Содержание

Стили преподавания — найди свой — REPIT Блог

Каждый учитель использует в своей педагогической деятельности уникальный стиль преподавания. Но так ли он уникален или их можно классифицировать? 

Стили преподавания

Стиль преподавания — это устоявшаяся система педагогических методов, приёмов и средств реализации процесса преподавания. Каждый стиль отражает схему взаимоотношений учителя с учениками, способ саморегулирования, стиль общения и так далее.

В педагогике выделяется 3 стиля общения преподавателя с учеником. О них и пойдёт речь. Попробуйте определить, к какому типу преподавателя относитесь вы.

Авторитарный стиль преподавания

Коротко: учитель — мудрый мастер, а ученики — неопытные подмастерья.

Учитель не видит в учениках равноправных участников учебного процесса, а управляет ими. В такой системе координат учитель не считает нужным аргументировать, почему он прав в той или иной ситуации. Каждый ученик рассматривается учителем как белый лист, не имеющий никаких индивидуальных особенностей.

Такой учитель стремится контролировать даже мелкие действия учеников: ответы на уроке только по поднятой руке, внеурочные беседы, строгое молчание, когда учитель говорит, и так далее. В качестве инструментов воздействия используются приказы, поучения, запреты и ограничения.

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: волевой человек с твёрдым характером и без лишних эмоций. Часто может наблюдаться неудовлетворённость своей деятельностью.

Такое поведение учителя зачастую приводит к тому, что ученики замыкаются в себе, теряют интерес к предмету и теряют последнюю надежду на доверительные отношения с педагогом. К педагогу они могут испытывать либо страх, либо ненависть, либо злость.

Пример: «Берем ручки, открываем тетрадки, записываем и не разговариваем!»

Демократический стиль преподавания

Коротко: учитель и ученики — на равных.

Педагог доброжелательно и терпеливо относится к своих ученикам, воспринимая каждого из них как самостоятельную личность. Учитель готов прислушиваться к мнениям учеников и уважать их выбор.

Отношения строятся на доверии и взаимной ответственности. Каждый понимает свои права и обязанности, а решения принимаются на основе конкретных аргументов. В качестве инструментов воздействия просьбы, советы. Присутствует ненавязчивый контроль за учениками. Однако для себя учитель всегда должен держать ситуацию под контролем, иначе есть риск уйти в либерально-попустительский стиль.

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: понимающий и эмпатичный профессионал, любящий своё дело.

При такой форме взаимодействия у учеников с самого начала формируются чувство ответственности, логическое понимание своих действий и способность формировать собственное мнение. С учителем часто складываются уважительные и даже дружеские отношения.

Пример: «Ребята, предлагаю вам сейчас прочитать этот текст, потому что он поможет вам составить своё мнение о теме урока.»

Либерально-попустительский стиль преподавания

Коротко: учитель вообще не контролирует ситуацию. 

Педагог часто в начале чувствует в себе энергию для активной работы, но через какое-то время она постепенно пропадает, тогда учитель пускает всё на самотёк. После плохих результатов учеников такой педагог может разозлиться (как на себя, так и на учеников) и резко стать строгим. Но ученики уже будут не готовы воспринимать такую манеру поведения. Скорее всего, он и сам для себя плохо разбирается в том, что происходит на занятии.

Отношения строятся на мнимой свободе. В качестве инструментов редко используется что-то на постоянной основе. А контроль носит хаотичный порядок.

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: неуверенный в себе, возможно, недостаточно профессиональный человек, стремящийся перекинуть ответственность на других.

При этом стиле преподавания ученики сначала могут с радостью ощущать свободу, но в какой-то момент всё же неосознанно почувствовать необходимость систематизации процесса. Особенно это касается детей, которые в силу возраста пока ещё не могут сами себя контролировать и нуждаются в помощи старших. В результате ученики часто относятся к учителю снисходительно или даже с насмешкой.

Пример: «Прочитайте текст, а я пока пойду по своим делам в учительскую.»

Не стоит забывать, что выбор стиля преподавания зачастую зависит от личности педагога, специфики деятельности и иных предлагаемых учебным заведением условий. А также стили тесно связаны с методиками преподавания. О них мы уже писали:

Демократический стиль | Про профессии.ру

 

Демократический стиль

Это словосочетание все чаще используется в обиходе. Его употребление применимо к методам руководства, воспитания, общения, деятельности и даже одежды. Разберемся, что под собой подразумевает употребление этих слов.

Читайте также: Профессия страховой агент

Демократический стиль характеризуется коллегиальностью, совместной деятельностью, объединённой одной целью. Применение такого метода поощряет инициативность, позволяет увеличить количество вариантов по решению любых вопросов, так как нет рамок и ограничений, внести атмосферу доверия и благожелательности.

Для демократического стиля характерно деление ответственности  на весь коллектив. Демократический стиль лидерства основывается на доверии, информировании, ответственности и сознательности.

Авторитарно демократический стиль

Данный метод объединил в себе две полные противоположности и заставил их действовать совместно. Как такое может быть? Ведь авторитарный стиль подразумевает единовластие, а демократический стиль предполагает присутствие свободы. В этом и заключается «фишка» данного стиля. Единолично начальник может приняться решение, а способы его выполнение доверить сотрудникам.

Читайте также: Массовик – затейник: как подарить настроение

И наоборот, коллектив находит разные варианты разрешения ситуации, а руководитель утверждает одно. Использование данного стиля целиком и полностью ложится на руководителя, зависит от его опыта и лидерских качеств.

Либерально демократический стиль

Кратко его можно сформулировать как «максимальная свобода при минимальном контроле». При этом методе либерал-руководитель не может требовать от сотрудников исполнения поставленных задач в силу личных качеств. Он опасается испортить отношения с коллективом, поэтому все приказы заменены на советы или просьбы, начальник дистанционируется от процесса работы, чтобы не брать на себя ответственность за ее выполнение.

Психоэмоциональный настрой среди сотрудников неблагоприятный, а работа делается спустя рукава. Но в том коллективе, где трудятся профессионалы и каждый знает свое дело, можно использовать такой метод руководства.

Читайте также: Профессии, связанные с биологией

Демократический попустительский стиль

Объединение двух таких стилей похоже на либерально-демократический. Но есть существенное отличие. Основная характеристика демократического стиля — это свобода в выборе решений и способе достижения цели, а попустительский стиль характерен отсутствием любого контроля со стороны руководства за процессом решения и устранения проблем.

 Демократический стиль руководства

Демократический стиль руководителя дает шанс сотрудникам на самореализацию. Видя, что их инициативность оценивается они стараются приложить максимум усилий, для того чтобы выполнить задачу путем минимальных затрат.

Руководитель-демократ способен сплотить сотрудников воедино, где каждый будет чувствовать себя причастным к творимой работе. Это прекрасно влияет на психологическую атмосферу в коллективе и способствует повышению производительности.

Читайте также: Профессия визажист, отзывы — из личного опыта

 Демократический стиль управления

Демократический стиль деятельности подразумевает ориентацию на результат. Но достичь это возможно только развивая коллектив. Все возникающие при этом вопросы и противоречия касательно выполнения заданной работы и интересов коллектива не вуалируются, а совместно решаются к удовлетворению, как подчиненных, так и начальника, к чему и стремится руководитель демократического стиля управления. Коллегиальный подход помогает найти самое эффективное решение любой проблемы.

Демократический стиль воспитания

Его считают наиболее сбалансированным, так как ребенку при этом разъясняется такие понятия, как «хорошо» и «плохо», давая право выбирать самому. Демократический педагогический стиль воспитания толкает детей к самостоятельному познанию мира и приучает нести ответственность за свой выбор.

Демократический стиль педагогического общения проявляется, например, в ситуациях, когда в случае ошибок ребенка не наказывают, а совместно анализируют  причины появления недостатков, разрабатывают способы их исправления. Демократический стиль педагога позволяет ребенку полностью раскрыть способности, откорректировать поведение, сделать верный выбор.

Читайте также: Профессия расклейщик листовок — из личного опыта

Демократический стиль общения

Этот стиль общения повышает эффективность беседы, так как возникает обратная связь. Собеседник становится максимально открытым для диалога, ясно и четко выражает свои мысли, не пытается их завуалировать. Это, в свою очередь, прекрасно влияет на установление отношений и взаимоуважения и доверия между собеседниками. Только так можно выяснить, насколько будет ценно обоюдное сотрудничество.

Плюсы и минусы демократического стиля

Как и везде, всякое действие имеет положительные и отрицательные моменты. Не минуло это и демократический стиль. На каждый «плюс» имеется и «минус». Демократический стиль помогает повысить количество методов влияния на возникшую ситуацию, но снижается скорость принятия решения из-за необходимости просмотра всех методов и выбора одного.

Так же повышается мобильность отдела или организации. Демократический стиль принятия решений позволяет проявлению способности моментально и адекватно реагировать на любые внешние влияния. Это из-за того, что вертикаль власти заменена горизонталью. Информация о каких-либо ситуациях моментально доходит до всех сотрудников и начинается поиск методов реагирования. Но снижается управляемость коллективом. Из-за того что в обсуждении участвуют все сотрудники, и каждый уверен, что именно его вариант самый верный. Так возникают споры и конфликты.

Читайте также: Руководитель отдела логистики. Из личного опыта

Возможно Вас заинтересуют:

Демократический стиль общения — Студопедия

Педагогическое общение – профильный стиль межличностных взаимоотношений, который устанавливается между преподавателем и детьми. Подобные взаимоотношения имеют многоуровневую структуру, и подразумевают установку контакта, наполненного взаимопониманием между учениками и учителем. Эффективность это процесса имеет связь со степенью удовлетворенности потребностей, каждого участника этой связи. В данной статье, мы предлагаем рассмотреть различные стили общения педагога с детьми и выявить наиболее приемлемую форму коммуникативной связи.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателюСодержание

Предназначение педагогического общения

Педагогическое общение, следует рассматривать как одну из форм коммуникативных связей, подразумевающее общие интересы, мысли и чувства. Создание дружественной атмосферы между учителем и учениками позволяет добиться максимальных результатов в вопросе обучения и развития различных навыков. Данный процесс имеет множество различных граней, каждая из которых содержит в себе контекст взаимодействия.

Существует несколько функций педагогического общения, каждая из которых имеет важное значение в формировании личности учащегося. Специалистами выделяются следующие функции самоактуализации :

  • эмотивная
  • познавательная
  • регулятивная
  • фасилитативная.

Правильно построенная коммуникативная связь, вызывает у каждого учащегося интерес к освоению новых знаний и навыков, а также способствует дальнейшему развитию личности. Одним из важных аспектов подобной связи, является уважение педагога к личности учащегося.

В задачу преподавателя входит изучение внутреннего мира, физического состояния и других индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Понимание особенностей личности, позволяет создать правильную атмосферу, наполненную доброжелательностью. Именно эта атмосфера позволяет зародить в учащемся жажду к постоянному развитию. Правильное восприятие личности учащегося, является одной из важнейших функций в педагогическом общении.

Информационная составляющая этого процесса также имеет немаловажную роль в становлении детской личности. Эта функция способствует развитию процесса познания и подразумевает полное взаимопонимание между учениками и учителем. Данная функция направлена на создание положительной мотивации, что заставляет учеников достигать различных целей. Помощь в преодолении психологических барьеров, препятствующих самовоспитанию и становлению частью социума, является одной из значимых составляющих информационной функции.

Информационная функция содержит в себе три компонента: коллективные, групповые и индивидуальные взаимоотношения. Индивидуальные взаимоотношения формирую связь, благодаря которой педагог получает возможность воздействовать на сознание ребенка, корректируя и изменяя его поведенческую модель.

Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия

Предназначение основных функций педагогического общения:

  1. Контактная функция – используется для создания коммуникативной связи, использующейся для приема и передачи навыков и знаний.
  2. Побудительная функция – является своеобразной мотивацией учащихся, направленной на достижение определенных результатов и совершение различных действий.
  3. Эмотивная функция – используется для того, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции в ребенке, которые в дальнейшем корректируются или изменяются при помощи специальных методов психологического воздействия.

Важную роль во взаимоотношениях между преподавателем и учениками имеют этнические ценности. Забота, внимание, верность себе, доверие и откровенность позволяют добиться продуктивного общения, результатом которого станет высокая мотивация учеников.

Стили педагогического общения

Формы коммуникативной связи, установленной между детьми и педагогом, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. На основе выбранного стиля определяется методика воздействия, имеющая воспитательный характер. Такое воздействие проявляется в виде требований к поведенческой модели учащихся. Форма педагогического общения подразумевает организацию деятельности, целью которой является создание коммуникативной связи между детьми и педагогом. Существует четыре стиля педагогического общения:

  • авторитарная форма;
  • демократическая форма;
  • либеральная форма;
  • смешанная форма коммуникативной связи.

Стили педагогического общения, и их характеристика кратко изложены ниже. Рекомендуем обязательно ознакомиться с ними.

Авторитарный стиль

Авторитарная связь между педагогом и воспитанниками – характеризуется как стиль педагогического общения, имеющий ярко выраженные установки.

Учителя, придерживающиеся этого стиля, используют методику запретов и ограничений по отношению к тем детям, что испытывают трудности в процессе обучения. Авторитарный стиль подразумевает строгую форму взаимоотношений и наказания за непослушание. Такой педагог является несомненным лидером, поручения которого должны исполняться любой ценой. Данный стиль имеет в своем арсенале множество различных методов воздействия, которые похожи друг на друга.

Недостатком этого подхода к процессу создания коммуникативной связи, являются частые конфликты между учащимися и педагогом. Недоброжелательная атмосфера, установленная в коллективе, может стать причиной нарушений в процессе формирования детской личности. Авторитарный стиль пед общения подразумевает использование различных методов, направленных на ускорение процесса развития личности учеников. Однако выбор этой методики, может стать провоцирующим фактором в возникновении различных нарушений, поскольку не учитываются индивидуальные особенности каждого человека.

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями

Несмотря на благие намерения, этот стиль «ломает» учеников и вызывает ненависть к педагогу. Приверженцы этого метода воспитания проводят своеобразную черту между собой и воспитанниками. Подобное отчуждение может стать причиной возникновения нервного напряжения и увеличения тревожности у учеников. Такие учителя преувеличивают лень, безответственность и недисциплинированность учеников, несмотря на их высокий уровень самостоятельности.

Либеральный стиль

Приверженцев этого стиля можно охарактеризовать как безответственных и безынициативных педагогов, которые часто совершают непоследовательные действия в отношении своих воспитанников.

Такие педагоги, часто забывают о своих прежних требованиях и через определенный промежуток времени ставят прямо противоположные цели. Охарактеризовать подобную связь можно как ярко выраженную переоценку детских возможностей и низкий интерес к самому процессу обучения. Такие учителя не стремятся выявить степень выполнения поставленных задач, а их отношение к воспитанникам имеет зависимость от эмоционального настроя. Пребывая в хорошем настроении, педагог ставит учащимся положительные оценки, а при плохом настроении, может наказать за непослушание.

Воспитатели, придерживающиеся данной модели взаимоотношения с детьми, не являются авторитетом для последних. Стремление предупредить конфликтные ситуации характеризуется как проявление природного сочувствия и доброжелательности. Такие люди воспринимают детей как самостоятельных личностей, которые обладают высокой общительностью и инициативностью.

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения – одна из самых эффективных форм взаимодействия между учащимися и преподавателем.

Этот стиль подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием. Такие педагоги стараются создать правильную эмоциональную связь с учениками, не используя методы наказания и излишне строгого отношения. Выбор этого стиля, позволяет привить ребенку стремление к освоению новых знаний и развитию собственной личности.

В подобном коллективе царит атмосфера дружелюбности и взаимопонимания. Общение с учителем, порождает в учащихся исключительно положительные эмоции. Этот подход к обучению является залогом развития уверенности в собственных силах и укреплению детской самооценки.

Все используемые методы воспитания, при этом виде коммуникативной связи, направлены на прививание социальных ценностей. Данный стиль наиболее приемлемый вид коммуникативной связи, поскольку создается двусторонняя связь, позволяющая выявить степень восприятия совместных действий. Также этот стиль помогает учителю выявить способность детей признания своих ошибок. Задачей педагога является стимуляция интеллектуального развития и создание стимула, направленного на достижение поставленных целей.

Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации

Смешанный стиль

Смешанная форма коммуникативной связи между учащимися и воспитателем чаще всего проявляется в виде сочетания авторитарного и демократического стиля общения. Значительно реже наблюдается смесь либеральной и демократической формы взаимоотношений.

Следует обратить внимание на то, что выбранный стиль педагогического общения, является проявлением приобретенных личностных качеств. Такие качества развиваются в каждом педагоге на протяжении всего процесса педагогической деятельности. Помимо этого, выбор определенного стиля основывается на определенных индивидуальных качествах личности.

Самовлюбленные натуры с агрессивной моделью поведения часто избирают авторитарную форму коммуникативной связи. Преподавателей с демократическим стилем можно охарактеризовать как уравновешенных людей, проявляющих доброжелательность, чуткость и внимание к каждому ребенку. В объективной реальности, «чистую» форму коммуникативной связи между учениками и учителем, увидеть практически невозможно. Индивидуальный стиль педагогического общения подразумевает использование методов воспитания, которые относятся к различным формам взаимодействия с учениками.

Воспитательный процесс подразумевает высокую степень взаимодействия не только с воспитанниками, но и их родителями, а также другими учителями. Многим педагогам часто приходится общаться с различными социальными органами, занимающимися управлением образования и общественной деятельностью. Каждый педагог должен разбираться в психологическом аспекте данного процесса для того, чтобы оказать нужное влияние на развитие личности ребенка.

Структура педагогического общения

Как уже было сказано выше, педагогическое общение имеет развитую структуру, состоящую из нескольких этапов. На первом этапе, в задачу педагога входит создание модели поведения, которая будет использоваться на протяжении всего общения с воспитанниками. На этом этапе очень важно иметь четкий план взаимодействий, который должен содержать в себе методы, использующиеся для воздействия на детей. В этом вопросе первостепенная важность отводится целевой установке. В задачу преподавателя входит выбор инструментов, которые привлекут детей к взаимодействию и станут залогом творческой атмосферы в коллективе. Эти же методы позволяют раскрыть индивидуальные грани характера каждого из учеников.

К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям

Далее идет этап коммуникативной атаки. Этот процесс подразумевает инициативу учителя в создании коммуникативной связи с воспитанниками. Существует несколько техник налаживания взаимодействия, подразумевающих использование различных приемов динамического воздействия:

  1. Заражение – метод, направленный на вызов подсознательного отклика у детей. Применение невербальных методов воздействия позволяет понять переживания детей и выявить наиболее критичные уязвимости в их сознании.
  2. Внушение – использование методов воздействия с целью заражения мотивацией.
  3. Убеждение – метод изменения мировоззрения и модели поведения, при помощи аргументированного и мотивированного влияния.
  4. Подражание – анализ поведенческой модели и сознательная форма идентификации себя с этой моделью.

В задачу педагога входит создание двусторонней связи, благодаря которой он может получить информацию о суждениях, мечтах и желаниях учеников. Эта связь помогает передать детям жизненный оптимизм, увеличить самооценку и создать правильные мотивы, направленные на освоение различных знаний и навыков.

Педагог – это человек, занимающийся воспитанием и обучением на профессиональном уровне. Главная его задача – грамотно донести информацию до учащихся, сделать это можно по-разному. От манеры общения и способа изложения зависит то, насколько ученики усвоят информацию.

Учитель с папкой

Что такое стиль общения в педагогике

Педагогика – наука об особенностях воспитания и обучения, направленная на формирование личности посредством общения и передачи знаний. У каждого педагога есть свой стиль педагогического общения – совокупность способов донесения информации, которые используются в процессе обучения.

Виды педагогических стилей общенияТипы темперамента человека и их краткая характеристика

Умение преподавателя находить общий язык с учащимися демонстрирует его профессиональную компетентность. На выбор стиля общения влияют возраст учеников, их поведение и характер излагаемой информации. При выборе стратегии поведения важную роль играет отношение учителя к подопечным: положительное, отрицательное или пассивное.

В работе с учениками существуют различные стили педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный. Дополнительно выделяют смешанный тип, который строится на основе 3-х базовых стилей.

Демократический

Демократический стиль – это общение с воспитанниками, в основе которого лежат взаимопонимание и обоюдное сотрудничество. Педагог стремится к диалогу с учениками, помогает им правильно формулировать свои мысли. Главная задача – снять эмоциональное напряжение аудитории и расположить к себе подопечных.

Учитель вместе с детьми

Педагог-демократ всегда подбадривает и поддерживает, его критика звучит в форме рекомендаций. Это тот стиль педагогического общения, который в психологии считают самым продуктивным. Ребенок на уроке чувствует себя комфортно, ему проще реализовать свой потенциал.

Недостаток подобного общения в том, что поведение учеников не устойчивое и может меняться. Со временем дети перестают соблюдать дистанцию и провоцируют конфликтные ситуации. Их действия обоснованы тем, что они воспринимают преподавателя наравне с собой и не опасаются его реакции.

Обратите внимание! Зачастую молодые преподаватели выбирают демократичный стиль, это типичная ошибка, которая портит дисциплину. Если сразу же не заявить о своих правах, в будущем дети не смогут перестроиться и будут регулярно игнорировать правила поведения.

Авторитарный

Общение в авторитарном стиле характеризуется четко выстроенной иерархией, где педагог занимает руководящую позицию. Учитель самостоятельно решает все воспитательные вопросы, задает правила поведения и четкие цели. В данном случае учитель – это руководитель, который иногда перерастает в диктатора. Авторитарный педагог оценивает детей поверхностно, ориентируясь только на успеваемость, не учитывая их творческий потенциал.

Под авторитарным управлением ученики способны выполнить большое количество заданий, но не по своей воле, а из-за опасения столкнуться с критикой педагога. В таких условиях дети не могут проявить инициативу, раскрыть свои возможности. Из этого формируется главный недостаток авторитарного поведения – чувство давления и ограничения, которые вызывают протест учеников.

Строгий учитель у доски

Либеральный

Выбирая либеральный стиль, преподаватель старается ограничить степень своей ответственности. Зачастую педагог-либерал поверхностно выполняет свои обязанности, избегая необходимости руководить и воспитывать детей. В такой ситуации учитель только доносит информацию, не принимая участия в жизни коллектива.

Нейтралитет – наиболее точное определение либерального стиля. Злоупотребляя таким поведением, педагог теряет уважение и пускает процесс обучения на самотек. Со стороны подопечных формируется неуважительное отношение, снижаются успеваемость и дисциплина.

Смешанный тип

Базовые стили общения педагога с детьми практически не используются в чистом виде, зачастую они совмещаются между собой. Смешанный тип – это единство двух стилей, чаще всего соединяют демократию с либерализмом или авторитарным поведением. Например, «демократ» на уроках взаимодействует с детьми, а во время экзаменов проявляет себя в роли руководителя.

Обратите внимание! Авторитарное и либеральное поведение – противоположные понятия, которые не совмещаются в одной системе поведения. Нельзя одновременно руководить и отстранять себя от ответственности.

Важность выбора вида общения педагога с учащимися

Выбор стратегии общения зависит от следующих факторов:

  • Характеристика аудитории: возраст подопечных, преобладание мальчиков или девочек в классе;
  • Задачи, которые ставятся перед учителем;
  • Особенности характера педагога: флегматичность или вспыльчивость;
  • Правила общения, сложившиеся в коллективе ранее. В некоторых школьных и дошкольных учебных заведениях существуют свои системы поведения, отступать от которых запрещается.
Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Как показывает практика, авторитарное поведение, ранее наиболее распространенное, сегодня недопустимо использовать в чистом виде.

В основе педагогики прошлых поколений лежал принцип управления учениками, передача знаний была главной задачей. Сейчас важнее то, насколько ребенок умеет использовать эти знания в реальной жизни. Можно сказать, что всё большей популярностью пользуются демократический и смешанный стили коммуникации.

Важная информация! При переходе из младших классов в старшие меняются учителя, поэтому важно обратить внимание на выбор нового классного руководителя. После либерального преподавателя нельзя назначать авторитарного и наоборот. При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников.

Как вести себя в новом коллективеПсихология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми

Стратегия поведения в новом коллективе зависит от занимаемой должности. Если директор школы может проявлять больше авторитарных качеств, со стороны рядового работника такое поведение может выглядеть как превышение полномочий.

Еще один пример – это воспитатель и его помощник в ДОУ. Воспитатель не может быть только «демократом», без авторитарных качеств он рискует пошатнуть дисциплину в группе. Помощник, который не принимает участия в обучении детей, может придерживаться либерального или нейтрального поведения.

У начинающих педагогов возникают сложности при выборе стилистики общения, наиболее распространенная ошибка – это отсутствие маневренности. Зачастую молодой учитель выбирает для себя роль «демократа» или руководителя и не отступает от неё ни на шаг.

Новый учитель

Выбирая для себя стили пед общения в новом коллективе, необходимо присмотреться к учащимся. Для достоверности можно посетить занятие класса с другим преподавателем, чтобы оценить детское поведение и выработать свою стратегию. Если такой возможности нет, нужно провести краткий ознакомительный урок, на котором можно пообщаться с подопечными и сделать выводы.

Обучение – это сложный технологический процесс, который во многом зависит от способности педагога донести информацию до учащихся. Наиболее продуктивным считается смешанный тип общения, в котором можно соединить лучшие качества и сгладить недостатки. Со временем у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль обучения, который он постоянно использует.

Видео —>

Введение

Целью данной контрольной работы является изучение стилей педагогического общения.

Для достижения поставленной цели мной были определены следующие задачи:

— изучение авторитарного стиля общения;

— изучение демократического стиля общения;

— изучение либерального стиля общения;

— изучение смешанного стиля общения.

Педагогическое общение в отличие от других видов (социального, психологического, бытового, профессионального и др.), обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащегося.

Только в том случае, когда в момент организации совместной деятельности учителя и учащихся устанавливается взаимосвязь педагогических и воспитательных задач, мы можем говорить о педагогическом общении.

Еще одной особенной чертой педагогического общения является то, что учитель планирует и организует этот процесс, а ученик должен принять и включиться в него, т. к. в противном случае общение не состоится.

Специфика педагогического общения также обусловлена различными социально — ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

«Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися… Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Профессионально-педагогическое общение – это система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя и управляя им.

Общение в педагогической работе выступает, во — первых, как средство решения учебных задач; во — вторых, как социально — психологическое обеспечение воспитательного процесса; в — третьих, как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания».

«Я убежден, – писал А. С. Макаренко, – что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить с ребятами по — настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться».

«Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания, – писал А. С. Макаренко. – Из этого основного положения вытекают и формы общения воспитателя и воспитанника и формы его изучения».

«Слово учителя, – говорил В. А. Сухомлинский, – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу».

Педагогическая культура, по В. А. Сухомлинскому, связана с уровнем культуры человеческих взаимоотношений. И лишь тот педагог имеет право на это высокое звание, который умеет раскрыть в общении с учащимися свою, как говорил А. С. Макаренко, «прекрасную личность». Гармония внутреннего и внешнего (общение, поведение) – ключ к успешному воспитанию.

Существует четыре стиля педагогического общения:

— авторитарный;

— демократический;

— либеральный;

— смешанный.

Авторитарный стиль общения

Авторитарная связь между педагогом и воспитанниками – характеризуется как стиль педагогического общения, имеющий ярко выраженные установки.

Учителя, придерживающиеся этого стиля, используют методику запретов и ограничений по отношению к тем детям, что испытывают трудности в процессе обучения. Авторитарный стиль подразумевает строгую форму взаимоотношений и наказания за непослушание. Такой педагог является несомненным лидером, поручения которого должны исполняться любой ценой. Данный стиль имеет в своем арсенале множество различных методов воздействия, которые похожи друг на друга.

Недостатком этого подхода к процессу создания коммуникативной связи, являются частые конфликты между учащимися и педагогом. Недоброжелательная атмосфера, установленная в коллективе, может стать причиной нарушений в процессе формирования детской личности. Авторитарный стиль пед общения подразумевает использование различных методов, направленных на ускорение процесса развития личности учеников. Однако выбор этой методики, может стать провоцирующим фактором в возникновении различных нарушений, поскольку не учитываются индивидуальные особенности каждого человека.

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями

Авторитарный стиль общения подразумевает быстрое достижение поставленных целей и максимальную результативность.

Несмотря на благие намерения, этот стиль «ломает» учеников и вызывает ненависть к педагогу. Приверженцы этого метода воспитания проводят своеобразную черту между собой и воспитанниками. Подобное отчуждение может стать причиной возникновения нервного напряжения и увеличения тревожности у учеников. Такие учителя преувеличивают лень, безответственность и недисциплинированность учеников, несмотря на их высокий уровень самостоятельности.

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения – одна из самых эффективных форм взаимодействия между учащимися и преподавателем.

Этот стиль подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием. Такие педагоги стараются создать правильную эмоциональную связь с учениками, не используя методы наказания и излишне строгого отношения. Выбор этого стиля, позволяет привить ребенку стремление к освоению новых знаний и развитию собственной личности.

В подобном коллективе царит атмосфера дружелюбности и взаимопонимания. Общение с учителем, порождает в учащихся исключительно положительные эмоции. Этот подход к обучению является залогом развития уверенности в собственных силах и укреплению детской самооценки.

Все используемые методы воспитания, при этом виде коммуникативной связи, направлены на прививание социальных ценностей. Данный стиль наиболее приемлемый вид коммуникативной связи, поскольку создается двусторонняя связь, позволяющая выявить степень восприятия совместных действий. Также этот стиль помогает учителю выявить способность детей признания своих ошибок. Задачей педагога является стимуляция интеллектуального развития и создание стимула, направленного на достижение поставленных целей.



Выступление на педсовете.

Консультация на тему «Стили педагогического общения»

Цель:

  • познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
  • предложить выявить свой стиль общения.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

  1. Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
  2. Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
  3. Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
  4. Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
  5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
  6. Принуждающий, основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположенияРассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

б) говорить Вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять

нужное решение;

б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:

а) заставите его громко при всех поздороваться;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами в группе.

6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит

обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться

бережно с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и

воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого

должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и

поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:

а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;

б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь

пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей.

Варианты ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

C

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

Значение баллов:

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Используемые источники:
  • https://ktovdepressii.ru/terminologiya/stili-obshheniya-pedagoga-s-detmi.html
  • https://srazu.pro/teoriya/stili-pedagogicheskogo-obshheniya.html
  • https://studopedia.ru/22_48713_demokraticheskiy-stil-obshcheniya.html
  • https://ds2-lub.edu.yar.ru/vospitateli/ovchinnikova_n_dot_v_dot_/metodicheskaya_kopilka/stili_pedagogicheskogo_obshcheniya.html

Классификация и особенности стилей педагогического общения


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1596


Сущность педагогического взаимодействия | Следующая страница ==> Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.
Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Альтернативой этим стилям общения является диалогический стиль участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Основная особенность этого стиля:

  • взаимоприятие;
  • взаимоориентация. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к учащимся;
  • адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности школьника. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.
В таблице приведена полная характеристика содержательной (содержание процесса межличностного взаимодействия) и формальной (приемы и средства, используемые при межличностном взаимодействии) сторон трех стилей (по Галине Михайловне Андреевой).

Таблица

Формальная сторона Содержательная сторона
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ
Деловые, краткие распоряжения Дела в группе планируются заранее во всем их объеме
Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны
Эмоции не принимаются в расчет  
Позиция лидера — вне группы  
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Инструкция в форме предложений Мероприятия планируются не заранее, а в группе
Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все
Похвала и порицание — с советами Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
Распоряжения и запреты — с дискуссиями  
Позиция лидера — внутри группы  
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ
Тон — конвенциональный Дела в группе идут сами собой
Отсутствие похвалы, порицаний Лидер не дает указаний
Никакого сотрудничества Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера
Позиция лидера — незаметно в стороне от группы  

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.

Проблемы для обсуждения:
1. Понятие стиля педагогического общения.
2. Авторитарный стиль педагогического общения.
3. Попустительский стиль педагогического общения.
4. Демократический стиль педагогического общения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 |

демократичных классов | Обучение справедливости

Ищите:

  • Что, по мнению Паттерсона, следует помнить учителям по отношению к своим ученикам?
  • Как Паттерсон определяет, какие предметы и опыт могут быть использованы в рамках ее использования позитивных поведенческих вмешательств и поддержки?

Иди глубже:

Информационный бюллетень PBIS (PDF)

В этом информационном листке Южного юридического центра по борьбе с бедностью подробно рассказывается о PBIS и подчеркивается, что этот подход дает наилучшие результаты, когда он применяется во всей школе.

Обдумать:

  • Какие преимущества PBIS дает школам, учителям и учащимся?
  • Чем подход PBIS отличается от текущей дисциплинарной практики вашей школы? Как это то же самое?
  • Какие препятствия вам необходимо преодолеть, чтобы внедрить PBIS в вашей школе? Какие шаги вы можете предпринять, чтобы преодолеть их?

Готовые ресурсы:

Смотреть бесплатные видео на PBIS

Спросите учителей специального образования в вашей школе о PBIS.Скорее всего, они используют или слышали о PBIS.

 

Размышление о практике

В вашем классе царит спокойный, расслабляющий день или жестокий, разрушительный шторм? Солнечно, облачно или дождливо? Сильно холодно? Вы спокойный, освежающий ветерок или торнадо?

Метафоры могут быть мощными инструментами для размышлений, которые позволяют нам увидеть обычный повседневный опыт в новом свете. Метафоры компактны, упаковывают много информации в маленькое пространство, как наша метафора о климате.У них также есть способность опускаться ниже поверхности и достигать более глубокого уровня знания. Наконец, метафоры особенно ярки и сильны, потому что они вызывают в нас эмоции.

Педагоги слишком часто используют жестокие метафоры для описания своей работы. «Мы в окопах». «Мы на передовой линии битвы». «Школа — это тюрьма». Эти жестокие метафоры могут быть самоисполняющимися пророчествами, которые влияют на наши отношения со студентами и на тон управления классом в наших классах.

Давайте послушаем, как учителя представляют некоторые из своих метафор, которые происходят из мест заботы, воспитания и надежды.

Сначала учительница средней школы Мелоди Паттерсон представляет свою личную метафору обучения — метафору портного.

Стили школьного руководства — Живая демократия

Является ли демократия лучшим способом ответить на вызовы, стоящие перед нашим обществом? Или есть лучшие альтернативы? Споры по этому поводу ведутся с нами с древнейших времен до наших дней.То, что относится к обществу, также относится и к школам. Если мы выступаем за демократическое школьное руководство, необходимо рассмотреть альтернативы. Рассмотрим четыре основных типа лидерства.

Автократические лидеры склонны принимать все решения самостоятельно. Они будут утверждать, что это самый эффективный стиль для выполнения большого количества задач за короткий промежуток времени. В этом сила авторитарного лидерства, но его слабость в том, что решения могут встречать возражения или подвергаться сомнению, что, в свою очередь, повышает вероятность конфликта и отказа от сотрудничества.Автократические лидеры недооценивают, в какой степени они зависят от других. Школьные правила, которые навязываются без обсуждения, чаще нарушаются, что контрпродуктивно в борьбе с неправомерным поведением и издевательствами. Авторитарное лидерство часто следует статус-кво и данным условностям, предлагая мало инноваций и развития. Академические результаты плохи в автократически управляемых школах, поскольку конкретные потребности учащихся в поддержке и поощрении получают мало внимания.

Принцип невмешательства характеризуется отсутствием четко определенных процедур принятия решений и малой вовлеченностью руководителя в процессы принятия решений.Время на обсуждения четко не ограничено, поэтому эффективность принятия решений и управления школой низкая. С другой стороны, сильной стороной этого типа лидерства является низкий уровень агрессии и конфликтности в школьном сообществе.

Патерналистские лидеры действуют как родители, заботясь о своих подчиненных, как родитель, не давая им никакой ответственности или свободы выбора. В этом типе лидерства лидер проявляет заботу и заботу о своих подчиненных.Взамен он ожидает доверия, верности и послушания. Ожидается, что учителя будут полностью привержены тому, во что верит лидер, и воздержатся от принятия собственных решений или работы независимо. Ожидается, что учителя будут работать в одной и той же школе в течение более длительного времени, чтобы укрепить лояльность и доверие. Патерналистское лидерство имеет тенденцию разделять персонал, так как руководитель школы награждает своих любимых учителей за их лояльность особым отношением и возможностями, такими как проекты, поездки, обучение и т. д.

Демократический стиль руководства предлагает потенциал для преодоления слабостей, которые склонны развивать другие типы лидерства. Демократический руководитель школы обеспечивает участие всех членов школьного сообщества в процессе принятия решений, но участие будет варьироваться в зависимости от контекста. Студенты не будут участвовать в каждом решении, и лидер не всегда может иметь последнее слово. В некоторых случаях он может ограничиться содействием достижению согласия между сотрудниками или всем школьным сообществом или принять решение, которое он сам не поддерживает.

Лидерство и ответственность разделены, и часто есть лидеры подгрупп. Чем больше членов школьного сообщества участвует в процессе – руководителя школы, персонала, учащихся, домработниц, офисного персонала, возможно, также родителей и внешних заинтересованных сторон, тем яснее будет картина различных интересов, взглядов и ценностей. Сила демократического школьного руководства заключается в его способности вырабатывать решения и решения, которые широко принимаются и поддерживаются, при условии, что все интересы и вопросы были приняты во внимание.Учебные усилия, необходимые различным группам школьного сообщества для развития их полного потенциала участия, могут быть довольно сложными, но они вознаграждаются. Школьное сообщество может развивать демократическую школьную культуру с открытой и дружественной атмосферой. Его члены будут более мотивированы и преданы делу, будет процветать официальное и неформальное общение как с участием школьного руководителя, так и со школьным сообществом. Дисциплина улучшится, если ученики будут чувствовать ответственность за свою школу.Школа добьется более высоких академических результатов, приспособив разносторонние способности и таланты своих учеников.

Таким образом,

Демократическое школьное руководство имеет как большой потенциал, так и проблемы. Чем больше членов участвует, тем сложнее будут процессы обсуждения, достижения консенсуса и принятия решений. Тогда может показаться, что авторитарные способы быстрого принятия эффективных решений предлагают привлекательную альтернативу. Мы утверждаем, что стоит попытаться справиться с этой сложностью, поскольку ваши ученики должны научиться преуспевать в двойственных и неясных ситуациях (см.43. Демократические школы поддерживают свои общества, обучая своих учеников становиться гражданами, компетентными и уверенными в себе, чтобы участвовать в спорных и динамичных процессах принятия решений.

Что такое демократическое образование? — Принципы и силы — Видео и стенограмма урока

Демократическое образование: логистика

Легко сказать, что учащиеся должны иметь возможность выбирать пути обучения и контролировать свои образовательные цели, но что это означает в реальном классе?

В самых демократичных классах учителя должны творчески вовлекать учащихся в деятельность, которую они выбирают.Для некоторых учащихся это может означать тихие рабочие листы, но для многих это, скорее всего, практическая манипулятивная работа. Студентам должно быть разрешено выбирать область обучения, и весь образовательный план должен вращаться вокруг этой предметной области. Например, если учащимся нравится космос и они голосуют за наличие космического модуля, то все предметы должны относиться к космосу.

Расписания занятий должны быть открытыми для обсуждения и голосования, чтобы все учащиеся в классе чувствовали, что имеют право голоса в процессе принятия решений по повседневным учебным задачам.Если это осуществимо, учащимся должно быть разрешено работать по собственному графику, но если нет, то достаточно будет голосования класса, чтобы принять решение о расписании.

С общешкольной точки зрения демократическое образование принимает форму студенческого самоуправления с реальной властью принимать решения от имени школы в таких областях, как планирование образования и предлагаемые программы.

Демократическое образование: льготы

Наиболее важным преимуществом демократического образования является ответственность учащихся за свое образование.Когда люди владеют своим выбором, они больше заинтересованы в том, чтобы этот выбор работал на их собственную пользу и благо. Когда выбор навязывается человеку без согласия, у человека нет чувства собственности, и, таким образом, он не всегда чувствует себя обязанным работать, чтобы добиться успеха в ситуации.

Однако, когда они выбрали путь, они не хотят потерпеть неудачу, потому что они владеют выбором, а значит, будут владеть и неудачей. Собственность ведет к вовлечению, что ведет к успеху в образовании, и это цель любого образовательного подхода.

Другими, более объективными преимуществами являются:

  • Более высокая посещаемость
  • Более широкое участие в образовательной деятельности
  • Высшее достижение учащихся
  • Повышение внутренней мотивации

Наконец, демократическое образование учит учащихся тому, как ценно быть полноправным участником своего собственного окружения и следить за тем, чтобы его собственный голос был услышан. Это готовит студентов к будущему в демократическом государстве. Обучая учащихся тому, что их голоса важны и могут иметь значение, вы воспитываете взрослых, которые верят, что могут изменить мир, если они готовы участвовать в этом процессе.

Демократическое образование: опасения

Самая большая забота любого преподавателя, рассматривающего возможность создания демократической образовательной среды, — это аутентичность. Если студентов просят высказать свое мнение или даже проголосовать по теме, а затем на их решения не отвечают, они теряют всякую веру в процесс. Чтобы создать действительно демократическую образовательную среду со всеми преимуществами, которые она предлагает учащимся, преподаватели для взрослых должны быть полностью вовлечены в этот процесс.

Когда учащиеся голосуют за что-то, этот голос должен учитываться при принятии решения.Только тогда учащиеся будут заинтересованы в результате.

Крайне важно, чтобы учащиеся преподали урок ответственности в демократическом образовании. С выбором и контролем приходит ответственность за выполнение сделанного выбора. Некоторые учащиеся могут поначалу этого не понимать, но когда они увидят результаты настоящего, подлинно демократического образования, они поймут, что их выбор может повлиять на их образовательное будущее.

Внешние силы

Было бы хорошо, если бы все образовательные системы могли работать в вакууме, когда преподаватели принимают решения, которые они считают лучшими для своих учеников, но мы знаем, что реальный мир устроен не так.Общество играет важную роль в политике и процедурах образования. От систем раннего образования, которые предоставляли учителям полную автономию преподавания по своему усмотрению (даже для применения телесных наказаний), до среды, в которой политические программы навязываются школьным системам посредством манипулирования финансированием Раздела IX, иногда становится очевидным, как мало контроля каждый отдельные школы и учителя имеют над некоторыми аспектами образовательной политики. Господствующие школы детской психологии и психологии образования распространяются на общую реализацию образовательной политики.

Стандартизированные цели достижений являются одним из примеров того, как федеральная политика и политика штата влияют на способность школы внедрять демократическое образование. Когда школа сама не может решить, когда и чему учить, разумно, чтобы ученикам было предоставлено меньше контроля. Настоящая демократическая система образования должна начинаться с самых высоких уровней и доходить до отдельных классов.

Наконец, на политику местного школьного совета могут влиять местные избиратели (родители местных школьников).Хотя это выглядит как демократическая система в действии, она не учитывает учащихся, что не соответствует определению демократического образования.

Итоги урока

Хорошо, давайте на минутку повторим то, что мы узнали. Как мы узнали, демократическое образование сводится к выбору и контролю учащихся, чтобы они могли руководить своими собственными образовательными планами и целями. В этих контекстах мы узнали, что выбор — это способность иметь автономию в направлении своего собственного образовательного пути, а контроль — это способность решать, как подходить к основным образовательным потребностям.Проще говоря, студенты контролируют, куда идет их образование.

Подлинно демократическое образование необходимо для того, чтобы по-настоящему показать учащимся, что их выбор имеет силу, и благодаря этой силе они могут контролировать свое будущее. Таким образом, учащиеся становятся более вовлеченными в свое образование с более высокой посещаемостью, более высокой успеваемостью и большей ответственностью за свои учебные достижения. С внешними силами, такими как взгляды общества на образование, преобладающие психологические взгляды на образование и внешнее давление со стороны федеральных, государственных и местных политиков, может быть трудно проводить подлинно демократическую политику в отдельных школах.

Демократическая практика в образовании: значение для педагогического образования

R&L Education / Ассоциация педагогов-педагогов (ATE)

Страниц: 160 • Отделка: 6¾ х 9

978-1-57886-247-4 • Мягкая обложка • Июнь 2005 г. • 54 доллара США • (42 фунта стерлингов)

Art Pearl , адъюнкт-профессор Вашингтонского государственного университета в Ванкувере, почетный профессор Калифорнийского университета в Санта-Круз.

Кэролайн Р. Прайор, номер , доцент Университета Южного Иллинойса в Эдвардсвилле и член Уайского научного общества Аспенского института в 2003 году.

Часть 1 Благодарности
Часть 2 Предисловие, авторы Art Pearl и Кэролайн Р. Прайор
Часть 3 Введение, авторы Art Pearl
Глава 4 1 Преобразование школ в демократические объекты
Глава 5 2 Демократическое образование: цели, принципы и требования
Глава 6 3 Демократические практики, проявляющиеся через воспитание характера
Глава 7 4 Демократия, школы и группы культурных меньшинств
Глава 8 5 Европейское и американское влияние на демократическую практику в школе профессионального развития: студенты после бакалавриата в раннем полевом опыте
Глава 9 6 Практика демократии в бакалавриате
Глава 10 7 Демократический класс: модель, которая работает
Глава 11 8 Демократическая практика в образовании и учебной программе
Глава 12 9 Демократия в образовании: совместное управление
Глава 13 10 Участие учителей в принятии школьных решений
Часть 14 О школе Редакторы

В этой книге с пользой представлены некоторые из острых вопросов демократического образования.Он достойно выполняет свою миссию по стимулированию дебатов о демократическом образовании. Демократическая практика в образовании доступна, удобочитаема и может быть рекомендована преподавателям, руководителям школ, учителям и учащимся.
Learning For Democracy

В 11 эссе преподаватели описывают интеграцию своих убеждений в классовую демократию, включая свободу и свободу, справедливость и справедливость, равенство и равные возможности, инклюзивность, а также концепцию подготовки учащихся к все более сложный мир как часть образования характера, необходимого для учащихся K-12.
Новости справочников и исследований

Демократическая формация в классе

Один из способов поощрения демократического становления среди наших студентов, как преподавателей религии и богословия, состоит в том, чтобы рассказывать о демократии, особенно об исторических отношениях между религиозными институтами и демократией. Другой способ — предоставить студентам возможность практиковать демократию. Другими словами, мы могли бы подумать о том, как наши классы и задания могут дать учащимся возможность участвовать в демократических практиках.Оба кажутся важными для демократического формирования среди студентов.

В Соединенных Штатах одним из способов описать гражданскую ассоциацию, в которой религиозные институты исторически составляют наибольшую часть, является школа демократии. Хотя у этой точки зрения Токвиля есть свои критики, социологи утверждают, что участие в гражданских ассоциациях может способствовать развитию набора гражданских убеждений, взглядов и практик, которые будут способствовать здоровой гражданской жизни. Например, участие в гражданских ассоциациях может сформировать у граждан способность заботиться друг о друге, заботиться об общественных проблемах и учиться обсуждать эти общественные проблемы.Также считается, что они создают то, что Роберт Патнэм называет «социальным капиталом», который создается, когда граждане узнают нормы взаимности, строят сети и укрепляют доверие. Социальный капитал необходим для того, чтобы граждане могли собираться вместе для работы над общими проектами, создавать более широкие межгрупповые сети и объединяться для обеспечения подотчетности избранных должностных лиц.

Что делает что-то — учреждение, организацию, рабочее место, класс или сообщество — демократичным? Недавно я обсуждал этот вопрос со студенткой, готовившейся провести недельное обсуждение книги Джеффри Стаута «Блаженны организованные».Пока мы обсуждали текст, она сравнила две организации, в которых работала. Прозрачность и совместное принятие решений были чертами, которые, по ее мнению, сделали ее нынешнюю организацию более демократичной, чем другие. Практика разделения полномочий, совместной ответственности, прозрачности и подотчетности — все это часть того, как выглядит демократическая организация людей. Предоставление студентам примеров и теории помогает им оценить организации и учреждения, частью которых они в настоящее время являются или помогают руководить.Это также может развивать их моральное воображение, когда они представляют себе реформы или свое более широкое призвание.

Кроме того, обучение студентов гражданским и демократическим практикам религиозных институтов имеет основополагающее значение для развития нравственного воображения. Например, церкви сыграли значительную роль в организации Движения за гражданские права на низовом уровне. Наши студенты должны изучать не только моральные рассуждения, которые мотивировали эту гражданскую работу, но также организационные практики и принципы, которые структурировали эти движения.Это включает в себя анализ случаев недемократической власти и подотчетности внутри движений, таких как гендерное неравенство в определенных сферах Движения.

Современные примеры также имеют решающее значение. Книга К. Мелиссы Снарр All You That Labor представляет собой этнографическое исследование роли, которую религиозные организации играли в Движении прожиточного минимума. Это исследование не только является более современным примером широкой организации, но и иллюстрирует, как религиозные институты могут помочь сформулировать моральный язык общественной проблемы.Это тоже кажется важным, чтобы помочь студентам развить нравственное воображение и пророческий голос.

Преподавание демократии, однако, не единственный способ, которым мы можем представить нашу роль в качестве преподавателей теологии и религиоведения. Скорее, наши классы также могут быть местом, где учащиеся могут практиковать демократию. В своем этнографическом исследовании государственной средней школы в Бруклине я обнаружил несколько примеров и устойчивую культуру разделения власти и ответственности между учителями и учениками.Я позаимствовал этот способ построения демократического образования у Эми Гутман, но он также тесно связан с более широкими традициями либеральной или критической педагогики.

В свой весенний курс я включил практику разделения полномочий и ответственности. Студенты были разделены на небольшие группы по пять-шесть человек, и каждая отвечала за содействие обсуждению в течение одной недели. Я встречался с каждым студентом до их дня фасилитации и наблюдал во время занятий. Эта структура, я считаю, является одним из способов разделить не только власть со студентами, но и разделить ответственность.Студенты уполномочены разделить ответственность за то, как происходит обучение, не только с профессором, но и со своими коллегами.

Чтобы сделать эти цели более четкими, я попросил студентов заполнять короткую форму обратной связи после каждого обсуждения. Один из вопросов был: Насколько лучше вы понимаете содержание после обсуждения? Студенты могли оценить по шкале от 1 до 5, где 1 означает «примерно то же, что и раньше», а 5 — «гораздо больше, чем раньше». Другой вопрос заключался в следующем: насколько совместными были производство и обсуждение знаний? Учащиеся могли оценить по шкале от 1 до 5, где 1 означало «отсутствие или незначительное сотрудничество», а 5 — «очень активное сотрудничество».«Моя цель состояла в том, чтобы прояснить цели обсуждения: совместное производство знаний. Таким образом я надеялся развить у членов группы общую ответственность за понимание, критику и применение содержания недели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.