Содержание

Что такое мнестическая деятельность? — Блог Викиум

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

Любые знания возникают в результате специальной мнестической деятельности. Ее основная цель – это запоминание определенной информации таким образом, чтобы в дальнейшем человек мог без проблем ее воспроизводить.

Этапы мнестической деятельности

Специалисты выделяют несколько основных этапов:

  • Запоминание. Человек преднамеренно или непреднамеренно запоминает определенную информацию и делает все возможное, чтобы она на протяжении долгого времени удерживалась в его памяти.
  • Сохранение. Данный процесс предполагает преобразование информации в такой вид, который бы легко запоминался. Могут возникать разного рода ассоциации, связь с ранее полученным материалом.
  • Воспроизведение представляет собой процесс, при котором человек применяет на практике полученные знания.
  • Припоминание представляет собой часть воспроизведения. В таком случае человек прикладывает некоторые усилия, чтобы найти в своей долговременной памяти необходимую ему информацию.
  • Узнавание. Происходит фиксация определенного предмета в реальности в качестве того, что человек видел ранее, и это становится причиной возникновения разного рода ассоциаций.
  • Забывание. Человек не может воспроизвести ту или иную информацию. В большинстве случаев подобное происходит с теми данными, которые не играют важной роли.

Для того чтобы мнестическая деятельность была полноценной, необходимо регулярно тренировать память и изучать что-то новое.

Особенности мнестической деятельности

За деятельность такого типа в человеческом организме отвечает непосредственно кора головного мозга. С ее помощью люди могут воспринимать, систематизировать, а также правильно воспроизводить информацию. Стоит отметить, что среди живых существ только человек может запоминать ту информацию, которая была им получена не с помощью органов чувств.

В головном мозге на постоянной основе происходит восприятие, а также дальнейший анализ самых разных сигналов, которые поступают не только от внутренних органов, но и из окружающей среды. Внимание человека может выбирать нужные моменты и фиксироваться только на них, запоминать определенную информацию, которая в дальнейшем может пригодиться.

Виды психической активности

Мнестические процессы происходят полностью индивидуально, но при этом условно можно поделить их на несколько видов в зависимости от того, как человек лучше запоминает новую информацию:

  • Образная память. Хорошо запоминаются и на протяжении долгого времени в памяти удерживаются разнообразные зрительные образы. Такая память отличается пластичностью. Она может быть не только долгосрочной, но еще и проявляться в самый неожиданный момент.
  • Эмоциональная память используется для того, чтобы зафиксировать определенные эмоциональные переживания. Запоминание происходит моментально и для этого не нужно прикладывать усилия.
  • Семантическая память предполагает использование вербальных знаков, которые соединяют между собой реальные события и переживания внутреннего характера.

Нарушения мнестических процессов

На сегодняшний день специалисты отмечают клинические, психологические, а также нейрофизиологические нарушения мнестических процессов. Наиболее распространенной проблемой считается амнезия, которая может быть полной или частичной, кратковременной или долгосрочной.

Причины возникновения нарушений могут быть разными. Специалисты пытаются тщательнее изучить данную тему, ведь именно проблемы с памятью являются основой многих психических патологий. К примеру, те люди, которые страдают маниакально-депрессивным синдромом, очень плохо запоминают информацию.

Если говорить о лечении, то в таком случае применяется не только медикаментозная терапия, но и другие современные методы. Выбирать подходящий способ нужно обязательно с учетом того, какой именно диагноз был поставлен пациенту. В основе терапевтической схемы лечения учитываются следующие принципы:

  • устранение острой формы состояния, что актуально для травм и психозов.
  • употребление витаминного комплекса.
  • лечение с помощью препаратов психотропного характера.
  • влияние и при необходимости коррекция кровообращения в мозге.

Тренажеры Викиум помогут поддерживать мозг в тонусе и укреплять все его функции.

Читайте нас в Telegram — wikium

Мнестическая деятельность — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Мнестическая деятельность

Cтраница 2

Все, что мы только что сказали, позволяет утверждать, что память является сложной мнестической деятельностью, имеющей неоднородное строение, что она протекает при участии различных образований мозга, каждое из которых обеспечивает разные стороны мнестической деятельности, и что память может нарушаться при поражении различных мозговых образований.  [16]

Все это делает возможным начать на этом этапе специальное изучение мнестических процессов, в котором выявляется постепенное овладение

ранее нарушенной мнестической деятельности.  [17]

Только что изложенные факты ясного и бесконтрольного всплывания побочных связей позволяют нам снова вернуться к анализу некоторых новых сторон мнестической деятельности больного.  [18]

Столь же естественно, что поражение самых различных участков мозга может приводить к нарушениям памяти, но при поражении каждого участка мнестическая деятельность страдает по-разному.  [19]

Этот синдром позволяет описывать сложную структуру нарушений, в которой к описанным выше первичным нарушениям памяти и сознания присоединяются и те нарушения

целенаправленной мнестической деятельности, которые возникают при массивных поражениях лобных долей мозга. Эти нарушения и будут рассмотрены в следующей главе.  [20]

В психологии давно — и с достаточным основанием — принято считать узнавание значительно более элементарной формой мнестических процессов, которая намного предшествует процессам припоминания в онтогенезе мнестической деятельности.  [21]

Факты, полученные при изучении только что описанного больного, показали, что поражение лобных долей мозга приводит не столько к первичным расстройствам памяти, сколько к патологии

активной мнестической деятельности и прежде всего к патологической инертности раз возникших стереотипов и повышенной отвлекаемости побочными раздражителями. Это приводило к патологическому повышению тормозимости следов интерферирующими воздействиями, равномерно проявляющемуся во всех модальностях, выступая с особенной отчетливостью в наиболее сложных формах деятельности.  [22]

В литературе по нейропсихологии памяти значительное место занимают вопросы о том, какую роль в организации мнести-ческих процессов играют лобные доли мозга и если поражение их сопровождается какими-либо нарушениями

мнестической деятельности, то к чему именно сводятся эти нарушения.  [23]

С другой стороны, у больного резко нарушен процесс задержки бесконтрольно всплывающих побочных связей, что особенно отчетливо проявляется в воспроизведении целых смысловых структур и резко осложняет избирательность его мнестической деятельности.  [24]

Подмена целенаправленной, избирательной передачи содержания рассказа впечатлениями, возникающими у больного под влиянием непосредственно воспринимаемых воздействий или внутренних переживаний — все это является одним из существенных факторов нарушения

мнестической деятельности, характерным для больных с массивными поражениями лобных долей мозга.  [25]

Запоминание материала является сложнейшим процессом переработки получаемой информации, ее отбором и кодированием, а припоминание ранее предложенного материала — столь же сложным процессом выбора нужных систем связей из всех возможных, целенаправленной мнестической деятельностью, осуществляющей эту задачу.  [26]

Исходным для выделения основных синдромов нарушения памяти при глубоких поражениях мозга было отношение дефектов памяти к нарушениям сознания, с одной стороны, и отношение дефектов мнестических операций ( или возможностей запоминания) к нарушениям всей

мнестической деятельности — с другой.  [27]

Все это заставляло предполагать, что в основе процесса запоминания и воспроизведения материала лежит совместная работа многих отделов мозга, что он осуществляется различными физиологическими механизмами и что каждая система мозга вносит свой специальный вклад в мнестическую деятельность.  [28]

Все, что мы только что сказали, позволяет утверждать, что память является сложной мнестической деятельностью, имеющей неоднородное строение, что она протекает при участии различных образований мозга, каждое из которых обеспечивает разные стороны

мнестической деятельности, и что память может нарушаться при поражении различных мозговых образований.  [29]

Признаки лобного синдрома проявлялись у больного в том, что при передаче сложного содержания рассказов больной не оставался в пределах данного ему контекста, он постоянно соскальзывал на бесконтрольно всплывающие побочные ассоциации, теряя сюжет рассказа и заменяя подлинную мнестическую деятельность бесконтрольным всплыванием побочных связей.  [30]

Страницы:      1    2    3

МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это… Что такое МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(англ. mnemonic activity) — активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала. Син. мнестическая деятельность. Выделяют (В. Я. Ляудис, 1976) 4 операции мнемического действия: 1) ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры; 2) поиск и выделение соответствующего материалу способа группировки; 3) группировка элементов, перестройка материала на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями; 4) установление межгрупповых связей. Последняя операция завершает систематизацию предъявляемого материала и приводит к построению мнемосхемы (т. е. схемы, воспроизводящей состав материала и его структуру). Структура М. д. динамична. Необходимость в той или иной степени развернутости отдельных операций и полноты всей их системы определяется объективными свойствами заучиваемого материала. См. Расстройства памяти как мнестической деятельности. (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • МНЕМА
  • МНЕМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Полезное


Смотреть что такое «МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:

  • МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (англ. mnemonic activity). То же, что мнемоническая наглядность. Активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала. Включает 4 операции: 1) ориентирование в запоминаемом материале, категоризация и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфич. форма обществ. ист. бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной л социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую Д., к рая создаёт новые формы и свойства …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МНЕМОНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — МНЕМОНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. То же, что мнемическая наглядность …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • произвольное запоминание — Категория. Форма запоминания. Специфика. Для лучшего сохранения материала в памяти происходит намеренное использование специальных средств. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — выделенные в нейропсихологии нарушения памяти, возникающие как проявление распада всей структуры активной психической деятельности человека. Возникают при массивном поражении лобных отделов мозга. Р. п. к. м. д. представляют собой нарушение… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПАМЯТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СУБСТРАТ — (англ. morphological substratum of memory). Исследование материального субстрата памяти связано с изучением закономерностей, лежащих в основе сохранения следов прошлого опыта, процессов их формирования и «считывания» (см. Мнема, Мнемическая… …   Большая психологическая энциклопедия

Статьи по судебной экспертизе. Беломестнова Нина Васильевна

  Опубликовано в: //Психология когнитивных процессов (материалы всероссийской научно-практической конференции) /Ред. Мажар Н.Е., Селиванов В.В. и др. – Смоленск: Универсум, 2007. – С. 14-18.

Н.В.Беломестнова
Традиция отнесения внимания и памяти к познавательному блоку психики идет от Аристотеля. И до сих пор в учебниках психологии как память, так и внимание именуются когнитивными процессами, несмотря на уже отчетливо сформировавшийся в XX веке такой специфицирующий признак и системообразующую функцию когниций (чувственного и рационального познания), как отражение свойств среды и репрезентативную функцию (6, 9). При этом если памяти еще можно (с существенными сомнениями) атрибутировать функцию отражения (хотя функции у неё совсем другие – сохранение, воспроизведение, идентификация и забывание), то не отражательная, а организующая функция внимания уже не вызывает сомнения (3).
Еще сто лет назад У.Джемс (18) рассуждал о связи внимания и сознания и внимании как способе организации «ментального опыта». Чуть позже Рубин опубликовал свою знаменитую статью «О несуществовании внимания» (18) с довольно убедительной аргументацией (хотя в наличии этого психического явления мы всё же не сомневаемся). Экспериментальные исследования в области инженерной психологии (10) и психологии когнитивных процессов, широко развернувшиеся в 50-70 годах XX века как в нашей стране, так и за рубежом (7, 8) оставили за наименованием «когнитивных процессов» только чувственное познание (сенсорика, перцепция и репрезентация) и мышление.
В единой теории психических процессов Л.М.Веккер, детально построив блок когнитивных процессов на основе как экспериментальных исследований, так и скрупулезного методологического анализа, обозначил память и внимание (вместе с речью, сознанием и воображением) «сквозными» процессами, выполняющими функцию регуляции и интеграции всей психической деятельности (6).
Наша более чем 25-летняя практика патопсихологической работы (1, 5) показала, что показатели проб на память и внимание чрезвычайно тесно коррелируют между собой, что отразилось в их окончательном наименовании в патопсихологическом заключении – «аттентивно-мнестические процессы». При этом они (эти показатели) отражают не самостоятельное изменение именно внимания и памяти, а общее состояние нейродинамики, затрагивающее все психические процессы независимо от их специфики (когнитивные, эмоциональные, психомоторные). Иначе говоря, не бывает изолированного изменения только аттентивно-мнестических процессов с интактными другими психическими образованиями, а вот изменение только эмоций, только когниций или только моторики без изменения нейродинамики (отражаемого в состоянии аттентивно-мнестических процессов) имеют место при определенных психических нарушениях. И этот факт также наводит на мысль о том, что внимание и память не могут являться компонентами только когнитивного блока, они имеют отношение к более глубоким интегрирующим механизмам психики, оказывающим влияние на весь процесс её функционирования.
Наконец, в общей психологии В.В.Лоскутовым была сформулирована идея об основной фундаментальной функции внимания – как интегратора психической деятельности (11).
В нашей концепции строения психики (2, 4) мы также предлагали относить память и внимание не к блоку когнитивных образов и процессов, а к блоку интегрирующих механизмов психики. Какие аргументы можно было бы привести в пользу такого предположения? Обратимся к естественнонаучным данным, поскольку наш методологический подход предполагает анализ психики как естественной системы (2, 4).
Как известно, внимание классифицируется по основанию произвольности (на непроизвольное, произвольное и постпроизвольное) и по нейропсихологическим синдромам на модально-специфическое и модально-неспецифическое. Классификация по направленности (в зависимости от доминирующего психического процесса или анализатора) очевидно выводит внимание за пределы когнитивного блока. По параметру произвольности можно классифицировать практически все психические образования, поскольку это явно внеструктурная категория психики. Рассмотрим особенности нейропсихологических синдромов (12, 13, 15, 16). Конечно, называются они иначе – модально-специфические и модально-неспецифические нарушения внимания. Но термин «нарушения» необходимо предполагает наличие таких же «ненарушенных» форм. Модально-специфическое внимание обеспечивается сохранностью корковых зон анализаторов – зрительного, слухового и соматогностического. И нарушения этого внимания связаны с локальным поражением одной из этих зон коры головного мозга. При этом интактными (ненарушенными) остаются другие модально-специфические формы внимания. Но и гностические функции соответствующего анализатора также нарушаются. Иначе говоря, дезорганизуется не это специфическое внимание, а сама когнитивная функция, которую надо регулировать. Нарушение внимания тут вторично. А вот при модально-неспецифических нарушениях внимания (при подкорковых поражениях) дезорганизуется вся аттентивная деятельность независимо от модальности. Напомним, что постцентральные отделы коры головного мозга образуют блок приема, хранения и переработки информации по А.Р.Лурия (14), т.е. обеспечивают когнитивные процессы. А области, поражение которых определяет модально-неспецифические нарушения внимания, образуют собой блок регуляции тонуса и бодрствования, иначе говоря – это один из двух всеобщих регуляторов психической деятельности, но по параметру регуляции энергетических ресурсов мозга и психики. Второй всеобщий регулятор образован третьим блоком по Лурия – программирования и контроля деятельности (полярные и премоторные зоны лобных долей). И при их поражении также наблюдаются неспецифические нарушения внимания (но несколько иного типа). Из этого следует, что относить внимание к когнитивным процессам (только к информационному блоку) категорически нельзя, поскольку именно там нарушений внимания не бывает (там разрушаются когнитивные процессы, а вниманию уже просто нечего регулировать, нет материала для регуляции).
Можно было бы повторить эти рассуждения и для памяти, но они полностью совпадают с нейропсихологическим синдромами нарушений внимания, и анализ будет точно тем же с теми же выводами.
Таким образом, память и внимание уже следует вывести из перечня когнитивных процессов, отведя им роль интегрирующих механизмов психики.

Литература
1. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. Психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике: Методическое пособие. — СПб.: Изд-во “Речь”, 2003. 128с.
2. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии //Вестник Оренбургского государственного университета, 2005, №10. стр.43-54
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
4. Васильева Н.В. Структура психики как проявление принципов строения самосохраняющихся систем //Психология человека: интегративный подход: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. — стр.18-32
5. Васильева Н.В., Горьковая И.А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. — СПб., 1997. — 170с.
6. Веккер Л.М. Психические процессы. — Л.: ЛГУ, том 1,1974, 335с.; том 2, 1976, 343с.; том 3, 1981, 327с.
7. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 336стр.
8. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека (введение в психологию). Пер. с англ под ред. и с предисловием А.Р.Лурия. — М.: Мир, 1974. 550с.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. 444стр.
10. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Изд-е 2-е. — М.: Советское радио, 1966. 464с.
11. Лоскутов В.В. Внимание как механизм психической интеграции //Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2000» /Под ред. А.А.Крылова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. стр.135-137.
12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — 3-е изд. — М.: Академический Проект, 2000. — 512с.
13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973. 374с.
14. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. — стр.109-139.
15. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга), т.II. — М.: Педагогика, 1976. 192с.
16. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушения памяти при локальных поражениях мозга). Т.I — М.: Педагогика, 1974. 312с.
17. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288с.
18. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 296с.

Как достичь и поддерживать состояние погруженного потока

Если вы когда-либо чувствовали себя полностью поглощенным чем-то, возможно, вы испытывали психическое состояние, которое психологи называют потоком . Достижение этого состояния может помочь людям почувствовать большее удовольствие, энергию и вовлеченность.

Представьте на мгновение, что вы участвуете в забеге. Ваше внимание сосредоточено на движениях вашего тела, силе ваших мышц, силе ваших легких и ощущении улицы под вашими ногами.Вы живете настоящим моментом, полностью поглощенные текущей деятельностью. Кажется, что время уходит. Вы устали, но едва это замечаете. Это пример состояния потока.

В этой статье вы узнаете больше о том, как определяются состояния потока, и о некоторых основных преимуществах потока. Кроме того, изучите некоторые характеристики этого состояния и то, что вы можете сделать, чтобы улучшить свои шансы на достижение потока.

Что такое поток?

Поток — это состояние ума, при котором человек полностью погружается в деятельность.Позитивный психолог Михай Чиксентмихайи описывает поток как состояние полного погружения в деятельность. Погруженность можно определить как состояние сосредоточенности, в котором человек полностью поглощен и поглощен своей работой.

Находясь в этом состоянии ментального потока, люди очень вовлечены и сосредоточены на том, что они делают.

«Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение и мысль неизбежно вытекают из предыдущего, как при игре джаза. Задействовано все ваше существо, и вы максимально используете свои навыки», — сказал Чиксентмихайи в интервью. с журналом Wired .

Опыт потока может проявляться по-разному у разных людей. Это часто происходит, когда вы делаете что-то, что вам нравится и в чем вы достаточно опытны.

Это состояние часто связано с творчеством, таким как рисование, рисование или письмо. Однако это также может произойти во время занятий спортом, таких как катание на лыжах, теннис, футбол, танцы или бег.

Преимущества состояния потока

В дополнение к тому, что деятельность становится более приятной, поток также имеет ряд других преимуществ, таких как:

  • Улучшение эмоциональной регуляции: С увеличением потока люди также испытывают больший рост эмоциональной сложности.Это может помочь людям развить навыки, которые позволят им более эффективно регулировать свои эмоции.
  • Большее удовольствие и удовлетворение: Люди в состоянии потока получают больше удовольствия от того, что они делают. Поскольку задача становится более приятной, люди с большей вероятностью найдут ее полезной и полезной.
  • Большее счастье : Исследования также показывают, что состояния потока могут быть связаны с повышенным уровнем счастья, удовлетворения и самореализации.
  • Большая внутренняя мотивация : Поскольку поток — это позитивное психическое состояние, он может помочь увеличить удовольствие и мотивацию.Внутренняя мотивация предполагает действия ради внутреннего вознаграждения.
  • Повышенная вовлеченность : Люди в состоянии потока чувствуют себя полностью вовлеченными в выполнение поставленной задачи.
  • Повышение производительности : Исследователи обнаружили, что поток может повысить производительность в самых разных областях, включая преподавание, обучение, спорт и художественное творчество.
  • Обучение и развитие навыков : Поскольку акт достижения потока указывает на существенное овладение определенным навыком, люди должны постоянно искать новые задачи и информацию, чтобы поддерживать это состояние.
  • Больше творчества : Состояние потока часто возникает во время выполнения творческих задач, что может вдохновить на более творческие и художественные занятия.

Резюме

Flow имеет ряд преимуществ. Это связано с увеличением счастья, более высокой внутренней мотивацией, большей креативностью и лучшей эмоциональной регуляцией, среди других положительных эффектов.

Характеристики потока

Согласно Чиксентмихайи, есть десять факторов, сопровождающих переживание потока.Хотя многие из этих компонентов могут присутствовать, нет необходимости испытывать все из них, чтобы возник поток:

  1. Занятие само по себе полезное.
  2. Есть четкие цели, которые хоть и сложны, но достижимы.
  3. Полностью сосредоточен на самой деятельности.
  4. Люди испытывают чувство личного контроля над ситуацией и результатом.
  5. Люди испытывают чувство безмятежности и потери самосознания.
  6. Немедленная обратная связь.
  7. Люди знают, что задача выполнима, и существует баланс между уровнем навыков и поставленной задачей.
  8. Люди не осознают свои физические потребности.
  9. Существует сильная концентрация и сфокусированное внимание.
  10. Люди испытывают безвременье или искаженное ощущение времени, которое включает в себя ощущение такой сосредоточенности на настоящем, что вы теряете счет времени.

Неврология потока

Исследования показали, что в состоянии потока происходят изменения в активности мозга.Другое исследование предполагает, что активность дофамина (химического вещества мозга, отвечающего за удовольствие и мотивацию) также повышается, когда люди испытывают поток.

Примеры состояния потока

В то время как опыт потока может происходить как часть повседневной жизни, есть также важные практические приложения в различных областях, включая образование, спорт и работу.

Поток в творческих поисках

Поток, пожалуй, чаще всего ассоциируется с творчеством.Например, писатель, находящийся в состоянии потока, может настолько погрузиться в свою работу, что время проходит незаметно для него. Слова текут легко и быстро. Художник мог часами работать над картиной, а в итоге добиться значительного прогресса, который, казалось, пролетал незаметно.

Поток в образовании

 Чиксентмихайи предположил, что чрезмерное изучение навыка или концепции может помочь людям испытать поток. Еще одна важная концепция в его теории — это идея о небольшом расширении себя за пределы своего текущего уровня способностей.Это небольшое расширение текущих навыков может помочь потоку индивидуального опыта.

Поток в спорте

Участие в сложной спортивной деятельности, которая выполнима, но представляет собой небольшое напряжение ваших способностей, является хорошим способом достичь состояния потока. Иногда описываемое как нахождение «в зоне», достижение этого состояния потока позволяет спортсмену испытать потерю самосознания и ощущение полного мастерства выступления.

Поток на рабочем месте

 Поток также может возникнуть, когда работники заняты задачами, когда они могут полностью сосредоточиться на текущем проекте.Например, писатель может испытать это во время работы над романом, а графический дизайнер может добиться плавности во время работы над иллюстрацией для веб-сайта.

Резюме

Поток часто возникает во время творческой деятельности и занятий спортом. Но состояния потока — это не только то, что испытывают художники, писатели или спортсмены. Поток может произойти в любое время, когда человек глубоко вовлечен в задачу, в том числе во время учебной деятельности и проектов, связанных с работой.

Как достичь потока

Итак, что вы можете сделать, чтобы увеличить свои шансы на достижение потока? Попробуйте следующее:

  • Ставьте четкие цели : В своей книге Чиксентмихайи объясняет, что поток возникает, когда человек сталкивается с задачей, имеющей четкие цели, требующие конкретных ответов.Игра в шахматы — хороший пример того, когда может возникнуть состояние потока. На время соревнования у игрока есть очень конкретные цели и ответы, что позволяет полностью сосредоточить внимание на игре в течение игрового периода.
  • Устранение отвлекающих факторов : Труднее испытать поток, если в вашем окружении есть вещи, конкурирующие за ваше внимание. Попробуйте уменьшить количество отвлекающих факторов в вашем окружении, чтобы вы могли полностью сосредоточиться на текущей задаче.
  • Добавьте элемент вызова : «Поток также происходит, когда навыки человека полностью задействованы в преодолении проблемы, которая почти решаема, поэтому он действует как магнит для изучения новых навыков и усложнения задач», — объясняет Чиксентмихайи.«Если вызовов слишком мало, можно вернуться к потоку, усложнив их. Если вызовы слишком велики, можно вернуться в состояние потока, изучив новые навыки».
  • Выберите то, что вам нравится : Вы вряд ли достигнете потока, если будете делать то, что вам действительно не нравится. Сосредоточьтесь на попытке достичь потока, работая над любимым делом.

Резюме

Наличие конкретной цели, выбор умеренно сложной задачи, выполнение приятного проекта и сведение к минимуму отвлекающих факторов — все это поможет вам лучше достичь состояния потока.

Слово от Verywell

Достижение состояния потока может быть отличным способом сделать деятельность, которой вы занимаетесь, более увлекательной и приятной. Мало того, что люди часто работают лучше, когда они находятся в этом состоянии потока, они также часто могут улучшить свои навыки в этой области. К счастью, это также навык, которому вы можете научиться с практикой.

Важно помнить, что поток — это динамическое и постоянно меняющееся состояние. По мере повышения уровня ваших навыков вам нужно будет продолжать корректировать уровень сложности, необходимый для того, чтобы войти в состояние потока.

Часто задаваемые вопросы

  • Что означает поток в психологии?

    Поток — это состояние ума, которое возникает, когда человек полностью погружается в деятельность. Это может произойти во время самых разных задач, например, когда человек учится, занимается творчеством или занимается спортом. В состоянии потока люди не обращают внимания на отвлекающие факторы, и кажется, что время проходит незаметно.

  • Как войти в состояние потока?

    Состояние потока часто возникает, когда человек очень заинтересован в том, над чем он работает, но есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы способствовать состоянию потока.Занимаясь любимым делом, добавляя сложности и сводя к минимуму отвлекающие факторы, вы можете достичь состояния потока.

  • Может ли нахождение в состоянии потока помочь мне учиться?

    Пребывание в состоянии потока может помочь вам сосредоточиться на том, что вы изучаете, и быть более продуктивным во время учебы. Для этого найдите тихое место для занятий, поставьте перед собой цель, сколько вы достигнете во время учебной сессии, и выберите учебные материалы, соответствующие вашему уровню навыков, но все же немного сложные.

РБР01160116

РБР01160116

Клиническая психология

Немчин Т. А. , Серебрякова Р. О. : В. Н. Мясищев и медицинская психология 83’1 с.82
Бардин К.В., Тотрова Н.Г. : Исследование дифференциальной чувствительности в процессе зрительного восприятия в норме и у больных шизофренией 83’1 с.119
Каган В.Е. : Клинико-психологические аспекты онтогенеза общения 83’2 р.96
Акопов А.Ю. : Сравнительное исследование прогностической активности у детей дошкольного возраста, взрослых и больных шизофренией 83’3 с.97
Блейхер В. М. : Иванов В. (на русском языке) 83’3 с.156
Микадзе Ю.А. В.: Первая школа молодых специалистов по медицинской психологии (на русском языке) 83’4 с.169
Тотрова Н.Г. : Выявление углов в плоских фигурах как средство диагностики шизофреников 84’3 р.139
Федоровская Е. А. : Комплексная методика оценки цветового зрения у пациентов с локальными поражениями 84’5 с.148
Блейхер В. М. : Кокошкарова А. Психологическое исследование личности в поликлинике 85’6 с.152
Коновалов В.Ф., Сериков И.С. : Исследование взаимодействия полушарий у детей, занимающихся мнестической деятельностью 86’1 с.137
Ямпольский Л.Т.: Типологический подход к прогнозированию клинических особенностей хронического алкоголизма 86’2 с.91
Барам Д. П. : Проявление невротизма в почерке 86’2 с.161
Братусь Б.С., Павленко В.Н. : Взаимосвязь структуры самооценки и целеполагания деятельности в норме и в условиях патологического развития 86’4 с.146
Кудрявцев И. А. , Лавринович А.Н.: Особенности регуляции мышления у аномальных лиц. 86’4 с.155
Махова Т. А. : Структура и функции алкогольной анозогнозии 88’1 с.154
Бурковский Г.В. : Отображение отношения медицинского персонала к психически больным в реабилитационном отделении 89’3 с.138
Мягков И. Ф. , Ланина Н. В. : Детские и подростковые неврозы: клиника и психология 90’1 с.172
Schutzenberger A.A.: Драма тяжелобольного пациента 90’5 с.94
Михайлов А.М. , Ротенберг В.С. : Психологические защитные свойства у здоровых и соматических больных 90’5 стр.106
: Краткие обзоры книг (на русском языке) 90’5 с.162
Зинченко В. П. : Патопсихология-общая психология (на русском языке) 91’1 с.156
Корнилов А.П. , Булыгина В. Г. : Виды целенаправленной тактики у шизофреников. 91’4 с.151
Палей А.И. : Гипотеза сомато-психического диссонанса: неврологические, наркологические и психотерапевтические аспекты 93’1 с.78
Каган В.Е. : «Внутренняя картина здоровья» — это термин или понятие? 93’1 с.86
Полищук Ю.В. И.: Двусмысленное значение термина «самоубийство» как психологического феномена 94’1 с.128
Братусь Б.С.: Место патопсихологии в изучении анамнеза. 94’3 с.38
Некрасова Ю.В. Б.: Психические состояния: их коррекция и формирование 94’6 с.37
Карпова Н.Л. : Организация мотивационного включения заикающихся и их родственников в социально-реабилитационный процесс 94’6 с.42
Зябкина И.В. : Нарушения волевой регуляции деятельности у шизофреников и психопатов 95’5 р.116
Копина О.С., Макалистер А.: Подходы к поведению меняются из-за. медицинские профилактические программы в США 95’5 с.128
Сироткина И. Е. : Клиническая психология: Работы русских психиатров конца XIX века. 95’6 с.79
Реан А. А., Петанова Е. И. : Проблемы личности, связанные с психосоматическими заболеваниями (на русском языке) 96’4 с.137
Сироткина И.Э.: А. С. Пушкин: страницы российских изданий по психологии и психиатрии 99’3 с.89
Первова И. Л. : Диагностика и лечение депрессии у детей и подростков 99’3 с.107
Москвин В.А. : Межполушарная асимметрия и алкоголизм 99’5 с.80
Женгалычев В.Ф. : Руководство по медицинской психологии (на русском языке) 00’2 с.144
Соколова Е.Т. , Бурлакова Н. С. , Леонтиу Ф. : В пользу клинико-психологического анализа расстройств гендерной идентификации 01’6 стр.3
Рябова Т.В., Менделевич В.Д. : Креативное мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых людей 02’1 стр.69
: Конференция по клинической психологии памяти Б. В. Зейгарник 02’1 с.147
Попович В.В., Москвин В.А.: Особенности психологического времени у хронических алкоголиков. 02’3 стр.68
Шапиро А.З. : Сироткина И. Диагностика литературной гениальности. Культурная история психиатрии в России (на русском языке) 03’1 с.129
Задорожнюк И.Е. : Книга по развитию медицинской психологии и оптимизации психологического здоровья (на русском языке) 03’1 с.133
Дорохов М.Б. : Текст научной работы на тему «Клинико-психологический анализ и психотерапия случая ранней рвотной фобии» 03’4 р.44
Хомская Е.Д.: Клиническая психология и нейропсихология: часть или целое? 03’5 стр.33
Корнилов А.П. : Нарушения саморегуляции у психопатических личностей 03’6 с.71
Сухарев А.В., Тимохин В.В., Шапорева А.А.: Этнофункциональный подход в детской онкологии 04’3 с.37
Ахмедова Х.Б. : Посттравматические изменения личности у гражданских лиц, переживших угрозу жизни 04’3 р.93
Киян И. Г. : Психологические последствия острого лейкоза у детей 04’4 с.84
Захирина Л.А., Бережная Н.Ф. : Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с постнатальной патологией центральной нервной системы. 04’5 стр.20
Равич-Щербо И.В., Румянцев А.Г., Киян И.Г., Махаддинова Г.Н., Гавриш С.В.: Психологические особенности детей, больных острым лимфобластным лейкозом. 04’6 р.84
Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Полкунова Е.В.: Семейные факторы депрессии 05’6 с.63

Мнестическая деятельность — это… Понятие, определение, признаки, норма и нарушения, лечение, коррекция

Мнестическая деятельность – это способность мозга фиксировать, запоминать любую информацию и воспроизводить ее в нужный момент. Человеческий мозг обладает хорошо развитой способностью точно воспроизводить факты и события.

Но у некоторых людей есть психические расстройства.Почему так происходит и как их исправить пойдет речь в статье.

Мнетическая деятельность человека. Особенности

Мнестическая деятельность – это работа коры головного мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только человек обладает способностью запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако это чувства, связанные с вниманием.

Человеческий мозг постоянно воспринимает и анализирует входящий поток сигналов.Но как сознательные существа мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие визуализации.

Процессы мнестической деятельности. Этапы

Процесс запоминания последовательно проходит несколько этапов.

  1. Распознавание материала. Внимательное чтение или прослушивание материала необходимо, чтобы оставить какой-то след в мозгу.
  2. Затем этот след нужно зафиксировать волевыми усилиями.
  3. Систематизация, когда новые знания накладываются на уже имеющиеся в разных структурах мозга и усваиваются. При этом те блоки, которые не соответствуют ранее изученному материалу и помечены как важные, эти знания стираются. Это необходимо для того, чтобы избежать внутренних «сбоев» в системе воспроизведения.
  4. Репродукция. Материал, удачно интегрированный в общую картину мира, выстроенную мозгом, надежно сохраняется в долговременной памяти.

Обработка новой информации занимает довольно много времени. Мало кто обладает феноменальными мнестическими способностями быстро схватить и запомнить что-то навсегда. Мозг также тратит невероятное количество энергии.

Особенность мнестической деятельности состоит в том, что всегда работает механизм восприятия. Но для того, чтобы образовались новые нейронные связи, в организме должно быть достаточно белка и нейротрансмиттеров: дофамина, серотонина. Кроме того, вам необходимо как минимум 8 часов сна, чтобы мозг отдыхал, а также мог успешно сконцентрироваться на систематизации выученного.

Типы памяти. Кратковременная и неограниченная память

Мнестическая деятельность – это особая деятельность головного мозга, позволяющая научиться удерживать в голове большие объемы информации в течение длительного времени; оперировать понятиями.

Память делится по модальности на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Существует также деление на произвольные и непроизвольные.

Память на время хранения делится мгновенно, кратковременно и долговременно или неограниченно.Информация, попадающая в кратковременную память, при постоянной фиксации внимания на этом материале и многократном повторении переходит в долговременную.

Интеллектуально-мнестическая деятельность

Запоминание тесно связано с интеллектуальной деятельностью. А тренируя интеллект, мы тем самым развиваем память.

Мнестическая деятельность – это способность познавать новое, приспосабливаться к изменяющейся действительности. Если вы много лет работаете на одной работе и выполняете стандартные требования, ваш интеллект снижается.Человек должен постоянно чему-то учиться, интересоваться новыми направлениями науки, иметь развивающее хобби.

Дети до 5 лет развиваются очень быстро. Их сознание не дифференцирует входящий поток информации на — «плохой» и «хороший», «полезный» — «неприбыльный». Они воспринимают абсолютно все.

Для развития мнестической деятельности у детей важно общение с ними в игровой форме. Именно игра развивает интеллект, а не запоминание.

Мнестическая деятельность есть развитие. Как только человек перестает тренировать свой интеллект, налаживать новые связи между нейронами, запускается механизм старения мозга и всего организма.

Отношения внимания интеллекта и памяти

Процессы мнестической деятельности обусловлены способностью произвольно удерживать внимание на одном объекте. Внимание — это программа, которая удерживает информацию, нуждающуюся в обработке, в поле сознания. Слабый контроль внимания является гарантией того, что человеку трудно запоминать факты, даже при хорошем интеллекте он не сможет добиться успеха в своей профессии.

Тоже с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, умение долго сосредотачиваться на одном предмете не помогут развить хорошую память, если интеллект развит слабо.

Методы исследования памяти

Как было сказано, память произвольна и непроизвольна; а по срокам хранения — краткосрочное и долгосрочное. Для изучения свойств непроизвольной памяти испытуемых просили не выполнять тяжелую работу. А в конце его выполнения просили рассказать об основных этапах, о том, что запомнилось наиболее ярко.

Кратковременная память исследуется более подробно. Испытуемых проверяют на способность запоминать объекты разной модальности, на длительность сохранения этой информации. А также важен объем кратковременной памяти. Каждый предмет обладает этими особыми свойствами. Но исследования позволяют выделить общие закономерности — почему одни мысли и факты мы хорошо запоминаем, а другие забываем.

Классический метод изучения памяти изобрел психолог Герман Эббингауз.Для проверки памяти он предложил использовать слоги, совершенно лишенные смысла. Неумение удерживать какие-либо ассоциации, применять свои интеллектуальные способности позволяет определить чистый объем «технической памяти». То есть резервуар в мозгу, где хранится информация только для какой-то срочной задачи.

Ухудшение памяти Причины

Когда человек при исследовании не может вспомнить 4 предмета или слова из 10, исследователи могут констатировать нарушения мнестической деятельности.

  1. Истощение нервной системы при стрессе или неврозе.
  2. Тяжелые нарушения функции лобных долей головного мозга вследствие травмы или инсульта.
  3. Последствия инфекционных заболеваний (менингит, арахноидит), поразивших структуры головного мозга.
  4. Аффективно-эмоциональная неустойчивость.
  5. Врожденные пороки развития головного мозга. Как, например, шизофрения, детский аутизм или дислексия.
  6. Неспособность регулировать внимание, отсутствие целенаправленных усилий.

Функциональные расстройства памяти, в основе которых лежат затяжные неврозы или нарушения внимания, лечатся с помощью психолога. А вот более серьезные нарушения требуют длительного лечения. Более того, поздно начатое лечение часто приводит к тому, что устранить нарушения уже невозможно.

Дислексия вследствие нарушения памяти у детей

Нарушение запоминания слов и предметов, трудности с речью в раннем детстве могут быть связаны с дислексией.Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра головного мозга.

При этом синдроме у ребенка возникают трудности с восприятием речи, разделением звукового потока на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у этих детей происходит медленно. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению синдрома.

Бывает, что причины затруднений в овладении письмом связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.

Исправление

Проблемы с запоминанием негативно сказываются на учебе и карьере. Что делать, чтобы улучшить память? Существует несколько методик коррекции мнестической деятельности:

  • Если человек работает с информацией, ему необходимо постоянно высыпаться.
  • Сделайте паузу в процессе обучения. Мозг должен отдохнуть и перезагрузиться.
  • Организуйте материал так, чтобы его было легче понять и запомнить. Строить таблицы, рисунки, схемы.
  • Используйте ассоциации при обучении.
  • Почаще вспоминайте стихи, которым учили в школе.

Для улучшения способности к запоминанию рекомендуется принимать витамины для мозга. Это Омега-3, глицин, все витамины группы В.

При наличии серьезных нарушений в работе коры головного мозга вследствие травм необходимы более серьезные химические препараты и лечение под наблюдением врача.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.