📌 ПСИХОЛОГИЯ — это… 🎓 Что такое ПСИХОЛОГИЯ?

  • психология — психология …   Орфографический словарь-справочник

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо… и …логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо… и…логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души ( О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Современная энциклопедия

  • психология — и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных . Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Психология — (от психо… и …логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… …   Толковый словарь Ушакова

  • психология я —         ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • dic.academic.ru

    Психология — Традиция

    Структура категорий,
    содержащих статьи о психологии:

    Психоло́гия (греч. ψυχή — душа и логос — наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики. Психологию часто путают с психиатрией, которая занимается нарушениями функционирования психики.

    Объект психологии[править]

    Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология — это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует этология).
    Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают любые ненаблюдаемые переменные, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
    Отдельный раздел представляет собой социальная психология

    Место психологии в системе наук[править]

    Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

    Античность[править]

    Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

    Средние века[править]

    Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами начиная с Фомы Аквинского были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

    Новое время[править]

    Рудольф Гоклениус

    В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

    XVIII век[править]

    2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.

    XIX век[править]

    Вильгельм Вундт

    Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
    Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.
    Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.
    Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

    XX век[править]

    Первые десятилетия[править]

    Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности») и Карл Густав Юнг.
    В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, основанная на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.
    В Германии развивается гештальт-психология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.
    Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

    1930—1940-е годы[править]

    В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.
    Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.
    Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.
    Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).

    Лев Семёнович Выготский

    Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.
    Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.
    Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

    1950—1960-е годы[править]

    Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.
    Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.
    Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.
    На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.
    Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.
    В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы (саентология, лайфспринг).
    В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

    1970—1980-е годы[править]

    Происходит бурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую роль в науке, практически вытесняя бихевиоризм. Когнитивная психология шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.
    В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

    Современное положение[править]

    Парапсихология[править]

    Парапсихология (от греч. пара — вне (около), психо — душа, логос — наука) — внепсихологическая дисциплина, изучающая необычные и уникальные процессы паранормальных явлений в природе, а также способности человека выходящие за рамки «обычных» чувств и реакций организма: способность вступать в связь с силами природы для получения информации о прошлом и будущем, или, влиять на физические и химические реакции посредством мысли и воли (при помощи «сил своего разума») и отличаются тем, что парапсихологические явления не должны быть вызваны ни одним из известных науке видов энергий. Результаты исследований убедительно свидетельствуют, что парапсихология действительно имеет дело с явлениями, которые тесно связаны с сознанием и психикой человека. Тем не менее, данная область знаний названа парапсихологией для того, чтобы подчеркнуть, что она занимается явлениями, связанными с человеческой психикой, но выходящими за рамки интересов классической психологии.

    Рекомендуемая литература[править]

    • Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: «КДУ», 2007.
    • Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: «Че-Ро», 2006.
    • Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт. — М.: «Мир», 2004.
    • Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. — М.: «Академический проект», 2007.
    • Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: «Питер», 2003.
    • Общая психология. В 7-ми тт. — М.: «Академия», 2007.
    • Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: «Инфра-М», 1999.
    • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: «Питер», 2007.

    traditio.wiki

    Психология — Циклопедия

    Общая психология. Курс лекций. Лекция 1 // ObrazovanieHumanity

    Психология — наука, изучающая психическую жизнь человека, психические состояния, процессы и особенности, а также их развитие в деятельности и общении.

    [править] Общие сведения

    Предметом психологии являются восприятие, чувства, переживания, мысли, стремления, то есть все то, что является содержимым жизни. До начала формирования научной психологии существовала жизненная психология (жизненные знания людей друг о друге). Научная отличается от жизненной своей определенностью, рациональностью, экспериментальностью и концентрацией знаний.

    [править] История психологии как науки

    [править] Психология как наука о душе

    В этот период психология существовала не как самостоятельная наука, а в рамках философских и медицинских знаний, ее предметом являлась душа. Душа считалась свойственной как живым, так и неживым объектам. Характерные наблюдательные исследования и восприятие психической жизни человека как таинственного и загадочного. Во время противостояния двух философских школ, материалистов и идеалистов появляется первая психологическая работа — «О душе» Аристотеля.

    [править] Психология как наука о сознании

    Этот этап начинается с учения Рене Декарта (XV век), который первый ввел понятия «рефлекса» и «сознания». Под сознанием он понимал способность думать и чувствовать. В этот период появляются первые психологические общества, институты психологических знаний. Символической точкой начала психологии как самостоятельной науки считается открытие в 1879 году в Вене Вундтом первой лаборатории для изучения психических явлений. На развитие науки конкретно повлияло учение Дарвина, Сеченова, Павлова. Развиваются связи с другими дисциплинами. Одно из самых известных направлений этого типа — психоанализ Зигмунда Фрейда.

    [править] Психология как наука о поведении

    Основные идеи направления бихевиоризма были сформулированы Джоном Уотсоном в XIX веке. По его словам, психология не может иметь сознание как предмет, потому что то, что объективно невозможно наблюдать или не существует, или недостижимо для изучения. Предметом психологии же является поведение, которое понимается как реакция на определенные стимулы. В дальнейшем необихевиористы смягчили теории Уотсона, добавив к двухполюсной схеме желания, мотивы и стремления самого человека.

    [править] Психология как наука о фактах, механизмах и закономерностях психики и сознания

    В основе теорий современной психологии лежит первоначальность материи (головной мозг), сознание — отражение материального мира. Психика воспринимается как деятельность мозга, внутренняя жизнь невозможна без внешней физической.

    [править] Место психологии в науке

    Связь психологии с философией можно увидеть в их общей истории, а также в поиске ответов на глобальные экзистенциальное вопросы. Из естественных наук психология имеет общие связи с медициной, в частности с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД). Наличие общей проблематики связывает психологию с социальными науками. Ее цель — обобщение и синтез достижений других научных дисциплин, объектом изучения которых является человек.

    • Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: «КДУ», 2007.
    • Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: «Че-Ро», 2006.
    • Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт. — М.: «Мир», 2004.
    • Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. — М.: «Академический проект», 2007.
    • Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: «Питер», 2003.
    • Общая психология. В 7-ми тт. — М.: «Академия», 2007.
    • Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: «Инфра-М», 1999.
    • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: «Питер», 2007.

    cyclowiki.org

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о