Содержание

Программа обучения детей с легкой отсталостью умственного развития

Адаптированная общеобразовательная программа (АООП) для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – общее расстройство психики, характеризующееся значительным снижением интеллектуальной деятельности, адаптивных навыков и недоразвитием эмоционально-волевой сферы. Состояние определяется оценкой IQ менее 70, а также поведенческими проблемами, которые влияют на повседневную жизнь. Коррекционные программы для детей с умственной отсталостью составляют с учетом степени олигофрении. Разработаны отдельные материалы, предназначенные для обучения детей с легкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью.

Умственная отсталость затрагивает порядка 2–3% населения, из которых у 75–90% отмечается умеренная олигофрения. Идиопатические случаи, возникающие по неустановленной причине, составляют 30–50%, 25% вызваны генетическим расстройством, порядка 5% – наследственные.

Виды и степени умственной отсталости ребенка

Характеристики умственной отсталости ребенка – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Умственно отсталых детей принято разделять на олигофренов и не олигофренов. У последних умственная отсталость возникает в более поздний период жизни и выступает следствием органических заболеваний или травм мозга (менингоэнцефалит, сотрясения, ушибы и т.д.).

Различают следующие степени олигофрении:

  • легкая (дебильность) – IQ ребенка 50-60. Заметных отклонений поведения у таких детей не наблюдается. Обучение затруднено из-за сниженной способности к концентрации и рассеянного внимания;
  • умеренная (нерезко выраженная имбецильность) – IQ ребенка 35-49. Таких детей можно научить обслуживать себя самостоятельно, писать, читать, считать, но за ними нужен постоянный уход и контроль. У имбецилов неразвитое мышление, сниженное внимание, неполноценная речь, нарушенная моторика;
  • тяжелая (выраженная имбецильность) – IQ ребенка 20-34. У таких детей крайне слабое развитие речи, они способны обучиться лишь простым приемам самообслуживания;
  • глубокая (идиотия) – IQ ребенка ниже 20. Состояние характеризуется почти полным отсутствием мышления и речи. Ребенок почти не может самостоятельно передвигаться.

Оценка вида и степени умственной отсталости ребенка может быть затруднена из-за сопутствующих патологий, например, глухонемоты, слепоты. В таких случаях ставят диагноз «другие формы умственной отсталости».

Выделяют такие основные виды умственной отсталости:

  • наследственные формы;
  • умственная отсталость при хромосомных заболеваниях;
  • смешанные по этиологии;
  • обусловленные экзогенными факторами.

Обучение детей с легкой отсталостью умственного развития

У умственно отсталых детей наблюдается недоразвитие познавательных интересов, выраженное в том, что они меньше чем сверстники испытывают потребность в познании. Определения варианта адаптированной общеобразовательной программы (АООП) для детей с умственной отсталостью проводят с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Дифференцированный подход к построению АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью предполагает учет их разных возможностей освоения образовательной программы. Такое отношение позволяет реализовать индивидуальный потенциал развития ребенка. При обучении детей с легкой отсталостью умственного развития следует учитывать, что учащиеся могут путать графически сходные цифры и буквы, похожие по звучанию слова. Педагогам следует учитывать трудности в распределении внимания, замедленную переключаемость, невозможность сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности детей с диагнозом «олигофрения».

Занятия в школах для учащихся с умственной отсталостью проводят по адаптированным образовательным программам с учетом их психофизических возможностей. Наименование предметов и количество часов, отводимых на их изучение, определяется учебным планом в соответствии c приказом Министерства образования и науки Украины.

ФГОС для детей с умственной отсталостью

Стандарт регулирует отношения в сфере образования групп учащихся с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития. Подробнее с документом можно ознакомиться на нашем сайте https://www.dobrobut.com/

ФГОС для детей с умственной отсталостью легкой степени предусматривает выделение пропедевтического периода, обеспечивающего преемственность дошкольного и школьного этапов, овладение различными видами и средствами коммуникации, обучение по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих. В образовательном стандарте акцентировано внимание на психологическом сопровождении, которое улучшает взаимодействие обучающегося с педагогами и другими учащимися.

Учебный план для детей с умеренной умственной отсталостью предусматривает индивидуализацию обучения и формирование навыков самообслуживания. Таким детям необходимо пошаговое обучение, постоянный присмотр (уход). Детям с тяжелой умственной отсталостью требуется помощь в формировании коммуникативных функций. Тяжелая олигофрения определяет необходимость занятий по развитию речи, двигательных функций, крупной и мелкой моторики.

СИПР для детей с глубокой умственной отсталостью предусматривает обучение на дому или в условиях специализированных медицинских учреждений. Программа определяет комплексное сопровождение детей с множественными нарушениями развития, включающее их обучение и сотрудничество с родителями, воспитывающими ребенка с тяжелой инвалидностью.

Связанные услуги:
Консультация педиатра
Занятия с логопедом

Симптомы и типы умственной отсталости у детей

В современном мире значение интеллекта для достижения успеха в большинстве сфер человеческой деятельности невозможно переоценить, поэтому большинство родителей так тяжело переживают, услышав в адрес своего ребенка диагноз «умственная отсталость».

Однако ситуация не настолько удручающая – даже такой малыш вполне способен выйти на приемлемый уровень развития и быть самостоятельным человеком во взрослой жизни, нужно лишь правильно построить воспитательный и образовательный процесс.


Что это такое?
Умственная отсталость, также известная как олигофрения, является патологическим отставанием ребенка от своих сверстников во всех направлениях интеллектуальной деятельности. Существуют многочисленные признаки, позволяющие отличить обычную неуспеваемость из-за неусидчивости или плохого поведения от олигофрении.


Нарушения заметны уже даже по восприятию окружающего мира. Задачи, кажущиеся обычным людям простыми, для такого ребенка представляют настоящую сложность – например, малышу сложно различать в целом похожие предметы (компас и часы, кошка и белка), он не воспринимает объекты, видимые лишь частично, может не понимать разницы между светом и тенью и даже не уметь различать мимику других людей.

Двигательная активность не отличается грациозностью – в движениях нет плавности, они резкие и угловатые, им не хватает точности. Последнее означает, что у такого ребенка будут особые образовательные потребности, как минимум, на этапе получения профессионального образования, а если заболевание приобрело тяжелую форму, то не исключено, что работать человек, страдающий умственной отсталостью, не сможет вообще.

При олигофрении очень сильно страдает память, что не всегда позволяет проходить обучение в общеобразовательной школе – как из-за глобального отставания малыша в изучении дисциплин, так и из-за некорректной реакции на такую успеваемость со стороны одноклассников.

Олигофрену тяжело запомнить информацию с первого раза, но даже при многократном повторении она обычно забывается очень быстро. В целом, для памяти такого пациента характерен алогический принцип – больному тяжело запомнить то, что он пытается вбить себе в голову, но он может запомнить какие-то признаки явления или предмета как бы случайно. Особенно тяжело дается абстрактная логика, а вот с запоминанием механических движений ситуация обстоит немного лучше.


Ребенок с умственной отсталостью крайне невнимателен, он легко отвлекается на любые посторонние раздражители, что еще больше тормозит развитие познавательной деятельности. В данном случае проблема кроется не в неспособности педагога заинтересовать малыша, а именно в недуге, поскольку обучаемый быстро теряет интерес даже к тому, чем только что был всецело увлечен.

Олигофрения также очень заметна по мышлению, точнее, по его существенному отставанию. Ребенку тяжело прийти к каким-либо собственным выводам – в лучшем случае, он просто вспоминает, что ему когда-то говорили о подобной ситуации, а вот на некую новую мысль он не способен.


Если разница между предметами для детей, страдающих умственной отсталостью, еще сравнительно очевидна, то общих черт они обычно не видят даже в том случае, когда они весьма заметны; из-за этого они, в частности, не понимают смысла поговорок и других подобных фигуральных выражений, поскольку воспринимают их строго буквально. По этой же причине можно заставить такого ребенка выучить урок наизусть, но он не сможет применить полученные знания на практике, поскольку не видит в нем общего смысла.

Формирование базовых учебных действий дополнительно осложняется полным отсутствием критического мышления – малыш всегда уверен в собственной правоте, до него сложно донести как саму возможность того, что он ошибается, так и конкретную суть ошибки. Отмечается общая алогичность мышления и его функционирование по стереотипным схемам, оно в целом весьма ограничено и совершенно не предполагает какого-либо адекватного планирования или прогнозирования.


Неудивительно, что при всем вышеописанном страдает и речь. Только один из пяти олигофренов не страдает речевыми нарушениями, а у всех остальных отмечаются невнятная речь, неправильное произношение слов и построение предложений, общая гнусавость, иногда указанные симптомы дополняются еще и заиканием.

Для речи умственно отсталого человека характерна монотонность, полное отсутствие выражения, необходимых пауз, наигранных эмоций. Ученые пришли к выводу, что такие проблемы во многом вызваны плохим восприятием – ребенок и сам так слышит окружающих, потому ему сложно научиться говорить лучше.

Интенсивные занятия способны дать положительный результат, но, как правило, не выводят больного на уровень здоровых, а невозможность нормального общения только усугубляет общую картину отсталости.


Поведение олигофрена отличается нестабильностью, нормой для него является резкая смена настроения, а также неадекватная реакция на происходящее – восприятие серьезных событий как мелких неприятностей, и наоборот. Любые эмоции гипертрофированы.

Поскольку олигофрен всегда уверен в собственной правоте, ему приятны только те люди, которые его хвалят, тогда как даже аргументированную и дружескую критику он воспринимает как нападки.

Полная уверенность в собственной непогрешимости, особенно на фоне недоразвитости личности, формирует завышенную самооценку, что также усложняет контакт с окружающими.


Причины возникновения
Олигофрения может быть как врожденной, так и приобретенной в раннем детстве. Поскольку эта болезнь изучается специалистами уже очень давно, они успели установить конкретные причины развития патологии.

Особняком среди них стоит употребление алкоголя и наркотиков обоими родителями, в особенности матерью во время беременности. Из тех факторов, что сильно увеличивают вероятность развития олигофрении уже после рождения, больше всего выделяется недостаточное питание, отрицательно сказывающееся на формировании нервной системы и высшей психической деятельности.

Среди других распространенных факторов риска можно выделить следующие:

Употребление сильнодействующих лекарств, угнетающих развитие нервной системы как во время беременности, так и в детском возрасте.
Тяжелые инфекционные заболевания во время вынашивания плода – скарлатина, краснуха, грипп и так далее.
Неправильный обмен веществ в организме матери.
Родовые травмы головного мозга.
Случаи заболевания олигофренией в истории семьи.
Фенилкетонурия и другие патологии белкового обмена в организме родившегося ребенка.
Чрезмерная техногенная загрязненность окружающей среды.

Симптоматика
Чем раньше будет обнаружена умственная отсталость у ребенка, тем лучше для него, ведь тогда специалисты смогут изначально правильно построить процесс обучения и максимально расширить возможности для нормального будущего маленького пациента. Тем не менее, тревожные признаки намного быстрее могли бы заметить те, кто в них обычно не очень ориентируется – родители.

Ни один из названных ниже симптомов не является обязательным признаком какого-то серьезного заболевания, но сочетание сразу нескольких из них становится обязательным поводом для визита к профильному специалисту.


Совершенно очевидно, что любой олигофрен отличается существенно сниженным интеллектом и неспособностью нормально адаптироваться в обществе, однако есть и другие характерные маркеры:

Регулярное немотивированное поведение. Олигофрен даже сам для себя не всегда может объяснить, почему он ведет себя странно. Ярким примером могут выступить как резкие смены настроения, так и неадекватно яркая (или блеклая) реакция на происходящее вокруг.
Подверженность внешнему внушению при формировании мнения. Поскольку мышление у олигофрена недоразвито, он не способен выстраивать сложные логические цепочки, и потому у него практически нет собственных умозаключений или выводов, а следовательно, и собственного мнения тоже нет. Вся информация, что у него есть, была получена извне, поэтому он вряд ли станет спорить с любой новой информацией, даже если здоровому человеку она покажется абсурдной. Единственное, в чем такой ребенок абсолютно уверен, так это в собственной правоте в любой ситуации.
Неспособность прогнозировать. Из-за неумения строить даже простые логические цепочки олигофрен не может предсказать действия окружающих даже в самых простых ситуациях. Этому еще больше способствует то, что умственно отсталый человек не умеет проводить аналогии, поэтому даже ранее приобретенный опыт он не использует, если ситуация тогда и сейчас отличается хотя бы чем-то.
Высокая импульсивность.
Плохая обучаемость. Даже самые простые навыки и умения привить больному ребенку очень тяжело. Он либо категорически не понимает того, что ему объясняют, либо слишком быстро забывает усвоенное, причем глобально.
Неспособность адаптироваться в коллективе. Причин данного явления может быть множество, в том числе никак не связанных с олигофренией, но если речь идет именно о ребенке с диагностированной умственной отсталостью, то одной из основных причин является то, что из-за своей плохой памяти малыш никогда не осваивается в коллективе. Окружение фактически каждый день снова оказывается незнакомым для него, ведь ему тяжело запомнить даже минимальную информацию о товарищах, начиная с имен и интересов. Олигофрен не умеет прогнозировать реакцию окружающих на свои действия, поэтому с легкостью обижает потенциальных друзей, хоть и делает это неосознанно. Острое неприятие даже обоснованной критики в свой адрес и проблемы с речью только увеличивают пропасть, тем более что дети по своей природе жестоки и запросто могут высмеять чудаковатого малыша.
Постоянное сбивание режима дня. Данный фактор также не обязательно указывает на олигофрению, однако у ребенка с умственной отсталостью это связано с тем, что он не запоминает порядок задач и процедур, которые нужно выполнить в течение дня. Он не может планировать собственный день, поэтому срывает запланированное расписание, если за ним не следить.
Неспособность эффективно учиться. Ребенок получает оценки куда худшие, нежели в среднем в его классе, не способен долгое время сидеть на одном месте, не отличается внимательностью и быстро устает.
Комплекс сопутствующих заболеваний, также спровоцированных нарушениями развития нервной системы: головные боли, судороги, нервный тик и паралич.

Диагностика
Без точной постановки диагноза, включая упоминание конкретной стадии, правильное лечение организовать невозможно. К диагностированию олигофрении необходимо отнестись очень ответственно, потому что данный диагноз ставится один раз на всю жизнь и никогда не пересматривается. Даже если ребенку удастся выработать правильную модель поведения в обществе, он все равно будет хоть немного отличаться от остальных, поэтому медики склонны считать такое заболевание неизлечимым, лишь хорошо маскируемым.


Первичное диагностирование умственной отсталости проводится методом объективной оценки интеллектуального уровня ребенка. Для этого применяются стандартизированные тесты для определения степени развития интеллекта в числовом выражении. Чаще всего для этих целей используется тест Векслера, а полученные результаты ребенка с подозрением на олигофрению сравнивают с результатами других, здоровых детей его возраста, на основании чего и может быть сделано положительное заключение.

Впрочем, врачи обычно не ограничиваются столь простым методом, а проводят еще и дефектологическое обследование, методом опроса родителей пытаясь отследить какие-либо факторы, которые могли бы спровоцировать умственную отсталость. Очевидно, что если таковые имеются, то доктор поставит положительный диагноз куда увереннее.


Если два предыдущих метода рассчитаны на тех детей, что уже достигли определенного сознательного возраста, то есть и такие способы диагностики, что позволяют определить олигофрению у плода еще на этапе беременности. Подобная практика обычно рекомендуется (но не является обязательной) для беременных женщин старше 35 лет, поскольку доказано, что именно такие матери в среднем чаще сталкиваются с проблемой олигофрении у новорожденных.

Обычно специалисты анализируют ворсины хориона, а также исследуют амниоцентез, но есть и другие пути – в частности, обыкновенное УЗИ или анализ крови матери на содержание альфа-фетопротеина, а также скрининговое обследование. Такая диагностика не всегда гарантирует стопроцентный положительный результат, но может указывать на его высокую вероятность на том этапе, когда еще не поздно сделать аборт. В таком случае медики обычно рекомендуют прервать беременность, а потом повторно забеременеть, но уже под изначальным присмотром специалистов.


Виды
В зависимости от масштабов умственной отсталости олигофрению делят на три основные степени, каждая из которых имеет свои собственные характерные особенности. Собственно, «умственная отсталость» – это лишь обобщенное понятие, тогда как диагноз обычно ставится именно по названию степени отсталости. Их стоит рассмотреть подробнее.

Дебильность
Начнем с легкой степени, которая в целом еще допускает полноценное проживание человека в социуме. У людей, страдающих дебильностью, уровень IQ находится на уровне 50-60, притом что средний показатель здорового человека – 90-110.

Со стороны определить дебила с первого взгляда практически невозможно, он очень похож на обыкновенного ребенка, но страдает рассеянностью и неспособностью концентрировать внимание, а его память ослаблена. При этом такого ребенка можно научить читать, писать и считать, даже не используя специальных методик, однако в целом малыш лишен любознательности.


Дефекты развития заметны еще до школы – ребенок играет очень примитивно и говорит сильно упрощенными предложениями, не используя тех слов, которые не пригодятся в повседневности. Общаться со сверстниками дебилам тяжело, они не могут распознавать чужие эмоции и замыкаются в себе, ориентируясь разве что на родителей. Самостоятельный прием решений и самоанализ затруднены.


Имбецильность
Эта умеренная степень умственной отсталости характеризуется усилением вышеописанных симптомов. Уровень IQ – в пределах 35-49, малыш может самостоятельно следить за собой, научиться письму, чтению и счету, но полноценное образование получить уже не способен, да и отдельное проживание такому больному не рекомендовано.

Такой ребенок не сможет учиться в обыкновенной школе, да и работать сможет только там, где от него требуются крайне примитивные повторяющиеся движения, ведь моторика у имбецилов ощутимо заторможена.


Идиотия
Это глубокая форма умственной отсталости, требующая постоянного наблюдения со стороны взрослых, а еще лучше – специалистов, поэтому таких детей советуют поместить в специальную лечебницу.

IQ ограничен крайне низким пределом – 34, и здесь даже лучшие профильные педагоги разводят руками – надежды обучить такого ребенка хотя бы примитивным вещам практически нет. Такой малыш либо доволен, либо недоволен – других эмоций у него не наблюдается.

Из речи присутствуют разве что отдельные слова, указывающие на самые основные потребности, самостоятельное передвижение также крайне ограничено. Идиотия сопровождается другими ярко выраженными патологиями, такими как нарушения формы черепа и скелета, паралич и так далее.


Специфика лечения
Только в самых тяжелых формах умственная отсталость требует постоянного нахождения на стационарном лечении, а вот более легкие степени обычно предусматривают только периодическое прохождение стационарных курсов, да и то при наличии обострений.

Для того чтобы более полно раскрыть возможности ребенка-олигофрена, применяются как специальные медикаменты, так и особое обучение – адаптированные учебники и упражнения.


Как правило, медикаментозное лечение имеет ярко выраженный симптоматический характер.

Для ускорения развития прописывают стимуляторы нервной системы и витамины, для противодействия судорогам – специальные препараты. Могут использоваться также транквилизаторы, если поведение ребенка приобретает признаки буйного.

Сами по себе медикаменты практически не дают полноценного эффекта, поэтому необходима продуманная и слаженная работа многих специалистов – логопеда, психолога, специальных педагогов. Для обучения используются нестандартные методы – например, коррекционные дидактические игры и особые пиктограммы.


Важную функцию выполняют игровые упражнения, позволяющие дополнительно стимулировать развитие нервной системы и отрабатывать моторику. Рекомендации профессионалов зачастую включают также повышенное внимание к прекрасному – в частности, доказано положительное влияние музыки на олигофренов, поскольку она подталкивает к умственной деятельности, провоцируя развитие, и способствует увеличению интереса к окружающему миру.

Правильное, специально спланированное образование обычно дают только специализированные интернаты, куда принимают с 4 лет, но при правильном отношении ребенок с легкой формой умственной отсталости способен окончить обыкновенную школу.


Адаптация в обществе
Социальная адаптация является крайне важной проблемой, которую решает каждая семья с ребенком-олигофреном, поскольку именно она обычно видится главной целью всего лечения.

Олигофрен никогда не станет здоровым человеком, но его необычность может не бросаться в глаза или же восприниматься окружающими не более, чем странная причуда. Если родителям и педагогам удалось добиться такого результата, то их можно поздравить. Психологи настаивают, что, по крайней мере, в случае с дебилами такой результат возможен.


При этом задача несколько усложняется тем, что фактически особое обучение должен пройти не только сам ребенок, но и его родители, чтобы знать, как правильно себя вести.

Некоторые родители отчаиваются и считают, что добиться какого-либо прогресса невозможно, поэтому не пытаются что-либо делать вовсе. Другие наоборот, гипертрофированно пытаются помочь своему ребенку, что тоже не совсем правильно, поскольку нельзя вырастить нормального ребенка, скрывая от него его очевидную особенность, равно как и постоянно указывая на нее.


Нередко родители винят себя за недуг малыша, причем обычно это происходит в тех ситуациях, когда их вина на самом деле косвенна. Это тоже далеко не выход, поскольку итог – в самобичевании, которое не приносит ничего хорошего, кроме общей неудовлетворенности жизнью и депрессии.

Специалисты отмечают, что умственная отсталость ребенка – это проблема, но проблема решаемая, ее не нужно воспринимать как чью-то вину. Малыша же необходимо просто любить так же, как если бы он был обыкновенным, и своевременно выполнять все рекомендации докторов.

При таком отношении в большинстве случаев достойная социальная адаптация вполне вероятна.


Профилактика
При должном стремлении родители могут минимизировать вероятность развития умственной отсталости у ребенка еще до того, как он родится. В первую очередь, необходимо планировать беременность только в том случае, когда оба потенциальных родителя здоровы.

Матери строго-настрого запрещено употребление алкоголя и наркотиков психотропной группы как во время беременности, так и до нее.

Совершенно не лишним будет также вместе пройти обследование с целью выявления возможных хронических заболеваний, провести генные исследования.

Для общей нормализации всех функций организма может подойти даже специальная диета – сбалансированная на этапе подготовки к беременности, и максимально питательная, но без вредных составляющих уже во время вынашивания.


После рождения ребенка следует понимать, что поход к врачу может быть и профилактическим, а не обязательно спровоцированным явным наличием проблем со здоровьем. Любую болезнь проще остановить на этапе, когда она еще не успела приобрести критические формы, поэтому даже если ребенок кажется совершенно здоровым, его периодически нужно водить к врачу, чтобы лишний раз подтвердить отличное состояние его здоровья или вовремя выявить любые подозрительные симптомы.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Алкоголизм родителей и умственная отсталость их детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

■ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

А.А. Корнилов, А.М. Селедцов, А.В. Максименко, В.С. Летунова, М.В. Крысюк, А.Л. Новосельцев

Кемеровская государственная медицинская академия, Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница,

г. Кемерово

АЛКОГОЛИЗМ РОДИТЕЛЕЙ И УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ИХ ДЕТЕЙ

С целью выяснения тератогенного воздействия алкоголизма родителей на умственное развитие их потомков обследовано 72 ребенка, рожденных родителями, страдающими алкоголизмом. В результате проведенного исследования показано, что алкоголизм родителей существенно отражается на развитии психической сферы детей и является одной из причин формирования недифференцированных форм умственной отсталости.

Ключевые слова: алкоголизм родителей, умственная отсталость.

With the aem of elucidating teratogenic influence of parents’ alcoholism on inellectual development of their posterity, were investigated 72 children, borned by parents alcoholics. The results of reseach have shown that parents’ alcoholism has serious effect on psychic development of their children and is one of the reasons of formation undifferentiated mental deficiency.

Key words: parents’ alcoholism, mental deficiency.

Работ, касающихся вредного воздействия алкоголя на плод, исключительно мало. Отрицательное влияние алкоголизма родителей на умственное развитие их потомков не доказано. Научные исследования на эту тему в отечественной психиатрической науке единичны.

Самые первые сообщения о вреде алкоголизма родителей на их потомство принадлежат гигиенисту Эрисману Ф.Ф. [1] и Бехтереву В.М. [2].

Эрисман Ф.Ф. писал: «…у алкоголиков дети родятся слабыми, отстают в физическом развитии от здоровых детей, умственно развиваются плохо». Бехтерев В.М. говорил: «.особенно тяжело отражается на потомстве, если женщина пьет во время беременности — ребенок рождается хилым, больным».

В руководстве Ковалева В.В. «Психиатрия детского возраста» (1979) только констатируется, что «определенная роль в происхождении олигофрении отводится хроническому алкоголизму». Во всех учебных пособиях по психиатрии по этому вопросу нет никаких описаний, даже в учебнике Ушакова Г.К. [3].

Влияние алкоголизма матерей на потомство изучалось на кафедре психиатрии Одесского мединститута [4, 5]. Моховиков А.Н. [3] выявил, что у больных алкоголизмом матерей дети в 37,2 % случаев рождаются и растут с психическим недоразвитием с эмбриопатическими признаками. У них часто встречаются и признаки краниоцефальной дисморфии —

микроцефалия, дисплазии («ухо Сатира», «ухо макаки», высокое небо, косоглазие, птоз и т.д.). По данным Донец О.Ю. [5], у детей от матерей, страдающих алкоголизмом, в структуре интеллектуального недоразвития при олигофрении преобладают нарушения активного внимания — отвлекаемость, двигательная расторможенность, импульсивность поведения.

По данным Куниковской Л.С. [6], у детей-о-лигофренов, родившихся от страдающих алкоголизмом матерей, значительно чаще наблюдается психопатоподобное поведение, обуславливающее к пубертатному возрасту все формы девиантного поведения.

Цель работы — выяснить тератогенное воздействие алкоголизма родителей на умственное развитие их потомков.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В детском отделении Кемеровской областной клинической психиатрической больницы, в течение 2003 года, обследованы 72 ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Родители этих детей страдают алкоголизмом: 1) мать и отец — у 43 детей; 2) только мать — у 15 детей; 3) только отец — у 14 детей.

В анализ включены нарушения таких психических функций, как внимание, двигательная сфера, реакция на замечания, познавательный интерес, знание букв, счет, чтение, обобщение, сравнение, пони-

АЛКОГОЛИЗМ РОДИТЕЛЕЙ И УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ИХ ДЕТЕЙ

мание переносного смысла метафор, пословиц, времен года, основных цветов.

На фоне общего недоразвития психики (неустойчивости или ригидности внимания, медлительности или расторможенности в двигательной сфере, замедленных или парадоксальных реакций, сниженных познавательных интересов и т.д.) у значительного процента детей отмечаются более глубокие признаки психического недоразвития, особенно у детей, которые родились от двух родителей, страдающих алкоголизмом (табл.). У 14 % детей отсутствуют познавательные интересы, 23,3 % детей не знают буквы, 34,9 % — не умеют считать, 23,3 % — не обобщают, 14 % — не различают цвета, у 7 % детей отсутствует речь.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Данные изучения психиатрической литературы показывают противоречивость мнений исследователей по обсуждаемому вопросу. За последние десятилетия в научных изданиях не публикуются статьи относительно тератогенного (задерживающего) воздействия алкоголя на умственное развитие детей. Врачебная практика опровергает утверждение старых авторов о том, что среди детей и внуков алкоголиков не больше слабоумных, чем среди потомства их не пьющих сибсов [7]. Распространенность алкоголизма в современном российском обществе должна ставить этот вопрос перед врачами-психиат-рами остро.

Наблюдение 1

Сергей, 14 лет, родился 7.06.1989 г. Матери 41 год. По линии матери дядя — инвалид детства, у него слабоумие, припадки, паралич. Тетя болела эпилепсией с редкими припадками, умерла. Мама имеет среднее техническое образование, работала продавцом. Сергея родила в 27 лет. Во время беременности Сергеем мать пьянствовала, курила. Роды были осложненные, но в срок. Сергей родился с об-витием пуповиной, весом 3150 г, длиной тела 53 см, закричал после похлопывания. В возрасте 10 дней заболел кишечной инфекцией и в течение 1,5 мес. лечился в инфекционной больнице.

На первом году жизни у ребенка наблюдался тремор головы, мать продолжала пьянствовать и не занималась его воспитанием.

Отец был пьяница, неоднократно судимый.

Сергей умственно развивался плохо, игры у него были примитивные, стихи не запоминал. В массовой школе стал учиться с

8 лет, программу не усваивал, не хотел ходить в школу, пропускал уроки, не запоминал буквы и счет, его оставили на 2-й год в первом классе. На втором году обучения, в декабре 1998 года, Сергей был обследован в детском отделении КОКПБ. Выставлен диагноз: «Олигофрения в степени дебиль-ности». Затем его оформили во вспомогательную школу. В интернате он не мог привыкнуть, протестовал, не учился, время проводил на улице. Во вспомогательной школе его вновь оставили на 2-й год в первом классе. Он так и не научился читать и писать, с трудом решал примеры на сложение в пределах 10. Стал курить и выпивать. Не хотел выполнять простые работы по дому. В таком состоянии был госпитализирован повторно в детское отделение КОКПБ 21.01.04 г.

Физическое состояние: значительное отставание в физическом развитии — рост 136 см, вес 31 кг. Диспластичен. Высокое небо. Микроцефалия. Неврологический статус без особенностей. Психическое состояние: тяготится больницей, постоянно просится домой, плаксив, временами возбудим, ссорится с детьми. Учиться не хочет, говорит: «поступил в больницу для того, чтобы получить пенсию, потому что не могу учиться». Он знает свой возраст, день рождения, домашний адрес. Не сформированы временные понятия — месяц, времена года. Считает, что сейчас «пятый месяц». Странами считает Москву, Санкт-Петербург, Кемерово, а городами — Омск, Мамаевку, Ягуно-во. Не мог ответить, какой он национальности, но на провоцирующий вопрос, что он может быть негр, не согласился. Считает, что живет в стране Кемерово, а столица — Россия. Нарушена праволевая ориентировка. С ошибками выполняет обратный счет от 20. В пределах 10 пытается складывать на пальцах. Вычитание не удается. Буквы

Таблица

Характеристика развития детей с умственной отсталостью, родившихся в семьях больных алкоголизмом

Психические Характеристика Больны алкоголизмом

процессы психических Мать и отец Мать Отец

и умения процессов и умений п = 43 % п = 15 % п = 14 %

Реакция на замечание Не реагируют 7 16,2 6 40 4 28,6

Познавательный интерес Отсутствует 6 14 1 6,7 1 7,1

Знание букв Не знают 10 23,3 1 6,7 — —

Счет Не выполняют 15 34,9 3 20 3 21,4

Чтение Не умеют 14 32,6 3 20 6 42,9

Речь Отсутствует 3 7 — — — —

Обобщение Не обобщают 10 23,3 2 13,3 — —

Сравнение Не сравнивают 12 27,9 4 26,7 4 28,6

Понимание

метафор, Не понимают 26 60,5 9 60 7 50

пословиц

Времена года Не знают 8 18,6 3 20 1 7,1

Различение цветов Не различают 6 14 1 6,7 1 7,1

■ АЛКОГОЛИЗМ РОДИТЕЛЕЙ И УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ИХ ДЕТЕЙ

путает. Чтение побуквенное, под диктовку писать не может.

Заключение: Психическое состояние определяется малоумием, которое характеризуется недоразвитием познавательной деятельности, памяти, волевой сферы с формированием асоциального девиантного поведения (отказ от учебы, ранняя алкоголизация, курение, несформированность трудовых навыков). Основной этиологический фактор — алкоголизм матери во время беременности и алкоголизм отца.

Когда алкоголизмом страдает один из родителей, эти проценты меньше.

Умственная отсталость у детей часто сочетается с психопатоподобным синдромом, который у дебилов формируется в отрочестве на почве расстройств влечения и поведения.

Из 43 детей, родившихся от двух больных алкоголизмом родителей, у 19 детей в возрасте 11-14 лет клинически проявился психопатоподобный синдром, состоящий из триады — умственная отсталость, расстройство влечений, расстройство поведения в сочетании с неустойчивым или ригидным вниманием, расторможенным протестным поведением с негативными и парадоксальными реакциями на фоне сниженного познавательного интереса.

Нежелание учиться, уходы из дома, школы, бродяжничество, стремление ко лжи, воровство не позволяют этим детям учиться в массовой школе, они учатся во вспомогательной школе.

Наблюдение 2

Роман, 14 лет, родился 11.12.1990 г. Мать злоупотребляла алкоголем. После родов ребенка оставила в роддоме. Лишена родительских прав. Отец не известен. Беременность у матери протекала с токсикозом во 2-й половине. В возрасте одного месяца ребенок был прооперирован по поводу пилоростеноза.

Воспитывался в детском доме. В 1998 г., с 8 лет, Романа пытались учить в первом классе массовой школы, но уроки он не усваивал. Мальчик был раздражителен, не соблюдал щкольную дисциплину — во время урока бегал, разговаривал с детьми, не реагировал на замечания. Через полгода Роман был стационирован в детское отделение КОКПБ для определения обучающего маршрута с диагнозом: «Органическое заболевание ЦНС резидуального характера с задержкой психического развития; нарушение поведения». Он был оставлен для обучения в массовой школе. Однако в дальнейшем его поведение только ухудшалось — мальчик начал убегать из интерната, бродяжничать. Поэтому, после повторного обследования в детском отделении КОКПБ, медикопедагогическая комиссия (МПК) оформила его во вспомогательную школу. Поведение Романа продолжало ухудшаться: постоянно конфликтовал с детьми; в 4-м классе начал грубить, кричать, браниться на взрослых, дрался со сверстниками, в аффекте ломал предметы мебели.

По поводу плохого поведения в интернате он повторно поступал в детское отделение для коррекции. В возрасте 12 лет начал употреблять алкоголь на деньги, добытые попрошайничеством, курить начал еще раньше.

В настоящее время подросток вспыльчив, агрессивен, драчлив, не подчиняется режиму школы, не реагирует на замечания. Учится в шестом классе специальной коррекционной школы 8 типа.

Психическое состояние: словарный запас ограничен. Мальчик не отрицает курение, знает название сортов пива. Приуменьшает характер своих поступков. Его школьные знания слабые. При сравнении руководствуется второстепенными признаками. Улавливает смысл простых пословиц, выявляя конкретное мышление.

При психологическом обследовании обнаруживается недоразвитие интеллектуально-познавательных процессов, замедленность и конкретность мышления, неустойчивость внимания, нарушение в эмоционально-волевой сфере.

Физическое состояние: маленького роста, значительно меньше своих сверстников, худой.

Диагноз: Органическое заболевание ЦНС резидуального характера с умеренно выраженным недоразвитием интеллекта (стеническая форма умственной отсталости), девиантное поведение.

При неосложненной дебильности (при отсутствии девиантного поведения) 9 детей из 15-ти в возрасте до 10 лет учатся в начальных классах массовой школы, несмотря на минимальный учебный успех. При сравнении общего психического развития, у детей-олигофренов с психопатоподобным поведением оно несколько выше, чем у неосложненных олигофренов — первые чуть лучше обобщают, у них меньше процент непонимания метафор, они знают времена года, не путают цвета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно заключить, что в потомстве лиц, страдающих алкоголизмом, наблюдается повышенная частота умственной отсталости. Алкоголизм родителей является одной из причин недифференцированных форм умственной отсталости, т.е. не сопровождающихся явными соматическими и неврологическими изменениями, ферментативным дефектом или хромосомной аберрацией.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Эрисман, Ф.Ф. К вопросу об алкоголизме в России и о санитарном вреде спиртных напитков вообще /Ф.Ф.Эрисман //Общественно-санитарное обозрение. — 1897. — № 1. — С. 4-8.

2. Бехтерев, В.М. Вопросы алкоголизма и меры борьбы с его развитием: Речь при открытии экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма 6.05.1912 г. — СПб, 1912.

3. Ушаков, Г.К. Детская психиатрия /Г.К. Ушаков. — М., 1973.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

4. Моховиков, А.Н. Женский алкоголизм и алкогольная эмбриопатия потомства /А.Н. Моховиков: Автореф. дис. … канд. мед. наук. -Томск, 1986. — 26 с.

5. Донец, О.Ю. Психические нарушения у потомства матерей, больных хроническим алкоголизмом (клинические и иммунологические аспекты) /О.Ю.Донец: Автореф. дис. . канд. мед. наук. — Томск, 1992. — 25 с.

6. Куниковская, Л.С. Влияние хронического алкоголизма матерей на формирование клинической картины умственной отсталости у потомства /Л.С. Куниковская: Автореф. дис. … канд. мед. наук. -М., 1988. — 19 с.

7. Brugger, C.J. Just (Hzsg) Handbuch der Erbiologie des Menschen /Brugger C.J. — Berlin, 1939. — Bd. 5, S. 697.

ЧЕМ ГРОЗИТ ПЛОДУ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА?

Исследование шестидесяти новорожденных Нью-Йоркцев показало, что влияние на их матерей загрязненного городского воздуха вызывает внутриутробное повреждение хромосом. Предыдущие эксперименты показали, что загрязненный воздух повышает риск лейкоза и других видов рака. Воздушные «загрязнители» включают выхлопы от автомобилей, грузовиков, автобусов, отопления домов, электростанций и курения табака. Эти загрязнители попадают в плаценту и попадают в плод. Наиболее токсичным эффектом обладают полициклические ароматические гидрокарбонаты (polycyclic aromatic hydrocarbons — PAHs) образующиеся при сгорании табака и сжигании топлива.

20.02.2005 www.pereplet.ru

ПАМПЕРСЫ МОГУТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ БЕСПЛОДИЯ У МУЖЧИН В первые месяцы жизни у мальчиков закладываются клетки Лейдига, которые будут вырабатывать мужской половой гормон — тестостерон. Современные подгузники сохраняют кожу сухой и препятствуют появлению опрелостей, но могут вызвать перегрев яичек. Последствия могут «аукнутся» лет через двадцать мужским бесплодием вследствие образования малого количества нежизнеспособных сперматозоидов. Получается своеобразная бессознательная стерилизация ребенка. Согласно мужской анатомии, половым органам мальчиков не желательно перегреваться, лучше всего, когда они постоянно проветриваются и находятся в прохладе. Поэтому, как минимум, 3-4 часа ребенка нужно держать без подгузника.

20.02.2005 www.pereplet.ru

Олигофрения (умственная отсталость) у детей

8 Декабрь 2016       admin      Главная страница » Педагогика » Воспитание      Просмотров:   1024

Термин «умственная отсталость», или «олигофрения», имеет четкие, строгие границы. К сожалению, нередко им «бросаются» слишком легко, например, когда просто ребенок не слишком хорошо успевает в учебе. А здесь особенно нужна точность и определенность: ведь назвать ребенка умственно отсталым — это серьезное и ответственное дело. Современный уровень обучения требует от ребенка значительной умственной активности. А именно эта активность у умственно-отсталых детей существенно снижена, и повседневная учебная работа открывает подобные дефекты со всей очевидностью.

Олигофрения. Определение

Термин «умственно отсталый ребенок» вовсе не чья-то произвольная выдумка, он имеет четкое, научно определенное значение, определение. Умственная отсталость, или олигофрения,— это нарушение, то есть снижение как познавательной, так и всей психической деятельности человека вследствие болезни: органического поражения головного мозга. Слово «олигофрения» значит буквально малоумие («олигос» — малый, «френ» — ум).

Итак, очень важно иметь в виду, что умственная отсталость — результат болезни, заболевания головного мозга.

Следствием этого (о том говорит и сам термин) являются, в первую очередь, нарушения интеллектуальной деятельности; но в той или иной форме болезнь почти всегда накладывает отпечаток и на поведение ребенка, влияет на область его эмоций и воли.

Причины возникновения

Каковы же причины возникновения этого заболевания? Оно может быть вызвано инфекцией и интоксикацией (то есть отравлением), а также ушибами живота и психическими травмами беременной женщины. Нередко причинами олигофрении оказываются травмы, инфекции, ушибы, воспаления мозговых оболочек самого ребенка (обычно на первом году его жизни): наконец, такими причинами часто бывают болезни родителей.

Исследования показали, что в возникновении умственной отсталости большую роль играет наследственность (например, сифилис, психические болезни) и особенно алкоголизм. Значительная часть детей-олигофренов рождается от родителей, страдающих алкоголизмом.

Особую опасность представляет состояние опьянения в момент зачатия или употребление даже небольших доз алкоголя во время беременности. В определенном смысле можно сказать, что умственно отсталые дети — это дети, которым приходится расплачиваться за пороки родителей.

Умственная отсталость явно проявляется в учебной работе. Но из этого вовсе не следует, что, если ребенок плохо учится, надо непременно видеть причину в органически дефектах его психики. Причины отставания могут быть совсем иными безразличие к обучению, интеллектуальная пассивность, лень, педагогическая запущенность, слабая подготовка. И необходимо понять прежде всего: не хочет ребенок учиться как не может.

А что греха таить: не так уж редко, едва ребенок стал отставать, начинают говорить об его умственной недостаточности. Правильнее поступить наоборот: думать об умственной недостаточности не в первую, а в последнюю очередь, то есть сначала испробовать все возможные средства для общего развития ребенка, для повышения его умственной активности.

Не надо забывать, что у детей могут отмечаться и другие болезненные нарушения психики, затрудняющие их обучение в школе (например, тяжелые инфекции и травмы головы, психопатическое поведение, нервность и т. д.). Здесь и медицинские, и педагогические меры, и подход к детям, соответственно, должны быть другими.

Олигофрения в степени дебильности у детей

Оставляя в стороне глубокие формы олигофрении, остановимся на самой легкой — дебильности. Обычно ее и имеют в виду, когда говорят об умственной отсталости. Дети легкой и средней степени дебильности составляют, как правило, основной контингент учащихся вспомогательных школ. По поведению и эмоциональному облик у их обычно делят на две группы: спокойные, ровные (иногда пассивные и вялые) и импульсивные, возбудимые, склонные к эмоциональным вспышкам и агрессивным действиям. Понятно, что воспитание и обучение первой группы детей-дебилов проходит легче и дает более надежные результаты.

В их познавательной деятельности заметны три группы нарушений:

1. Дефекты восприятия, внимания, памяти. Они проявляются в разной степени и в разной форме, иной раз очень стерто, почти незаметно. Так, механическая память обычно снижена не столь сильно, иногда и вовсе незначительно. Более ощутимо снижена смысловая память. Заметно ослабление способности к произвольному запоминанию. Из дефектов внимания можно отметить недостаточную способность к сосредоточению, сужение объема внимания, медленное его переключение. Слаба активность и целостность восприятия. Эту первую группу можно назвать нарушением условий и предпосылок умственной деятельности.

2. Эта группа включает нарушения интеллектуальных навыков и операций: счета, письма, чтения. Так, дети с трудом производят, например, вычитание и сложение в уме, навык чтения и письма дается им очень трудно. Часто они плохо ориентируются в географических, исторических и других сведениях. Очень часто по этим двум критериям и судят о наличии и о степени умственной недостаточности. В то время как наиболее важны нарушения следующей группы, затрагивающие наиболее важные качества ума и познавательной деятельности.

3. У детей отмечается неспособность к обобщению, непонимание условностей, неумение выделить существенные признаки: недоразвитость отвлеченного мышления, затруднение образования понятий и причинно-следственных отношений. Обычно они с трудом понимают пословицы и шутки; правильно уловив, скажем, решение какой-то задачи, не могут перенести его в другие, схожие условия. В то же время необходимо заметить, что в решении доступных задач и жизненных проблем многие умственно отсталые дети проявляют заметную настойчивость и старание. При правильном воспитании и обучении это в определенной мере восполняет дефекты познавательной деятельности.

Обучение

Дети с более резкими нарушениями обычно находятся или в специальных лечебных учреждениях, или дома, но обязательно под постоянным присмотром взрослых.

Во вспомогательные школы или классы направляют детей, которые явно не способны учиться в обычной школе (это становится очевидным, как правило, уже в первом — третьем классах). Процедура перевода четко определена. Школа, где учится ребенок, должна направить его сначала к детскому психоневрологу и дать развернутое обоснование, почему сочтено необходимым перевести его во вспомогательную школу. Психоневролог обследует ребенка и определяет, действительно ли идет речь об умственной недостаточности, в какой степени она выражена. Затем комиссия тщательно анализирует ситуацию, проверяет психические возможности ребенка, устанавливает его явную неспособность обучаться в обычной школе и только затем выносит решение о переводе во вспомогательную школу. На такой перевод обязательно необходимо согласие родителей.

Процесс обучения во вспомогательной школе облегчен и приноровлен к возможностям больных детей. Там не преподают, например, иностранных языков, химии, физики. Число детей в классах значительно сокращено, процесс обучения более индивидуализирован. Большой упор при обучении делается на трудовую подготовку, на развитие трудовых навыков и умений.

Как быть родителям?

Конечно, горько думать, что твой ребенок «не такой, как все». Но что же делать, если речь идет о болезни, последствия которой сегодня, увы, бесследно не устранимы? И если специалисты-медики и педагоги считают необходимым такой перевод, не стоит этому противиться. Ведь ребенку там будет не только легче учиться. Там он не будет постоянно чувствовать себя «хуже всех», не будет испытывать горечь постоянного отставания. Там он почувствует возможность успеха.

Но если вашего ребенка и перевели во вспомогательную школу, это вовсе не значит, что теперь все вопросы обучения и воспитания можно безраздельно передоверить педагогам. Школе понадобится ваша постоянная, деловая помощь — в развитии у ребенка интереса к занятиям, стремления как можно лучше учиться, в воспитании трудолюбия и самостоятельности. Вместе с его учителями вы должны сделать всё, чтобы он мог без тягостных осложнений и трудностей вступить в самостоятельную жизнь. Не нужно смотреть на дело безнадежно: при постоянной и настойчивой коррекционно-педагогической работе ученики вспомогательной школы существенно продвигаются в своем развитии: они усваивают знания и трудовые навыки; окончив школу, могут овладеть какой-либо из несложных профессий и вести нормальную самостоятельную жизнь.

По материалам журнала «Семья и школа», 1974 год (В. Шершаков, психолог)

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

Передается ли олигофрения по наследству? — Авис

Передается ли олигофрения по наследству?

Вопрос: хочу взять девочку из детского дома 3-х лет. У ее мамы олигофрения в легкой форме. Передается ли это по наследству?

Варвара

Ответ: 

Олигофрения относится к вопросам дефектологии, к психологии лишь отчасти, но мы постараемся дать информативный ответ. Давайте для начала разберемся, что вы знаете о самом диагнозе?

Олигофрения— врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, которое выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Если у матери олигофрения носит приобретенный характер (сильные травмы головы, осложнение тяжелого инф. заболевания и пр.) то такая форма не передается по наследству.

Если олигофрения врожденная, то вероятность наследования — достаточно высока. Также, немаловажную роль играет психический статус второго родителя (олигофрен или здоровый). Поэтому, если у вас есть возможность узнать полный анамнез матери ребенка, то это Вам поможет. К тому же, как правило, наследственные формы олигофрении имеют внешние признаки — диспластичность телосложения и пороки развития отдельных органов. Так что, если мама малыша внешне абсолютно нормально выглядит, то, скорее всего вероятность наследственной формы олигофрении у ребенка минимальна. Если ребенку уже три года, эти признаки внешне так же могут быть видны. Другой вопрос — как она, мать, вынашивала ребенка, которого вы хотите взять? Были ли там быть факторы, которые могли оказать негативное влияние на мозг ребенка (алкоголь, наркотики, какие-то инфекции)? В любом случае, если Вы такой информацией не обладаете, посоветуйтесь с грамотным психиатром, детским неврологом, возможно, Вам посоветуют провести генетическое обследование ребенка.

Вам выпало принять сложное решение, мы советуем выслушать мнения всех специалистов, но принимать решение так, как подскажет Вам сердце. Желаем удачи. 

 

 

ОЛИГОФРЕНИЯ. Умственная недостаточность у детей

Нью-Йорк, Consultants Bureau, (1959), 1959. Твердый переплет. Страницы xiv + 406, октаво, твердый переплет. С предисловием Дж. Тизарда. Авторизованный перевод с русского. Легкие пятна сырости на нижнем крае, в остальном очень хорошо. Часть серии «Международные поведенческие науки» под редакцией Джозефа Уортиса. 020207А

Название: ОЛИГОФРЕНИЯ.Умственная недостаточность у детей

Имя автора: Певзнер М.С.

Место публикации: New York, Consultants Bureau, (1959),: 1959

Переплет: Твердый переплет

Категории: Другой

Идентификатор продавца: 11881

Ключевые слова: здоровье, медицина


Фенилпировиноградная олигофрения | Отзывы о питании

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту с ограниченным доступом в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту следующими способами:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с проверкой подлинности IP.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.

Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Многие общества предлагают своим членам доступ к своим журналам с помощью единого входа между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Из журнала Oxford Academic:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для своих членов.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Институциональная администрация

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Вы можете одновременно войти в свою личную учетную запись и учетную запись своего учреждения.Щелкните значок учетной записи в левом верхнем углу, чтобы просмотреть учетные записи, в которые вы вошли, и получить доступ к функциям управления учетной записью.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ У ДЕТЕЙ С ОЛИГОФРЕНИЕЙ

1.Янчук А.О., Скиба В.Я., Катеринчук И.П., Кузниченко С.О., Скиба ОВ. Эпидемиологические мероприятия и мониторинг стоматологической заболеваемости у детей Украины. Свет медицины и биологии. 2019;2(68):154-8. (Украинец).

2. Остапко О.И. Стан ткань пародонта у детей та подсвечников, которые проживают в разных регионах Украины. Новини стоматология. 2015;1(82):78-83. (Украинец).

3. Каськова Л.Ф., Манджюк Т.Б., Уласевич Л.П., Андриянова О.Ю., Янко Н.В. Показательная характеристика показателей карьеры у детей разного школьного возраста.Буковинский медицинский вісник. 2019;23(2):10-5. (Украинец).

4. Боднарук НІ. Вікові особенности уражености карієсом тимчасовых зубов у детей с патологиєю опорно-рухового аппарата. Вестник проблем биологии и медицины. 2017;2(136):355-60. (Украинец).

5. Костура В.Л., Безвушко Е.В. Поширеность та структура загрязняющих тканей пародонта у детей из надгробной масою тила. Клиническая стоматология. 2017;2:42-7. (Украинец).

6. Смоляр Н.И., Чухрай Н.Л. Соматическая патология как фактор, отягощающий формирование резистентности жемали постоянных зубов.Стоматология. 2017;6:44-7. (Русский).

7. Боряк О.В. Разумово выделены дети как медикопсихологическая проблема. Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. 2015;6(50):74-85. (Украинец).

8. Войтко В.В. Задержка психического развития в контексте научных достижений. Науковый огляд. 2016;9(30):3-12. (Украинец).

9. Авраамова О.Г., Пахомова Ю.В. Стоматологический статус у умственно отсталых детей, живущих в детском коллективе. Стоматология.2016;95(3):52-5. (Русский).

10. Боднарук ЮБ. Особенности болезни та лечение хронического катарального гингивита у детей, хвори на детский церебральный паралич [автореферат]. Ивано-Франковск:. Ивано-Франков. нак. мед. ун-т., 2017. 20 с. (Украинец).

11. Гавриленко М.А. Оценка стоматологического статуса детей-инвалидов из сосудов центральной нервной системы. Украинский стоматологический альбом. 2014;2:82-4. (Украинец).

12. Ципан С.Б., Якубова И.И., Бардавиль Д.И., Василенко О.И., Жданова Т.В., Бакалинская С.М.Расширение загрязнённости тканей пародонта в детях с розтами утистичного спектра. Профилактическая и детская стоматология. 2020;1:78-84. (Украинец).

13. Пясецкая Л.В. Особенности перебігу та лечение захворювань ткань пародонта в собіб изъ різним психофизиологическим станом [автореферат]. Львов: Львов. нак. мед. у-т им. Данила Галицкого; 2019. 20 с. (Украинец).

Доступ запрещен

Доступ запрещен

Better World Books заблокировал ваш IP-адрес.Если вы считаете, что вас заблокировали по ошибке, свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов ([email protected]) и укажите следующие данные:

.

У вас нет доступа к www.betterworldbooks.com.

Владелец сайта мог установить ограничения, препятствующие доступу к сайту. Обратитесь к владельцу сайта за доступом или попробуйте снова загрузить страницу.

  • Идентификатор луча: 6faf979d9a8a3a89
  • Отметка времени: 2022-04-12 23:02:54 UTC
  • Ваш IP-адрес: 85.249.20.198
  • Запрошенный URL: www.betterworldbooks.com/product/detail/9780306105623%3fshipto%3dus%26curcode%3dusd
  • Номер ссылки на ошибку: 1020
  • ИД сервера: FL_87F361
  • User-Agent: Mozilla/5.0 (X11; Linux x86_64; rv:33.0) Gecko/20100101 Firefox/33.0

Воздействие COVID-19

Из-за влияния COVID-19 на нашу способность осуществлять международные поставки, в настоящее время мы не можем осуществлять доставку в следующие страны:

  • Ангола
  • Азербайджан
  • Боливия
  • Босния и Герцеговина
  • Ботсвана
  • Бруней
  • Камерун
  • Кабо-Верде
  • Каймановы острова
  • Чад
  • Чили
  • Острова Кука
  • Коста-Рика
  • Куба
  • Демократическая Республика Конго
  • Эквадор
  • Эстония
  • Фиджи
  • Французская Гвиана
  • Французская Полинезия
  • Гамбия
  • Гватемала
  • Гайана
  • Гаити
  • Ирак
  • Кирибати
  • Кыргызстан
  • Лаос
  • Либерия
  • Ливия
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Мавритания
  • Маврикий
  • Молдова
  • Черногория
  • Новая Каледония
  • Панама
  • Парагвай
  • Перу
  • Республика Конго
  • Республика Конго
  • Руанда
  • Сейшелы
  • Сьерра-Леоне
  • Южная Африка
  • Южный Судан
  • Судан
  • Таджикистан
  • Танзания
  • Тимор-Лешти
  • Тонга
  • Туркменистан
  • Уганда
  • Уругвай
  • Узбекистан
  • Венесуэла
  • Йемен
  • Зимбабве

ОЦЕНКА ЛЕЧЕНИЯ ФЕНИЛКЕТОНУРИИ ДИЕТАМИ С НИЗКИМ ФЕНИЛАЛАНИНОМ | Pediatrics

Практически все случаи фенилкетонурии, леченные диетой с низким содержанием фенилаланина и опубликованные до декабря 1959 г., были рассмотрены и оценены.Все нелеченые лица с фенилкетонурией с I.Q. более 60, которые были зарегистрированы, были сведены в таблицу. Их количество (20) подтверждает, что заболеваемость 2,5% из 466 нелеченых случаев фенилкетонурии, которые имеют IQ выше, составляет 2,5%. выше 60. Эта цифра была использована в качестве одного из оснований для оценки лечения.

Сорок четыре пациента с фенилкетонурией в возрасте старше 3 лет прошли лечение без заметных изменений в психическом или неврологическом статусе. В дальнейшем они не рассматривались.

Сорок три пациента с фенилкетонурией, получавших лечение в возрасте до 3 лет, были сведены в таблицу и подробно оценены. Средний возраст начала лечения составил 16,2 месяца, а средняя продолжительность лечения — 16,8 месяца.

В группе, получавшей лечение, было в 18 раз больше людей с IQ. выше 60 и в два раза больше с нормальной электроэнцефалограммой, чем в группе, не получавшей лечения. Эти различия были весьма значительными. В группе, получавшей лечение, также было меньше приступов.

У тех, кого лечили в возрасте до 16 месяцев, по сравнению с теми, кто лечился в возрасте от 16 месяцев до 3 лет, было в четыре раза больше I.Q. выше 60 и меньше (нет) с припадками. Эти различия были весьма значительными. Группа раннего лечения также имеет больше нормальных электроэнцефалограмм.

Для всей группы окончательный I.Q. отрицательно коррелировало с возрастом в начале лечения очень значимым образом (r = -0,67, P <0,01). За исследуемый 3-летний период минимальная потеря почти 5 баллов в I.Q. происходило каждые 10 недель, когда лечение было отложено.

Таким образом, диета с низким содержанием фенилаланина, начатая в первые месяцы жизни, эффективна для профилактики умственной отсталости и неврологических нарушений.Диета менее эффективна для устранения изменений, которые уже развились.

Лечение детей с умственной отсталостью и задержкой речи

Задержка умственного и речевого развития

Введение аминокислотных соединений весьма эффективно для лечения детей, страдающих задержкой психического развития, нарушением речи и олигофренией различной этиологии и степени тяжести, независимо от степени тяжести. Результаты обследования показывают, что введение аминокислотных комплексов детям с олигофренией приводит к ускорению сенсомоторных реакций, улучшению кратковременной слуховой и зрительной памяти, повышению способности спонтанного восприятия и развитию мелкой моторики рук.Происходит развитие высших функций мозга, таких как восприятие и воображение, что приводит к развитию абстрактно-логических форм мышления и, таким образом, к повышению уровня интеллекта. Кроме того, снижается выраженность невротических расстройств и психоэмоционального напряжения, происходит нормализация поведения. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности после первого или второго курса лечения можно наблюдать снижение гиперактивности, нормализацию поведения, повышение концентрации внимания.Чем младше ребенок, тем более выражен эффект, которого можно добиться.


Есть группа детей с проблемным поведением дома и в школе, которые могут быть малообразованными, но при медицинском обследовании патологии органов ЦНС не выявлено. Эти дети плохо успевают в школе, не умеют адаптироваться к стандартной системе обучения, невнимательны и «беспокойны», имеют меньший объем памяти, быстро устают. Эти изменения могут происходить даже у детей, у которых раньше не было проблем как в поведении, так и в обучении.Это может быть вызвано повышенной нагрузкой, воздействием стрессовых ситуаций, вызывающих проявление расстройства. Терапия аминокислотными соединениями помогает детям с олигофренией, но гораздо более эффективна и быстра у практически здоровых детей. При рассмотрении вопроса о переводе в специальную школу введение аминокислотных соединений может помочь большинству таких детей справиться с обучением в обычной школе.

SSA-POMS: DI 23022.495 — МПС III — Синдром Санфилиппо

ОПИСАНИЕ

Синдром Санфилиппо является типом мукополисахаридозов III (МПС III), лизомальной болезни накопления, которая вызвано отсутствием или нарушением работы определенных ферментов, необходимых для расщепления молекулы, называемые гликозаминогликанами (мукополисахаридами) – длинные цепи сахара углеводы в каждой из наших клеток, которые помогают строить кости, хрящи, сухожилия, роговицы, кожи, соединительной ткани и суставов.Лица с MPS III либо не производят недостаточно одного из ферментов или они производят ферменты, которые не работают должным образом. Над со временем эти сахарные цепи собираются в клетках, крови и соединительных тканях, что приводит к при необратимом прогрессирующем повреждении клеток, влияющем на внешний вид человека, физические способности, функционирование органов и систем и, в большинстве случаев, психическое развитие. Существует четыре основных типа синдрома Санфилиппо:

  • Санфилиппо А, самое тяжелое из расстройств МПС III, вызвано отсутствием или измененный фермент гепаран-N-сульфатаза.Дети с этим заболеванием имеют наименьшую выживаемость показатель среди тех с разладами MPS III.

  • Sanfilippo B вызван отсутствием или дефицитом фермента альфа-N-ацетилглюкозаминидазы.

  • Sanfilippo C возникает из-за отсутствия или изменения фермента ацетил-CoAlpha-глюкозаминида. ацетилтрансфераза.

  • Sanfilippo D вызывается отсутствием или недостаточностью фермента N-ацетилглюкозамин-6-сульфатазы.

Симптомы синдрома Санфилиппо включают: неврологические нарушения, умственную отсталость или задержка развития, поведенческие проблемы, потеря слуха, дегенерация роговицы, грубая или грубые черты лица, низкий рост, дисплазия, утолщение кожи, увеличение печени или селезенки, грыжи, чрезмерный рост волос на теле, когтеобразные руки, тугоподвижность суставов, синдром запястного канала, респираторные инфекции, апноэ во сне и болезни сердца. расстройство наблюдается примерно у 1 из 70 000 новорожденных. В отличие от других форм МПС III симптомы появляются после первого года жизни.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МКБ-9-СМ/МКД-10-СМ КОД

Диагностическое тестирование:

  • Культура фибробластов кожи; и

Пренатальная диагностика с использованием амниоцентеза и биопсии ворсин хориона может подтвердить, плод либо несет копию дефектного гена, либо страдает заболеванием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.