Содержание

Киники и циники: как научиться уму и спокойствию у философов-собак

Сегодня в мире рекордное число марксистов — но последователей Граучо, а не Карла Маркса: «Я против чего бы то ни было. // Я не знаю, о чем люди говорят, // Но это и не важно», — пел Маркс в 1932 году в своем фильме «Лошадиные перья».

Тогда это было сатирой, сегодня же воспринимается всерьез: цинизм — то есть убеждение в человеческой аморальности и склонности к вероломству — господствует в американской культуре. По сравнению с 1964 годом, количество американцев, верящих, что правительство поступает верно «всегда или почти всегда», снизилось на 53% — с 77% до 24%. Отношение к другим общественным институтам изменилось аналогичным образом.

Появилось ли с тех пор больше оснований для цинизма — открытый вопрос. Однако факт остается фактом: модный нынче циничный взгляд на жизнь отрицательно сказывается на нашем душевном и материальном благополучии.

Современные люди исказили изначальный смысл этой философии. Вместо того, чтобы считать, что все вокруг — отстой, мы должны брать пример с древнегреческих киников, которые стремились к истине и восставали против статуса-кво.

Родоначальником философской школы кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а популяризатором — Диоген Синопский, живший в V веке до н.э. Киники отрицали любые соображения, препятствующие переосмыслению общепринятых догм, поиску истины и счастья. Если современный циник говорит, что президент — идиот, и поэтому его политика никуда не годится, древний киник непредвзято проанализировал бы каждый пункт этой политики.

Современный циник с ходу отрицает идеи («это глупо»), тогда как древний киник воздерживался от суждений («возможно, это правильно, а возможно — нет»).

«Цинизм в современном смысле полностью противоположен своему изначальному значению. Сегодня он означает скорее отказ от моральных и интеллектуальных поисков», — пишет Дэвид Мацелла из Хьюстонского университета в своей книге «Истоки цинизма».

Во времена Антисфена не было индекса счастья, поэтому мы не можем определить, насколько киники были удовлетворены жизнью по сравнению с теми, кто не придерживался их философии. Однако мы знаем наверняка, что современный цинизм вреден. Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что циники примерно в пять раз чаще страдают от депрессии. То есть желчные 25-летние люди рискуют превратиться в угрюмых 44-летних.

Современные циники также отличаются более слабым здоровьем. В 1991 году ученые провели исследование среди мужчин среднего возраста и обнаружили, что циничный взгляд на жизнь существенно повышает риск умереть от рака и сердечных заболеваний — возможно из-за того, что ведет к злоупотреблению алкоголем и табачными изделиями. А исследование, проведенное в 2017 году среди финских мужчин среднего возраста, показало, что цинизм также является предиктором преждевременной смерти.

Дальше — хуже. Люди, как правило, не уважают циников.

В статье, опубликованной в 2020 году в «Журнале экспериментальной психологии», утверждается, что цинизм лишает человека уважения окружающих — возможно, из-за того что такие люди сами ведут себя неуважительно по отношению к другим, и это порождает порочный круг.

Кроме того, циники, как правило, меньше зарабатывают. В 2015 году ученые установили, что даже с поправкой на пол, уровень образования и возраст, наименее циничные люди за девять лет увеличивали свой заработок в среднем на $300 в месяц. Наиболее циничные через девять лет получали столько же, сколько раньше, или меньше. Исследователи объяснили это тем, что циники «чаще упускают возможности для сотрудничества и, как следствие, лишают себя помощи окружающих». Иначе говоря, быть мизантропом — себе дороже.

Чтобы стать более благополучным, нужно не только избегать цинизма во всех его проявлениях, но и стремиться стать настоящим киником.

Древние киники жили согласно определенным принципам, в основе которых лежат сознательность, безразличие к мирским благам, радикальное равенство и здоровый образ жизни.

Звучит похоже на христианство и буддизм? Это не случайно — греческие философы, в том числе скептики, современники киников, испытали на себе влияние индийской традиции (о которой в Греции узнали благодаря походам Александра Македонского), а в последующие века идеи кинизма и его наследника стоицизма повлияли на раннюю христианскую философию.

Чтобы проникнуться идеями киников, я советую посвятить каждому из кинических принципов отдельный день.

1. Эвдемония («счастье»)

Древние киники знали, что невозможно достичь счастья, участвуя в непрерывной борьбе за собственность, удовольствия, власть и престиж. Счастье можно обрести лишь отрекшись от ложных желаний. Составьте список мирских благ, которые привлекают вас — например, дорогие вещи или восхищение окружающих — и скажите вслух: «Я отказываюсь подчиняться этим желаниям».

2. Аскезис («дисциплина»)

Мы не сможем очистить сознание от тумана и путаницы до тех пор, пока не перестанем притуплять свои чувства, будь то при помощи алкоголя и наркотиков или бессмысленных развлечений, обеспечивающих нам бегство от реальной жизни. Примите решение воздерживаться от вредных веществ и привычек. Вместо того, чтобы после ужина смотреть телевизор, отправьтесь на прогулку. Вместо коктейля выпейте стакан воды и почувствуйте свежесть от каждого глотка. Такая дисциплина укрепит вашу силу воли и поможет приобрести привычки, способствующие счастью.

3. Автаркия («самодостаточность»)

Если мы нуждаемся в одобрении окружающих, то никогда не достигнем самообладания и истинной свободы. Откажитесь от потребности в одобрении со стороны окружающих. Проанализируйте, за что вы чаще всего ищите похвалы — за свою внешность, свой ум или свою успешность — и сознательно старайтесь подавить эту потребность.

4. Космополитес («космополитизм»)

Сравнивая себя с окружающими, мы настраиваем себя против них. Дружба и любовь в таких условиях становятся невозможны. Начинайте каждый день с напоминания себе о том, что все люди равны, и обещания не относиться к людям по-разному в зависимости от их статуса. Ведите себя одинаково и со своим начальником, и с баристой.

Циник несчастен, потому что заточен в несправедливом мире. Киник счастлив — но не потому что считает мир совершенным, а потому что более сосредоточен на внутреннем мире, над которым он имеет власть.

Есть одна известная история, резюмирующая этот образ жизни.

Диоген был знаменит тем, что не принимал ничью сторону, и поэтому был не в почете у власть имущих. Однажды философ по имени Аристипп, который пользовался благосклонностью правителей, застал Диогена за мытьем овощей — презираемой древними греками пищи. Диоген не смутился, и сказал Аристиппу: «Если бы ты приучил себя есть овощи, то не стал бы рабом при дворе тирана».

Если вы хотите стать настоящим киником и счастливым человеком, приучите себя «есть овощи»: пусть окружающие и пренебрегают ими — но вы для себя обнаружите, что они насыщают намного лучше, чем пустые калории конформизма.

Благородство пса. Возможны ли киники сегодня?

Кинизм до сих пор привлекает не только серьезных исследователей, но и широкую публику, жадную до всевозможных баек и ярких аналогий. И, наверное, большинство из этих историй скорее мешают понять его. Кинизм — это вывеска для небольшой группы дерзких и веселых античных философов, зубоскаливших на тему пафосных виршей коллег по цеху. Он зажегся и исчез на рубеже конца V — начала IV в. до н. э., но оставил слово, а точнее презренную кличку — «собака», которую некоторые носили с гордостью. Цинизм живет и здравствует в наши дни, но возможно ли сегодня быть киником?

Специально для Insolarance Иван Кудряшов отвечает на этот вопрос, обращаясь к идеям Петера Слотердайка и анализируя отличие киников от циников.

Упоминания киников регулярно встречаются в интернете, но в основном это многочисленные неточные аналогии и параллели. По ним почти невозможно отличить кинизм от фантазий современного человека, что и заставляет вновь обращаться к этой теме. При этом я только за сравнения древних учений с современностью, если это служит пониманию. Однако для этого сравнение должно быть достаточно точным. Киникам на такую точность в чужих речах изрядно не везло. Гораздо чаще встречаются плоские мемы, которые способны зацепиться разве что за анекдоты об онанизме или проживании в бочке. В последние годы с киниками начали сравнивать всех подряд: от дворовой гопоты до прогрессивных художников и активистов, разыгрывающих что-либо на площадях города. Если и уместна идейная аналогия киников, то прежде всего с идеологией панк-культуры (но как-то о ней сегодня не вспоминают).

И я совершенно не против подобного юмора, он может быть довольно остроумным. Можно представлять себя подобным кинику в 16 квадратных метрах квартиры-студии, взятой в ипотеку — ну чем не бетонный пифос? Можно шутить о том, что отсутствие туалетов в городском центре — тайная программа пропаганды кинического образа жизни среди населения. Вот только не стоит делать отсюда далеко идущих выводов. Уж лучше почитать россказни Диогена Лаэртского — в них хотя бы присутствуют прямые цитаты киников, которые сложно игнорировать.

Прямолинейные аналогии слишком беззубы, чтобы раскусить крепкий орешек кинизма. Ведь настоящие киники были натуристами (идейное течение конца XIX-XX веков, предтеча нудизма), а не эксгибиционистами. Они практиковали перфомансы, но лишь для усиления сатирического эффекта, а вот акционизм и концептуальное искусство (связи с которым им регулярно приписывают) вряд ли бы одобрили. Не были киники и циничными прагматиками или аморалами, несмотря на этимологию. Напротив, они были самыми яркими идеалистами Античности — идеалистами в обыденном смысле слова. И уж, конечно, новомодные попытки примешать их к «стоической мудрости», обучающей современного потребителя невозмутимости, поистине смехотворны и достойны лишь кинического плевка. Киникам была хорошо известна жизнь, полная испытаний, но они не избегали ни тягот, ни эмоций и мыслей, что они вызывают.

Кинизм был и остается уникальным явлением, тесно связанным с культурой древнегреческого полиса. Что впрочем не закрывает возможности быть киником в любое время. Однако это довольно сложно, в том числе и из–за ощутимой путанницы между киниками и циниками.

Исправление имен

Конечно, цинизм — тема намного более актуальная, чем киники. Споры о нем возникают как на бытовом уровне, так и в фундаментальных попытках осмыслить современность. За многие годы эволюции слово «цинизм» обросло множеством значений. Одни видят в цинизме вызывающую невоспитанность. Другие считают, что за ним стоит глубокая, продуманная или хотя бы эстетическая позиция. Третьи обнаруживают в цинизме не столько позицию, сколько эффект ее отсутствия — то, что происходит с человеком, так и не выбравшим для себя каких-то принципов, существующего подобно неплотной субстанции на воде. Есть еще десяток версий о том, что такое цинизм и почему некоторые выбрали его.

И все же, прежде чем попытаться развести понятия «кинизм» и «цинизм», стоит понять, зачем это вообще нужно? Да мало ли слов, которые перепутаны и употребляются в неверном значении? О «великом исправлении имен», о котором грезил еще Конфуций, в эпоху интернета можно говорить лишь с грустной усмешкой. И все же в ХХ веке нашелся мыслитель, обосновавший важность философски точных дистинкций о кинизме и цинизме, ведь их связывает сложная эволюция одной идеи.

Им был философ Петер Слотердайк, который в «Критике цинического разума» отметил, что именно в силу мутабельности современного цинизма мы ничего не сможем о нем понять, если не найдем те ключевые (или даже болевые) точки, в которых он оторвался от своего начального истока — античного кинизма. Более того, Слотердайк предлагает противопоставить кинизм и цинизм в надежде на то, что это даст место для нового кинического импульса в нашей ветшающей цивилизации. Неокинизм — это возможность для критических умов, которую легко проглядеть за тем современным диффузным цинизмом, который уже не отличить от его кинической противоположности.

Итак, чем же был кинизм? Чем стал цинизм? Можем ли мы вернуться к тому, что утрачено и превращено в унылый ярлык?

Как известно, слово «кинизм» появилось на греческой почве и с самого начала содержало в себе элемент осуждения. «Кинос» — с древнегреческого «собака», а это слово еще со времен Гомера обозначало «бесстыдника» или «наглеца» (причем исторически сперва только «бесстыдную женщину»). Греческие и римские авторы хорошо понимали эту пасхалочку, однако почти не использовали слово «киник» в отрыве от мыслителей этого направления (Антисфен, Диоген Синопский и др.).

Европейцы напротив гораздо чаще использовали слова «киник» и на латинизированный манер «циник» в качестве прозрачного намека на бескультурье, наглость или язвительность визави. Поэтому уже долгое время они являются синонимами. Из французского «циник» перекочует в английский и немецкий, а оттуда и в русский. В итоге, даже понимая под «киником» отсылку к греческим философам, большинство образованных авторов вплоть до XIX-XX века используют это слово с негативным оттенком, как пейоратив, то есть слово, выражающее отрицательную оценку, неодобрение, порицание, иронию или презрение.

Авторы, принадлежавшие к декадентам, предпринимали попытки эстетизации и даже превознесения цинизма — им вообще нравилось эпатировать общественность (слово «декадент» — тоже изначально пейоратив). Для этого приходилось задействовать арсенал романтических средств, превращавших каждый жест циника в пощечину общественному вкусу, плевок в здравый смысл и массовое поклонение полезностям. Отсюда, задолго до Фрейда (с его защитами, сублимациями и гиперкомпенсациями), повелось воспринимать циничную позу симпатичного вам человека как изящный душевный доспех, защищающий излишне ранимую душу. Что, конечно, не более чем миф, пестуемый литературой.

Для большинства и поныне цинизм — это скорее внешняя характеристика человека, пренебрежительно относящегося ко общепринятым общественному строю, религии, правилам морали, традициям или открыто издевающегося над ними. Эстетическая надстройка, увы, представляется скорее фасадом, чем сутью: людям обычно все равно как одет тот, кто издевается над их идеалами. При этом как-то забылось, что античный киник если и щеголял, то только наготой или дырой в хитоне.

Киники и циники в глазах почтенной публики стоят друг друга. И то, что выходки первых были погрубее, чем преимущественно слова вторых, никого особо не заинтересовало. Поэтому до Слотердайка их различие интересует только лингвистов и историков философии, которые ради справедливости и понимания должны развести «источник» и его «позднейшее восприятие». Это в сущности несложно, если сравнивать античного «киника» с современным «циником».

Киник живет в Древней Греции и в своей критике отталкивается от общества полиса, современный же циник — ничего не критикует, но так или иначе реагирует на нынешние реалии (общество, мораль и т. д.). Сегодня цинизм бесконечно далек от всякого критического жеста, от всякой яркой позы, от протеста или вызова, а тем более от какой-либо последовательной мысли или идеологии. Цинизм теперь — это невнятное, лабильное и ускользающее от ответственности облако мнений, присущее конформистам и социальным приспособленцам.

Три различия

Однако давайте приглядимся к этой историко-социальной разнице. Как несложно заметить, вся история с эстетизацией цинизма в эпоху модерна — это довольно прозрачная игра на повышение статуса. И эта потребность создать и присвоить себе определенную элитарность очень точно совпадает с периодами демократизации обществ (с присущей ей мешаниной — нуворишами, выскочками, разорением старой аристократии, плебеями, потребляющими то, что прежде было доступно лишь патрициям). Античный кинизм боролся против этих претензий на элитарность и «круги посвященных».

Следовательно, первое различие таково: кинизм мыслит себя на стороне плебса и социальных масс, цинизм — желает быть идеологией «верхов». Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и Гиппархия на дух не переносили идею богатства и всегда держали под подозрением всякую власть. Кинизм оппонирует власть имущим, цинизм напротив обычно лоялен власти — как минимум до тех пор, пока та не мешает ему потреблять и симулировать элитарность. В каком-то смысле сегодня циник и есть наиболее частый тип человека в массовом обществе: в заявлениях он может быть хоть Че Геварой на баррикаде, но в поступках — это кантовский гражданин, пребывающий в относительном послушании.

Античный полис был очень тонко нарезанным на слои и группы обществом, несмотря на некоторые элементы демократии. Но даже на этом цветастом фоне киник был особым случаем. Индивидуализм киника начинался с того, что у него буквально не было своего места в обществе (настолько особенный), а уже отсюда вытекали и философские выводы — например, о номинализме (все вещи единичны, общего нет) или об идеале самодостаточности и свободной воли. При этом индивидуализм киника не противопоставлен обществу: критикуя человеческие частности, он служит общественным идеалам. Собственно суть его «исключения» — дистанция, чтобы занять лучшую позицию для критики.

Второе различие непосредственно касается целей и ценностей киников/циников. Киник живет аскезой, приучая себя к малому. Именно поэтому он уважает труд, особенно ручной. Циник находится строго в противофазе: свобода для него — это побольше удовольствий, поменьше труда и ответственности. Диоген нисколько не кривил душой, говоря, что если бы он мог утолить голод одним лишь поглаживанием живота (как онанизм утоляет сексуальные позывы), то он был бы равен богам.

Современный циник, думается, в большинстве случаев ужаснулся бы такой самодостаточности — его цинизм прежде всего нацелен на оправдание зависимости (без общества нельзя; деньги нужны всем; против государства не попрешь; мне хорошо, а укусы совести проще переносить, когда сыт и обеспечен и т. д. и т. п.). Гораздо проще представить себе циника, мечтающего о вэлфере или синекуре, чем о миллионах, заработанных с закатанными рукавами.

Третье различие состоит в том, что настоящего киника по большому счету не интересует ничего, кроме этики. Его цель — жить согласно добродетели, что и есть счастье, а путь к добродетели — разумное самоограничение. В этом плане киническая критика морали возможна только в одном формате: это критика неразумных послаблений, которые люди контрабандой протаскивают в область норм и правил общежития. Иными словами, киник — цепной пёс на службе у добродетели, за которой явно стоит не только личное, но и общественное благо.

Поэтому аналогии киников с аскетами-отшельниками в Индии или анархо-хиппи просто смешны. Киник может уйти из общества только в качестве продолжения своей дидактики. Не обучающий (своим примером) и не требующий большего от общества киник абсолютно невозможен. Вот почему современные циники не могут его понять, ведь их позиция строится на мутном разделении личной декларативной «этики» и презираемой общественной морали. Циник просто не понимает в чем смысл служить обществу, да еще и всей своей жизнью, превращаемой в реплику, в назидательный пример другим.

Кинику же известно особое удовольствие от служения, причем столь строгого, что даже на минуту нельзя снять с себя этот долг и «униформу» (которой стали бедность, борода и двойной плащ на голое тело, посох и сума). Он критикует с радостью, не скрывая живых эмоций, что явно отличает киника от стоического полутрупа, лишь на словах ищущего «согласия с природой».

Точки над «i»

Если обобщить, то кинизм — это прежде всего очень простая система практических идеалов. Иди и делай, ты свободен, но ты в ответе за последствия. И уже как следствие: простота, презрение к социальным условностям и физиологическое отвращение к навязыванию чего-либо другим, особенно со ссылкой на общее благо.

Цинизм же, особенно в последней своей версии, — это в лучшем случае запутанная система теоретических отговорок, нацеленная на то, чтобы разорвать связь между практикой и ответственностью за последствия. А гораздо чаще — просто хаотичный набор теоретических фрагментов, народных мудростей, мемов и цитат великих, призванных хоть как-то примирить несчастного субъекта с тем бардаком, что царит в обществе и его жизни.

Как заметит Слотердайк, современная циническая формула счастья — это «быть глупым и иметь работу». Глупость в данном случае касается неспособности понимать связь своих повседневных действий с теми пагубными тенденциями, что захватывают общество. Идиот (от греческого «идиос» — одиночка) живет в обществе, но так, словно он вне идеологии и ответственности за происходящее. Собственно, циник по Слотердайку — это несчастное сознание, способное лишь имитировать «идиота», но не быть им. Именно поэтому философ тесно увязывает современный диффузный цинизм с провалом проекта Просвещения.

«Цинизм — это просвещенное ложное сознание», — говорит он. Одна из трактовок этого такова: критика Просвещения, направленная в адрес иллюзий, суеверий, обмана и идеологии, оставила свой след — она научила человека рефлексии и критическим уловкам. Однако Просвещение не смогло вменить людям свои ценности, оно потерпело крах в создании желания бороться за истину и прогресс. И потому рефлексия в итоге была направлена против Просвещения.

Современный циник — это тот, кто вынужденно умеет иронизировать не столько над положением вещей, сколько над попытками его оценить и оспорить. «Я знаю, что это дурно, но такова жизнь» — вот кредо циника, который в отличие от киника никогда всерьез не задумывается над тем, что же такое «жизнь». Собственно поэтому Слотердайк и обозначил такой цинизм как диффузный, то есть неравномерно-расплывчатый: в нем больше нет силы и уверенности, одни лишь метания в попытках приспособиться.

Возможно поэтому только философский развод между кинизмом и цинизмом на сегодня способен прояснить, что значит «выбирать жизнь». В «Критике цинического разума» Слотердайк дает диагноз Просвещению, и, на мой взгляд, уже поэтому она достойна стать настольной книгой каждого интеллектуала. По крайней мере такого, кто еще не целиком поражен эпидемией академического разочарования.

Кинизм, считает автор, — это уникальная маргинальная традиция, которая является не столько философией, сколько формой полемики посредством жестов, тела и жизненного выбора. Насмешка, пожимание плечами, демонстрация зада и многое другое — вот арсенал киника в любое время. Его сатирический ум знает цену словам и еще больше цену умникам, научившимся говорить, не отвечая за слова. Не отвечающим своим реальным телесным бытием и привыкшим апеллировать к каким-то заоблачным сущностям, по которым тоскует бритва Оккама или плевок Диогена. Киник не противостоит уму или знанию, но он — великий отрицатель «ложной жизни».

А циник — это тот, кто хорошо усвоил жест отрицания, но поставил его на службу частным интересам (по сути, все той же «ложной жизни»). Циник — мастер половинчатой рефлексии: он разбирает по винтикам (или имитирует это) любые ценностные претензии, и никогда не делает из этого практических выводов. Именно поэтому еще одна точная формула Слотердайка звучит так: «цинизм — это зная лучшее, делать худшее». Здесь уместно также подчеркнуть, что цинизм плохо сочетается с иронией и игрой, хотя его предписывают постмодернистам. Ведь ирония — это выражение смысла, доступное только тем, кто признает свою уязвленность, циник же избегает подобных ситуаций. В этом есть определенная ирония, что мыслителю постмодерна доступна рефлексивная насмешка, а вот среднему современнику — лишь диффузный цинизм.

Нищета современного повседневного прагматизма связана с этим — никто не говорит о настоящих проблемах, все озабочены конвенциональным успехом в кем-то огороженном тупичке. И величайшим скандалом, который еще устраивают кинические умы, состоит в напоминании о том, что данный тупичок размещен где-то на нижней палубе очередного «Титаника». Цинизм подкупает тем, что упрощает жизнь и дает немного форы в выживании, однако он бежит от любых проблем — будь то ваш внутриличностный конфликт или ядерный кризис. Увы, иногда оказывается, что бежать больше некуда, даже в своей голове.

Кинизм сегодня

Выводы Слотердайка кажутся пессимистичными, но все же это не так. Возможность кинизма вытекает уже из того, что мы живые и телесные существа. В умении опереться на свою природу философ видит путь к тому, что он называет «удавшаяся жизнь». А она обычно возникает не там, где придерживаются крайностей (либо служение идеалам, либо цинизм), а там, где смеются над собой, но не забывают и совершенствоваться.

Поэтому киник с его служением идеалам простоты и добродетели в обществе может существовать и в наши дни. Правда в таком случае он рискует раздражать буквально всех, подобно оводу, с которым сравнивал себя Сократ. Представьте себе волонтера, который активно помогает другим, но при этом зубоскалит над жертвами и еще больше троллит щедрых меценатов. Да, именно таков был бы киник, ведь он не стал бы играть в виктимизацию (высмеивая, он бы подчеркнул, что каждый может быть сильнее). И тем более не удержался от того, чтобы укусить неспокойную совесть богатенького благотворителя. Сегодня его бы гнали ото всюду как пса, но именно в этом и есть его благородство — стоять на страже истины, не делая никаких скидок ни своему страху, ни чужим почестям или условностям. Недаром собака стала символом верности и бесстрашия при выполнении долга.

