Статьи
Hard Skills
IT
Soft Skills
Success story
Аналитика
Аудит
Гайд
Дополнительное образование
Изнутри
Инструменты
Интервью
Кейсы
Консалтинг
Личный опыт
Менеджмент
Методики
Наука и образование
Подборка
Продуктивность
Резюме
Розничная торговля
Телекоммуникации
Туториал
Фармацевтика
Финансы
Инфографика
Маркетинг
Тест
Управление
Статьи
Hard Skills
IT
Soft Skills
Аналитика
Аудит
Банковская отрасль
Гайд
Дополнительное образование
Изнутри
Инструменты
Интервью
Кейсы
Консалтинг
Личный опыт
Менеджмент
Наука и образование
Подборка
Предпринимательство
Продуктивность
Резюме
Розничная торговля
Собеседование
Телекоммуникации
Фармацевтика
Финансы
Инфографика
Маркетинг
Тест
Управление
Кейс-интервью
Статьи
Hard Skills
IT
Soft Skills
Success story
Аналитика
Аудит
Банковская отрасль
Гайд
Дополнительное образование
Изнутри
Инструменты
Интервью
Кейсы
Консалтинг
Личный опыт
Менеджмент
Методики
Наука и образование
Подборка
Предпринимательство
Продуктивность
Резюме
Розничная торговля
Собеседование
Телекоммуникации
Туториал
Фармацевтика
Финансы
Инфографика
Маркетинг
Тест
Управление
Кейс-интервью
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать :: РБК Тренды
Наставничество помогает расти в карьере, строить прочные отношения с окружающими и получать удовлетворение от жизни ментору и подопечному. Разбираемся, как работает менторинг, где найти наставника и как им стать
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Марк Цукерберг поделился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди тем, что в моменты, когда у Facebook не все в порядке, его наставник Стив Джобс советовал тому посещать храм в Индии, в который ходил и сам основатель Apple в смутные времена
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
- Коуч. Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.
- Тренер. Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.
- Фасилитатор. Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
Ментор:
- предлагает свою экспертизу и время;
- фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
- поддерживает менти словами и действиями;
- терпеливо и внимательно слушает;
- дает и принимает конструктивную обратную связь и комплименты;
- советует без конкретного алгоритма действий;
- предлагает поддержку со стороны;
- хранит договоренности и секреты;
- уважает время подопечного;
- открыт, честен, надежен и заботлив.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
Менти:
- формулирует цели обучения;
- выделяет время и силы на свое развитие;
- открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы научиться их не допускать;
- готовится к каждой встрече;
- задает вопросы;
- запрашивает обратную связь и дает ее ментору, если он просит;
- объективно смотрит на свои сильные и слабые стороны, возможности;
- уважает и благодарит ментора;
- готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
- не разглашает договоренности;
- уважает время наставника.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В тоже время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
Фото: Pexels
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
Запись встречи рэпера Diddy со своим наставником — миллиардером Реем Далио. Посмотрите, как ментор дает советы, а подопечный делится мыслями и страхами
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
- давайте развернутые ответы и комментарии;
- не перебивайте наставника;
- используйте невербальные средства общения: жесты, мимику, интонации;
- интересуйтесь тем, что говорит собеседник;
- обобщайте ключевые моменты и подводите итоги диалогов.
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
- не разглашайте информацию, которую договорились сохранить между собой;
- выделяйте достаточно времени на встречи;
- выполняйте свои обещания;
- уважайте наставников, подопечных и их границы;
- признавайте и исправляйте свои ошибки;
- вежливо и вовремя говорите собеседнику, если несогласны с ним. Будьте честны;
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
- хвалите партнера наставничества за достижения и действия;
- указывайте на положительные черты характера, например, настойчивость или целостность;
- хвалите перед другими людьми;
- благодарите;
- пишите обнадеживающие письма или голосовые сообщения;
- говорите, как собеседник вам помог.
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Фото: Jo Szczepanska / Unsplash
Чтобы использовать этот навык:
- узнайте, что для вас важно;
- определите свои сильные и слабые стороны;
- выделите сферы профессии и личной жизни, в которых вы хороши;
- поставьте цели в карьере и личной жизни на 1—5 лет;
- точно опишите ваши способности в текущей ситуации.
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
- Окружение. Присмотритесь к людям, с которыми работаете, учитесь или общаетесь. Не бойтесь спрашивать друзей и знакомых, они могут подсказать подходящего человека. Сформулируйте несколько одинаковых вопросов, чтобы задавать их кандидатам. Сделайте список потенциальных наставников с контактами, ключевыми компетенциями и ответами на эти вопросы.
- Мероприятия и конференции. Люди с экспертизой собираются на профильных мероприятиях, чтобы поделиться опытом и завести полезные знакомства. Попробуйте найти ментора среди спикеров или участников. На таких мероприятиях люди готовы общаться о работе, целях и достижениях.
- Медиа и соцсети. Выберите несколько изданий и медиаресурсов, на которых люди делятся профессиональным опытом. Например, на rbc.trends вы найдете экспертов в футурологии, образовании, экологии, бизнесе. На vc.ru пишут о маркетинге, стартапах и предпринимательстве, а на habr.com — о технологиях. Следите за личными блогами людей, которые могли бы стать вашими наставниками. Даже если вы не будете работать лично, сможете задать вопрос, вдохновляться и следовать рекомендациям лидера мнений.
- Курсы, лекции, школы. Посещайте образовательные лекции, учитесь в школах и на интенсивах по вашей теме. Среди спикеров или слушателей может быть ваш ментор. Во время длительного обучения студенты часто предлагают друг другу поддержку, чтобы улучшить учебные показатели. Такой вариант поможет разобраться в основах наставничества и попробовать его в жизни.
- Тематические сообщества. Узнайте, где общаются ваши коллеги или люди нужной профессии. Например, графические дизайнеры, иллюстраторы и художники делятся работами на behance. Вступите в профессиональные группы и чаты, заведите профиль на сайте, участвуйте в дискуссиях и обсуждениях. Есть специальные площадки для поиска подопечного или ментора, например, My mentor.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
- Ищите наставника, с которым чувствуете себя сильным и мотивированным.
- Открыто делитесь своими целями и страхами.
- Не ждите, что ментор решит ваши текущие проблемы или сделает работу за вас.
- Не ждите конкретного совета.
- Делитесь своими ошибками и неудачами.
- Прислушивайтесь, «пропускайте через себя» и применяйте советы ментора на практике.
- Поощряйте своего наставника или подопечного.
- Не рассчитывайте на связи, партнерство и поддержку организаций, коллег вашего ментора или менти.
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
кто это такой и что такое менторство?
Каждому нужен свой ментор. Неважно, в предпринимательской, спортивной, писательской, или среде шоу бизнеса человек стремится достичь успеха. Желает он построить успешную карьеру или раскрутить стартап – самостоятельно пробиться к вершине трудно. Известные актеры, писатели, бизнесмены, чьи имена сегодня знает весь мир, признаются, что без опытного советчика не достигли бы таких высот. Они с благодарностью называют имена личных менторов – профессионалов, которые поделились с ними частицей собственных побед.
Кто такой ментор?
Ментор – это человек с личным опытом успеха, которым готов поделиться с подопечными (протеже). Для своих подопечных ментор одновременно выступает в роли коуча, психолога, учителя, советника и консультанта. Он уберегает учеников от главной ошибки – статистики неудачных проектов, помогая упаковать идею в бизнес план с видимой экономической выгодой.
Человек, поживший и проживший профессиональную жизнь, видит конечную цель там, где планы даже еще не прописаны на бумаге. Он поможет не просто развить стартап, но и трансформировать его в продукт, привлекательный для покупателей. Имя ментора обязательно упоминают при получении награды, будь то Оскар, олимпийская медаль или выигранный тендер.
Как находят менторов?
Это сложный момент. Наставник не будет работать по принуждению или против своей воли. Он может найти подопечного самостоятельно и предложить поддержку бесплатно, потому что знает – материальные блага не способны заменить удовольствия от помощи другим. Некоторые не афишируют свое наставничество, предпочитая оказаться в тени успеха своих учеников.
Многие совмещают наставничество с основной деятельностью, а кто-то посвящает этому всю свою жизнь. Искренний интерес к деятельности ментора, посещение семинаров или конференций способны приблизить момент знакомства. С наставником учеников объединяют еще и общие цели, так что главным принципом взаимодействия является доверие. Личное знакомство перерастает в желание сотрудничать в сфере бизнеса.
Пройти тест на темперамент
Чем занимаются менторы?
Ментор помогает не только советами, но и личным примером. Он занимается самообразованием в профильных и смежных сферах – от высоких технологий до буддийских практик. Ментор не просто передает знания, он вовлекает учеников в сферу деятельности до полного погружения. Своей идеей, поддержкой и советами наставники помогают подопечным двигаться вперед. Тренер на профессиональном поле, чей день расписан по минутам, вдохновляет и дисциплинирует одновременно. Ментор способен оказать помощь в вопросах:
- Экономических. Голая идея сама по себе малопривлекательна для инвесторов. Ментор поможет преобразовать энтузиазм в готовый продукт с цифрами и экономическими показателями, которые можно «пощупать».
- Психологических. В моменты неурядиц ментор становится точкой опоры, а иногда и пресловутым пинком. Наставник делится опытом таким, какой он есть на самом деле.
- Коммуникативных. Ментор готов предоставить рекомендации или рекомендательные письма для своего подопечного, чтобы провести его к успеху кратчайшей дорогой. Наставник помогает перейти на качественно иной уровень связей в среде профессионалов.
- Поведенческих. Он указывает на привычки, которые следует приобрести и обращает внимание на те, от которых нужно отказаться.
- Организационных. Ментор поможет не просто привлечь профессионалов, но и выстроить корпоративную культуру будущего дела.
Чего ментор не сделает для своих подопечных? Он не решит проблемы учеников, но предоставит возможность взглянуть на проблему со стороны человека, который ее уже преодолел. Он не предлагает готовых решений там, где его протеже сможет выкарабкаться сам и знает, где постелить пресловутую соломку, на которую умудряются упасть все новички.
Никто не шагает в одиночку. Для построения личной карьеры или развития бизнеса важны не просто единомышленники, а люди, на мнение которых можно безоговорочно положиться. Окружающие охотно делятся наставлениями не для пользы другого человека, а для подтверждения собственной важности. Совету ментора можно доверять. Его опыт позволяет ученику мысленно отойти на расстояние или взобраться на высоту, чтобы взглянуть на свои действия с другого ракурса. Увидеть ошибки, очевидные или неочевидные – только половина победы.
Наставник дает инструменты, с помощью которых ученики смогут сложить собственный механизм успеха. По мере роста мастерства своих подопечных ментор открывает для них невидимые возможности и дает советы по их реализации.
Нет опыта – нет ментора. Методы работы наставников индивидуальны. Предприниматель Ричард Бренсон считает, что бунтарство – наилучший путь для бизнесмена. Он добился успеха таким способом и учит этому своих последователей. Предприниматель и общественный деятель Билл Гейтс первейшую задачу наставника видит в предоставлении обратной связи своим ученикам. Он разработал собственную систему оценки труда, применимую для любой сферы бизнеса. Не существует универсального способа получить победу. Не получится построить бизнес или карьеру без ошибок и падений. Ментор умеет рассмотреть уникальность идеи и преподать ее как продукт, способный изменить мир.
Пройти тест на тип личности
Что такое менторство?
Менторство — это формальный институт, который предоставляет возможность для начинающих бизнесменов посмотреть на опытных людей за работой. Методы обучения здесь отличаются от привычных. Но если по окончании ВУЗа можно услышать фразу: «забудьте все, чему вас учили», то в институте менторства подопечные получают знания, которых нет ни в одном учебнике. Это практика, позволяющая до кости изучить вопрос, с которым не сталкивались ученики. Менторство помогает не просто получить опыт, но и ощутить погружение в культуру или сообщество людей, с которыми предстоит вести переговоры.
Цель менторства – помочь подопечным добиться успеха. Существуют целые компании (стартап-акселераторы или стартап-инкубаторы), работающие над тем, чтобы свести менторов с начинающими стартаперами. Менторские схемы помогают превратить идею в прибыльный бизнес, ведь инвесторы не спешат расстаться с деньгами, основываясь исключительно на красочном представлении проекта.
Все, что им продают, будь то специалист или стартап, должно быть в некоторой мере прибыльным вложением. Проверка идей с помощью показателей, которые можно «пощупать» – первый шаг для монетизации бизнеса. Менторство помогает найти баланс между воображением и способами извлечь из продукта экономическую выгоду.
Для чего нужно менторство?
Менторство учит мыслить и общаться другими категориями. Наставники исходят не из того, как устроена реальность, а из того, как протеже с ней столкнется. Влиться в среду профессионалов невозможно без знания терминологии. Особенно это касается бизнеса за рубежом. Картинка сама по себе неинтересна. Цифры, графики, обоснование экономической выгоды – все показатели должны работать в одном направлении. Они должны дать инвесторам четкое понимание того, когда вложенные ресурсы начнут приносить прибыль. Поэтому сослагательное наклонение слов «если бы», «тогда бы» сразу отсекают интерес наставников.
Менторство – прибыльный бизнес. С помощью бесплатных сервисов стартап можно создать даже за неделю. Команда менторов может одновременно работать с проектами, которые находятся на разных стадиях развития. На протяжении первых недель сотрудничества общение происходит более плотно, а по мере роста бизнеса оно может носить консультационный характер.
Практические советы предоставляются в любой сфере: относительно того, как получить налоговые льготы или стоит ли тратить прибыль на покупку биткоинов. Менторская программа заканчивается своеобразным «выпуском», после которого новоиспеченные бизнесмены отправляются в свободное плавание. Истории успешных стартапов вдохновляют обе стороны на сотрудничество.
Каждый стартап – это нечто большее, чем сумма индивидуалов. Разработать стратегию развития – это только начало. Успех срабатывает там, где есть неоспоримый талант. Команде разработчиков необходимо найти «звезду» в сфере маркетинга или продаж, которая поможет перевести продукт из области обычного в область экстраординарного.
Нужно привлечь талантливых профессионалов, которые зачастую не признают малейшего насилия над личностью. Менторство не подавляет индивидуальные наклонности, но позволяет создать вектор развития. Выбрать направление, в котором проект будет изменять мир и делать людей счастливее.
Менторские отношения дадут новичкам на старте необходимое преимущество в битве с конкурентами. Все действия, которые помогают в этом, годятся. Менторство – это реалии жизни, которые, в некоторой степени, отличны от общих представлений об успехе. Этот сама жизнь. Ментор – не монстр и не робот. Он – живой человек. Он так же устает и может быть жестким. Но это единственный путь роста.
Пройти тест на полушария мозга
Для чего нужен ментор, и как его найти?
Менторство пришло к нам вместе с появлением стартаперов. Стартап – это для тех, кто готов рискнуть. Новички, которые приходят к практике стартапа, по сути ничего не имеют. У них нет опыта, нет профессионального образования, связанного с бизнес сферой, нет навыков, нет ничего, кроме их собственной идеи. В основном, стартапы закрываются не из-за плохого продукта, а из-за отсутствия опыта.Вот здесь на помощь и пришли менторы. Люди, которые помогут пройти через проблемы и поделятся своим личным опытом в бизнес сфере. Можно сказать проще – ментор уже наступил на эти грабли и прошел путь от начала до конца. Он знает, как привести стартап к успеху с наименьшим количеством неудач по дороге. Он видит все, что может произойти еще в начале пути и знает, как этого избежать. Представьте, что вы лодка, а ментор – это ваши весла. Далеко ли вы уплывете без весел? Также и без ментора. Доплыть конечно можно, но как вы будете это делать и сколько времени у вас уйдет, это другой вопрос.
Рассмотрим случаи, когда ментор не нужен. Их всего два: 1. Если человек внутренне чувствует, что он не нуждается в наставнике. 2. Если новичок не может определиться с целями, областью, которую хочет развить и вопросами, которые будет задавать наставнику. В остальных случаях ментор нужен всем и каждому.
Но, кроме того, что менторы помогают новичкам, они ведь живут и своей жизнью. На что они ее тратят? На самообразование! Они с каждым днем развиваются в определенной сфере. Именно поэтому они менторы, люди, которые могут вам помочь. Если они сами будут стоять на месте, как они помогут другим? Вот именно, что никак. И они это прекрасно понимают.
Ментор не просто предает свои знания, он старается заинтересовать, вовлечь клиента. Вот в каких вопросах может помочь ментор:
· Экономические. Помощь превращения идеи (пустого продукта) в готовую материальную частицу (готовый продукт), которая будет иметь цифры и показатели;
· Психологические. Во время неудач, напарник – ваша опора, или хорошенький пинок. Он делиться реальным опытом, как есть на самом деле;
· Коммуникативные. Ментор выводит ученика на иной уровень связей в профессиональном мире;
· Поведенческие. Наставник корректирует ваши привычки. Какие нужно приобрести, а от каких отказаться;
· Организационные. Ментор помогает не только в привлечении профессионалов, но и в построении корпоративной культуры вашего будущего бизнеса.
Почему в бизнесе нужен ментор — Офтоп на vc.ru
Как-то давно я прочитал фразу «Я не знаю того, что не знаю». Её проще проиллюстрировать на двух примерах:
{«id»:44309,»url»:»https:\/\/vc.ru\/flood\/44309-pochemu-v-biznese-nuzhen-mentor»,»title»:»\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0432 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0435 \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u0440″,»services»:{«facebook»:{«url»:»https:\/\/www.facebook.com\/sharer\/sharer.php?u=https:\/\/vc.ru\/flood\/44309-pochemu-v-biznese-nuzhen-mentor»,»short_name»:»FB»,»title»:»Facebook»,»width»:600,»height»:450},»vkontakte»:{«url»:»https:\/\/vk.com\/share.php?url=https:\/\/vc.ru\/flood\/44309-pochemu-v-biznese-nuzhen-mentor&title=\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0432 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0435 \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u0440″,»short_name»:»VK»,»title»:»\u0412\u041a\u043e\u043d\u0442\u0430\u043a\u0442\u0435″,»width»:600,»height»:450},»twitter»:{«url»:»https:\/\/twitter.com\/intent\/tweet?url=https:\/\/vc.ru\/flood\/44309-pochemu-v-biznese-nuzhen-mentor&text=\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0432 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0435 \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u0440″,»short_name»:»TW»,»title»:»Twitter»,»width»:600,»height»:450},»telegram»:{«url»:»tg:\/\/msg_url?url=https:\/\/vc.ru\/flood\/44309-pochemu-v-biznese-nuzhen-mentor&text=\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0432 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0435 \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u0440″,»short_name»:»TG»,»title»:»Telegram»,»width»:600,»height»:450},»odnoklassniki»:{«url»:»http:\/\/connect.ok.ru\/dk?st.cmd=WidgetSharePreview&service=odnoklassniki&st.shareUrl=https:\/\/vc.ru\/flood\/44309-pochemu-v-biznese-nuzhen-mentor»,»short_name»:»OK»,»title»:»\u041e\u0434\u043d\u043e\u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043d\u0438\u043a\u0438″,»width»:600,»height»:450},»email»:{«url»:»mailto:?subject=\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0432 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0435 \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u0440&body=https:\/\/vc.ru\/flood\/44309-pochemu-v-biznese-nuzhen-mentor»,»short_name»:»Email»,»title»:»\u041e\u0442\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0447\u0442\u0443″,»width»:600,»height»:450}},»isFavorited»:false}
2719 просмотров
1. Я, как обыватель, могу не знать как сделать реактивный двигатель самолета, но тем не менее я знаю о его существовании и о принципе работы. («Я знаю то, что знаю»)
2. Я эколог, долгое время бьюсь над проблемой загрязнения окружающей среды пластиком. Но при этом я не знаю, что на другом конце света ученые уже нашли бактерии, которые его перерабатывают («Я не знаю того, что не знаю»).
Предприниматель — это комбайн
Возьмем любого современного предпринимателя. Кто этот человек? По большому счету — это комбайн, который должен знать множество вещей: бизнес-экономика, маркетинг, навыки общения и переговоров, навыки управления и построения команды, юриспруденция, бухгалтерия, дизайн. Этот набор можно продолжать бесконечно.
Тут встает резонный вопрос: «Не проще ли делегировать?».
Делегировать можно и нужно, но прежде каждому предпринимателю придется во многом разобраться самому. Где-то поверхностно, а где-то погружаться досконально.
Если не знать как развивать навыки переговоров, то бизнеса не построить.
Можно доверить маркетинг «молодым и амбициозным ребятам», которые через полгода скажут что они сделали все что смогли, но продажи практически не выросли. После этого жить с картиной мира, что ваш товар никому не нужен и маркетинг не работает.
Ну, а если полностью отдать бухгалтерию на аутсорс и не вникать в вопросы, то можно однажды получить весточку из налоговой с солидным штрафом или даже увидеть маски-шоу в собственном офисе.
Чтобы закрывать такие «пробелы» предпринимателя и получить взгляд со стороны на свой бизнес на Западе давно существует модель бизнес-менторства. В России это направление только зарождается.
Менторство
Начнем с понятия бизнес-ментора, он же наставник. Что это за человек?Бизнес-ментор— это опытный предприниматель, который смог построить свою прибыльную компанию и готов делиться своим опытом. Ментор к тому же — это еще связи и полезные контакты, которые нарабатываются годами работы в нише бизнеса.
Из определения выше следуют то, что настоящий бизнес-ментор — это не инфобизнесмен или тренер, который зарабатывает исключительно на продаже своих знаний через лендинги с обратным отсчетом. Здесь акцент идет именно на живой опыт из бизнеса, который у ментора есть прямо сейчас.
Зачем предпринимателю становиться ментором?
Я тоже задавался таким вопросом. Если у владельца действующий бизнес, который приносит доход, зачем тратить время на помощь кому-либо?
Пообщавшись с ними напрямую услышал такие ответы:
— В свое время мне помогли другие люди, теперь я тоже хочу вернуть «долг».
— Летом (или осенью, зимой, весной) у меня не сезон в бизнесе, поэтому я готов в это время быть ментором.
— Отдавая — получаешь. Как бы банально это не звучало, некоторые отвечали фразами, которые сводились именно к такой формулировке.
— Мне это просто интересно.
Но были и те, кто отказывались стать ментором, ссылаясь на занятость.
Кому нужен ментор:
1) Начинающим предпринимателям для того чтобы быстро войти в рынок, совершив при этом меньшее число ошибок. А ошибки в бизнесе — это всегда потеря денег. Купил не правильное оборудование, поставил точку общепита в неудачном месте, заказал маркетинг у дилетантов. Тут может быть уйма проблем.
2) Действующим предпринимателям. Общаясь с разными владельцами бизнеса, вижу что многие годами бьются головой об одни и те же ворота. Прибыль только падает, сотрудники работают плохо, маркетинговой стратегии никакой нет. Здесь просто не хватает взгляда со стороны опытного человека.
Совсем недавно познакомился с владельцем компании, который продает климатическое оборудование в крупном городе. Сайт человек не обновлял 5 лет! Он выглядит как поделка студента: каталога нет, никакие формы не работают, дизайн как из 2005 года. Говорит, что из-за появления конкурентов прибыль сильно упала. Ну неужели!
Кому не нужен ментор:
1) Если у вас есть друг, успешный предприниматель, не тот, который щебень через лендинг продает, а тот, который зарабатывает хорошие деньги и готов погружаться в ваш бизнес и давать ценные рекомендации*. Этому можно только позавидовать.2) Ваш бизнес цветет и растет в геометрической прогрессии.* это может не сработать если друг продает фермерский сыр в Москве, а вы, к примеру, делайте стартап для американского рынка.
Как и где искать ментора?
1) Поспрашивайте своих друзей и знакомых, возможно, среди них найдется тот, кто захочет стать вам ментором.
2) Поищите в фейсбуке людей, создающих похожий (но не идентичный) товар или услугу.
3) Воспользоваться сервисами по поиску ментора.Приготовьтесь что поиски могут занять некоторое время.В обоих случаях не ищите «суперзвезд бизнеса», ментор необходим на 1-2 головы выше вас, не выше, иначе ему будет не интересно работать с вами.
Что предложить ментору?
Так что же предложить ментору взамен за его время?
1) С некоторыми менторами можно договориться бесплатно.
2) Установить фиксированную оплату раз в месяц.
3) Профессиональные менторы (те, которые преподают в разных технологических университетах) могут попросить долю в компании. Но на такое стоит идти только в случае с уже знакомым вам человеком. И заключать при этом договор.
Как работать с ментором?
Могу рассказать на своем опыте. Со своим ментором я созванивался каждую пятницу в одно и тоже время. Он спрашивал что я сделал за неделю, высказывал свое мнение, предлагал доработать какие-то моменты, задавал очень нужные вопросы, которые позволяли мне взглянуть на проблемы и новые грани в моем проекте. И так до следующей пятницы.Кроме этого в течение недели я задавал срочные вопросы в мессенджере.
Если вас тоже интересует тема менторства, пишите вопросы в комментариях или ЛС.
Понимание роли наставника
Работа наставником приносит много проблем и наград, а лучшие наставники работают над тем, чтобы превратить своих подопечных в других лидеров, а не просто в хороших последователей. Если все сделано правильно, долгосрочное влияние наставничества может принести пользу обеим сторонам, которые могут изменить жизнь и карьеру.
Наставничество и коучинг: похожие, но не одинаковые
Термины наставничество и коучинг часто используются как синонимы, что вводит аудиторию в заблуждение.Хотя они схожи в поддержке чьего-либо развития, на практике они задействуют очень разные дисциплины.
Наставничество — это долгосрочные отношения, направленные на поддержку роста и развития подопечного. Наставник становится источником мудрости, обучения и поддержки, но не тем, кто наблюдает за конкретными действиями или поведенческими изменениями в повседневной работе и дает им советы.
Коучинг обычно включает в себя отношения конечной продолжительности с упором на усиление или устранение определенного поведения здесь и сейчас.Тренеры помогают профессионалам исправлять поведение, которое снижает их производительность, или усиливают поведение, которое способствует более высокой производительности в рамках определенного набора действий.
И наставничество, и коучинг предлагают невероятно ценную поддержку в развитии. Тем не менее, один предлагает руководство высокого уровня для долгосрочного развития, а другой помогает обеспечить более быстрое улучшение в целевых областях.
История и определение
Первым наставником можно назвать персонажа эпической поэмы Гомера «Одиссея».Когда Одиссей, король Итаки, участвовал в Троянской войне, он поручил Ментору заботу о своем королевстве. Наставник служил учителем и надзирателем сына Одиссея, Телемаха.
Онлайн-словарь Merriam-Webster определяет наставника как «надежного консультанта или гида». Другие источники расширяют это определение, предполагая, что наставник — это тот, кто помогает вам в вашей карьере, конкретных рабочих проектах или общих жизненных советах от доброты своего сердца.
Зачем нужен наставник?
Предположим, талантливый человек получает работу по продажам и получает в качестве наставника старшего руководителя отдела продаж.Старший руководитель может направлять ее в ее развитии как лидера, стратега и полноценного бизнес-профессионала.
Наставник может не давать ей точных инструкций, инструктировать или обучать на месте. Вместо этого он будет бросать ей вызов и побуждать ее обдумывать проблемы и подходы, задавая трудные для ответа вопросы и служа источником мудрости, когда это необходимо. Отношения в качестве наставника и подопечного прекращаются после того, как женщина меняет компанию, но влияние высшего руководителя сохраняется в ее работе на протяжении всей остальной карьеры.
Многие люди приписывают часть своего профессионального роста руководству терпеливого наставника, который побуждал их мыслить по-другому и открывать свои глаза и разум для разных точек зрения. Хотя каждый из нас развивается в своем собственном темпе, этот тип влияния может иметь множество положительных и длительных эффектов.
Наставник становится вашим личным защитником не столько в общественных местах, сколько в вашей профессиональной жизни. Многие организации осознают силу эффективного наставничества и разработали программы, чтобы помочь молодым специалистам найти и получить поддержку более опытных профессионалов в этом формате.
Что для вас делает наставник
- Рассматривает ваш рост и развитие в долгосрочной перспективе.
- Помогает увидеть пункт назначения, но не дает подробную карту, как туда добраться.
- Предлагает поддержку и поддержку, но не дает практические советы.
Наставник не делает
- Работать тренером, как описано выше.
- Действовать как ваш защитник в организационной среде, как и ваш босс; отношения более неформальные.
- Расскажу, как делать вещи.
- Поддержим вас при решении краткосрочных транзакционных проблем.
- Служить консультантом или терапевтом.
Обязанности подопечного
Когда вы впервые выбираете наставника и устанавливаете отношения, обсудите и сравните ожидания от роли наставника и подопечного с ним или с ней. Уточните обязанности каждого человека и определите процесс, который вы двое будете использовать в дальнейшем, чтобы общаться, понимать свои карьерные цели, доводить до конца и решать проблемы, если это необходимо.
Сделайте своей целью максимизировать этот опыт, чтобы извлечь максимальную пользу, одновременно выражая благодарность и уважение своему наставнику.
- Сосредоточьтесь на том, чтобы быть обучаемым и открытыми для получения обратной связи от вашего наставника, независимо от того, является ли она положительной.
- Не бойтесь просить неприукрашенного совета или критики. Практикуйте свои навыки хорошего слушателя, возьмите то, что вы можете использовать, а остальное оставьте.
- Чтобы обеспечить структуру отношений, укажите заранее некоторые исходные карьерные цели, которые у вас есть, например, изучение определенных процедур или процессов или подготовка к продвижению по службе.
- Обсудите со своим наставником, как лучше всего измерить успех и эффективность ваших совместных рабочих отношений.
- Сделайте ставку на то, чтобы запланировать беседы со своим наставником, и честно соблюдайте эти встречи.
- По мере того, как вы совершаете определенные шаги в своем развитии или обсуждаете осознанный риск для поддержки развития своей карьеры и продвижения к своим целям, отслеживайте свои обсуждения со своим наставником и отслеживайте эти шаги при встрече.
Подумайте о том, как вы можете помочь наладить и поддерживать отношения со своим наставником. В то время как ваш наставник тратит свое время, чтобы помочь вам, вы также должны участвовать и активно учиться.
Восемь идей, которые помогут добиться успеха с наставником
Понимание роли наставника является важной отправной точкой для успеха в этих отношениях. Дополнительные требования включают:
- Тратьте свое время на поиск наставника, с которым вы чувствуете себя естественно подходящим.
- Открыто делиться своими целями и опасениями.
- Не ожидать, что наставник решит ваши краткосрочные проблемы или сделает работу за вас.
- Не жду особого совета.
- Расскажите, где вы боретесь или терпите неудачу.
- Внимательно слушайте, а затем исследуйте и применяйте рекомендации наставника.
- Демонстрация того, что вы цените поддержку наставника.
- Не злоупотреблять отношениями, ожидая политической поддержки в организации.
Итог
Наставник может реально изменить вашу карьеру и жизнь.Подходите к отношениям с реалистичными ожиданиями относительно роли и готовностью много работать. Влияние руководства и мудрости наставника сейчас может не ощущаться в ближайшие годы, но со временем вы поймете его положительное влияние и станете наставником для других.
Что такое наставник? | Indeed.com
Инвестирование в отношения наставника и подопечного может быть очень полезным и полезным для вашей карьеры. Наставники могут помочь вам получить профессиональные знания и развить навыки для достижения ваших личных карьерных целей.Наставники также могут приносить пользу, связывая своих подопечных с лидерами отрасли и тенденциями. Наставники также могут практиковать свои навыки лидерства и развития, помогая молодым, менее опытным людям в своей отрасли.
В этой статье мы обсудим более подробную информацию о динамике наставничества и о том, как получить максимальную отдачу от отношений.
Подробнее: Наставник: определение и как его найти
Что такое наставник?
Наставник — это человек, который действует как советник или коуч для менее опытного или продвинутого подопечного, предоставляя опыт и профессиональные знания с более опытной точки зрения.
В основе взаимоотношений лежит наставник, готовый дать совет, оказать поддержку и ответить на вопросы. Наставники защищают интересы своих подопечных. Подопечные часто извлекают уроки из этих отношений, а наставники часто получают выгоду, выступая в качестве надежного советника.
Как наставник может мне помочь?
Наставники могут помочь вам разными способами. Наставники могут предоставить конкретные преимущества, например, выступая в качестве справочника или отправляя ваше резюме компаниям, в которых вы хотели бы начать карьеру.Наставник также может предложить ценные профессиональные советы, например, о том, как продвинуться по карьерной лестнице, как улучшить свое резюме, пройти собеседование и многое другое. Наставники могут отвечать на вопросы о своей сфере деятельности и побуждать своих подопечных критически оценивать свой карьерный путь. Обычно наставники, созданные как более пожилые участники отрасли, могут помочь подопечным обдумать свое долгосрочное развитие.
Типы наставников
Хотя существует большое разнообразие моделей наставничества, общее понимание трех типов наставничества может помочь вам решить, какой наставник лучше всего подходит для вас:
- Равные наставники — профессиональные коллеги кто вам советует.Например, коллега-наставник может разделить вашу роль, когда вы начинаете в новой компании, и может помочь научить вас работе. Со временем коллеги-наставники могут помочь вам проинформировать вас о вакансиях или дать рекомендации о культуре компании. Сверстники-наставники, как правило, часто регистрируются и часто взаимодействуют как на официальных встречах, так и в социальной обстановке, такой как обед или счастливый час.
- Карьерные наставники , как правило, занимают более высокое положение, чем их подопечные, и выступают в качестве защитников карьеры и наставников. Карьерные наставники могут помочь своим подопечным понять, в чем они могут развиваться в настоящее время.Хотя карьерные наставники иногда являются менеджерами своих подопечных, они также могут работать в другом отделе компании. Карьерные наставники, как правило, реже общаются со своими подопечными, чем коллеги-наставники.
- Лайф-наставники обычно находятся на старших этапах карьеры и могут базироваться в вашей текущей компании или за ее пределами. Лайф-наставники могут дать совет при принятии сложных карьерных решений, например, помочь подопечным решить оставить работу или сменить карьеру, чтобы найти новую должность.Они также могут быть ценным источником конфиденциальной и объективной информации.
Как быть хорошим подопечным
Отношения между наставником и подопечным будут различаться в зависимости от вовлеченных людей, их целей и ожиданий. Однако есть несколько способов получить максимальную отдачу от своего наставничества:
- Будьте вовлечены и проявите интерес. Один из лучших способов стать хорошим подопечным — проявить искренний интерес к своему наставнику. Спросите их об их карьере и о том, как они стали там, где они есть.Вам не нужно принимать все предложения, которые они предлагают, но обязательно внимательно обдумайте то, что они говорят.
- Будьте активны в отношениях. Выбор последовать совету наставника продемонстрирует, что вы цените отношения. Это также показывает, что вы серьезно относитесь к своим карьерным целям и профессиональному развитию, что может сделать их более заинтересованными в руководстве вами.
- Практикуйтесь, принимая советы и применяя их. Будьте открыты для наблюдений вашего наставника, включая как положительные отзывы, так и конструктивную критику.Получение честной обратной связи от более опытного профессионала чрезвычайно полезно и может помочь вам сосредоточить свое время на областях, которые следует улучшить. Это также может помочь вам определить сильные стороны, о которых вы, возможно, не знали.
- С уважением относитесь ко времени своего наставника. Не обращайтесь к ним чаще, чем необходимо, и обязательно приносите на собрания конкретные вопросы и темы для разговора. Например, вы можете спросить, как подготовиться к возможности продвижения по службе или как улучшить определенный навык.Прежде всего, не забудьте выразить уважение к своему наставнику и благодарность за его время и инвестиции.
Связано: Цели SMART: определение и примеры
Какие качества мне следует искать в наставнике?
Хотя ваши потребности в наставнике могут меняться на протяжении вашей карьеры, есть несколько постоянных качеств, на которые вам следует обратить внимание.
- Совместимость. Хотя, безусловно, может потребоваться время, чтобы познакомиться с кем-то поближе, вы можете подумать о поиске наставника, с которым вы действительно общаетесь.Обязательно ищите людей, которые не только имеют профессиональный опыт, чтобы проконсультировать вас, но и разделяют ваши основные ценности.
- Разнообразные перспективы. Наставники могут сыграть важную роль, предлагая новые перспективы. Будьте открыты для работы с наставником, чей опыт отличается от вашего собственного. Эти наставники могут помочь вам увидеть свою карьеру с новой точки зрения.
- Доверие. Вы должны доверять своему наставнику конфиденциальную информацию. Хотя для установления такого уровня связи может потребоваться время, поищите человека, с которым вы сможете установить взаимное уважение.
- Экспертиза. Ваш наставник не обязательно должен быть самым старшим в своей области, чтобы направлять вас. Ищите кого-нибудь, у кого есть определенный опыт и навыки, необходимые для построения вашей карьеры. Должность или количество лет в отрасли менее актуальны, чем мудрость и знания.
Как быть хорошим наставником
Наставничество может быть ценным и значимым опытом. Это дает возможность установить контакт со следующим поколением лидеров и помочь младшим коллегам строить свою карьеру.
Все отношения наставника и подопечного индивидуальны. Тем не менее, при работе с подопечным следует помнить о некоторых моментах, которые помогут сделать этот опыт положительным для обоих.
- Определите ожидания. Объясните свой взгляд на свою роль и то, что вы надеетесь предложить. Расскажите своему подопечному о помощи, которую вы стремитесь оказать, как часто вы хотели бы встречаться, предпочитаемом вами способе общения и обо всем, что, по вашему мнению, важно. Четко заявляйте о своей доступности и проводите соответствующие границы.
- Сначала послушайте, затем ответьте. Сосредоточьтесь на потребностях и целях вашего подопечного. Обязательно задавайте уточняющие вопросы. Прежде чем брать на себя роль наставника, подумайте о том, чтобы получить четкое представление о том, чего они ждут от отношений.
- Предоставляйте возможности. Одна неоценимая форма поддержки, которую вы можете оказать своему подопечному, — это связать его с возможностями и коллегами. Помогите им создать свою профессиональную сеть, предложив связать их с соответствующими людьми.
- Познакомьтесь со своим подопечным. Задавайте подопечным вопросы об их происхождении, стремлениях или о том, как им нравится проводить время. Познакомиться с ним как с личностью — отличный инструмент, чтобы дать индивидуальный совет.
Подробнее: Как найти наставника
Преимущества наставничества
Хотя наставники наиболее явно получают выгоду от наставничества, отношения могут также принести личную и профессиональную ценность наставникам.Работа в качестве наставника может улучшить ваши профессиональные связи и укрепить ваши навыки и знания.
Если вы занимаетесь руководящим постом, то, действуя в качестве наставника, вы можете познакомиться с информацией и тенденциями, о которых вы можете не знать. Служба наставника может принести удовлетворение, поскольку вы оказываете помощь другим так же, как вы, возможно, получали поддержку в начале своей карьеры.
Что такое наставничество? | SkillsYouNeed
Эта страница представляет собой введение в концепцию наставничества.Наша страница Что такое коучинг? объясняет, что коучинг и наставничество очень похожи, и что есть общее согласие, что наставник помогает кому-то учиться и развиваться быстрее, чем они бы это делали в противном случае.
Наставничество имеет тенденцию фокусироваться на будущем и более широких навыках для личного или карьерного развития, тогда как коучинговые отношения имеют тенденцию сосредотачиваться на проблемах здесь и сейчас.
«Это мой сын, мой собственный Телемах…»
Первоначальный «Наставник» был назначен Одиссеем наставником и проводником своего сына Телемаха, пока Одиссей сражался в Трое.Богиня Афина явилась Телемаху в образе наставника и посоветовала ему противостоять женихам его матери Пенелопы, отсюда и идея «наставника» как наставника и мудрого советника.
Ключевые аспекты наставничества
В отличие от управленческих отношений, отношения наставничества обычно носят добровольный характер с обеих сторон, хотя считается, что линейный руководитель также может быть наставником для людей, которыми они управляют. В отличие от отношений наставничества, отношения наставничества обычно не оплачиваются.
Идея наставничества в отношениях носит полу благотворительный характер: более успешный старший партнер, наставник, желает передать часть того, что они узнали, кому-то другому, который извлечет пользу из его опыта.
Некоторые организации проводят официальные программы наставничества, которые подбирают наставников с учащимися. Однако менее формальные отношения наставничества также могут работать хорошо.
Британские программы наставничества, как правило, включают четыре ключевых элемента: повышение производительности, развитие карьеры, консультирование и обмен знаниями.В других странах, особенно в США, также присутствует элемент наставника, выступающий в качестве спонсора учащегося, но обычно этого не наблюдается в Великобритании.
Отношения наставничества, особенно формальные, организованные через программу наставничества, часто заключаются с определенным сроком или определенной целью. Обеим сторонам легче договориться о такой структуре, чем о бессрочных обязательствах.
Например, ученик может согласиться работать с наставником в течение года или до тех пор, пока он не достигнет определенного желаемого продвижения по службе.По истечении срока или достижения цели условия могут быть пересмотрены. Наставник и ученик могут решить продолжать работать вместе, особенно если отношения были продуктивными и полезными для обоих.
Роли наставника
В 2004 году Дэвид Клаттербак, академик, изучавший отношения наставничества, придумал аббревиатуру для обозначения того, что делают наставники:
- M связь
- E ncourage
- N Уртюра
- T каждый
- O Взаимное уважение
- R отвечает потребностям учащегося
Сначала наставник, вероятно, возьмет на себя ответственность за развитие отношений, установление взаимопонимания и обеспечение того, чтобы атмосфера встреч способствовала обучению человека, на которого наставник (подопечного).
Наставник также должен нести ответственность за процесс встреч и взаимоотношений в целом, например, следить за тем, чтобы контракт на обучение был согласован, пусть даже неформальный, и проводились периодические обзоры — чтобы убедиться, что он все еще работает. Обе стороны.
Со временем и развитием отношений подопечный, вероятно, возьмет на себя больше ответственности, особенно за то, что обсуждается.
Наставник может выполнять несколько различных ролей в процессе наставничества, в зависимости от требований обучаемого.
Сюда входят:
Консультант по обучению
Это состоит из двух частей: поддержки процесса наставничества и содержания обучения. Эта роль включает в себя помощь учащемуся в разъяснении своих целей или стиля обучения.
Наставник также может помочь учащемуся осмыслить свой опыт и извлечь уроки. Они также могут предоставить учащемуся теоретические модели для поддержки его обучения, такие как индикаторы типа Майерс-Бриггс и лестница вывода .
Туристический автобус
Как будет понятно из наших страниц Что такое коучинг? и Навыки коучинга , любой может принять подход коучинга, и наставник не исключение.
Коучинг требует веры в то, что учащийся владеет ключом к их собственным проблемам, и готовности помочь им изучить проблему, включая поддержку мышления и экспериментирование с новыми способами работы.
Советник
Наставник может использовать навыки консультирования, такие как , активное слушание, , , отражающее, , и , разъясняющее, , чтобы помочь учащемуся лучше понять свои собственные процессы.Наставник также может взять на себя роль консультанта, если станет ясно, что учащийся борется с внутренним препятствием в их мышлении.
Однако существуют пределы того, насколько далеко должна зайти эта роль, см. Нашу страницу Навыки консультирования , чтобы узнать больше о роли консультанта.
Советник или информационный ресурс
Это роль, которая часто используется, когда кто-то новичок в организации, например, во время вводного периода. Наставник помогает учащемуся быстро развить понимание или поддерживать его дальнейшее развитие карьеры.
В этом случае наставник становится ценным источником информации, а не просто звуковой доской. Наставник может также поделиться своим опытом, чтобы помочь учащемуся понять конкретную рабочую ситуацию.
Модель для подражания
Интересно, что эта роль требует наименьших усилий со стороны наставника, потому что обычно речь идет о том, как они ведут себя естественно.
Ученик мог быть привлечен к ним в качестве наставника из-за того, как они справляются с определенными ситуациями.Таким образом, учащийся будет учиться, наблюдая за тем, как ведет себя наставник, как в отношениях наставничества, так и за их пределами.
Критический друг
Роль критически настроенного друга — одна из самых важных, хотя и самых сложных ролей наставника, которые необходимо успешно выполнять.
Требуется, чтобы наставник выслушивал, поощрял, привлекал внимание, размышлял и оспаривал предположения, а также, при необходимости, предоставлял критические отзывы об обсуждаемых идеях или планах.
Роль требует конструктивной обратной связи , а также сильного эмоционального интеллекта и осознания чувств.
Официально или неформально?
Некоторые люди всегда обращались и всегда будут обращаться за поддержкой, поощрением, советом или вызовом к старшим коллегам, хорошим слушателям или к тем, кто, по их мнению, обладает желаемыми качествами.
Не имеет значения или нет разницы, считают ли они это формальными отношениями наставничества или просто хорошими рабочими отношениями, это «наставничество» в самом широком смысле: использование мудрого наставника или советника.
Что мне в этом? Преимущества наставничества
Отношения наставничества могут иметь огромные преимущества для обеих сторон.
Для учащегося , очевидно, есть возможность изучить свое обучение и извлечь пользу из чьего-то внимания и опыта, будь то в конкретном предмете или в поддержке процесса обучения.
Обучение и развитие часто может оказаться в самом низу списка «дел», когда мы заняты, и отношения наставничества продвигают это снова, не в последнюю очередь из-за необходимости подготовиться к сеансу наставничества, а затем посетить его.
Для наставника преимущества могут быть более тонкими.
Всегда приятно чувствовать, что мы делаем что-то ценное и поддерживаем кого-то еще. Отношения наставничества также могут быть полезной возможностью поработать над стилем лидерства, особенно над коучингом, или над другими коммуникативными навыками без комментариев коллег об изменении.
Последнее слово
Отношения наставничества подходят не всем и могут не подходить для каждого этапа вашей карьеры.
Однако хорошие и продуктивные отношения наставничества с нужным человеком принесут огромную пользу вам обоим.Стоит потратить время на то, чтобы найти подходящего наставника, если вы чувствуете, что это поможет вам в обучении и развитии.
Что такое наставник и нужен ли он вам?
Йетунде Осинкале — посол WES, иммигрировавший в США из Нигерии. Сейчас она работает ассистентом преподавателя в университете Капеллы.
Свою нынешнюю должность она получила благодаря совету профессионального наставника, который понимал ее цели.В этом блоге она делится некоторыми советами, которые она узнала о том, как выбрать наставника и на что обращать внимание при успешном наставничестве.
О ее опыте читайте ниже. Затем выясните, подходит ли наставничество для вашего новичка в Соединенных Штатах.
Наставничество сейчас является неотъемлемой частью культуры труда в Соединенных Штатах.
Выявление сильных наставников в вашей области — хороший способ подготовиться к значительным изменениям в карьере.Для достижения поставленных целей важно продуктивно работать с ними. Многие организации предлагают формальные программы, чтобы более младшие сотрудники могли получить пользу от формального наставничества с более опытными профессионалами своего отдела, компании или отрасли.
Эта статья поможет вам разобраться:
- Определение наставничества
- Почему наставники ценны
- Если вам лично нужен наставник
- На что обращать внимание на наставника
- Как извлечь максимальную пользу из вашего наставничества
Что такое наставничество?
Наставничество — это отношения между двумя людьми, при которых человек с большим опытом, знаниями и связями может передать то, чему он научился, более молодому человеку в определенной области.Более старший человек является наставником, а более молодой человек — подопечным.
Наставники получают выгоду, потому что они могут вести будущее поколение в области, которая им небезразлична, и обеспечивать передачу лучших практик; Между тем, подопечные получают выгоду, потому что они доказали, что готовы сделать следующий шаг в своей карьере и могут получить дополнительную помощь, необходимую для этого продвижения.
Нужен ли вам наставник?
Наставник может помочь вам продвинуться в своей области и познакомить вас с возможностями, к которым в противном случае у вас не было бы доступа.Они делают это, делясь своими знаниями, помогая вам определять возможности на вашем пути и потенциально открывая для вас двери, когда придет время.
Почти каждый выдающийся деятель в истории утверждал, что в какой-то момент на пути к совершенству у них был отличный наставник.
Наставничество — ценный инструмент для воплощения мечты в реальность. Ожидается, что наставники будут направлять и давать советы своим подопечным, помогая им построить успешную карьеру или получить прочную основу в определенной организации.Обычно у наставника есть по одному подопечному, и он может сосредоточиться на формировании своей траектории.
Вам следует найти наставника, чей титул похож на тот, который вы хотели бы иметь однажды, или который когда-то работал на той должности, которую вы занимаете сейчас, чтобы у вас было общее понимание ролей и обязанностей, а также будущего. возможности.
Квалифицированные иммигранты и иностранные студенты, которые хотят быстро продвинуться по карьерной лестнице в новой стране, должны воспользоваться наставничеством.Получение знаний от кого-то, кто успешно прошел подобный опыт, может помочь вам ускорить ваш рост. Тот, кто поможет вам принимать правильные решения в нужное время, может повлиять на всю вашу жизнь.
Моя история: как наставник изменил мою жизнь
Мне посчастливилось найти наставника, который обеспечивал значимое направление и руководство во время моего пребывания в качестве иностранного студента. У меня уже была степень магистра в университете Олабиси Онабанджо, и мой наставник помог мне решить, что было бы полезно получить докторскую степень в Соединенных Штатах.
Ссылки по теме
6 вещей, которые я узнал, работая в докторантуре
Но наставничество — это не просто указание, что делать или совет по поводу одного трудного решения. Например, как только я поступил в университет по своему выбору, мой наставник посоветовал мне поддерживать средний балл 3,50–4,00. Они сказали мне, что это будет важно, если я захочу получить право на федеральную работу и учебу, которая поможет мне найти работу после выпуска.
Все это была важная информация, в которой я нуждался, чтобы спланировать несколько шагов вперед в моем будущем — и мой наставник обладал опытом и дальновидностью, чтобы направить меня в правильном направлении. Не только это, но и знание того, куда мне нужно идти в будущем и что у меня есть кто-то, кто помогает мне туда добраться, было очень мотивирующим.
В конечном итоге я получил федеральную должность ассистента преподавателя в Школе психологии Гарольда Абеля при университете Капеллы. Эта неполная занятость дала мне важный практический опыт, который был напрямую связан с моей областью обучения (педагогическая психология с акцентом на развитие детей и подростков).Это также научило меня больше узнать о рынке труда в Соединенных Штатах. Наконец, это позволило мне подзаработать немного, чтобы погасить мои федеральные ссуды.
Я был очень благодарен за то, что мой наставник помог мне воспользоваться этими возможностями. Она считала, что я смогу добиться успеха на этих ступенях!
Как выбрать хорошего наставника
Многие офисы имеют свои собственные формальные системы для определения наставников для своих сотрудников и для облегчения прочных наставнических отношений. Однако, если вы строите наставничество самостоятельно, есть несколько мест, где вы можете найти наставника.
Вы можете начать с присоединения к неформальной профессиональной сети (например, найти группу со схожими интересами и опытом через Facebook или Meetup). Или вы можете присоединиться к официальной профессиональной ассоциации (которая может включать оплату сборов и посещение регулируемых мероприятий).
Если вы учились в колледже, вы, вероятно, можете обратиться к выпускникам вашей школы, чтобы узнать, добились ли бывшие выпускники успеха в вашей области. Затем обратитесь, чтобы узнать, хотят ли они помочь вам улучшить свои навыки и найти новые возможности.
Независимо от того, где вы их найдете, самое главное — выбрать подходящего человека. Вы знаете, что искать?
Исходя из моего опыта, хороший наставник должен обладать следующими характеристиками:
- Большой опыт работы в смежной или соответствующей области
- Аналогичное образование
- Преодолел соответствующие проблемы
- Дружелюбный и искренний характер
- Надежный и заслуживающий доверия персонаж
- Не следует чувствовать угрозу, наделяя других полномочиями
- Благосклонно относится к гибким стилям наставничества
- Открыт для обучения у подопечного
В целом, вы поймете, что кажется правильным, когда вы встретите хороший матч.Вы должны чувствовать себя комфортно со своим наставником. Вы должны чувствовать, что они могут многое предложить вам, что напрямую связано с вашей сферой деятельности. Если это не так в первые несколько раз, когда вы встречаетесь, вполне приемлемо прекратить наставничество. Помните: это не отказ двигаться дальше и искать кого-то нового.
Вы можете запросить встречу или собеседование, прежде чем официально принять договоренность о наставничестве. Однако вот важное замечание: имейте в виду, что вы оба будете узнавать друг друга во время этой встречи, и вы оба будете принимать свои роли, а не только вы их принимаете.Приготовьтесь ответить на вопросы о своем прошлом и ожиданиях и постарайтесь произвести хорошее впечатление.
Как сделать ваше наставничество успешным
Наставничество требует больших усилий и подготовки. Это требует времени, терпения и приверженности.
Но так же растет ваша карьера. Успех всегда требует решимости и настойчивости. Так что не сдавайся!
Никогда не бойтесь искать наставничества, даже если вы не знаете, с чего начать, или ваши первые попытки не сработали так, как вы могли надеяться.
Помните, вы получите только то, что вложили в это. Ваш наставник может провести вас только частично; другая половина требует усилий от подопечного.
Как подопечный, вы должны иметь четкую, конкретную и измеримую цель. В задачу вашего наставника не входит помогать вам узнать, что вы надеетесь извлечь из этого опыта. Тогда вы должны быть готовы учиться. Если вы закрыты, вы не сможете расти благодаря опыту. Ваш наставник не сможет решить это самостоятельно.
Менторство — это двусторонний процесс. Но если это сработает так, как задумано, опыт будет полезен и наставнику, и подопечному.
Однажды вы можете использовать этот опыт, чтобы наставлять кого-то, кто находится в том же положении, что и вы сейчас. Важно передать уроки, которые вы извлекли, другим, как ваш наставник с вами. Вот как вы будете продолжать получать пользу и расти от этих важных отношений до конца своей жизни.
Ссылки по теме
Значение профессиональных ассоциаций для новичков в Канаде
Робин Кардозо об иммиграции, наставничестве, волонтерстве и разнообразии в Канаде
Йетунде Ошинкале, посол WES, получает докторскую степень в области педагогической психологии в США.С.
Взгляды и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают официальную политику или позицию World Education Services (WES).
1 Что такое наставник? | Советник, учитель, образец для подражания, друг: как быть наставником для студентов в области науки и техники
— стать успешным профессионалом.Некоторым студентам, особенно тем, кто работает в крупных лабораториях и учреждениях, сложно установить тесные отношения со своим научным руководителем или директором лаборатории. Возможно, им придется найти своего наставника где-нибудь еще — возможно, сокурсника, другого преподавателя, мудрого друга или другого человека с опытом, который предлагает постоянное руководство и поддержку.
В области науки и техники мы можем сказать, что хороший наставник стремится помочь студенту оптимизировать образовательный опыт, помочь студенту социализации в дисциплинарной культуре и помочь студенту найти подходящую работу.Эти обязанности могут выходить далеко за рамки формального школьного образования и продолжаться в течение карьеры учащегося или в течение ее.
Совет аспирантов (1995) цитирует полезное резюме Морриса Зельдича о множестве ролей наставника: «Наставники — это советники, люди с опытом работы, готовые поделиться своими знаниями; сторонники, люди, которые оказывают эмоциональное и моральное поощрение; наставники, люди, которые дают конкретная обратная связь о своей работе; мастера в смысле работодателей, у которых человек обучается; спонсоры, источники информации и помощь в получении возможностей; модели идентичности, типа человека, которым нужно быть академиком.«
В целом, эффективные отношения наставничества характеризуются взаимным уважением, доверием, пониманием и сочувствием. Хорошие наставники могут делиться жизненным опытом и мудростью, а также техническими знаниями. Они хороших слушателей, хороших наблюдателей, и хороших решателей проблем. Они прилагают усилия, чтобы знать, принимать и уважать цели и интересы учащегося. В конце концов, они создают среду, в которой достижения ученика ограничиваются только степенью его или ее таланта.
Что такое наставничество?
Где найти наставника
Запишитесь на программу наставничества : Если вы участвуете в официальной программе наставничества, вам будет предложен наставник. Это может быть ваша организация, социальная группа, сеть выпускников вашей alma maters или организация профессионального развития, членом которой вы являетесь.
Обратитесь в отдел кадров. : Назначьте встречу со своим менеджером по персоналу или директором и попросите их сопоставить вас с внутренним старшим руководителем или директором.Заранее составьте список своих целей и обязательных вещей от наставника и передайте его своему менеджеру по персоналу.
Найдите профессионалов, которых вы уважаете : Составьте список из пяти-десяти человек, которыми вы восхищаетесь и с кем связаны. Подумайте, что из их опыта вы уважаете и восхищаетесь больше всего. У вас может быть несколько наставников для разных наборов навыков, которые вы хотите развивать дальше. Например, может быть один человек, которым вы восхищаетесь и который хотите использовать в качестве наставника в публичных выступлениях, другой — для написания статей или публикаций, а третий — для развития лидерских качеств.
Спросите доверенного друга или коллегу: Найдите кого-нибудь из друзей или коллег в сети. Желательно, чтобы человек, который вам подходил, очень хорошо вас знал и мог передать ваши амбиции и цели вашему потенциальному наставнику. Также желательно иметь в виду кого-то или кого-то, кого вы ранее встречали или знаете в каком-либо качестве.
Присоединяйтесь к ATD Глава : Многие отделения имеют официальные программы наставничества, которые предлагаются в качестве преимущества членства.В общем, главы — отличный способ построить вашу сеть и наладить карьерные связи на местном уровне, в том числе с наставниками. Используйте указатель глав, чтобы определить ближайшую к вам главу, и обратитесь к руководству главы, чтобы узнать больше о вариантах наставничества, доступных в этой главе.
Будьте осторожны, просите начальника стать вашим наставником. Хотя во многих случаях ваш босс кажется естественным, у вашего наставника может быть много недостатков. Например, ваш начальник может не сказать вам честно, что уход из компании — ваш лучший вариант для карьерного роста, или он может не подтолкнуть вас просить о повышении или повышении по службе из-за страха перед их бюджетом.Помните, что наставничество ориентировано на долгосрочный рост, а не на повседневную работу.
Не спрашивайте случайных незнакомцев в LinkedIn или на конференциях, которые вы посещаете, стать вашим наставником. Убедитесь, что вы каким-то образом связаны с этим человеком, кроме слепого восхищения.
Что такое наставник? Определение, цель и многое другое
Фигура наставника существует всегда, со времен Сократа, Платона и Аристотеля. В настоящее время люди часто говорят о важности наставничества в контексте личного развития и карьеры, а «найдите наставника» — это ключевой совет от успешных деловых людей со всего мира.
Так что же такое наставник?
Наставник — это человек, который может поддержать, посоветовать и направить вас. Обычно они находят время, чтобы узнать вас и проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, а затем используют свое понимание и личный опыт, чтобы помочь вам стать лучше.
Эти отношения являются дополнительными по отношению к менеджеру или начальнику и получают выгоду от более личной и конфиденциальной структуры. У наставников есть потенциал стать друзьями на всю жизнь, или отношения могут длиться только до тех пор, пока вы не достигнете цели, универсального решения не существует.Многие знаменитости публично обсуждали влияние наставников на их успех, в том числе Кристиан Диор, Ричард Брэнсон и Опра Уинфри.
Наставничество Определение:
Действие или процесс оказания помощи и предоставления совета другому человеку, обычно более молодому или менее опытному.
Какова цель наставника?
Цель наставника — помочь вам преуспеть в карьере и стать лучшей версией себя. Это может включать помощь в достижении ваших целей, знакомство с новыми способами мышления, оспаривание ваших ограничивающих предположений, обучение вам жизненным урокам и многое другое.
Почему люди становятся наставниками?
Люди выбирают наставника, поскольку это очень полезный опыт. Очень ценно видеть, как кто-то растет и преуспевает в результате вашего совета. Наставничество дает множество преимуществ как наставнику, так и подопечному, например, улучшение коммуникативных и лидерских навыков.
Harvard Business Review провела исследование, посвященное изучению положительных эффектов наставничества, и обнаружила, что люди, которые выступали в качестве наставников, также испытывали меньший уровень беспокойства и описывали свою работу как более значимую, чем те, кто не занимался наставничеством.
Что делает хорошего наставника?
«Наставник — это тот, кто видит в вас больше таланта и способностей, чем вы видите в себе, и помогает вывести их из вас». — Боб Проктор
Эта цитата подчеркивает сущность хорошего наставника: кто-то, не говорит вам, что делать, но помогает вам понять это самостоятельно.
Личностные качества хорошего наставника включают:
- Быть хорошим слушателем
- Чуткий
- Поощрять
- Самосознание
- Индивидуальный
- Честный
📖 Прочтите наше руководство о том, как стать хорошим наставником 📖
Заблуждения о наставничестве
Существует несколько распространенных заблуждений о наставничестве, которые влияют на то, как люди думают о том, что такое наставник.Мы хотим внести ясность в этот развенчание мифа о наставничестве:
- «Наставники должны быть старыми» — наставничество не имеет возрастных требований, и пожилые люди могут получить пользу от наставничества со стороны молодых людей. Важен соответствующий опыт.
- «Наставничество приносит пользу только подопечным» — наставничество дает множество преимуществ как для наставника, так и для наставника, включая коммуникативные и лидерские навыки, повышение самореализации, вероятность продвижения по службе и многое другое. Прочтите все преимущества здесь.
- «Наставничество элитарно» — это не о том, что руководители высшего звена берут «под свое крыло» вундеркиндов. Современное наставничество справедливо и инклюзивно (если установлено правильно).
- «Вы либо наставник, либо подопечный» — Фактически, 89% людей с наставником сами становятся наставниками.
- «Мой наставник должен быть похож на меня» — Знакомство — это хорошо, но лучшее обучение происходит, когда вы сталкиваетесь с разными способами мышления.
Так как же найти наставника?
Если у вас есть кто-то, кого вы считаете своим наставником, мы рекомендуем вам обратиться к нему за чашкой кофе или по видеосвязи.