Содержание

Регрессия (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия.

Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства людей в детстве, они, порой, бессознательно используют, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинают проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.[1]

Также регрессия характерна для истероидных личностей.[2]

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

  • Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
  • Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
  • Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы поведения.
  • Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффективного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с
    изменением всей системы жизненных стереотипов семьи
    (например, в случае рождения нового ребёнка).
  • Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция поначалу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.[3]
  1. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Регрессия», изд. «Класс», 1998.
  2. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Истерические, или театральные (histrionic) личности»
    , изд. «Класс», 1998.
  3. Бардышевская, Марина Константиновна. Регрессивные явления в развитии детей с эмоциональными нарушениями (рус.) // Лурия и психология XXI века : сборник. — Москва: Смысл, 2003. — С. 236-246.

ru.wikipedia.org

защитный механизм, примеры регрессии в психологии

Регрессия – это такой способ защиты, когда психика прибегает к возврату в детское состояние с целью понижения тревоги или разрешения конфликта. Соответственно детская модель поведения оказывается незрелой, менее эффективной, затрудняет адаптацию. При этом у окружающих она часто вызывает состояние родителя, бессознательное желание опекать будь-то более слабую или ущербную личность. Однако механизм регрессии включается не лишь в межличностном взаимодействии, человек может активировать его также наедине с собой, во внутренней психологической реальности, ведь детская модель поведения кажется ему более безопасной и успокаивающей.

Что такое регрессия в психологии

Регрессия есть возвращение к своим более ранним формам поведения. Она происходит оттого, что нынешним, зрелым поведением человек не имеет возможности добиться желаемых целей. Например, девушка не может убедить своего мужчину в действительности какого-то факта. Что выбирает она? Часто это слезы, и плач, которые не являются рациональным способом в разрешении ситуации, это тот способ, которым она пользовалась в детстве, дабы привлечь внимание и добиться желаемого.

Спортсмены, занимающиеся боевыми искусствами и изучающие множество приемов в зале, выходя на ринг, используют лишь несколько приемов регрессии, что происходит из-за фрустрации, стресса, в котором человеку свойственно возвращаться к наиболее эффективным ранним формам поведения, которые его никогда не подводили. Хотя их эффективность – очень спорный вопрос, на деле было бы уместнее использовать другие формы поведения. Но есть навыки, какие содержатся в основе психики, как говорят, «на подкорке», вернуться к которым легко, и это происходит бессознательно. Проблему это не решает, но временно успокаивает человека, снижает уровень его тревоги.

Каждый сохраняет из детства воспоминания о приятных моментах, легком разрешении проблем и хоть раз задумывался, чтобы вернуться в детство. Личности же, что используют регрессию как доминирующий механизм защиты, когда она становится стратегией жизни, называются инфантильными, такая длительная регрессия в психологии это синоним инфантилизма.

Регрессия как явление была описана впервые Фрейдом. Регрессия по Фрейду есть отказ от прогрессивного движения желания в сторону действий, возврат к образам или галлюцинациям. Также регрессия по Фрейду находит себя в сновидениях и неврозах, в каких он рассматривал возврат к архаическим формам жизни как индивидуальным, так и филогенетическим.

Регрессия – защитный механизм

Регрессия в психологии это механизм защиты, развивающийся при слабости Я личности, именно к регрессии чаще всего прибегает личность незрелая, поскольку этот способ ей ближе остальных и не требует никаких дополнительных усилий.

В регрессии человек стремится к бессознательному воссоединению, полному комфорту и удовлетворению потребностей, какое он получал от матери. Отсутствие необходимости прилагать усилия, пробуя новые стратегии проведения, при недостатке энергии и инертности личности делает регрессию доступным и простым способом приспособления. Другой вопрос уже, что адаптация затрудняется и в итоге оказывается неполной. Построить зрелые отношения с окружающими при доминирующей регрессивной защите, инфантилизме, становится невозможным. Взаимодействие выстраивается только в случае наличия у партнера дополняющей стратегии, активного состояния родителя, отношения тогда скорее напоминают детско-родительский симбиоз.

Более сильная, стеническая личность прибегает к регрессии, только когда остальные механизмы защиты оказались неэффективными, наступило состояние фрустрации. Регрессия в таком случае чаще всего частичная и непродолжительная, возвратившись к детским формам удовлетворения потребностей и получив желаемую разрядку, снизив напряжение, личность возвращается к другим видам защит. Потому, определив, что регрессия длительное время доминирует в арсенале защит, следует направить внимание на развитие личности, признав ее незрелость. В характере при этом преобладают такие черты, как зависимость от окружающих и их мнения, несамостоятельность, легкая внушаемость и поддавание влиянию других, отсутствие глубоких стабильных интересов, быстрая смена настроений, плаксивость, обидчивость, неумение доводить начатое до конца, безответственность и страх будущего. В крайних случаях это может выразиться в тунеядстве, злоупотреблении алкоголем, зависимости от наркотических препаратов.

Регрессия в психологии – примеры

Частым примером регрессии как отката назад, в прошлое, к более ранним своим паттернам, является поведение старшего ребенка при рождении младшего. Старшему становится тяжело вынести то, что появился еще один объект для родительской любви, и он начинает плакать и капризничать, как несколько лет назад, может начать лезть в коляску, брать одежду, соску и погремушки младшего, есть его еду, гулить, ползать, изображая из себя малыша. Часто даже появляется возврат к непроизвольному мочеиспусканию. Это помогает ему справиться с напряжением, обидой и ревностью, появившимися в связи с конкуренцией, «предательством» родителей, привлечь к себе внимание, чтобы его полюбили так же, как малыша. Более старшему ребенку в данной ситуации кажется, что о нем забыли, хотя в том же возрасте ему уделяли обычно такое же количество внимания.

Регулярные детские болезни также могут говорить о потребности в родительском внимании, при нежелании идти в сад или школу быстро появляются симптомы простуды, а в запущенных ситуациях развиваются и серьезные хронические болезни, имеющие психосоматическую природу. Стоит чаще показывать ребенку свою любовь, а если причина и в плохих отношениях в детском коллективе – поговорить об этом или поменять садик или школу.

То же может происходить и с взрослым человеком, когда он заболевает. Невысокая температура переживается уже как серьезная, тяжелая болезнь, что может бессознательно демонстрироваться окружающим, чтобы получить ту полноту заботы и внимания, какую взрослый помнит из детства. Это то, что в психологии рассматривается как получение вторичной выгоды.

Здесь может иметь место и соматизация, когда и сама болезнь наступает по причине потребности снизить психическое напряжение, словно вернуться в детство и передохнуть. Если действительной причиной болезни была регрессия, то излечение становится очень сложным, усилия докторов часто не приносят нужных результатов, болезнь может менять свои формы или даже переходить в другую, проявляя высокую резистентность к различным врачебным вмешательствам, развивается ипохондрия. Своевременная успешная диагностика психологической причины болезни позволяет не только идти в верном направлении к излечению, но и сохраняет действительное физическое здоровье пациента.

В других случаях уставший взрослый человек может начать хныкать как ребенок, топнуть ногой или обидеться, невесть на кого, развернуться и уйти. Сюда относятся и несдержанность в эмоциях, какую часто прощают детям, бунт против авторитетов, хаотичное поведение, любовь к быстрой и неосторожной езде на машине, не задумываясь о последствиях. В ситуациях перегрузки практически каждый испытывал желание закутаться в одеяло, есть конфеты и смотреть мультики. Некоторые взрослые на всю жизнь сохраняют любовь к детской мультипликации, носят одежду в ребяческом стиле, играют в игры. Компьютерная зависимость также связана с регрессивным уходом от взрослой реальности в детский мир на экране, к которому человек привык еще будучи ребенком.

Примеры регрессии в психологии. Психологи часто наблюдают регрессию у своих клиентов на консультации. Как только психолог с клиентом подходят к сверхважному для последнего вопроса, в котором нужно принять решение – клиент часто не выносит этой эмоциональной перегрузки и начинает дурачиться: накручивать волосы на нос, снимать и играть кольцом, крутиться на кресле, шутить. Регресс в детское поведение оттаскивает человека назад, чтобы снизить критический уровень напряжения, и психолог должен отследить это и проработать с клиентом.

