Содержание

NIT for You | Законы памяти и запоминания

Законы памяти  — это общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека. Мы говорим о законе памяти в том случае, если некоторая последовательность событий, связанных с памятью, многократно повторяется в неизменном виде.

Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком.

Человек запоминает треть услышанного, половину увиденного и все 100 % того, которое делает.

Если речь идет о законе забывания материала, то под ним, соответственно, понимается закономерно идущий процесс забывания. Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Законы и закономерности памяти

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

  1. Сравнительно простые события в жизни, которые произ­водят особенно сильное впечатление на человека, могут запо­минаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут высту­пать в сознании с отчетливостью и ясностью.
  2. Более сложные и менее интересные события человек мо­жет переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запе­чатлеваются.
  3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
  4. Человек может объективно правильно воспроизводить со­бытия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
  5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до ко­личества, превышающего максимальный объем кратковремен­ной памяти, то число правильно воспроизведенных членов это­го ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоми­наемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и коли­чество необходимых для его запоминания повторений. Напри­мер, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда ис­ходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то по­надобится примерно 30 повторений для получения того же са­мого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.
  6. Предварительное повторение материала, который подле­жит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
  7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
  8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
  9. Повторение подряд заучиваемого материала менее про­дуктивно для его запоминания, чем распределение таких по­вторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
  10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
  11. С усилением внимания к запоминаемому материалу чис­ло повторений, необходимых для его выучивания наизусть, мо­жет быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внима­ния не может быть возмещено увеличением числа повторений.
  12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность прояв­ляется в зрелые годы.
  13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминают­ся лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
  14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не оста­ется в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в од­ном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии па­мяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

  • память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всег­да сопровождаются нарушениями памяти;
  • память у человека теряется и восстанавливается по одно­му и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатле­ния; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспо­минания, а затем наиболее сложные и недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти.

10 основных законов памяти.
Законы памяти и техники эффективного запоминания

Ресурсы:

Законы забывания (памяти)

  1. Закон края (закон выпадения середины) Лучше запоминается информация в начале и в конце ряда.

  2. Закон забывания Эббингауза. Кривая забывания (выявлен на основе опытов работы с бессмысленными слогами). Исследовался характер забывания после первого безошибочного повторения сери слогов. В первый час забывается около 60% информации через 6 дней остается меньше 20% от общего числа информации.

  3. Забывание может быть обусловлено работой защитных психических механизмов, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается то, что нарушает психическое равновесие, вызывает негативное напряжение.

Нарушения памяти

  1. Ретроградная амнезия

  2. Антероградная амнезия

Мышление и Речь

Мышление – познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление часто определяют как процесс решения задач.

Мыслительные операции

Анализ – мысленное разложение целого на части.

Синтез– мысленное объединение частей, свойств, действий в одно целое. Но синтез не является механическим соединением частей, не равно сумме частей

Анализ и синтез протекают в единстве

Сравнение – установление сходства или различия между предметами, признаками

Абстракция– выделение какой либо стороны, свойства объекта, отвлекаясь от остальных.

Конкретизация– возвращение мысли от абстрактного к конкретному.

Обобщение– мысленное объединение предметов по общим существенным признакам.

Мышление не только включает в себя различные операции, но и протекает на разных уровнях, в различных формах.

Виды мышления

  1. С точки зрения новизны решаемых задач

    • творческое (продуктивное) – создание и открытие нового продукта

    • воспроизводящее (репродуктивное) применение готовых знаний

  1. По характеру решаемых задач

  1. По уровню развития в онтогенезе( по содержанию решаемых задач)

    • Предметно-действенное(наглядно-действенное) Задачи решаются в условиях зрительного наблюдения за ситуацией, выполнения действий с предметами (характерно для детей до 3-х лет)

    • Наглядно-образноеЗадачи решаются в плане зрительного представления ситуации, оперирования образами предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Проявляется в дошкольном возрасте (4-7 лет).

    • Словесно-логическоефункционирует на базе языковых средств, характеризуется использованием понятий, установлением наиболее общих закономерностей.

Этап перехода от ведущего типа наглядно-образного к словесно-логическому показан в экспериментах Жана Пиаже по сохранению количества вещества.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. В разных по содержанию задачах используются и эффективны различные виды и компоненты мышления.

Творческое мышление. Креативность

В Психологическом словаре креативностьюназывается способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации

Дж. Гилфорд рассматривает шесть параметров креативности:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;

  • способность к генерированию большого числа идей;

  • гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

  • способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу .

Ключевым понятием, открывающим эпоху исследования творческого мышления, является понятие дивергентного мышления.

Дивергентное мышление, по Дж Гилфорду, определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». При этом человек не концентрируется на каком-то одном способе решения проблемы, а ведет поиск одновременно по нескольким направлениям, выдвигает сразу несколько гипотез и быстро переключается с проверки одной на другую.

Основные показатели творческого мышления:

Оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных. Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира. Быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами. Восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений.

Видение новой проблемы, установление связи с другими проблемами. Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями. Способность найти несколько непривычных функций объекта или его части.

СОХРАНЕНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ | Психологическая энциклопедия 1vc0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Ставшая классической и вошедшая во все руководства кривая забывания Г. Эббингауза и его продолжателей получена, однако, для забывания бессмысленных слогов. Поэтому она не может выражать общего закона запоминания и забывания любого материала. Если бы она выражала общий закон, то педагогическая работа по закреплению знаний была бы сизифовым трудом. Результаты, полученные Эббингаузом и его продолжателями, характеризуют лишь ход забывания логически не связанного, не осмысленного материала.

А. Пьерон, проведший по тому же методу, что Г. Эббингауз, исследование запоминания ряда в 50 чисел, предложил свою логарифмическую формулу для определения запоминания как функции времени. Забывание, по данным Пьерона, началось лишь через 7 дней. Через 14 дней запоминание (определённое по методу сбережения) равнялось 81,8%, через 18 дней — 66,6% через 60 дней — 40% и через 120 дней — 25%. А. Пьерон не указывает, чем он объясняет расхождение между результатами своего исследования и данными Г. Эббингауза и почему его формула выражает общий закон забывания. Мы предполагаем, что у Пьерона получился иной результат, чем у Эббингауза, потому, что числовой ряд, которым пользовался Пьерон, запоминался, вероятно, не так механически, как бессмысленные слоги. Между числами, возможно, устанавливались некоторые соотношения, облегчавшие запоминание. Помимо того, слоги в опытах Эббингауза представляли собой неизвестные испытуемым элементы, между тем как числа им были, конечно, известны. Формула Пьерона также никак не может быть признана общим законом.

Вопросу о забывании осмысленного материала в психологии посвящён ряд работ, начиная с А. Бине, в том числе и наши экспериментальные исследования.

Наше первое исследование было осуществлено при участии двух дипломников (Миронюк и Буйницкой) и группы аспирантов. Оно показало, что ход забывания осмысленного материала подчиняется иным закономерностям по сравнению с установленными Эббингаузом. Конкретно это различие выражается прежде всего в том, что прочность запоминания осмысленного материала значительно выше, чем при запоминании бессмысленного материала. В наших опытах интервал в 40 дней не давал ещё сколько-нибудь значительного снижения процента воспроизведения.

Дж. Мак-Гич (Mc Geoch) и П. Уитли (Whitely), исследовавшие ход забывания хорошо осмысленного материала, получили кривую, принципиально отличную от кривой Г. Эббингауза.

Г. Джонс, исследовавший ход забывания лекционного материала по психологии, а также по другим дисциплинам — математике, ботанике, зоологии, получил кривую, приближающуюся к эббингаузовской кривой забывания, круто спускающейся вниз с самого начала. Различия между данными Джонса и других работ, как мы полагаем, объясняются тем, что понимание лекционного материала было у студентов недостаточно высоким, так как — при прочих равных условиях — чем менее осмыслен материал, тем ближе ход его забывания к кривой Эббингауза, а чем он более осмыслен, тем более ход его забывания отличается от этой традиционной кривой.

При этом не все части осмысленного текста запоминаются одинаково прочно. Прочнее всего закрепляется основной смысловой остов текста, т. е. не смежные между собой части текста, а те, которые по смыслу связаны между собой. Смысловые связи доминируют над ассоциативными.

Вершинные точки кривых, отмечающие те части текста, которые по преимуществу запоминались, дают совершенно связный текст, включающий основной его смысловой остов. Это положение, установленное А. Бине, подтвердилось в нашем исследовании. Помимо того, в пределах осмысленного материала также существуют различия в запоминании разных видов этого материала: описательный текст и рассуждения, факты, константы, законы запоминаются по-разному. В свою очередь сами факты запоминаются по-разному в зависимости от того, даются ли они разрозненно или в контексте, в котором вскрыты объединяющие их связи, служат ли они для доказательства или для иллюстрации основных положений. Проведённое под нашим руководством исследование Чистякова отчётливо вскрыло и доказало это положение.

Все эти исследования и данные их относятся к ходу сохранения и забывания в процессе свободного, не текстуального, воспроизведения смыслового содержания. Но смысловое содержание бывает дано в той или иной речевой форме. Эта речевая форма также оказывает влияние на ход запоминания и забывания, и её запоминание в свою очередь обусловлено её смысловым содержанием. Поэтому особо ещё встаёт вопрос о сохранении и забывании в процессе текстуального запоминания связного материала — в отличие как от «текстуального» запоминания бессвязных слогов, так и от не текстуального, свободного смыслового воспроизведения.

Этот вопрос был нами экспериментально изучен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

как хакнуть свою память и запоминать до 95% информации / Блог компании EnglishDom / Хабр

Уже через час вы забудете до 60% любой полученной только что информации. А через неделю в памяти останется не более 10%. Как ни прискорбно, но это правда.

Человеческая память подчиняется определенным паттернам, которые в конце XIX века вывел ученый Эббингауз. А если знать механизмы, по которым работает память, то можно ее хакнуть и запоминать до 95% всей информации, которая проходит через вас.

Как это сделать? Рассмотрим в этой статье на примере изучения английского языка.



Как работает память?


Умение забывать — это одно из самых важных умений человека. Без него мозг был бы перегружен ненужными данными и работал бы с жуткими лагами. Прямо как компьютер, в котором никогда не удаляли Temp-файлы и не дефрагментировали жесткие диски.

Ученые рассчитали, что объемы памяти человеческого мозга составляют примерно несколько петабайт (1 петабайт — 1024 терабайт — 1 048 576 гигабайт).

Но даже такое огромное хранилище было бы забито через 30 лет непрерывного записывания видео в Full-HD и постоянного анализа огромных массивов данных. И мы еще не учитываем системные функции вроде контроля над дыханием и биением сердца, производства и учета гормонов, противодействия болезням и тысячам других мелких, но жизненно важных процессов, которые происходят в организме непрерывно.

Так что умение забывать информацию сродни выбрасывания информационного мусора из головы.

Вот только проблема в том, что под статью «информационный мусор» часто попадают и нужные данные, которые мы стараемся запомнить. В мозгах ведь нельзя отметить флажком «системные файлы». Рут-доступа у нас, как ни странно, нет.

Мозг человека тоже можно разделить на оперативную и долговременную память — компьютерные аналогии здесь хорошо подходят. В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз практическим путем определил, как именно информация из оперативной попадает в долговременную память.

Этот процесс можно выразить простым графиком.

Оперативная память человека довольно сильно ограничена. Ее довольно точным аналогом в психологии можно считать объем внимания.

Объем внимания показывает, какое количество предметов мозг может воспринимать одновременно или какое количество действий могут одновременно выполняться.

Объем внимания среднестатистического взрослого человека составляет 7±2 единицы. Если экстраполировать это на изучение языков, то любой человек без особых сложностей может изучать одновременно 5 новых слов. А при должном уровне подготовки и 10 новых слов.

Но при единоразовом контакте с информацией новые нейронные связи создаются крайне плохо, поэтому эффективность запоминания будет низкая. В конечном результате запомнится не более чем 10%.

Лучший способ запомнить большие массивы информации на короткий срок — зубрежка. Недаром многие студенты готовятся к экзаменам за одну ночь. Но зубрежка действует только на оперативную память, информация не попадает в долгосрочную и забывается уже через неделю.

Чтобы информация запоминалась надолго, нужно задействовать другие инструменты и особенности мозга.

Механизмы запоминания и что на них влияет


Эббингауз анализировал чистую память — процесс запоминания, на который не влияют функции мышления. Но в реальной жизни так не бывает.

Мышление и отношение к запоминаемой информации играет огромную роль. И разная информация будет запоминаться с разной скоростью. Можно даже провести небольшой эксперимент.

  • Чтобы полностью запомнить текст песни, которая нравится, нужно всего лишь прослушать ее пару раз. Проще пареной репы.
  • Чтобы выучить не слишком длинный стих, нужно прочитать его пару десятков раз и продекламировать его вслух. Работа ума чувствуется, но все довольно несложно.
  • Чтобы выучить два десятка не связанных между собой чисел или слогов, придется очень сильно напрячься. Вот прямо очень сильно. Но все равно эти бессмысленные наборы данных забудутся крайне быстро.

Это и есть влияние мышления. Чем интереснее информация, тем быстрее создаются нейронные связи в мозге, и тем лучше она запоминается. Тот самый Эббингауз определил, что осмысленное запоминания в 9 раз эффективнее зазубривания. То есть, если что-то вам интересно, вы выучите это в 9 раз быстрее и лучше, чем что-нибудь, что не вызывает никаких эмоций.

Но реалии таковы, что далеко не вся информация, которая нам нужна, является интересной. Да и «интересно» — это понятие очень субъективное. Что интересно одному, будет скучно второму.

Изучение иностранных языков одновременно основывается на двух столпах:

  • Сделать изучение языка интересным и подключить механизмы мышления к запоминанию.
  • Сделать процесс запоминания максимально эффективным там, где нельзя подключить механизмы мышления.

В EnglishDom, к примеру, мы достигаем это с помощью нескольких глобальных инструментов:
Анализ Big Data студента позволяет увидеть и использовать неочевидные моменты обучения каждого конкретного студента. Система отслеживает и анализирует все действия студента, его ответы и динамику изучения, на основе чего формирует план занятий. К примеру, человек часто делает ошибки во фразовых глаголах. Система это видит, поэтому в дальнейшем дает ему больше упражнений на фразовые глаголы. И так до тех пор, пока владение ими не улучшится в достаточной мере.

Геймификация обучения при этом сохраняет уровень мотивации и поддерживает его на высоком уровне благодаря интересному контенту и учебным примерам. Студент изучает язык в игровой форме, выполняя квесты. Кроме того, соревновательный момент добавляет также система рейтинга пользователей и значки-награды за прохождение курсов и хорошей тренировки.


Механики обучения, которые учитывают кривую Эббингауза, используются, чтобы запоминать правила, неправильные глаголы, лексику, разные идиомы и огромное количество нюансов языка, которые очень сложно сделать интересными.

Как хакнуть свою память


Эббингауз не только вывел закономерности, по которым работает память. Он также определил способ, как можно запоминать до 95% информации.

Все дело в рациональном повторении. Ученый обнаружил, что повторения информации через определенные промежутки времени позволяет увеличить эффективность запоминания в 8-9 раз.

Если в «обычном» режиме памяти через неделю останется максимум 10% данных, то через 5 итераций повторений — до 95%.

Главное — правильно подобрать время повторений. Давайте разберем это на примере изучения английской лексики.

  • 0 повторение — изучение.
  • 1 повторение — сразу после изучения.
  • 2 повторение — через 10-20 минут после первого.
  • 3 повторение — через 8-12 часов после второго.
  • 4 повторение — через 24-32 часа после третьего.
  • 5 повторение — через 3-5 дней после четвертого.

Как видим, визуальный график эффективности запоминания становится похожим на график степенной функции, которая стремится к 100%. То есть, время между итерациями повторений увеличивается в разы.

Если продолжить график, то шестое повторение можно сделать через месяц, а седьмое — через четыре месяца. Это на случай, если информацию нужно будет помнить всю жизнь.

Но при изучении английской лексики таким способом есть одна сложность — учет всех изученных слов и их повторений. Если делать его самостоятельно, то теряется сам смысл «хака памяти», ведь чтобы отмечать повторения 300 слов, нужно потратить в десятки раз больше времени, чем на их изучение.

Именно эта проблема делала изучение данных по Эббингаузу малоэффективным в иностранных языках ранее. Но сейчас учет повторений с легкостью ведет приложение на смартфоне. Вам нужно только потратить 15-20 минут в день на работу со словами, а организационные работы проведет процессор.

Мы провели аналитику свыше 1500 пользователей, которые установили приложение для изучения английской лексики ED Words в Google Play и App Store и использовали его более 3 месяцев. При соблюдении графика повторений пользователи изучали от 150 до 300 новых английских слов в месяц, тратя на занятия в среднем 16 минут в день.

А если комбинировать эту методику с проработкой лексики на практике и с помощью примеров, подобранных под интересы каждого конкретного студента, то эффективность обучения возрастает в разы.

Причем работает она не только с лексикой, но и любой другой информацией, которую нужно выучить. Правила, идиомы, неправильные глаголы, фразовые глаголы, сленг — все это можно изучать с помощью метода рациональных повторений Эббингауза. Берите на вооружение, пользуйтесь и изучайте английский с удовольствием.

Онлайн-школа EnglishDom.com — вдохновляем выучить английский через технологии и человеческую заботу


Только для читателей Хабра первый урок с преподавателем по Skype бесплатно! А при покупке занятий получите до 3 уроков в подарок!

Получи целый месяц премиум-подписки на приложение ED Words в подарок.
Введи промокод ebbinghaus на этой странице или прямо в приложении ED Words. Промокод действителен до 14.04.2021.

Наши продукты:

Как обмануть кривую забывания и выучить информацию навсегда

Что такое кривая забывания

Немецкий психолог Герман Эббингауз исследовал память человека и вывел «кривую забывания».

Учёный провёл несколько опытов со студентами. Испытуемые заучивали бессмысленные слоги при помощи разных техник, а Эббингауз засекал время и отмечал, как они забывают информацию.

Оказалось, что после первых 20 минут студенты помнили 40% слогов, спустя час — 35%, а через неделю воспроизводили только 23% заученного. Эта зависимость получила название кривой забывания Эббингауза. 

Именно поэтому даже отличники за лето порой забывают программу прошлого класса. 

Как запомнить раз и навсегда 

Кривую забывания можно «сломать», если повторять информацию через определённые промежутки времени. 

Допустим, вы выучили несколько английских слов. Как только вы закроете тетрадь, — процесс забывания будет запущен. Как его остановить? Повторять! Но не хаотично, а строго по схеме:

  • первое повторение — сразу после заучивания;
  • второе повторение — через 20 минут после первого;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

Внимание! Чтобы запомнить информацию раз и навсегда, важно именно «доставать» слова из памяти, а не подглядывать в словарь.

unsplash.com / @stem_t4l

Для запоминания на более длительный срок можно использовать следующую схему:

  • первое повторение — сразу после заучивания;
  • второе повторение — через 20–30 минут после первого;
  • третье повторение — через один день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2–3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2–3 месяца после четвёртого и так далее.

Методики повторения

Для запоминания на долгосрочную перспективу эффективны следующие техники: 

  • Ответ на вопросы по теме. Они есть почти во всех учебниках. Многие их пропускают, а зря. Это один из самых действенных способов запоминания прочитанного.
  • Пересказ. Представьте себя на месте учителя и попробуйте разъяснить материал своими словами кому-то ещё. Получится взаимно полезно.
  • Создание карточек для интервального повторения. На одной стороне вы пишите понятие или формулу. На другой — тезисное описание. Надо стараться самостоятельно воспроизводить информацию. Карточка, по сути, является планом повторения. 
  • Тестирование. «Эффект тестирования» подтверждён многими исследованиями — это когда то, что попалось в тесте, остаётся в памяти навсегда. Но срабатывает эта методика, только если задание выполнено сразу после получения новой информации.

<<Блок перелинковки>>

Время для повторения

Перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе. На повторение изученного материала необходимо выделять время. А лучше вести дневник повторений. 

Обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» оптимизирует нагрузки и высвобождает время для более качественного изучения материала. Самостоятельно или с помощью куратора вы сможете выстроить расписание так, что в нём будет время и на занятия, и на повторение. 

Уроки в «Домашней школе Фоксфорда» ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Занятия можно посещать онлайн или просматривать в записи. Последнее очень удобно для составления карточек. Ещё один плюс — домашние задания «Фоксфорда». Каждое из них представляет собой мини-тест. Их выполнение сразу после урока способствует лучшему пониманию и запоминанию темы вопреки кривой забывания Эббингауза.   

Резюме

Повторения помогают сломать «кривую забывания». А однажды хорошо выученный материал навсегда сэкономит ваши силы. 

Проверьте этот метод повторения, ответив на вопросы по статье:

  • Что такое кривая забывания Эббингауза? 
  • В какой момент мы забываем большую часть выученного? 
  • Как предотвратить этот процесс и не забывать информацию?
  • Назовите три способа запомнить информацию надолго.

Как нарушить закон Эббингауза | Журнал Ярмарки Мастеров

Герман Эббингауз занимался изучением памяти. Наиболее известен открытый им одноимённый закон.

В эксперименте Эббингауза испытуемым давали заучивать набор бессмысленных слогов из двух-трёх букв. Потом проверяли, сколько из выученного оставалось в памяти. На основе полученных данных был выстроен график забывания, названный в честь открывателя законом Эббингауза.

О чём же говорит этот закон? Поскольку эта статья не научная, а популярная, позволю себе неточности в данных, округлю для лучшей понятности. Итак, за первые сутки забывается половина запомненной информации. Внимание, половина!!! Особенно грустно, если и с самого-то начала запомнилось не всё, а теперь осталась половина от запомненного…

Но за следующие сутки забывается половина от оставшейся половины. Ёлки-палки, через двое суток помнишь только четверть от изначально запомненного. Страшно посчитать, какой это процент от всей изначальной информации. ..

А процесс забывания не останавливается, каждые сутки снова и снова уполовинивают сохранившееся. То есть в памяти уже не 25%, а 12,5%, потом 6,3%, потом 3,2%…..

Как всё грустно….

Да не настолько уж! Закон Эббингауза — один из тех законов, нарушать которые можно и нужно!

Во-первых, испытуемым давали набор бессмысленных слогов. Ну, начинайте осмысливать заучиваемое — и процесс забывания пойдёт намного медленнее. Насколько? Эббингауз не исследовал( Полагаю, здесь большую роль сыграют индивидуальные особенности каждого человека.

Во-вторых, процент забывания изучался один раз, без повторения. Следовательно, если в течение первых суток информацию освежить в памяти, процесс забывания так же можно притормозить.

В-третьих, кто ж мешает ещё иногда освежать в памяти изученное? Чаще всего никто не мешает.

И напоследок расскажу почти страшную историю со счастливым концом. В молодости я преподавала в фармучилище психологию. Вот рассказываю про кривую Эббингауза, про то, как закон этот нарушить. И даю совершенно конкретные советы студентам: придя домой, сегодня вечером эти конспекты почитайте. Даже вдумываться не нужно, можете просто знакомые буквы поискать (смеюсь, студенты были умнейшие). Просто прочитайте. А накануне нашей следующей встречи, через неделю, конспект снова можно просто прочитать. Тройка вам будет гарантирована. Конечно, если вы такие амбициозные, что хотите четвёрку, то читать надо вдумчиво. На пять ещё и постараться пересказать прочитанное.

Если вы будете так поступать в течение семестра, то к экзамену будет достаточно снова только прочитать конспекты — и тройка ваша. На четвёрку надо будет читать и понимать, пятёрка, как вы догадываетесь, требует чуть больше работы.

Сказала я эти все советы — и ладно, хотите пользуйтесь, хотите — нет. По опыту знаю, что пользоваться не будут… Опыт подвёл! В следующем семестре студенты подошли ко мне и сказали, что проверили эти советы на себе! Они действуют!

Рисковые ребята оказались)

Урок 4.

Повторение

Память человека, в отличие от памяти компьютера, имеет свойство модифицироваться со временем. Другими словами, память – это динамический процесс. То, как долго мы хотим хранить определенную информацию у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в нашем сознании.

В данном уроке будут даны специальные методики улучшения запоминания информации путем повторения изученного.

Оглавление:

Повторение пройденного

Знаменитая интернациональная пословица гласит: «Повторение – мать учения» (Repetitio est mater studiorum). Повторение – это одно из главных условий запоминания и усвоения материала. Повторение воздействует именно на долгосрочную память, помогая усвоить информацию на длительный срок. Правильное повторение изученного материала улучшает его сохранение и облегчает его последующее воспроизведение.

Как должен происходить процесс повторения? Все зависит от типа запоминаемой информации. Ведь повторять можно всё что угодно: слова и буквы, числа и цифры, учебный или развлекательный материал, иностранные языки. Если вы учите такую информацию, как цифры или стихи, то повторять нужно дословно и последовательно. Но если вы запоминаете содержание учебника или художественной книги, то важно понимать, что каждый раз вы будете воспроизводить изучаемый материал по-разному.

Для того чтобы выучить материал, нужно использовать специальные техники и приемы повторения, способствующие повышению эффективности запоминания информации. Среди таких приемов можно выделить активное повторение и пересказ.

Активное повторение. Чтобы максимально надолго закрепить в своей памяти какую-либо информацию, необходимо сделать процесс повторения активным, осознанным, другими словами, повторение должно сопровождаться осмыслением изученного материала. Для того чтобы активизировать этот процесс, ставьте перед собой дополнительные цели и задачи: ответить на вопросы (которые не просто так часто размещают в конце глав учебников), найти или придумать примеры из жизни, соответствующие запоминаемым фактам и т. п. Следует отметить, что при активном повторении в работу включается внимание и ассоциативная память, в результате, процесс запоминания становится качественнее и эффективнее.

Пересказ является самым распространенным способом повторения в тех случаях, когда информация запоминается не дословно. Пересказ также является элементом активного повторения. Во время пересказа у нас активизируется речевое мышление. Речевое воспроизведение помогает нам не только хорошо запомнить информацию, но и отложить у себя в голове способ ее воспроизведения.

Если же вам нужно запомнить большой объем информации, и при этом воспроизвести ее точно (наизусть), последовательное повторение всего материала будет неэффективным. Для того чтобы добиться хороших результатов, вам нужно:

  • Во-первых, разбить весь материал на несколько меньших частей и запомнить получившуюся структуру, например при помощи метода Римской комнаты из предыдущего урока.
  • Во-вторых, нужно учить и, главное, повторять каждую часть отдельно. Между повторениями различных частей можно делать небольшие паузы. И если вам удалось выучить все части, только тогда следует прибегнуть к непрерывному повторению всего материала в нужной последовательности.

И наконец, чтобы повторение стало максимально эффективным, старайтесь воспроизводить весь выученный материал по памяти. Прибегать к помощи первоисточника лучше только в самых крайних случаях, когда процесс повторения тормозится какой-то одной неважной деталью. И даже в этом случае попробуйте отметить на листе бумаги то, что вы забыли, и вернуться к этому после, попытавшись вспомнить еще раз самостоятельно. Такой процесс активизирует вашу память и ассоциативные связи вашего разума.

Виды и методы повторения

Кроме самого процесса повторения, особое значение имеет частота и интенсивность этого процесса. За всю историю изучения запоминания путем повторений накопилось множество методик, которые можно разделить на те, что связаны с многократным повторением и те, которые предлагают распределенное во времени повторение.

Многократное повторение

На силе многократных повторений строится религиозное образование. Так, в индуизме многократные повторения мантры способствуют не только запоминанию информации, но и ее осмыслению и принятию на подсознательном уровне. Например, считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего на духовный уровень. Согласно кришнаитскому богословию, повторение мантры «Харе Кришна» позволяет достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Кришне.

Кроме того, закон большого количества повторений составляют основу традиционного восточного образования. Например, традиционная китайская система образования сводилась к заучиванию наизусть огромного количества иероглифов, хорошему знанию классических сочинений, умению свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов. Такой объем информации можно запомнить только путем многократных и постоянных повторений.

Распределенное во времени повторение

Многие исследования (первые из которых были проведены еще в конце XIX века) показывают, что распределенное определенным образом во времени повторение оказывается эффективнее многократного воспроизведения. Этот вид повторения позволяет экономить силы и время, способствуя прочному усвоению информации.

Среди выявленных эффектов использования распределенного во времени повторения можно назвать следующие:

  • Временные регрессы. Установлено, что заучивание материала протекает неравномерно. Вслед за хорошим запоминанием может наступить регресс, другими словами, провал в памяти. Но такой провал часто имеет временный характер, и память снова воссоздает забытую информацию.
  • Скачки памяти. Запоминание информации происходит скачками, и каждое новое повторение может иметь различный результат, как более, так и менее эффективный по сравнению с предыдущим.
  • Быстрый старт. Когда вы изучаете материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала.
  • Быстрый финиш. При запоминании сложного материала процесс протекает сначала медленно, а потом быстро. Эффект от первых повторений часто бывает недостаточным, а объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных воспроизведениях.
  • Реминисценция – это эффект, который заключается в том, что через некоторое время после изучения материала вспоминаются некоторые дополнительные детали, которым вы сразу не уделили свое внимание. Таким образом, программа запоминания с отсроченным воспроизведением может быть продуктивнее, чем несколько повторений сразу же после запоминания. Это происходит потому, что в промежутках между запоминанием и воспроизведением осуществляется дополнительное неосознаваемое закрепление информации в нашей голове.

Эти эффекты запоминания были выведены путем многочисленных опытов и наблюдений. Изучения проблемы повторений запоминаемой информации привело к появлению методик, позволяющих довольно точно определить, когда повторения оказываются наиболее эффективными. Одна из самых популярных подобных методик описана в концепции Германа Эббингауза, о которой написано ниже.

Программа повторения по методике Эббингауза

Как уже было сказано, информация запоминается и забывается человеком неравномерно. Большая часть выученного материала обычно теряется уже в течение первого часа при отсутствии повторений. Поэтому первое повторение необходимо делать сразу после запоминания. Однако существуют наблюдения, которые показывают, как ведет себя наша память и на более длительном временном промежутке.

Общепринятым исследованием о процессе человеческого забывания считается работа Германа Эббингауза, написанная им в конце XIX века. Путем многочисленных экспериментов ученый открыл так называемую «кривую забывания», которая показывает, как долго живет в голове человека единожды выученная информация.

Примечание

Впервые открыл кривую забывания еще в XIX веке Герман Эббингауз (1850-1909) немецкий психолог-экспериментатор. Он занимался изучением закономерностей запоминания, которые описал в своем основном труде «О памяти».

Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой, состоят в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала в определенном режиме.

Когда повторять информацию?

Особенность памяти человека такова, что созданные взаимосвязи и ассоциативные ряды разрушаются примерно через час после изучения при условии, что они не были закреплены повторением. Поэтому, как уже было отмечено, первое повторение должно идти сразу после изучения материала.

Что касается остальных повторений, то существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала, по мнению современных специалистов.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, то лучше повторять материал следующим образом:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время ничем не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие этапы повторения информации:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 1 день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Конечно же, временные рамки зависят, и от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15 минут после первого, третье – через 8 часов (в день запоминания), четвертое – на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 1 час, третье – через 3 часа, следующие повторения следует делать через 8 часов и в течение следующего дня с перерывами в 3-4 часа.

Также стоит отметить, что вам не следует пугаться большого числа повторений, которые вам предлагается сделать. Повторять по памяти часто оказывается намного проще и интереснее, чем просто повторное чтение изучаемого материала. Тем более, мысленно повторять информацию можно в любом удобном месте и в любое удобное для вас время: за приемом пищи, во время поездки в общественном транспорте или за рулем автомобиля. При мысленных повторениях вы можете учить информацию в буквальном смысле целый день с минимальными перерывами.

Итак, четвертое правило запоминания:

Чтобы надолго запомнить материал, повторите его несколько раз в описанном выше режиме.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Евгений Буянов

Кривая забвения — почему мы забываем и что с этим делать

© GettyImages
Zbynek Pospisil

Вам когда-нибудь казалось, что вы что-то забываете? Повысьте свою способность вспоминать!

Забывание может приводить в бешенство, особенно когда вы пытаетесь освоить новый навык или усвоить важную информацию. Когда вы не можете вспомнить нужные вам знания, может накапливаться стресс, и ваша уверенность может пострадать. Это может даже привести к потере времени, упущенным возможностям и дорогостоящим ошибкам.

Но когда вы поймете , почему вы забыли , вы можете предпринять шаги, чтобы предотвратить его и убедиться, что то, что вы изучаете, приживается!

В этой статье мы исследуем кривую забывания, устойчивую модель, которая демонстрирует, как воспоминания теряются с течением времени, и что мы можем сделать, чтобы закрепить то, что мы изучаем, чтобы мы могли помнить их более эффективно.

Важность памяти

Память важна для нашего выживания. Наш мозг хорошо хранит информацию, которая помогает нам избежать физического или психологического вреда.

Мы особенно хорошо запоминаем то, что нам нужно знать — детали, которые имеют жизненно важное значение для нашего выживания. Например, продукты, которых следует избегать, пути или области, которых мы должны придерживаться, а также люди, которые важны в нашей жизни. Мы также склонны запоминать переживания, которые вызывают сильные эмоции, такие как удивление, страх, успех или облегчение, на более длительный срок.

Но это означает, что многие вещи, которые мы хотим узнать (или что другим нужно, чтобы мы знали), могут слишком легко выпасть из нашей памяти.

Вот где появляется кривая забвения!

Что такое кривая забывания?

Немецкий психолог Герман Эббингауз хотел больше узнать о том, почему мы забываем вещи и как это предотвратить. Его исследование привело к созданию кривой забвения — визуального представления того, как усвоенная информация со временем исчезает (см. Рисунок 1 ниже).

Рисунок 1 — Кривая забывания

Эббингаус экспериментировал со своей способностью запоминать, используя список бессмысленных слогов, которые он пытался вспомнить через разное время.Его опыт и результаты раскрыли ряд ключевых аспектов памяти:

  • Воспоминания со временем ослабевают. Если мы узнаем что-то новое, но потом не будем пытаться переучивать эту информацию, мы запоминаем все меньше и меньше по мере того, как проходят часы, дни и недели.
  • Наибольшее падение удержания происходит вскоре после обучения. Это отражается в крутом падении в начале кривой забывания (см. Рисунок 1). Без пересмотра или подкрепления нашего обучения наша способность сохранять информацию резко падает.Например, вы можете покинуть веб-семинар или встречу с головой, полной новых фактов и цифр, только чтобы обнаружить, что всего несколько часов спустя вы можете вспомнить очень мало из них.
  • Легче запомнить то, что имеет значение. Вещи с небольшим значением или без значения (например, бессмысленные слоги, которые пытался выучить Эббингауз) наиболее точно соответствуют кривой забвения. Так, например, если вы слушаете выступление на тему, которую вы действительно не понимаете или мало интересуетесь, вы, вероятно, забудете ее быстрее, чем если бы она была на тему, которая была для вас действительно интересной или захватывающей. .
  • То, как что-то представлено, влияет на обучение. Один и тот же набор информации можно сделать более или менее запоминающимся, в зависимости от того, насколько хорошо он передан. Скорее всего, вам будет легче запомнить то, что было логически организовано и ясно представлено. Но вы вполне можете забыть этот бессистемный, нацарапанный список покупок!
  • То, как вы себя чувствуете, влияет на то, насколько хорошо вы запоминаете. Эббингаус считал, что физиологические факторы, такие как стресс и сон, играют важную роль в том, насколько хорошо мы сохраняем информацию.Многие люди воспринимают это как порочный круг — они чувствуют стресс, из-за чего его труднее вспомнить, что создает еще больший стресс. Также есть убедительные доказательства того, что сон может помочь нашему мозгу сортировать и хранить информацию.
Примечание 1:

Исследования Эббингауза относятся к 1880-м годам. Тем не менее, он по-прежнему широко используется и высоко ценится. В 2015 году исследовательская группа успешно воспроизвела его результаты и пришла к выводу, что его методы и теории верны и сегодня.

Примечание 2:

Некоторые аспекты памяти могут измениться с возрастом. Например, ваша кратковременная память может казаться слабее, и вам может быть сложнее научиться чему-то новому. Но работа Эббингауза показала, что разумные стратегии и хорошая забота о себе могут помочь сохранить вашу память сильной.

Помимо старения, ряд других физических и умственных факторов может повлиять на ваше мышление и обучение. Если вы когда-нибудь беспокоитесь об изменении своей памяти, обязательно обратитесь за медицинской помощью.

Как не забыть и улучшить свою память

Заманчиво думать, что работа Эббингауза рисует мрачную картину обучения. Но это еще не все отрицательно. Фактически, его исследование выявило несколько вещей, которые мы можем сделать, чтобы сохранить информацию дольше. В этом разделе мы рассмотрим четыре стратегии, которые вы можете использовать для улучшения способности вспоминать:

1. Используйте «Разнесенное обучение»

Самым важным открытием, сделанным Эббингхаусом, было то, что, просматривая новую информацию в ключевые моменты на кривой забывания, вы можете уменьшить скорость, с которой вы ее забудете!

Этот подход часто называют «распределенным обучением» или «практикой распределения». «(См. Рисунок 2 ниже.)

Рисунок 2 — Использование интервального обучения для борьбы с кривой забывания

Несмотря на то, что наша память быстро исчезает, обзорная сессия вскоре после первоначального обучения может улучшить ее. Это занятие должно произойти, когда воспоминания значительно снизились, но не настолько низко, чтобы вы, по сути, начинали заново.

Регулярный просмотр и обновление информации останавливает кривую забывания. (На рисунке 2 пунктирная часть каждой кривой показывает, что могло бы произойти в противном случае.) И хотя забывание начинается снова после каждого сеанса просмотра, это медленнее, чем раньше. Вот почему каждая новая кривая, показанная на рисунке 2, более мелкая, чем предыдущая.

С течением времени перерывы между вашими обзорными сессиями могут увеличиваться. Итак, вы можете освежить свои знания из лекции на следующий день, затем через два дня, затем через неделю, затем через 30 дней … и вы все равно будете знать всю ключевую информацию через месяц! Просмотр подобной информации в стратегических точках после того, как вы ее изначально усвоили, расширит ваши воспоминания и укрепит воспоминания, закодированные в вашем мозгу. Вы также обнаружите любые пробелы, на которых вам нужно сосредоточиться и при необходимости переучиться.

Примечание:

Точное время и место ваших сессий обзора будет зависеть от ряда факторов: типа материала, который вы изучаете, сколько деталей вам нужно знать и как долго вы хотите, чтобы они оставались свежими в памяти. И, если другая информация мешает или отвлекает вас, вам, вероятно, придется приложить больше усилий, чтобы ваше обучение продолжалось.

2. Изучить

Другой стратегией, которую изучал Эббингаус, было «чрезмерное обучение», то есть приложение большего, чем обычно, количества усилий, когда вы чему-то учитесь.Он обнаружил, что это улучшило удержание и замедлило крутое падение, наблюдаемое на кривой забывания.

Он также указал, что, используя определенные стратегии памяти, мы можем повысить наши шансы на сохранение даже трудной для усвоения информации.

3. Сделайте информацию значимой

Сделайте все возможное, чтобы материал, который вам нужно усвоить, был ясным, актуальным и целенаправленным, и установил вескую причину для его сохранения. Чем больше вы знаете , как что-то принесет вам пользу в долгосрочной перспективе, тем больше вероятность, что ваша память будет уделять этому приоритетное внимание.

Уменьшение отвлекающих факторов и других требований — так называемая «когнитивная нагрузка». «- тоже должно помочь в этом.

4. Продолжайте бросать вызов своей памяти

Если вы пришли просмотреть информацию и обнаружить пробелы в своей памяти, не отчаивайтесь! Это самое продуктивное время, чтобы вспомнить . Обучение, сделанное на этом этапе, будет тем более сильным, что и умственная задача.

Если вы даете знания аудитории или проводите обучение, сделайте его максимально интерактивным.Даже простая постановка вопросов побудит людей сортировать и укреплять информацию в своем сознании.

Ключевые моменты

Кривая забывания — влиятельная модель памяти. Это показывает, как усвоенная информация со временем ускользает из нашей памяти — если мы не принимаем меры, чтобы сохранить ее там.

Самое резкое падение памяти происходит быстро после обучения, поэтому важно вернуться к полученной информации раньше, чем позже. После этого регулярные обзоры помогут его закрепить.Но вы можете оставлять все более продолжительные перерывы между этими сессиями обзора. Это известно как «интервальное обучение».

Это поможет закрепить ваше обучение и улучшить способность вспоминать, чтобы вы могли запоминать то, что вы узнали, в долгосрочной перспективе. Другие стратегии, которые вы можете использовать для улучшения своей памяти: чрезмерное усвоение информации, придание смысла тому, что вы хотите выучить, и регулярная проверка памяти.

Герман Эббингаус: первый психолог, изучивший обучение и память

Герман Эббингауз стал первым психологом, который систематически изучал обучение и память, проводя длительный изнурительный эксперимент над собой.

Философы, такие как Джон Локк и Дэвид Хьюм, утверждали, что запоминание включает в себя ассоциативное связывание вещей или идей по общим характеристикам, таким как время, место, причина или следствие. Эббингауз решил проверить влияние ассоциации на память, записав результаты математически, чтобы увидеть, следует ли память поддающимся проверке шаблонам.

Краткая биография

Герман Эббингауз родился в Германии 24 января 1850 года. В 1867 году он поступил в Боннский университет, а несколько позже — в Берлин и Галле.Хотя изначально он интересовался историей и филологией, постепенно он увлекся философией. Когда в 1870 году разразилась франко-прусская война, он присоединился к прусской армии. Однако весной 1871 года он оставил армию, чтобы продолжить свои философские занятия в Бонне. Он защитил диссертацию и получил степень доктора философии. 16 августа 1873 г., сдав экзамен с отличием.

В 1885 году он опубликовал Память: вклад в экспериментальную психологию. В том же году он стал профессором, вероятно, в знак признания этой публикации.В 1886 году он основал и открыл лабораторию экспериментальной психологии в Берлинском университете для проведения психологических исследований и исследований. В последующие годы Эббингаус стал соучредителем Zeitschrift fur Psychology und Physiologie der Sinnersorgane (Журнал психологии и физиологии органов чувств) , литературного учреждения, которому часто приписывают международный прогресс в области психологических исследований.

Эксперименты с памятью

Эббингаус начал с запоминания списков слов и проверки того, сколько слов он мог вспомнить.Чтобы избежать использования ассоциаций, он затем создал 2300 «бессмысленных слогов», состоящих из трех букв и использующих стандартный формат слова согласный-гласный-согласный: например, «ZUC» и «QAX». Сгруппировав их в списки, он смотрел на каждый слог в течение доли секунды, делая паузу на 15 секунд, прежде чем снова просмотреть список. Он делал это до тех пор, пока не смог правильно читать серию на скорости. Он протестировал разную продолжительность и разные интервалы обучения, отмечая скорость обучения и забывания.Эббингауз обнаружил, что он запоминает значимый материал, такой как стихотворение, в десять раз легче, чем его бессмысленные списки. Он также отметил, что чем больше раз повторялись стимулы (бессмысленные слоги), тем меньше времени требовалось для воспроизведения заученной информации. Кроме того, первые несколько повторений оказались наиболее эффективными для запоминания списка.

Когда Эббингаус изучал результаты поиска доказательств забывания, он обнаружил, что неудивительно, что он склонен менее быстро забывать списки, на запоминание которых он потратил больше всего времени, и что восстановление лучше всего выполнять сразу после обучения.Эббингауз также обнаружил неожиданную закономерность в сохранении памяти. Он обнаружил, что в первый час обычно происходит очень быстрая потеря воспоминаний, за которой следует несколько более медленная потеря, так что через девять часов забывается около 60 процентов. Через 24 часа примерно две трети всего запомненного забывается. На графике это показывает отчетливую «кривую забывания», которая начинается с резкого спада, за которым следует неглубокая форма.

Ограничения

Есть несколько ограничений в работе Эббингауза с памятью. Самым важным было то, что Эббингауз был единственным субъектом его исследования. Это ограничило возможность обобщения исследования среди населения. Хотя он попытался регулировать свой распорядок дня, чтобы лучше контролировать свои результаты, его решение избегать использования участников принесло в жертву внешнюю валидность исследования, несмотря на внутреннюю достоверность. Вдобавок, хотя он пытался объяснить свое личное влияние, существует врожденная предвзятость, когда кто-то выступает как исследователь, так и участник.Кроме того, исследования памяти Эббингауза остановили исследования в других, более сложных областях памяти, таких как семантическая и процедурная память и мнемоника. Тем не менее, исследования Эббингауза открыли новую область исследований и помогли утвердить психологию как научную дисциплину. Его скрупулезные методы и по сей день остаются основой всех психологических экспериментов.
.


© Edublox
Edublox Online Tutor предлагает мультисенсорную когнитивную тренировку, которая позволяет учащимся преодолевать проблемы с чтением и трудности в обучении и полностью раскрывать свой потенциал.
За последние 30 с лишним лет компания Edublox, стоящая за платформой электронного обучения Online Tutor, помогла тысячам детей читать, учиться и достигать результатов с помощью домашних комплектов и учебных клиник по всему миру. Наши программы основаны на педагогических исследованиях и более чем тридцатилетнем опыте, демонстрирующем, что слабые базовые когнитивные навыки являются причиной большинства трудностей в обучении. Специальные познавательные упражнения могут усилить эти недостатки, что приведет к повышению успеваемости в чтении, правописании, письме, математике и обучении.

Не забудьте кривую забвения Эббингауза

В январе мы отмечаем день рождения Германа Эббингауза, психолога, открывшего кривую обучения, кривую забывания, эффект интервалов и некоторые другие фундаментальные особенности человеческого обучения. Как обучающийся, вы, вероятно, используете его работу каждый день, даже если никогда не слышали его имени. По какой-то причине эти термины часто описываются в новейшей литературе без упоминания человека, который их открыл. Итак, давайте исправим это сегодня.

Задолго до появления нейробиологии Эббингауз применил научный метод для изучения того, как люди учатся, запоминают и забывают. Впервые он опубликовал результаты своих экспериментов в 1885 году, однако его прилежное внимание к деталям сохраняет актуальность его работы и сегодня, хотя многие другие теории его эпохи теперь забыты или изучаются как ошибочные курьезы. Вот краткое описание его работы и того, как она способствует развитию передовых практик L&D сегодня.

Кривая обучения

Эббингаус обнаружил, что когда мы впервые изучаем новый предмет или навык, мы сталкиваемся с трудностями, но скорость приобретения знаний быстро увеличивается по мере того, как мы достигаем мастерства, пока мы не достигнем точки убывающей отдачи и в конечном итоге не выровняемся. Эта модель одинакова для всех предметов и учащихся и может применяться к другим дисциплинам, таким как экономика и технологические инновации.

Для обучающегося профессионала это означает, что нам необходимо подготовить учащихся к начальной борьбе, поскольку они изучают новую терминологию и процедуры, лелея их до тех пор, пока не произойдет прорыв и они не смогут быстро прогрессировать.Сегодня термины «кривая обучения» и «убывающая отдача» обычно используются без признания Эббинхауса, но он был первым, кто идентифицировал и количественно оценил это явление.

Кривая забвения

Как и многие его сверстники в то время, Эббингауз экспериментировал на себе, чтобы понять, как работает мозг. Он проверил свою способность запоминать строки слов в разные периоды времени и обнаружил закономерную закономерность снижения его способности вспоминать эти слова с течением времени.Сразу после обучения он запомнил на 100 процентов, но в первые несколько дней память резко упала. Кроме того, он обнаружил, что потеря памяти была экспоненциальной, то есть увеличивалась в квадрате предыдущего числа, пока, наконец, не выровнялась примерно через 30 дней после обучения. Этот паттерн правильно называется кривой забвения Эббинхауза.

Для профессионалов в области обучения кривая забвения Эббинхауса является напоминанием о том, что мы должны регулярно усиливать обучение, особенно в течение первых тридцати дней после обучения, чтобы гарантировать, что высокий процент содержания сохраняется после опыта обучения.Я вижу слишком много программ обучения, основанных на подходе «один — и готово» — при условии, что после одного курса учащийся сможет сохранить и применить все, чему он научился в классе. Вместо этого вам нужно создавать частые модули повышения квалификации, чтобы улучшить память и бороться с кривой, особенно в критические первые 30 дней после начального обучения.

Эффект расстояния

Естественным завершением кривой забвения является эффект расстояния. Если мы распределяем обучение по промежутку времени с промежутками между ними, у учащегося есть время, чтобы обработать и усвоить информацию, и он с большей вероятностью запомнит ее в течение длительного времени. Если вы когда-либо собирались перед экзаменом накануне финала, вы, вероятно, замечали, что не можете запомнить большую часть того, что вы «выучили» для этого теста. Это потому, что кривая забвения была в игре, и у вас не было стратегии противодействовать ей.

Одна из причин использования микрообучения в вашей учебной программе — обеспечить интервал между короткими сериями обучения, давая вашей аудитории возможность осваивать контент небольшими порциями, а не использовать эффект «огненного шланга».

Эффект первенства / давности

Эффект первенства / новизны также был обнаружен Эббингаузом. Он изучил позицию содержания в презентации и обнаружил, что мы больше всего запоминаем первый и последний элементы. Нейробиология подтвердила этот эффект и обнаружила возможную причину в относительной силе электрических импульсов в мозге, когда наше внимание впервые возбуждается (первенство) и когда мозг активно участвует в кодировании информации в краткосрочной памяти (новизна).

Как профессионалы в области обучения, мы должны осознавать эти эффекты и разрабатывать конкретные стратегии, чтобы обеспечить дополнительную поддержку в обучении «среднему материалу», где мозг не так активен, что усложняет запоминание учащимися. Вы также можете воспользоваться этим эффектом, чтобы расположить самые важные моменты в начале и в конце курса или модуля.

Другие взносы

Эббингауз, плодовитый исследователь, сделал много открытий в области обучения, включая иллюзию Эббингауза и мнемонические приемы.Вы все еще можете купить его книгу на память на Amazon, что делает ее одним из самых длинных и постоянно печатаемых произведений, наряду с Библией и Шекспиром. Опережая свое время. Хотя сегодня Эббингаус не получает в полной мере признания за свою новаторскую работу, его вклад все еще актуален и во многом повлиял на нынешнее мышление нашей отрасли о мозге и обучении. Одна из моих любимых цитат из его работы могла бы быть написана сегодня нейробиологом: «Таким образом, было доказано, что разум подчиняется законам естественного мира. «Спасибо, Германн, и с днем ​​рождения!

