общая характеристика, теории памяти, характеристика видов и процессов памяти. Закон забывания г.Эббингауза. Рациональные приемы запоминания.

Память

запечатление,
сохранение, последующее узнавание и
воспроизведение следов прошлого опыта.
Узнавание

Сознание того, что воспринимаемый в
данный момент предмет или явление
воспринимались в прошлом. Воспроизведение
процесс
воссоздания образа предмета,
воспринимаемого нами ранее, но не
воспринимаемого в данный момент.

Необходимой
предпосылкой узнавания и воспроизведения
является запечатление,
иди
запоминание,
того,
что было воспринято, а также его
последующее сохранение.

Теории
памяти

Аристотель
пытался вывести принципы, по которым
наши представления могут связываться
друг с другом. Эти принципы, названные
впоследствии принципами ассоциации
таковы:
1. Ассоциация
по смежности.
Образы
восприятия или какие-либо представления
вызывают те представления, которые в
прошлом переживались одновременно с
ними или непосредственно вслед за ними.
2. Ассоциация
по сходству.
Образы
восприятия или определенные представления
вызывают в нашем сознании представления,
сходные с ними по каким-либо признакам.
3. Ассоциация
по контрасту.
Образы
восприятия или определенные представления
вызывают в нашем сознании представления
в каком-нибудь отношении противоположные
им, контрастирующие с ними.

Представители
ассоциативной
психологии

переоценивали значение ассоциаций,
что приводило к несколько искаженному
представлению о многих психических
явлениях, в том числе памяти. Так,
запоминание рассматривалось как
образование ассоциаций, а воспроизведение
как использование уже имеющихся
ассоциаций. Особое условие для образования
ассоциаций — многократное повторение
одних и тех же процессов во времени.

И.
М. Сеченовым и И. П. Павловым

было дано подлинно научное обоснование
принципа ассоциаций и раскрытие их
закономерностей. По Павлову, ассоциации
— не что иное, как временная связь,
возникающая в результате одновременного
или последовательного действия двух
или нескольких раздражителей
.

Г.
Эббингауз
предложил прием, с помощью которого,
как он считал, было возможно изучить
законы «чистой» памяти, независимые
от деятельности мышления. Этот прием
— заучивание бессмысленных слогов. В
результате он вывел основные
кривые заучивания (
запоминания)
материала и выявил ряд особенностей
проявления механизмов ассоциаций. Так,
например, он установил, что сравнительно
простые, но произведшие на человека
сильное впечатление события могут
запоминаться сразу, прочно и надолго
.
В то же время более сложные,
но менее интересные события человек
может переживать десятки раз, но в
памяти они надолго не остаются
.
Г. Эббингауз также установил, что при
пристальном внимании к событию бывает
достаточно его однократного переживания,

чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести.
Другой вывод состоял в том, что при
запоминании длинного ряда лучше
воспроизводится материал, находящийся
на концах («эффект
края
»).
Одним из самых важных достижений Г.
Эббингауза было открытие закона
забывания
.
Данный закон был им выведен на основе
опытов с запоминанием бессмысленных
трехбуквенных слогов. В ходе опытов
было установлено, что после первого
безошибочного повторения серии таких
слогов забывание идет вначале очень
быстро. Уже в течение первого часа
забывается до 60 % всей полученной
информации, а через шесть дней в памяти
остается менее 20% от общего числа
первоначально выученных слогов.

гештальттеория.
Исходным
понятием в данной теории была не
ассоциация предметов или явлений, а их
изначальная, целостная организация —
гештальт. По мнению сторонников этой
теории, процессы
памяти определяются формированием
гештальта
.
Системная организация целого определяет
свойства и функции образующих его
частей. Поэтому, исследуя память,
сторонники данной теории исходили из
того, что и при
запоминании и при воспроизведении
материал, с которым мы имеем дело,
выступает в виде целостной структуры,
а не сложившегося на ассоциативной
основе случайного набора элементов
.
Динамика запоминания и воспроизведения
с позиции гештальтпсихологии мыслилась
следующим образом. Некоторое, актуальное
в данный момент времени, состояние
создает у человека определенную
установку на запоминание или
воспроизведение. Соответствующая
установка оживляет в сознании некоторые
целостные структуры, на базе которых,
в свою очередь, запоминается или
воспроизводится материал. Эта установка
контролирует ход запоминания и
воспроизведения, определяет отбор
нужных сведений.

Представители
бихевиоризма
по своим взглядам оказались очень
близки к ассоционистам. Единственное
различие заключалось в том, что
бихевиористы подчеркивали роль
подкрепления в запоминании материала.
Они исходили из утверждения, что для
успешного запоминания необходимо
подкрепить процесс запоминания
каким-либо стимулом.

В
свою очередь, заслугой представителей
психоанализа
является то, что они выявили роль
эмоций, мотивов и потребностей в
запоминании и забывании
.
Так, ими было установлено, что наиболее
легко в нашей памяти воспроизводятся
события, имеющие положительную
эмоциональную окраску, и наоборот,
негативные события быстро забываются.

смысловая
теория памяти
.
Представители
этой теории утверждали, что работа
соответствующих процессов находится
в прямой зависимости от наличия или
отсутствия смысловых связей, объединяющих
запоминаемый материал в более или менее
обширные смысловые структуры. Наиболее
яркими представителями данного
направления были А. Бине и К. Бюлер,
доказавшие, что на первый план при
запоминании и воспроизведении выдвигается
смысловое содержание материала.

Особое
место в исследованиях памяти занимает
проблема изучения высших
произвольных
и
сознательных
форм
памяти,
позволяющих человеку осознанно применять
приемы мнемической деятельности и
произвольно обращаться к любым отрезкам
своего прошлого.

