Что лечит детский нейропсихолог
06 05 2017 NVL Пока нет комментариевСегодня у нас в гостях – нейропсихолог Татьяна Бузинова с рассказом о своей профессии. Мы поговорим о том, когда и кому нужен нейропсихолог, какие методы он применяет и чем может быть полезен вашему ребенку при подготовке к школе и к жизни.
«Ну, вот наболело, столько лет в профессии, и, наконец, решила высказаться. Сколько можно держать профессиональную позицию, «улыбаться и махать». Надеясь при этом, что у меня на консультации родители увидят, заметят, поймут, что детский нейропсихолог — это не судья, не какой-то злой дядька или старая тетка, которые сидят в обшарпанном кабинете и ставят, ставят, СТАВЯТ оценки вашему ребенку, вашему родительству, вашим достоинствам, а чаще, недостаткам…
Из недавней беседы с родителями:
— Мы ходили к нейропсихологу, выяснилось, что у нас все так плохо.
— А он определил у вас ребенок левша или правша?
От такой обратной связи мой профессиональный мозг взрывается. Ааааа! А вдруг родители уходят и с моих консультаций с ужасом, как у них все плохо и без всякого понимания, что делать?
Давайте поговорим о том, что лечит нейропсихолог, и, надеюсь, к концу статьи у вас сложится представление, какую неоценимую, порой, волшебную помощь могут оказать представители этой ещё совсем молодой профессии.
Для кого предназначена нейропсихология?
Изначально нейропсихология не рассматривалась как массовая специальность, в отличие, например, от логопедии. Поэтому у неё довольно сложный понятийный аппарат. Терминология пугает простого родителя и заставляет чувствовать необъятность и особую глубину проблем. Вы только вслушайтесь: межполушарная асимметрия, тактильный праксис, пространственный гнозис, перцепция, синкинезии, стереотипия и так далее.
Мое искреннее убеждение, что основатель отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, создавая эту особую область психологии, находя взаимосвязи анатомических структур головного мозга и психических функций к ним привязанных, хотел одного – объяснить, откуда берутся разнообразные проблемы у людей. И уже зная это, научиться помогать людям преодолевать последствия травм, инсультов и других состояний. Например, человек узнает предмет, а назвать не может, или появляются нарушения речи после инсульта.
Его многочисленные исследования позволили ему описать как протекают психические процессы в мозге, выделнить 3 функциональных блока. Очень эффективной оказалась нейропсихология для детей. Благодаря этой его теории, я практически каждому родителю «на пальцах» объясняю, что происходит в голове ребенка, когда он «не может учиться». Созданная им наука получила всемирное признание, а его «Маленькая книжка о большой памяти» приобрела в свое время широкую известность. В книге О. Сакса «Человек, который принял жену за шляпу», которая в наше время бестселлер, и по ней даже ставят спектакли, описаны феномены, которые смог научно объяснить Александр Романович Лурия!
Какая идея лежит в основе нейропсихологии? Мозг невероятно пластичная структура, с огромными возможностями компенсации. Что это значит? А лишь одно, как только мы поймем в чем проблема (это задача нейропсихолога), мы сможем подобрать упражнения, которые помогут развить эти компенсаторные возможности мозга и тем самым помочь развитию.
Любую ли проблему лечит нейропсихолог? Всё ли можно скомпенсировать? Конечно, как и любой метод, детская нейропсихология и сенсомоторная коррекция имеют ограничения, всех «вылечить» невозможно. Но у большого количества детей, благодаря сенсомоторной коррекции, открываются новые возможности: учиться в школе, а не дома; в обычном классе; а не коррекционном; повышается эффективность логопедических занятий; решить многие проблемы с общением, с усидчивостью у ребенка.
В каком возрасте надо обращаться к детскому нейропсихологу?
В любом, уже через 40 дней после родов можно говорить многое о сенсомоторном развитии ребенка. Даже если родители не готовы обращаться к специалисту, настоятельно рекомендую внимательно наблюдать за тем, как двигается малыш, полный ли у него объем движений, есть ли гипертонус или гипотонус в мышцах. Насторожится если ребенок не уверен в движениях, не может лазить, ползать, ходить, но при этом уже начинает говорить. Гораздо легче все это вспоминается, если мама ведет дневник, особенно если в семье несколько детей.
Очень часто слышу «хвастовство» родителей о раннем созревании ребенка: пошел в 8 месяцев, заговорил фразами в год. Ранняя речь иногда оказывается причиной незрелости эмоциональной сферы ребенка. Говорить может все, а вот почувствовать, «считать» другого, выразить эмоцию без слов, использовать мимику бывает трудно. Важно осознанно отслеживать особенности в развитии ребёнка и следить, чтобы не было перекосов.