Что такое кривая забывания (и как с ней бороться)?

Кривая забвения: что это такое и 4 способа борьбы с ней

Здесь мы видим одного из самых больших багбиров в обучающем сообществе. Кривая забывания Эббингауза или просто «кривая забывания» показывает, как информация теряется с течением времени, если вы не пытаетесь ее сохранить.

Электронная книга, выпуск

Эпическое значение: как превратить ваших учеников в супергероев

Проведите самую захватывающую и эффективную программу обучения, которую когда-либо видел мир!

Если бы не кривая забывания, ваши ученики могли бы один раз пройти блок электронного обучения, и он бы застрял в их мозгах с первого раза.

Для просмотра этого видео у вас должны быть включены рекламные файлы cookie. Здесь вы можете изменить настройки файлов cookie.

Но жизнь была бы скучной, если бы все было так просто, так что забавно, что нам повезло, что у нас есть кривая забывания!

Кривая забвения — Крещение Эббингауза

Во-первых, давайте посмотрим на историю кривой забывания. В конце 19 века немецкий психолог Герман Эббингаус проверял свою память на разных периодах времени.Собрав все данные из своих исследований с интервалами обучения, он изобразил их на графике, который выглядел примерно так:

Итак, вопреки внешности, Эббингауз не изобрел забавную горку. Он действительно открыл природу потери памяти с течением времени. График показывает, что, когда вы впервые что-то узнаете, информация исчезает с экспоненциальной скоростью, то есть вы теряете большую часть ее в первые пару дней, после чего скорость потери снижается.

Обнаружив экспоненциальное ухудшение памяти, Эббингаус смог определить факторы, которые этому способствуют. Уровень удержания зависит от нескольких вещей:

1. Сила памяти

Люди могут вспоминать более сильные воспоминания дольше, чем более слабые. Когда дело доходит до корпоративного обучения, содержание обучения должно быть в высшей степени актуальным для каждого учащегося и иметь какое-то значение.

2. Время, прошедшее с момента получения информации

В контексте обучения кривая забывания показывает, что учащиеся забывают в среднем 90% того, что они узнали в течение первого месяца.И вы задавались вопросом, почему ваша программа тренировок не оказала того эффекта, на который вы рассчитывали!

Эффект интервала: как бороться с кривой забвения

Во многих случаях обучение — это улица с двусторонним движением. Менеджеры по обучению находятся на своем собственном пути открытий, пытаясь найти обучающее решение, которое подойдет их ученикам. Как и во многих других вещах, знание — сила! Теперь, когда мы знаем, как работает память, мы можем что-то с этим поделать! Вот 4 способа использования интервальных повторений для улучшения запоминания в ваших тренировках.

1. Регулярно подкрепляйте обучение

Эббингаус обнаружил, что информацию легче вспомнить, если она основана на вещах, которые вы уже знаете. Каждый раз, когда вы усиливаете тренировку, скорость снижения снижается. Эффект тестирования говорит о том, что, просто проверяя память человека, эта память станет сильнее. Частое проведение обучающих мероприятий в рамках обучающей кампании помогает закрепить информацию за счет активного вспоминания.

2. Улучшение четкости

Сделайте информацию более доступной для восприятия.Если вы узнаете что-то из эссе или статьи, легче забыть смысл или полностью его упустить. Попробуйте представить вашу информацию в виде диаграммы или создайте видео с описанием цели обучения. Еще лучше потренируйтесь писать более короткие тексты — отредактируйте свои более длинные статьи и материалы и попытайтесь удалить любой текст, который вам не нужен. Как только вы это сделаете, вы даже можете разделить статью на несколько пунктов и продвигать каждый как кусок учебного содержания.

3. Сделайте его более актуальным

Стандартный учебный ресурс не будет иметь такого же влияния, как заказной.В каждом тренинге, который вы проводите, никогда не забывайте об основной цели вашей организации, которую мы называем эпическим смыслом. Это работает двумя способами: чем актуальнее обучение, тем легче его вспомнить, а общая направленность постоянно поощряет поведение, важное для вашего бизнеса.

4. Сделайте его более интерактивным

Люди учатся лучше, когда они активно вовлечены, чем когда они просто пассивные наблюдатели. Если вы не дадите учащимся возможность взаимодействовать с контентом, они просто отвлекутся и потеряют концентрацию.Добавление элементов игрового процесса к обучению — отличный способ вовлечь учащихся, и они могут даже получать удовольствие от обучения!

Если вы хотите больше способов улучшить удержание в процессе обучения, ознакомьтесь с этой статьей, где вы найдете несколько полезных советов.

Аркада знаний

Создайте процветающую культуру обучения с помощью настраиваемого мобильного обучающего приложения, которое упрощает изменение поведения и повышение успеваемости.

Первоначально опубликовано на www.Growthengineering.co.uk.

Герман Эббингауз и экспериментальное исследование памяти

Герман Эббингаус

24 января 1850 года родился немецкий психолог Герман Эббингаус . Эббингауз был пионером экспериментального исследования памяти и известен своим открытием кривой забывания и эффекта промежутка.

«Когда мы читаем, как один средневековый святой стоял прямо в своей келье в течение недели без сна и еды, просто жевал лист подорожника из смирения, чтобы не быть слишком совершенным; как другой просидел всю ночь по шею в ледяном пруду; и как другие все еще совершали во славу Бога подвиги, не менее тяжелые для их энергии, мы склонны думать, что с богами прошлого ушли и люди, и что земля передана расе чья воля стала такой же слабой, как и его вера.”
— Герман Эббингауз (1885 г.) [8]

Герман Эббингаус — Ранние годы

Герман Эббингаус родился в Бармене, в Рейнской провинции Королевства Пруссии, учился в Боннском университете, где собирался изучать историю и филологию. В 1870 году его учеба была прервана, когда он служил в прусской армии во время франко-прусской войны. Эббингауз проявил большой интерес к философии и закончил диссертацию на тему Philosophie des Unbewussten Эдуарда фон Гартмана ( Philosophy of the Unconscious ).Получив докторскую степень в 1873 году, Эббингауз много времени проводил в Галле и Берлине, а также путешествовал по Англии и Франции. Предполагается, что Эббингаус занимал должности учителя во время путешествия и, по-видимому, он обнаружил книгу Густава Фехнера Elemente der Psychophysik ( Elements of Psychophysics ) в Лондоне. [4] Книга воодушевила молодого ученого начать собственное исследование памяти.

Экспериментальная психология
Знаменитая работа

Эббингауза « Память: вклад в экспериментальную психологию » уже была опубликована в 1885 году и оказалась настолько успешной, что он был назначен профессором Берлинского университета.Эббингаус и Артур Кениг основали психологический журнал Zeitschrift für Physiologie und Psychologie der Sinnesorgane в 1890 году. Эббингаус поступил в Университет Бреслау, Польша, и изучал, как умственные способности детей снижаются в течение учебного дня. Он также основал там лабораторию психологического тестирования. Die Grundzüge der Psychologie было опубликовано в 1902 году, что имело мгновенный успех. Два года спустя Эббингауз переехал в Галле. Его последняя и весьма успешная работа Abriss der Psychologie ( Outline of Psychology ) была опубликована в 1908 году.

Предыдущие знания, понимание и обучение

В отличие от большинства ученых, изучающих высшие психические процессы, Эббингаус считал, что исследования можно проводить с помощью экспериментов. Он разработал систему, признающую тот факт, что на обучение всегда влияют предшествующие знания и понимание. Эббингауз полагал, что ему понадобится что-то, что можно было бы легко запомнить, но без предварительных когнитивных ассоциаций. Ученый создал так называемые « бессмысленных слога ».Это можно понимать как комбинацию согласный-гласный-согласный, где согласный звук не повторяется, а слог не имеет предшествующего значения, например DAX, BOK и YAT. Создав набор слогов, Эббингаус вытащил из коробки несколько случайных слогов и записал их в блокнот. Затем под обычный звук метронома и с той же интонацией голоса он зачитывал слоги и пытался вспомнить их в конце процедуры. Только одно расследование потребовало 15 000 декламаций.

Кривая забвения

Однако в работе Эббингауза с памятью были и некоторые ограничения. Например, он был единственным субъектом исследования, и поэтому его нельзя было обобщить на популяцию. Кроме того, следует ожидать большой систематической ошибки, когда испытуемый является не только исследователем, но и участником эксперимента. Тем не менее, Эббингаусу удалось внести значительный вклад в исследования памяти. Его самым известным открытием, вероятно, является кривая забывания, которая описывает экспоненциальную потерю информации, которую вы узнали.Его результаты примерно утверждают, что всего через 20 минут после обучения мы можем вспомнить только 60% того, что мы узнали. По прошествии часа в нашей памяти остается только 45% изученного, а через день — только 34%. Через шесть дней после обучения память уже сократилась до 23%; только 15% из того, что было изучено, хранится постоянно.