Регрессивный откат в детство свойственен практически всем людям в ситуации, когда желаемое можно получить от кого-то из близких. Так ребенок начинает выпрашивать конфеты у матери более детским голосом, капризничая и давя на жалость. Также может поступать и жена, прося у мужа, например, купить ей платье, бессознательно активируя в себе поведение маленькой девочки. А муж может проситься на рыбалку с друзьями, обещая свое хорошее поведение, словно мальчишка.

Склонность к мистике часто также является регрессивной защитой, когда человек не желает разбираться в реальных причинах происходящего, что потребует от него усилий и ответственности в разрешении проблемы, а, к примеру, оправдывает сложности наложенной порчей или родовым проклятием.

Регрессивность часто находит выражение в откате к более ранним психосексуальным формам развития, что связано с возникновением неврозов. В случае регрессии либидо в полном объеме генитальность замещается прегенитальными способами проявления сексуальности, откуда развивается анально-садистичные или инцестуозные наклонности, бисексуальность, нарциссизм.

К механизмам регрессии часто прибегают маркетологи, создавая в рекламе предпосылки для эмоционального возвращения в детские ощущения полного комфорта, тотальной продуманности и контроля производителем своего продукта, приобретя который человек может, словно погрузиться в идеальную реальность.

psihomed.com

Регрессия (психология) — это… Что такое Регрессия (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия.

Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Описание

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.[1]

Также регрессия характерна для истероидных личностей.[2]

Виды нормальной детской регрессии

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

  • Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болез­ни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
  • Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребе­нок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
  • Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевре­менного использования более прогрессивной формы поведения.
  • Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффектив­ного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).
  • Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция по началу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.[3]

Литература

Примечания

  1. Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Регрессия», изд. «Класс», 1998.
  2. Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Истерические, или театральные (histrionic) личности», изд. «Класс», 1998.
  3. Бардышевская, Марина Константиновна. Регрессивные явления в развитии детей с эмоциональными нарушениями (рус.) // Лурия и психология ХХI века : сборник. — Москва: Смысл, 2003. — С. 236-246.

dic.academic.ru

значение и виды регрессии в психологии

Иногда, когда жизнь нам устраивает очередную пакость, а проблемы окружают со всех сторон, хочется вновь оказаться в детстве. Там спокойно, тепло, уютно, а мама с папой защитят от любых неприятностей. Подсознательное желание вернуться в комфортный и безопасный мир детства активизирует защитный механизм психики, получивший название «регрессия» – возвращение назад. Эта психологическая защита, описанная еще З. Фрейдом, часто становится последней соломинкой, за которую хватается человек.

Механизмы психологической защиты

Впервые о психологических защитах заговорил З. Фрейд. Он пришел к выводу, что запретные желания, инстинкты, неприятные воспоминания и страхи, загнанные человеком на уровень бессознательного, продолжают на него действовать и оттуда.

Они являются источником неясной тревоги, фобий, тягостных переживаний и внутренних конфликтов, а иногда и психических заболеваний. Чтобы избавить мозг от этого разрушительного воздействия, в сознании включаются защитные механизмы. Они проявляются как особенности поведения и мышления, часто странные, несоответствующие ситуации или навязчиво повторяющиеся. Например, человек сваливает вину за свой поступок на другого, чтобы не чувствовать себя виноватым, или ищет рациональное оправдание своему неблаговидному поступку. Или использует детские формы поведения, как в регрессии.

Оберегая психику от чрезмерно негативных переживаний, защитные механизмы в то же время искажают реальность, создают иллюзию, мешают увидеть проблему и найти пути ее решения.

З. Фрейд описал первые 8 видов защиты, список которых сейчас существенно увеличился. Но все они делятся на 2 вида или уровня:

  1. Механизмы психологической защиты высокого уровня преобразуют энергию неудовлетворенных желаний и негативных переживаний в какой-то другой вид активности, например, в творчество или борьбу за власть.
  2. Защиты низшего, примитивного уровня просто искажают реальность, уводят человека от решения проблем, загоняют конфликты вглубь бессознательного. Иллюзия нормального существования временна, а действие этих механизмов может привести к серьезным психическим проблемам и отклонениям в поведении.

К низшему типу психологических защит и относится регрессия. Более того, она считается самой примитивной формой.

Как работает механизм регрессии

Поведение человека – это реакция на внешние раздражители: события, людей, ситуации, проблемы. Способы реагирования могут быть разные – разумные, рациональные, взрослые или детские и примитивные. Развиваясь, человек осваивает все более разумные, логичные, продуктивные способы реагирования, и тип его поведения тоже меняется. Но мы способны иногда возвращаться назад, к более примитивным и, казалось бы, забытым способам реагирования. Это и есть регрессия.

Проявления регрессии

Несмотря на примитивность, это довольно часто встречающийся вид психологической защиты, особенно в ситуациях, когда «взрослое» поведение неэффективно и не приносит облегчения. Так, заболевший взрослый человек может капризничать как ребенок, чтобы добиться внимания и заботы. А если получает желаемое, то реакция его может стать привычной, устойчивой. И вот он уже в любой сложной, неприятной ситуации ищет у себя признаки болезни и надеется на снисхождение окружающих. Нет, он не симулирует сознательно, он действительно ощущает себя больным. Точнее, его мозг посылает организму соответствующие сигналы, защищая психику от неприятных эмоций. Все, думаю, знают, как часто болеют дети, не желающие идти в садик или школу.

В ситуации усталости, повышенного напряжения, постоянного стресса многим хочется залезть под теплое одеяло, скушать что-то вкусное, «обнимашек» и похныкать. То есть вернуться к детскому поведению, которое позволяет им на время почувствовать себя слабым и никому ничем не обязанным. Возвращение в детство иллюзорно, но оно словно защищает нас от проблем взрослой жизни. К сожалению, защита эта тоже иллюзорная.

  • Регрессия часто проявляется в ситуации, когда человек хочет чего-то добиться от близких ему людей. Тогда он начинает вести себя как ребенок, обращающийся к взрослым: выпрашивает, капризничает, обещает хорошее поведение, заискивает или демонстративно обижается. Даже тембр голоса у него меняется, становится «детским», плаксивым, хныкающим, капризным.
  • К формам регрессивного поведения можно отнести и увлечение религиозными культами, склонность к мистике и суевериям. Именно тогда человек ищет причины своих проблем в наказании божьем или родовом проклятии. Это чисто детское стремление переложить вину на другого, тем более этот «другой» и оправдаться не может.
  • К регрессии относятся также многие формы аддиктивного (зависимого) поведения. Например, игромания или компьютерная зависимость – это попытка человека сбежать от реального мира, спрятаться от него, как ребенок под одеялом прячется от своих страхов.
  • Курение, алкоголизм и наркомания – это тоже регрессия, хоть, казалось бы, совсем недетские формы поведения. Но они сродни тому, как ребенок сосет свой палец, ковыряет в носу или грызет ногти. Это непродуктивная активность, снимающая нервное напряжение, а к тому же еще и разрушительная для всего организма.

З. Фрейд связывал механизмы психологической защиты с проблемами в сексуальной сфере, как одной из самых значимых для человека. Регрессия в этом плане проявляется в наиболее примитивных формах сексуальности: нарциссизме, садомазохизме, бисексуальности и т. д.

Кто склонен к регрессии

В большей степени к регрессии склонны дети, психика которых еще неустойчивая, а детство совсем рядом. На недостаток внимания и необходимость заниматься тем, чем им не хочется, дети реагируют не только капризами и слезами, но и частыми болезнями, неумеренным потреблением сладкого и возвращением к совсем примитивным формам поведения, например, словно забывают проситься на горшок или не желают самостоятельно одеваться. Такое часто случается, когда в семье появляется еще один ребенок, вызывающий у старшего ревность и желание почаще напоминать о себе родителям.

У взрослых постоянное использование регрессии свидетельствует об их личностной слабости и инфантилизме. Чаще всего к этому виду психологической защиты прибегают следующие категории людей:

  • слабохарактерные и эмоционально неустойчивые индивиды;
  • неуверенные в себе, с низкой самооценкой;
  • легко внушаемые, подверженные социальному влиянию более сильных личностей и СМИ;
  • плохо адаптирующиеся в социальной среде, не имеющие развитых коммуникативных навыков;
  • люди с повышенным уровнем тревожности, склонные к панике, истерии и неврозам.

Но регрессия может проявляться и у сильных, уверенных в себе людей в том случае, если другие, менее примитивные средства психологической защиты оказались неэффективными. Когда борьба со сложными жизненными обстоятельствами отняла все силы, а цель так же далека, как и раньше, тогда наступает тяжелое психическое состояние фрустрации, грозящее перерасти в депрессию. Вот в этой ситуации сильный человек на время «прячется» в детство. Он может плакать, жаловаться, демонстрировать обиду, «заедать» свои проблемы, устраивать скандалы.

Но для сильной личности регрессия – временное проявление слабости, необходимое для снятия эмоционального напряжения. Вот эмоции выплеснулись, и человек возвращается к взрослым формам поведения.

Виды регрессии

Хоть регрессия и считается самой примитивной формой психологической защиты, она, как уже было отмечено, встречается у всех людей. Но не всегда проходит бесследно. Влияние регрессии на психику человека и его повседневное поведение зависит от ее вида.

Всего можно выделить 3 вида этой психологической защиты:

  • Кратковременная. Самая распространенная, обычная реакция. Проявление слабости, связанное с эмоциональной или физической перегрузкой. Кратковременная регрессия снимает нервное напряжение, помогает преодолеть последствия стрессов, неудач, жизненных коллизий и проходит практически без осложнений.
  • Частичная. Этот вид регрессии более продолжительный и вызывающий деформацию поведения человека, а иногда и развитие психических отклонений. Но касается частичная регрессия только какой-то одной формы ее проявления. Например, человек, часто использующий свою болезнь для давления на близких и получения от них «бонусов» в виде дополнительного внимания, может стать ипохондриком. Ипохондрия выражается в том, что индивид постоянно ищет у себя (и находит, а как же иначе) признаки разных болезней. Это явление уже считается психическим отклонением.
  • Полная регрессия. Она встречается редко и обычно связана с деменцией – старческим слабоумием. Тогда о пожилом человеке говорят, что он впал в детство. Но полная регрессия встречается и у сравнительно молодых людей в ситуациях тяжелых психологических травм. Когда сознание не в силах принять случившуюся трагедию, словно сбегает в детство, закрывается от того ужасного, с чем оно столкнулось во взрослой жизни. Полная регрессия – это уже тяжелое психическое заболевание, требующее серьезного лечения и психиатрической помощи.

Регрессия – это естественная реакция нашей психики, своего рода предохранитель от чрезмерной перегрузки. И механизм ее действия находится на уровне подсознания, человек его не контролирует, даже если и осознает причины своего поведения. Поэтому упрекать кого-то в проявлении «детского» поведения не стоит. Но если речь идет не о кратковременной регрессии, то стоит проконсультироваться с психологом, а в запущенных случаях и с психиатром.

psychologist.tips

Регрессия (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия.

Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Описание

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства людей в детстве, они, порой, бессознательно используют, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинают проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.[1]

Также регрессия характерна для истероидных личностей.[2]

Виды нормальной детской регрессии

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

  • Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
  • Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
  • Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы поведения.
  • Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффективного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).
  • Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция поначалу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.[3]

См. также

Литература

Примечания

  1. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Регрессия», изд. «Класс», 1998.
  2. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Истерические, или театральные (histrionic) личности», изд. «Класс», 1998.
  3. Бардышевская, Марина Константиновна. Регрессивные явления в развитии детей с эмоциональными нарушениями (рус.) // Лурия и психология XXI века : сборник. — Москва: Смысл, 2003. — С. 236-246.

wikipedia.green

Регрессия в психологической практике – польза или вред?

Как происходит развитие? Что подразумевается под этим? В психологической и психотерапевтической практике, в психоаналитической работе с клиентом развитие мы можем понимать, как часть процесса излечения и решения проблем, без которого желаемое исцеление и решение проблем не могут состояться.

И в динамике сложного процесса исцеления мы сталкиваемся с таким явлением как защитные механизмы психики, цель которых состоит в том, чтобы избежать соприкосновения с нежелательными представлениями и переживаниями, болезненными для психики, которые могут актуализироваться в процессе нашей работы с клиентом.

В данной статье мы обсуждаем такой универсальный защитный механизм психики как регрессия, границы этого понятия, и сопоставляем его с описанной Мелани Кляйн концепцией движения между параноидно-шизоидной и депрессивной позиций, описывающей процесс развития.



Регрессия как защитный механизм психики

Регрессия – универсальный психический процесс движения от уже достигнутого к прежним, более ранним формам функционирования и организации. Человек, пытаясь защититься от тревоги и конфликтов, бессознательно прибегает к менее зрелым и адекватным формам поведения и реагирования, которые субъективно кажутся ему безопасными и дающими защиту.

Практически для всех людей в напряженные моменты жизни характерно стремление «утешить» себя получением каких-либо удовольствий. В определенной мере – это нормальная защитная реакция на стресс, способствующая уменьшению общего напряжения в психике и в организме в целом. Сам процесс сна, видения сновидений, ритуал ухода в сон – является проявлением адаптивных регрессивных состояний.

Психическая и физическая усталость способствуют процессу регрессии. Мы возвращаемся к привычкам, характерным для более ранних этапов развития. Чувствуем усталость, голод, раздражительность по мелочам, можем ощущать слабость и недомогание, даже заболеть. Все эти реакции и проявления могут быть проявлением регрессивных состояний.

«Регрессия – это понятие, которое часто используется в психоанализе и современной психологии; обычно оно означает возврат к предыдущим формам развития мысли, объектных отношений, структуры поведения» (Лапланш, Понталис).

Фрейд рассматривал регрессию как форму возврата психического функционирования человека к функционированию, характерному для более ранних этапов развития индивида. Следует отметить, что саму патологию, от которой страдал клиент, Фрейд рассматривал как своего рода регрессию к так называемым ранним точкам фиксации.

Фрейд наблюдал различные типы регрессии, которые не совпадают друг с другом:

Топическую, обусловленную функционированием психического аппарата, сменой психических систем, через которые движется возбуждение (как, например, в сновидении).

Формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными (переход к менее сложным и структурно упорядоченным способам выражения и поведения).

Временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации, возврат к уже пройденным этапам или фазам развития. Временную регрессию Фрейд, в свою очередь, разделял на регрессию по отношению к объекту, регрессию по отношению к либидинальной стадии и регрессию по отношению к эволюции Я (самоотождествление).

Следует отметить, что в целом эти формы регрессии по своей сути едины, и все эти процессы могут происходить одновременно. Но в каждый отдельный момент фокус нашего внимания или главный акцент может оказаться на чем-то одном. Но при этом мы понимаем, что этапы развития, более ранние по времени являются одновременно и более простыми по форме и структуре, и располагаются в топически соответствующих для этих восприятий психических структурах.

Итак, согласно Фрейду, регрессия представляет собой возврат к более раннему паттерну объектных отношений, к более примитивному эмоциональному выражению, а также к более простому стилю умственной деятельности, которое ближе непосредственно к восприятию, чем к мышлению.

Для регрессивных состояний характерно более примитивное эмоциональное выражение, способы поведения и выражения становятся менее упорядоченными и организованными, формы мышления и объектных отношений также возвращаются к предшествующим более ранним моделям. Говоря о регрессии, Фрейд писал: «Первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле слова неуничтожима».

При этом мы понимаем процесс развития как некое движение, имеющее очень сложную траекторию, и этот процесс не может происходить линейно, поступательно и последовательно, периодически мы можем наблюдать колебания и скачки, откаты назад, то продвижение вперед.

Подобные регрессивные скачки и колебания мы наблюдаем также и в ходе психотерапии и психоанализа. О каких именно скачках и колебаниях может идти речь? В этом нам поможет разобраться рассмотрение того, как концепт регрессии развивался в теоретических разработках психоаналитиков.

Судьбы регрессии в психоанализе

Что же происходит с концептом регрессия в психоанализе. Мы можем в общих чертах проследить его дальнейшую теоретическую судьбу.

Ряд авторов, исходя из опыта клинической практики, видели регрессию как необходимую и полезную часть продвижения в работе с пациентом.

Эрнст Крис одним из первых поднял важную тему о полезности регрессии в психоаналитической ситуации, обосновывая взгляд, что регрессия находится на службе Эго.

Дональд Винникотт также придерживался взгляда на регрессию как на полезный феномен. Полезную регрессию Винникотт назвал организованной регрессией. «Организованную регрессию иногда путают с патологическим уходом и защитными расщеплениями различного типа. Эти состояния имеют отношение к регрессии в том смысле, что они являются защитными организациями» (Винникотт).

Организованный тип регрессии, согласно Винникотту, противоположен уходу в защитные организации, т.к. организованная регрессия дает шанс разблокировать некую застывшую ситуацию во внутреннем мире пациента.

Майкл Балинт в свою очередь говорил о важности регрессии ради признания. Согласно Балинту, в оптимальном варианте в психоаналитическом процессе регрессия должна произойти на стадию, предшествующую получению травмы. Если эта стадия достигается пациентом, вступает «новое начало», когда может быть заново начато и пройдено новое развитие личности. Для того, чтобы это произошло, Балинт считал важным создать такие условия для пациента в психоаналитическом пространстве, в которых пациент мог бы регрессировать все глубже, тем самым приоткрывая глубины своего Я, свои базовые потребности, не страшась осуждения или отвержения со стороны аналитика.

Герберт Розенфельд говорил о частичном отыгрывании как необходимой части всякого анализа, что также предполагает важность и полезность регрессии в психоаналитическом процессе.

Но, естественно, что мнения в психоаналитическом мире в отношении регрессии разделяются, есть и совсем иной взгляд на регрессивные феномены в психоаналитическом процессе, который рассматривает регрессию как негативное и гораздо более опасное явление, чем это представлено в работах вышеперечисленных авторов. В частности, тот же Балинт говорил о возможности злокачественного процесса в ходе масштабной регрессии.

Мелани Кляйн ввела концепцию депрессивной позиции, в дальнейшем параноидно-шизоидной позиции, а впоследствии описала внутренние связи и возможные переходы между ними, что позже выросло в теорию психологического развития и возможных патологий, связанных с этим процессом. 


Концепция депрессивной и параноидно-шизоидной позиции позволяет нам глубже понимать и исследовать как регрессивные процессы и защиты в ходе анализа, так и процессы, ведущие к позитивным сдвигам, изменениям и развитию.

Для параноидно-шизоидной позиции характерно переживание хаоса и дезинтеграции, а для депрессивной — достижение психического порядка с одновременным принятием неизбежных ограничений и потерь.

Кляйн описывала переходы к параноидно-шизоидной позиции как защиту от депрессивной позиции, как регрессию с депрессивной позиции, а также как часть процесса развития. Таким образом, в свете концепции Кляйн, регрессия представляет собой переход, обратное движение от депрессивной позиции к параноидно-шизоидной. Кляйн видела в регрессии нежелательный процесс, который не ведет к развитию.

Сьюзен Айзекс и Паула Хайманн, рассматривая концепт регрессии в свете работ Мелани Кляйн, писали о том, что параллельно регрессии либидо происходит регрессия деструктивного инстинкта, и это лежит в основе возникновения психопатологии у пациента. И, таким образом, регрессия может приводить к весьма негативным серьезным последствиям.

Джон Стайнер ввел концепцию психических убежищ — патологических личностных организаций, к которым может регрессировать пациент в ходе психоаналитического процесса. Патологические организации – установившиеся в личности нарциссические организации, являющиеся одновременно внутренней системой подавления и в то же время альтернативой реальности и объектным отношениям. Таким образом, патологическая организация представляет собой регрессию к более ранним формам организации и мышления.

Психическое убежище – своего рода аутистический анклав, укрытие, в котором пациент прячется от невыносимой боли и тревог, связанных с эмоциональным контактом с аналитиком. «Иногда можно наблюдать, как с большой осторожностью они появляются, подобно тому как улитка высовывается из своей раковины и как она снова прячется, если контакт приводит к боли и тревоге» (Стайнер).

Бетти Джозеф описывает регрессию как процесс перехода от депрессивной позиции к защитной системе, которая была сформирована в более ранний период. Для данной защитной системы, к которой регрессирует пациент, характерно функционирование, присущее параноидно-шизоидной позиции с ее примитивными видами защит — расщеплением и проективными идентификациями.

Модель Рональда Бриттона рассматривает регрессию как нежелательный феномен в ходе психоаналитического процесса. Он предлагает обозначать термином «регрессия» отступление в патологическую организацию, которое повторяет прошлое и избегает будущего, например, негативно-терапевтическая реакция.

Бриттон делает важный акцент на различении движения к позитивному психическому развитию, вызывающего смятение у пациента, и патологической регрессии. Когда в анализе есть поступательное движение, ведущее к прогрессу, даже если при этом пациент находится в смятенном состоянии, при котором активизируется вытесненный психический материал и утрачивается ранее достигнутая психическая организация и связное функционирование, тем не менее, мы не можем называть это состояние регрессией, по мнению Бриттона.

Бриттон подчеркивал нормальность движения от депрессивной на пост-депрессивную параноидно-шизоидную позицию. Термином регрессия он предлагает называть как процессы перехода от нормальной пост-депрессивной позиции на параноидно-шизоидную, но также и на квази-депрессивную – патологическую депрессивную позицию (так называемая патологическая организация).

Уилфред Бион не использовал термин регрессия в своем творчестве. Бион говорил о том, что защитная организация, «застывшая ситуация» (которую, как предполагали некоторые аналитики, призвана растопить регрессия), представляет собой патологическую организацию, актуальную в текущий момент для пациента. В этом смысле, как предполагает Бион, пациент уже регрессировал, поэтому регрессия не может представлять собой новые возможности для прогрессивного движения и развития.

И все-таки — полезна ли регрессия в анализе?

Итак, мы видим, что в психоаналитической мысли под феноменом регрессии зачастую понимаются совершенно различные процессы. И обсуждая этот феномен в анализе, его полезность или нежелательность, мы сталкиваемся с проблематикой существования разных аспектов функционирования этого понятия и необходимости определения границ его использования.

Концепция Мелани Кляйн о параноидно-шизоидной и депрессивной позиции с переходами между ними позволяет нам наблюдать, дифференцировать и описывать эти разные процессы, которые неоправданно зачастую объединяются единым термином «регрессия».

Обратные движения от депрессивной позиции, для которой характерно ощущение психического порядка, к параноидно-шизоидной позиции, где достигнутый ранее порядок утрачивается, – такие переходы могут быть как формой регрессии, возвратом прошлого, активизацией патологической организации, проявлением негативно-терапевтической реакции.

Но эти же движения от депрессивной к параноидно-шизоидному функционированию не всегда регрессивны, они могут быть и возвратом в так называемую нормальную параноидно-шизоидную позицию с характерной для нее утратой определенности и связной системы убеждений, необходимых для возможности дальнейшего развития в объектных отношениях, когнитивного и эмоционального развития, развития моральной сферы. Мы ведь понимаем, что нормальное развитие не является автоматическим, когда само собой что-то происходит, должно прийти творческое решение, которое и приходит на параноидно-шизоидной волне.

Т.е. есть процесс исцеления, который производит впечатление болезни, а есть крайне болезненные состояния, связанные с патологическими организациями личности, которые на внешнем уровне демонстрируют себя как «правильность и здоровье». С подобным парадоксом сталкивается каждый аналитик. 


Концепция депрессивной позиции Мелани Кляйн описывает дальнейший переход от нормальной параноидно-шизоидной позиции к достижению новой депрессивной позиции, и связанную с ним проработку депрессивной позиции, что дает возможность смягчения ненависти любовью, возможность репарации деструктивных побуждений, позволяет развиваться символическому мышлению (Ханна Сигал).

Как показывает Рональд Бриттон, регрессивное состояние присуще не только переходам к шизоидно-параноидному существованию, а также и квази-депрессивному – когда происходит регрессивный переход от депрессивного функционирования к параноидно-шизоидной позиции и обратно, но уже к превдо депрессивной позиции — защитная организация режима депрессивной позиции.

«Защитное состояние напоминает депрессивную позицию своей связностью, режимом самопонимания и нравственной добродетельности, но отличается отсутствием страдания и чувства утраты» (Рональд Бриттон).

Мы видим, что у разных авторов под термином «регрессия» описываются как процессы, ведущие к развитию, так и процессы, связанные с патологическим возвратом к защитным организациям. Поэтому, используя этот термин, для нас важно обращать внимание на то, что за ним стоит, с чем мы сталкиваемся – речь идет о злокачественном процессе или, напротив, нормальном и желательном ходе аналитического погружения и связанного с ним размывания устоявшихся, уже мешающих дальнейшему развитию структур и представлений пациента.

golenevalada.ru

Возрастная регрессия — Википедия

Возрастна́я регре́ссия (от лат. regressus — обратное движение[1]) — гипнотический феномен, при котором индивид вновь переживает события из своего прошлого. В случае интенсивной возрастной регрессии событие вновь переживается с такой силой, как если бы оно происходило в настоящий момент[2]. В частности, в состоянии гипнотического транса у взрослых психически здоровых людей могут возникнуть формы поведения, свойственные ранним периодам детства[3]. Восприятие окружающего мира тоже будет таким, каким оно было в соответствующем возрасте (например, при регрессии в детство индивид может видеть окружающие предметы и людей значительно более крупными)[4]. Однако, по всей видимости, эти феномены в действительности являются реконструкцией, созданной психикой взрослого человека[2]. Кроме того, даже в случае очень интенсивной возрастной регрессии сознание индивида всё-таки сохраняет частичный контакт с реальностью[5].

Это явление может возникнуть как спонтанно, так и под влиянием внушения гипнотерапевта[2]. Феномен возрастной регрессии также может возникать при использовании гештальттерапии, метода осознанного сновидения, психоанализа[6], психодрамы[6][7].

Регрессия в детский или подростковый возраст может также использоваться в манипулятивных целях, например, в рекламе[8] и в так называемом «криминальном гипнозе»[9].

Техника возрастной регрессии существует в гипнотерапии как минимум с конца 1880-х годов[10]. Этот приём использовал, например, французский врач Пьер Жане. В статье 1889 года[11] Жане описывает применение возрастной регрессии для пациентки психиатрической больницы Сальпетриер, Мари. Эта девятнадцатилетняя девушка страдала многочисленными истерическими симптомами. Например, она была слепа на левый глаз. Однако в состоянии гипноза, когда Жане внушил Мари, что она — пятилетняя девочка, зрение вернулось к ней. Мари рассказала, что в этом возрасте её насильно уложили спать с ребёнком, страдавшим заболеванием кожи лица. После этого сходные симптомы появились на коже маленькой Мари, а затем у неё возникла слепота левого глаза (с 6-летнего возраста). Во время сеанса гипноза Жане внушил Мари, что у ребёнка вовсе не было кожного заболевания. После сеанса гипнотерапии слепота пациентки навсегда исчезла. Жане применил сходный приём и для излечения прочих симптомов Мари. Через несколько месяцев у пациентки полностью исчезли проявления истерии[12][13].

Также, в 1889 году психиатр Роберт фон Краффт-Эбинг опубликовал сообщение о том, что в состоянии гипнотического транса может произойти восстановление некогда приобретённых, но затем забытых или угасших реакций, эмоций и воспоминаний[14].

В дальнейшем эта техника использовалась гипнотерапевтами, работавшими с пациентами, страдавшими от посттравматического стрессового расстройства во время Первой и Второй мировых войн. Мильтон Эриксон описывает метод возрастной регрессии в книге «Человек из февраля» (1979)[10] В этой книге Эриксон рассказывает о том, как в процессе гипнотерапии он создал образ «Человека из февраля», который сопровождал пациентку в её «путешествиях в прошлое», чтобы оказать ей поддержку и помочь ей освободиться от травматических воспоминаний[15].

Несмотря на то, что возрастная регрессия широко применяется в гипнотерапии, природа этого феномена пока не получила научного объяснения. На данный момент существуют две теории:

  • Теория функциональной ампутации, согласно которой гипнотическое внушение «отсекает» ту часть поведенческого репертуара, которая появилась позже возраста, в который регрессирует индивид (то есть «ампутируются» более взрослые формы поведения).
  • Теория принятия роли, которая предполагает, что индивид, стараясь соответствовать ожиданиям гипнотизёра, играет роль человека более младшего возраста.

Однако в настоящее время ни одна из этих теорий не имеет полного научного подтверждения[14].

  • Минимальной регрессией является простое воспоминание об определённом эпизоде из прошлого[2]. Такая регрессия может быть спонтанной, не связанной с гипнотическим внушением, она может возникнуть, например, под воздействием просмотра фильма или альбома со старыми фотографиями[5].
  • В случае гипермнезии (этот термин можно перевести как «сверх-воспоминание») индивид остаётся в своём реальном возрасте, но его воспоминания значительно ярче и подробнее, чем это обычно бывает[5]. При этом индивид ощущает себя одновременно действующим лицом и наблюдателем, он сохраняет знания опыт и аналитические способности взрослого человека. В гипнотерапии эта форма регрессии применяется обычно для работы с тяжёлыми травмирующими воспоминаниями, поскольку индивид не полностью погружается в них и сохраняет способность видеть происходящее со стороны[16].
  • При возникновении феномена ревификации (то есть «повторного проживания») индивид мыслит и ведёт себя так, как если бы он реально вернулся в соответствующий возраст (например, ведёт себя как маленький ребёнок). Иногда именно ревификацию называют «истинной возрастной регрессией»[5]. В этой форме возрастной регрессии индивид ощущает себя действующим лицом, а не наблюдателем. Он теряет все познания, приобретённые во взрослом возрасте, и мыслит так, как если бы он реально вернулся в соответствующий период своего детства (например, не умеет читать). Эпизод из прошлого переживается так, как если бы индивид оказался в нём в первый раз в своей жизни[16]. В этом состоянии индивид часто проявляет свойственную детям интенсивность эмоциональных переживаний (по этой причине, гипнотерапевт должен проявлять осторожность при работе с травматичными детскими воспоминаниями[17]). У индивидов с высокой степенью гипнотической внушаемости возможно даже возникновение галлюцинаций; они могут находиться в состоянии транса с открытыми глазами. Они могут, например, воспринимать кабинет гипнотерапевта как школьный класс, где они когда-то учились[18]. Ревификация также может возникать спонтанно, например, в форме психопатологического репереживания[19]. В гипнотерапии эта форма регрессии часто применяется для работы с приятными воспоминаниями или с позитивным опытом из прошлого, который может быть полезен индивиду[16].

В гипнотерапии возрастная регрессия широко применяется для различного типа проблем:

  • Поиск причин симптома, если предполагается, что этот симптом (например, заикание) связан с какими-либо событиями из прошлого пациента. После того, как причина найдена, симптом может быть устранён с помощью различных терапевтических приёмов[20].
  • Возврат в тот период в прошлом, когда пациент не страдал от проблемы, которая его беспокоит сейчас, или когда он сумел успешно преодолеть её. Благодаря этому, пациент может поверить, что он обладает способностями, необходимыми для устранения проблемы (этот приём используется, например, для спортсменов, потерявших веру в свои силы после неудачи или травмы). При использовании этой методики пациент может также понять, что некогда помогло ему чувствовать себя лучше или добиться успеха[20]. Эта же методика может применяться для повышения мотивации пациента в отношении преодоления вредных привычек (например, курильщик может «вернуться в прошлое», когда он ещё не курил, был в хорошей физической форме, ему было легко дышать, его одежда не имела неприятного запаха, и т. д.).[21]
  • Терапевтическая форма возрастной регрессии применяется также, если у пациента возникает спонтанная возрастная регрессия, связанная с психологической травмой (психопатологические репереживания). В этом случае гипнотерапевт может научить пациента контролировать подобные переживания и связанные с ними эмоции.[21]
  • Возрастная регрессия может применяться для лечения фобий: например, если пациент боится полётов на самолёте, ему предлагается «вернуться» в те моменты из его прошлого, когда он был пассажиром самолёта, и полёт закончился благополучно; в состоянии гипнотичекого транса пациент может вновь пережить ощущение комфорта и безопасности, которое он чувствовал во время полёта[22].
  • При лечении депрессий «возврат в прошлое» может помочь пациенту избавиться от заученных в прошлом дисфункциональных шаблонов поведения, которые часто лежат в основе депрессивного расстройства[23].
  • Наконец, возрастная регрессия может использоваться как вспомогательный приём для наведения гипнотического транса.[24]

Варианты использования возрастной регрессии в психотерапии[править | править код]

В гипнотерапии существуют две базовые стратегии использования возрастной регрессии:

  • «Поиск ресурса» (так называемый «ресурсный транс»)[25]. При этой стратегии возрастная регрессия применяется для поиска позитивных воспоминаний. Гипнотерапевт помогает пациенту вновь пережить моменты успеха или иные приятные воспоминания. Затем проводится обращение к бессознательному пациента: даётся внушение об использовании «ресурсных переживаний» (уверенности в себе, радости, ощущения компетентности и т. д.) в нынешних и будущих ситуациях в жизни пациента[26].
  • «Поиск травмы». В этом случае возрастная регрессия применяется для нахождения в прошлом тех травматических событий, которые продолжают негативно влиять на жизнь пациента (этот приём близок к гипноанализу). Иногда психологическая травма субъективна, она связана с тем, что ребёнок не мог правильно осознать происходящее. В этом случае в процессе гипноза достаточно помочь пациенту посмотреть на ситуацию по-иному, со взрослой точки зрения, имея в своём распоряжении опыт и все ресурсы взрослого человека[26]. [4] Иногда индивиду удаётся найти решение проблемы, не выходя из состояния возрастной регрессии, самостоятельно или с помощью внушений гипнотерапевта (например, гипнотерапевт может дать внушение о том, что Бессознательное пациента само найдёт решение проблемы). Но также возможно, для защиты от слишком интенсивных травмирующих переживаний, перевести индивида в другой период его жизни или временно вывести его из состояния гипнотического транса, для того, чтобы обсудить проблему. Это позволяет ослабить силу эмоционального переживания и создать условия для проработки проблемы на интеллектуальном уровне. После этого индивид может быть снова введён в транс, но при этом у него будет решение проблемы и ресурсы, необходимые для проработки травмы[4]. Эта форма возрастной регрессии часто даёт более быстрый терапевтический эффект если пациент является не «наблюдателем», а «участником» событий прошлого, при условии, что у пациента возникает состояние абреакции по отношению к травматическим переживаниям. Однако подобный подход требует от терапевта большей опытности и осторожности, поскольку эмоциональные переживания могут оказаться очень интенсивными. Считается, что при некоторых особенно сильных травматических переживаниях абреакция не только необходима, но и должна произойти несколько раз в ходе терапии, для чего необходимо провести несколько сеансов гипноза с интервалом в несколько дней. Однако иногда это возможно реализовать ходе одного сеанса гипнотерапии, давая пациенту возможность отдохнуть и расслабиться между абреакциями (в этом случае даются внушения «сна» или «спокойного отдыха»)[18].

В психотерапии также применяется так называемая «двухуровневая диссоциированная возрастная регрессия» (или просто «диссоциированная регрессия»). При использовании этой техники индивид продолжает ощущать себя в своём реальном возрасте, однако благодаря гипнотическому внушению он как бы видит самого себя в прошлом. Подобный приём позволяет пациенту в какой-то степени отстраниться от травмирующего переживания. При этом он может, в своём воображении, вмешаться в ситуацию и изменить её. Мильтон Эриксон считал, что эту форму регрессии легче создать, и она более полезна в терапевтическом плане. Одна из разновидностей двухуровневой диссоциированной регрессии иногда считается самостоятельной методикой или даже особым направлением в психотерапии, она носит название «Рипэрентинг» (en:Reparenting), то есть «повторное родительство». При использовании этой методики в состоянии транса пациент получает возможность в своём воображении стать родителем самому себе (а точнее, своему «внутреннему ребёнку») и удовлетворить какие-либо эмоциональные потребности, которые не были удовлетворены в детстве[27].

Мильтон Эриксон также использовал методику, в которой индивид попеременно является то действующим лицом, то сторонним наблюдателем событий из своего прошлого (обычно из детства):

  1. Позиция наблюдателя: проанализировать своё поведение в какой-то момент из прошлого и найти альтернативную, более эффективную модель поведения.
  2. Позиция действующего лица: мысленно «войти» в эпизод из прошлого, но в этот раз с новой моделью поведения[28].

При работе с высокотравматичными воспоминаниями может также применяться так называемая «двойная диссоциация», при которой пациент не только является наблюдателем событий, не участвуя в них, но и видит не само происшествие, а, например, фильм о нём. При этом сам он может ощущать себя актёром, играющим в этом фильме, но также возможно провести внушение о том, что главную роль в фильме играет другой человек, лишь внешне похожий на него. При этом возможно даже использование воображаемого «пульта управления», который позволяет пациенту «приблизить» или «отдалить» какой-либо «кадр фильма»[18]. Это может также быть «видеозапись», причём пациент может, по своему выбору, «перематывать плёнку» назад или вперед или «останавливать» её, а также менять сценарий «фильма» (например, добавляя счастливый конец)[29].

Эриксон также применял форму диссоциации, при которой пациент переживал эмоции, связанные с прошлыми событиями, но не осознавал, какие события вызвали эти эмоции. Затем Эриксон описывал эти события (или часть событий) и внушал пациенту амнезию по поводу этих событий. В других случаях Эриксон внушал пациенту, что он видит события прошлого, но не испытывает никаких эмоций по поводу того, что он видит[18].

Метод возрастной регрессии может сочетаться с методом временной прогрессии (то есть воображаемым «путешествием в будущее»). Существует два варианта этой комбинированной техники:

  • Регрессия-прогрессия. Сначала проводится возрастная регрессия для поиска поддерживающих ресурсов. Затем используется временная прогрессия, при которой клиент может использовать ресурсы, найденные в прошлом, для конструирования образа достижения желаемой цели[30].
  • Прогрессия-регрессия. Если в прошлом клиента существует травматический эпизод, гипнотерапевт внушает ему воображаемое перемещение в будущее, где клиент стал более зрелым и опытным. Затем проводится диссоциированная регрессия в травматический эпизод, но не из настоящего момента, а из воображаемого будущего[30].

Приёмы, используемые для создания феномена возрастной регрессии[править | править код]

При подготовке к введению индивида в состояние возрастной регрессии гипнотерапевт может использовать определённые приёмы для того, чтобы направить его мысли к определённому периоду его жизни: например, расспрашивать его о детстве, говорить о детстве людей вообще или даже рассказать что-либо из своих собственных детских воспоминаний. Мильтон Эриксон говорил: «Если вы хотите, чтобы человек рассказал вам о своём брате, расскажите ему о своём»[17]. В качестве вспомогательных приёмов могут использоваться, например, детские сказки.[16]

Эриксон использовал также приёмы

  • контекстуального внушения, делая в своей речи акцент на таких словах и выражениях, как «вернуться», «вспомнить», «думать о прошлом»[22]
  • подразумеваемого указания, например: «Когда вы вновь почувствуете себя семилетним ребёнком, вы сможете вспомнить класс, в котором вы учились…»[31]
  • двойной связки, например: «Вы можете вернуться в возраст семи лет, но возможно, что это будет более поздний период, например, двенадцать лет…»[31]

Выбор метода индукции (то есть способа наведения транса) для создания феномена возрастной регрессии зависит от желаемого результата. Если необходимо, чтобы индивид оставался наблюдателем событий из прошлого, используются следующие формы индукции:

  • Индивиду предлагается представить себе, что он видит фильм из своего прошлого и перематывает плёнку назад.
  • Предлагается вообразить себя в процессе просмотра альбома со старыми фотографиями, причём страницы перелистываются в обратном порядке к прошлому.
  • Предлагается вообразить перед собой коробку с предметами, каждый из которых связан с определённым воспоминанием.
  • Используется образ «Книги времени, где все записано» (можно также внушить, что в этой книге есть фотографии или рисунки).
  • Используется образ прозрачного лифта, который спускается в прошлое, или иного средства передвижения, которое совершает поездку в прошлое. Индивид видит себя внутри средства передвижения и является зрителем событий из прошлого, не участвуя в них.

Если же необходимо, чтобы индивид ощутил себя участником событий (то есть для создания феномена ревификации), можно использовать один из следующих приёмов:

  • Индивиду предлагается представить себе, что он является персонажем фильма, а плёнка сама собой перематывается назад.
  • Предлагается метафора «птицы, которая летит в пустоте вне пространства и времени», а затем оказывается в том моменте, который необходимо пережить вновь.
  • Используется образы «двери в прошлое» или «туннеля во времени», через который предлагается пройти индивиду.
  • Индивиду предлагается совершить «путешествие на машине времени» (преимуществом этого метода является то, что если воспоминание оказывается слишком травмирующим или пугающим, индивид может, в своём воображении, легко вернуться в настоящий момент).

Иногда индивиду внушается, что он забыл какие-то знания взрослого человека или не умеет делать того, что может делать взрослый человек. Также внушается, что индивид воспринимает мир, как ребёнок (например, все кажется большим, или он смотрит на взрослых снизу вверх). Мильтон Эриксон использовал также следующую форму индукции: «Сейчас ты также можешь идти в прошлое до того момента, который сможет изменить твою жизнь»[16].

При использовании возрастной регрессии может применяться приём, называемый утилизацией звуков. В этом случае пациенту внушается, что шум внешнего мира и голос терапевта преобразуются в звуки той воображаемой реальности, в которую он погрузился в данный момент. Это позволяет не только помочь пациенту не отвлекаться, например, на шум городского транспорта за окном, но и создаёт ощущение большей достоверности того, что происходит в мире, созданном воображением пациента[32].

После того, как состояние возрастной регрессии достигнуто, необходимо дать пациенту время для того, чтобы он «вжился» в соответствующий возраст[18].

Если при «возврате в прошлое» пациент становится «участником событий», то он ощущает себя человеком соответствующего возраста (например, ребёнком). В этом случае гипнотерапевту следует вести себя и разговаривать с ним так, как ведут себя и говорят с детьми этого возраста. Например, он может «играть» с пациентом в детские игры. Вопросы должны задаваться в настоящем времени (например, не «Что происходило в этот момент?», а «Что происходит в этот момент?»).[18]

Считается, что эффективное использование возрастной регрессии невозможно без введения клиента в достаточно глубокое состояние транса. Например, Эриксон использовал возрастную регрессию лишь при условии, что клиент провёл в трансе как минимум 20 минут[18][22]; иногда этот подготовительный период бывал значительно более долгим[18].

Выход из состояния возрастной регрессии[править | править код]

При завершении сеанса работы с возрастной регрессией необходимо дать индивиду внушения на возврат в настоящий момент, в его реальный возраст[17]. При этом для выхода из состояния регрессии используется тот же метод, который был применён для входа в это состояние, но в обратном порядке (например, воображаемый фильм перематывается к концу, воображаемый «прозрачный лифт» поднимается вверх, предлагается увидеть себя выходящим из двери или туннеля, ведущего в прошлое, и т. д.)[16].

Если была проведена возрастная регрессия в очень ранний период детства (когда ещё не существует способность понимать слова), то для выхода из состояния транса необходимо применять методы невербальной коммуникации. Например ещё до того, как пациент «вернулся в прошлое», гипнотерапевт даёт следующее предварительное внушение: «Когда я прикоснусь к вашей руке, вы больше не будете грудным ребёнком, вы снова станете взрослым человеком»[18].

Терапевтический эффект возрастной регрессии[править | править код]

Иногда проблема, возникшая в прошлом, основана на так называемом феномене импринтинга: в контексте травматической ситуации психика ребёнка «обучается» реагировать определённым образом. В данный момент эта защитная реакция является нормальной. Бессознательное индивида как бы «принимает решение» в будущем уберечь его от попадания в подобные ситуации. Но в дальнейшем, постоянно повторяясь в ином контексте, эта защита становится чрезмерной, неадаптивной или ненужной. Она может, например, выражаться в возникновении соматических симптомов при возникновении ситуации, чем-то напоминающей ту ситуацию, которая создала соответствующий импринт. Эти симптомы выполняют функцию предупреждения, давая сигнал о возможной опасности, которая на самом деле не существует в реальности. Это превращается в источник проблем для индивида, причём он сам часто не знает о причине этих проблем. В этом случае, вводя индивида в состояние возрастной регрессии, терапевт может предложить ему найти любое воспоминание, связанное с беспокоящим его симптомом, и описать, что он видит и чувствует. После этого, не задерживаясь на данном эпизоде жизни, следует продолжить перемещение в прошлое, к более ранним воспоминаниям, до того первого воспоминания, когда возник соответствующий импринт (обычно это имеет место в возрасте до 9 лет). Часто проработка этого воспоминания приводит к «эффекту домино»: все последующие проблемные эпизоды уже не требуют проработки, так как проблемы исчезают сами собой[17].

В некоторых случаях при «возврате в детство» пациент осознаёт, что он обладал способностями, которые впоследствии не были развиты. Благодаря этому осознанию появляется возможность развить и использовать эти способности[33][34].

Проблемы, возникающие при применении возрастной регрессии[править | править код]

Считается, что сама по себе техника возрастной регрессии относительно проста, и «возврат в прошлое» в состоянии транса возникает легко. Значительно более трудной задачей для гипнотерапевта является достижение терапевтического результата при применении этой техники; сложность метода также связана с возможностью возникновения разнообразных непредвиденных и нежелательных побочных эффектов.[18]

Глубокая возрастная регрессия в период, связанный с психологической травмой, может вызвать у индивида феномен абреакции, то есть интенсивной эмоциональной реакции, которая может оказаться неожиданной и неконтролируемой. При этом, находясь в состоянии транса, индивид может оказаться настолько поглощённым своими переживаниями, что это вызовет разрыв раппорта с психотерапевтом. Кроме этого, индивид может потерять все способности и опыт взрослого человека, необходимые для проработки проблемы. По этой причине, гипнотерапевт должен суметь быстро найти способ коррекции возникшей ситуации[17]. Например, для того, чтобы индивид не бы повторно травмирован, переживая в своём воображении тяжёлую ситуацию из прошлого, можно добавить следующее внушение: «Вы просто смотрите и слушаете… вы сохраняете свой жизненный опыт и знания, который вы приобрели в течение вашей жизни…»[16]. Также можно «переместить» пациента в иной возрастной период (туда, где он обладает ресурсами, необходимыми для решения проблемы) или временно вывести его из состояния транса и обсудить проблему на интеллектуальном уровне, с использованием знаний и опыта взрослого человека.[17]

У лиц, верящих в возможность реинкарнации, при применении возрастной регрессии может возникнуть ощущение того, что они вернулись в одну из своих прошлых жизней (так называемая «Регрессия прошлой жизни»). По мнению многих гипнотерапевтов, это не является серьёзной проблемой и даже может быть использовано в психотерапевтических целях[35]. Однако следует быть готовым к тому, что индивид «вспомнит» крайне травмирующие эпизоды одной из своих прошлых жизней, например, собственную смерть. В этом случае гипнотерапевт может уменьшить глубину транса, то есть перевести пациента с уровня ревификации (ощущения себя участником событий) на уровень наблюдателя. Например, возможно внушение о том, что пациент наблюдает за происходящим, находясь «над ситуацией» и извлекая из неё полезный для себя опыт[35].

Более опасной проблемой является возникновение феномена ложных воспоминаний (см. также en:False memory syndrome). В некоторых случаях индивид может поверить, что некий эпизод действительно имел место в прошлом, хотя на самом деле этот эпизод является конструкцией, созданной его воображением в состоянии гипнотического транса. В частности, в состоянии возрастной регрессии индивид может увидеть себя жертвой сексуального насилия со стороны одного из взрослых членов семьи. Выйдя из состояния гипнотического транса, он может поверить, что этот эпизод действительно имел место, но был забыт благодаря механизму вытеснения травмирующих переживаний. Этот феномен может быть вызван поведением терапевта, который считает, что проблема пациента вызвана сексуальным насилием, и даёт — на сознательном или бессознательном уровне — установку на поиск подобной травмы. Если эпизод насилия будет «найден» и пациент не только поверит в его реальность, но и вновь переживёт его, это приведёт лишь к сильному травмированию его психики. Кроме того, в недавнем прошлом имело место (например, в Соединённых Штатах Америки) большое количество судебных процессов (en:False allegation of child sexual abuse), возбуждённых взрослыми женщинами против своих отцов, по поводу инцеста, якобы имевшего место в прошлом и «осознанного» благодаря гипнозу[36]. По этой причине, проводя процедуру возрастной регрессии, гипнотерапевт должен быть предельно нейтрален и не давать никаких установок на то, какую травму пациенту следует «найти» в своём прошлом[37]. Следует помнить что воспоминания пациента являются субъективной а не объективной реальностью[38].

Рекомендуется получение согласия пациента на возможность «возврата в прошлое». Если пациент находится в состоянии транса, согласие со стороны его Бессознательного может быть выражено с помощью идеомоторного сигнала (например, поднятие пальца руки). Если согласия получено не будет, то до проведения возрастной регрессии следует предварительно провести работу с бессознательными защитами пациента, которые по какой-то причине сопротивляются возврату в прошлое[18].

Чем менее опытен гипнотерапевт, тем большую осторожность ему следует соблюдать при использовании техники возрастной регрессии; например, следует четко определить событие, к которому будет проведён «возврат» и конкретизировать гипнотическое внушение таким образом, чтобы в памяти пациента было активировано именно это событие[18].

Следует также принимать во внимание способность пациента переносить интенсивные эмоции и его готовность к абреакции. В частности, если клиент страдает пограничным расстройством личности, перед использованием техники возрастной регрессии следует помочь ему развить способность контролировать своё эмоциональное состояние. Также более безопасной будет форма возрастной регрессии, при которой пациент будет «наблюдателем» событий прошлого, а не «участником». Гипнотерапевт должен также учитывать свою собственную способность переносить сильные эмоции, связанные с тем, что рассказывает пациент, не теряя при этом контроля над терапевтическим процессом[18].

Возможно также начать терапевтическую работу с воспоминания, не связанного со слишком тяжёлой психологической травмой. Таким образом пациент приобретает опыт успешного преодоления такого рода проблем, что позволяет в дальнейшем перейти к работе с более травматичными воспоминаниями[29].

При лечении депрессий методом возрастной регрессии следует учитывать, что для лиц, страдающих депрессией, характерна ориентация на воспоминания о прошлом; применение возрастной регрессии может закрепить эту дисфункциональную тенденцию. По этой причине не следует применять возрастную регрессию, если у пациента ещё не сформирована позитивная ориентация на будущее.[23]

  1. ↑ Регрессия.
  2. 1 2 3 4 Годэн, Ж., 2003.
  3. ↑ Мещеряков Б., Зинченко В., 2004.
  4. 1 2 3 Гордеев,М.Н., 2005, Глава 16. ИНДУКЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ.
  5. 1 2 3 4 Гинзбург,М. Яковлева,Е., 2008, p. 52.
  6. 1 2 Беккио, Ж., Росси, Э., 2003, Гипнотические техники.
  7. ↑ Лейтц, Г., 1994, Фаза игры, или фаза действия.
  8. ↑ Светлакова, Н., 2008.
  9. ↑ Мельников,И., 2000.
  10. 1 2 Hammond,C., 1990.
  11. ↑ Janet, P., 1889.
  12. ↑ Гольцман, Е., 2003.
  13. ↑ Onno Van Der Hart, Paul Brown, Bessel A. Van Der Kolk, 1989, p. 7.
  14. 1 2 Психологическая энциклопедия.
  15. ↑ Эриксон, М., Росси, Э., 1995.
  16. 1 2 3 4 5 6 7 Lockert,O., 2013, p. 450.
  17. 1 2 3 4 5 6 Гордеев,М.Н., 2005, Глава 16. ИНДУКЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ.
  18. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Hammond,C., 1990, 16.
  19. ↑ Lockert,O., 2013, p. 458.
  20. 1 2 Edgette, J.H., Edgette, J.S., 1995, p. 112-113.
  21. 1 2 Edgette, J.H., Edgette, J.S., 1995, p. 113.
  22. 1 2 3 Edgette, J.H., Edgette, J.S., 1995, p. 114.
  23. 1 2 Япко,М., 2002, p. 188.
  24. ↑ Edgette, J.H., Edgette, J.S., 1995, p. 112.
  25. ↑ Гордеев,М.Н., 2005, глава 15. Ресурсный транс.
  26. 1 2 Гинзбург,М. Яковлева,Е., 2008, p. 53.
  27. ↑ Гинзбург,М. Яковлева,Е., 2008, p. 54.
  28. ↑ Lockert,O., 2013, p. 451.
  29. 1 2 Edgette, J.H., Edgette, J.S., 1995, p. 117.
  30. 1 2 Гинзбург,М. Яковлева,Е., 2008, p. 56.
  31. 1 2 Edgette, J.H., Edgette, J.S., 1995, p. 115.
  32. ↑ Гордеев,М.Н., 2005, Глава 14. ГИПНОТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ.
  33. ↑ Роут,Б., 2002, p. 97.
  34. ↑ Edgette, J.H., Edgette, J.S., 1995, p. 105.
  35. 1 2 Lockert,O., 2013, p. 461.
  36. ↑ Lockert,O., 2013, p. 453.
  37. ↑ Lockert,O., 2013, p. 454.
  38. ↑ Watkins, J.G., Barabasz,A., 2007, p. 45.
  • Психологическая энциклопедия.
  • Годэн, Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского.. — Москва, 2003.
  • Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. — Москва: Олма-пресс, 2004. — 666 с. — ISBN 5-93878-086-1.
  • Hammond,C. Handbook of Hypnotic Suggestions and Metaphors, глава 16. — W. W. Norton & Company, 1990. — 624 с. — ISBN 978-0393700954.
  • Edgette, J.H., Edgette, J.S. Handbook Of Hypnotic Phenomena In Psychotherapy. — Brunner/Mazel, 1995. — 318 с. — ISBN 9780876307502.
  • Lockert,O. Hypnose: évolution humaine, qualité de vie, santé. — Paris: IFHE, 2013. — 715 с. — ISBN 2916149171.
  • Onno Van Der Hart, Paul Brown, Bessel A. Van Der Kolk. Pierre Janet’s Treatment of Post-traumatic Stress // Journal of Traumatic Stress, Vol 2, No. 4, 1989. — 1989.
  • Janet, P. L’Automatisme psychologique. — 1889.
  • Гольцман, Е. Пьер Жане, Зигмунд Фрейд и множественные личности // Архив журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ», 2002. — 2003.
  • Беккио, Ж., Росси, Э. Гипноз XXI века. — Класс, 2003. — 256 с. — ISBN 5-86375-051-0.
  • Эриксон, М., Росси, Э. Человек из февраля. — Издательство «Класс», 1995. — 256 с. — ISBN 5-86375-006-5.
  • Гинзбург, М. Яковлева, Е. Эриксоновский гипноз. Систематический курс, глава 10. — МПСИ, 2008. — 312 с. — ISBN 978-5-9770-0397-1.
  • Гордеев,М.Н. ГИПНОЗ ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО 3-е издание. — Москва: Издательство Института Психотерапии, 2005. — 240 с. — ISBN 9785899390319.
  • Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. — Москва: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 352 с. — ISBN 5 -01-003899-4.
  • Мельников,И. Цыганский гипноз: технология мошенничества. — ЛитРес, 2000. — 63 с. — ISBN 9785457421493.
  • Роут,Б. Язык гипноза. — Москва: Эксмо, 2002. — 320 с. — ISBN 5-04-007547-2.
  • Светлакова, Н. Реклама, которая вас убивает. — ВЕЧЕ, 2008. — 160 с. — ISBN 978-5-9533-2443-4.
  • Япко,М. Гипноз для психотерапии депрессий. — Москва: Маркетинг, 2002. — 247 с. — ISBN 5-7856-0270-9.
  • Watkins, J.G., Barabasz,A. Advanced Hypnotherapy: Hypnodynamic Techniques. — Routledge, 2007. — 368 с. — ISBN 978-0415956277.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *