Содержание

Патопсихология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2015; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2015; проверки требуют 8 правок.

Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»[2].

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии

[3].

Патопсихология связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией[2]) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии[4], а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

Краткая история и современное состояние[править | править код]

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»

[6].

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки

[6].

  1. ↑ Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
  2. 1
    2 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  3. ↑ Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
  4. ↑ Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
  5. Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  6. 1
    2
    Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.
  • Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
  • Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  • Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
  • Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
  • Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  • Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  • Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.

ru.wikipedia.org

Патопсихологическая диагностика и психотерапия | Московская международная академия

По направлению клиническая психология обучение нацелено на получение знаний в области психологии и психотерапии.

Психология (греч. psycho — душа; logos — знание) – наука, изучающая душевное состояние и законы поведения человека, способы оказания помощи в преодолении личностных проблем, формировании позитивного психологического настроя и климата, как в отношении отдельных людей, так и в семье, коллективе. Клиническая психология – специализация, зaнимaющаяcя диaгнocтикoй и кoppeкциeй oпpeдeлeнныx пpoблeм, пoгpaничныx психологических cocтoяний.

Люди разнятся в своем поведении и восприятии мира. Еще в древности мыслители выявили особенности в поведении отдельных индивидов, разделив их на типы: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик. Так, холерик – быстрый, порывистый, подверженный ярким эмоциональным проявлениям тип. Меланхолик, наоборот – повышенно впечатлительный, ранимый, переживающий. Таким образом, внутреннее состояние и поведение – взаимосвязаны.

Отличительная особенность клинической психологии – близость к медицинской науке, подробное обращение к психофизиологии. Специалисты в области клинической психологии бoлee пoдpoбнo изучaют курсы нeвpoлoгии, психиатрии. Разделы клинической психологии включают в себя пcиxocoмaтику, нейропсихологию и патопсихологию. Например, нейропсихология нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением. Нейропсихологи востребованы в paбoтe с детьми, при обнаружении проблем с обучением, общением со сверстниками, адаптации дeтей c нapушeниями внимaния и peгуляции пoвeдeния. Психосоматика изучает связь психологических факторов с возникновение соматических (телесных) заболеваний. Известно, например, что подавлять человека могут личностные переживания на подсознательном уровне. Ставя барьер к осознанию проблемы человек маскирует свое удрученное состояние, что вызывает в итоге депрессию, ухудшение здоровья. И наоборот, нередко нарушения психического свойства возникают в результате травм, заболеваний, врожденных особенностей. Психолог помогает установить лечение и добиться результата. Клинический психолог – специалист в области наркологии, помогающий в преодолении тяжелых недугов психофизического свойства, возвращающий людей к полноценной жизни.

Факультет клинической психологии ММА выпускает специалистов, широко востребованных в медицинских, психологических, реабилитационных центрах, организациях социальной помощи и защиты, в проведении мeдикo-cудeбныx экcпepтиз.

mmamos.com

Патопсихологическая диагностика и психотерапия Московская Международная Академия

Беловол Елена Владимировна

должность:   Доцент
Подробная информация

Звания, ученые степени:

Кандидат психологических наук, доцент

Образовательное учреждение

1976 — МИЭТ; факультет физико-химический — Полупроводники и диэлектрики
1998 — МИПКРО; факультет переподготовки педагогических кадров — преподаватель английского языка

Повышение квалификации

2008 — Иностранные языки
2009 — Компьютерные технологии обработки информации в среде Excel Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы
2012 — Развитие современных форм и технологий в условиях требований ФГОС ВПО третьенго поколения
2014 — Использование возможностей LMS MOODLE для смешанного обучения
2016 — Дизайн психолого-педагогического исследования, учебный курс Дэвида Скотко Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания

Научная деятельность

Статьи в журналах, включенных в перечень ВАК, с 2010 г.:
Беловол Е.В., Колотилова И.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми// Психологический журнал, 2011. т.32, № 6. – стр.49-58.
Беловол Е.В. Пол и когнитивный стиль: артефакт исследования или закономерность? // Вестник РУДН, серия Психология и Педагогика, 2011, № 5. – стр. 19-29.
Беловол Е.В., Шкварило К.А., Хворова Е.М. Адаптация опросника «Шкала культурного интеллекта» К. Эрли и С. Анга на русскоязычной выборке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия психология и педагогика. 2012, №4. – стр. 5-15.
Беловол Е.В., Джидарьян И.А., Маслова О.В. Разработка опросника для изучения представлений о любви// Психологический журнал, 2014. т.35, № 1. – стр.111-119.
Беловол Е.В., Рушина М.А. Психологические особенности одаренности личности // Вестник РУДН. – 2014. – №3. – С. 26 – 34.
Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Шурупова Е.Ю. Повышение качества жизни и динамика познавательных процессов как результат обучения в «третьем возрасте» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика .№ 4, 2015. – М.: Изд-во РУДН, 2015. – стр. 77-84.
Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Шурупова Е.Ю. Образование как способ повышения рефлексии в межличностной коммуникации в пожилом возрасте // Технологии живых систем, Т. 12, № 3, 2015. – М.: Из-во «Радиотехника», 2015 – стр. 29-32.
Беловол Е.В., Хворова Е.М. Когнитивный стиль личности как фактор эффективного распознавания лицевой экспрессии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика. № 3, 2015. – М.: Изд-во РУДН, 2015. – стр. 51-60.
Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В. Здоровье лиц «третьего возраста»: объективное и субъективное в представлениях пожилых людей о своем здоровье // Экология человека. – 2016. – № 4 – С. 45 – 49.
Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Радыш Б.Б., Шурупова Е.Ю. Соотношение объективного и субъективного в представлении о собственном здоровье // Технологии живых систем, № 4, 2016. – М.: Из-во «Радиотехника», 2016 – стр. 24-28.
Беловол Е.В., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Копинг-стратегии и саморегуляция лиц с разным уровнем религиозной веры // European Social Science Journal. – 2017. – № 7. – С. 381 – 390.
Беловол Е.В., Теславская О.И., Кардапольцева А.А., Савченко Т.Н. Эскапизм как предмет исследования в современной научной психологии // Психологический журнал. – 2017. – Том 38, № 6. – С. 52 – 64.
Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Шурупова Е.Ю., Торшин В.И., Радыш Б.Б. Возможно ли замедлить когнитивное старение, или о пользе обучения в зрелом и пожилом возрасте // Экология человека. 2018. № 2. С. 59-64.
Книги:
Беловол Е.В., Юрьева О.Н. Поведение сотрудников органов внутренних дел в конфликтных ситуациях. Психологический анализ и особенности консультирования. – GmbH&co.KG, Germany, 2011. – 172 с.
Беловол Е.В. Колотилова И.В. Психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр: сущность, причины, методы диагностики. – GmbH&co.KG, Germany, 2011. – 240с.
Беловол Е.В., Рушина М.А.Профориентационная диагностика школьников: аналитические записки по результатам апробации. – М., 2012. – 103 с.
Организация и проведение обследования на психологическую устойчивость персонала ядерно – и радиационно-опасных объектов Министерства обороны Российской Федерации: учебное пособие / Е.В. Беловол и др. / Под ред. Чеботаревой Е.Ю. – М., 2012. – 364 с.

mmamos.ru

Патопсихологическая диагностика и психотерапия (в экспертной деятельности)

В вуз после колледжа

Выигрышная траектория образования: школа — колледж — вуз. Узнай правила!

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

www.ucheba.ru

Патопсихологическая диагностика и психотерапия в МГППУ, профиль специалитета

Экзамены, минимальные баллы, бюджетные места, проходные баллы, стоимость обучения на программе «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», Московский государственный психолого-педагогический университет

Сводная информация

2018

Проходной балл: от 208

Мест: 50

Сводная информация

2018

Проходной балл: от 129

Мест: 45

Стоимость: от 205000 ⃏

Параметры программы

Квалификация:  Специалитет;

Форма обучения:   Очная;

Язык обучения:  Русский;

На базе:  11 классов; Первого высшего;

Срок обучения:  5.5 лет;

Курс:  Полный курс;

Военная кафедра:  нет;

Общежитие:  нет;

По учредителю:  государственный;

Город:  Москва;

Варианты программы

О программе

Введение специализации «Патопсихологическая даигностика и психотерапия» направлено на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке клинической психологии, психиатрии, способных  решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников учреждений здравоохранения, так и иных ведомств, привлекаемых к профессиональной деятельности в роли эксперта, специалиста.

В рамках данного профиля изучаются следующие дисциплины:

  • Биоэтика;
  • Основы медицинской генетики;
  • Введение в клиническую психологию;
  • Общая психология;
  • Психология экстремальных ситуация и состояний;
  • Социальная психология;
  • Организационная психология;
  • Педагогическая психология;
  • Дифференциальная психология;
  • Психодиагностика;
  • Метедология исследования в клинической психологии;
  • Психология личности;
  • Теория личности в клинической психологии;
  • Растройства личности;
  • Психология здоровья;
  • Нейропсихология;
  • Функциональная анатомия центральной нервной системы;
  • Нейрофизиология;
  • Психофизиология;
  • Статистические методы и математическое моделирование в психологии;
  • Антропология;
  • Патопсихология;
  • Клиническая психофизиология;
  • Психотерапия: теория и практика;
  • Психологическое консультирование;
  • Нарушения психического развития в детском возрасте;
  • Клиническая психология геронтологии и гериатрии;
  • Проективные методы в клинической психологии;
  • Судебно-психологическая экспертиза;
  • Психология отклоняющегося поведения;
  • Психосоматика;
  • Неврология;
  • Психиатрия;
  • Психофармакология;
  • Гендерная психология и психология сексуальности.

vuzopedia.ru

Патопсихологическое исследование

Патопсихологические исследования – это составная часть патопсихологии, входящей в клиническую психологию. Они изучают психическую деятельность человека, сопоставляя ее с нормой.

Экспериментальные методы

Все сферы деятельности человека исследуются с помощью стандартного набора методик, среди которых самой важной является эксперимент. Под этим термином понимают условия, способные ярко проявить особенности психической деятельности определенного человека, созданные специально. В ходе эксперимента он выполняет несложные задания, для решения которых ему приходится «включать» обычный умственный процесс.

Благодаря данным патопсихологических исследований специалисты могут решить такие важные задачи:

  • выявить психические расстройства на ранней стадии;
  • подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз;
  • определить, насколько глубок психический дефект;
  • оценить эффективность и результаты проводимого лечения психических заболеваний;
  • составить экспертное мнение в таких сферах, как медико-педагогическая и разного рода экспертизах – трудовой, военной, судебной.
Также патопсихологические исследования проводятся в научных целях.
Специалисты-профессионалы нашего Психоэндокринологического центра проведут такое исследование, применив свои обширные знания и огромный опыт. К каждому пациенту врачи найдут особый подход.

Психологический эксперимент играет роль вспомогательного в общем клиническом обследовании обратившегося в Центр человека, содействуя психическому анализу и дополняя психический статус.

Проведение исследования

Сеанс патопсихологического исследования длится не более двух часов, а для пожилых и быстро утомляющихся пациентов – от 30 до 40 минут. Поэтому для получения полной картины эксперимент может растянуться на два – четыре дня. Время обследования может быть сокращено благодаря коррелирующимся между собой тестам или использованию нестандартизированных методов.

В Центре психоэндокринологии патопсихологическое исследование проводится в первой половине дня в специальном помещении. Наш специалист перед встречей с пациентом изучает историю его болезни, предъявляемую лечащим врачом. Последний знакомит психолога с особенностями психического состояния больного и ставит перед психологом конкретные вопросы, которые он бы хотел выяснить.

Достоверность результатов исследования зависит от того, насколько тесный контакт удастся наладить специалисту с пациентом. Наш сотрудник обязательно найдет нужный тон общения и доходчиво объяснит пациенту цель эксперимента, стараясь правильную мотивацию и значимость такого действа

В ходе выполнения тестов психолог внимательно следит за реакцией больного, его поведением, как тот воспринимает задание. Это учитывается при выведении результатов исследования, ведь данное поведение свидетельствует о его воле, адекватности, эмоциях, активности. Специалист будет всячески поддерживать интерес пациента к эксперименту, обсуждать его ход, давать разъяснения,

Оценки за выполнение заданий психолог выставляет с помощью таблиц-матриц, специальных трафаретов, графиков. Количественные оценки могут только указать на вероятность психической проблемы или снижения интеллекта у пациента. По своим наблюдениям психолог дает качественную оценку. Делая же окончательное заключение, специалист учитывает сумму этих оценок, плюс состояние пациента во время эксперимента, его отношение к эксперименту, а также имеющееся образование. В выводах классифицируется и отражается вся психическая деятельность пациента, прилагается его творческая продукция и высказывания.

Значение патопсихологического исследования для психотерапевтических вмешательств.

Большое влияние оказывают такие исследования на назначение и проведение психотерапевтических мероприятий: 

1) Выявляют личностные особенности пациента, от которых и отталкиваются в дальнейшем специалисты при подборе психотерапевтических методов и отношений. По его поведению в ходе эксперимента можно определить, готов ли он к лечению, каких ждать эмоциональных реакций и последствий психотерапии.
2) Помогают установить контакт с пациентом, найти подходящий язык общения с ним.
3) Позволяют узнать степень внушаемости больного и тем самым обозначить сроки проведения психотерапии.

Кроме вышесказанного, патопсихологические исследования сами по себе обладают отличным психотерапевтическим воздействием. Они, в большинстве случаев, повышают самооценку пациента, указывают на непомерно высокий уровень желаний, помогают поверить в собственные силы. Если такие эксперименты проводятся в ходе лечения еще раз, то сам больной видит и явно понимает улучшение своего состояния.

arbat25.ru

Патопсихологическая диагностика и психотерапия в вузах Москвы: профиль специалитета

Программа «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», Москва: проходные баллы, минимальные баллы, экзамены, в каких вузах учат, стоимость обучения, вступительные экзамены

Сводная информация

Проходной балл: от 199

Мест: 113

Сводная информация

Проходной балл: от 99

Мест: 277

Стоимость: от 92000 ⃏

Параметры программы

Квалификация:  Специалитет;

Форма обучения:  Очная;

Язык обучения:  Русский;

Курс:  Полный курс;

Города: Москва;

Варианты программы

В вузах Москвы данную программу преподают в 7 вариантах.

Посмотрите их

О программе

Введение специализации «Патопсихологическая даигностика и психотерапия» направлено на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке клинической психологии, психиатрии, способных  решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников учреждений здравоохранения, так и иных ведомств, привлекаемых к профессиональной деятельности в роли эксперта, специалиста.

В рамках данного профиля изучаются следующие дисциплины:

  • Биоэтика;
  • Основы медицинской генетики;
  • Введение в клиническую психологию;
  • Общая психология;
  • Психология экстремальных ситуация и состояний;
  • Социальная психология;
  • Организационная психология;
  • Педагогическая психология;
  • Дифференциальная психология;
  • Психодиагностика;
  • Метедология исследования в клинической психологии;
  • Психология личности;
  • Теория личности в клинической психологии;
  • Растройства личности;
  • Психология здоровья;
  • Нейропсихология;
  • Функциональная анатомия центральной нервной системы;
  • Нейрофизиология;
  • Психофизиология;
  • Статистические методы и математическое моделирование в психологии;
  • Антропология;
  • Патопсихология;
  • Клиническая психофизиология;
  • Психотерапия: теория и практика;
  • Психологическое консультирование;
  • Нарушения психического развития в детском возрасте;
  • Клиническая психология геронтологии и гериатрии;
  • Проективные методы в клинической психологии;
  • Судебно-психологическая экспертиза;
  • Психология отклоняющегося поведения;
  • Психосоматика;
  • Неврология;
  • Психиатрия;
  • Психофармакология;
  • Гендерная психология и психология сексуальности.

vuzopedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *