Содержание

2.5. Функции конфликта. Конфликтология

2.5. Функции конфликта

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

? Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т. п. при разрешении конфликтов в более чем 65 % случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

? Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10–15 % конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

? Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т. е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

? Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

? Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28 % случаев, понижается в 17 % случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!

? При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

? Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

? Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

? Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

? Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

? Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага» – который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

? Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.

? Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на

макро– и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.

Конструктивные функции:

? Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).

? Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.

? Конфликт проявляет общественное мнение.

? Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

? Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).

? В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

? Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Деструктивные функции:

? Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

? Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19–30 % случаев.

? Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.

? Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу [37].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Виды и функции конфликта: Psychology OnLine.Net

Виды и функции конфликта
Добавлено Elenchik
05:10:2010 (Правка 05:10:2010)

По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.

Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:


  • межличностные;
  • между личностью и группой;
  • внутригрупповые;
  • между малыми и большими социальными общностями;
  • межэтнические;
  • межгосударственные.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:


  • конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;
  • конфликты по поводу материальных ресурсов;
  • конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.

Таким образом, классификация конфликтов — метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы.

В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.

1.3. Функции конфликта

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурированных группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий.

Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:


  • конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;
  • конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной – ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;
  • конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;
  • конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
  • при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
  • межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Негативные функции межличностных конфликтов:


  • большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
  • неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;
  • конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
  • конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;
  • конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;
  • конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;
  • конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т.д.

Материал взят с сайта страх фобия

Позитивные и деструктивные функции конфликта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

УДК 378:316.48 https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/54

ПОЗИТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

©Кудрявцев С. С., Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected]

POSITIVE AND DESTRUCTIVE FUNCTIONS OF CONFLICTS

©Kudryavtsev S., Moscow State Psychological & Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]

Аннотация. Целью работы стало определение функций конфликта. Анализируется историческая эволюция подходов к конфликту в рамках мировой философской, социологической и конфликтологической традиции. Представлены позитивные и деструктивные функции конфликтов, а также приводятся условия их актуализации. В заключении делается вывод о том, что изучение конфликта, его свойств, функций и специфических характеристик являлось одним из направлений развития философской мысли на протяжении всей истории развития человечества. Сформированные в конце девятнадцатого и в течение двадцатого века в рамках конфликтологии знания по-новому интерпретировали функции конфликта.

Abstract. The aim of the work was to determine the functions of the conflict. The historical evolution of approaches to conflict within the framework of the global philosophical, sociological and conflictological tradition is analyzed. The positive and destructive functions of conflicts are presented, and the conditions for their actualization are given. In conclusion, it is concluded that the study of the conflict, its properties, functions and specific characteristics was one of the directions of development of philosophical thought throughout the history of human development. Formed at the end of the nineteenth and during the twentieth century, in the context of conflictology, knowledge reinterpreted the functions of conflict.

Ключевые слова: конфликт, функции конфликта, позитивные функции, деструктивные функции, стабильность системы.

Keywords: conflict, conflict functions, positive functions, destructive functions, system stability.

Современный мир живет в эпоху информационного общества и цифровой экономики, характерной чертой которых является наличие глобального взаимодействия между различными странами, обществами и рыками мира. Социальные, политические и экономические реалии современности, такие, как открытость границ, ослабление государственных институтов, формирование зон свободной торговли, увеличение миграционных потоков и рост социальной напряженности в различных странах мира вызывает основу для вспыхивания конфликтов самого разного свойства. Это вызывает у людей ощущение утраты контроля над происходящими изменениями и способствует атмосфере «нового мирового беспорядка». Как образно выразил это однажды Збигнев Бжезинский, «мир, как самолет на автопилоте, устремляется с возрастающей скоростью в неизвестном направлении». Все эти процессы актуализируют необходимость более глубокого

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

анализа позитивных и деструктивных функций конфликтов в современном конфликтом мире. Именно данной проблематике и посвящена данная работа.

В рамках проведения анализа позитивных и деструктивных функций конфликта, сформированных в рамках современной конфликтологии, необходимо, прежде всего, привести общие подходы к сущности и функциям конфликтам, сформированные в рамках философии. На протяжении всей истории человечества проблема конфликтов, являвшихся существенной стороной социальных связей людей, привлекала внимание ученых и философов. При этом в различные этапы ученые обращали внимание, как на конструктивные, так и на негативные стороны конфликтов. В рамках античной философии впервые была предпринята попытка рационального постижения мира, в рамках которого взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Так, согласно мнению Гераклита, конфликт является позитивным феноменом, поскольку он является универсальным способом развития человечества [1, а 65].

В средние века конфликтологические идеи носили религиозный характер. Подтверждением этого является мысль Аврелия Августина о единстве человеческой и божественной истории, которая протекает одновременно в противоположных сферах. Эта противоположная и вместе с тем неделимая история представляла собой, по мнению богослова и философа, вечную битву Божьего Царства и Царства Земного. И с этой точки зрения функции конфликта рассматривались как функции развития Вселенной. Схожий подход к феномену конфликта исповедовал и Фома Аквинский [2, а 54].

Существенной особенностью взглядов мыслителей Нового времени на проблему функций конфликта являлось то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. При этом они по-разному рассматривали природу конфликтов. Томас Гоббс и Николо Маккиавелли верили в неустранимость конфликтов и его позитивную роль, в то время как Френсис Бэкон и Эразм Роттердамский выступали с осуждением конфликтов, видя его деструктивный потенциал. По этой причине они выступали за бесконфликтный мир и доброе согласие между людьми, признавая отсутствие конфликтов в качестве решающего фактора развития общества [3, а 73].

В девятнадцатом веке конфликты стали рассматривать с чисто научной точки зрения. На этом этапе развития конфликтологической мысли особую ценность представляют взгляды Иммануила Канта и Георга Гегеля. Идея классового конфликта стала основой марксистской философии Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Проблема конфликта как ключевого элемента общественного развития легла в основу социологии Огюста Конто. Работы Маркса исследовали диалектику развития общества и закономерного возникновения конфликтов [2, 54].

Важный вклад в исследование функций конфликта был внесен немецким философом Георгом Зиммелем. Георг Зиммель полагал, что конфликт в обществе носит неизбежный характер. Вместе с тем, он также обратил внимание на конструктивные стороны конфликта, который может вести к социальной интеграции и усилению социальной сплоченности и выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и социальных систем. Именно Земмель ввел термин «социология конфликта». Эмиль Дюркгейм, другой классик социологии конфликта, утверждал, что конфликт является универсальным явлением общественной жизни. При этом он утверждал, что конфликт в случае его мирного разрешения играет двойную роль, выступая одновременно и как симптом социальных проблем и как средств восстановления социального равновесия [1, а 65].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

В двадцатом веке проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Американский социолог Толкотт Парсонс подчеркивал, что возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. Он отмечал, что в конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях. Конфликт представлялся ему социальной аномалией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать [3].

Данный взгляд на конфликт был отвергнут американским социологом Льюисом Козером, который отрицал однозначный негативизм конфликта. Конфликт, по мнению Льюиса Козера, выполняет важные функции. Он необходим как способ, посредством которого общество разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве, по мнению Льюиса Козера, заложен внутренний позитивный потенциал. Это связано с тем, что конфликт способствует социализации индивидов и образованию социальных групп, установлению и поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, созданию и сохранению баланса сил, сигнализации о тех или иных социальных проблемах и недостатках. Именно такой подход к пониманию конфликта лежит в основе современной конфликтологии как науки [4].

Рассуждая о специфике конфликтов, важно обратить особое внимание, что главной их особенностью является функциональная противоречивость. С этой точки зрения все функции конфликтов можно условно разделить на два типа. Прежде всего, это конструктивные конфликты, которые развивают систему отношений субъектов, разрешают имеющиеся противоречия и ведут к повышению общей эффективности в отношениях. Конструктивный конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества, поддерживая социальную активность людей и способствуя предотвращению застоя, а также служит источником развития группы. И деструктивные конфликты, которые разрушают сложившуюся систему отношений, ведут к негативным последствиям и не содержат в себе никаких позитивных результатов. При этом любой конфликт содержит в себе как деструктивный, так и конструктивный потенциал. И какой из них возьмет верх зависит от тактики, стратегии и целеполагания субъектов конфликта [4].

На основе анализа большого массива данных о природе конфликтах, сформированных вышеперечисленными классиками конфликтологии, мы можем сформировать набор из позитивных и деструктивных функций конфликта, влияющих в разной степени в зависимости от формы его развития и линии поведения участвующих в нем сторон. Так, к основным конструктивным функциям конфликта относятся следующие функции [5].

Прежде всего, конфликт как феномен социального взаимодействия является наиболее эффективным механизмом выявления и фиксации актуальных противоречий в обществе, организации или межличностных отношениях. Наличие конфликта свидетельствует о достижении противоречиями значительного уровня актуализации, что формирует необходимость принятия неотложных мер, направленных на их устранение. Таким образом, сформировавшийся конфликт выполняет позитивную информационную функцию, давая субъектам конфликта возможности для осознания своих и чужих интересов в рамках противоборства. Связанной с предыдущей информационной позитивной функцией конфликта является его конструктивная функция как инструмента преодоления накопившихся противоречий. Конфликт способствует устранению имеющихся в отношениях

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

недостатков и просчетов, приведших к конфликту. Актуализированный и разрешенный конфликт снимает социальное напряжение и ликвидирует стрессовую ситуацию [6].

Другой важнейшей функцией конфликта, оказывающей позитивное влияние на развитие той или иной социальной группы, является его интегративная, или объединительная функция. Сталкиваясь с внешней угрозой, социальная группа начинает сплачиваться, чтобы в дальнейшем использовать все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы для оказания давления на внешнего врага. Сама необходимость разрешения сложившихся проблем объединяет людей, а в рамках конфликта потребность в единстве усиливается, и участники группы, заинтересованные в достижении общей победы в конфликте, вырабатывают взаимопонимание и чувство сопричастности.

Позитивной стороной развития конфликта также является тот факт, что разрешение конфликта неизменно приводит к стабилизации общественной системы, так как в рамках преодоления конфликта происходит ликвидация источников имевшей ранее место чувство неудовлетворенности. Стороны разрешенного конфликта, на основе анализа имевшего место конфликта, в дальнейшем стремятся к развитию сотрудничества, а не к созданию очередного конфликта. Кроме того, разрешение одного конфликта способно гарантировать предотвращение более серьезных конфликтов, имевших возможности обострения в случае продолжения предыдущего конфликта в латентной форме.

К другим позитивным функциям конфликта относятся его способность к стимулированию группового творчества, мобилизации энергии в целях решения стоящих перед субъектами конфликта вызовов и выявления текущего соотношения сил в социальной группе. Наконец, актуализировавшийся конфликт является инструментом создания новых стандартов общения и взаимодействия между людьми. Однако данные позитивные функции конфликта реализуются в случае правильного подхода к разрешению конфликта. В противном случае конфликт реализует свои негативные функции, которые также отличаются большим разнообразием.

Так, использование в рамках развития конфликта насильственных методов борьбы может привести к материальным и психологическим потерям у его участников и общества в целом. Неверно разрешенный, а также долго окулирующийся и не разрешаемый конфликт, конфликт может привести к дестабилизации и дезорганизации общественной системы, к замедлению темпов социального, экономического и духовного развития общества. Кроме того, конфликт, способный у консолидации общественных групп, может привести к дезинтеграции социума в целом, к деструкции социальных коммуникаций и отчуждению социальных общностей, вызывая в пессимистические настроения и порождая новые, более деструктивные конфликты [7].

Подводя итоги анализу позитивных и деструктивных функций конфликта, мы можем сделать вывод о том, что изучение конфликта, его свойств, функций и специфических характеристик являлось одним из направлений развития философской мысли на протяжении всей истории развития человечества. Сформированные в конце девятнадцатого и в течение двадцатого века в рамках конфликтологии знания по-новому интерпретировали функции конфликта. Выявлено, что конфликт является широким и многофункциональным явлением, который можно рассматривать и как основание для агрессии, что приведет к плачевным результатам, и как шанс для развития, что повысит нашу эффективность [5].

Важнейшей позитивной стороной развития конфликта является тот факт, что разрешение конфликта неизменно приводит к стабилизации общественной системы, так как в рамках преодоления конфликта происходит ликвидация источников имевшей ранее место чувство неудовлетворенности. Стороны разрешенного конфликта, на основе анализа

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №7. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/44

имевшего место конфликта, в дальнейшем стремятся к развитию сотрудничества. Однако, в случае долговременной эскалации конфликта и отказа от его разрешения, может привести к дестабилизации и дезорганизации общественной системы. И именно по этой причине навыки управления конфликтами являются жизненной необходимостью для полноценной реализации каждой личности в сложном мире двадцать первого века.

Список литературы:

1. Запрудский Ю. Г. Конфликтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 169 с.

2. Дмитриев А. В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2016. 321 с.

3. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. М., 2015. 254 с.

4. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 287 с.

5. Николаева А. А., Казачкина Ю. Ю. Реорганизация в сфере образования и педагогические конфликты // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. №3 (24). С. 7075.

6. Большаков А. Г. Политический конфликт: возможности управления и исследовательские традиции. Казань, 2018. 193 с.

7. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 2015. №5. 247 с.

References:

1. Zaprudskii, Yu. G. (2015). Konfliktologiya. Rostov-on-Don, Feniks, 169.

2. Dmitriev, A. V. (2016). Konfliktologiya. Moscow, Gardariki, 321.

3. Bekhterev, V. M. (2015). Kollektivnaya refleksologiya, Moscow, 254.

4. Zerkin, D. P. (2015). Osnovy konfliktologii. Rostov-on-Don, Feniks, 287.

5. Nikolaeva, A. A., & Kazachkina, Yu. Yu. (2018). Reorganizatsiya v sfere obrazovaniya i pedagogicheskie konflikty. Obrazovatel’nye resursy i tekhnologii, 3(24), 70-75.

6. Bolshakov, A. G. (2018). Politicheskii konflikt: vozmozhnosti upravleniya i issledovatel’skie traditsii. Kazan, 193.

7. Darendorf, R. (2015). Elementy teorii sotsial’nogo konflikta. Sotsis, (5), 247.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 08.06.2019 г. 14.06.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Кудрявцев С. С. Позитивные и деструктивные функции конфликта // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №7. С. 412-416. https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/54

Cite as (APA):

Kudryavtsev, S. (2019). Positive and Destructive Functions of Conflicts. Bulletin of Science and Practice, 5(7), 412-416. https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/54 (in Russian).

1.2. Функции конфликта

Существенно значим вопрос о месте и роли конфликтов в жиз­недеятельности отдельного человека, социальной группы, органи­зации и общества в целом.

Одна из основных функций конфликта — та, благодаря которой достигается интегрирующий эффект, влияет на устойчивость и ста­бильность социальной системы, формирование и консолидацию групп, соотношение индивидуальных и коллективных интересов, переналадку управленческого механизма (Е.И.Ворожейкин).

Важнейшая функция конфликта — активизация социальных свя­зей, придание взаимодействию людей и их отношениям большей динамичности и мобильности.

К существенным функциям конфликта относится сигнализация об очагах социальной напряженности. Конфликтное столкновение по­зволяет не только обнаружить нерешенные проблемы и серьезные промахи в ведении дела, но и предоставляет возможность для от­крытого выражения потребностей, интересов и устремлений лю­дей, их неудовлетворенности или протеста.

Конфликт значим и как средство инновации, содействия творчес­кой инициативе. В конфликтных условиях люди яснее осознают как свои, так и чуждые им интересы, объективные тенденции и проти­воречия общественного развития, необходимость преодоления пре­пятствий на пути прогресса и достижения максимальной пользы.

Инновациям — будь то изобретение или рационализаторское пред­ложение, более совершенные формы организации труда и управле­ния — практически всегда, на любой их стадии сопутствуют конф­ликты, так как успех в борьбе за новое требует преодоления разного рода препятствий. Они не обходятся без опасений престижного характера, примитивной за­висти удачливому новатору.

Весьма значима и такая функция конфликта, как трансформация (преобразование) межличностных и межгрупповых отношений. Конф­ликт, поляризуя противоположные силы, одновременно создает предпосылки для их объединения и сплоченности на новой осно­ве, способствует укреплению взаимного уважения и доверия.

Конфликт, как правило, расширяет возможности получения инфор­мации о состоянии организации, качествах людей, занятых совмест­ной деятельностью. Конфликтная ситуация создает дополнительные возможности для предания огласке более полных и достоверных сведений как о проблемах, требующих решения, так и о людях, от которых зависит принятие надлежащих мер, о присущих им интел­лектуальных, эмоциональных и волевых качествах.

И еще на одну немаловажную функцию конфликта следует обра­тить внимание на профилактику (предотвращение) разрушитель­ных противоборств. Достигая разрядки напряженности между учас­тниками конфликта, улаживая возникшие и обострившиеся разногласия, удается избежать столкновений со значительным ма­териальным ущербом и нравственными потерями, длительным раз­ладом в коллективе, выбивающим всю организацию из нормаль­ной колеи.

Функции конфликтов (по а.Я.Анцупову) Деструктивное влияние конфликта на оппонентов

По отношению к оппонентам:

  • Деструкция системы межличностных отношений;

  • Истощение личностных ресурсов;

  • Формирование негативного образа другого – «образ врага»;

  • Сопровождается стрессом, способен вызывать ухудшение состояния здоровья;

  • Негативное влияние на эффективность деятельности оппонентов;

  • Может сопровождаться насилием и гибелью людей;

  • Закрепляет в социальном опыте негативные способы разрешения противоречий;

  • Негативное воздействие на психику человека;

  • Отрицательно влияет на развитие личности.

По отношению к группе:

  • Частые конфликты ослабляют ценностно-ориентированное единство группы;

  • «Деиндивидуализация» взаимного восприятия оппонирующих сторон водной группе;

  • Ухудшает социально-психологический климат в группе;

  • Способствует ухудшению качества совместной деятельности;

  • Нарушает сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе;

  • Формирует установку на приемлемость насильственных действий;

  • Приводит к разрушению традиций общения в группе;

  • Может способствовать деструктивному лидерству в коллективе.

Конфликтология | Поликлиника Медицинский Комплекс

У абсолютно каждого жителя нашей планеты на протяжении всей жизни постоянно возникают конфликты, того или иного характера, с окружающими. Прозвучит странно, но в конфликте, как в таковом, есть не только отрицательные стороны, но и положительные. Конечно же, не смотря на это, враждебные отношения с кем-либо несут много негативной энергии конфликтующим. Поэтому каждую ссору необходимо разрешать и устранять её причины. Но для начала необходимо разобраться, что же такое конфликт, из чего он возникает и к каким последствиям приводит.

Итак, конфликт – это борьба противоположностей (людей, мнений и пр). Как и всё остальное в мире, имеет свои положительные и отрицательные стороны, а именно:

Положительные стороны конфликтов:

  •  толчок к развитию отношений межу людьми или группами людей;
  •  выявление и становление лидеров;
  •  выявление ранее непознанных недостатков и достоинств конфликтующих сторон;
  •  объединение единомышленников.

Отрицательные стороны конфликтов:

  •  физическая и духовная усталость;
  •  ухудшение взаимоотношений;
  •  снижение функциональности.

Конфликты разделяются на несколько категорий, и классификация их зависит от количества участников:

  • Внутриличностные – непонимание человеком самого себя;
  • Межличностные – происходят между отдельными индивидами во время социального сообщения;
  • Групповые – конфликт, разродившийся и развившийся между группами в коллективе;
  • Организационные – возникают в организации или происходит между несколькими организациями;
  • Социальные – включают в себя политические, межрелигиозные, межкультурные и иные виды конфликтов.

Каждый человек, во время того или иного конфликта ведёт себя по-разному, но обязательно прибегая к следующим вариантам:

  • Игнорирование – идеальный подход в том случае, если ситуация является незначительной для вас. В противном случае, не обращать внимания на проблему будет гораздо сложнее.
  • Соперничество – применяется во многих случаях жизни, когда у каждой из конфликтующих сторон одна цель – достичь желаемого любой ценой, не принимая в расчёт интерес противоборствующей стороны.
  • Приспособление – в некоторых случаях может дать хороший результат – сгладить конфликт, разрешить спор. К сожалению, зачастую воспринимается как проявление слабости и неумение настоять на своём, что приводит к новому, более сильному витку конфликта.
  • Компромисс – удовлетворение желаний каждой стороны. В большинстве случаев это просто временное перемирие, после которого может возникнуть дальнейшее продолжение спорной ситуации, так как все потребности конфликтующих не удовлетворены полностью.
  •  Сотрудничество – пожалуй, лучший вариант разрешения конфликтной ситуации, в котором удовлетворяются интересы обоих сторон. Требует долгой и трудной совместной работы.

В любом случае, лучше всего доверить эти проблемы профессионалу-психологу, который сможет помочь вам выявить причину возникновения конфликта, смоделировать систему поведения и разрешить спорную ситуацию.

Что может дать конфликт с точки зрения практической психологии

Автор: Наталия Bлaдимиpовна Гpишинa, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Современное понимание конфликтов в социальных науках исходит из представления о позитивных функциях конфликта.

Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживающего жизненные сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользе конфликтов.

Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

 

Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие.

Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей. Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.

 

Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями».

Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Возьмем для примера взаимоотношения родителей с ребенком. Если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел.

Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию.

Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих.

Если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.

 

На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).

В качестве примера приведем рассказ одной молодой женщины. Она вышла замуж очень рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на несколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее.

Возможно, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание.

Однако произошел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».

Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — это возможность разговора начистоту».

 

Традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармонии в группах берет свое начало еще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состоянию сотрудничества».

Однако благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено. Конечно, не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличие этих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как и особенностями группы.

Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требованиями индивидов. Характер группы будет существенно влиять на особенности этих конфликтов, в частности на их функции.

Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Если все же в такой сплоченной группе возникает конфликт, то протекать он будет с особенной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, характерного для группы с тесными связями. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер.

Существенное значение для внутригруппового конфликта будет иметь и характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии более или менее постоянного противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых с внешней средой более уравновешены.

Внутренний конфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.

Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.

В целом, указав на позитивные возможности конфликта в гибких социальных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом, механизмом приспособления норм к новым условиям.

 

Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей.

Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтической практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его «Я»». Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.

Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.

Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний. Если вспомнить ранее использованную медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.

Общая практическая позиция может быть выражена уже приводившимися словами Р. Мэя: «…Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».

 

Научитесь получать пользу от конфликтов изучив курс «Конфликтология»:

Конфликтология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

4. Функции конфликтов. Двойственный характер функций конфликтов

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4. Функции конфликтов. Двойственный характер функций конфликтов

  Функции конфликта — это воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду.
  В литературе [9, 11, 15, 16, 18, 23] высказываются две точки зрения: одна — о вреде конфликта, другая — о его пользе. Речь идет о позитивных и деструктивных функциях конфликта.
  Каждый человек обладает личностными качествами, привычками и предубеждениями, которые неизбежно влияют на характер контактов с другими людьми.
  Столкновения могут сопровождать конфликт, вскрывая источник разногласий, могут играть позитивную роль в коллективе. Именно эта особенность столкновений позволяет говорить о конструктивности конфликта. Конструктивные конфликты в организации возникают по принципиальным проблемам, имеющим отношение, прежде всего, к трудовой сфере деятельности. Кто-то любит трудиться и более ответственен, осознавая свою значимость на рабочем месте, кто-то ориентируется на личные ценности, не связанные с работой. Но, как только решается проблема, из-за которой возникли разногласия, такой конфликт исчезает.
  Проблема заключается в том, что любой деловой конфликт имеет тенденцию перерастать в эмоциональный, и тогда он приобретает деструктивные характеристики. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации. Иными словами, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации, или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности работы организации. Именно от этого зависят последствия конфликта.
  Деструктивность конфликта — характеристика субъективная. Можно говорить о деструктивности методов, если в результате их конфликт вместо поступательного развития перешел в кризис. В свою очередь сам конфликт можно назвать деструктивным, если не удалось избежать кризисов. Но любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития, и при хорошем контроле со стороны руководителя и значимых членов группы может привести к внутреннему росту группы. К позитивным последствиям конфликта можно отнести следующее:
  — конфликты способствуют развитию и изменению в системе, так как открывают недостатки, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям;
  — конфликты способствуют поддержанию динамического равновесия и общественной стабильности. Причины вскрываются, а не уходят вглубь, где еще более усиливаются и разрушающе действуют на систему;
  — конфликты могут также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда, например, в организации подчиненные высказывают идеи, которые, как они считают, противоречат идеям руководителей. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и взгляд на ситуацию ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются дополнительные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начинает выполняться;
  — конфликты способствуют становлению групповой солидарности, что позволяет искоренить причины внутреннего разобщения и восстановить единство. Однако такое воздействие оказывают конфликты, затрагивающие только такие цели, интересы и ценности, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений;
  — в процессе конфликта проблема может быть решена путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это в свою очередь устранит или сведет к минимуму враждебность, несправедливость и т. д.;
  — вследствие конфликта стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях;
  — конфликт вносит вклад в структурирование системы, определяя положение различных подгрупп внутри, их функции и распределяя позиции власти между ними.


Краткое изложение «Функции социального конфликта»

Краткое изложение

Льюис Клозер

Резюме, составленное сотрудниками Консорциума по исследованию конфликтов


Образец цитирования: Льюис Козер, Функции социального конфликта . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1956.

.

Современные социологи сосредоточили внимание на одних аспектах социального поведения, игнорируя при этом другие, теоретически важные аспекты. Один из таких игнорируемых аспектов социологической теории, по мнению Козера, касается функций социального конфликта.

Чтобы разработать теорию социального конфликта, Козер исследует идеи, изложенные Георгом Зиммелем в его классической работе «Конфликт». Это эссе анализирует конфликт с точки зрения интерактивных процессов и изображает конфликт как «форму социализации». [Козер, с. 31] Ни одна группа не может быть полностью гармоничной, иначе в ней не будет процесса и структуры. Формирование группы является результатом как ассоциации, так и диссоциации, так что и конфликт, и сотрудничество выполняют социальную функцию. Определенная степень конфликта является существенным элементом в формировании группы.

Во второй главе Коузер обсуждает, как конфликт служит функции установления и поддержания групповой идентичности. Согласно Зиммелю, конфликт устанавливает границы между группами, усиливая групповое сознание и осознание своей обособленности от других групп. Взаимные антагонизмы между группами сохраняют социальные разделения и системы стратификации. Эти взаимные «отталкивания» одновременно устанавливают идентичность различных групп внутри системы, а также помогают поддерживать общую социальную систему.Например, конфликт между индийскими кастами одновременно устанавливает самобытность различных групп и обеспечивает стабильность общей социальной структуры. Различие между собственной группой и «чужими» устанавливается в конфликте и посредством конфликта. Сюда входят конфликты между классами, нациями, этническими группами и политическими партиями. В социальных структурах, где существует значительная мобильность, взаимная неприязнь между группами сопровождается влечением низших слоев к высшим.Такие структуры, как правило, предоставляют множество поводов для конфликтов.

В третьей главе Козер описывает некоторые положительные функции, выполняемые выражением враждебности в конфликте. Зиммель утверждает, что такое выражение поддерживает отношения в условиях стресса и тем самым предотвращает распад группы. Конфликт «очищает воздух» и позволяет свободно поведенчески выражать враждебные настроения. Это можно рассматривать как «теорию предохранительного клапана» конфликта, согласно которой конфликт служит выходом для враждебных действий, позволяющим поддерживать отношения между антагонистами.[п. 41]. Однако здесь Зиммель не различает конфликтное поведение и враждебные чувства. Хотя конфликт меняет условия отношений, простая враждебность не обязательно должна иметь такие последствия. Кроме того, враждебность иногда может быть направлена ​​на «замещающие объекты», а не на основные источники противодействия. Наконец, Зиммель не замечает, что иные способы поведения, помимо конфликта, могут выполнять аналогичные функции по снятию напряжения. Короче говоря, функции «предохранительного клапана» могут выполнять и другие пути, помимо конфликта.Кроме того, в то время как конфликт изменяет условия социального взаимодействия, простое выражение враждебных чувств этого не меняет. Хотя выражается враждебность, отношения как таковые остаются неизменными. Давление на изменение системы для соответствия изменяющимся условиям снижается.

Далее Козер обсуждает различие между «реалистичным» конфликтом и «нереалистичным» конфликтом. Конфликты, которые возникают из-за неудовлетворенности конкретными требованиями и преследуются как средство достижения, являются «реалистичными» конфликтами. С другой стороны, нереалистичные конфликты возникают из-за потребности одного из антагонистов снять напряжение.Здесь конфликт является самоцелью и не обязательно должен быть направлен на достижение конкретных результатов. Скорее, это в первую очередь реакция на фрустрацию, когда объект кажется подходящим для высвобождения агрессивности. Альтернативы средствам нет, хотя объект враждебности может легко измениться. С другой стороны, реалистический конфликт прекратится, если актер сможет найти альтернативные способы достижения своей цели. Потенциально доступны средства, отличные от конфликта. Это различие показывает, почему мы не должны полностью объяснять социальные явления конфликта с точки зрения снятия напряжения.

Враждебных импульсов недостаточно для объяснения социального конфликта, и не каждый конфликт сопровождается агрессивностью. Конфликт просто предполагает отношения и социальное взаимодействие. Тем не менее, реалистические конфликты часто сопровождаются искаженными чувствами. Существует различие между реальными причинами участия в конфликте, с одной стороны, и эмоциональными энергиями, задействованными во время конфликта, с другой. Часто не понимают, что конфликт может быть мотивирован этими двумя различными, но перемешанными факторами: реальными проблемами конфликта и эмоциональным вкладом сторон в конфликт.Основная функция посредника состоит в устранении нереалистичных элементов агрессивности, чтобы противники могли более реалистично рассматривать свои конкурирующие претензии.

В отношениях, в которые люди очень глубоко вовлечены, могут возникнуть как чувства влечения, так и чувства враждебности. Чем теснее отношения, тем больше аффективных вложений и тем больше потенциал для амбивалентности. Антагонизм является центральной частью близких социальных отношений и побочным продуктом сотрудничества и частого взаимодействия.Следовательно, можно сказать, что близкие социальные отношения содержат существенный элемент амбивалентности.

Далее Коузер предполагает, что чем ближе отношения, тем интенсивнее конфликт. Учитывая описанную выше амбивалентность, понятно, что конфликт может вызвать очень сильные чувства и привести к интенсивному конфликту. Кроме того, страх перед интенсивным конфликтом может привести к тому, что стороны будут подавлять свои враждебные чувства, накопление которых может еще больше усилить конфликт после его возникновения.Если в отношения вовлечены все личности и идентичности сторон, существует большая вероятность того, что в игру вступят нереалистичные, враждебные элементы. Например, люди, активно участвующие в определенных группах, обычно озабочены сохранением этой группы. Они, вероятно, отреагируют бурно, если кто-то, с кем они разделили заботы и обязанности групповой жизни, пожелает отделиться от группы. Такой ренегатизм угрожает единству группы и часто воспринимается близкой группой как символическая угроза ее идентичности.Возможны бурные реакции на неверность. Интенсивный конфликт и групповая лояльность, таким образом, являются двумя аспектами одного и того же отношения.

Чем чаще взаимодействие, тем больше поводов для враждебного взаимодействия. Однако частые конфликты не обязательно приводят к частым конфликтам. Это связано с тем, что близость отношений и сильная взаимная привязанность могут побудить стороны избегать конфликта. Как указывалось ранее, если конфликт действительно возникает, он, вероятно, будет интенсивным. Однако конфликт также может привести к восстановлению единства.Многое зависит от вопросов, затрагиваемых конфликтом, и от типа социальной структуры, в которой возникает конфликт. Следует различать конфликты по основным принципиальным вопросам и конфликты по менее важным вопросам. Поскольку конфликт разрешает напряженность между антагонистами, он может способствовать интеграции отношений. Однако конфликт имеет тенденцию выполнять эту положительную функцию только тогда, когда он касается интересов или ценностей, которые не противоречат основным предположениям, на которых основаны отношения.Слабо структурированные группы и открытые общества, которые способны избегать конфликтов из-за основных ценностей, будут, как правило, наиболее стабильными.

Отсутствие конфликта в отношениях не может служить показателем лежащей в их основе стабильности. На самом деле, стороны более склонны выражать свои враждебные чувства, если они чувствуют себя в безопасности и стабильны в отношениях. Они с большей вероятностью будут избегать проявления своих враждебных чувств, если боятся прекращения отношений. Тот факт, что отношения свободны от конфликта, не может означать, что они свободны от потенциально разрушительных элементов.На самом деле, если отношения сторон стабильны, между ними могут возникнуть конфликты. По этой причине возникновение конфликта может фактически свидетельствовать о прочности и стабильности отношений. Конфликт может служить уравновешивающим механизмом.

В пятой главе Коузер начинает обсуждать влияние конфликта с внешними группами на структуру своих групп. Во-первых, он считает, что конфликт с внешними группами способствует повышению внутренней сплоченности. Козер предполагает, что результат увеличения централизации также зависит от характера конфликта и типа группы.Централизация более вероятна в случаях военных конфликтов и в социальных структурах с выраженным разделением труда. Деспотизм вероятен там, где отсутствует групповая сплоченность. И централизация, и деспотизм зависят от структуры группы и общих ценностей до конфликта. Социальные системы, которым не хватает солидарности, скорее всего, распадутся перед лицом конфликта с внешними группами. В некоторых случаях группы могут фактически искать или изобретать врагов, пытаясь сохранить единство и внутреннюю сплоченность.

Группы, вовлеченные в постоянную борьбу с внешними группами, обычно становятся нетерпимыми внутри и менее склонны терпеть даже ограниченное инакомыслие. Эти группы сохраняют и укрепляют свое единство перед лицом инакомыслия путем добровольного или принудительного ухода тех, кто угрожает групповой солидарности. В некоторых случаях они могут даже искать внутренних инакомыслящих, чтобы стать козлами отпущения. С другой стороны, группы, которые не предъявляют столь сильных требований к идентичности людей и не устанавливают жестких критериев для членства, с большей вероятностью будут большими и способными противостоять давлению извне.Они также имеют тенденцию быть более гибкими по структуре и более способны терпеть конфликты внутри группы.

В шестой главе Козер проводит различие между двумя типами конфликта: конфликтом, в котором цель является личной и субъективной, и конфликтом, в котором предмет спора имеет безличный, объективный аспект. Он отмечает заявление Зиммеля о том, что объективная борьба, выходящая за рамки личных проблем, скорее всего, будет более серьезной и радикальной. Это конфликты, в которых стороны понимают себя как представители коллективов или групп, борющихся не за себя, а за цели и идеалы группы.Устранение личных причин, как правило, делает конфликт более интенсивным. С другой стороны, когда стороны преследуют общую цель, объективация конфликта может служить объединяющим элементом.

Есть также случаи, когда сам акт вступления в конфликт устанавливает отношения, которых раньше не было. После того, как отношения были установлены через конфликт, вероятно, последуют другие типы отношений. Конфликт часто оживляет существующие нормы и создает новые рамки правил и норм для соперников.Это связано с тем, что конфликт часто приводит к изменению и созданию законов, а также к росту новых институциональных структур для обеспечения соблюдения этих законов. Наличие антагонистического поведения заставляет людей осознать необходимость основных норм, регулирующих права и обязанности граждан. Возникающее в результате создание и модификация норм делает возможной перестройку отношений к изменившимся условиям. Однако это возможно только при наличии общей организационной структуры, облегчающей принятие общих правил и соответствие им.Кроме того, если стороны относительно сбалансированы по силе, объединенная партия предпочитает объединенную партию. Наличие у каждой группы централизованной внутренней структуры гарантирует, что после того, как они выработают какое-то решение, можно будет объявить и поддерживать мир. Не будет затяжных врагов, способных нарушить отношения. Наконец, конфликт является интегративным, поскольку он позволяет сторонам оценить свою относительную силу и, таким образом, служит уравновешивающим механизмом, помогающим консолидировать общества.

Конфликт также приводит к образованию коалиций и объединений между ранее не связанными между собой сторонами.Если несколько сторон сталкиваются с общим противником, между ними, как правило, развиваются связи. Это может привести к формированию новых групп или к инструментальным объединениям перед лицом общей угрозы. Короче говоря, конфликты с одними вызывают ассоциации с другими. Однако объединение, которое происходит, когда коалиции формируются просто в целях обороны, не обязательно должно быть очень радикальным. Альянс может быть просто выражением стремления групп к самосохранению. Конечно, такие союзы могут восприниматься другими группами как угрожающие и недружественные.Это может привести к созданию новых ассоциаций и коалиций, вовлекая таким образом группы в новые социальные отношения.

В заключение Коузер предполагает, что конфликт имеет тенденцию быть дисфункциональным только для социальных структур, в которых отсутствует терпимость или институционализация конфликта. Высокоинтенсивные конфликты, грозящие «разорвать» общество, как правило, возникают только в жестких социальных структурах. Таким образом, социальным структурам угрожает не конфликт как таковой, а скорее жесткий характер этих структур.

Перейти к основному содержанию Поиск