05. Основные методы психологии и их характеристика
Для решения задач психологии применяются следующие методы:
лабораторный и естественный эксперимент;
наблюдение;
исследование продуктов деятельности;
анкетирование и тестирование;
биографический метод;
психологическое моделирование;
сравнительно-генетический метод и др.
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.
В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.
В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).
Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.
В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).
Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.
Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.
По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.
studfiles.net
Основные методы психологии
Психология – наука, которая изучает человека, его психические свойства и поведение в различных ситуациях. В психологии существует несколько основных методов исследования человека, которые помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения:
- Наблюдение;
- Эксперимент;
Кроме этого, в изучении психологии человека используются и вспомогательные методы, включающие в себя:
- Беседу с пациентом;
- Тестирование;
- Изучение биографии пациента;
- Опрос.
Рассмотрим более подробно http://www.psychologies.ru/ основные методы психологии:
- Наблюдение
Наиболее распространенный и эффективный метод. Заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека. Говоря простыми словами, специалист созерцает за человеком, не вмешиваясь при этом в ситуацию. Различают кратковременное наблюдение (по методу поперечного среза) и длительное (лонгитюдное) наблюдение. При этом психолог может быть в роли пассивного наблюдателя (по методу отстраненного наблюдения) либо активно принимать участие в жизни исследуемого человека (по методу включенного наблюдения) или группы лиц. Такой метод часто используют в дошкольных и учебных заведениях для изучения поведения детей в коллективе (общее наблюдение). Существует также и выборочное наблюдение, когда предметом изучения становятся только определенные члены коллектива. Метод наблюдения позволяет изучить психику человека в разных условиях и жизненных ситуациях (во время игры или работы). - Особенности наблюдения
Этот метод используется в ситуациях, когда исследователь не вмешивается в процесс, наблюдая со стороны за интересующим объектом. Это позволяет получить более полную психологическую картину исследуемого человека. На практике обычно используется при условии, что интересующий объект не знает о присутствии наблюдателя, это позволяет изучить поведение человека в естественных условиях. - Эксперимент
Является более эффективным методом психики человека, дает больше информации и расширенную картину поведения в определенных условиях. Заключается в том, что специалист создает определенные условия, которые позволяют лучше проявить себя предмету исследования.
Различают несколько разновидностей метода:
- Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой. Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители;
- Естественный – исследование проходит в естественных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке. Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.
Основные методы психологии успешно применяются специалистами в нашей стране и за рубежом и позволяют оценить психическое здоровье человека в различных условиях и ситуациях.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Обновлено 03.10.2015 13:34
psixologiya.org
Методы психологии
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.
В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.
В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).
Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.
В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).
Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.
Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.
По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.
studfiles.net
Основные методы психологии — Психология жизни
Психология — это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека или групп людей.
Разделяют фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, которая занимается применением психологических знаний на практике.
Психология взаимосвязана с психиатрией (распознавание и лечение психических расстройств), и психотерапией. Психотерапия и психоанализ… для кого и для чего?
Основные методы психологии
Метод — это способ достижения определённой цели, решение конкретной задачи, совокупность приёмов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.
К основным методам общей психологии относят наблюдение и эксперимент
Наблюдение как метод психологии исследует определенные характеристики того или иного процесса, с целью выявления его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.
Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Психологические эффекты
Наблюдение может быть внешним, то есть наблюдение со стороны, внутренним (самонаблюдение), лонгитюдным, свободным, выборочным, сплошным, включенным, стандартизированным, сторонним и наблюдение в виде среза.
Эксперимент как основной метод психологии
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Виды экспериментов:
— лабораторный
— естественный
— психолого — педагогический
— констатирующий эксперимент, который выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств Шокирующие психологические эксперименты
Лабораторный эксперимент как основной метод психологии протекает в специально созданных условиях, в которых используется необходимая аппаратура или инструменты. В таком эксперименте зачастую действия испытуемого определяются инструкцией. Испытуемый знает, что участвует в эксперименте, но как правило его не посвящают в истинную суть эксперимента и его конечный результат. Иногда участник психологического эксперимента располагает только некоторой частью эксперимента и специально введен в заблуждение.
Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, работы людей. Важным правилом проведения такого вида эксперимента является скрытие от людей информации, о том, что они являются участниками психологического эксперимента.
Суть психолого-педагогического эксперимента состоит в изучении личностных особенностей ребёнка и его поведения непосредственно в учебном или воспитательном процессах, а также в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения. В современных условиях такой вид эксперимента применяют ещё с целью формирования у участников тех или иных социальных навыков и личностных качеств при обучении чему-либо.
Основные методы практической психологии
Беседа и опрос
Анкетирование и тестирование
Консультирование
Анализ продуктов творческой деятельности
Краткая характеристика основных методов психологии
Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от человека сведений о его деятельности, в которых явно прослеживаются свойственные ему психологические явления.
Беседа бывает:
Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Любопытная наука о душе
Свободная – у психолога имеется только общий план проведения беседы. Он формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.
Опрос как основной метод практической психологии
Следует отличать беседу от опроса, ведь по своей сути эти методы психологии схожи между собой. В процессе опроса респонденту также задаются вопросы, как и в проведении стандартизированной беседы. Как правильно вести беседу? Психология общения
Важное отличие состоит в том, что при формировании опросов вначале создаются вопросы, относящиеся к программе, которые способен понять лишь специалист. После чего их перефразируют в вопросы анкетной формы, ясные обычному человеку.
Опросы бывают:
Письменные – для получения неглубоких сведений о проблеме.
Устные – позволяют пробиться в более глубокие слои психики человека.
Опрос в виде анкеты или теста – вопросы непосредственно перед самим разговором.
И опрос — интервью.
Опрос как метод психологии обычно используется для выяснения необходимой информации, данных, мнении или личностной позиции не одного конкретного человека, а группы людей.
Анкетирование и тестирование
Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным вопросам. При использовании этого метода большое значение имеют чёткое составление вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.
Тестирование же имеет отношение больше к области психодиагностики и занимается исследованием психологических качеств и свойств человека, путём использования психологических тестов.
Тест – это кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития психологических качеств человека.
Что отличает тест от анкеты?
К главным особенностям психологических тестов можно отнести:
Валидность — обоснованность и пригодность полученной информации полученной в результате проведенного тестирования той особенности, в отношении которой проводился тест;
Надёжность — подтверждение полученных результатов ранее, дублированием теста;
Достоверность — даже при заведомо ложных ответах тест выдает подлинный результат;
Репрезентативность — соответствие характеристикам норм.
Научные тесты и психодиагностические методики проходят многоуровневый процесс испытаний и адаптацию. Результативный психологический тест и методика – это стандартный контроль, в конце которого при получении результатов становится доступна возможность оценки психофизиологического и личного развития, навыков, знаний и умений участника тестирования на основании подведённого итога. Стоит ли доверять популярной психологии?
Консультация как метод практической психологии
Беседа психолога с клиентом, помогающая последнему решить сложные жизненные вопросы личного характера. Во время консультации психолог может помочь человеку понять свою проблему и наметить вместе с ним этапы на пути к её решению.
И наконец, психологический анализ продуктов творческой деятельности — позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.
Очень важно изучать не только продукты творческой деятельности, но и сам процесс их изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.
К продуктам творческой деятельности можно отнести сочинения, рисунки, чертежи, коллажи, хенд мейд и т.п. Пройти тест «Путешествие»
psylive.com.ua
Методы психологии
Методы психологии – это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, от возможности его применения, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, а также временем и сложностью расчета и интерпретации полученных результатов.
Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точность измерения данным методом психического свойства, а также насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Валидность метода определяется корреляцией его результатов с другими критериями измеряемого свойства.
Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Надежность метода определяется путем установления корреляции между результатами первого и повторного применения данного метода или путем сопоставления данных, полученных при помощи данного метода, и результатов, полученных при помощи другого, эквивалентного метода.
Трудоемкость овладения методом проявляется в том, какое время требуется для овладения данным методом специалистом психологом или специалистом из другой, смежной профессиональной области. Трудоемкость метода проявляется также и в том, какой уровень квалификации необходим для специалиста, реализующего данный метод.
Трудоемкость метода проявляется также в уровне сложности и времени его реализации. Кроме того, трудоемкость психологического метода определяется еще и тем, насколько сложным выступает способ анализа и расчета полученных результатов. Наиболее распространенными методами в современной психологии выступают метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента.
Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное зрительное восприятие психологических особенностей и поведения человека.
Различают прямое и скрытое, включенное и не включенное наблюдение. Прямое наблюдение осуществляется в случае, если наблюдатель открыто демонстрирует свою позицию и свои цели. При скрытом наблюдении наблюдатель открыто демонстрирует другую позицию и иные цели, стремясь «замаскировать» собственно цели наблюдения. При включенном наблюдении наблюдатель занимает позицию внутри наблюдаемых событий. Например, при включенном наблюдении за формированием социальных отношений в коллективе наблюдатель должен быть полноправным членом данного коллектива. При не включенном наблюдении наблюдатель собирает сведения, находясь во внешней, отстраненной позиции по отношению к объекту наблюдения.
Различают также внешнее и внутреннее наблюдения. В первом случае наблюдатель осуществляет наблюдение за внешними явлениями объективного мира или поведением и отношениями людей. Внутреннее наблюдение или самонаблюдение (интроспекция) направлено на собирание психологических фактов о собственном внутреннем мире, собственных состояниях, переживаниях, размытлениях и т.д.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Существуют устные и письменные опросы.
Устный опрос или интервью применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями отвечающего человека.
Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей, но не обладает такой глубиной и подробностью в получении информации, как устный опрос. Получаемые в результате анкетирования данные имеют несколько нивелированный характер, содержат минимум индивидуальных характеристик и больше относятся к социологическим, нежели психологическим данным. Однако стандартизированный письменный опрос или анкетирование, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, нежели свободный устный опрос.
К методу опроса относится также экспертная оценка –систематизированный опрос компетентных лиц или опытных специалистов по определенным вопросам с представлением их обоснованных выводов и рекомендаций.
Психологическая диагностика производится при помощи вербальных и невербальных (проективных) методик. Вербальные (словесные) психодиагностические методики – это опросники или тесты, при помощи которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого психологического свойства или процесса. Как правило, стандартизованные опросники или тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также их последурзщей интерпретации.
Различают две формы тестов – тесты-опросники и тесты-задание.
Тест—опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно производить оценку уровня развития того или иного психологического качества человека.
Тест—задание предполагает оценку уровня развития психологических качеств человека по анализу того, как и что человек делает. В тестах-заданиях человеку предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии, отсутствии и степени развития у него определенных психологических свойств.
Положительная сторона тестов состоит в том, что, как и анкеты, они позволяют их применять к различным людям, разного возраста, различного уровня культуры и образования, а также различных религиозных исповеданий. Недостатками тестов являются: возможность тестируемого человека повлиять на результаты исследования в случае, если заранее знает, как устроен тест или в процессе самого тестирования сумел понять, на выявление и оценку каких психологических качеств и способностей данный тест направлен. Кроме того, тесты не дают надежных результатов, если они направлены на выявление и оценку тех психологических свойств и особенностей, которые он недостаточно осознает или не осознает совсем, в существовании которых исследуемый человек недостаточно уверен или сознательно не хочет признать их наличие у себя.
Невербальные или проективные психодиагностические методики направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой. В основе проективных методик лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям и не признавать их наличие у самого себя. Проективные тесты построены в форме рисунков и ситуаций, которые должен описать и проинтерпретировать человек, в форме задания выбрать и разложить в определенной последовательности предлагаемые цвета, произвести сравнение неопределенных, расплывчатых фигур, пятен, нарисовать рисунок на заданный сюжет.
Следует помнить, что эффективность применения проективных тестов в первую очередь зависит от квалификации и опыта интерпретирования результатов, имеющихся у психолога-диагноста. Кроме того, тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости самого обследуемого.
Получение психодиагностических данных об уровне развития способностей человека возможно также путем анализа результатов его деятельности. Как правило, те или иные результаты деятельности (написанные рассказ или стихотворение, нарисованную картину или сочиненную музыкальную пьесу) оценивает специалист соответствующей области. Так, рассказ или стихотворение должен оценить филолог, поэт или писатель, нарисованную картину – художник, музыкальную пьесу – пианист или композитор.
Сложным и редко применяемым в современной психологии является метод анализа биографических данных. С этой целью производится сбор фактов внешней и внутренней биографии человека: его поступков и решений, его размышлений и отношений, зафиксированных, например, в дневниковых записях или продуктах творчества. Данный метод является одной из форм длительного, лонгитюдного исследования и требует кали чия болыпого количества времени, в течение которого психолог мог бы наблюдать и изучать своего испытуемого.
Эксперимент – это метод психологического исследования, при помощи которого целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, когда изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается. Основное достоинство эксперимента заключается в том, что он позволяет сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым научно объяснив происхождение изучаемых явлений и событий.
Различают такие виды эксперимента, как лабораторный эксперимент, формирующий эксперимент и естественный эксперимент.
В ходе лабораторного эксперимента при помощи специальной измерительной аппаратуры исследуется отдельный психический процесс. Например, предметом исследования может выступить объем, точность и механизм восприятия человека или время реакции человека на статичные или движущиеся объекты. Как правило, лабораторный эксперимент направлен на выявление, измерение и оценку психологического процесса в том виде и на том уровне развития, на котором он находится в деятельности испытуемого человека в данный момент. Лабораторный эксперимент, тем самым, это – точная фиксация и количественная оценка развития процесса или функции во время исследования.
Формирующий эксперимент строится таким образом, чтобы произвести изучение выделенной психологической функции или процесса в ходе их развития. Следовательно, в начале формирующего эксперимента производится констатирующая диагностика уровня развития психологической функции, затем реализуется развивающая или формирующая программа педагогических или психологических воздействий, и только после этого производится повторное констатирующее психодиагностическое исследование того уровня развития, который был достигнут в результате целенаправленного развития.
Применение формирующего эксперимента основано на положении о том, что процесс развития психических функций и процессов, в целом, психики человека является естественно-искусственным процессом. Естественный компонент в процессе развития психических явлений составляют возрастные и индивидуальные процессы внутреннего развития человека. Искусственный компонент задается со стороны общества и социокультурных требований: необходимости посещения ребенком школы, обучения его по определенным школьным предметам, выполнение им требований школьной дисциплины и проч.
Естественный эксперимент был разработан А.Ф. Лазурским и состоит в том, что ребенка специально и целенаправленно (т.е. экспериментально) помещают в ту естественную среду его жизнедеятельности, в которой, по мнению психолога, у него происходит наиболее интенсивное развитие исследуемой психологической функции. Например, поскольку в процессе игровой деятельности осуществляется развитие социальных навыков общения детей, при изучении социального компонента деятельности детям предлагается заняться игрой. В ходе игровых взаимодействий детей осуществляется исследование развитие у них навыков общения и социальных взаимодействий.
Психика и организм
В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство – высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.
У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке «психического» тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без какихлибо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских «моржей», как недоверие рассеивается.
Каждый читающий эти строки может и сам привести множество примеров подобного рода. При этом важно, что человеку дана возможность целенаправленно и активно воздействовать на свое физическое и психическое состояние. Узловым моментом, психическим толчком, дающим начало внутренним процессам, а затем и видимым внешним проявлениям, является воображаемый чувственный образ, который должен быть возможно более ярким и устойчивым. Используя эту эмпирически найденную закономерность, закаленный и привыкший к холоду тибетский йог, отключив внимание от реальных раздражителей и активировав в памяти чувственный образ ранее испытанного зноя, получает возможность произвольно расширить кровеносные сосуды, интенсифицировать обмен веществ, а следовательно, и максимально повыситьтеплопродукцию организма. Особенность человеческой психики в том и состоит; что она может отвлечься от реальной действительности и руководствоваться актуализированным образом (символом, идеей или убеждением).
В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конституции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходятженщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, больше скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какойто степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.
Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия изза необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной гибели организма, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция — это уже не только физиологическое отражение (оно в ней непременно имеется), но это уже переживание, т.е. субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейшихофазов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как «субъективный образ объективного мира». Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, т.е. мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира — человеческого восприятия, чувств, памяти и воли.
Ученые давно стремятся к разгадке мозга — этого удивительного феномена природы. В нашей стране существует Институт мозга, который был создан В.М. Бехтеревым. В США 90-е гг прошлого столетия были объявлены десятилетием мозга. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.
Естественнонаучные основы психики будутрассмотрены позже на примере механизма возникновения ощущений.
studfiles.net
Основные методы исследования в психологии — Психология закономерностей
Как и в любой другой самостоятельной науке, в психологии есть свои методы исследования. С их помощью собирается и анализируется информация, которую в дальнейшем используют как базу для создания научных теорий или составления практических рекомендаций. Развитие науки зависит прежде всего от качества и надежности методов исследования, поэтому этот вопрос останется всегда актуальным.
Основные методы психологии можно разделить на две группы:
Субъективные методы психологии (наблюдение, опрос) — эти методы исследования основанные на личностных ощущениях, по отношению к изучаемому объекту. После выделения психологии в отдельную науку, субъективные методы исследования, получили первоочередное развитие. В настоящее время эти методы продолжают использоваться, а некоторые даже совершенствуются. Субъективные методы имеют ряд недостатков, которые заключаются в сложности не предвзятой оценки исследуемого объекта.
Объективные методы психологии (тесты, эксперимент) — эти методы исследования отличаются от субъективных тем, что исследуемый объект оценивается сторонними наблюдателями, что позволяет получить наиболее достоверную информацию.
Основные методы исследования применяемые в психологии:
Наблюдение — это один из самых первых и простых методов психологического исследования. Его суть заключается в том, что за деятельностью человека наблюдают со стороны, без какого либо вмешательства. Все увиденное документируется и интерпретируется. Различают следующие виды этого метода: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное.
Опрос (беседа) — психологический метод исследования, при котором задаются вопросы участникам исследования. Полученные ответы записываются, при этом особое внимание уделяют реакциям на те или иные вопросы. Достоинство этого метода заключается в том, что опрос ведется в свободном стиле, что позволяет исследователю задать дополнительные вопросы. Различают следующие виды опроса: устный, письменный, свободный, стандартный.
Тест — метод психологического исследования, который позволяет быстро опросить большое количество человек. В отличии от других методов психологии, тесты имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а так же имеют готовую характеристику полученных результатов. Различают следующие виды тестов: объективные, проективные.
Эксперимент — метод психологического исследования, с помощью которого можно создать искусственные ситуации и понаблюдать за реакциями человека. Достоинством этого метода, считается то, что именно здесь прослеживаются причинно-следственные связи исследуемого феномена, что позволяет научно объяснить происходящее. Различают следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный.
В психологических исследованиях чаще всего используют несколько психологических методов, что позволяет достичь наиболее точных результатов. Однако встречаются ситуации, когда использование нескольких методов затруднено или вовсе невозможно, тогда используют наиболее подходящий метод психологического исследования для данной ситуации.
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:
psiho-zakon.ru
Методы психологии — Психологос
Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии. Методы практической психологии пока со студентов-психологов — не спрашивают. О них — в конце статьи, а в основной статье, когда пишется «методы психологии», следует читать «методы академической психологии». Итак,
Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.
Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.
Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.
Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.
Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.
Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.
Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.
При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.
Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.
Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.
Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе — и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.
Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.
Методы практической психологии
Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии.
Это методы подкрепления, внушение, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.
Методы консультативной и психотерапевтической работы достаточно сложны, специфичны и заслуживают отдельного рассмотрения.
www.psychologos.ru