Иллюзия Эббингауза — Два оранжевых круга в центре имеют одинаковый размер.

Иллюзия Эббингауза

В самой известной версии этой иллюзии два круга одинакового размера расположены близко друг к другу, и один окружен большими кругами, а другой окружен меньшими кругами; первый центральный круг кажется меньше второго центрального круга.Эта иллюзия широко использовалась в исследованиях в области когнитивной психологии, чтобы узнать больше о различных путях восприятия в нашем мозгу. В англоязычном мире круги были опубликованы Эдвардом Брэдфордом Титченером в книге по экспериментальной психологии в 1901 году, отсюда их альтернативное название «Круги Титченера».

Вскоре после публикации Abriss der Psychologie , 26 февраля 1909 года, Эббингаус умер от пневмонии в возрасте 59 лет.

Ссылки и дополнительная литература:

Герман Эббингауз о памяти и иллюзиях: эксперимент и обзор — видео и стенограмма урока

Эксперименты с памятью

Если вы ищете способы оптимизировать свои учебные привычки, исследование памяти Эббингауза должно вам помочь. Он проводил много времени, будучи самим себе испытуемым, пытаясь запомнить бессмысленные слоги, чтобы увидеть, какие методы запоминания будут работать лучше всего. Обычно они включали согласный звук, за которым следовала гласная, и заканчивались другим согласным. Использование бессмысленных слогов было предпочтительным, потому что они были незнакомы и, следовательно, не могли предполагать предварительного изучения. Благодаря этому процессу он обнаружил ряд тенденций в отношении того, как человеческий разум сохраняет новую информацию.

Первая из этих тенденций известна как эффект интервала .Когда Эббингауз попытался запомнить слоги, он обнаружил, что лучше справляется с этим с помощью распределенной практики, а это означает, что он может запоминать больше информации, когда он изучает ее понемногу за раз каждый день, а не когда он пытается запомнить большой объем. информации за один день. Это также может быть применено к подготовке к тестам. Вы лучше справитесь с экзаменом, если будете просматривать материал понемногу каждый день, чем если вы будете ждать до вечера перед экзаменом и тратить пять часов на зубрежку.

Еще одна тенденция с запоминанием, определенная Эббингаузом, — это эффект последовательного положения . Этот эффект может работать одним из двух способов. Когда список слогов представлен впервые, более вероятно, что последние несколько слогов запомнятся лучше всего сразу после первого воздействия. Если, однако, репетиция списка разрешена и попытка вспомнить список предпринята позже, первые несколько слогов в списке запомнятся лучше всего. Чтобы использовать более ясный пример, если ваша вторая половинка расскажет вам список предметов, которые нужно доставить в продуктовый магазин, и попросит вас немедленно повторить список, вы лучше всего сможете запомнить несколько последних предметов в списке.Хотя, если вместо этого вы просто будете повторять список про себя по дороге в магазин, чтобы попытаться запомнить все, что в нем, вы лучше всего сможете запомнить первые несколько пунктов в списке.

В-третьих, есть кривая забывания . Эббингаус выучивал список слогов, а затем проверял его запоминание через различные промежутки времени, от 20 минут спустя до 30 дней спустя без дальнейших репетиций. Он заметил, что поначалу информация забывается очень быстро.По прошествии определенного времени это забывание выравнивается, и любая информация, оставшаяся после первоначального распада памяти, имеет тенденцию оставаться в памяти.

Классический пример этого относится к изучению иностранного языка в средней школе или колледже. Допустим, вы изучали испанский в школе, но после окончания школы никогда не использовали этот язык. Вы заметите, что большая часть языка будет забыта, если вы проверите свои знания, даже если вы очень хорошо знали его в школе. Однако, как только это забвение достигнет своего пика, вы заметите, что оно выравнивается.Таким образом, если проверить свой словарный запас испанского пять лет спустя, а затем еще раз через десять лет, количество, которое вы запомните, вероятно, останется прежним.

Оптическая иллюзия Эббингауза

Помимо памяти, Эббингауза исследовали ощущения и восприятие. Одно из этих исследований ощущений и восприятия стало настолько известным, что было названо его именем. В оптической иллюзии Эббингауза есть две окружности. Один окружен кругами, которые больше центрального, а другой окружен кругами гораздо меньшими, чем центральный.

Хотя два центральных круга имеют одинаковый точный размер, они кажутся разными по размеру из-за визуальных сигналов от окружающих кругов, которые меняют способ их восприятия мозгом. Это упоминается как относительный размер .

Краткое содержание урока

Герман Эббингаус оказал большое влияние на психологию своими исследованиями в области экспериментальной психологии. Он наиболее известен своими работами по ощущениям, восприятию и памяти.Примеры его открытий в области памяти:

  • Эффект интервала : распределенная практика работает лучше, чем массовая
  • Эффект последовательной позиции : тенденция лучше запоминать первый или последний элемент в списке
  • Кривая забвения : скорость, с которой мы забываем, сначала быстрая, а затем выравнивается

Его исследования ощущений и восприятия привели его к разработке оптической иллюзии, включающей относительного размера , которая была названа в его честь, которая продолжает давать ему прочное наследие.

4.7: Ebbinghaus — Social Sci LibreTexts

Герман Эббингауз (1850–1909) был пионером в изучении памяти. В этом разделе мы рассмотрим три его самых важных открытия, каждое из которых может помочь вам улучшить вашу память. В своем исследовании, в котором он был единственным участником, Эббингаус практиковал запоминание списков бессмысленных слогов, таких как следующие:

DIF, LAJ, LEQ, MUV, WYC, DAL, SEN, KEP, NUD

Вы можете себе представить, что из-за того, что материал, который он пытался выучить, был совершенно бессмысленным, это было нелегко.Эббингаус составил график, сколько слогов он мог запомнить, относительно времени, прошедшего с тех пор, как он их изучил. Он обнаружил важный принцип памяти: память сначала быстро распадается, но степень распада со временем выравнивается.

Хотя Эббингауз смотрел на забывание по прошествии нескольких дней, тот же эффект наблюдается и в более длительных, и в более коротких временных масштабах. Бахрик (1984) обнаружил, что студенты, которые прошли курс испанского языка, забыли примерно половину словарного запаса, который они выучили в течение трех лет, но

, что после этого их память оставалась почти постоянной.Забывание также быстро исчезает на более коротких временных отрезках. Это говорит о том, что вам следует попробовать просмотреть материал, который вы уже изучили, прямо перед экзаменом; так вы с большей вероятностью запомните материал во время экзамена.

Рис. 11. Кривая забвения Эббингауза — Герман Эббингаус обнаружил, что память на информацию сначала быстро ослабевает, но затем постепенно выравнивается.

Эббингаус также открыл еще один важный принцип обучения, известный как эффект интервала.Эффект интервала относится к тому факту, что обучение лучше, когда один и тот же объем обучения распределяется на периоды времени, чем когда он проводится ближе друг к другу или в одно и то же время. Это означает, что даже если у вас есть только ограниченное количество времени на учебу, вы узнаете больше, если будете учиться постоянно в течение семестра (лучше всего понемногу каждый день), чем если вы будете ждать, чтобы в последнюю минуту перед экзаменом запихнуть. . Еще одна хорошая стратегия — изучить и подождать столько времени, сколько сможете, прежде чем вы забудете материал.Затем просмотрите информацию и снова подождите столько, сколько сможете, прежде чем вы ее забудете. (Вероятно, это будет более длительный период времени, чем в первый раз.) Повторите и повторите снова. Эффект интервала обычно рассматривается с точки зрения разницы между распределенной практикой (практика, которая распространяется во времени) и массовой практикой (практика, которая осуществляется в одном блоке), причем первый подход дает лучшую память.

Рисунок 12. Влияние групповой и распределенной практики на обучение Эффект разнесения относится к тому факту, что память лучше, когда она распределена, а не сосредоточена.Лесли, Ли Энн и Нора занимались в общей сложности четыре часа, но студенты, которые распределяли свое обучение на более мелкие учебные занятия, сдали экзамен лучше.

Эббингаус также рассматривал роль переобучения, то есть продолжения практики и обучения, даже если мы думаем, что усвоили материал. Эббингаус и другие исследователи обнаружили, что избыточное обучение помогает кодированию (Driskell, Willis, & Copper, 1992).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *