Содержание

Психопрофилактика девиантного поведения подростков — Высшая школа практической психологии и бизнеса

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

В отдельную подгруппу выделяются психологические патологии. Они образуются на стыке 2-3 факторов и с трудом поддаются терапии.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Классификация социальной девиации

Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.

Положительное девиантное поведение включает в себя:

  • научные достижения и открытия;
  • повышенное усердие в школе, на работе;
  • творческие увлечения и успехи;
  • участие в благотворительных акциях;
  • героические поступки, самопожертвование.

Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.

Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:

  • аддиктивная девиация;
  • аморальная девиация;
  • делинквентная девиация.

В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.

Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:

  1. Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
  2. Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
  3. Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.

Важно! Также в психологии выделяют преддевиантный синдром: комплекс признаков, приводящих к устойчивому негативно-девиантному поведению. Он проявляется конфликтами с окружением, повышенной агрессивностью, негативным отношением к учёбе и работе.

Аддиктивная девиантность

Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.

Девиантная аддиктивность проявляется в виде:

  • алкоголизма и наркомании;
  • анорексии, булимии;
  • религиозного фанатизма;
  • нимфомании;
  • компьютерной зависимости;
  • трудоголизма.

Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.

Аморальная девиантность

Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.

К аморальному поведению относится следующее:

  • беспорядочные сексуальные связи, проституция;
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • повышенная агрессия по отношению к людям;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • отказ от работы, учебной деятельности;
  • оскорбление, унижение окружающих людей.

Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.

Делинквентная девиантность

К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:

  1. Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
  2. Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.

Делинквентность требует жёстких запретно-репрессивных мер. Личность, совершающая противоправные и преступные деяния, представляет собой серьёзную угрозу для общества. Делинквентный девиант может принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.

Симптомы отклоняющегося поведения

Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:

  • конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • безответственность, нежелание помогать другим;
  • постоянная смена увлечений и круга общения;
  • отсутствие контактов с другими людьми;
  • постоянные перепады настроения;
  • завышенная или заниженная самооценка.

Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма

Важно! При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Профилактика девиантного поведения

{banner_banstat9}

Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:

  • положительный пример в окружении ребёнка;
  • построение доверительных, тёплых отношений;
  • адекватные воспитательные меры;
  • информационно-профилактические работы;
  • консультации психолога по мере необходимости.

Подобные методы актуальны только для детей и подростков. У взрослых людей отклонения от нормы в поведении возникают при психологических патологиях либо в процессе формирования характера. Профилактика в таких случаях бесполезна.

Примеры отклоняющего поведения

Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.

Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.

Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.

Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.

Похожие новости: Атеросклероз: что это такое, причины, осложнения, симптомы и лечение Глисты у кошек: симптомы инвазии, фото паразитов с названиями и описанием, лечение питомца Паразиты в мясе – виды и опасность Онемения: конечностей – рук и ног, головы, лица и других частей тела Есть ли гельминтоз у малыша: как родителям определить паразитов после дефекации? Можно ли носить линзы больше положенного срока? Что будет, если пользоваться ими дольше? Комментариев: 0

Девиантное поведение подростков – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого используются собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.п.

К причинам распространения девиантного поведения среди несовершеннолетних связывают, наряду с другими причинами, с отрицательным изменением семейных отношений (конфликты, скандалы, разводы).

Так, О.А. Старцева отмечает, что «семья является моделью глобального мира, она создает условия для формирования личности, обеспечивает ее индивидуализацию и социализацию. В сложном современном мире существуют нормальные и распадающиеся семьи, семьи полные и неполные.

Распадающиеся асоциальные семьи стимулируют девиантное поведение ребенка, его социальную дезадаптацию».

К формам девиантного поведения подростков относят «повышенную агрессию, жестокость; тунеядство, нежелание учиться, второгодничество; курение; употребление спиртных напитков; бродяжничество, попрошайничество; раннее начало половой жизни, проституцию; токсикоманию; воровство; хулиганство; участие в криминальных группах; наличие судимости; суицидальное поведение; вандализм; употребление наркотиков».

Важным условием формирования мировоззрения, нравственных критериев, характеризующих степень социализации личности, является влияние семьи. Каким образом родители, не имея психологического образования, могут разобраться в решении данных проблем? В решении этих проблем могут помочь специалисты психологического центра.

В целом решение вопросов воспитания подростков может включать психодиагностику и психокоррекцию таких проблем, как  основы взаимоотношения в семье;  внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления; основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи; основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка и др.

Кроме того, опытный психолог-консультант может способствовать созданию благоприятной нравственной обстановки в семье, тог есть той среде, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека, и во внутрисемейных взаимоотношениях. С раннего детства ребенок именно в семье, в обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга; усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное, организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие самых референтных для подростка лиц – его родителей. Причем предупредительные возможности воспитания со стороны родителей намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда делинкветный проступок со стороны подростка уже совершен.

Для выявления криминогенной деформации и выбора эффективных средств воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя целесообразно учитывать особенности его личности, чему может служить предлагаемая классификация.

Циник. Данный тип характеризуется устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремлением к потребительскому времяпрепровождению, деформацией ценностей и отношений.

Основные формы проявления: эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуважительность, эгоцентризм, цинизм, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость, физическая агрессивность. Для воздействия на данный тип целесообразно опираться на такие качества личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству.

Проныра. Данный тип составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших.

Основные формы проявления: импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность, извращенное представление о мужестве и товариществе. Стремление к применению физической силы проявляется у таких подростков ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Безразличный. Данный тип подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью, не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная (словесная) агрессивность.

Трус. В эту группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения.

