Содержание

Развитие физической агрессии | Энциклопедия раннего детского развития

Введение

Проявление физического насилия у подростков и молодых совершеннолетних людей  вызывает серьезную обеспокоенность во всех современных обществах. Действительно, риск быть арестованным и признанным виновным в преступном поведении выше именно в период позднего подросткового возраста и ранней взрослости, чем в течение любого другого периода жизни. За последние 40 лет были проведены сотни исследований, целью которых было разобраться в том, каким образом игривые дети превращаются в жестоких малолетних преступников. Как показали эти исследования, подростковая преступность и насилие тесно связаны с недостаточным родительским надзором, разрушением семьи, негативным влиянием сверстников и бедностью.1,2 В большинстве случаев аресту за совершение насильственных преступлений подвергаются лица мужского пола. Долгое время главным объяснением жестокого поведения считалось следующее: «агрессивное и жестокое поведение – это выработанная реакция на фрустрацию, подобное поведение может также стать инструментом для достижения определенных целей. Формирование данной реакции происходит в процессе наблюдения за моделями подобного поведения. Например,  соответствующие модели могут быть найдены в семье, в кругу сверстников или еще где-либо в близком окружении человека, в средствах массовой информации или в порнографии со сценами насилия».

Результаты последних исследований

Несмотря на то, что большинство исследований сосредоточено на изучении подростковой агрессии и агрессии у взрослых, в лонгитюдных исследованиях больших групп случайно отобранных новорожденных развитие физической агрессии с младенческого возраста начали изучать примерно 15 лет назад. Проведенные исследования показали, что большинство детей начинают применять физическую агрессию с конца первого – начала второго года жизни.

4,5 Однако существуют серьезные различия в частоте проявлений физической агрессии как среди младенцев, так и среди детей, начинающих ходить.6,7,8,9 Большинство детей применяет физическую агрессию от случая к случаю, меньшее число детей относятся либо к тем, которые проявляют агрессию редко, либо к тем, кто применяет физическую агрессию намного чаще большинства. Именно агрессивное поведение с применением физического насилия является основной причиной, из-за которой детей дошкольного возраста направляют на обследование в клиники для людей с поведенческими проблемами.
9
 

Имеющаяся в наличии информация о развитии физической агрессии у детей дошкольного возраста позволяет говорить о том, что частота применения физической агрессии увеличивается в возрасте от 30 до 42 месяцев, после чего она постепенно снижается.6-8 По сравнению с мальчиками девочки реже достигают высокого уровня агрессивности, по мере взросления они раньше, чем мальчики, сокращают частоту применения агрессии.10 Далее лонгитюдные исследования агрессии детей вплоть до подросткового возраста показывают, что именно дошкольный возраст является сензитивным периодом, в течение которого дети учатся управлять физической агрессией. В самом деле, только небольшое число учеников начальной школы (от 5% до 10%), продолжающих демонстрировать высокий уровень физической агрессии, рискуют сохранить такое поведение и в подростковом возрасте.

11,12

Интересно, что в то время как частота проявлений физической агрессии снижается у детей с третьего или четвертого года жизни, частота использования косвенной, непрямой агрессии (высказывание унизительных замечаний у кого-то за спиной) существенно увеличивается в возрасте от 4 до 7 лет. При этом девочки склонны использовать именно эту форму агрессии гораздо чаще, чем мальчики.13,14  

Главные факторы, которые повышают риск того, что у женщины вырастут дети с серьезными проблемами в поведении, связанными с физической агрессией, следующие: низкий уровень образования матери, наличие у нее проблем с поведением, роды в юном возрасте, курение в течение беременности и низкий уровень дохода.

6-8,15,16 Результаты исследований больших групп детей-близнецов также указывают на фактор наследственности.17 

Выводы 

В отличие от традиционного мнения, детям необязательно предварительно наблюдать модели проявления физической агрессии для того, чтобы самим начать вести себя агрессивно. В 1972 году Дональд Хебб, один из отцов-основателей современной психологии, писал, что детям не нужно учиться испытывать гнев.18

В 1979 году в своей книге о социальном развитии Роберт Кернс напомнил всем изучающим развитие человека, что самыми агрессивными животными становятся те, кого изолировали от общества с момента рождения.19   Действительно, подобно другим животным, человеческие младенцы спонтанно используют физическую агрессию для скорейшего достижения собственных целей, например, когда они злятся или когда страстно желают обладать предметом, находящимся в собственности у кого-то другого.20 Таким образом, исследования частоты проявлений физической агрессии в период раннего детства показывают, что детям не нужно черпать знания о том, как применять физическую агрессию, из окружающей среды; скорее, они получают знания о том, как обходиться без использования физической агрессии. Приобретение этого знания происходит при взаимодействии ребенка с окружающей средой, когда он видит, что в ответ на попытку проявить агрессию его самого могут обидеть, и он получит выговор от взрослых, а также во время шуточной борьбы
21 
или при использовании косвенной агрессии.14 

Несмотря на то, что проведенные исследования развития агрессии в младенчестве  существенно расширили наше понимание того, как агрессия эволюционирует в течение всей жизни человека, мы до сих пор не нашли адекватного толкования механизмов, объясняющих, почему некоторые младенцы агрессивнее других, почему одновременно с этим часть детей проявляет очень мало физической агрессии, почему девочки склонны применять физическую агрессию реже мальчиков, почему большинство детей уже в дошкольный период находят альтернативу физической агрессии, в то время как небольшая группа детей этого не делает. 

Рекомендации для служб и администрации

Результаты исследований, обобщенные выше, имеют важное значение для предотвращения физической агрессии. Во-первых, период раннего детства – это время наиболее эффективной помощи тем детям, которые предрасположены превратиться в хронических агрессоров, поскольку большинство детей именно в это время осваивают альтернативы физической агрессии. Поэтому для достижения данной цели мы, вероятно, должны организовать поддержку семьям из группы риска, начиная с периода беременности.

22 Во-вторых, поскольку применение физической агрессии в младенчестве является естественным этапом в развитии всех людей, то риск прибегнуть к насилию во взрослом возрасте остается высоким в тех ситуациях, когда люди не могут найти удовлетворительной замены агрессивным методам. Данное наблюдение могло бы объяснить, почему многие преступления с применением насилия совершают личности, не являвшиеся ранее хроническими агрессорами, а также почему многие конфликты между семьями, этническими и религиозными группами, социо-экономическими классами и нациями приводят к проявлению физической агрессии. Таким образом, нам нужны такие административные директивы, которые бы сводили к минимуму возможность возникновения ситуаций, способных породить конфликты среди граждан всех возрастов.

Литература

  1. McCord J, Widom CS, Crowell NA, eds. Juvenile crime, juvenile justice. Washington, DC: National Academy Press; 2001.
  2. Lipsey MW, Derzon JH. Predictors of violent or serious delinquency in adolescence and early adulthood: a synthesis of longitudinal research. In: Loeber R, Farrington DP, eds. Serious and violent juvenile offenders: risk factors and successful interventions. Thousand Oaks, CA: Sage Publications; 1998:86-105.
  3. Reiss AJ Jr, Roth JA, eds. National Research Council (U.S.).
    Panel on the Understanding and Control of Violent Behavior. Understanding and preventing violence
    . Vol 1. Washington, DC: National Academy Press; 1993:7.
  4. Tremblay RE, Japel C, Pérusse D, McDuff P, Boivin M, Zoccolillo M, Montplaisir J. The search for the age of “onset” of physical aggression: Rousseau and Bandura revisited. Criminal Behavior and Mental Health 1999;9(1):8-23.
  5. Alink LRA, Mesman J, Van Zeijil J, Stolk MN, Juffer F, Koot HM, Bakermans-Kranenburg MJ, Van IJzendoorn MH. The early childhood aggression curve: Development of physical aggression in 10-to50-month-old children. Child Development 2006;77(4):954-966.
  6. Côté S, Vaillancourt T, Leblanc JC, Nagin DS, Tremblay RE. The development of physical aggression from toddlerhood to pre-adolescence: A nation wide longitudinal study of Canadian children.
    Journal of Abnormal Child Psychology
    2006 ;34(1):68-82.
  7. NICHD Early Child Care Research Network (2004). Trajectories of physical aggression from toddlerhood to middle school: predictors, correlates, and outcomes. SRCD Monographs 69(4, 278): 1-146.
  8. Tremblay RE, Nagin DS, Séguin JR, Zoccolillo M, Zelazo PD, Boivin M, Pérusse D, Japel C. Physical aggression during early childhood: Trajectories and predictors. Pediatrics 2004;114(1):e43-e50.
  9. Keenan K, Wakschlag LS. More than the terrible twos: The nature and severity of behavior problems in clinic-referred preschool children.
    Journal of Abnormal Child Psychology
    2000;28(1):33-46.
  10. Côté SM. Sex differences in physical and indirect aggression: A developmental perspective. European Journal of Criminal Policy and Research 2007;13(3- 4):183-200.
  11. Broidy LM, Nagin DS, Tremblay RE, Brame B, Dodge K, Fergusson D, Horwood J, Loeber R, Laird R, Lynam D, Moffitt T, Bates JE, Pettit GS, Vitaro F. Developmental trajectories of childhood disruptive behaviors and adolescent delinquency: a six-site, cross-national study. Developmental Psychology 2003;39(2):222-245.
  12. Nagin D, Tremblay RE. Trajectories of boys’ physical aggression, opposition, and hyperactivity on the path to physically violent and nonviolent juvenile delinquency. Child Development 1999;70(5):1181-1196.
  13. Côté SM, Vaillancourt T, Barker ED, Nagin DS, Tremblay RE. The joint development of physical and indirect aggression: Predictors of continuity and change during childhood. Developmental Psychopathology 2007;19(1):37-55.
  14. Brendgen M. Development of indirect aggression before school entry. Tremblay RE, topic ed. In: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, eds. Encyclopedia on Early Childhood Development [online]. Montreal, Quebec: Centre of Excellence for Early Childhood Development and Strategic Knowledge Cluster on Early Child Development; 2012:1-5. Available at: http://www.child-encyclopedia.com/documents/BrendgenANGxp1.pdf . Accessed February 1st, 2012.
  15. Nagin DS, Tremblay RE. Parental and early childhood predictors of persistent physical aggression in boys from kindergarten to high school. Archives of General Psychiatry 2001;58(4):389-394.
  16. Keenan K, Shaw DS. The development of aggression in toddlers: a study of low- income families. Journal of Abnormal Child Psychology 1994;22(1):53-77.
  17. Dionne G, Tremblay RE, Boivin M, Laplante D, Pérusse D. Physical aggression and expressive vocabulary in 19 month-old twins. Developmental Psychology 2003;39(2):261-273.Hebb DO. A textbook of psychology. 3rd ed. Philadelphia, PA: Saunders; 1972. Cairns RB. Social development: the origins and plasticity of interchanges. San Francisco, CA: WH Freeman & Co; 1979.
  18. Lewis M, Alessandri SM, Sullivan MW. Violation of expectancy, loss of control, and anger expressions in young infants. Developmental Psychology 1990;26(5):745-751.
  19. Côté SM, Boivin M, Daniel DS, Japel C, Xu Q, Zoccolillo M, Junger M, Tremblay RE. The role of maternal education and nonmaternal care services in the prevention of children’s physical aggression problems. Archives of General Psychiatry 2007;64(11):1305-1312.
  20. Olds D, Henderson CR, Cole R, Eckenrode J, Kitzman H, Luckey D, Pettitt L, Sidora K, Morris P, Powers J. Long-term effects of nurse home visitation on children’s criminal and antisocial behavior: Fifteen-year follow-up of a randomized controlled trial. JAMA-Journal of the American Medical Association 1998;280(14):1238-1244.
  21. Pellis SM, Pellis VC. Play-fighting during early childhood and its role in preventing later chronic aggression. Tremblay RE, topic ed. In: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, eds. Encyclopedia on Early Childhood Development [online]. Montreal, Quebec: Centre of Excellence for Early Childhood Development and Strategic Knowledge Cluster on Early Child Development; 2012:1-4. Available at: http://www.child-encyclopedia.com/documents/PellisANGxp1.pdf. Accessed January 23, 2012.
  22. Schweinhart L, Xiang Z. Evidence that the High/Scope Perry Preschool Program prevents adult crime. Paper presented at: The 2003 American Society of Criminology Conference. November, 2003; Denver, CO.

Что такое косвенная психологическая агрессия вербального типа

Все живые существа склонны к агрессии. Агрессивное поведение помогало выживать, защищать свое потомство, свою территорию. В современном мире агрессивное поведение перестало быть «помощником», ведь сейчас мы не подвергаемся тем опасностям, которым подвергались наши предки.

Понятие косвенной агрессии

Фото автора Anastasia Shuraeva: Pexels

Живя в современном обществе, мы не можем открыто проявлять агрессию, поскольку такое поведение считается социально неприемлемым. Поэтому все чаще в нашей жизни появляется косвенная агрессия, хотя исследований этого феномена гораздо меньше, чем прямой агрессии.

Косвенная агрессия – это форма агрессивного поведения, которая не имеет явной выраженности и направленности, она как будто не имеет объекта агрессивного поведения и направлена в никуда.

Формы проявления косвенной агрессии

Косвенная агрессия может проявляться как вербально – через слова, критику, так и невербально – через поведение, использование других людей и манипулирование их чувствами.

К вербальным формам косвенной агрессии можно отнести:

  • сарказм;
  • оскорбления, завуалированные под комплимент;
  • неконструктивная критика;
  • «пророчества»;
  • пародирование;

Распаковка подавленной агрессии

  • попытки задеть кого-либо «за живое»;
  • распространение слухов;
  • клевета.

Сами по себе эти формы проявления не всегда являются агрессивными, поэтому их нужно рассматривать с рядом условий.

Так, сарказм становится проявлением косвенной агрессии, если он завуалированно направлен именно на оскорбление кого-либо. Как правило сарказм может быть высказан не конкретно этому человеку, но в его присутствии, или среди его знакомых, которые поймут, что речь идет именно об этом человеке.

Например, в присутствии домохозяйки, которая посвятила свою жизнь воспитанию детей и заботе о муже, другая женщина может сказать, хвастаясь своим повышением: «не могу же я сидеть на шее у мужа, я независимая личность». Она не говорит это конкретно домохозяйке, но предполагает, что такое высказывание может ее задеть «за живое».

Или, зная, что кто-то сильно набрал вес и пытается с этим справиться, сказать ему, проводя рукой по своей осиной талии: «знаешь, я так поправилась после праздников». Человек, вроде бы, говорит о себе, но на самом деле оскорбляет и обижает собеседника.

Очень интересно проявляется косвенная агрессия в «комплиментах»: «тебе так идут эти брюки, в них совсем не видно, что ты поправилась!», или «какое прекрасное платье, ты купила его на распродаже?», или мать может сказать ребенку, получившему хорошую оценку «удивительно, что ты это смогла, с твоими-то способностями».

Неконструктивная критика тоже своего рода проявление косвенной агрессии. В этой форме критика выступает не как обратная связь, нацеленная на то, чтобы ты улучшила работу, а чтобы обидеть тебя, показать твою несостоятельность, как профессионала.

Giphy

Часто встречается косвенная агрессия в форме «пророчеств». Мать, наряжая дочь в красивое платье, говорит «только ты все равно его сразу испачкаешь», или коллега на работе, говорит, вроде бы давая добрый совет: «может тебе не стоит браться за этот проект, ты все равно не справишься».

Пародирование выступает в форме косвенной агрессии если высмеиваются вещи или черты, из-за которых человек действительно переживает, и тот, кто пародирует, во-первых, это знает, во-вторых, делает это публично.

Невербальные формы косвенной агрессии

К невербальным формам косвенной агрессии можно отнести:

  • использование отношений с кем-либо;
  • попытки вызвать чувство вины;
  • сокрытие от человека информации, которая известна всему коллективу;
  • настраивание других против кого-либо;
  • изолирование кого-то от группы;
  • организация неприятных розыгрышей;
Image by Victoria_Borodinova from Pixabay
  • выставление другого человека в глупом виде;
  • прекращение общения с кем-либо и так далее.

Эти формы косвенной агрессии проявляются довольно часто. Например, когда в отношениях один из партнеров замолкает и начинает игнорировать второго партнера. Это проявление косвенной агрессии, если нельзя проявить прямую агрессию. Или, когда коллега знает, что будет тематическая вечеринка, но не предупреждает другого, и тот приходит в неподходящей одежде. Или знает о собрании, но не говорит о нем. Или, когда одного человека намеренно не подключают к обсуждению общих целей.

Некоторые специалисты считают, что проявлением косвенной агрессии является вступление в политические партии, загрязнение окружающей среды, охота и рыбалка, некоторые виды спорта, некоторые религиозные группы. Но вопрос этот спорный и требующий более глубокого исследования, поскольку далеко не все специалисты согласны с таким подходом.

Отличия косвенной агрессии от прямой

Разобравшись в формах проявления косвенной агрессии, можно увидеть, что от прямой она отличается завуалированностью, смещением объекта. Прямая агрессия всегда имеет очевидную цель – человека или предмет. Прямая агрессия выражается в насилии, порче имущества, прямых оскорблениях.

Фото автора cottonbro: Pexels

Но есть ряд форм агрессивного поведения, которые вызывают споры – относить их к прямой или косвенной агрессии. Например, вандализм, повышение голоса, крик, агрессивные жесты, когда человек бьет по столу, машет руками, пинает вещи.

Считается, что косвенная агрессия появляется как замена прямой, которую общество не одобряет. Сарказм, пародирование, завуалированные комплименты, критика – это вполне «приемлемое» поведение, которое редко вызывает открытое осуждение. Это относительно безопасное проявление агрессии, которое не угрожает человеку, который проявляет агрессию, общественным неодобрением, изоляцией, наказанием или другими санкциями.

Есть ли у агрессии гендерные различия

Существует мнение, что мужчины более склонны к агрессии, чем женщины. Однако, ряд исследований это опровергает. По уровню гнева женщины не уступают мужчинам и тоже могут выбирать активные формы агрессии.

С другой стороны, количество этих проявлений у женщин меньше, поскольку с самого детства общество активнее останавливает агрессию у девочек, чем у мальчиков. Общество даже поддерживает проявление агрессии у мальчиков, позволяя им с помощью силы выяснять отношения. Это действительно важно, ведь так они учатся управлять своей агрессией, узнавать свою силу, через конфликты выяснять свой социальный статус и свою роль в группе.

Фото: @pixabay

На ранних этапах развития девочки могут быть не менее агрессивны, чем мальчики, но проявление прямой агрессии у них не одобряется: «нельзя так себя вести, ты же девочка». Из-за социального запрета у девочек быстрее формируется способность к косвенной агрессии, чем у мальчиков. Однако, с возрастом показатели выравниваются.

Косвенная агрессия развивается и усложняется именно с возрастом, с расширением и усложнением социальных связей, появлением запретов и усвоении норм поведения в обществе.

Агрессия как доминанта поведения современных подростков

Аргументы выбора темы.

Тревожным симптомом является рост числа подростков, поведение которых отклоняется от норм принятых в обществе. Мы ежедневно наблюдаем ролики в интернете, где показана подростковая жестокость по отношению к сверстникам.

Цель работы: выявить специфику агрессивного поведения подростков и формы его коррекции.

 Актуальность темы заключается в том, что в последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков. Демонстрация насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого. Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна.

Гипотеза: учитывая, что большинство подростков любят рисовать, а рисование является терапевтическим методом, я считаю возможным коррекцию агрессивного поведения  посредством изотерапии.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ литературных источников по вопросу психологических особенностей подросткового возраста.
  2. Изучить понятие агрессия и агрессивное поведение.
  3. Подобрать методику и провести исследование среди подростков.
  4. Провести занятие для подростков.
  5. Составить выводы.
  1. Теоретический анализ проблематики

1.1. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать возраст от 12 до 17 лет, однако данный период применим не ко всем детям, и варьируется в диапазоне  1-2 года в зависимости от быстроты развития ребенка, его способностей.

Подростковый возраст считается самым трудным периодом  формирования личности. Это время, когда ребенок находится между стадиями «Детство» и «Зрелость». Подростковый период полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. [1]

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки. Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка. [4]

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

По мнению отечественных учёных, подростковый период характеризуется такими психологическими особенностями, как:

  1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации. В.В. Ковалев отмечал, что это стремление к взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежности к детям. Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений с взрослыми.
  2. Реакция группирования со сверстниками. Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, учебная деятельность отходит на задний план. По мнению А.Е. Личко, вхождение в группу сверстников на правах равенства, сотрудничества – важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Ребята общаются группами, дружба их очень эмоциональна, насыщена множеством переживаний.
  3. Возникновение интереса к противоположному полу. А.В. Матюхина говорила о том, что физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Появляется любовно-дружеские очень эмоциональные отношения. Безответная симпатия нередко становится источником очень сильных переживаний. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отношений.
  4. Развитие самосознания. Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л.С.Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. М.В.Гамезо, говорил «Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка».

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями. [1]

Соц. ситуация развития

Ведущая деятельность

Новообразования

На первый план выходит общение со сверстником. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей

1)В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. Появляется интерес к собственной личности.

2) В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения

1)В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью

2)Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.

3) — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, своё место в обществе и своё назначение в жизни.

1.2. Понятие агрессии и агрессивного поведения

Агрессия. Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. И все они чем-то да различаются. Однако изначально надо отметить, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».

  1. Согласно Арнольду Бассу (известному психологу), агрессия – это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям.
  2. Зильман утверждает, что агрессия – это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы.
  3. Иные же ученые говорят о том, что агрессия является оправданной только в том случае, если есть желание нанести обиду или ущерб человеку (а не только конечный результат).

В психологическом словаре определение агрессии звучит так: «Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт» [9]

Что же такое агрессивное поведение?

Агрессивное поведение- это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.

Формы агрессии:

  • Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;
  • Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;
  • Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;
  • Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;
  • Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;
  • Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.

Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы.

Виды агрессии:

  • Наступательная агрессия предполагает, что агрессор наносит психические или физические повреждения жертве, которая не применяла насилия.
  • Защитная агрессия подразумевает агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого.
  • Ответная агрессия означает мщение другому, с нанесением повреждений, в ответ на ранее нанесенные повреждения.
  • Спровоцированная агрессия является активным нападением, повлекшим за собой ответную агрессивную реакцию.
  • Неспровоцированная или немотивированная агрессия означает, что нападающий осуществил агрессивные действия в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора.
  • Неконтролируемая агрессия является результатом раздражения и осуществляется с целью снять напряжение и чувство раздражения.
  • Побудительная агрессия означает агрессивное поведение, проводимое с целью вызвать внешнюю ответную стимуляцию.
  • Санкционированная агрессия не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.

1.3. Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми.

Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации.

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные:

Семейные

Личностные

Ситуативные

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя

Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:

Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:

Безразличие и враждебное отношение к ребенку

Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений

Чрезмерный контроль и опека

Безучастность к жизни подростка

Отсутствие эмоциональной связи

Унижение и оскорбление, особенно публичные

Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Страх, ожидание наихудшего

Неуверенность в безопасности

Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания

Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе

Ощущение своей вины в чем либо

Чувство одиночества

Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки

Болезнь

Неправильный рацион питания

Чрезмерное увлечение компьютерными играми

Локальные неприятные ситуации в семье

Поведенческие проявления агрессивного подростка:

  1. Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ребенка, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.
  2. У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны. [7]

Выводы

Теоретический анализ темы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Подростковый возраст считается самым трудным периодом формирования личности (возраст от 12 до 17 лет). Так как происходит изменение объективных связей под влиянием изменения ценностей. На данном этапе происходят глобальные изменения в самосознании. И многие психологи отмечают главным новообразованием подросткового периода именно формирование внутреннего ощущения «Я».
  2. Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт.
  3. Агрессивное поведение- это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.
  4. Одной из главных причин проявления агрессии у подростков – желание привлечь к себе внимание. Агрессия – своеобразная просьба о помощи. За агрессией зачастую скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.

Агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении

  1. Исследование агрессивного поведения подростков

2.1. Методы диагностики агрессивного поведения подростков

Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики:

— наблюдение

— интервью

— проективные методики

— тесты

Метод наблюдения – самый древний метод сбора психологической информации, он играет немаловажную роль в исследовании поведения ребенка, по крайней мере, по двум основаниям.

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики:

Одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»

Одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии – «Опросник Басса-Дарки». Согласно известным представления, агрессия является одним из наиболее распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А.Бассом и А.Дарки был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике. [14]

В нашей работе была использована методика  «Агрессивное поведение»        Е.П. Ильин, П.А. Ковалев (приложение 1). Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Методика позволяет выявить:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии
  3. Склонность к косвенной физической агрессии
  4. Склонность к прямой физической агрессии

2.2. Диагностика агрессивности среди подростков

Нами было проведено тестирование в 9 классе. Количество участников тестирования 20 подростков в возрасте 14-15 лет. При исследовании была использована методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Анализ результатов свидетельствует о следующем:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии выявлено у 5подростков;
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии выявлено у 5подростков;
  3. Склонность к косвенной физической агрессии выявлено у 2 подростков;
  4. Склонность к прямой физической агрессии выявлено у 1подростка;

То есть, в данной подростковой группе чаще агрессия проявляется в словестной форме (некрасивые выражения, ругательства, возможно придумывание друг другу неприятных псевдонимов и т.д.)

После диагностики мной под руководством педагога-психолога было проведено развивающее занятие «Нарисуй чувство».  На занятии подросткам, у которых был выявлен высокий уровень агрессии (вербальной или физической) было предложено изобразить чувство агрессии. После выполнения задания был задан вопрос: «А что бы вы хотели испытывать вместо агрессии?». Все участники назвали положительные чувства: радость, любовь, приятное волнение…  Подросткам было предложено нарисовать то чувство, которое они назвали.

После занятия участники заполнили анкету со следующими вопросами:

  1. Понравилось ли тебе занятие?

2.Если Вы испытали следующие ощущения, то отметьте это на бланке:

  1. Мышечное расслабление;
  2. Эмоциональную разгрузку;

Нами был проведен анализ анкет и получены следующие результаты:

Всем участникам занятия понравилась форма работы.

Из 13 участников занятия 6 подростков отметили расслабление в теле, 13 эмоциональную разгрузку.

Выводы

     Нами было проведено исследование среди подростков в возрасте 14-15 лет. Результаты исследования свидетельствуют о том, что действительно учащиеся подросткового возраста склонны к агрессивному поведению в том или ином проявлении. В диагностируемой группе вербальная агрессия носит доминирующий характер (у 50 % исследуемых подростков).  В связи с потребностью нами было разработано и проведено занятие с подростками.

     Так как 100% участников занятия в анкете указывают на эмоциональную разгрузку, а 78% на мышечное расслабление мы можем говорить о том, что занятия с  использованием рисования являются эффективными для снятия агрессивного состояния у подростков. Данная техника может стать для подростков методом регуляции  собственного состояния. А для учителей способом разгрузки в работе с подростками.

Литература:

1) Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.

2) Мурадова В. И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 413-415.

3) Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929

4) Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.

5) Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с

6) Выготский, Л.С. Психология детского возраста (1930) Л.С.Выготский. — М.: Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с

7) Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 4. С. 120-125.

8) Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2015. № 4. С. 85-92.

9) Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2006. 815 с. (Серия «Большая психологическая энциклопедия»).

10) Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2011. 352 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).

13) Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. — М., 2014. — 752 с.

14)  Общая психодиагностика /Под ред .А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13. 
15)  Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика /Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17. 

Приложение 1

Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Шкалы:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии
  3. Склонность к косвенной физической агрессии
  4. Склонность к прямой физической агрессии

Назначение теста: методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

Инструкция к тесту: «Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».

Опросник

  1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
  5. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
  6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
  7. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
  9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
  10. При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
  11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
  12. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
  13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
  14. Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
  15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
  16. В детстве мне нравилось драться.
  17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
  18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
  19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
  20. Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
  21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
  22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
  23. Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
  24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
  25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
  26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
  27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
  28. Я не способен ударить человека.
  29. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
  30. Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
  31. Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
  32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
  33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
  34. После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
  35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
  36. Я никогда не любил драться.
  37. Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
  38. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
  39. Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
  40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

Обработка результатов и интерпретация

  Склонность к прямой вербальной агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37. 
Ответы «Нет»: 25, 29, 33.

  Склонность к косвенной вербальной агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38. 
Ответы «Нет»: 22, 26.

  Склонность к косвенной физической агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35. 
Ответы «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.

  Склонность к прямой физической агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32. 
Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Особенности проявления детской агрессивности

Согласно многочисленным исследованиям проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым — родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам).

К ним относятся:
  • вспышки раздражительности;
  • непослушание;
  • избыточная активность;
  • драчливость;
  • жестокость.
  • У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т.п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих и потому требует грамотной коррекции.

    Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • стремление получить желанный результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть своё превосходство.

  • У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

    Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации.

    Она побуждает ребёнка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

    Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого.

    Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

    Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: её простейшим выражением являются реакции ярости и гнева.

    Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: учёные установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

    Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со сверстниками.
  • Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

    Особенности агрессии детей и подростков:

    1. Жертвами агрессии становятся близкие люди — родные, друзья и пр. Это своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей — жизненной основы существования человека.

    2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях. Наоборот, многие имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

    3. Агрессия часто возникает без реального повода.


    Одной из самых больших и распространённых ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями.

    Зачастую в детских образовательных учреждениях большинство специалистов считает, что подавление агрессивных проявлений приведёт к установлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причём обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

    Что касается родителей, то очень часто требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает не заботу о ребёнке, а только их собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама и суматохи. И в таких случаях родителям лучше честно признаться в этом сначала самому себе. А потом довести до детей в прямой и понятной для них форме («мама устала», «у бабушки болит голова» и т.п.), а не рационализировать, прячась за маску беспокойства о ребёнке.

    Пуританское воспитание приводит к тому, что дети перестают (вернее, не научаются) проводить необходимую грань между допустимым проявлением агрессии и непозволительным — у них не хватает практики. Наверное, у каждого из нас в детстве был печальный, но полезный опыт, когда мы весьма сильно били кого-либо из сверстников (часто «превышая пределы необходимой самообороны»). Реакция родителей и других взрослых тогда, да и собственный страх от содеянного, явились ценным вкладом в наше развитие и научили в дальнейшем соизмерять силу своей агрессии.

    Автор статьи: психолог ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Калининградской области» Валентина Александровна Магер.


    Партнёрский материал

    ИНФОРМАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УЧЕБНОГО ГОДА И ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! С 2019 ГОДА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕЙСТВУЕТ НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    С  2019 года  в Нижегородской области действует навигатор дополнительного образования https://р52.навигатор.дети, с помощью которого вы можете выбрать любое объединение или секцию дополнительного образования в городском округе город Шахунья Нижегородской области.

    Что такое Навигатор дополнительного образования?

    Навигатор – это каталог всех программ дополнительного образования.

    Он находится по адресу    https://р52.навигатор.дети и доступен для входа с  компьютера, планшета, телефона.

    Для регистрации нужно выполнить несколько простых шагов:

    Шаг 1. Зарегистрировать себя и ребенка на сайте https://р52.навигатор.дети .

    Важно! Во время регистрации обязательно необходимо будет указать имя,  фамилию, отчество ребенка и его дату рождения.  Обязательно подтвердить адрес электронной почты.

    Шаг 2. Подать заявку на понравившийся кружок или секцию.

    Шаг 3. Получить сертификат персонифицированного финансирования через личный кабинет на сайте https://р52.навигатор.дети .

    Шаг 4. Обратиться в учреждение, в котором выбрали секцию или кружок для подтверждения своей регистрации, получить и заполнить бланк заявления, предоставив документы удостоверяющие личность родителя и ребенка для записи в объединения.

    Доступ к просмотру на YouTube по ссылке: https://youtu.be/03GCWiMGmHc  (скачать запись данного видео-урока можно по ссылке: https://yadi.sk/i/CLaK3nCO7mvifw ).

    Наши группы в ВК
    г. Шахунья р.п. Вахтан р.п. Сява

    Добро пожаловать на сайт

    МБУ ДО «Центра внешкольной работы «Перспектива».

    ЦВР «Перспектива» — это современное многопрофильное
    образовательное учреждение дополнительного образования детей, в котором развивают свои творческие способности, расширяют кругозор, учатся общению более 800  детей от 5 до 18 лет.

    Наш центр  — особая территория детства, успеха, дружбы и самоопределения.  Здесь интересно всем — и малышам, и старшеклассникам, и родителям.

    Занятия ведут опытные педагоги, увлеченные мастера своего дела.

    На страничках нашего сайта Вы можете ознакомиться с каждым направлением нашей деятельности, подробнее узнать о каждом творческом объединении.

    Присоединяйся к нашей дружной команде!

    Обучение бесплатное!

    Эволюционно-психологический взгляд на непрямую агрессию у девочек и женщин

    Стр. из

    НАПЕЧАТАНО ИЗ OXFORD SCHOLARSHIP ONLINE (oxford.universitypressscholarship.com). (c) Copyright Oxford University Press, 2022. Все права защищены. Индивидуальный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в OSO для личного использования. Дата: 30 марта 2022 г.

    Глава:
    (стр. 111) 8 Эволюционная психологическая перспектива косвенной агрессии у девочек и женщин
    Источник:
    Разработка реляционной агрессии
    Автора (ы):

    Tracy Vaillancourt

    Jaimie Arona Krems

    Издатель:
    Оксфордский университет

    DOI: 10.1093/oso/9780190491826.003.0008

    Хотя влияние полового отбора на брачную конкуренцию самцов и интрасексуальную агрессию широко изучалось более века, брачная конкуренция самок и интрасексуальная агрессия стали привлекать серьезное внимание только в последние десятилетия. Здесь мы сосредоточимся на одном аспекте соперничества девочек и женщин, выбранном половым путем, — уничижении соперников, которое принимает форму косвенной агрессии. Мы утверждаем, что эта тактика внутриполового соперничества снижает способность соперника конкурировать за желанных партнеров и помогает агрессору достичь и сохранить свой высокий социальный статус.Далее мы утверждаем, что физическая привлекательность инициирует путь, ведущий к высокому социальному статусу, который сохраняется за счет использования косвенной агрессии и связан с более активным свиданием и сексуальным поведением.

    Ключевые слова: косвенная агрессия, социальная агрессия, реляционная агрессия, сплетни, унижение конкурентов, внутриполовая конкуренция, брачная конкуренция, половые различия, партнерская ценность, женская агрессия

    Oxford Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы.Однако общедоступные пользователи могут свободно осуществлять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы.

    Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому содержимому.

    Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому названию, обратитесь к своему библиотекарю.

    Для устранения неполадок см. Часто задаваемые вопросы , и если вы не можете найти ответ там, пожалуйста, связаться с нами .

    Measure Development for E» Николь Лафко Бресленд

    Название степени

    Доктор философии (PhD)

    Второй советник

    Дайанна «Энни» Мюррей-Клоуз

    Аннотация

    Исследования показывают, что реляционная агрессия, социальная агрессия и косвенная агрессия являются важными предикторами и результатами социального развития (Archer & Coyne, 2005). Социально, косвенно и реляционно агрессивное поведение используется для нанесения вреда социальному статусу, отношениям и/или социальным ресурсам человека (Archer, & Coyne, 2005), но ученые расходятся во мнениях относительно степени сходства и различий между этими подтипами.Предыдущие попытки понять различие между этими подтипами агрессии были ограничены тем, как это поведение применялось и изучалось. Основная цель настоящего исследования состояла в том, чтобы разработать самоотчет об этом агрессивном поведении для развивающихся взрослых с использованием методов факторного анализа для изучения существующих и вновь созданных предметов. Была использована серия из пяти этапов для кодирования всех элементов в существующие теоретические категории поведения (например, социальная агрессия), установления факторной структуры элементов, выбора лучших элементов для измерения каждого фактора, проверки инвариантности измерений в подгруппах (например, социальная агрессия).например, мужчины и женщины), обеспечивают сильные психометрические свойства и связывают конечную структуру факторов с соответствующими коррелятами развития (например, депрессивными симптомами).

    Три независимые выборки молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет (49,51% — 52,33% женщин; маг = 25,71-26,26) были набраны онлайн с помощью Amazon Mechanical Turk (выборка 1 N = 299; выборка 2 N = 299; выборка 3 N = 119). Элементы косвенной, социальной и реляционной агрессии были выбраны и адаптированы из существующих показателей самооценки этих конструкций для взрослых, а несколько новых элементов были созданы на основе качественных интервью с появляющимися взрослыми.

    Благодаря тщательному теоретическому, методологическому и статистическому подходу был разработан Измеритель реляционной/социальной агрессии во взрослом возрасте (RSAAM). Окончательная факторная структура состояла из трех факторов: игнорирование, сплетни и манипулирование отношениями. Три фактора продемонстрировали инвариантность измерений по полу и образовательным группам, а также сильную внутреннюю согласованность и надежность повторного тестирования. Чисто реляционное манипулятивное поведение отличалось от других родственных поведений (т.э., игнорирование, сплетни) и также были по-разному связаны с коррелятами развития. Полученные данные свидетельствуют о том, что исследователям может быть выгодно выйти за рамки широких теоретических определений реляционной и социальной агрессии и вместо этого сосредоточиться на конкретных проявлениях агрессивного поведения.

    Рекомендуемая ссылка

    Бресленд, Николь Лафко, «Реляционная, косвенная и социальная агрессия: измерение развития для появляющихся взрослых» (2017). Диссертации и тезисы аспирантуры .704.
    https://scholarworks.uvm.edu/graddis/704

    косвенная агрессия | Новости Лаборатории психологии гнева и дорожного движения

    10.07.20 Личность | Агрессия Саванна Мерольд , продвинутый докторант, работающий в Лаборатории психологии гнева и дорожного движения Университета Южного Миссисипи, сегодня успешно защитила диссертацию. В диссертации Саванны исследуется роль мотивов поиска партнера и приобретения статуса, а также темных черт личности (психопатии, нарциссизма, макиавеллизма и садизма) в использовании прямой и косвенной агрессии.

    Опираясь на свою дипломную работу, она планирует использовать виньетки, чтобы активировать мотивы поиска партнера и статуса, а также изучить, как темные черты личности предсказывают реакцию участников. Пол также будет включен, так как ожидается, что женщины и мужчины могут реагировать по-разному.

    Поздравляем Саванну с успешным предложением!

    Теги: темные личности, пол, косвенная агрессия

    Ники Найт в пятницу успешно защитила диссертацию. В ее исследовании изучалась взаимосвязь двух основанных на сравнении черт (зависть и обусловленная самооценка) и двух когнитивных уязвимостей (страх перед негативной оценкой и размышления о гневе) с косвенной и смещенной агрессией.Хотя были основания подозревать, что эти переменные могут быть связаны с агрессией в целом, мало эмпирических данных, связывающих их непосредственно с этими конкретными формами агрессии.

    Ники обнаружил, что зависть и размышления о гневе положительно связаны с косвенной и смещенной агрессией. Страх перед негативной оценкой имел более ограниченную роль, поскольку он был связан с некоторыми компонентами смещенной и косвенной агрессии, но не с другими. Удивительно, но условная самооценка, по-видимому, не играла роли в косвенной или смещенной агрессии.В целом ее результаты показывают, что зависть, боязнь негативной оценки и размышления о гневе, вероятно, полезны для понимания более тонких форм агрессии.

    Поздравляем Ники с успешной защитой!

    В настоящее время Ники завершает преддокторскую стажировку в системе здравоохранения ветеранов Центрального Арканзаса и в следующем году поступила в постдокторскую ординатуру по психологии в Канзас-Сити, штат Вирджиния, Медицинский центр.

    Теги: размышления о гневе, зависть, косвенная агрессия, самооценка

    Ники Найт успешно защитила диссертацию на этой неделе.Диссертация Ники исследует потенциальную роль диспозиционной зависти, страха перед негативной оценкой, условной самооценки и размышлений о гневе при множественных формах косвенной агрессии.

    Косвенная агрессия описывает формы агрессивного поведения, которые можно охарактеризовать как неконфронтационное, манипулятивное или скрытое. Это во многом похоже на реляционную агрессию; однако реляционная агрессия может быть прямой или косвенной, а косвенная агрессия может быть более широкой по поведению, которое она включает.Конструкты, которые выбрал Ники, теоретически релевантны косвенной агрессии, и разумно проверить их как предикторы. Было проведено мало исследований, напрямую связывающих их с косвенной агрессией, хотя было показано, что все они предсказывают прямую агрессию.

    Ники — аспирант продвинутого уровня, работающий в лаборатории психологии гнева и дорожного движения. В этом году она подает заявку на преддокторскую стажировку. Ее предыдущая работа включала изучение нормальных и темных черт личности в контексте реляционной агрессии.Имея за спиной успешное предложение для диссертации, она вскоре сможет начать сбор данных о своем исследовании.

    Поздравляем Ники!

    Теги: непрямая агрессия, зависть, самооценка, размышления о гневе

    ДОИ

    10.1016/j.addbeh.2016.02.002

    Название публикации

    Аддиктивное поведение

    Аннотация

    Исследования показывают, что чрезмерное употребление алкоголя связано с физической агрессией.Немногочисленные исследования изучали, как алкоголь связан с другими формами агрессии, такими как косвенная агрессия (например, злобный юмор, социальная изоляция). Учитывая возможные негативные последствия косвенной агрессии и ограниченные данные, свидетельствующие о том, что употребление алкоголя может вызывать косвенно агрессивные реакции, необходимы исследования для дальнейшего изучения связи между употреблением алкоголя и косвенной агрессией. Кроме того, определенные алкогольные напитки, такие как алкогольные напитки с кофеином (CAB; e.g., Red Bull и водка), может потенцировать агрессию, превышающую влияние обычного употребления, и, таким образом, требует изучения в отношении косвенной агрессии. Одним из факторов, который может повлиять на силу отношений алкоголь-косвенная агрессия и CAB-косвенная агрессия, является уровень саморегуляции. Следовательно, в нашем исследовании изучались отношения между (1) употреблением алкоголя и косвенной агрессией, (2) употреблением CAB и косвенной агрессией и (3) саморегуляцией в качестве модератора. Участников было 733 (67.6% женщин) студентов бакалавриата, которые сообщили о своем CAB и употреблении алкоголя, саморегуляции и агрессивном поведении. Результаты показали, что более интенсивное употребление алкоголя было связано с более частой косвенной агрессией после учета диспозиционной агрессии. Более интенсивное использование CAB было связано с более частой косвенной агрессией после учета типичного использования и диспозиционной агрессии. Саморегуляция смягчала эти ассоциации, так что для людей с более низкой саморегуляцией большее потребление алкоголя и CAB было связано с большей косвенной агрессией.Наши результаты показывают, что более сильное употребление алкоголя и CAB могут быть факторами риска вовлечения в косвенную агрессию, и на этот риск влияет регулирующий контроль.

    Ссылка на оригинальную публикацию

    Шихан, Б. Э., Линден-Кармайкл, А. Н., и Лау-Баррако, К. (2016). Употребление алкоголя с кофеином и без него и непрямая агрессия: влияние саморегуляции. Аддиктивное поведение, 58 , 53-59. doi:10.1016/j.addbeh.2016.02.002

    ОРЦИД

    0000-0001-8187-6538 (Линден-Кармайкл), 0000-0002-2072-5477 (Лау-Баррако)

    Ссылка на репозиторий

    Шиэн, Бринн Э.; Линден-Кармайкл, Эшли Н.; и Лау-Баррако, Кэти, «Употребление алкоголя с кофеином и без кофеина и косвенная агрессия: влияние саморегуляции» (2016). Публикации факультета психологии . 27.
    https://digitalcommons.odu.edu/psychology_fac_pubs/27

    Непрямой просмотр банки » Сары Койн, Джона Б. Арчера и др.

    Титул

    Жестокие намерения на телевидении и в реальной жизни: Может ли просмотр косвенной агрессии усилить последующую косвенную агрессию зрителей?

    Ключевые слова

    Косвенная агрессия, Реляционная агрессия, Социальная агрессия, Телевидение, Медиа-эффекты, Подростки

    Аннотация

    Многочисленные исследования показали, что просмотр насилия в СМИ может повлиять на последующую агрессию человека, но ни в одном из них не изучался эффект просмотра косвенной агрессии.В этом исследовании изучается непосредственное влияние просмотра косвенной и прямой агрессии на последующую косвенную агрессию среди 199 детей в возрасте от 11 до 14 лет. Им показывали косвенное, прямое видео или видео без агрессии, а их последующую косвенную агрессию измеряли отрицательной оценкой сообщника и ответами на виньетку. Участники, наблюдавшие косвенную или прямую агрессию, дали более негативную оценку и меньше денег сообщнику, чем участники, наблюдавшие отсутствие агрессии. Участники, наблюдавшие косвенную агрессию, давали сообщнику меньше денег, чем те, кто наблюдал прямую агрессию.Участники, наблюдавшие косвенную агрессию, давали более косвенно-агрессивные ответы на неоднозначную ситуацию, а участники, наблюдавшие прямую агрессию, давали более прямолинейные агрессивные ответы. Это исследование предоставляет первое доказательство того, что просмотр косвенной агрессии в СМИ может оказать непосредственное влияние на последующую агрессию.

    Ссылка на оригинальную публикацию

    Койн С.М., Арчер Дж. и Эсли М. (2004). Жестокие намерения на телевидении и в реальной жизни: может ли просмотр косвенной агрессии усилить последующую косвенную агрессию зрителей? Журнал экспериментальной детской психологии, 88, 234-253.

    BYU ScholarsArchive Citation

    Койн, Сара; Арчер, Джон Б.; и Эсли, Майк, «Жестокие намерения на телевидении и в реальной жизни: может ли просмотр косвенной агрессии усилить последующую косвенную агрессию зрителей?» (2004). Публикации факультета . 2351.
    https://scholarsarchive.byu.edu/facpub/2351

    Тип документа

    Рецензируемая статья

    Издатель

    Журнал экспериментальной детской психологии

    Колледж

    Семья, дом и социальные науки

    Статус университета на момент публикации

    Полный профессор

    Статус авторского права

    Copyright © 2004 Elsevier Inc.Все права защищены.

    В чем разница между прямой и косвенной агрессией? – М.В.Организинг

    В чем разница между прямой и косвенной агрессией?

    прямая агрессия может заключаться в том, чтобы кричать на другого человека или бить его. Косвенная агрессия определяется как любое поведение, направленное на причинение вреда другому живому существу, осуществляемое окольным путем через другого человека или объект, даже если оно тем не менее должно быть направлено на причинение вреда кому-либо [21] .

    В чем разница между прямой и косвенной агрессией в спорте?

    Агрессия – это преднамеренное намерение причинить вред или ранить другого человека. Косвенная агрессия не предполагает физического контакта. Агрессия направлена ​​на объект, чтобы получить преимущество, например, сильный удар по теннисному мячу во время розыгрыша. Прямая агрессия предполагает физический контакт с другими, т.е. удар.

    Что такое прямая физическая агрессия?

    физическая агрессия (ПРЯМАЯ) толкание, удары, пинки, удары руками, толкание человека.физическая агрессия (КОСВЕННАЯ) уничтожение имущества человека, принуждение кого-либо другого к нанесению физического вреда человеку.

    Что является примером прямой агрессии?

    Основной причиной прямой агрессии является конфликт, который заставляет ее использовать тех, кто в ней участвует. Например, когда вас бьют, вы бьете того, кто ударил вас в ответ, что тоже является прямой агрессией. Другое дело, когда кто-то оскорбляет вас, а вы в ответ словесно «поджариваете» его.

    Что такое примеры вербальной агрессии?

    Примеры вербальной агрессии включают обзывание, крик и обвинения.Точно так же реляционная агрессия включает в себя причинение эмоциональной боли через социальную изоляцию, групповое исключение и/или манипулирование отношениями.

    Что является примером косвенной агрессии?

    Широкий спектр других косвенных притеснений – например, распространение неприятных заметок, оставление оскорбительных сообщений на рабочих столах, телефонные розыгрыши, сокрытие личного имущества. Использование невербального поведения, в том числе сбивание в кучу, чтобы исключить других; использование кинжалов или смертельного взгляда, чтобы запугать других.

    Что такое примеры реляционной агрессии?

    Реляционная агрессия относится к вреду в отношениях, который вызван скрытым издевательством или манипулятивным поведением. Примеры включают изоляцию подростка от его или ее группы друзей (социальная изоляция), угрозы прекратить общение с другом («молчаливое обращение») или распространение сплетен и слухов по электронной почте.

    Что такое активная агрессия?

    Активная агрессия – причинение вреда другим путем выполнения определенного поведения. Агрессия – это любое поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, мотивированное стремлением избежать вреда.Предвзятость враждебной атрибуции — это склонность воспринимать двусмысленные действия других как агрессивные.

    Является ли пассивная агрессия злоупотреблением?

    Жестокое обращение с детьми, пренебрежение и суровые наказания также могут вызвать у человека развитие пассивно-агрессивного поведения. Считается, что злоупотребление психоактивными веществами и низкая самооценка также приводят к такому типу поведения. Основные состояния здоровья могут привести к поведению, похожему на пассивно-агрессивное поведение.

    Что является примером агрессивного общения?

    Агрессивность — это способ общения и поведения, при котором человек выражает свои чувства, потребности и права без учета или уважения к потребностям, правам и чувствам других.Примеры агрессивного стиля общения включают фразы вроде: «Это все твоя вина». «Это мой путь или шоссе».

    Каковы примеры пассивно-агрессивного общения?

    Обиженность, двусмысленные комплименты, прокрастинация, замкнутость и отказ от общения — все это признаки пассивной агрессии. Когда другой человек начинает вести себя подобным образом, постарайтесь сдерживать свой гнев. Вместо этого укажите на чувства другого человека без осуждения, но в то же время на основе фактов.

    Какие существуют четыре стиля общения?

    Существует четыре основных стиля общения: пассивный, агрессивный, пассивно-агрессивный и напористый. Важно понимать каждый стиль общения и то, почему люди их используют.

    Эволюция стервозности – Атлантика

    (stilettobootlover_83/flickr)

    Однажды в Онтарио 86 гетеросексуальных женщин разделили на пары по двое – либо с подругой, либо с незнакомцем – и отправили в лабораторию Университета Макмастера.Там исследователь сказал им, что они собираются принять участие в исследовании женской дружбы. Но вскоре их прервала одна из двух женщин.

    «Вы скажете: «Я не хочу, чтобы мой парень был рядом с девушкой в ​​короткой юбке», но это не потому, что, говоря эволюционным языком, ваш парень с большей вероятностью изменит вам с девушкой в ​​короткой юбке. ».

    Половину участников прервала худощавая, белокурая, привлекательная женщина с волосами, собранными в пучок, одетая в простую синюю футболку и брюки цвета хаки, которую исследователи назвали «консервативной сообщницей».

    Другая половина оказалась в компании «сексуальной сообщницы», той же женщины, вместо этого одетой в блузку с глубоким вырезом, короткую черную юбку, сапоги и с сексуально распущенными волосами.

    Трейси Вайланкур, Профессор психологии Оттавского университета и аспирант Анчал Шарма затем оценили реакцию женщин, когда сообщники, как сексуальные, так и нет, вышли из комнаты. Показатель, который они использовали? Шкала «стервозности», конечно.

    «Почему стервозность?» — спросил я у Валланкур, недоумевая, почему она выбрала такое многозначительное слово.

    «Стервозность — это термин, который люди используют», — объяснила она. «Если я попрошу кого-нибудь описать, что это такое, они ответят, что это «стервозно».

    «Консервативные» и сексуальные модели  (Агрессивное поведение)

    Женщины, составлявшие рейтинг, были примерно того же возраста, что и участницы, 20 лет. до 25, и следил за такими признаками, как закатывание глаз, взгляд на сообщника сверху или снизу или саркастический смех. В одном случае участник сказал, что сексуальный сообщник был одет, чтобы заняться сексом с профессором.Никто не ждал, пока сексуальная женщина покинет комнату, прежде чем воскликнуть: «Что за хрень?!»

    «Это было 10 из 10 за стервозность», — сказал мне Валланкур.

    Согласно исследованию, недавно опубликованному в журнале Aggressive Behavior , Вайланкур и Шарма обнаружили, что сексуальный сообщник не собирался заводить друзей из женского общества в ближайшее время. Женщины гораздо чаще проявляли стервозность по отношению к сексуальному сообщнику с большой величиной эффекта 2, и их стервозные реакции были более выражены, когда участники были с друзьями, а не с незнакомцами.

    (Агрессивное поведение)

    Валланкур всегда интересовалась издевательствами и популярностью, но для нее это показало, что женщины склонны издеваться друг над другом просто потому, что выглядят беспорядочно.

    Клинический термин для женской стервозности — «косвенная агрессия» — по сути, агрессия, за которую мы не хотим попасться.

    «Вы склонны делать это так, что вас не заметят», — объяснила она. «Или вы оправдываете свое поведение, например: «Я просто пошутил». Прямая агрессия — это то, что есть: физическая или словесная агрессия.

    Психологи Рой Баумайстер и Джин Твенге также предположили, что женщины, а не мужчины, в основном подавляют сексуальность друг друга, отчасти посредством такого рода косвенной агрессии.

    «Доказательства подтверждают мнение о том, что женщины старались подавить сексуальность друг друга, потому что секс — это ограниченный ресурс, который женщины используют для переговоров с мужчинами, а дефицит дает женщинам преимущество», — написали они.

    Кто-то может возразить, что для женщин в лаборатории вполне естественно плохо обращаться с вызывающе одетой женщиной.В конце концов, это была университетская обстановка, и входит незваный гость, у которого «сиськи вот-вот выскочат», как выразился один из участников. Как нехорошо!

    Итак, Вайанкур провела еще один эксперимент, в котором она просто показывала участникам исследования одно из трех изображений: два изображали консервативно одетую женщину и сексуальную женщину, одетую, как описано выше. Другой показал сексуальную женщину с измененным цифровым способом телом и лицом, чтобы казаться тяжелее.

    Худые и тяжелые «сексуальные» фотографии (Агрессивное поведение)

    Затем она спросила другую группу женщин, не хотят ли они подружиться с женщиной на фото, познакомить ее со своим парнем (если он у них есть) , или позволить ей провести время со своим парнем наедине.

    Участники, как правило, отвечали «нет» на все три вопроса как для полных, так и для худых сексуальных женщин. Например, они почти в три раза чаще представляли консервативно одетую женщину своему бойфренду, чем стройную сексуальную женщину.

    По мнению Вайланкура, это показало, что женщинам «угрожают, не одобряют и наказывают женщин, которые проявляют беспорядочные связи и/или ведут себя беспорядочно», независимо от их веса.

    Vaillancourt — небольшое исследование, но оно одно из первых, демонстрирующих стыдливость шлюх в экспериментальном контексте.Но и в прошлых исследованиях косвенной агрессии женщины также не очень хорошо себя чувствовали.

    Другие исследования показали, что студентки колледжей чаще сплетничают о ком-то, кто, по слухам, подорвал их собственную репутацию. Женщины с большей вероятностью образуют социальные союзы, а затем справляются с угрозами со стороны через социальную изоляцию, а не, скажем, избивают друг друга. Девушки с большей вероятностью подвергнут остракизму новичка или подружатся с кем-то из мести.

    В своем исследовании, проведенном в 1990-х годах, психолог Техасского университета Дэвид Басс обнаружил, что женщины чаще, чем мужчины, «унижают» или оскорбляют своих соперников по спариванию двумя способами, как он описал мне в электронном письме:

    Первый , фактор «шлюхи»: «распространение сплетен о том, что женщина-соперница «простая», что она спала со многими партнерами и в основном, с моей точки зрения, придерживается краткосрочной стратегии спаривания.

    Во-вторых, о внешнем виде: «Сказать, что женщина уродлива, у нее толстые бедра, и поразительное множество других порочных вещей, касающихся внешности соперницы и стиля одежды, таких как ношение открытой одежды, глубоких декольте или коротких юбок. ».

    В своей книге «Эволюция желания: стратегии человеческого спаривания » Басс утверждает, что женщины делают это потому, что эволюционно женщины, которые хотят заниматься случайным сексом, подрывают цели женщин, которые хотят долгосрочных отношений.«Распутные» женщины намекают мужчинам, что можно не брать на себя обязательств, потому что всегда найдется кто-то, кто раздаст молоко бесплатно, так сказать. Таким образом, «умаление» их сверстников направлено на то, чтобы повредить репутации этих вольных женщин.

    Стоит отметить, что женщины (и мужчины) не всегда сознательно стыдят своих соперников в процессе свиданий. Исследование 2010 года, опубликованное в журнале Personal Relationships , показало, что между полами мало различий с точки зрения стратегий, используемых для ухаживания за партнером.И пожилые женщины, как правило, не так косвенно агрессивны, когда дело доходит до романтических ситуаций, как женщины в возрасте 20 лет.

    «Меня бы не беспокоил кто-то, одетый так», — сказал Вайланкур, имея в виду более соблазнительно одетую женщину. «Но если бы мне было 20, меня бы это беспокоило».

    Пристыжение шлюх — краеугольный камень любовной истории. У Эстер Принн был свой алый A . Анна Каренина рухнула со своего места в обществе после романа с кавалерийским офицером. В не менее важном культурном произведении 1999 года « She’s All That » популярная девушка Тейлор унижает бывшего гадкого утенка Лэйни на вечеринке после того, как последний чудесным образом преобразился, сняв очки и сняв хвостик.(Это, как вы заметите, возможно, наиболее точное художественное представление эксперимента Валланкура из возможных.)

    Многие из недавних заголовков, посвященных исследованиям женской косвенной агрессии, утверждают, что женщины «эволюционировали» таким образом. Но некоторые исследователи непрямой агрессии утверждают, что только потому, что обнаруженный Вайланкуром трюк стыда шлюх является одним из старейших приемов в книге, не означает, что он является эволюционным или «жестко запрограммированным».

    Елизавета I: королевская сука?
    ( Wikimedia Commons )

    «Почему эти женщины делают это? Я думаю, есть много способов объяснить это», — сказал мне Агустин Фуэнтес, заведующий кафедрой антропологии в Университете Нотр-Дам.«В нашем обществе, если вам дадут выбор между этими образами, вы скажете: «Я не хочу, чтобы мой парень был рядом с девушкой в ​​короткой юбке». парень, скорее всего, изменит тебе с девушкой в ​​короткой юбке».

    Он утверждает, что, хотя это и другие исследования показывают, насколько важен внешний вид для того, как женщины реагируют друг на друга, в игре слишком много культурного багажа, чтобы говорить, что все это исходит от наших предков-приматов. Комбинация короткая юбка-сапоги, например, уже является «нагруженным смыслом образом», сказал он.

    В своем недавнем исследовании Энн Кэмпбелл, психолог Даремского университета в Великобритании, утверждала, что молодые женщины, как правило, используют косвенную агрессию в большей степени, чем молодые мужчины, отчасти потому, что это наиболее социально приемлемый способ для женщин конкурировать. .

    Но даже Кэмпбелл подчеркивает, что трудно сказать, обусловлено ли это явление эволюционными или культурными причинами.

    И мужчины тоже не нападают друг на друга, соревнуясь за скудные ресурсы.

    До 7 лет, по словам Фуэнтеса, мальчики и девочки одинаково агрессивны. Но после детства для девочек становится менее приемлемым дарить друг другу плюшки и тому подобное, поэтому женщины становятся гораздо более косвенно агрессивными (или «стервозными»), в то время как мужчины продолжают вести себя прямо агрессивно. Но к тому времени, когда люди достигают трудоспособного возраста и старше, по словам Фуэнтеса, уровень косвенной агрессии между полами выравнивается.

    «В 15 лет вы, как мужчина, можете участвовать в прямой агрессии без особых последствий», — сказал он.«Но в 25 лет ты уже в тюрьме».

    На самом деле, Басс обнаружила, что мужчины тоже «ворчат» из-за своих соперников — они просто склонны оскорблять отсутствие денег или статуса, то, что женщины традиционно ценят в партнерах, а не их внешний вид. Они не так сильно стыдятся шлюх, утверждает Басс, потому что женщины по-прежнему будут встречаться с мужчинами-«шлюхами».

    «Мужчины унижают других мужчин за то, что ценят женщины [признаки защиты и намеки на ресурсы и статус], а женщины унижают других женщин за то, что ценят мужчины [сексуальная верность и физическая привлекательность]», — сказал он мне.

    Исследования, основанные на студентах, часто осуждаются за то, что они не отражают реальную жизнь, но в этом случае возрастная группа на самом деле вполне допустима. Новости полны историй о студентках и женщинах-подростках, которые испытывают стыд после сексуального насилия или даже совершают самоубийство после того, как их сверстники назвали их «шлюхами».

    Итак, можем ли мы что-нибудь сделать с нашими стервозными наклонностями? Несмотря на его скептицизм по поводу размышлений об эволюции, Фуэнтес сказал, что исследование было интересным, потому что оно показало, что непрямая агрессия вполне реальна и может быть вызвана простым изображением.

    «Эти социальные конструкции реальны для нас, — сказал Фуэнтес, — но мы можем их изменить».

    Злоба подрывает самооценку жертв, но Валланкур утверждает, что, осознавая ее, мы можем попытаться ее подавить.

    «Исследования показывают, что если вы измените познание, вы измените поведение», — сказала она. «Такое поведение причиняет вред. Люди впадают в депрессию, если на них нападают таким образом».

    Басс не так оптимистичен, говоря, что нелегко изменить что-то, что могло бы, будь то в результате эволюции или обусловленности, стать рефлексивным.

    Он сказал, что сдерживание стервозности — это одна из областей, в которой мужчины могут помочь, а не просто стать объектом конкуренции.

    «Это может измениться только в том случае, если мужчины перестанут ценить сексуальную верность и физическую привлекательность давних партнеров», — сказал он.

    «Это маловероятно», поскольку «эволюционировавшие предпочтения мужчин в отношении партнера так же «зашиты», как эволюционные пищевые предпочтения продуктов, богатых жирами и сахаром».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.