Киник бы изрядно поиздевался и над доверчивостью людей в интернете, и над популярностью большинства медиа-персон. Он бы критиковал государства, корпорации, церкви и секты, ленивых обывателей и обеспокоенную климатом общественность, пинки и плевки летели бы в адрес ученых, экспертов и прочих говорящих голов. А вот идеал небольшой дружной общины, в которой стремятся к справедливости и умеренности (и деятельно, сообща решают свои проблемы), кинику было бы трудно найти в наши дни.

Хотя киникам было знакомо и снисхождение или даже защита других от травли. Так Диоген однажды встал на защиту одного рослого кифареда, правда, с довольно странным аргументом — мол, сей человек хорош уже тем, что занимается музыкой, а мог бы с его данными пойти в разбойники. А порой киник мог ошеломить и чувством собственного достоинства, которое никогда не терял, несмотря ни на какие «перфомансы». Антисфен с гордостью называл себя «аплокион», то есть истинный пес, а в ответ на то, что Платон высказывался о нем плохо, он сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».

Так что если мы еще способны оценить достоинство воинствующего критика, который не лишен идеала, это значит, что бодрый и злой заряд кинизма не исчерпан. И кое-чему нас все–таки научили истории о киниках Древней Греции. Конечно, быть киником не легко, да и вероятно не всегда нужно. Однако на фоне диффузного цинизма и девальвации культурных смыслов, даже небольшая доля кинизма может стать лечебной.

Автор текста: Иван Кудряшов.

В оформлении использованы работы Danil Rusanov.

Кто такой циник?

Этим словом сегодня можно назвать вандалов и людей, высмеивающих власть, а также простых граждан, которые разочаровались в людях. Массово цинизм распространяется в обществе именно во время резких изменений, когда появляются новые идеалы, отличные от старых и заявляются как истинные и реальные. Что обозначает это понятие, и кто такой циник, будет рассказано в этой статье.

Что значит циник?

Речь идет о том, кто попирает и презрительно относится к нормам общественной морали и нравственности, культурному наследию и ценностям. Прародителем цинизма является древнегреческая философия кинизм, зародившаяся еще в 4 веке до н.э. Ее последователи пренебрегали условностями и стремились от них избавиться, одновременно с этим упрощая жизнь, быт, ограничивая свои потребности и отстраняясь от общества. Киники не признавали догм религии и культуры, а проявления невоспитанности, необразованности и неграмотности воспринимали как благо. Огрубленные и упрощенные элементы этой философии легли в основу цинизма.

Что означает циник и каковы его признаки:

  • пренебрежительное отношение к общепринятым нормам и ценностям нравственности;
  • отсутствие стыда, грубость, хамство и бестактность;
  • стремление добиваться своего любым, даже аморальным способом;
  • ирония, сарказм;
  • крайняя степень цинизма – жестокость по отношению к животным и окружающим людям.

Почему люди становятся циниками?

Цинизм чаще всего проявляет себя в пубертатном возрасте, когда подросток восстает против некорректных форм воспитания – демагогии, унижений, оскорблений, морализаторства и т.п. Все это может вызвать ответный негатив, который и превращает подростков в циников. Если взрослые будут поддерживать у своих детей чувство собственного превосходства, то они также могут стать циниками. За примерами далеко ходить не надо – это так называемая «золотая молодежь», которая постоянно взрывает общественность своими аморальными, а нередко представляющими угрозу для других людей выходками. Вот кто такой циник человек, который действует, когда ощущает собственную безнаказанность, либо отчаяние.

В рождении цинизма виновато само общество, а именно власть. Когда люди не доверяют политическим убеждениям, скептически к ним относятся, в общественной сфере возникает цинизм, который упрощает интерпретацию как личных мотивов и норм поведения, так и доводов и аргументов других людей. Низвергаются все принципы «высокого» и «надличного», над ними начинают глумиться и высмеивать. В этом случае принято говорить уже о вульгарном цинизме.

Как общаться с циниками?

Надо сказать, что циники не всегда и не сразу производят неприятное впечатление. Умеренный цинизм часто воспринимают как отличительный признак выдающегося интеллекта. Можно подумать, что такой человек уверен в себе, твердо стоит на ногах, зрит в корень и никогда не даст себя обмануть. Мужчины-циники привлекают внимание женщин, потому что смело и иронично шутят и интересны в беседе. Однако, при более глубоком общении выясняется, что такой мужчина обесценивает все, что важно для окружающих, причем делает это бестактно, да к тому же не способен на сильные и всепоглощающие чувства.

Поэтому общение и любовь с циником может построить только циник, а людям с ранимой и нежной душой лучше отойти в сторону. Исключение составляют только те, кто под маской цинизма скрывают собственные ранимость и чувствительность. Так они пытаются справиться с проявлениями слабости, которую считают просто недопустимым качеством характера. Такие люди хоть и способны резко высказываться в суждениях, обладают какими-то принципами и идеалами и могут испытывать привязанность и любовь.

 

Кто такой циник?

В современном обществе используется много различных терминов и понятий, которые многими людьми воспринимаются неправильно или же вовсе остаются неизвестными. В данном случае предлагаем разобраться, кто такой циник и как человек им становится.

Многие люди, сталкиваясь в жизни с разными препятствиями, выстраивают для себя некие барьеры, к которым можно отнести и цинизм. Сегодня циник – человек, который отрекается от моральных и этических норм, а также он не верит в праведность помыслов людей. Причиной подобного бунта может быть, как личностная позиция, так и разочарование в социальных механизмах. Для него свойственна замкнутость, неудовлетворенность и разочарование.

Что означает циник?

Циников принято считать реалистами, поскольку они воспринимают события такими, какие они есть, не придавая им позитивной или негативной окраски.

Основные черты:

  1. Поскольку они разочаровались в жизни, то для них свойственна жесткость и расчетливость.
  2. Для людей циников все вокруг является материалом, а незаменимых вещей, как известно, не существует, причем это касается и людей.
  3. Чтобы понять, что значит циник, стоит также отметить и наличие у таких людей четко сформировавшегося мировоззрения и их система ценностей отличается от традиционной формы.
  4. Циничные люди уверенны, что все на земле имеет свою цену, а моральные и духовные качества придуманы людьми, для создания комфортной жизни.
  5. Они не сдерживаются в своих высказываниях и не боятся показаться некорректными, поэтому они часто обижают людей, что в итоге приводит к одиночеству.
  6. К значениям и характеристикам циника можно также отнести его стремление добиться желаемого любыми, причем даже аморальными способами.
  7. Такие люди являются ироничными и саркастичными.
Положительные качества

Разбираясь в том, кто такой человек-циник, нельзя не отметить и наличие позитивных качеств. В первую очередь стоит отметить его спокойствие, то есть он не будет расстраиваться из-за неудач, но и восторга от положительных событий он не испытывает. К положительным чертам, которые полезны в современном мире, можно отнести наличие холодного расчета, то есть в работе и другой деятельности им не мешают душевные переживания, которые отвлекают от основной идеи.

Как стать циником?

Многие люди, которые испытали многочисленные разочарования, как в людях, так и в жизни в целом, стремятся защитить себя, поэтому и стремятся стать циниками. Есть несколько основных принципов, которые свойственны таким людям:

  1. Будьте собой и перестаньте подстраиваться под жизненные обстоятельства. Циники всегда делают все, что хотят, не учитывая то, что подумают другие люди. Для них именно собственно я первично.
  2. Идите к своей цели несмотря ни на что. Циники, не задумываясь, переступают через головы других людей, хитрят, подставляют других, в общем, используют все возможные способы, чтобы получить желаемое. Именно холодный расчет и четко разработанный план для них имеют значение.
  3. Помните, что циники являются реалистами, то есть эмоции для них чужды, поэтому необходимо забыть о радости, сожалении, сострадании и т.д. Любые события стоит воспринимать, как данность.
  4. Не бойтесь говорить свое мнение в лицо, причем подбирать слов, чтобы никого не обидеть не стоит. Циничные люди, зная слабые места человека, непременно надавят на них, чтобы получить выгоду.
  5. Проведите «чистку» среди окружающих людей, хотя многие знакомые и так сами исчезнут из вашей жизни, когда вы начнете пользоваться правилами жизни циников. К тому же в большей степени циник – одиночка, который может полностью доверять только себе.
  6. Ни в чем себе не отказывайте, поскольку самое главное – получать удовольствие, причем не зависимо от желания других людей.

 

Что такое цинизм, простыми словами о циниках, психология

Что представляет собой цинизм – это простыми словами качество человека, можно даже сказать – черта характера. Цинизм часто воспринимается, как негативное проявление. А циников могут недолюбливать, и считать плохими людьми. Но на самом деле цинизм может быть просто защитной реакцией доброго и хорошего человека, которому нанесли серьезные психологические травмы.

Обычно циниками не рождаются, а становятся после того, как получают много боли от других людей и жизненных обстоятельств. Но рассмотрим более подробно и с точки зрения психологии, что представляет собой цинизм и кто же такие циники, как научиться быстро их распознавать.

Содержание статьи

Простыми словами о том, что такое цинизм

Циничность – это простыми словами такая черта характера, при которой человек отрицает проявления высших чувств и побуждений в виде любви, сочувствия, бескорыстия, жертвенности.

Циничный человек убежден, что любовь – это только иллюзия, просто химическая реакция и навязанная установка. Циничные люди думают, что искренняя и бескорыстная любовь является только выдумкой.

Циники проявляют негативное отношение к разным общечеловеческим ценностям – к любви, жалости, состраданию, милосердию, участливости. Этими ценностями циники пренебрегают, насмехаются над ними. По мнению циника, причина этих ценностей кроется в меркантильности, желании самоутвердиться.

Такое мышление порождает рефлексию, критичные выводы. Человек циник сложно адаптируется к переменам, негативно к ним относится, не полагается на чувства и эмоции, а руководствуется только здравым рассудком.

Цинизм от лат. «cynismus» означает откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение человека к нормам морали, ценностям и представлениям других людей.

Кто-то ужаснется и спросит: «А слово «цинизм» предполагает в пару к себе «пессимизм»?» Нет, не всегда. Пессимист – это тот, чьи надежды на мир не оправдались, но они были. Циник же ближе всего подошел к человеку абсурда Камю. У него этих надежд и не было никогда. Потому что, как писал французский мыслитель: «Разум бесплоден, но нет ничего превыше разума».

Но в цинизме есть не только негативные стороны. И далеко не все циники – плохие люди.

Плюсы и минусы цинизма

У цинизма имеются не только минусы, но и плюсы:

  • Цинизм позволяет не юлить, а называть вещи собственными именами. В некоторых ситуациях это необходимо. Циник не ходит вокруг да около, не позволяет корыстным и непорядочным людям пользоваться собой, а без тени сомнения избавляется от их общества.
  • Цинизм помогает здраво смотреть на ситуацию. Отбросив розовые очки, человек сразу понимает, в чем заключается правда. Он не оправдывает обидчиков и недоброжелателей, трезво оценивая чужие намерения и действия.
  • Цинизм способен защищать. Циники уверены в себе и редко попадают в позицию слабого. Здоровый цинизм не позволяет «глотать» грубость, бестактность и навязчивость окружающих. Циники легко отбивают удары, защищая себя от влияния недостойных личностей.
  • Цинизм может помочь в принятии верного решения. Отбросив ненужные иллюзии, слабости, надежды и эмоции, человек трезво оценивает сложившуюся ситуацию и действует, исходя из реальных фактов, и не догадок, грез и предположений. Нередко циники достигают наиболее высоких результатов в бизнесе и быстро взбираются по карьерной лестнице.
  • Человек, склонный к здоровому цинизму, умеет достигать поставленных целей. На пути к большим свершениям нередко мешают страхи и мысли об общественном мнении, но циники этого лишены.

Минусы цинизма:

  • Циники кажутся окружающим черствыми и злыми людьми, что может мешать в некоторых сферах жизни.
  • У циников часто нет друзей из-за склонности к прямым или завуалированным оскорблениям.
  • Некоторые циники вызывают жалость, а это явно не тот эффект, которого им хотелось бы достичь.
  • Циники склонны к замкнутости и узкому спектру эмоций, что постепенно ограничивает их круг общения.
  • Цинизм отрицает важные человеческие ценности, помогающие в обретении счастья и удовлетворенности жизнью.

Психологи считают, что люди, развивающие в себе «здоровый» цинизм, имеют более крепкую и устойчивую психику, меньше подвержены стрессам и не склонны впадать в роль жертвы. В какой-то степени доля цинизма полезна для стабильной и устойчивой психики.

ЗДРАВЫЙ цинизм – это трезвость ума и рассуждений. Циники лучше других могут распознать кто действительно к вам хорошо относится, а кто просто пускает сопли под луной.

Как ведут себя циники – примеры из жизни

Примеры ценичности достаточно разнообразны. Они могут распространяться от отношений в семье до отношения к животным. Цинизм можно отличить по его основным признакам: отрешенности человека, безучастности, отсутствии эмпатии и сопереживания, а также раздражённости к проблемам людей.

В качестве примеров цинизма можно привести следующие жизненные ситуации:

  • Человек умеет противостоять манипуляциям. Например, есть мама, которая привыкла контролировать жизнь своего сына. Не принимает ни одну девушку, устраивает истерики, если сын ее не слушается. В один момент проявляется здоровый цинизм парня – он приводит будущую жену знакомить с матерью, та по привычке устраивает скандал, но сын просто предлагает выпить успокоительное и не ведется на манипуляции матери.
  • Нередко циники своим поведением просто защищаются. Такое отношение часто проявляется у людей, которые на протяжении долгого времени подвергались психологическому насилию в любых его проявлениях. Например, ребенок на протяжении всей жизни подвергался унижениям, манипуляциям со стороны родственников и ближайшего окружения. В итоге человек перестает ценить чужие чувства и эмоции и становится циником, так как его чувства и эмоции в подростковый период не были важны для других.
  • Цинизм – это профессиональная деформация. Во многом проявление цинизма связано с профессиональной деятельностью человека. Примером таких профессий может стать хирург, следователь. Следователи и работники правоохранительных органов нередко имеют искаженные представления о морали, эмоциональных границах. Это проявляется в циничных шутках, отношении к вопросам жизни и смерти.

Далеко не все циники одинаковы, поэтому не спешите вешать на человека ярлык «плохой, злой», если заметили в нем такие черты. Под маской цинизма могут скрываться черты добродушного и ранимого человека. Просто, зная свои слабые стороны и то, как люди безжалостно могут наносить в них удары, он вынужден облачить в броню цинизма. Простыми словами – всегда давайте человеку шанс проявить свои лучшие качества.

Виды цинизма – каким он бывает

Циники не воспринимаются обществом в негативном ключе, эта черта характера в настоящее время даже становится модной. Молодые люди считают такую позицию сильной и умной. Цинизм бывает разным, его можно разделить на такие виды:

  • Здоровый цинизм. Это не недостаток характера. Такой человек не играет в лотерею, не идет на поводу у хамов и наглых людей, не позволяет себя обмануть или оскорбить.
  • Ненависть к романтике. Оскорбляется и раздражается от проявлений любви, поцелуев, цветов, любовных писем и различных проявлений романтики. Убежден в том, что любовь в мире встречается очень редко, не терпит обмана.
  • Приверженец черного юмора. Он шокирует окружающих людей саркастичными замечаниями, грубыми шутками.
  • Вредитель. Не может контролировать своего пренебрежительного отношения к людям, является равнодушным к чужой беде, часто злорадствует над чужими проблемами. Любит издеваться над людьми, «троллить» их.
  • Материалист. Чувства отсутствуют, есть только четкий расчет и выгода. Легко расстается с человеком, если видит бесперспективность отношений.

Цинизм в современном обществе является способом противостояния внешним раздражителям. Исходя из понимания цинизма в современно психологии, он используется для абстрагирования от постоянных внешних факторов, которые являются причиной невроза, психоза, истеричности.

Если вы замечаете за собой излишнюю циничность. Понимаете, что цинизм давно перерос здоровые границы. Осознаете, что цинизм имеет корни в ваших психологических травмах. Видите, что вашим близким сложно поддерживать с вами контакт – обратитесь к психотерапевту или психологу.

Цинизм с точки зрения психологии

В психологии такая черта характера имеет другое значение. Специалисты говорят о том, что это тип невротического поведения. Человек не интересуется общепринятым нормами поведения и ценностями. Такой невротик привык разрушать привычные устои и правила, насмехается над стандартами и ценностями.

Невротики – это достаточно собирательная категория в психологии. Основной признак невротичных людей – постоянное чувство тревоги обо всем.

Чем от невротиков отличаются психически здоровые люди? Тем, что они тоже испытывают нервозность, но основанную на реальных эмоциях, у которых есть реальные причины. Невротики же причины своего раздражения непрерывно генерируют в себе.

Мы не поддерживаем позицию отнесения цинизма к невротичному состоянию. Напротив, цинизм – это способ ухода от раздражителей, лишнего невроза и переживаний. Так как человек отказывается испытывать эмоции по отношению к многим аспектам жизни.

Признаки цинизма в людях

Чтобы узнать, есть ли люди с циничными рассуждениями в вашем окружении, нужно не только знать значение этой черты. Рекомендуется ознакомиться с основными проявлениями этой психологической особенности, как распознать циника:

  1. Специфическое поведение в социуме. Он отличается грубой речью, категоричными суждениями. Для него есть только черное и белое. Не принимает чужую точку зрения и мнение, относится ко всем пренебрежительно.
  2. Пренебрегает моральными ценностями, нравственностью, религиозными канонами. Не может получать удовольствие от созерцания шедевров искусства, культуры, не хочет следовать общепринятым законам морали.
  3. Душевная черствость. Тот, кто циник, не умеет сочувствовать, сопереживать, проявлять сострадание, сожалеть, проявляет верх цинизма. Не поддается влиянию негативных мыслей.
  4. К людям относятся с меркантильностью. В их окружении находятся только те, с кем им выгодно контактировать, простой человек не будет в их круге общения. Союз с таким человеком полон разочарований. Он не проявляет нежных чувств к любимому человеку, не является романтиком, требует терпения к себе. Может изменить со спокойной душой и не мучиться угрызениями совести.
  5. Является скептиком, проявляет сарказм. Циничный человек с пренебрежением относится к ценностям других людей. Язвительно комментирует переживания других людей. Не думает о том, что его слова могут ранить и причинить страдания.
  6. Для такого человека отсутствуют авторитеты. Для него не имеют значения современные предметы культуры, исторические личности, слава и признание.
  7. Сочувствие и сострадание проявляются специфически. Они холодны и эмоционально отстранены, а сочувствует чаще всего только для того, чтобы самоутвердиться.

Но не забывайте, что цинизм может быть только защитной маской. То есть, человек лишь внешне создает впечатление такого бесчувственного и безнравственного типа.

Цинизм необходим в некоторых профессиях. Так, например, врача цинизм защищает от эмоционального выгорания, нервных срывов, позволяет качественно выполнять свою работу. Спасатели, пожарные, психологи, саперы, сотрудники полиции должны работать с холодным расчетом, контролируя любые чувства и эмоции.

Почему врачам, судьям, полицейским не разрешают вести дела родных им людей? Риск слишком высок. Слишком много эмоций и субъективного отношения. Нужен кто-то другой, кто сможет рационально, цинично и объективно подойти к вопросу.

Почему человек становится циником – причины

Как уже было написано выше – циниками становятся, а не рождаются. Есть определенные механизмы развития цинизма в человеке, причинами которых могут быть:

  • ранее пережитое разочарование в жизни, предательство родного человека, боль, утрата, иной негативный опыт;
  • особенности родительского воспитания – отсутствие нежности и ласки, чрезмерная строгость и грубость;
  • наличие сильного внутриличностного конфликта, экзистенциального кризиса, утрата веры в справедливость, разрушение идеалов, иллюзий;
  • утрата опоры, неуверенность в собственных силах, чувство угрозы;
  • очень высокая самооценка, гордыня и проявления эгоизма;
  • пренебрежение общепризнанными ценностями для того, чтобы выразить свою индивидуальность;
  • признаки более серьезное и глубокого психологического заболевания.

Основным механизмом развития является сильный длительный отрицательный опыт, чрезмерная уверенность в своих силах, благодаря которой, человек считает себя выше других. Перед тем, как стать циником, человек испытывает сильное потрясение, после чего меняется его взгляд на жизнь.

С помощью здорового цинизма люди защищаются от профессионального выгорания и иных отрицательных последствий для психики. Причем свои задачи они выполняю более профессионально, поскольку отключают чувства и эмоции. Например, судья становится бесстрастным при принятии решения, подсудимый не должен вызывать у него жалости или ненависти.

Два типа цинизма

По мнению психологов, есть два основных типа цинизма:

  • Бытовой. Проявляется в повседневной жизни аморальными поступками, пренебрежением нормами поведения и чужими чувствами, насмешками над людьми, игнорированием чужих интересов и желаний.
  • Профессиональный. Часто встречается у тех личностей, психика которых систематически страдает от серьезных испытаний, связанных с рабочей сферой.

Есть также и другая классификация цинизма:

  • правовой – человек не желает жить в соответствии с правовыми нормами и законами;
  • общественный – пренебрежение моральными нормами;
  • социальный – присутствует в отдельном сообществе;
  • экономический – выражается недовольством системой экономики.

Краткая характеристика циника по психологии

Циничные люди выступают против возвышенных идеалов и чувств, они не верят в любовь. Не думают о стыде, уверены, что все в жизни покупается, что нет вещей и ценностей, которыми нужно дорожить. Такие личности общаются с другими людьми только тогда, когда им выгодно. Он будет отвергать все возвышенное, не верит в настоящую любовь и дружбу.

Сочувствие, жалость и сострадание не присущи таким людям. Они могут посочувствовать только в том случае, если пытаются проявлять превосходство. Они могут посмеяться над ценностями, которые важны для других людей.

Может грубо общаться, указывать на ошибки, критиковать, делать саркастичные замечания. Для него отсутствуют авторитеты, может агрессивно воспринимать мнение окружающих, свое мнение считается единственным правильным. Такая личность иногда страдает от тревожных мыслей, внутренней пустоты, полной растерянности, осознания несправедливости.

Современному представлению о цинизме предшествовала идеология кинизма. Что это предполагало? Киники противопоставляли себя обществу, отрицали социальные нормы и общепринятые ценности.

Они подчеркивали, что любые потребности человека, в том числе биологические (животные), естественны, правильны и позволены. Конечно, полная свобода часто выглядела асоциально и больше была похожа на произвол.

Кинизм представлял собой контркультуру, его представители сами называли себя маргиналами. Современный цинизм не так активен и ярко выражен.

Он чаще ограничивается мышлением, мысленным противопоставлением личности обществу, а не активными действиями.

Как в жизни быстро распознать циника

Распознать циника в жизни бывает достаточно трудной задачей. Большинство людей попросту обладают своенравным характером и грубостью, что можно спутать с человеком-циником. По каким факторам можно распознать такого человека:

  • Отсутствие эмпатии. В стандартных взаимоотношениях людей каждый человек пытается понять другого, поставить себя на его место. Циник не будет пытаться испытывать сострадание к вашим проблемам, вашим чувствам и эмоциям. Более того, он не сможет даже изобразить сопереживание для облегчения вашего эмоционального состояния;
  • Отсутствие системы моральных устоев и ценностей. В большинстве случаев те общие нормы поведения, которые присущи каждому, для циника – пустые слова. В разговорах на большинство тем отсутствие моральных ценностей будет выделяться;
  • Девиантное поведение. Если при общении с человеком вы видите отклонения от модели здорового поведения человека – возможно, перед вами циник.
  • Черный юмор. Если человек не связан с тяжелыми профессиями, но вы видите его нездоровое отношение к вопросам жизни, смерти, любви и т.д., то это может быть одним из проявлений цинизма.

Что делать, если вы обнаружили в себе циника

С цинизмом можно жить. Не нужно пытаться подавлять его в себе, если он вам помогает. Если эта черта характера не оказывает негативное влияние на вашу психику, ее нужно просто принять, не отрицать в себе и не корить себя за этой.

По возможности, стараться сдерживать себя от сарказма и черного юмора, поскольку людям это очень не нравится.

Вам нужно научиться доверять людям, понять, что не все являются лицемерами, не все ищут выгоду. Важно придерживаться здорового цинизма, это помогает в жизни. По возможности сдерживать себя от различных дискуссий и споров.

Ваши доводы слишком болезненны для людей. Психологи рекомендуют научиться получать удовольствие от жизни. Чаще отключать ум, чувствовать свое сердце, подчиняться его воле.

Если вы чувствуете, что такая черта доставляет вам больше неудобства, чем пользы – обратитесь к психологу. Он поможет вам проработать проблему и найти ее причины. После вам будет проще контролировать цинизм и ужиться с ним.

Как общаться с циником, чтобы не навредить себе

Общаться с таким человеком сложно, особенно эмоциональным людям. Если нет возможности исключить его из своего круга общения, рекомендуется следовать таким советам:

  • Не пытаться переубеждать. У циника чрезмерно высокая самооценка, он считает себя самым умным и уверен в своей правоте.
  • Не вступать в полемику и спор. Такой человек всегда найдет массу аргументов, чтобы доказать свою правоту.
  • Не позволять втягивать себя в конфликт. Даже если видите, что человек ведет себя неадекватно, не пытаться с ним ругаться и хамить.
  • Войти в доверие. Это нужно сделать, если дорожите отношениями с ним. Циник может оказаться хорошим и верным другом, если начнет вам доверять.
  • Не пытаться его изменить.
  • Понимать, что циник часто не преследует цели сделать вам больно словами, просто у него такая манера общения.

Когда циник обесценивает чужие успехи, в переводе это означает «я так хотел быть кем-то, но у меня не получилось. Мне больно и завидно смотреть на достижения других, потому что это напоминает о моей неудаче».

Не надо презирать и боятся циничных людей, каждый циник просто говорит то, что люди вокруг думают, это с любой стороны хорошо, это не всегда к месту, но когда слово бъет в точку и человек соглашается с циником это почти всегда имеет благоприятные последствия, т.к. он пытается исправить недостатки.

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос циником

Обычно черты цинизма начинают закладываться в человеке еще в детстве. Есть простые правила воспитания ребенка, чтобы он не вырос циником:

  • не высмеивать его поведение и эмоции;
  • не поддаваться желанию конфликтовать;
  • хвалить и поощрять хорошие поступки и поведение;
  • быть эмоционально привязанными, показывать свою любовь;
  • быть ответственным;
  • показывать, что ребенок для вас стоит на первом месте;
  • помогать проявлять свои эмоции;
  • оказывать ему безусловную поддержку.

Важно понимать, что детский цинизм поддается более легкой корректировке, нежели взрослый. При общении со своим ребенком задумайтесь, не является ли ваше поведение причиной такой черты характера у вашего ребенка.

Циники – это люди, которые стоят ногами на земле, а не витают в облаках, начитавшись сказок и насмотревшись слюнявых фильмов. Циники — просто реалисты. Они глядят на мир своими глазами, воспринимают его как есть, а не через розовые очки. Самые здоровые на голову люди.

Цинизм со стороны мужчин по отношению к женщинам

Циничный мужчина внушает уверенность, манящую резкость, мужественность и сексуальность. Но это только до тех пор, пока не начнет отношения с женщиной. Ей придется или терпеть, или уйти.

Есть общая черта для всех мужчин-циников – они предпочитают находиться в свободных отношениях. Они не верят в любовь и отрицают романтику. Они неприступные, ранимые, прячут свои истинные чувства под маской холодности и сарказма. Боятся довериться и открыть свое сердце.

Если вам, как женщину, не устраивает такое отношение со стороны мужчины. Не пытайтесь перевоспитать человека. Смиритесь с тем, что это не ваш человек.

Как бороться с цинизмом

Для того, чтобы справиться с цинизмом, нужно сосредоточиться на развитии сочувствия, сострадания, научиться правильно расставлять приоритеты и принимать духовные ценности. Цинизм – это острое проявление реализма и эгоизма.

В основе идеи циников лежит удовлетворение своих потребностей и интересов, материальных и личных желаний.

Чтобы избавиться от цинизма, необходимо развивать в себе романтизм, постепенно избавиться от эгоизма. Начать что-то делать бескорыстно для других людей, развивать эмпатию, учиться сопереживанию. Вспомнить, когда получали удовольствие от жизни, созерцали что-то красивое. Вернуться в этот момент и запомнить свои ощущения.

Как стать циником

Звучит странно, но некоторым людям полезно обрести долю цинизма, чтобы выйти из роли вечной жертвы и сбросить со своих плеч всех, кто туза залез и свесил ноги. Обычно это очень мягкие, чувствительные, слабохарактерные люди, которые легко поддаются манипуляциям со стороны других, наивны и слишком доверчивы.

 Чтобы стать циником, нужно:

  • сосредоточиться на своих разочарованиях;
  • ожидать повторения негативного опыта;
  • сомневаться в мотивах всех людей;
  • открыто выражать свое мнение и мысли;
  • использовать черный юмор;
  • постоянно делать колкие замечания другим;
  • открыто высмеивать все пороки общества;
  • не бояться высказывать свое неодобрение.

Помните, что желание быть абсолютным циником никогда не вызовет положительных изменений в вашей жизни. Более того, это лишит вас определенного спектра эмоций, переживаний и жизненного опыта. Но «здоровый», контролируемый цинизм может быть полезен.

Самые известные в истории циники

В истории довольно много известных людей, которые были отъявленными циниками, но остановимся на самых ярких и талантливых личностях.

Зигмуд Фрейд

Отец психоанализа свел все высокие чувства к простым инстинктам. Он считал, что люди не являются венцами творений. Этот мизантроп считал, что человек является только марионеткой в руках злой, иррациональной мировой воли.

Считал сущностью человека только продолжение рода, без каких-либо светлых чувств. Не желал обманываться другими идеями.

Фридрих Ницше

Ницше был атеистом, который считал, что все идеалы людей погребены вместе с Богом. В глубине души он был романтиком, у которого отсутствовали светлые идеалы и ожидания. Они умерли после разочарований в жизни.

Доктор Хаус из одноименного сериала

Многие врачи вынуждены стать циниками. Это важное условие для того, чтобы они профессионально выполняли свою работу. У каждого хирурга есть летальные случаи в работе. И если бы они горевали над каждым пациентом, которого не удалось спасти, они бы не смогли быть хорошими врачами.

Образ доктора Хауса и есть примером цинизма врачей. Он не любит людей, не доверяет своим пациентам, потому что они всегда врут, считает болезни загадкой, которую он должен разгадать.

Мы разобрали простыми словами, что такое цинизм и кто такие циники. Как видите, быть циником не так уж и плохо, а цинизм в других не всегда означает, что это негативные люди. В современном мире сложно не поддаться соблазну цинизма.

Ведь это такой универсальный и даже «крутой» способ эмоциональной анестезии. Своего рода – прививка от невроза. Цинизм – это единственное, что позволяет оставаться разумным среди толпы. Лекарственное средство от чужих достоинств и своих недостатков.

По материалам: https://psychospace.ru/chto-takoe-czinizm-za-5-minut/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо за вашу внимательность и помощь!

классический циник | Чудеса Википедии

Прежде всего, я считаю важным признать, что есть разница между циником и пессимистом . На самом деле между ними огромная разница. Словарь циника Merriam Webster — это «придирчивый придирчивый критик; , особенно   :  тот, кто считает, что человеческое поведение мотивировано исключительно личным интересом», в то время как его определение пессимиста — это «склонность подчеркивать неблагоприятные аспекты, условия и возможности или ожидать наихудшего возможного результата».Хотя эти определения могут показаться похожими, они совершенно разные. Важно признать это, потому что слишком часто циников ставят в одну категорию с пессимистами. Это не только принижает их идеи, но люди, по сути, видят в них тех, кто ненавидит мир. Это неправда. Циники не ненавидят мир. Они любят мир, пожалуй, даже больше, чем оптимисты.

Я думаю, что лучший способ определить «циника» — это приравнять его к определению реалиста. Ключевое различие между циником и пессимистом состоит в том, что циник не обязательно все считает плохим или безнадежным.Наоборот, он или она все видит правдой.

Возьмем классический стакан, если стакан наполовину полон/стакан наполовину пуст, чтобы углубить этот момент и выделить три: оптимист, пессимист и циник. Ясно, что оптимист видит этот стакан наполовину полным. Пессимист видит стакан наполовину пустым. Итак, что остается цинику? Ну циник просто видит стакан на полпути. По сути, коалиция этих двух точек зрения.

Кстати, это не значит, что оптимисты или пессимисты ошибаются.Однако это просто показывает, что в случае с оптимистами у них слишком много надежды, а в случае с пессимистами — недостаточно. Оптимисты живут в завесе невежества, которая мешает им видеть реальность. Поскольку они живут в мире «да, я могу», у них никогда не бывает реалистичной точки зрения. Циники, с другой стороны, принимают возможность «может быть» и поэтому всегда готовы к следующему. И последнее замечание: несмотря на рассуждения сверху, циников по-прежнему причисляют к пессимистам, потому что они верят в плохое.Но дело не в том, что они пропагандируют плохое, просто в мире больше плохого, чем хорошего.

Но почему? Потому что это правда…

Что означает ЦИНИК?

What-does.net — это ваш всеобъемлющий онлайн-словарь определений. Если вы не знаете, как определить Cynic, наш веб-сайт может предоставить вам соответствующее определение. На этой странице вы можете узнать, что такое Cynic.

циник — 8 результатов словаря

  1. 1.член группы древнегреческих философов, выступавших за Учение о том, что добродетель есть единственное благо и что сущность добродетели это самоконтроль
  2. 2.Альт. Циничный
  3. 3. Один из секты или школы философов, основанной Антисфеном, из которых Диоген был учеником.Первые циники отличались суровой жизнью и пренебрежением к социальным обычаи и современные философские взгляды.Следовательно, термин «циник» символизировал в народном мнении угрюмость и презрение к взгляды других.
  4. 4. Тот, кто придерживается взглядов, напоминающих взгляды киников; ворчун; мизантроп; особенно человек, который считает, что человеческое поведение направляется либо сознательно, либо бессознательно, исключительно из личного интереса или потакания своим слабостям, и что напротив, поверхностны и ненадежны.
  5. 5. Тот, кто считает, что личный интерес является единственным мотивом действия людей; саркастичный, угрюмый человек.
  6. 6. Циничный человек; один из древней философской секты.
  7. 7. Цинизм.
  8. 8. Человеконенавистнический; презирать мужчин или вежливость и приличия общества.

циник — примеры использования

В чем, по словам Диогена Киника, разница между богами и людьми? – Redlands Daily Facts

Король Александр Македонский посетил город Коринф в четвертом веке до нашей эры. Он сплотил многие греческие города-государства, чтобы помочь ему вторгнуться в Персидскую империю. В возрасте всего 20 лет он уже участвовал в трех войнах и выиграл их, а теперь он был в богатом Коринфе, чтобы заручиться поддержкой для себя и своих людей, когда они шли в Малую Азию.

Греки были более чем счастливы помочь Александру, надеясь, что это избавит его раз и навсегда. Но прежде чем покинуть Афины, великий завоеватель обязательно посетил самого известного афинского философа того времени, Диогена Киника.

Диоген жил в глиняной бочке за городом со сворой собак для друзей. Действительно, слово «циник» происходит от греческого слова «собака», потому что эта школа философов жила с собаками и, как и они, в бедности. Диоген и киники презирали мирские блага и собственность, и люди отовсюду приходили к ним за советом.Подойдя к бочке, великий царь прогремел громким приветствием, достойным великого человека.

— Я Александр, — рявкнул он. — А я — Диоген, — ответил философ, даже не удосужившись поднять глаза.

Небрежное отношение озадачило короля, привыкшего к тому, что перед ним пресмыкаются. И вот, чтобы произвести впечатление на философа, Александр склонил голову над бочкой и сказал: «Проси у меня милостыню, и я дам ее тебе, чего бы ты ни попросил».

Диоген услышал царя и на мгновение задумался.

«Пожалуйста, отойдите в сторону на несколько шагов. Вы заслоняете солнце, — сказал он.

Это было типично для Диогена. Все в городе знали его и его непрекращающуюся критику принятых ими обычаев. Диоген родился в богатой Синопе, где его отец управлял муниципальным монетным двором. Семья была зажиточной, пока его отца не поймали на обесценивании монеты для личной выгоды, и вся семья была изгнана на всю жизнь, а их имущество конфисковано.

Будучи странниками, семья слишком хорошо познала бедность.В молодости Диоген посоветовался с богом Аполлоном в храме в Дельфах, чтобы узнать свое будущее. Оракул сказал ему, что его предназначение — портить монеты. Диоген хотел быть философом, поэтому он понял, что это означает обесценивать притязания и глупость других философов. Он отправился в Афины, где начал свою жизнь.

Диоген учился у Антисфена, который сам по себе был очень капризным философом. Антисфен ненавидел всех, в том числе и своих учеников, и бил палками всех, кто приходил к нему за наставлениями, чтобы проверить, действительно ли они хотят учиться.

Но Антисфен был учеником самого Сократа, он хорошо знал Платона и имел контакты повсюду в образовательном мире. Нанеся ему несколько жестоких побоев, он принял Диогена.

Антисфен учил, что долг человека — улучшать себя и что единственным мерилом благородства является обретение добродетели. Он учил строгому аскетизму и называл наслаждение злом, а страдание добром, потому что вожделения тела отвлекали душу от получения настоящего образования.

Что же касается богов, то Антисфен сказал, что все они фальшивые и есть только один истинный естественный Бог. Вдохновленный своим учителем, Диоген задался целью бросить вызов всем обычаям и традициям, которых придерживались люди с некритическим мышлением, поскольку считал, что философская мысль реализуется только в действии.

Диоген серьезно отнесся к своей миссии, и большинство афинян видели его выходки. Одна из его самых известных насмешек была, когда он начал бродить по городу при дневном свете с фонарем.Когда его спросили, почему, Диоген ответил, что ищет честного человека, и тот факт, что он все время повторял это действие, предполагал, что он думал об афинской правдивости.

Он часто мучил великого философа Платона и призывал студентов есть фрукты во время его лекций в Академии. Он выпустил свои кишки на театральной сцене перед спектаклем, чтобы показать, что он думает о снобах-меценатах.

У него не было никакого имущества, кроме миски, но когда он увидел, как ребенок пьет воду сложенными ладонями, он прилюдно выбросил миску.Когда его спросили, какое вино он любит больше всего, он ответил: «То, за которое платят другие».

Что касается богословия, Диоген порвал со своим монотеистическим учителем и, кажется, признал старых языческих богов, но добавил странный поворот. Он сказал: «Боги становятся людьми, а люди становятся богами, один живет смертью другого, другой умирает жизнью одного. Он сказал, что боги есть, но если люди не верят в них, они никогда их не увидят. Он также сказал, что разница между людьми и богами заключается в том, что, в отличие от людей, боги разумны.

Афины, вероятно, вздохнули с облегчением, когда Диоген был захвачен пиратами и продан в рабство. На аукционе он указал на коринфянина по имени Ксениад и сказал: «Продай меня ему. Ему нужен хозяин». Ксениад взял Диогена домой и сделал его учителем своих детей, и именно там пожилой философ встретил царя Александра.

Говорят, что после встречи со старым циником Александр Македонский заметил: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.