Испания легализовала эвтаназию. Теперь она разрешена в шести странах мира
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,Сторонники закона о легализации эвтаназии держали плакаты, призывающие разрешить «право умереть с миром»
Испания приняла закон о легализации эвтаназии, став четвертой страной в Европе, позволяющей людям покончить с собой при определенных обстоятельствах.
В четверг нижняя палата испанского парламента одобрила законопроект при поддержке центристских и левых партий.
Закон позволяет людям взрослого возраста с «серьезными и неизлечимыми» заболеваниями, которые вызывают «невыносимые страдания», осуществить решение уйти из жизни.
Ожидается, что он вступит в силу в июне.
До принятия закона оказание помощи в добровольном уходе из жизни в Испании потенциально могло привести нарушителей за решетку сроком до 10 лет.
«Сегодня мы стали более гуманной, справедливой и свободной страной, — написал в «Твиттере» премьер-министр Испании Педро Санчес через несколько минут после голосования. — Закон об эвтаназии, широко востребованный обществом, наконец, стал реальностью».
Сторонники эвтаназии приветствовали принятие закона, консервативные и религиозные группы — осудили.
В настоящее время эвтаназия является законной лишь в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Канаде и Колумбии.
Парламент Португалии попытался принять аналогичный закон, но на этой неделе верховный суд страны отклонил его как неконституционный.
Что произошло в парламенте?
Законодатели из нижней палаты испанского парламента приняли закон, получив 202 голоса «за» и 141 голос «против» при 2 воздержавшихся.
Для принятия закона коалиционному правительству Испании, возглавляемому Социалистической партией премьер-министра Санчеса, пришлось заручиться поддержкой других партий.
«Сегодня важный день: мы движемся по пути к признанию прав человека. Мы движемся к более гуманному и справедливому обществу», — сказала законодателям министр здравоохранения Каролина Дариас.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,Голосовавшие за закон депутаты аплодировали после его принятия в нижней палате
Группы сторонников и противников законопроекта устроили демонстрации у стен парламента во время дебатов и голосования.
Данель Асер Лоренте, 45-летняя преподавательница, мать которой страдала болезнью Альцгеймера и ей было отказано в праве покончить с собой, сказала агентству Франс пресс: «С сегодняшнего дня мы, испанцы, сможем спать легче, чувствуя себя немного свободнее».
Автор фото, EPA
Подпись к фото,Крайне правая партия Vox собирается отменить закон в конституционном суде страны
У нового закона, однако, есть и непримиримые противники в лице крайне правых и религиозных групп, которые считают эвтаназию неправильной.
Крайне правая партия Vox заявила, что будет оспаривать закон в Конституционном суде Испании.
Что разрешает закон?
Испанский закон допускает два способа покончить с собой: эвтаназия и ассистированный суицид (помощь в самоубийстве).
Эвтаназия — это акт намеренного прекращения жизни, чтобы облегчить страдания, например, смертельная инъекция, сделанная врачом. В случае помощи в совершении самоубийства действие совершается самим человеком при участии помощника.
Чтобы воспользоваться любой из двух возможностей, человек должен:
- страдать «серьезным или неизлечимым заболеванием» или находиться в «хроническом или недееспособном» состоянии, которое вызывает «невыносимые страдания»
- быть совершеннолетним гражданином Испании или законным резидентом страны
- быть «полностью осведомленным» и находиться в здравом уме и твердой памяти, когда отправляет запрос, который необходимо подавать дважды в письменной форме с интервалом в 15 дней
Врач может отклонить запрос, если требования не были соблюдены. Запрос должен быть одобрен вторым врачом и регулирующим органом.
Любой врач может отказаться от участия в процедуре по моральным соображениям.
Последние 26 дней жизни девушки, решившейся на эвтаназию — Bird In Flight
Этот проект пришел на наш конкурс новаторской фотографии Bird in Flight Prize. Он не стал финалистом, но заинтересовал редакцию, поэтому мы решили рассказать о нем отдельно.— Я начала этот проект в июле 2017 года. В группе на фейсбуке я познакомилась и с неизлечимо больными людьми, и с теми, кто борется за легализацию эвтаназии. Кстати, для меня одинаково важны обе эти категории, я даже не разделяю их. Тему эвтаназии я решила раскрыть через личную историю Аурелии.
Эвтаназия — это намеренное прекращение жизни с целью облегчить страдания больного человека. Специальные препараты позволяют спокойно и мирно закончить жизнь. В противном случае человека может ждать смерть, полная унижений, боли и страданий. В каждой стране существуют свои законы об эвтаназии. Я знаю, что это деликатная тема, но ее необходимо обсудить. С помощью проекта «26 дней» я хочу акцентировать на ней внимание и вовлечь аудиторию в дискуссию.
Для начала я провела исследование, чтобы больше узнать и приблизиться к неизлечимо больным людям, которые позволят мне себя фотографировать на стадии принятия решения и до момента, пока они не пройдут эвтаназию. До того как я познакомилась с Аурелией, я даже не знала, что эвтаназия возможна и для психически больных пациентов.
У Аурелии было несколько хронических заболеваний, а также пограничное расстройство личности, депрессия, тревожное расстройство и расстройство пищевого поведения. Когда у нее случались приступы, она могла вставлять битое стекло в свое тело, тушить сигареты о руки и распылять дезодорант в глаза. Начиная с 21 года она несколько раз пыталась покончить с собой и не раз говорила, что в ее голове живет чудовище, которое вонзает в нее сотни лезвий. Много лет Аурелия боролась со своими заболеваниями и проходила необходимую терапию. Но лечение не принесло никаких результатов.
У Аурелии было несколько хронических заболеваний, а также пограничное расстройство личности, депрессия, тревожное расстройство и расстройство пищевого поведения.
Тем не менее Аурелия была очень активной в социальных сетях, выступала за эвтаназию для психически больных людей и хотела рассказать свою историю, надеясь на большее понимание важности эвтаназии для таких пациентов со стороны общества. И хотя в Нидерландах психически больные люди могут рассчитывать на легальную эвтаназию, на практике добиться ее до сих пор очень сложно.
Я сразу сказала Аурелии, что хотела бы навестить ее и задокументировать последние недели жизни. Конечно, меня удивило то, как быстро она согласилась. Поначалу я была немного обеспокоена, что такое быстрое согласие могло быть связано с ее болезнью и тем, что она не полностью осознавала, что я действительно хотела провести рядом с ней последние недели ее жизни. Мы сразу договорились, что если не понравимся друг другу, то в любой момент отменим все договоренности.
Аурелия часто вспоминала о своей матери, которая умерла ровно за год до того, как девушке предстояло пройти эвтаназию. Она говорила, что смерть матери никак не повлияла на ее желание умереть.
Ей было спокойнее из-за того, что у отца больше не будет страха увидеть на пороге своего дома полицейских с известием о суициде дочери.
У меня не было сомнений по поводу проекта, но, безусловно, я чувствовала ответственность за то, где и как он будет опубликован. В медиа информацию о самоубийствах сообщают только в отдельных случаях. По уважительной причине — чтобы предотвратить другие случаи суицида. Контекст здесь очень важен, иначе люди легко могут неправильно понять эту ситуацию. Например, если изображения и цитаты Аурелии давать без ее полной истории.
Пока я снимала проект, я жила в квартире Аурелии и спала на диване в ее гостиной. В некоторые дни мы были вместе 24 часа, в другие — у нее было меньше времени, так как она была занята подготовкой своих похорон. Бывало, что она много сидела за компьютером или встречалась с журналистами.
Аурелия совсем не хотела умирать, она очень хотела жить, но просто не нашла способа это сделать. До последнего дня казалось, что это все где-то далеко. Мне было трудно принять ее желание. Депрессия — субъективная эмоция, и, конечно, все чувства тоже субъективны. Это только твоя жизнь и только твоя боль. Никто другой не сможет этого прочувствовать.
Аурелия совсем не хотела умирать, она очень хотела жить, но просто не нашла способа это сделать.
Накануне дня смерти она пригласила своих лучших друзей на домашний ужин, чтобы попрощаться. Это было больше похоже на день рождения, все смеялись, болтали и много шутили. Когда гости ушли, Аурелия приняла снотворное и заснула на диване в гостиной. Мы с ее другом остались на ночь, чтобы присмотреть за ней. На следующее утро приехали медработники и подготовили ее вену для инъекции — на случай, если после принятия препарата пациентку вырвет (иногда организм так реагирует) и она решит сделать себе укол. Это был тот момент, когда я наконец осознала, что Аурелия умрет совсем скоро.
Она говорила: «Я умею любить и веселиться, но не могу жить. Я люблю музыку, люблю проводить время с друзьями, наслаждаюсь своими хобби. И тогда люди ошибочно думают, что если я все еще могу наслаждаться жизнью, то смогу и жить, стоит просто по-настоящему захотеть. Но это неправда».
Иногда мне было трудно справляться с ее изменчивым настроением. Особенно когда она причиняла себе боль. В один из дней Аурелия сказала мне: «Сандра, я хочу сделать себе больно. Ты можешь остаться в гостиной или выйти и не видеть этого. Просто не пытайся меня остановить».
Я осталась с ней в комнате. На этот раз она медленно тушила сигареты о свою руку. Страшно было просто смотреть и не иметь возможности остановить ее или как-то помочь.
Каждый день я боялась, что сегодня она не выйдет из спальни, потому что ночью свела счеты с жизнью. В течение второй недели было совсем плохо, она теряла терпение, и ей становилось все сложнее ждать дня эвтаназии. Однажды утром она сказала, что благодарна мне за то, что я была рядом, иначе она бы снова попыталась покончить с собой.
Мой проект показывает девушку, которая выбрала путь эвтаназии, но нельзя сказать, что он популяризирует эвтаназию. Я уже получила много писем, но все они были положительными. А противники эвтаназии мне до сих пор ничего не писали. И да, мой проект не романтизирует эвтаназию. Как и сама Аурелия не романтизировала ее. Эта история не должна рекламировать смерть как единственно правильное решение.
Мой проект не романтизирует эвтаназию. Эта история не должна рекламировать смерть как единственно правильное решение.
Достойный уход из жизни — то, чего хотела Аурелия. Я думаю, что это жизнь другого человека, его боль и решение. Причины всегда индивидуальные и довольно личные. Нам просто нужно их уважать. Жаль, что во многих странах нет адекватных законов об эвтаназии, а если и существуют, то не для психически больных людей.
Я знаю, что здоровым людям бывает трудно это осознать. И мне в том числе. Я думаю, что, проведя с Аурелией последние недели, стала понимать ее куда больше. Но никто не может в полной мере прочувствовать боль другого.
В случае Аурелии это было очень взвешенное решение, и она боролась за свое право уйти из жизни таким путем целых восемь лет. Аурелия описывала свою болезнь как невидимый рак. И удивлялась, что люди с онкологическим заболеванием имеют право на эвтаназию, а тем, у кого тяжелое психическое заболевание, добиться разрешения на эвтаназию куда сложнее.
В Нидерландах душевнобольным людям разрешают прибегнуть к эвтаназии в очень редких случаях. Сложность еще и в том, что для психически больных пациентов нужно исключить спонтанность решения. Врачи должны быть уверены, что человек с психическим расстройством подходит к этому осознанно и что это не сиюминутная вспышка.
В 2012 году Аурелии отказали в эвтаназии, поскольку на тот момент она еще не испробовала все методы лечения. Она разговаривала с врачами и психологами, заполняла много анкет и делала медицинские записи. И только 31 декабря 2017 года ей позвонили из клиники и подтвердили ее право на эвтаназию. Врачи убедились, что лечение не дало результатов.
Между суицидом и эвтаназией существует большая разница. Но вопрос сложный. Если я буду говорить об этой разнице, то будет выглядеть так, что я пропагандирую эвтаназию. Самоубийство часто происходит в результате какой-то вспышки сознания, это бывает очень спонтанным решением. Кроме того, самоубийство влечет за собой неудобства и для других людей (в зависимости от метода). Задумайтесь — у вашей смерти всегда могут быть невольные свидетели. Труп может найти проводник поезда или члены добровольной пожарной части, которым придется собирать куски тела с асфальта, да и просто проходящие мимо высотного здания люди тоже могут быть невольно вовлечены в чужую смерть.
Аурелия говорила, что ей меньше всего хотелось, чтобы люди убивали себя. Она искренне хотела, чтобы те, кто действительно намерен покончить с собой из-за сильных страданий, получили шанс умереть достойным образом и поддержку врача. Не в одиночестве, не вследствие передозировки, не прыгнув под поезд, не сиганув с высотного здания. А дома, в своей постели, в окружении близких и, что самое важное, с достоинством.
Она искренне хотела, чтобы те, кто действительно намерен покончить с собой из-за сильных страданий, получили шанс умереть достойным образом и поддержку врача.
Снимая этот проект, я хотела понять боль Аурелии, ее страдания. Я вообще считаю, что фотографам нужно заботиться о тех, кого они снимают, чувствовать людей и сопереживать им. В то же время ты не должен забывать, что это работа, и поэтому важно найти правильную эмоциональную дистанцию. Это были очень напряженные несколько недель, в течение которых мы так много смеялись и плакали с героиней вместе.
После того как проект закончился, я почувствовала себя очень измотанной. Я вдруг поняла, что мне нужно больше заботиться о себе, когда я освещаю подобные истории. В фильме, снятом в рамках проекта «26 дней», часто звучит голос Аурелии, который мне до сих пор тяжело слышать. Я скучаю по ней. После смерти Аурелии я целый месяц не могла приступить к монтажу отснятого материала.
Я считаю, что фотографам нужно заботиться о тех, кого они снимают, чувствовать людей и сопереживать им. Но не забывать, что это работа.
Аурелия злилась на людей, которые выступают против эвтаназии из-за своих религиозных убеждений. Она считала себя евангелисткой и была уверена, что Бог любит ее. Вот ее слова: «Все понимают Библию по-своему. Разве запрет на эвтаназию — это про любовь Бога? Эти люди говорят, что я попаду в ад, если пойду на эвтаназию. Я не верю в ад после смерти, его просто не существует. Я верю, что Бог примет меня в свои объятия. Ад для меня — это жизнь на земле».
Когда она сообщила в фейсбуке, что скоро отправится к своей покойной матери, то некоторые писали ей, что она идет не к матери, а к дьяволу. И Аурелия искренне не понимала, откуда в этих людях такая злоба, если они считают себя религиозными. Полагаю, что церкви давно пора пересмотреть многие из своих взглядов.
Аурелия разрешила мне фотографировать ее во время эвтаназии. Но я решила не делать этого, не снимать момент ее смерти. Я просто была рядом с ней как ее друг. Я не могу точно описать, что я думала и испытывала в тот момент. Конечно, мне было грустно, я чувствовала себя истощенной, но в то же время мне было спокойно из-за того, что все прошло хорошо, что после принятия лекарства ее не вырвало, что она ушла тихо и мирно.
Я решила не снимать момент ее смерти. Я просто была рядом с ней как ее друг.
Во время съемок я работала на пределе своих возможностей. Я впервые сопровождала кого-то до самой смерти. И это определенно был сильный эмоциональный опыт.
Право на смерть: почему нет единого мнения по поводу эвтаназии | Статьи
Во Франции в отдельно взятой семье идет гражданская война за жизнь тяжелобольного мужчины. Супруга, племянник и несколько братьев и сестер хотят отключить его от систем жизнеобеспечения, то есть, по сути, провести пассивную эвтаназию, но родители категорически против процедуры. Дело дошло до Государственного совета страны, который одобрил прекращение искусственного поддержания жизни пациента. 20 мая медики приступили к исполнению решения совета, но родители не сдавались: пытались достучаться до президента Макрона, участвовали в акциях протеста, считая сына инвалидом, которому необходима медицинская помощь. 21 мая апелляционный суд принял сторону родителей Венсана. Как в разных странах проходит добровольный уход из жизни, пробивается подпольная эвтаназия и что предлагают в России для неизлечимых больных — разбирались «Известия».
Фото: TASS/AP/Thibault Camus
Родственники Венсана Ламбера, ведущие борьбу против применения к нему эвтаназии
Перетягивание канатаИменно так сейчас выглядит противостояние членов семьи Ламбер. В 2008 году Венсан Ламбер из города Реймс разбился на мотоцикле и вот уже более 10 лет находится в хроническом вегетативном состоянии. Всё это время Венсан питался через желудочный зонд, практически не реагируя на происходящее вокруг. В 2013 году медики заключили: перспектив улучшения состояния пациента нет и не будет. Тогда жена и племянник решили прекратить беспомощное существование Венсана: во Франции действует закон о праве на смерть (если методы лечения бесполезны и не дают результатов, их могут сократить или вовсе прекратить). Как уверяет жена, якобы накануне автокатастрофы Венсан сказал, что, если с ним произойдет беда, он не хотел бы жить жизнью «овоща».
Но родители Венсана выступили категорически против, в том числе по религиозным соображениям. Противостояние с переменным успехом длилось несколько лет: мать и отец отстаивали право на жизнь сына в Парижском административном суде, в Европейском суде по правам человека, но Государственный совет встал на сторону медиков и разрешил 20 мая начать процедуру отключения от систем жизнеобеспечения.
«Венсан поворачивает голову, у меня много видео, но никто не хочет их смотреть, — говорила журналистам мать Ламбера Вивиан. — Франция регрессирует, а Венсан сопротивляется. Я прошу перевести Венсана в специализированное отделение. Он заперт в камере смертников, это ужасно».
20 мая несколько сотен парижан и адвокаты родителей провели акцию протеста, прошествовав от здания министерства здравоохранения до Елисейских полей. Спустя 24 часа, 21 мая, апелляционный суд постановил снова начать все отмененные для Венсана процедуры.
Фото: TASS/PHOTOPQR/L’UNION DE REIMS
Венсан Ламбер
«Это садизм в чистом виде, — негодует племянник Ламбера Франсуа. — Я не понимаю, как можно быть такими варварами по отношению к собственному сыну».
Если бы в распоряжении врачей оказалось завещание или Венсан смог написать всего одно предложение — «я хочу умереть», исход был бы однозначным. Но письменного согласия нет, борьба продолжается.
«Каждый раз момент принятия решений в отношении неизлечимо больного пациента, пациента, нуждающегося в длительной респираторной поддержке, находящегося в состоянии когнитивного нарушения (снижения памяти, умственной работоспособности. — Прим. «Известий»), пациента, который не может принимать решения, — это вопрос и медицинский, и юридический, и этический, и гуманный, — сказала «Известиям» главный внештатный специалист по паллиативной помощи Минздрава РФ Диана Невзорова. — Данный клинический случай — это вопрос не эвтаназии, а легализации права пациентов и родственников на отказ или согласие на то или иное медицинское вмешательство».
«Случай во Франции — этический, — говорит «Известиям» антрополог, эксперт фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» Сергей Мохов. — Это началось в 1960-е годы, когда мы стали признавать за смертью головного мозга главный критерий смерти человека. Кто действительно должен решать в таких случаях, когда человек не может изъявить свою волю в силу определенных причин? Тут проблема острее, и она не имеет своего решения. В Америке с этой проблемой сталкиваются каждый год. Самый последний случай Джахи Макмат, афроамериканской девочки, которую родители долгое время перевозили из штата в штат, потому что различные законы в разных штатах позволяли признавать ее то живой (и поддерживать ее состояние), то мертвой».
Фото: TASS/AP/Thibault Camus
Родственники Венсана Ламбера, ведущие борьбу против применения к нему эвтаназии
Тонкая граньЭвтаназия, если дословно, — «хорошая смерть». Применительно к медицине о ней заговорил Фрэнсис Бэкон еще в XVII веке, полагая, что врач должен не только лечить, но и сделать всё возможное, чтобы облегчить боль пациента, которого нельзя спасти. Основные мировые религии и те, кто их придерживается, выступают категорически против: «Бог дал, Бог взял». Кто-то говорит о возможности выбора.
Эвтаназия разрешена в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Канаде, Люксембурге, Колумбии. Пассивную эвтаназию можно оформить в Индии, добровольный уход из жизни практикуется в нескольких штатах США. В Бельгии и Нидерландах разрешена также эвтаназия детей.
«Проблема эвтаназии, на самом деле, схожа с проблемой абортов: может ли человек распоряжаться своим телом и принимать решение? — объясняет Сергей Мохов. — Второй очень важный момент: когда мы говорим об эвтаназии в таких топовых странах (по уровню жизни. — Прим. «Известий»), как Голландия и Бельгия, речь идет о сравнительно небольшом количестве людей, которые проходят путь от решения до реализации. Исследования показывают, что гораздо важнее само наличие выбора. Многие люди, которые решаются на эвтаназию, отказываются от нее на стадии суждения и принятия окончательного решения. Это очень сложный процесс. Так не получится: сегодня заявили, а завтра вам ввели инъекцию, и всё закончилось. Существует несколько этапов комиссии, которая решает, действительно ли вы понимаете то, что делаете, действительно ли вы в этом нуждаетесь, ваша ли это точка зрения? Многие в итоге отказываются от этой идеи».
Фото: Depositphotos
При этом, даже если всё сделано по регламенту, нет никакой гарантии, что не будет задет этический аспект. Так, в 2016 году в Голландии разрешили эвтаназию жертве сексуального насилия: из-за перенесенной травмы девушка страдала от неизлечимой формы психического расстройства и тяжелой депрессии. История вызвала острую дискуссию: стоит ли полагаться на решение человека с психическим расстройством? Эвтаназия — это такой универсальный ответ на неизлечимые психологические травмы, полученные из-за сексуального насилия?
В 2018 году в той же Голландии, которая, к слову, первая в мире разрешила эвтаназию (передовая страна по части рискованной, «раскованной» легализации некоторых неоднозначных процедур), разгорелся новый скандал: врача обвинили в преднамеренном убийстве. По версии следствия, доктор не получил письменного согласия на процедуру и не удостоверился в том, что пациентка с аутизмом действительно испытывала страдания.
Тихий уходНа сайте Министерства здравоохранения РФ вы не найдете ни одной статьи по запросу «эвтаназия». Эта процедура запрещена в нашей стране, а статья 45 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» так и называется «Запрет эвтаназии»: «Медицинскими работниками запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращением искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».
Здание в Цюрихе, в котором находится клиника Dignitas
Фото: REUTERS/Sebastian Derungs
Тем не менее, в социальных сетях живут своей жизнью группы по эвтаназии, где пользователи обсуждают «капсулу для самоубийств» — детище австралийца Филипа Ничке и голландского дизайнера Александра Баннинк; выкладывают тематические фильмы или просят контакты швейцарских клиник, где иностранцам за определенную плату помогут уйти из жизни. Так, название клиники Dignitas уже стало практически нарицательным с их лозунгом: «Живи достойно — умри достойно». Цена вопроса — от 6 500 евро. Поэтому неудивительно, что на фоне запрета и высокой цены за процедуру за границей, эвтаназия в России притаилась где-то в тени. Так, по данным «Комсомольской правды», в Сети можно найти «советчика», который проконсультирует по всем доступным для эвтаназии методам и препаратам.
В феврале 2019 года ВЦИОМ провел опрос среди россиян: допускают ли они в принципе случаи, когда эвтаназия возможна. Выяснилось, что 37% жителей России не знают, что это за процедура. При этом число тех, кто имеет представление об эвтаназии — 51%. 81% респондентов категорически против разрешения эвтаназии всем желающим после 60 лет, независимо от состояния здоровья. Половина опрошенных поддерживает эвтаназию для смертельно больных пациентов, которым каждый день приносит боль.
«Половина опрошенных готова думать об эвтаназии, если пациент неизлечимо болен и страдает. Ключ ко всему — «неизлечимо болен и страдает». А если он неизлечимо болен, но своевременно и в полном объеме получает лекарственные препараты, обезболен и ухожен? Когда ему проведены все необходимые реабилитационные процедуры, он социально адаптирован, с ним работают волонтеры, психологи, социальные работники, уровень того самого страдания несоизмеримо ниже. В этом случае вопрос эвтаназии практически не стоит или связан уже не с физическим — говорит Диана Невзорова. — Люди живут с неизлечимыми заболеваниями (с диабетом, ВИЧ-инфекцией, гепатитами), но в этих случаях мы не говорим об эвтаназии. Сейчас необходимо думать о том, чтобы неизлечимые больные не страдали. Это основной наш путь. Некоторые страны легализовали эвтаназию на своей территории, но я могу с уверенностью сказать, что это не облегчило жизнь неизлечимых больных».
Функциональные кровати в отделении паллиативной помощи
Фото: РИА Новости/Павел Львов
По сути, в России нет эвтаназии, но развивается паллиативная медицинская помощь — улучшение качества жизни неизлечимо больного. 17 марта закон о паллиативной помощи вступил силу. Согласно документу, каждый неизлечимо больной имеет право на обезболивание, в том числе при помощи сильнодействующих и наркотических препаратов. Кроме того, законодательно четко определяется само понятие паллиативной помощи, которое включает не только медицинскую, но и психологическую, социальную, духовную поддержку пациента и его родных не только в специализированных отделениях и хосписах, но и дома. И этот закон действительно ждали тысячи пациентов. По словам учредителя благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анны Федермессер, паллиативная помощь необходима около 1,3 млн россиян.
«Все цивилизованные страны активно развивают систему паллиативной помощи, — говорит Сергей Мохов, но подчеркивает: не путать — это не альтернатива эвтаназии. — Это совершенно разные подходы, разный выбор. Боль не всегда является причиной. Я полагаю, что большинство людей выбирают добровольный уход из жизни не из-за боли, а из-за несоответствия качественной достойной жизни тому, что они имеют. Вот вы лежите, подключенный к множеству аппаратов, целый день смотрите в потолок, и это не соответствует вашим ожиданиям от жизни. Конечно, паллиативная помощь — это не только про тяжело умирающих, она вообще про неизлечимо больных. Человек может болеть десятилетиями, его ожидаемая продолжительность жизни больше, чем полгода, но он нуждается в комплексной паллиативной медицине: социальной, психологической, санитарно-гигиенической помощи. Эвтаназия — это один из вариантов для очень немного количества людей».
Президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер
Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок
«Паллиативная помощь — это важный этап развития человеческого общества. Это забота о страдающих гражданах, помощь их семьям. В нашей стране паллиативная помощь идет по пути активного развития: уделяется огромное внимание помощи пациентам в амбулаторных условиях, на дому. Это наш приоритет. Для российской системы здравоохранения помощь неизлечимо больным пациентам на дому с применением, например, поддерживающих жизнь технологий, таких как респираторная поддержка, — это новая технология, которой нужно учиться не только паллиативной команде, но и всем медикам. И мы должны четко понимать, что путь не прост, однако есть политическая воля, активная работа Минздрава, инициативные люди, команды, благотворительные фонды, волонтерские организации, и это уже большой рывок, — отмечает Диана Невзорова. — В одной из стран с разрешенной эвтаназией человек, страдающий алкоголизмом, решился на эвтаназию. Это абсолютно иная ситуация, иное философское состояние общества. Не знаю, насколько мы к этому готовы, наш ли это, российский путь. Стоит ли слепо идти чужой дорогой, использовать чужой опыт без адаптации к внутренним особенностям? Может, нужно внимательно проанализировать, подумать над чужими ошибками и сделать свои выводы?»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Программа эвтаназии (сокращенная версия) | Энциклопедия Холокоста
Термин «эвтаназия» (буквально – «хорошая смерть») обычно относится к безболезненному умерщвлению хронических или безнадежных больных, которые иначе претерпевали бы страдания. Однако в нацистском лексиконе термин «эвтаназия» служил эвфемизмом тайной программы убийства нетрудоспособных людей, проживавших в домах инвалидов на территории Германии и аннексированных ею стран. Эта программа стала первой германской государственной программой массового убийства. Так же как те, кто планировал геноцид европейских евреев, организаторы программы «эвтаназии» стремились к созданию расово чистого, продуктивного общества и применяли радикальные стратегии для устранения тех, кто не соответствовал их идеалам.
18 августа 1939 года германское правительство издало указ, согласно которому медицинский персонал был обязан информировать о новорожденных и детях в возрасте до 3 лет с серьезными дефектами. В октябре 1939 года власти стали рекомендовать родителям детей-инвалидов сдавать их в педиатрические клиники. На самом деле эти клиники представляли собой отделения смерти, где специально нанятый медицинский персонал умерщвлял своих юных пациентов, вводя летальные дозы яда или моря их голодом. Постепенно в эту программу были включены дети в возрасте до 17 лет. Организаторы быстро распространили эту программу на взрослых людей, содержащихся в домах инвалидов. Осенью 1939 года Адольф Гитлер подписал секретное распоряжение о защите участвующего персонала от судебного преследования. Функционеры называли эту секретную программу акцией «Т4». Организаторы акции Т4 оборудовали шесть центров по умерщвлению людей газом. Уже через несколько часов после доставки в такие центры жертвы погибали в газовых камерах, замаскированных под душевые, куда вместо воды подводился чистый угарный газ. Затем сотрудники программы Т4 сжигали тела в крематориях. После этого работники извлекали пепел из общей кучи, помещали в урны и отправляли их родным вместе со свидетельством, в котором указывалась фиктивная причина смерти.
Ввиду широко распространившейся публичной осведомленности и протестов Гитлер распорядился об остановке этой программы в августе 1941 года. Тем не менее, в августе 1942 года германские медицинские работники возобновили эти убийства. Возобновленные мероприятия осуществлялись под контролем местных властей и осуществлялись с использованием более скрытных способов умерщвления – летальных инъекций и уморения голодом. В оккупированных Германией странах Восточной Европы эсэсовцы и полицейские также убивали десятки тысяч инвалидов путем массовых расстрелов и умерщвления в душегубках. Организаторы «окончательного решения» воспользовались для убийства евреев газовыми камерами и крематориями, специально разработанными для акции Т4. Персонал программы Т4, продемонстрировавший свою надежность в этой первой программе массового убийства, позднее играл видную роль среди германского персонала, размещенного в лагерях смерти Белжец, Собибор и Треблинка. Эта программа убийств продолжалась до последних дней войны, постепенно расширяясь и включая стариков, жертв бомбежек и насильственно переселенных иностранных рабочих. По оценке историков программа «эвтаназии» на всех ее стадиях унесла жизни около 200 тысяч людей.
Неизлечимо больной француз будет транслировать свои последние дни жизни в Facebook, потому что ему отказали в эвтаназии | Громадское телевидение
Об этом сообщает Le Figaro.
Немного контекста: во Франции эвтаназия является незаконной, в то же время врачам позволяют держать неизлечимо больных под наркозом до самой смерти. Но пациенты могут отказаться от медицинской помощи и пищи, что будет считаться суицидом. Согласно французским законам, наказаний за самоубийство нет.
57-летний Ален Кок на протяжении 34 лет борется с неизлечимой болезнью, которая приводит к слипанию артерий. Сейчас мужчина прикован к постели, кормят его через специальные трубки.
Он обратился к французскому президенту, чтобы тот разрешил эвтаназию. Однако Макрон ответил, что он «не выше закона и не может удовлетворить запрос».
Поэтому Кок заявил, что с вечера 4 сентября прекращает прием лекарств и пищи. Он хочет транслировать в Facebook «агонию смерти», которая может длиться несколько дней.
«Это жестокое решение, но я еще никогда не чувствовал себя настолько хорошо. Несмотря на то, что знаю — в течение 5-7 дней буду терпеть чрезвычайную боль», — сказал Ален Кок в интервью CNN.
Сейчас на его странице, за которой следят почти 20 тысяч людей, стрима нет. 5 сентября Ален попросил пока не устраивать похороны, потому что он еще жив.
А Facebook позволяет такие стримы?
Соцсеть позволяет «фото или видео людей, которые переживают процедуру эвтаназии в медицинском контексте», но не указывает, распространяется ли это разрешение на изображение самого процесса.
Алену Коку не позволили медицинским путем проводить эвтаназию, и его отказ от лекарств и пищи считается самоубийством. Соцсеть запрещает транслировать суицид в прямом эфире, но модераторы Facebook отдельно рассматривают ситуацию Кока и, вероятно, позволят такую трансляцию.
Что еще известно об Алене Коке?
Неизлечимый диагноз ему поставили в 23 года. Врачи давали ему лишь несколько недель, но он прожил три десятка лет.
В 1993 году он на инвалидной коляске выступил в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, где рассказал о праве человека умереть с достоинством. В следующем году он совершил на тележке путешествие по Франции. В 1998 году он был в Брюсселе и в 2008 году в ООН, где призвал улучшить положение людей с инвалидностью и напоминал о праве достойно умереть.
Такие путешествия не прошли бесследно для Алена. Последние две поездки стоили ему 5 инфарктов, 7 инсультов и 8 операций.
Кок призывает французские власти разрешить людям выбирать, как им умереть, и принять закон о старости, потому что «в жизни нет ничего важнее рождения и смерти».
Георгий Бовт о том, как относиться к эвтаназии безнадежно больных — Газета.
Ru«Сегодня мы стали более гуманной, справедливой и свободной страной», — написал в Twitter (пока не запрещен в России) испанский премьер-социалист Педро Санчес после того, как парламент принял закон о легализации эвтаназии и так называемом ассистированном суициде для людей, страдающих неизлечимыми смертельными заболеваниями. Пациент должен принять осознанное решение, подтвердив его дважды с промежутком в 15 дней, оно должно быть утверждено двумя независимыми друг от друга врачами и соответствующей комиссией. Ранее за это полагалось до 10 лет тюрьмы. Так ли это? И в полной ли мере свободен человек, принимающий решение о реализации «права на смерть»? И есть ли оно у него вообще?
Испания стала четвертой европейской страной (помимо Бельгии, Люксембурга и Нидерландов), легализовавшей эвтаназию, как и девять штатов США, Канада и Колумбия. В Швейцарии она не легализована, но не наказуема, как и в ряде других стран. В Португалии аналогичный закон был принят, но заблокирован Верховным судом. В Новой Зеландии на референдуме в прошлом году две трети граждан высказались «за».
Является ли все это свидетельством растущей «бездуховности» и загнивания западного общества? Многие скажут, что да. И будут апеллировать к богу, которому только и решать, когда тот или иной человек должен прекратить свой жизненный путь и при каких обстоятельствах. Другие будут говорить о праве на прекращение страданий, обращая к церкви (а практически все религии выступают категорически против эвтаназии) неудобный вопрос о том, полезны ли страдания человеку в принципе.
Однако на подобные вопросы — «за что бог ниспослал мне все эти страдания/испытания» — как известно, никогда и никому не было внятного ответа «сверху».
С одной стороны, человеческая этика вроде бы допускает (мы видели такое в кино), чтобы смертельно раненного на поле боя застрелили его же товарищи (или он сам) — чтобы не попасть в плен, не мучиться, потому что нет возможности вынести к своим. Однако когда, с другой стороны, речь идет о человеке, прикованном к постели, то сразу вступают в дело более сложные аргументы. Вроде все вокруг «свои». Куда выносить?
А у этих своих — еще и навеянное современной цивилизацией представление о «достойной жизни» и достойном уходе из нее. Но где мерило, критерий, кому судить, что было бы достойно одному, но чересчур — другому? Это все риторические вопросы. Кто-то скажет, что западное общество — оно вообще циничные и прагматичнее, а мы — «духовнее». Там стариков мигом отправят в nursing home, чтобы не обременяли собой, а у нас будут мучиться, не имея своей жизни и сходя с ума, находясь в одной комнате с прикованным к постели инвалидом. Потому как — а куда деваться-то? А если уж никого из родственников действительно нет — тогда да, в дом престарелых. Чтобы потом прочитать в криминальной хронике, как при пожаре очередной такой лачуги сгорели заживо несчастные старики и старушки.
Если кто-то при этом думает, что в нашей одухотворенной стране нет эвтаназии, где она, разумеется, запрещена законом и карается в уголовном порядке, то они сильно ошибаются. Пролистайте в интернете криминальную хронику. Сын задушил родную мать, поскольку не мог слышать, как она кричит от боли и слышать ее мольбы о смерти. Муж застрелил (задушил, зарезал) жену, страдающую от последней стадии онкологической болезни, — и сел в тюрьму. И так далее. При большом желании, говорят, можно найти подпольных ассистентов по этой части, но пропагандировать эти сайты мы не будем. Некоторые собирают деньги на поездку в одну из европейских стран, где можно проделать соответствующую процедуру за большие деньги. Один мой знакомый, известный телеведущий, несколько лет назад тоже предпочел добровольный уход своим онкологическим учениям. Правда, в последние годы, слава богу, выписать обезболивающие лекарства стало легче, страшные новости о том, что какой-то больной, будучи не в силах выносить боль, ушел сам, стали встречаться реже. Может их, конечно, блокирует бдительный РКН.
Не без колебаний, но, подумав, соглашусь даже с такой политикой. Это действительно не тот случай, когда надо пропагандировать. Но при этом не РКН все же должно тут принадлежать самое последнее слово по существу вопроса.
Как быть, когда страдающие той же онкологией в последней стадии, или годами обездвиженные инвалиды, мучающиеся сами и мучающие своих родных и умоляющие, чтобы все это кончилось, не видят и, главное, не желают иного выхода, кроме как «ускорить процесс»? Как быть, когда врачи, теоретически имея даже возможности продлить жизнь, вам говорят о вашем родственнике примерно так: «Ну, вы же понимаете, дедушка/бабушка старенькие?».
Не станут оперировать, искать (расходовать) дефицитные или дорогие лекарства, делать даже дорогостоящую процедуру. Это как? Не эвтаназия? Просто убийство? Или когда выписывают умирать домой — без всего, без ухода, без тем более так называемого достойного.
Да, хосписы в нашей стране плодятся и размножаются, в том числе благодаря активистам, спасибо им. Таких заведений уже ближе к сотне, есть закон о паллиативной помощи. Однако на всех их все равно сильно не хватает. По разным оценкам, в паллиативном уходе в России нуждаются от 600 до 750 тысяч человек, из них примерно половина — просто никем и никак не учтеные в качестве таковых. Рассчитывать на такую помощь могут жители разве что Москвы и еще пары крупных городов, да и то далеко не все.
У противников эвтаназии полно аргументов. И все — один другого достойнее. Так, они говорят — и им веришь — что будет полно злоупотреблений. Или что люди от своих болезни порой впадают в уныние (один из смертных грехов), но это не повод идти им навстречу в суицидальных пожеланиях. А уж в нашей стране представить возможные злоупотребления по этой части вообще не составит никакого труда. Мы хотя и высокодуховные, но за лишнюю жилплощадь, как говорится, иные и мать родную не пожалеют.
Когда сторонники эвтаназии говорят о праве на смерть, противники ее разоблачают эти рассуждения как насаждение «культуры смерти». К тому же насколько человек именно свободен, принимая подобные решения? Если онкологические больные могли бы получить обезболивание, но не получают его, то ведь это ведь это не они сами, не добровольно принимают решение об уходе, а под давлением обстоятельств. Или если они будут знать, что им гарантировано право на эвтаназию, то не подтолкнет ли это знание их к тому, чтобы «облегчить страдания» родственников, чтобы не тратить попусту силы и деньги?
Такие люди могут начать чувствовать свою даже «обязанность умереть», потому что они в тягость окружающим. Также легальная возможность эвтаназии может оказывать по крайней мере косвенное влияние на врачей, родственников, близких, с тем чтобы они не боролись до конца, не напрягались.
Когда уже надежды практически нет. Но разве может какая-нибудь врачебная комиссия с филигранной точностью определить, когда именно надежды уже нет совсем, а когда она еще едва-едва теплится?
Противники эвтаназии (в том числе в РПЦ) разделяют ее от медицинских мероприятий, направленных на продление жизни, когда смерть наступает от естественных причин. Такое прекращение РПЦ считает, в принципе, допустимым. Трудно спорить, но опять же, где та грань, когда 40-летнего еще будут спасать, а 80-летнего — уж нет, при прочих равных их шансах на жизнь? В условиях американской страховой (то есть по-своему корыстной, заинтересованной в том, чтобы лечить всех и побольше, если страховка есть) медицины проводились исследования, согласно которым, например, для людей старше 80 даже на месяц процент отказа от сложных операций был непропорционально выше, чем для людей в возрасте 79 лет.
Ну а что касается чисто «церковного» аргумента, что, мол, уход за смертельно больным дает возможность выразить себя и послужить в том числе богу таким самопожертвованием, мне лично кажется со стороны противников эвтаназии одним большим лукавством. Является ли это достаточно веской причиной, чтобы ломать судьбы других людей? Надо ли во всех случаях трактовать такую возможность как хотя бы моральную обязанность? Есть ли у них право морального отказа от такой высокой чести? У меня нет при этом ответов на эти вопросы. Жизнь в этом плане непредсказуема, нельзя никогда зарекаться и заведомо точно определить, на что у тебя найдутся силы, а на что нет.
У многих наверняка ответы такие есть. Как есть ответы вообще на все вопросы. У нас вообще страна прокуроров, судей и обвинителей. Можно заметить, как в случаях, когда кто-то обращается за помощью, у нас первым делом сразу начинают с обвинений: мол, а ты зачем это вообще всю затеял, сам виноват во всем, надо было раньше думать, надо было взвесить свои возможности, вот расхлебывай теперь и т. д.
Во многих странах в последние десятилетия число сторонников эвтаназии неуклонно растет. Жизнь, конечно, становится прагматичнее. Зачем чинить вещь, если можно сдать в утиль и купить новую, — примерно так? Скажем, в США, хотя там она легализована лишь в нескольких штатах, в масштабах страны за нее выступают более 70%.
Официальное отношение наших властей к этому известно — оно резко отрицательное. В ответ на ваше положительное суждение об эвтаназии вам непременно пафосно возразят и расскажут про то, что врач должен бороться за жизнь каждого пациента до самого последнего, даже самого безнадежно больного. И прочая бла-бла-бла. Да, должен. Но. Выписывают умирать домой, потому что ОМС больше не выдерживает. Или не кладут в больницу, потому что все равно безнадежен. Или не лечат потому, что «вы же понимаете, в таком возрасте…». Или собирают SMS-пожертвования по телевизору, потому что у государства денег нет, но иначе мальчик/девочка умрет. Да вы и так все знаете.
Опросы россиян, которые довелось видеть, давали разные цифры, при неуклонным росте числа сторонников эвтаназии, которых на сегодня, видимо, заметно больше половины, когда речь идет о безнадежных больных ради того, чтобы прекратить их страдания. Правда, почти половина населения, судя по всему, не знают даже самого термина «эвтаназия». Наше общество вообще довольно дремуче и архаично в том плане, что касается новейших этических вызовов современности и, главное, их широкого общественного обсуждения.
Вопросы эвтаназии можно было бы вполне вынести на референдум, дав предварительно свободную возможность широко высказаться сторонникам той или иной точки зрения. Однако нам даже выбор между двумя образами — Дзержинского и Невского — не рискнули доверить. Что и говорить — народ-ребенок. Если разрешить ему эвтаназию, которая, как все новое, приходит с Запада, так наши старики выстроятся в огромные очереди просто потому, что им не на что жить и они не видят в этом никакого дальнейшего смысла. Да и не только старики.
Так что мы пойдем, как всегда, своим особым путем. Неофициальным или вовсе подпольно. Не будем этого публично замечать, чтобы не смущаться. Тем более что в иных случаях наша так называемая бесплатная медицина — это просто затянувшаяся эвтаназия в ее наиболее мучительной форме.
Усыпление (эвтаназия) и кремация животных
Домашние питомцы всегда радуют своих хозяев, но наступают такие моменты, когда животное стареет или заболевает тяжелой и неизлечимой патологией. У хозяев появляется единственный вопрос – а что делать дальше? Понятно, что со временем ваш любимец становится самым настоящим членом семьи, и его потеря может стать тяжелой утратой. Но иногда лучше прекратить мучения. Это способ, который не вызывает нареканий.
В таких ситуациях эвтаназия животного является естественным и гуманным способом, позволяющим быстро прекратить страдания вашего любимца. Усыпление животного проходит быстро и безболезненно, для этого применяются специализированные медикаментозные средства.
Когда необходимо провести процедуру эвтаназии?
Ветеринар осматривает животное и предлагает процедуру в том случае, если невозможно провести успешное терапевтическое или медикаментозное лечение. Эвтаназия и кремация – процедуры, к которым подготавливаются постепенно. При усыплении хозяин может присутствовать рядом со своим любимцем. Осуществляется процесс в несколько этапов:
- Осмотр и вынесение врачебного заключения;
- Купирование боли при помощи инъекции;
- Применение препарата, позволяющего осуществить полное торможение нервной деятельности, блокировку дыхательной и сердечной системы.
Животное в это время не чувствует абсолютно никакой боли. Иногда после смерти у животного наблюдается состояние агонии, но оно ничего не чувствует, так как мозг полностью прекращает свою деятельность. Для усыпления применяются современные миорелаксанты и средства для общей анестезии. Когда назначается эвтаназия?
- При возрастных физиологических изменениях. Старость, особенно у собак крупных пород, протекает очень тяжело и болезненно. Часто нарушается работа головного мозга, плохо функционирует нервная система;
- Онкологические опухоли, при наличии которых невозможно оперативное либо химиотерапевтическое лечение. В таких ситуациях усыпить питомца будет правильным решением;
- Потеря слуха, зрения, стойкие нарушения координации движений. Например, при эпилептических припадках или при неконтролируемом агрессивном поведении, которое не корректируется дрессировкой.
В случае заболевания питомца бешенством, владельцам необходимо понимать всю сложность положения и принять необходимые меры для гуманного избавления от мучений. К сожалению, эффективного лекарства от этой патологии попросту не существует, и единственный вариант не заставлять животное страдать – это провести безболезненную эвтаназию, так как бешенство представляет серьезную угрозу и для человека.
Кремация: общая или индивидуальная?
Кремация питомца не вынужденная мера, а вполне обязательная. Закапывать в землю животное самостоятельно не стоит, особенно если оно болело тяжелым инфекционным заболеванием. Это запрещено по закону, поэтому лучше обратиться к специалистам за услугами кремации и затем уже похоронить прах кошки или собаки в отведенном для этих целей месте.
Общая или индивидуальная кремация? В этой ситуации выбор делать только вам. Чаще всего выбирается общая кремация, когда сжигается несколько мертвых животных. Преимущества заключаются в том, что это дешево и доступно. Но хозяева не могут получить пепел для дальнейшего захоронения.
Если вы считали животное настоящим членом своей семьи, то тогда экономить на кремации нет смысла, так как вы сможете достойно попрощаться со своим другом, получив его прах для захоронения. В процессе захоронения могут присутствовать хозяева питомца. В некоторых случаях разрешена фото и видеосъемка.
Личный сбор за фотографирование рассказа об эвтаназии
Times Insider объясняет, кто мы и чем мы занимаемся, и дает закулисное понимание того, как наша журналистика объединяется.
В апреле 2017 года New York Times отправила меня в Японию, чтобы я встретился и сфотографировал украшенную паралимпийцами Мариеке Вервурт, пока она выполняла последнее желание в своем списке желаний: умереть.
Мариеке только что покинула Паралимпийский чемпионат, только что выиграв бронзовую и серебряную медали в гонках на колясках в Рио-де-Жанейро в 2016 году.Ранее она выиграла золото на чемпионате мира 2015 года, а также золото и серебро на Паралимпийских играх в Лондоне в 2012 году. Она была знаменитостью в Бельгии и в спортивных кругах благодаря своим спортивным достижениям и публичному заявлению о том, что она заполнила документы, чтобы покончить с собой эвтаназией.
Бельгия, где жила Мариеке, была одной из немногих стран, где эвтаназия была разрешена для неизлечимо больных пациентов. Дегенеративное мышечное заболевание Мариеке не было смертельным, но, распространившись по ее телу на протяжении двух десятилетий, оставило после себя паралич.
Я встретил и сфотографировал Мариеке в Японии через семь месяцев после Игр в Рио. Она пригласила спортивного обозревателя Times Эндрю Кеха и меня задокументировать ее жизнь, ее страдания и ее борьбу с решением, когда умереть. Она была достаточно смекалистой, чтобы понять, что трогательная история и серия изображений могут привлечь внимание к ее десятилетней кампании за глобальное право на эвтаназию. В итоге я два с половиной года курсировал между своим домом в Лондоне и ее домом в Дисте, Бельгия.
Мариеке спланировала каждую деталь своей смерти.Она хотела быть окруженной горсткой близких друзей и ее родителей в своей спальне в Дисте, когда ей сделали смертельную инъекцию; ей хотелось лечь в красный гроб Coca-Cola в окружении белых роз; она тщательно отбирала выступающих (включая комика, которому она поручила рассказать грязную шутку) и музыкантов для своих частных похорон. Она будет кремирована, а большая часть ее праха будет разделена на маленькие медальоны для всех ее близких. Часть будет зарезервирована и распределена ее родителями среди полей лавы у темно-синего моря в Лос-Эрвидерос, на испанском побережье: ее второй любимый дом, где она готовилась к Паралимпийским играм.
Она ни о чем не пожалела. Фактически, она сделала больше, чем большинство людей за 10 жизней.
Но на самом деле никогда не было подходящего времени умирать. Хотя Марике впервые оформляла документы на эвтаназию в 2008 году, она признала, что тогда она не была готова покончить с собой. Она просто хотела знать, что у нее есть сила и разрешение сделать это, когда боль станет невыносимой. За те годы, что я фотографировал Мариеке, ее состояние ухудшилось, и она выбрала три даты для эвтаназии.Все приходило и уходило по разным причинам, и история — и наша дружба — продолжалась.
Я всю свою карьеру фотографировал людей, чьи жизни были украдены из-за кори или малярии в Демократической Республике Конго или Южном Судане, недоедания в Сомали или Йемене, заминированного автомобиля в Ираке или авиаудара в Сирии. Я фотографировал семьи, раздираемые войной и крайней нищетой. До Мариеке я никогда не встречал человека, который предпочел бы умереть. Я никогда не встречал человека, настолько полного жизни — настолько эмоционально настроенного, что она могла бы пройти триатлон в инвалидной коляске, будучи глубоко больной и находясь под сильным лекарством, — но кто не смог бы собраться с этой решимостью, чтобы преодолеть ежедневную боль и одиночество, вызванное дегенеративным мышечным заболеванием. , год за годом.
Я никогда не фотографировал кого-то так последовательно за два с половиной года; неизбежно она стала другом. Большую часть времени я был с Марике и смотрел, как она спит. Я мало фотографировал. Я научился держать ее, когда она задыхается, гладить ее по спине и утешать ее, надеясь, что она пришла в сознание. Иногда я сразу делал снимок, а затем пытался помочь — потому что я был единственным в комнате, и хотя меня как молодого фотографа учили никогда не вмешиваться, я человек.
Я тоже сблизился с ее родителями — особенно с ее матерью, которая плохо говорила по-английски. Мы часто переписывались на голландском языке с помощью Google Translate. Хотя я не уверен, что в моих сообщениях действительно говорилось то, что я задумал, они позволили нам установить близкие отношения. Как мать, я не могла понять, через что она проходила, проводя свою дочь через моменты радости и тьмы, только чтобы знать, как и когда все это закончится. Я восхищался силой и поддержкой родителей Мариеке, которые позволили ей уйти.
22 октября Марике должна была умереть дома в Дисте — на этот раз, как она надеялась, по-настоящему.
Несколькими неделями ранее, когда мы с Марике обсуждали, как она хотела, чтобы я сфотографировал ее смерть, она была более ясной, чем я видел ее почти все время, когда знал ее. Она колебалась между возбуждением и странным спокойствием. Сомнения исчезли; она больше не записывала свидания в свое расписание на месяцы — или недели — в будущем. Она попросила меня быть одним из нескольких людей в комнате с ней во время ее эвтаназии.
Родители Мариеке, Джос и Одетта, сели у изножья кровати, и все неохотно заняли свои места вокруг нее, образуя человеческий кокон. Врачи чередовали походы к ее постели, выливая жирные шприцы, наполненные барбитуратом тиобарбиталом, в капельницу в ее шею. Перед ней сели ее родители. Каждые несколько минут ее отец отвел взгляд. Ее давний психолог держал ее за запястье.
К концу ее жизни я знал большинство друзей Мариеке, и ее собаки больше не лаяли, когда я пришел к ней домой и обнаружил ее на диване в полубессознательном состоянии. Когда я был в Лондоне или в Лос-Анджелесе на Рождество, она отправляла мне длинные голосовые сообщения на WhatsApp –, во время которых иногда засыпала, снова просыпалась и продолжала с того места, где остановилась. Она назвала меня возлюбленным и сказала, что любит меня. В конце концов я ответил взаимностью.
Не знаю, перешагнул ли я границы журналистики, приблизившись к своему предмету, или кто решает, когда все в порядке. чтобы «субъект» стал другом. Я не думаю, что моя способность рассказывать историю Марике была скомпрометирована нашей близостью, и я бы не знал другого способа рассказать историю о чьей-либо смерти по собственному желанию.Мне нужно было познакомиться с Марике и ее семьей, чтобы понять, насколько болезненной и трудной может быть жизнь, и принять решение о ее прекращении.
Люди в ее спальне в тот вечер начали хныкать и, в конце концов, рыдать, когда краска сошла с лица Марике, а ее губы посинели. Она выглядела так же, как и так часто, когда я был с ней — лечилась, спала, слегка приоткрыла рот, — но на этот раз впервые она смотрела мирно, без боли.
Подпишитесь на @ReaderCenter в Твиттере, чтобы узнать больше о ваших перспективах и опыте, а также о том, как мы работаем.
Эвтаназия для женщины в Колумбии отменена
В прошлое воскресенье, 10 октября, колумбийка Марта Лирия Сепульведа была готова умереть. Она была первым человеком в стране, которому была разрешена процедура вспомогательной смерти с эвтаназией, но без неизлечимой болезни. Однако за день до процедуры Колумбийский институт боли сообщил, что пересмотрел ее дело и отменил его.
Согласно информации Междисциплинарного научного комитета за право умереть достойно, после встречи, состоявшейся в пятницу, окт.8 проанализировал широкий и достаточный способ просьбы пациента об оказании помощи в эвтаназии, и пришел к выводу, что в этом случае «критерий терминальности не соблюден, как это было рассмотрено в первом комитете».
Лукас Корреа, адвокат Сепульведы, назвал это решение «незаконным, незаконным и произвольным» и обвинил виновных в нарушении права пациента умереть достойно.
«Они заставляют ее жить жизнью, которую она не желает продолжать, со страданиями и болью, которые она считает несовместимыми с ее представлением о достоинстве», — сказал он.
У Сепульведы был диагностирован боковой амиотрофический склероз (БАС), серьезное и неизлечимое заболевание, которое превратило ее жизнь в мучения с тех пор, как ей был поставлен диагноз, как рассказала ее семья в специальном сообщении Caracol Televisión .
«С боковым склерозом в моем состоянии, лучшее, что может со мной случиться, — это то, что я пойду отдыхать», — сказала она по национальному телевидению.
В Колумбии эвтаназия была декриминализована в 1997 году и стала законом только в 2015 году.С тех пор было выполнено 157 процедур.
Другие страны, в которых эвтаназия разрешена законом
За исключением Колумбии, где все еще существует множество юридических и технических лазеек для ее использования, прямая эвтаназия запрещена во всех странах Латинской Америки.
За пределами Латинской Америки в мире есть еще шесть стран, где эта практика является законной.
Нидерланды: Это было первое место в мире, одобрившее активную эвтаназию в апреле 2002 года, после того, как было принято несколько судебных решений, проложивших путь к принятию законодательства.
Бельгия: Спустя чуть больше месяца после утверждения в Нидерландах Бельгия также легализовала эвтаназию и помощь в самоубийстве.
Канада: В этой стране эвтаназию называют «медицинской помощью при смерти», и она была легализована вместе с оказанием помощи в самоубийстве в июне 2016 года.
Новая Зеландия: Страна первой в мире ввела эвтаназию. на референдум вместе с бюллетенем для всеобщих выборов в конце 2020 года.Большинство избирателей поддержали эту меру.
Люксембург: Парламент Люксембурга одобрил легализацию эвтаназии в марте 2009 года. Спустя годы он также стал первой страной в мире, которая одобрила эвтаназию для детей в возрасте до 12 лет в случаях неизлечимой болезни.
Испания: После голосования в парламенте с 202 голосами «за» в марте этого года страна вошла в список мест, где законно практиковать эвтаназию. Благодаря этой мере Испания стала первой страной с католической традицией, принявшей законодательство, гарантирующее терминальным пациентам доступ как к эвтаназии, так и к эвтаназии.
В Соединенных Штатах
В стране практика самоубийства с оказанием помощи легальна в одиннадцати штатах: Калифорния, Колорадо, Гавайи, Мэн, Монтана, Нью-Джерси, Нью-Мексико, Орегон, Вермонт, Вашингтон и Вашингтон, округ Колумбия
В Соединенных Штатах эвтаназия, когда врачи применяют лекарство, чтобы вызвать смерть пациента, является незаконной, но в штатах, где разрешена помощь в смерти, пациент принимает вещество в то время и в месте, которое он выберет.
Пропагандистский слайд с тремя портретами психически больных пациентов Пропагандистский слайд с двумя изображениями детей с физическими недостатками 640 X 431 44 KB | Пропагандистский слайд, созданный Управлением пропаганды Рейха, показывающий альтернативные издержки кормления человека с наследственным заболеванием 640 X 431 54 KB | Письмо, подписанное Гитлером, санкционирующее эвтаназию для убийств 432 X 645 65 KB | |
дымоход, дым из шести дымоходов проводила нацистскую программу эвтаназии 9 0138 640 X 442 45 KB | Sonnenstein 1941 700 X 412 48 KB | Труп женщины лежит в открытом гробу в Институте Хадамара, где она была казнена в рамках Операция T4 480 X 608 56 KB | Это изображение взято из фильма, снятого министерством пропаганды Рейха.На нем показаны пациенты в неопознанном убежище 634 X 480 67 KB |
Две страницы журнала смерти в Хадамаре с указанием ложных причин смерти 592 480 61 KB | Двое оставшихся в живых СС из Института Хадамар сидят на кровати в бывшем учреждении для эвтаназии 633 X 480 59 KB | Трупы жертв извлечены для исследования в Хадемаре, одном из участков программы нацистской эвтаназии 444 X 640 59 KB | Вид коридора в Институте Хадамара под названием -Death Row 620 X 480 38 KB |
Право на смерть Активисты — Фото
Активисты права на смерть — Фото — Эвтаназия
Быстро обзор Текст только голландский стр.
Следующий выбор никогда не может быть полным.Большинство фотографий из снимков, поэтому качество зачастую оставляет желать лучшего.
Эта веб-страница предоставлена VESS (ранее Scottish Exit), независимым член WFRTDS.
© 1996 Крис Докер. Ты
человек, чтобы просмотреть
здесь с 13 мая 1996 г. по указанному выше URL.
Мы надеемся, что вы присоединитесь к нам в нашей борьбе за достойную смерть.
возможность для всех, чтобы защитить пациентов и врачей, поддерживая
человечество хорошо умереть, добиваться правовой реформы, где это необходимо, и
ввести меры предосторожности в отношении добровольной эвтаназии.
«обнимающихся собак» спасены от эвтаназии благодаря вирусной фотографии, сделанной лучшими друзьями в Грузии — Новости здравоохранения
Фото любезно предоставлено: Angels Among Us Спасение домашних животных — Кала и Кейра, две собаки из приюта, пойманные обнимающими друг друга на вирусной фотографии, были усыновлены давними соседями по комнате и лучшими друзьями Пэм и Венди в Джорджии в октябре 2015 г. (ЭТОВА-ВЭЛЛИ, штат Джорджия) .) — Две собаки, изображенные на вирусной фотографии, обнимающие друг друга за несколько часов до того, как их собирались подвергнуть эвтаназии, теперь навсегда остались домом с двумя лучшими друзьями-людьми в Джорджии, согласно спасению домашних животных, которое их спасло.
Собаки — Кала, 11-месячный микс гончих, и Кейра, 15-месячный боксерский микс — украли сердца в Интернете в июле этого года, когда служба спасения домашних животных «Ангелы среди нас» в Грузии разместила их обнимающуюся фотографию. .
Фотография была сделана кем-то из Гуманного общества долины Этова, и компания Angels Among Us Pet Rescue поделилась фотографией с просьбой о пожертвованиях, чтобы спасение могло помочь спасти собак от эвтаназии, а также получить микрочип для щенков и ветеринарную помощь. необходимо, говорится в заявлении службы спасения домашних животных ABC News.
Женщина по имени Крис Фолчитто воспитывала собак в течение последних нескольких месяцев, но только недавно Кала и Кейра, которые «сблизились», были навсегда усыновлены двумя давними лучшими друзьями и соседями по комнате в Джорджии, которых звали Венди и Пэм. пользователя Angels Among Us Спасение домашних животных.
Пэм недавно потеряла двух своих пожилых собак, когда она увидела историю Калы и Киры в журнале и поняла, что щенки для обнимания все еще доступны, сообщила служба спасения домашних животных.
«Он просто упал вместе», — сказала Пэм, как сообщает служба спасения домашних животных.«Мы превратили наши слезы в улыбки с этими двумя молодыми игривыми собаками».
Венди рассказала спасателям, что они с Пэм в настоящее время работают над специальной страницей в Facebook для Калы и Кейры, чтобы держать людей в контакте с «обнимающимися собаками» и собирать пожертвования, чтобы помочь Angels Among Us Pet Rescue спасти других собак, которым угрожает эвтаназия. в Грузии.
Авторские права © 2015, Радио ABC. Все права защищены.
душераздирающих фотографий владельцев домашних животных, прощающихся со своими умирающими питомцами
Last Moments — это мощная серия фотографий, созданная номинированным на Пулитцеровскую премию фотографом Россом Тейлором, которого пригласили запечатлеть последние интимные моменты жизни любимого питомца, когда владельцу приходится пережить болезненное прощание.
Тейлор был вдохновлен направить свою камеру на эту тему после того, как его хорошая подруга приняла мучительное решение усыпить свою больную собаку.
«Когда кто-то говорит мне, что они борются со смертью домашнего животного, у меня болит сердце за них», — рассказывает Тейлор газете Washington Post . «Я был глубоко тронут, увидев ее борьбу и ее любовь к своей собаке».
Тейлор — внештатный визуальный журналист и доцент Колледжа средств массовой информации, коммуникации и информации Университета Колорадо в Боулдере.В период с 2017 по 2018 год он посетил владельцев домашних животных в районе Тампа-Бэй во Флориде после того, как они позвонили в ветеринарную службу по эвтаназии домашних животных Lap of Love.
«Она всегда была моей спутницей. Коко был рядом со мной, когда он был в командировке, — сказала Ребекка Кассити, борясь со слезами. Ее муж Дрю (справа) служил в армии и тоже боролся в последние моменты. Во время процедуры доктор МакВети успокаивает ее, обнимая и утешая слова: «Это лучшее лечение, чем могло бы быть для любого из нас.Ли Зан борется со слезами, когда она лежит со своей собакой Спенсером у нее на коленях в последний раз, буквально через несколько мгновений после смерти Спенсера. Венди Лер встретила доктора Эрику Унз со слезами на глазах. Когда они устроились в гостиной, снаружи прогремел гром. По крыше стучал сильный дождь. Мимоза (в центре) не двигалась, и Венди Лер это замечает. «Обычно она этого боится». Через некоторое время Эрика Унз спросила, готовы ли они. «Не знаю, будем ли мы когда-нибудь готовы, но думаю, пора», — сказала она, прежде чем начать открыто рыдать.Это был один из самых тяжелых случаев, свидетелем которого мне приходилось быть, и он сразу довел меня до слез. Мне было так грустно за них. Олеся Лыкови кричит от боли через несколько мгновений после смерти ее собаки Сэма. За несколько минут до этого она посмотрела на доктора Дэни МакВети справа и спросила: «Он ушел?» Дэни кивнула и сказала: «Теперь у него крылья». Ванесса Гангадьял утешает своего сына Иана 8, в то время как ее муж Майкл Гангадьял гладит их собаку, Элли, вскоре она проходит. Ванесса Гангадьял утешает своего сына Яна, 8 лет, а ее муж Майкл Гангадьял гладит свою собаку, Элли, вскоре она проходит.Справа — Эрика Унц, ветеринар с глубоким сочувствием, которая утешает семью в трудную минуту: «Я пыталась делать больше, я старалась делать все, что в моих силах. Но они сказали, что я больше ничего не могу сделать, — сказала Киара Манрике, плача по поводу потери своей собаки. Слева ее сестра Кимберли и ветеринар Нил Уилкинс (не виден), который позже потянулся, чтобы утешить ее. Маркуита Лейбе шагала взад и вперед незадолго до того, как наклониться, чтобы оказаться рядом со своей собакой Дейзи, за несколько минут до того, как ее уложили спать. Справа ее муж Дональд.Вскоре после этого он вышел на улицу, чтобы успокоиться, охваченный горем. «Я всегда чувствовал себя с ним в безопасности», — сказала Джульетта Рубио, лежа у своей собаки Динго, которой 12 лет. «Я ненавижу это, я ненавижу это», — сказала она. повторял снова и снова перед уходом Динго. «Он так утешил меня». Когда он начал умирать, она плакала над ним, повторяя снова и снова: «Я люблю тебя, я люблю тебя. Скоро ты снова станешь свободным. Боб Зан в последний раз дотрагивается до своей собаки Спенсера, буквально через несколько секунд после того, как собака прошла. Его жена Ли немедленно вышла из комнаты, так как это было для нее слишком много.«Возможно, ей придется пережить это тяжелее, чем потерю родителей. Родители могут сказать вам, когда что-то не так, а ваша собака — нет. Он вздохнул. «Она будет в беспорядке сегодня, завтра и в следующие несколько недель. Она любила его ». «Трудно прощаться», — сказала Кэрри Петерсон после того, как уронила подсолнухи на могилу своей собаки Асии. Я помню запах только что перевернутой земли и то, как мирно выглядела Азия в нем.Вы можете найти больше работ Тейлора на его веб-сайте и в Instagram.
(через Washington Post через Fstoppers)
Изображение предоставлено: Фотографии Росс Тейлор используются с разрешения
Имя | Последнее изменение | Размер | Описание | |
---|---|---|---|---|
Родительский каталог | — | |||
9-legal-pasc-States-and-Statespng | 2019-06-12 17:04 | 104K | ||
US-PAS-пациенты-1998-2017.png | 2018-10-09 12:02 | 83K | ||
US-PAS-пациенты-1998-2017a.png | 2018-10-11 10:08 | 82K | ||
US-PAS-пациенты-1998-2017b.png | 2019 -01-08 11:52 | 73K | ||
accept-euthansia.jpg | 2014-08-19 16:00 | 13K | ||
реклама-для-черного-аиста-опубликованного-в-чикаго-геральд-трибун-1-го апреля- 1917.jpg | 2010-09-28 11:48 | 55K | ||
средний-па-пациент.pdf | 2018-10-08 16:17 | 103K | ||
средний-па-пациент.png | 2018-10-08 16:19 | 137K | ||
средний-па-пациент 3.jpg | 2019-01-23 12:38 | 87K | ||
belgium-euthanasia-pic.jpg | 2014-09-19 14:27 | 26K | ||
blue-question-mark.png | 2016-07-07 14:22 | 629 | ||
check-icon.jpg | 2018-04-09 08:56 | 1.2K | ||
check-mark.png | 2014-08-07 12:56 | 5.3K | ||
галочка.PNG | 2012-11-29 16:50 | 44K | ||
College-cost-v-median-yields5.png | -26 16:53 | 487K | ||
Did-you-know-this-about-euthanasia.png | 2016-12-19 10:27 | 383K | ||
Доктор Джек Кеворкян на обложке журнала 31 мая 1993 года.jpg | 28.09.2010 11:51 | 58K | ||
эвтаназия и самоубийство с помощью врача во всем мире (1) .png | 24.03.2017 10 : 36 | 8.6K | ||
euthanasia-and-doctor-assisted-suicide-around-the-world.png | 2017-03-24 10:37 | 8.6K | ||
give-comment-euthanasia.png | 2014-08-07 13:00 | 12K | ||
земной шар.jpg | 2010-09-28 11:38 | 264K | ||
зеленый-галочка.png | 2016-07-07 13:54 | 656 | ||
gstar.gif | 2011-04-12 14:48 | 1.0K | ||
hemlock-Society-logo.jpg | 2010-09-28 11:51 | 3.4K | ||
Гиппократ-автор-клятвы Гиппократа.jpg | 2010-09-28 11:47 | 22K | ||
legal-pas-States-03-26-2019.jpg | 2019-03-26 16:43 | 64K | ||
legal-pas-states-03-2019.jpg | 2019-03-26 16:36 | 66K | ||
legal-pas-states.jpg | 2018-04 -09 13:04 | 68K | ||
законность эвтаназии и PAS в 28 странах2.PNG | 2016-06-30 11:36 | 139K | ||
lightbox_donate_euthanasia_bg.png | 2013-12-13 14:53 | 103K | ||
2014-01-14 14:22 | 55K | |||
оранжевый-x-mark.png | 2016-07-07 14:21 | 730 | ||
pas-and-euthanasia-around-the-world.png | 2016-07-11 17:03 | 104K | ||
pdf-logo.gif | 2018-03-07 16:36 | 361 | ||
протест против удаления терри-шьяво-зонда для кормления за пределами здания суда сша, показанного на марше-22-2005, передняя обложка-тампа-трибуны.jpg | 2010-09-28 11:52 | 124K | ||
question-icon.jpg | 2018-04-05 11:36 | 1.1K | ||
рекомендуется -square-graphics-arguments-hover.png | 2017-03-24 10:50 | 9,5K | ||
рекомендовано-square-graphics-arguments.png | 24.03.2017 10: 45 | 9,4K | ||
рекомендуемый квадрат-графика-временная шкала-наведение.png | 2017-09-07 13:48 | 7.6K | ||
рекомендовано-square-graphics-timeline.png | 2017-09-07 13:48 | 7.8K | ||
рекомендовано-square-graphics-top-pro-con-quotes-hover.png | 2017-03-24 10:52 | 9.6K | ||
рекомендовано-square-graphics-top -pro-con-quotes.png | 24.03.2017 10:51 | 9.8K | ||
saint-thomas-aquinas-catholic-theologian-and-philosopher.jpg | 2010-09-28 11:47 | 50K | ||
американцы должны все-9038 -have-the-right-to-health-care.png | 24.03.2017 10:38 | 8.9K | ||
руководство штата к врачу-ассистенту- suicide.png | 24.03.2017 10:39 | 7.8K | ||
урны с останками детей, эвтаназированных нацистами в spiegelgrund.jpg | 2010-09-28 11:50 | 7,7K | ||
x-icon-reverse. |