоутверждения, способ выразить так свои эмоции или просто незнание, как вести себя по-другому. Попытайтесь поговорить со своим чадом и выяснить причину его недостойного поведения. Знайте, что в подростковом возрасте ребёнок пытается кому-то наследовать. Может быть, он копирует именно ваше поведение?

Очень часто подростки становятся раздражительны из-за постоянных ссор и скандалов своих родителей. Задумайтесь, возможно, это является причиной такого же поведения ваших детей?

Агрессивные подростки не умеют сочувствовать другим и жалеть их. Родителям нужно попытаться разъяснить это им и научить их управлять своим поведением и эмоциями, расслабляться в том случаи, когда так хочется вспылить и наговорить много гадостей.

Большинство детей ведут себя агрессивно потому, что не знают как можно иначе. Нужно хорошо постараться объяснить им какими другими способами, кроме агрессии, можно решить ту или иную проблему.

Ни в коем случаи нельзя переживать все негативные эмоции внутри себя, об этом говорилось чуть раньше. Предложите своему ребёнку найти занятие, где он сможет выплеснуть всю свою негативную энергию. Это может быть занятие спортом или ещё какие-то альтернативы.

Чтобы понять своего ребёнка и помочь ему не нужно обращаться к психологу, ведь самый лучший психолог – это родители. Будьте внимательнее, добрее и искреннее, больше разговаривайте и тогда ваш ребёнок никогда не будет агрессивным.

Автор: Жанна Ш. (специально для Calorizator.ru)
Копирование данной статьи целиком или частично запрещено.

www.calorizator.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о