Патопсихология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2015; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2015; проверки требуют 8 правок.Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»[2].
Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии
Патопсихология связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией[2]) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии[4], а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.
Краткая история и современное состояние[править | править код]
Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.
Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.
В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].
Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»
Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях.
Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки
- ↑ Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
- ↑
1 2 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6. - ↑ Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
- ↑ Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
- ↑ Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
- ↑ 1
- Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
- Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
- Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
ru.wikipedia.org
Патопсихологическая диагностика и психотерапия | Московская международная академия
По направлению клиническая психология обучение нацелено на получение знаний в области психологии и психотерапии.
Психология (греч. psycho — душа; logos — знание) – наука, изучающая душевное состояние и законы поведения человека, способы оказания помощи в преодолении личностных проблем, формировании позитивного психологического настроя и климата, как в отношении отдельных людей, так и в семье, коллективе. Клиническая психология – специализация, зaнимaющаяcя диaгнocтикoй и кoppeкциeй oпpeдeлeнныx пpoблeм, пoгpaничныx психологических cocтoяний.
Люди разнятся в своем поведении и восприятии мира. Еще в древности мыслители выявили особенности в поведении отдельных индивидов, разделив их на типы: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик. Так, холерик – быстрый, порывистый, подверженный ярким эмоциональным проявлениям тип. Меланхолик, наоборот – повышенно впечатлительный, ранимый, переживающий. Таким образом, внутреннее состояние и поведение – взаимосвязаны.
Отличительная особенность клинической психологии – близость к медицинской науке, подробное обращение к психофизиологии. Специалисты в области клинической психологии бoлee пoдpoбнo изучaют курсы нeвpoлoгии, психиатрии. Разделы клинической психологии включают в себя пcиxocoмaтику, нейропсихологию и патопсихологию. Например, нейропсихология нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением. Нейропсихологи востребованы в paбoтe с детьми, при обнаружении проблем с обучением, общением со сверстниками, адаптации дeтей c нapушeниями внимaния и peгуляции пoвeдeния. Психосоматика изучает связь психологических факторов с возникновение соматических (телесных) заболеваний. Известно, например, что подавлять человека могут личностные переживания на подсознательном уровне. Ставя барьер к осознанию проблемы человек маскирует свое удрученное состояние, что вызывает в итоге депрессию, ухудшение здоровья. И наоборот, нередко нарушения психического свойства возникают в результате травм, заболеваний, врожденных особенностей. Психолог помогает установить лечение и добиться результата. Клинический психолог – специалист в области наркологии, помогающий в преодолении тяжелых недугов психофизического свойства, возвращающий людей к полноценной жизни.
Факультет клинической психологии ММА выпускает специалистов, широко востребованных в медицинских, психологических, реабилитационных центрах, организациях социальной помощи и защиты, в проведении мeдикo-cудeбныx экcпepтиз.
mmamos.com
Беловол Елена Владимировнадолжность: Доцент | Подробная информацияЗвания, ученые степени: Кандидат психологических наук, доцент Образовательное учреждение1976 — МИЭТ; факультет физико-химический — Полупроводники и диэлектрики Повышение квалификации2008 — Иностранные языки Научная деятельностьСтатьи в журналах, включенных в перечень ВАК, с 2010 г.: |
mmamos.ru
Патопсихологическая диагностика и психотерапия (в экспертной деятельности)
В вуз после колледжа
Выигрышная траектория образования: школа — колледж — вуз. Узнай правила!
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
www.ucheba.ru
Патопсихологическая диагностика и психотерапия в МГППУ, профиль специалитета
Экзамены, минимальные баллы, бюджетные места, проходные баллы, стоимость обучения на программе «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», Московский государственный психолого-педагогический университет
Сводная информация
2018
Проходной балл: от 208
Мест: 50
Сводная информация
2018
Проходной балл: от 129
Мест: 45
Стоимость: от 205000
Параметры программы
Квалификация: Специалитет;
Форма обучения: Очная;
Язык обучения: Русский;
На базе: 11 классов; Первого высшего;
Срок обучения: 5.5 лет;
Курс: Полный курс;
Военная кафедра: нет;
Общежитие: нет;
По учредителю: государственный;
Город: Москва;
Варианты программы
О программе
Введение специализации «Патопсихологическая даигностика и психотерапия» направлено на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке клинической психологии, психиатрии, способных решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников учреждений здравоохранения, так и иных ведомств, привлекаемых к профессиональной деятельности в роли эксперта, специалиста.
В рамках данного профиля изучаются следующие дисциплины:
- Биоэтика;
- Основы медицинской генетики;
- Введение в клиническую психологию;
- Общая психология;
- Психология экстремальных ситуация и состояний;
- Социальная психология;
- Организационная психология;
- Педагогическая психология;
- Дифференциальная психология;
- Психодиагностика;
- Метедология исследования в клинической психологии;
- Психология личности;
- Теория личности в клинической психологии;
- Растройства личности;
- Психология здоровья;
- Нейропсихология;
- Функциональная анатомия центральной нервной системы;
- Нейрофизиология;
- Психофизиология;
- Статистические методы и математическое моделирование в психологии;
- Антропология;
- Патопсихология;
- Клиническая психофизиология;
- Психотерапия: теория и практика;
- Психологическое консультирование;
- Нарушения психического развития в детском возрасте;
- Клиническая психология геронтологии и гериатрии;
- Проективные методы в клинической психологии;
- Судебно-психологическая экспертиза;
- Психология отклоняющегося поведения;
- Психосоматика;
- Неврология;
- Психиатрия;
- Психофармакология;
- Гендерная психология и психология сексуальности.
vuzopedia.ru
Патопсихологическое исследование
Патопсихологические исследования – это составная часть патопсихологии, входящей в клиническую психологию. Они изучают психическую деятельность человека, сопоставляя ее с нормой.
Экспериментальные методы
Все сферы деятельности человека исследуются с помощью стандартного набора методик, среди которых самой важной является эксперимент. Под этим термином понимают условия, способные ярко проявить особенности психической деятельности определенного человека, созданные специально. В ходе эксперимента он выполняет несложные задания, для решения которых ему приходится «включать» обычный умственный процесс.
Благодаря данным патопсихологических исследований специалисты могут решить такие важные задачи:
- выявить психические расстройства на ранней стадии;
- подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз;
- определить, насколько глубок психический дефект;
- оценить эффективность и результаты проводимого лечения психических заболеваний;
- составить экспертное мнение в таких сферах, как медико-педагогическая и разного рода экспертизах – трудовой, военной, судебной.
Специалисты-профессионалы нашего Психоэндокринологического центра проведут такое исследование, применив свои обширные знания и огромный опыт. К каждому пациенту врачи найдут особый подход.
Психологический эксперимент играет роль вспомогательного в общем клиническом обследовании обратившегося в Центр человека, содействуя психическому анализу и дополняя психический статус.
Проведение исследования
Сеанс патопсихологического исследования длится не более двух часов, а для пожилых и быстро утомляющихся пациентов – от 30 до 40 минут. Поэтому для получения полной картины эксперимент может растянуться на два – четыре дня. Время обследования может быть сокращено благодаря коррелирующимся между собой тестам или использованию нестандартизированных методов.В Центре психоэндокринологии патопсихологическое исследование проводится в первой половине дня в специальном помещении. Наш специалист перед встречей с пациентом изучает историю его болезни, предъявляемую лечащим врачом. Последний знакомит психолога с особенностями психического состояния больного и ставит перед психологом конкретные вопросы, которые он бы хотел выяснить.
Достоверность результатов исследования зависит от того, насколько тесный контакт удастся наладить специалисту с пациентом. Наш сотрудник обязательно найдет нужный тон общения и доходчиво объяснит пациенту цель эксперимента, стараясь правильную мотивацию и значимость такого действаВ ходе выполнения тестов психолог внимательно следит за реакцией больного, его поведением, как тот воспринимает задание. Это учитывается при выведении результатов исследования, ведь данное поведение свидетельствует о его воле, адекватности, эмоциях, активности. Специалист будет всячески поддерживать интерес пациента к эксперименту, обсуждать его ход, давать разъяснения,
Оценки за выполнение заданий психолог выставляет с помощью таблиц-матриц, специальных трафаретов, графиков. Количественные оценки могут только указать на вероятность психической проблемы или снижения интеллекта у пациента. По своим наблюдениям психолог дает качественную оценку. Делая же окончательное заключение, специалист учитывает сумму этих оценок, плюс состояние пациента во время эксперимента, его отношение к эксперименту, а также имеющееся образование. В выводах классифицируется и отражается вся психическая деятельность пациента, прилагается его творческая продукция и высказывания.
Значение патопсихологического исследования для психотерапевтических вмешательств.
Большое влияние оказывают такие исследования на назначение и проведение психотерапевтических мероприятий:1) Выявляют личностные особенности пациента, от которых и отталкиваются в дальнейшем специалисты при подборе психотерапевтических методов и отношений. По его поведению в ходе эксперимента можно определить, готов ли он к лечению, каких ждать эмоциональных реакций и последствий психотерапии.
2) Помогают установить контакт с пациентом, найти подходящий язык общения с ним.
3) Позволяют узнать степень внушаемости больного и тем самым обозначить сроки проведения психотерапии.
Кроме вышесказанного, патопсихологические исследования сами по себе обладают отличным психотерапевтическим воздействием. Они, в большинстве случаев, повышают самооценку пациента, указывают на непомерно высокий уровень желаний, помогают поверить в собственные силы. Если такие эксперименты проводятся в ходе лечения еще раз, то сам больной видит и явно понимает улучшение своего состояния.
arbat25.ru
Патопсихологическая диагностика и психотерапия в вузах Москвы: профиль специалитета
Программа «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», Москва: проходные баллы, минимальные баллы, экзамены, в каких вузах учат, стоимость обучения, вступительные экзамены
Сводная информация
Проходной балл: от 199
Мест: 113
Сводная информация
Проходной балл: от 99
Мест: 277
Стоимость: от 92000
Параметры программы
Квалификация: Специалитет;
Форма обучения: Очная;
Язык обучения: Русский;
Курс: Полный курс;
Города: Москва;
Варианты программы
В вузах Москвы данную программу преподают в 7 вариантах.Посмотрите их
О программе
Введение специализации «Патопсихологическая даигностика и психотерапия» направлено на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке клинической психологии, психиатрии, способных решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников учреждений здравоохранения, так и иных ведомств, привлекаемых к профессиональной деятельности в роли эксперта, специалиста.
В рамках данного профиля изучаются следующие дисциплины:
- Биоэтика;
- Основы медицинской генетики;
- Введение в клиническую психологию;
- Общая психология;
- Психология экстремальных ситуация и состояний;
- Социальная психология;
- Организационная психология;
- Педагогическая психология;
- Дифференциальная психология;
- Психодиагностика;
- Метедология исследования в клинической психологии;
- Психология личности;
- Теория личности в клинической психологии;
- Растройства личности;
- Психология здоровья;
- Нейропсихология;
- Функциональная анатомия центральной нервной системы;
- Нейрофизиология;
- Психофизиология;
- Статистические методы и математическое моделирование в психологии;
- Антропология;
- Патопсихология;
- Клиническая психофизиология;
- Психотерапия: теория и практика;
- Психологическое консультирование;
- Нарушения психического развития в детском возрасте;
- Клиническая психология геронтологии и гериатрии;
- Проективные методы в клинической психологии;
- Судебно-психологическая экспертиза;
- Психология отклоняющегося поведения;
- Психосоматика;
- Неврология;
- Психиатрия;
- Психофармакология;
- Гендерная психология и психология сексуальности.
vuzopedia.ru