Чаще всего приходят к нейропсихологу за год до школы. Это оптимальный вариант: определится с ведущей рукой, посмотреть, как развит ребенок, какие могут быть трудности в школе в будущем. И тогда, если потребуется, есть время позаниматься, не перегружая ребенка. Очень часто на приеме я рекомендую развивать навыки самостоятельности. Дети не умеют обслуживать себя (одеваться, завязывать шнурки, собирать вещи, иногда даже не умеют просится в туалет, потому что окружающие взрослые берут контроль на себя). Поэтому первый класс в школе становится стрессом: появляется столько новых обязанностей, про которые ребенок и не знал!
Второй по популярности возраст у нейропсихологов – 8-9 лет. Это второй класс или начало третьего.
Знаете, как в басне
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела (перед школой трудности с речью, возбудимостью и прочим откладывались в надежде, что все само наладится),
как зима катит в глаза» (во 2м-3м классах начались оценки, неуды, проблемы с поведением, отсутствует усидчивость у ребенка).
Стало очевидно, что делать что-то надо. И начинается сочетание школы и коррекции. Результат быстро не наступает, ребенок в стрессе, родители в стрессе, но все занимаются, потому что уже всем очевидно, что помощь нужна.
Причины обратится к нейропсихологу:
1. Ощущение у хотя бы одного из родителей, что они не справляются
2. Особенности движения. Ребенок двигается слишком мало или слишком много, разбалансированная походка, часто падает, не может освоить самокат, велосипед, не может определится с ведущей рукой.
Из разговора с родителями:
— Он у меня гиперактивный, нам и невролог так написала.
– А почему вы так решили?
— Ну, мы сидели с ним в очереди к неврологу 40 минут, а когда к ней вошли, он уже только что по потолку не ходил… И бабушка, которая с ним сидит пока я работаю, от него очень устает.
3. Жалобы со стороны учителей и воспитателей на невнимательность. Очень часто педагоги видят то, что родители не замечают или, наоборот, у педагогов появляются придирки по независящим от здоровья причинам. Нейропсихолог поможет компетентно разобраться в первопричине таких жалоб, и вы сами в процессе консультации увидите все трудности и достижения вашего ребенка.
4. Чего-то слишком много в жизни ребенка: стрессов, уроков, планшетов, слез, обид, страхов и пр.
Из бесед с родителями
Психолог: — Вы могли бы позаниматься дома?
Мама (про ребенка 9 лет): — Да, конечно, она как раз по вторникам приходит после занятий довольно рано 19.30, как раз время у нее есть, а в остальные дни мы возвращаемся в 20.30.
— А когда она делает уроки?
— В машине по дороге на тренировку, пока ждет меня в школе, доделывает вечером дома.
Комментарии, что называется, не требуются…
Бузинова Татьяна Викторовна —
клинический психолог, нейропсихолог,
кинезиолог, инструктор «Целебного Прикосновения»,
мама 3 детей, официальный стаж работы 16 лет.
В следующий раз мы расскажем, как работает нейропсихолог
risuem-i-igraem.ru
Детская нейропсихология методы диагностики и коррекции
Психология – наука, которая активно развивается в последнее время. На базе психологии и нейронауки было создано новое направление – нейропсихология.
Детская нейропсихология – одна из ветвей классической психологии. Нейропсихология детей исследует, как формируются, развиваются психические функции ребятни. Изучение развития психики малышей происходит при сопоставлении патологии и нормального развития.
Родители, педагоги, специалисты по детской психологии бьют тревогу! Увеличивается число малышей, у которых возникают большие проблемы не только с обучением, но и с социализацией в обществе. Согласно статистическим данным, уже не один год наблюдается неуклонный численный рост детишек с проблемами развития. Максимальная часть этих проблем своим появлением обязана нарушению нормального функционирования центральной нервной системы.
Немалая часть проблем из-за этих нарушений берет свое начало в перинатальный период, при самих родах. Сбой в работе центральной нервной системы возможен также в результате появления патологии развития грудничка в первые три месяца его жизни.
Ранняя диагностика нарушений нейропсихологического развития крохи способствует более значимой по своему воздействию коррекции проблемы.
Что такое детская нейропсихология
Сама нейропсихология как наука создана сравнительно недавно. Особенность этой науки – исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития.
Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют – при решении малышом математических задач или когда ребенок пишет сочинение, запоминает полученную информацию – все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.
Любое повреждение нервной системы крохи может вызвать проблемы в его мозговой деятельности, затормозить рост ребенка. Непоседа просто не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми.
Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга также более пластичны. Мозг ребенка подвержен внешнему влиянию, нередко вредному воздействию внешних факторов окружающей среды.
Нейропсихология детского возраста разработала совокупность мер и средств, позволяющих на ранней стадии развития ребенка определять аномальность развития, его причины. Специалисты предлагают способы, направленные на своевременную профилактику психологической коррекции детских проблем.
Детская нейропсихология занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Нередко подобные нарушения приводят к расстройству психики малыша. Неусидчивость крохи, асоциальное поведение, трудности с усвоением учебного материала приводят к серьезным психологическим комплексам. Ребенок, наслушавшись замечаний от родителей, педагогов, буквально «ставит на себе крест».
Патологии, изучаемые нейропсихологией
Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии. Подкорковые образования – это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности. Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.
Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.
Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:
- Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
- Тревожность, страхи.
- Заикание, тики.
- Эмоциональная неустойчивость поведения.
- Органический аутизм.
- Гиперактивность.
Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.
Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:
- Моторная неловкость – кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
- Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
- Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
- Гиперактивность или вялость в поведении малыша.
Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.
Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.
Так, при плохой успеваемости в школе, психолог может поставить диагноз «недостаток внимательности». Однако подобное нарушение развития может иметь разные причины, соответственно, будет нуждаться в разных методах психологической коррекции. Причиной невнимательности может быть высокая истощаемость организма или внимание бывает неподвластно крохе.
Если в первом случае налицо недостаток энергетической подпитки, за которую отвечают глубинные структуры мозга, то в случаях, когда ребенок не может контролировать свое внимание, возможно, имеют место нарушения в лобной структуре мозга. Лечение и коррекция во внешне одинаковой ситуации после обследования будут отличаться.
Нейропсихологические синдромы
Знание о том, какие симптомы соответствуют нейропсихологическим синдромам, поможет родителям вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Дисгенетический синдром рассматривает дисфункции подкорковых, а также стволовых образований. Обычно делят детишек по типам нарушения на стволовых и подкорковых детей.
Стволовых детей, у которых были затронуты не только подкорка, но и ствол, характеризует сбой в работе эндокринной системы организма. У этих малышей диагностируется диатез, понижен иммунитет. Очень часто наблюдаются проблемы со сном. У малышей нередко диагностируются энурез, а также энкопрез.
Развитие такого ребенка с самого рождения проходит дисгармонично. Наблюдается нарушение мелкой, крупной моторики. Ребятня испытывает трудности, обучаясь разговаривать. Обучение происходит в коррекционных школах и воспитательных классах. Психология изучает данный клинический случай, к сожалению, он практически не поддается никакой форме коррекции
Подкорковые малыши не так пострадали в интеллектуальном плане. Подкорка достаточно быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, которые компенсируют указанные нарушения. Подкорковые дети говорят очень много и чисто, у них нет трудностей при произношении сложных слов.
У подкорковых малышей сбой корректируются за счет создания лобных долей. Маленький человечек подключает лобный контроль, что позволяет ему компенсировать недостатки психического развития. У них часто бывают головные боли, характерна быстрая утомляемость.
Нарушена крупная моторика, что характеризуется неуклюжестью в движениях, у крохи слабый вестибулярный аппарат. Низкая работоспособность, неумение сосредотачиваться на одном предмете или действии. Очень плохая память. Внимание постоянно рассеяно. Характерен неразборчивый почерк. Коррекционная деятельность дает хорошие результаты.
Синдром нарушения функциональности височных отделов
При данном синдроме повреждена слухоречевая память. Нарушается порядок слов, слова заменяются. У крохи путаются близкие по звучанию звуки. Маленький человечек может путать гласные при письме.
Недостаточность затылочных отделов. В этом случае ярко проявляется зеркальность, кроха не различает пространственные факторы. Нарушена функция ориентирования в пространстве. Путает понятия лево — право. При написании слов не выдерживает строчку письма.
Недостаточность лобных отделов – упрощаются все программы. Школьник не дописывает слова, предлоги. Не может запомнить простейшие правила. Очень скудный словарный запас, речь бедна, маловыразительна. Построение фраз примитивно: «я поел», «я играю». Ребенок выражает свои мысли односложными предложениями.
Применение нейропсихологической коррекции
Коррекция патологий психического развития подразделяется на два вида:
- Сенсомоторная коррекция.
Сенсорика, восприятие, моторика, а также возможность сознательно управлять этими функциями являются базовыми в развитии ребенка. Нарушение любой из этих функций приводит к плохой координации, недоразвитости моторики, кроха не может правильно освоить речь. Данный вид коррекции осуществляется через игры, двигательные упражнения.
- «Обкалывание» малыша.
При данном виде коррекции в отделы спинного или головного мозга адресно вводятся лекарственные препараты, необходимые для исправления нарушений психической системы. Все препараты вводятся только микроскопическими дозами, чтобы не повредить малышу. Коррекция может производиться и с помощью специализированного фармакологического массажа.
При сенсомоторной коррекции ребенок в процессе игры возвращается в раннее детство, когда и формируются основные функции развития крохи. Через игры воссоздается система движения, присущая с раннего возраста, различные виды восприятия, компенсируя нарушения развития. Через движения происходит воздействие на мозг, а тот, в свою очередь, начинает оказывать влияние на движения ребенка.
Основная цель коррекции – восстановление баланса двух основных функций развития – двигательной и сенсорной, а также дальнейшее гармоничное развитие этих функциональных сфер. Эти базовые функции при их восстановлении и корректировке станут основой для дальнейшего развития ребенка.
Все методы нейропсихологии направлены на стимуляцию развития разнообразных структур мозга, воссоздание скоординированной деятельности всех функций. Для коррекции патологий, таких как аутизм, гиперактивность и других нарушений развития, разработано много методик, использующих разнообразные игры, а также двигательные упражнения.
У детей воссоздается пространственное, зрительное, слуховое восприятие окружающей действительности. Восстанавливается контроль над психической деятельностью. Занятия с нейропсихологом или выполнение рекомендуемых им упражнений дома, помогают возобновлению функционирования нарушенных психических функций.
При диагностируемых патологиях развития ребенка огромное значение имеет квалификация специалиста, его личность. При работе важно установить контакт с ребенком, добиться его доверия. Тогда методы коррекции будут осуществлять свое воздействие самым оптимальным способом.
Родители должны заниматься с чадом в соответствии с рекомендациями нейропсихолога, чтобы оптимально помочь крохе компенсировать диагностируемые нарушения психического состояния. Совместные занятия с малышом восстанавливают его доверие к родителям, маленький человечек более открыт к воздействию нейропсихолога.
Принципы коррекции
Прежде чем приступить к коррекционной программе, специалисты проводят исследование развития малыша, определяют, какой раздел мозга получил повреждения, как развивается психический процесс. Нейрохирурги при обследовании детей используют следующие методы:
- Обстоятельная беседа с родителями. Когда были замечены странности поведения чада, как они проявлялись? Выясняется мнение родных людей о том, что могло быть причиной нарушения. Этот разговор помогает установить, какие взаимоотношения в семье, желание родителей помочь своему ребенку.
- Сбор всех доступных данных о малыше. Сюда входят медицинские обследования у педиатров, мнения воспитателей, педагогов. Их характеристика ребенка, его успеваемость в школе. Для получения более полной информации используются специальные вопросники.
- Тестирование ребенка. Специалист наблюдает за поведением маленького человечка в естественных условиях, например, дома, а также проводит специальные тесты, позволяющие оценить уровень проблем малыша.
Для восстановления нарушенных функций, организация коррекционной работы придерживается следующих принципов:
- Неоднократная повторяемость различных действий по закреплению двигательной, сенсорной функции, а также предлагаемой психологом программы действий.
- Программированность обучения. Вместе с взрослым малыш заново учится переходить к самостоятельным действиям. Упражнения изучаются по принципу от более простых к более сложным заданиям.
- Коррекция опирается на сохраненные формы деятельности.
- Предметная деятельность является одним из опорных принципов коррекции.
Заключение
Чтобы дети с нарушениями психологического развития могла вести нормальный образ жизни, необходимо много и тщательно работать не только специалистам, но и родителям.
Полученные при рождении травмы, перенесенные в раннем детстве заболевания, должны вызывать больше внимания к малышу. Необходимо поддерживать чадо, заниматься с ним, прививать ему уверенность в своих силах.
pups.su
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Добрый день, дорогие родители!
Если вы хотите вырастить здоровых, успешных, уверенных в себе, счастливых деток, то эта статья для вас.
Меня зовут Олеся Роменкова и я буду вести на канале ШЮВ нейропсихологическую гимнастику для детей (впрочем, взрослые тоже при желании могут присоединиться ☺ )
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ– это относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. Она была основана в середине ХХ века выдающимся отечественным психологом А.Р. Лурия. В первые десятилетия своего существования нейропсихологическая наука преимущественно была направлена на изучение работы мозга взрослого человека, однако в последнее время всё большее внимание уделяется закономерностям развития детского мозга.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА– это перспективное и востребованное направление, т.к. всё чаще рождаются дети с теми или иными нарушениями, а нейропсихология помогает своевременно выявить это на ранних этапах и провести грамотную коррекцию.
Коррекционная нейропсихология использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности и просто для прекрасного самочувствия.
Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребенку, имеющему следующие проблемы:
— родовая травма
— рождение с помощью кесарева сечения
— повышенный или пониженный тонус
— частые заболевания (бронхо-легочные, отиты, атопические дерматиты, лечение антибиотиками)
— травмы головы, общий наркоз
— мало ползал или не ползал совсем
— ходил на цыпочках, поздно начал говорить
— гиперактивен или излишне медлителен
— импульсивен, раздражителен, конфликтен
— быстро утомляется, с трудом засыпает
— не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь
— пишет неразборчиво, плохо запоминает, сравнивает, обобщает
— не может описать картинку
— пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально
— двигает ногами, языком, когда пишет и рисует
— невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца
— неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен
Большую часть проводимых на канале упражнений будут составлять упражнения по методу замещающего онтогенеза (МЗО) (автор А.В. Семенович), который основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины «сенсомоторная коррекция», «двигательная коррекция».
Цель МЗО — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка.
Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.
Программа по МЗО обязательно включает дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания».
Дыхательные
Способствуют усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
Дыхание представляет собой процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом, часто ребенок, выполняя трудное задание, перестаёт дышать на какое-то время, обделяя свой организм (и мозг в том числе) кислородом. Кроме того, функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.
Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию решается посредством её включения как одного из элементов в ряд двигательных упражнений.
Глазодвигательные
Ребенок к трем годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 гр. по вертикали и 180 гр. по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.
Имеющаяся у ребенка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она проявится и в других, сферах, например, в речевой. И точно так же, как ребенок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребенок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: «растут яблони», а что было перед ним, что после – он не знает, и начинает достраивать всё что угодно и фантазировать, придумывая то, что учитель совсем не говорил.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).
Глазодвигательные упражнения помогают устранить неадекватные содружественные движения. Например, когда ребенок на что-то смотрит, у него включается язык в лучшем варианте, но, как правило, всё тело. Когда ребенок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т.п.
Растяжки и упражнения двигательного репертуара (ползания)
Растяжки – это система специальных упражнений, при выполнении которых в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов), зажимов. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.
Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними из самых важных задач коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса может стать как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на его общем развитии.
Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Многие упражнения выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение (упражнения лежа) .ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).
Этот комплекс помогает научить ребенка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его снимать. Также это является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Предлагаемый комплекс упражнений применим для детей от 5 до 12 лет. Исключения составляют дети с повышенной эпилептической готовностью. Авторы методики настоятельно не рекомендуют заниматься по этой программе с детьми с повышенной эпилептической готовностью дома, а также в условиях детских учреждений без постоянного клинического сопровождения эпилептологом.
Столь же тщательного сопровождения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психиатрическими или общепаталогическими), а также дети с генетическими синдромами.
С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.
Кроме упражнений по методу замещающего онтогенез, мы будем заниматься развитием межполушарного развития, упражнениями по мозжечковой стимуляции, развитием мелкой моторики и многими другими занятиями полезными для развития ваших детей.
Приглашаю вас к просмотру и искренне желаю всем нам радости в процессе воспитания и делания наших детей счастливыми!
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
briah.ru
Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития
Экология жизни.хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.
А.В. Семенович — нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.
Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?
Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.
Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.
Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.
Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.
A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?
Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?
Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.
Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.
Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.
То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.
А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?
А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.
Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.
Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?
Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.
Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.
К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…
Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.
Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.
На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?
Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.
Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.
Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?
Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»
Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»
Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.
Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…
Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»
Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.
Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?
Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».
Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.
Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» опубликовано econet.ru
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
econet.ru
Чем занимается детская нейропсихология? Здоровье Дети Subscribe.Ru
Детскую нейропсихологию в последние годы активно внедряют в психологическую службу образовательных учреждений. В каких случаях можно обращаться к нейропсихологу?Детскую нейропсихологию выделяют в отдельное направление, но ее основателем, как и общей нейропсихологии, был Александр Лурия. Многие его работы посвящены развитию речи и интеллекта у детей. Впоследствии другие ученые, например, Симерницкая, Семенович, Хомская, Ахутина и прочие, разработали развивающие и психокоррекционные программы.Нейропсихологи занимаются как со здоровыми, так и с больными детьми.
В современных условиях у детей часто бывают проблемы с адаптацией в школе. Учитывая, что дети идут в школу в шесть лет, многие из них оказываются не готовыми к умственным и физическим нагрузкам. С каждым годом требования школьной программы становятся все выше. Дети плохо себя ведут, отказываются идти в школу, быстро устают. Родители нередко игнорируют проблему, считая, что со временем пройдет само собой. При этом ребенок страдает сам и мучает родителей, которые считают его непослушным и неуправляемым. Кроме того, неуспеваемость приводит к разным психологическим проблемам. Возникают страх, тревога, неуверенность в себе, чувство «неудачника», трудности в общении с одноклассниками.
К нейропсихологу можно обратиться, если у ребенка отмечают следующие проблемы:
Ребенку надо идти в школу, и родители хотят убедиться, отвечает ли он нормам возрастного развития, то есть готов ли он к школьным нагрузкам.
Если ребенку сложно учиться в группе из-за особенностей своего развития, у него постоянная неуспеваемость. Отмечается частая рассеянность, сложности в запоминании информации, неусидчивость, невнимательность и тому подобное.
Если ребенку трудно считать, писать, читать, а дополнительные занятия с педагогами не дают видимых улучшений. Например, при дислексии возникают сложности в овладении чтением при достаточном уровне интеллектуального развития и речи. Ребенку трудно складывать слоги в слова, в результате он не очень хорошо понимает прочитанное. Также могут быть сложности в овладении письмом.
Ребенок родился недоношенным, была родовая травма, он перенес инфекционные заболевания в первые месяцы жизни, а также энцефалит, менингит или черно-мозговую травму. В таких случаях нужно определить, как эти болезни отразились на работе мозга.
Нейропсихолог работает и с больными детьми. Например, если у ребенка задержка психического развития, то с ним нужно дополнительно заниматься с использованием специальных развивающих методик. С детьми, которые отстают в речевом развитии, проводят различные коррекционные упражнения. В отличие от логопеда, нейропсихолог вначале проводит диагностику того, насколько сформированы определенные участки мозга, отвечающие за развитие тех или иных функций. Консультация нейропсихолога также нужна детям с такими диагнозами, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), аутизм, тик, энурез, астения, психосоматические состояния и тому подобное.
Нейропсихологическую коррекцию лучше всего проводить в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходят активные процессы формирования мозга, а также берется во внимание ранний опыт развития ребенка.
Во время консультации в первую очередь проводят диагностику с помощью специальных упражнений, для того чтобы определить, насколько развитие ребенка соответствует возрастным нормам. Тесты проводятся в форме игровых упражнений, которые позволяют определить степень сформированности связей между разными участками
мозга.После этого проводится коррекционная работа. Она тоже проходит в виде игровых упражнений. Они направлены на сенсорную и двигательную сферу ребенка, развитие мелкой и крупной моторики, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи. Большинство упражнений были разработаны такими учеными, как А. Лурия, Л. Цветкова, А. Семенович, и используются большинством практикующих нейропсихологов. Занятия могут проходить индивидуально или в небольших группах. Длительность психокоррекционной работы зависит от уровня развития ребенка. Также упражнения необходимо делать дома, чтобы результат был более эффективным. Игра – одно из необходимых условий развития детей, поэтому дома надо чаще играть, чтобы развитие ребенка шло естественным путем.
Поддержка родителей и доброжелательная атмосфера в семье – одно из главных условий того, что ребенок будет расти здоровым.
Автор: Елена Гончарук
subscribe.ru
В каких случаях ребенку нужен нейропсихолог?
Нейропсихология — одно из самых популярных направлений в настоящее время в работе с детьми. В каких случаях ребенок нуждается в помощи нейропсихолога? Как специалист работает с детьми? Какие методы нейропсихологии зарекомендовали себя как самые эффективные?
Психика ребенка и нейропсихология
Детская нейропсихология — это и один из разделов клинической психологии, который занимается изучением мозговых особенностей и их связи с поведением ребенка. Специалистами доказано, что детская психика и ее процессы тесно связаны с особенностями познавательной системы ребенка — памятью, воображением, вниманием, мышлением, речью, восприятием, эмоциями. Нейропсихологи занимаются изучением поведения ребенка посредством подробного анализа его мозговых особенностей. Специалисты в этой области считают, что созревание отделов головного мозга оказывает прямое влияние на поведение детей и их психическое развитие.
Почему родители, которых беспокоит поведение ребенка, все чаще обращаются за помощью к детскому нейропсихологу? Специалистами доказано, что поведенческие нарушения ребенка, такие как неусидчивость, гиперактивность, низкая успеваемость при хороших интеллектуальных показателях, тесно связаны с созреванием и особенностями отделов головного мозга. В практике нейропсихологов, ребенок меняет поведение в лучшую сторону, и у него наступает прогресс, когда специалист в этой сфере применяет к нему специальные методы работы.
Мозг и психика ребенка отличаются пластичностью. По этой причине дети, когда нуждаются в психологической помощи и поддержке, реагируют на них гораздо быстрее, нежели взрослые при необходимости справиться с психологической травмой. По этой же причине, ребенок гораздо быстрее идет на поправку. Нейропсихолог изучает психические процессы при поражении мозговых дисфункций и определяет область поражения, которая связана с тем или иным видом психической деятельности. Это позволяет специалисту быстро определить нарушение, составить алгоритм действий и помочь ребенку.
Когда ребенку нужен нейропсихолог?
Нейропсихолог необходим детям в следующих случаях:
- диагностика ранних поражений отделов головного мозга;
- плохая координация движений;
- слабый уровень мелкой моторики — ребенок не справляется с такими заданиями как лепка, письмо, работа с природным материалом, манипулирование с предметами;
- низкая успеваемость в школе — ученик испытывает затруднения при счете, выполнении домашнего задания, чтения, пересказа, слушания;
- низкий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения;
- нарушение в развитии тонуса мышц — ребенок ощущает слабость или наоборот, возбудимость;
- дефицит внимания с гиперактивностью;
- речевые нарушения;
- трудности со сном;
- проблемное поведение, трудности с установлением контактов.
Часто, к нейропсихологу ребенок отправляется по рекомендации врача-невролога. Он рекомендует специалиста в случаях, если у детей обнаруживаются дисфункции подкорковых и стволовых образований. Нарушение крупной и мелкой моторики, также, являются показателями к работе с нейропсихологом. Любое дисгармоничное развитие психики, речи, мышечных отделов, познавательной сферы является показателем для получения консультации специалиста, диагностики и дальнейшей коррекционной работы.
medaboutme.ru
Детские проблемы: взгляд нейропсихолога — Летидор
– Как часто эти проблемы связаны с внутриутробным развитием ребенка?
– Как детский нейропсихолог, я всегда отслеживаю и изучаю перинатальный анамнез и могу сказать, что в 60-70% случаев проблемы связаны с неблагополучно протекавшей беременностью, с осложнениями во время беременности и родов. А также с не всегда благополучным ранним периодом развития ребенка, когда родители в силу своего незнания неправильно организовывают и проводят восстановительную работу с малышом.
Например, ко мне приводят ребенка с проблемами интеллектуального плана, и выясняется, что у него имеется незрелость межполушарных взаимодействий мозга. Первый уровень межполушарных взаимодействий формируется на первом году жизни ребенка. Многие родители этого не знают и не помогают сформировать этот базовый уровень, который позволяет в дальнейшем выстраивать правильные вектора в созревании мозга. И это очень важно! И приходится это делать тогда, когда родители начинают сталкиваться с проблемами и приходят к нейропсихологу. А если бы родители знали и провели эту работу раньше сами либо с помощью специалистов, то развитие было бы более эффективным. Очень часто обращаются с проблемами памяти, развития речи, ощущения пространства, координации. А источник проблем та же незрелость межполушарных связей. Хотя родители считают, что плохо запоминает – проблема с памятью, не может назвать дни недели – проблемы с речью, «сшибает все углы» – проблемы с координацией.
– Что именно нужно делать?
– Например, перекрестный шаг, ползанье. Когда у родителей спрашиваешь, как ползал ваш ребенок, они вспоминают, что он не ползал вовсе, «сидел, сидел, встал и пошел». И получается, что у такого ребенка пропущен целый этап развития, когда начинают формироваться межполушарные взаимодействия.
– А как сказывается тяжелое течение беременности?
– Достаточно часто после тяжело протекавшей беременности дети рождаются ослабленные. Чаще всего у них имеется перинатальная энцефалопатия в анамнезе, нарушения гемоликвородинамики, они входят в группу риска. Часто это дети с нормальным интеллектом, но при этом не могут долго выдерживать интеллектуальные нагрузки. Т.е., говоря научно, это дети с низким уровнем умственной работоспособности. В эмоциональном плане у этих детишек часто имеется склонность к аффективным состояниям, нарушение эмоционального контроля, что проявляется в частых перепадах настроения, «истериках». Конечно, тут очень важно, чтобы родители понимали суть процессов и правильно действовали!
– Помощь психолога может помочь выправить данную ситуацию?
– Да, конечно. Существуют различные психологические подходы в коррекции эмоциональных состояний ребенка. Я работаю в рамках гуманистической подхода, т.е. работа с маленьким ребенком через свое состояние, «через себя». Т.е. мы сами должны быть спокойны и уравновешены, если мы хотим добиться этого от ребенка. С родителями тоже приходится говорить о том, что для ребенка важно, чтобы они стали той хорошей средой, которая понимает, помогает, любит и является буфером. Т.е. родители помогают перерабатывать эти негативные эмоции и менять их накал и знак. Хотя это очень сложно! И причины разные. Бывает, что активно работающие родители сами очень устают, и им самим нужна поддержка. Бывает, что с ребенком не проводят достаточное количество времени, и чаще это общение с няней.
Важно, чтобы раннее развитие было правильным образом организованно. Многие родители считают, что раннее развитие, в первую очередь, связанно с обучением чтению и счету. Это обучение буквам, слогам с выходом на чтение. Но получается, и об этом очень активно говорят детские нейропсихологи, что это нарушает естественный ход развития ребенка. Потому что в возрасте до 3 лет должны развиваться другие процессы. И когда идет активное интеллектуальное обучение, то можно сказать, нарушается природой обусловленная последовательность созревания функциональных систем мозга. И в дальнейшем у таких детишек очень часто наблюдается заикание, тики разной сложности. Конечно, родителей можно понять и объяснить эту ситуацию «успеть все и как можно раньше» требованиями социума. Вопрос – «цена обучения». Достаточно часто дети в более старшем возрасте, перед школой, перестают выдерживать эти нагрузки, устают. Появляется сбой в виде тяжелых проблем со здоровьем, либо проблем с эмоциональным состоянием, в виде протестного поведения, аффективных состояний.
Однако, бывают ситуации, когда ранее обучение не вредит, а как раз обусловлено самой природой развития ребенка. Чтобы это понять, желательно увидеть малыша и всю семью в целом и обсудить вопросы, важные именно для вашего ребенка и вашей семьи.
– Есть проблемы в раннем периоде, которые легко корректируются психологом и семьей?
– Да, сейчас очень часто обращаются родители с эмоциональными проблемами у ребенка, а причина кроется в нарушении режима сна и бодрствования. Сегодня многие родители выстраивают режим ребенка так, как это удобно им, но не полезно для ребенка, что отражается на его психике не лучшим образом. Для эффективного восстановления нервной системы и эмоционального здоровья необходим определенный, правильно выстроенный режим дня с учетом психофизиологической конституции ребенка, его нагрузки и даже времени года. Конечно, это обсуждается индивидуально, и если родители готовы к изменениям, то тогда работа со специалистом бывает очень эффективной и проблемы с «неправильным» поведением, эмоциональными реакциями устраняются.
– Обращаются ли к вам с проблемами у детей, которые появились на свет через ЭКО?
– Да, сейчас большой поток детей 5-6 лет, появившихся на свет в результате этих операций. По мнению разных специалистов, это очень важный этап в развитии науки, но неоднозначный с точки зрения здоровья и развития детей. Практика показывает, что очень часто есть изменения и нарушения со стороны здоровья детей, рожденных таким образом. Изменения со стороны эмоционального развития, нейропсихологического и психосоматического здоровья. У меня есть пожелание, мое личное, что надо очень серьезно подумать, прежде чем идти на такого рода операции. Ведь та гормональная терапия, которую получает мама во время подготовки к ЭКО и во время беременности, воздействует и на плод. Такие дети часто рождаются с неблагополучным гормональным фоном, что ведет к эмоциональным проблемам в будущем. При готовности родителей, это можно скорректировать занятиями с психологом. Но это занимает время и силы, в первую очередь, семьи. На мой взгляд, проблема естественного зачатия не только медицинская, но и психологическая. В моей практике были такие счастливые случаи естественного зачатия после 3-5 лет «молчания».
Еще родителям нужно понимать, что большинство проблем со здоровьем у детей имеют психосоматическую природу. Для успешного развития ребенка очень важен эмоциональный комфорт, который он получает, в первую очередь, в семье, от своих близких. Причины же нарушения эмоцинального комфорта и как следствие появления функциональных, психосоматических расстройств бывают разные, и надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. В частности, ко мне обращаются с такими психосоматическими проблемами как ВСД (вегето-сосудистая дистония), ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей), бронхиальная астма в стадии ремиссии. Часто обращаются с одной проблемой, например, эмоционального плана, а после цикла занятий ребенок начинает меньше болеть простудными заболеваниями и лучше учиться. Уходят другие проблемы, которые родители не видели, но которые были видны специалисту.
– С какими проблемами детей нужно обязательно обратиться к нейропсихологу?
– Я считаю, что ребенок, с неблагополучным перинатальным анамнезом, проживающий в мегаполисе обязательно должен пройти нейропсихологическую диагностику и чем раньше, тем лучше, то есть примерно в 4 года. Важно обращаться в возрасте 5-6 лет по вопросу готовности к обучению школе, и в тех случаях, когда родители чувствуют что с ребенком что-то не так, и они не могут понять причины.
– Вы часто говорите о готовности родителей, то есть один психолог не может решить проблему ребенка?
– Нет, конечно. Обязательно должна быть работа вместе с семьей, ее активная помощь. Лично придерживаюсь позиции работать в режиме домашних заданий. Когда мы что-то делаем с ребенком в ходе индивидуальной работы, потом рассказываем это родителям, и они повторяют пройденное для закрепления эффекта. И еще это очень важно, чтобы ребенок видел, что это наше общее, семейное. Это по-другому мотивирует ребенка и дает очень хорошие результаты.
– А если родители привели ребенка к психологу и считают, что груз проблемы они с себя сняли, теперь другой человек ее решит?
– Результат будет, но кратковременный. Эффект будет на самом занятии и некоторое время после него. Для ребенка действительно важна поддержка родителей, чувство единения. И мы же знаем, что самые главные мотивы для ребенка закладываются в семье.
letidor.ru