Содержание

24. Психологические особенности семьи, её структура и динамика развития

Семья — это малая
социальная группа, важнейшая форма
организации личного быта, которая
основана на супружеском союзе и
родственных связях (отношения мужа с
женой, родителей и детей, братьев и
сестёр), которые живут вместе и ведут
общее домашнее хозяйство (Соловьёв
Н.Я.). Семья играет огромную роль как в
жизни отдельной личности, так и общества,
в целом.

Важнейшие
характеристики семьи — это её функции,
структура и динамика.

Под функцией семьи
понимается сфера жизнедеятельности,
которая связана с удовлетворением
членами семьи своих определённых
потребностей.

Функции семьи
выделяются следующие- 1. воспитательная,
в ней удовлетворяются индивидуальные
потребности в отцовстве и материнстве,
2.хозяйственно – бытовая (удовлетворение
материальных потребностей членов семьи,
содействие в сохранения их здоровья),
3.эмоциональная функция семьи
(удовлетворение членами семьи потребностей
в симпатии, уважении, признании,
эмоциональной поддержке, психологической
защите) 4. функция духовного (культурного)
общения (удовлетворение потребностей
в совместном проведении досуга, взаимном
духовном обогащении), 5. функция первичного
социального контроля (обеспечение
выполнения социальных норм членами
семьи) , 6. сексуально – эротическая.

Нарушения функций
семьи – это такие особенности её
жизнедеятельности, которые затрудняют
или препятствуют выполнению семьёй её
функций. Способствовать нарушениям
может большое количество факторов —
особенности личностей её членов,
взаимоотношения между ними, определённые
условия семьи.

Структура семьи
— это численный её состав, распределение
ролей, тип взаимовлияний, совокупность
взаимоотношений в семье. Анализ структуры
семьи даёт возможность ответить на
вопрос, каким образом реализуются
функции семьи, кто в семье осуществляет
руководство, как распределены между
членами семьи права и обязанности.

Нарушение структуры
семьи – это такие особенности, которые
затрудняют или препятствуют выполнению
семьёй её функций.

Динамика семьи –
это её жизненный цикл. Функции и структура
семьи могут изменяться в зависимости
от этапов её жизнедеятельности. Существуют
различные системы выделения основных
этапов жизненного цикла. Наиболее
известна система «стадий», где в качестве
основного признака разграничения стадий
использовался факт наличия или отсутствия
детей в семье и их возраст. Дюваль
выделил следующие фазы в жизненном
цикле семьи. Жизненный цикл (по Дювалю):

  1. Вовлечение. Встреча
    супругов, их эмоциональное притяжение
    друг к другу.

  2. Принятие и развитие
    новых родительских ролей.

  3. Принятие в семью
    новой личности. Переход от диадных
    отношений супругов к отношениям в
    треугольнике.

  4. Введение детей
    во внесемейные институты.

  5. Принятие
    подростковости.

  6. Экспериментирование
    с независимостью.

  7. Подготовка к уходу
    детей из семьи.

  8. Уход детей из
    семьи. Жизнь супругов «глаза в глаза».

  9. Выход на пенсию,
    старость.

Нормально
функционирующая семья – это семья,
которая ответственно и дифференцированно
выполняет свои функции, вследствие чего
удовлетворяется потребность в росте и
изменениях как семьи в целом, так и
каждого её члена.

Согласно точке
зрения Ледерера и Джексона, хорошим
браком считается тот, который
характеризуется следующими признаками
– толерантность, уважение друг к другу,
честность, желание быть вместе, сходство
интересов и ценностных ориентаций.

Особенности семьи
как малой группы состоят в — закрытости,
эмоциональной общности, большой
уязвимости.

Эйдемиллер Ю.Г.
выделяет особенности современной семьи
как – малый состав, ядерность (нуклеарность)
семьи, патриархальность связей,
преимущенственость женского влияния,
жизнь сразу нескольких поколений. Так,
он отмечает – 1. сохраняется патриархальная
семья (состоящая из нескольких поколений).
Второе — границы между подсистемами
диффузны, плохо структурированы, власть
в семье принадлежит бабушкам и дедушкам,
во многих семьях в нескольких поколениях
отсутствуют мужчины, несколько поколений
зависят друг от друга не только духовно,
но и материально, идеология тоталитарного
общества сформировала жёсткую систему
принуждения и долженствования, разрушение
прежней идеологии и отсутствие новой
привели к тому, что в обществе возросла
потребность в иллюзиях, тяжёлое
материальное положение приводит к тому,
что семьи быстро распадаются.

studfiles.net

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.

Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву

Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.

Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.

Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.

Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.

Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.

К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.

Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.

Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.

Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.

Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.

Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.

Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.

Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.

В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение.
Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.

Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.

Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.

Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.

Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.

Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.

Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.

Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.

Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.

Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.

Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.

По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.

Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера.
Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.

Социальная характеристика личности

При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.

Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.

Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.

На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т.д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.

Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.

Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.

В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т.д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.

Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения.
Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.

Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.

Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.

Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.

Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.

Социально-психологическая характеристика ребенка

При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.

Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.

При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.

Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.

В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.

Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.

Социально-психологическая характеристика семьи

Семья – это не только своеобразная ячейка общества, но и один из самых древнейших социальных институтов. За все время существования мира ни одно общество не обходилось без создания семейных отношений.

В процессе своего развития семья проходит некоторые этапы или жизненные циклы семьи: непосредственно образование семьи, появление первого ребенка, появление последнего ребенка, вступление в брак последнего ребенка – так называемое «пустое гнездо», смерть одного из супругов.

Социально-психологическая характеристика общения семьи в первую очередь представлена взаимодействием супругов между собой, во вторую — с детьми, потом с родителями супругов и с друзьями. Общение представляет собой обмен информацией, духовный контакт и близость, обсуждение вопросов. Именно от общения зависит степень близости супругов между собой и степень близости с детьми.

Семья должна нести определенные социальные функции:

  • воспитательную, которая включает в себя социализацию молодого поколения и передачу культурного наследия;
  • хозяйственно-бытовую, поддерживающую физическое здоровье членов социума, включающую уход за детьми и престарелыми родителями;
  • экономическую, которая заключается в получении материальных ресурсов, а также в финансовой поддержке нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
  • духовного общения, включающую духовное развитие индивидов в семье, духовное обогащение;
  • социально-статусную, включающую в себя предоставление конкретного социального статуса членам семейных отношений, воспроизведение социальной структуры;
  • функцию досуга, которая заключает в себе организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональную, включающую получение эмоциональной поддержки и психологической защиты, стабилизацию субъектов и психологическую терапию.

Социально-психологическая характеристика семьи и ее составление включает возраст родителей, уровень образования, состав семьи. Далее, оценивают материальные и жилищные обстоятельства, уровень жизни в целом. Обязательно необходимо выяснить отношение взрослых к своей профессии и общественно-полезной деятельности. Оценивается обстановка в семье и система ценностей, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций или факторов, провоцирующих конфликты, увлечения обоих супругов, их досуг, взаимодействие семьи со школой, в которой учатся дети, отношение с учителями и школой в целом, уровень педагогических умений и психологических навыков, система воспитания, выясняется кто занимает главенствующую позицию в семье, отношение к детям и с детьми.

psihomed.com

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Каждый человек имеет свою характеристику, которая определяется своими социальными или психологическими качествами. Личность объединяется с другими индивидами в группы, семьи, коллективы, которые также начинают носить социально-психологическую характеристику. Интернет-журнал psytheater.com рассмотрит данное явление на своих страницах.

Что такое социально-психологическая характеристика?

Что такое социально-психологическая характеристика? Это совокупность явлений социальной и психологической направленности, которые объясняют качества, особенности, свойства индивида, коллектива, семьи, социума и пр. Характеристика личности обусловлена психологическими качествами каждой составляющей или социальными факторами, которая на нее влияет.

Характеристика группы, семьи, коллектива обусловлена психикой каждого члена, их взаимоотношениями, общей деятельностью, вероисповеданием, культурой, воспитанием, политической обстановкой и прочими факторами.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика личности

Личность – это человек, который обладает активностью и сознательностью, помогающие ему в обозначении своего пути по жизни. Личность формируется по мере своей жизни. Она обусловлена теми социальными факторами, в которых развивается, деятельностью, которую производит, а также путями потребления и приобретения материальных благ. Социально-психологическая характеристика формируется в результате социального взаимодействия с другими людьми, при котором все влияют друг на друга.

На социально-психологическую характеристику индивида также влияет ее анатомические и физиологические возможности, которые формируют ее поведение, психику. Помимо этого человек занимает определенный статус в социуме, что и влияет на формирование в нем конкретных навыков и качеств.

Характеристика личности состоит из особенностей, интересов, взглядов, склонностей и качеств его психики. Значимым становится то, что человек не обладает абсолютно устойчивыми характеристиками. В процессе жизни они меняются, трансформируются или укрепляются. Это зависит от обстоятельств, в которых человек периодически пребывает, деятельности, которую он осуществляет, отношения к ситуации, которое он проявляет, и положения, которое занимает в той или иной ситуации.

Человек является индивидуальностью, поскольку многие его характеристики не являются врожденными. Только типы высшей нервной деятельности могут быть генетически заложенными, однако даже они подвергаются коррекции в процессе жизни. Нет одинаковых людей, поскольку на одном подспорье развиваются различные психологические характеристики.

Главным в формировании социально-психологической характеристике остается жизненный путь, который базируется на том мировоззрении, которым руководствуется индивид. В зависимости от жизненного пути, развиваются определенные качества и особенности, интересы и наклонности. Все это начинается с того семейного и общественного воспитания, через который проходит личность.

Социально-психологическая характеристика рассматривает такие понятия в личности:

  1. Интересы – на какие предметы человек обращает внимание? Именно они влияют на целенаправленность и выбор жизненного пути. Чем более они устойчивы, тем более целенаправлен индивид и тем более успешен он.
  2. Склонность – направленность действий определенным видом деятельности.
  3. Потребность – физиологическая нужда, которая провоцирует временный интерес, удовлетворив который потребность проходит.
  4. Способность – умение психики, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
  5. Одаренность – совокупность задатков, на основе которых могут развиваться те или иные способности.
  6. Темперамент – это совокупность эмоциональной возбудимости, проявления эмоций и подвижности.
  7. Характер – совокупность качеств и черт психики, которые влияют на решения и действия индивида.

перейти наверх

Социальная характеристика личности

Личность является существом социальным. Человек не рождается личностью, а становится ею в той среде, в которой растет и развивается. По мере взаимодействия с социумом человек приобретает те или иные социальные характеристики. Он отыгрывает социальные роли и старается приспособиться к социуму, что происходит более или менее успешно.

Выделяют 2 социальные роли:

  1. Конвенциальные – роли, которые даются социумом, в зависимости от социального статуса: отец, муж, начальник и пр.
  2. Межличностные – роли, зависимые от личностных особенностей индивида.

Статус человека определяется теми правами и обязанностями, которыми он занимается. В каждой группе человек занимает определенную роль, где в главную очередь он выстраивает определенные деловые или личностные взаимоотношения. Здесь и формируются его особенности и качества, которые потом проявляются и характеризуют человека.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика группы

Человек не живет обособленно от окружающих. Рано или поздно он относит себя к некой группе – объединению, в которой более двух людей соединены по интересам, общим целям, деятельности, мотивам, задачам и т. д. Группа – единый организм, в который включаются отдельные личности со своими социально-психологическими характеристиками. Это в свою очередь образует характеристику группы своей социально-психологической направленности.

Малые группы занимают важную роль в жизни каждой личности. Малыми группами называются семьи, коллективы, друзья, школьные классы или институтские группы. Все они включают в среднем до 30 человек, которые объединены общим делом и целями, интересами и взглядами. Здесь на каждого индивида имеется большее воздействие.

Группа является ячейкой, к которой примыкает личность. Одной из ее характеристик является общность, на которой и объединяются люди. Сплоченность является второй социально-психологической характеристикой.

Композицией группы называется качественный состав, то есть характеристика ее членов. Размером называется количество членов группы (то есть количественная характеристика).

В группе становятся важными два фактора:

  1. Общение – ее культура, манеры, язык и пр.
  2. Взаимоотношения между ее членами – мораль и нравственность, правила и нормы.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллективом становится развитая группа, в которой уже сформировались устойчивые нормы взаимоотношения, а также отмечаются социальные полезные направления деятельности. У каждого ее члена есть своя позиция, статус, вид деятельности, который он выполняет, задачи и пр. Можно говорить о наличии иерархии внутри коллектива, где есть высшие и низшие подструктуры. Если говорить о социально-психологической характеристике, то уже не она формируется коллектив, а коллектив подчиняется ей.

Характеристикой коллектива являются:

  • Общественное настроение.
  • Общественное мнение, установки, убеждения.
  • Коллективные традиции, обычаи, привычки.
  • Общественные чувства.
  • Требования, авторитетность и взаимные оценки.

В коллективе уже имеются установленные правила и нормы. Однако это не говорит о том, что человек не может проявлять себя в пределах данных рамок. Взаимоотношения между членами коллектива устанавливаются индивидуальные, однако они редко выходят за пределы установленных правил.

Главными характеристиками социально-психологической направленности коллектива являются:

  1. Дисциплинированность – определение поведения каждого члена с целью организации единого механизма действования внутри коллектива.
  2. Информированность – наличие всей информации, которая позволяет каждому преследовать единую цель и ставить нужные задачи.
  3. Организованность – гибкость коллектива к внешним изменениям, которые влияют на перемену хода событий.
  4. Активность – свободное выражение своей деятельности каждым индивидом.
  5. Сплоченность – объединяющее составляющее психологического характера, которое позволяет коллективу сохранять свою структуру, быть единым механизмом.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика ребенка

Характеристика ребенка определяется видами деятельности, в которых он развивается и растет. В первую очередь обращается внимание на социально-психологическую структуру семьи, которая может быть полной или неполной, благополучной или неблагополучной. Дети дошкольного возраста определяются взаимодействием с окружающими детками, а также общением внутри семьи. Дети школьного возраста характеризуются успеваемостью в учебе.

Другими характеристиками являются физиологические составляющие ребенка: его здоровье, врожденные болезни, наклонности. Также оцениваются коммуникативные навыки и взаимодействие ребенка с ровесниками, учителями и воспитателями.

В раннем возрасте ребенок познает мир. Каким он его представляет по окончании данного периода, во многом зависит от воспитания и образцов подражания, которыми являются родители. Здесь он копирует родителей.

В младшем школьном периоде ребенок подвергается произвольному поведению, которое зачастую подчинено эгоистичным желаниям. Здесь важно, чтобы у ребенка имелось адекватное представление о правильности совершаемых поступков. Ребенок более подвержен влиянию извне, определяется с социальными ролями.

В подростковом возрасте возникает стремление к самоопределению в сферах религии, профессии, личности, духовности, социума и пр. В юношеском возрасте человек начинает формировать свой социальный статус, который нуждается в уважении со стороны окружающих.

перейти наверх

Социально-психологическая характеристика семьи

Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:

  1. Общение между супругами.
  2. Общение родителей с детьми.
  3. Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.

Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.

Семья выполняет следующие функции:

  • Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
  • Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
  • Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
  • Духовное развитие каждого члена.
  • Развитие досуга, его обогащение.
  • Определение социального статуса каждого члена.
  • Психологическая защита и эмоциональная поддержка.

перейти наверх

Итог

Каждая система обретает ту социально-психологическую характеристику, которая складывается из всех качеств и особенностей каждого ее члена. Человек сам обладает некой характеристикой, которая в итоге формирует ту систему, в которую он входит как неотъемлемая часть, звено.

psytheater.com

Учебно-методический материал по теме: Социально-психологическая характеристика семьи.

Ф.И.О. ребенка

Отец

Ф.И.О.

Дата рождения

Образование

Место работы, должность, рабочий телефон

Мобильный телефон

Мать

Ф.И.О.

Дата рождения

Образование

Место работы, должность, рабочий телефон

Мобильный телефон

Другие члены семьи, дата рождения, степень родства с учащимся

Адрес проживания (частный дом или квартира, сколько комнат, есть ли комната у ребенка)

Культурный уровень родителей (есть ли в семье библиотека, какие книги читают, читают ли газеты, посещают ли театры, концерты, кинотеатры)

Общая семейная атмосфера (доброжелательная, неустойчивая, гнетущая)

Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка

Отношение родителей и других взрослых членов семьи к ребенку (ровное, заботливое, сверхопекаемое, равнодушное, подавляющее личность ребенка)

Отношение родителей к школе (негативное, равнодушное, положительное)

Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка (систематическое, нерегулярное, от случая к случаю, полное отсутствие контроля)

nsportal.ru

Социально-психологическая структура семьи.

Раздел включает результаты обработки
анкеты «Семейные отношения» у 174 матерей
и 143 отцов детей с неврозами и 102 матерей
и 76 отцов в норме. Помимо этого, использованы
выборочные данные вопросника PARI и
результаты исследования семьи на
гомеостате. Приводятся достоверные
различия, а также корреляции на ЭВМ при
значении Q>0,5.

Удовлетворенность работой не имеет
различий в обеих группах родителей. Чем
меньше удовлетворены матери девочек с
неврозами работой, тем более активно
они стремятся доминировать в семье и
воспитании.

Больше внимания на проблемы, связанные
с семьей, обращают родители девочек с
неврозами, отражая психологически
сложную структуру семейных отношений.

Меньше всего времени в семье, по
собственной оценке, проводят отцы детей
с неврозами, что создает большую
психологическую и физическую нагрузку
у работающих матерей. Время, проводимое
в семье, коррелирует у обоих родителей
с временем, уделяемым ребенку, и
доминированием в вопросах воспитания.
Соответственно, отцы, мало бывающие
дома, почти никогда не доминируют в
вопросах воспитания.

Согласно вопроснику PARI (матери), забота
о семье не имеет различий с нормой. В
семьях девочек забота у матерей, в
отличие от нормы, повышается по мере
увеличения возраста детей. При неврозах
она наибольшая при обсессивном неврозе,
что сопровождается выраженной
тревожностью. В то же время именно у
матерей детей с этим диагнозом проявляется
отрицательное, в отличие от нормы,
отношение к семейной роли в целом и
выполнению роли только хозяйки дома.
Но и при остальных неврозах заметно
увеличение с возрастом матерей негативного
отношения к семейной роли, особенно
выраженное после 40 лет по сравнению с
возрастом 30—35 лет. Это результат действия
многих факторов, в том числе уже
упоминавшихся: гиперсоциальной
направленности личности, ориентации
на профессиональную деятельность,
недостаточной роли отца в семье,
нарастающего нервно-психического
напряжения у матери, хронической
усталости и постоянного чувства
неудовлетворенности.

Рассмотрим характер группового
взаимодействия в семье. При опросе 34
матерей и 29 отцов о том, подключение
какого члена семьи к общению в той или
иной семейной паре вызывает нарастание
аффективной напряженности, мать
(достоверно) и отец (тенденция) отметили
друг друга, а не себя или ребенка. В
какой-то мере это указывает на раздражение,
конфликт и неприятие, более выраженное
у матерей в отношении отцов.

Исследование характера взаимодействия
в семейных диадах (родители между собой
и с ребенком) и семье в целом проводилось
на гомеостате конструкции Е. Я. Семенюка.
В 101 семье детей с неврозами и 30 семьях
в норме от испытуемых требовалось
совместными усилиями привести стрелку
прибора в среднее положение. Задаваемый
режим работы прибора мог быть различным
— от легкого до сложного, трудновыполнимого.
В семьях при неврозах у детей по сравнению
с семьями в норме взаимодействие в парах
и в целом менее успешно и продуктивно.
Много лишних движений, избыточного
напряжения, импульсивности и
непоследовательности, что осложняет
тактику взаимодействия. Более часто
встречается и отказ от группового
сотрудничества при ригидной ориентации
на свою точку зрения. Меньшая согласованность
в совместных действиях и их разный,
нередко взаимоисключающий, характер
особенно заметны в парах «родитель —
ребенок». Это не столько взаимодействие,
сколько единодействие, поскольку
родители, во всяком случае вначале,
«давят» на ребенка, навязывая руководство,
а не пытаясь найти общий, совместный
режим действий. В результате взаимодействие
родителей с детьми достоверно менее
продуктивно, чем в норме. Приведенные
данные указывают на проблемы межличностных
отношений в семье, недостаточную
интеграцию ее как группы, развитие в
ней коллективных начал. В норме
взаимодействие в семье более успешно
и последовательно и сопровождается
большей согласованностью при решении
общих задач. Нет излишнего напряжения,
партнеры более гибки (ситуативны) и
определенны в выборе оптимального
режима взаимодействия.

Доминирование в семейных отношениях —
одна из наиболее существенных
социально-психологических характеристик
семьи как разновидности малой группы.
От патриархального (мужского) типа
доминирования в семье произошел переход
в 50—60-е годы нашего столетия к
матриархальному (женскому) типу. В
немалой степени это было обусловлено
возрастающей ролью женщин в тех видах
профессиональной деятельности, которые
ранее считались привилегией мужчин.
Неизбежным следствием этого процесса
стало снижение рождаемости, упавшей в
больших городах до 1 ребенка в семье, и
увеличение разводов по инициативе
женщин. С начала 80-х годов наблюдается
тенденция к уменьшению доминирования
женщин в семье и увеличению количества
детей ближе к 2. В южных республиках, где
среднее число детей и раньше было больше
2, в семье почти всегда доминирует отец
и, соответственно, меньшая статистика
разводов.

Для изучения проблемы доминирования
количество семей в норме было увеличено
до 150 у матерей и 80 — у отцов. По результатам
опроса матерей детей с неврозами и в
норме различия в доминировании
отсутствуют. В обеих группах семей
преобладающая точка зрения на решение
семейных вопросов принадлежит, в среднем,
каждой второй матери. Отрицание
доминирования (в том числе и «трудно
сказать» — в анкете) идет на втором
месте и на третьем — матери считают
доминирующим отца. Отцы считают себя
доминирующими как при неврозах, так и
в норме, в среднем, в каждой пятой семье,
т. е. достоверно реже, чем матери. В обеих
группах семей доминирование матерей
признается более частым, чем собственное,
но отцы детей с неврозами достоверно
чаще, чем отцы в норме, отрицают
доминирование с чьей-либо стороны.

При изучении взаимодействия родителей
на гомеостате они не могут договориться
о совместных действиях для приведения
стрелки прибора в среднее положение.
Каждый предпочитает действовать
по-своему, индивидуально, что затрудняет
достижение общей цели. В норме родители
лучше прогнозируют действия друг друга
и распределяют функции. При взаимодействии
относительно чаще, чем при неврозах,
доминируют отцы, т. е. матери более
уступчивы, и, наоборот, отцы действуют
сообща при доминировании матери. Поэтому
супружеская диада действует более
успешно. При неврозах неудача в
доминировании с одним партнером вызывает
стремление к компенсаторному доминированию
с другим, особенно в условиях задаваемого
сложного режима взаимодействия. Так,
если мать не может доминировать во
взаимодействии с отцом, то она пытается
сделать это в отношении ребенка.

На вопрос о предпочтении точки зрения
одного из родителей матери и отцы детей
с неврозами достоверно чаще, чем в норме,
хотели бы иметь ведущей свою точку
зрения, проявляя этим конфликтное
восприятие семейных отношений и
эгоцентризм. Соответственно, уменьшается
доля ожидаемых паритетных отношений в
семье.

Достоверно чаще матери доминируют при
обсессивном неврозе у детей (отцы,
соответственно, реже) по сравнению с
другими неврозами, в чем находят выражение
гиперсоциальные и нередко доминантные
черты их характера. При этом диагнозе
достоверные различия отмечаются и с
нормой, что подтверждает и вопросник
PARI.

Доминирование в начале брака сохраняется
и в дальнейшем. В семьях девочек
доминирование отрицательно коррелирует
со сходством характера родителей, т. е.
чем оно меньше, тем более выражено
доминирование, и наоборот. В норме
подобная зависимость отсутствует. При
проживании в семье бабушек и дедушек
доминирование матерей имеет тенденцию
к уменьшению в результате диктата
бабушки по линии матери; в норме тенденция
имеет противоположный характер.

При опросе детей с неврозами о том, кого
они считают главным в семье, включая
себя, девочки отдают предпочтение
матери: у мальчиков-дошкольников
преобладает отец; у школьников —
паритетность в отношениях. В единичных
случаях дети 3 лет считают главным себя,
демонстрируя заостренную потребность
в признании и самоутверждении. Стремление
у дошкольников считать главным в семье
родителя того же пола закономерно
отражает потребность в полоролевой
идентификации с ним. У школьников
мальчики, как и отцы, предпочитают
паритетные отношения в семье, в то время
как девочки подчеркивают доминирование
матери.

Изучение структуры доминирования в
прародительских семьях при неврозах и
в норме показало его равное преобладание
со стороны бабушки по материнской линии
в обеих группах семей. По отцовской
линии доминирование бабушки отмечается
достоверно чаще при неврозах, подчеркивая
ее большую роль в воспитании мальчиков.

Доминирование матерей увеличивается
в возрастной группе после 40 лет по
сравнению с 20—30 годами, т. е. структура
семьи приобретает все более односторонний,
иерархизированный характер. Следует
отметить известную обусловленность
доминирования матерей болезнью ребенка,
его невротическим состоянием. По мере
его выздоровления (повторные замеры на
гомеостате) доминирование матери имеет
тенденцию к уменьшению, в то время как
возрастает доминирование отцов.

Рассмотрим зависимость доминирования
от количества детей в семье и их пола.
При единственном ребенке — девочке —
матери считают себя более (а отца —
менее) часто доминирующими, чем при
наличии мальчика, когда имеет место
противоположная тенденция. Сами отцы
также более часто определяют доминирование
матери при наличии девочки, но свое
доминирование они расценивают без
различий в обеих семьях. При 2 дочерях
доминирование матери становится еще
более выраженным, и она никогда не
считает доминирующим отца. Доминирование
последнего более выражено (но во всех
случаях достоверно меньше доминирования
матери) при 2 сыновьях. Таким образом,
при детях того же пола, особенно 2,
родители более склонны считать себя
доминирующими в семье (и, соответственно,
— в воспитании), поскольку супружеское
доминирование и доминирование в
воспитании взаимосвязаны. При 2 детях
разного пола мать доминирует реже, чем
при единственном ребенке и детях одного
пола; отцы, наоборот, доминируют чаще,
но только в семьях, где болен неврозом
сын и здорова дочь (тенденция).

Лежащая в основе большинства случаев
доминирования доминантность связана
(коэффициент корреляции Q) с твердостью
характера и ригидностью мышления.

Особое значение приобретает доминирование
в вопросах воспитания. У матерей нет
отличий в частоте доминирования с
нормой. Различия в основном носят
качественный характер. Так, при неврозах
у детей матери более строги к ним (у
мальчиков — достоверно), если доминируют
в семье, в норме — обратное соотношение.
Доминирующие матери чаще (тенденция)
определяют свои отношения с детьми как
конфликтные, и опять же в большей степени
это заметно в отношении мальчиков. Колее
часто доминирование матерей в воспитании
проявляется у детей с обсессивным
неврозом.

Отцы в норме на первое место ставят
отсутствие доминирования в воспитании,
затем в равной степени считают
доминирующими в нем себя и мать. При
неврозах на первое место выдвигается
доминирование матери, затем его отсутствие
и на последнем — доминирование себя. В
итоге, отцы при неврозах по сравнению
с нормой достоверно реже считают
доминирующим в воспитании себя и
достоверно чаще — мать, подчеркивая
этим преобладание материнского влияния
на детей.

По данным корреляционного анализа,
одностороннее доминирование в воспитании
со стороны одного из родителей, особенно
матери, уменьшает общительность
мальчиков. Объяснить это можно подменой
матерью общения со сверстниками.

Изученный эффект доминирования позволяет
понять и такой характерный феномен, как
инверсия семейных ролей, когда доминирующая
в семье и ориентированная на работу
мать заменяет ряд мужских, еще в
достаточной степени традиционных,
функций. Эти же матери склонны к жесткому
предопределению круга общения детей и
более частым физическим наказаниям,
особенно мальчиков. В немалой степени
это — следствие наличия у матери
гиперсоциальной направленности личности,
максимально представленной при
обсессивном неврозе у детей. Нередко
мать не хочет, но вынуждена доминировать,
чтобы обеспечить стабильность семьи,
а отцы хотят доминировать, но не могут
вследствие своего мягкого характера,
мнительности или недостаточного времени,
проводимого в семье. При проживании в
семье родителей мужа или жены обстановка
в плане доминирования становится еще
более сложной. Тогда доминирующим лицом
чаще оказывается бабушка по материнской
линии или дедушка по отцовской. Бабушка
заменяет многие функции матери, которая,
в свою очередь, замещает некоторые
функции отца. Последний обеспечивает
недостающие тепло и любовь к детям или
вступает в конфликт с матерью и бабушкой
за свое право активно участвовать в
жизни семьи. В ряде случаев он как «третий
лишний» уходит из семьи, поскольку
образующаяся психологическая структура
«псевдосемьи» лишает его чувства
компетентности в семейных отношениях
и воспитании детей и, соответственно,
уменьшает чувство принадлежности к
семье.

studfiles.net

Социальная характеристика семьи образец. lawyertop.ru

Характеристика семьи

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Образец написания характеристики на семью

на Афанасенко Павла Ивановича дата рождения: 25.04.1979 место рождения: г. Москва адрес: Афанасенко Павел Иванович проживает по данному адресу, начиная с 1993 года. За время проживания не создавал трудностей и не был замечен в конфликтах с соседями. Афанасенко Павел Иванович женат и имеет дочь (2002 г.р). Соседи Архипова Мария Викторовна, проживающая по адресу:_ и Макаренко Илья Алекесеевич проживающий по адресу:_, отзываются об Афанасенко Павле Ивановиче положительно, характеризуя его, как вежливого, общительного и доброго человека. Афанасенко Павел Иванович поддерживает хорошие отношения с соседями, принимает участие в общественных делах и имеет хорошые семейные отношения. Принимает активное участие в воспитании ребенка. Подписи: Число: Дата:

Функции четко распределены: финансовое обеспечение и планирование досуга выполняет отец, хозяйственную, бытовую и в большей мере воспитательную – мать. Эмоционально-терапевтическая функция выполняется грамотно и стабильно, ребенок видит авторитет в лице родителей, и его проблемы решаются сообща. Функция защищенности удовлетворительна, отсутствует дефицит любви со стороны обоих родителей. Мать домохозяйка, постоянно находится дома. Отец работает по месту и часто бывает дома. Досуг проводят вместе.

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

  • Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.
  • Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.
  • Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.
  • Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.
  • Наблюдение за семьей на протяжении длительного периода времени, а также беседа с каждым из ее членов. Для этого нужно периодически наносить визиты на место жительства, работы или учебы с последующим составлением письменного отчета.
  • Изучение семейного законодательства и сопоставление текущей ситуации с существующими нормами. В семье не должно быть противоправных действий по отношению к кому-либо.
  • Сбор отзывов от родственников, соседей, коллег или прочего окружения о взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку, степени выполнения родителями обязанностей.

Характеристика на семью (Образец)

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Социальная характеристика семьи образец

Данный материал предназначен для классных руководителей, социальных педагогов составляющих характеристики на семьи обучающихся, для представления в комиссию по делам несовершеннолетних. Здесь предоставлен образец характеристики семьи из 3 человек, в которой мать одна воспитывает 2 детей, описывается положение в семье, положительные и отрицательные стороны, а также представлено ходатайство администрации школы о снятии с учета КДН семьи.

Характеристика пишется воспитателями совместно с педагогом-психологом по запросу органов опеки. В характеристике представлены сведения о личностных особенностях и взаимоотношениях с окружающими как ребёнка, так и его мамы, акцент сделан на взаимоотношениях между мамой и ребёнком, а также описано отношение мамы к своим родительским обязанностям.

Социальная характеристика семьи образец

Семья характеризуется как полная/неполная/многодетная/малодетная с ярко-выраженной патриархальной/матриархальной линией управления. Семью можно назвать социально-устойчивой/неустойчивой, маргинальной, с алкогольной зависимостью/склонностью к совершению правонарушений/преступлений. Функции в семье распределены четко/не четко/следующим образом: хозяйственно-бытовая, финансовое обеспечение, эмоционально-терапевтическая, воспитательная и т.д.

Прежде, чем поделиться своими наработками хочу сказать о том, на основании чего Вы вообще можете начать писать характеристику на семью. Итак, необходимо проделать следующую работу: провести беседу с ребенком, родителями или другими членами семьи о взаимоотношениях в семье, посетить семью с представителями социально-психологической службы или членами родительского комитета, составить акт обследования материально-бытовых условий семьи, провести самостоятельно или с помощью психолога диагностические мероприятия для выявления психологического климата и особенностей семейного воспитания. Вы можете использовать анкеты, методику «Рисунок семьи», наблюдения и информацию, полученную из бесед с учащимся и родителями и т.д.