Содержание

эффект Зейгарник, или как открытия профессоров психологии помогают доводить пользователей до цели на сайте — Дизайн на vc.ru

Статья для начинающих UX/UI-дизайнеров, исследователей и аналитиков. В статье рассказывается о том, как открытия профессоров психологии Московского государственного и Гарвардского университетов могут помочь большему числу пользователей достичь необходимых целей на сайте.

{«id»:196697,»type»:»num»,»link»:»https:\/\/vc.ru\/design\/196697-ux-dizayn-effekt-zeygarnik-ili-kak-otkrytiya-professorov-psihologii-pomogayut-dovodit-polzovateley-do-celi-na-sayte»,»gtm»:»»,»prevCount»:null,»count»:92,»isAuthorized»:false}

{«id»:196697,»type»:1,»typeStr»:»content»,»showTitle»:false,»initialState»:{«isActive»:false},»gtm»:»»}

{«id»:196697,»gtm»:null}

11 702 просмотров

Время прочтения ~4 минуты.

Советский психолог, доктор психологических наук, профессор и одна из создателей факультета психологии МГУ Блюма Вульфовна Зейгарник, в 1927 году под руководством Курта Левина (чьи идеи оказали большое влияние на социальную психологию) провела ряд экспериментов в ходе которых обнаружила интересную закономерность: память о незавершенных действиях сохранялась у человека почти в два раза (1,9) дольше чем память о завершенных действиях.

Слева: Блюма Зейгарник. Справа: результаты экспериментов Зейгарник. wikipedia.org

В ходе экспериментов, Зейгарник просила испытуемых решить несколько задач за определенное время. При этом, в процессе решения задач, половине испытуемых не давали завершить часть задач, ссылаясь на нехватку времени.

После чего Зейгарник просила всех испытуемых перечислить задачи, которые они запомнили. Оказалось, что среди сохранившихся в памяти задач, отношение завершенных к незавершенным в среднем равнялось 1,9. То есть почти в два раза больше задач вспомнили те испытуемые, которых прервали во время решения задачи.

По итогу экспериментов Зейгарник резюмировала, что в случае прерывания решения задачи у испытуемого возникал определённый уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи.

А согласно теории поля Курта Левина, задача, которая уже была начата, устанавливает напряженность, и это напряжение снимается лишь по завершению задачи. Но если задача прерывается, то снижение напряжения затруднено, за счет чего задача дольше сохраняется в памяти человека. Данный эффект незавершенных действий и есть эффект Зейгарник. Если всё это звучит слишком сложно, то простыми словами эффект Блюмы Зейгарник можно описать так:

Эффект Зейгарник: Незавершенные задачи остаются в памяти человека дольше, чем завершенные.

Блюма Зейгарник

Доктор психологических наук, профессор и одна из создателей факультета психологии МГУ

Эффект Овсянкиной

Позже, другой профессор психологии Гарвардского университета, но также с русскими корнями, Мария Овсянкина, дополнила эффект Зейгарник своими исследованиями. В частности, она выяснила, что прерванная или незавершенная задача, даже без дополнительных стимулов и напоминаний, воспринимается испытуемыми как «квазипотребность».

{ «osnovaUnitId»: null, «url»: «https://booster.osnova.io/a/relevant?site=vc&v=2», «place»: «between_entry_blocks», «site»: «vc», «settings»: {«modes»:{«externalLink»:{«buttonLabels»:[«\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c»,»\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c»,»\u041d\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c»,»\u0417\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c»,»\u041a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c»,»\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c»,»\u0421\u043a\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c»,»\u041f\u0435\u0440\u0435\u0439\u0442\u0438″]}},»deviceList»:{«desktop»:»\u0414\u0435\u0441\u043a\u0442\u043e\u043f»,»smartphone»:»\u0421\u043c\u0430\u0440\u0442\u0444\u043e\u043d\u044b»,»tablet»:»\u041f\u043b\u0430\u043d\u0448\u0435\u0442\u044b»}} }

То есть, незавершенная задача создает навязчивые мысли, направленные на то, чтобы вернуться к задаче и закончить прерванное действие. Другими словами, при незавершенной задаче, человек сам стремится к завершению (разрядке). Данный феномен был назван эффектом Овсянкиной.

Применение эффекта Зейгарник и эффекта Овсянкиной в дизайне сайтов

Наверняка вы наблюдали подобные эффекты в своей жизни, например, когда хотели посмотреть 1-2 серии сериала, а в результате просмотрели целый сезон. Сценаристы сериалов хорошо знакомы с описанными выше эффектами и потому каждая серия заканчивается на интересном и интригующем моменте сюжета. Подобное прерывание похоже на прерванную задачу в экспериментах Зейгарник и Овсянкиной. Зритель очень хочет добраться до конца истории (завершить начатую задачу) и потому проводит за просмотром больше времени, чем планировал.

Аналогичным образом эффекты Зейгарник и Овсянкиной применяют и на сайтах, например, многие новостные СМИ указывают броский заголовок, который прерывается многоточием. Пользователь заинтригован и появляется желание прочитать статью целиком, чтобы завершить начатую задачу.

Броские заголовки и незавершенные подзаголовки вызывают желание пройти по ссылке и прочитать всю новость  gazeta.ru

Другой пример применения эффектов Зейгарник и Овсянкиной в дизайне – это корзина интернет-магазинов. В большинстве сайтов, корзина является самостоятельной страницей. Но некоторые интернет-магазины делают корзину первым шагом в оформлении товара. Таким образом пользователь зашедший в корзину просмотреть товары становится вовлеченным в процесс оформления покупки.

Выйти из такой корзины означает прервать задачу. А это, исходя из экспериментов выше, остается в памяти надолго и подталкивает пользователей вернуться к задаче и закончить прерванное действие.

Страница корзины не отделена, а является первым шагом оформления покупки burberry.com

Другой пример применения феномена Зейгарник и феномена Овсянкиной – это использование трекеров (индикаторов) прогресса. На примере оформления кредитной карты на сайте банка Тинькофф, пользователь только зашел на страницу с описанием условий по карте, а трекер прогресса уже показывает, что пройдено 5%.

То есть пользователь уже вовлечен в процесс оформления, словно он уже проделал часть работы. Он видит весь путь и подсказку, что необходимо сделать чтобы дойти до конца. Уход будет означать прерванную задачу. А потому, многие пользователи стараются завершить начатое.

Трекер прогресса на странице с описанием кредитной карты банка Тинькофф tinkoff.ru

Вывод:

По возможности, используйте шаги или другие индикаторы выполнения задач пользователем в дизайне сайтов, чтобы визуально указать предстоящий путь и акцентировать внимание на том, что задача не завершена. Тем самым, вы сможете повысить вероятность выполнения задачи, а вместе с этим и конверсию сайта.

В данной статье очень кратко разобран лишь один способ улучшения пользовательского опыта. Если вы хотите узнать больше о UX-дизайне на основе поведенческой экономики, инженерной психологии и UX-исследований, то специально для вас мы составили электронный учебник «Конверсия на стероидах», в котором собрано множество подобных точек роста конверсии в виде удобного курса по UX-дизайну.

Приходите и прокачивайте свои скиллы в дизайне и набирайтесь убедительных аргументов для обоснования своих дизайн-решений перед заказчиками.

Эффект Зейгарник на практике / Хабр

Эффект Зейгарник

может помочь повысить вашу работоспособность. Сначала я объясню, в чем заключается идея, а затем дам практический совет, как можно применить ее в обучении.



Что такое Эффект Зейгарник?

Представьте, что сейчас 9:00 вечера. Вы изучаете JavaScript. Садитесь за стол. Открываете свой ноутбук и запускаете редактор кода. Работаете вы, скажем, над проектом с ресурса freeCodeCamp —

Wikipedia Viewer

.

Работаете некоторое время, затем отвлекаетесь, открываете браузер, чтобы прочитать статью на сайте Mozilla Developer Network о совместном использовании ресурсов между разными источниками (CORS), потому что хотите разобраться c кросс-доменными Ajax запросами.

Все идет хорошо. Чем дольше вы читаете статью о CORS, тем лучше ее понимаете. Становится поздно, пора закругляться.

Что вы сделаете дальше?

А) Оставите статью недочитанной, чтобы вернуться к ней следующим утром?
Или
Б) Доведете дело до победного конца и закончите чтение?

Эффект Зейгарник рекомендует вам выбрать вариант А и не заканчивать чтение, когда планируется перерыв. Почему?

Потому что согласно эффекту Зейгарник, «прерванные задачи запоминаются лучше, чем законченные».

Люди так устроены, что испытывают тягу к завершению действия, которая активируется, когда какая-либо задача осталась недовыполненной. Вспомните о том, как постепенно разрешаются загадки в детективах, или о чувстве, которое испытываете, когда кладете трубку, так и не закончив спор с любимым человеком. Это ощущение напряженности появляется как раз благодаря пресловутой тяге к завершению начатого, которая эффективно помогает нам запомнить неоконченные задачи.

Итак, если вы предприимчивый разработчик, то вполне можете применить данный эффект, когда изучаете новые инструменты или развиваете свои навыки. Потому что – при равных временных затратах на изучение материала – эффект Зейгарник может помочь вам лучше и эффективнее запомнить концепции разработки.

А вот одна идея, как можно использовать этот феномен, когда учитесь писать код.

Профессиональный лайфхак: Оставьте кусок кода недописанным, когда “работа прет” и вернитесь к нему позже.

Вот вы работаете над одним из алгоритмов. Вы ухватили суть проблемы. Набросали кое-какие заметки и псевдо-код на бумажке, составили высококлассный план, как будете писать этот самый алгоритм.

Затем начинаете переводить свои мысли в код. Потом еще и еще. Работа спорится, и вы начинаете чувствовать прилив дофамина от мысли, что скоро задание будет выполнено и freeCodeCamp выдаст вам награду — поощрительное сообщение:

А теперь остановитесь. Прежде, чем закончите эту задачу. Остановитесь. Примите осознанное решение остановить процесс. Отойдите от компьютера и займитесь чем-нибудь другим.

«Но я же почти закончил!» — скажете вы.

Идея в том, что когда вы сами себя прерываете на середине процесса, вы не только лучше запоминаете то, в чем практикуетесь — вы еще и усиливаете свою мотивацию продолжить работу.

Тяга к завершению будет такой сильной, что вы не сможете выдержать долгой разлуки со своим компьютером. А когда наконец вернетесь, то точно оторветесь по полной.

Итак, используя пресловутый эффект Зейгарник, вы:

  1. Лучше запоминаете те концепции, которые затрагивались в задании
  2. Даете себе стимул вернуться к работе.

Причем с удвоенной энергией. Двойная польза.

Эффект Зейгарник в действии

В последнее время я запоем читаю книги и рассказы Роальда Даля, потому что он потрясный автор. И в одном из своих интервью он описал стратегию, наводящую на мысли об эффекте Зейгарник:


Я никогда не возвращаюсь к чистой странице, всегда дописываю примерно до половины. Сталкиваться с пустой страницей не очень хорошо. Но Хемингуэй, великий американский писатель, научил меня отличному трюку, который незаменим при работе над длинной книгой. Он выразил это так: «Когда работается хорошо, переставай писать».

Это значит, что если все идет как по маслу, и ты точно знаешь, что случится в конце главы и что будут делать персонажи, не стоит продолжать писать, пока не доберешься до конца. Иначе тебе придется задаться вопросом, что делать дальше. И ты встанешь и уйдешь, а потом совсем не захочешь возвращаться к работе, потому что просто не знаешь, как продолжить.

Но если ты остановишься, когда все идет отлично, как сказал Хемингуэй… тогда ты будешь знать, что хочешь сказать дальше. Нужно заставить себя остановиться, отложить карандаш и все остальное и просто отойти. И тогда у тебя будут руки чесаться скорее вернуться к работе, потому что ты уже знаешь, что будет дальше, и это прекрасно, и тебе нужно это сделать. И так каждый раз, каждый день в течение года.

Если ты останавливаешься, когда застрял — вот тогда у тебя будут неприятности!

Послушать полное интервью Роальда Даля можно по

ссылке.

Написание романа и кода намного ближе, чем вы думаете. И то, и другое — насыщенные творческие процессы. Если подобные остановки во время успешного процесса помогли двум легендарным писателям создать произведения, которыми восхищается весь мир, то могут и вам помочь прокачать свои способности и создать полезный продукт.

Если у вас есть идеи, как еще можно было бы использовать эффект Зейгарник для улучшения навыков в программировании, будем рады увидеть их в комментариях. Спасибо за внимание!

Как улучшить продуктивность с помощью Эффекта Зейгарник

Из этой статьи вы узнаете, что такое психологический эффект Зейгарник, и почему он работает. Разберетесь, как применить его для лучшего запоминания, в том числе, для подготовки к экзаменам, а также как с его помощью победить прокрастинацию. Когда этот эффект не работает и как можно нивелировать его негативное влияние – также рассмотрим в статье.

Для того, чтобы узнать механизмы запоминания, эффективные техники и приемы, приходите на нашу онлайн-программу «Мнемотехники».

Что такое эффект Зейгарник

Когда вы начинаете работать над каким-то делом, но не заканчиваете его, мысли о незавершенной работе продолжают всплывать в уме, даже когда вы переходите к другим вещам. Такие мысли побуждают вернуться и закончить то, что вы уже начали.

Когда вы прерываете просмотр сериала или чтение книги, вы больше всего запомните именно этот момент. Это еще одно проявление эффекта, которое касается вашей памяти.

Этот психологический эффект активно используется режиссерами, сценаристами, рекламщиками, чтобы удержать внимание. На этом принципе построены трейлеры к фильму: они состоят из множества незавершенных кусочков. Ваш мозг захочет “закончить” дело, и сложить всю картину целиком. Но тогда вам придется купить билет и пойти в кино. Вот вы и попались в ловушку эффекта Зейгарник.

Как он работает

Изучая проявления эффекта, ученые ввели понятие когнитивной напряженности. Как только вы начинаете выполнять какую-то задачу, в мозгу создается некое напряжение. Избавиться от него можно лишь в том случае, если вы завершите задачу и получите свою дозу дофамина в качестве награды.

Если же вы не закончили дело, мозг постоянно будет напоминать о нем. Когнитивное напряжение способствует возвращению незавершенной задачи в краткосрочную память. Оно будет напоминать о ней, пока вы не доведете ее до конца.

Как применить его в своей жизни?

Улучшаем процесс образования

Если вы готовитесь к экзамену, разбейте процесс на блоки и готовьтесь заранее. Прерывайте каждый блок не на логической точке (т.е., не доучивайте тему до конца),  а посередине учебного материала. Ваш мозг запомнит это намного лучше. Если же вы будете готовиться за одну ночь, вам придется впихнуть все знания за один раз.

Похожий подход можно применять и в других случаях, когда вы изучаете любой крупный объем данных. Разделите его на части и делайте небольшие перерывы между ними. Мозг будет продолжать обрабатывать информацию в эти промежутки, и вы запомните ее намного лучше. Достаточно всего минутного разрыва, чтобы получить желаемый результат.

Побеждаем прокрастинацию

Часто мы откладываем задачи до последнего момента, выполняя их в бешеном порыве в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. Эта тенденция приводит к значительному стрессу и снижает продуктивность.

Эффект Зейгарник поможет справиться с этим. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький, и как незначительно он влияет на результат. К примеру, откройте файл проекта, с которым работаете. Получится такое себе незаконченное действие, по отношению ко всей задаче. В соответствии с эффектом Зейгарник, мозг продолжит думать о деле. И вам будет уже намного легче сделать следующий шаг. И так до тех пор, пока вы не закончите весь проект. Конечно, возможно, вы сделаете это не за один присест, но в любом случае так вы можете преодолеть свою прокрастинацию.

Обратная сторона эффекта Зейгарник

К сожалению, эта методика работает не во всех случаях. Если вы ожидаете награду за конкретный кусок работы, сознательное прерывание задачи на части только ухудшает продуктивность и мотивацию к продолжению.

Эту особенность подтвердило исследование [Kenneth O. McGraw, 1982], проведенное в Университете Миссисипи. Участников разделили на 2 группы и дали задачу, которую следовало выполнить с использованием эффекта Зейгарник. Одной из групп пообещали заплатить за участие в эксперименте.

В результате те, кому пообещали награду, возвращались к работе после перерыва лишь в 56% случаев. Процент возвратов второй группы был выше – 86%.

Так что, если вы работаете ежедневно с 9 до 17 с почасовой оплатой, такой метод, скорее всего, не сработает.

Существует еще одна проблема, которая ограничивает применение данного эффекта. Если количество недоделанных задач окажется слишком большим, ваш мозг будет перегружен. Помимо работы над текущим заданием, ему придется тратить ресурс на множество других, незаконченных дел. Вы начнете испытывать стресс, ухудшится концентрация внимания и ваша продуктивность снизится.

Справиться с этим можно двумя способами:

  1. Ограничивайте применение эффекта Зейгарник на 1-3 проекта, чтобы не слишком утомлять свой мозг. Помните, что наиболее эффективен он в сфере образования.
  2. Делегируйте часть незавершенных дел. Мозг будет воспринимать такие задачи, как выполненные, и освободит немного “оперативной памяти” для текущих дел.

Что нужно запомнить

  • Эффект Зейгарник – это стремление мозга завершить незаконченные задачи.
  • Он возникает вследствие когнитивного напряжения, которое постоянно возвращает задачу в рабочую память мозга.
  • Разделите изучаемый материал на части и делайте перерывы в процессе изучения – это поможет лучше запомнить.
  • Чтобы победить прокрастинацию, сделайте маленький первый шаг. Этим вы запустите эффект Зейгарник – ваш мозг будет стремиться закончить дело.
  • Этот метод не эффективен, если вам платят за работу, а не результат; и в тех случаях, если у вас слишком много невыполненных задач.

что такое незавершенный гештальт и почему мы так часто о нем говорим

Такое напряжение помогает нам не забывать о своих потребностях. Но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незакрытый гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. В таком случае человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером. В более тяжелых случаях человек даже не хочет сближаться с другими, фокусируясь только на том, как вернуть и переиграть отношения с тем, с кем они не сложились до этого, тем самым буксируя на месте и ограничивая себя от движения вперед.

Незавершенный гештальт может проявляться и другим, достаточно популярным способом: мама, которая хотела стать актрисой, но не получилось. Такой незакрытый гештальт заставляет ее толкать свою дочь к поступлению в театральный. В сущности, механизм действия напоминает банальную для всех ситуацию: вспомните, как иногда у всех нас бывает, когда, услышав кусочек какого-то трека, мы на протяжении всего дня его напеваем, отстукиваем мотив и жалуемся друг другу фразами «дурацкая песня с утра сидит в голове». И так продолжается до тех пор, пока мы не послушаем ее снова от начала до конца или же пока наше внимание не переключится на какое-то более важное событие. Однако только стоит нам расслабиться, песня снова начинает играть в голове. Незакрытые гештальты ощущаются точно так же, только песней в данном моменте станут — наше поведение в неудавшихся отношениях; неумение отстоять свои границы с друзьями, близкими или боссом; недосмотренный фильм или неоконченный образовательный курс. То есть любая ситуация, которая была для нас важна, но либо закончилась не так, как мы предполагали (парень внезапно разрывает отношения и не объясняет толком причины), либо просто обрывается без логического окончания (когда мы ожидаем звонка от нового знакомого, а он не перезванивает, хотя взял номер и обещал позвонить). Самое неприятное то, что, имея незавершенные гештальты, мы всегда хотим их закрыть, а для этого, в большинстве случаев, неосознанно приводим себя в ситуации, где могли бы это сделать, а это заставляет нас все время откатываться назад и расходовать на прошлое огромное количество энергии, которое могли бы тратить на движение вперед.

Эффект Зейгарник – Фокусы науки

Случалось ли вам чувствовать тревогу или даже некоторую вину по поводу какого-либо незавершённого дела? Когда вы не успевали довести начатое до конца, вынуждены были отложить это, а в результате полночи не могли спать, постоянно мысленно возвращаясь к этому незаконченному занятию? Почему мы через пару дней не вспомним вроде важное событие, а какие-то глупости годами не можем выкинуть из головы? Если да, то, возможно, вы будете удивлены узнать, что причиной такого состояния является не совесть, не привычка доводить начатое до конца или личная склонность к излишним переживаниям. Подобный эффект в разной степени характерен для всех людей, и психологам он известен относительно давно. Это – эффект Зейгарник, получивший своё название от имени советского психолога Блюмы Зейгарник, которая первая его описала.


Загадка официанта

Загадкой избирательности памяти впервые серьезно занялись немец Курт Левин и его ученица Блюма Зейгарник. Мысль изучить проблему родилась у исследователей случайно. Как-то раз они зашли перекусить в кафе рядом с Берлинским университетом, где оба работали. Психологи с интересом заметили, что, хотя официант, выслушав их, ничего не записал, заказ из почти десятка блюд выполнил в точности. Левин и Зейгарник поинтересовались, не боится ли он забыть чей-то заказ, на что тот ответил, что никогда не путает заказы посетителей.
Ученые не поверили «хвастуну» и устроили ему допрос, выспрашивая, что заказали посетители за соседними столиками. И тут случился конфуз: официант и вправду в деталях помнил все заказы, но только те, что еще не были оплачены. А вот что заказывали клиенты, которые уже заплатили и пару минуту назад ушли из кафе, официант вспомнить не смог. Ему пришлось сверяться с чеками.

После этого случая Зейгарник предположила, что завершенность и незавершенность действий и событий по-разному влияют на их запоминаемость. Психолог провела серию экспериментов, в ходе которых доказала, что во время выполнения того или иного действия у человека возникает определенное эмоциональное напряжение. Когда действие не завершается, а, например, прерывается, напряжение не получает соответствующей разрядки, и в итоге то, что не было сделано, запоминается очень надолго. В тех случаях, когда эмоциональное напряжение разряжается и процесс совершения действия завершается, наш мозг «халтурит» и плохо запоминает произошедшее. Как выяснила Зейгарник, незавершенные действия человек запоминает в 1,8 раза лучше, чем завершенные!
Это явление получило название «эффект Зейгарник».


Сегодня на обнаруженной Зейгарник закономерности построены некоторые методики по запоминанию информации. А еще этот эффект постоянно используют кинематографисты и телевизионщики: например, чтобы «подсадить» зрителей на сериальную «иглу», достаточно заканчивать каждую серию на самом интересном месте, то есть оставлять действия героев незавершенными.

Что интересно, избавиться от многих видов любовной и эмоциональной привязки также помогает эффект Зейгарник. Психологи и психотерапевты выявляют, что именно клиент считает прерванным, незавершенным, и различными методиками помогают ему восстановить целостную картину и завершить отношения.

Однако эффект незавершенного действия наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации — прерванные задания. Несмотря на большой экспериментальный материал, эффект незавершенного действия не имеет окончательного теоретического объяснения.


Основной вывод, который можно сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.

И что еще интересно — у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если, конечно, такое возможно.

Завершение освобождает энергию!

P.S. Для того, чтобы справиться с проволочками, следует прибегнуть к правилу 15 минут. Суть заключается в том, что, если начать заниматься чем-либо и продолжать 15 минут, то в дальнейшем работа будет спориться, и уже не будет доставлять такого дискомфорта. Как говорится, в любом деле главное – начать. Положительное влияние эффекта Зейгарник здесь в том, что, прервавшись от занятия, вы легче вернётесь к его дальнейшему выполнению, поскольку задействованными окажутся мотивационные компоненты памяти.

Эффект Зейгарник — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Мы живём в таком ритме, что порой бывает сложно найти время для продолжительных задач, поэтому они постоянно переползают из одного списка в другой. Как же в конце концов взяться то за эти постоянно откладывающиеся задачи?

Есть один метод — эффект Зейгарник.

Один из самых простых способов победить откладывание дел в долгий ящик – использовать эффект Зейгарник. Это явление было открыто русским психологом Блюмой Зейгарник во время ужина в венском ресторане.

Она заметила, что загруженные работой официанты помнят лишь заказы, которые находятся в процессе обслуживания, но как только все блюда поданы, заказ исчезает из памяти персонала.

Позже для изучения этого явления Зейгарник попросила группу участников выполнить ряд простых заданий в лаборатории, таких как решение головоломок и нанизывание бусин на нить.

В течение какого-то времени их периодически отрывали от занятий, а потом Зейгарник спрашивала, что конкретно из своих задач они запомнили лучше всего.

В ходе этого эксперимента обнаружилась любопытная вещь — люди гораздо лучше запоминают задачи, от которых их оторвали, нежели те, которые они успели закончить.