Л.
С. Выготский
показал, что высшие формы памяти являются
сложной формой психической деятельности,
социальной по своему происхождению. В
рамках предложенной Выготским теории
происхождения высших психических
функций

были выделены этапы фило- и онтогенетического
развития памяти, включая произвольную
и непроизвольную, а также непосредственную
и опосредованную память.

Следует
отметить, что работы Выготского явились
дальнейшим развитием исследований
французского ученого П. Жане,
который одним из первых стал трактовать
память как систему действий, ориентированных
на запоминание, переработку и хранение
материала. Именно французской
психологической школой

была доказана социальная
обусловленность

всех процессов памяти, ее прямая
зависимость от практической деятельности
человека.

Отечественные
психологи продолжили изучение сложнейших
форм произвольной мнемической
деятельности, в которых процессы памяти
связывались с процессами мышления.
Так, исследования А.
А. Смирнова и П. И. Зинченко
,
проводимые с позиции психологической
теории деятельности, позволили раскрыть
законы памяти как осмысленной человеческой
деятельности, установили зависимость
запоминания от поставленной задачи и
выделили основные приемы запоминания
сложного материала.

.
Основные
виды памяти

1)
по характеру психической активности,
преобладающей в деятельности, память
делят на двигательную, эмоциональную,
образную и словесно-логическую;

2)
по характеру целей деятельности — на
непроизвольную и произвольную;

3)
по продолжительности закрепления и
сохранения материала — на кратковременную,
долговременную и оперативную.

1)
— двигательная (или моторная) память —
это
запоминание, сохранение и воспроизведение
различных движений. Двигательная память
является основой для формирования
различных практических и трудовых
навыков, равно как и навыков ходьбы,
письма и т. д.


Эмоциональная память —
это
память на чувства. Данный вид памяти
заключается в нашей способности
запоминать и воспроизводить чувства.
Эмоции всегда сигнализируют о том, как
удовлетворяются наши потребности и
интересы, как осуществляются наши
отношения с окружающим миром. Пережитые
и сохраненные в памяти чувства выступают
в виде сигналов, либо побуждающих к
действию, либо удерживающих от действий,
вызвавших в прошлом отрицательные
переживания.


Образная память —
это
память на представления, картины природы
и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы
и др. Суть образной памяти заключается
в том, что воспринятое раньше
воспроизводится затем в форме
представлений. Характеризуя образную
память, следует иметь в виду все те
особенности, которые характерны для
представлений, и прежде всего их
бледность, фрагментарность и
неустойчивость. Эти характеристики
присущи и для данного вида памяти,
поэтому воспроизведение воспринятого
раньше нередко расходится со своим
оригиналом.


Словесно
-логическая
память
выражается в запоминании и воспроизведении
наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим
мысли, возникшие у нас в процессе
обдумывания, размышления, помним
содержание прочитанной книги, разговора
с друзьями. Особенностью данного вида
памяти является то, что мысли не
существуют без языка, поэтому память
на них и называется не просто логической,
а словесно-логической. При этом
словесно-логическая память проявляется
в двух случаях: а) запоминается и
воспроизводится только смысл данного
материала, а точное сохранение подлинных
выражений не требуется; б) запоминается
не только смысл, но и буквальное словесное
выражение мыслей (заучивание мыслей).
Если в последнем случае материал вообще
не подвергается смысловой обработке,
то буквальное заучивание его оказывается
уже не логическим, а механическим
запоминанием.

2)
– непроизвольная
запоминание
и воспроизведение, которое осуществляется
автоматически, без волевых усилий
человека, без контроля со стороны
сознания. При этом отсутствует специальная
цель что-то запомнить или припомнить.


произвольная

такая задача присутствует, а сам процесс
требует волевого усилия.

3)

Кратковременная
память — это вид памяти, характеризующийся
очень кратким сохранением воспринимаемой
инфрмации. Кратковременная память
играет очень большую роль в жизни
человека. Благодаря ей перерабатывается
значительный объем информации, сразу
же отсеивается ненужная и остается
потенциально полезная. Вследствие
этого не происходит перегрузки
долговременной памяти. В целом же
кратковременная память имеет огромное
значение для организации мышления, и
в этом она очень похожа на оперативную
память.


оперативная
память

мнемические процессы, обслуживающие
непосредственно осуществляемые
человеком актуальные действия, операции.
Когда мы выполняем какое-либо сложное
действие, например арифметическое, то
осуществляем его по частям. При этом
мы удерживаем «в уме» некоторые
промежуточные результаты до тех пор,
пока имеем с ними дело. По мере продвижения
к конечному результату конкретный
«отработанный» материал может забываться


в долговременную память может проникнуть
и надолго отложиться лишь то, что
когда-то было в кратковременной памяти,
поэтому кратковременная память выступает
в виде своеобразного буфера, который
пропускает лишь нужную, уже отобранную
информацию в долговременную память.
При этом переход информации из
кратковременной в долговременную
память связан с рядом особенностей.
Так, в кратковременную память в основном
попадают последние пять-шесть единиц
информации, полученной через органы
чувств. Перевод из кратковременной
памяти в долговременную осуществляется
благодаря волевому усилию. Причем в
долговременную память можно перевести
информации гораздо больше, чем позволяет
индивидуальный объем кратковременной
памяти. Это достигается путем повторения
материала, который надо запомнить. В
результате происходит наращивание
общего объема запоминаемого материала.

Основные
процессы и механизмы памяти

Запоминание.
Память,
как и любой другой познавательный
психический процесс, обладает
определенными характеристиками.
Основными характеристиками
памяти

являются: объем,
быстрота запечатления, точность
воспроизведения, длительность сохранения,
готовность к использованию сохраненной
информации
.

Объем
памяти —
это
важнейшая интегральная характеристика
памяти, которая характеризует возможности
запоминания и сохранения информации.
Говоря об объеме памяти, в качестве
показателя используют количество
запомненных единиц информации.

Такой
параметр, как быстрота
воспроизведения,
характеризует
способность человека использовать в
практической деятельности имеющуюся
у него
информацию.
Как правило, встречаясь с необходимостью
решить какую-либо задачу или проблему,
человек обращается к информации, которая
хранится в памяти. При этом одни люди
достаточно легко используют свои
«информационные запасы», а другие,
наоборот, испытывают серьезные
затруднения при попытке воспроизвести
информацию, необходимую для решения
даже знакомой задачи.

Другая
характеристика памяти — точность
воспроизведения.
Эта
характеристика отражает способность
человека точно сохранять, а самое
главное, точно воспроизводить
запечатленную в памяти информацию. В
процессе сохранения в памяти часть
информации утрачивается, а часть —
искажается, и при воспроизведении этой
информации человек может допускать
ошибки. Поэтому точность воспроизведения
является весьма значимой характеристикой
памяти.

Важнейшей
характеристикой памяти является
длительность,
она
отражает способность человека удерживать
определенное время необходимую
информацию.

Запоминание
это
процесс запечатления и последующего
сохранения воспринятой информации. По
степени активности протекания этого
процесса принято выделять два вида
запоминания: непреднамеренное
(или непроизвольное)
и
преднамеренное
(или произвольное).

Непреднамеренное
запоминание
— это запоминание без заранее поставленной
цели, без использования каких-либо
приемов и проявления волевых усилий.
Это простое запечатление того, что
воздействовало на нас и сохранило
некоторый след от возбуждения в коре
головного мозга. Например, после прогулки
по лесу или после посещения театра мы
можем вспомнить многое из того, что
увидели, хотя специально не ставили
себе задачу на запоминание.

Произвольное
(или
преднамеренное) запоминание характеризуется
тем, что человек ставит перед собой
определенную цель — запомнить некую
информацию — и использует специальные
приемы запоминания. Произвольное
запоминание представляет собой особую
и сложную умственную деятельность,
подчиненную задаче запомнить.

Другой
характеристикой процесса запоминания
является степень осмысления запоминаемого
материала. Поэтому принято выделять
осмысленное
и
механическое
запоминание.

Механическое
запоминание —
это
запоминание без осознания логической
связи между различными частями
воспринимаемого материала. Примером
такого запоминания является заучивание
статистических данных, исторических
дат и т. д. Основой
механического запоминания являются
ассоциации по смежности.
Одна
часть материала связывается с другой
только потому, что следует за ней во
времени. Для того чтобы установилась
такая связь, необходимо многократное
повторение материала.

Омысленное
запоминание
основано
на понимании внутренних логических
связей между отдельными частями
материала.

Сохранение,
воспроизведение, узнавание.
Всю
информацию, которая была воспринята,
мы не только запоминаем, но и сохраняем
определенное время. Сохранение как
процесс памяти может быть динамическим
и
статическим.
Динамическое
сохранение проявляется в оперативной
памяти, а статическое — в долговременной.
При динамическом сохранении материал
изменяется мало, при статическом,
наоборот, он обязательно подвергается
реконструкции и определенной переработке.

Забывание
выражается
в невозможности восстановить ранее
воспринятую информацию. Физиологической
основой забывания являются некоторые
виды коркового торможения, мешающего
актуализации временных нервных связей.
Чаще всего это так называемое угасательное
торможение, которое развивается при
отсутствии подкрепления.

studfiles.net

46. Исследования г. Эббингауза и их значение для психологии.

Герман
Эббингауз (1850-1909) первым применил метод
эксперимента к исследованию высших
психических функций, в частности памяти.
Эксперимент Эббингауза заключался в
использовании бессмысленных слогов
для изучения объема запоминания. Были
сформулированы следующие законы работы
памяти.

1.
Объем запоминания, который человек без
труда воспроизводит после однократного
прочтения материала, равен 6-8 бессмысленным
слогам.

2.
Чем больше количество единиц в списке,
тем больше времени необходимо для его
запоминании.

3.
На качество и специфику запоминания
информации влияет -эффект крав-: стимулы,
находящиеся в начале и в конце общего
материала, запоминаются легче, поскольку
испытывают -тормозящее’ влияние других
слогов только с одной стороны.

4.
Существует кривая забывания информации:
наибольшая часть выученного материала
забывается в первое время после
заучивания, и чем больше времени после
этого проходит, тем меньшее количество
информации забывается, неповторяемый
материал забывается быстрее.5. Запоминание
и заучивание осмысленного материала
происходит в 9 раз быстрее, чем не
связанных между собой бессмысленных
слогов.

6.
При увеличении нагрузки на память
снижается работоспособность, поэтому
оптимально разделять время, необходимое
для заучивания, на несколько коротких
этапов.

7.
Тренировка в запоминании одного материала
повышает качество запоминания другого.

Опыты
Эббингауза по изучению памяти расширили
предмет изучения психологии, так как
ранее считалось, что память — это сложная
функция сознания и потому для ее изучения
невозможна применение эксперимента.
Эксперимент стал использоваться од
основной метод исследования. Выводы и
законы запоминаний материала,
сформулированные Эббингаузом. имели
прикладное значение для многих отраслей
психологии; в педагогике были созданы
результативные методики обучения, тесты
умственного развития по принципу
незаконченных предложений. Задачей
экспериментатора теперь стало не
изучение интроспективных высказываний
испытуемого, а наблюдение и анализ его
поведения.

47. Экспериментальная психология в. Вундта в вюрцбургской школе.

Основатель
Вюрцбургской школы Освальд Кюльпе
(1862-1915) был учеником и ассистентом В.
Вундта и использовал в своих исследованиях
метод самонаблюдения для изучения
феноменов человеческого мышления.
Вюрцбургская школа выдвинула следующие
положения и идей относительно понимания
феноменов мышления, которые во многом
отличаются от классических взглядов
В. Вундта и тем самым вызывают серьезную
критику с его стороны.

1.
Использование для изучения высших
психических процессов метода
«систематической интроспекции»:
выделение и изучение отдельных фаз в
процессе мышления, когда испытуемый,
помимо осознания и выражения некоего
суждения (как ответа на поставленную
задачу), описывает осознаваемые им
процессы, предшествующие завершающему
акту мышления, т. е. вынесению суждения.

2.
Введение понятия «детерминирующая
тенденция», или «установка сознания*,
обозначающего, что результат выполнения
задачи во многом объясняется
«преднэстро-енностью1 индивида на ее
выполнение, его состоянием перед началом
работы.

3.
Описание мышления как процесса решения
задачи, основанного на особом
психологическом механизме, содержащем
ряд переменных:


мотивационную установку на совершение
действия, обусловленную возникновением
необходимости решить задачу;


целевую, т. е. определяющую детерминирующие
тенденции;


процессуальную, определяемую смену
поисков операций, необходимых для
решения поставленной задачи и иногда
имеющую аффективный характер;


несенсорную, имеющую в своем составе
не чувственные, а умственные компоненты.

4.
Психическое действие рассматривается
как акт, имеющий свою детерминацию
(мотив и цель), операционно-аффективную
динамику и состав.

5.
В процессе мышления чувства и ощущения
не играют значительной роли, так как
существуют такие содержания сознания,
которые не зависят от наглядности, т.
е. для понимания не обязателен визуальный
образ.

6.
На первый план выступили активность
сознания, его процессуальность, понимание
мышления как актов различного типа:
понимание, суждение, установление
отношений, схватывание смысла и т. п.

studfiles.net

Формы воспроизведения:

Узнавание
– самая простая форма; для узнавания
необходимо повторное восприятие
предмета.

Воспоминание.
Особенности:

1. Отсутствие
воспроизводимого предмета, который
нам вспоминается.

2. Наличие
намерения вспомнить.

3. Отсутствие
напряжения.

Припоминание
активное преднамеренное
воспроизведение, особенность которого
– наличие трудностей, более или менее
выраженных.

Реминисценция
воспроизведение ранее воспринятого,
казавшегося забытым.

Процесс
забывания
– это процесс
освобождения от следов памяти; процесс
обратный сохранению.

Законы запоминания Эббингауза:

  • простые
    события жизни, которые производят
    сильное впечатление, запоминаются
    сразу и надолго;

  • пристальное
    внимание к событию обеспечивает прочное
    запоминание;

  • если
    впечатления логически связаны, то они
    также хорошо запоминаются;

  • лучше
    запоминаются странные необычные
    впечатления;

  • лучше
    запоминается то, что входит в круг
    интересов.

Кратковременная
память играет большую роль в жизни
человека. Благодаря ей перерабатывается
самый большой объем информации, сразу
отсеивается ненужная и остается
потенциально полезная. Вследствие этого
не происходит информационной перегрузки
долговременной памяти излишними
сведениями, экономится время человека.
Без хорошей кратковременной памяти
невозможно нормальное функционирование
долговременной памяти. В последнюю
может проникнуть только то, что когда-то
было в кратковременной памяти.

Переход
информации из кратковременной в
долговременную память связан с рядом
особенностей. В кратковременную память
попадают последние 5 или 6 единиц
информации, поступившие из органов
чувств, они-то и проникают в долговременную
память в первую очередь. Сделав
сознательное усилие, повторяя материал,
можно удерживать его в кратковременной
памяти и на более длительный срок, чем
несколько десятков секунд. Тем самым
можно обеспечить перевод из кратковременной
в долговременную память такого количества
информации, которое повышает
индивидуальный объем кратковременной
памяти. Этот механизм лежит в основе
запоминания путем повторения.

Обычно
без повторения в долговременной памяти
оказывается лишь то, что находится в
сфере внимания человека. Одним из
возможных механизмов кратковременного
запоминания является временное
кодирование, т.е. отражение запоминаемого
материала в виде определенных, последовательно
расположенных символов в слуховой или
зрительной системе человека. Часто для
того, чтобы нечто действительно
запомнилось, мы стараемся по ассоциации
с ним вызвать у себя определенную
реакцию. Порождение такой реакции
следует рассматривать как особый
психофизиологический механизм,
способствующий активизации и интегрированию
процессов, служащих средством запоминания
и воспроизведения.

Перевод
информации из кратковременной в
долговременную память нередко бывает
затруднен, так как для того, чтобы
это наилучшим образом сделать, необходимо
сначала осмыслить и определенным образом
структурировать материал, связать его
с тем, что человек хорошо знает.

Способы
организации информации в долговременной
памяти.

1.
Пространственный принцип, с помощью
которого мы строим когнитивные карты,
фиксируем, что где находится в пространстве,
во времени.

2.
Ассоциативная организация. В долговременной
памяти находится различная информация
по понятиям, которые образуют различные
типы ассоциаций.

3.
Иерархическая организация. В долговременной
памяти информация хранится в виде
соподчинения от общего к частному.

ВООБРАЖЕНИЕ.

Воображение– это психический процесс создания
новых образов путем переработки прошлого
опыта.

Функции
воображения
:

  • представление
    результатов еще не выполненной
    деятельности;

  • саморегуляция
    психической деятельности;

  • инструмент
    общения и понимания между людьми;

  • управление
    психофизическими процессами и
    состояниями;

  • воздействие
    на психомоторику.

Виды
воображения
:

  • По
    степени произвольности.

      • непроизвольное
        воображение (мечты, фантазии, сновидения,
        грезы) – непреднамеренное (спонтанное)
        возникновение в сознании человека
        каких-либо образов без участия воли;

      • произвольное
        – создание новых образов в результате
        целенаправленного усилия.

  • По
    уникальности создаваемого продукта:

      • репродуктивное
        (воссоздающее) – реальность
        воспроизводится в почти непеработанном
        виде;

      • продуктивное
        (творческое) – предполагает преобразование
        реальных образов действительности и
        создание на их основе новых, оригинальных
        и ценных субъективных продуктов.

  • По
    содержанию мотивов, побуждающих к
    созданию новых образов:

      • прагматическое
        – имеет практическую ориентацию,
        выступает для субъекта как инструмент
        решения практических задач;

      • гедонистическое
        – человек получает удовольствие от
        самого процесса творчества, не заботясь
        о его практической стороне.

  • По
    модальности:

В
процессе воображения происходит выход
за пределы непосредственной данности,
происходит предвосхищение будущего,
то есть воображение не отражает того,
что сейчас есть. Воображение участвует
в мышлении. Анализ проблемной ситуации
требует воображения, выдвижение гипотез
также требует воображения.

studfiles.net

кривая забывания, позиционный эффект. — КиберПедия

 

Герман Эббингауз (1850 — 1909 года) — немецкий психолог-экспериментатор. Занимался изучением закономерности запоминания, разработал метод бессмысленных слогов. Основной труд — монография «О памяти»

Эксперименты Г.Эббингауза состояли в заучивании и воспроизведении бессмысленного материала. В качестве стимульного материала он использовал бессмысленные слоги. Разработал правила построения слогов. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по краям (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо известных слов или фраз. В процессе опыта в состав рядов вводились новые слоги, пока не исчерпывался их запас (до 2300). Когда запас истощался, слоги перемешивались и из них образовывались новые ряды. Заучивались ряды слогов через повторное прочитывание их вслух. Они читались под определённый такт, с повышением голоса на известных слогах и с определённой скоростью, которая регулировалась сначала ударами метронома, а потом звуками карманных часов. Ряд считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок. Для контроля количества повторений Г.Эббингауз пользовался ниткой шариков, наподобие монашеских четок, передвигая на один шарик после каждого повторения. По окончании опыта передвинутые шарики подсчитывались, что соответствовало числу повторений. Проводились предварительные тренировки. Опыты проводились в течение двух лет, в строго определенное время суток. Все эти ограничения были приняты так, чтобы при произвольном изменении одного какого-либо условия прочие оставались неизменными.
Г.Эббингауз предложил метод сбережения (экономии) для исследования памяти. Испытуемый повторял ряды бессмысленных слогов, пока не заучивал их безошибочно. Подсчитывалось количество повторений. Затем через определенное время проводилась проверка запомненного материала. После этого испытуемый опять начинал повторять эти же ряды слогов до их безошибочного повторения. Опять подсчитывалось количество повторений. Разность количества повторов, необходимых в первом и во втором случае и являлась показателем «сбережения».

 

Опыты Г.Эббингауза были направлены на раскрытие зависимости механической памяти от четырёх условий:

Ø от объёма заучиваемого материала, или числа слогов;

Ø от числа сделанных повторений;


Ø от промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;

Ø от способа построения слоговых рядов.

Схема опытов была проста. Г.Эббингауз изменял по определённому плану одно какое-либо условие запоминания, например длину ряда, и замечал, как отражается это изменение на числе повторений, необходимых для заучивания до безошибочного воспроизведения

Результаты опытов Г.Эббингауза следующие:

1.Закон накопления и распределения повторений, позднее назван законом Йоста, отвечает на вопрос: что более эффективно: заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько приемов?

 

Закон Йоста:При фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные. Педагоги пользуются законом Йоста при планировании учебных нагрузок.

 

 

 

Рисунок Эксперимент Йоста

 

Объяснение закона Йоста: обусловленные упражнением биофизические процессы продолжаются в течение некоторого времени после окончания заучивания. Это приводит к закреплению следов памяти после каждой серии повторений.

 

2. Позиционный (краевой) эффект памяти возникает, когда запоминаемая информация по объёму превышает объем кратковременной памяти. Позиционные эффекты (или эффекты края) – это различия в вероятности правильного воспроизведения элементов, находящихся в разных позициях запоминаемого списка элементов при его свободном воспроизведении. Обнаруживаются два вида позиционных эффектов – эффект первичности (primacy) и эффект недавности (recency). Первичность – это более успешное воспроизведение элементов, находящихся в начале списка. «Первичность» связывают с более надежным хранением информации в долговременной памяти, в которую первые элементы попадают из кратковременной памяти в результате проговаривания. «Недавность» – это более успешное воспроизведение элементов из конца списка. Элементы в конце списка попадают в кратковременную память непосредственно перед моментом воспроизведения и не успевают распасться в силу угасания или действия интерференции.


3. «Кривая забывания» показывает, что около половины запоминаемого материала забывается через полчаса после заучивания, а в течение первого часа — уже около 60 % полученной информации. Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго. Эта кривая, наряду с «кривой заучивания», в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных навыков.

Рисунок Кривая забывания

4. Влияние установки на запоминание. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй — еще нескоро. Но оба рассказа были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Г.Эббингауз показал: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

5.Эффект «затаптывания следов» обнаруживается при запоминании большого объема различной информации. Чем больше сходных по содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это удается.

Эффект Фон Ресторф(1933). Она изучала вопрос о влиянии сходства и различия материала в ряду на продуктивность запоминания. Предлагала испытуемым запоминать ряды, состоящие из разнообразного материала (слоги, фигуры, числа, цвета и пр.) После трех предъявлений проверялся уровень запоминания. Оказалось, что для однородных пар (слоги) показатель составлял 33%, а для разнородных (фигуры, числа, буквы, цвета) – 74 %. Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.
 

 

 

cyberpedia.su

Законы забывания (памяти)

  1. Закон края (закон
    выпадения середины) Лучше запоминается
    информация в начале и в конце ряда.

  2. Закон забывания
    Эббингауза. Кривая забывания (выявлен
    на основе опытов работы с бессмысленными
    слогами). Исследовался характер забывания
    после первого безошибочного повторения
    сери слогов. В первый час забывается
    около 60% информации через 6 дней остается
    меньше 20% от общего числа информации.

  3. Забывание может
    быть обусловлено работой защитных
    психических механизмов, которые
    вытесняют из сознания в подсознание
    травмирующие впечатления, где они затем
    более или менее надежно удерживаются.
    Следовательно, забывается то, что
    нарушает психическое равновесие,
    вызывает негативное напряжение.

Нарушения
памяти

  1. Ретроградная
    амнезия

  2. Антероградная
    амнезия

Мышление
и Речь

Мышление – познавательный процесс,
характеризующийся обобщенным и
опосредованным отражением действительности.

Мышление часто определяют как процесс
решения задач.

Мыслительные операции

Анализ – мысленное разложение
целого на части.

Синтез
мысленное объединение частей, свойств,
действий в одно целое. Но синтез не
является механическим соединением
частей, не равно сумме частей

Анализ и синтез протекают в единстве

Сравнение – установление сходства
или различия между предметами, признаками

Абстракция– выделение какой либо
стороны, свойства объекта, отвлекаясь
от остальных.

Конкретизация– возвращение мысли
от абстрактного к конкретному.

Обобщение– мысленное объединение предметов по
общим существенным признакам.

Мышление не только включает в себя
различные операции, но и протекает на
разных уровнях, в различных формах.

Виды мышления

  1. С точки
    зрения новизны решаемых задач

    • творческое
      (продуктивное) – создание и открытие
      нового продукта

    • воспроизводящее
      (репродуктивное) применение готовых
      знаний

  1. По
    характеру решаемых задач

  1. По уровню
    развития в онтогенезе
    ( по содержанию
    решаемых задач)

    • Предметно-действенное(наглядно-действенное) Задачи решаются
      в условиях зрительного наблюдения за
      ситуацией, выполнения действий с
      предметами (характерно для детей до
      3-х лет)

    • Наглядно-образноеЗадачи решаются в плане зрительного
      представления ситуации, оперирования
      образами предметов, без выполнения
      реальных практических действий с ними.
      Проявляется в дошкольном возрасте
      (4-7 лет).

    • Словесно-логическоефункционирует на базе языковых средств,
      характеризуется использованием
      понятий, установлением наиболее общих
      закономерностей.

Этап перехода от ведущего типа
наглядно-образного к словесно-логическому
показан в экспериментах Жана Пиаже по
сохранению количества вещества.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны.
В разных по содержанию задачах используются
и эффективны различные виды и компоненты
мышления.

Творческое мышление. Креативность

В Психологическом словаре креативностьюназывается способность порождать
необычные идеи, отклоняться от традиционных
схем мышления, быстро решать проблемные
ситуации

Дж. Гилфорд рассматривает шесть параметров
креативности:

  • способность
    к обнаружению и постановке проблем;

  • способность
    к генерированию большого числа идей;

  • гибкость
    – способность продуцировать разнообразные
    идеи;

  • оригинальность – способность
    отвечать на раздражители нестандартно;

  • способность
    усовершенствовать объект, добавляя
    детали;

  • способность
    решать проблемы, т. е. способность к
    анализу и синтезу .

Ключевым понятием, открывающим эпоху
исследования творческого мышления,
является понятие дивергентного
мышления.

Дивергентное мышление, по Дж Гилфорду,
определяется как «тип мышления, идущего
в различных направлениях». При этом
человек не концентрируется на каком-то
одном способе решения проблемы, а ведет
поиск одновременно по нескольким
направлениям, выдвигает сразу несколько
гипотез и быстро переключается с проверки
одной на другую.

Основные показатели творческого
мышления:

Оригинальность мысли, возможность
получения ответов, значительно
отличающихся от привычных. Преодоление
барьеров прошлого опыта. Нестандартное
мышление и восприятие мира. Быстрота и
плавность возникновения ассоциативных
связей. Способность к нахождению
необычных ассоциативных связей между
двумя разными вещами. Восприимчивость
к проблеме. Нахождение противоречий в
последовательности явлений. Видение
новой проблемы, установление связи с
другими проблемами. Беглость мысли как
количество ассоциаций, идей, возникающих
в единицу времени в соответствии с
некоторыми требованиями. Способность
найти несколько непривычных функций
объекта или его части.

studfiles.net

Кривая забывания Эббингауза, методика эффективного заучивания

Кривая забывания или как ее еще называют, кривая Эббингауза – это график, который изображает процессы забывания человеком определенного рода информации. Этот ученый был одержим идеей чистого запоминания. Что это такое? Обычно для того чтобы сохранить какую-то информацию у себя в памяти, нам нужно логически осмыслить ее. А чистая память – это способность запоминать что-то механически, то есть приблизительно так, как запоминают студенты предметы, в которых не могут разобраться.

Изучение «чистой» памяти

Для изучения чистой памяти Эббингауз старался заучить списки бессмысленных слогов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и какие не похожи ни на одно известное в этом языке слово. Это могут быть такие слоги, как нар, рор или другие подобного рода. В ходе экспериментов, которые Эббингауз ставил на себе было выяснено, что ряды таких слогов поначалу забываются очень быстро. Всего за час забывается около 60% того, что человек попытался запомнить. Потом забывание уменьшается.

Методика эффективного выучивания

На основании кривой была предложена методика эффективного выучивания. Согласно этой методике, невозможно выучить все зараз. В любом случае нужно повторять материал. Достаточно только соблюдать периодичность.

Любой материал можно выучить за два дня, если первое повторение произвести сразу же после прочтения материала, второе – через 20 минут, третье – через восемь часов, а четвертое – через день после последнего повторения. Это для нашей лени несложно, но очень эффективно.

Как выучить надолго

Если же вы хотите выучить материал надолго, то периодичность повторений должна быть такой. Первое должно быть сразу же, второе – через 20 минут или полчаса, третье – через день, четвертое – через две недели, а пятое – через два месяца. То есть, любой учебник, который предложен школьнику или студенту за семестр выучить вполне реально, не напрягаясь, но чтобы при этом была возможность объяснить этот материал другим людям.

Осмысленное заучивание в 9 раз эффективнее

Но если заучивать осмысленно, то можно добиться намного лучших показателей. Сам Эббингауз учил текст и достиг в девять раз лучших показателей, чем при попытке механического заучивания такого же по количеству символов набора слов.

Кроме этого, Эббингауз открыл эффект края. Что это такое? Замечали ли вы, что любой абзац или текст запоминается не целиком, а только первое и последнее предложения. Вот в этом и заключается этот эффект.

Если учесть всю информацию, которая была приведена в этой статье, можно увеличить качество своего запоминания в несколько раз, при этом напрягаясь даже меньше и освободившееся время провести с пользой. Особенно эта статья будет полезна школьникам, студентам, а также всем, чья деятельность подразумевает регулярное прочитывание большого количества литературы, которую нужно запомнить.

Благодаря этому методу можно напрочь забыть о существовании дедлайновской паники, тревоги и стресса по поводу плохой памяти. Все учится достаточно легко и быстро, да и мотивация к обучению появляется, если обратить внимание на суммарное время, затраченное на заучивание и помнить о таком открытии Эббингауза, как «кривая забывания».

japsix.ru

Экспериментальная психология Г. Эббингауза.




⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 33Следующая ⇒

Физиология XIX в. была проникнута духом философии механицизма. Нигде этот дух ни был столь явным, как в Германии. В 40-х гг. XIX в. группа исследователей организовала Берлинское физическое общество. Этих молодых людей (всем – до 30 лет) объединяло убеждение, что любое явление можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой и развивать физиологию в рамках механистических представлений о природе психического. Согласно легенде, молодые ученые приняли торжественную клятву, в которой говорилось: жизнь есть результат физико-химических реакций, и только. Такова была научная атмосфера, вдохновлявшая немецких физиологов в их исследованиях.

Итак, в XIX в. в германской физиологии пересеклись все передовые научные тенденции: материализм, механицизм, эмпиризм, экспериментальный и измерительный методы. Это дало мощный толчок развитию экспериментальной психологии.

 

Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера[145] . Экспериментальная психология возникла отчасти из психофизики – науки о связях физического и душевного миров. Она была задумана германским физиологом Густавом Теодором Фехнером и сделала его имя знаменитым.

 

Фехнер предположил, что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом[146] , который может быть выражен через количественное соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.

В результате своих исследований Фехнер пришел к выводу, что повышение уровня интенсивности раздражителя не вызывает идентичного роста интенсивности ощущения; с увеличением интенсивности раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения возрастает лишь в арифметической прогрессии. Следовательно, интенсивность раздражителя влияет на интенсивность вызванных ощущений не абсолютно, а относительно. Таким образом, появилась возможность соотнести физический и психический миры в количественных показателях. Фехнеру удалось преодолеть барьер, разделявший душу и тело.

Для изучения ощущений Фехнер предложил использовать два способа: определение абсолютного порога и определение дифференцированного порога чувствительности. (Напомним: абсолютный порог – наименьшая интенсивность раздражителя, при воздействии которого человек испытывает ощущение; дифференцированный (относительный) порог – наименьшая разница в интенсивности раздражителя, которая может быть обнаружена человеком.)


Фехнер предположил, что для каждого из чувств есть некоторое относительное значение увеличения раздражителя, которое вызывает наблюдаемое изменение в интенсивности ощущения. Соотношение между величиной ощущения и раздражителя можно выразить в виде логарифма, где S – интенсивность ощущения, K – экспериментально установленная константа, а R – величина раздражителя.

Помимо законов ощущений, Фехнер также разработал важнейшие психофизические методики, которые используются до сих пор: методы средней ошибки, постоянного стимула, метод установления порога и т.д.

Одновременно подобные эксперименты в том же Лейпцигском университете проводил Эрнст Вебер, который изучал величины “едва заметных различий” – минимальную разницу в весе двух грузов, которую способен распознать человек. Он получил результаты, совпадающие с результатами Фехнера: не существует прямого соответствия между интенсивностью физического раздражителя и нашими ощущениями. Вебер предположил, что для определения едва заметного различия в ощущениях можно вывести некоторый постоянный коэффициент, свой для каждого из чувств.

Вебер также изучал явление 2-точечного порога – момента, когда человек может распознать два независимых источника ощущений. Опыты Вебера стали первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой существует момент начала возникновения физиологической и психической реакции. В дальнейшем эта теория станет основной в работах Фехнера и Гербарта.



Таким образом, Г.-Т. Фехнер и Э. Вебер предложили свой подход и методы для изучения психологических явлений. Опираясь на данные психофизики, В. Вундт разработает свой план экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология Г. Гельмгольца. Помимо работ Э. Вебера и Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон Гельмгольца.

Мы уже упоминали о том, что именно Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в этих областях являлись фундаментальными для своего времени.

На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов.

Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения, разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории, существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения которых возникает все многообразие цветовой гаммы).

Еще один вывод, который можно сделать из многочисленных экспериментов Г.фон Гельмгольца, — это вывод о несводимости восприятия к сумме свойств воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу сенсомоторных компонентов.

Своими работами Г.фон Гельмгольц положил начало современной теории слуха и зрения, предвосхитил некоторые идеи гештальт-психологии, утвердил обусловленность психического акта прошлым опытом, а также много сделал для того, чтобы придать психологии естественнонаучный характер.

Новая психология В. Вундта. Но реальным основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт.

Важнейшим вкладом Вундта в психологию явились его исследования опыта сознания. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания.

Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Но этот опыт неоднороден. Опосредованный опыт представляет собой информацию, которая зависит от прошлого опыта и поэтому не является непосредственным переживанием. К опосредованному опыту Вундт относил, например, такие суждения: красивая женщина, красный цветок, я хочу спать, – все они основаны на прошлом опыте. Непосредственный опыт – опыт, “очищенный” от интерпретаций, независимый от предыдущего опыта и знания.

Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.

Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции. Хотя сам этот термин восходит к Сократу, Вундт сумел организовать строго научные эксперименты, основанные на интроспекции.

Из чего же состоит сознание/опыт? Вундт предположил, что одной из форм опыта является ощущение. Другая форма непосредственного опыта – чувства. В процессе экспериментов Вундт создает трехмерную модель чувства. Согласно его теории, каждое чувство можно расположить в трехмерном пространстве, образованном следующими измерениями: удовольствие – дискомфорт, напряжение – расслабление, подъем – угасание. Сложные соединения простых чувств создают эмоции. Все это вместе (ощущения, чувства и эмоции) создают элементы сознания/опыта.

В процессе многочисленных экспериментов В. Вундт обнаружил, что люди воспринимают нечто большее, чем просто сумму ощущений и чувств. Для объяснения этого явления Вундт предполагает существование процесса синтеза элементов восприятия в единое целое – апперцепции, что явилось новым шагом по сравнению с идеями английских ассоцианистов.

Для объяснения сложной психической жизни Вундт стремился вывести психические законы. Материальное движение, говорил он, может быть причиной только материальных явлений. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно, требуют других законов. К таким законам Вундт относил: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и т.д.

В 1875 г. Вундт становится профессором Лейпцигского университета и в первые годы создает здесь психологическую лабораторию. В первые двадцать лет существования этой лаборатории в ней было выполнено более ста научных работ. В частности, в вундтовской лаборатории проводились эксперименты по изучению психологических и физиологических аспектов зрения, слуха и других органов чувств. Особое внимание уделялось экспериментам по изучению времени реакции. Проводились эксперименты по изучению внимания и чувств, в том числе, направленные на подтверждение трехмерной концепции чувств Вундта. Широкая известность привлекла в лабораторию большое количество молодых ученых.

Таким образом, В. Вундт может по праву считаться “отцом” современной психологии как самостоятельной науки. Он создал первую в истории психологическую научную школу. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей психологических проблем. Дискуссии по поводу его теоретической позиции и применяемых им методов стимулировали появление новых концепций и направлений.

Экспериментальная психология Г. Эббингауза. Всего через несколько лет после того, как В. Вундт заявил о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог-одиночка, работавший вне какого-либо университета, начал успешно применять для изучения этих процессов именно эксперименты.

В то время (конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в.) общепринятым методом изучения сознания и памяти было изучение уже сложившихся ассоциаций. Исследователи пытались установить природу уже сложившихся связей. Герман Эббингауз подошел к проблеме с другой стороны – с формирования ассоциаций. Так он мог контролировать условия возникновения ассоциаций, и, следовательно, сделать исследования процессов памяти более объективными.

Эббингауз задался целью установить законы памяти “в чистом виде”, и для этого избрал особый материал. Единицей такого материала стали не слова (они всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними.

Эббингауз проводил эксперименты по изучению особенностей обучения и запоминания в различных условиях. Результаты этих классических работ он изложил в книге “О памяти”. Прежде всего, Эббингауз выяснил зависимость числа необходимых для запоминания повторений от величины запоминаемого материала и установил, что при одном повторении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слов.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом “кривая забывания”, в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые часы после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается.

В экспериментах Эббингауза сравнивалось также время, необходимое для заучивания осмысленного текста и списка бессмысленных слогов. Было найдено, что осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. “Кривая забывания” в обоих случаях имела ту же форму, хотя осмысленный материал забывался медленнее.

Эббингауз также открыл путь экспериментального изучения навыков. Опыты американских психологов Брайана и Хартера по выработке навыков приема и посылки телеграмм основывались на методике, предложенной Эббингаузом.

Таким образом, работы Эббингауза, Брайана и Хартера легли в основу нового направления, отличавшегося от структурализма Вундта. Новое направление открыло собственно психологические феномены и утвердило экспериментальный метод в их исследовании.

Хотя Эббингауз не внес теоретического вклада в психологию и не создал собственной научной школы, он оказал на науку огромное влияние, возможно еще большее, чем В. Вундт. Его научные взгляды и выводы выдержали проверку временем. Его исследования внесли объективность количественных выводов изучение высших психических процессов – одну из центральных тем современной психологии. Многие из сделанных Эббингаузом заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми и по сей день.



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о