Основные формы проявления: слабоволие, мнительность, заискивание перед более сильными товарищами, трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Необходимо учитывать, что отношения взаимного доверия и уважения между родителями и подростком разрушают асоциальные установки у последнего. Важно дать ему возможность почувствовать, что он отличается своей индивидуальностью, может быть полезным людям и всему обществу. Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь.

Бондаренко Татьяна Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент

Список литературы:

1) Старцева О.А. Педагогическая культура семьи и девиантное поведение // Человек. Культура. Образование. № 3. С. С. 168.

2) Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннорлетних: Автореф. дис… канд. психол. наук. Рязань, 2004. С. 5.

Экзамены и поступление Soft skills POV: истории успеха Культпросвет Родителям

Выясняем, почему разобраться в трудном поведении у подростков — задача родителей и как они могут это сделать

Вокруг подростков сложились мифы о том, что они агрессивные, грубые и пытаются делать всё назло своим родителям. Подросткам действительно свойственно проявлять трудное поведение, только делают они это, потому что ещё не знают, как можно выражать свои эмоции по-другому. Мы поговорили с благотворительным фондом «Шалаш» о причинах такого поведения и выявили конкретные шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь ребёнку с трудным поведением.

Как проявляется трудное поведение у подростков

Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:

«Поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими и при этом причиняет вред или создаёт риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых, других живых существ, окружающему пространству и вещам».

Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться.

Как говорить с детьми о благотворительности

Причины трудного поведения подростков

Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.

👪 Семья

Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).

При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011). Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили.

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).

🏫 Школа

Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).

🧸 Влияние сверстников и подходящие ситуации

Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).

🧑‍🤝‍🧑 Особенности социализации

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.

За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям (Messerschmidt J., 1993). В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков (Н. К. Радина, А. А. Никитина, 2011). Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.

😡 Черты личности, неврологическое развитие

Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Лиля Брайнис,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться. Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи. Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей. Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать.

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).

☝️ 

Что делать, если ребёнок вас обманул
  1. Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
  2. Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
  3. Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
  4. Поблагодарите за честность.

☝️ 

Что делать, если обманы продолжаются некоторое время
  1. Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
  2. Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
  3. Задавайте вопросы и уточняйте факты.
  4. Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
  5. Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
  6. Проговорите последствия нарушения.
  7. Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
  8. Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
  9. Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.

🙅 

Точно не нужно:
  • заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
  • стыдить за обман;
  • называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
  • резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.

☝️ 

Что делать, если ребёнок вам отказывает
  1. Наблюдайте. Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
  2. Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
  3. Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия. Начните действовать на основании этого.
  4. Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
  5. Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.

🙅 

Точно не нужно:
  • обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
  • сравнивать с успехами других детей и подростков;
  • заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.

☝️ 

Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно
  1. Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
  2. Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
  3. Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
  4. Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
  5. Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
  6. Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.

🙅 

Точно не нужно:
  • кричать, оскорблять, нагнетать обстановку;
  • оставлять ребёнка наедине со своими эмоциями.

Изображение на обложке: Ani / Dribbble

Прим. ред. Фонд «Шалаш» системно решает проблему трудного поведения в России: дает учителям и родителям конкретные и проверенные инструменты, помогает предотвратить серьезные негативные последствия и справиться с трудным поведением детей на ранних стадиях с помощью развития учебных и социальных навыков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Давайте знакомиться! Зарегистрируйтесь и получите доступ к курсам и рассылку полезных советов от лучших преподавателей России Можно через ВКонтакте или Фейсбук, просто одной кнопкой

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОСТИ. Дети, Общество, Закон

В этой книге феномен девиантности рассматривается во всей его полноте, с различных сторон. В работе дается развернутая психологическая характеристика отклоняющегося поведения, акцентируется внимание на различных формам его проявления. Уделено значительное внимание рассмотрению современных психологических представлений о природе девиантности детей и подростков. Подробно обсуждаются различные теоретические подходы и концепции отклоняющегося поведения. Книга богата фактическим материалом, в ней представляются и анализируются результаты многочисленных эмпирических исследований отклоняющегося поведения. Фактический материал охватывает как зарубежные, так и отечественные исследования, в том числе и оригинальные авторские. Практические советы и рекомендации не выделяются, как это иногда делается, в отдельный раздел. Но они широко представлены во всей книге, органично включены в соответствующие разделы книги, представлены по ходу изложения конкретных проблем и аспектов девиантного поведения.

В книге рассматриваются основные понятия, связанные с феноменом девиантности и теоретические подходы к его исследованию, анализируются основные виды девиантного поведения. Подробно рассматриваются проблемы детской и подростковой агрессии. При этом анализируется специфика агрессии на разных возрастных этапах. Показывается связь агрессии детей и подростков со стилями семейного воспитания, взаимоотношениями в семье. Приводятся результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследований, как отечественных, так и зарубежных, в том числе и оригинальных авторских. 

Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков рассматривается также в гендерном аспекте. При этом специальное внимание уделяется особенностям проявления подростковой девиантности среди девочек. В этой связи приводятся и подробно анализируются результаты новых эмпирических исследований на эту тему. Особый интерес имеет представленный в книге анализ такого популярного, в исследовательском плане, психологического феномена как буллинг. Исследование данной проблемы широко представлено в англоязычной литературе, и значительно меньше в отечественной. В специальном разделе книги проблема подростковой девиантности рассматривается с неожиданной стороны – как психологический феномен подросткового футбольного фанатизма.

Определенная часть книги посвящена рассмотрению такого явления как воровство, в качестве формы девиантного поведения детей и подростков. Этот феномен рассматривается подробно на теоретическом и эмпирическом уровнях анализа. В прикладном плане значительное внимание уделяется вопросам психокоррекции и профилактики воровства у детей. В книге также акцентируется внимание на рассмотрении феномена делинквентности, в связи с такой важнейшей характеристикой личности, как локус контроля. Анализируется связь ответственности личности, ее уровня и локализации с асоциальным поведением подростков. 

В качестве, так называемых, малых девиаций, рассматриваются табакокурение и алкоголизация молодежи. Специальный раздел книги посвящен социально-психологическим аспектам наркопотребления подростков.

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Психология девиантного поведения как наука (соотнесение психологии девиантного поведения с другими науками. История возникновения).

 

История человека — это история человеческих сообществ. Как считает большинство ученых, первые организованные сообщества появились на нашей планете примерно 40-50 тысяч лет назад. Уже тогда человек придумал правила, регулирующие жизнь сообщества и поддерживающие его организацию. Правила эти претерпели длительную эволюцию, они много раз менялись и пересматривались, а правила разных сообществ, зачастую противоречили друг другу. Однако во все времена, эти правила решали одну важнейшую задачу: определяли, что можно и чего нельзя делать людям, живущим в сообществах. Наличие в правилах негатива — “нельзя” — подсказывает, что люди, создававшие правила, подразумевали возможность поведения, не укладывающегося в рамки правил. Так оно и было. Как только один человек придумал правила, другой человек начал их нарушать. Почему?! Зачем?! Для чего?! Это извечные вопросы, на которые до сих пор пытаются найти ответы психологи и социологи.

Правила, которые можно легко нарушать — уже не правила. Так возникли наказания, удерживающие людей от нарушения правил. Это не помогло. Человек нарушал правила, несмотря на наказание. Правила устанавливали норму, нарушители демонстрировали отклонения от этой нормы.

Вы, как юристы, как раз и работаете в структуре установления определенных правил, назначения наказаний.

В последние годы в связи с быстрым развитием нашего общества отмиранием многих старых устоев и в тоже время общей тенденции к гуманизации общества объективно возрос интерес к проблеме отклоняющегося поведения. Не просто с целью выявить и присудить наказание, а с целью профилактики или же коррекции. Это обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения. Больше внимания стало уделяться разработке способов коррекции, профилактики и реабилитации. Все это также стимулировало развитие психологии девиантного поведения как науки. Возникла необходимость знакомства с её основами более широкого круга специалистов: психологов, педагогов, юристов, медиков, социальных работников.

В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина.

Термины «девиантность» и «девиация» связаны с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма. Первоначально центральное место в исследовании девиантности занимали вопросы преступности. Для объяснения социальной девиации Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии, что означает в переводе с французского «отсутствие закона, организации».

В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение». И это является одним из вопросов на которые призвана ответить психология девиантного поведения.

Э. Саттерленд – автор теории дифференцированной связи, утверждал, что преступности обучаются, что преступная девиация является следствием многократного и продолжительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения.

В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих отклоняющееся поведение в ракурсе нарушения норм права, мы будем использовать более широкое определение девиации как отступления от общепринятых ценностей и норм. И относить к девиантному поведению не только преступления и иные правонарушения, но и алкоголизм, пьянство, наркоманию, бродяжничество, тунеядство, детскую беспризорность, аморальное поведение и т. п.

Психология девиантного поведения — это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. (Менделевич В.Д.)

Сложность изучения психологии отклоняющегося (девиантного) поведения усугубляется: отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии.

Например, до сих пор нет единого мнения следует ли относить девиации поведения к патологии (то есть к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений (то есть донозологическими психическими расстройствами), или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения нет особой связи; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психологическая коррекция.

Как наука и учебная дисциплина психология девиантного поведения охватывает широкий спектр проблем социально-психологического, психолого-педагогического, нейро-психофизиологического, медицинского и криминолого-юридического характера, связанных с разными возрастными категориями.

В качестве объекта психологии девиантного поведения принято рассматривать субъектов социального взаимодействия (индивиды, группы, субкультуры).

Предмет психологии девиантного поведения: отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, а также особенности развития личности, приводящие к дезодаптации человека в обществе, нарушением самоактуализации и непринятием себя, в силу выработанных неадекватных моделей поведения.

Основной целью психологии девиантного поведения как науки является изучение социально-психологических причин и обусловленностей девиантных проявлений, генезиса, закономерностей и механизмов девиантного поведения как феномена современного общества.

При этом психология девиантного поведения ставит перед собой и ряд задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности девиантного поведения, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в условиях девиантного поведения личности, межличностных и социально-педагогических взаимодействий;

3) исследовать социально-психологические, психолого-юридические, нейропсихологические и педагогические механизмы, лежащие в основе девиантного поведения, поскольку без их знания невозможно овладеть практическими средствами его превенции, профилактики и коррекции.

 

Психология девиантного поведения:

1. Девиантология как отрасль научного знания.

Девиантология – это наука, изучающая соц. девиации и реакцию общества на них, т.е. их социальный контроль.Девиантность – это социальный феномен, выражающийся в относительно массовых, статистически устойчивых формах человеческой деят-ти, не соотвествующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

Цельразработку общетеоретических основ и методического аппарата для всех дисциплин, изучающих соц. девиации на различных уровнях организации общественной жизни — индивидуальном, групповом, государственно-формализованном, общественно-символическом и культурно-историческом.

объектадевиантологии рассматривают субъектов (активно действующие, саморазвивающиеся,саморегулирующиеся участники) социального взаимодействия (индивиды, группы, субкультуры) с разными формами девиантного поведения различной этиологии, обладающие качеством девиантности.

Предметомдевиантологии являются девиантность и девиации как многоуровневые социально-психологические и индивид-психологические феномены с различными формами проявлений.

Задачи: 1. Установление причин, условий и факторов, способствующих возникновению девиантного поведения

Дев. зародилась и сформировалась социология девиантного (отклоняющегося) поведения как специальная (частная) социологическая теория, которая со временем получила более точное название – социология девиантности и социального контроля. место в системе наук. девиантности является более общей теорией по отношению к наукам, изучающим отдельные проявления девиантности: криминологии (наука о преступности), суицидологии (наука о самоубийствах и суицидальном поведении), «аддиктологии» (наука об аддикциях, пристрастиях, зависимостях – алкогольной, наркотической, табачной, игорной, компьютерной и др.), отчасти сексологии (наука о сексуальном поведении, включая «отклоняющееся» – перверсии), социологии творчества. По мере развития девиантологии формируются частные девиантологические науки (дисциплины): военная девиантология, теория социального контроля, подростковая девиантология (у нее двое родителей – девиантология и ювенология*) и др.

3. Определение «отклоняющееся поведение», виды и уровни.

Термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В девиантологии отклоняющееся поведение рассматривается преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.

Способы получения нормы называют критериями. 1.статистическийкритерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. 2.Психопатологическийв медицине. -поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье — болезнь». 3.социально-нормативный, в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется.

4.индивидуально-психологический, ценность каждой личности, ее индивидуальности.

современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности.

три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений:

Социологиярассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям: массовые и индивидуальные отклонения;– негативные и позитивные;

– отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп;– экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;– единовременные и длительные;– преступность, пьянство, наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.

В правепод отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни.

Психологическиеклассификации выстраиваются на основе следующих критериев:

— вид нарушаемой нормы;- психологические цели поведения и его мотивация;- результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;- индивидуально-стилевые характеристики поведения.

американский социолог Г.Беккер. Первичные отклонения— в целом соответствует культурным нормам. незначительны и не наносят заметного ущерба (например, переход улицы в неположенном месте).Вторичные отклонения— наносят заметный ущерб, как девиации. требует применения санкций.Вторичные отклоненияв свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:а)отклонения, связанные с нарушением правовых норм, Правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Правонарушения разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».б)отклонение в сфере общественной морали:

Основные причины девиантного поведения.Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”: Социальное неравенство. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования. наиболее склонны к девиантному  поведению подростки

Что такое девиантное поведение: причины, формы проявления и профилактика у подростков

Психология дает четкое определение того, что такое девиантное поведение. Оно фиксируется в случае отклонения от общих норм и правил. При этом личность замыкается на удовлетворении только собственных потребностей.

Дополнительно у пациента наблюдаются явные признаки деградации, стремление причинить боль окружающим. При этом у человека полностью отсутствует понятие стыда и желание брать на себя даже малейшую ответственность.

Причины развития патологии

Заболевание развивается под воздействием многих внутренних и внешних факторов. Характерными проявлениями недуга являются чрезмерная обидчивость, агрессия.

Личности необходимо удовлетворить свои потребности любой ценой. Такие люди очень восприимчивы, поэтому несчастны. На фоне деградации личности они не могут нормально продолжать жить в обществе.

Психологи выделяют следующие причины девиантного поведения:

  • погубное влияние неблагополучной среды общения,
  • регулярное употребление алкоголя или наркотических средств,
  • негативная и необоснованная критика в адрес человека.

Важно! Девиантное поведение подростков отражается на фоне желания разрушать, их волнуют не потребности окружающих, а только собственные интересы. Такие дети не могут здраво рассуждать и принимать решения.

Основные формы

Признаки девиантного поведения важно распознать на первом этапе их развития. В таком случае удастся предотвратить деградацию личности и помочь близкому человеку.

В психологии существуют следующие формы девиантного поведения:

  1. Аддитивная.
  2. Делинквентная.
  3. Антиморальные действия.
  4. Склонность к самоубийству.

Аддитивная характеризуется постепенным развитием. У человека формируется зависимость в качестве компенсации недостающего фактора. Как правило, пациент не может обходиться без определенного химического компонента. С ним он чувствует себя полноценно, но пагубная привычка негативно отражается на его жизни.

Это интересно! Понятие воля: что это в психологии

Создается впечатление мнимого удовлетворения после употребления алкоголя, наркотиков или выкуренной сигареты. Аддикция также диагностируется в случае зацикленности на определенном человеке, что отнимает у пациента много сил и становится причиной нервных переживаний.

Без удовлетворения данной потребности у человека пропадает тяга к жизни и интерес ко всему происходящему вокруг. Аддикция рано или поздно приводит к полному разрушению личности.

Делинквентные формы опасны не только для человека, но также для окружающих. У человека полностью отсутствуют нормы морали, поэтому он с легкостью совершает любые противоправные действия. Если возникает такая ситуация, следует немедленно обратиться за помощью в правоохранительные органы.

Для деликвента не существует преград, которые могут помешать ему удовлетворить собственные потребности. Такие люди готовы пойти на серьезный риск без доли колебания. Человек стремиться постоянно смотреть в глаза, регулярно врет и может поставить под угрозу даже самого близкого человека.

Человек пытается привлечь к себе как можно больше внимания путем совершения антиморальных действий. Его поведение становится некрасивым, а поступки не соответствуют обычным общественным устоям.

У человека не остается никаких моральных норм. К примеру, индивид считает нормальным заниматься проституцией, прилюдно оскорблять людей и регулярно использовать ненормативную лексику.

Для самоутверждения пациент может вступить в конфликт с законом.

К самоубийству прибегают те люди, которые не видят смысла в своей дальнейшей жизни, перестают испытывать обычное ощущение радости и ведут себя вяло. Такой человек нуждается в немедленной медицинской помощи, ведь его жизни и здоровью угрожает реальная опасность.

Это интересно! Понятие ощущение – что это в психологии такое

Важно донести до него, что самоубийство не сможет решить проблемы. Близкие родственники должны уделять максимальное внимание человеку. Склонность к проявлению недуга на раннем этапе определить бывает сложно.

Девиантные формы поведения детей никак не проявляются. Они продолжают хорошо учиться и слушать родителей. Помните, что только своевременная помощь психолога поможет избежать серьезных проблем в будущем.

Симптоматика

Характеристика девиантного поведения позволит распознать проблемы на раннем этапе их развития. Следует рассмотреть не только прямые, но и косвенные симптомы.

Если человек ведет себя неадекватно, то следует уделить анализу его поведения отдельное внимание.

Он может принимать участие в противоправных действиях или пристраститься к определенному роду зависимости. Выражение негатива также может производиться в нескольких формах.

Профилактика психологического расстройства заключается в своевременном выявлении проблем. Можно заметить у человека проявление девиантного поведения в виде чрезмерной агрессии. Индивид может совершать любые противоправные действия без угрызений совести.

Девиантное поведение подростков имеет свои особенности: через определенный период времени они начинают терять присущие им черты характера. Личность начинает постепенно растворяться в воздухе, существовать автономно и не обращать внимания на мнение окружающих. Человек не умеет правильно взаимодействовать с окружающим миром, ведет себя жестко и напористо.

Это интересно! Принципы устройства бытия: что это такое онтология

В поведении можно отследить явные признаки агрессии. На первый план выходят индивидуальные потребности. Агрессия отталкивающе действует на окружающих людей, поэтому патология может оставаться без внимания очень долго.

Степень агрессии напрямую зависит от страха, который присутствует в человеке. Если в жизни возникает риск, то пациент начинает нервничать, не может взять себя под контроль и привести в равновесие.

Для таких людей требуется тратить дополнительную энергию на то, чтобы постоянно быть готовым подстраиваться под внешние изменения.

Дополнительно у пациента проявляется неуправляемость и периодические нервные срывы. Чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек теряет способность к логическому мышлению. Его решения для окружающих становятся непонятны.

На фоне постоянных ошибок в поведении человек становится неуверенным в себе. Его агрессия постоянно сопровождается замкнутостью. Через определенный период времени пациент стремиться разорвать свои социальные связи, так как больше не может просить помощи даже в том случае, если она ему очень нужна.

Причины девиантного поведения разные, но проявления имеют много схожих между собой черт. К примеру, пациенту сложно доказать, что он является неправым. Он живет в состоянии опасности за свою жизнь. Его энергия уходит на контроль над ситуацией, а не работой по усовершенствованию собственной личности.

Это интересно! Определение эмоции – что это в психологии

Если пациенту вовремя не оказать помощь, то он может полностью утратить контроль над собственной личностью. У человека сбиваются жизненные ориентиры, поэтому он не знает, куда двигаться дальше.

Девиантные формы поведения детей и взрослых сопровождаются резкой сменой настроения. Если окружающие поступают не по схеме пациента, то он начинает проявлять агрессию. При этом у пациента отсутствует возможность взять свое состояние под контроль.

Он может вести себя весело, а через несколько минут у него может появиться недомогание и крик. Такое состояние наблюдается в случае нервного напряжения и усталости. Организму не хватает необходимых ресурсов для нормального функционирования.

Главная особенность девиантного поведения – разрушение собственной личности. При этом человек пытается создать для себя оптимальные условия жизни.

При резкой смене настроения человек может стать неуправляемым. Он не чувствует покоя и уверенности.

Повышенная скрытность напрямую связана с тем, что для незаметности нарушителю потребуется тратить много собственных сил. Эти манипуляции совершаются с целью получения необходимой информации.

Человек начинает вести себя подозрительно, чем привлекает внимание всех окружающих. Дополнительно он не нуждается в эмоциональной разгрузке, наоборот, его такое состояние полностью устраивает.

Патология требует от больного значительных эмоциональных затрат. Пациенту сложно доверять окружающим его людям, поэтому у него полностью отсутствует желание жить в таком обществе. Однако в своей голове он создает оптимальную модель для собственной жизни.

Мировоззрение не совпадает с общественными нормами и правилами. Личность не ведет перед собой перспектив дальнейшего существования, поэтому часто задумывается о самоубийстве. Человек направляет свои силы на разрушение и деградацию.

Важно! При скрытности человеку невольно хочется прибегать к обману, он больше не может говорить правду, поскольку она не соответствует общественным нормам и правилам.

Полезное видео

Подведем итоги

Человек создает для себя условия, которые считает комфортными, однако для окружающих его людей они являются неприемлемыми.

При выявлении первых симптомов патологии следует обратиться к специалисту в данной области, который сможет принять решение о необходимых корректирующих мерах. Ситуация сложная, но всегда есть возможность ее полностью исправить.

Теория отклонений | Прикладная социальная психология (ASP)

Почему одни люди чаще других совершают преступления? Почему некоторые категории или виды людей чаще, чем другие, совершают преступления? Наиболее распространенные теории можно разделить на три группы: социологические, биологические и психологические.

 Биологические теории склонны рассматривать преступление как форму болезни, вызванную патологией, специфичной для определенных людей. Некоторые примеры включают исследование Шелдона о типах телосложения, которое было изучено на 200 телах и показало, что мезоморфные типы телосложения более склонны к преступной деятельности.Другая биологическая теория показала, что дополнительная Y-хромосома коррелирует с преступностью. Дополнительная Y-хромосома была создана, чтобы создать сильное убеждение, что носитель XYY подвергается крайнему риску совершения насильственных преступлений.

Психологические теории преступности подчеркивают индивидуальные различия в поведении и подходах к мышлению, чувствам и принятию решений, которые делают некоторых людей предрасположенными к совершению преступных действий. Научные принципы, которые формулируются и применяются для анализа и понимания когнитивных и поведенческих явлений.Одним из примеров может быть человек с антисоциальным расстройством личности. Человек с антисоциальной личностью не учится на наказании, не испытывает страха/тревоги по поводу последствий своего поведения.

В биологических объяснениях преступного поведения особое внимание уделяется как генетическим, так и физиологическим факторам. Наследственные факторы влияют на преступное поведение, но механизмы, посредством которых это влияние проявляется, неясны. Наиболее вероятные кандидаты связаны с нейротрансмиттерами, такими как серотонин, и некоторыми подкорковыми и корковыми структурами мозга, особенно префронтальной корой, которая отвечает за мониторинг поведенческого торможения, планирование и принятие решений.Более конкретная перспектива связана с мутацией Х-хромосомы в гене, кодирующем МАО-А, в сочетании с жестоким обращением в детстве.

Социально-психологические теории рассматривают преступное поведение как усвоенную реакцию, возникающую в результате классического обусловливания, подкрепления, наблюдения или моделирования, а также социальных ярлыков. Социологические теории криминологии считают, что общество влияет на человека, чтобы он стал преступником. Примеры включают теорию социального научения, в которой говорится, что люди учатся преступному поведению от окружающих их людей, и теорию социального конфликта, в которой утверждается, что классовая война является причиной преступности

.

Груман, Дж.А., Шнайдер, Ф.В., и Куттс, Л.А. (2017). Прикладная социальная психология: понимание и решение социальных и практических проблем . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

 

Эта запись была опубликована в субботу, 12 марта 2022 г., в 12:15 и размещена в рубрике «Без рубрики». Вы можете следить за любыми комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или вернуться на свой сайт.

Психологические теории девиантности

Психологические теории девиантности используют психологию девианта для объяснения его мотивации и принуждения к нарушению социальных норм.Во многом психологические теории девиантности отражают биологические объяснения, только с дополнительным акцентом на функции мозга. В то время как исторические биологические объяснения, такие как те, что были предложены итальянской школой, использовали биологические черты всего тела (например, выступающие вперед челюсти, большие уши) как признаки биологической склонности к преступному поведению, современные психологические теории девиантности используют биологию мозга (с точки зрения структуры мозга, уровней нейротрансмиттеров и психиатрических диагнозов) для объяснения отклонений.

Расстройство поведения

Одним из примеров психологической теории отклонений является случай расстройства поведения. Расстройство поведения — это психологическое расстройство, диагностируемое в детстве, которое проявляется в виде повторяющихся и устойчивых моделей поведения, при которых нарушаются основные права других и основные возрастные нормы. Это детское расстройство часто рассматривается как предвестник антисоциального расстройства личности. Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам –IV (профессиональное руководство, в котором перечислены все признанные с медицинской точки зрения психические расстройства и их симптомы), расстройство поведения проявляется как агрессивное и неуважительное поведение.По сравнению с контрольной группой у молодых людей с ранним и юношеским началом расстройства поведения наблюдались сниженные реакции в областях мозга, связанных с антисоциальным поведением. Кроме того, подростки с расстройством поведения продемонстрировали меньшую реакцию в орбитофронтальных областях мозга во время задания на подкрепление и вознаграждение. Эти психологические симптомы расстройства поведения, как с точки зрения нейроанатомии, так и с точки зрения регуляции нейротрансмиттеров, помогают объяснить объяснительную связь между психологией и преступностью.Более того, они демонстрируют все более подвижную границу между психологическими и биологическими теориями девиантности.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам — IV

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам – IV, профессиональному руководству, в котором перечислены все признанные с медицинской точки зрения психические расстройства и их симптомы, расстройство поведения представляет собой агрессивное и неуважительное поведение.

Психологическая травма

Психологические теории отклонений не обязательно имеют биологический элемент.Девиантное поведение также может быть объяснено психологической травмой в прошлом. Возьмем, к примеру, случай посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Это психологическое состояние, при котором травматический инцидент в прошлом вызывает у человека ненормальную реакцию на раздражители. ПТСР часто вызывается в случаях жестокого обращения с детьми, когда психологическая травма от жестокого обращения в детстве может способствовать девиантному поведению в будущем. Посттравматическое стрессовое расстройство также обсуждается в случаях девиантного, агрессивного поведения со стороны людей, которые пережили травму во время службы в армии.Рассмотрим случай с сержантом Робертом Бейлсом. сержант Бэйлз — американский солдат, который за последнее десятилетие отслужил четыре срока в Ираке и Афганистане. сержант Бэйлса обвиняют в том, что он напился, пошел в город рядом со своим постом в Афганистане и без провокации убил 16 афганцев. Эксперты уже предполагают, что психологическая травма от многократных передислокаций способствовала сержанту. Предполагаемое отклонение Бейлза.

Проблемы с психологическими теориями девиантности

Хотя психиатрические диагнозы обычно используются для объяснения девиантности, следует помнить, что то, что считается законным диагнозом, всегда вызывает споры.DSM, руководство по тому, что психологическое сообщество признает законным психиатрическим диагнозом, представляет собой переработанное руководство. Один из примеров важности этих изменений: раньше гомосексуальность включался в DSM как психическое заболевание. Таким образом, гомосексуальность (психологическое состояние) до тех пор, пока он не был удален в 1986 году, мог быть психологическим объяснением девиантной сексуальности. Однако после исключения из DSM гомосексуальность больше не признается законным психическим заболеванием, и, следовательно, развенчанное в настоящее время гомосексуальность как психиатрическое состояние не служит объяснительной ролью в отношении девиантной сексуальности.Это демонстрирует изменчивый характер психологических теорий девиантности.

Статистика ПТСР

Случаи посттравматического стрессового расстройства и тяжелой депрессии среди ветеранов США, направленных в Ирак и Афганистан в период с октября 2001 г. по октябрь 2007 г.

Психология: девиантное поведение и контроль

Веками ученые упорно пытались найти объяснение социальным отклонениям. В то время как нормальность и естественность вещей остаются незамеченными многими, сложности, связанные с повседневным осмыслением и приданием значения действиям и вещам, остаются спорным вопросом в сфере социологических исследований.

Мы напишем
индивидуальное эссе
специально для вас

всего за $16,05 $11/страница

308 сертифицированных авторов онлайн

Подробнее . Через него можно выделить границы разделяемой обществом реальности. Следовательно, в этой статье торговля наркотиками будет освещена как форма социального отклонения и применена теория напряжения для объяснения формирования такого поведения (Cohen, 1966).

Цель этого отчета — понять, является ли участие в девиантном поведении недостатком человека или конструктом общества в их определении нормальности. В докладе будет проанализировано поведение молодежи в сфере торговли наркотиками.

Причина, которая могла привести его к такому поведению, будет объяснена с помощью доступной теории деформации. Наконец, в отчете будет предпринята попытка определить, является ли пристрастие к наркотикам слабостью человека или проявлением недостатков в рамках социальной конструкции нормальности.

В этом случае Брайан, восемнадцатилетний мальчик, считается социально неприспособленным из-за его пристрастия к наркотикам как в качестве торговца, так и наркомана. Живя в Гарлемском гетто с детства, Брайану пришлось пройти несколько испытаний, чтобы убедиться, что у него есть то, что есть у других людей из богатых районов. В частности, он хотел иметь собственный дом и водить седан.

Кроме того, жизнь, которую он вел в детстве от пьяного отца, который никогда даже не знал, ела ли семья или нет, ходили ли его дети в школу или нет, заставила Брайана поклясться, что его дети никогда не испытают того, что он испытал. прошли через.Однако у него не было возможности получить качественное образование, которое обеспечило бы ему хорошую работу. Желание жить достойной жизнью горело в нем, и он решил продавать героин в качестве источника дохода.

Во многих обществах употребление наркотиков, а также их продажа являются неприемлемым поведением. Как определение нормальности и социально приемлемого образа жизни, человек, употребляющий наркотики, действует за пределами границ, установленных для любого человека, который хочет быть частью общества.

Получите свою
100% оригинальную статью
по любой теме

сделать всего за
3 часа

Узнать больше

В результате, Брайана считают своенравным человеком, переступившим границу нормальности.Вопреки принятому в обществе поведению, люди склонны классифицировать его как социального девианта. Они изолируют его из-за разногласий во мнениях. Большинство его друзей – это те люди, которые занимаются продажей наркотиков или злоупотребляют наркотиками. Однако никакие наркоманы не находят ему комфортной компании.

Общение с ним само по себе характеризуется как девиантное поведение. Это все равно, что оправдывать свой акт борьбы с наркотиками. С другой стороны, администрация объявила его в розыск.Между ними натянутые отношения.

Со своей стороны Брайан не считает свое пристрастие к наркотикам плохим поступком. На самом деле, он обожает этот поступок, потому что считает, что это единственное, что помогло ему достичь статуса, которым он сейчас пользуется. В его стремлении убедиться, что он никогда не жил жизнью, характеризующейся крайней бедностью, именно этот акт продажи наркотиков позволил ему достичь своих целей. Верный своему слову, он владеет хорошим домом в окрестностях.

Кроме того, у него есть красивый красный седан, на котором он колесит по поместьям, восхищая своих сверстников.В его нежном возрасте у него есть ребенок, который учится в богатой школе, которую большинство его соседей никак не могут себе позволить. Казалось бы, Брайан не находит обиды в том, что делает. В своем собственном мире он считает, что жизнь, которой он живет, — это то, чем должны жить люди. Продавая наркотики, он смог вести настоящий образ жизни.

Пытаясь объяснить отклонения в обществе, Ученые придумали несколько объяснений. Одной из вокальных школ в социологии является структурализм.

В этой школе мысли отклонение является прямым проявлением стремления человека жить в соответствии с ожидаемым образом жизни, который, следовательно, поддерживает социальную структуру. Их аргументы основаны на том факте, что общество в целом имеет общепринятые принципы, которым должен соответствовать каждый человек, чтобы считаться успешным человеком.

В своем определении происхождения девиантности Роберт Мертон утверждает, что структурная природа общества и общепринятые меры успеха являются первопричиной всех зол.Именно продиктованные цели успеха, которые общеприняты в обществе, имеют тенденцию быть неясными в определенных социальных классах.

Мы напишем заказные
сочинения
специально для вас
!

Получите свою первую статью по номеру
СКИДКА 15%

Узнать больше

В большинстве случаев путь к достижению этих целей для достижения успеха определен и общепринят. К сожалению, институциональная способность общества имеет тенденцию благоприятствовать членам высшего и среднего классов общества, в то время как низший класс находится в невыгодном положении.Например, быть богатым — это определение успеха. Общепринятые способы разбогатеть — это образование и, следовательно, хорошая работа или легальный бизнес.

Однако представители низшего класса общества не могут получить качественное образование и, следовательно, остаются без хорошей работы. В своем стремлении достичь общепринятых целей успеха они предпочитают использовать короткие пути и другие незаконные средства при условии, что они достигают целей успеха (Cohen, 1966).

В случае с Брайаном он предлагает жить богатой жизнью.Однако его родители не в состоянии предоставить ему правильные каналы, которые позволят ему достичь поставленных целей успеха в законном канале.

Плохое образование не позволяет ему устроиться на хорошую работу и жить ожидаемой комфортной жизнью. Следовательно, Брайан прибегает к использованию средств, которые позволили бы ему прожить эту жизнь, и это продажа наркотиков. Хотя эта деятельность криминализирована, это единственный способ, который Брайан может использовать для достижения целей успеха, установленных обществом (Lemert, 1951).

Случай Брайана ясно показывает, что теория отклонений от деформации работает. Очевидно, что убеждение общества в том, что успешный человек должен быть в состоянии обеспечить свою семью, жить в хорошем доме, водить дорогой автомобиль и т. д., не принимает во внимание средства достижения этих целей. Указанные правовые средства устанавливаются в контексте среднего и высшего класса, при полном забвении низшего класса.

Однако низший класс склонен принимать общепринятые цели успеха.Но, учитывая, что учреждения их не одобряют, они используют другие средства, поскольку Брайан прибегает к продаже наркотиков. Если бы он решил разбогатеть с помощью юридической карьеры, его образование не позволило бы ему. Однако, продавая наркотики, он может достичь поставленных целей успеха. Следовательно, теория деформации функциональна.

Список литературы

Коэн, А. (1966) Девиантность и контроль. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall

Lemert, E. (1951) Социальная патология. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Нужна
100% оригинальная бумага
написанная с нуля

профессионалом
специально для вас?

308 сертифицированных писателей онлайн

Учить больше

Девиантность в социальной психологии задание — 641 слов

Девиантность в социальной психологии Девиантность является серьезной проблемой, требующей дальнейшего изучения в социальной психологии в связи с ее отношением к символическому взаимодействию и общему значению.Девиантность определяется как поведение, нарушающее правила группы — общего обобщенного другого. Поскольку социальные организации создают общее значение надлежащего поведения, создавая нормы, поведение, не соответствующее социальным ожиданиям, является относительным и может различаться в разных группах. По мнению социолога Дэвида Эмиля Дюркгейма, девиантность является жизненно важным компонентом сильной цивилизации.

Это дает не-девиантам осознание сплоченности, неоднократно подчеркивая значимость нарушения правила.Наказывая девиантов, группа выражает общее негодование и восстанавливает свою приверженность правилам. Дюркгейм утверждает, что фактическая цель наказания состоит не в сдерживании потенциальных преступлений, а в подтверждении важности нарушения правила. Определение определенных действий как нарушающих закон устанавливает границы социально приемлемого поведения; таким образом, девиантность является не только следствием социальной структуры, но и необходимой для нее.

Перспектива символического взаимодействия основана на том, как люди разрабатывают сложный набор символов, чтобы придать смысл миру; поэтому понимание символов важно для понимания человеческого поведения.Следует проводить дополнительные исследования в отношении девиантности, поскольку она связана с социальной психологией с упором на общий смысл, поскольку существует взаимная связь между более крупными социальными процессами и их влиянием на человека.

Теория навешивания ярлыков подчеркивает важность общества в определении того, что является незаконным, и в присвоении девиантного статуса конкретным лицам; следовательно, это доминирует в их идентичности и поведении. Социолог Говард Беккер описывает, как отдельные нарушители правил принимают на себя ярлык «ненормального» как выдающуюся личность.Когда личность является ролью, с которой человек больше всего связывает представление о себе, он становится изгоем и лишен ресурсов для достижения успеха в повседневной жизни.

Поэтому в некоторых случаях человек возвращается к незаконным средствам выживания. Этот «вторичный» тип отклонения более распространен, когда наложение ярлыка сопровождается чувством несправедливости. Постепенно конечная стадия появления профессионального преступника влечет за собой продвижение нарушителя правил в девиантную субкультуру.Ассоциация категоризированного девианта с организованной группой обеспечивает индивиду моральную поддержку и самооправдательное обоснование.

С точки зрения Чарльза Хортона Кули, теория навешивания ярлыков была бы параллельна его теории «зазеркалья». Теория утверждает, что люди воображают, какими они кажутся другим, они представляют себе, каким должно быть их суждение об этой внешности, и у них развивается некоторое самочувствие, такое как гордость или смирение, в результате восприятия чужого суждения.Глядя ??? Теория стеклянного я утверждает, что представление о себе связано с взаимодействием и восприятием того, как другие видят человека.

По мере того, как человек рассматривает реакцию других на свое поведение, он/она затем имеет склонность приспосабливаться, чтобы получить дальнейшие желаемые реакции. По словам социолога Уильяма Чамблисса, люди из более низкого социально-экономического класса: 1) с большей вероятностью будут подвергаться тщательному изучению и наблюдению за любым нарушением закона 2) с большей вероятностью будут арестованы, если их обнаружат при подозрительных обстоятельствах 3) с большей вероятностью будут тратить время между арестом и судом в тюрьме 4) больше шансов предстать перед судом 5) больше шансов быть признанным виновным и 6) если вина будет доказана, больше шансов получить суровое наказание.

Лица, принадлежащие к более высоким социально-экономическим классам, гораздо чаще избегают ярлыка «преступник». Ссылаясь на теорию навешивания ярлыков, правонарушитель реагирует на себя так же, как могло бы общество; тем самым принимая роль обобщенного другого по отношению к себе. «Общество» — это зеркало, в которое индивидуум смотрит в поисках своего отражения; следовательно, по мере того как культура определяет девиантность и навешивает на людей ярлыки, во многих случаях человек будет брать на себя соответствующую характеристику.

Я нашел это полезным Я нашел это полезным это не полезно это не полезно

Спасибо! Ваши голоса помогают нам стать лучше!

Эта работа «Девиантность в задании по социальной психологии» написана и сдана вашим сокурсником добровольно. Вы можете использовать этот образец в исследовательских и справочных целях, чтобы помочь в создании собственной статьи. Использование любых частей работы без надлежащего цитирования запрещено.

Если вы являетесь владельцем этой работы и не хотите, чтобы она была опубликована на NerdySeal, запросите ее удаление.

Запросить удаление .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.