Так какое же отношение это имеет к откладыванию дел на потом?

Эффект Зейгарник предполагает, что прерванное действие создаёт ментальное напряжение, которое удерживает информацию на переднем плане памяти. Единственное, что может снять это напряжение – завершение начатого.

Таким образом, это явление предполагает, что любое начатое дело, неважно, большое или маленькое, остаётся в глубине вашего сознания до момента завершения.

Простая техника, часто применяемая на телевидении: прерывание передачи на самом интересном месте гарантирует, что зрители вернутся к просмотру, потому что захотят узнать, чем же всё закончилось, захотят завершить начатое.

То же самое происходит с задачами, которые кажутся невыполнимыми. Просто сделайте первый шаг, и дальше всё начнёт двигаться само собой.

В интервью для британской газеты The Independent когнитивно-поведенческий психолог лондонского медицинского центра The Blue Tree Clinic Хадасса Лейпциг говорит, что эффект Зейгарник играет важную роль и в сохранении психического здоровья.

Незаконченные задачи и откладывание дел на потом часто приводят к цикличному и не приносящему пользы образу мышления. Это может влиять на сон и вызывать чувство тревоги, что в дальнейшем сказывается на психических и эмоциональных ресурсах человека, — говорит Лейпциг. — При использовании эффекта Зейгарник самостоятельно или же в условиях когнитивно-поведенческой терапии, это явление может способствовать ментальному благополучию, мотивируя вас на окончание начатого, развитие здоровых привычек, постановку целей и решение постоянно откладываемых на потом проблем. Успешное завершение задач принесёт чувство удовлетворения, повышая самооценку и уверенность в себе. Кроме того, человек, способный найти выход из стрессовых ситуаций, вероятно, сможет оказать положительное влияние и на своё психологическое благополучие.

[источники]источники
http://mixstuff.ru/archives/139249

А вот вам еще Эффект Иисуса Навина, Эффект Безольда, Эффект Мпембы, Эффект Коандэ и Эффект Линденфроста

Перерване щастя: вся правда про «Ефект Зейгарник»

Первая половина 20 века. Время черно-белых фотографий и культа Зигмунда Фрейда. Молодая женщина чуть за 20 и мужчина лет на 10 старше зашли в кофейню, одну из предшественниц нынешних сетей типа Страбакса. Приятная атмосфера, ароматы хорошо прожаренных зёрен и свежей выпечки дурманили разум и зазывали отказаться ото всех диет, поддавшись высококалорийному соблазну. Студентка берлинского университета Блюма со своим научным руководителем Куртом присели за один из столов, который рассчитан на четверых. Это было сделано автоматически, каждому об этом сообщило какое-то чувство, расположенное ближе к животу, и если бы оно умело говорить, то сказало бы: «Сесть за столик для двоих будет не лучшей идеей для установления деловых отношений, и обсуждения нового исследования». Блюма и Курт взяли свои меню, чтобы несколько подкрепиться перед дискуссией. Выбрав то, что каждый привык есть в середине дня, Курт позвал официанта. Заказ принимал молодой человек, на вид лет двадцати пяти. Он сильно заинтересовал и студентку Блюму, и её преподавателя Курта. Причём дело было не во внешности, а в том, что официант принял до них примерно 7 заказов, но при этом ничего не записал, хотя, сами понимаете, итоговый перечень блюд был обширным. Спустя некоторое время он принес к столу всё, что было заказано, ничего не забыв. Блюма сделала молодому человеку комплимент по поводу его удивительной памяти, на что он пожал плечами, сказав, что никогда не записывает и никогда не забывает. Сидевшие за столом психологи переглянулись, и Курт задал молодому человеку ещё один вопрос. Он попросил официанта сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них, и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что ничего не помнит, хотя незадолго до этого передал повару все заказы до единого…
Что же случилось с официантом? Почему молодой человек, который обладал, похоже, феноменальной памятью всё забыл? Что это за психологи Курт и Блюма? И при чём тут «Эффект Зейгарник»? Об этом далее…

Итак.
Студентка Блюма – это Блюма Зейгарник. Именно она и открыла тот самый эффект, о котором пойдёт речь. Родилась в 1900 году на северо-западе Российской империи в литовском городе Пренай. Выпускница минской женской гимназиии и филологического факультета берлинского университета. В Германии была ученицей выдающегося психолога Курта Левина, который основал теоретическую часть гештальт-подхода, в котором я и работаю. После возвращения в СССР Зейгарник внесла свой вклад в рождение факультета психологии МГУ. Основала отечественную патопсихологию. Таким образом, гештальт-подход ни просто не чужд культуре постсоветского пространства, а, среди прочих, стоял у истоков отечественной психологии. Теперь немного о научном руководителе Блюмы Зейгарник.
Курт Левин родился в 1890 году в Пруссии в еврейской семье. То бишь тех же корней, что и Фредерик Перлз – основатель уже практической части гештальт-подхода. С Блюмой они почти одновременно разъехались по сверхдержавам. Только Зейгарник сделала «back to USSR», а Курт, соответственно, «forward to USA».


Исходя из теории поля Курта Левина, человек живет в «психологическом поле» окружающих его объектов. То есть в поле людей и предметов. Каждый из этих объектов имеет для меня свою валентность. Например, этот текст так же имеет валентность для тебя, мой любимый читатель. Возможно, положительную, что выражается интересом и уважением к его автору, а может отрицательную с соответствующими чувствами раздражения или гнева.
Одним словом, все объекты среды имеют для нас валентности, что чувствуется через эмоциональное напряжение. Оно требует разрядки. Вопрос лишь в том, что это за напряжение и на какие действия оно направлено.


Ну что ж, о персонажах я написал, поехали дальше уже конкретно про сам «эффект Зейгарник».
Всего три слова: Концепция. Незавершённых действий. Так в науке называется «эффект Зейгарник». Почему я написал первое слово через точку? Потому что оно лишнее. Я не люблю наукообразый жанр письменности, прерогативно изобилующий формализовано образованными дефинициями, интегрирующими своеобразный материал, аспективно разложенный когнитивно понятными терминологоческими субстратами соответствующими базовой информированности, ознакамливающегося с ними субъекта.


Да, именно поэтому я и не люблю наукообразный текст.

Несколько лет проработав журналистом в службах новостей, я привык, что ясность изложения – это то, что притягивает людей к экрану, или заставляет остаться на радиоволне. Вот и я хочу, чтобы гештальт-подход стал радиоволной, а не отстранённой наукообразной кашкой для избранных.
Поэтому слово «концепция» я отбрасываю, как мешающее мне установить контакт с читателем, и остаётся у нас то, что «Эффект Зейгарник» объясняет роль «незавершённых действий» в жизни человека.
За вольным изложением биографий Зейгарник и Левина я уже позабыл ту историю, с которой всё начиналось. Итак, кофейня, студентка, преподаватель и официант. Так вот, именно тогда Блюма Зейгарник поняла на примере официанта, что человек лучше всего запоминает действие, которое осталось прерванным, незавершённым.
После истории с официантом она со своей сокурсницей подтвердили эту гипотезу экспериментально: людям давали решать задачки и через несколько дней просили вспомнить, что там было. Среди вспомнивших были в основном люди, которых прервали в момент решения задачи. Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник».


А теперь предлагаю вернуться из 1928го в 2013й и посмотреть, как этот эффект можно применить «здесь и сейчас», чтобы сделать жизнь лучше.


Тревога – это для меня основной показатель того, что в жизни клиента есть незавершённое действие. Если у меня что-то не завершено, то оно не отпускает ни меня, ни мою память, ни моё восприятие настоящего. Я смотрю на настоящее через незавершённый опыт прошлого и отказаться от него невозможно, если не завершить для себя, не отпустить.
Можно поставить себе задачу забыть все свои незавершённые ситуации и так делают многие. Многие из тех, которые потом обращаются, говоря с тревогой о том, что жизнь не идёт так, как хотелось бы, что чувства притуплены, желания какие-то ненастоящие, работа нормальная, но особенно удовольствия не приносит, в семье как-то не хватает интимности, тепла, радости, любви и ласки. Когда все эти важнейшие части жизни становятся сероватых оттенков, это вызывает тревогу. Серые оттенки, подавленные чувства, неоткровенность в первую очередь перед собой – первые симптомы того, что «эффект Зейгарник» здесь уже сработал. Первые симптомы, что прошлое не отпущено, что количество незавершённых ситуаций, незакрытых гештальтов бьёт рекорды.
Если мне это знакомо, то, возможно, я до сих пор несу с собой незавершённые события прошлого, которые пытаюсь, опять же, неосознанно завершить, вместо того, чтобы получать удовольствие от жизни. От настоящего.


— Я «наступаю на одни и те же грабли». Это «эффект Зейгарник».

— Я чувствую, что чего-то не хватает для полной жизни. Это «эффект Зейгарник».

— Я уже несколько раз женился или замужем и снова не складывается? Это снова подкараулил «эффект Зейгарник». Я снова возвращаюсь к незавершённой когда-то ситуации.
«Эффект Зейгарник» может проявиться в любой части моей жизни и сигнализирует о том, что есть незавершённости, которые мешают жить в настоящем, воспринимать вещи такими, как они есть, «дышать полной грудью», испытывая интерес к жизни, а не тревогу за неё.

Незавершенные действия создают внутри напряженную заряженную систему. Это та самая напряжённость, тревога, с которой клиенты приходят ко мне, как к терапевту. Под этой напряжённостью находятся чувства, которые стремятся к проживанию, импульсы, стремящиеся к выходу.
Человек всегда стремится к завершению неоконченного. Это касается не только памяти, но и восприятия. 
Психика создана таким образом, что человек хочет целого, хочет завершённости. Это и есть – гармония, целостность, или, если в терминах – аутентичность и конгруэнтность.
Я сам, когда впервые пошёл к психологу, то не чувствовал себя целостным. Многое в жизни, в семье, внутри себя, в работе, в ряде ситуаций я видел, как три согнутых отрезка, три уголка и три странные фигуры. Вместо того, чтобы достроить до целостной картины, я тревожился. Мне что-то мешало достроить мою жизнь до чего-то целостного.
Я не понимал своего «эффекта Зейгарник». От чего я убегал, а не завершал. Не достраивал 3 кривых до круга, потому что тогда вскрылось бы слишком много правды, и стало бы очень больно. Эта боль незавершённых ситуаций прошлого.

Не убежать, а увидеть, прожить и отпустить – вот принцип моей гештальт-терапии. Не зажатие, а раскрепощение. Я — самый ярый противник «эффекта Зейгарник». Я хочу яркости настоящего, а не серости незавершённого прошлого. И в этом помогают три принципа Гештальта:
— Актуальность чувств и желаний. То есть ощущать то, что происходит «здесь и сейчас».
— Осознавание, что это за чувства и желания «здесь и сейчас».

— Ответственность за то, что всё это чувствую и желаю именно я, а ни кто-то другой. И хочу я этого «здесь и сейчас».
«Глотаем» обиды, не выражаем гнев, не даём свободу нежности и любви. Что в итоге? Депрессии и срывы. Вопрос только когда, где и на ком. Бомба из накопившихся эмоций может взорваться в любой момент и по разным поводам. Если человек не решается высказать кому-то значимому своё мнение, вполне возможно, что дома он «заслуженно» при нужном поводе, жёстко накажет детей.
Продолжение ругани с женой в голове, когда ситуация не актуальна, переживание по поводу разногласий в браке, когда уже оформлен развод, зацикливание на детских обидах, когда сам уже взрослый — это те самые незавершённые ситуации.

Невыраженные чувства, непроясненные отношения и несказанные слова, несделанные поступки. Именно они могут жить в нас многие годы.

Это была вся правда про «Эффект Зейгарник», а так же про то, как же можно прерывать своё счастье, либо вернуть его себе.


Автор: Борис Никифоров.

 

https://www.facebook.com/KISPP

 

Почему незаконченная работа следует за нами домой [комикс]


В 1920-х годах русский психолог Блюма Зейгарник заметил странную вещь. Во время обеда вне дома она была впечатлена сложными заказами, которые официанты могли запомнить за один раз. Тем не менее, как только счет был оплачен, официанты совершенно забыли, что такое заказы. Это наблюдение привело к изучению того, что впоследствии стало известно как эффект Зейгарник.

Эффект Зейгарник относится к нашей склонности запоминать незавершенные или прерванные задачи лучше, чем выполненные.На первый взгляд эффект Зейгарник может показаться удобной адаптацией: хорошо помнить, что нам нужно сделать, и хорошо иметь желание завершить начатое. Когда дело доходит до нашей продуктивности, проблема двоякая:

Во-первых, каждая незавершенная задача, о которой напоминает вам ваш мозг, отнимает часть вашего внимания, рассеивая ваше внимание и затрудняя концентрацию на том, над чем вы сейчас работаете. . Одно исследование показало, что люди, которых прервали во время выполнения задания, хуже справлялись с последующим заданием, чем те, кому разрешили выполнить первое задание, прежде чем приступить ко второму.

Во-вторых, даже если нам удастся физически отключиться от работы, эффект Зейгарник гарантирует, что незавершенные дела следуют за нами домой. Они вторгаются в наши семейные обеды, наши каникулы, наши выходные и наш сон. Всегда останется работа. Нам нужен способ избавиться от эффекта Зейгарник, чтобы мы могли мысленно отключиться в свободное от работы время.

Хорошей новостью является то, что вам не обязательно выполнять все задания, чтобы почувствовать психологическое облегчение от эффекта Зейгарник.Исследования показывают, что простое составление плана выполнения невыполненных задач может отложить автоматические напоминания вашего мозга.

Что вы можете с этим сделать:

Запишите свои задачи . Ваш мозг — ужасная система хранения документов. Вместо того чтобы держать задачи в голове, возьмите за привычку записывать их, как только они приходят к вам. Держите цифровой менеджер задач, такой как Todoist, на своем компьютере и телефоне, чтобы он всегда был под рукой, чтобы записать новую задачу.

Иметь систему для организации и регулярного просмотра ваших задач .Ваша система не будет работать, если ваш мозг не уверен, что она точна и актуальна. Создайте ритуалы планирования своего дня и недели, чтобы ваш мозг был уверен, что вы работаете над нужными делами в нужное время, а обо всем остальном можно было побеспокоиться позже.

Завершить ритуал завершения работы . Составьте план на завтра перед окончанием рабочего дня, чтобы незавершенные задачи не задерживались в вашей голове в нерабочее время.

Найдите небольшой способ начать . Эффект Зейгарник также может быть использован в наших интересах.Когда вы обнаружите, что откладываете особенно большую или сложную задачу, определите очень маленький первый шаг, который вы можете сделать. Простое начало может вызвать у вашего мозга желание идти до конца.

Не забудьте оглянуться назад и посмотреть, как далеко вы продвинулись . Еще один негативный побочный эффект эффекта Зейгарник заключается в том, что мы быстро забываем все, что уже сделали. Не забывайте оглядываться на свои выполненные задачи во время еженедельного обзора, чтобы отпраздновать то, что вы уже сделали. Задания

Еженедельный обзор: Ритуал продуктивности, чтобы успевать больше

Полное руководство по планированию дня

Узнайте о шести других когнитивных предубеждениях, из-за которых мы плохо распоряжаемся временем.🙃

Кто мы? Doist — первая удаленная компания, стоящая за Todoist и Twist. Мы исходим из (прискорбно противоречивого) убеждения, что можно быть амбициозным, не делая себя (или свою команду) несчастными. Мы публикуем комиксы и другие вещи о работе и жизни. Подпишитесь на информационный бюллетень Ambition & Balance ниже, чтобы получать эксклюзивный контент еженедельно.

Комикс Анаис Пирлот-Марес 🎨 Автор сценария Бекки Кейн ✏️

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Приведенная выше диаграмма адаптирована из книги Dr.В книге Джона Готтмана «Наука о доверии» представлены его выводы о динамике лояльности и предательства и их глубокой роли в прогнозировании успеха или неудачи наших самых близких отношений. Все начинается с теории, открытой в 1922 году студенткой-психологом Блюмой Зейгарник, которая обладает огромной способностью разрушать человеческие отношения.

Наблюдая за официантами в венском кафе, Блюма заметил нечто очень странное в их поведении: казалось, что они помнят только те заказы, которые они выполняли в процессе подачи.Как только они выполнили свою задачу, приказы исчезли из их памяти. Чего Блюма не осознавала, так это последствий своих открытий: эффекта Зигарник.

Эффект Зигарник, говоря простым языком, — это склонность людей запоминать незавершенные или прерванные задачи лучше, чем завершенные задачи. В мире доверия доктор Джон Готтман обнаружил, что оно переводится следующим образом: необработанные негативные события между партнерами обладают огромной разрушительной силой. Из-за продолжающейся эрозии доверия они постепенно и в конечном итоге разрушают свои самые близкие отношения.

Люди имеют разочаровывающую и неадекватную склонность к размышлениям. По словам доктора Джона Готтмана, «если негативные события пары не полностью обработаны (посредством настройки друг на друга), то они многократно вспоминаются и репетируются, снова и снова прокручиваются в уме каждого человека. Доверие начинает разрушаться… в конце концов, вы остаетесь в отношениях, но эти отношения — настоящий фонтан негатива (и этот) когнитивный диссонанс подобен камню в ботинке». По мере того, как этот процесс прогрессирует, человек начинает думать о своем партнере с универсально критическим взглядом.При подозрительности и недоверии партнер может быть невольно очернен.

«Неудивительно, что она еще не звонила. Она никогда не думает обо мне…» или «О, конечно, он пьет снова . Какой эгоистичный придурок!»

По спирали нарастает раздражение и поднимается чувство обиды. Отношения вспыхивают бурно. Пары часто пребывают во взаимной нестабильности. Если вы окажетесь здесь, ознакомьтесь с тренером по отношениям Готтмана.

Боретесь с прокрастинацией? Эффект Зейгарник может помочь…

Примерно на полпути к написанию этой статьи мне поручили еще одно задание: подготовить текст для предстоящего информационного бюллетеня. Помимо написания блога, мне поручают другие письменные задания для Zenkit, так что эта добавленная задача не была аномалией.

Копия информационного бюллетеня не была срочной, и количество времени, которое у меня было до крайнего срока, было более чем разумным, однако оказалось, что я не мог полностью выбросить эту задачу из головы. Настолько, что я изо всех сил пытался закончить эту статью, потому что не мог перестать думать об этом.

Что забавно в этом, и причина, по которой я решил выделить это, заключается в том, что сама концепция, о которой я писал, была эффектом Зейгарник.

Изображение Кейт Таунсенд через Unsplash
Что такое эффект Зейгарник?

Эффект Зейгарник — это психологический феномен, установленный его тезкой, советским психологом и психиатром Блюмой Зейгарник, который предполагает тенденцию запоминать незавершенные задачи над выполненными задачами. В 1920-х годах, наблюдая за официантами в оживленном ресторане, Зейгарник заметил, что официанты могли отслеживать неоплаченные заказы, даже если они были сложными, однако, как только заказы были оплачены, они больше не могли вспомнить о них никаких подробностей.

Очарованная этим наблюдением, Зейгарник решила развить эту идею, проведя эксперименты в своей лаборатории. В одном из них она попросила участников выполнить ряд простых задач, таких как решение головоломок или сборка плоской коробки. Во время эксперимента, в середине выполнения заданий, их прервал руководитель эксперимента. Затем им было приказано продолжить выполнение оставшихся задач, которые они выполнили без помех.

Она обнаружила, что участники могли вспомнить детали задач, которые были прерваны лучше, чем те, которые не были прерваны.Ее выводы подтвердили ее наблюдения за официантами с их заказами, в которых только когда цель была достигнута, она могла быть освобождена из наших умов.

Примеры применения эффекта Зейгарник

Концепция прерывания и его влияние на обработку памяти очевидны не только в индустрии гостеприимства. В современной культуре есть и другие области, где он применяется, например:

  • Захватывающие концовки мыльных опер и сериалов. Продюсеры используют это как тактику, потому что они знают о нашем желании знать, что будет дальше (любой, кто смотрит сериалы на Netflix, знает).
  • Использование многоточия для замены точки в таких областях, как интернет-маркетинг, реклама и журналистика. Это должно побудить читателя или зрителя захотеть узнать больше о продукте или прочитать статью. 😉
Но подождите, задача должна быть выполнена на 100%?

В 2006 году, помня о теории Зейгарник о том, что наше сознание зациклено на недостигнутых целях, Рой Ф. Баумейстер и Э.Дж. Масикампо провел исследование, которое добавило новый слой к психологическому феномену.После проведения нескольких экспериментов результаты подтвердили, что цели не обязательно должны быть полностью выполнены, чтобы они исчезли из нашего сознания; что простого акта составления плана может быть достаточно, чтобы удовлетворить.

Баумайстер и Масикампо обнаружили, что в одном из своих экспериментов участники хуже справлялись с задачей мозгового штурма, когда им не разрешали закончить разминку. Это было связано с тем, что незавершенная разминка все еще была у них на уме. Позже в ходе эксперимента они позволили участникам составить план того, как они будут выполнять задание на разминку, но не дали им закончить его, и обнаружили, что затем они лучше справились с задачей мозгового штурма.

Как это может помочь в повседневной жизни?

Навязчивые мысли, иллюстрируемые эффектом Зейгарник, — это то, с чем сталкиваются многие из нас — например, возьмем мое испытание с копией информационного бюллетеня и этой статьей. Если мы рассмотрим исследования, которые были проведены вокруг этого, то, возможно, мы сможем лучше понять, как это может помочь с блокировками производительности, такими как прокрастинация.

Когда мы откладываем, мы откладываем дела, и причина этого может быть связана с тем фактом, что мы склонны думать о более сложных аспектах задачи или проекта.Подумайте о случаях, когда вы избегали делать что-то, и подумайте о причине этого. Можно с уверенностью сказать, что это, вероятно, связано с кажущимися непреодолимыми усилиями, которые необходимо предпринять, чтобы оторвать его от земли.

Но если принять во внимание то, что говорил Зейгарник, то преодолеть его не должно быть слишком сложно. Все, что вам нужно сделать, это просто начать с задачи, и это должно сдвинуть дело с мертвой точки. Говорят, что эта психологическая концепция вступает в полную силу, когда она связана с мотивацией.Поэтому, если ваша задача кажется нежелательной, найдите в ней что-то приятное, что могло бы подтолкнуть вас к ее выполнению. Если это не удается, то подумайте о последствиях, которые наступят, если оно не будет выполнено, и используйте это как мотивацию.

GIF через Giphy

Если вы испытываете недостаток концентрации из-за деструктивных мыслей. Тогда, возможно, вы сможете взять пример с Баумайстера и Масикампо и составить план для тех надоедливых задач, которые поглощают вашу умственную энергию. Как только это будет сделано, у вас в голове должно освободиться место, чтобы вы могли выполнять другие познавательные задачи.

Что я и сделал.

Как только я понял, что не могу перестать думать о вещах, связанных с заданием по созданию информационного бюллетеня, например, о кампании, в которую он будет включен, и обложке, которая будет сопровождать его, я поставил эту статью на паузу и начал составлять план. для бюллетеня. Как только это было сделано, я возобновил эту статью и обнаружил, что печатаю без каких-либо навязчивых мыслей о копии информационного бюллетеня. Ура!


Как вы преодолеваете прокрастинацию и другие препятствия продуктивности? Дайте нам знать ваши мысли (навязчивые или нет) в разделе комментариев ниже.🙂

Ура,

Динни и команда Zenkit

Была ли эта статья полезной? Пожалуйста, оцените это!

Эффект Зейгарник: научный ключ к лучшей работе

Если вы, как и мы, постоянно ищете более эффективные способы работы, то вы действительно оцените то, что может предложить эффект Зейгарник. Он носит имя Блюмы Зейгарник, литовского психолога, которая впервые описала этот эффект в своей докторской диссертации в конце 1920-х годов.По некоторым сведениям, Зейгарник заметила этот эффект, когда наблюдала за официантами в ресторане. Официанты, казалось, помнили сложные заказы, которые позволяли им подавать на столы правильное сочетание блюд, но информация исчезала, когда еда была доставлена. Зейгарник заметил, что незавершенные заказы, казалось, задерживались в памяти официантов до тех пор, пока они не были действительно выполнены.

Блюма Зейгарник, 1921 г. Фото: А.В. Зейгарник, http://psyhistorik.livejournal.com/16254.html Однако

Зейгарник на этом не остановился. Вернувшись в свою лабораторию, она проводила исследования, в которых от испытуемых требовалось решать различные головоломки. Некоторых испытуемых прерывали во время выполнения заданий. Затем всех испытуемых попросили описать, какие задачи они выполняли. Выяснилось, что взрослые запоминали прерванные задания на 90% лучше, чем выполненные, а дети еще чаще вспоминали незавершенные задания. Другими словами, незавершенные задачи останутся у вас в голове, пока вы их не закончите!

Если вы оглянетесь вокруг, то почти везде начнете замечать эффект Зейгарник.Он особенно используется в средствах массовой информации и рекламе. Вы когда-нибудь задумывались, почему клиффхэнгеры работают так хорошо или почему вы просто не можете перестать смотреть этот сериал на Netflix (еще один эпизод)?

Как однажды сказал писатель Эрнест Хемингуэй о написании романа, «трудно пережить ожидание следующего дня». Но эффект Зейгарник на самом деле можно использовать для повышения производительности труда.

Эффект Зейгарник и производительность

Теперь вам, наверное, интересно, как эффект Зейгарник повышает производительность.Поскольку у нас возникают навязчивые мысли о незавершенных задачах, ключом к продуктивности является работа в сфокусированные периоды времени, избегая при этом многозадачности и перерывов. Выполнение задачи означает душевное спокойствие, в то время как навязчивые мысли означают, что вы будете испытывать беспокойство, если оставите задачу незавершенной, чтобы сосредоточиться на чем-то другом. Поскольку многозадачность просто отвлекает ваше внимание от одной задачи к другой (по сути, делая новую задачу перерывом), ваш мозг не позволит вам полностью сосредоточиться на новой задаче, потому что вы оставили предыдущую незавершенной.Вот почему методы продуктивности, такие как метод помидора, работают так хорошо. Конечно, еще одним ключевым элементом является адаптация времени, затрачиваемого на сосредоточенную работу, к поставленной задаче; некоторые задачи потребуют более длительного периода целенаправленной работы, чем другие.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Эффект Зейгарник означает хорошие новости для прокрастинаторов: вы с меньшей вероятностью будете прокрастинировать, как только начнете выполнять задачу. Вы более склонны закончить что-то, если начнете. Так как же на самом деле начать? Это зависит от того, какой вы прокрастинатор.Если вы склонны медлить из-за того, что вам предстоит большой проект, не думайте начинать с самого сложного участка работы. Начните с того, что в данный момент кажется выполнимым. У вас будет больше шансов закончить задачу просто потому, что вы ее начали. Эффект Зейгарник показывает нам, что ключ к победе над прокрастинацией начинается где-то… где угодно.

Ожидание вознаграждения и эффект Зейгарник: почему 8-часовой рабочий день не работает

Исследование, опубликованное в Journal of Personality в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник подрывается ожиданием вознаграждения.В исследовании испытуемые работали над заданием, прерывая их до того, как задание было выполнено. В то время как одной группе испытуемых сказали, что они получат денежную сумму за участие в исследовании, другой группе ничего не сказали. В результате 86% испытуемых, не знавших о награде, предпочли вернуться к заданию после того, как их прервали, в то время как только 58% испытуемых, ожидавших вознаграждения, вернулись к заданию. Когда исследование закончилось и награда была получена, они не нашли причин возвращаться к задаче.Более того, испытуемые, которые ожидали награды, на самом деле тратили меньше времени на задание, когда возвращались к нему.

Сравните это с 8-часовым рабочим днем. Конец рабочего дня подобен перерыву в учебе: по истечении 8 часов задание прерывается. А оплата за 8 часов работы — ожидаемое вознаграждение. Приведенное выше исследование показывает, что ожидание вознаграждения на самом деле подрывает эффект Зейгарник и что вознаграждение за выполнение задачи может привести к раннему отказу от нее.Другими словами, 8-часовой рабочий день фактически делает нас непривязанными к работе. Отличный способ бороться с такой самоуспокоенностью — предложить гибкие условия работы для ваших сотрудников и предложить вознаграждение в виде здорового баланса между работой и личной жизнью.

Вы где-нибудь еще наблюдали эффект Зейгарник? Есть ли у вас какие-либо советы по его использованию для улучшения методов работы? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже.

4 способа использования эффекта Зейгарник для повышения производительности

Вас когда-нибудь прерывали посреди задачи, и вам было трудно сосредоточиться на чем-то еще, пока вы не вернулись к ней? Или пытались сделать перерыв перед выполнением работы, но обнаружили, что не можете расслабиться — потому что незавершенная задача крутится в голове? Это эффект Зейгарник в движении.

Проще говоря, эффект Зейгарник — это склонность запоминать незавершенные задачи лучше, чем завершенные. Это мощно используется в фильмах, на телевидении и в книгах в виде захватывающих моментов, оставляя сюжетные точки неразрешенными, чтобы гарантировать, что мы проглотим следующую часть. Но вы можете использовать эту же энергию для пользы своей работы. Вот лишь четыре способа использования эффекта Зейгарник для повышения производительности.

Как работает эффект Зейгарник

В 1920-х годах д-р Зейгарник обедала с друзьями, когда заметила, что персонал ресторана может запоминать очень длинные и сложные заказы, но как только он был выполнен, их память о нем полностью исчезла.Изучая эту психологическую тенденцию дальше, Зейгарник обнаружил, что люди с большей вероятностью помнят незавершенные задачи, чем те, которые они уже выполнили.

Она показала, что как только мы приступаем к задаче, в нашем мозгу возникает связанное с ней напряжение. Это напряжение улучшает когнитивный доступ к соответствующей информации, облегчая нам ее завершение, и снимается только тогда, когда задача выполнена. Когда мы работаем над интересной задачей и внезапно должны остановиться, это напряжение мешает нам полностью сосредоточиться на чем-либо другом; мы просто не можем успокоиться, пока не вернемся и не закончим его.

Итак, как мы можем использовать это напряжение, связанное с задачей, в наших интересах, чтобы поддерживать нашу концентрацию и продуктивный импульс?

Способы повышения производительности с помощью эффекта Зейгарник

1. Начните с импульса


Многие из нас склонны к прокрастинации, откладывая задачи на последнюю минуту, прежде чем спешить с ними, что может привести к стрессу и ошибкам. Если перед вами стоит сложная задача, которую вы не хотите начинать, даже если срок ее выполнения еще не скоро, попробуйте начать ее как можно раньше.Неважно, как долго вы над этим работаете; простое начало может оказать сильное влияние на мотивацию. Как только вы добились успеха в своей задаче, вы обнаружите, что она продолжает появляться у вас в голове и подталкивает вас делать еще немного… и еще немного… пока не выполните ее. Вы можете использовать блокировку времени, чтобы упростить этот процесс, помогая вам выделять небольшие отрезки времени для работы над вашей задачей; всего 30 минут могут дать вам достаточно драйва, чтобы закончить его.

2. Планируйте тактические перерывы для улучшения памяти


Делая короткие глубокие перерывы во время работы над задачей, вы эффективно создаете постоянное напряжение, связанное с конкретной задачей.Это действительно может помочь укрепить память и облегчить доступ к нужной информации; исследования показывают, что учащиеся, которые временно прекращают повторение, чтобы заняться несвязанной деятельностью (например, чтением несвязанных предметов или игрой), запоминают материал лучше, чем учащиеся, которые выполняют учебные занятия без перерыва. Чтобы поддерживать продуктивный импульс, делайте отдельные короткие перерывы в течение дня. Просто убедитесь, что вы делаете что-то совершенно не связанное с вашей задачей, например, готовите напиток, выходите на прогулку или выполняете упражнения на время.

3. Завершите день со списком дел

Без правильного подхода напряженность, связанная с задачей, может, конечно, быть крайне непродуктивной, подпитывая наше стремление к многозадачности и добавляя остатки задач в наш день. Когда наш мозг постоянно напоминает нам, что мы чего-то не сделали, это может привести к беспокойству, напряжению и даже выгоранию — все это снижает нашу продуктивность. Чтобы сдержать негативный потенциал эффекта Зейгарник, попробуйте в конце дня написать список дел, в котором перечислены все незавершенные дела.Исследование, проведенное Университетом штата Флорида, показало, что люди, которые записывают конкретные планы по выполнению задачи на более поздний срок, реже отвлекаются на мысли о своей незавершенной работе. Таким образом, простое признание того, что у вас есть невыполненная задача, и запись того, когда вы ее выполните, может снизить умственное напряжение и позволить вам расслабиться, то есть вы вернетесь к задаче отдохнувшими и готовыми сосредоточиться.

4. Используйте «рабочие клиффхэнгеры», чтобы вызвать интерес и удерживать внимание

Как уже упоминалось, подход Зейгарник используется для мощного эффекта в виде клиффхэнгеров.Хотя у вас может не быть телесериала или фильма для продвижения, это не означает, что вы не можете использовать тот же подход, чтобы привлечь внимание и интерес к своей работе. Если вы проводите презентацию или презентацию, сделайте перерыв в ключевом моменте, чтобы держать тему в центре внимания вашей аудитории. Используйте информационные тизеры, чтобы вызвать интерес к тусклым внутренним обновлениям или событиям, а не только к запуску продукта. Если вы проводите встречу, на которой вам нужно получить важную обратную связь, предупредите людей накануне; это позволяет людям обдумать это заранее, что означает, что их отзывы будут более подробными, актуальными и четкими.

Лучшие приложения для повышения производительности, которые стоит попробовать в 2020 году‍

Zeigarnik Effect

 

Пояснения > Память > Эффект Зейгарник

Описание | Обсуждение | И что?

 

Описание

Мы лучше помним то, что незакончено или незавершенно.

Обсуждение

Русский психолог Блюма Зейгарник обнаружил в 1927 году, что официанты помнят заказы только до тех пор, пока заказ находится в очереди. процесс обслуживания.

Когда мы держим вещи в краткосрочной перспективе памяти, мы должны отрепетировать их, иначе они исчезнут, как свет выходить из дома. Это требует когнитивных усилий, и чем больше вещей мы репетируем, тем больше усилий. Таким образом, хитрость официанта состоит в том, чтобы продолжать вращать тарелки. открытые ордера, позволяя тем, которые завершены, падать.

Аналогичный эффект возникает и в течение более длительного периода времени, когда мы беспокоимся о тех, вещи, в которых мы не достигли закрытие.Таким образом, я могу продолжать думать о проблеме на работе в целом. выходные, поскольку он продолжает возвращаться, чтобы преследовать меня.

Чтобы запутать людей, дайте им много вещей, которые нужно помнить, начав говорить о чем-то, а затем, прежде чем завершив его, начните какую-нибудь другую историю. После четырех или пяти таких посвящений они будут так заняты, пытаясь вспомнить начало историй, которые они меньше внимания противодействию аргументам и идеям, которые вы выдвигаете.

При проведении многодневного курса дайте им задачу в конце дня. К следующему дню они будут крепко думать об этом.

Чтобы запомнить вещи для экзаменов, сделать что-то незавершенное, например что постоянное мышление помогает помнить важные факты.

См. также

Принцип натяжения, Принцип завершения, Принцип закрытия, фон Ресторф Эффект

Зейгарник Б.В. (1927). ber das Behalten von erledigten und unerledigten Handlungen (Сохранение завершенных и незавершенных Деятельность), Psychologische Forschung, 9, 1-85

Зейгарник Б.В. (1967). О выполненных и незавершенных задачах. В WD Эллис (ред.), Справочник по гештальт-психологии, Нью-Йорк: Humanities Press

.

Если для вас проблематично откладывать дела на последний момент, может помочь эффект Зейгарник

У меня огромный список дел.Может быть, вы тоже. (Давайте будем честными — вы определенно тоже. Воспитание детей в 2021 году — это один большой список дел.)

Некоторые из вещей в моем списке — это долгосрочные дела, которые мне нужно сделать в конце концов. Они переходят от списка дел к списку дел. Иногда я смотрю на них, когда у меня есть свободная минутка, говорю себе, что я должен заняться этим сейчас, чтобы убрать это с дороги, а потом не делаю этого.

Пункт находится в списке дел до тех пор, пока он не перестанет быть долгосрочным, а будет выполняться прямо сейчас или иначе.До тех пор, пока не возникнет суматоха перед оплатой просроченной, просроченной, «должно было быть сделано, когда у меня было время».

Это прокрастинация в n -й степени, и большинство из нас в той или иной мере повинны в этом.

Но что, если бы существовал простой способ перестать прокрастинировать — «обмануть» свой мозг, заставив его действовать, а не промедлить?

Войдите в Эффект Зейгарник

PhotoAlto/Eric Audras/Getty

Getty Images/PhotoAlto

Эффект Зейгарник — это «психологический феномен, описывающий тенденцию легче запоминать прерванные или незавершенные задачи или события, чем задачи, которые были завершено», — сообщает GoodTherapy.Это идея о том, что у вас больше шансов приступить к работе над задачей, которую вы прервали, а не над задачей, которую вы даже не начали, потому что прерванная задача будет продолжать мешать вашим мыслям.

Чтобы активировать эффект Зейгарник, вам нужно приступить к делу, которое вы откладываете, каким-то мелким образом. Если у вас есть эссе, напишите первую строчку, даже если в конечном итоге вы удалите эту строчку из своей работы. Если вам нужно почистить холодильник, выбросьте один контейнер с несъеденными (никогда не съеденными) остатками.Отчет — открыть вкладку браузера. Что угодно — лишь бы это было началом задачи.

Эффект Зейгарник предполагает, что это небольшое начало теперь заставит ваш мозг посылать вам «ментальные импульсы», побуждающие вас закончить то, что вы начали, из-за созданного основного «когнитивного напряжения». Когнитивное напряжение помогает держать задачу в центре ваших мыслей. Как только напряжение снято, потому что задача выполнена, мысли прекращаются.

«Это действительно говорит об этой идее, что наше внимание сосредотачивается на том, что наполовину закончено, даже на том, что негативно и на том, что не сделано», — психиатр Саманта Бордман, М.Д., автор книги Everyday Vitality, , рассказал Mindbodygreen в подкасте mindbodygreen.

Эффект Зейгарник В реальной жизни

Эффект Зейгарник окружает нас повсюду. Примерами могут служить тизеры в заголовках, клиффхэнгеры в телевизионных шоу, постоянные квесты в видеоиграх.

Эффект Зейгарник впервые заметил российский психиатр и психолог Блюма Вульфовна Зейгарник. Она заметила, что официанты в оживленном кафе без труда запоминали сложные заказы, когда активно обслуживали стол, но в тот момент, когда чеки были оплачены, официанты забывали конкретные детали тех же самых заказов.

В серии экспериментов с детьми Зейгарник воспроизвела то, что заметила. Она попросила 138 детей выполнить ряд простых заданий. Она прервала их после того, как они выполнили половину заданий. Через час 110 из 138 детей лучше запомнили прерванные задания. Аналогичный эксперимент на взрослых подтвердил результаты. 90 процентов взрослых лучше запомнили прерванные задания, чем законченные.

Мотивация тоже имеет значение Getty Images

склонность к прокрастинации.

Конечно, это не гарантия.

Хотя оригинальное исследование Зейгарник было успешно воспроизведено, другие исследования не подтвердили его достоверность. Различные факторы могут повлиять на то, насколько хорошо работает эффект Зейгарник при прокрастинации. Исследователи обнаружили, что, в частности, мотивация может влиять на то, насколько вероятно, что люди вернутся к задаче после того, как их прервали. Одно исследование показало, что из тех, кого прервали во время выполнения задачи, больше «мотивировали продолжать, если они [думали], что близки к завершению.»

Также всегда есть вероятность, что эти «ментальные пинги» бесполезны. Некоторых незавершенные задачи могут вызвать у них большее беспокойство. Конечно, ваша незавершенная задача крутится у вас на уме, и да, возможно, это заставляет вас уже закончить ее, но каждый мысленный сигнал может быть еще одной ступенью на растущем уровне стресса. Никому из нас не нужно больше стресса.

Кроме того, несомненно, существует ограничение на количество незавершенных задач, которые вы можете выполнять в любое время до перегрузки системы, но, возможно, это только я.Я попытался взломать свой мозг с помощью этого метода, и в целом я получил несколько десятков фальстартов, дюжину открытых вкладок браузера и текстовых документов и массу беспокойства.

Как оказалось, как и многие лайфхаки и лайфхаки, они работают только в том случае, если они работают на вас. То, что работает для одного человека, не обязательно работает для другого. Но если для вас запуск задачи — это шаг к ее завершению, то эффект Зейгарник стоит попробовать.

Эта статья была первоначально опубликована

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.